Menu
[menu_adv_rtb]

Скрипичный ключ соль: Страница не найдена

Как рисовать скрипичный ключ?

Многие родители в домашнем воспитании своих детей практикуют развивающие музыкальные занятия. Музыку дети изучаются по-разному: они ее слушают, они ее исполняют – играют или поют, наконец, они стараются научиться музыку записывать. И, конечно же, при начале обучения ребенка азам нотной грамоты дело не обходится без изучения скрипичного ключа.

Сегодня мы будем говорить, о том, как рисовать скрипичный ключ. Казалось бы, это такой пустяк, и зачем нужно посвящать этому вопросу отдельную статью? Многие взрослые такой знак напишут без труда, но при этом некоторые из них совершенно не могут объяснить, как они это делают. А детям как раз такие объяснения и нужны. И поэтому мы сейчас подробно расскажем о том, как же все-таки нужно писать скрипичный ключ, а вы, дорогие родители будущих гениев, затем в доступной форме сможете эти объяснения передать своему ребенку.

Секрет скрипичного ключа

Это удивительно, но совсем немногие об этом знают. Считается, что скрипичный ключ – это чисто музыкальный знак, но на самом деле скрипичный ключ в своем первоначальном историческом виде – это буква. Да, это буква G латинского алфавита, которая за многие века преобразилась до неузнаваемости. Впрочем, наблюдательный человек невооруженным глазом вполне может обнаружить очертания этой буквы в этом музыкально-графическом символе.

Причем тут буква G? – скажете вы. Дело в том, что в музыке существует система буквенного обозначения звуков. Так вот, по этой системе буква G латинского алфавита соответствует звуку СОЛЬ! А второе название скрипичного ключа – КЛЮЧ СОЛЬ. Так его называют за то, что скрипичный ключ указывает положение ноты СОЛЬ первой октавы на нотном стане (забегая вперед, скажем, что это вторая линейка).

Как нарисовать скрипичный ключ?

Скрипичный ключ располагается на специальной нотной строчке – нотном стане. Нотный стан состоит из пяти горизонтальных линий, которые пересчитываются снизу вверх, как этажи у любого здания. Скрипичный ключ привязан ко второй линейке, на которой, как уже было сказано, должна разместиться нота СОЛЬ. Скрипичный ключ нужно либо начинать рисовать с точки на второй линейке, либо, наоборот, на этой линейке заканчивать его запись. Таким образом, есть целых два способа по-разному изобразить на бумаге скрипичный ключ. Можно применять любой из них. Разберемся подробнее.

Способ 1 – шаг за шагом

  1. При первом способы скрипичный ключ начинаем рисовать со второй линейки – на ней ставим точку или ее слегка перечеркиваем штрихом, направленным вверх.
  2. От первой точки рисуем окружность между третьей и первой линейками. Важно, чтобы ваши линии не выходили за границы указанных линеек, иначе скрипичный ключ получится некрасивый. Также следует избегать другой крайности – рисовать круг слишком маленький.
  3. Нарисованный круг не замыкаем, а продолжаем по типу спирали дальше, но на втором витке уводим линию вверх и немного влево. Таким вот образом нужно подняться немного выше пятой линейки.
  4. Выше пятой линейки делается разворот в правую сторону. При движении в обратную сторону, то есть вниз, у вас при пересечении линий должна получиться петля. Подобные петли в письме встречаются часто, например, когда мы пишем в тетрадочке строчную букву В.
  5. Далее прямой или наклонной линией спускаемся вниз, как бы прокалывая наш скрипичный ключ посередине. Когда мы уже «проткнули» готовый ключ и линия спустилась чуть ниже первой линейки, то можно ее заворачивать – получается крючок. Заворачивать не нужно сильно – достаточно одного изгиба в форме маленького полукруга (как при написании заглавных букв Ф, А и др.).

ВАЖНО! Показывать ребенку нужно несколько раз, причем с каждым разом подробность объяснения должна уменьшаться. Сначала рассказывается все, затем отмечаются только ключевые моменты (КРУГ, ПЕТЛЯ, КРЮЧОК). Последние несколько показов должны быть плавными, то есть все отдельные элементы должны быть соединены в цельную линию, карандаш должен скользить по бумаге, не отрываясь от нее и без остановок.

МОМЕНТ 1. Если ребенку трудно повторить графическую комбинацию сразу на бумаге, тогда можно поработать с ним следующими способами. Во-первых, можно порисовать гигантские скрипичные ключи в воздухе. Ребенок может повторять движения, которые ему будет показывать взрослые. Сначала можно даже взять его руку и несколько раз плавно провести всю комбинацию, когда малыш запомнит движение, пусть работает самостоятельно.

МОМЕНТ 2. Во-вторых, можно применят еще один хороший способ – рисование больших скрипичных ключей мелом на доске. Взрослый может написать скрипичный ключ и попросить ребенка несколько раз обвести контур знака, можно – разноцветными мелками. Утолщенный скрипичный ключ затем можно стереть с доски, а ребенку дать задание – нарисовать все самостоятельно.

Способ 2 – все наоборот

Второй способ рисования проще, чем первый, но первый считается традиционным, а этот – экзотическим. Но обычно при рисовании с крючка скрипиный ключ получается более округлым, красивым.

  1. Рисовать скрипичный ключ начинаем снизу, с крючка. Поднимаемся прямой или слега наклонной линией вверх, выше пятой линейки.
  2. Выше пятой линейки начинаем рисовать обыкновенную восьмерку (цифру восемь), но до конца это дело не доводим.
  3. Наша восьмерка не замыкается, не возвращается к первоначальной точке, а в нужном месте просто заворачивается кругом до второй линейки. Помните да, что круг между первой и третьей линейкой?

Таким образом, теперь мы на второй линейке изображение скрипичного ключа заканчиваем. Еще раз подчеркнем исключительную важность привязки ключа ко второй линейке. На этом месте нотного стана пишется нота СОЛЬ, которая является своеобразной точкой отсчета для всех остальных нот скрипичного ключа.

Рисование скрипичных ключей обычно очень увлекает детей. Для большей крепости и для лучшего качества написанием этого музыкального знака можно позаниматься несколько раз – на доске, в альбоме, в нотной тетради, а также в музыкальных прописях.

Мы предлагаем вам для домашних занятий страницы музыкальных прописей Г. Калининой, которые как раз посвящены скрипичному и басовому ключам. Отработавший этот материал ученик, как правило, уже больше никогда не испытывает никаких сложностей, когда ему нужно поставить ключ вначале нотоносца.

Скачать подборку заданий – СКАЧАТЬ

Конечно, в музыке кроме скрипичного ключа используются и другие – басовый, альтовый и теноровый ключ. Но они вводятся в практику чуть позже, поэтому с их написанием никаких проблем не возникает.


Дорогие друзья, если у вас остались вопросы, на которые вы давно ищете ответы, задайте их в комментариях к данному материалу. Мы также будем рады выслушать от вас пожелания по темам дальнейших наших выпусков.

А сейчас, уставшим взрослым и энергичным ребятам  мы предлагаем сделать в жизни музыкальную паузу. Сегодня у нас – музыкальный юмор. Послушайте знакомое с детства стихотворение А. Барто «Болтунья» с музыкой композитора С. Прокофьева. Мы надеемся, что от просмотра этого номера вы получите массу положительных эмоций.

Скрипичный ключ в музыке – Нотная грамота – Самоучитель

Orphee
1 комментарий

Нота, записанная на пустом нотном стане в любом месте не способна точно указать высоту звука и тем более его название. Для того чтобы определенная нота, обозначенная на нотоносце, показывала абсолютную высоту звука, необходимо использовать специальный символ, который называется нотный ключ. Его нужно указывать в начале любого нотоносца, так как буквально все ноты для классической гитары должны находиться в скрипичном ключе. Также часто встречается его другое название – ключ соль.

В центре, скрипичный ключ, похож на круг, который охватывает определенную линию на нотном стане. Тем самым он показывает, на какой именно линии в нотном стане находится нота “соль” первой октавы. Как правило, центр ключа всегда охватывает вторую линию, тем самым указывая, что нота соль находится на ней.

Чуть ниже на рисунке вы можете увидеть диапазон всех возможных звуков, которые можно извлечь на гитаре, находящиеся в скрипичном ключе.

И конечно же, для того чтобы научиться играть на гитаре произведения любой сложности, данное расположение нот нужно будет выучить на зубок. Легче всего это сделать, начав запоминать расположение и название нот только на пяти основных и трех нижних добавочных линиях (при этом запоминая октавы в которых они находятся).

С помощью этого шага, вам будет намного проще потом определять ноты, которые находятся между линиями. Делается это благодаря обычному счету. Например, если знать, что на второй основной линии находится нота соль первой октавы, а на следующей линии — нота си, то не трудно догадаться, что между ними будет находиться нота ля той же октавы, так как порядок звукоряда всегда постоянный. Обозначения нот, которые записываются над пятой основной линией лучше всего запоминать на практических занятиях, по мере появления композиций, которые будут включать в себя такие высокие звуки.

Помимо скрипичного ключа в нотной записи также применяется басовый ключ или, как его еще называют – ключ фа. В идеале, конечно, было бы неплохо выучить расположение нот на нотоносце не только в скрипичном, но и в басовом ключе, или же, на худой конец, запомнить расположение хотя бы одной ноты в нем, чтобы с помощью отсчета определять положение других нот. Обычно для удобства такой нотой используют ноту “до” первой октавы.

Для чего же нужен этот басовый ключ? Ответ прост – для фортепиано. Все дело в том, что ноты для фортепиано и рояля записываются на целых двух нотоносцах, расположенных и идущих параллельно друг другу. На верхнем нотном стане указываются ноты в скрипичном ключе, а на нижнем – в басовом. Все потому, что на фортепиано физически можно одновременно извлечь намного больше звуков, чем на гитаре, и поэтому, чтобы не возникло путаницы, басовые ноты и ноты мелодии разделили на два нотных стана.

Все это хорошо, скажите вы, но зачем все это знать нам, гитаристам? В принципе, для тех, кто учиться играть только ради удовольствия или же, чтобы просто блеснуть навыками перед друзьями и знакомыми, расположение нот в басовом ключе знать нет никакой необходимости. Но для тех, кто хочет постоянно развиваться в музыкальном направлении и сделать гитару незаменимой частью своей жизни, такие знания, несомненно, пригодятся.

Благодаря умению читать ноты, написанные для фортепиано, всегда можно транспонировать их и переделать в ноты, подходящие для игры на гитаре. Для гитаристов, которые собираются играть в музыкальных группах или оркестрах, такие знания просто бесценны, ведь в нотной записи многих других инструментов применяется все тот же басовый ключ. На нотоносце он записывается на четвертой основной линии:

Кружок басового ключа, охватывающий четвертую линию, указывает что на ней расположена нота “фа” малой октавы.

Рисунок, расположенный чуть ниже, показывает точное расположение ноты “до” сначала в скрипичном ключе, потом в басовом:

Запомнить расположение ноты “до” не составит труда, если исходить из того факта, что в скрипичном ключе нота “до” находится на первой нижней добавочной линии, а в басовом ключе просто наоборот — на первой верхней.

Похожие материалы

Солонка и перец для контрабаса и сольного ключа

  • Загрузка

  • Нажмите, чтобы увеличить

901 продажи

|

5 из 5 звезд

Цена:
€42,17

Загрузка

Доступен только 1

Включая НДС (где применимо), плюс стоимость доставки

Редкая находка — этот предмет трудно найти.

Внесен в список 18 ноября 2022 г.

2 избранных

Информация о продавце

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже сделали это, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручной работы

не винтаж (20+ лет)

не ремесленные принадлежности

запрещены или используют запрещенные материалы

неправильно помечен как содержимое для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Определение скрипичного ключа

. Расположение нот на нотном стане. Скрипичный и басовый ключи. Ребята значения

Слово «ключ» действительно не случайно, этот знак действительно является ключом. Но не от двери, а скорее до кода. Этот шифр представляет собой запись нот, потому что они могут быть записаны по-разному.

Что такое ноты?

Ноты Являются графическими обозначениями звуков определенной высоты, которые сгруппированы и записаны в специальной — октавной — системе. Дело в том, что музыкальные звуки, частота (да, она измеряется в герцах) которой отличается ровно в 2 раза, звучат очень похоже на наше ухо. Как повторение одного — только на разной высоте. Расстояние (интервал) между ними называется октавой. Поэтому весь спектр музыкальных звуков делится на секции, которые также называются октавами. Схожие в каждой области звуки — ноты — имеют одинаковые названия: До, Рэ, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. А следующая за си нота — до, только на октаву выше.

Нотный стан — это те самые 5 линеек, на которых и между которыми последовательно записываются ноты. Таким образом, можно записать максимум 11 нот. Но ноты, в отличие от линеек, не заканчиваются. И даже добавив пару-тройку дополнительных мини-линеек для отдельных нот, мы не охватим ВСЕ возможные ноты всех октав. И самое главное, на разных инструментах можно играть ноты только определенных октав, не выше и не ниже. То же самое и с человеческим голосом. Итак, нам нужно определить, какой именно диапазон нам нужен, и записать в него — ведь линейки нотоносца ничего не значат, пока мы не зададим начальную точку отсчета. Вы должны указать ноту KEY, от которой будут отсчитываться все остальные.

Ключ для этого. Именно он определяет «кодировку» — какой линейке соответствует «главная» нота, а значит, как относительно нее расположены другие. А вариантов может быть много — как и музыкальных клавиш. Их символы кажутся замысловатыми, но в них есть смысл: центральный элемент каждой клавиши указывает на эту самую «начальную» ноту.

Любимый всеми (и нами) скрипичный ключ — ключ «соль»: его завиток огибает вторую линейку нотоносца, на которой в скрипичном ключе расположена соль первой октавы. Это значит, что под этой второй линейкой будет фа, а над ней — ля. Удобно записывать ноты для скрипки в скрипичном ключе, женского вокала, медных духовых, некоторых ударных и правого фортепиано (но не всегда). Просто потому, что это достаточно высокие звуки и скрипичный ключ подходит: он охватывает первую и вторую октавы. Это диапазон среднего человеческого голоса (и скрипки). Традиционно тенор (мужской высокий голос) и партии гитары также записываются в скрипичном ключе, но играют на октаву ниже.

Есть еще клавиши «фа» — бас, например. В нем написаны партии секундной руки для фортепиано, виолончели и фагота — партии в Большой и Малой октавах, то есть низкие звуки. Его завиток и две точки помещают минорную октаву F на четвертую линейку нотоносца. Если сдвинуть его на одну линейку вниз, получится баритоновая тональность: в ней фа, соответственно, располагается на третьей линейке.

Многие родители при домашнем воспитании своих детей практикуют развивающие уроки музыки. Дети изучают музыку по-разному: слушают ее, исполняют — играют или поют и, наконец, пытаются научиться записывать музыку . И, конечно же, в начале обучения ребенка основам нотной грамоты не обойтись без изучения скрипичного ключа.

Сегодня мы поговорим о том, как нарисовать скрипичный ключ. Казалось бы, это такая мелочь, и зачем нужно посвящать этому вопросу отдельную статью? Многие взрослые без труда напишут такую ​​табличку, но некоторые из них совершенно не могут объяснить, как они это делают. А детям такие объяснения просто необходимы. И поэтому мы сейчас вам подробно расскажем, как все-таки нужно написать скрипичный ключ, а вы, дорогие родители будущих гениев, сможете потом в доступной форме передать эти пояснения своему ребенку.

Секрет скрипичного ключа

Удивительно, но мало кто об этом знает. Считается, что скрипичный ключ — это чисто музыкальный знак, но на самом деле скрипичный ключ в своем первоначальном историческом виде — это буква. Да, это буква G латинского алфавита, которая за века трансформировалась до неузнаваемости. Однако наблюдательный человек невооруженным глазом вполне может обнаружить очертания этой буквы в этом музыкально-графическом символе.

При чем здесь буква Г? — ты говоришь. Дело в том, что в музыке есть система. Так вот, по этой системе букве Г латинского алфавита соответствует звук СОЛЬ! А второе название скрипичного ключа – СОЛЬНОЙ КЛЮЧ. Так он называется потому, что скрипичный ключ указывает положение ноты G первой октавы на нотном стане (забегая вперед, скажем, что это вторая линейка).

Как нарисовать скрипичный ключ?

Скрипичный ключ расположен на особой нотной линейке — нотном стане. Нотный стан состоит из пяти горизонтальных линий, которые высчитываются снизу вверх, как этажи любого здания. Скрипичный ключ привязан ко второй линейке, на которой, как уже говорилось, должна располагаться нота СОЛЬ. Скрипичный ключ нужно либо начинать рисовать с точки на второй линейке, либо, наоборот, заканчивать запись на этой линейке. Таким образом, есть целых два способа по-разному изобразить скрипичный ключ на бумаге. Любой из них может применяться. Разберемся подробнее.

Способ 1 — пошагово

  1. В первом способе начинаем рисовать скрипичный ключ со второй линейки — ставим на нем точку или слегка зачеркиваем штрихом, направленным вверх.
  2. Из первой точки нарисуйте окружность между третьей и первой линейками. Важно, чтобы ваши линии не выходили за границы указанных линеек, иначе скрипичный ключ получится некрасивым. Вы также должны избегать другой крайности — рисование круга слишком маленькое.
  3. Начерченный круг не замыкаем, а продолжаем по типу спирали дальше, но на втором витке ведем линию вверх и чуть левее. Таким образом, вам нужно подняться немного выше пятой линейки.
  4. Над пятой линейкой сделан поворот вправо. При движении задним ходом, то есть вниз, при пересечении линий должна получиться петля. Такие циклы распространены на письме, например, когда мы пишем строчную букву Б в тетради.
  5. Далее спускаемся вниз по прямой или косой линии, как бы протыкая свой скрипичный ключ посередине. Когда мы уже «прокололи» готовый ключ и леска ушла чуть ниже первой линейки, то можно завернуть — получится крючок. Плотно заворачивать не нужно — достаточно одного изгиба в виде небольшого полукруга (как при написании заглавных букв Ф, А и т. д.).

ВАЖНО! Покажите ребенку несколько раз, и с каждым разом детализация объяснения должна уменьшаться. Сначала рассказывается все, потом отмечаются только ключевые моменты (КРУГ, ПЕТЛЯ, КРЮЧОК). Последние несколько оттисков должны быть гладкими, то есть все отдельные элементы должны быть соединены в одну линию, карандаш должен скользить по бумаге, не отрываясь от нее и не останавливаясь.

МОМЕНТ 1. Если ребенку сложно повторить графическую комбинацию сразу на бумаге, то с ним можно работать следующими способами. Во-первых, вы можете рисовать в воздухе гигантские скрипичные ключи. Ребенок может повторять движения, которые ему покажут взрослые. Поначалу можно даже взять его за руку и несколько раз плавно прокрутить всю комбинацию, когда малыш запомнит движение, пусть работает самостоятельно.

МОМЕНТ 2. Во-вторых, можно применить еще один хороший способ — нарисовать мелом на доске большие скрипичные ключи. Взрослый может написать скрипичный ключ и попросить ребенка несколько раз обвести контур знака или разноцветными мелками. Затем утолщенный скрипичный ключ можно стереть с доски, и ребенку дается задание нарисовать все самостоятельно.

Способ 2 — все наоборот

Второй способ рисования проще первого, но первый считается традиционным, а этот экзотическим. Но обычно при рисовании с крючка ключ получается более округлым, красивым.

  1. Скрипичный ключ начинаем рисовать снизу, от крючка. Поднимаемся по прямой или чуть косой линии вверх, над пятой линейкой.
  2. Над пятой строкой начинаем рисовать обычную восьмерку (цифру восемь), но на этом дело не заканчиваем.
  3. Наша восьмерка не замыкается, не возвращается в исходную точку, а в нужном месте просто заворачивается в круг до второй линейки. Помните да, что круг находится между первой и третьей линейками?

Итак, теперь заканчиваем изображение скрипичного ключа на второй линейке. Еще раз подчеркнем крайнюю важность привязки ключа ко второй линейке. В этот момент в нотоносце пишется нота СОЛЬ, которая является своеобразным ориентиром для всех остальных.

Рисование скрипичных ключей обычно очень весело для детей. Для большей прочности и для лучшего качества написания этого нотного знака можно потренироваться несколько раз — на доске, в альбоме, в нотной книге, а также в нотных рецептах.

Предлагаем Вам для домашнего изучения страницы музыкальных рецептов Г. Калининой, которые как раз посвящены скрипичному и басовому ключам. Учащийся, проработавший этот материал, как правило, больше никогда не испытывает затруднений при необходимости поставить ключ в начало нотоносца.

Скачать подборку заданий —

Конечно, в музыке кроме скрипичного ключа используются и другие — басовый, . Но в практику они вводятся чуть позже, поэтому проблем с их написанием не возникает.

Дорогие друзья, если у вас остались вопросы, на которые вы давно ищете ответы, задавайте их в комментариях к этому материалу. Мы также будем рады услышать ваши пожелания по темам наших будущих выпусков.

А теперь, для уставших взрослых и энергичных ребят, предлагаем сделать в жизни музыкальный перерыв… Сегодня у нас музыкальный юмор. Послушайте знакомое с детства стихотворение «Болтун» А. Барто на музыку композитора С. Прокофьева. Надеемся, что вы получите массу положительных эмоций от просмотра этого выпуска.

В современной нотной записи используется нотоносец из пяти строк. Ноты располагаются как на линейках, так и между ними.

Таким образом, на нотоносец можно поместить только одиннадцать нот, не более. Это меньше двух, а музыканты используют гораздо больше. Как вы записываете все остальные заметки? Правда, используются и дополнительные линейки сверху и снизу, но если их больше четырех, музыканту становится очень сложно ориентироваться. Сюда приходят специальные знаки-ключи.

Далее идет размер произведения в виде простой дроби: числитель — количество акций, знаменатель — их продолжительность. В каждом такте произведения (до соответствующих знаков) будет столько таких длительностей, сколько указано в тактовом размере.

Далее идут сами заметки. В зависимости от мелодии они располагаются на разной высоте. Еще одним из них является продолжительность, то есть протяженность во времени. Самые короткие используемые длительности — шестьдесят четвертых. Далее: тридцать второй, шестнадцатый, восьмой, четвертинки, половинки, целые. Если взять счет «один раз» в единицу времени, то у 1/64 нот будет шестнадцать, 1/32 — восемь, 1/16 — четыре, 1/8 — две, 1/4 — одна. Половинный счет на два счета, на целый — четыре.

Как только общая сумма длительностей совпадет с тактовым размером, ставится вертикальная черта. Следующий такт заполняется нотами таким же образом и отделяется от третьего.

Похожие видео

Источники:

  • писать заметки

С развитием музыкальной культуры изменились способы записи звуков и произведений. Прошло много веков, прежде чем человечество пришло к единой форме их записи, позволявшей фиксировать звуки на бумаге с помощью специальных условных знаков.

Ноты являются графическим изображением музыкальных звуков. Вся суть этой концепции заключается в истории их создания. Найти ответ на вопрос, что такое ноты, можно, лишь опираясь на исторические факты.

Были времена, когда музыка не записывалась. Песнопения и песни передавались на слух, из уст в уста. Но настал момент, когда люди решили начать их записывать, чтобы потомки, владеющие музыкой и обладающие музыкальным слухом, могли исполнять любимую музыку и песни даже через несколько столетий. Для этого придумали ноты — знаки, показывающие высоту и продолжительность звука.

Многие поколения на разных континентах создали свои способы записи музыкальных произведений. Сравнивать их было сложно, так как они были очень разными. В Древнем Вавилоне существовала слоговая запись с использованием клинописи. V Древнеегипетские мелодии записывались с помощью рисунков. V Древняя Греция использовала буквы латинского алфавита. Уже в Средние века на Руси стали употреблять графические, состоящие из точек, тире и запятых, располагавшиеся над словесным текстом и обозначающие голосовые движения, которые были необходимы для воспроизведения музыкального произведения. Эти условные предложения легли в основу крючковых или знаменное письмо на Руси, представляющее собой разновидность невменяемой нотной записи — наглядное изображение мелодической линии произведения.

Позднее в Западной Европе музыку стали записывать с помощью одной или двух горизонтальных линий. Наряду с буквой для нот было введено цветовое обозначение. Красный или желтый определяли высоту звуков. Так постепенно рождалась линейная форма нотной записи, сочетающая в себе высоту звуков и ясность неймов.

В XI веке нотную запись значительно усовершенствовал Гвидо д’Ареццо. Он предложил писать ноты на нотной строке, содержащей четыре горизонтальные прямые линии, которые объединялись в единую систему. Впоследствии она стала прообразом современного нотного стана , а буквенная символика высот строк трансформировалась в ключи — условные графические знаки, определяющие высоту расположенных нот. Причем располагать их следовало как на самих линиях, так и между ними. Кроме того, Гвидо д «Ареццо — создатель слоговых имен из 6 нот — «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля». Но в конце XVI века было семь нот «ут» на «до» и добавлялся нотный слог на звук «си». Эти имена используются до сих пор.

Позже нотная запись была улучшена и изменена. Стало понятнее, введены более четкие обозначения пауз. Ноты из квадратов превратились в круглые, у них появились ноты — вертикальные линии, обозначающие длительность звуков. С той же целью их либо закрашивали целиком, либо оставляли неокрашенными. Появился нотоносец, состоящий из пяти нотных линий. Наконец-то нотная грамота обрела современный вид… Но музыка безгранична. С развитием новых музыкальных форм меняется и совершенствуется нотная запись.

Похожие видео

Подбор произведений на слух — один из многих навыков, которыми должен обладать музыкант. Этому навыку обучают на уроках сольфеджио и теории музыки. Благодаря развитию слуха и аналитического мышления на этих занятиях музыкант легко узнает ноты произведения — отдельные части или общую гармонию.

Вам понадобится

  • — Учебник ЭТМ;
  • — пособия по сольфеджио;
  • — сборники диктантов в 1, 2, 3, 4 голоса;
  • — аудиозаписи заметок.

Инструкции

Спойте гаммы в другой последовательности. Исследуйте весь квартовый круг и все разновидности тональностей: натуральные, гармонические, мелодические, народные лады… Пропойте каждую гамму в удобной октаве. Назовите признаки изменения.

Научиться петь интервалы в мелодической и гармонической аранжировке (последовательно или одновременно). Для второго варианта пригласите друга-музыканта спеть вторым голосом. Особенно полезны для этого хоралы и упражнения Баха, представленные в учебниках по сольфеджио (в частности, в пособии Ладухина).

Попросите друга сыграть вас. Начните с простых монофонов: на фортепиано играется мелодия, а вы, стоя спиной к инструменту, пытаетесь ее угадать. Не указывай пальцем на небо. После нескольких уроков теории музыки и пения сольфеджио вы уже научились определять ступени гаммы. В мелодии также постарайтесь найти тонику, тяготение к ней, расстояние от нее до исполняемых нот .

Постепенно усложняйте задание, увеличивая количество тактов в диктанте с 4 до 12-16. По мере развития слуха усложняйте ритмический рисунок, добавляйте хроматизма. Выполнив диктант и сверившись с оригиналом, спойте его.

Развивайте не только мелодический слух (по монофоническим диктантам). Постепенно включайте в свой класс двух- и трехчастные диктанты. Маленький совет: в полифонических упражнениях сначала записывайте нижний голос, а не верхний. Далее следуют средние и высокие. После записи также спойте диктанты.

Слушайте любимые песни. Попробуйте записать их так же, как диктанты: повторите много раз, затем запишите бас, а затем аккорд и мелодию. Кстати, в этом вопросе у вас больше свободы, чем в диктовке: неважно, сколько раз вы играете трек. Кроме того, вы можете проверить свои предположения, сыграв ноту на музыкальном инструменте (или фортепиано).

Похожие видео

Заметки используются для передачи информации, и, как и буквы алфавита, их можно прочитать. Они обозначают музыкальные звуки. Чтобы идентифицировать и читать ноты, вам нужно знать, как они расположены на нотоносце.

Инструкции

Термин «нота» — это символ или графический знак, обозначающий звук, его высоту и продолжительность. Чтобы уметь распознавать и читать ноты, нужно выучить нотную грамоту. Его преподают в музыкальных и общеобразовательных школах на уроках пения. Но вы можете освоить его самостоятельно.

Прежде всего, запомните названия нот. Их семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. И расположены они (как буквы в алфавите) в таком порядке.

Ноты пишутся на нотоносце или нотоносце, который представляет собой пять параллельных линий. Они считаются снизу вверх. Для расширения нотоносца используются дополнительные линии, которые проводятся внизу и вверху нотоносца. Заметки можно размещать как непосредственно на линейках, так и между ними.

Чем выше нота написана на нотном стане, тем выше ее звучание. Каждой строке и интервалу нотоносца присваивается порядковый номер ноты. При этом их порядок никогда не меняется.

Завиток на 2-й линейке нотоносца указывает положение ноты соль первой октавы. Во Франции в эпоху барокко использовали другой тип соляного ключа, которым писали на первой линейке. Его называли французским ключом.

Клавиша Fa

Очертания клавиши F происходят от латинской буквы F. Ее завиток и две точки обозначают положение ноты F малой октавы — на 4-й линейке нотного стана. В этом ключе пишутся ноты для виолончели, фагота и др. низких инструментов, а также для партии баса в хоре, поэтому он и называется басом.

Наряду с басовым ключом существуют еще два типа фа-ключа: баритон и бас-глубокий. В первом случае фа малой октавы ставится на третьей линейке, во втором — на пятой.

Клавиша вверх

Клавиша do представляет собой модифицированную латинскую букву C и указывает положение ноты до 1-й октавы. Существует 5 вариантов этого ключа. В тональности сопрано нота до 1-й октавы располагается на 1-й строке, в меццо-сопрано — на 2-й, в альтовой тональности — на 3-й, в теноровой — на 4-й, в баритоновой — на 5-м.

Модификации ключей

Любой ключ можно дополнить маленькой восьмеркой вверху или внизу. Это означает, что все ноты должны быть сыграны соответственно на одну октаву выше или ниже, чем они написаны. Эти ключи используются, чтобы избежать большого количества дополнительных линеек или частой смены ключей. Например, на октаву выше реального звучания пишут ноты альтовой домры, контрабаса, на октаву ниже — для флейты пикколо. Возможно такое движение не на одну, а на две октавы, в этом случае к тональности добавляется цифра 15.

Для записи партии ударных инструментов, не имеющих определенной высоты, используется нейтральная тональность. Он выглядит как длинный белый прямоугольник или как две линии, параллельные друг другу и перпендикулярные посоху, проведенные от 2-й линейки к 4-й. Этот ключ не указывает высоту нот, он указывает только на нотоносец, на котором записана партия ударных.

Источники:

  • Музыкальная энциклопедия… Ключ

Рейтинг 4.43 (53 Голоса)

Как легко понять, какому звуку соответствует расположение ноты на нотном стане?
Ключ

Ключ — элемент нотной записи, определяющий расположение нот на нотном стане. Ключ указывает на положение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты. Существует несколько типов ключей. Мы рассмотрим 3 основных: скрипичный ключ, басовый ключ и альтовый ключ.

Скрипичный ключ

Этот ключ указывает положение ноты Соль первая октава:

Рисунок 1. Скрипичный ключ

Обратите внимание на красную линию нотоносца. Его закрывает ключ с его завитком. Этот ключ указывает местоположение заметки. соль … Для полноты картины мы нарисовали посох. Эта записка расположена на красной линии (которую обводит ключ), что означает, что это записка соль .

Все остальные ноты будут располагаться относительно ноты, обозначенной ключом. Запоминаем порядок основных шагов: предмиф соль — лы-си. Давайте разместим эти заметки в зависимости от места заметки. соль :

Рисунок 2. Ноты первой октавы в скрипичном ключе

На рисунке 2 мы разместили ноты от до (самая первая нота, расположенная внизу на дополнительной строке) до si
(по центральной линии). Последний символ — пауза.

Басовый ключ

Указывает расположение ноты F малой октавы. Его стиль напоминает запятую, кружок которой указывает строку ноты. F … Мы снова выделили эту строку красным цветом:

Рисунок 3. Басовый ключ

Вот пример расположения нот до- рем- F — соло на нотном стане с басовым ключом F :

расположение ноты Перед первой октавы: она находится на средней линии нотоносца (линия выделена красным):

Рисунок 5. Альтовый ключ

Примеры

Может возникнуть вопрос: «Почему неужели мы не можем обойтись одним ключом?» Удобно читать ноты, когда большая часть нот расположена на основных линиях нотоносца, без дополнительных линий сверху и снизу. Кроме того, мелодия таким образом записывается более компактно. Давайте рассмотрим пример использования ключей.

Мелодия из телепередачи «В гостях у сказки», первые 2 такта. В скрипичном ключе Соль эта мелодия выглядит так:

Рисунок 6. Мелодия «В гостях у сказки» в скрипичном ключе

А вот так эта же мелодия выглядит в басовом ключе F :

Рисунок 7. Мелодия «В гостях у сказки» в басовом ключе

В тональности альт До эта же мелодия выглядит так:

Рисунок 8. Мелодия «В гостях у сказки» в альтовой тональности

При записи мелодии в тональности Соль ноты размещаются на нотном стане без дополнительных линеек. В басовом ключе F мелодия полностью записана на дополнительных линейках, что усложняет как чтение, так и запись. В альтовой тональности большая часть мелодии записана на дополнительных линейках. Это тоже неудобно.

И наоборот: если партия баса записана в скрипичном или альтовом ключе, то все или большинство нот будут располагаться на дополнительных линейках. Таким образом, разные клавиши облегчают чтение и запись низких или высоких нот.

Отдельно отметим, что есть и другие ключи. Они подробно рассмотрены в статье « ».

Для закрепления материала предлагаем вам поиграть: программа покажет ключ, а вы определите его название.

Полная версия программы в статье «Тест: Музыкальные ключи»

Исходы … Теперь вы знаете 3 основных ключа: Скрипичный ключ Соль , Бас F и альт До .

Скрипичный ключ в привычном для нас виде появился в шестнадцатом веке, когда зародилась инструментальная музыка… Но его предыстория началась на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры. Затем монах-бенедиктинец Гвидо из города Ареццо в итальянской провинции Тоскана придумал, как записывать музыку с помощью нот. Для обозначения звука нужно было придумать какой-то символ.

Партитуры в их нынешнем виде — исключительно заслуга Гвидо д’Ареццо. После него совершенствовалась система записи музыки, но именно этот монах заложил основы. В начале строки он записывал ноту, с которой начиналась мелодия. Буква G, обозначающая ноту «G», послужила прообразом скрипичного ключа.

Какова его функция? Одиннадцать можно разместить на пяти линейках. Скрипичный ключ указывает, на какой линейке (второй снизу) расположена «соль» первой октавы. Диапазон нот, расположенных на этих пяти линейках при записи скрипичным ключом, достаточен для большинства музыкальных инструментов. Однако это подходит далеко не всем. Есть инструменты очень низкого звучания и, наоборот, очень высокого звучания. Если вы будете записывать для них мелодию, вам придется применить дополнительные линейки. Они могут быть нижними или верхними. При чтении мелодии с листа очень неудобно. Для записи музыки для разных инструментов скрипичный ключ оказался малопригоден. Поэтому было придумано еще несколько знаков такого рода. Это бас, альт, тенор и некоторые другие тональности.

В чем разница между ними? указывает, где находится нота «фа» минорной (следующей вниз от первой) октавы. Он находится на второй линейке сверху. Баритон немного выше баса, поэтому ключ баритона помещает ту же ноту на среднюю линейку. Символ альта в той же строке помещает ноту до первой октавы. Почему это происходит? Дело в том, что альт выше баритона или тенора.

Всего в настоящее время на практике используется одиннадцать ключей. В прошлом их было намного больше, но в процессе этого развития большинство из них исчезло за ненадобностью. Для записи самого высокого (в музыкальном смысле) звука используется сопрано или скрипичный ключ. Он помещает ноту C первой октавы на первую линейку снизу.

Скрипичный ключ также не подходит для записи партий. Для этого используется специальный «нейтральный» символ. Ведь для понятия высота звука ничего не значит. Главное здесь – ритм и громкость. Он записан в двух вариантах.

В первом случае это две толстые параллельные вертикальные линии, упирающиеся концами во вторую и четвертую линейки нотоносца, а во втором — вытянутый прямоугольник, немного не доходящий до крайних линий.

Популярность скрипичного ключа как музыкального символа даже породила моду на татуировки. Среди музыкантов он считается олицетворением творчества и указывает на принадлежность владельца модной татуировки к людям искусства. А вот на «зоне» тату «скрипичный ключ» может иметь совсем другое значение. Человеку, который по неосторожности набил себе татуировку в виде этого музыкального символа, она принесет немало хлопот. Как правило, его колют гомосексуалы.

Однако мнение преступного сообщества по поводу этой татуировки до конца не устоялось. Поэтому в зависимости от места нанесения и графических нюансов скрипичный ключ может означать и то, что его владелец на свободе вел веселую, разгульную жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *