Орнамент майя – Древние орнаменты Америки (ацтеки, майя).
Древние орнаменты Америки (ацтеки, майя).
8 — Основы американской орнаментики
Древнеамериканская орнаментика.
Но внутренняя связь между главными и побочными отраслями искусства всех древнеамериканских культурных народов ни в чем не выказывается так ясно, как в общности и своеобразности орнаментики. Хотя отдельные ее мотивы имеют иногда чисто местный характер, а другие свойственны лишь некоторым определенным отраслям искусства, однако важнейшие и характернейшие черты ее одинаково встречаются и в строительном искусстве этих народов, и в живописи на вазах, и в узорах тканей, и в рисунках на металлических изделиях всякого рода.
Древнеамериканская орнаментика содержит в себе весь тот богатый запас форм, с которым мы познакомились у доисторических народов в период до бронзового века включительно; здесь мы снова встречаем те же, как и там, параллельные линии, зигзаги (рис. 83), треугольники, четырехугольники, шахматные узоры, кружки, волнистые линии, в том числе ряды набегающих друг на друга, простые и тянущиеся полосами спирали; ленты и плетения указывают уже на высшую ступень искусства.
Рис. 83 –.Древнеамериканские орнаменты
Рис. 83 –.Древнеамериканские орнаменты
Кроме того, здесь повторяется бульшая часть орнаментов наиболее развитых первобытных народов, хотя иногда и в иной форме. Глаза, являющиеся упрощением изображений лица в орнаментике первобытных американских племен, встречаются главным образом на мексиканских зданиях и сосудах. Геометризирование целой человеческой фигуры, виденное нами у жителей Полинезии, мы находим во всевозможных видах также на тканях перуанцев; сверх того, у них попадаются не менее разнообразные, по большей части угловато стилизованные геометрические воспроизведения птиц, пум, лам, оленей и других животных (рис. 84, а, б, в).
Рис. 84 – Перуанские орнаменты подражающие формам птиц
Рис. 84 – Перуанские орнаменты подражающие формам птиц
Рис. 85 – Маисовые плоды и листья на орнаментах на одной Мексиканской вазе.
Рис. 85 – Маисовые плоды и листья на орнаментах на одной Мексиканской вазе.
Растительное царство дает мотивы для орнаментики столь же редко, как и у доисторических и первобытных народов; но все-таки нельзя не упомянуть о больших стилизованных цветах и скульптурных украшениях в виде шишек и листьев маиса на вазах коллекции Пеньяфиеля в Мехико (рис. 85).
Лестничный и ступенчатый орнамент.
К особенностям американской орнаментики принадлежит, во-первых, лестничный, или ступенчатый орнамент, являющийся то в виде ряда целых уступчатых пирамид, то в виде половинных отрезков таких пирамид (рис. 83, в), то в соединении с меандром (рис. 83, б), то отдельно, то в последовательном чередовании. Происхождение этого орнамента нет надобности объяснять, зная существование в Америке многочисленных уступчатых пирамид. Сюда же относятся кресты, крючковатые кресты (свастика) и завитушки, которым А. Р. Гейн посвятил особое исследование, имея в виду именно Америку. Хотя эти мотивы — общие у всего человечества, однако на американской почве они развились самостоятельно. Кресты так часто встречаются в стенных лепных работах Юкатана, что испанцы ошибочно принимали их за остатки христианства, будто бы существовавшего здесь в древнейшие времена. Этот род орнамента объясняется олицетворением астрономических и метеорологических явлений. Пресловутый «крест», которому поклонялись в северном храме Паленке — не что иное, как стилизованное дерево, на котором сидит священная птица. Что так называемые мальтийские кресты, нередко встречающиеся в Америке, изображают кости, положенные крест-накрест одна на другую, доказывается уже тем, что они изображены рядом с черепахами на одной вазе в музее Мехико. Крючковатый крест (рис. 86), который, быть может, именно в Америке является символом солнца, и родственный ему витой орнамент встречаются чаще у миссисипских племен и у индейцев пуэбло, чем у американских культурных народов. Напротив того, меандр принадлежит к самым характерным орнаментальным мотивам Мексики и Перу, так же как и Древней Греции. Он встречается как в самых простых, так и в самых сложных узорах на американских зданиях, сосудах и одеждах. Относительно его происхождения известный исследователь Америки А. Штюбель высказал предположение, что он произошел при тканье от случайного передвижения половины двух, вставленных один в другой, прямоугольников; но уже Гейн обратил внимание на то, что меандр самостоятельно возник в столь многих местностях, что его происхождение нельзя приписывать везде одинаковым случайностям тканья. По нашему мнению, как это и доказывается орнаментикой европейского бронзового века, простая волнообразная линия, линия набегавших друг на друга волн и спираль предшествовали и в Америке обыкновенному зубчатому орнаменту и меандру. Зубчатый орнамент представляет собой волнообразную линию, превратившуюся в ломающуюся под прямыми углами (рис. 83, б), а меандр — в четырехугольную спираль или ряд набегающих друг на друга волн (рис. 83, г, д, е, ж). Так как американское искусство вообще было склонно к прямоугольным формам, то появление зубчатой линии и меандра в его орнаментике вполне естественно.
Рис. 86 — Свастика
Рис. 86 — Свастика
www.verman-art.ru
|
|
|
|
|
|
|
xn--80apfevho.xn--p1ai
12 орнаментов года. Орнаменты индейцев Северной и Центральной Америки: pm_clay_plus
Мне очень, ну просто ОЧЕНЬ нравится творчество индейцев, их орнаменты, причем независимо от того где традиционно те или иные племена проживают, от Аляски до Центральной Америки.
(С творчеством индейцев Южной Америки я совсем не знакома). Нравятся ювелирные украшения, корзины, украшенные орнаметами, керамика.
Было трудно сосредоточиться на чем то одном. И в итоге получился такой собирательный орнамент.
Я снова сделала кейн – он может служить одиночным элементом орнамента.
А это уже орнамент из двух элементов
Три источника и три составные части…
1. Главную идею кейна – яркий разноцветный рисунок на темном или красном фоне – я повзаимствовала у индейцев племени Кюна (или Куна), проживающих в Панаме.
Они называют это МОЛА.
На языке племени Куна мола –это одежда. Первоначально, женщины племени разрисовывали свое тело, используя различные природные красители. После прихода испанцев, начавших прививать местным индейцам свои привычки и традиции, в том числе и ношение одежды, женщины куна стали использовать свои традиционные орнаменты для украшения одежды, точнее блузок. На каждую блузку нашиваются две панели мола – спереди и сзади.
Мола выполняется в технике обратной аппликации. Сшиваются вместе несколько слоев ткани разных цветов. Затем в верхних слоях ткани вырезается рисунок – ткань срезается и проявляется нижний слой, края верхней ткани подгибаются и подшиваются к нижней.
Неудивительно, что такая яркая традиция привлекает и дизайнеров
Любители полимерной глины тоже не обошли вниманием мола
Вот еще один мола кейн — не мой, автора зовут Мелисса (фамилию не нашла), она живет на Аляске.
Очаровательный браслет
Авторы Corliss Rose and John Lemieux Rose, на фликре 2 Roses!. Спасибо Гале за подсказку имени автора.
Кулон Дебби Джаксон из ее книги «Polymer Clay Jewelry»
Уже в другой полимерной технике (резьба)
2. Сюжет (если так можно выразиться) кейна –изображение змеи, я повзаимствовала у индейцев майя (они, кстати, не исчезли совсем, как нас учили в школе, сейчас их около 5 миллионов, большинство проживает в Мексике, на полуострове Юкатан).
У многих индейцев весьма почтительное отношение к змеям, но у майя – это просто культ, и не спроста. Древние майя создали очень развитую цивилизацию. Одним из величайших достижений майя является календарь – самый точный каледнарь, который когда либо изобратало человечество. По современным расчетам, продолжительность солнечного года составляет 365,2422 дня. Майя вычислили значение в 365,2420 дня.
А помогли им в этом наблюдения за змеями. Змеи (во всяком случае, в тропическом климате, где проживали майя) линяют с абсолютно точной переодичностью.
3. И наконец, орнамент фрагменов, из которых состоит изображение змеи, напоминает (во всяком случае я старалась) лоскутное шитье семиолов (у которых великим вождем когда то был Оцеола).
Фрагмент моего кейна
Присоединяйтесь! Если уж не в качестве активных участников, то хотя бы активный зрителей. Александра приводит много различных ссылок, где можно подчерпнуть идею, узнать что то новое.
Ну и уж раз зашла речь о флеш моб, хочу здесь же показать мой результат предыдущего месяца.
Кейн «Русские узоры»
pm-clay-plus.livejournal.com
Тату майя. Значение тату майя. Эскизы и фото тату майя
Найден затерянный город майя. Еще одно место жительства древнего племени обнаружил Уильям Гадури. Ученому всего 15, живет в Канаде.
Интерес юноши к цивилизации майя привел к выводу, что индейцы располагали свои города в соответствии с картой созвездий.
Уильям проверил предположения, взяв снимки Космического агентства и карты «Гугл». На карте небосклона майя было созвездие из трех светил, одному из которых «не хватало города».
В мае этого года школьник дистанционно обнаружил его. Ученые выехали на место, подтвердив открытие.
Новость вызвала новую волну интереса к культуре майя, в том числе, и их татуировкам. Нательная живопись играла в жизни индейцев весомую роль.
Некоторые современники копируют древние сюжеты. Пора открыть что-то новое и об их значении.
Значение тату майя
Тату майя совмещали со шрамированием. Так что, повторение исторических наколок болезненно.
Индейцы делали надрезы на коже, втирали в них красители, смешенные с глиной. Покровы затягивались, становясь выпуклыми, приобретая терракотовый цвет.
Именно из-за него индейцев прозвали краснокожими. Высадившиеся в Америке европейцы приняли тон шрамов за обычный цвет покровов аборигенов.
Разобравшись позже в природе терракотовой кожи местного населения, жители Старого Света поразились их выдержке.
Вот и первая трактовка тату майя. Значение силы воли, терпения связано с историческим методом нанесения нательных узоров. Учитывая, что ими покрывали все тело, терпеть приходилось немало.
Отсутствие татуировок на теле майя считали постыдным. Обилие символов, напротив, придавало людям значимость.
Индейцы видели, что человек не чурается общественной жизни, готов терпеть боль, ходить в военные походы и на охоту.
Перед значимыми вылазками мужчины наносили новые тату. Индейцы майя расшифровывали их, понимая, в каких кампаниях участвовали их соплеменники, каких успехов добились.
Современные тату в стиле майя, так же, говорят об уважении к достижениям древнего народа.
Его представители не только строили уникальные города, пирамиды, но и придумали первую в мире сауну.
По крайней мере, принцип действия древних бань был таким же: камни раскаляли, поливали водой, очищали тело образующимися парами.
Дабы процедура была эффективнее, возводились специальные строения, удерживающие жар.
Так что, тату племени майя могут быть талисманами архитекторов, держателей и любителей саун.
Эскизы тату майя выбирают, так же, спортсмены, в частности, футболисты и баскетболисты. Причина – зарождение игр именно в племенах древнего народа.
В футболо-баскетбол майя играли еще 3000 лет назад. Свидетельством служат картины, выбитые майя в камне.
На них краснокожие изобразили подобие кортов, обнесенных кустарниками. Играли мячами из каучука. Эта информация из расшифровок текстов майя.
Руками не действовали, лишь ногами, бедрами, плечами. Забрасывали мячи в кольца, подвешенные на деревьях.
«Ворота» находились примерно на 6-метровой высоте. Это говорит о меткости индейцев. Современные баскетболисты, к примеру, целятся в кольца, поднятые лишь на 3 метра.
Очевидным значением татуировок майя является, так же, эрудиция. Не секрет, что в доколумбовой Америке племя было единственным, разработавшим свою письменность.
Правда, с этим связана и сложность исполнения, расшифровок нательных узоров. Майя часто включали в них письменные фрагменты.
Но, где взять татуировщика, знающего древний язык? Его и среди ученых знают единицы.
Поэтому, большинство наколок – лишь картины по мотивам древней цивилизации, «схватывающие» основную стилистику рисунков майя.
Виды тату майя
Тату майя фото, делятся на картины религиозной и военной тематик. Последняя преобладает.
То есть, майя были, в первую очередь, воинами, позиционировали себя, как храбрых защитников и завоевателей.
У небезызвестных ацтеков, к примеру, напротив, преобладали культовые наколки.
Учитывая военизированность сюжетов майя, общее настроение татуировок уловить несложно. В орнаменты «вплетены» люди, умерщвляющие врагов.
Тату узор майя может содержать черепа, людей с подобием кинжалов. Даже обыденные символы в исполнении краснокожих художников приобретали устрашающие черты.
Так, тату Солнце майя изображает светило со злобной гримасой. Лучи звезды напоминают заостренные камни, похожие на наконечники древних копий.
Религиозные сюжеты майя тоже устрашающи, по крайней мере, для современного человека.
В картинах, к примеру, фигурируют черепа, маски с мрачными, злобными выражениями, люди с «инопланетными головами».
Под инопланетными понимаются удлиненные кости. Черепа изображаемых героев вытянуты.
Люди 21-го века привыкли видеть такие в фантастических фильмах о пришельцах.
Однако, для майя длинноголовые существа были обыденностью. Веря, что у Богов именно такие черепа, краснокожие старались приблизиться к ним.
Ко лбам младенцев приматывали деревянные дощечки. В итоге, черепа меняли форму, вырастали элипсообразными.
Тату майя для мужчин
Наколки в племенах майя делали, как мужчины, так и женщины. Но, последние не расписывали все тело. Дамы, к примеру, не украшали грудь.
Ее шрамирование могло помешать вскармливанию детей. Мужчины же покрывали себя наколками с ног до головы.
Благо, воинская тематика рисунков, позволяла найти десятки подходящих сюжетов. Все они, как правило, располагались по кругу.
Иногда, он преобразовывался в овал. Обе фигуры считались символом Солнца, а так же, круговорота жизни.
Майя верили в череду перерождений. Это одна из причин простого отношения народа к жертвоприношениям.
С современной точки зрения кровавые ритуалы наполнены страхом, агрессией. Вот и еще одна причина малого расположения женщин к наколкам краснокожих.
Тату майя на плече, спине, ногах, выбирают, как правило, мужчины. Однако, если есть правило, значит, будут и исключения. Перейдем к ним.
Тату майя для женщин
Если говорить о женщинах майя, они покрывали татуировками только руки, шею, плечи и живот до линии талии. Получается кроме груди чистыми оставалась нижняя часть тела и спина.
Тату рукав Майя для женщин выглядит иначе, чем для мужчин. Если в наколках сильного пола была хоть какая-то конкретика с точки зрения современного человека, то в девичьих картинах – сплошная абстракция.
Ряд ученых, конечно, расшифрует в них значимые символы. Но, для простого человека, тату Майя на руке женщины – красивый, витиеватый орнамент и не более того.
Поэтому, некоторые девушки «закрывают глаза» на предрассудки, связанные с кровожадностью краснокожих. Эстетическая составляющая эскизов в стиле майя перевешивает.
Главный секрет эстетики орнаментов майя – их идеальная симметрия и геометрия.
Художникам непросто добиться их, поэтому, за наколки в стиле древней цивилизации берутся единицы мастеров.
Интересно, что идеальную геометрию краснокожие соблюдали не только в наколках, но и постройках.
Как архитекторам древности удавалось добиваться столь правильных форм, ученые, пока, не поняли. Возможно, тайну удастся разгадать Уильяму Гадури.
Канадский школьник, явно, подает надежду в качестве ученого, готового посвятить свою жизнь изучению древних цивилизаций.
tvoi-uvelirr.ru