Татуировки и религия: Религиозная грамотность. Можно ли делать татуировки верующим в разных религиях?
Религиозная грамотность. Можно ли делать татуировки верующим в разных религиях?
kaktus.media
Все самое интересное в
Telegram
Редакция Kaktus.media решила узнать, разрешены ли татуировки в религиях, у представителей Управления Бишкекской и Кыргызстанской епархии, Духовного управления мусульман Кыргызстана, у буддийского монаха Алексея Шмыгля из Кыргызстана и раввина.
Христианство
«Татуировки запрещено делать не только в православии, но и во всем христианстве. Все те, для кого Библия является авторитетным источником, должны прислушаться к тому, что говорится там об этом», — рассказал Kaktus.media помощник секретаря епархии по вопросам с общественностью протоиерей Алексей Сыромятников.
Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь. Левит 19, стих 28 (Ветхий завет. — Прим. Kaktus.media).
Запрет этот повторяется еще дважды: Левит 21, стих 5, и Второзаконие 14, стих 1.
«Если человек пришел в религию после того, как уже сделал татуировки, можно попробовать их свести. Но если у него на это нет финансовых средств или это вредит ему, то можно оставить», — отметил протоиерей Сыромятников.
Ислам
ДУМК:
«Татуировки запрещены в исламе, так как Аллах дал нам наши тела на хранение. Мы должны беречь свое тело. Если татуировка уже есть, то при возможности лучше ее вывести. Но если это невозможно в связи с тем, что есть опасения серьезного вреда здоровью, то оставляется так, как есть».
Иудаизм
«До недавнего времени молодым людям — евреям не нужно было долго объяснять, почему нельзя делать татуировку. Для одних было достаточно того, что в Торе написано прямым текстом: «И царапин по умершим не делайте на теле вашем, и наколотой надписи не делайте на себе» (Ваикра 19:28).
Интересно, что даже консерваторы и реформисты никогда не посягали на данный запрет.
Другим пример дедушек и бабушек, прошедших ужасы концентрационных лагерей, не давал надругаться над своим телом так, как это делали нацистские преступники. Третьих останавливал распространенный миф о том, что людей с татуировками запрещено хоронить на еврейском кладбище. И хотя данное предположение безосновательно с точки зрения еврейского закона, в США существуют некоторые частные похоронные общества, внутренней политикой которых является не хоронить людей с татуировками на еврейском кладбище», — говорит раввин Яков Шуб.
Буддизм
В буддизме нет запрета на татуировки.
«Буддизм вообще не система запретов. Монахам не рекомендуется, ни к чему, лишнее, монах должен быть скромным. А миряне вольны в этом смысле поступать как им заблагорассудится. В некоторых традиционных обществах татуировки играют важное значение. У тех же саков это было сакральным. А местные традиции буддизм вообще не меняет, если это не связано с насилием. Насилие в буддизме неприемлемо», — сказал Kaktus.media монах Алексей.
Если говорить о философской точке зрения, то в буддизме к телу иной подход. Важно совершенствование и очищение сознания, а тело бренно, и его обычно после смерти сжигают.
Есть тема? Пишите Kaktus.media в Telegram и WhatsApp:
+996 (700) 62 07 60.
url:
https://kaktus.media/396686
Религия забитых: тату и христиане
Цифры свидетельствуют о росте популярности нанесения чернил под кожу (в 2003 г. — 14%, в 2008 г. — 16%., а в 2012 г. хотя бы одно тату имели уже 21%)[1]. Значительная часть медийных персон, артистов, профессиональных спортсменов носят заметные татуировки. Но популярность той или иной культурной тенденции не означает, что она хороша. Как христиане, мы должны быть мудрыми (Мф. 10:16) и соотноситься с Библией во всем.
Делать татуировку — грех? Что говорится в Библии о татуировках?
Коротко говоря… ничего. По крайней мере, ничего определенного. Библия не дает никаких конкретных ссылок на татуировки, как мы их понимаем в наше время.
Левит 19:28 и тату идолопоклонников
Разбираясь в вопросе тату, можно наткнуться как на лояльное отношение, так и ригористический настрой. Оба этих подхода, однако, вводят в заблуждение, поскольку Библия не регламентирует практику введения чернил под кожу для формирования постоянных изображений, узоров или надписей, также известных как татуировки.
Некоторые христиане осуждают все татуировки как аморальные, потому что Бог запрещает их в книге Левит (19:28). Поскольку слово «татуировка» действительно встречается в этом стихе, аргумент кажется убедительным.
Другие христиане говорят, что этот отрывок больше не относится к ним, потому что ветхозаветный закон для иудеев, но не для христиан. Если подходить к текстам Писания буквально, то современные христиане не должны есть мясо, «в котором еще есть кровь»[2] (Лев. 19:26) и «не должны подрезать волосы на голове, которые растут с обеих сторон лица, и не должны стричь бороды свои по краям»[3] (Лев. 19:27), а также исполнять еще много подобных ветхозаветных предписаний Закона.
Так является ли нанесение татуировки формой языческого идолопоклонения, все еще запрещенного Богом сегодня?
Современный перевод гласит: «Не делайте нарезов у себя на теле в память об умерших и не накалывайте на себе татуировку».
На рубеже 1906-7 гг. в Санкт-Петербурге в Управлении главного врачебного инспектора МВД рассматривали прошение «О разрешении Е. П. Вахрушеву заниматься татуированием», что свидетельствует о росте интереса к татуированною в России лишь к началу ХХ в. То есть российская общественность не было широко знакома с явлением тату. Можно предположить, что Синодальный перевод Пятикнижия, выполненный в 1868 году (почти за 40 лет по появления первого тату-салона в России), ближе к буквальному значению: «не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен». Однако слово «нарезы» относится к вписанным или выгравированным символам или словам и используется только в этом отрывке. Слово «письмена», также используемое только здесь, имеет неопределенный корень, поэтому сложно наверняка сказать, что это слово означает.
Основанием для принятия этого закона послужило то, что Израиль, спасенный от рабства, находился между Египтом и Ханааном. Недавние археологические раскопки показывают[4], что, хотя в Египте делали татуировки, они наносились только женщинам. Данные свидетельствуют о том, что нанесение татуировок на части женского тела, связанные с фертильностью (грудь, бедра и живот), считалось оберегом для удачи при родах[5]. У женщин также часто были отметки богини плодородия Бес (Бэз, Бесу, Беза), что, похоже, подтверждает эту теорию.
Татуировка мумии из поселения Дейр эль-Медина, Египет
Источник: Novate
В Ханаане вмеcто татуировок применялись более жесткие меры скарификации[6], такие как клеймо, порезы или соскребание кожи. Археология, подкрепленная библейскими текстами, указывает на то, что ханааниты обычно резали свои тела в ритуальных целях (1 Цар. 18:28), чтобы оплакать умерших и почтить богов. Левит 19:28, похоже, подразумевает это, говоря: «Не делайте нарезов у себя на теле в память об умерших и не накалывайте на себе татуировку».
Думается, в свете этой информации из Египта и Ханаана Бог запрещает скарификацию, а не татуировку, какой мы ее знаем сегодня.
Исайя 49 и татуировки Бога.
Я имя твое написал на руке Своей, Я думаю о Тебе непрестанно (Ис. 49:16).
ἰδοὺ ἐπὶ τῶν χειρῶν μου ἐζωγράφησά σου τὰ τείχη καὶ ἐνώπιόν μου εἶ διὰ παντός
В Исаия 49:15-16 Бог заверяет Свой народ, что подобно тому, как кормящая мать не может забыть своего ребенка, так и Бог не может забыть своих детей. И Господь решает использовать иллюстрацию, которая способна удивить. Он протягивает руки и говорит: «Я имя твое написал на руке Своей, Я думаю о Тебе непрестанно»[7]. Скорее всего, это отсылка к своего рода татуировке — метке, сделанной несмываемыми чернилами. Конечно, у Бога нет настоящих рук, и поэтому у Него под кожей нет настоящих чернил. Но суть достаточно ясна. Он использует символ, который поймет его народ, и, по сути, говорит: «Как Я могу забыть тебя, когда Я нанес твое имя на руку?! Я даже ничего делать не могу, не вспомнив о тебе и обещаниях, данных тебе».
Американская актриса Деми Ловато
Источник: Unsplash
Некоторые ученые даже предполагают, что иудеи начали татуировать свои руки, чтобы напомнить себе о храме и Господе[8].
Знаки, связанные с языческим богословием и практикой, были запрещены. Но татуировки, удаленные из идолопоклоннического контекста, являются всего лишь культурным артефактом.
Татуировка на бедре Иисуса?
На бедре у Него и на белом одеянии было написано Его имя: «Царь царей и Господь господствующих» (Откр. 19:16)[9].
καὶ ἔχει ἐπὶ τὸ ἱμάτιον καὶ ἐπὶ τὸν μηρὸν αὐτοῦ ὄνομα γεγραμμένον· Βασιλεὺς βασιλέων καὶ κύριος κυρίων
Гораздо более вероятнее, что в этом стихе идет речь о титуле «Царь царей и Господь господствующих», написанном на одежде, а не на коже ноги. Автор книги Откровение пишет, что имя было написано на Его одеянии и бедре, и, скорее всего, нижняя часть одежды, покрывающая область бедра, содержала надпись титула. Я еще не встретил ученых, которые бы утверждали, что речь идет о татуировке.
Но и заявить наверняка, что надпись на бедре не является татуировкой, вряд ли кто-либо сможет.
Бежать делать тату?
Хотя в Библии не содержится ясного отрывка, касающегося татуировок, вряд ли существует разрешение на необузданное нанесение татуировок. По-прежнему необходимо подумать, прежде чем наносить чернила под кожу. Особенно если ты христианин. Ниже приведены вопросы, которые помогут вам обдумать решение.
Модификация
Поскольку Библия прямо не запрещает татуировки, существуют ли какие-либо ограничения? Мы знаем, что наше тело не наше собственное, а храм Духа Святого (1 Кор. 6:19-20). Меж тем храмы:
Монастырь Воронец, Румыния
Источник: search.creativecommons.org
Библия высоко оценивает тело как на дело рук Божьих, которое не должно быть изуродовано. Сегодня есть возможность постоянно модифицировать свое тело, чтобы больше походить на животных или фантастических существ, чем на людей, которые одни созданы по образу и подобию Божию. Мы должны спросить себя, как сильно мы можем изменить свое тело, чтобы оно соответствовало нашим желаниям, не деформируя при этом красоту человеческой формы, какой ее сделал Бог.
Мотив для татуировки
Зачем делать татуировку? Если тату — протест против родителей, то это явно неприемлемо (Еф. 6:1-3). И хотя художественное самовыражение может быть приемлемым, основным мотивом для всего, что мы делаем, должно быть прославление Бога (1 Кор. 10:31). Это означает стремление почтить и привлечь внимание к Творцу, а не к себе. Сделать татуировку для свидетельства может быть приемлемо, но, вероятно, стоит помнить, что это не самый главный и не самый эффективный способ керигмы. Ты не выполнишь «великое поручение Христа» (Мф. 28:16-20) просто сделав татуировку библейского стиха.
Скромность
Треть (33%) взрослых с перманентными чернилами под кожей говорят, что татуировка заставила их почувствовать себя сексуальнее. Примерно треть она заставляет чувствовать себя привлекательнее (32%). Четверть опрошенных (27%) говорят, что тату заставляет их чувствовать себя более строптивыми[10].
Одно из определений скромности в словаре В. Даля звучит так: «не ставящий личность свою наперед, не мечтающий о себе»[11]. Хотите ли вы направить мысли людей к Богу или к себе? Татуировки часто акцентируют внимание на определенных участках тела и заставляют задуматься об этой части тела. Трудно поверить, что кто-то с «печатью бродяги» (tramp stamp, татуировка на нижней части спины) действительно стремится направить мысли людей к Богу. Критерий скромности способен заставить задуматься о размере и местоположении татуировок и даже избежать их нанесения.
Рынок труда
Захотят ли работодатели нанять вас? 76% компаний не хотят, чтобы ваша татуировка была видна. И это может помешать вам занять вакансию[12]. Многие работодатели требуют прикрывать изображения на теле, потому что они не являются социально приемлемыми с точки зрения бизнеса.
Message
Что в себе есть такого, о чем стоит рассказать миру? Татуировки – это мощный «message», который автоматически передает то, что вы цените. Они, скорее всего, останутся на всю жизнь. Зачастую необдуманные изображения на теле называют «татуировка разочарования / сожаления» (tattoo regret) [13]. По мере взросления есть вероятность пожалеть о своих татуировках, потому что вы переросли их и изменили свои ценности.
Деньги
Тату – наиболее ли мудрое использование денег? Мы ответственны перед Богом за то, как мы используем наши деньги. Важно также помнить, что удаление дороже, чем стоимость татуировки.
Медицинские проблемы
Татуировки представляют реальный риск для здоровья. The Mayo Clinic предупреждает: «Не относитесь к татуировкам легкомысленно». Они приводят к тяжелым аллергическим реакциям, инфекциям, неприглядным рубцам и передаваемым через кровь заболеваниям, таким как гепатит В и С. Татуировки преднамеренно открывают кожу и подвергают ее воздействию неизвестных бактерий. Тату-салоны не являются медицинскими клиниками, хотя они прокалывают кожу и взаимодействует с кровью.
Источник: Unsplash
Стоит подумать, прежде чем наносить чернила под кожу. Не принимайте это решение поспешно или опрометчиво. Можно обратиться к вопросам, чтобы обдумать свое решение. Обсудите с людьми, которым вы доверяете.
Мне не удалось найти статистику тату по России. Если вы знаете — оставляйте ссылки на источник в комментариях.
[1] Согласно данным исследования Pew Research Center, татуировки стали чем-то вроде товарного знака для миллениалов — почти четыре из десяти (38%) имеют по крайней мере одну татуировку. Поколения X не сильно отстают: 32% респондентов, рожденных до 1964 г., заявили, что у них есть татуировка. Только 15% поколения «бэби-бума» и 6% поколения 50-х гг. ХХ вв. носят тату.
Более того, одной татуировки недостаточно для многих миллениалов. Одну татуировку имеют 31% татуированных миллениалов, половина из них имеет от двух до пяти и 18% имеют шесть и более. Миллениалы без высшего образования охотнее идут к тату-мастерам, чем их сверстники, закончившие университет (47% против 30%).
Среди взрослых в возрасте 30 лет и старше, имеющих татуировки, процент значительно ниже — почти половина (47%) имеют лишь одну и только 9% являются обладателями шести и более татуировок. Среди взрослых мужчин и женщин татуировки распространены одинаково.
Нет никаких доказательств того, что татуировки являются одной из форм политического выражения для миллениалов. Однако политическая идеология связана с наличием татуировки. Среди опрошенных американцев, которые относят себя к либералам, 43% имеют татуировку, в то время как среди консерваторов перманентный рисунок на коже содержится у 32%.
Вне зависимости от возраста большинство людей предпочитают не демонстрировать тату. На вопрос, видны ли обычно их татуировки, подавляющее большинство миллениалов и более старшее поколение (72%) ответили, что это не так. Среди тех, у кого есть хотя бы одна татуировка, 70% миллениалов и 73% людей в возрасте от 30 лет и старше утверждают, что их татуировки обычно не видны. Мужчины чаще, чем женщины, имеют татуировки, которые видны всем (23% против 13%). Эта закономерность прослеживается во всех возрастных группах. На вопрос «видны ли их татуировки», примерно одна из десяти татуированных женщин ответили, что это зависит от одежды, которую они носят.
В дополнение к татуировкам, многие миллениалы предпочитают менять свой внешний вид с помощью пирсинга. Почти четверть миллениалов (23%) говорят, что у них имеется прокол в месте, отличном от мочки уха. В этой связи миллениалы опережают все другие поколения. У каждого десятого (9%) из тех, кто родился в период с 60-80 годов ХХ века, есть пирсинг, в то время как у людей в возрасте 55 лет и старше таких лишь 1%. Молодые женщины гораздо чаще, чем молодые мужчины, имеют пирсинг: 35% женщин в возрасте до 30 лет имеют пирсинг где-то, кроме мочки уха, по сравнению с 11% мужчин.
[2] Синодальный: «Не ешьте с кровью».
[3] Синодальный: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей».
Особого интереса заслуживает тот факт, что запрет на надрезы и наколки на теле содержатся в той же главе, что и запрет на вкушение мяса с кровью и регламентацию стрижки бороды и волос.
[4] Huehnergard J., Liebowitz H. The Biblical Prohibition Against Tattooing // Vetus Testamentum, Vol. 63, Fasc. 1, 2013, pp. 59-77.
[5] Tattoos. The Ancient and Mysterious History.
[6] От лат. scarificare — надрезать, царапать. Механическое повреждение поверхностных слоев кожи.
[7] Синодальный: «Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною».
[8] Jamieson R., Fausset A. R., Brow, D. Commentary Critical and Explanatory on the Whole Bible
[9] Синодальный: «На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих»».
[10] «Tattoo Takeover: Three in Ten Americans Have Tattoos, and Most Don’t Stop at Just One»
[11] «Толковый словарь живаго великорусского языка Владимiра Даля»
[12] «Tattoos Hurt Your Chances of Getting a Job»
[13] «Will I regret getting a tattoo?»
Какие мировые религии не против татуировок?
Дом
»
Tat2X Информация и пресса
»
Вера и татуировки: какие мировые религии допускают татуировки?
Поездка Альба
Опубликовано 13 марта 2020 г.
Как основные религии мира относятся к татуировкам? Неудивительно, что ответы для каждой религии различаются и далеко не просты. В каждом правиле есть нюансы и исключения, и, как и все остальное, связанное с религией, многое подлежит толкованию. Ниже представлены исследования христианства, иудаизма, ислама, индуизма и буддизма и их взгляды на татуировки.
ТАТУИРОВКИ И ХРИСТИАНСТВО
Эта библейская цитата популярна в чатах и блогах о татуировках. Кто-то всегда упоминает об этом, обсуждая христианство и татуировки. Левит 19:28: «Не делайте надрезов для умерших и не делайте татуировок на коже вашей. Я Господь». Исходя из этой цитаты, кажется очевидным, что татуировки неприемлемы в христианской вере. Однако эта цитата вырвана из контекста, и весь отрывок на самом деле является предупреждением о том, чтобы не практиковать языческие ритуалы или колдовство. Есть также отрывки из книги Левит, запрещающие подстригать бороды. Левит 19:27: «Не закругляйте волосы на висках и не пачкайте края бороды». Буквальное толкование Библии означало бы, что вы не подстригаете бороду и не едите кошерное мясо только потому, что в Библии также запрещено редкое или окровавленное мясо. Есть немало набожных христиан, которые подстригают бороды и едят жареные бифштексы. Не повинуются ли они доктринам христианской веры? Означает ли, что подстригание бороды означает, что вы плохой христианин? Простой ответ — нет. Татуировки попадут в ту же категорию. Только христиане, толкующие Библию буквально, могут спорить с ними. В современном мире татуировки представляют собой не большую проблему для христиан, чем гамбургер, приготовленный в ресторане Five Guys.
ТАТУИРОВКИ И ИУДАИЗМ
Еще раз Левит 19:28 является основным источником дебатов здесь. Многие раввины интерпретируют высказывание «не помечайте свою кожу татуировками. Я Господь» в отношении поклонения ложным идолам. По их мнению, доктрина связана с тем, чтобы не маркировать свою кожу именами ложных идолов или других богов. Существует также заблуждение, что евреев с татуировками нельзя хоронить на еврейском кладбище. Даже если татуировка трактуется как нарушение еврейского закона, она не запрещает хоронить человека на еврейском кладбище. Многие раввины согласны с тем, что грешников нельзя исключать из захоронения на еврейском кладбище. Итак, можно ли считать идолопоклонством татуировку Джимми Хендрикса или Леди Гаги? Как и в христианстве, здесь есть довольно много серых зон, и в иудейской вере нет четкого или очевидного запрета на татуировки, если только они не изображают имя ложного бога или идола.
ТАТУИРОВКИ И ИСЛАМ
Ислам зародился в седьмом веке и является гораздо более молодой верой, чем христианство или иудаизм. Это важно понимать при обсуждении татуировок и ислама. Хотя вы можете найти разные мнения, большинство исламских ученых считают, что постоянные татуировки запрещены в мусульманской вере. Это связано с тем, что согласно исламу ваше тело является творением Аллаха или бога. Постоянная татуировка видна и оскверняет работу бога. Поэтому татуировки хной являются популярной альтернативой в мусульманском сообществе. Хна, используемая для татуировок, носит временный характер и в конечном итоге может быть смыта (это не следует путать с органической хной для пудры для волос, которая используется для окрашивания волос). Это поднимает вопросы о других формах модификации тела, таких как пирсинг ушей, солярий, макияж и украшения. По мнению исламских ученых, это допустимо, потому что носит временный характер, но все мы знаем, что прокалывание ушей со временем становится постоянным. Итак, как и в случае с другими основными религиями, вопрос заключается в том, где ислам проводит черту? Исламские ученые недвусмысленно относятся к постоянным татуировкам, но все же интересно, что прокалывание ушей допустимо. Означает ли это, что керамические беруши также допустимы?
ТАТУИРОВКИ И ИНДУИЗМ
Не только татуировки не запрещены для индуистов, но и индуизм является источником бесчисленных рисунков татуировок, включая очень популярный и священный символ «Ом». В прошлом индуистские женщины делали татуировку с именем своего мужа на предплечье. Считалось, что они никогда не должны произносить имя своего мужа, поэтому татуировка позволяла им легче сообщать его. Единственным ограничением может быть татуировка, которая каким-то образом неуважительно относится к индуистским богам. По этой причине индусы не часто набивают изображения своих богов на ногах, ступнях или ягодицах. Расположение важно, и вы не часто увидите бога Шиву где-нибудь ниже талии у индуса. Они также более склонны наносить имя одного из своих индуистских богов в виде татуировки, а не изображения самого бога. Индусы очень либеральны в отношении татуировок по сравнению с другими авраамическими религиями, такими как иудаизм, ислам и христианство.
ТАТУИРОВКИ И БУДДИЗМ
Буддизм, как и индуизм, не имеет особых ограничений в отношении татуировок. Буддисты верят, что тело непостоянно, как и татуировки. Поскольку они рассматриваются как временные, нанесение татуировок не нарушает никаких буддийских доктрин или верований. Некоторые буддисты говорят, что татуировки — это нездоровая привязанность к телу. Тем не менее, даже монахи могут иметь татуировки, и некоторые секты даже поощряют их как способ помнить буддийские учения. Часто рассказывают историю о том, что духовный лидер буддизма в Тибете Далай-лама однажды встретил одного из своих последователей, покрытого татуировками, и заметил: «Очень красочно!»
Какими бы ни были ваши убеждения, они принадлежат вам и только вам. Что очевидно во всех основных религиях и их отношении к татуировкам, так это то, что все зависит от того, как вы интерпретируете или практикуете свою религию. Некоторые религии, такие как ислам, совершенно четко запрещают татуировки, но другие, такие как индуизм, не препятствуют их использованию. Каждый поклоняется по-своему, и нет причин, по которым вы не можете исповедовать ислам, быть христианином или следовать иудейской вере, имея татуировку. В конце концов, все зависит от вас и того, что вы решите делать со своим телом.
Фото предоставлено:
Изображение Beautifulrecovery с Pixabay
Изображение Sue Todd с Pixabay
Изображение Maria_Domnina с Pixabay
Изображение Hans Braxmeier с Pixabay
Для многих татуировка — это не просто чернила.
Это религиозный опыт.
iStock
Иногда кажется, что у всех, кого вы видите в возрасте до определенного возраста, есть татуировки. Это может быть абстрактный знак, кельтский узел, дельфин, крест или что-то менее очевидное. Действительно, опрос, проведенный в 2019 г.обнаружили, что 30 процентов всех американцев имели хотя бы одну татуировку, по сравнению с 21 процентом всего семь лет назад. Среди взрослых моложе 35 лет этот показатель составил 40 процентов.
Татуировки издавна считались защитными символами, признаком взрослости, выражением личных интересов и признаком социальной принадлежности. Некоторые используют татуировки, чтобы отметить веху в своей жизни, опыт, который сформировал их, или чтобы выразить свою веру. В эпоху, когда многие отказываются от формальных религиозных обрядов, некоторые рассматривают татуировки как способ показать свою духовную жизнь. Я не говорю, что все татуировки религиозны, но я думаю, что для некоторых людей татуировки — это способ выразить свою внутреннюю жизнь, как кулон или браслет для пожилых католиков и других.
Для некоторых людей татуировки — это способ выразить свою внутреннюю жизнь, как кулон или браслет для пожилых католиков.
Для кого-то они в новинку, но татуировки не уникальны для нашего времени. Ирокезы, могикане и другие коренные американцы использовали татуировки для выражения религиозных идей. Как и христиане, которые были татуированы как рабы Римской империи, но вскоре превратили это унижение в знак идентичности, также покрыв себя христианскими знаками. В пятом веке богослов Прокопий из Газы упомянул традицию нанесения татуировки на внутреннюю сторону запястья в момент крещения, обычай, сохранившийся и сегодня у коптских и эфиопских христиан. На протяжении веков паломники, посещавшие святые места, такие как Иерусалим или Лорето в Италии, делали татуировки, чтобы отметить как посещение места, так и проявление в теле знака духовного изменения, инициированного путешествием.
Как и в случае с христианами первого века, татуировки также использовались для стигматизации людей. В колониальные времена коренных американцев похищали и выставляли напоказ в Англии и Бельгии, чтобы продемонстрировать свои татуированные тела. Во время геноцида армян 1915-1918 годов в знак порабощения были отмечены более 90 000 сексуально порабощенных женщин; эта история рассказана в документальном фильме Сюзанны Хардалян «Бабушкины татуировки» (2011). Более известны унижения, которым подверглись миллионы татуированных евреев в нацистских концентрационных лагерях. Некоторые из их потомков делают татуировки с теми же номерами, что и у их предков — новое поколение превращает нарушение в знак памяти и жизни.
Татуировки отделяют священное от мирского, прочное от повседневного.
Сегодня процесс нанесения татуировки схож с элементами традиционной религиозной практики: выбор татуировки, мастера и места на теле – это время проницательности; физическая боль (да, татуировки причиняют боль!) приближается к покаянной практике; их постоянство знаменует обязательство; а истории, которые они рассказывают, или события, которые они отмечают, создают повествование.
Татуировки также воспроизводят две динамики религиозного опыта. Во-первых, они отделяют священное от мирского или постоянное от повседневного. Татуировка может выделить событие, которое человек хочет сохранить от мимолетности жизни, например, рождение ребенка, поездку или отпуск, или решение, которое помогло сформировать его личность. Именно этот процесс, а не столько само изображение, делает татуировку одухотворенной.
Другим сходством с религиозной динамикой является роль, которую сообщество играет в этом процессе. Несмотря на то, что татуировка — очень личная практика, татуировки не являются исключительно индивидуалистическими: они рассказывают истории о связях с другими людьми. Другие часто вовлекаются в этот процесс — потому что они были главными действующими лицами событий, которые кто-то хочет запомнить, или потому что они необходимы для отношений, которые человек хочет сохранить даже после смерти. Возможно, мы не можем рассматривать эти группы так же, как ходим в церковь, но они могут быть тем, что американский социолог Нэнси Аммерман называет «духовными племенами». Это сети, которые обеспечивают поддержку, моральное руководство или чувство принадлежности. Это могут быть дорогие друзья или люди, у которых был подобный опыт. Пережившие жестокое обращение или другие травмирующие события могут сделать себе татуировку, чтобы справиться с ситуацией и связаться с другими выжившими.
Среди взрослых американцев моложе 35 лет около 40 процентов имеют татуировки. И татуирование имеет больше параллелей с традиционной религиозной практикой, чем вы думаете.
Все эти факторы могут сделать татуировки важными среди тех людей, которые верят в Бога, но не отождествляют себя ни с какой религией. В то время как у религиозных людей есть больше элементов для выражения духовной жизни — ношение хиджаба, посещение церкви — татуировки — это один из немногих способов, которыми люди, не принадлежащие к религии, могут выразить свою духовность. Поскольку все больше американцев идентифицируют себя как независимые верующие, татуировки могут стать внеконфессиональным способом выражения духовного опыта.