Menu
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Разное Знак черепа – Череп / Традиции культуры и символы в украшениях / Блог / Ювелирный Бренд «Роскошь» — Современные ювелирные украшения

Знак черепа – Череп / Традиции культуры и символы в украшениях / Блог / Ювелирный Бренд «Роскошь» — Современные ювелирные украшения

Адамова голова – древний христианский символ

На старинных иконах, изображающих распятого Иисуса Христа, у самого подножия креста иконописцы часто изображали несколько шокирующую для современного обывателя символику в виде черепа с перекрещенными костями. Для многих не ведомо, что данный символ имеет обоснование и глубокое значение. В христианстве его называют «Адамова голова». Немного о том, как толкуется в христианском учении история происхождения и значение Адамовой головы.

В наше время мало кто знает, что гора Голгофа, где был казнен Иисус, является местом захоронения первого человека — Адама. Не случайно название, которым в далекие времена нарекли данную гору, переводится с арамейского языка как череп. Со временем оно приобрело другое значение и подрахумевалось как лобное место. Само же изображение человеческого черепа на костях изначально символизировало могилу с останками Адама.

Иисус принял мучительную смерть на кресте, воздвигнутом на могиле Адама во имя искупления грехов и спасения всех смертных людей. Кровь из ран Спасителя стекала по кресту, омывала останки Адама, изгнанного Богом из рая после его грехопадения, а также снимая первородный грех со всего человечества , даруя ему возможность спасения.

В христианстве белая Адамова голова на черном фоне служит олицетворением бесстрашия и презрения к смерти, а также возможности спасения в Царстве Божием. Особо почитаемым данный символ был в христианской Руси. Во время сражений в авангарде русского войска всегда шли черносотенцы. Черные сотни комплектовались из монахов – воинов. Презирая смерть, они не облачались в доспехи. В черных одеждах под черными знаменами, украшенными серебряной вышивкой черепа и скрещенных костей и девизом, взятым из молитвы, они шли в бой. Таким образом они демонстрировали превосходство духа над оружием. Символ веры – это молитва, в которой кратко отображаются основы христианства, своеобразный догмат православной церкви. Девиз, который взяли для себя черносотенцы, гласил: «Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Истинно так.» Богатырь Пересвет, который своим поединком с Челубеем начал Куликовскую битву, также был монахом – черносотенцем. В отличие от татарского воина он вышел на бой одетый в черную сутану без доспехов.

Адамова голова — символ чистоты и веры

В первой половине XVIII в России наступает эпоха перемен и реформ. Быть может по причине петровских преобразований, во многом направленных на подражание Европе, в Российской империи постепенно забывают о святом символе. Правда, очень занимателен случай, имевший место в период войны на Кавказе в XIX веке. В 1851 году командир самого успешного и отважного 17 казачьего полка на

Кавказе Бакланов Я. П. получил посылку от анонимного отправителя. В посылке было знамя, на черном полотнище которого серебром были вышиты Адамова голова и слова из Символа Веры. Бакланову очень понравился данный флаг и он сделал его полковым значком. Казаки поначалу с недоверием и некоторым суеверным страхом относились к черному флагу, но со временем, вдохновленные победами полка, искренне полюбили его. Для горцев казачий 17 полк под черным знаменем стал по накстоящему грозным.

Вспомнили об Адамовой голове в тяжелое время, в период Первой мировой войны. В 1917 году, когда русская армия была уже практически деморализована и небоеспособна. Тогда Мария Бочкарева инициировала для поднятия боевого духа в войсках формирование женский Батальон смерти. На шевронах женского батальона вводится символика в виде черепа на костях. В гражданскую войну офицеры Добровольческой армии носили на форме одежды знаки отличия в виде Адамовой головы. Правительство большевиков в свою очередь использовала данную символику в качестве устрашения и организовала Красный террор под знаком мертвой головы и лозунгом: «Смерть буржуям!»Под этим же знаменем и с этой символикой успешные боевые операции проводил и батько Нестор Махно. Что касается пиратского флага Веселый Роджер, то, скорее всего, это красивая легенда, полюбившаяся литераторам и кинематографистам.

nunataka.ru

Череп - символ жизни - F L A S H D E C O R — LiveJournal

Череп с давних пор стал символом смерти и бренности бытия. Однако символизм черепа не исчерпывается только этими значениями. Во многих традициях, особенно на Востоке, череп рассматривался как вместилище духа, жизненной энергии и интеллекта. (Источник: Вовк О.В. «Энциклопедия знаков и символов» // М.: Вече, 2006)


Одним же из самых дорогих черепов можно назвать брильянтовый череп Дэмиена Херста, приобретенный украинским бизнесменом и меценатом Виктором Пинчуком за 100 млн. долларов.
3

4
ЧТОБЫ ВЫ НЕ ДУМАЛИ, ГЛЯДЯ НА ЧЕРЕП – ОТВРАЩЕНИЕ, СТРАХ, ВОСХИЩЕНИЕ ИЛИ РАДОСТЬ – ВСЕ ЭТО ИМЕЕТ ТОЛЬКО ОДНУ БЕССПОРНУЮ ПРАВДУ: ЧЕРЕП СИМВОЛИЗИРУЕТ ЛИШЬ ТО, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ УВИДЕТЬ. ЕСЛИ ЧЕРЕП ВЫЗЫВАЕТ ВОСХИЩЕНИЕ, ЗНАЧИТ ЭТО СИМВОЛ СЧАСТЬЯ ИЛИ УСПЕХА.

5

6

7

8

9

10
Подставка для яиц...

11

12
Молодые дизайнеры компании Wallpaper Collective так любят пиратов, что решили наклеить на стены эмблему своих дорогих флибустьеров.

13

14

15

16

17
Обои от Graham & Brown (Barbara Hulanicki - Skulls)

18

19

20

21

22

23
Неоновая настенная скульптура...

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34


35

36

37

38

39

40

41

42

Конечно, не всем будет по душе такой весьма мятежный стиль декорирования помещения. Но с другой стороны он и создан для того, чтобы немного шокировать людей время от времени.


flashdecor.livejournal.com

Военный символ черепа в американских военных подразделениях


Завязаляся интересный диалог с подписчиком, насчет символа черепа нанесённого на приклад карабина SIG 556. И я понял, что мне просто необходимо рассказать про символику Карателя и компании Craft International

О логотипе "Craft"

История создания символа компании Craft сочетает несколько значимых событий в жизни её основателя – Криса Кайла, и чтит память его павших товарищей.
Будучи частью команды NAVY SEAL Team 3 Крис и его товарищи наносили рисунок с черепом на своё снаряжение для устрашения противника.
Перекрестье символизирует снайперское ремесло Криса, а также является отсылкой к рыцарям Тамплиерам, являющейся символом веры. Перекрестье именно на правом глазу появилось в честь боевого товарища Криса – Райна Джоба (SO2 Ryan Job USN (SEAL)), тяжелораненого выстрелом в правый глаз во время операции в Ираке 2006 года.
После успешной спасательной миссии силами NAVY SEAL капитана Ричарда Филлипса (Captain Richard Phillips) пасхальным утром 2009 года, Райн Джоб дал интервью об использовании «морских котиков» в миссиях против сомалийских пиратов местной прессе. На один из вопросов, он ответил так: "despite what your mamma told you, violence does solve problems." (не смотря на то, что вам сказала мама, насилие решает проблемы). Райн умер в сентябре 2009 года в результате осложнений во время реконструктивной хирургии.

Слово «Craft» означает группу экспертов в своем «ремесле», в которой мужчины и женщины продолжают и развивают своё наследие.
Череп Craft ежедневно напоминает о павших воинах, ставших жертвами войн ради победы над Злом.

С оригинальным текстом можно ознакомиться на сайте компании: www.thecraft.com

Военный символ черепа вдохновленный символом Карателя (Punisher)

Персонаж комиксов Marvel по имени Каратель (Punisher) появился в комиксе о Человеке-Пауке в 1974 году (№129), созданный писателем Джерри Конуэйем (Gerry Conway) и издателем Стэном Ли (Stan Lee), придумавшим имя новому герою. Образ героя был отрисован художником Джоном Ромита старшим (John Romita, Sr.), и его перу принадлежит большой череп на груди персонажа. Каратель изначально был антагонистом Человека-Паука, так как убивал преступников, что ставило в противоречие его и других героев Marvel. Тем не менее герой стал симпатичен многим любителям комиксов на протяжении многих лет, и особо много его фанатов в вооруженных силах США (United States Armed Forces).

Каратель – Фрэнк Кастл (Frank Castle) – ветеран морской пехоты США, стал свидетелем мафиозной экзекуции его семьи в центральном парке Нью-Йорка, после чего стал хладнокровно расправляться с преступностью. Герой носит черный костюм с большим изображением черепа на груди, и в отличие от большинства героев Marvel, использующих нелетальное оружие, Каратель пользуется пистолетами, снайперскими винтовками, гранатами и ножами, а иногда и давит преступников голыми руками.
Каратель стал одним из популярных персонажей Марвел в 1990-х. Были выпущены отдельные издания: The Punisher, Punisher War Journal, и Punisher War Zone. Каратель также является персонажем фильмов: The Punisher (1989), The Punisher (2004), Punisher: War Zone (2008), и фан-фильма Dirty Laundry (2012)
Популярность Карателя в вооруженных силах США характеризуется распространенностью его символа в «траншейном искусстве», особенно в командах NAVY SEAL и 24 пехотном полку Армии США. Существует давняя неофициальная, но поддерживаемая традиция использования символа черепа в «траншейном искусстве» военнослужащими США. Фанаты Карателя продолжили эту традицию созданием символики своих подразделений на основе его символа черепа.
Символ 24 пехотного полка – «Череп Двойка-Четвёрка» (“Deuce Four Skull”) полностью основан на символе Карателя. 24 полк был направлен в Ирак в 2004 году. Череп впервые был изображен на стенах зданий, где был уничтожен полк иракской армии, и с тех пор стал устрашающей визитной карточкой 24 полка.
Третья команда «морских котиков» (The Navy’s SEAL Team 3) стала наносить символ черепа Карателя на своё снаряжение. Согласно заявлению, сделанному снайпером этого подразделения Крисом Кайлом для Daily Mail: «action was enough that the members of the unit adopted the white skull of the gun-wielding comic book vigilante The Punisher. They painted the symbol on their body armor, their vehicles and even their weapons.» (Команда приняла на вооружение символ «белого черепа», вооруженного бдительного персонажа комиксов – Карателя. Они стали рисовать этот символ на бронежилетах, транспорте и даже оружии). Издание The New Yorker, сообщившее о смерти Криса Кайла отмечает: «Kyle seemed to consider himself a cross between a lawman and an executioner. His platoon had spray-painted the image of the Punisher—a Marvel Comics character who wages ‘a one-man war upon crime’—on their flak jackets and helmets» (Кайл считал себя чем-то средним между судьёй и палачом. Его взвод наносил баллонной краской символику Карателя – героя комиксов Marvel, который один воевал с оружием против преступности, на свои бронежилеты и шлема). Крису Кайлу так понравился символ, что он стал пользоваться им в качестве логотипа своей компании Craft International, занимающейся тактической подготовкой военных и полиции.
Каратель имеет много поклонников, но так как его символ используется американскими военными, вряд ли персонаж пользуется популярностью среди «врагов Америки».
С оригинальным текстом, рассказывающем о символике Карателя, можно ознакомиться перейдя по ссылке, прикрепленной к статье.
Изображения использованные в статье являются собственностью их авторов и владельцев, и опубликованы с ознакомительной и образовательной целью, в соответствии с доктриной добросовестного использования и авторского права США.

Морские котики USNavy SEAL Группа №6
Внутренняя "неофициальная" эмблема подразделения.

Вышитая эмблема Третьей группы "Морских котиков" USNavy SEAL, ВС США.
Внутренняя "неофициальная" эмблема подразделения.



https://vk.com/wall-25124166_32038

nuker82.livejournal.com

Читать Знак черепа - Данн Джон Аллан - Страница 1

Джон Аллан Данн

Знак черепа

Глава первая. ЭШАФОТ

…Вот правда о том, как Тауни Том —

будь проклято имя его! —

бандит и пират, отправился в ад,

не взявши с собой ничего!

Начался прилив, и над Темзой стал подниматься густой, смешивающийся с клубами коричневатого едкого дыма туман, образуя смог, который царапал глотку и заставлял слезиться глаза. Бормочущий голос священника у подножия виселицы звучал хрипло и неразборчиво, огни факелов в руках факельщиков мерцали в сгущавшемся полумраке тусклыми красноватыми пятнами, а белые перевязи и галуны стражников, сдерживающих толпу, едва виднелись, несмотря на яркое пламя двух больших костров, разведенных на эшафоте.

Зябкая сырость тумана пронизывала меня до самых костей, не защищенных в достаточной степени ни упитанным телом, ни теплой одеждой. Желудок мой был так же пуст, как и карманы, и единственной милостью, которую оказывал мне туман, было то, что он прикрывал дыры и прорехи на моем довольно поношенном, ветхом наряде.

Ученый и джентльмен, да, я по праву мог считать себя таковым, хотя ни одно из этих достоинств, увы, не оказывало сколько-нибудь существенного влияния на мое материальное благополучие. Я был недалек от того, чтобы позавидовать даже тем трем пиратам, что стояли между столбами виселицы, перебрасываясь грубыми шуточками с толпою зевак в притворной и наигранной браваде. По крайней мере, они казались сытыми, и близился конец всех их житейских невзгод.

Что касается меня, то будущее едва ли сулило мне какие-либо перемены к лучшему, разве что я попытаюсь последовать их примеру и примусь за профессию уличного грабителя или, если удастся украсть лошадь, разбойника с большой дороги.

По правде говоря, я находился на грани отчаяния и готов был на все, ибо вопросы морали у любого человека отступают на задний план перед проблемами борьбы за собственное существование.

С часовой башни парламента погребальным звоном прозвучали одиннадцать гулких ударов, потонувших в густом тумане, который окутал Лондон траурным покрывалом, словно участвуя в печальной церемонии предстоящей казни. Туман становился все гуще, и бормочущая, кашляющая и сморкающаяся толпа теснее сомкнулась вокруг эшафота, когда священник закончил проповедь.

Бродячий продавец стишков и куплетов сунул мне в руку несколько листов, на которых было что-то отпечатано, шепеляво выкрикивая при этом:

— Вот, шер, — то, што вы ишщете. Доштоверное опишание жизни и приклюшений пирата Томаша Тауни! Полный и иллюстрированный штихотворный отшет о его похождениях и злодействах! Всего один пенни, шер, — хоть штоит он не меньше двух!

Очевидно, туман порядком препятствовал его торговле, и последняя слабенькая искра надежды раздобыть пару шиллингов бесславно угасла, так и не разгоревшись, ибо в кармане у меня лежал авторский экземпляр той же баллады, поскольку создателем этих довольно надуманных и весьма скверных стихов являлся я сам; собственно говоря, я и пришел сюда, на Пристань казней, в надежде продать эти вирши.

Моя квартирная хозяйка скорее потребовала, чем предложила мне применить мою ученость для составления биографии знаменитого Тауни. Ее сын, ученик наборщика, сделал потихоньку от хозяина несколько оттисков и подговорил двух-трех юных оборванцев, чтобы те погромче расхваливали сие бессмертное творение в надежде на то, что прибыль от его продажи поможет уменьшить мой квартирный долг. Предприятие явно терпело крах, и меня ждал дома не очень любезный прием.

Толпа подалась вперед. Бендолл, боцман из команды Тауни, первым направился к лестнице на эшафот. Как и его товарищи, он весь был расцвечен длинными пестрыми лентами, висевшими у него на шее, запястьях, коленях и вокруг шапки. Поднявшись до середины лестницы, он остановился и обернулся к толпе. Стащив с ног тяжелые матросские башмаки, он один за другим швырнул их через головы стражников в гущу народа, где тут же возникла сутолока и потасовка, когда праздные зеваки и бездельники бросились в драку за обладание столь ценными сувенирами.

— Я поклялся не помирать в сапогах! — выкрикнул Бендолл. — Да неужели же здесь не найдется отважных ребят и добрых товарищей, чтобы протянуть мне руку помощи и вызволить из петли? Э-ге-гей, а ведь я знавал времена, когда здесь можно было встретить множество смельчаков; уж они-то не дали бы мне подохнуть как собаке! Ни одного нет? Ну так чума вас побери, трусливая свора! Захлопни свою книгу, поп! Мне не нужен партнер для последней пляски с дьяволом!

Палач взял его за связанные в локтях Руки и подвел под перекладину с висящим на ней, как тяжелая мокрая тряпка, черным похоронным флагом; здесь же болтались и три пеньковые веревки с петлями на концах. За боцманом последовал Даулинг, канонир; он был весел и шумлив, ибо успел хватить добрую кружку рома, выданную ему напоследок, так сказать, «на посошок». Он шатался, стоя на досках помоста, и орал дурным голосом пиратские песни, которые толпа тут же подхватывала хором:

… Пусть жизнь у кого-то сложилась иначе,

а мы выбираем судьбу моряков, —

мы волки морские, джентльмены удачи,

и нет нам прощенья во веки веков!

Зрители оживились и начали активнее проявлять симпатии к приговоренным, что вызвало некоторую тревогу у представителя власти. Офицер, командующий стражей, приказал поторапливаться с казнью. К пылающим кострам добавили хвороста и масла. Даулинга подвели к его месту под перекладиной. Он продолжал орать песни до тех пор, пока на шею ему не надели петлю; почувствовав за ухом холодное прикосновение веревочного узла, он внезапно протрезвел и замолк. Глухой говор прошел по толпе, когда по лестнице легко взбежал Тауни, словно поднялся на квартердек 1 собственного судна. Сосед слева крепко прижал меня локтем, когда толпа хлынула вперед.

Мой сосед мог бы составить подходящую компанию бандитам на эшафоте. Он был одет в забрызганные грязью кожаные бриджи и куртку, перетянутую по животу широким кушаком; голова его под теплой шерстяной шапкой была повязана клетчатым носовым платком. Глаза этого плотно сложенного коренастого верзилы сверкали, как у волка, отражая пламя костров на эшафоте. Изборожденное морщинами лицо его цветом напоминало красное дерево; нос был перебит, ноздри возбужденно трепетали, а щеки и подбородок покрывала давно не бритая черная щетина.

— Эй, Том! — крикнул он простуженным басом. — Брось-ка мне подарочек на память!

То ли из уважения к его рангу, то ли выполняя его последнюю волю, но стражники оставили руки пиратского вожака свободными. Он повернул голову к окликнувшему его мужчине и, казалось, собрался ему что-то ответить, но передумал. Сняв с пальца золотое кольцо, он точным прицельным броском метнул его в сторону моего соседа. Тот обеими руками поймал драгоценный подарок;

когда массивное кольцо упало в его огрубевшие мозолистые ладони, я заметил, что на левой руке у него не хватает большого пальца.

Толпа завопила, и Тауни принялся срывать с себя ленты и разбрасывать их в качестве сувениров. Одна лента трепеща пролетела рядом с моей головой, и другой сосед жадно ухватил ее, уронив мне на ногу палку, на которую опирался до сих пор.

— Прошу прощения, сэр!

Голос принадлежал, как мне показалось, мальчику, и звучал он странно — чересчур изысканно и утонченно для окружающей нас компании. Однако лицо говорившего принадлежало взрослому мужчине с резкими чертами, свидетельствующими, что этот человек много страдал и многое перенес. Он глядел на меня большими блестящими глазами, а его необыкновенно красивая и благородная голова казалась приставленной волею злого волшебника к тщедушному телу карлика. Одна нога у него была тоньше другой и согнута в колене, в правой руке он держал костыль, а на искривленной спине между лопатками возвышался тщательно прикрытый лохмотьями горб — зрелище скорее жалкое, чем отталкивающее.

online-knigi.com

Символы в мужских украшениях. Череп.

Мы начинаем новый цикл статей о символах в мужских украшениях. Следите за публикациями!


Один из самых популярных символов в мужских аксессуарах и украшениях это череп. Череп одна из самых древних символик, которая до сих пор активно используется в аксессуарах. Эта символика объединяет, пожалуй, самые не похожие группы людей. Схимники православных монастырей, пираты, готы, рокеры, эсесовцы, гусары, летчики, эмо… и многие другие группы , используют череп в своей символике. Что же привлекает в этой, казалось бы, устрашающей символике столь не похожих людей?
Череп – один из символов, который заключает в себе сразу два противоположных смысла. Череп одновременно является и символом смерти и символом противостояние ей. Кости как самая стойкая органическая структура противостоящая тлению и разложению еще в самых древних культурах символизировали жизненную силу и энергию. Вопросы о жизни и смерти, о бессмертии всегда волновали людей, и череп как двоякий символ и жизни и смерти и бессмертия, является доступным символом для различных трактовок и философствований на эти темы.

В древнем Риме череп с костями символизировал победу над смертью, символ использовался воинами во время триумфальных победных шествий, и всегда сопровождался латинской фразой, ставшей в наше время крылатым выражением: «Memento mori» что латинского переводится — «помни, что ты смертный». Считалось, что напоминание о смерти добавляло воинам осторожности, мастерства и ловкости и приводило их к победе. А череп защищал в битвах. Воины древнего Рима наносили изображение черепа на одежду, а так же использовали в различных нательных аксессуарах.

В русской культуре происхождение символа черепа, имеет христианские корни. Традиционно используется череп с перекрещенными костями и имеет название «Адамова голова». В православии по преданию, прах Адама находился на Голгофе – где произошло распятие Христа, его кровь омыла череп Адама и в его лице все человечество – даруя возможность спасения. Символическое значение черепа с костями в православии – это освобождение от смерти и возможность спасения. Череп и кости – адамова голова до сих пор наносится на монашескую схиму, а так же используется в нательных крестах и распятиях.

Большинство упоминаний символа – череп безусловно относится к военному времени. Особенно популярной символика была в войсках Западной Европы. Первые упоминания относятся середине 19 века. И впервые использовалась в ударных гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. «Гусары с мертвой головой» — «Totenkopfhusaren» наносили серебряный череп на черные шапки что символизировало единство войны и смерти на поле битвы. Позднее, в том же веке, символика «смерти-бессмертия» появляется и в британской армии. В 1855 году, во время Крымской войны, после сражения под Балаклавой символика дополняется лентой с надписью «OR GLORY» — «(СМЕРТЬ) ИЛИ СЛАВА». Символика так же использовалась французскими эмигрантами-роялистами, борющихся против революционного режима. А в дальнейшем и в финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках.

В России череп как символ начал использоваться военными во время Отечественной войны 1812г. Первое упоминание о черепе в военной атрибутике связывается с одним из конных полков Петербургского ополчения, который называли «Бессмертным» полком. Серебряный череп на головных уборах защищал воинов от смерти в боях. В дальнейшем череп и кости был установлен Николаем II официальным гербом для одного из полков русой кавалерии. Во время первой мировой войны символ «смерти - бессмертия» начали использовать в русской военной авиации, а так же был утвержден специальный наградной знак с «адамовой головой». Активно использовался символ «адамовой головы» во время Гражданской войны как Белой так и красной армии. Что интересно две противоборствующие армии одновременно трактовали символ адамовой головы по-разному. В Белой армии этот символ означал готовность умереть за Россию, а в красной армии символ был пожеланием смерти врагу. Во время Второй мировой войны символ черепа начали использовать немецкие военные, например дивизия СС «Тотенкопф».
В наше время символ черепа до сих пор используется в военной атрибутике, сейчас его используют воины наемники во время различных конфликтов. В субкультурах череп как символ бесстрашия перед смертью и скоростью используется байкерами - мотогонщиками.

А какой смысл вы вкладываете в этот символ?

Все кулоны представленные в статье вы можете купить на нашем сайте.
mojos.ru Мы рядом!

mojo-shop.livejournal.com

Символ черепа

В Викторианскую эпоху, да и в более раннее время, были популярны мемориальные украшения «MementoMori» (помни о смерти). Отношение к смерти было иное в сравнение с XXI веком. Смерти боялись, но верили в загробную жизнь и напоминали себе о ней в суете жизни земной. На мемориальных украшениях изображали целые сюжеты: кладбищенские надгробия, скорбящая вдов или мать у памятника, античные погребальные урны, букеты, деревья и т.д. Одним из распространённых мотивов в таких украшениях являлся череп с костями.

Человеческий череп служил знаком смерти и бренности бытия с античных времён. В то же время его рассматривали как вместилище души, человеческой жизни, и наделяли необычной ритуальной ценностью с древних времен. У кельтов череп считался вместилищем священной силы, защищающей человека от злых сил и дарующей ему богатство и здоровье. Череп - это также атрибут индуистских отшельников, знак отречения от бренного мира на пути к спасению. Мусульмане связывают известную поговорку о том, что будущее человека написано на его челе, со швами костей черепа, изгибы которых напоминают буквы.

В христианской традиции череп стал именоваться Адамовой головой и стал символом будущего воскресения, силы духа и бессмертия души. По преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, кровь Христа омыла по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле. Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста, например, наносится на православную монашескую схиму.

Символ черепа дуален: он заключает в себе два противоположных значения. Череп одновременно является и символом смерти и символом противостояние ей. А в наши дни символика черепа превратилась в модный молодёжный атрибут.

musei-smerti.ru

Символика черепа - ПЛАСТ МАССЫ — LiveJournal


Еще лихие скифы и свирепые гунны возили у седел своих боевых коней головы убитых врагов. Во всех армиях мира доброй традицией было забросить катапультой в лагерь врага чью-нибудь отрезанную голову: мол, с вами, ребята, то же самое будет. А каждый уважающий себя военачальник пил вино из чаши, сделанной из вражеского черепа. Чтобы боялись.

Изображение черепа с костями вошло в моду в армиях Европы одновременно с возникновением моды на романтизм в литературе, живописи и архитектуре – в XVIII веке. Причем сначала это была именно мода. Военные сами заказывали себе значки с черепами и вешали их на свои мундиры. Официально эти знаки были закреплены в военной форме позднее. Первыми из регулярных частей подобную форму при Фридрихе Великом надели прусские «гусары смерти» – на их черных киверах стал красоваться серебряный череп с костями.

В русской армии символика смерти появляется в 1812 году в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся Смертоносным или Бессмертным. На головных уборах чинов этой ополченческой части крепился все тот же серебряный череп над скрещенными костями. В заграничном походе против Наполеона русские гусары Александрийского полка стали подражать своим прусским товарищам, с которыми сражались бок о бок, и тоже с ног до головы увешались серебряными черепами. Но официально этот символ был закреплен в форме полка только в начале XX века императором Николаем Вторым.

Командиру 17-го Донского казачьего полка генералу Бакланову черный шелковый значок с вышитой серебром «адамовой головой» и надписью «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь» прислали в подарок монахини Новоиерусалимского монастыря. Генерал с удовольствием прикрепил значок к своему мундиру: он понимал, что на незнакомых с христианской символикой горцев Кавказа, которым противостоял его полк, этот значок будет наводить ужас.

В 30-40-е годы XX века самыми известными воинскими формированиями, использовавшими символ «мертвой головы», были части СС.

Славящиеся верностью традициям войска Ее Величества королевы Великобритании используют символ «мертвой головы» до сих пор. Например, он является одним из знаков отличия кавалеристов Королевского уланского полка.

Отметим, что в основе этой воинской символики все тот же страх смерти. Украшая себя черепами, воины как бы берут смерть в союзники: пугают смертью врага, чтобы не бояться самим.

Memento mori – memento vivere
Череп на столе – один из самых распространенных сюжетов европейской живописи. Трудно найти художника, не отметившегося в сюжете «Натюрморт с черепом».



Рядом с черепом часто изображали… еду. Фрукты, овощи, мясо, другие скоропортящиеся продукты. Вместе эти предметы должны были напоминать зрителю о быстротечности жизни. «Спешите творить добро, – говорят нам авторы таких натюрмортов, – ведь жизнь проходит так же быстро, как гниет груша». Также популярны были песочные часы, цветы, напитки, недолгоживущие бабочки и символы человеческих занятий, отнимающих жизнь. Искусств и наук, как правило.



В России мода на символику смерти процветала в литературе символистов. Не очень отставали архитекторы-неоромантики. Но пиковое выражение эта мода получила опять же в армии. Череп с костями нашивали на свои знамёна, погоны и нарукавные знаки бойцы офицерских полков добровольческой армии – как символ готовности бороться до конца «за белое дело».

Бойцы красной армии использовали символику смерти исключительно как обещание смерти врагу – сложный многоэтажный символизм этим людям был чужд.

Победившая советская власть не жаловала ни символистов, ни офицеров, ни вообще «память смертную». Советский человек должен был думать о жизни. И не столько о своей, сколько о жизни будущих поколений, в которой был смысл его жизни. Смерть каждого отдельного человека была лишь моментом в жизни страны, в движении к всеобщему счастью. Символика смерти оказалась под полуофициальным запретом. Стоило какому-нибудь молодому человеку нацепить на себя череп с костями, иначе как играя пирата на пионерском «празднике Нептуна», и он рисковал получить ярлык фашиста: наши люди о смерти не думают, а если и думают, то без использования «вражеских» значков.

Да, смерть!
Когда же советская власть ушла, страх смерти вернулся. И вернулся окрепшим. Не стало единой жизни народа, в которой единичные смерти теряются, но и от христианства, обещающего жизнь вечную, людей успели отучить. Что в остатке? Живем непонятно зачем, а потом умираем. Все. Неминуемо. Страшно. На государственном уровне со страхом смерти никто не борется. Каждый – один на один со своим смертным ужасом. И культурная память потянулась к испытанному тысячелетиями оберегу – «мертвой голове». Сперва осторожно, с почтением и раздумья­ми, с пышной торжественностью, как в субкультуре готов. А потом, почувствовав, что смысла так и не появилось, а страх не уходит, – к веселым разукрашенным задобренным черепам, как в дремучей языческой древности: «Смотри, смерть, какая ты на моей сумочке красивая и веселая! Смотри, с какой любовью я украшаю тебя бантиками и блестками! Не трогай меня, пожалуйста!..» И она, конечно, не тронет. Никогда. Сумочку.





plast-mass.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *