Menu
[menu_adv_rtb]
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Тату Славяне тату: Тату Николая Второго и наколки древних славян. Стоит ли считать российскую татуировку «туземной модой»

Славяне тату: Тату Николая Второго и наколки древних славян. Стоит ли считать российскую татуировку «туземной модой»

Тату Николая Второго и наколки древних славян. Стоит ли считать российскую татуировку «туземной модой»

Татухи древних славян

Фото © Flickr / Jacob

Начнём издалека и заглянем на тысячу лет назад. Самое первое упоминание о татуировках среди русичей и славян относится к X веку. Иракский путешественник и дипломат Ахмед ибн-Фадлан описывает своё первое знакомство с русами. Он пишет, что тела многих из них покрывали рисунки, он успел рассмотреть изображения.

«И от края ногтей иного из них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [картинок] и тому подобного», — писал Ахмед ибн-Фадлан.

Узоры покрывали всё тело — то есть древние славяне, пользуясь современной терминологией, были забиты татухами от ногтей до шеи. Однако эти татуировки не были простым украшением, это были знаки защиты. Такие рисунки наносились для удачи в бою или как знак расположения богов. Тату рисовали волхвы в священных рощах. Часто это могли быть рунические надписи, солярные символы или изображения божеств.

Из священного в прикольное

Фото © twitter.com/FieldMuseum

Татуировка долгое время служила оберегом. Рисунок на теле, как правило, значил что-то мистическое или религиозное. Всё поменялось в 1891 году, когда американец ирландского происхождения Самюэль О’Рэйли изобрёл и запатентовал первую в мире тату-машинку. Именно это изобретение превратило рисунки на теле из сакрального ритуала, которым владели лишь седые северные волхвы или полинезийские загорелые шаманы, в ремесло для тысяч человек и украшение для миллионов.

Сперва татуировки распространились в богеме как символ оригинальности, затем такая мода появилась в войсках как знак мужества и доблести. Но это ещё не было массовым поветрием, да и тату были скромнее нынешних. Но в 1960-х с началом сексуальной революции и взлётом популярности рок-н-ролла тату стали модным и даже необходимым атрибутом для молодёжи США, Великобритании и всего западного мира. Но Россию этот бум обошёл стороной.

Наколи мне, кольщик, татуировку

Фото © Getty Images

В Российской империи татуировки особенного распространения не получили. Впервые моду на тату завезли моряки. Они увидели традицию делать тату у своих британских и французских коллег. До революции татуировка распространилась среди аристократии. Родоначальником этой традиции, как ни странно, стал последний русский царь Николай II. Будучи ещё цесаревичем, он бывал в Японии. Там на него совершили покушение. Но кроме шрама на голове будущий царь увёз из Страны восходящего солнца и татуировку в виде дракона. Прознав об этом, родственники царя и ближайший круг стали подражать Николаю и тоже стали забивать своё тело разными картинками. Но после революции татуировка впала в немилость.

Всю советскую историю татуировки вместе с карате, долларом и рок-музыкой находились в полулегальном положении. Считалось, что носить татуировки могли или моряки, или уголовники. Но чаще вторые. «И на левой груди профиль Сталина, а на правой — Маринка анфас», — пел Владимир Высоцкий, имея в виду, конечно же, тату (или, как говорили в СССР, наколку). То есть рисунки на теле в советской культуре продолжали играть ту же мистическую роль, что и в древние века. Только они перекочевали из священных рощ в колонии для осуждённых и стали отличительной чертой криминального мира. Тату не бились просто так — они были тайными знаками и сигналами для своих. Они определяли социальный статус уголовника в иерархии или говорили о прошлом.

Фото © ТАСС / Косинец Александр

Поэтому на тех, кто набивал себе татуировку, власти СССР смотрели заведомо с подозрением. Причём прямая ассоциация «есть татуировка — значит, сидел» сохранялась вплоть до конца 90-х и начала нулевых годов. Негласное табу спало лет 15 назад, когда молодёжь стала активно и массово путешествовать по миру, смотреть на сверстников в других странах и тату превратилось в модный рисунок на теле. Год за годом вид и размер татуировки менялся и увеличивался, пока не стал покрывать всё тело и его не заметил депутат Госдумы Геннадий Онищенко. Так что не исключено, что вскоре татуировку запретят, она вновь станет наколкой и уйдёт в подполье.

Какие татуировки носили славяне тысячу лет назад

В X веке арабский путешественник описывал славян, как людей, имеющих замысловатые татуировки. Нательными рисунками были покрыты все их руки — от кончиков пальцев до шеи.

На свои тела славяне наносили изображения различных животных и богов. Нередко можно было встретить и руны, пришедшие от скифов.

Фактрум расскажет, какими узорами украшали свои тела наши предки.

Женщины из Боснии и Герцеговины с языческими татуировками

Доказательства татуировок у славян

В 921–922 годах в страну русов прибыл путешественник из Багдада — дипломат Ибн-Фадлан. Во время своего путешествия он посетил несколько поселений русов, живших у берегов Волги. Именно там он увидел татуированных местных жителей. По словам дипломата, все руки мужчин, начиная от ногтей и до шеи, были покрыты изображениями.

Также одним из доказательств существования татуировок у славян можно считать найденную на Алтае мумию девушки. «Алтайская принцесса Укока», как назвали её исследователи, имела на своём теле множество татуировок животных и различных символов. Кроме того, известно, что народы, населяющие север России, — чукчи, манси, коряки делали татуировки для защиты себя от злых духов ещё в древние времена. Украшали себя татуировками и южные славяне, жившие на Балканах. Татуировки делали молодым девушкам в знак их принадлежности племени, а когда её выдавали замуж, то к старым тату прибавлялись новые. В некоторых местах эта традиция сохранилась до сих пор.

Какими были языческие татуировки древних славян

Среди татуировок древних славян преобладали различные языческие символы, изображения животных и деревьев. Однако последние встречались наиболее часто, и связано это с тем, что деревья символизировали и время, и пространство, и им активно поклонялись.

Среди знаков на руках русов, которые увидел Ибн-Фадлан, наверняка встречались и руны. Языческие татуировки были связаны с ними напрямую, каждая руна несла свой особый смысл. Например, свастику или коловрат накалывали, чтобы привлечь радость и богатство. Большое значение татуировки имели для женщин, часто они наносили на свои предплечья и ладони руны «берегиня», «радуга» и «даждьбог». Делалось это для привлечения семейного счастья и большей плодовитости.

Среди древних татуировок можно было встретить и изображения животных. Славяне верили, что если, например, набить на своей коже волка, то можно стать храбрым воином. У восточных славян были популярны изображения дракона, но, поскольку змий считался злым, то его обязательно изображали пронзённым копьём. Можно было встретить и изображения филина, дарующего мудрость.

Кто и как делал татуировки славянам

Поскольку татуировки на Руси были не только красивой картинкой, но и мощным оберегом от напастей, их нанесением занимались волхвы. Нередко во время работы над тату они впадали в ведический транс и шептали наговоры. Делались татуировки на капище перед идолами богов, призванных наполнить татуировку своей силой. При этом нанести татуировку кому попало не могли, мужчинам их делали лишь после 33 лет. Нанесение рисунка на тело было своеобразным испытанием мужчины на зрелость и терпение, ведь вытерпеть боль в течение нескольких часов, а то и дней мог не каждый. Девушкам же тату могли сделать в любом возрасте, чем раньше, тем лучше. Ведь замуж в давние времена выдавали рано, а языческие татуировки должны были защитить невесту и сделать её способной иметь много детей.

Для нанесения татуировки у славян существовали специальные инструменты, сделанные из костей животных или палочек священных деревьев. В качестве красителей волхвы-татуировщики использовали натуральный продукт — древесную золу, которая вбивалась под кожу.

После крещения Руси языческие татуировки у славян оказались под запретом, а имевших их подвергали общественному порицанию.

Читайте также: В каких богов верили на Руси до принятия православия?

Читайте также:

Все факты из рубрики «Культура»

Больше интересных фактов

Сакральные знаки на теле: искусство татуировки у славян

С древних времен татуировка имела сакральное значение. Жрецов покрывали рисунками перед обрядом, охотников, выходом на охоту или войну, перед участием в сражении.

Использование татуировок нашими предками славянами до сих пор вызывает споры у историков. На сегодняшний день нет достоверных археологических находок, нет достоверных упоминаний в летописях или других письменных источниках.

И все же попробуем разобраться в этом вопросе.

История татуировок и других церемониальных знаков, таких как шрамы, уходит в глубь тысячелетий, в ранний железный век. Ученые указывают более точную датировку – «несмываемые следы» были известны уже 5000 лет назад на обширных территориях расселения представителей племен индоевропейской общности.

Поскольку прямых доказательств существования татуировки у славян пока не обнаружено, обратимся к косвенным свидетельствам. Посмотрим на археологические находки у «соседей» славянских племен. Я не случайно беру слово «соседи» в кавычки — пазырыкские скотоводы, древние обитатели пустыни Такла-Макан и тирольский «ледяной» человек родственны славянам принадлежностью к индоевропейской общности и чрезвычайно определенный географический район. В статье я намеренно не рассматриваю искусство татуировки у племен Полинезии или аборигенов Австралии ввиду их значительной географической удаленности от территорий расселения славянских племен, а также иного происхождения, чем индоевропейское .

Вернемся к фактам.

В 1991 году в Альпийских горах, на границе между Австрией и Италией, было найдено тело мужчины. И в этом не было бы ничего примечательного, но человек ушел из жизни… около 5300 лет назад. Мумия, найденная во льдах Альп и названная учеными Этци, принадлежала человеку, жившему в медном веке в этой местности.

Согласно исследованиям ученых, Эци, скорее всего, погиб во время драки, возможно, с соплеменниками или представителями соседних племен. На теле мумии прекрасно сохранились крупные фрагменты одежды, частично сохранилась обувь и полностью сохранилось оружие – медный топор с тисовой рукоятью, каменный нож с ясеневой рукоятью, колчан с 14 стрелами с костяными наконечниками и древки калины и кизила, а также 182-сантиметровый лук из тиса.

Но «ледяной человек» нас интересует не поэтому. Поскольку тело, вмороженное в лед, избежало разложения, кожа со множеством татуировок хорошо сохранилась.

На теле Эци было обнаружено около 57 татуировок в виде точек, линий и крестов. Эти отметины покрывают тело мумии с головы до ног. Причем делались они не современным способом, а без применения иголок: вероятно, на коже делались небольшие надрезы, в которые втирался древесный уголь. Татуировки в виде линий и крестов чаще всего встречаются на тех частях тела, которые наиболее подвержены травмам или возможной боли, например, на суставах и вдоль спины. Одни исследователи считают, что татуировки на теле Эци могли указывать на точки древней акупунктуры, по мнению других, узоры на теле означали переход юноши во взрослую жизнь, признание его мужчиной.

 

 

 

Социальный статус Эци также вызывает ряд вопросов: одни ученые относят его к жрецам или шаманам, другие к воинам, третьи считают, что «ледяной человек» был простым пастухом.
Как бы то ни было, изучение мумии «ледяного человека» продолжается, и, возможно, в самое ближайшее время станут известны новые подробности исследования, и будут раскрыты тайны древнего человека.

Сейчас мы совершим небольшое воображаемое путешествие во времени и пространстве, и окажемся в пустыне Такла-Макан, недалеко от границ с современной Монголией, 2000 лет до нашей эры. Здесь, в благодатных оазисах, существовала цивилизация людей кавказского типа. Но со временем климатические условия в этих местах сильно изменились, и люди покинули некогда плодородные земли. Пески времени покрыли заброшенные поселения, оставив ученым лишь огромные загадки.

В 70-х годах XX века при археологических раскопках в этих местах были обнаружены остатки поселений с большим количеством захоронений. Ученые окрестили «жителей» этих мест таримскими мумиями, по реке Тарим, протекающей в соседней долине, или псевдотохарами — носителями тохарской группы языков.

Эта европеоидная популяция появилась в западном Китае за 1000 лет до монголоидов. Вероятным источником миграций носителей тохарских языков в провинцию Синьцзян и пустыню Такла-Макан была Минусинская степь – зона распространения афанасьевской культуры. Предположительно, культура была создана выходцами из Восточной Европы, в частности, носителями древней ямной культуры, ассимилировавшими местное население.

Данные пазырыкской и таштыкской культур, а также некоторые письменные источники свидетельствуют о широком распространении европеоидов во Внутренней Азии 2000-3000 лет назад. Например, Плиний Старший сообщает, что посол при дворе императора Клавдия описывал жителей западного Китая как «выше среднего роста, с льняными волосами и голубыми глазами».

Судя по найденным захоронениям, бальзамирование в этих местах не практиковалось, а мумификация происходила естественным путем, в результате изменения климата и опустынивания оазисов. Изучая найденные останки, ученые сделали сенсационное открытие – древнейшей мумии было около 4000 тысяч лет, а самое последнее захоронение датируется 200 годом до нашей эры. И почти на всех мумиях, как мужских, так и женских, были заметны остатки татуировок.

Они закрывали руки, пальцы, лица, спины. Возможно, эти узоры отражали социальный статус или профессию человека. Так, на лице одной из мужских мумий можно увидеть солярный знак в виде полуспирали, а на скулах пожилой женщины – красные полосы и остатки геометрического орнамента в виде уголков.

 

Уйгурский археолог Долкун Кимберли, нашедший захоронение мужчины, предполагает связь солярного знака на лице мумии с индоевропейским солярным культом бога Митры.

На сегодняшний день исследование таримских мумий не завершено, но ясно одно – жители пустыни Такла-Макан больше походили на современных европейцев, чем на их непосредственных соседей, китайцев.

Теперь мысленно совершим еще одно путешествие и перенесемся на Алтай. Прошло 2 тысячелетия с тех пор, как «ледяной» человек уснул вечным сном в горах Тироля, а цивилизация в пустыне Такла-Макан еще процветала, во времена железного века, где жили пазырыкские скотоводы.

Мумии представителей этой культуры, населявших степи и предгорья Горного Алтая в V-III вв. до н.э., на границе современной Монголии, Китая и Казахстана, явились главным свидетельством практики татуирования в древности.

В 1948 году советской экспедицией под руководством С.И. Руденко было найдено место захоронения «вождя». Кожа мумии мужчины прекрасно сохранилась. Так, на груди хорошо видна голова львиного грифона, а на правом плече нанесено изображение оленя. На правой руке сверху вниз расположено изображение клыкастого хищника, оленя с орлиным клювом, горного барана, фантастического крылатого зверя с кошачьим хвостом. На левой руке изображения двух оленей и горного барана. На внешней стороне правой голени изображена рыба. На внутренней стороне голени сверху нарисовано рогатое и крылатое животное с длинным хвостом, снизу – четыре скачущих горных барана или лошади.

На верхней части стопы фантастический клыкастый зверь с кошачьим хвостом. Там же, в районе рта животного, рисуются круги. Точно такие же круги нанесены вдоль позвоночника мужчины. Разве это не те точек древней акупунктуры, как у «ледяного» человека Эци?

Всемирную известность получила научная публикация результатов советской экспедиции на Алтай. Но на этом сюрпризы этих суровых мест не закончились. Почти 50 лет спустя новая научная экспедиция и исследования Н.В. Полосьмак и В.И. Молодина стала одним из крупнейших археологических событий конца 20 века.

Экспедиция Новосибирского института археологии и этнографии выбрала для своих исследований самую южную точку Русского Алтая. Плато Укок простирается на высоте 2,5 тысячи метров. Здесь, по мнению исследователей, пазырыкские кочевники-скотоводы проводили самое суровое время – зиму и весну. Летом они перегоняли свои стада в более плодородные места. Что привлекало кочевников в эти суровые места? По мнению Н. В. Полосьмак, пазырыкцам удалось освоить все богатства Алтая, необходимые для жизни скотовода. Они были знакомы с местными месторождениями золота, железной руды, меди и олова. Местные кочевники изготавливали удивительные изящные украшения. Природа как будто позаботилась о том, чтобы сохранить для потомков пазырыкскую культуру – не только вещи и украшения, но и сами захоронения.

Укок — одно из высокогорных плато Алтая, скованное вечной мерзлотой. В таком каркасе изо льда летом 1993 года археологи нашли тело молодой женщины, руки которой, включая часть фаланг пальцев, были полностью покрыты татуировкой. Останки покойной, получившей впоследствии имя «Принцесса Укок», принадлежали девушке очень высокого социального положения. Шутка ли, в погребении было найдено 6 лошадей со сбруей и седлами.

На левом плече «принцессы» изображено копытное (олень или лошадь) с клювом грифона, со стилизованными рогами козерога и оленя, увенчанное головами грифонов. Ниже в аналогичной позе баран с запрокинутой вниз головой. За бараном леопард с закрученным хвостом. Под ними фантастическое животное с лапами хищника, телом оленя и хвостом тигра. Некоторые татуировки плохо сохранились, но на запястье хорошо видна голова оленя с разветвленными рогами.

Позднее под руководством В.И. Молодина был осмотрен еще один курган, в котором было обнаружено тело молодого человека. Мифическое копытное животное с телом оленя, клювом грифона и головами стервятника на рогах навсегда «болталось» над его левым плечом.

Полосьмак Н.В. глубоко исследовал феномен пазырыкских татуировок. Она отметила своеобразие стиля и способа нанесения изображений. Кроме того, есть определенное сходство в расположении одних и тех же рисунков – в верхней части плеча и у мужчины, и у женщины были рисунки фантастических копытных.

   

Одно из последних исследований было проведено в 2005 г. на мумиях, найденных С.И. Руденко в 1953 г. и хранящихся в Эрмитаже. Последние достижения науки позволили использовать инфракрасное излучение для изучения 3 мумий. На них также выявлены многочисленные татуировки, повторяющие в общей композиции ранее найденные – это олени, горные бараны и большие кошки, а также мифологические копытные и грифоны.
Следует отметить, что все найденные пазырыкские татуировки выполнены мастерски и имеют большую художественную ценность. Это не отдельные символы – линии или точки, а целые композиции из животных, как мифических, так и реальных.
Изображение оленя часто встречается на теле «вождя» и алтайской «принцессы». Скорее всего, это был племенной знак, знак охранителя рода или животного-предка.

А что, собственно, славяне? На это не так просто ответить. Рукописи донесли до нас слова арабского путешественника и летописца 10 века Ахмада ибн Фадлана. «Он (Ибн-Фадлан) сказал: Я видел русов, когда они прибыли со своим товаром и поселились (высадились) на реке Атиль. И я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они как ладошки, румяные, красные. Они не носят куртки или кафтаны, но муж/мужчина носит кошачью шкуру, которой он прикрывает один из своих боков, и из нее выходит одна рука. При каждом из них (есть) и топор, и меч, и нож, и он (никогда) не расстается с тем, о чем мы (теперь) упомянули. Мечи у них плоские, с желобками, как у франкских. И от края гвоздя (ногтей) одного из них (Руса) до его шеи (там) собрание деревьев и образов (вещей, людей?) и тому подобное.
Ибн Фадлан говорит о знаках на теле «русов». И тут мы сталкиваемся с тем, что у современных ученых нет единого мнения о том, кто такие эти русские.
Большинство русских историков считают, что русы, увиденные Ибн Фадланом в Волжской Булгарии, не кто иные, как варяги или варяги. Да, все описанное арабским летописцем, в том числе и погребение в лодке, больше подходит северным соседям славян, но ряд ученых считают русов южными славянами.
Итак, мнения разделились. Не имея других свидетельств, кроме заметок Ибн Фадлана и искаженных упоминаний в средневековых летописях, в том числе многократно переписанной «Повести временных лет», присоединяюсь к мнению большинства – народ русов не был славянами, но скорее всего были их северным соседом…

На сегодняшний день прямых свидетельств наличия татуировок у славян нет. Человеческая кожа — не очень прочный материал, и славяне не жили в пустынях или на высокогорных плато, где климатические условия позволили бы сохраниться конкретному археологическому материалу. Словом, до сих пор не найдено ни одной славянской мумии с сохранившейся кожей, на которой можно было бы увидеть рисунок татуировки.
С принятием христианства татуировка была полностью запрещена, в том числе как одно из проявлений язычества. В Библии есть прямые указания на запрет украшать себя символами и знаками. В то или иное время христианизации подвергались все славяне.
Но неужели не осталось «доказательств»?
Если говорить о более правдоподобных свидетельствах славянских татуировок, то факты неизбежно приводят нас к Балканскому полуострову. Первые письменные упоминания о татуировках среди хорватских и боснийских женщин появились с приходом османов на эти земли в 14 веке.

Популярная туристическая версия происхождения татуировок гласит, что балканские славяне носили эти узоры во избежание насильственного обращения в ислам во время османского нашествия.
Да, этот обычай во времена турецкого владычества спасал девушек от гаремов, а мальчиков с татуировками в янычары не брали.
Но ритуальные татуировки появились гораздо раньше прихода тюрков на Балканы. Этот обычай является отголоском язычества. И нет сомнения, что кресты — это солярные знаки, и они до сих пор используются во время весеннего равноденствия, на неделе, предшествующей христианской Пасхе.
Все эти кресты, кружочки и точки — наследие язычества, зов солнца и заклинания плодородия.

Татуировку обычно делали девочкам 4-5 лет, но с годами она видоизменялась – добавлялись новые элементы. Если ребенок болел, то узоры наносили в лечебных целях. Когда девушка вошла во взрослую жизнь, к татуировкам добавилась информация о том, что ее могут выдать замуж. Когда девушка становилась женщиной, к предыдущей татуировке добавлялись новые узоры. Рождение детей, количество беременностей, вдовство – вся информация содержалась в татуировках.
Традиция нанесения татуировок, пережившая османское правление, в коммунистические времена попала в немилость. Коммунисты, боровшиеся против религии, организовали целую кампанию по преследованию татуированных женщин. Поэтому женщины перестали украшать своих детей знаками из страха перед властью — и к 1950-м годам эта традиция практически исчезла. В настоящее время только в некоторых районах Боснии и Хорватии женщины и очень редко мужчины продолжают покрывать руки древними символами и орнаментами.

Первым, кто описал и зарисовал балканские татуировки, был археолог Чиро Трухелка в 1896 году. Он опубликовал обширный труд «Научные отчеты по Боснии и Герцеговине», в котором одна из статей посвящена традиционной татуировке. По предположениям Трухелки, истоки орнаментов боснийских хорватов лежат в гальштатской культуре (900-400 гг. до н.э.), которую переняли кельты, фракийцы и иллирийцы.

 

Однако серьезных этнографических исследований на эту тему до сих пор нет. Как будто балканские ученые специально не хотят касаться этого обычая, часто отождествляя его с курдской традицией татуировки, и видя в нем отголоски доисламских верований Востока.

Действительно, есть параллели с татуировками курдских женщин. Но почему нельзя принять за достоверный факт, что знаки на теле как балканских, так и курдских женщин имеют одинаковое происхождение, и являются древнейшими индоевропейскими символами? Да, курды тоже индоевропейцы, как и славяне.

Впрочем, речь сейчас не о курдах, а о славянах. Принимая во внимание тот факт, что ранние славяне были, по сути, единым суперэго  (определение Л.Н. Гумилева), у меня есть все основания предполагать языческое происхождение татуировок на телах балканских женщин.

Крест является одним из древнейших соль символов наряду со свастикой. Точки – символ плодородия, как земного, так и человеческого. Полумесяц – лунная женская символика в противовес солярной, солярной.

Некоторые исследователи феномена татуировок считают, что рисунки, наносимые на тело, были лишь одним из способов его украшения, и не несли глубокого ритуального смысла. Но татуировка – это не наряд, который можно сменить, и не раскраска, которую можно смыть. Татуировка – это знак, который остался с человеком на всю жизнь. Не случайно Л.Я. Штернберг (1861-1919 гг.)27), основоположник русской этнологии, написавший более 100 лет назад статью об искусстве татуировки для энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, называл татуировки «неизгладимыми следами».

Не думаю, что наши предки так легкомысленно относились к нанесению на тело несмываемых отметин. Как и многое в жизни наших предков, татуировки были не просто украшением, а несли сакральный, ритуальный смысл.

Юноши и девушки по достижении определенного возраста проходили ряд инициаций или обрядов посвящения, связанных с изменением статуса. Итак, юноша стал взрослым мужчиной, а девушка готовилась стать женой и матерью. Я лишь предполагаю, что это была только первая стадия посвящения. Если юноша выбирал путь воина, то после первого посвящения, с нанесением простейших знаков, следовали дальнейшие этапы посвящения – после первого боя, после первого убитого врага – и далее наносились более сложные узоры на тело.

Подводя итоги, хочу сказать, что М.Б. Медникова, посвятившая изучению феномена татуировок несколько научных работ, в свое время провела опрос. По результатам данного опроса, славянская тематика в современной татуировке занимает незначительный процент на фоне других стилей.

На современных Родноверах часто можно увидеть татуировки со скандинавскими рунами или придуманные в 90-е годы «валикирианцы» или «рысаки».

Так может быть, вернемся к истокам и выберем традиционные защитные знаки, изображенные на вышивках или предметах из исторических находок?

Возможно, археологам еще посчастливится найти вещественные доказательства существования татуировок у славян. Для меня не вызывает сомнений, что наши предки украшали свои тела «неизгладимыми знаками».

Анастасия Пронина Медникова. Несмываемые следы. Москва. 2007 год

Джон Э. Раш. История культуры татуировки, пирсинга, скарификации, клеймения и вживления имплантов. Санкт-Петербург. 2011

Этнографическое обозрение № 5. Институт этнологии и антропологии РАН. Москва 2008

Советская этнография №1. Изд-во АН СССР. 1949 год.

Л.Л.Баркова, С.В. Панков. Татуировки на мумиях из Пазырыкских курганов. Санкт-Петербург. 2005 год

М.П. Грязнов. Первый Пазырыкский курган. Ленинград. 1950 год

С.И. Руденко. Второй Пазырыкский курган. Итоги работы экспедиции Института истории материальной культуры АН СССР в 1947

Руденко С.И., Руденко Н.М. Искусство скифов Алтая. Москва. 1949 год

Мельникова Л.А. Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности. Аннотация к.ф.-м.н. Тезис. Владивосток. 2015 год

К. Леви-Стросс. Структурная антропология. Москва. 1985.

Кнауэр Эльфрида Регина. Le vêtement де кочевников eurasiatiques и др са postérité. В: Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, 143ᵉ année, N. 4, 19.99

Сержант Бернар. Les Sères sont les soi-disant «Тохарцы», c’est-à-dire les authentiques Арши-Кучи. В: Dialogues d’histoire ancienne, vol. 24, № 1, 1998

Лев Гумилев, Свойства этноса: http://gumilevica.kulichki.net/English/ebe2b.htm

Славянские рисунки, темы, шаблоны и загружаемые графические элементы на Dribbble

  1. Посмотреть личный брендинг

    Персональный брендинг

  2. Просмотр славян.

    Славяне.

  3. Просмотр славян.

    Славяне.

  4. Посмотреть Славорум

    Славорум

  5. Посмотреть Древние славяне. Фрагмент

    Древние славяне. Фрагмент

  6. Посмотреть Древние славяне.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *