Menu
Работа мастера Как появились татуировки – История тату. История татуировки у разных народов древности

Как появились татуировки – История тату. История татуировки у разных народов древности

Как появились татуировки

История татуировки насчитывает, по предварительным подсчетам, более четырех тысяч лет. Первые, научно доказанные татуировки, пришли к нам вместе с древнеегипетскими мумиями, на телах которых отчетливо различимы различного рода узоры и рисунки. Но абсолютно понятно (хотя существует только один факт. подтверждающий данную теорию), что нанесение рисунков на кожу было распространено еще в первобытном обществе и татуировки носили не только характер украшения своего тела, но и имели социальное значение. Некоторые ученые считают, что те шрамы, которые появлялись на теле человека в процессе его жизни, сливались в причудливые узоры, подтверждавшие силу своего владельца. В последствии данные узоры начали наносить искусственным путем.

В наше время свой социальный и иерархический смысл татуировка имеет только в определенных, довольно узких кругах общества (уголовный мир). Большинство же наших соотечественников наносят татуировки на свои тела потому, что это красиво и модно. Наборы инструментов для татуировки тоже претерпели кардинальное изменение. Со времен американского инженера О’Рейли, который в 1891 году изобрел первую электрическую татуировочную машинку, изменилось очень многое и к услугам мастеров широчайший выбор различных инструментов для татуировки, которые можно приобрести в специализированных оффлайн и интернет-магазинах. В интернет-магазинах покупать татуировочные наборы даже выгоднее потому, что цены там не в пример доступнее, нежели в обычных магазинах.

В период Средневековья искусство татуировки пошло на убыль и возродилось только после возвращения из путешествия английского капитана Джеймса Кука, который привез татуированного с головы до ног полинезийца. Сейчас в искусстве татуажа возникает все больше различных стилей и можно с полной уверенностью говорить о том, что современная татуировка – это настоящее искусство, которое имеет полное право на существование и признание широкими слоями общества. Татуировка, если она сделана правильно, это действительно красиво, изысканно и интеллигентно.

icedearth.ru

История татуировки. Искусство тату с древних времен

Человеку свойственно украшать свое тело тем или иным способом. Татуировка служила для украшения, и для самовыражения, и для идентификации человека.

У историков нет точной информации, откуда пришло искусство татуировки. Но они утверждают, что многие народы не носили одежды. Но не было в истории народов и племен, которые не украшали бы свои тела рисунками. Светлокожие представители человечества наносили на тела узоры, а у чернокожих было распространено шрамирование.

Об истории татуировки

Древние находки

Первые подтвержденные находки тел с нанесенным на кожу орнаментом относятся к 2 тыс. до н. э. Мумии, найденные в гробнице в Гизе сохранили следы рисунков. Недавно в Антарктиде был найден замерзший мужчина, возраст которого датируется 3 тыс. до н. э и его тело по всей вероятности тоже покрыто нательным узорами.

Но само нанесение рисунков на тело практиковалось еще в эпоху каменного века. Тела смелых охотников со временем покрывали шрамы и ссадины, которые отличали его от других членов общества. Со временем племена разрастались, появилась иерархия. Носители татуировок были вышестоящими членами племени. Тату было символом власти, приверженности роду и племени, определяло статус владельца.

Использование тату

У разных народов татуировки носили различный смысл. Вожди племен, опытные охотники, умелые воины получали знак отличия в виде татуировок. Но в то же время и отщепенцы, которых общество клеймило позором, также подвергались процедуре нанесения особых символов. Чаще всего таким людям знаки наносились на лицо, чтобы их нельзя было скрыть под одеждой.

У японских аборигенов Айну на лицо женщины наносились узоры, по которым можно было узнать замужем ли она и сколько у нее детей.

Многие народы использовали татуировки как символ перехода юноши в мужчину.

Рисункам, нанесенным на кожу, приписывался и сакральный смысл. Так, малышей они оберегали от гнева родителей, воинов защищали в бою, пожилых охраняли от болезней.

В Европе так же были распространены татуировки. Древние греки наносили их на свои тела как знак принадлежности к высшей касте.

В истории известны случаи, когда во время войны с Дарием, тату использовали для передачи данных на захваченные территории. Для этого рабу сбривали волосы, наносили рисунок и после того как волосы отрастали, его отпускали с донесением. Не вызывая подозрений он проходил сквозь все заставы.

В России нет искусства тату как такового. У нас оно больше связано с лагерями или армейской службой. Хотя археологи при раскопках в Горном Алтае нашил мумию скифского вождя, которая покрыта татуировками. Захоронение относиться к 4-5 века до н.э.

Инструменты для нанесения татуировок

Издревле татуировки наносили острыми предметами, такими как обломки горшков, рыбьи кости, заостренные палки, зубы животных. Процедура была весьма болезненной и требовала выдержки и силы воли. Поэтому обладатели татуировок считались смелыми и сильными. Машинка для нанесения узоров появилась в 1891 г в Америке.

В качестве красителей использовались хна, охра, уголь, сажа. С изобретением пороха, под кожу стали вводить пороховую смесь.

Откуда пришел термин «татуировка»

В Европу термин «тату» привез капитан Кук, который привез с островов Таити в 1769 г татуированного полинезийца. Диковинка привлекла большое внимание и вызвала татуажный бум.

Кстати, именно моряки и стали основными разносчиками наколок, которые они делали в дальних путешествиях. Но их арсенал картинок был весьма скуден. Да и мастерство художника часто оставляло желать лучшего.

Основные религиозные течения не приветствуют нанесение рисунков на кожу. Поэтому в мусульманских, иудейских и христианских странах не принято до сих пор наносить татуировки. Но народы Японии, Китая. Австралии, Полинезии, Америки и других стран сохранили эти традиции. Искусство и история татуировки в современном мире переживает новую волну возрождения.

tattooha.com

История татуировки

Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.

Oднако, появилась татуировка гораздо раньше — при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой.

Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории — это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода…
Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все — разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.

Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату — от рождения до смерти, — и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Лицо — всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки — Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести — его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая “купчую”, тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми “переходными” обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю — Апо-Кезио — всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое — горьким и т. д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.
Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только “дикарями”. В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием.

В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, а за третье — еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ — “собака”. В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой “D” метили дезертиров, в Германии — выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое…

А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.
Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями — пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: “Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена.”

Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру “дикие” племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово “tattoo”, но и “Великого Омаи”, сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией — первой живой тату — галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия “знатного дикаря”. К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия… Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашенных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных “профсоюзов”, использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-“репертуара” морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами.

Как ни печально, факт остается фактом — цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам.

А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О”Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, — создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней тату — истории, который, несомненно, заслуживает отдельного подробного рассказа.

fishki.net

История о тату. Откуда произошло и как появилось искусство татуировки.

История о тату, её зарождении, применении значения в быту у разных культур общества. Формировании стиля, направлений и разные способы её нанесения.

Предположительно, когда человек первый раз нанес на свою кожу сказать сложно. Но приблизительно известно, что исторически культура татуировки существует около 60000 лет. Самые древние тату найдены на мумиях и останках людей при раскопках египетских пирамид. Эта находке около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы. Однако тату появилась намного раньше, при первобытном общинном строе. Она была не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность её обладателя и наделялась определенной магической силой. Причины возникновения обычая татуироваться тоже размыты. По одной теории – это логический прогресс от естественных повреждений кожи  случайно полученных людьми каменного века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые формы – узоры, становились шрамами, отличали их носителя от соплеменников как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединяясь в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметены имея специфичное значение и принадлежность той или иной общественной группы. Все это происходило в конце ледникового периода. Корни татуировки были глубоки, её географическое распространение было внушительным.

У светлокожих народов всего мира практиковалась татуировка, а у темнокожих заменялась рубцеванием. Татуировки наносили все – разные племена Европы и Азии, Индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании. Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Практически все стороны этих людей связаны с тату – от рождения до смерти и конечно нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник. Лицо всегда украшалось татуировками в первую очередь у жителей Племени Маори из Новой Зеландии. Они наносили на лица маскообразные тату – Моко. Это удивительные хитросплетения линий и форм в узорах, служили им как доказательством доблести и боевым раскрасом, а также показывала статус в обществе ихнего племени. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Воина Моко, он удостаивался высшей почести – его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы не раскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы тату Моко так индивидуальны, что использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Маори, подписывая свою купчую, тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Женщины японских аборигенов Айну, татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам  на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А в некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро, детей рожденных не татуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка также связана с так называемыми «переходными» обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переход в царство мертвых. К примеру племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю Апо-Кезио все приобретает новые, другие качества, противоположные земным: где сладкое становится горьким., темное – светлым и т.д., поэтому изобретательные и предусмотрительные Диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменив себя при жизни, после смерти тату становились светлыми и сияющимим, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо Кезио. Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только дикарями.

В 18-19 веках, британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от тяжких телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов татуировка с цитатами из Корана. Считалась талисманом. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус её обладателя. Но в некоторых случаях она служила наказанием. В Японской провинции  Чикудзен периода Эдо(1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление, разбойнику наносили горизонтальную линию через лоб, за второе – дугообразную, за третье – еще одну. В итоге получалась композиция в вид иероглифа ИНУ, что обозначало – собака.

В древнем Китае одним из пяти классических наказаний, тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой «D» метили дезертиров, в Германии — выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое… А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.

Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями — пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена.» Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру «дикие» племена, моряки с их кораблей обзаводились там красивыми татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово tattoo, но и «Великого Омаи», сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией — первой живой тату — галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк  не обходились без участия «знатного дикаря». К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия… .

Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашенных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных «профсоюзов», использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату — репертуара морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами. Как ни печально, факт остается фактом — цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам. А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О’ Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки.

Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок. И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, —  создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней тату — истории (история о тату культуре), который, несомненно, заслуживает отдельного подробного рассказа…

evotattoo.ru

История татуировки – ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

Татуирование – процесс нанесения на тело рисунков путём введения под кожу красящих веществ. Слово “tattoo” является производным от таитянского “tatau” и маркезанского “ta-tu”, что означает “рана”, “знак”.

Первая татуировочная машинка была изобретена в 1891 году американцем О`Рейли. Татуировки появились случайно. Заметив, что после ожогов и порезов, в которые случайно попала сажа или любая краска, кроме шрамов, на коже образуются причудливые несмываемые рисунки, люди начали наносить повреждения намеренно.

История появления татуировки произрастает из глубокой древности. Родиной так называемых «вечных рисунков» историки считают Месопотамию. Уже в те времена жители тех земель наносили на свое тело изображения предметов и явлений, которые в те времена окружали местных жителей: животных, солнце, небесные объекты и прочее. Можно также достаточно достоверно описать способ нанесения татуировки на тело древних жителей нашей планеты. Сначала следовало нагреть участок кожи, на который наносилось изображение, после этого на кожу накладывали какой-либо краситель. Затем на теле вырезали необходимый рисунок, а краска смывалась и получалась татуировка. Значение выполнения татуировки у мужчин и женщин был разным. Если первые украшали тело для того, чтобы показать свою силу, храбрость, доблесть, отвагу, мужество и прочие черты характера, необходимые для успешного существования в то время, то вторые пытались таким способом уберечься от злых духов, нечистой силы и прочих неприятностей, связанных с потусторонним миром. Весомую роль в становлении и распространении тату сыграл ислам. Приверженцы этой религии предпочитали иметь на своём теле татуировки с текстами из Корана. Хотя, как и сейчас, на свое тело люди наносили всевозможные татуировки, отображающие все грани социальной жизни индивидуума. Но татуировки делали только мужчинам, представительницы женского пола вынуждены были довольствоваться услугами дкак, которые имели право наносить рисунки только женщинам.
Интересно и то, что дкаки занимаются своим ремеслом и по сей день. Как правило, татуировки имеют свой смысл, хотя не все сосредотачивают на нем внимание. До сих пор в Ираке принято наносить младенцам знаки, которые символизируют принадлежность новорожденного к своему семейному роду. Как видно из истории, наши предки руководствовались объективными причинами при нанесении татуировок, сейчас же на первый план вышла имиджевая составляющая тату. Также очевидно, что татуировки попали к нам из Азии, и лишь в последствии мода на татуировки была перенята европейцами.
О татуировке узнали в Европе благодаря мореплавателю Джеймсу Куку. Другие источники, утверждают, что искусство тату в Европу пришло из Австралии, именно с острова Самоа, став почетным, элитным в среде европейской знати. На островах Самоа татуировка до наших дней является признаком серьезного положения в обществе и наносится на тело теми же методами, что и много веков назад.

Советские археологи, исследовавшие захоронения древних скифов близ Алтая в 1947 году, натолкнулись на прекрасно сохранившегося мумифицированного скифского воина, покрытого татуировками с изображениями мифологических зверей (скифы – племена кочевников, пришедшие с востока, являются наиболее вероятными прародителями нынешних славян). По всей вероятности, именно завораживающая особенность культуры татуировки, в одинаковой степени привлекать к себе, интриговать и отпугивать, сохранила и пронесла ее сквозь тысячи лет, при этом татуировка присутствовала, практически, на всех континентах, во многих культурах и религиях.
Телесная география

У индейцев лицо имело приоритетное положение для нанесения татуировки. Жители Полинезии превращали свое лицо в страшную маску, вызывающую у врагов панический ужас. Маскообразные тату – Моко носили племена Майори из Новой Зеландии. Если ты воин, и желаешь быть похороненным с почестями, да еще чтобы твою голову хранили, как реликвию, то сделай тату Моко, укрась себя хитрыми и сплетенными узорами, иначе твое тело после гибели войдет в непрерывный процесс смерть-жизнь и послужит пищей для животных.

Также тату Моко служила идентификационным целям – вместо сегодняшней подписи или печати, Майори изображали точную копию своей маски, а лиц с «особыми» приметами легче найти в стоге сена нашей цивилизации. Женщины аборигенов Айну, вы, конечно, знаете, что это японское племя, сигнализировали о наличии мужа, количестве детей узорами на веках, щеках и губах. В наше время, не совсем понятно по макияжу женщины – с кем она и плодовита ли.
Инициация

Нанесение татуировки – ритуал, нарушение которого лишает этот процесс его магического значения, поэтому он совершался втайне специально посвященными людьми. Знаете ли вы, что татуировка является еще и вашим проводником в мир иной, прожектором, освещающим дорогу в мир иной? Нет? Пока не знаете, а вот племена Дмак, с так хорошо нам знакомого острова Борнео, верили, что в их раю Апо-Кезио, все оборачивается противоположностью: Черное становится белым, сладкое – горьким, поэтому они татуировались в темные цвета. А уж после смерти, это темное, становилось светлым и освещало путь через пропасть между землей и Апо-Кезио. Надо заметить, что, наверное, и ели они горькое при жизни.
Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А в некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: детей, рожденных на атолле Нукуро нетатуированными женщинами, убивали при рождении.
Татуировка связана и с так называемыми “переходными” обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю — “Апо-Кезио” — всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое — горьким и т.д. Поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в темные цвета. Они верили, что, видоизменившись после смерти, их татуировки станут светлыми и сияющими, и этого света хватит, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и “Апо-Кезио”.
Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней.
Однако магия тату использовалась не только “дикарями”. В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на спине огромное распятие, в надежде, что он оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана.
В приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила наказанием. В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, за третье — еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ- “собака”. В древнем Китае одним из пяти классических наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей. Испанские конкистадоры позднее продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. В древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.
С распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру “дикие” племена, моряки с их кораблей обзаводились там татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания, он привез с Таити не только само слово “tattoo”, но и “Великого Омаи”, сплошь татуированного полинезийца, ставшего сенсацией- первой живой тату — галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия “знатного дикаря”.
К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия… Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашенных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и т.д., использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям.
Во время Первой мировой войны в Британии татуировкой “D” метили дезертиров, во время Второй мировой в Германии выбивали номера жертвам концлагерей. Всё это снизило художественную ценность и популярность тату.
Скудное воображение и сомнительный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-“репертуара” морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами. Как ни печально, факт остается фактом — цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам. Всю первую половину XX века Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.
И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы культур Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, создавая новые стили,направления и школы.
Так начался новый, современный этап тысячелетнего искусства тату.

p-i-f.livejournal.com

Как появились и развивались татуировки?

Как появились и развивались татуировки? Тату давно потеряли свою актуальность в качестве непременной атрибутики преступного мира, морских волков и байкеров. В современной молодежной среде татуировка служит средством выражения собственного «я» или просто украшением тела изящным рисунком. Прежде чем отправиться в тату-салон, необходимо взвесить все положительные и отрицательные стороны татуировок.

Плюсы татуажа

Нанесение татуировки таит в себе несколько положительных моментов.

  • Вы приобретаете возможность подчеркнуть свою индивидуальность, выделиться из толпы. Подобрав рисунок, подчеркивающий и дополняющий ваш уже существующий образ, вы вызовете восхищение окружающих.

  • Для многих татуировка играет роль оберега, призванного защитить ее обладателя от негативного воздействия внешних недоброжелательных сил.
  • Рисунок-память, служит постоянным напоминанием о каком-либо важном событии либо близком человеке.
  • Татуировка может свидетельствовать о принадлежности к какому-либо сообществу, служить способом нахождения единомышленников.

Отрицательные стороны татуировок

Если вы решили стать обладателем нательного рисунка, то обязательно обдумайте возможность присутствия негативных моментов, сопровождающих процесс и сам результат татуажа.

  • Опасность для вашего здоровья. Избежать риска заражения крови и медленного и болезненного заживления травмированного участка поможет тщательный выбор опытного специалиста и проверенного на знакомых салона.
  • Болезненность процедуры. Если вы, в принципе, плохо переносите боль, то взвесьте – стоит ли рисунок на теле принесения таких жертв.
  • Потеря актуальности рисунка со временем. Сегодня ваш избранник кажется вам самым лучшим, единственным на всем свете. А вскоре ваши чувства могут измениться, а вот от рисунка избавиться практически невозможно.
  • Ухудшение эстетики рисунка в связи с естественным старением кожи.
  • Сложность удаления татуировки.

Краткий экскурс в историю татуировок

Как появились и развивались татуировки? В древние времена татуировки имели мистическое значение. Их использовали, чтобы привлечь милость божеств, обрести волшебную силу магических животных. Согласно некоторым верованиям нательный знак был необходим для получения жизни после смерти.

Некоторые северные народы применяли татуировки не только в качестве ритуальных атрибутов, но и для реальной защиты кожи от обморожения и раздражения, вызываемого морской водой.

Правила ухода за тату

Сделав татуировку, нужно непременно тщательно ухаживать за ней, по меньшей мере, две недели во избежание длительного и трудного заживления.

Из салона вы выйдете, скорее всего, с пленкой на рисунке. Дома снимите полиэтилен и промойте «рану» жидким мылом, высушив затем сухим чистым полотенцем. Не стоит закрывать тату бинтами или пластырем.

Утром и вечером нужно промывать травмированное место теплой водой с мылом. Это необходимо делать, чтобы на поверхности рисунка не образовалась корка после высыхания сукровицы. Тереть не стоит, также, как и пользоваться губкой.

После промывания татуировки ее нужно смазать 5%-ным Актовегином или Бепантеном.

Необходимо воздерживаться от принятия горячей ванны, посещения бани, бассейна. Нужно ограничить физические нагрузки во избежание попадания пота на рисунок. Одежда должна быть просторной и мягкой.

Если вы тщательно подойдете к выбору рисунка, выберете опытного специалиста и будете правильно ухаживать за кожей после нанесения тату, то скоро сможете вернуться к нормальному образу жизни и любоваться приобретенным дополнительным украшением вашего тела.

kakznatok.ru

История возникновения татуировки – tatufoto.com

Возрождению интереса способствовали в первую очередь европейские моряки, которые возвращались из экзотических стран украшенные татуировками.

Кроме того, они переняли мастерство накалывания рисунка на кожу у полинезийцев и привезли его в Европу. Здесь эстафету подхватили представители преступного мира, низшие слои населения, а также члены тайных обществ.


История возникновения татуировки – примеры на фото 3

Позже, с изменением исторических обстоятельств знаки, столь скоропалительно нанесенные на тело, приходилось тщательно скрывать. Известен почти анекдотический случай. Король Норвегии и Швеции Карл XIV Ян серьезно заболел, однако не позволял врачам пустить себе кровь, чтобы не раздеваться. Лишь когда дело стало совсем плохо, король решился снять рубашку. Разгадка была проста: в годы бурной молодости будущий монарх был сначала революционным генералом, затем маршалом Наполеона Бонапарта и, чтобы подчеркнуть свои убеждения, сделал татуировку. Молодость прошла, убеждения поменялись, а на плече короля Норвегии и Швеции все еще красовалась надпись: «Смерть королям!»

История возникновения татуировки – интересные факты

Итак, татуировка вновь завоевывала Европу. Постепенно татуировочный бум, вызванный моряками, начинал затухать. Новый всплеск интереса к тату произошел благодаря принцу Уэльскому, будущему королю Эдуарду VII. В 1881 году он прибыл с неформальным визитом в Японию, где посетил одного из крупнейших тату-мастеров Хори Чио. Вездесущие лондонские журналисты узнали, что мастер вытатуировал на теле принца изображение дракона. Эта новость взорвала Лондон. В светских кругах, а потом и во всем обществе мгновенно распространилась мода на нательные рисунки.

Примерно в это же время начали появляться первые тату-салоны. В 1870 году в Англии свой салон открыл первый профессиональный татуировщик Парди, который очень серьезно относился к подготовке эскиза, скрупулезно прорабатывая каждую деталь. Однако поистине легендарными стали кузены Райли.

Будущий мастер тату Том Райли был профессиональным военным и обладал талантом художника. Навыки татуировщика он оттачивал на своих сослуживцах-офицерах во время Южноафриканской и Суданской кампаний. Уволившись из армии, Райли стал работать татуировщиком и довел свое мастерство до совершенства. В 1890 году его американский кузен Сэмюэль О’Райли, также тату-мастер, изобрел и запатентовал электрическую машинку для татуировки. Это стало поворотным событием в истории татуировки. Если раньше процесс накалывания рисунка был длительным и достаточно трудоемким, то теперь электрическое чудо техники позволяло сделать татуировку сравнительно быстро и просто. Да и для клиента этот процесс стал менее болезненным.

В самых разных городах Европы и Америки стали открываться тату-салоны, а татуировка стала доступной простым людям. Конечно, сразу появилось множество мастеров-кустарей, штамповавших татуировки по стандартному образцу. Однако среди них выделилась плеяда мастеров настоящей художественной татуировки.

Уильяма МакДоналда современники называли «Рафаэль татуировки». Его лондонская студия «Хамман» располагалась в районе турецких бань, прием клиентов велся строго по записи. Исключений не было, даже представители высшего общества и члены королевской семьи вынуждены были ждать своей очереди, но результат тот стоил. МакДоналд задавал очень высокие стандарты работы. Сеанс велся в комфортных условиях, клиентам даже позволялось курить. Мастер соблюдал правила гигиены, дезинфицируя иглы для работы с каждым клиентом и использовал только качественные краски.

МакДоналд делал тату в разных стилях, но его визитной карточкой стали копии картин великих художников. Одному американскому артисту МакДоналд наколол на груди знаменитую «Весну» Боттичелли, а актрисе Эллен Элайс Терри вытатуировал портрет Шекспира.

Большой вклад МакДоналд внес в становлении искусства татуировки как профессиональной деятельности. Он добивался охраны труда и социальных гарантий для татуировщиков, подчеркивая, что этот род занятий не развлечение, не хобби, а такая же творческая профессия, как музыкант, художник или архитектор. Он ввел в обиход термин «tattooist» вместо «tatooer». Эта небольшая на первый взгляд деталь имеет существенное значение.

В английском языке с помощью суффикса -ег образуются названия обыденных профессий, ремесел (worker — «рабочий», plumper — «сантехник»). Слово «tattooist» ставило татуировку в разряд творческих профессий (ср.: artist — «художник»).

Джордж Барчет стал основателем первой династии татуировщиков. Занимаясь татуировкой с 13 лет, в 28 лет он открыл свою студию в Лондоне, а известность получил благодаря своим дорогостоящим и эффектным татуировкам в японском стиле. Тем не менее Барчет охотно брался и за менее дорогие и сложные рисунки.

Позже он открыл второй салон, введя деление по целевой аудитории: в одном салоне принимали представителей высшего общества, готовых выложить любые деньги за эксклюзивные композиции; второй салон был рассчитан прежде всего на моряков и предлагал своим клиентам набор стандартных недорогих тату. Из пяти сыновей и двенадцати внуков Джорджа Барчета его дело продолжили семеро.

Не все европейские страны заразились тату-манией. Мода на татуировки распространилась в Англии и Германии, позже — в Голландии и Скандинавии, а вот Испания, Австрия, Бельгия, Франция и Италия остались к ней равнодушны.

Большую популярность татуировка приобрела в Америке. Кроме изобретателя электрической тату-машины Сэмюэля О’Райли, здесь стоит назвать Лонгхэйра Хэрри, Лонгфеллоу Бустамен-то, Чарли Вагнера, Джи Конвейя, Льюиса Алберта. Эти мастера экстра-класса предпочитали сначала делать эскиз на бумаге и лишь затем переносить рисунок на кожу клиента. В то же время основная масса татуировщиков-кустарей набивала руку на выполнении нескольких типовых рисунков, которые они штамповали в больших количествах, получая приличную прибыль благодаря непритязательным запросам клиентов.

Пережив бурный всплеск, к 20-м годам XX века популярность татуировки снова стала постепенно затухать. Долгое время у татуировщиков не было стимулов придумывать новые рисунки, осваивать новые виды и стили. Положение изменилось в 50-60-х годах прошлого столетия в связи с активизацией молодежной культуры. На сцену вышло новое поколение молодых художников, полных свежих идей и готовых на любые эксперименты.

Немаловажно, что в это время татуировку стали изучать антропологи, культурологи, историки искусств, художники. Некоторые ученые освоили и саму профессию татуировщика. Среди них преподаватель английской литературы в Чикагском университете Фил Спэрроу, а также американский моряк, легендарный матрос Джерри Коллинз, которые интересовались татуировками Японии и народов Океании.

Многие элементы общения татуировщика с клиентом, которые кажутся нам теперь естественными, были введены именно Спэрроу и Коллинзом. С их подачи обязательным стало соблюдение гигиены. По их инициативе также вошло в обиход предварительное знакомство клиентов с образцами рисунков.

Современная татуировка, несомненно, обогатилась и благодаря приходу в нее профессиональных художников — Клиффа Равена, Спай-дера Уэбба, Эда Харди, Боба Робертса, Джейми Саммерса и др.

Сегодня, по прошествии нескольких тысячелетий, татуировка снова воспринимается как часть человеческой культуры и как повседневность. Вряд ли кого-то шокирует вид татуированного человека, а труд татуировщика окончательно завоевал статус профессии. Постоянно совершенствуется технология татуировки, изготавливаются все более стойкие, насыщенные и безопасные для здоровья пигменты, выпускаются печатные издания, посвященные татуировке (иллюстрированные журналы, альбомы, каталоги, книги), создаются общества любителей татуировки, организуются фестивали и съезды.

Что касается России, то до революции 1917 года история татуировки в ней развивалась примерно так же, как и в Европе. Известно, например, что у последнего императора династии Романовых, Николая II, была татуировка. Великие русские князья Алексей и Константин также имели тату.

Однако во времена СССР искусство татуировки, как и многие другие направления в искусстве, всячески искоренялось, а потому ушло в глубокое подполье — в криминальную среду. Официальные власти применяли татуировку в наихудшей ее функции: для клеймения политзаключенных в сталинских лагерях. Сохранялась татуировка и среди моряков и военных, но назвать ее художественной в истинном смысле слова нельзя. Это были типовые рисунки и надписи, накалывавшиеся преимущественно умельцами-самоучками кустарным способом.

До самого падения «железного занавеса» Россия была выброшена из мейнстрима мировой татуировки и лишь в последние десятилетия мы приобщаемся к искусству тату, с трудом преодолевая «совковые» стереотипы.

tatufoto.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о