Menu
[menu_adv_rtb]
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Идеи для тату Свастика в славянской культуре – Славянская свастика — значение, история, отличие

Свастика в славянской культуре – Славянская свастика — значение, история, отличие

Содержание

Славянская свастика — значение, история, отличие

Славянская свастика, ее значение для нас должно быть предметом особого внимания. Путать фашистскую свастику и славянскую можно только при полном незнании истории и культуры. Вдумчивый и внимательный человек знает, что свастика не является изначально «брендом» Германии времён фашизма. Сегодня не все люди помнят истинную историю возникновения этого знака. И всё это благодаря мировой трагедии Великой Отечественной Войны, прогремевшей по Земле под штандартом подчиненной свастики (заключенной в неразрывный круг). Нужно разбираться, чем же был этот символ свастики в славянской культуре, почему он почитается до сих пор, и как сегодня мы можем применять его на практике. Помним о том, что нацистская свастика в России запрещена.

Славянский знак свастика в истории

Археологические раскопки на территории современной России и в соседних с ней странах подтверждают, что свастика намного более древний символ, чем возникновение фашизма. Так, есть находки с изображениями солярного символа, датируемые 10000-15000 годами еще до наступления нашей эры. Славянская культура изобилует многочисленными фактами, подтвержденными именно археологами, что свастику применял наш народ повсеместно.

сосуд, найденный на Кавказе

Славяне еще сохранили память об этом знаке, ведь до сих пор передаются схемы вышивок, а также уже готовые полотенца, либо домотканые пояса и другие изделия. На фото — пояса славян разных регионов и датировки.

Подняв старинные фотографии, рисунки, можно удостовериться, что и у русских массово использовался свастичный символ. Например, изображение свастик в лавровом венке на деньгах, оружии, стягах, нарукавных шевронах солдат-красноармейцев (1917-1923 гг.). Честь мундира и солярный символ в центре символики были едины.

Но даже и сегодня можно встретить как прямую, так и стилизованную свастику в сохранившейся в России архитектуре. Для примера возьмем только один город Санкт-Петербург. Присмотритесь к мозаике на полу Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, либо Эрмитажа, к виньеткам из ковки, лепке на зданиях по многим улицам и набережным этого города.

 

Пол в Исаакиевском соборе.

Пол в Малом Эрмитаже, зал 241, «История древней живописи».

Фрагмент потолка в Малом Эрмитаже, зал 214, «Итальянское искусство конца XV—XVI вв».

Дом в Петербурге на Английской набережной, д. 24 (год постройки здания 1866).

Славянская свастика – смысл и значение

Славянская свастика – это равносторонний крест, концы которого одинаково загнуты в одну сторону (иногда по движению стрелок часов, иногда – против). На изгибе концы по четырем сторонам фигуры образуют прямой угол (прямая свастика), а иногда – острый или тупой (косая свастика). Изображали символ с заостренными и закругленными загибами концов.

К таким символам ошибочно могут относить двойную, тройную («трискелион» с тремя лучами, символ Зервана – бога пространства и времени, судьбы и времени у иранцев), восьмилучевую («коловрат» или «коловорот») фигуру. Эти вариации неправильно называть свастиками. Наши предки славяне каждый символ, пусть и похожий чем-то на другой, воспринимали как силу, имеющую отдельное свое назначение и функцию в Природе.

Смысл свастике наши родные пращуры придавали такой – движение сил и тел по спирали. Если это солнце, то знак показывал вихревые потоки в небесном светиле. Если это Галактика, Вселенная, тогда понималось движение небесных тел по спирали внутри системы вокруг некоего центра. Центром является, как правило, «самосиянный» свет (белый свет, не имеющий источника).

Славянская свастика в других традициях и народах

Наши предки славянских родов в давние времена наравне с другими народами почитали свастичные символы не только как обереги, но также и как знаки, имеющие сакральное значение. Они помогали людям выходить на контакт с богами. Так, в Грузии верят до сих пор, что закругленность углов в свастике обозначает не что иное, как бесконечность движения во всем Мироздании.

Индийская свастика сейчас начертана не только на храмах разных арийских богов, но и применяется как защитная символика в домашнем обиходе. Чертят этот знак перед входом в жилище, рисуют на посуде, используют в вышивке. Современные индийские ткани до сих пор выпускаются с рисунками закругленных свастичных символов, похожих на распустившийся цветок.

Рядом с Индией, в Тибете, буддисты не менее уважительно относятся к свастике, чертя ее на статуях Будды. В этой традиции свастика обозначает, что круговорот во Вселенной бесконечен. Во многом на основе этого сложен даже целый закон Будды, о чем зафиксировано в словаре «Буддизм», Москва, изд. «Республика», 1992 г. Еще во времена царской России, император встречался с буддийскими ламами, находя много общего в мудрости и философии двух культур. Сегодня ламы используют свастику как охранный знак, оберегающий от злых духов и демонов.

Славянская свастика и фашистская отличаются тем, что первая не включена в квадрат, круг или еще какой-либо контур, тогда как на флагах нацистов мы наблюдаем, что фигура чаще всего располагается в центре белого круга-диска, расположенного на красном поле. Славяне никогда не имели желания или цели помещать знак какого-либо Бога, Господа либо силы в замкнутое пространство.

Речь идет о так называемом «подчинении» свастики, чтобы она «работала» на тех, кто ее использует по своему произволу. Есть мнение, что после того, как на этот символ обратил внимание А.Гитлер, был проведен особый колдовской обряд. Мотив обряда был следующим – начать управлять при помощи небесных сил всем миром, подчинив себе все народы. Насколько это правда, источники молчат, но зато многие поколения людей смогли увидеть, что можно сделать с символом и как его очернить и использовать в своих интересах.

Свастика в славянской культуре – где применяется

Свастика у славянских народов встречается в разных знаках, которые имеют свои названия. Всего таких названий насчитывается сегодня 144 вида. Среди них популярны следующие вариации: Коловрат, Чароврат, Посолонь, Инглия, Агни, Сваор, Огневик, Суасти, Яроврат, Сварга, Расич, Святоч и другие.

В христианской традиции до сих пор используют свастики, изображая на православных иконах различных святых. Внимательный человек увидит такие знаки на мозаиках, картинах, иконах, либо одеянии священника.

Маленькие свастики и двойные свастики, изображенные на одеянии Христа Пантократора Вседержителя – христианской фрески Софийского собора Новгородского Кремля.

Сегодня используют свастичные символы те славяне, которые продолжают чтить коны своих предков и помнят своих Родных Богов. Так, на празднование дня Перуна Громовержца водятся хороводы вокруг выложенных на земле (или начертанных) свастичных знаков – «Фаш» или «Агни». Есть также многим известный танец «Коловрат». Магический смысл знака передавался из поколения в поколение. Поэтому понимающие славяне сегодня свободно могут носить обереги со свастичными знаками, использовать их в качестве талисманов.

Свастика в славянской культуре в разных местах России воспринималась по-разному. Например, на реке Печоре жители называли этот знак «заяц», воспринимая его как солнечный зайчик, луч солнечного света. А вот в Рязани – «ковыль», видя в знаке воплощение стихии ветра. Но и пламенную силу в знаке народ ощущал. Так, встречаются названия «солнечный ветер», «огнивцы», «рыжик» (Нижегородская область).

Понятие «свастика» преображалось в смысловое значение – «то, что пришло с Небес». Здесь заключены: «Сва» – Небеса, Сварга Небесная, Сварог, руна «с» – направление, «тика» – бег, движение, приход чего-либо. Понимание происхождения слова «Суасти» («Свасти») помогает определять силу знака. «Су» – добро или прекрасное, «асти» – быть, пребывать. В общем, можно резюмировать значение свастики – «Быть добру!».

Читайте также:

Славянские обереги для детей

Славянские Боги-Покровители

Славянская символика

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

Свастика славян — Славянская культура

Свастика – это только один из символов; всего у славян 144 основных свастических символа и каждый имеет свое название. Плюс сотни всевозможных вариаций (Символы-обереги славян). Называют символы солярными (символы Солнца, Светлых Богов) или яргические (ЯРГА). Слова с корнем ЯР обозначают действия производимые лучами Солнца, что непосредственно связано с плодотворящим временем весны. ЯР — оплодотворяющая, созидающая сила. Яриться – «иметь похоть». Ярый – «сильный», «мужественный». Яровой – «весенний, посеянный весной», ярина – «ячмень, овес», ярь – «растительная сила почвы», яровое, яровик – «поле, засеянное яровым хлебом». Ярило-Солнце.

Слова начинающиеся и оканчивающиеся на ГА означают природное движение, перемещение предметов, живых существ, чувств, мыслей. Имеется большая группа слов, которых окончание ГА — наделяет сверхъестественной силой, особым состоянием, нечеловеческими возможностями. Вьюга, пурга, шурга (летний столбовой вихрь), юга (теплый ветер в знойное лето), селенга (восточный ветер на Байкале), влага, яруга. ГА — перемещение, движение огромных воздушных масс, дождя и снега под воздействием природных сил.

Свастика славян (Ярга-свастика)

Яргические знаки делят на 4 вида – линейный (1), начальный (2), смешанный (3), изобразительный (4).
Изобразительный делится на 2 типа — растительный и животворный.
Линейный также делится на 2 типа – прямолинейный (линейно-угловой) и криволинейный (круговой). Каждый из которых делятся на 3 подтипа – образцовый, многоногий, сложный и сложно-разветвленный. Скругленный, круговой, вихревой (спиральный).

Начертательно-смысловая классификация яргических знаков

Знаки с 1 по 6 и 2-2 составляют историческую, начертательную и смысловую основу, на которой шло развитие остальных видов, типов и подтипов яргических знаков.
Знаки 1,2,3 называются образцовыми (оси пересекаются под углом 90 °, а знаки 4,5 – классическими (угол пересечения осей 45 °).

Лучи (ноги) яргических знаков могут не только загибаться под любым углом из срединной точки, но плавно виться и ветвиться в зависимости от заложенного в них смысла.

Яргические узоры на Руси

Исследование пространства русских узоров позволяет дать определение его композиционному решению как правилу всюдности. Т.е. заполнение всего поля (пространства), выделенного под рисунок, образно-осмысленными узорами, самостоятельными знаками. Такой подход является наиболее характерным для русской вышивки и ткачества (Свастика в русской народной культуре XIX века).
Узоры движутся параллельными рядами, внимание мастерицы рассредоточивается и вместо того чтобы концентрироваться на каждом образе в отдельности, она приучается схватывать их соотношение, общую связь. Установку этого рода можно рассматривать как возведение мысли от отдельных объектов (частей картины или узора) существования к высшей идее, которую выражает композиция в целом.
Образы жизни, захватывающие всё поле вышивки отражаются в узорах русской крестьянки и безвестных мастеров средневековой Руси. Это же явление отмечено и во фракийском искусстве (I тыс. до н.э.) для которого была характерна «боязнь пустого пространства». Поэтому всё оно заполнялось осмысленными знаками.

Важно также выделить правило двуличности – техника исполнения узора позволяющая получать на изнаночной части ткани обратный рисунок лицевого узора с такой же чистотой выработки. По отношению к ярге оно называется правилом полноты сущности. При током выполнении ярги, знак обладает одновременно левым и правым направлениями (на лицевой и изнаночной стороне вышивки, ткачества), объединенными в одной вещи, выступающей третьей стороной.

Правосторонняя и левосторонняя свастика

Правосторонняя свастика – вращение по часовой стрелке (лучи направлены вправо). Символы рождения и развития (созидательная солнечная энергия).

Левосторонняя свастика – вращение против часовой стрелки (лучи направлены влево). Символ энергии «разрушения».
Чтобы родилась новая солнечная система, сначала должно взорваться одно из Солнц, т.е. деструктироваться и очиститься от старой программы, затем происходит новое созидание.
Левосторонняя свастика – это символ очищения, обновления и оздоровления. Ношение или использование этого символа не разрушает, а очищает.

Любая свастика является знаком света, жизни, здоровья. Правосторонняя свастика — знак весеннего солнца, а левосторонняя — осеннее солнце.

Из википедии — принято ассоциировать правосмотрящую свастику (лучи направлены вправо) с вращением по часовой стрелке. Однако правосмотрящая свастика может вращаться по и против часовой стрелки. Понятие вращения свастики представляется туманным.

Значение свастики зависит от цвета — оранжевая «солнечная» (лучами направо) — счастье, благополучие, вечность. Белая «лунная» (лучами налево) — агрессия, сила, богоборчество (употребляется тибетскими колдунами).

Ярга-свастика в культуре средневековой Руси

Булавка (кон. XII в). Перстень новгородского типа (XIII-XIV в). Пряжка (XIII в)

Яргические знаки на днищах горшков Гнездовского могильника (IX-X вв)

Руские письмена на восточных монетах IX-XI вв

Вятическое украшение из 3-х яргических подвесок

Воссозданная свадебная сряда (одежда) девушки-вятички (по материалам погребений вятичей). Увеличенные детали одежды и украшений-оберегов невесты (XII ст).

Височное кольцо (подвеска) с яргическими знаками

Шерстяная лента головного убора

Ромб и его значение на одежде славян

Ромб, как и ярга, относится к древнейшим знакам человеческой культуры, известен со времен палеолита. Имеет много значений, например — обозначает круг года, землю, плодородие, женское начало; священное изображение женщины, как знак плодовитости, продолжение жизни. В книге П.И. Кутенкова «Ярга-свастика – знак русской народной культуры» дается значение ромба в системе женских сряд. Ромб в зависимости от его расположения в узоре, выступает знаком места пребывания Души.

Ромб на одежде славян

В продолжение детородного времени женщина носила рубахи, в узорах которых на значимых местах размещались ромбы с продленными сторонами.

С момента окончания детородного времени и до своей старости женщина последовательно носила 4 подтипа сряд, на основных одеждах которых – рубахах и запонках, через изменения ромба показана неумолимость перехода человека из этого мира на тот свет. Этот временной период подготовки к уходу в иной мир длился до нескольких десятков лет. Ход времени отражался посредством изменения узорирования косых поликов туникообразных рубах, а также на запонах. (Косым поликом в женской рубахе называлась трапециевидная вставка в стан, спереди и сзади смотревшаяся как треугольная вставка – косой палик).

В первом подтипе последетородной рубахи швы полика украшены кумачовой лентой и вышивкой из ромбов с продленными сторонами, называемыми – ряпьём. На рубахах второго подтипа, надеваемой через 6-8 лет, швы узорированы только ряпьём. Еще через несколько лет надевается третий подтип, на швах поликов которого носится узор из полуромбов, вышитый только одним черным цветом, называемый — в полряпья одним чёрным. И старухи в 75-80 лет надевают четвёртый подтип сряды, все одежды которого белого цвета, а на швах поликов рубах отсутствуют какие-либо знаки.

В приведенном порядке ношения одежд отчётливо и однозначно народная исконь посредством изменения ромба выразила мысль о временности человеческого тела и пребывания в нём души. Через систему знаков отражено последовательное, постепенное приближение человека к смерти – уход в мир предков. Ромб с определенными сторонами в одеждах данного типа, состоящего из четырех подтипов, выступает знаком «дома» души, символом её земного бытия. Заканчивается земная жизнь – исчезает ромб.

Традиция не знает жёстких временных рамок ношения того или иного подтипа сряд. Каждая пожилая баба сама определяет временные рамки ношения того или иного подтипа одежд в последетородное время. Одновременно с изменением знакового образа рубах и запонов идёт изменение знаково-символического ряда в понёвном солнечном календаре жизни. Течение последетородного времени ведёт к уменьшению числа квадратов на одном полотне поневы от восьми до шести. Изменение числа квадратов в понёвном календаре жизни показывало уменьшение возможностей женщины по продолжению рода, приближение её к переходу в мир иной.

Установленная последовательность изменения ромба позволяет толковать его как знак земной жизни и дома души. Удивительно, но человек сам определяет время жизни в этом мире, отражая срок окончании своего пребывания на Земле посредством знакового образа одежд.

Фрагмент скатертини.
Строчка. Браное ткач.
Середина XIX ст.

Кінець рушники.
Браное ткач.
Кінець XIX ст.

Кінець рушники.
Браное ткач.
Кінець XIX ст.

Кінець рушники.
Браное ткач.
Початок XIX ст.

Кінець рушники.
Вишивка.
Середина XIX ст.

Фрагмент рушники.
Банне ткач.
Кінець XIX ст.

Фрагмент жіночої сорочки.
Вишивка.
Кінець XIX ст.

Фрагмент скатертини.
Вишивка.
Кінець XIX ст.

Кінець рушники.
Браное ткач.
Початок XIX ст.

Кінець рушники.
Банне ткач.
Кінець XIX ст.

Ромб на сряде печального времени

В этом типе сряд в продолжение трёх лет также носятся 4 подтипа сряд, белых кручинных одежд.

Первые 40 дней кручины надевают только белые одежды. На поликах рубахи отсутствуют какие-либо знаки. Через 40 дней, после проводов души, надевается второй подтип белых кручинных одежд. На швах поликов рубахи появляется полуряпей (полуромб) с продленными сторонами, вышитый только чёрным цветом (традиция знает и другие цвета – синий). Этот подтип носится около года, после чего сменяется третьим подтипом, где швы косых поликов вышиты в полряпья чёрным с красным, т.е. чередование чёрных и красных полуромбов. В третий год печали близкие родичи надевают сряду, в которой швы поликов рубахи, а также запястья рукавов и подол запона вышиты ромбом с продлёнными сторонами – ряпьём. На третью годовщину после проведения последних частных поминок кручинная одежда сменяется на детородную, праздничную. Закончена печаль – забота, «гребта» о душе, ушедшей в «мир» родителей, к Богу. В солнечном поневном календаре жизни в таком случае увеличивается количество квадратов-глаз с шести до восьми.

В таком последовательном изменении узора – постепенном появлении ромба с продленными сторонами – выражена идея, основанная на древних знаниях — оказание помощи родичами, душе умершего в обустройстве на том свете, рождения-возрождения её в ином мире. Это понимание находит созвучие в живом русском языке. В нём слова «печаль и кручина» понимаются как – заботиться усердно, ревностно заступаться, покровительствовать, печься, брать на попечение и т.д. (Даль В.И.).

Исходя из народного мировоззрения, можно предположить, что с каждым месяцем дух становится «взрослее» и всё меньше ему надо энергетической помощи со стороны душ родичей, оставшихся на земле. Окончание кручины означает, что дух обрел свой «дом» в ином мире.

Во время ношения 4-х подтипов сряд последетородных и 4-х подтипов сряд печальных — ромб с продленными сторонами выступает знаком, обозначающим место пребывания души. В одном случае таким местом является человек, «этот свет», в другом – «мир иной», тот свет. Оба места пребывания души в народном мировоззрении относятся к божьему творению, миру, божьему дому. Квадрат и ромб с продленными сторонами знаменуют божественное течение жизни, т.е. течение жизни по законам Бога, осененное особым священным знаком.
 

Похожие статьи:

Красота и здоровье → Очищаем воду при помощи Ярилы — Трисветлого

Космос → Славянская астрология

Красота и здоровье → Древнеславянская Здрава

Боги, духи и существа → Коловрат всебожья

Поэзия → Азбука со славянскими персонажами — Марина Царь Волкова

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Свастика славян и свастика фашистов

Сегодня многие люди, услышав слово «свастика», сразу представляют Адольфа Гитлера, концлагеря и ужасы Второй Мировой войны. Но, на самом деле, этот символ появился еще до новой эры и имеет очень богатую историю. Большое распространение он получил и в славянской культуре, где существовало множество его модификаций. Синонимом слова «свастичный» являлось понятие «солярный», то есть солнечный. Существовали ли какие-то отличия в свастике славян и фашистов? А, если да, то в чем они выражались?

Для начала напомним, как выглядит свастика. Это крест, каждый из четырех концов которого загибается под прямым углом. Причем все углы направлены в одну сторону: вправо или влево. Смотря на такой знак, создается ощущение его вращения. Есть мнения, что основное отличие славянской и фашистской свастик заключается в направлении этого самого вращения. У немцев это правостороннее движение (по часовой стрелке), а у наших предков – левостороннее (против часовой). Но это далеко не все, что отличает свастику ариев и арийцев.

Содержание статьи

Внешние отличия

Также важной отличительной чертой является постоянство цвета и формы у знака армии фюрера. Линии их свастики достаточно широкие, абсолютно прямые, черного цвета. Подлежащий фон – белый круг на красном полотне.

А что же со славянской свастикой? Во-первых, как уже было сказано, есть много свастичных знаков, отличающихся по форме. За основу каждого символа, разумеется, принят крест с прямыми углами на концах. Но у креста может быть не четыре конца, а шесть или даже восемь. На линиях его могут появляться дополнительные элементы, в том числе и плавные, округлые линии.

Во-вторых, цвет свастичных знаков. Здесь также есть разнообразие, но уже не так резко выраженное. Преобладает символ красного цвета на белом фоне. Красный цвет выбран не случайно. Ведь он был олицетворением солнца у славян. Но есть и голубые, и желтые цвета на некоторых из знаков. В-третьих, направление движения. Ранее было сказано, что оно у славян противоположно фашистскому. Однако, это не совсем так. Мы встречаем и правосторонние свастики у славян, и левосторонние.

Мы рассмотрели лишь внешние отличительные атрибуты свастики славян и свастики фашистов. Но гораздо более важными фактами являются следующие:

  • Приблизительное время появления знака.
  • Значение, которое придавалось ему.
  • Где и при каких условиях использовался данный символ.

Начнем со славянской свастики

Время, когда она появилась именно у славян, назвать сложно. Но, например, у скифов, она зафиксирована в четвертом тысячелетии до нашей эры. А так как чуть позже славяне начали выделяться из индоевропейской общности, то, наверняка, они уже использовалась ими то время (третье-второе тысячелетие до новой эры). Тем более, что у праславян они были основополагающими орнаментами.

Свастичные знаки изобиловали в обиходе славян. И поэтому нельзя всем им приписывать одно и то же значение. На самом деле, каждый символ был индивидуальным и нес свою смысловую нагрузку. Кстати, свастика могла быть как самостоятельным знаком, так и входить в состав более сложных (при этом чаще всего ее располагали в центре). Вот основные значения славянских свастичных (солярных символов):

  • Священный и Жертвенный огонь.
  • Древняя мудрость.
  • Домашний очаг.
  • Единство Рода.
  • Духовное развитие, самосовершенствование.
  • Покровительство богов в мудрости и справедливости.
  • В знаке Валькикрия – это оберег мудрости, чести, благородства, справедливости.

То есть в целом, мы можем сказать, что значение свастики было каким-то возвышенным, духовно-высоким, благородным.

Археологические раскопки дали нам много ценной информации. Оказалось, что в древности славяне наносили подобные знаки на свое оружие, вышивали на костюме (одежде) и текстильных принадлежностях (рушниках, полотенцах), вырезали на элементах своего жилища, домашнего обихода (посуде, прялках и других деревянных приспособлениях). Делали все это в основном с целью защиты, с целью убережения себя и своего дома от злых сил, от горя, от пожара, от дурного глаза. Ведь древние славяне были очень суеверны в этом плане. А с такой защитой чувствовали себя гораздо защищенней и уверенней. Даже курганы и городища древних славян могли иметь свастичную форму. При этом концы креста символизировали определеую сторону света.

Свастика фашистов

  • Принял этот знак в качестве символа национал-социалистического движения сам Адольф Гитлер. Но, мы-то знаем, что придумал ее далеко не он. И вообще, свастику использовали другие националистические группировки в Германии еще до появления Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Поэтому возьмем время появления за начало двадцатого века.

Интересный факт: человек, предложивший Гитлеру взять в качестве символа свастику, изначально представил левосторонний крест. Но фюрер настоял на том, чтобы заменить его на правосторонний.

  • Значение свастики у фашистов диаметрально противоположно таковому у славян. По одной из версий, она означала чистоту германской крови. Сам Гитлер говорил, что сам крест черного цвета символизирует борьбу за победу арийской расы, творческий труд. И вообще фюрер считал свастику древним антисемитским знаком. В своей книге он пишет, что белый круг – это национальная идея, красный прямоугольник – социальная идея нацистского движения.
  • А где же использовалась фашистская свастика? Во-первых, на легендарном флаге Третьего Рейха. Во-вторых, у военных она была на пряжках ремня, в качестве нашивки на рукаве. В-третьих, свастика «украшала» официальные здания, захваченные территории. Вообще она могла быть на любых атрибутах фашистов, но эти были самыми распространенными.

Так им образом, свастика славян и свастика фашистов имеет колоссальные отличия. Это выражается не только во внешних чертах, но и в смысловых. Если у славян этот знак олицетворял что-то доброе, благородное, высокое, то у фашистов – это был истинно нацистский знак. Поэтому не стоит, услышав что-то о свастике, сразу думать о фашизме. Ведь славянская свастика была более светлой, более гуманной, более прекрасной.

Свастика и шестиконечная звезда-украденные славянские символы.

Источник

slavicnews.ru

Славянская свастика — Славянская культура



Ведическая Культура Славян и Ариев придает кресту огромное значение. И заслуженно! Ведь этот сакральный символ несёт в себе колоссальный смысл. Он символизирует бесчисленное множество значений, явлений и образов во всех трех осознаваемых нами мирах: Нави, Яви и Прави.



Разнообразных изображений креста у Славян и Ариев насчитывается более 144-х. И это только основных! Однако, в отличии от неподвижных крестов инородных религий, Славяно-Арийских крест, как и сама Жизнь, находится в постоянном круговороте! Он символизирует движение электронов окрест (вокруг) ядра атома, движение планет окрест Ярилы – Солнца, движение видимой части звёздного неба (с точки зрения земного наблюдателя) окрест звезды Тары, движение Солнечной системы окрест центра Галактики, движение Галактики окрест центра Вселенной; пересечение и динамичное взаимодействие во Вселенной Духа и Материи, Жизни и смерти, Света и тьмы, Правды и кривды…

Движущийся крест Славяне и Арии отображают богатым разнообразием графических форм и цветовых сочетаний. В письменных текстах его образ изображается четырьмя рунами. Руна «Сва» – означает Небеса (отсюда – Свадьба, точнее: СВА ДЕ БО – СВА(небесное) ДЕ(яние) БО(гов). Руна «с» – означает направление движения, а две руны «тика» – означают вращение, бег, изменение. До сих пор дети, играя, кричат: «Тикай!», т.е. быстро двигайся, укорачиваясь от столкновений.

Итак, вращающийся Крест Жизни, который несут в себе Славяне и Арии называется Свастика.

Как же они его несут? Чтобы понять это, рассмотрим Образ и Подобие Божье или, в современной терминологии, духовно-энергетическую структуру Человека.

У Славян и Ариев она представляет собой сияющий 16-ти мерный энергоинформационный кокон, находящийся вне материального времени и пространства. Проекция его проявления в 4-х мерном (длина, ширина, высота и время) материальном мире напоминает форму 9-ти светящихся разными цветами радуги энергетических матрёшек, вложенных одна в другую. Проекция внутреннего (самого малого) энергоинформационного кокона-матрёшки для наблюдателя, находящегося в материальном мире, воспринимается в чёрном цвете, проекция внешнего, самого большого, сияет серебристо-белым цветом. Все внутренние духовно-энергетические коконы (от меньшего к большему) воспринимаются в цветах: красном, оранжевом, жёлтом, зелёном, голубом, синем, фиолетовом.

Их свечение и форма – результат взаимодействия энергоинформационных потоков, пронизывающих миры Нави, Яви и Прави, собранных Волей Всевышнего, по Своему Образу и Подобию, в духовно-энергетический крест, состоящий из 37-ми основных и 144-х вспомогательных вращающихся свастик. При этом 9 из них являются наиболее крупными и сияют наиболее ярко. Это и есть Человек и его Крест. Правда, зреть сие возможно лишь духовными очами.

Глаза же телесные видят лишь грубо-материальную оболочку в виде мешка из костей и мышц, обтянутых кожей, хотя даже и эта оболочка, при хорошей осанке и горизонтально разведенных в стороны руках, напоминает форму креста. Это самая плотно-материальная энергоинформационная структура Человека. Но и она пронизана энергиями химического распада и синтеза, а также, электромагнитными потоками, управляющими через центральную нервную систему согласованной деятельностью внутренних органов. Вы и сами видели проекции этих потоков в виде кардиограмм и энцефалограмм (графических отображений электромагнитных импульсов сердца и мозга).

Что же находится за пределом восприятия телесных глаз? Тот самый Крест, о котором Иисус говорил своим ученикам! Кстати, самым первым из них (ещё до того, как Иисус призвал Андрея первозванного и 12 канонизированных апостолов) был Славянин – апостол Арий. Заметьте, Арианская церковь возникла одной из первых после завершения миссии Христа в Иудее, имея в своей картине мира наименьшее количество религиозно-философских извращений, за что и была подвергнута гонениям.

Итак, Славяно-Арийский духовно-энергетический Крест состоит из 9-ти самых мощных свастичных энергоинформационных вихрей, топографически соответствующих спинному и головному мозгам.

Первый из них расположен в районе копчика. В результате того, что он в наибольшей степени втягивает и в наименьшей степени излучает энергию и информацию, его цвет воспринимается как чёрный. Называется он Исток.

Второй – в районе позвоночного столба на уровне телесного лобка. Его цвет красный. Название – Зарод.

Третий энергетический вихрь находится возле спинномозгового нейронного ствола на высоте пуповины физического тела. Цвет его оранжевый. Зовется он Живот (Жизнь).

Четвертый свастичный вихрь энергий вращается в районе солнечного сплетения и первых (снизу) сросшихся рёбер. Цвет – золотой. Название – Перси (Грудь).

Пятая и шестая свастики расположены в области плечевых суставов и подмышечных впадин Десницы (правой руки) и Шуи (левой руки). Свастика Десницы сияет зелёным цветом и зовется Лада. Свастика Шуи имеет голубое сияние и называется Леля. Причем, направление вращения Лады – коловрат (навстечу Солнцу), а Лели – посолонь (по Солнцу).

Седьмой вихрь находится на уровне соединения спинного и головного мозгов. Цвет-синий. Название Устье (Уста).

Восьмая свастика вращается в области головного мозга на уровне межбровья. Сияет фиолетовым цветом и зовется Чело.

Девятый вихрь кружит над теменем, причем не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости. Сияет серебристо-белым цветом. Имя его – Родник.

Описанный выше крест, наполняет наше тело, душу и дух Жизненной Силой Всевышнего, которой насыщена Вселенная так же обильно, как атмосфера – воздухом.

Исток, Зарод и Живот черпают Жизненную Силу из мира Нави.

При этом Исток вбирает Силу Земли, обеспечивая жизнедеятельность органического тела.

Зарод принимает энергию от других живых существ, а также, впитывает и излучает энергию размножения. Через этот вихревой поток в женщину входит мужская сила, необходимая для зачатия и вынашивания ребёнка, энергия мужского семени, энергия образов Духа и Крови Рода её мужа. С этим потоком Жизненной Силы в женщину входят дары её мужа: Благословение мужнего Рода (она получает покровительство Рода её мужа, помимо покровительства Рода её отца), Дар Материнства, Женская Доля (дар неиссякаемой взаимной любви к мужу и детям) и Родовая Память (интуитивное прозрение накопленного опыта своих Предков по женской линии о создании и подержании атмосферы Любви и Лада в семье и доме). В мужчину через Зарод входит дар от жены -Дар Отцовства (взаимная любовь к ней и детям, умение воспитать наивысшие качества их душ, талант обучения сыновей Жизненной Мудрости, воинским искусствам и своей профессии, талант воспитания в дочерях наилучших качеств будущих жён, талант духовного воспитания жены и детей для приведения их вслед за собой к Богу).

Через Живот (Жизнь) Человек принимает Жизненную Силу и Мудрость Рода. Поначалу, в утробе матери, через пуповину, а затем, после рождения, от Всевышнего Прародителя в образах: Бога-покровителя Рода, Богини Живы и Звезды-Владыки. Эта энергия управляет зарождением и развитием Жизни Человека сначала в семени его отца, затем в утробе его матери. Живот (Жизнь) управляет нижними энергетическими центрами, а также, всей Жизнью индивида, включая зачатие его детей, их рождение и воспитание. Если более высшие энергоинформационные центры не развиты и осознанно не используются им – это ещё не Человек, а только лишь Жить (Житель).

Следующие три вихря: Перси (Грудь), Лада и Леля принимают и излучают Жизнь несущие энергии мира Яви.

Перси (Грудь) обеспечивает «Солнечное Дыхание», принимает и излучает информацию и энергию Творческого Созидания, раскрывающую способность сотворять предметы Явного мира. Перси управляет также процессами обретения и передачи военных, производственных и административно-управленческих навыков, умением творчески упорядочивать Жизненное Пространство вокруг себя: в доме, в семье, в семейном хозяйстве, в трудовом коллективе, в селе (деревне). По мере освоения этих возможностей, люди обучаются упорядочивать Жизненное пространство вокруг себя в городе, Веси (области), в Державе, на Земле (планете).

Лада принимает и излучает энергии Любви, Нежности, Счастья, Добра.

Леля обеспечивает интуитивное познание мира Яви и интуитивное творчество в нём (технические изобретения, научные открытия). Если более высшие духовно-энергетические центры не развиты и осознанно не используются – это всё ещё не Человек, а только лишь Людь (Людина). Однако, даже если только эти центры хорошо развиты, о таких людях говорят: «Гарна Людина!»

Верхние три вихря: Уста (Устье), Чело и Родник принимают и излучают Жизненные энергии мира Слави (высших уровней Светлой Нави). Кроме того, Родник, помимо мира Слави, связан и с миром Прави.

Уста (Устье) обеспечивает Человеку восприятие и передачу энергии Чувственных Образов. Все представители сферы искусств пользуются в своём творчестве этим духовно-энергетическим центром. Он помогает привносить в мир Яви Прекрасное из более высших миров.

Чело воспринимает и передает Мысленные образы, управляющие высшим интеллектуальным и духовным развитием Человека, обеспечивает возможность Ясновидения и Яснослышания, т.е. зрительного и слухового восприятие многомерного (от 5 до 16-ти мерностей) мира Слави, а также, Прошлого и Будущего мира Яви и параллельных миров.

Родник воспринимает и излучает энергию Высших Душевных образов мира Слави и Духовных образов мира Прави. Родник – основной орган взаимодействия с вознесёнными Предками, Богами – покровителями Рода и Всевышним Прародителем.

Тот, кто развил в себе душевные и духовные способности осознанно воспринимать и управлять Жизненной Силой Устья, Чела и Родника по достоинству обретает звание Человека, несущего свой Крест.

Надеюсь, теперь понятно, о чем говорил Иисус своим ученикам? Правильно, он предлагал им последовать его духовному опыту и стать полубогами.

Что же тогда «Крестный ход»? У христиан это хождение со свечами, церковной утварью и псалмами окрест (вокруг) поселения, поражённого эпидемией, с целью излечения хвори. Кроме того, они ходят окрест церкви на Пасху, что символизирует «хождение жён-мироносиц ко гробу господню», в надежде увидеть его не мёртвым, а живым.

В Изначальной (Старой) Вере Славян и Ариев – это обряд Крамолы – ежедневной встречи, проводов и «Несения своего Креста» вслед за своим старшим братом – Богом Ярилой, который наполняет Светом Истины Всевышнего -»Ра» (Солнца), всю Солнечную систему и обитателей 27-ми её Земель (планет) во всех трёх мирах: Нави, Яви и Прави, т.е. Славяно-Арийская Крамола – это обряд становления Богом, подобным Яриле.

Похожие статьи:

Славянские обряды → Ведай.

Традиции → Космы

Боги, духи и существа → Три главы в Славянской вере: Основные и общие

Славянские единоборства → Психотехника освоения Живы.

Красота и здоровье → Древнеславянская Здрава

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Считается ли славянский обережный символ запрещенным?

Свастика – обережный символ славянского язычества, один из древнейших солярных символов Солнца. Представляет собой равноконечный крест с небольшими загнутыми под прямым углом «хвостиками», а также является символическим изображением Солнца, так как его геометрическая фигура визуально предполагает движение, которое несет в себе силу развития и победы. К сожалению, свастика в наши дни ассоциируется с ужасными воспоминаниями о Второй мировой войне, когда Германия использовала свастику как символ фашизма. Именно по этой причине свастика попала в список «Запрещенные славянские символы».

Какова роль славянской свастики?

Некоторые исследователи предполагают, что выбор свастики как символ фашизма была большой ошибкой Адольфа Гитлера, так как данный символ в славянской культуре обозначает победу света над темнотой, добра над злом, Яви над темной Навью. Свастика не могла изменить свое предназначение в зависимости от того, на чьих знаменах она была начертана. Возникает вопрос: не в этом ли кроется причина поражения Гитлера в войне против славян, чей символ он нагло использовал в своих целях, однако тот не послужил для него оберегом.

Другие солярные знаки, похожие на свастику

В славянской культуре на самом деле существует несколько видов символов, которые по своей форме похожи на свастику. Они все графически выстроены так, что, несмотря на явное отличие, не разбирающиеся в этом люди никогда не отличат один символ от другого. Также известно, что в народной вышивке славян свастика встречается как на территории России, так и в Белоруссии и в Украине. Однако больше всего использовали свастику на Севере России.

Уникальную сохранность древнего славянского символа в Северной части РФ обеспечивало несколько факторов:

  • Раннее заселение территории народом;
  • Народ нес в себе арийский генотип;
  • Недоступная заповедность мест.

Ещё во время христианизации Руси все несогласные, кто не мог отказаться от язычества, однако и с жизнью расставаться не спешил, переселялись на Север, и строило хижины среди непроходимых лесов, а также на берегах холодных чистых рек. Именно на этой территории сохранились остатки истинного староверия.

Помимо Северных земель, свастику, которая символизировала на вышиванке Солнце, изображали и на архангельских обережных вышивках. Солнце для древних славян являлось неизменным символом, к которому были обращены молитвы людей ещё со времен древнейших изображений. Однако из-за глупой прихоти одного человека этот символ отныне запрещен согласно конституции Российской Федерации статье о «противодействии экстремисткой деятельности».

Вопрос о снятии запрета со свастики

В марте 2015 года была предпринята ещё одна попытка доказать властям, что славянская свастика является не символом фашизма, а сакральным символом славянской духовности. Попытку «реабилитировать» свастику предпринял житель Краснодарского края С. Алехин, который также участвовал в подобном судебном процессе в 2011 году. Как следует из материалов данного дела, истец посчитал противоречащим Конституции РФ подход, когда суды запрещают признавать какой-либо материал экстремистским лишь по той причине, что в нем провозглашается идея единого учения, в то время как остальные объявляются ложными. Алехин привел несколько примеров того, что также может сойти за фашистский символ, как и славянская свастика (буддистский иероглиф «вань», «сердце Будды»), однако почему-то Конституционный суд РФ постановил, что это не является символами, похожими на свастику.

К сожалению, в рассмотрении жалобы Сергей Алехина было отказано, так как затронутые им вопросы (проверка соответствия символики Фалуньгун) не входят в компетенцию КС РФ, поэтому славянские родноверы продолжают ждать, когда же символ признают славянским и с него снимут запрет.

Свастика и Царь Николай.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

основные внешние отличия, смысловые, отличия в области применения

Сегодня многие люди, услышав слово «свастика», сразу представляют Адольфа Гитлера, концлагеря и ужасы Второй Мировой войны. Но, на самом деле, этот символ появился еще до новой эры и имеет очень богатую историю. Большое распространение он получил и в славянской культуре, где существовало множество его модификаций. Синонимом слова «свастичный» являлось понятие «солярный», то есть солнечный. Существовали ли какие-то отличия в свастике славян и фашистов? А, если да, то в чем они выражались?

Для начала напомним, как выглядит свастика. Это крест, каждый из четырех концов которого загибается под прямым углом. Причем все углы направлены в одну сторону: вправо или влево. Смотря на такой знак, создается ощущение его вращения. Есть мнения, что основное отличие славянской и фашистской свастик заключается в направлении этого самого вращения. У немцев это правостороннее движение (по часовой стрелке), а у наших предков – левостороннее (против часовой). Но это далеко не все, что отличает свастику ариев и арийцев.

Внешние отличия

Также важной отличительной чертой является постоянство цвета и формы у знака армии фюрера. Линии их свастики достаточно широкие, абсолютно прямые, черного цвета. Подлежащий фон – белый круг на красном полотне.

А что же со славянской свастикой? Во-первых, как уже было сказано, есть много свастичных знаков, отличающихся по форме. За основу каждого символа, разумеется, принят крест с прямыми углами на концах. Но у креста может быть не четыре конца, а шесть или даже восемь. На линиях его могут появляться дополнительные элементы, в том числе и плавные, округлые линии.

Во-вторых, цвет свастичных знаков. Здесь также есть разнообразие, но уже не так резко выраженное. Преобладает символ красного цвета на белом фоне. Красный цвет выбран не случайно. Ведь он был олицетворением солнца у славян. Но есть и голубые, и желтые цвета на некоторых из знаков. В-третьих, направление движения. Ранее было сказано, что оно у славян противоположно фашистскому. Однако, это не совсем так. Мы встречаем и правосторонние свастики у славян, и левосторонние.

Мы рассмотрели лишь внешние отличительные атрибуты свастики славян и свастики фашистов. Но гораздо более важными фактами являются следующие:

  • Приблизительное время появления знака.
  • Значение, которое придавалось ему.
  • Где и при каких условиях использовался данный символ.

Начнем со славянской свастики

Время, когда она появилась именно у славян, назвать сложно. Но, например, у скифов, она зафиксирована в четвертом тысячелетии до нашей эры. А так как чуть позже славяне начали выделяться из индоевропейской общности, то, наверняка, они уже использовалась ими то время (третье-второе тысячелетие до новой эры). Тем более, что у праславян они были основополагающими орнаментами.

Свастичные знаки изобиловали в обиходе славян. И поэтому нельзя всем им приписывать одно и то же значение. На самом деле, каждый символ был индивидуальным и нес свою смысловую нагрузку. Кстати, свастика могла быть как самостоятельным знаком, так и входить в состав более сложных (при этом чаще всего ее располагали в центре). Вот основные значения славянских свастичных (солярных символов):

  • Священный и Жертвенный огонь.
  • Древняя мудрость.
  • Домашний очаг.
  • Единство Рода.
  • Духовное развитие, самосовершенствование.
  • Покровительство богов в мудрости и справедливости.
  • В знаке Валькикрия – это оберег мудрости, чести, благородства, справедливости.

То есть в целом, мы можем сказать, что значение свастики было каким-то возвышенным, духовно-высоким, благородным.

Археологические раскопки дали нам много ценной информации. Оказалось, что в древности славяне наносили подобные знаки на свое оружие, вышивали на костюме (одежде) и текстильных принадлежностях (рушниках, полотенцах), вырезали на элементах своего жилища, домашнего обихода (посуде, прялках и других деревянных приспособлениях). Делали все это в основном с целью защиты, с целью убережения себя и своего дома от злых сил, от горя, от пожара, от дурного глаза. Ведь древние славяне были очень суеверны в этом плане. А с такой защитой чувствовали себя гораздо защищенней и уверенней. Даже курганы и городища древних славян могли иметь свастичную форму. При этом концы креста символизировали определеую сторону света.

Свастика фашистов

  • Принял этот знак в качестве символа национал-социалистического движения сам Адольф Гитлер. Но, мы-то знаем, что придумал ее далеко не он. И вообще, свастику использовали другие националистические группировки в Германии еще до появления Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Поэтому возьмем время появления за начало двадцатого века.

Интересный факт: человек, предложивший Гитлеру взять в качестве символа свастику, изначально представил левосторонний крест. Но фюрер настоял на том, чтобы заменить его на правосторонний.

  • Значение свастики у фашистов диаметрально противоположно таковому у славян. По одной из версий, она означала чистоту германской крови. Сам Гитлер говорил, что сам крест черного цвета символизирует борьбу за победу арийской расы, творческий труд. И вообще фюрер считал свастику древним антисемитским знаком. В своей книге он пишет, что белый круг – это национальная идея, красный прямоугольник – социальная идея нацистского движения.
  • А где же использовалась фашистская свастика? Во-первых, на легендарном флаге Третьего Рейха. Во-вторых, у военных она была на пряжках ремня, в качестве нашивки на рукаве. В-третьих, свастика «украшала» официальные здания, захваченные территории. Вообще она могла быть на любых атрибутах фашистов, но эти были самыми распространенными.

Так им образом, свастика славян и свастика фашистов имеет колоссальные отличия. Это выражается не только во внешних чертах, но и в смысловых. Если у славян этот знак олицетворял что-то доброе, благородное, высокое, то у фашистов – это был истинно нацистский знак. Поэтому не стоит, услышав что-то о свастике, сразу думать о фашизме. Ведь славянская свастика была более светлой, более гуманной, более прекрасной.

Свастика и шестиконечная звезда-украденные славянские символы.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Свастика Славян

Ни в одной стране мира нет такого количества разновидностей ведических символов, как в России. Они встречается повсеместно на всей её огромной территории, в пределах её современных границ, с востока на запад и с севера на юг, с древнейших времён и вплоть до начала XX века.

 

Археологи находят их во всех культурах, которые когда-либо там существовали и которым современные учёные дали разные названия: костёнковская и мезинская культуры (25-20 тыс. лет до н.э.), трипольская культура (VI-III тыс. до н.э.), андроновская культура (XVII-IX веках до н. э.) – так назвали цивилизацию, которая существовала в XVII-IX веках до н. э на территории Западной Сибири, западной части Средней Азии и Южном Урале, тагарская культура бассейна реки Енисея (IX-III в. до н.э.), пазырыкская культура (конец I тыс. до н.э.), скифская и сарматская культура. Ведические символы, в частности свастичные, использовались русами в градостроении и зодчестве, изображались на фасадах деревянных срубных изб, на деревянной и глиняной утвари, на женских украшениях – височных кольцах, на перстнях, на иконах и росписи «православных» храмов, на глиняной посуде и на родовых гербах. Наибольшее применение свастика нашла в украшении предметов одежды и быта, и широко использовалась ткачихами и вышивальщицами.

Существует огромное количество полотенец, скатертей, подзоров (полоса ткани с вышивкой или кружевом, которая пришивается к одному из длинных краёв простыни, так что при застеленной постели подзор остаётся открытым и свисает над полом), рубах, поясов, в орнаметах которых использовалась свастика.

Обилие и разнообразие свастичных мотивов просто поражает, как и тот факт, что раньше непростительно редко они появлялись даже в специализированных книгах по народно-прикладному искусству, не говоря уже о существовании отдельных коллекций. Этот пробел восполнил П.И. Кутенков, который собрал колоссальный материал – результат изучения распространения свастики в Новгородской земле, Вологодской, Тверской, Архангельской, Вятской, Костромской, Пермской, Забайкалье и Алтае и описал его в книге «Ярга-свастика – знак русской народной культуры». В ней он приводит таблицы, в которые свёл характерные начертания свастик, использовавшихся на территории России в период с I по XX вв. н.э.

 

Свастик, которые использовались в России, насчитывается более 144 видов. Они бывают разных цветов и форм, с разным количеством лучей и разной направленостью. Ещё сравнительно недавно свастика была самым распространённым и глубоко почитаемым символом, который использовался в России на протяжении тысячелетий, а через неё и остальными. И сей факт удивлять нас не должен. Ведь именно Россия стала источником ведических традиций мира. Именно с её территории пошла развиваться земная цивилизация. Именно русы стали её становым хребтом и принесли начальные её знания всем остальным народам, а значит и символику русов, в том числе и свастику – древнейший солярный символ, а, возможно, и символ вселенной. Ведь в древних ведических источниках говорится о том, что наша галактика имеет форму свастики. С помощью х’Арийских Рун, которыми наши предки пользовались очень давно, слово «свастика» переводится как «Пришедшая с Небес»: руна «СВА» означает небеса, «С» – руна направления, руна «ТИКА» – движение, пришествие, течение, бег. Свастика появлялась везде во всех землях, где когда-либо проживали славяно-арии.

Свастика на автомобиле Николая II

К слову сказать, что почти во всех иностранных языках изображения солярного символа (разновидностей которого совсем немного) называются одним словом «свастика», а в русском языке различных вариантов свастики существует, как мы уже отмечали, 144 вида и столько же названий, поскольку язык наших предков, Славяно-Ариев был гораздо богаче, глубже и сложнее современного. Одно слово, фраза или рунический символ могло нести в себе до 50 значений (а не 2-3 омонима, как сейчас). Совсем непросто было прочитать древний текст. Всё зависело от уровня развития и образования человека, который читает древнюю рукопись, какой смысл и содержание он сможет раскрыть. Вот некоторые названия свастики: Посолонь, Свята Дар, Солнцеврат, Агни, Солнечный Крест, Солард, Светолет, Цветок Папоротника, Перунов Цвет, Боговник, Сварожич, Святоч, Яроврат, Одолень-Трава, Родимич, Чароврат, Свасти, Фаш, Мара, Инглия, Ведара, Свати, Раса и т.д. И, конечно же, Коловpaт – символ восходящего Ярилы-Солнца, символ вечной победы света над тьмой и вечной жизни над смертью. Цвет Коловрата также играет важное значение: огненный, символизирует возрождение; небесный – обновление; чёрный – изменение. Разная направленность свастики соотносится с восходящим и заходящим Солнцем, с пробуждающейся и засыпающей Природой, а не противостоянием добра и зла, светлого и тёмного.

Сельские жители называли свастику по-своему. В Тульской губернии её называли «ковылём». Крестьяне Печоры – «зайцем» (как солнечный зайчик), в Рязанской губернии её прозывали «конём», «конской головой» (коня считали символом солнца и ветра), в Нижегородской – «рыжиком», «вьюном» в Тверской губернии, «кривоногой» в Воронежской. В вологодских землях её называли по-разному: «крючья», «крюковец», «крюк» (Сямженский, Верховажский районы), «огниво», «огнивец», «конегонь» (Тарногский, Нюксенский районы), «сверь», «сверчок» (Великоустюгский район), «вожок», «вожак», «жгун», (Кичм.-Городецкий, Никольский районы), «ярко», «косматый ярко», «космач» (Тотемский район), «гуськи», «чертогон» (Бабушкинский район), «косарь», «косовик» (Сокольский район), «перекрест», «враток» (Вологодский, Грязовецкий районы), «врашенец», «врашенка», «вращун» (Шекснинский, Череповецкий районы), «углый» (Бабаевский район), «мельник» (Чагодощенский район), «крутяк» (Белозерский, Кирилловский районы), «пылань» (Вытегорский район).

Изумительные древние орнаменты выполняли обереговую функцию, вместе с несомненной эстетической, в которой было важно всё – и место расположения вышивки (плечи, горловина, подол и т.п.), цвет, нити, выбор орнамента и пр. Солярные символы, как впрочем и любой другой знак, несли в них определённую смысловую нагрузку, выписывая своего рода послание, расшифровать которое мог только ведающий человек, коих, к сожалению, совсем не осталось. А ведь ещё во второй половине XIX века в некоторых русских деревнях жили старушки-ведуньи, умевшие «читать» по вышитому орнаменту…

Вот, как об этом рассказывает Роман Багдасаров в своей книге «Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки».

«…В середине XIX века жив был ещё обряд чтения узоров, входивший в смотрины невест. Вот как происходил он в селе Никольском Кадниковского уезда, что на Вологодчине. Под Крещение (6 января ст. ст.) из ближних и дальних деревень приходили и приезжали девушки-невесты, привозя с собой лучшие наряды. Эти наряды были почти все сделаны их руками. Девушка надевала под низ рубашку с двумя красными полосами, на неё – ещё четыре-пять с самыми причудливыми узорами, которые шли от подола до груди. На верхнюю рубашку – сарафан, три или четыре нарядных передника. Поверх всего – овчинную шубу, опушённую мехом и крытую крестьянским сукном.

После обеда начинался самый ответственный момент смотрин. Невесты становились рядами у церковной ограды. Несколько парней выбирали пожилую женщину и под её предводительством направлялись к разряженным девицам, которые стояли боясь пошевелиться. Баба подходила к одной из девушек, раздвигала полы шубки и показывала её нарядные передники. Потом поднимала подол сарафана, одну за другой все узорчатые рубашки до той самой, на подоле которой были две красные полосы.

И всё это время поясняла значение узоров. Женихи судили по рубахам и передникам о способностях девушки и её трудолюбии: умеет ли она прясть, ткать, шить и кружева плести [377, с. 113]. Язык русской народной вышивки – это «система письма», где чернила и бумагу заменяют холст и, чаще всего, красная нить. Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать». «Строчить письмо» значило вышивать строкой, назнаменовывая один за другим ряд символических знаков [95, с. 176-177].

Когда девушка готовила себе приданое, мать или бабушка внимательно следили за её работой и сразу поправляли ошибки. Очевидец рассказывает, как дочь ткала в приданое полотенце и в его кайме хотела поставить два ряда треугольников, вершина к вершине. Увидев это, мать остановила её: «Нельзя так делать, дочка! Драконовы зубы у тебя получатся, несчастье на голову накличешь, девичий твой цвет и замужняя жизнь у дракона в зубах окажутся. Поставь узорки подошва к подошве – выйдут солнечные лучи. И будут светить они тебе во всю жизнь…» [123, с. 46; 147, с. 5].

Наиболее архаичные части одежды: головной убор, оплечья и подол в разных областях России имели характерные отличия. С них можно считывать информацию об этнорелигиозных особенностях славян. А на реке Печоре ещё в 1970-е годы охотники, читая издали узоры на варежках и шерстяных чулках, определяли родовую принадлежность встретившегося земляка. Свастика встречается на всех элементах традиционной одежды. Можно сказать, что она пронизывала наряд русского человека буквально с головы до пят…

Простые деревенские жители в продолжение целых столетий сохраняют с каким-то религиозным уважением форму, цвет и малейшие принадлежности костюма своих предков», – отмечали этнографы в середине XIX века. В городах традиционный русский наряд бытовал вплоть до указанного времени. В сельской же местности его повсеместно носили и в начале (кое-где даже в середине) XX столетия.

Правила ношения традиционной одежды имели ряд особенностей: одну полагалось носить лицам, ещё не достигшим брачного возраста, другую – совершеннолетним, но ещё не ставшим родителями, третью – имеющим детей, и четвёртую – лицам, ставшим дедами и бабками и утратившим способность к деторождению. В то же время, старые девы после определённого возраста не имели права носить прежний девичий костюм [94, с. 24, 26]. Независимо от происхождения и общественного положения, занимаемого русским человеком, его одежда отражала прежде всего брачный статус.

Наиболее насыщенную символику нёс свадебный наряд. Согласно «Чину свадебному», молодых именовали князем и княгиней, другие участники располагались по ступеням воинской иерархии: большой боярин-тысяцкий, бояре-спутники невесты и жениха [335, с. 156-157; 45; 271 и др]. Подвенечная рубаха имела особое значение. Изготовлялась она в течении трёх праздничных ночей: «в первую ноченьку Христовскую [пасхальную], во другую, во Ивановскую, в третью ноченьку Петровскую». На ней вышивалась доступная человеческому разумению картина мира, важное место в которой занимала свастика…»

 

 

 

В этом часовом ролике собраны данные из разных источников о славянской свастике, которую иногда называют коловратом.


Подпишитесь на нас
Вконтакте,
Одноклассники

Рекомендуем почитать

Новости партнеров

 

tainoe.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *