Menu
[menu_adv_rtb]
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Разное Рыбный скелет: D1 80 d1 8b d0 b1 d0 b8 d0 b9 d1 81 d0 ba d0 b5 d0 bb d0 b5 d1 82: скачать картинки, стоковые фото D1 80 d1 8b d0 b1 d0 b8 d0 b9 d1 81 d0 ba d0 b5 d0 bb d0 b5 d1 82 в хорошем качестве

Рыбный скелет: D1 80 d1 8b d0 b1 d0 b8 d0 b9 d1 81 d0 ba d0 b5 d0 bb d0 b5 d1 82: скачать картинки, стоковые фото D1 80 d1 8b d0 b1 d0 b8 d0 b9 d1 81 d0 ba d0 b5 d0 bb d0 b5 d1 82 в хорошем качестве

Содержание

Рыбий скелет в шкафу или Метод «Фишбоун» для анализа чего угодно

Никогда не любила рыбу. Из-за костей. Но одна рыба (вернее, то, что от неё осталось – фишбоун) мне всё же нравится. ))) С Вами Ирина Иваськив. Давно хотела покопаться в своей коллекции «рыбьих скелетов». Об этом универсальном японском приёме визуализации данных, который за считанные минуты преобразовывает информацию в компактный и легко запоминающийся графический образ, узнала лет 10 назад. Вот с тех пор и собираю фишбоуны. При всей их простоте есть в них какая-то бездонность. Над ними – как над японскими пословицами или стихотворениями – можно размышлять часами. В экономические дебри лезть не буду. В этой статье – всё о фишбоуне как о методе обучения в работе с детьми: определение, происхождение, принципы, составляющие, алгоритм заполнения, варианты использования, примеры и многое другое.

Кто, когда и как разработал метод Фишбоун?

Фишбоун – это графическая техника, при помощи которой можно выявить проблемы и пути их решения. Автор этой техники – известный японский учёный, химик, экономист, профессор Токийского университета, крупнейший эксперт в области контроля качества и теории менеджмента Каору Исикава (1915-1989). Метод «Fishbone» часто называют его именем – диаграмма Исикавы.

В предисловии к английскому изданию книги Исикавы переводчик Дэвид Лу Милтон пишет: «Качество дают не станки, а люди». Пожалуй, это – лучшая характеристика философии «японского качества» – именно философии, как особого подхода к контролю чего угодно. Создатель «Фишбоун» был химиком по образованию и много лет занимался проверкой качества японской промышленности.

В 1952 году Каору Исикава предложил свой новаторский метод, разработка которого длилась годы. Исикава провёл несколько международных семинаров и тренингов, чтобы понять, как измерить качество японского производства? В 1985 году, на склоне лет, он изложит свои идеи в книге «What Is Total Quality Control? The Japanese Way». Основная идея этой книги – контроль качества лежит на плечах у каждого сотрудника, кем бы он ни был по должности. Звучит, казалось бы, понятно и очевидно, но… как использовать этот метод вне стен завода? Вот чем озадачился Исикава! Так и появилась на свет диаграмма «рыбьей кости».

Откуда взялось само понятие «фишбоун»?

В обиходе к методу Исикавы прилипло другое – более простое – название: «Фишбоун» (fishbone), что в переводе с английского означает «рыбья кость» или «скелет рыбы». Странное название для аналитического метода, правда? Почему он назван именно так? Просто посмотрите на диаграмму – ну, чем не рыбья кость?

Причём, располагать рыбий скелет можно как угодно: вертикально головой вверх, горизонтально справа налево и горизонтально слева направо. Расположение не имеет принципиального значения – рисуйте схему так, чтобы максимально легко воспринимать информацию на схеме.

Горизонтальное расположение схемы больше подходит младшим школьникам – так рыбка выглядит для них более естественно. А вертикальное расположение схемы лучше применять для старшеклассников – вертикальная схема позволяет разместить больше информации.

Что можно определить при помощи диаграммы?

В начале метод Исикавы считался исключительно техническим. Но вскоре Фишбоун, как один из приёмов логического анализа, начали применять в разных других нишах. И сегодня практически невозможно назвать сферу, где бы ни использовался этот метод. Его можно применить где угодно и для чего угодно. Он нужен в каждой ситуации, когда требуется:

  • обозначить круг проблем (проблемных ситуаций)
  • показать, как все эти проблемы связаны между собой
  • визуализировать взаимосвязь причин и последствий
  • проанализировать причины возникновения проблем
  • попробовать найти решения обозначенных проблем
  • потренировать критическое мышление и взаимодействие в коллективе
  • установить связи между объектом и факторами, которые на него влияют
  • дать глубокую всестороннюю адекватную оценку проблемной ситуации
  • провести исследования, аудит, диагностику или ревизию положения дел
  • сделать выводы, определить цели, что-то спланировать, реконструировать
  • организовать знания, подготовиться к дебатам, сформулировать позицию
  • сгенерировать новые идеи и решения, выявить пробелы в системе знаний
  • выявить факторы, на которые повлиять невозможно, и факторы, которые поддаются управлению и коррекции
  • а также ранжировать все выявленные факторы по степени их значимости (актуальности, исторической хронологии)

Из каких элементов состоит схема Фишбоун?

Схема представляет собой схематическое изображение рыбы. Она состоит из 4-х постоянных элементов:

1. Рыбья голова

Голова в схеме – это сам объект анализа (проблема, вопрос или тема), который надо проанализировать, обсудить, исследовать, сравнить с другим. Недаром говорят, что любая проблема начинается с головы. Поэтому помещаем исследуемую проблему в голове рыбы.

2. Верхний (или левый) ряд костей

Вверху, на косточках, в виде коротких формулировок записываем все возможные причины, которые привели к появлению исследуемой проблемы (или основные понятия). Если схема вертикальная, то причины записываем слева.

3. Нижний (или правый) ряд костей

Внизу – факты, подтверждающие существование причин (или суть понятий). Каждый такой факт должен быть расположен напротив причины, к которой он относится. Если схема вертикальная, то факты записываем справа.

4. Рыбий хвост

Хвост рыбы служит логическим умозаключением, которое формулируется на основании выявленных причинно-следственных связей: вывод, обобщение, ответ на поставленный вопрос, решение.

Связующее звено в схеме – основная кость рыбы, её хребет. Иногда этот хребет изображается в виде стрелы, показывая, что из-за причин и факторов и возникла обсуждаемая проблема. Иногда косточки сверху и снизу тоже рисуют в виде стрелок (по направлению к хребту), что визуально усиливает взаимосвязь всех элементов.

Алгоритм заполнения схемы Фишбоун

Элементы в таком порядке (проблема – причины – факты – вывод) представляют собой последовательность, в соответствии с которой и заполняется схема Fishbone. Этот порядок достаточно прост – его обуславливает сама графическая схема. Наш взгляд обычно движется слева направо, как при чтении строки текста. Вот так – по взгляду – и выстраивается схема.

Варианты названия блоков в схеме

  • Вариант 1: Ситуация – Причины – Факты – Вывод
  • Вариант 2: Вопрос – Причины – Факты – Ответ
  • Вариант 3: Тема – Причины – Факты – Обобщение
  • Вариант 4: Проблема – Факторы – Последствия – Решение
  • Вариант 5: Тема – Основные понятия по теме – Суть понятий – Обобщение
  • Вариант 6: Проблема – Факторы, усугубляющие проблему – Факторы, нейтрализующие проблему – Решение
  • И др.

В чём уникальность метода Фишбоун?

В сравнении с другими логическими методами анализа Фишбоун предоставляет более систематизированный взгляд на проблему. Взять, к примеру, приём «mind map», суть которого заключается в фиксации основной проблемы в центре «карты» и слов-ассоциаций вокруг. Благодаря этим словам mind map всесторонне описывает основную проблему, но Фишбоун даёт больше – понимание причинно-следственных связей (что произошло и вследствие чего это произошло?).

Благодаря графическому структурированию данных, можно не только наглядно представить учебный материал по теме, но и уменьшить объём информации, необходимой для запоминания (за счёт акцентирования ключевых понятий и логических связей между ними).

Важные принципы заполнения схемы

  • Все формулировки в фишбоун-схеме должны быть краткими, точными, содержательными, достоверными.
  • Причины и аргументы располагают в порядке их значимости – самые важные записывают ближе к голове.
  • Заполнять схему можно индивидуально, в парах, в группах или всей командой (используя мозговой штурм).
  • Если схема заполняется коллективно, то тезисы сначала обсуждаются, затем формулируются с участием всех.
  • Важный завершающий этап заполнения схемы Фишбоун – её презентация и озвучивание принятых решений.
  • Записи можно делать мелом на доске, маркером или стикерами на ватмане. Схема также может быть цветной.
  • Формулировки причин и фактов лучше делать в одном стиле: либо все в виде фраз с существительным (отсутствие связи между тем-то и тем-то), либо все в виде предложений (отсутствуют связи между тем-то и тем-то).

Что учесть при использовании метода

  • Иногда причин на схеме оказывается больше, чем фактов. Это происходит потому, что некоторые причины озвучиваются в виде предположений и гипотез, а информации, которая бы подтвердила их, пока ещё нет. И в этом нет ничего плохого – учащиеся будут наглядно видеть, что предположения без аргументов остаются всего лишь предположениями (и только когда появятся аргументы, предположения станут причинами). Недоказанные гипотезы – поле деятельности для пытливых умов, новые открытия, инсайты, исследования, кандидатские…
  • Метод Фишбоун можно использовать и как отдельную самостоятельную часть урока, и как план проведения всего урока. Максимальная эффективность метода достигается тогда, когда материал уже усвоен, и необходимо закрепить его, обобщить, систематизировать, организовать в целостную систему знаний.
  • Этот графический способ идеально подойдёт и в качестве домашнего задания, и для составления опорного конспекта на уроке, и для организации индивидуальной или групповой работы на уроке, и для проверки выученного материала, и для проектной / рефератной / конкурсной работы, и для многих других задач.

Где и как применяется метод Фишбоун?

Кандидат педагогических наук Татьяна Алексеева в своей статье «Методический приём фишбоун как способ развития критического мышления» рассказывает об использовании метода в педагогической практике обучения английскому и экономике. Так, исследовательница описывает схему понимания причин экономического кризиса 2008 года. Поместим этот кризис (как исследуемую проблему) в начале схемы – в «голове» рыбы. В верхних «косточках» запишем основные причины этого кризиса, а в нижних – последствия этих причин. Суммируя данные причин и последствий, формулируем логический вывод (в экономическом кризисе виновна… неправильная политика правительства) и записываем его в «хвосте» рыбы.

Джеймс Фримен, эксперт в области менеджмента, называет подобные диаграммы «невероятно эффективными» для визуального обучения. Он опубликовал несколько интересных исследований – к примеру, почему у детей отсутствует интерес к чтению. В верхней части «рыбы» он расположил факторы, подтверждающие проблему: отсутствие мотивации, лень, занятость родителей, библиотека далеко и другие. В нижней части оказались причины, породившие факторы: влияние аудио и видео гаджетов, замена чтения мультиками, мало книг в школе и т.д.

Посмотрите на фишбоун, который составила учительница английского языка Лидия Витальевна Ширенкова:

Приём фишбоун на уроках истории

А вот пример того, как можно использовать диаграммы Исикавы на уроках истории. К примеру, задача стоит в том, чтобы объяснить ученикам, почему началась Вторая мировая война. Соответственно, «головой» нашей рыбы станет Вторая мировая война. В верхней части разместим причины, которые ученики могут вычитать из учебника по истории.

Возьмём, к примеру, «Стремление сербов к независимости от Австро-Венгрии». Этой причине будет соответствовать факт – убийство герцога Франца Фердинанда сербским экстремистом Гаврилой Принципом. Сопоставление причин и фактов – увлекательное упражнение для учеников, которое поможет им лучше понимать исторические закономерности. Хороший учитель использует подобную наочность при каждом удобном случае – и детям не скучно, и материал усваивается эффективнее.

Пример «Отмена крепостного права»

Пример «Феодальная раздробленность»

  • Голова: Причины феодальной раздробленности Руси
  • Верхние кости: Междоусобные войны и борьба за Киевский престол; Усиление экономической мощи отдельных княжеств; Отсутствие тесных торговых связей между княжествами; Города не хотели делиться с Киевом и стремились к самостоятельности; Усложнение социальной структуры; Благоприятное внешнеполитическая обстановка
  • Нижние кости: Не был определён порядок наследования Киевского престола; Различия княжеств по природным и хозяйственным условиям; Натуральное хозяйство; Рост и развитие городов; Появилось дворянское сословие; Отсутствие внешней угрозы
  • Хвост: Феодальная раздробленность была неизбежной

Пример фишбоуна «Распад СССР»Пример фишбоуна «Первая мировая война»

Приём фишбоун на уроках литературы

  • Голова: Легко ли совершить подвиг? (по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»)
  • Верхние кости: герои смелые, хотят изменить мир, нужно защищать Родину
  • Нижние кости: мастерство лётчика, мужественный характер, любовь к Родине
  • Хвост: Каждый человек может стать героем, если он любит свою Родину

С помощью метода можно проводить целые уроки по изучению творчества какого-нибудь писателя или поэта. Тема в голове рыбы может звучать очень просто: Творчество Лермонтова. Предложите детям на верхних косточках записать проблемы, которые поэт поднимал в своём творчестве, а на нижних косточках – названия произведений, где эти проблемы затронуты. Выводом может быть мини-доклад ребят о значении творчества поэта для последующих поколений.

Пример «фишбоуна» по рассказу А. П. Чехова «О любви»

Многие дети при написании сочинений испытывают стрессовые сложности – они представления не имеют, о чём писать в сочинении. И в этом случае Фишбоун может правильно направить их – с помощью схемы покажите ученикам структуру сочинения (то, что должно быть в сочинении). Такая подсказка (на примере рассказа И. С. Тургенева «Бирюк») может выглядеть примерно так (фишбоун составлен по идее Юлии Валерьевны Цыбусовой):

А вот ещё один пример фишбоуна, составленный по идее Юлии Валерьевны Цыбусовой – он поможет описать черты авторского стиля изучаемого писателя. Информацию для фишбоуна ищите во вступительных статьях об авторе.

Пример фишбоуна на уроках обществознания

В каждом предмете есть темы, сложные для восприятия. Фишбоун может помочь учителю разложить учебную информацию по полочкам.

  • Голова: Что значит быть гражданином?
  • Верхние кости: ответственность, труд, отношения с людьми
  • Нижние кости: обеспечивать благосостояние, работать на благо страны, уважать людей
  • Хвост: Быть гражданином – значит нести ответственность за своё будущее и за будущее своих потомков

Пример фишбоуна на уроках биологии

Серию тем по защите окружающей среды можно закрепить при помощи группового или индивидуального «фишбоуна»:

  • Голова: Взаимодействие природы и общества
  • Верхние кости: имеют прочные связи, оказывают влияние друг на друга, непродуманно используются природные ресурсы
  • Нижние кости: жизненный цикл, извлечение пользы для себя, масштабные загрязнения природы
  • Хвост: Без заботы о природе общество не сможет существовать

Пример фишбоуна на уроках географии

С помощью такого фишбоуна можно подготовить учеников к контрольной работе по географии:

  • Голова: Как сократить экологические проблемы?
  • Верхние кости: исчезающие животные, уничтожение растений, радиационный мусор с атомных подлодок
  • Нижние кости: браконьерство, лесные пожары, загрязнение водоёмов
  • Хвост: Запрет на рыбный промысел и охоту, строительство заповедников, усиление законодательной базы

Фишбоун на уроках английского языка

А вот пример фишбоуна по теме «Изобретения в нашей жизни», составленный Натальей Василишин, чтобы сориентировать детей перед отработкой навыка говорения:

  • Голова: Can we live without hi-tech?
  • Верхние кости: comfort, communication, knowledge
  • Нижние кости: work at home, lots of friends, information
  • Хвост: Our lives depend on inventions

Приём фишбоун на уроках русского языка

Техника Фишбоун в начальной школе

  • Используем более естественную форму рыбы – горизонтальную
  • Для шаблона выбираем более мультяшную и «добрую» рыбку
  • В схеме сверху и снизу используем по 3-4 косточки, не больше
  • После заполнения схемы можно нарисовать контур всей рыбы
  • Можно попросить золотую рыбку помогать в решении проблем
  • В качестве вывода можно использовать известную пословицу

Как составить многоуровневую схему

Для создания многоуровневой схемы используют несколько уровней верхних и нижних косточек:

  • Уровень 1: Главные причины (Главные факторы)
  • Уровень 2: Детализирующие причины (то есть подпричины, влияющие на главные причины) и Детализирующие факторы (то есть подфакторы, влияющие на главные факторы)
  • Уровень 3: Детализирующие причины / факторы 3-го порядка и т. д.

Чаще всего в многоуровневые схемы имеют от 3-х до 6-и уровней. Такое разветвлённое дерево визуализирует наиболее полную картину всех возможных причин и последствий обсуждаемой проблемы.

Пример шаблона многоуровневого фишбоунаПример заполнения многоуровневого фишбоуна

Фишбоун на уроках в Воскресной школе

Здесь – бескрайний простор для действий! И этот аналитический метод может круто послужить Вам – возьмите его на вооружение и регулярно применяйте. Этот метод легко будет представить детям, связав его с христианской рыбкой, или со знаменитой библейской фразой «ловцы человеков», или с тем фактом, что часть учеников Иисуса были рыбаками.

С помощью этого метода вместе с детьми исследуйте:

  • Сотворение мира
  • Непослушание первых людей
  • Заповеди
  • 40 лет скитания по пустыне
  • Предательство Иуды
  • Что значит быть христианином
  • Содержание Псалтиря
  • И другие библейские события, факты, истории, доктрины

Как фишбоун применяется в копирайтинге

Fishbone отлично подойдёт и для работы с текстом. Самую большую пользу этот метод может принести при работе над сложным, проблемным, резонансным текстом. При помощи рыбьего скелета Вы сможете:

  • адекватно осмыслить и истолковать прочитанное
  • развить навык работы со сложной информацией
  • быстро находить факты, относящиеся к проблеме
  • систематизировать факты, аргументы, причины
  • выстроить хронологию или логику статьи/книги
  • написать убедительный обоснованный текст
  • освободить текст от лишних эмоций и пафоса
  • соблюсти баланс мнений, представив разные точки зрения
  • определить проблематику данных, свою авторскую позицию
  • научиться ставить проблемные вопросы и резюмировать ответы
  • проанализировать типы и поступки персонажей книги и др.

На основе фишбоуна можно создать шаблон рабочего листа / рабочей тетради на вебинар, семинар, конференцию. Благодаря шаблону слушатели запомнят именно то, что Вы хотите, чтобы они запомнили.

Часто эта простая наглядная схема заменяет журналистам план статьи. Дело в том, что фишбоун имеет трёхчастную структуру (введение, основную часть и заключение), очень похожую на структуру статьи. Каждая пара косточек – это готовый абзац. Лид-абзац в этом случае тоже очевиден – он пишется на основании формулировок на косточках (то есть с акцентом на том, о чём эта статья). Стиль написания выбираем соответственно теме:

  • от верхних косточек к нижним (от общего к частному)
  • от нижних косточек к верхним (от частного к общему)
  • от проблемы к решению
  • от умозаключений к постановке проблемных вопросов

Диаграммы Исикавы можно делать онлайн

Шаблоны фишбоунов, которые можно сделать онлайн на сервисе КанваПрограмма для создания профессиональных фишбоунов Edraw

Заключение

Любое событие имеет свои причины и последствия. Составляя фишбоун, можно быстро разобраться, что к чему. Потенциал метода профессора Исикавы невысказанно огромен. Мы можем использовать его не только для контроля чего-либо, но и для школьных уроков, и для написания статей, и для личных исследований, для мозговых штурмов, для командных игр, для аудита проектов, для закрепления выученного материала, для создания шпаргалок и многого другого. Друзья, надеюсь, Вы вдохновились этим методом, и, рассматривая примеры фишбоунов в статье, получили кучу идей для своих уроков. Если Вы уже пользуетесь этим методом, поделитесь своими примерами в комментариях. Полезны ли Вам такие статьи? Напишите также, о каких ещё методах преподавания Вы хотели бы узнать?

© Ирина Иваськив

Заинтересовались графическими схемами? Читайте наши статьи о разных графических методах преподавания:

Скелет рыб

Скелет рыб в процессе эволюции стал более сложным по-сравнению с ланцетником. У рыб вместо хорды появляется более прочный позвоночник, образуется череп, челюсти, парные конечности в форме грудных и брюшных плавников и их поясов. Все это дает возможность рыбам увеличить размеры своего тела, обзавестись более сложными движениями, лучше плавать, приспосабливаться к различным условиям жизни. Скелет у рыб служит защитой для внутренних органов и опорой для мышц (они к нему крепятся). Более мощные мышцы требуют более мощного скелета.

Скелет рыбы (костной). 1 – остистые отростки позвонков; 2 – нижние отростки позвонков; 3 – нижние остистые отростки позвонков в хвостовом отделе; 4 – ребра; 5 – мускульные косточки; 6 – основные косточки лучей плавников; 7 – лучи плавников; 8 – кости плечевого пояса; 9 – кости тазового пояса, 10 – кости черепа

У хрящевых рыб (акул и скатов) скелет состоит из хрящей, а у костных рыб (почти всех остальных) — из костей. Считается, что костный скелет более совершенный, так как он более прочный и менее массивный, чем хрящевой.

В скелете рыб выделяют осевой скелет (позвоночник и череп), висцеральный скелет (челюсти и жабры), скелет конечностей и их поясов.

В позвоночнике выделяют два отдела: туловищный и хвостовой. Позвоночник состоит из отдельных позвонков (так, например, у окуня их около 40, у угря больше 100). У всех хрящевых рыб внутри тел позвонков еще сохраняется хорда, у костных рыб ее остатки имеются только у некоторых рыб (например, у осетровых), у остальных во взрослом состоянии хорда исчезает. В туловищном отделе к нижним отросткам позвонков крепятся ребра, другим концом они оканчиваются свободно. Ребра защищают внутренние органы.

Каждый позвонок состоит из тела и отростков. Тело позвонка двояковогнутое. Верхние дуги позвонков образуют спиномозговой канал, где проходит спинной мозг. Таким образом, отростки позвонков защищают его. Кроме того, соединившись наверху, верхние дуги продолжаются в непарный верхний остистый отросток. Нижние дуги позвонков смыкаются только в хвостовом отделе. В образуемом ими канале проходят крупные кровеносные сосуды. В хвостовом отделе нижние отростки позвонков также образуют остистые отростки.

Последний позвонок позвоночника обычно сплюснут по бокам. К нему крепятся лучи хвостового плавника.

В скелете головы рыб выделяют мозговой череп (или просто череп) и висцеральный (или лицевой) череп. Мозговой череп — это черепная коробка, внутри которой находится головной мозг. Череп по отношению к нему выполняет защитную функцию. Висцеральный череп состоит из челюстей, подъязычной дуги, жаберных дуг и жаберных крышек. Жаберные дуги поддерживают жаберные отверстия в глотке рыбы. У хрящевых рыб жаберных крышек нет.

Череп рыб не монолитный, он состоит из ряда костей: затылочных, ушных, обонятельных, теменных, лобных, носовых, костей межглазничной перегородки, окологлазничного кольца, костей дна мозгового черепа. Все эти кости соединены между собой неподвижно.

Скелет плавников рыб образуют костные или хрящевые (у хрящевых рыб) лучи. У рыб есть парные (брюшные и грудные) и непарные (спинной, анальный, хвостовой) плавники. Парные плавники являются аналогами конечностей позвоночных. У парных плавников есть пояса конечностей, к которым крепятся лучи плавника и относительно которых они могут двигаться как единый рычаг. Благодаря этому рыба может грести парными плавниками, поворачивая в разные стороны, опускаясь на дно и поднимаясь в верхние слои воды. Спинной и анальный плавники придают рыбе устойчивость. А движения хвостового плавника заставляют тело рыбы плыть вперед.

Скелет поясов парных плавников лежит свободно в теле рыбы.

Приём «фишбоун» на уроках в школе

На уроке необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Один из лучших способов сделать это — представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя приём «фишбоун».

Суть дидактического приёма

«Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» ученики:

  • учатся работать в группе или парах;
  • визуализируют причинно-следственные связи;
  • ранжируют различные факторы по их значимости;
  • развивают способность критически мыслить;
  • обучаются давать оценку явлениям действительности.

Учёные Бостонского университета, занимающиеся исследованием способов восприятия у младших школьников, пришли к выводу, что с помощью зрительных образов ребёнок в возрасте от 2 до 13 лет быстрее запоминает любую информацию.

Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились быстро и чётко формулировать мысли.

Схема Исикавы помогает систематизировать полученные знания по основным категориям: причины, факты, выводы по теме

Правила составления «рыбьего скелета»

«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже.

Существуют два типа расположения:

  • горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его предпочтительнее использовать на уроках в младших классах;
  • вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации (подходит для старшеклассников).

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

  • головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
  • косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
  • косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
  • хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.

Для уроков в начальной школе схема должна напоминать рыбу максимально точно

Способы и формы применения такого метода в школе

«Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами. Что касается места технологии в конспекте урока, то она может выступать как способ организации части урока, либо же в качестве стратегии всего занятия по теме. Например, с помощью метода можно проводить целые уроки по изучению творчества Пушкина или Толстого: детям предлагается рассмотреть проблемы, затронутые в творчестве писателей (с конкретными примерами из произведений), и задача школьников — оценить значение работ великих соотечественников для последующих поколений.

Способ составления «рыбьего скелета» может быть:

«Фишбоун» можно использовать в качестве:

  • домашнего задания по теме;
  • опорного конспекта на уроке;
  • самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;
  • проектной работы.

Особенно важно делать акцент на презентации результатов заполнения схемы. Она должна подтверждать значимость проблемы и показывать взаимосвязь всех обозначенных элементов. Иногда дети определяют несколько проблем, а вот с аргументами возникают сложности: учащимся непросто найти подтверждения для каждой. Это нормальная ситуация, ведь в жизни тоже предположений всегда больше, чем подтверждений. Поэтому нижние (или левые) «косточки» могут оставаться пустыми. Что касается вывода, то есть хвоста рыбы, то его можно предлагать в готовом виде или оставлять на доработку ребятам. Завершение работы со «скелетом» строится на определении дальнейших действий: либо продолжать исследование вопроса, либо формулировать его решения.

Приём Исикавы может быть уместен на уроках любого цикла, но самыми «плодотворными» схемы оказываются на занятиях, которые предполагают начало исследовательской деятельности: филологии, истории, обществознания, биологии и географии.

Примеры использования технологии на различных уроках

Литература

Наиболее часто «рыбья кость» применяется на уроках литературы. К примеру, таким может быть «рыбий скелет», заполненный на предпоследнем занятии перед написанием сочинения по «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого:

  • «Голова»: трудно ли совершить геройский поступок?
  • «Верхние кости»: желание жить, ответственность за свою Родину, смелость.
  • «Нижние косточки»: профессионализм пилота, выдержка характера, любовь к своей стране.
  • «Хвост»: героем может быть каждый, кто любит Родину.

Кстати, для реализации межпредметных связей, учащимся можно предложить выделить орфограммы в использованных словах (русский язык) или подготовить сообщение на тему: «Жизненный путь обыкновенного героя — А. Мересьева» (история).

История

Таким может быть «рыбий скелет», составленный на уроке истории

Урок истории также открывает огромные возможности для составления «фишбоунов». Например, тема «Причины феодальной раздробленности Руси» может быть представлена на доске в виде схемы.

  • «Голова»: причины раздробленности.
  • «Верхние кости»: сложная социальная структура общества, желание феодалов обогатиться, внешнеполитическая обстановка.
  • «Нижние косточки»: не делились с Киевом, появление дворянства, отсутствие войн.
  • «Хвост»: раздробленность территории Руси была неизбежной.

Обществознание

Учителя обществознания считают тему «Социальная система общества» одной из самых сложных для восприятия. Однако «рыбья кость» помогает разложить информацию по полочкам, например, при составлении конспекта материала урока.

  • «Голова»: что значит быть гражданином?
  • «Верхние кости»: ответственность, труд, отношения с другими людьми.
  • «Нижние косточки»: обеспечивать благосостояние, работать на благо страны, уважать окружающих.
  • «Хвост»: чувствовать свою важность и ответственность перед будущим своим и потомков.

Биология

Цикл тем по биологии, посвящённый защите окружающей среды, можно подытожить групповым или индивидуальным «фишбоуном» в виде проектной презентации.

  • «Голова»: взаимодействие природы и общества.
  • «Верхние кости»: прочная связь, взаимовлияние, непродуманное использование природных ресурсов.
  • «Нижние косточки»: жизненный цикл, извлечение пользы для себя, загрязнения.
  • «Хвост»: без заботы о природе общество не сможет существовать.

География

Используя этот пример, можно организовать работу на уроке географии с применением метода «фишбоун»

Такой «рыбий скелет» будет уместен при подготовке к контрольной работе по географии:

  • «Голова»: экологические проблемы.
  • «Верхние кости»: исчезающие моржи, белые медведи, уничтожение рыб, мусор с судов и атомных подлодок.
  • «Нижние косточки»: браконьерство, загрязнение вод, уничтожение животных.
  • «Хвост»: запрет на рыбный промысел, строительство заповедников, усиление законодательной базы.

Английский язык

Изучение лексического материала на уроке английского по теме «Изобретения в нашей жизни» очень удобно систематизировать «рыбьим скелетом», например, перед отработкой навыка говорения:

  • «Голова»: can we live without hi-tech?
  • «Верхние кости»: comfort, communication, knowledge.
  • «Нижние косточки»: work at home, lots of friends, information.
  • «Хвост»: our lives depend on inventions.

Приём «фишбоун» помогает школьникам выделять проблему, находить её подтверждения и формулировать вывод. Работа со схемой учит ребят работать индивидуально и в группах, а также с уважением и вниманием относиться к мнению одноклассников. Кроме того, «Рыбья кость» стимулирует творческое мышление и развивает критическое.

«Рыбий скелет» Исикавы Каору — Дидактор

Одним из эффективных приёмов визуализации мышления является причинно-следственная диаграмма Исикавы Каору — известного японского ученого в области управления качеством, с именем которого связывают возрождение и развитие японской экономики.

Другое название метода Исикавы Fishbone («рыбий скелет»).

Исикава предложил для мозгового штурма инструмент, обеспечивающий системный подход к к определению фактических причин возникновения проблем.

Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все возможные  проблемы, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.

Предполагается несколько этапов мозгового штурма и составления диаграммы:

  • сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
  • группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
  • ранжирование их внутри каждого блока;
  • анализ получившейся картины.

Прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники мозгового штурма должны чётко сформулировать проблему.

Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка — «хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида поэтому и называют «рыбьим скелетом»).

Наносятся главные причины (причины 1 уровня), влияющие на проблему, — «большие кости». Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с «хребтом».

Далее наносятся вторичные причины (причины 2 уровня, которые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин.

Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим».

Причины 3 уровня, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», примыкающих к «средним», и т. д.

Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.

Главное  при решении проблемы: найти причинно-следственные связи, ответить на вопросы «ПОЧЕМУ?»

Общепризнанно, что диаграмма Исикавы позволяет:

  • стимулировать творческое мышление;
  • представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность;
  • упорядочить работу творческой (учебной) группы.

При использовании мультимедийного варианта очень важно сделать такую диаграмму интерактивной. Именно для анимированной диаграммы Исикавы, на мой взгляд, очень эффективна известная технология Prezi. Впрочем, и в популярном приложении PowerPoint можно подготовить анимированную диаграмму Исикавы.

Работа с диаграммой эффектно смотрится на интерактивной доске, а также при сообщениях участников мозгового штурма.

См. набросок анимированной диаграммы Исикавы.

Внутренний скелет и мускулатура рыб

Скелет рыб состоит из основного скелета — позвоночника, скелета головы, а также скелета плечевого и тазового поясов и непарных и парных плавников. Строение скелета отдельных рыб имеет некоторые особенности. Наиболее простое строение скелета у рыбообразных.

Рыбообразные хордовые рыбы (миноги, миксины). Имеют осевой скелет (позвоночник), который представлен спинной струной — хордой, которая сохраняет волокнистую эластичную структуру и только в наиболее важных для организма местах пронизана слабыми хрящевыми образованиями. Хорда окружена толстой соединительнотканой оболочкой, в которой находится парный ряд хрящиков — зачаток позвонков. Хрящики примыкают к верхнему краю хорды, а спинной мозг располагается между ними. Скелет головы миноги состоит из черепной коробки, хрящей ротовой воронки и сложной жаберной решетки. Затылочного отдела и челюстей у рыбообразных нет.

Хрящевые рыбы (акулы, скаты). Имеют хрящевой скелет. Позвонки скрепляются остатками хорды, которая сохраняется и внутри тела каждого позвонка. Череп состоит из сплошной массивной хрящевой черепной коробки, в которой слиты обонятельный, зрительный, слуховой и затылочной отделы. Челюсти несут настоящие зубы, подвесочный, подъязычный аппараты и хрящевые жаберные дуги.

Хрящекостные рыбы (осетровые). Скелет рыб в основном хрящевой, но в нем впервые появляются костные образования. В скелете осетровых имеются только накладные кости. Позвоночник хрящевой и сплошной. Череп осетровых мало отличается от черепа хрящевых рыб: он представляет собой сплошной хрящевой массив в виде коробки, но на нем имеются покровные кости. В скелете головы имеется пять пар жаберных дуг.

Костистые рыбы. Скелет рыб в основном окостеневший, количество хряща в нем незначительно. Позвоночник совершенно окостеневший. От тела позвонков отходят верхние дуги, а в хвостовой

части и нижние дуги с остистыми отростками. В туловищной части от позвонков отходят ребра. Позвонков у костистых рыб меньше, чем у хрящевых; у луны-рыбы их 17, у атлантической сельди — 57, у речного угря — 114.

Скелет плавников парных и непарных состоит из ряда лучей, между которыми натянута плавательная перепонка.

Мышцы рыб делят на гладкие и поперечнополосатые.

К гладким мышцам относят мышцы внутренних органов. Они образуют мышечный слой стенок кровеносных сосудов, желудка, кишечника и др. Сокращаясь, гладкая мышечная ткань изменяет объем этих органов. Гладкие мышцы состоят из веретенообразных клеток с овальным ядром посередине. Длина их около 0,1 мм. Клетка заполнена миофибриллами — тонкими белковыми нитями. Миофибриллы являются тем рабочим механизмом, который совершает работу за счет энергии химических реакций.

К поперечнополосатым мышцам относят все скелетные мышцы: туловища, плавников, головы. Деятельность поперечнополосатой мускулатуры регулируется центральной нервной системой. Поперечнополосатые мышцы состоят из отдельных мышечных волокон, заполненных протоплазмой и ядрами. Внутри пропоплазмы находятся миофибриллы, которые в этих мышцах имеют поперечную исчерченность.

Мускулатура тела рыб состоит из мышц туловища, головы и плавников. Наибольшую массу составляют мышцы туловища, которые образуют большой боковой мускул, разделяющийся соединительными прослойками — миосептами — на мышечные сигменты — миомеры. Последние в виде конусов вложены один в другой. Число миомеров обычно соответствует числу позвонков.

Мышцы головы и жаберного скелета многочисленны. Это отдельные мышцы, приводящие в движение челюсти, нёбную дугу и жаберные крышки.

Мышцы конечностей — тонкие мускульные волокна, прикрепленные к плавникам у основания. Они поднимают, опускают и отклоняют плавники.

Для каждого вида рыб характерен определенный цвет мышц. У судака мышцы белые, у щуки — сероватые, у форели — розовые, у нерки — красно-оранжевые, у семги — оранжевые. На цвет мышц, влияют факторы внешней среды и физиологическое состояние рыбы.

Внутренние органы (сердце, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, почки, половые железы — гонады и плавательный пузырь) находятся в брюшной полости.

Жабры являются органом дыхания рыб и находятся в головной части.

Кровь в организме рыб в отличие от высших животных находится в незначительном количестве, обычно около 2% массы рыбы. Наиболее крупные кровеносные сосуды расположены в глубине тела, под позвоночником, а также между сердцем и жабрами. Поэтому при

обескровливании рыбы подрезают брюшную аорту, делая разрез между грудными плавниками вблизи жаберных дуг, при этом сердце, продолжая пульсировать, выталкивает кровь из сосудов.

Диаграмма Исикавы. Рыбий скелет Исикавы

Диаграмма Исикавы. Рыбий скелет Исикавы

Другие названия метода: «Причинно-следственная диаграмма» («рыбий скелет»)

Автор метода: К. Исикава (Япония), 1952 г.

Назначение метода

Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы — инструмент, обеспечивающий системный подход к определению фактических причин возникновения проблем.

Цель метода

Изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения.

Суть метода

Причинно-следственная диаграмма — это ключ к решению возникающих проблем.

Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.

План действий

В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется:

  • сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
  • группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
  • ранжирование их внутри каждого блока;
  • анализ получившейся картины.

Особенности метода

Причинно-следственная диаграмма Исикавы («рыбий скелет»)

Общие правила построения

  1. Прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.
  2. Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка — «хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют «рыбьим скелетом»).
  3. Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, — «большие кости». Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с «хребтом».
  4. Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», примыкающих к «средним», и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).
  5. При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы — отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы.
  6. Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.
  7. В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.

Дополнительная информация:

  • Процесс выявления, анализа и объяснения причин, является ключевым в структурировании проблемы и переходу к корректирующим действиям.
  • Задавая при анализе каждой причины вопрос «почему?», можно определить первопричину проблемы (по аналогии с выявлением главной функции каждого элемента объекта при функционально-стоимостном анализе).
  • Способ взглянуть на логику в направлении «почему?» состоит в том, чтобы рассматривать это направление в виде процесса постепенного раскрытия всей цепи последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему качества.

Достоинства метода

Рыбий скелет Исикавы позволяет:

  • стимулировать творческое мышление;
  • представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.

Недостатки метода Диаграмма Исикавы

  • Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.
  • Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.

Ожидаемый результат

Получение информации, необходимой для принятия управляющих решений.

Автор А.М. Кузьмин

Обратите внимание на тренинг по этой теме: Анализ проблем. Принятие решений

Статьи по теме:

 

Диаграмма Исикавы. Рыбий скелет Исикавы

Размер шаблона

Размер изображения

5 x 5 дюймов

4.5 дюймов в самом широком месте *

8 x 8 дюймов

6.5 дюймов в самом широком месте *

11 x 11 ’’

9,5 дюйма в самом широком месте *

18 x 18 ’’

16 дюймов в самом широком месте *

24 x 24 дюйма

22 дюйма в самом широком месте *

30 x 30 дюймов

28 дюймов в самом широком месте *

36 x 36 дюймов

34 дюйма в самом широком месте *