Menu
[menu_adv_rtb]
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Тату Тату славянской тематики эскизы: Тату Славянские — 200 фото от лучших тату-мастеров

Тату славянской тематики эскизы: Тату Славянские — 200 фото от лучших тату-мастеров

Содержание

Славянские Татуировки Обереги и Руны

Славянские татуировки сегодня становятся все более популярными, так как возвращение к истокам и изучение своих корней является важной частью современного мира. Славянская тематика дает огромный пласт сюжетов для самых разных тату, начиная от символов, заканчивая сложными орнаментами. 

Люди, которые чтят традиции и знают свое прошлое, обретают важные знания и опыт, который помогает им по жизни. В нашем обзоре вы найдете толкование и эскизы самых интересных славянских тату.

Содержание:
1. Славянские Татуировки с Изображением Богов
2. Славянские Тату Обереги
3. Тату Вдохновленные Славянскими Сюжетами
4. Тату Коловрат
5. Славянские Татуировки Эскизы

Славяне имели большой пантеон богов, который был близок к скандинавскому. Культуры славян и викингов постоянно переплетались и влияли друг на друга, сохраняя при этом свою уникальность.

  • Перун — верховный бог, громовержец, повелитель воинов, князя и его дружины.
  • Мать-Земля — образ природы, матери, кормилицы. Древние народы почитали землю, уважали ее и относились с почтением.
  • Дажьбог — бог солнца, света, смены времен года, плодородия.
  • Велес — повелитель хозяйства, богатства, благосостояния. Велес был вторым по почитаемости после Перуна.
  • Сварог — бог-кузнец, повелитель огня.

В старые времена народы очень сильно зависели от окружающих обстоятельств, поэтому у них была острая потребность защищать себя и свой дом при помощи оберегов. В каждом орнаменте и узоре закладывался особый смысл, который нес определенную защитную функцию.

Например, вышивка на рубашке спасала от стрел врага, а вышивка на рушниках и скатертях приносила в дом богатство и отводила злых гостей. Куклы с символами у славян охраняли сон детей, а руны-обереги охраняли скот и хозяйство от пожаров и болезней.

  • Красный цвет — символ жизни и любви.
  • Синий цвет — цвет мужчин, силы, защита от стихий.
  • Черный цвет  — земля, плодородие.
  • Зеленый цвет — символ природы, защита от ран, исцеление.

Отдельная группа славянских оберегов — руны. Каждый знак несет мощную защиту и помощь своему владельцу.

Иногда в славянских тату используются орнаменты и сюжеты с портретами, которые символизируют: старые времена, любовь человека к истории и своим корням.

Для многих людей татуировки посвященные исторической теме помогают искать ответы на жизненные вопросы, налаживать отношения в семье и изучать старину.

Коловрат является одним из самых основных символов славянской традиции. Это символ колеса года, солнца, смены зимы и лета, вечного круговорота жизни. В современной культуре у коловрата могут быть разные трактовки: кто-то использует этот древний символ в своих интересах, однако исторически коловрат не несет негативной окраски.

Славянские тату нельзя строго разделить на женские и мужские. Одну и ту же славянскую татуировку может сделать как мужчина, так и женщина.

Обереги для семьи, богатства, здоровья и так далее, также, не имеют гендерной принадлежности. В орнаментах традиционным мужским цветом считается синий, а цветом женщин — красный.

Тату Русь — эскизы, значение для девушек и мужчин (82 фото)

Славянские тату становятся все более популярными. Культура наших предков содержит большое количество символов и изображений, наделенных людьми магическими и оберегающими свойствами.

Существует множество татуировок славянской тематики. Основные из них представляют собой различные символы, образы богов, национальные орнаменты. К этому стилю также относятся изображения растений либо животных, обитающих на славянских территориях. Такие рисунки являются не только нательными украшениями. Они обладают мощной энергетикой, имеют важное значение и считаются оберегами. Обычно их носят люди увлекающиеся славянской культурой.

Изначально все славяне были язычниками и использовали тату для обращения к богам. Для тату Русь характерны рисунки представителей фауны и флоры. Такими изображениями отмечали имеющиеся у их носителя черты. Например, если у человека отличное зрение, то ему набивали иллюстрацию орла. Быстрым наносили зайца, а преступникам хищных зверей.

С появлением на Руси христианства к татуировкам начали относится негативно. Духовенство считало, что данные изображения являются варварскими и служат для отдаления от Господа. Несмотря на протесты, русские христиане продолжали носить нательные славянские рисунки. При этом церковь была за иллюстрации пропагандирующие веру в Бога. Например, во многих европейских странах на груди набивали рисунок небольшого крестика.

Содержимое:

  1. Тематика тату Русь
  2. Значение тату Русь
  3. Оберегающие тату
  4. Значение тату для мужчин и женщин
  5. Фото идеи и эскизы татуировок на тему Русь

Тематика тату Русь

Популярностью у славян пользовались изображения мифических существ и различные символы. Наиболее известными тату Русь являются:

  • Дракон. Имел вид трехголового чудища из детского фольклора. Эскизы древних татуировок часто изображают это существо. Иногда используются иллюстрации, на которых злого дракона пронзает копьем Перун.
  • Символ дерева (обычно изображение дуба). Славяне ассоциировали это растение с защитой, плодородием и силой. На теле набивали целые пейзажи с дубом. Птиц и животных применяли для сопутствующих деталей. Наличие в тату определенного числа веток указывало на конкретное время.
  • Перун – руна для приобретения сил и защиты;
  • Берегиня – женская руна для хранения красоты и энергетики;
  • Есть – символ жизни;
  • Радуга – обозначение дороги к высшим знаниям;
  • Нужда – руна, олицетворяющая тьму;
  • Леля – обозначение, связанное с водой, которое применялось для неизбежных изменений.

Татуировки Русь носили и представители других народов. Кроме рун часто использовались обереги. Их предназначением считалась защита владельца. Перечеркнутый несколькими линиями круг, обозначающий Перуна, был наиболее распространенным. Ведь он призывал силы этого божества для защиты носителя.

Оберег Ладинец служил для притягивания семейного взаимопонимания. В специализированном салоне можно найти фото множества вариантов тату Русь. Как правило, их набитие на свое тело свидетельствует о наличии у человека твердой национальной позиции. Такие люди уважают культуру своего народа и увлекаются его историей. Нередки случаи использования в татуировании славянских узоров и орнаментов.

Значение тату Русь

Согласно историческим сведениям славяне с давних времен наносили на свои тела национальные рисунки. Каждое тату имело конкретное значение:

  • принадлежность к определенной общине, племени. У каждого поселения было собственное обозначение, которое почиталось его жителями;
  • защита от болезней. В этом случае языческое тату играло роль оберега либо амулета;
  • иллюстрации жизненных этапов, важных событий;
  • преклонение перед языческими богами.

Перед совершением какого-либо важного деяния славяне часто набивали на свое тело тату. Иногда это было критерием недостаточности ресурсов для того, чтобы сделать запланированное. В этом случае люди рассчитывали выполнить задуманное в соответствии с набитыми на их тело тату.

Создавать эскизы и накалывать по ним рисунки на тело разрешалось только волхвам (языческим жрецам). Объяснялось это наличием у них эзотерических знаний. Особенностью славянской истории татуирования считается то, что запрещалось наносить рисунки на тела лиц, которым было менее 30 лет. Различались скрытые тату и те, которые выполнялись на видных местах тела. Во втором случае, изображение накалывалось на шею, руки либо лицо.

Оберегающие тату

Тату с сакральным смыслом носились на закрытых одеждой местах тела. Популярностью пользуются следующие славянские обереги:

  • громовик – служит для защиты от враждебных намерений;
  • молвинец – тату-оберег от колдовских чар;
  • одолень-трава – символ, помогающий защитится от болезней;
  • цветок папоротника – амулет для раскрытия духовных сил.

Значение тату для мужчин и женщин

Тату Русь не разделяют на мужские и женские. Представители обоих полов могут носить одинаковые изображения. Вместе с тем, рисунки славянских богов и обозначения рун более подходят мужчинам. Основными местами размещения рун являются плечи, кисти и предплечья.

Все они показывают мужество и силу, означают почитание традиций своих предков. Рисунки с портретом какого-либо божества наносятся на определенную часть тела. Для их ношения человек должен обладать определенным социальным статусом.

Самыми известными языческими богами считаются Перун (повелитель славянских воинов), Велес (повелитель благосостояния), Сварог (покровитель творчества), Дажьбог (покровитель плодородия). Для женщин лучше всего подходят символы ладинец, Берегиня, звезда лады (оберег для защиты здоровья женщины с ее ребенком), глаз гора и лунница.

Фото идеи и эскизы татуировок на тему Русь

уникальных славянских тату-мастеров, на которых стоит подписаться в Instagram — Slavorum

В последнее время Instagram стал одной из лучших площадок для художников различных сфер для продвижения своих работ и получения новых клиентов. Тату-художники не исключение. Я слежу за многими тату-мастерами на платформе, и не так давно я понял, что многие из них базируются в славянских странах. Хотя бесчисленное количество художников усовершенствовали свое мастерство до исключительного уровня, я сосредоточу внимание в этой статье на тех, у кого уникальный стиль. Если вы ищете вдохновение для своей следующей татуировки или просто хотите иметь ежедневную порцию татуировок в своей ленте, вот некоторые из славянских тату-мастеров, которым вы должны следовать.

Магдалена Плишка

@saveetat ❤dziękuję za apkę 💞 #flowertatoo #electricink #tatrx #tattooistartmag #tattrx #equilattera #thebesttatootOoor #ArtSististice ##Artististictive ##ArtiStistice ##ArtiStistice ##Artististective ##Artistice ##Artistictive ##Artistictive ##ARTISTICTICES #ARTICERICTICES #ARTEMICELICTICES #ARTEMICELICTICTICE #illustratedmonthly #beatifullbizarre #paintguide#artstarsmag

663 лайков, 1 комментариев – Pliszka | Эскизы и татуировки (@pliszkamagdalena) в Instagram: «@saveetat ❤️Dziękuję za łapkę 💞 #flowertattoo #electricink #tatrx #tattooistartmag…»

Магдалена сочетает стиль эскиза с мягкими акварельными эффектами для создания мечтательных и романтических татуировок. Ее любимыми мотивами являются природа и женские портреты, которые она завершает, используя пастельные тона. Она работает в тату-салоне в Кракове, а также регулярно посещает тату-конвенции по всей Европе.

Рафал Макаров

Я так горжусь, что моя Тесла нашла своих братьев 🙂 #подражатель #tesla #классика #цветной #дизайн #dziksonstyle #татуировка

2 088 лайков, 84 комментария — Rafał Makarow (@rafal_makarow_art) в Instagram: «Я так горжусь тем, что мой Tesla нашел своих братьев 🙂 #copycat #tesla #classic #colorful #design…»

Рафал разработал свой уникальный стиль, сочетая несколько разных вещей. Основой его татуировок являются реалистичные изображения, которые он сочетает с различными геометрическими и эскизными элементами, а также смелыми, яркими цветами. Он базируется в Кракове и является идеальным выбором для тех, кто хочет сделать реалистичную татуировку с изюминкой.

Лена Лего

Я татуированный Рик! 🌑

123 лайков, 3 комментария – Lena_Lego (@lena_lego) в Instagram: «Я огуречный Татуированный Рик! 🌑”

Лена — украинский татуировщик из Киева. Она специализируется на мультяшном стиле и создает забавные, причудливые образы, которые выделяются из толпы. Если вы хотите, чтобы ваш любимый мультяшный персонаж навсегда остался на вашем теле, то Лена — это то, что вам нужно.

Саша Унисекс

🌸🦄🌸 #peonytattoo #sashaunisex

21,6 тыс. лайков, 143 комментария — Саша Унисекс (@sashaunisex) в Instagram: «🌸🦄🌸 #peonytattoo #sashaunisex»

Саша — всемирно известный художник-татуировщик, известный своим акварельным стилем. В отличие от большинства других, которые специализируются в этом стиле, она использует не брызги цвета, а мозаичные узоры в коробках. Больше всего ее вдохновляют животные и природа, она живет и работает в Москве.

Александр Грим

Спасибо, Филипп.

9 257 лайков, 85 комментариев — ALEXANDER G R I M (@alexandergrim) в Instagram: «Спасибо, Филипп».

Со 150 тысячами подписчиков в Instagram Александр является одним из самых успешных художников в этом списке. Это неудивительно, ведь его замысловатые блэкворк-дизайны просто впечатляют. Большинство его работ представляют собой огромные татуировки, в которых его выдающееся внимание к деталям может полностью раскрыться. Он работает в Праге, и вы можете немного подождать, чтобы записаться на прием.

Мариуш Трубиш

в @redberrytattoostudio и @gulestus

1,627 лайков, 9 комментариев – Mariusz Trubisz (@mariusztrubisz) в Instagram: “at @redberrytattoostudio and @gulestus”

Линии, минимализм и случайные всплески цвета. Это, пожалуй, лучшее описание Мариуша, известного татуировщика из Польши. Его самым большим вдохновением, кажется, является человеческая форма, к которой он подходит новаторски, но тонко.

Андреа Копецка

Домов и родина #workinprogess #экспрессивные #familytattoo #slovaktattoo #slovakfolklore #slovakembroidery #крестик #цветныетатуировки #линии #татурукав #дом #tattooidea #корни #slovakiaboy #традиции #происхождение #folkloreornaments

336 отметок «Нравится», 3 комментария – FOLKS_concept (@folks_concept) в Instagram: «Domov a rodina #workinprogess #expressive #familytattoo #slovaktattoo #slovakfolklore…»

У Андреа два разных аккаунта в Instagram, и я бы хотел отметить тот, который она посвятила только своим народным татуировкам. Эти дизайны вдохновлены словацкими народными традициями и искусством, с традиционными узорами и изображениями людей в словацких народных костюмах. В основном она работает в Братиславе и Праге.

Сасо Дудич

Я думаю, это правда, что люди говорят, что только время может излечить боль

260 лайков, 2 комментария — saso dudic (@saso_tavcitattoo) в Instagram: «Думаю, это правда, что люди говорят, что только время может излечить боль»

Еще один художник, сочетающий реализм с эскизами, геометрическими и графическими элементами, Саша — самый необычный художник, которого я нашел в Словении. Работает в собственной студии вместе с женой, у которой тоже узнаваемый стиль.

Ондраш

Чувствую, что ты становишься ближе Ближе, чем когда-либо, Но ты нужен мне в моих объятиях, в моих глазах, в моей душе, в моих солнечных небесах Да, ты мне нужен сейчас в моих объятиях Ближе, чем когда-либо мои глаза, моя душа, мое залитое солнцем небо.

(Сделано в Хайст-Пантере)

4,054 лайков, 35 комментариев – Ондраш (@ondrashtattoo) в Instagram: «Чувствую, что ты становишься ближе, Ближе, чем ты был, Но ты мне нужен в моих руках, в моих глазах, в моей душе, в моей…»

Еще один славянский художник с большим числом поклонников, Ондраш фигурировал во многих авторитетных тату-изданиях. Он экспериментирует со стилем акварели и любит создавать позитивные и красочные изображения. Его портфолио заполнено сотнями абстрактных, полуреалистичных и символических произведений искусства. Он живет в Праге и иногда работает приглашенным художником на тату-конвенциях.

Тимур Лысенко

@eztattooing stuff, @quantumtattooinks , @stasaksonov тату машинки

3,468 лайков, 25 комментариев – [email protected] (@timur_lysenko) в Instagram: «@eztattooing stuff, @quantumtattooinks , @stasaksonov Tattoo Machines»

У Тимура такой сложный стиль, что его трудно описать. Каждая его татуировка — уникальный шедевр, и он делает все, от блэкворка и реализма до сюрреализма и красочного абстракционизма. Он живет во Вроцлаве, Польша, и является отличным источником вдохновения для каждого любителя татуировки.

Бьянка Шлахта

Время приключений для Джина сделано в @landscapetattoo

1,244 отметок «Нравится», 8 комментариев

Бьянка — еще один уникальный мастер из Польши, что наводит меня на мысль, что эта страна является центром необычных стилей татуировки среди славянских народов. У нее очень минималистичный подход, использование только линий и детских рисунков, в основном с изображением кошек в человеческих ролях.

Сакральные знаки на теле: искусство татуировки у славян

С древних времен татуировка имела сакральное значение. Жрецов покрывали рисунками перед обрядом, охотников, выходом на охоту или войну, перед участием в сражении.

Использование татуировок нашими предками славянами до сих пор вызывает споры у историков. На сегодняшний день нет достоверных археологических находок, нет достоверных упоминаний в летописях или других письменных источниках.

И все же попробуем разобраться в этом вопросе.

История татуировок и других церемониальных знаков, таких как шрамы, уходит в глубь тысячелетий, в ранний железный век. Ученые указывают более точную датировку – «неизгладимые следы» были известны уже 5000 лет назад на обширных территориях расселения представителей племен индоевропейской общности.

Поскольку прямых доказательств существования татуировки у славян пока не обнаружено, обратимся к косвенным свидетельствам. Посмотрим на археологические находки у «соседей» славянских племен. Я не случайно слово «соседи» ставлю в кавычки — пазырыкские скотоводы, древние обитатели пустыни Такла-Макан и тирольский «ледяной» человек родственны славянам принадлежностью к индоевропейской общности и крайне определенный географический район. В статье я намеренно не рассматриваю искусство татуировки у племен Полинезии или аборигенов Австралии ввиду их значительной географической удаленности от территорий расселения славянских племен, а также иного происхождения, чем индоевропейское .

Вернемся к фактам.

В 1991 году в Альпийских горах, на границе между Австрией и Италией, было найдено тело мужчины. И в этом не было бы ничего примечательного, но человек ушел из жизни… около 5300 лет назад. Мумия, найденная во льдах Альп и названная учеными Этци, принадлежала человеку, жившему в медном веке в этой местности.

Согласно исследованиям ученых, Эци, скорее всего, погиб во время драки, возможно, с соплеменниками или представителями соседних племен. На теле мумии прекрасно сохранились крупные фрагменты одежды, частично сохранилась обувь и полностью сохранилось оружие – медный топор с тисовой рукоятью, каменный нож с ясеневой рукоятью, колчан с 14 стрелами с костяными наконечниками и древки калины и кизила, а также 182-сантиметровый лук из тиса.

Но «ледяной человек» нас интересует не поэтому. Поскольку тело, вмороженное в лед, избежало разложения, кожа со множеством татуировок хорошо сохранилась.

На теле Эци было обнаружено около 57 татуировок в виде точек, линий и крестов. Эти отметины покрывают тело мумии с головы до ног. Причем делались они не современным способом, а без применения иголок: вероятно, на коже делались небольшие надрезы, в которые втирался древесный уголь. Татуировки в виде линий и крестов чаще всего встречаются на тех частях тела, которые наиболее подвержены травмам или возможной боли, например, на суставах и вдоль спины. Одни исследователи считают, что татуировки на теле Эци могли указывать на точки древней акупунктуры, по мнению других, узоры на теле означали переход юноши во взрослую жизнь, признание его мужчиной.

 

 

 

Социальный статус Эци также вызывает ряд вопросов: одни ученые относят его к жрецам или шаманам, другие к воинам, третьи считают, что «ледяной человек» был простым пастухом.
Как бы то ни было, изучение мумии «ледяного человека» продолжается, и, возможно, в самое ближайшее время станут известны новые подробности исследования, и будут раскрыты тайны древнего человека.

Сейчас мы совершим небольшое воображаемое путешествие во времени и пространстве, и окажемся в пустыне Такла-Макан, недалеко от границ с современной Монголией, 2000 лет до нашей эры. Здесь, в благодатных оазисах, существовала цивилизация людей кавказского типа. Но со временем климатические условия в этих местах сильно изменились, и люди покинули некогда плодородные земли. Пески времени покрыли заброшенные поселения, оставив ученым лишь огромные загадки.

В 70-х годах XX века при археологических раскопках в этих местах были обнаружены остатки поселений с большим количеством захоронений. Ученые окрестили «жителей» этих мест таримскими мумиями, по реке Тарим, протекающей в соседней долине, или псевдотохарами — носителями тохарской группы языков.

Эта европеоидная популяция появилась в западном Китае за 1000 лет до монголоидов. Вероятным источником миграций носителей тохарских языков в Синьцзянскую провинцию и пустыню Такла-Макан была Минусинская степь – зона распространения афанасьевской культуры. Предположительно, культура создавалась выходцами из Восточной Европы, в частности, носителями древней ямной культуры, ассимилировавшими местное население.

Данные пазырыкской и таштыкской культур, а также некоторые письменные источники свидетельствуют о широком распространении европеоидов во Внутренней Азии 2000-3000 лет назад. Например, Плиний Старший сообщает, что посол при дворе императора Клавдия описывал жителей западного Китая как «выше среднего роста, с льняными волосами и голубыми глазами».

Судя по найденным захоронениям, бальзамирование в этих местах не практиковалось, а мумификация происходила естественным путем, в результате изменения климата и опустынивания оазисов. Изучая найденные останки, ученые сделали сенсационное открытие – древнейшей мумии было около 4000 тысяч лет, а самое последнее захоронение датируется 200 годом до нашей эры. И почти на всех мумиях, как мужских, так и женских, были заметны остатки татуировок.

Они закрывали руки, пальцы, лица, спины. Возможно, эти узоры отражали социальный статус или профессию человека. Так, на лице одной из мужских мумий можно увидеть солярный знак в виде полуспирали, а на скулах пожилой женщины – красные полосы и остатки геометрического орнамента в виде уголков.

 

Уйгурский археолог Долкун Кимберли, нашедший захоронение мужчины, предполагает связь солярного знака на лице мумии с индоевропейским солярным культом бога Митры.

На сегодняшний день исследование таримских мумий не завершено, но ясно одно – жители пустыни Такла-Макан больше походили на современных европейцев, чем на их непосредственных соседей, китайцев.

Теперь мысленно совершим еще одно путешествие и перенесемся на Алтай. Прошло 2 тысячелетия с тех пор, как «ледяной» человек уснул вечным сном в горах Тироля, а цивилизация в пустыне Такла-Макан еще процветала, во времена железного века, где жили пазырыкские скотоводы.

Мумии представителей этой культуры, населявших степи и предгорья Горного Алтая в V-III вв. до н.э., на границе современной Монголии, Китая и Казахстана, явились главным свидетельством практики татуирования в древности.

В 1948 году советской экспедицией под руководством С.И. Руденко было найдено место захоронения «вождя». Кожа мумии мужчины прекрасно сохранилась. Так, на груди хорошо видна голова львиного грифона, а на правом плече нанесено изображение оленя. На правой руке сверху вниз расположено изображение клыкастого хищника, оленя с орлиным клювом, горного барана, фантастического крылатого зверя с кошачьим хвостом. На левой руке изображения двух оленей и горного барана. На внешней стороне правой голени изображена рыба. На внутренней стороне голени сверху нарисовано рогатое и крылатое животное с длинным хвостом, снизу – четыре скачущих горных барана или лошади.

На верхней части стопы фантастический клыкастый зверь с кошачьим хвостом. Там же, в районе рта животного, рисуются круги. Точно такие же круги нанесены вдоль позвоночника мужчины. Это не те точек древней акупунктуры, как у «ледяного» человека Эци?

Всемирную известность получила научная публикация результатов советской экспедиции на Алтай. Но на этом сюрпризы этих суровых мест не закончились. Почти 50 лет спустя новая научная экспедиция и исследования Н.В. Полосьмак и В.И. Молодина стала одним из крупнейших археологических событий конца 20 века.

Экспедиция Новосибирского института археологии и этнографии выбрала для своих исследований самую южную точку Русского Алтая. Плато Укок простирается на высоте 2,5 тысячи метров. Здесь, по мнению исследователей, пазырыкские кочевники-скотоводы проводили самое суровое время – зиму и весну. Летом они перегоняли свои стада в более плодородные места. Что привлекало кочевников в эти суровые места? По мнению Н. В. Полосьмак, пазырыкцам удалось освоить все богатства Алтая, необходимые для жизни скотовода. Они были знакомы с местными месторождениями золота, железной руды, меди и олова. Местные кочевники изготавливали удивительные изящные украшения. Природа словно позаботилась о том, чтобы сохранить для потомков пазырыкскую культуру – не только вещи и украшения, но и сами захоронения.

Укок — одно из высокогорных плато Алтая, скованное вечной мерзлотой. В таком каркасе изо льда летом 1993 года археологи нашли тело молодой женщины, руки которой, включая часть фаланг пальцев, были полностью покрыты татуировкой. Останки покойной, получившей впоследствии имя «Принцесса Укок», принадлежали девушке очень высокого социального положения. Шутка ли, в погребении было найдено 6 лошадей со сбруей и седлами.

На левом плече «принцессы» изображено копытное (олень или лошадь) с клювом грифона, со стилизованными рогами козерога и оленя, увенчанное головами грифонов. Ниже в аналогичной позе баран с запрокинутой вниз головой. За бараном леопард с закрученным хвостом. Под ними фантастическое животное с лапами хищника, телом оленя и хвостом тигра. Некоторые татуировки плохо сохранились, но на запястье хорошо видна голова оленя с разветвленными рогами.

Позднее под руководством В.И. Молодина был осмотрен еще один курган, в котором было обнаружено тело молодого человека. Мифическое копытное животное с телом оленя, клювом грифона и головами стервятника на рогах навсегда «болталось» над его левым плечом.

Полосьмак Н.В. глубоко исследовал феномен пазырыкских татуировок. Она отметила своеобразие стиля и способа нанесения изображений. Кроме того, есть определенное сходство в расположении одних и тех же рисунков – в верхней части плеча и у мужчины, и у женщины были рисунки фантастических копытных.

   

Одно из последних исследований было проведено в 2005 г. на мумиях, найденных С.И. Руденко в 1953 г. и хранящихся в Эрмитаже. Последние достижения науки позволили использовать инфракрасное излучение для изучения 3 мумий. На них также выявлены многочисленные татуировки, повторяющие в общей композиции ранее найденные – это олени, горные бараны и большие кошки, а также мифологические копытные и грифоны.
Следует отметить, что все найденные пазырыкские татуировки выполнены мастерски и имеют большую художественную ценность. Это не отдельные символы – линии или точки, а целые композиции из животных, как мифических, так и реальных.
Изображение оленя часто встречается на теле «вождя» и алтайской «принцессы». Скорее всего, это был племенной знак, знак охранителя рода или животного-предка.

А что, собственно, славяне? На это не так просто ответить. Рукописи донесли до нас слова арабского путешественника и летописца 10 века Ахмада ибн Фадлана. «Он (Ибн-Фадлан) сказал: Я видел русов, когда они прибыли со своим товаром и поселились (высадились) на реке Атиль. И я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они как ладошки, румяные, красные. Они не носят куртки или кафтаны, но муж/мужчина носит кошачью шкуру, которой он прикрывает один из своих боков, и из нее выходит одна рука. При каждом из них (есть) и топор, и меч, и нож, и он (никогда) не расстается с тем, о чем мы (теперь) упомянули. Мечи у них плоские, с желобками, как у франкских. И от края гвоздя (ногтей) одного из них (Руса) до его шеи (там) собрание деревьев и образов (вещей, людей?) и тому подобное.
Ибн Фадлан говорит о знаках на теле «русов». И тут мы сталкиваемся с тем, что у современных ученых нет единого мнения о том, кто такие эти русские.
Большинство русских историков считают, что русы, увиденные Ибн Фадланом в Волжской Булгарии, не кто иные, как варяги или варяги. Да, все описанное арабским летописцем, в том числе и погребение в лодке, больше подходит северным соседям славян, но ряд ученых считают русов южными славянами.
Итак, мнения разделились. Не имея других свидетельств, кроме заметок Ибн-Фадлана и искаженных упоминаний в средневековых летописях, в том числе в многократно переписанной «Повести временных лет», я присоединяюсь к мнению большинства – народ русов не был славянами, но скорее всего были их северным соседом…

На сегодняшний день прямых свидетельств наличия татуировок у славян нет. Человеческая кожа — не очень прочный материал, и славяне не жили в пустынях или на высокогорных плато, где климатические условия позволили бы сохраниться конкретному археологическому материалу. Словом, до сих пор не найдено ни одной славянской мумии с сохранившейся кожей, на которой можно было бы увидеть рисунок татуировки.
С принятием христианства татуировка была полностью запрещена, в том числе как одно из проявлений язычества. В Библии есть прямые указания на запрет украшать себя символами и знаками. В то или иное время христианизации подвергались все славяне.
Но неужели не осталось «доказательств»?
Если говорить о более правдоподобных свидетельствах славянских татуировок, то факты неизбежно приводят нас к Балканскому полуострову. Первые письменные упоминания о татуировках среди хорватских и боснийских женщин появились с приходом османов на эти земли в 14 веке.

Популярная туристическая версия происхождения татуировок гласит, что балканские славяне носили эти узоры во избежание насильственного обращения в ислам во время османского нашествия.
Да, этот обычай во времена турецкого владычества спасал девушек от гаремов, а мальчиков с татуировками в янычары не брали.
Но ритуальные татуировки появились намного раньше прихода тюрков на Балканы. Этот обычай является отголоском язычества. И нет сомнения, что кресты — солярные знаки, и они до сих пор используются во время весеннего равноденствия, на неделе, предшествующей христианской Пасхе.
Все эти кресты, кружочки и точки — наследие язычества, зов солнца и заклинания плодородия.

Татуировку обычно делали девочкам 4-5 лет, но с годами она видоизменялась – добавлялись новые элементы. Если ребенок болел, то узоры наносили в лечебных целях. Когда девушка вошла во взрослую жизнь, к татуировкам добавилась информация о том, что ее могут выдать замуж. Когда девушка становилась женщиной, к предыдущей татуировке добавлялись новые узоры. Рождение детей, количество беременностей, вдовство – вся информация содержалась в татуировках.
Традиция нанесения татуировок, пережившая османское правление, в коммунистические времена оказалась в опале. Коммунисты, боровшиеся против религии, организовали целую кампанию по преследованию татуированных женщин. Поэтому женщины перестали украшать своих детей знаками из страха перед властью — и к 1950-м годам эта традиция практически исчезла. В настоящее время только в некоторых районах Боснии и Хорватии женщины и очень редко мужчины продолжают покрывать руки древними символами и орнаментами.

Первым, кто описал и зарисовал балканские татуировки, был археолог Чиро Трухелка в 1896 году. Он опубликовал обширный труд «Научные отчеты о Боснии и Герцеговине», в котором одна из статей посвящена традиционной татуировке. Согласно предположениям Трухелки, истоки орнаментов, использовавшихся боснийскими хорватами, лежат в гальштатской культуре (900-400 гг. до н.э.), которую переняли кельты, фракийцы и иллирийцы.

 

Однако серьезных этнографических исследований на эту тему до сих пор нет. Как будто балканские ученые специально не хотят касаться этого обычая, часто отождествляя его с курдской традицией татуировки, и видя в нем отголоски доисламских верований Востока.

Действительно, есть параллели с татуировками курдских женщин. Но почему нельзя принять за достоверный факт, что знаки на теле как балканских, так и курдских женщин имеют одинаковое происхождение, и являются древнейшими индоевропейскими символами? Да, курды тоже индоевропейцы, как и славяне.

Впрочем, речь сейчас не о курдах, а о славянах. Принимая во внимание тот факт, что ранние славяне были, по сути, единым суперэго  (определение Л.Н. Гумилева), у меня есть все основания предполагать языческое происхождение татуировок на телах балканских женщин.

Крест является одним из древнейших сольных символов наряду со свастикой. Точки – символ плодородия, как земного, так и человеческого. Полумесяц – лунная женская символика в противовес солярной, солярной.

Некоторые исследователи феномена татуировок считают, что рисунки, наносимые на тело, были лишь одним из способов его украшения, и не несли глубокого ритуального смысла. Но татуировка – это не наряд, который можно сменить, и не раскраска, которую можно смыть. Татуировка – это знак, который остался с человеком на всю жизнь. Не случайно Л.Я. Штернберг (1861-1919 гг.)27), основоположник русской этнологии, написавший более 100 лет назад статью об искусстве татуировки для энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, называл татуировки «неизгладимыми следами».

Не думаю, что наши предки так легкомысленно относились к нанесению на тело несмываемых отметин. Как и многое в жизни наших предков, татуировки были не просто украшением, а несли сакральный, ритуальный смысл.

Юноши и девушки по достижении определенного возраста проходили ряд инициаций или обрядов перехода, связанных с изменением статуса. Итак, юноша стал взрослым мужчиной, а девушка готовилась стать женой и матерью. Я лишь предполагаю, что это была только первая стадия посвящения. Если юноша выбирал путь воина, то после первого посвящения, с нанесением простейших знаков, следовали дальнейшие этапы посвящения – после первого боя, после первого убитого врага – и далее наносились более сложные узоры на тело.

Подводя итоги, хочу сказать, что М.Б. Медникова, посвятившая изучению феномена татуировок несколько научных работ, в свое время провела опрос. По результатам данного опроса, славянская тематика в современной татуировке занимает незначительный процент на фоне других стилей.

На современных Родноверах часто можно увидеть татуировки со скандинавскими рунами или придуманные в 90-е годы «валикирианцы» или «рысаки».

Так может быть, вернемся к истокам и выберем традиционные защитные знаки, изображенные на вышивках или предметах из исторических находок?

Возможно, археологам еще посчастливится найти вещественные доказательства существования татуировок у славян. Для меня не вызывает сомнений, что наши предки украшали свои тела «неизгладимыми знаками».

Анастасия Пронина Медникова. Несмываемые следы. Москва. 2007 год

Джон Э. Раш. История культуры татуировки, пирсинга, скарификации, клеймения и вживления имплантов. Санкт-Петербург. 2011

Этнографическое обозрение № 5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *