Татуировки в исламе – Почему в исламе запрещено делать татуировки?
Почему в исламе запрещено делать татуировки?
Как и многие другие правила, по которым живет исламское общество, запрет на татуирование тела прописан в Коране. Объяснение, почему правоверным мусульманам нельзя таким образом украшать себя, очень простое: тело сотворил Аллах, а все, что им создано, совершенно. Ничего лучше и прекраснее быть не может.
Если человек пытается изменить или приукрасить творение Всевышнего, значит, он недоволен им и считает, что созданное Творцом можно как-то улучшить. Это высокомерие и тщеславие. Хуже всего то, что нанесение тату — это прямое оскорбление Аллаха. Человек, посмевший сделать себе или кому-то татуировку, ставит себя выше Творца.
Наказание за тату
В мусульманских странах не найдешь ни одного салона тату. И понятно почему: человек, украшающий священный храм души рисунками, будет проклят. Деньги, которые он осмелится взять за такую работу, считаются ворованными. По Шариату и само действие, и полученная за него плата прокляты, а этого боится любой нормальный мусульманин.
В исламе табуируются не только татуировки, но и любые видоизменения тела. Правоверные мусульманки не наращивают волос. Ни мужчины, ни женщины не делают пирсинга. Популярные сейчас в Европе трансформации тела для любого последователя ислама — чудовищный грех.
Что разрешается
Мусульманское общество считается одним из самых консервативных в мире. Ислам налагает на жизнь своих детей много жестких правил и табу, чтобы их души оставались чистыми и преданными Аллаху.
И все же мода на татуировки постепенно завладевает и мусульманскими странами. Перманентные — постоянные — тату, как и прежде, строжайше запрещены. А вот временные рисунки наносить можно, если соблюдать некоторые правила.
Во-первых, изображения на теле должны быть сделаны красками, которые можно смыть маслом или водой. Наносить на них защитные покрытия нельзя. Кожа должна иметь контакт с водой и очищаться согласно правилам. Кроме того, на теле нельзя рисовать лозунги, сомнительные по содержанию призывы, вульгарные изображения, фигуры людей и животных.
Аврат
Особое значение имеет место, где нанесена татуировка. Муфтий Ахмад Шариф ан-Наасан (Сирия) поясняет, что на теле человека есть так называемые зоны аврата. Это места, которые полагается из скромности оберегать от посторонних взоров.
У мужчин зона аврата начинается в районе пупка и заканчивается коленями. Все, что находится между ними, полагается стыдливо прикрывать. У прекрасной половины аврат — практически все тело. Исключением служат кисти рук и лицо (хотя в некоторых ортодоксальных сообществах закрывают и его).
На коже, расположенной в области аврата, ничего рисовать нельзя даже легко смывающимися красками. По этой причине в некоторых мусульманских странах модницы расписывают свои руки — от запястья до кончиков пальцев — затейливыми узорами. Они называются менди. Это не только красиво, но и единственное, что разрешено.
Также правоверный мусульманин не должен демонстрировать рисунки на своем теле посторонним. Это бесстыдство и большой грех.
suharewa.ru
Какое тату дозволено у мусульман?
В последнее время татуировка становится достаточно массовым явлением. А насколько она популярна среди мусульман? Не противоречит ли тату нормам Ислама? И если оно дозволено, то в какой форме, на каких участках тела и каким материалом можно наносить тату?
Необходимо подчеркнуть, что в Исламе существует запрет на нанесение татуировок. И запрет этот основывается на высказывании Пророка Мухаммада ﷺ, который проклял ту, которая наращивает волосы, и ту, которой их наращивают; ту, которая делает татуировку, и ту, которой её делают… (Этот хадис от Ибн Умара привели имамы аль-Бухари и Муслим).
То есть грех за татуировку ложится как на мастера, так и на клиента, ибо это один из видов изменения творения Всевышнего, что является тяжким грехом. Ввиду запретности деятельности по нанесению тату, запретен и полученный с этой деятельности заработок.
Это всё касается стандартных татуировок, которые наносятся под кожу путём её прокалывания, вследствие чего рисунок не исчезает.
Но если рисунок наносится лишь на поверхность кожи без прокалывания, и со временем нарисованное стирается (как в случае с хной), тогда при соблюдении определённых условий такой рисунок становится дозволенным, ибо, по сути, это уже не татуировка, а некий вид окрашивания кожи, не препятствующий контакту воды с ней.
При каких же условиях тату становится дозволенным?
– Рисунок не должен быть постоянным, необходимо, чтобы со временем он исчезал.
– Рисунок не должен препятствовать соприкосновению воды с кожей.
– Рисунок не должен быть подобным рисункам, наносимыми грешниками.
– Рисунок не должен содержать какие-либо лозунги или признаки ложной идеологии или заблудшего течения.
– Рисунок не должен содержать изображение чего-либо одушевлённого.
– Нельзя также наносить на тело имена Аллаха или аяты Корана.
– Рисунки нельзя наносить в зоне срамных мест (аврата).
– Женщина не имеет права показывать посторонним мужчинам свои рисунки, при этом незамужней женщине наносить рисунки хной чёрного цвета вообще запретно.
При составлении материала использовалась фетва Ахмада Шарифа ан-Наасан, муфтия региона аль-Баба, Сирия
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
islam.ru
Татуировки мусульманки | umma.ru
Хотела бы узнать, можно ли делать татуировки на теле? Ульвия, 22 года.
Делать татуировки с точки зрения мусульманских канонов запретно (харам)[1].
Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Аллах (Бог, Господь) проклял тех женщин, которые делают татуировки другим (наколки[2]), и тех, кому делают татуировку [как мужчин, так и женщин]. <…> Они изменяют данное им Богом творение»[3].
Скажите, считается ли грехом татуировка, которая была сделана до принятия Ислама?
То греховное, что было «до», прощается Творцом[4] (а не тащится дальше с человеком по жизни), как мы знаем это в том числе из достоверных хадисов, упоминающих также, что уверовавший должен преобразиться и оставить все плохое позади[5].
Если старые татуировки без особых проблем можно удалить, то нужно это сделать. Если проблематично, то Всевышний не возлагает на душу непосильное для нее[6]. Они будут напоминать о прошлом и способствовать тому, чтобы вы не останавливались в реализации прекрасного настоящего и в своем движении к великолепному будущему, а это — терпение и каждодневный труд.
Можно ли читать намаз, если у меня проколот язык?
Можно, на действительность намаза это никак не влияет.
Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 467.
[2] В хадисе использовано слово, которое подразумевает повреждение кожного покрова и введение специальных красок, чернил, которые после заживления кожи сохраняются практически на всю оставшуюся жизнь, изменяя тем самым кожный покров человеческого тела.
[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1881, хадис № 5931; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 461, 462, хадис № 5939 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 446, хадис № 7272, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 467; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 347, хадис № 4/1647 и пояснение к нему.
Также см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. Ч. 14. С. 102-107, хадисы № 115 (2122) –120 (2125) и пояснения к ним.
[4] «Скажи безбожникам: «Если вы остановитесь [прекратите свое богохульство, а также гонения на верующих и пересмотрите жизненные ценности], тогда Господь простит вам все, что было ранее» (см. Св. Коран, 8:38).
[5] См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 1269, хадис № 4/199; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 4. С. 210; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 1. С. 112, хадис № 363; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 723, 724; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 5. С. 338, 339.
[6] См.: Св. Коран, 2:286.
Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
umma.ru
Можно ли по Шариату делать тату?
Вопрос: Каково решение Шариата относительно тату? Является ли тату на предплечье или спине без введения краски под кожу с помощью иглы таким же дозволенным, как сурьма?
Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам.
Далее: Во-первых, имамы аль-Бухари и Муслим приводят хадис от Ибну Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), в котором говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял ту, которая наращивает волосы, и ту, которой их наращивают; ту, которая делает татуировку, и ту, которой её делают…
Большинство богословов единогласны в том, что нельзя делать татуировку: тот, кто её наносит, и тот, кому её наносят, подпадают под проклятие, о котором говорится в благородном хадисе, да остережёт нас от этого Аллах. Плата, полученная татуировщиком от клиента, тоже является незаконно добытой и запретной по Шариату.
Во-вторых, нанесение рисунка является одним из видов приукрашивания, решение Шариата в отношении которого разное в зависимости от цвета и того, кто его делает: мужчина или женщина.
Заключение:
Татуировка запрещена, и за неё будет грех как мастеру, так и клиенту, ибо это один из видов изменения творения Всевышнего, а это один из тяжких грехов.
Что касается тату, которое исчезает спустя какое-то время и которое нанесено на кожу (а не под неё), оно по Шариату дозволено, если будут соблюдаться определённые условия. Потому как по сути своей это не татуировка, а некий вид окрашивания кожи, при котором на коже не появляется какой-то слой, препятствующий попаданию воды на кожу.
Условия, при которых тату разрешено:
Чтобы оно было временным, а не постоянным.
Чтобы от него не образовывался какой-нибудь пласт, препятствующий соприкосновению воды с кожей.
Чтобы тату не было изображением чего-либо одушевлённого.
Если тату нанесено на теле женщины, то ей нельзя показывать его посторонним мужчинам.
Тату не должно походить на тату грешников.
Тату не должно включать в себя какие-то лозунги или признаки ложной идеологии или заблудшего течения.
Оно не должно быть в зоне аврата.
А Аллах знает лучше.
Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия
Материал перевёл и подготовил Мухаммад-Амин Магомедрасулов
islam.ru
Почему мусульманам нельзя делать татуировки
Мусульманам запрещено наносить на теле татуировки. Такой запрет (харам) существует, и его источником, как и большинство других правил, которым следуют правоверные мусульмане, является текст Корана, сообщает Кириллица.
Оказывается, согласно Корану, нанесение татуировок, равно как пластические операции, пирсинг, косметическое обтачивание зубов и даже ношение париков входит в исламский список больших грехов, поскольку считается бунтом против Творца и прямым Его оскорблением.
Согласно Корану, все, что создал Аллах, совершенно и не требует улучшений. А потому чрезмерное украшение своего тела, которое приводит к изменениям сотворенных Аллахом форм, строго осуждается. По этому поводу в Коране цитируется изречение Сатаны, говорящего о своих последователях: «И велю им так, что изменят они творение Аллаха» (Коран, 4:119).
Человек, посмевший сделать татуировку себе или кому-то другому, ставит себя выше Аллаха и будет проклят, утверждают исламские богословы, а деньги, которые тату-мастер получит за свою работу, будут считаться не заработанными, а украденными. При этом какой именно рисунок наносится на тело, роли не играет – будь это даже строки из Корана. Исключением может стать только татуировка, которая наносится по медицинским показаниям, чтобы, в случае необходимости, своевременно информировать о тяжелом заболевании человека (например, о диабете).
Если татуировка уже нанесена, имамы настоятельно рекомендуют от нее избавиться медикаментозным или хирургическим путем, и оставлять нетронутой только в том случае, если ее удаление связано с опасностью для здоровья или грозит потерей какого-либо органа.
И все же мода на татуировки постепенно просачивается даже в мусульманские страны. Таким компромиссом со строгими законами шариата становятся временные татуировки, которые легко смываются маслом или водой. Однако и при их нанесении правоверным мусульманам необходимо соблюдать ряд определенных условий. На временные татуировки запрещается наносить защитные покрытия, делающие их водостойкими и препятствующие контакту воды с кожей. Как и вообще в мусульманской культуре, так и в отношении татуировок запрещаются изображения фигур людей и животных.
Также нельзя изображать на теле сомнительные по идеологическому содержанию лозунги или символы, либо различные греховные изображения. Правоверная мусульманка не должна показывать рисунков на своем теле никому из мужчин, кроме ее законного супруга. При этом наносить татуировки как женщине, так и мужчине, можно только вне зоны аврата. У мужчин зоной аврата считается зона от пупка до колен, у женщин она распространяется практически на все тело, за исключением лица и кистей рук. Если все эти условия соблюдены, то татуировка не считается грехом и не влечет за собой проклятия.
Была ли Вам полезна статья?
173
4
kaktakto.com
Шариатские решения относительно татуировок — Даруль-Фикр
Мы живем в трудное время, сызмальства сталкиваясь со многими реалиями и практиками, в корне противоречащими установлениям нашей религии. Особенно это касается молодежи, которую изо всех сил пытаются отдалить от идеалов наших праведных предков. Кого-то пленяют модными веяниями, кого-то – идеологией протеста и борьбы с поп-культурой.
Так, например, татуировки становятся нормой среди молодежи, пока, впрочем, не у мусульманских народов, но эта беда, видимо, скоро коснётся и их. Нельзя забывать, что многие сейчас принимают Ислам и их новая жизнь иногда омрачена следами жизни прежней.
Поэтому необходимо узнать шариатские решения касательно татуировок и прояснить все детали.
Доказательства запретности татуировок
. قال الله تعالى : ( إِن يَدْعُونَ مِن دُونِهِ إِلاَّ إِنَاثًا وَإِن يَدْعُونَ إِلاَّ شَيْطَانًا مَّرِيدًا . لَّعَنَهُ اللّهُ وَقَالَ لَأَتَّخِذَنَّ مِنْ عِبَادِكَ نَصِيبًا مَّفْرُوضًا . وَلأُضِلَّنَّهُمْ وَلأُمَنِّيَنَّهُمْ وَلآمُرَنَّهُمْ فَلَيُبَتِّكُنَّ آذَانَ الأَنْعَامِ وَلآمُرَنَّهُمْ فَلَيُغَيِّرُنَّ خَلْقَ اللّهِ وَمَن يَتَّخِذِ الشَّيْطَانَ وَلِيًّا مِّن دُونِ اللّهِ فَقَدْ خَسِرَ خُسْرَانًا مُّبِينًا } النساء / 117 – 119 .
Смысл: «Они взывают вместо Аллаха лишь к существам женского рода. Они взывают лишь к мятежному дьяволу. Аллах проклял его, и он сказал: Я непременно заберу назначенную часть Твоих рабов. Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха. Кто сделал дьявола своим покровителем и помощником вместо Аллаха, тот уже потерпел очевидный убыток».
قال القرطبي في تفسير هذه الآية :
وقالت طائفة : الإشارة بالتغيير إلى الوشم وما جرى مجراه من التصنع للحسن ، قاله ابن مسعود والحسن .
Имам аль-Куртуби разъясняет этот аят:
«Часть толкователей Корана сказала: под изменением облика имеется в виду нанесение татуировок и подобных вещей в виде изменений для приукрашивания. Это мнение Ибн Масуда аль-Хасана».
قال القرطبي :
وهذه الأمور كلها قد شهدت الأحاديث بلعن فاعلها وأنها من الكبائر ، واختلف في المعنى الذي نهى لأجلها ، فقيل : لأنها من باب التدليس ، وقيل : من باب تغيير خلق الله تعالى كما قال ابن مسعود ، وهو أصح ، وهو يتضمن المعنى الأول ، ثم قيل : هذا المنهي عنه إنما هو فيما يكون باقياً ؛ لأنه من باب تغيير خلق الله تعالى ، فأما مالا يكون باقياً كالكحل والتزين به للنساء فقد أجاز العلماء ذلك .
» تفسير القرطبي » ( 5 / 393 ) .
Аль-Куртуби сказал:
«[Что касается] всех этих действиях, то в достоверных хадисах сообщается о том, что совершающий их проклят и что это большие грехи. Ученые разошлись в понимании того смысла, из-за которого это стало запретным. Некоторые сказали, что в этом есть подлог[1], а другие сказали, что это изменение творения Аллаха, например, Ибн Масуд. И это более достоверно и включает в себя также первое значение, и это значение проклятия относится к тому, чьи изменения сохраняются, потому что это изменение облика, сотворенного Аллахом. А то, что не сохраняется, подобно окраске хной или женскому приукрашиванию, то это ученые разрешили.
لعناللهالواصلةوالمستوصلةوالواشمةوالمستوشمة
Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Аллах проклял наращивающую волосы и просящую об этом, делающую татуировку и просящую об этом»[2].
Детализация шариатских решений, связанных с татуировками, согласно шафиитскому мазхабу
Автор «Мугни аль-Мухтадж» говорит: «Татуировка (аль-вашм) – это прокалывание кожи иглой до выхода крови. Затем туда наносят индиго (вид краски), чтобы произошло окрашивание в результате смешения [краски] с кровью, полученной от прокалывания иглой. И делать так запрещено (харам), согласно хадису из двух «Сахихов»: «Аллах проклял удлиняющих волосы и просящих об этом, делающих татуировку и просящих этого, делающих татуировку и просящих этого».
Обязательно ее свести, если человек не боится такого ущерба, при котором разрешено совершать таяммум[3]. А если он боится, то ее устранять не обязательно, а на нем не будет греха после раскаяния[4]. И это так, если татуировка была сделана с его согласия, как сказал аз-Заркаши: то есть после его совершеннолетия. А если она была совершена раньше, то ее сводить не обязательно, как сказал аль-Маварди, то есть его намазы и пребывание имамом будут действительны и не будет загрязняться то, что коснется татуировки, будучи влажным»[5].
Страх и опасность, дозволяющие таяммум
Ибн Хаджар пишет в «Манхадж аль-Кавим»: «Человек не совершает таяммум из-за болезни, случившейся или ожидаемой, если только не боится, что от использования воды лишится жизни или органа, либо [боится] за функционирование органа, либо [боится], что удлинится срок болезни, даже если сама болезнь не усилится, либо что она усилится, даже если это не задержит выздоровление, либо боится, что появятся жуткие следы, например, изменится цвет части тела, [боится] дистрофии, паралича, появления отверстий [в теле], нароста мяса»[6].
Поэтому действия, которые могут привести к подобным последствиям, факихи называют «страх и опасность, дозволяющие таяммум», ибо человеку запрещено совершать самоубийство, калечить себя или как-то иначе вредить своему здоровью, и Всевышний Аллах не сделал установления Своей религии причиной этого, кроме некоторых исключений, где пожертвовать жизнью и здоровьем предпочтительно.
Детальный разбор вопроса из «Хашията» ат-Тармаси
Примечания шейха ат-Тармаси к словам Ибн Хаджара аль-Хайтами. Далее для удобства будем его обозначать буквой Т, и они будут выделены курсивом, чтобы не смешались со словами самого Ибн Хаджара.
Ибн Хаджар говорит: «Обязательно свести татуировку…
Т: Не имеет значения, будет ли больно в этот момент, в отличие от того, сохранится ли боль впоследствии.
…потому что она в себе несет наджасу…
Т: Это разъясняет, почему обязательно ее свести. А что касается ее нанесения, то это запрещено в любом случае, потому что в хадисе сказано: «Аллах проклял тех, кто делает татуировки и просит об этом»[7].
…если преднамеренно нарушил установления, потому что татуировка наносится прокалыванием участка кожи до момента выхода крови, а туда наносят хну или нечто подобное. Если же такой человек откажется ее удалять, то правитель должен заставить его это сделать. Если нет опасности запрещенных вещей…
Т: И если не умрет. А если может умереть, то на нем нет обязанности ее устранять, так как это посягает на ценность его жизни.
…дозволяющих таяммум…
Т: Например, если орган покроется уродливыми пятнами или затянется выздоровление, то тогда нет обязанности свести татуировку, так как у человека есть оправдание, и это даже будет запретно для него, и его намаз будет действителен без необходимости восполнения.
…разобранных нами в соответствующем разделе, и если он не преступал установлений[8],
Т: Это мнение, которому следует автор шарха, соглашаясь с ас-Субки в его детализации вопроса: если маасум[9] нарушил установления, то необходимо устранить татуировку, даже если он будет испытывать боль и она покрыта мясом, пока страх не достигнет уровня, дозволяющего совершать таяммум. А если не было нарушений установлений, то, если с ее устранением связаны сложности, которых обычно не бывает, даже если страх не достигает уровня, дозволяющего таяммум, не обязательно сводить ее. Если же нет сложностей, то обязательно.
По этому вопросу ар-Рамли вынес иное решение, следуя общим словам двух шейхов, и посчитал самым достоверным [следующее]: тот, кто не нарушал установлений, не обязан устранять татуировку, даже если не испытает при этом никакой боли.
Аль-Курди сказал: «Из всего сказанного вытекает три мнения: обязательность устранения, пока нет страха, дозволяющего таяммум, во всех случаях, и это мнение высказано в данной книге. [Второе мнение] – обязанность [свести татуировку] не лежит на том, кто не преступал дозволенное, во всех ситуациях, и это мнение ар-Рамли. И [третье мнение] различия в деталях между тем, кто боится трудностей при ее устранении, даже если они не вызывают страх такого уровня, который дозволяет таяммум, и на таком не лежит обязанность ее устранять, и тем, кто не боится, и для него свести татуировку обязательно[10].
…например, ему нанесли ее насильно или он ее сделал, не являясь мукалляфом…
Т: Например, если это сделал несовершеннолетний. Разница в том, есть грех в совершении этого или нет. Если у человека будет возможность свести ее без сложностей, которые ведут к запретному, и без страха, дозволяющего таяммум, из-за совершаемых действий, то он должен устранить татуировку и его намаз при наличии этой татуировки не будет действителен, а то, что коснется ее, будучи влажным, испачкается в наджасе. А если нет[11], то не будет действительным его пребывание имамом.
И первый случай, когда загрязняется то, что касается этого места, будучи влажным[12], – это пока татуировка покрылась тонким слоем кожи, потому что потом кожа препятствует соприкосновению с наджасой, которая является кровью, смешанной с индиго или чем-то другим, как он сказал в «Ат-Тухфат»[13].
…в отличие от мнения части ученых[14], ведь, если он не боится запретного, то нет необходимости оставлять на себе наджасу.
Т: И тогда, если он не свел ее, его намаз не действителен.
А если боится этого,
Т: Боится того, что дозволяет таяммум.
то нет обязанности ее сводить.
В «Хаваши» аль-Мадани сказано: «Для сведения такой татуировки, что ты преступил установления ее нанесением, есть два условия.
Первое – чтобы это относилось к тому, кто обязан ее свести, и поэтому это не обязательно сумасшедшему, если только он не вылечится и для него не станет обязательным намаз, а также менструирующей женщине до ее очищения.
Второе – чтобы человек не умер из-за ее сведения. И сюда добавляется отсутствие боязни того, что дозволяет таяммум. И условий становится три.
А для сведения татуировки у того, кто не нарушал запреты при ее нанесении, ставится два условия: отсутствие страха боли при ее сведении и чтобы она не въелась в мясо»[15].
Автор «Аль-Бушрааль-Карим» говорит: «Обязательно свести татуировку», – потому что человек несет на себе наджасу, нарушив установления Шариата, сделав ее. Если он будет отказываться сводить ее, то правитель должен заставить его сделать это в обязательном порядке, подобно возвращению украденного. И его намаз не будет действителен до сведения татуировки. И все, что коснется этого места во влажном состоянии, загрязняется.
Татуировка запрещена, и обязательной свести ее при соблюдении следующих условий:
Первое – нужно, чтобы в ней не было пользы. Если она несет некую пользу и ее нельзя ничем заменить, то можно ее оставить.
Второе – чтобы она была на том, для кого намаз обязателен. Если же это сумасшедший, то сводить ее не обязательно, если только он не придет в себя.
Третье – чтобы человек был живым. Удалять татуировку с мертвого[16] не обязательно».
Если суммировать все вышеизложенное, то ученые шафиитского мазхаба единогласно утверждают, что если человек сделал себе татуировку добровольно, после достижения им совершеннолетия и для ее устранения нет преград и [в ее сведении] нет опасностей, дозволяющих таяммум, то, во-первых, он обязательно должен ее свести, во-вторых, намазы, совершенные им с этой татуировкой, не действительны и он должен их восполнить, и, в-третьих, если чернила, которыми делалась татуировка, полностью находятся под кожей, то все, что касается этого места во влажном состоянии, не будет загрязняться, а если не полностью, то будет.
Но среди ученых шафиитского мазхаба есть разногласия [в деталях]: имам Ибн Хаджар аль-Хайтами считал, что если человек не впадал в грех из-за нанесения этой татуировки, например, был несовершеннолетним, то он все равно обязан ее свести, но его намазы будут действительными, а имам ар-Рамли считал, что, поскольку человек не впадал в грех за ее нанесение, то и сводить ее он не обязан.
[1] Т. е. искажая свой облик, человек вводит в заблуждение других.
[2] Бухари, № 5937; Муслим, № 2124.
[3] Этот вид ущерба будет разобран далее.
[4] Раскаяние (тауба) за сам факт действия обязательно во всех случаях.
[5] Мугни аль-Мухтадж, т. 1, с. 524-525, издание «Дар аль-Файха».
[6] Манхадж аль-Кавим, с. 132.
[7] Бухари, № 5937; Муслим, № 2124.
[8] Это одно из расхождений между Рамли и Ибн Хаджаром, которое будет разобрано подробнее. Автор Мугни, как мы уже сказали, считал, что если татуировка была нанесена, например, до совершеннолетия, то сводить ее не обязательно.
[9] Тот, чья жизнь имеет ценность по Шариату, то есть не кяфир-харби и не муртадд.
[10] Аль-Хаваши аль-Мадани, 1\183.
[11] Т. е. если татуировка будет нанесена не в этом состоянии.
[12] Если татуировка была нанесена добровольно, в состоянии таклифа и в ее устранении нет трудности, дозволяющей таяммум.
[13] Тухфат аль-Мухтадж, 2\127-128.
[14] Это мнение мы привели из «Мугни».
[15] Аль-Хаваши аль-Мадани, 1\183.
[16] Бушрааль-Карим, с. 255.
darulfikr.ru
Татуировки – можно или нельзя?
Фетва о рисовании на теле узоров введением под кожу особой краски
Можно ли делать татуировку?
Ответ известного современного учёного, профессора Кувейтского университета Мухаммада ибн Абдульгаффар аш-Шариф:
В кувейтской энциклопедии по исламскому праву сказано: «Татуировка (аль-вашм) – это прокалывание кожи иглами так, чтобы вышла кровь, и введение туда краски, чтобы изменить цвет кожного покрова».
Большинство учёных-факихов сошлись во мнении, что делать татуировки запрещено из-за достоверных хадисов, в которых проклинаются те, кто их делает, и те, кому их делают. К этим хадисам относится хадис от Ибн Умара (да будет доволен Аллах ими обоими):
حديث ابن عمر — رضي الله عنهما — قال : (( لعن رسول الله — صلى الله علية وسلم -الواصلة والمستوصلة والواشمة والمستوشمة))
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял тех, кто наращивает волосы, и тех, кому наращивают, тех, кто делает татуировки, и тех, кому делают».
Некоторые богословы-маликиты говорили о нежелательности [татуировки]. Ан-Нафрави сказал (ум. 1126 г. х.): «Это (татуировку) можно считать нежелательным, близким к запретному (хараму)».
Некоторые же учёные сделали исключение в запрете, когда делают татуировку с целью конкретного лечения. Это допустимо, потому что необходимость делает запретное дозволенным.
Является ли татуировка наджасом и как от неё избавиться?
Учёные-факихи единогласны в том, что татуировка является наджасом, потому что на месте, где сделана татуировка, задерживается кровь вместе с тем, что туда ввели (т. е. краской).
Однако среди учёных есть разногласие, как допустимо избавиться от татуировки.
По мнению учёных ханафитского мазхаба, решение относительно татуировки таково же, как об окрашивании с помощью наджаса. После мытья кожа становится чистой, даже если остался след от наджаса. Не нужно сдирать кожу, потому что это след, который тяжело удаляется. Намаз человека после этого считается действительным, и он может стать имамом в молитве.
Учёные-маликиты говорят, что если татуировка сделана недозволенным путём, а именно не с целью лечения, то необязательно удалять её с помощью огня. Это относится к той категории наджаса, которая прощается, и намаз с этой татуировкой засчитывается.
По мнению богословов шафиитского мазхаба, удалять татуировку обязательно, если не будет нанесён такой вред коже, из-за которого придётся делать таяммум. Если есть опасность этого, то удалять необязательно, и не будет на человеке греха, если он покается. Это касается того случая, когда татуировка была нанесена совершеннолетнему с его разрешения. Если это было сделано до совершеннолетия или без его согласия, то человек не обязан удалять татуировку. Его намаз считается действительным, и он также может быть имамом в намазе.
Перевод с арабского Мухаммада Муслимова
islamdag.ru