Menu
Идеи для тату Птиц символы – Энциклопедия Тетерева: Птицы… и их символы…

Птиц символы – Энциклопедия Тетерева: Птицы… и их символы…

Птица образ и символ

Каждое крылатое существо имеет
символический смысл. Согласно Юнгу, птицы всегда доброжелательны, ибо благодаря
связи с воздушной стихией считаются посланцами высшего мира. В «Наскальных
рисунках Европы» Кюн приводит картину с изображением охоты на бизона. Важно, что
рядом с бизоном изображен раненый охотник, около которого на шесте сидит птица.
Вероятно, она символизирует душу, которая готова улететь от тела.


Птица Голубь

Использование птицы как символа души встречается в фольклоре всех народов мира.
Обычно птицы выступают в функции волшебного помощника или вестника, а также
представляют духов или ангелов, сверхъестественную помощь мысли и полеты
фантазии. Вместе с тем они являются воплощением человеческой души (в причитаниях).

Вдова сравнивалась с кукушкой, осиротевший после
смерти хозяина дом – с опустевшим гнездом. Считалось, что именно птица приносит родным весть с того света:

  Вот придет-то лето теплое,

  Закукует в бору кукушечка,

  А я выйду, горька горюшечка,

  На прекрасное крылечко.

  Загорюю я, сироточка,

  Заболит мое сердечушко.

В индийской сказке великан объясняет своей дочери, где он хранит свою душу: «На
горе растет дерево, его охраняют тигры, медведи, скорпионы и змеи, наверху
дерева находится большая толстая змея, на ее голове – маленькая клетка, в клетке
– птица. Эта птица и есть моя душа». Данный сюжет перекликается с русской сказкой, где в утке спрятана смерть Кощея
Бессмертного («На дубу сундук (ларец), в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а в яйце смерть»).

В христианской традиции птица (голубь) является олицетворением Святого Духа.
Однако в данном случае символика связана не столько с семантикой птицы как
таковой, сколько с ее белым цветом. Символика же птицы в Библии гораздо шире, о
чем свидетельствует отрывок из Апокалипсиса: «И воскликнул он сильно, громким
голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и
пристанищем всякому нечистому духу, всякой нечистой и отвратительной птице; ибо
яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы» (Апок., 18: 2).

Птицы, как и рыба, первоначально были фаллическим символом, наделенным
созидательной силой. В фольклоре это качество привело к появлению большого числа
сюжетов о говорящих птицах, которые могут открывать тайны, околдовывать героев,
погружая их в волшебный сон, и, напротив, снимать колдовские чары.
Иногда птицу рассматривают как метафору возлюбленного. Лефлер добавляет, что в
мифах и фольклоре птицы воспринимаются как умные помощники героев. Они
происходят от огромных птиц-демиургов древних народов, носителей небесных
посланий и создателей нижнего мира. Отсюда и последующее значение птиц как посланцев.

Особенный цвет птиц является фактором, который определяет их второе значение.
Голубая птица рассматривается Башляром как «результат воздушного движения»,
иначе говоря, четко ассоциируется с идеями. Но с нашей точки зрения, хотя это и
может быть их источником, конечной целью идей является совсем иное. Они
обозначают символ невозможного (как, например, голубая роза).

В алхимии птица обозначает силы, находящиеся в активном движении, здесь точный
смысл можно установить по нахождению птицы: набирая высоту, она выражает
испарение или сублимацию, пикируя к земле, птица выражает выпадение осадков и
конденсацию. Соединившись вместе, эти два символических движения образуют единую
фигуру, которая выражает дистилляцию.

Как крылатые существа, птицы противопоставляются бескрылым, они образуют символ
воздуха, непостоянство противопоставляется устойчивости. Однако, как указывает
Диль, птицы и особенно стаи птиц (поскольку множество всегда является знаком
отрицания) могут выражать и тяжелые последствия. Так, например, рой насекомых
символизирует силы, находящиеся в процессе разложения, а также силы, которые
плодородны, беспокойны, неопределенны и рассыпаются.

В легенде о Геракле стимфалийские птицы обозначают стагнацию души и паралич
духа, отрицают застойные злые желания. «Гигантская птица» всегда символизирует
созидательное божество.

В индуистской ведической традиции солнце изображается в образе огромной птицы,
орла или лебедя. Эту солнечную птицу зовут Гарудой, «истребителем нагов или
змей». Аналогичная птица (Рух) представлена в арабских сказках.
В древнеегипетских иероглифах знак птицы с человеческой головой обозначает душу,
которая отлетает от тела после смерти.

В германской традиции встречаются и другие примеры солнечной птицы. Она также
является символом штормов. В скандинавской мифологии упоминается о гигантской
птице, называемой Хресвельг, от взмахов крыльев которой поднимается ветер.

У индейцев Северной Америки высшее существо часто приравнивалось к
мифологическому воплощению молнии и грома в виде огромной птицы. Ей противостоит
герой нижнего мира в виде змеи или змея.
Иногда, как в греческой иконографии, их изображают с человеческими головами. В
Коране рассказывается, что во время своего вознесения на небеса пророк Мухаммед
обнаружил, что стоит в центре огромной площади, где находится Дерево жизни, чьи
плоды возвращают молодость всем тем, кто их отведает. Дерево жизни окружено
рощами и аллеями лиственных деревьев, на которых сидит множество птиц с ярким
оперением, они сладкозвучно поют, это души правоверных. Души грешников,
напротив, превращаются в хищных птиц.

Другими словами, птицы, как и ангелы, являются символами мысли, воображения и
быстроты духовных процессов и отношений. Они относятся к элементу воздуха и, как
обозначено в случае с орлом, указывают на «возвышенность» и, соответственно, на
«низменность» духа.

Данное общее символическое значение иногда сужается исключительно до особенного
смысла, как часто бывает в традиционном символизме. Так, один священник
описывает в своей проповеди различные типы духовности в людях как соответствующие различным видам птиц. Как он
говорит, некоторые птицы, например голуби, простодушны; другие пронырливы, как
куропатки. Одни могут подлететь на руку, как сокол, другие отлетают прочь, как
курица. Некоторым нравится общество людей, среди них ласточки, другие
предпочитают одиночество и уединение, среди них горлицы. Низко летающие птицы
символизируют связь с землей, высоко летающие – духовное стремление.

sigils.ru

Птица как символ

Из размышлений к семинару.

Расписание семинаров по «Сказке про можжевельник»

Нет запланированных мероприятий или точные даты пока не определены!

В «Сказке про можжевельник» мальчик, убитый мачехой и съеденный отцом, становится птичкой и поет песенку. Поэтому сегодняшний пост посвящен символу птицы.

Птица, как и положено символу, имеет много совершенно разных значений. Символы птиц присутствуют в мифологическом, библейском и сказочном сюжете, содержащем варианты о метаморфозе птиц и человека.

С образом птиц часто связываются мотивы созерцания, любования, добра, счастья, начала, надежды, положительного перехода, возрождения, утра, весны, солнечного восхода, прилежания, домашнего уюта, отцовского наследия, магического мира.

А еще огромному количеству людей известна страшная примета: птица постучала или влетела в окно как предвестник смерти… В народных сказках, похоронных причитаниях, легендах о богах смерть некоторых богов, героев, людей – это превращение их в птиц, полет на птицах, похищение птицами… Например, Иванушку уносили гуси-лебеди на съедение Бабе-Яге.

Поскольку этот текст посвящен символу, смерть мы тоже будем рассматривать тут символическую. Например, как часть процесса инициации, ритуала трансформации. Любой, кто проходит инициацию, «… должен желать участвовать в испытании, не надеясь на успех, фактически быть готовым к смерти. И хотя сама инициация может выглядеть достаточно мягкой (длительный пост, лишение зуба, нанесение татуировки) или мучительной (боль от обрезания, надрезания и других увечий), цель всегда одна: вызвать символическое переживание смерти, из которого может возникнуть символическое переживание нового рождения» – пишет Джозеф Льюис Хендерсон.

Безусловно речь прежде всего идет о трансформации души, символом которой и выступает очень часто образ той или иной птицы. Безусловно, будет большая разница в восприятии от того, какая именно птица появляется символически. И характером, и возможностями, и свойствами они сильно отличаются. Как правило, у каждого божества есть свои крылатые помощники.

Птицы сопровождают героя в его пути и в сражениях, тайком подавая ему совет («маленькая птичка мне сказала»), часто именно герой понимает язык птиц.

Эта способность предполагает сообщение с Небом или помощь небесных сил, таких как ангелы. Птица на столбе – единение духа и материи, или символ бога солнца. Стаи птиц являются магическими или сверхъестественными силами, связанными с богами и героями.

Вообще птицы чаще всего рассматриваются как древний символ непреходящего, души, духа, божественного проявления, духов воздуха, духов мертвых, восхождения на Небо, возможности общаться с богами или входить в высшее состояние сознания, мысли, воображения.

В христианстве птицы – крылатые души, все духовное, души в Раю. Младенец Христос часто изображается держащим в руках птицу. На Мировом Древе или Древе Жизни место птиц на его вершине. В качестве птицы Мирового Древа в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная птица – чаще всего орел, иногда обозначаемый как гром-птица, реже некий обобщенный образ большой («главной») птицы, в отдельных случаях с фантастическими чертами. Птица как древний символ на Мировом Древе обозначает верх и в этом смысле противопоставлена животным классификаторам низа – хтоническим животным, прежде всего змее.

В разных источниках, как уже говорилось, встречается образ двух птиц, сидящих на вершине или верхних ветвях Мирового Древа справа и слева от вертикали ствола. Иногда это подчеркивает дуальность мира. Противоположности. Черное и Белое. Алконост и Сирин. В славянской традиции волшебных птиц больше.

Само Мировое древо, в различных описаниях, с птицами и змеями, может быть понято как род космологической модели. Птицы выступают часто как своего рода стражи богатства и гаранты правильности совершения ритуала. 

Трансформацией образа птицы на Мировом Древе является и сказочный мотив: в награду за спасение птенцов в гнезде на дереве (дубе) от Змея Орел, Ворон Воронович, Ноготь-птица и т.п. выносят героя из подземного царства, где он добыл живую воду, на землю.

Святая Хильдегарда Бингенская (1098–1179) написала в своем труде по естествознанию («Liber de subtiltatum») о птице вообще следующие фразы: «Птицы холоднее животных, живущих на земле, т. к. размножаются не за счет сильного жара желания. Их мясо чище, чем мясо наземных животных, потому что они не выползают обнаженными из тела своей матери, а покрыты скорлупой. Некоторые живут за счет огненного воздуха и поэтому всегда стремятся, как огонь, вверх.

Те, кто охотно летает высоко, содержат в себе больше огненного воздуха, чем те, что летают низко над землей. […] Птицы символизируют силу, которая способствует разумной речи человека и заставляет его многое обдумывать заранее, прежде чем это воплощается в блестящем деянии. Как птицы поднимаются в воздух за счет своих перьев и держатся повсюду в воздухе, так и душа возвышается в теле за счет мышления и простирается надо всем».

С точки зрения символики птицы оцениваются в основном положительно.

Исключениями являются, среди прочего, в античной мифологии стимфалийские птицы, представляемые как персонификация жутких демонов в болотистой местности, а также гарпии в образе птиц, вылавливающие преступников и передающие их для наказания эриниям, т.е. они действуют в духе полиции нравов.

Но обычно существа, приближающиеся к небу с помощью своих крыльев, являются олицетворением человеческого желания избавиться от земной тяжести и, подобно ангелам, подняться в высшие сферы. Бестелесная душа человека часто изображается в образе птицы или в виде птицы с головой человека (часть души Ба древнеегипетской системы взглядов) или – это часто встречается в наскальных рисунках – в виде человека с головой птицы (что частично объясняется символическим изображением галлюцинаций полета при искаженных состояниях сознания).

Птицы как посредники в передаче выражения божественной воли играют значительную роль в предсказаниях древнеримских жрецов-авгуров, которые делали толкования на основе полета птиц. Птица, сражающаяся со змеей (например, Гаруда в Индии), считается воплощением преодоления низких инстинктов за счет духовности. В древнеиндийских «Упанишадах» речь идет о двух птицах, сидящих на дереве мира; одна ест фрукты (символ активной жизни), другая смотрит (символ стремления к познанию путем медитации).

В сказках часто рассказывается о том, что тому, кто понимает язык птиц, открываются важные знания, а также о способности людей превращаться в птиц и о том, что птицы хорошим (святым) людям приносят пищу.

Герой русских былин Вольга, охотясь на лебедей и уток, превращается в сокола. Сказочные девицы после купания обращаются в лебедиц, утиц или голубок (иногда это связано с утратой своей одежды и облачением в птичью). В птиц (сов, сорок и т.п.) могут обращаться и ведьмы, колдуны, злые духи.

Птице отведена значительная роль в ритуалах. В восточнославянской традиции характерна связь птиц со страной Ирий или Вырий, заморской райской страной; поэтому производилось выпускание птиц на волю, печенье ритуальных «птиц» из теста («жаворонки») и т.п.

В диалектах многих языков птице придается второстепенное сексуальное значение (например, в китайском ниао – также пенис) или состояние безумия описывается как «иметь птицу» (в немецком), что является противопоставлением обычной символической оценке, которая выражается прежде всего в образе феникса или орла.

Птица – символ солнца (царя солнца), ветра, воздуха, тучи, грома с молнией, огня, времени, божества, создателя, творца, божественного посла, бессмертия, духа, души, женской основы, плодородия, родительской заботы, ребёнка, стремительного движения, приятности, чистоты, воздушности, вдохновения, пророчества, безумства, измены, ада, свободы, зрелища…

Расписание семинаров по «Сказке про можжевельник»

Нет запланированных мероприятий или точные даты пока не определены!

vlabirinteskazok.ru

Занимательная орнитология или птицы – символ в искусстве: vakin

Птицы всегда вызывали восторг способностями, которыми природа обделила человека. Ни тебе полететь к заоблачным высям навстречу солнцу, ни махнуть крылом в теплые края… Конечно, живописцы не обошли вниманием легкокрылых представителей фауны, где тем отведена особая роль: начать с того, что мировое яйцо — универсальный символ происхождения жизни.


Фредерик Лейтон. Одалиска

Лебедь, петух, павлин и щегол. Возлюбленные детища Творца?

Верующие в каждом живом создании искали знаки и уроки Господа. Так, на Алтаре апостола Петра из Грабова, выполненного Мастером Бертрамом из Миндена, изображены лебедь, петух, павлин и щегол, расположившиеся около своего Создателя. Быть может выбор художника субъективный и не самый убедительный с точки зрения важности этих пернатых в человеческой судьбе, но рассмотрим предложенный квартет болем внимательно.


Бертрам Мастер из Миндена. Алтарь апостола Петра из Грабова Предложить название
XIV век

Щегол. Птичка невеличка, да коготок остер

Выше всех в изображенной сцене порхает щегол. Жизнерадостного и сообразительного щегла любят за пение и яркое оперение, за то, что птичка поддается дрессировке… Маленький храбрец еще и отличился перед Всевышним. В католической традиции бытовала легенда о том, что проворный малыш избавил Христа от засевшей в брови терновой колючки. Тогда-то капля крови случайно попала на оперение птички, и ее изображение в религиозных сюжетах — указание на будущие страдания сына Божьего ради искупления грехов человечества.


Бартоломе Эстебан Мурильо. Святая семья

Белые лебеди Бога посланники

Совершенство белоснежного оперения грациозных красавцев свидетельство гения Творца, и в христианской символике лебедь — один из атрибутов Девы Марии, символизирующий ее добродетели.

Превращение в прекрасную птицу было не редкостью для героев древнегреческих мифов, существовало и обобщающее понятие — «кикн», что означает «лебедь». Кикнами были и сын Аполлона, и сын Ареса, и сын Посейдона, и один из женихов Пенелопы, и друг Фаэтона… Неудивительно, что всемогущий и любвеобильный Зевс также прибегнул к трансформации, дабы сочетаться браком с Немесидой и Ледой. Леда снесла яйцо, из которого вылупились братья Диоскуры, олицетворяющие утреннюю и вечернюю зарю, и Прекрасная Елена — абсолют женской красоты. Человеческой, а не божественной. Как гласит латинская эпиграмма:»Трое в этом яйце, но несхожий им выпадет жребий: Звездами двое взрастут, третья — Троянской войной».


Сальвадор Дали. Атомная Леда
1949, 61.1×45.3 см. Масло, Холст

Этот миф вдохновил многих живописцев, поскольку обессмертил союз земного и небесного, материального и духовного, воспел не ведающую преград страсть мужчины к избранной женщине, и магию женской красоты, заставляющую мужчину забыть обо всем на свете.


Николай Константинович Калмаков. Леда и лебедь
XX век


Франсуа Буше. Леда и лебедь
1742, 59.5×74 см. Масло, Холст


Питер Пауль Рубенс. Леда и Лебедь


Якопо Понтормо. Леда и лебедь


Поль Сезанн. Леда и лебедь


Антонио Корреджо. Леда и лебедь


Леонардо да Винчи. Леда (фрагмент)

Моногамные в природе, лебеди — эти благородные птицы, — стали для людей воплощением преданности, верной и чистой любви


Михаил Васильевич Нестеров. Два лада
1905, 66×76 см

Кроме понятия «лебединая верность», не менее популярно устойчивое словосочетание «лебединая песня». Античные легенды гласят, что лебедь поет только перед смертью. На самом деле эта птица никогда не пела. И не споет. Но миф сохранился и воплотился в известный образ славянского фольклора: Царевна-Лебедь навечно покидает супруга, когда тому удается подсмотреть, как она сбрасывает перья. «Лебединую песнь» — последние мгновения жизни сказочной царевны, — изобразил Михаил Врубель. Его героиня смотрит с тревогой и страхом: она решается на фатальный шаг, оставляя бренный мир.

Михаил Александрович Врубель. Царевна-Лебедь
1900, 93×142 см

И петух свои часы знает…

Этот представитель пернатых, прежде всего, известен тем, что будит по утрам пронзительным пением. Петух — символ не только бдительности, но и воскресения: его крик пробуждает ото сна, а пробуждение, по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых.

Петух — эмблема отречения и раскаяния Петра. О причине такой символики единогласно сообщают все четыре евангелиста. Как следует из их записей, Христос открыл своему верному ученику, что в ночь после Тайной Вечери Петр успеет трижды отречься от него «прежде, нежели пропоет петух». Так и произошло. С тех пор петух стал неизменным атрибутом и постоянным укором отступника.


Жорж де Латур. Раскаяние св. Петра
1645, 95×114 см

Несмотря на то, что благочестивый вестник зари принадлежал в качестве атрибута и другим святым — Галлунусу и Витту, — в христианском аллегорическом искусстве петух иногда персонифицировал один из семи смертных грехов — Похоть. Один кочет за всем курятником поспевает.

А вот на полотне Рембрандта ван Рейн «Ночной дозор» петух на поясе девочки — пародия на герб голландских ополченцев. Их называли кловенирами (klover — вид мушкета). Слово «кловенир» созвучно голландскому klauw — «птичий коготь». На гербах нидерландских гильдий самообороны изображались скрещенные лапы хищных птиц. У девочки же за поясом когтистые, четко выписанные лапки петуха. Ох уж эти доморощенные вояки!


Рембрандт Ван Рейн. Ночная стража
437×363 см

Столь пышный символизм со временем начал сдавать свои позиции, но у некоторых художников была своя знаковая система и, например, в образный язык Марка Шагала органически вошли такие традиционно еврейские символы, как петух и рыба в значениях соответственно мужского и женского начала.


Марк Захарович Шагал. Петух
XX век

Знать паву по перьям

Экзотические птицы в качестве домашних любимцев были весьма популярны в Древнем Риме. Жители империи настолько любили своих питомцев, что не только увековечивали их в искусстве и поэзии, но даже хоронили питомцев со своими хозяевами. Павлин считался эмблемой императрицы и ее дочерей, тогда как орел был птицей императора.


Карло Кривелли. Благовещение со святым Эмидием в Асколи Пичено
1486, 207×147 см

Роскошный хвост, на котором отразились все цвета радуги, воспринимался как универсальный знак единства Бытия. Свойство экзотической птицы сбрасывать дивные перья и вновь их отращивать вызвало появление мифа о нетленности его плоти. Скорее всего, павлин ассоциировался с феніксом — мифической птицей, возрождающейся из пепла. Эту идею восприняло христианское учение, и образ павлина вошел в иконографию как символ обновления и воскрешения Иисуса Христа — об этом свидетельствуют мозаики и настенная живопись в катакомбах Древнего Рима.

Довольно часто павлин представлялся на изображениях грота в Вифлееме, где родился Христос: два павлина, которые пьют из одной чаши, указывают на духовное возрождение.


Джироламо даи Либри (Girolamo dai Libri). Мадонна и дитя


Джироламо даи Либри (Girolamo dai Libri). Nativity

Раскрытый хвост павича похож на сотни глаз, которые наблюдают за нами. Из-за этого павлин ассоциируется и со всевидящим оком Бога. Перо павлина — эмблема святой Варвары.

В чередовании времени суток павлин соответствует сумеркам. Со змеей в клюве он обозначает победу света над тьмой.

Но нельзя забывать и о том, что церковь призывала к скромной смиренной жизни, и надменный, распустивший хвост павлин превратился в олицетворение греха гордыни, роскоши и тщеславия. В эпоху барокко на изображениях сцен крестного пути на Голгофу Иисус, лишенный своих одежд, искупает за людей грех тщеславия, которое представлено помещенным рядом павлином.

В России разводить этих экзотических птиц мог позволить себе только очень состоятельный человек и все качества, которые ненавидели в барине, переносились на «барскую птицу». Поэтому в России павлин — популярная аллегория надменности, самодовольства и спеси.

Для прерафаэлитов прекрасная птица — один из любимых символов — «красота ради красоты»


Сэр Фредерик Лейтон. Девушка кормит павлинов


Сэр Фредерик Лейтон. Павония

Очень любили использовать павлина в декоративных сюжетах представители арт-нуово. Интерьер ювелирного магазина Жоржа Фуке, разработанный Альфонсом Мухой, экспонируется в музее истории Парижа.


Альфонс Муха. Павлин

Особое место павлин занимал в творчестве Натальи Гончаровой. Он был ее символом, символом ее искусства, знаком единства Бытия, уходящим корнями в древние культуры. Художница рисовала одного и того же павлина в 5 стилях, но сохранилось только 2 варианта (на «египетский» манер, в виде «русской вышивки»).


Наталья Сергеевна Гончарова. Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)


Наталья Сергеевна Гончарова. Павлин (стиль русской вышивки)

Известная в 20-х годах XX столетия светская львица, аристократка маркиза Луиза Казати часто использовала павлина и как аксессуар и к своим авангардистским нарядам, и к театральным костюмам, в которых она появлялась на пресловутых маскарадах. Переливающиеся всеми цветами радуги перья павлина идеально соответствовали экстравагантным выходкам маркизы. На один бал Луиза Казати одела головной убор из павлиньих перьев, на другом светская львица появилась как золотая богиня, с живым павлином на поводке.


Джованни Больдини. Портрет маркизы Луизы Казати
1914

Попугай. Всякая птица безгрешна

Смешливые обитатели тропических лесов, еще в античные времена завезенные в Европу, тоже попали в иконографию. За экзотичность и способность имитировать человеческую речь к ним с уважением относились еще древние римляне. Об этом свидетельствует римская мозаика III века, на которой изображены друг над другом, головами в разные стороны: внизу — цесарка, вверху — попугай. Цесарка представляет земное, нижнее, стихийное женское начало. Эти птицы отличаются плотным «тельцем», а, услышав подозрительный шум, подхватываются с места, забывая и о яйцах, и о птенцах. Другое дело — попугай: он хорош собой, бесстрашно сражается и за детенышей, и за свою свободу, да и «говорит», почти как человек. В общем, птица более высокого полета, и для античных ценителей фауны попугай представлял доминирующее мужское, интеллектуальное начало в этом, казалось бы, нелогичном дуэте.


Ян ван Эйк. Мадонна каноника Георга ван дер Пале
1436, 157×122 см

Пернатый гость из восточных краев в Средневековье не растерял перьев с «хвоста мифов» о себе. Бытовало поверье о том, что перья попугая не мокнут под дождем, поскольку он сам может вызывать дождь. За эту способность его почитали как один из символов Девы Марии, сохранившей свою девственность и чистоту.


Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с фруктами

В христианской символике попугай истолковывается как человек, так как эта птица может в совершенстве подражать человеческой речи. Именно это значение было популярно в голландкой живописи. Если взглянуть на натюрморт с фруктами Балтазара ван дер Аста, то на первый взгляд все кажется просто: два попугая опрокинули корзину с фруктами, которые рассыпались по столу. Обычное дело: птицы использованы в сюжете ради того, чтобы показать достаток и изобилие.

Но голландцы и тут не преминули зашифровать назидательный месседж: маленький попугай не обращает внимания на пролетающую мушку — земной соблазн, — а, открыв клюв, пытается подражать слышимым звукам. А крупный попугай сосредоточенно смотрит вниз, где на столе виднеются две груши — «человеческие» символы: праматерью Евы считается грушёвое дерево.

Традиция символического прочтения голландской живописи стремительно угасала к рубежу XVIII—XIX векав, и в дальнейшем зрителю предоставили свободу в расшифровке морального девиза картин. А заморские птицы уже не представляли собой диковинку, став привычным атрибутом экстравагантных господ.


Джованни Баттиста Тьеполо. Молодая женщина с попугаем


Мельхиор де Хондекутер. Зверинец


Эдуар Мане. Женщина с попугаем

Птицы — весьма популярные действующие персонажи в живописи, и на протяжении столетий занимали свое место в иконографии.

Сова — не только символ мудрости, но и предвестница смерти, зла. Ворон из-за черного оперения и привычки питаться падалью — знак дьявола.

Ласточка, в греческой мифологии — птица, посвященная Афродите, а в христианской символике — символ жажды духовной пищи и считается одним из воплощений Иисуса Христа.

Пеликан — аллегория самопожертвования.

Сорока стала символом болтливости и продажности.

Голубь — это чистая и безгрешная душа. Существует даже легенда, что дьявол и ведьмы могут превратиться в любое существо, кроме голубя и овцы.

Перепелка олицетворяет весну и обновление, куропатка — сладострастие.


Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Левая створка. Фрагмент


Андреа дель Верроккьо. Крещение Христа


Корнелис ван Харлем. Грехопадение


Питер Брейгель Старший. Черный ворон


Питер Брейгель Старший. Сорока на виселице

Пристальное внимание к животному миру привлекла художников-натуралистов эпоха научных открытий.


Мельхиор де Хондекутер. Пернатые


Мельхиор де Хондекутер. Птицы в парке

На иных картинах — полным-полно экзотики. Льюис Кэрррол сочинил историю для Алисы Линделл, и не только Джон Тенниел запечатлел птицу додо и сцену игры в крикет.


Родни Мэтьюз. Закрытые гонки

Впрочем, внимание публики может быть приковано и к самым «простым» представителям мира пернатых. Благодаря роману «Щегол» Донны Тартт, картина и птица образуют совершенно иной символический ряд.


Карел Фабрициус. Щегол
1654, 23×34 см

«…Я смущенно наклонился и взглянул на картину. Она была маленькой, самой маленькой на всей выставке и самой простой: желтый щегол на незатейливом бледном фоне прикован к насесту за веточку-ножку.

— Он был учеником Рембрандта и учителем Вермеера, — сказала мама. — И это крошечное полотно — то самое недостающее звено между ними. Ясный чистый дневной свет — сразу видно, откуда взялся у Вермеера свет такого качества. Конечно, в детстве я ни о чем таком и не подозревала, ни о какой исторической важности. Но она тут.

Я отступил назад, чтобы получше разглядеть картину. Птичка была серьезной, деловитой — никакой сентиментальности, — и то, как ловко, ладно вся она подобралась на жердочке, ее яркость и тревожный, настороженный взгляд напомнили мне детские фотографии моей матери — темноголового щегла с внимательными глазами.

— Знаменитая трагедия в истории Голландии, — говорила мама. — Была разрушена большая часть города.

— Что?

— Взрыв в Дельфте. При котором погиб Фабрициус… Учительница вон там рассказывала про это детям, не слышал?

…В семнадцатом веке в Дельфте взорвались пороховые склады… Фабрициус погиб, и его мастерская была разрушена. Почти все картины были уничтожены, кроме вот этой… Он был одним из величайших художников своего времени, в одну из великих эпох живописи. Он был очень очень знаменит. Печально, потому что сохранилось всего-то пять или шесть его картин. Остальное сгинуло — все-все его работы…» — впрочем, это уже другая история.

Автор Елена Настюк
Источник — Артхив

А также статьи о символах в искусстве в моих постах — «На лепестках Цветов написано посланье», «Пятое чувство: обоняние и его символы в живописи» и «Неразлучны, как рука и…. перчатка — символ в искусстве»

vakin.livejournal.com

Символика птиц у восточных славян — История искусства

На ранних стадиях своего развития человек не выделял себя из материального мира, неразрывно связывал себя с окружающей природой. Поэтому древнее мифотворчество было ни чем иным, как выражением особой формы общественного сознания, способом осмысления окружающего мира.

Оформление слова-символа проходит три этапа: 1) возникновение в сознании реального (предметного) символа (кукушка-птица), 2) возникновение типичного словесного контекстуального окружения с таким символом (кукушка себе гнезда не мостит, кукушка свое гнездо не вьет), 3) обретение словом-символом относительной свободы употребления в разных контекстах, позволяющих реализовывать символическое значение (кукушка — символ бездомной матери, чьих детей воспитывают другие). Вместе с тем каждая культурная модель, отображенная в соответствующем языке, включает в себя также те или иные приобретенные в процессе исторического развития универсальные черты в сфере мировоззрения, обычаев, традиций.

Художественная символика птиц славян формировалась сначала в силу языческих представлений, а затем под влиянием христианства. Языческий период символотворчества тесно связан с магическим мышлением, обрядами. Христианство принесло иное понимание роли пернатых в устройстве мира. Главным источником информации стала Библия. Притчи послужили основой классификации птиц на святых (аист, голубь, дрозд, жаворонок, клест, ласточка, лебедь, чайка) и дьявольских (воробей, ворона, гагара, коршун, кулик, сорока, удод, утка, ястреб, сова, сыч, филин).

Слева: Михаил Врубель. Царевна Лебедь. Справа: А.Куркин. Иллюстрация к сказке о царе Салтане.

Славянские народности принимали птиц за общепринятый художественно-поэтический образ, под которым представлялись ветры, облака, молнии и свет. Стихиям приписывались свойства птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури. Любимыми и главнейшими воплощениями бога-громовика были орел и сокол.

Орел в славянской народной традиции является символом небесной (солнечной) энергии, огня и бессмертия, а потому в языковых картинах россиян и украинцев орел содержит характеристику «быстрого, смелого, отважного человека». Древние славянские мифологемы несли такой сильный заряд положительной коннотации, который не исчез на протяжении тысячелетий. У восточных славян орел, летающий над войском, предвещал ему победу. Хотя украинцы воспринимают орла как вестника и радости и горя. Христианская символика орла противоречива. С одной стороны он символизирует гордость, надменность, с другой олицетворяет Божью любовь, юность и бодрость духа. Сегодня орел — традиционный символ государственной власти. Его изображения украшают гербы и монеты.

Вверху и по центру: Иван Билибин. Образы ворона и вороны. Заставки к русским народным сказкам «Василиса Прекрасная» и «Марья Моревна». Внизу: Виктор Васнецов. Декоративное меню обеда и Святый Георгий Победоносец. Детали композиций.

Сокол — птица, быстрая как свет, как молния. В народных русских песнях и сказках сокола величают: свет ясен сокол. Слово «ясный» совмещает в себе понятия светоносности и скорости. Мужская символика сокола связана с культом этой птицы-тотема, в которого перевоплощался бог Род. Сравните сокол, соколик — ласковый, милый, любезный друг, молодчик. В народных песнях сокол — постоянный эпитет молодца. В «Слове о полку Игореве» певец сравнивает с 10-ю соколами и стадом лебедей Бояновы персты и струны, называет соколом воина. Народный язык изображает в соколе идеального героя. В сказках красивого молодца, тайно посещавшего возлюбленную называли Финист ясный Сокол. У восточных славян сокол также является символом человеческой красоты, разума, силы.

Славянские племена считали всех хищных птицы олицетворением ветров, предвестниками не только атмосферных явлений, но и грядущий войн, победы или поражения, смерти и пожаров. Коршун и ястреб, образуя единый образ крупной хищной птицы, наделялся символикой нечистоты и смерти, демоническими и отвращающими свойствами. Эту символику наиболее полно отражает украинский обряд изгнания и похорон этой птицы в первый понедельник Петровского поста. В украинском обряде изгнания коршуна прослеживается функциональная общность коршуна с вороном, поэтическим воплощением которых в текстах песен является образ «черной птицы», несущей смерть. Такое же сходство демонстрирует детская игра в коршуна или ворона, в которой эти птицы наделяются общей символикой смерти. В украинских вариантах этой игры «ворон» роет ямку, чтобы варить кипяток и заливать ими очи детям за то, что они поели его пищу. У украинцев и русских подобная игра называется «В коршуна» (у чехов и боснийцев — «В ястреба»). У белорусов коршун копает ямку, чтобы собирать камешки и выбивать ими детям зубы.

Мифологические представления славян о вороне были связаны с его окрасом и свойством питаются падалью. Эта птица связана с миром мертвых. В северорусских похоронных причитаниях смерть залетает в окно черным вороном. Он предчувствует и предсказывает скорую смерть.

Ворон часто упоминается в народных легендах и сказках, где надо воскресить убитого с помощью мертвой или живой воды. Последнюю и приносит ворон. Постоянный эпитет ворона — вещий; песни и сказки наделяют его даром слова и предвещаний. В христианской символике черный ворон — символ греха.

Хищным и черным птицам противопоставяется голубь. Подобно ласточке, жаворонку и аисту голубь — святая птица. Это представление восходит к христианской традиции. Облик голубей, особенно белых, принимают добрые души, а облик черных воронов и ворон — злые. Свадебные обряды славян изображениями голубя отражают брачную символику. Поныне пара воркующих голубей является символом влюбленных. У украинцев фигурки голубя из теста встречаются на свадебном хлебе. Если голуби и ласточки летают около дома, где происходит свадьба, это предвещает молодым счастье в браке. Закарпатские украинцы считают, что если дать девушке и парню по половине сердца голубя, они будут вечно любить друг друга.

Слева: Ф. Вендиш. Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей. Плакат. Справа: Константин Васильев. Человек с филином.

Другой не менее почитаемой птицей славян является аист. Нам до сих пор известно поверье, что аист приносит счастье и детей. Для восточных славян характерны также приметы, связанные с первым аистом. Так, встреча весной с парой аистов сулит девушке замужество. При первой встрече с аистом нужно иметь при себе деньги; деньги в кармане в этом случае предвещают «богатства ключи» — изобилие, если же ничего нет — убытки. Происхождение аиста связывают с человеком. Согласно легенде, Бог дал человеку мешок с гадами, чтобы тот бросил его в море, строго запретив развязывать его и заглядывать туда. Любопытный человек нарушил запрет и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил его в аиста, чтобы он собирал и уничтожал гадов, очищая от них землю. Белорусы и украинцы аисту приписываю некоторые человеческие особенности: человеческие пальцы, понимание языка, наличие души, плач слезами и др.

Ласточка — славянский символ счастья и добра. Индоевропейцы считали ласточку символом опасности, ненадежности, недолговечности жизни и счастья. Они верили, что ласточка — предвестник восхода солнца и прихода весны. Восточные славяня с этой птицей связывали много погодных примет. Так, если ласточки летают низко над водой — будет дождь, если летают высоко — к хорошей погоде. Благовещение без ласточек — холодная весна. В христианской символике ласточка олицетворяет жажду духовной жизни, воскрешение. Считалось грехом разрушить гнездо ласточки или украсть ее яйца. А у того, кто разорит ее гнездо, появятся веснушки. Говорят, что за убийство ласточки или разорения ее гнезда Бог карает злодея смертью, дом его — пожаром, а скотину — мором.

В народном представлении существует ряд птичьих художественных образов-символов, наиболее характерных для восточного славянства. У каждого народа имеются общие образы-символы, появление которых уходит в далекое прошлое их долгого совместного сосуществования. Однако у каждого из них находим и такие дифференцирующие символы, которые появились, судя по всему, уже в период их выделения из общевосточнолавянского этно- и глоттоединства.

Тэг:

zen-designer.ru

Символ птица

Сокол, сильная охотничья птица, символ величия и власти. Сокол на насесте означает, что несущий его готов выполнять обязанности правителя.

У ворон и воронов смешанная репутация. Их либо ценят, либо считают плохим предзнаменованием, а иногда связывают с магией.

Шесть воронов лондонского Тауэра находятся под бдительным надзором Смотрителя воронов. Некоторые вороны носят имена персонажей скандинавской мифологии (Один, Тор, Хугин, Мунин). Между прочим, вороны были изображены на парусах викингов. Согласно поверью, если вороны когда-нибудь покинут Тауэр, английская монархия рухнет.

Считается, что появление ворона возле дома или крик совы предсказывают смерть. Лучше, если во дворе вьются ласточки, символ дружбы, или малиновки, символ нового роста.

В разных странах своя символика птиц. В Европе сова связана с богиней Афиной и означает мудрость, а в Северной Индии, наоборот, является символом глупости.

Алхимики с помощью птиц описывали предстоящий духовный путь.

Легенда гласит, что английская монархия падет, если вороны покинут Тауэр.

В средневековых храмах часто изображали пеликанов. Это золотой пеликан из Руанского собора (Франция).

Феникс означает уверенность в духовной жизни. Через три дня он восстает из пепла.

Черная ворона — знак рождающегося сознания, белый лебедь — первой встречи с эфирным миром. Павлин означает поворотный момент во внутреннем ощущении астрального мира, пеликан — принесение в жертву внутренней сущности.

Пеликан символ

Алхимики считают пеликана символом образования красного камня, аллюзией на красную кровь Христа. В Ирландии и Дании пеликан — знак службы переливания крови.

В Средние века пеликаны были очень популярны, хотя большинство людей никогда их не видели.

Считалось, что пеликан пронзает собственную грудь, чтобы накормить детей, поэтому он стал символом альтруизма и великой любви. Пеликанов любила английская королева Елизавета I. На известном портрете кисти Николаса Хиллиарда королева изображена в жемчугах (чистота), с розой Тюдоров (единство) и кулоном в виде пеликана (любовь).

Синяя птица символ

Самая «счастливая» из символических птиц — синяя птица (синешейка). Она связана со всем веселым, позитивным, оптимизмом и радостью. Во время Второй мировой войны в Англии песня «Над белыми скалами

Дувра появятся синие птицы» внушала надежду и распространяла позитивные настроения — и это в стране, в которой нет синих птиц!

Синяя птица имеет большое значение у американских индейцев. В племени навахо ее считали великим духом, связанным с восходящим солнцем.

Орлы символ

Геральдические орлы символизируют бессмертие, мужество, дальновидность и силу. Двухголовые и двухвостые орлы особенно могущественны. Орел связан с Зевсом, Юпитером,

Одином. Этот символ часто встречается у кельтов. Шаманы Центральной Азии уважали его силу. Орла считали защитником душ, поднимающихся в небо, словно птицы. У сельджуков орел с двумя головами означал интересы в Европе и Азии.

Американский белоголовый орлан.

Синяя птица — символ радости и оптимизма.

Сарасвати, богиня мудрости, знания и искусств, со своим павлином.

Бенджамин Франклин не одобрил изображение  орла  для  Большой печати США. По его мнению, гремучая змея более «схожа с темпераментом и поведением Америки». Франклин вообще невысоко ценил белоголовых орлов и заявлял, что предпочел бы в качестве национального символа индейку: «Мужественная птица без колебаний напала на гренадера британский войск, который посмел вторгнуться на двор фермы в красной форме». Любой, кто держит гусей и индеек, поймет, в чем дело!

Павлин символ

Павлин означает удачу, гармонию, покой, расслабление и защиту. Это раннехристианский символ, который можно увидеть в римских катакомбах (II век). Святой Августин считал, что мясо павлина не гниет, а потому эта птица стала ассоциироваться с вечностью и вечной жизнью. Однако павлин был и символом греха, потому что якобы испускает ужасный крик, когда видит уродство своих лап. Кроме того, павлин — символ тщеславия и высокомерия.

Павлин связан с различными индийскими божествами: богинями знания (Сарасвати) и процветания (Лакшми), богом любви (Камой). Кама верхом на павлине символизирует страстное желание.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Птицы — символы стран | Принас

Птицы, рыба, растительность – незаменимее элементы природы. Без этих существ на земле не было бы никакой жизни. Давайте рассмотрим примеры яркой фантазии природы – красивейших птиц Земли, которые к тому же являются символами своих стран.

Павлин, Индия


Павлины — древний символ славы и бессмертия. Эта изящная птица является национальным символом Индии. В Индуизме павлины связаны с Лакшми, богиней удачи, доброты и благосклонности. Это большое счастье — наблюдать за этой красивой птицей, когда она распускает свой хвост.

Голубая сойка, Канада


Очень любопытная синяя птица, с необычным черным воротником вокруг шеи. Голубая сойка известна тем, что она является одной из самых умных птиц.

Восточноафриканский венценосный журавль.


Птица, 3.3 фута высотой, с короной жестких золотых перьев — национальная птица Уганды.

Темно-красная нектарница, Сингапур


Темно-красная нектарница — крошечная, привлекательная птица с желтым огузком, темно-красной грудью, и оливковым животом. Эта симпатичная небольшая птица — национальная птица Сингапура.

Фламинго, Багамы


Известны так же, карибский фламинго, и американский фламинго. Обитают птицы в Центральной Америке, Южной Мексике и Карибском море. Карибский фламинго — единственный фламинго, который естественно населяет Северную Америку. Вест-индские Фламинго — национальная птица Багам.

Хоатзин, Гайана


Хоатзин — национальная птица Гайаны. Эта птица имеет характерный специфический запах, который отпугивает хищников, а при приближении опасности, она начинает издавать всевозможные громкие звуки.

Птица кардинал, США


Эту птицу легко узнать, из-за ее ярких оттенков теплого красного цвета, на всем ее теле.

Великолепная птица фрегат, Антигуа и Барбуда


Птица фрегат — национальная птица двойного островного государства — Антигуа и Барбуды. Птица с размахом крыла, приблизительно семи футов. Мешочек на груди характерен самцам. Они раздувают его во время брачных игр.

www.prinas.org

птица мира, а что символизируют другие птицы?

Голубь – символ мира

Орел – геральдический символ власти, в эпосе Пальмиры – символ бога Солнца. В масонской символике двуглавый орел с короной и мечом в лапах является символом 33-й степени шотландского ритуала (Бог и мое право)

Лебедь – символ верности

Курица – символ Черная курица — слуга дьявола и одно из его проявлений. Кудахчущая курица символизирует болтливую женщину. В христианстве наседка с цыплятами олицетворяет Христа со своей паствой.

Клуша – символизирует чрезмерную опеку, материнство.

Кукушка – символ коварства. Кроме того, эта птица — символ Зевса (Зевс перед вступлением с Герой в брак превратился в эту птицу). В тибетской «Книге о птицах», кукушка представляется одной из форм существования Бодхисатвы.

Петух – символизирует задиристость, бесстрашие. Символ плодородия у славян. Петух – символ солнечного типа, героического начала и посредника между небом и землёй. Символ солнца и света. После третьего какуреканья злые духи убегают. В Фэн-Шуй он символизирует первый луч света и надежду на лучшую, более удачную жизнь. Красный петух – символ пожара.

Глухарь– символ важности и уверенности в Фен- Шуй.

Сова – символ мудрости, интуиции и ясновидения.

Синяя птица (семейства дроздовых) – символ счастья и удачи.

Чайка – символ МХАТа, у северных народов чайка — символ плача и тоски. По легенде, после смерти своего мужа, женщина превратилась в чайку.

Пингвин — символ ОС Linux.

Журавль – символизирует осторожность и бдительность. В индуизме символ коварства и измены.

Баклан – символ обжорства, а в отношении человека – хулиган. В Сибири испокон веков слово «баклан» означало буйного, агрессивного человека и разбойника. В ряде сибирских городов когда-то существовали Бакланские поселения, жители которых промышляли грабежом.

Дятел — символ города Елабуги

Попугай — символизирует повторение без понимания. В индуизме попугай — атрибут бога любви Камы.

Ворон – символ пророчества, мудрость. В Китае ворон — символизирует могущество. В христианстве ворон — это дьявол, питающийся падалью, выклевывающий глаза грешников. Ворон — в противоположность белой голубке, олицетворяющей невинную душу — символ греха.

Ворона. У китайцев черная ворона означает зло, коварство и неудачу. Белая ворона — символ необычности. Изгой в обществе.

Сорока – символизирует вестницу, приносящей новости на хвосте.

Гусь – важная птица во многих культурах. Особенно в Египе. Великий Гоготун создал вселенную и снес яйцо из которого вылупился Бог солнца Ра. А гусь лапчатый – плутоватый, изворотливый человек.

Павлин – Эмблема династии Мин. Павлин, сидящий на сфере или державе, олицетворял способность подняться над мирскими вещами. В индуизме — животное Брахмы. На павлине ездят также Лакшми и бог войны Сканда-Карттикея. Еще эмблема богини музыки и поэзии Сарасвати. В суфийской легенде мировой дух, созданный Богом, имеет облик павлина.

Жаворонок – символ весны и еще символизирует человека, встающего рано и все успевающего.

Индюк – символ важности. Священная птица тольтеков. Пища для ритуальных обрядов и дней благодарения.

Ибис — В египетской мифологии означает душу и устремление. Посвящен богу Тоту. Собственно Тот изображался с головой ибиса. Хохлатый ибис — символ солнца, символ Духа благословенного.

www.bolshoyvopros.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о