Menu
Тату Статуя без головы – Ника Самофракийская – скульптурное послание из глубины веков

Статуя без головы – Ника Самофракийская – скульптурное послание из глубины веков

Содержание

Ника Самофракийская – скульптурное послание из глубины веков

Крылатая Ника Самофракийская представляет собой мраморную эллинистическую скульптуру греческой богини победы, которая была создана около II века до нашей эры. С 1884 года она выставляется в Лувре и является одной из самых знаменитых скульптур в мире.

Эксперты считают статую «величайшим шедевром эллинистической скульптуры», ведь многочисленные исследования доказали, что Ника – это древнегреческий оригинал, а не более поздняя римская копия. Невозможно оспаривать ценность этого великолепного шедевра скульптурного искусства, ведь он позволяет нам оценить уникальный уровень развития скульптуры в Древней Греции.

Триумф и грация в каждой детали

Крылатая статуя, скорее всего, была посвящена битве при Саламине в 306 году до нашей эры в качестве памятника военного триумфа. Тем не менее на протяжении большей части 20-го века преобладала теория, основанная на работах Германна Тьерша и Карла Леманна, которые считали Нику родосским памятником, посвященным победам в Сиде и Мёнессосе в 190 г. до н.э.

Исходя из этой теории создателем скульптуры, скорее всего, стал  родосский скульптор Питокрит. Однако в последние годы эта теория все больше подвергается критике, и ученые не могут однозначно утверждать, кто же создал столь выразительную и реалистичную статую.

Статуя высотой 244 см создавалась не только для того, чтобы воздать честь богине Нике, но и в качестве триумфального памятника великой морской битвы. Статуя невероятно точно передает динамику и чувство триумфа, а также изображает тончайшие элементы ткани и драпировки, как будто богиня спускается на берег с носа причалившего корабля.

Современные ученые считают, что Ника занимала нишу над театром, а также предполагают, что она сопровождала алтарь, который располагался в пределах видимости от памятника корабля Димитрия I Полиоркетеса (337-283 до н. э.). Изящная скульптура, выполненная в сером и белом Тасианском и Парианском мраморе. Эта фигура первоначально была частью храмового комплекса Самофракий, посвященного Великим богам Мегалой Тео. Фигура женщины стоит на ростральном пьедестале из серого мрамора, представляющем собой нос корабля, и символизирует богиню, которая спускается с небес на триумфальный флот. Руки статуи так и не были обнаружены в ходе раскопок, но предположительно первоначально одна рука статуи была поднята в триумфальном жесте победы, а вторая закрывала рот, сдерживая радостный крик ликования.

Эта работа отличается убедительным отражением позы, в которой проявляются жестокие движения и внезапная статика. Особенно поражает зрителя то, как скульптору удалось в камне передать драпированные одежды фигуры, отражающие порывы легкого морского бриза. Ника Самофракийская воспринимается как знаковое изображение торжествующего духа и божественного, мгновенно приближающегося к человеку чувства безграничной силы.

Стилистическое изображение крыльев до сих пор остается темой научной дискуссии, поскольку рисунок пера не похож ни на крылья птиц в природе, ни на крылья в греческом искусстве. Как и в случае с оружием, голова фигуры так и не была найдена, но с тех пор были найдены другие фрагменты: в 1950 году команда во главе с Карлом Леманном обнаружила пропавшую правую руку Крылатой Ники. Оказалась, что рука без пальцев ускользнула из поля зрения археологов и находилась все это время под большой скалой, рядом с которой первоначально стояла статуя. Отдельно были найдены два пальца, которые позднее были соединены с рукой. Теперь рука Ники, как и сама статуя, хранится в Лувре и выставляется в отдельном стеклянном павильоне, рядом со скульптурой.

Еще одна интересная особенность статуи – одна сторона фигуры выполнена более качественно и тщательно проработана. Это позволяет предположить, что статую планировали установить вполоборота, таким образом открывая перед зрителями только одну ее сторону. Частично сохранившаяся надпись на основании статуи включает в себя слово «Rhodios». Это указывает на то, что статуя была заказана для празднования морской победы Родоса, тогда самого могущественного морского государства в Эгейском море.


Фото: источник

История создания и поиска древнего шедевра

Хотя скульптор до сих пор неизвестен, Пол МакКендрик предполагает, что это творение принадлежит Питокриту из Линдоса. Когда были впервые обнаружены фрагменты скульптуры на острове Самофракий и опубликован доклад в 1863 году, было высказано предположение, что Ника была воздвигнута македонским генералом Димитрием Полиоркетесом после его военно-морской победы на Кипре в период между 295 и 289 годами до нашей эры.

Археологический музей Самофракии продолжает придерживаться мнения относительно верности этих дат и обстоятельств. Однако доказательства относительно возраста статуи были поставлены под сомнение родосской комиссией, так как ближайшая художественная параллель с Никой Самофракий — это фигуры, изображенные на македонских монетах. Самофракийский храм был важным святилищем для эллинистических македонских королей. Наиболее вероятным сражением, отмеченным этим памятником, является, возможно, битва за Кос в 255 году до нашей эры, в которой Антигон II Гонтаты Македонии победил над флотом Птолемея II Египта.

В апреле 1863 года Ника была открыта тогдашним французским консулом в Адрианополисе и любительским археологом Чарльзом Шампоазо (1830-1909), который отправил все найденные фрагменты шедевра в Париж в том же году. Статуя была собрана из отдельных фрагментов, найденных в ходе раскопок. Лишь спустя 20 лет, в 1883 году статуя была выставлена в Лувре и расположена там, где она будет визуально доминировать – над центральной лестницей Дару. Гипсовая копия Крылатой Ники установлена в первоначальном месте обнаружения – в Святилище Великих Богов на Самофраке.

Осенью 1939 года Крылатая Ника была снята с пьедестала в ожидании начала Второй мировой войны. Все музеи Парижа были закрыты 25 августа. Произведения искусства были упакованы для вывоза за пределы Парижа, в места, которые считались более безопасными. В годы Великой Отечественной войны статуя защищалась в Шато-де-Валенси вместе с Венерой Милосской и работами Микеланджело.


Фото: источник

Реставрация 2013 года

В 2013 году были предприняты усилия по восстановлению и реставрации, чтобы улучшить внешний вид скульптуры. Это было первое подробное исследование отдельных частей скульптуры с использованием современного оборудования. Реставрация была направлена на восстановление мрамора до его первоначального оттенка, который существенно изменился со временем. Скульптура была снята со своего пьедестала и перенесена в соседнюю комнату, которая была предварительно переоборудована в реставрационную мастерскую. Основание было демонтировано блок за блоком и также помещено в мастерскую.

Научные исследования проводились на основе современных методов — УФ, инфракрасной, рентгеновской спектроскопии и т. д. Все научные манипуляции проводились перед очисткой поверхности мрамора. Эти усилия были направлены на то, чтобы учесть цели первоначальной реставрации, выполненной в 1883 году. Поверхность основания была очищена, а затем снова собрана, а некоторые промежутки мрамора были отремонтированы. По завершении восстановления статуя была воссоединена с основой и вернулась в прежнее положение — во главу лестницы Дару в Лувре.

Несмотря на значительные повреждения и незавершенность, Ника считается одним из величайших сохранившихся шедевров скульптуры эпохи эллинизма и всего греко-римского периода. Статуя демонстрирует великолепное мастерство скульптора, который реалистично отображает формы и движения, что до сих пор производит сильнейшее впечатление на критиков и художников во всем мире. На сегодняшний день Крылатая Ника считается одним из величайших сокровищ Лувра.

источник обложки

www.gessostar.ru

Ника Самофракийская – Всё самое интересное в интернете!

Великолепная Ника Самофракийская, древнегреческая мраморная скульптура богини Победы – один из ценнейших экспонатов Лувра. Она была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию. В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дару галереи Денон в Лувре. Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого лартийского мрамора (Родос), правое крыло — гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют.

Крылатая Ника одна из прекраснейших статуй эпохи эллинизма. Скульптура богини победы была воздвигнута на острове Самотраки в память морской победы греков над флотом сирийского царя. Фигура богини стояла на высокой отвесной скале над морем на пьедестале в виде носа боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Уверенный шаг богини и гордый взмах крыльев рождают чувство торжествующей победы.

Она разная, в зависимости от того, откуда на нее смотришь, но всегда – летящая, крылатая Ника. К сожалению голова и руки статуи найдены не были. Но зато как прекрасно то, что, к счастью, нашлось! Мастер дает почувствовать дующий навстречу Нике шквальный морской ветер, сильные порывы которого волнуют складки одежды богини, обрисовывают прекрасные формы ее фигуры и заставляют вихриться край ее плаща. Морская стихия, сильный ветер, огромные просторы нашли воплощение в пластических формах статуи.

Чтобы хорошо и правильно рассмотреть Нику Самофракийскую, приблизиться к ней надо не спеша, и, не отрывая взгляда, обойти справа и слева. Если позволяет время, к ней следует вернуться вечером и вновь полюбоваться ею. Под действием сильных прожекторов мрамор начинает светиться и приобретает удивительную прозрачность.

Ни одно из произведений античной скульптуры не производит более сильного впечатления. Ника кажется прекрасным символом устремленности человека в будущее. Это впечатление усиливается оттого, что статуя прекрасно экспонирована. Она стоит одна на лестничной площадке, на фоне аскетически голой стены. Размеренно поднимаются к ней широкие, спокойные ступени. Люди около Ники кажутся маленькими. Богиня парит над ними и в то же время устремлена к ним. Она возвещает о победе и сама является ее вдохновенным олицетворением.

Как же изобразил древний скульптор богиню победы? Крылатая Ника как будто только что опустилась на нос корабля и еще полна порывистого движения. Особенно ощущается оно при взгляде на статую справа. Легкая ткань приподнимается на высокой груди, чуть ниже почти вплотную облегает тело, подчеркивая его стройность. Вокруг бедер складки хитона начинают круглиться, набегать друг на друга и, наконец, неистово устремляются вдоль отставленной назад ноги. Им вторят крылья, развевающийся плащ. Еще мгновение, и Ника вновь полетит – такое же чувство испытываешь, когда музыка постепенно начинает нарастать и замирает на очень высокой ноте. Когда стоишь прямо перед Никой, впечатление меняется. В статуе больше покоя, уравновешенности, но динамика не исчезает — свежий ветер отбрасывает назад непокорные складки одежды, колышет их. Ника готова в любую минуту взмахнуть могучими крыльями.

Ника Самофракийская

Место нахождения: Париж, Лувр

Время создания: около 190 года до н.э.

Место обнаружения: остров Самотраки (на севере Эгейского моря)

Материал: статуя – паросский мрамор, корабль – серый латросский мрамор

Высота статуи: 2,45 м.

Высота с кораблем: 3,28 м

pryf.livejournal.com

22 скульптуры, которые пугают и завораживают одновременно

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте

Скульптура — один из самых прекрасных видов изобразительного искусства, который восхищает и заставляет людей задумываться о красоте и хрупкости нашего мира с самых древних времен.

AdMe.ru собрал для вас прекрасные творения скульпторов со всего мира, от которых вы не сможете оторвать взгляда. Мы не смогли.

«Поцелуй смерти», Барселона, Испания

«Поцелуй смерти» — скульптура, установленная на могиле молодого человека, умершего в 30-х годах прошлого века. Об ее авторстве до сих пор идут споры. По одной из легенд, скульптура вдохновила Ингмара Бергмана на фильм «Седьмая печать».

«Голубой мустанг», Денвер, США

«Голубой мустанг», которого за устрашающий вид прозвали Блюцифером, — статуя по-настоящему опасная. Адский конь убил своего создателя Луиса Хименеса: во время транспортировки у статуи отвалилась голова и повредила скульптору бедренную артерию.

«Истина», Илфракомб, Великобритания

20-метровая статуя беременной женщины работы Дэмьена Херста украшает прибрежный английский курорт. Если смотреть на статую слева, то в ней, помимо наготы, нет ничего необычного. А вот правая сторона статуи сделана так, что можно видеть ребенка в ее чреве, внутренние органы и оголенные мышцы.

Парк скульптур «Путь Виктории», Уиклоу, Ирландия

Идея создания парка пришла к Виктору Лангхельду после возвращения из Индии, где он занимался духовными поисками. По замыслу Лангхельда, все эти навевающие ужас скульптуры должны заставить человека задуматься о своей жизни и истинном предназначении.

«Младенцы», Прага, Чехия

www.adme.ru

10 тайн знаменитых скульптур

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте

Молчание великих статуй хранит множество секретов.

Когда Огюста Родена спрашивали, как он создает свои статуи, скульптор повторял слова великого Микеланджело: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». Наверное, поэтому скульптура настоящего мастера всегда создает ощущение чуда: кажется, что увидеть красоту, которая прячется в куске камня, способен только гений.

Мы в AdMe.ru уверены, что практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поделимся несколькими из них.

Рогатый Моисей

Микеланджело Буанаротти, «Моисей», 1513-1515 г.

Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, иудеям было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света — что лицо Моисея сияло, а не было рогато.

Цветная Античность

Август из Прима-Порта”, античная статуя.

Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования учёных подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.

Страдания Русалочки

Эдвард Эриксен, «Русалочка», 1913 г.

Статуя Русалочки в Копенгагене — одна из самых многострадальных в мире: именно ее больше всего любят вандалы. История ее существования была очень бурной. Ее ломали и распиливали на куски множество раз. И сейчас можно еще обнаружить едва заметные «шрамы» на шее, которые появились от необходимости заменить голову скульптуры. Русалочка была обезглавлена дважды: в 1964 и 1998 году. В 1984 году ей отпилили правую руку. 8 марта 2006 года на руку русалке был водружен фаллоимитатор, а сама горемыка была забрызгана зеленой краской. К тому же, на спине красовалась нацарапанная надпись «С 8 марта!» В 2007 году власти Копенгагена объявили, что статуя может быть перенесена дальше в гавань, чтобы избежать дальнейших случаев вандализма и для предотвращения постоянных попыток туристов взобраться на неё.

«Поцелуй» без поцелуя

Огюст Роден, «Поцелуй», 1882 г.

Знаменитая скульптура Огюста Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини», в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры,их обнаружил, а затем убил её муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Но на самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Переименование скульптуры в более отвлечённое — Поцелуй (Le Baiser) — было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

Секрет мраморной вуали

Рафаэль Монти, «Мраморная вуаль», середина XIX в.

Когда смотришь на статуи, покрытые полупрозрачной мраморной вуалью, поневоле задумываешься о том, как такое вообще возможно сделать из камня. Все дело в особой структуре мрамора, использовавшегося для этих скульптур. Глыба, которой предстояло стать изваянием, должна была иметь два слоя — один более прозрачный, другой более плотный. Такие природные камни сложно найти, но они есть. У мастера был сюжет в голове, он знал, какую именно глыбу ищет. Он работал с ней, соблюдая текстуру нормальной поверхности, и шел по границе, разделяющей более плотную и более прозрачную часть камня. В итоге остатки этой прозрачной части «просвечивали», что и давало эффект вуали.

Идеальный Давид из испорченного мрамора

Микеланджело Буанаротти, «Давид», 1501-1504 г.

Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, Агостино ди Дуччо, который безуспешно пытался с этим куском работать, а потом бросил его.

www.adme.ru

Ника Самофракийская – знакомая незнакомка

Этой прекрасной даме совсем немного лет – где-то 2204 года. По сравнению со многими другими барышнями подобного происхождения, она еще очень молода. Прибыла Ника в Лувр с острова Самофраки, что в Эгейском море (по одному из мифов, этот остров являлся резиденции Посейдона), где в 1863 году она оказала честь вице-консулу Франции и археологу-дилетанту Шарлю Шампуазо, представ пред его ясные очи неподалеку от города Андринополя. Правда, у найденной статуи не было головы. Интересно, она на дне моря или в чьей-то коллекции?

История находки

Кстати, из осколков реставраторы собрали богиню победы только к 1884 году. Правая рука статуи будет найдена немецкими археологами только в 1950-м. Ника Самофрайская не спешила поздороваться с человечеством. La Victoire de Samothrace является одним из величайших сокровищ Лувра. И экспонируется она просто так, стоя наверху ведущей вниз лестницы Дару, на фоне голой стены, чтобы еще больше подчеркнуть тот факт, что истинные бриллианты хороши и без оправы. Посмотрите, как выглядит Ника Самофракийская. Фото, к сожалению, не покажет нам истинный, чуть золотистый цвет мрамора, больше похожий на слегка загорелую кожу, чем на холодный камень. По сравнению с ним серый мрамор подножия кажется чужеродным.

История статуи

Греческий скульптор Пифокрит (хотя не все исследователи уверены именно в такой интерпретации) создал ее примерно в 190 году до н. э. в честь неназванных греческих морских побед. Это было время, когда римляне под предлогом «возвращения свободы греческим городам» от захвативших из македонян быстро распространяли свое политическое и финансовое влияние по всем полисам Греции. И на этом фоне на Самофракийские скалы приземляется вот такой символ победы. Хотя, опять же, некоторые историки считают, что статую создали именно в честь победы Антигона II Гоната над одним из Птолемеев, царствовавшего на развалинах империи Александра в 263 году до н. э. А есть и версия, что «родилась» богиня Ника Самофракийская на Родосе, в честь победы над сирийским флотом. Но история ее появления на Самофраки тогда должна быть более сложной. Высеченное на постаменте слово Rhodhios (Родос) говорит в пользу последней версии. Постамент под статуей представляет собой нос боевого греческого корабля, и возможно, он действительно не имеет отношение к богине и святилищу кабиров.

Об археологии и географии

В то время, когда ее нашли, раскопки велись на территории святилища кабиров. Это боги, не входившие в классический древнегреческий пантеон. На Самофракийские мистерии, посвященные упомянутым божествам, в эпоху эллинизма собирались многие греки. Скульптура Ника Самофракийская была принесена греками в дар кабирам. Археолог Шарль Шампуазо долго был французским консулом на Востоке и умудрился снискать доверие и греческих крестьян, и турецких властей. Только этим можно объяснить то, что греки указали ему место, где скрывалась статуя, а турки разрешили переправить ее во Францию. Во время Второй мировой войны Ника Самофракийская была вывезена из Лувра и скрывалась в подземелье одного из средневековых замков, Валансе, расположенном у Луары на юго-востоке Франции. Интересен выбор замка. В 1803 году его купил князь де Талейран – одна из тех исторических личностей, о которых можно сказать только то, что он знал о нас больше, чем мы о нем.

Все о ней

Недобрый Эрих-Мария Ремарк в «Триумфальной арке» считает, что Ника Самофракийская – «дешевый символ эмигрантов и людей без родины». Попробуем разобраться, что именно привело его к такому заключению? При этом Владимир Ильич Ленин, посещая Лувр, назвал Нику «изумительным, нечеловеческим созданием». При всей разнице эпитетов есть нечто общее в этих терминах – оттенок чуждости богини этому миру. Недаром ее мать – океанида Стикс. Река царства смерти как мать Победы – неожиданная для греков аналогия, свойственная больше египетской и герметической традиции. Недаром иногда Нику изображали с жезлом Гермеса в руке.

Ника и традиции искусства

Согласно древнегреческой мифологии, Ника Самофракийская – дочь океаниды и титана. Ее фигурка часто изображалась в руках статуи Зевса. Это чуть ли не единственный случай присутствия другого божества рядом с повелителем молний. Еще один намек на изначальную чужеродность именно этого образа официальной греческой религиозной традиции. Но интересно, насколько она является плотью от плоти всего классического искусства… Кажется, что почти все позднейшие ангелы и архангелы итальянского Возрождения писаны с Ники. Могли ли итальянские художники видеть именно эту или схожую статую – неизвестно. Но именно она вызывает наибольшую ненависть у поклонников машинизированного современного искусства. Филиппо Томмазо Маринетти в опубликованном в 1908 г. «Манифесте футуризма» продекларировал: «…ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, — она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской». Тем не менее, фигурка Ники стоит на радиаторе почти всех роскошных «Роллс-Ройсов».

fb.ru

Ника Самофракийская (La Victoire de Samothrace)


Где находится: Лувр, лестница Дару галереи Денон.
На что посмотреть: древнегреческая мраморная статуя богини победы, созданная неизвестным скульптором около 190 г. до н.э. в знак греческих морских побед. Сделанная из Парийского мрамора, Ника стояла высоко на отвесной скале на носу корабля, высечененого из серого лартийского мрамора (Родос). Статуя Ники Самофракийской составляет гордость музея, и человечество пока не создало лучшего символа победы. Ника из Самофракии стразу стала иконой и символом искусства. Это – определенно одна из вершин творческой жизни и одно из самых известных изображений. К образу летящей богини обращаются скульпторы и архитекторы, в ее форме отливают кубки и эмблемы. Статуя Ники Самофракийской, запечатлевшая богиню победы, показывает: не только боги могут быть бессмертны.

Сначала статуя стояла в общем зале, но позже было решено перенести ее на поворот лестницы Дару, что эффектно подчеркивает ее стремительность и порыв. Когда посетитель поднимается по ступеням подъезда Денон, минуя небольшой вестибюль, он проходит в Манеж. Прямо перед ним возвышается статуя Ники Самофракийской. На лестничной площадке она находится одна, на фоне голой, почти аскетической стены. Лучше всего подходить к этому выдающемуся произведению античного искусства медленно, затем обойти ее, не отрывая взгляда, наблюдая как меняется ее воздействие на человека – от стремительности полета до уверенности в победе. Если к Нике подойти в вечернее время, то можно видеть, как в результате действия мощных прожекторов она светится и кажется почти прозрачной.

Ника производит неизгладимое впечатление на того, кто увидел ее впервые. Она вся словно устремлена в будущее. Неизвестный ваятель древности заставил ожить неподвижный камень. Рядом с Никой каждый человек чувствует себя совсем маленьким. Богиня парит над окружающим пространством и в то же время как бы стремится навстречу людям. Она – воплощение победы, она провозглашает ее.

Ника только что опустилась на нос боевого корабля и еще вся трепещет от неудержимого, порывистого движения. Прозрачная ткань легко приподнимается на ее высокой груди, а ниже облегает тело, стройное и упругое. Складки хитона обвивают бедра богини, смешиваются друг с другом и вдруг неистово стремятся вдоль ноги, немного отставленной назад. Навстречу ветру стремятся сильные крылья, развевается плащ, кажется, еще одно мгновение – и Ника вновь взлетит.

Фрагменты этой статуи обнаружили французским археологом-любителем Шарлем Шамуазо в апреле 1863 года на острове Самофракия на территории святилища кабиров. В том же году она была отправлена во Францию. После того как все части собрали, оказалось, что у богини нет головы. Ее так и не удалось найти. Уже в XX в., в 1950 году, недалеко от места раскопок нашли кисть руки из того же мрамора. Часть ученых решила, что это один из недостающих фрагментов статуи, другие решительно не соглашаются. Сейчас эта находка также экспонируется в Лувре, сразу за статуей Ники.

Однако, несмотря на то, что богиня лишена головы и рук, формы ее тела настолько выразительны, что зритель забывает об отсутствующих частях – так велика магия пластики. Но все же реставраторы Лувра не просто собрали Нику по кусочкам. Ее правое крыло искусно вылеплено из гипса, являясь копией левого. С помощью компьютерной графики удалось воспроизвести и голову, и руки. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Однако было решено не восстанавливать их. Когда была сделана гипсовая копия целой богини, и оказалось, что в полном виде она не производит такого же воздействия на человека. Именно поэтому было решено не добавлять ей недостающие части тела. Эти неудачи в реставрации заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, она совершенна в своем несовершенстве. Кстати, та же история произошла и с Венерой Милосской, что стоит в соседнем зале. Ученые сумели воспроизвести потерянные руки богини – и та мгновенно потеряла свое мистическое очарование, превратившись в одну и ряда подобных ей статуй.

В годы Второй мировой войны, когда во Францию вошли войска фашистов, было решено вывезти коллекцию Лувра из Парижа. Для укрытия шедевров лучше всего подходили подземелья старых замков, расположенных в сельской местности, вдали от военных дорог. Большинство этих замков находились в полуразрушенном состоянии, на что и делалась ставка – мол, никому и в голову не придет искать в развалинах скрытые шедевры. Одной из последних вывозилась Ника Самофракийская. За нее, собранную из отдельных кусков, опасались больше всего.

Вот цитата из дневников тогдашнего директора Лувра Жоржа Салля:
“И вот крылатая богиня покинула свой “нос корабля” из камня, где, по преданию, древние греки, шедшие на неприятеля, устанавливали статуи богов, суливших им удачу, чтобы “улететь” в замок Валансэ… на юго-востоке Франции. Для ее перевозки был сооружен из подручных средств деревянный наклонный мостик, оборудованный каркасом”. В укрытии Ника провела пять лет, чтобы в конце 1944 года с триумфом вернуться в столицу, вновь став символом победы.

Ника вдохновляет писателей, художников, поэтов…
“Огромный зал с его лестницами холодно надвигался на него. И вдруг высоко над всем воспарила Ника Самофракийская. Она стояла высоко над лестницей, на обломке мраморного корабля, стояла в сиянии прожекторов, сверкающая, с широко распластанными крыльями, готовая вот-вот взлететь. Развевающиеся на ветру одежды плотно облегали ее устремленное вперед тело… И казалось, за спиной у нее шумит виноцветное море Саламина, а над ним раскинулось темное бархатное небо, полное ожидания.
Ника Самофракийская не знала ничего о морали. Ее не терзали никакие проблемы. Она не испытывала бурь, бушующих в крови. Она знала лишь победу или поражение, не видя между ними почти никакой разницы. Она не обольщала, она манила. Она не реяла, она беспечно парила. У нее не было никаких тайн, и все же она волновала куда сильнее, чем Венера, прикрывавшая свой стыд, чтобы возбудить желание. Одна была сродни птицам и кораблям – ветру, волнам, горизонту. У нее не было отчизны. Да она и не нуждалась в ней. На любом корабле она чувствовала себя как дома. Ее стихией были мужество, борьба и даже поражение: ведь она никогда не отчаивалась. Она была не только богиней победы, но и богиней всех романтиков и скитальцев, богиней эмигрантов, если только они не складывали оружия… Дешевый символ? Но что еще в жизни трогает так, как дешевые символы, дешевые чувства, дешевая сентиментальность? В конце концов, что их сделало дешевыми? Их бесспорная убедительность.”
(Э.М.Ремарк “Триумфальная арка”)

А это моя вышитая “Ника”.

france-guide.livejournal.com

Самые странные статуи в мире

Сложно объяснить появление большинства из этих статуй. Они не похожи на традиционные исторические памятники, привлекающие туристов со всего мира, но именно на такие творения чаще всего заглядываются прохожие.

Статуя-фонтан «Человек-скала» или «Рвота» в Лондоне.


Источник: flickr.com

«Сбор детского кала» на Филиппинах.


Источник: funnyjunk.com

Статуя «Каганер» или «Серун» украсила традиционный каталонский вертеп в Барселоне, Испания.


Источник: hypervocal.com

«Обнажённая лысая девушка на каблуках верхом на гигантском петухе, держащая огромную вилку» на Кубе.


Источник: reddit.com

«Утка-сороконожка» в Бельгии.


Источник: reddit.com

«Согнувшись» или «Раком» в Праге. (Можно подняться и просунуть голову.)


Источник: heculturetrip.com

«Человек, атакованный младенцами» в Норвегии.


Источник: flickr.com

«Я ем младенцев» в Швейцарии.


Источник: wikimedia.org

«Санта-Клаус с ёлкой в виде анальной пробки» в центре Роттердама, Нидерланды.


Источник: wikimedia.org

«Наполовину девушка, наполовину рыба с сиськами» в Вашингтоне.


Источник: flickr.com

«Писающий инопланетный парень» в Хельсинки.


Источник: alcaniglia.blogspot.com

«Меряются» в Праге.


Источник: wikipedia.org

«Писающие мальчики» или «Радуга» в Киеве. Почему все статуи мочатся?


Источник: wikimedia.org

«Грудное вскармливание оленя» в Китае.


Источник: flickr.com

«Прямо из-под коровы» в Исландии.


Источник: flickr.com

Статуя из чистого золота «Кейт Мосс занимается йогой». Анонимный покупатель из Азии заплатил за неё почти на 1 млн. долларов.


Источник: digitalspy.com

«Возбуждённый Человек-паук спешит на помощь» в Южной Корее.


Источник: comicsalliance.com

«Верхом на черепахе» в штате Массачусетс.


Источник: wikimedia.org

«Танго с тунцом» в Чикаго.


Источник: flickr.com

«Парящий спящий ребёнок» в Сингапуре.


Источник: anamericaninhanoi.blogspot.com

«Голая беременная женщина наполовину без кожи и с мечом» или «Истина» в городе Илфракомбе, Великобритания.


Источник: rowantaw.com

«Супер кормящие женщины» или «Богини любви» в Германии.


Источник: strangehistory.net

«Канчо!» (такая забава среди японских детей-подростков). Памятник стоит в Южной Корее.


Источник: lxforums.com

«Супермен просчитался» в Германии.


Источник: janaklar.wordpress.com

«Спайдер-верблюд» в Абу-Даби.


Источник: kriketsbus.blogspot.com

«Пронзённый аллигатор» в Нью-Йорке.


Источник: designyoutrust.com

«Персей с головой Рональда Макдональда» в Венеции, Италия.


Источник: flickr.com

«Дети с зонтиком на аллигаторе» в Маунтин Вью, Калифорния.


Источник: parentfail.com

«Восемь ног круче двух» в Сингапуре.


Источник: flickr.com

Facebook

Вконтакте

Twitter

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о