Menu
[menu_adv_rtb]

Волк как символ – / — — — ?

Волк — это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности. (Тогда как, так называемого царя зверей

Волк — это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности. (Тогда как, так называемого царя зверей — льва дрессируют в цирке.)Волк — это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти.

Волк не подбирает падаль, а значит — это и символ чистоты.

Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. Волк — это и символ высокой нравственности, преданности семье. (Чего не скажешь о самцах других животных.)

Волк — символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого.

Наши древние предки передали нам высшую философию через образ волка.

В целом образ волка связывается с символикой войны, Он являлся животным, посвященным богу войны Марсу, олицетворял воинскую доблесть у римлян и египтян.
В то же время в рамках большинства архаических скотоводческих культур волк — это образ врага. Так, например, в Библии он выступает олицетворением хищности и злобы; волк — это злейший враг пастыря, похититель овец (то есть людей как паствы), воины «как от волков» защищают от врагов народ. Волк — враг христианства, так как он предпочитает свободу и никогда не будет существовать в стаде овец. А это не есть хорошо с точки зрения церковных служителей. Вот поэтому Волк и является символом свободы и бесстрашия.

Волк хищное животное, чем-то напоминающее собаку, но вместе с тем, имеющее ум скорее хитрой лисы. Это животное, жестокость, ярость, коварство, зло, но вместе с тем воинскую доблесть, храбрость и победу.

Очень часто волку приписывают двойственность характеров то он добрый, то он злой, причем это замечание встречается практически у всех народов. Это может быть связано с тем, что волк и собака находятся в родстве, и как бы темная сторона этого зверя волчья, а светлая досталась ему от собаки. А как утверждают мифы и сказки это позволяет волку жить как Яви так и Нави. Во многих мифологиях именно волк является сопроводителе душ в иное царство.

Воинская доблесть волка, его стремление защищать слабых, и умение быть вождем породили много легенд, согласно которым, именно волки были прародителями многих племен. Об этом говорит и римская легенда о капитолийское волчице вскормившей братьев — близнецов Ромула и Рема, древнеиранская легенда, о волчице вскормившей Кира, и многие другие легенды. Так у многих народов Азии (особенно тюрков), волк был родовым тотемом, а глава рода или племени, воспринимался не иначе как волк, как вожак своей стаи, которому все должны подчиняться, и который не потерпит нарушения племенных (волчьих) традиций и законов.

Каждый народ воспринимал волка по своему и привносил в понимание его образа что-то новое. Египтяне называли волка вожатым или «тем кто ведет». Ведь они считали волка проводником в мир умерших. Его покровителем был бог Упуат, который был покровителем умершим, а также первым воином Осириса.

Олицетворялся волк и с другим богом, а именно Марсом (Арэсом). Он символизировал воинскую доблесть, и служил счастливым предзнаменованием победы. А у греков с волком был связан особый праздник Луперкалий, праздник очищения и плодородия. Еще же иногда Апполона называли ликейским, то есть волчьим. С одной стороны вероятно указывалась его сила и могущество, как великого воина волка, а с другой вполне вероятно, что он был защитником простых людей от волков, и получил такое прозвище.

У скандинавов Волки были спутниками скандинавского бога Одина, наделявшегося функцией военного вождя. У них это Гери — жадный и Фреки — прожорливый, волки которые были помощниками, самого Одина, и выполняли его поручения, но и за это они получают еду из рук самого верховного бога, который самые лучшие куски делит с близкими ему помощниками и даже друзьями.

Скандинавская мифология рассказывает и о гигантском волке Фенрире, сидящем на крепчайшей цепи в недрах земли. Перед концом мира, согласно Эдде, Фенрир вырвется из заточения и поглотит главу богов Одина и солнце, после чего на земле воцарится хаос вплоть до нового рождения мира. В этом контексте волк выступает символом деструктивного, хаотического начала, заключенного в оковы ради сохранения космического порядка и обретающего свободу в конце каждой эпохи.

Гораздо интереснее просматривается образ волка у славян, славянская традиция приписывает волку хтоническую символику. В образе волка могут появляться умершие, и своими советами помогать и направлять в нужное русло. Чтобы уберечься при встрече с волком, у славян нужно было назвать три имени умерших родных, и тогда волк пройдет мимо. Это опять таки связано с ролью проводника в иной мир.

Волк может быть и одиноким, считали славяне, потому отождествляли холостяка с волком. А потом стали сравнивать и женихом. Жених считался волком который хочет украсть свою невесту, а все друзья и родственники жениха тоже волки, которые ему упорно помогают в этом нелегком деле. И девушки знали, если во сне приснился волк, то обязательно жди сватов.

В итоге хотелось бы сказать, что волк это многогранный символ, который связан с силами добра и света, и может оказывать помощь и быть защитником, но в свою очередь он имеет отношение и к темным силам, бывает злым, жестоким и алчным. Но на мой взгляд, волк будет таким, каким он тебе кажется, и каким ты его сделаешь сам.

www.inpearls.ru

Немного о волках и волчицах. Мифология.

Мчащийся волк и восходящее над ним солнце. С появлением Солнца я спасаюсь бегством..

В ранних скотоводческих сообществах, волк представлен как хищное творение природы. Огромный ужасный волк одновременно символизирует прожорливость и сексуальность. Истории о ведьмах, превратившихся в волков, и о мужчинах, ставших оборотнями, олицетворяют страх перед одержимостью демонами и мужским насилием. Волк. Священен как для Аполлона, так и Марса и потому иногда является их атрибутом. Волки могут везти колесницу последнего. 

Особенно трепетно древние римляне относились к волку, ему был посвящен праздник Луперкалии. С волками были связаны разные поверья. Считалось, что волчий жир и части тела волка помогают от болезней. При бракосочетании, когда новобрачная входила и дом жениха, порог натирали волчьим жиром. О связи культа волка с браком говорит поверье о том, что волчица всегда сочетается браком с супругом в присутствии почтенных свидетелей-волков, а овдовев, никогда больше не вступает в брак. Поэтому римляне уважали женщин, состоявших в браке только один раз. Очень распространена была вера в то, что некоторые люди могут превращаться в волков. Человек которого волк, выйдя из лесу, увидит первым, по преданию лишался голоса. Шерсть и кончик волчьего хвоста помогали добиться любви.

Согласно красивой легенде, Ромула и Рема вскормили волчица и дятел, благодаря чему они не погибли и выжили. В Риме даже был установлен памятник волчице, вскормившей младенцев. Удивительные сообщения о “волчьих детях”, т.е. о детях, воспитанных волчицей, и не только в Индии (см. “Маугли” Киплинга), но также известные в европейском фольклоре, возможно, навеяны этой римской легендой о Капитолийской волчице.

В древности считалось, что волчицы необычайно сексуальны; поэтому в Древнем Риме «волчицами» (лат. lupae) называли проституток.

Волчица — это животное-тотем, Lupa, истинная мать Ромула и Рема. Тем же словом — Lupa — называли и блудниц. На латыни бордель назывался волчьим логовом (lupanar). 
Почему в латинском языке «волк», «волчица», «проститутка» («блудница») и «публичный дом» являются однокоренными словами — науке неизвестно, но факт есть факт.

Волчица, выкормившая основателей Рима, — образ горячей материнской заботы, который встречается и в индийском фольклоре. Это может объяснить многочисленные истории о волках-прародителях — например, легенда о Чингисхане


В христианском образном мире волк выступает в первую очередь в качестве символа дьявола, угрожающего стаду верующих. Лишь святым дана сила любвеобильного убеждения, чтобы превращать дикость свирепого зверя в “набожность». В позднеантичном раннехристианском “Физиологусе” волк “есть хитрый и коварный зверь”, который при встрече с человеком прикидывается парализованным, для того чтобы потом совершить нападение. “Святой Василий сказал: “Таковы хитрые и злобные люди. Встретив добрых людей, они притворяются совсем невинными, как будто они зла и в мыслях не имели, но их сердце полно ожесточения и коварства”. “Волк в овечьей шкуре” — символ лжепророков-соблазнителей, цель которых — погубить простодушных. Известны языковые образные выражения, например: “Доверить волку пасти овец”; “С волками жить, по-волчьи выть” (т.е. приспосабливаться к сильнейшим) и др.

В средневековой книге о животных (“Бестиарий”) волк характеризуется как дьявольское животное; глаза волчиц, которые светят ночью как фонари, лишают человека чувств. Черт также лишает человека силы кричать (молиться), и глаза его при этом излучают свет, “потому что некоторые дела черта ослепляют и безрассудные люди попадаются”

Иначе выглядят легенды, в которых волчицы ласкали и воспитывали детей (как, например, в северокитайском мифе). Итак, наводящий ужас хищник при определенных обстоятельствах мог стать могучим защитником беспомощных созданий, хотя в силу его двойственности ужас перед “злым волком” преобладает.

Волк. Свирепость, коварство, жадность, жестокость, зло, но также храбрость, победа, забота о пропитании. Считающийся ненасытным чудовищем,— один из мистических символов древнего солярного культа. Это животное, чье имя означает “свет” в переводе с греческого, почитался в образе Аполлона, светоносного божества. Материнский символ, ассоциируемый с идеей плодородия (волчица вскормила Ромула и Рема).

Его негативный аспект отмечен египетской культурой, где он воплощал разрушительную силу солнца, и кельтской мифологией, представляющей Локи, великого разрушителя, в образе волка.

Этот грозный образ бытует в сказках и легендах, где волк олицетворяет кровожадность, вышедшую из-под контроля, и примитивную силу, присутствует в качестве лицемерного искусителя, алчного, бессовестного самца-соблазнителя Красной Шапочки.

Практически, из современной обработки сказки Берн вторично извлекает её архаическую подоплёку, но представляет соблазнителем не волка, а саму Красную Шапочку, воплощающую в жизнь один из подростковых сценариев.

Этот архетипический образ разгулявшегося либидо близок чудовищу из легенд и воплощает прожорливость, эгоистические тенденции, асоциальные, необузданные, разрушительные тенденции “Эго”.

Волк — это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности. (Тогда как, так называемого царя зверей — льва дрессируют в цирке.) Волк — это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти. Волк не подбирает падаль, а значит — это и символ чистоты. Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. Волк — это и символ высокой нравственности, преданности семье. (Чего не скажешь о самцах других животных.) 

В природе волки моногамны, то есть на одного самца приходится одна самка. Кроме того, для волков типичен семейный образ жизни: они живут стаями от 3 до 40 особей — семейными группами, состоящими из пары вожаков — альфа-самца и альфа-самки, их родственников, а также пришлых одиноких волков. Пары образуются на неопределённо долгий срок — до тех пор, пока один из партнёров не погибает.

О том, что у самки наступает течка, самец узнаёт по запаху феромонов. С наступлением брачного периода, который в зависимости от широты приходится на январь—апрель, в стае нарастает напряжённость: самец и самка доминирующей пары агрессивно охраняют своего партнёра от других членов стаи, а вокруг молодых и одиночных старых волчиц собирается группа самцов, между которыми возникают ожесточённые драки, порой со смертельным исходом.

В Древнем Китае волк также воплощал алчность и жестокость; “волчий взгляд” означал недоверие и ужас перед сбивающимся в стаи хищным зверем. Лишь у степных тюркских народов волк воспринимался как родовой тотем, отсюда знамена и штандарты с волчьей головой. Символ волка вбирает в себя много положительных качеств, и, бесспорно, поэтому, он издревле является тотемом у тюркских народов.

Волк — символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого. Наши древние предки передали нам высшую философию через образ волка.

 
    

drakoshkas.livejournal.com

Символ «Волк» — aristo | Дневники.Ykt.Ru

Волк — это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности. (Тогда как, так называемого царя зверей — льва дрессируют в цирке.)

Волк — это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти.

Волк не подбирает падаль, а значит — это и символ чистоты.

Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. — Волк — это и символ высокой нравственности, преданности семье. (Чего не скажешь о самцах других животных.)

Волк — символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого.

А что у разных народов означает

волк как символ:

• У большинства народов волк означает землю, зло, пожирающую страсть и ярость. Волки и вороны часто оказываются близкими друзья примитивных богов мертвых.

• У алхимиков волк вместе с собакой символизирует двойственную природу Меркурия, философскую ртуть и ноус.

• У ацтеков воющий волк — бог танца.

• В кельтской мифологии волк проглатывает Небесного Отца (солнце), после чего наступает ночь. У китайцев он символизирует прожорливость и алчность.

• В христианстве волк — зло, дьявол, погубитель паствы, жестокость, хитрость и ересь, а также человек с неподвижной шеей, так как считается, что волк не способен обернуться. Волк был эмблемой святого Франциска Ассизского, приручившего волка Губбио.

• У египтян он является атрибутом Кхенти Аменти и Упуат.

• В греко-римской традиции волк посвящен Марсу (Аресу) как олицетворение ярости, а также Аполлону и Сильвану. Волчица, согласно легенде, вскормившая Ромула и Рема, часто изображается в римском искусстве.

• Волк символизирует также доблесть. У евреев волк олицетворяет кровожадность, жестокость, преследующий дух (Бытие, 49:17).

• У индийцев ашвины спасают перепела дня от волка ночи.

• Волк является ездовым животным ведьм и чернокнижников, его облик принимает оборотень или вервольф.

[img]

[/img

Настроение: усталое

Музыка: И.Тальков — В океане непонимания

dnevniki.ykt.ru

Волк (символ). История и значение в разных культурах

Издревле волки внушали страх человеку как очень опасные агрессивные хищники, нападавшие стаями, защититься от которых самим и уберечь свой скот было тяжело. Поэтому неудивительно, что волк стал символом войны, кровожадности, коварства. Но, с другой стороны, он же символизировал такие ценные для мужчин и воинов качества как доблесть, храбрость и беспощадность к врагам. С глубокой древности значение волка как животного-тотема было очень велико.

Военные вожди племен старались перенять его черты. Волк как прародитель племени почитался многими народами, к этой традиции восходит и легенда об основателях Рима братьях Реме и Ромуле, которых вскормила волчица, а также древнеиранское сказание о царе Кире Великом, вскормленном этой хищницей. Древние воины часто называли сами себя волками, наряжались в шкуры этих животных и проводили ритуалы. В античности волк считался символом бога войны Марса. Скандинавские мифы связывают конец света с освобождением от оков волка Фенрира, который проглатывает солнце, после чего вступает с битву с Одином.

Скандинавский бог Один скачет по небу в сопровождении двух волков — Гери («Жадность») и Фреки («Свирепость»)

Капитолийская волчица, вскармливающая Рема и Ромула. Этрусская статуя.

Гигантский волк Фенрир, опутанный цепью Глейпнир в ожидании конца света. По исландской миниатюре XVII в. Древние германцы верили, что, когда наступит последняя битва, Фенрир вырвется из пут, проглотит Одина, но будет убит его сыном Видаром

Геката. С картины английского поэта и художника В. Блейка, XIX в.

В христианстве волк был символом дьявола, который пытается посягнуть на стадо верующих. Но Святые Франциск Ассизский и Вильгельм Веркельский смогли противостоять коварному волку силой веры и любви.

Волк в сказках

В славянском фольклоре распространен мотив о волке, помогающем Ивану-царевичу выполнить разнообразные поручения — достать молодильные яблоки, златогривого коня, Жар-птицу или Василису Прекрасную. Волк — волшебный помощник, наделенный мудростью, способностью говорить, перемещаться со скоростью ветра, иногда его даже наделяли крыльями. На Руси волк считался олицетворением сил тьмы, но в сказках он становится посредником между людьми и потусторонним миром. В европейской сказке о Красной Шапочке волк выступает как символ порока, кровожадности и хитрости.

Книжная иллюстрация И.Я. Билибина к Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке.

От Залмоксиса до Чингисхана

В древности волк был одним из самых распространенных тотемных животных. Самоназвания многих народностей Греции, Центральной Азии переводятся как «волки». Во время обрядов воинской инициации мужчина племени ритуально превращался в волка, символически становился бесстрашным и беспощадным воином. Вожди племен стремились всеми силами подчеркнуть свое происхождение от этого свирепого животного. Залмоксис — мифический покровитель гетов, символизировавший и войну, и мир мертвых, и силы земли, считался божественным волком. Чингисхан же, как гласит легенда, был потомком «избранного», небесного серо-голубого волка.

Чингисхан. С китайской средневековой миниатюры

Волколаки и вервольфы

В славянской традиции оборотень, принимающий облик волка, назывался волколаком (от «волк» и «длака» — шкура), а в западноевропейской — вервольфом. Волколак, или вервольф, чаще всего принимал облик свирепого хищника с помощью своих собственных магических способностей, однако мог быть обращен в оборотня и насильно. В дни полнолуния оборотень проходил несколько стадий трансформации из человека в животное, терял над собой контроль и отправлялся охотиться, причем его жертвами становились не только домашний скот, но и люди.

Оборотень нападает на селение. Гравюра немецкого художника Л. Кранаха Старшего, XVI в.

Волк в геральдике

Герб немецкого города Пассау, Бавария

Волк на гербе города Кировограда Свердловской области символизирует независимость, силу духа и упорство местных жителей

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Символ волка

На древних амулетах часто встречаются образы зверей и птиц. Первобытные люди верили, что животное, являющееся тотемным покровителем племени или воплощением божества, всегда сможет защитить и сохранить хозяина амулета с его изображением от бед и природных катаклизмов.

И сегодня мы часто видим изображения волков на одежде и украшениях поклонников тяжелого рока и байкеров с их специфической культурой и взглядами на мир, пропагандирующими скорость как неограниченную свободу. Волчья символика в тренде в молодежной среде. В Интернете многие выбирают для себя ники, имеющие отношения к волкам, или аватары с изображением этого животного.Голова волка— один из наиболее востребованных рисунков в тату-салонах.

В скандинавских государствах — Швеции, Финляндии, Норвегии, волк традиционно олицетворял воинскую храбрость, первобытную ярость и силу разрушения. В Европе с ее католическими традициями образ волка также был неоднозначным, совмещающим в себе доброе и злое начало.

И в русском фольклоре волк — двойственный персонаж, которого нельзя однозначно назвать ни положительным, ни отрицательным. Эта двойственность связана с древностью образа, уходящего корнями в языческие времена. В русских сказках о животных волк чаще всего предстает существом агрессивным, опасным – разбойником, которого следует опасаться. Один из самых известных примеров такого рода – сказка «Волк и семеро козлят», известная не только в русской традиции. Встреча с таким персонажем не сулит ничего хорошего даже человеку. Не случайно в сюжете о Красной Шапочке, тоже взятом Шарлем Перро из европейского фольклора, именно волк становится врагом главной героини. Зато в сказке «Иван-царевич и серый волк» именно волк приходит на помощь герою, и здесь его уже никак нельзя назвать отрицательным персонажем.

Современная массовая культура и вовсе придает образу волка романтический характер, находя в нем воплощение благородного воинского бескорыстия, геройства, бесстрашия, храбрости и некоторого флера таинственности. Литература и кинематограф часто эксплуатируют образ волка-одиночки — загадочного одинокого героя, явившегося неизвестно откуда и исчезающего в неизвестность.

Однако, несмотря на кажущуюся двойственность, волчья символика обладает множеством безусловно положительных значений. Волк — это храбрость, мужество, энергичность, умение постоять за свою честь и защитить. У этого животного есть ещё одна природная особенность: волки, в отличие, например, от львов – однолюбы, они создают устойчивые пары на всю жизнь. Если волк не нашёл себе пару, он даже в стае остается одиноким.
Полезно знать, что любые изображения волков, выполненные на ткани, металле или каком-то ином материале, могут защитить человека от недоброго глаза или чужих злых намерений. Так что пристрастие молодежи к волкам вполне оправданно: они инстинктивно избрали себе защитника.

 

 

Если Вам понравилась статья, оцените ее, поделитесь со знакомыми посредством социальных сетей нажав кнопку ниже, а обсудить все интересные моменты как всегда можно на нашем форуме Долина удачи или соц сетях Добро пожаловать!

Распространение приветствуется, со ссылкой на страницу с оригинальной статьей.

margarita-aristarkhova.ru

Волк символ

[adsense_id=»1″]

ВОЛК — вплоть до Нового времени в Центральной Европе очень опасный хищный зверь; неудивительно, что он играет большую роль в сказках как враждебный человеку звериный образ и что кровожадные люди превращаются в волков (оборотень—человекволк). В древней северной мифологии скованный гигантский волк Фенрир в последней битве (в конце света) разбивает свои оковы и проглатывает Солнце; затем вступает в борьбу с прародителем Одином, убивает его и при этом сам находит смерть. В античности волка считали зверемпризраком, один взгляд которого лишает дара речи.

Геродот и Плиний сообщают, что принадлежащие к скифскому племени невры раз в году превращаются в волков, после чего снова принимают человеческий облик. В этом, возможно, скрываются воспоминания о волке—тотеме племени. Чингисхан тоже похвалялся своим происхождением от сероголубого, с высоких небес спустившегося «избранного волка». У римлян явление волка перед битвой могло расцениваться в качестве символа будущей победы, так как он связывался с богом войны Марсом.

[adsense_id=»3″]

Напротив, спартанцы стали опасаться поражения перед битвой при Левктрах (371 до н.э.), когда волки ворвались в их ряды. Несмотря на то что волк мог пониматься как символ утреннего солнца (Аполлон Ликейский, что значит «волчий»), потому что он видит ночью, преобладала всетаки его негативная оценка как олицетворения диких и сатанинских сил. В Древнем Китае он также воплощал алчность и жестокость; «волчий взгляд» означал недоверие и ужас перед сбивающимся в стаи хищным зверем. Лишь у степных тюркских народов волк воспринимался как родовой тотем, отсюда знамена и штандарты с волчьей головой.

Иначе выглядят легенды, в которых волчицы ласкали и воспитывали детей (как, например, в северокитайском мифе). Итак, наводящий ужас хищник при определенных обстоятельствах мог стать могучим защитником беспомощных созданий, хотя в силу его двойственности ужас перед «злым волком» преобладает.

Волк: «Капитолийская волчица» с Ромулом и Ремом. Рельеф из Авентикума. Авенхес (Швейцария), 2 в.

В христианском образном мире волк выступает в первую очередь в качестве символа дьявола, угрожающего стаду верующих. Лишь святым дана сила любвеобильного убеждения, чтобы превращать дикость свирепого зверя в «набожность», как это делали Франциск Ассизский, Вильгельм Веркельский (который оседлал волка), св. Эрве и Филиберт. Св. Зимперт Аугс бургский спас ребенка из пасти волка и заставил зверя вернуть его матери. Сама «адская пасть» изображается то как пасть дракона, то как пасть того же волка.

Волк. Гравюра на дереве из сочинения Псевдо Альберта Великого. 1531 г

В поздне античном раннехристианском «Физиологусе» волк «есть хитрый и коварный зверь», который при встрече с человеком прикидывается парализованным, для того чтобы потом совершить нападение. «Святой Василий сказал: «Таковы хитрые и злобные люди. Встретив добрых людей, они притворяются совсем невинными, как будто они зла и в мыслях не имели, но их сердце полно ожесточения и коварства». «Волк в овечьей шкуре» — символ лжепророковсоблазнителей, цель которых — погубить простодушных.

Волкоборотень нападает на путника. Резьба по дереву. X. Вей дитц, 1517 г.

Известны языковые образные выражения, например: «Доверить волку пасти овец»; «С волками жить, поволчьи выть» (т.е. приспосабливаться к сильнейшим) и др. То, что некоторые святые, например св. Вольфганг и св. Лупус, изображаются вместе с волками, связано лишь с их именами, сходными с названием волка (нем. Wolf, лат. Lupus). В алхимии говорится о «волке металлов», который проглатывает льва (золото), чтобы его растворить. Имеется в виду процесс очистки неочищенного золота с помощью сурьмы. Сурьма — это «серый волк» алхимической лаборатории. Ведьмы часто изображались скачущими на волках или частично превращающимися в волков, что основывается на представлении о связи волка и черта. Волк как символ низменного коварства и вероломства показан в баснях о волке, который читает наставления овцам, и о волке и журавле (журавль вытаскивает кость, застрявшую в пасти волка, но вместо платы за труд ему лишь сохраняется жизнь: «Таковы неблагодарные богачи, которые живут трудами бедных»).

Волк, поучающий овец. Эмблема на меди. В. X. фон Хохберг, 1675 г.

В психологическом учении о символах господствует точка зрения, согласно которой опасные стадные звери, подобно «степным волкам», могут вторгнуться в культурную часть души и человек, который переживает это во сне, вынужден справляться с большим потоком чуждой энергии, что требует снятия чрезмерного напряжения. Школа К. Г. Юнга в общем плане рассматривает образ волка как указание на угрозу со стороны несвязанных с сознанием сил, которые выступают столь же «рассудительными», сколь и бескомпромиссными. Но одновременно она обращает внимание на то, что в сказках это «дикое бессознательное» перехит ряет благоразумный ребенок и уж конечно побеждает большой охотник. Впрочем, современные исследования поведения животных свидетельствуют о том, что волк не заслуживает своей плохой репутации и целенаправленным обхождением, с учетом его рефлексов, его можно побудить к сосуществованию с человеком, который выступает в роли вожака стаи.

Волк. Эмблема на меди. В. X. фон Хохберг, 1675 г.

В положительном смысле о волке упоминает уже Бёклер (1688): «Волк имеет значение бдительности и осмотрительности, и в этом качестве имя этого животного и его образ используется в гербах; волк заполучает свою добычу с таким умом, что редко попадается охотнику». В средневековой книге о животных («Бестиарий») он характеризуется как дьявольское животное; глаза волчиц, которые светят ночью как фонари, лишают человека чувств. Черт также лишает человека силы кричать (молиться), и глаза его при этом излучают свет, «потому что некоторые дела черта ослепляют и безрассудные люди попадаются» (Унтеркирхер). Удивительные сообщения о «волчьих детях», т.е. о детях, воспитанных волчицей, и не только в Индии (см. «Маугли» Киплинга), но также известные в европейском фольклоре, возможно, навеяны римской легендой о Капитолийской волчице, которая вскормила Ромула и Рема.

Источник: Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов», 1996 г.

[adsense_id=»2″]

www.theafterlife.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *