Menu
[menu_adv_rtb]
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Идеи для тату На пантера – Чёрная пантера. Описание, особенности, образ жизни и среда обитания

На пантера – Чёрная пантера. Описание, особенности, образ жизни и среда обитания

Содержание

Танк Пантера — характеристики

Немецкий средний танк PzKpfw V «Пантера» за время своего использования сумел из сложного и ненадежного превратиться в один из лучших Второй мировой войны. Он объединил в себе отличную подвижность, огневую мощь и броню, держа в страхе вражеских танкистов до самого конца войны.

Её пушка 7,5 cm KwK 42 вызывала страх и уважение у врагов, которых с легкостью поражала с недосягаемых расстояний. Некоторые источники и вовсе считают «Пантеру» лучшим танком войны, который превосходит советский Т-34, в ответ на который она и создавалась.

Танк Пантера

Советская неожиданность

Танк Пантера

До 1941 года немецкая бронетехника не имела конкурентов, лишь внезапное появление Т-34 революционной конструкции в июле этого года заставило задуматься о новых танках. Это не было случайностью, поскольку Т-34 обладал отличной подвижностью благодаря широким гусеницам, хорошей и часто рикошетящей броней благодаря большим углам наклона и мощным 76.2 миллиметровым орудием. Совместно с тяжёлыми КВ они буквально перевернули танковые сражения в пользу СССР, демонстрируя полное превосходство над ПЗ-3 и ПЗ-4.

После захвата нескольких трофейных Т-34 в ноябре 1941 года, немецким инженерам была поставлена задача создать ещё более сильную машину.

Разработка

Танк Пантера

Был объявлен конкурс, в котором приняли участие Хеншель и Порше. Требовалось создать 30-35 тонный танк с наклонной броней толщиной 40-60 мм везде, где возможно, пушкой 7,5 cm KwK 42 и скоростью около 55 км/час.

Комиссии представили 2 машины, VK3001 (H) и VK3001 (P), но ни одна из них не оказалась принятой. Прототип Хеншеля позже превратился в VK4501, ставшего в итоге известным как PzKpfw VI Tiger.

Позже в конкурсе приняли участие МАН и Даймлер-Бенц. За вооружение отвечал Rheinmetall. Опытный образец VK3002 (DB) оказался очень похож на Т-34, дизельным двигателем, его задним расположением, наклонной со всех сторон броней и силуэтом. Поначалу он очень понравился Гитлеру и был сделан заказ на 200 машин, но позже комиссия отметила его недостатки вроде дизельного двигателя, требующего дефицитного топлива, большого вылета ствола и худшей подвижности чем у прототипа МАН. Также был риск дружественного огня в бою из-за схожести с советским Т-34.

Поэтому именно прототип МАН пошел в производство, став в итоге знаменитым средним танком «Пантера». Он был не копией Т-34, а переосмыслением его конструкции. Лоб получил прочную бронеплиту под наклоном, ходовая с шахматным расположением больших колес имела широкие гусеницы и обеспечивала плавный ход, а 75 миллиметровое орудие было способно уничтожать любую вражескую технику с дистанции более 2 км, известен случай поражения Т-34 с расстояния 3 км. При всем этом, компоновка осталась верна немецкой школе танкостроения, имея переднее расположение трансмиссии, подвеску Книспеля и бензиновый двигатель.

Создание

Танк Пантера

Первые образцы были заказаны 15 мая 1942 года под обозначением PzKpfW V (Panzerkampfwagen V) и «SdKfz 171» в ведомственной сквозной системе обозначений военной техники.

Несмотря на только лишь 2 образца, представленных для испытаний в конце 1942 года, уже в ноябре было начато серийное производство, а к маю 1943 года было запланировано поставить в армию 250 штук. Такая спешка была вызвана желанием Гитлера применить новину в запланированной на июнь наступательной операции под кодовым названием «Цитадель», известной сейчас как Курская битва. Она вызвала нехватку времени на проверку и доработку нового танка, что привело к многочисленным поломкам и неожиданностям. К производству помимо МАН были подключены Даймлер-Бенц, Хеншель и Демаг.

Практически сразу произошли некоторые изменения оригинального проекта. Толщина брони увеличилась с 60 мм до 80 мм, увеличив вес до 43 тонн. Трансмиссия и двигатель рассчитывались на первоначальные 35 тонн, поэтому их надежность серьезно пострадала.

На конвейере

Танк Пантера

Изначального немцы планировали выпускать 600 машин в месяц, но такого количества ни разу не удалось достичь. Самым результативным оказался июль 1944 года, в котором было сдано заказчику лишь 400. За все время производство было создано 5976 единиц, из них в 1943 году — 1768, в 1944 году — 3749, в 1945 году — 459. Таким образом, «Пантера» стала вторым по численности танком Третьего рейха, уступив по объёмам выпуска лишь PzKpfw IV.

К маю 1943 года получилось сделать лишь 200 вместо запланированных 250 единиц, а вот советские войска постоянно получали в свое распоряжение все больше простых и дешевых в производстве Т-34, которые легко доставлялись к линии фронта благодаря небольшим размерам и весу. Тигры и «Пантеры» обладали небольшой дальностью хода, а доставка по железной дороге затруднялась весом и необходимостью снимать с Тигра внешний ряд катков.

Боевой дебют

Танк Пантера

Первая версия Ausf. D отнюдь не привела в восторг немцев, понеся большие потери в Курской битве из-за многочисленных отказов коробки передач и ходовой. А многочисленные Т-34 спокойно заходили с выгодных сторон и расстреливали «Пантер» в тонкую бортовую броню. Однако лобовая броня и пушка доказали свое преимущество. Советские 57 миллиметровые орудия были не в состоянии пробить её, а 76 миллиметровые орудия имели шансы сделать это лишь при очень точном попадании в слабые места и с небольших дистанций.

Зато немецкая 7,5 cm KwK 42 показало себя превосходно, особенно в комплекте с качественной оптикой. Такой тандем легко поражал советские танки с больших дистанций, не обращая внимания на их наклонную броню и хорошую подвижность.

Можно сказать, что боевой дебют получился неоднозначным. С одной стороны, было большие потери из-за ненадежности танка и численного превосходства противника, с другой стороны, она показала, что способна с легкостью расправляться с Т-34 и КВ при правильном применении. Из 200 «Пантер» после Курской битвы лишь 43 остались в боеспособном состоянии. Всего было произведено 842 единицы Ausf. D — первой модификации, которая приняла участие в этом сражении.

Экипаж

Танк Пантера

Экипаж состоял из водителя и радиста сидящих в корпусе, заряжающего, наводчика и командира в башне. Радист находился в справа спереди, имел доступ к пулемету и отвечал за связь. Этого очень не хватало советским танкам. Наводчик сидел впереди башни и имел электроспуск главного орудия с резервным ручным. Так же с помощью педали он мог управлять спаренным с пушкой пулеметом. Заряжающий сидел в правой части башни, боеприпасы располагались на специальных горизонтальных стойках по бокам корпуса и в вертикальных в башне. Командир сидел чуть сзади, на специальной платформе, поднимающейся на марше.

У водителя с радистом были свои плоские люки, наводчик с командиром пользовались одним люком, а заряжающий имел свой в задней стенке башни.

Корпус и башня

Танк Пантера

»Пантера» имела верхнюю лобовую деталь толщиной 80 мм под углом 57° , нижнюю лобовую деталь толщиной 60 мм под углом 53°. Сверху бортовые листы корпуса имели толщину 40 мм под углом 42°, на поздних модификациях толщину увеличили до 50 мм, нижние устанавливались вертикально и имели толщину 40 мм. Кормовой лист толщиной 40 мм находился под углом 30°. На днище корпуса находились технологические люки для обслуживания элементов ходовой и трансмиссии.

Башня приводилась в движение гидроприводом и аварийным ручным приводом. Толщина маски орудия составляла 100 мм, толщина боков и задней части башни 45 мм под углом 25°. Крыша имела всего 17 мм, но уже на Ausf. G её довели до 30 мм.

Двигатель и ходовая

Танк Пантера

Дизельный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 210 мощностью 650 л.с. был установлен на первые 250 машин, но позже появился Maybach HL 230 P30 V12, который устанавливался на все модификации и развивал 700 л.с. при 3000 об/мин. Тяговооруженность была около 15.6 л.с./т., позволяла разгонять машину до 46 км/ч по шоссе и 24 км/ч по бездорожью. Запас хода всегда оставался слабой стороной и достигал всего 170 км по ровной поверхности и 89 км по бездорожью.

Коробка передач АК 7-200 имела 7 передач переднего хода и 1 заднего, механизм поворота состоял из 2 планетарных редукторов и был жестко соединен с ней. Это облегчала сборку и настройку, но сильно затрудняло обслуживание в полевых условиях.

Ходовая часть состояла из 8 сдвоенных опорных катков большого диаметра, расположенных в шахматном порядке и крепящихся к корпусу с помощью торсионной подвески. Ведущие колеса были расположены спереди.

Вооружение

Танк Пантера

Главное орудие, наводившее страх на противников, 7,5 cm KwK 42 заряжалось вручную и имело электроспуск, требуя полной остановки танка для стрельбы. Ствол пушки имел длину 70 калибров — 5250 мм, вместе с дульным тормозом — 5535 мм. Вес был 1000 кг,а вместе с маской достигал 2650 кг. В башне располагался короб гильзоулавливателя, а ниже, под сидением наводчика, находился воздушный компрессор, продувающий ствол пушки после каждого выстрела.

С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34, а курсовой находился в лобовом листе корпуса, сначала в бугельной, а позже в шаровой установке.

Так же к бортам башни крепились 90 мм мортиры Nbk 39 для стрельбы дымовыми или осколочно-фугасными гранатами.

Боекомплект основного орудия включал в себя бронебойные снаряды Pzgr. 39/42, подкалиберные Pzgr. 40/42 и осколочно-фугасные Sprgr. 42. и состоял из всего 79 выстрелов у Ausf D и Ausf А и 82 выстрелов у Ausf G. Боекомплект пулеметов составлял 5100 патронов для Ausf D и Ausf А и 4800 патронов для Ausf G.

Модификации

Ausf. A.

Танк Пантера

С осени 1943 года начался выпуск модификации Ausf. A., которая получила новую башню, такую же как на поздних модификациях Ausf. D2. В ней были убраны лючки для связи с пехоты и амбразуры для стрельбы из пистолетов. Командирская башенка была аналогична башенке Тигра. Был установлен прицел TZF-12А, а бугельная установка курсового пулемета в корпусе заменена на шаровую. Несколько Ausf. A в опытном порядке получили инфракрасные приборы ночного видения.

Ausf. G

Танк Пантера

В марте 1944 года стала производиться самая массовая модификация. Она имела более простой и технологичный корпус, без люка механика-водителя и с бортами толщиной 50 мм, правда с уменьшенным до 30° углом наклона. Позже была изменена маска орудия для того, чтобы рикошетящие снаряды не попадали в крышку корпуса, пробивая её. Боекомплект основного орудия увеличили до 82 снарядов.

Ausf. F

Танк Пантера

С осени 1944 года планировалось начать производство новой модификации Ausf. F, на которой толщину верхней лобовой детали довели до 120 мм, а бортов до 60 мм и установили новую башню Schmalturm 605. Разработанная фирмой Даймлер-Бенц башня имела чуть меньшие размеры по сравнению с прежней и увеличенное до 120 мм под углом 20° спереди, 60 мм под углом 25°, 150 мм в маске пушки бронирование. К концу войны не было произведено ни одного экземпляра этой модификации.

Другие машины

Танк Пантера

На базе «Пантеры» было создано несколько машин. Например, один из лучших истребителей танков Второй мировой войны, «Ягдпантера». Она имела орудие 8,8 cm Pak 43/3 L70 и с легкостью уничтожала любых противников.

Bergepanther (Sd.Kfz. 179) это бронированная ремонтно-эвакуационная машина, имеющая лебедку, стрелу и платформу на корпусе вместо башни. Как и «Пантера», БРЭ заслужила высокие оценки.

Так же еще были проекты наблюдательных машин, самоходных артиллерийских установок и зенитных установок, но все они остались лишь на бумаге, либо были произведены в единичных экземплярах.

Под конец войны разрабатывалась Е-серия танков, которые должны были быть максимально унифицированы друг с другом. Е-50 должен был стать наследником «Пантеры».

Эпилог

Танк Пантера

Однако, не стоит считать «Пантеру» идеальной машиной, у неё были свои минусы.

Механические проблемы и некоторые недоработки в конструкции не были исправлены за все время производства.

Отличная броня защищала лишь спереди, а по бокам её очень не хватало. Огонь из главного орудия требовал остановки. Дальность действия была сильно ограничена, как и общий ресурс, а подвеска с шахматным расположением колес доставляла множество неудобств при низкой температуре.

Несмотря на это, «Пантера» была лучшим танком Германии, чей вклад был заметен на протяжении всей войны. Даже потом он стоял на вооружении Чехословакии, Венгрии и Франции.

«Пантера» была очень грозным танком, в меру быстрым, в меру защищенным, отлично вооруженным, ей даже была присуща грация, как настоящей хищной кошке. Но, как и в случае с Тигром, поспешное производство, проблемы с ресурсами и не всегда правильное применение не позволили показать себя в полную силу. Хорошая подвижность не спасала от расхода топлива и постоянных поломок, прочная лобовая броня не спасала от выстрелов с других сторон, а мощное и точное орудие не могло справиться с несколькими врагами одновременно.

Легко выигрываемые дуэли против советских и американских танков почти не влияли на общую картину, в которой сражались армии, а не отдельные люди или машины. Да и не все принятые конструкторские решения оказались правильными. «Пантера» оказалась слишком высокой, тяжелой, сложной и не надежной для массовой машины, какой должна была стать.

«Пантера» весьма противоречива из-за своих достоинств и преимуществ. Немецкие инженеры планировали установить новое, более мощное орудие, усилить броню, выпустить «Пантеру-2» и Е-50 позже, но всего этого не случилось. Поэтому остается сказать, что танк получился сильным и опасным противником, одним из самых удачных у немцев, но традиционные минусы немецкого танскостроения никуда не исчезли, сделав «Пантеру» лишь хорошей машиной, но не более.

tanksdb.ru

Пантера. Как выглядит и где живет. Опасность для человека

Пантера – это род кошачьих в который входят — тигр, лев, леопард и ягуар. Обычно пантерами называют особей, которые имеют ровную черную (или с едва различимыми пятнами, которые темнее основного окраса шерсти) окраску шерсти. То есть, пантерой можно назвать ягуара или леопарда, шерсть которых имеет черный цвет. Очень часто можно встретить название «черная пантера», которое применяется к обозначению самок леопарда или ягуара. Отдельным (самостоятельным) видом черная пантера не является.

В джунглях, где тёмный окрас — хорошая маскировка, чёрных пантер много. Например, в Малайзии половина всех леопардов — чёрные. А в открытой саванне они редки, потому что не могут там хорошо маскироваться. Чёрные пантеры встречаются и в Африке — в горах Эфиопии и в Кении, где они охотятся ночью, когда их невозможно разглядеть. Звери заходят в деревни и нападают не только на скот, но порой и на спящих людей.

У чёрных пантер тоже имеются пятна, как и у всех кошачьих. Иногда их можно различить, но чаще всего они просто незаметны на чёрной шкуре большой кошки.

Существование черных (мелонистов) львов возможно лишь теоретически, но живых доказательств пока нет.

Как выглядит

Котенок с черной шерстью может родиться у родителей, которые имеют и привычную пятнистую или полосатую окраску. В одном помете может быть один или два таких котенка, а все остальные детеныши будут иметь окраску родителей. По непонятным причинам, повзрослевшие пантеры отделяются от своих яркоокрашенных родственников и спариваются только с такими же черными особями. У пантер рождаются только котята с черной окраской шерсти.

Обычно чёрные пантеры более агрессивны, чем другие леопарды. Но эти «детки» ведут себя пока что одинаково.

Чёрные леопарды разводятся в зоопарках много лет. Выросшие в неволе животные меньше по размерам, и шерсть их более мягкая. К тому же в отличие от пятнистых леопардов у них реже рождается потомство.

Опасность !!!

Есть и еще одна особенность черных пантер – они являются самыми кровожадными хищниками. Пантеры являются более жестокими хищниками, чем львы, тигры леопарды и ягуары. Если пантера голодна, она не выбирает себе жертву, а бросается на любое живое существо, не исключая и человека. Вообще черные пантеры считаются самыми бесстрашными кошачьими, они не боятся человека, не скрываются, увидев его. Довольно часто эти хищники могут устраивать свои логова неподалеку от поселений человека. Описано множество случаев людоедства среди пантер, тем не менее, людоедов среди них гораздо меньше, чем среди тигров. Как правило, пантера нападает на людей ночью в полной темноте. Они могут пробраться в дом и напасть на спящих людей.

Видео

Фото

 

Также смотрите:

web-zoopark.ru

Пантера – самое грациозное животное

Пантера является одним из самых красивых и грациозных животных. Она принадлежит семейству кошачьих, куда входят такие виды как: лев, тигр, леопард и ягуар, но не образует самостоятельный вид. То есть, пантерой называют любого представителя кошачьих, имеющего черный (или со слабо различимыми пятнами) окрас шерсти. Такое название, как «черная пантера», чаще всего применяют к самкам леопарда и ягуара.


Тело пантеры в длину достигает 100-180 см, хвост имеет 75-110 см, а масса около 35-50 кг, но иногда встречаются экземпляры с массой, превышающей 100 кг. Местом их обитания являются тропические страны, особенно много пантер развелось на острове Ява.


Котенок с черным окрасом шерсти может появиться у родителей, имеющих привычную пятнистую окраску. Но далее, повзрослевшие пантеры, по непонятным причинам, отделяются от своих пятнистых родственников и скрещиваются исключительно между собой.


У пантер рождаются котята только с черным окрасом шерсти. Некоторые зоологи утверждают, что в будущем существует вероятность полного отделения пантер от леопардов, что превратит их в самостоятельный вид.


Пантера – превосходный охотник, выходящий на поиски добычи в ночное время, когда, из-за окраски, в темноте её невозможно увидеть, а подкрадывается она совершенно бесшумно. Свою добычу пантера затаскивает на дерево, где она недоступна для львов и гиен.


Пантеры прекрасно лазают по деревьям, иногда даже ловят там обезьян, но охотятся в основном на земле. Отдыхают и спят они также на деревьях, растянувшись на ветке и свесив лапы и хвост вниз. Они могут запрыгнуть на ветку дерева, находящуюся на высоте свыше 5 метров от земли.


Довольно часто она устраивает своё логово неподалеку от населенных пунктов, так как не боится человека и не скрывается, увидев его. Описано много случаев нападения пантер на людей, происходивших, как правило, ночью. В поисках пищи, пантера может залезть в дом и напасть на сонных людей, но по статистике, людоедов среди них меньше, чем у тигров.



Похожие статьи

 

xn--h1apn.net

Животное пантера. Черная пантера :: SYL.ru

Эта черная красавица – гибкое и бесстрашное животное. Пантера является героиней многочисленных сказок, легенд и мифов. Богиня животного мира, грациозная и величественная… Это все черная пантера – дикая кошка. Один из самых загадочных хищников на нашей планете.

Почему черная?

Ошибочным является мнение, что пантера обязательно должна быть черной. Это не так. Дело в том, что черная пантера – не отдельный вид, а всего лишь подвид семейства кошачьих. Фактически она представляет собой леопарда или ягуара с черным окрасом шерсти. Таких животных еще называют меланистами, а цвет их обусловлен средой обитания и образом жизни. Поскольку черная пантера живет в дремучих лесах и охотится по ночам, ей удобно иметь такой окрас. При этом ее горные сородичи – белые, а обители саванн и степей – желтые в черную крапинку.

Кстати, шкура черной пантеры часто неоднородна. Она может иметь светлые пятна и быть коричневой с черным оттенком. Пантеры разных цветов прекрасно скрещиваются между собой и дают потомство. Если в семье один из родителей – черный, а второй — желтого окраса, то детеныши, скорее всего, будут желтыми, так как этот цвет генетически сильнее. Чтобы гарантированно получить темное потомство, нужно скрещивать двух черных особей.

Физиологические особенности черной пантеры

Пантера – это отлично сложенная дикая кошка с гармоничным, гибким телом, красивыми сильными лапами и длинным хвостом. Ее вес составляет примерно 60 кг, рост – 70 см, а длина туловища – от метра до двух. Это очень грациозное животное. Пантера обладает отлично развитыми органами обоняния, что помогает ей охотиться. Движения дикой кошки плавны и бесшумны. Это плюс черный цвет, позволяющий слиться с ночью, дают возможность хищнице подкрасться к жертве незаметно и застать ее врасплох.

Интересная особенность пантер – специфическая гортань, которая может раздуваться благодаря гибкой косточке подъязычного аппарата. Такое строение голосового аппарата позволяет им издавать леденящий душу рев. Бегает она со скоростью 60 м/с, а высота ее прыжка достигает шести метров. Как видим, эта дикая кошка — достаточно быстрое животное. Пантера легко догоняет добычу.

Продолжительность жизни

Пантера живет в среднем 12 лет. В неволе длительность ее жизни увеличивается до 20. Правда, держать черную кошку в клетке и тем более дрессировать – идея не из лучших. Ведь пантера очень агрессивна, своевольна и ни перед кем не испытывает страха. Ни перед царем зверей – львом, ни перед властелином планеты – человеком. Соседство с нею попросту опасно.

Где обитает и как охотится черная пантера?

Основное место обитания пантер черного цвета – тропические леса Африки, Азии и Южной Америки. Чаще всего они предпочитают держаться подальше от человеческого жилья, но встречаются и случаи, когда дикие кошки проживают рядом с деревнями и городами.

Пантера – хищник. Ее любимая едамясо крупных и средних копытных животных, но в самых крайних случаях она может довольствоваться обезьянами, яйцами птиц и даже фруктовыми плодами. Пантеры в природе способны обходиться без пищи 4-5 суток. А проголодавшись, представляют собой страшную силу, угрожающую даже человеку. Нередки случаи нападения пантер на спящих людей, а уж украденная из хлева корова – вообще обычное дело. В то же время сытая пантера не тронет и козленка, находящегося на расстоянии вытянутой лапы.

Своих жертв хищница высматривает и убивает на земле (часто у водопоев), а обедать любит на дереве, лежа на животе и отрывая большие куски мяса рывком головы. Там же, среди ветвей, на высоте более пяти метров, она отсыпается днем перед ночной охотой.

Особенности размножения

Беременность у пантер длится 3-3,5 месяца, после чего на свет появляются очаровательные котята. Чаще всего их бывает двое, реже – один и совсем редко – 4-5 малышей. Большие приплоды характерны для кошек, обитающих в теплых краях. Пантера – заботливая мама. Для родов она подыскивает глухое, темное место подальше от чужих глаз. Это может быть или нора под корнями деревьев, или пещера, или дупло.

Все свое время дикая кошка посвящает малышам. Она не отходит от них ни на минуту и никого, даже отца, не подпускает к своим детям. Без колебаний отдаст ради них жизнь. Первые дней 10 пантера практически не ест и не пьет, поскольку не покидает своего логова. Довольствуется только тем, что принесет ей самец, и иногда доводит себя до голодного истощения. Когда котята становятся зрячими и начинают слышать, мать потихоньку возвращается к прежней жизни, но продолжает опекать детей до годовалого возраста.

Пантера в мифологии и сказках

Самой известной представительницей этих диких кошек является героиня сказки «Маугли» Киплинга. Кстати, в оригинале «Книги джунглей» речь шла не о красавице Багире, а о красавце по имени Багир. Изменение пола произошло уже при переводе на русский язык.

И, конечно же, Киплинг не первый, кто возвел пантеру на пьедестал. Так, например, шумеры считали ее богиней плодородия и любви; китайцы ассоциировали пантеру с женщиной во всех ее проявлениях; для индейцев черный ягуар был воплощением безграничной силы и власти. Даже христианская религия не обошла вниманием это уникальное животное. В древнееврейском комментарии Священного Писания имя мужа Марии – Иосифа – переводится как «пантера», а самого этого человека наделяют даром исцеления от болезней и спасения от верной смерти.

Вот такое своеобразное это животное. Пантера пользуется большим уважением со стороны человека, и это неудивительно. Ведь она не только ослепительно красива. Ее ум, мудрость, ловкость и отчаянное бесстрашие вызывают неподдельное восхищение!

www.syl.ru

Пантера F и Пантера 2. Немного о вундерваффе. Часть 2: bobbie_hamilton

Поскольку ЖиЖа не позволяет публиковать такие большие фрагменты текста, приходится дробить их. В предыдущей части я опубликовал главу из книги Максима Коломийца «Тяжелый танк «Пантера»: Самая полная энциклопедия», посвященную танку «Пантера II», а сейчас я поделюсь с вами главой о танке «Пантера F». Как и в предыдущей части, иллюстративный материал я частично собрал сам, а частично заимствовал из электронной версии книги, снабдив его своими подписями.

ТАНК «ПАНТЕРА» Ausf. F И ВОЗМОЖНЫЕ ДАЛЬНЕЙШИЕ ВАРИАНТЫ

Во многих публикациях проекты танков «Пантера II» и «Пантера» Ausf.F часто рассматривают как взаимосвязанные между собой и являющиеся продолжением друг друга. А между тем это две совершенно разные модификации машины, которые создавались как совершенно независимые проекты.

Как уже говорилось выше, с конца 1942 года «Пантера II» создавалась в качестве замены для «Пантеры» Ausf.D и сначала отличалась от последней только более мощным бронированием. Идея использовать в «Пантере II» те же моторно-трансмиссионные агрегаты, что и в «Королевском тигре», появилась позже.

А работы по новой модификации Ausf.F начались уже после прекращения проектирования «Пантеры II». Новая машина предполагалась для замены находящейся в серийном производстве модификации Ausf.G. При этом шасси оставалось практически без изменений, а вот башню предполагалось заменить другой и установить так называемую «Schmalturm» («шмальтурм», «узкая» башня).

Путаница с отождествлением и эволюцией проектов «Пантеры II» и Ausf.F в послевоенной истории получилась в результате неверного толкования одной фразы в одном оригинальном документе.

В отчёте, датированном 10 февраля 1943 года, говорилось, что опыт, полученный на Восточном фронте, показал недостаточное бронирование «Пантеры». Исходя из того, что эти танки не участвовали в боях до лета 1943 года, известный немецкий историк бронетанковой техники Вальтер Шпильбергер предположил, что дата в документе ошибочна, и речь идёт о 1944 годе. В результате он посчитал, что над проектом «Пантеры II» продолжались работы ещё и в начале 1945 года. А это привело к ошибочной гипотезе об объединении проекта установки 88-мм пушки KwK 43 L/71 в башне «шмальтурм» и шасси «Пантеры II». Разобравшись в этом деле, Шпильбергер исправил эти неправильные данные в своих более поздних работах, но ранее опубликованная информация уже пошла «гулять» по страницам различных изданий и в сети Интернет.

Проектирование «Пантеры» Ausf.F в первую очередь тесно связано с разработкой новой башни «шмальтурм». Попытки как-то изменить конструкцию башни «Пантеры» предпринимались уже в 1943 году — немецкие инженеры пытались сделать её передний броневой лист более узким для уменьшения вероятности попадания в него снарядов противника. Кроме того, планировалось увеличить толщину брони этого листа до 120 мм и изменить угол его установки таким образом, чтобы предотвратить рикошет бронебойных снарядов вниз, в крышу корпуса.

Первые эскизные проработки такой башни были представлены компанией Rheinmetall, датированные 1 марта 1944 года. Эта конструкция именовалась как «Turm — Panther (schmale Blende)» — «башня „Пантеры“ с узкой маской». В этом проекте учитывались новые требования к вооружению танка, выдвинутые управлением вооружений сухопутных войск. Так, на крыше башни предусматривался специальный броневой выступ для установки дальномера, а вместо телескопического на этом этапе рассматривалась возможность использования перископического прицела пушки. Толщина брони башни составляла: лобовой лист — 120 мм при наклоне 12 градусов, бортовые и кормовой — 60 мм при угле 25 градусов, крыша — 40 мм при наклоне 17 и 7 градусов. Большинство элементов внутреннего оборудования оставались как и на «Пантере» Ausf.G, вооружение — 75-мм пушка KwK 42 L/70 и пулемёт MG 34 — оставалось прежним.

Весной 1944 года дальнейшую разработку конструкции новой башни передали от компании Rheinmetall компании Daimler-Benz. Одновременно с этим отдел испытаний танкового вооружения (Wa.Prüf.6) выдал «Даймлеру» тактико-технические требования для проектирования «узкой» башни, основные из которых были следующими:

  • «Устранение возможности рикошетирования снарядов от маски пушки вниз, в крышу корпуса.
  • Увеличение броневой зашиты без соответствующего увеличения массы башни.
  • Уменьшение фронтальной обстреливаемой проекции без уменьшения внутреннего пространства башни, необходимого для обслуживания пушки.
  • Установка дальномера.
  • Замена спаренного пулемёта MG 34 на MG 42.
  • Уменьшение стоимости изготовления башни.
  • Установка необходимых приспособлений, позволявших при необходимости силами экипажа быстро переоборудовать танк либо в командирскую машину (BefehlsPanther), либо в машину с инфракрасными приборами, способную вести ночной бой».

Учтя эти технические требования, компания Daimler-Benz разработала свой проект «узкой» башни, конструкция которой (не считая стоимости вооружения и оптики), позволяла уменьшить затраты на её изготовление на 30–40 %. При этом, несмотря на значительное увеличение толщины бронирования, её расчётная масса (7,565 тонны) была даже чуть меньше, чем у серийной на танке Ausf.G (7,665 тонны). Удалось значительно уменьшить площадь, подверженную фронтальному обстрелу при сохранении внутреннего рабочего объёма. При этом диаметр погона в свету оставался таким же, как у серийных «пантер» — 1650 мм.

После разработки «узкой» башни, предназначенной для установки на шасси «Пантеры» Ausf.G, которое почти не подвергалось изменению, появилось новое обозначение танка — Ausf.F.

Первые экспериментальные образцы «узких» башен изготовили летом 1944 года, и в августе одну из них установили на шасси «Пантеры» Ausf.G.

Башня Smallturm во дворе фирмы Daimler-Benz

Башня Smallturm на шасси «Пантеры G». На третьем фото башня установлена на другом шасси — это хорошо заметно по нанесенному на корпус циммериту. Эти два танка с определенной натяжкой могут считаться прототипом «Пантеры F». Не исключено, что оба прототипа успели повоевать — весной 1945-го в Третьем Рейхе в бой шло все, что могло ездить и стрелять. Однако, достоверные данные об участии «Пантер F» в боевых действиях отсутствуют.

Новая башня имела значительно более узкий (по сравнению с серийной) лобовой бронелист башни (примерно 950 мм сверху и 1500 мм внизу), что позволило уменьшить площадь, подвергаемую обстрелу. За счёт уменьшения габаритов стало возможным увеличить толщину бронирования.

В Schmalturm устанавливалась модернизированная 75-мм пушка, KwK 44/1 L/71, разработанная чешской компанией Škodawerke. У нового орудия тормоз отката и накатник «переместились» под ствол (на KwK 42 они располагались справа и слева от ствола). Пушка получила новый тип маски, аналогичный маске «Королевского тигра», а также люльку изменённой конструкции. Воздушный компрессор для продувки канала ствола после выстрела заменили воздушным насосом, который в виде дополнительного цилиндра окружал накатник. Пушка KwK 44/1 не имела дульного тормоза, хотя на нескольких первых образцах этих орудий он присутствовал. В результате, усилие отдачи увеличилось с 12 до 18 тонн.

Поворот башни осуществлялся гидравлическим приводом, который, в свою очередь, приводился в действие от вала, идущего от двигателя к трансмиссии. Для точного наведения на цель и медленного поворота башни использовавшееся ранее на «пантерах» управление с помощью ног заменили на ручное. Максимальная скорость, с которой башня могла вращаться с помощью гидравлики, составляла 360 градусов за 30 секунд.

Существовал и дублирующий ручной поворотный механизм — один оборот маховика соответствовал повороту на 0,405 градуса. Таким образом, повернуть башню на 360 градусов можно было за 4 минуты. Если танк накренялся на один борт, заряжающий мог работать с дополнительным маховиком поворота и тем самым помогать наводчику поворачивать башню. В целом механизм поворота башни Schmalturm получился более дешёвым, имел меньшую массу и размер, чем использовавшийся на «пантерах» до этого. Это произошло главным образом за счёт отказа от двух дифференциалов и многодисковой предохранительной муфты, использованных в башнях предыдущих модификаций танка.

Также заменили механизм вертикального наведения, который стал более компактным и дешёвым. Он обеспечивал пушке подъём на 20 и снижение на 4 градуса.

Была модернизирована и командирская башенка — её сделали ниже и, соответственно, она представляла меньшую цель. Как и предыдущий, на Ausf.G, корпус башенки отливался, в нём имелось семь гнёзд для установки перископов. Внутри башенки монтировалось специальное кольцо, на котором можно было закрепить стереотрубу, турель зенитного пулемёта или инфракрасный прибор ночного видения. В нижней части башенки был предусмотрен азимутальный указатель.

Вместо пулемёта MG 34 теперь устанавливался MG 42 — это было связано с тем, что танковый вариант MG 34 к этому времени уже не производился. Для установки MG 42 пришлось разработать совершенно новый кронштейн, закреплённый на люльке пушки. Под ним располагались две сумки: одна для питания патронами, другая — для сбора стреляных гильз.

Первоначально планировалось устанавливать в «узкой» башне монокулярный шарнирный телескопический прицел TZF 13, разработанный компанией Leitz. Он имел переменное увеличение — х2,5 и х6. В первом случае поле зрения составляло 28, во втором — 12 градусов. Однако компания Leitz изготовила только два образца прицела TZF 13: один в октябре 1944-го, а другой — в январе 1945 года. Это было связано с тем, что осенью 1944 года было принято решение об установке в серийные башни «шмальтурм» перископического прицела SZF 1 со стабилизированным полем зрения. Головка перископа выступала из отверстия в крыше башни и защищалась специальным броневым колпаком. Компания Leitz должна была изготовить опытную серию из 10 прицелов SZF 1, но сумела собрать только 9 штук: пять в период с сентября по декабрь 1944-го, а четыре модернизированных — в январе и феврале 1945 года. В январе 1945 года был выдан заказ на первую серийную партию из 1000 SZF 1, но к их изготовлению так и не приступили.

По первоначальному проекту заряжающий «узкой» башни получил перископ, смонтированный в крыше. Однако уже в ходе серийного производства от него отказались, а отверстие, предназначенное для его установки, закрыли броневой заглушкой.

Как уже говорилось выше, в башне «шмальтурм» предусматривалась установка дальномера. Для этого выбрали образец с базой 1,32 м, увеличением х15 и полем зрения 4 градуса, спроектированный компанией Zeiss. Окончательная отработка образца планировалась на апрель, а начало массового производства — на июль 1945 года. Однако до конца войны компания Zeiss не смогла изготовить ни одного образца дальномера.

Ещё одним любопытным решением при изготовлении «узкой» башни являлось то, что крышка заднего эвакуационного люка изготавливалась из отходов, получаемых при вырезании отверстия для люка в заднем бронелисте. Эта мера позволяла в какой-то мере экономить броневой прокат.

Осенью 1944 года были утверждены изменения (помимо введения «узкой» башни), которые предполагалось внести в конструкцию «Пантеры» Ausf.F по сравнению с модификацией Ausf.G. Так, увеличивалась с 16 до 25 мм толщина крыши корпуса, вводились люки механика-водителя и радиста новой конструкции (при открывании крышка сначала слегка поднималась, а затем сдвигалась в сторону), модернизированный кронштейн перископа механика-водителя, а курсовой пулемёт MG 34 заменён на штурмовую винтовку StG 44 («Штурмгевер») в шаровой установке.

Из радиооборудования на «Пантере» Ausf.F предполагалось использование радиостанции Fu 5, смонтированной в корпусе. Но при необходимости в башне можно было легко установить дополнительные радиостанции, в результате чего обычный танк превращался в командирский. Для этого на всех танках предусматривалась установка двух дополнительных антенных вводов.

На серийных образцах «Пантеры» Ausf.F предусматривалось использование опорных катков с металлическим бандажом и внутренней амортизацией, которые разрабатывались ещё для «Пантеры II». 20 февраля 1945 года отдел испытания танкового вооружения сообщил, что установку таких катков предполагается начать в мае 1945 года, в том числе и на танки модификации Ausf.G.

Первоначальный график выпуска «Пантеры» Ausf.F (с «узкой» башней) рейхсминистерство вооружения утвердило 26 октября 1944 года. При этом планировалось подключение к изготовлению этих танков заводов ещё двух фирм. Согласно графику, первые серийные машины модификации Ausf.F должны были покинуть заводские цеха в марте 1945 года.

Наиболее реальный облик так и не появившейся на свет серийной «Пантеры F»

Однако уже 30 января 1945 года в программу выпуска внесли некоторые коррективы. Теперь компания Krupp-Gruson должна была сдать свои первые «пантеры» в июне, а компания Nibelungenwerke — в августе 1945 года. Одновременно с этим к июню 1945 года предусматривался полный переход на установку «узких» башен на всех выпускаемых «пантерах», в том числе и модификации Ausf.G.

Однако ни одной «Пантеры» Ausf.F на немецких предприятиях изготовить так и не удалось. В сентябре 1945 года на допросе американцами представителей компании MAN последние сообщили, что их фирма не собрала ни одной «Пантеры» Ausf.F.

Что касается Daimler-Benz, то она должна перейти на выпуск модификации Ausf.F начиная с 2229-го серийного танка. А на момент прекращения производства 24 апреля 1945 года компания изготовила 1929 машин (250 Ausf.D, 675 Ausf.А и 1004 Ausf.G) — примерно на 300 машин Ausf.G меньше, чем по намеченному плану. Таким образом, до выпуска «Пантеры» Ausf.F дело не дошло и здесь.

Но существовали и другие варианты дальнейшего развития данного типа танка. Правда, до реализации их в «металле» дело так и не дошло.

Ещё осенью 1944 года фирма Krupp предложила вариант установки 88-мм пушки KwK 43 L/71 (такой же, как на танке «Королевский тигр») в «узкой» башне, спроектированной для «Пантеры» Ausf.F. Чертёж такой установки, датированный 18 октября 1944 года, был представлен на рассмотрение в отдел испытания танкового вооружения. Присутствовавшие при этом представители компании Krupp пояснили, что основным принципом их проектирования являлась установка 88-мм орудия в «узкой» башне с минимальными переделками последней. 4 декабря 1944 года между фирмой и военными был заключён договор на детальное проектирование башни с таким вооружением для танка «Пантера» Ausf.F.

Одновременно с компанией Krupp договор на разработку «шмальтурма» с 88-мм орудием подписала и фирма Daimler-Benz. Имея определённый опыт по созданию «узких» башен, последняя представила свой проект раньше, чем Krupp.

На заседании «танковой комиссии», проходившем 23 января 1945 года, полковник Хольцхауэр (руководитель отдела испытания танкового вооружения) сообщил, что компания Daimler-Benz представила свой вариант башни, который имел увеличенный на 100 мм диаметр погона и изменённую форму кормового листа — он был установлен вертикально для увеличения внутреннего объёма. По расчётам, масса танка с таким вооружением (по сравнению с вариантом 75-мм пушки) возрастала примерно на тонну.

У конструкторов фирмы Krupp при проектировании возник ряд технических проблем, связанных с монтажом 88-мм артсистемы в «узкую» башню, в результате чего их проект был готов позже «даймлеровского». Так, в своём письме в отдел испытания танкового вооружения, направленном 12 февраля 1945 года, они сообщали, что 88-мм пушка KwK 43 может быть установлена в «шмальтурм» только при условии смещения цапф орудия на 350 мм вперёд. Учитывая тот факт, что размер башни под 88-мм пушку оставался таким же, как и для 75-мм орудия, инженеры компании Krupp просили военных уточнить несколько моментов, необходимых для продолжения работы.

Во-первых, было неясно, будет ли внутренний объём башни достаточным для работы заряжающего (габариты 88-мм выстрелов пушки KwK 43 были существенно больше 75-мм «пантеровских»). Для выяснения этого момента представители фирмы предлагали изготовить деревянную модель башни с 88-мм орудием и проверить всё на практике.

Во-вторых, инженеры компании Krupp не знали, устроит ли военных предложенная ими форма бронировки маски пушки.

В-третьих, расчёты показывали, что установка 88-мм орудия приведёт к смещению центра тяжести башни и увеличения её массы примерно на 900 кг. Для продолжения проектирования требовалось согласие заказчика (военных) на такие изменения.

20 февраля 1945 года «танковая комиссия» рассмотрела проекты «узкой» башни с 88-мм пушкой KwK 43, представленные компаниями Krupp и Daimler-Benz. Причём к этому времени последняя, помимо эскизных чертежей и расчётов, изготовила деревянный макет башни в натуральную величину.

В ходе обсуждения свои достоинства и недостатки выявились у каждого проекта. В результате представители отдела испытания танкового вооружения и управления вооружений сухопутных войск предложили компромиссный вариант. Проектирование самой башни поручили фирме Daimler-Benz — за основу брался предложенный ею вариант с уширенным погоном, но с наклонной задней стенкой, как в «узкой» башне с 75-мм орудием. На долю компании Krupp досталась доработка 88-мм орудия KwK 43 для монтажа в «даймлеровскую» башню, а также проектирование самой установки и бронировки маски пушки.

Несколько дней спустя, 27 февраля 1945 года, в отделе испытания танкового вооружения прошла встреча с представителями обеих фирм, посвящённая разработке «узкой» башни с 88-мм орудием для танка «Пантера» Ausf.F. В результате обсуждения были выработаны следующие требования:

— Угол возвышения орудия должен был составлять 15, а угол снижения — 8 градусов.

— Предполагалось использовать в качестве вооружения уже хорошо освоенную в производстве 88-мм пушку KwK 43 L/71 от танка «Королевский тигр». При этом орудие подвергалось переделке — тормоз отката и накатник, в «базовом» варианте размещавшиеся сверху над стволом, теперь устанавливались снизу. Кроме того, пушка лишалась дульного тормоза, что потребовало усиления противооткатных устройств, а цапфы орудия переносились вперёд, как предлагали инженеры компании Krupp.

— В лобовом листе башни должны были быть только отверстия для установки орудия и пулемёта. Вместо телескопического предполагалось использование перископического прицела SZF 2 или SZF 3, при этом прицел должен был иметь стабилизированное поле зрения.

— Как и в варианте «узкой» башни для 75-мм орудия, для 88-мм пушки предусматривалась установка перископа. При этом предполагалось изучить возможность использования для этого уже имевшихся в производстве образцов с базой 1,32 или 1,65 см.

— Диаметр погона башни в свету предполагалось увеличить на 100 мм (до 1750 мм) для облегчения работы заряжающего и всего экипажа в целом.

— Боекомплект должен был составлять 56 унитарных выстрелов. Последние предполагалось размещать на вновь спроектированных для этого стеллажах внутри корпуса. Кроме того, несколько выстрелов должны были укладываться в башне.

— Общая конструкция башни должна была быть практически такой же, как и у «шмальтурм», спроектированной для 75-мм пушки. Командирская башенка также использовалась с данного проекта.

8 марта 1945 года представитель отдела испытания танкового вооружения управления вооружений сухопутных войск полковник Крон обратился к компании Krupp с просьбой предоставить к 12 марта окончательно разработанный проект бронировки маски пушки. 14 марта 1945 года перспективы проектирования «Пантеры» с 88-мм орудием и дальнейшие возможные варианты развития конструкции этого танка обсудили в присутствии генерала-инспектора танковых войск Г. Гудериана.

Представители фирм Daimler-Benz и Krupp сообщили о ходе работ по данной машине. Так, в части боекомплекта, удалось разместить в башне 15 выстрелов к пушке, и ещё 50–54 предполагалось расположить в корпусе танка. Таким образом, возимый боекомплект получался больше, чем по первоначальным требованиям. По заявлению инженеров обеих компаний, общая масса нового танка превышала таковую у «Пантеры» Ausf.F с 75-мм орудием всего на одну тонну.

Представители управления вооружений сухопутных войск заявили, что изготовление первого образца танка с 88-мм орудием в башне из неброневой стали планируется к началу июня 1945 года. В случае успешных испытаний машины предполагалось не только перейти на серийное изготовление этого варианта «Пантеры», но и в перспективе оснастить такой башней все танки данного типа. По мнению офицеров отдела испытания танкового вооружения, при необходимой помощи оборудованием, материалами и кадрами серийный выпуск «пантер» с «узкими» башнями и 88-мм пушками возможно было начать в четвёртом квартале 1945 года.

23 марта 1945 года рейхсминистр А. Шпеер передал генералу-инспектору танковых войск и представителям компаний Daimler-Benz и Krupp пожелание Гитлера о скорейшем изготовлении опытного образца «Пантеры» с 88-мм пушкой и показа опытного образца из обычной (не броневой) стали в середине апреля. Но, естественно, ни о каких опытных образцах не могло идти речи — Третий рейх доживал свои последние недели. Более того, до конца войны даже не была окончательна завершена отработка чертежей и расчёты «узкой» башни с 88-мм орудием. Допрошенные после войны союзниками инженеры компании Daimler-Benz подтвердили это, сообщив, что проект был далёк от завершения, а к изготовлению опытного образца из металла вовсе не приступали. Единственное, что имелось на заводе компании Daimler-Benz (помимо чертежей) — это деревянный макет башни, представленный на рассмотрение ещё в феврале 1945 года.

«Пантера F» с 88-мм пушкой по проекту фирмы Krupp

«Пантера F» с 88 мм пушкой по проекту фирмы Daimler-Benz. Гибрид этой башни с шасси «Пантеры II», дополненным деталями «Пантеры G», выдается производителями стендовых моделей и разработчиками компьютерных игр за «Пантеру II».

Помимо усиления вооружения путём установки 88-мм орудия, в 1945 году предполагалось оснастить «Пантеру» и новым двигателем Maybach HL 234. Последний проектировался на заводах одноимённой фирмы ещё с осени 1944 года, и, в отличие от устанавливавшегося на «пантерах» мотора Maybach HL 230, новая конструкция должна была иметь систему впрыска топлива непосредственно в цилиндры (сейчас это называется инжекторной системой подачи топлива). Работы по новому двигателю были начаты из-за ненадёжной работы карбюраторов, стоявших на Maybach HL 230 — несмотря на принимаемые меры, довести их до «ума» так и не удалось.

На заседании «танковой комиссии» 20 февраля 1945 года было утверждено и время введения в серию различных узлов и агрегатов для улучшения конструкции танка «Пантера»: прицел со стабилизированным полем зрения, установка дальномера в «узкой» башне и противоминный трал — апрель 1945 года, введение опорных катков со стальным бандажом и внутренней амортизацией — май 1945 года, новый двигатель Maybach HL 234 — август 1945 года.

Что касается двигателя, то ещё на заседании «танковой комиссии» 23 января 1945 года полковник Хольцхауэр сообщил, что, согласно последним докладам компании Maybach, испытания мотора HL 234 мощностью 900 л.с. показали, что он имеет практически такое же потребление топлива, как и вариант HL 230. Но, несмотря на введение улучшений в конструкцию цилиндров, коленвала и других деталей, новый двигатель ещё нуждается в доработке.

Башня «Пантеры F» на испытаниях в Бовингтоне, Англия. Интересно, что на фото хороши видны пятна камуфляжа.

Представитель фирмы-изготовителя доктор Хейдекампф заявил, что испытания Maybach HL 234 на стенде ещё не завершены, а к испытаниям двигателя в танке вообще не приступали. Тем не менее представители «танковой комиссии» практически единодушно выступили за немедленное включение Maybach HL 234 в программу производства моторов, учитывая его явные преимущества перед Maybach HL 230. Однако до конца войны не удалось даже закончить испытания нового двигателя.

В заключение необходимо сказать два слова об упоминавшемся выше проекте минного трала. Речь идёт о «бойковом» трале, в котором разминирование ведётся путём удара по земле цепями с грузиками, которые закреплены на вращающемся барабане. Барабан устанавливается на весу перед танком, при ударе грузика по мине происходит взрыв. Разработка такой конструкции велась с конца 1944 года.

По заявлению полковника Крона от 30 марта 1945 года, «последнее испытание, проведённое на полигоне в Куммерсдорфе 25 января, закончилось неудачей. В настоящее время улучшенная конструкция трала изготавливается фирмой Hegesse (шесть больших и шесть малых образцов)». Из-за недостатка рабочей силы и оборудования предполагалось начать испытания не ранее 1 мая 1945 года. Следует добавить, что большие тралы должны были использоваться на танках «Тигр» и «Пантера».

P.S.
Как следует из приведенного текста, работы по «Пантере F» зашли довольно далеко. Вовсю шла подготовка серийного производства, и из имеющихся данных можно делать выводы об облике серийных машин. Тем не менее, поражает глубина погружения в альтернативную реальность высшего военного и промышленного руководства Третьего Рейха. Зимой 1945 года, когда было необходимо не творить новое оружие, а давать фронту как можно больше уже бывшей в производстве техники, фирмы MAN, Daimler-Benz и Krupp заняты не решением вопросов увеличения выпуска «Пантер», а разрешением проблемы, как бы воткнуть в новую версию этого танка 88-мм пушку, тратя на эту цель массу сил и средств. Мало того, отдел вооружений и «танковая комиссия» вместе с управлением генерал-инспектора танковых войск не просто не одергивают плавающих в мечтах конструкторов, но еще и стимулируют эти разработки своими ЦУ. Дальше — больше. По просторам Рейха вовсю бродят американские и советские танковые дивизии, корпуса и армии, а Гитлер отдает распоряжение провести испытания новой машины. В нацистской альтернативной реальности как будто нет никакой войны, а союзники демократических и коммунистических разновидностей не гуляют по Германии вдоль и поперек. Все эти люди скопом, от чертежников до самого фюрера, строят графики производства вундервафель на лето 1945 года, намечают на май испытания тех или иных узлов и вообще ведут себя так, как будто ничего не происходит. Что это, глупость или безумие?

Как бы ни пыжылись фанаты Третьего Рейха, реальность показала, что никакого Panzerwaffe’46 не было и не могло быть чисто физически. Если бы нацистсикие инженеры и конструкторы спустились бы с небес на землю, они не наплодили бы такое количество совершенно не отвечавших запросам того времени прожектов. Сложно представить, что ГАБТУ РККА и ведущие танковые КБ зимой — летом 1942 года в условиях, сходных с осенью 1944 года для Третьего Рейха вместо обеспечения массового выпуска Т-34 и КВ занимались бы созданием супероружия, пускай даже на базе находящихся в серии машин. Да, увеличение производства советской бронетехники в это время далось путем ее упрощения до полного примитива, тотальным снижением качества до угрожающих показателей, но, так или иначе, поток советской брони в это время стал одним из факторов, позволивших предотвратить крах СССР. Немцы же делали все ровно наоборот. История не терпит сослагательного наклонения, но, на счастье наших дедов и прадедов, в одночасье немецкие инженеры, промышленники и военные разом лишились разума. Если бы они поступали прагматично, в соответствии с вызовами кризисного для Рейха 1944 года, неизвестно, сколько бы пришлось добивать нацистов и, не исключено, что Panzerwaffe’46 все же появилось бы на свет Божий, правда, без так любимых «немцефилами» Е-25, Пантер 2 и прочей бронефантастики. Оно было бы куда приземленнее, но от этого ни советским, ни американским, ни британским солдатам легче бы не было. И слава Богу, что затмение мозга в Третьем Рейхе случилось так вовремя — оно спасло несколько миллионов жизней от перемалывания жерновами мировой бойни.

bobbie-hamilton.livejournal.com

Пантера F и Пантера 2. Немного о вундерваффе: bobbie_hamilton

Среди моделистов уже который год цветет и пахнет тема Panzerwaffe’46, вся суть которой заключается в том, что Третий Рейх смог пережить 1945 год и к 1946-му наплодил нцать моделей всевозможного вундерваффе, такого, как «Маус», Е-100, «Пантера 2» и прочие «бумажные» уродцы Е-серии. Приложили руку к этому и создатели ММО-игры World of Tanks, насытив свою игрушку всеми возможными видами немецких вундервафель, дав им совершенно заоблачные характеристики. При том, что, окромя «Мауса», Е-100 и «Пантеры 2» ни один из этих проектов не то что начал воплощаться в металле — далее проработки эскизных проектов дело чаще всего не уходило. А из того, что все же увидело свет, что «Маус», что «Е-100» уже были отвергнуты самим фюрером и все работы по этим мастодонтам велись в порядке частной инициативы. Самое удивительное в линейке немецких эскизных проектов — их неуместность и фантастичность. Все «бумажные» танки той же Е-серии, не говоря уже о «супертяжях», упирались в банальную невозможность их постройки в силу отсутствия для них полноценных узлов и агрегатов — характеристики уже производившихся машин упирались в железобетонную стену реальности в виде слабо подходивших для них двигателей и коробок передач (ярчайший пример — невероятно перегруженные силовые установки танков Tiger II и истребителей танков Jagdtiger, превратившие их эксплуатацию в путешествия между станцией разгрузки и рембазой) и отсутсвия каких-либо возможностей промышенности в условиях утраты источников сырья и нарушения цепочек смежников создать в какие-либо реальные сроки сколько-либо приемлемые образцы перспективных силовых установок и трансмиссий. Совершенно ясно, что, несмотря на все хотелки фанатов вундерваффе, почти все перспективные проекты немецких оружейников находились в области фантазий, ибо не было даже призрачного шанса для их осуществления. Но немецкие конструкторы вместо оптимизации существующих моделей бронетехники под условия производства и упрощения их конструкции для увеличения объемов выпуска в условиях цейтнота последнего года мировой войны занимались форменной маниловщиной, пытаясь решить все проблемы путем создания некоего убероружия. Не удивительно, что вся эта «бумага» закончилась, не успев даже начаться. Наиболее трезво и реально из всего этого парада фантазий выглядели проекты модернизации танка PzKpfw. V Panther — Panther Ausf. F и Panther II. Правда, подлинная их история малоизвестна, и даже их достоверный облик под вопросом.

Чертежи «Пантеры F» и «Пантеры II». Если первый худо-бедно соотносится с реальностью, то второй не имеет с ней ничего общего.

По сети гуляет масса противоречивой информации об этих машинах, и найти что-либо более или менее подробное «с ходу» непросто, хотя оба этих танка — неизменные участники различных компьютерных игр и модельных проектов. К примеру, Википедия сообщает следующее:

С осени 1944 года планировалось начать производство новой модификации танка Ausf. F. Данная модификация отличалась более мощным бронированием корпуса (лоб 120 мм, борта 60 мм), а также новой конструкцией башни. Разработанная фирмой «Даймлер-Бенц» башня Schmalturm 605 («тесная башня») имела несколько меньшие размеры по сравнению со стандартной, что позволило усилить лобовое бронирование до 120 мм при угле наклона 20° к нормали. Борта новой башни имели толщину 60 мм и угол наклона 25°, толщина маски пушки достигала 150 мм.

До конца войны не появилось ни одного законченного прототипа, хотя были произведены 8 корпусов и 2 башни.

Принимая на вооружение осенью 1943 года танк «Тигр II», министерство вооружений и боеприпасов выдало задание на разработку нового танка «Пантера II», с условием максимальной унификации по узлам этих двух машин. Разработка нового танка была поручена конструкторскому бюро фирмы «Хеншель и сыновья». Новая «Пантера» представляла собой как бы облегчённый «Тигр II» с уменьшенной толщиной брони, оснащённый башней Schmalturm. Основное вооружение — 88-мм танковая пушка KwK 43/2 (англ.)русск. с длиной ствола 70 калибров. Главной проблемой стало отсутствие подходящего двигателя для потяжелевшей машины, были проработаны варианты установки двигателей MAN/Argus LD 220 мощностью 750 л. с., Maybach HL 234 мощностью 850 л. с. и других, однако работы завершены не были.

В конце 1944 года управлением вооружений был выдан заказ на изготовление двух «Пантер II», однако успели изготовить только один корпус, на который для испытаний была установлена башня от серийной «Пантеры» Ausf. G. Но испытания проведены не были, и данный танк был захвачен американскими войсками. Корпус этого танка хранится в музее кавалерии и танковых войск Паттона — в Форт-Ноксе.

Назвать такие сведения чем-то большим, нежели обрывками информации, трудно. Более подробную информацию об этих танках найти сложно, однако, ищущий да обрящет. В свое время я как-то упустил из виду книгу Максима Коломийца «Тяжелый танк «Пантера». Первая полная энциклопедия», где приводится действительно подробная информация об обоих проектах. Чтобы не заниматься пересказыванием, я решил просто процитировать соответсвующие главы из книги, так как у меня все равно лучше не получится, а Максим Коломиец — вполне авторитетный исследователь, чтобы доверять его сведениям. Его текст я дополнил как иллюстрациями из электронной версии книги, так и самостоятельно найденными в сети, а также собственными подписями. Надеюсь, подобный раздербан уже выложенной в сети книги не является посягательством на авторские права.
Итак, сначала — Пантера 2.

Танк «Пантера II»

В конце 1942 года, ещё до начала серийного производства «Пантеры», военные стали высказывать сомнения о достаточном бронировании танка. Многие считали, что утверждённые для этой боевой машины толщины брони окажутся недостаточными для защиты от противотанкового оружия, с которым вермахт встретится на Восточном фронте в кампанию 1943 года. А усиление бронирования экранировкой (как это было сделано на Pz.III и Pz.IV) было связано со значительными техническими трудностями из-за формы корпуса танка.

Поэтому уже в декабре 1942 года фирма MAN приступила к разработке нового варианта боевой машины с более толстой бронёй. 3 января 1943 года, во время встречи в рейхсминистерстве вооружения со Шпеером, Гитлер согласился с предложением о том, чтобы «Пантера» превратилась в новую модель со 100-мм лобовым и 60-мм бортовыми бронелистами. До момента завершения проекта «Пантеры 2» в производстве должна была оставаться «Пантера» Ausf.D.

По первоначальному варианту «Пантера 2» отличалась от «Пантеры» лишь усиленным бронированием и, соответственно, возросшей массой. Так, в отчёте рейхсминистерства вооружений от 22 января 1943 года приводились следующие характеристики обеих машин (см. таблицы 3).

На встрече представителей рейхсминистерства вооружений и руководства фирмы MAN, прошедшей в Нюрнберге 10 февраля 1943 года, доктор Вибикке (главный конструктор компании) ещё раз подчеркнул, что существующий проект «Пантеры», находящийся в производстве, не удовлетворяет требованиям, разработанным на основе опыта боёв на Восточном фронте. По его мнению, танк требовалось серьёзно переработать и включить в его конструкцию ряд узлов и агрегатов от «Тигра» (такие, как механизмы поворота, бортовые редукторы и т. п.), а также модернизировать подвеску и башню. По предварительным расчётам предполагалось, что масса «Пантеры 2» значительно возрастёт и перевалит за 50 тонн. Компания MAN заявила, что чертежи новой боевой машины будут переданы фирмам-сборщикам в апреле — мае 1943 года. Основываясь на этом заявлении, было принято решение избегать, по возможности, дальнейших усовершенствований конструкции «Пантеры» Ausf.D с тем, чтобы основные усилия были сконцентрированы на завершении разработки «Пантеры 2».

17 февраля 1943 года, во время совещания в рейхсминистерстве Шпеера, было достигнуто соглашение о том, что проект нового танка «Тигр» (VK 4502 (H), впоследствии ставший «Королевским тигром») будет по ряду узлов стандартизирован с «Пантерой 2». Так, и «Тигр», и «Пантера» должны были получить трансмиссию Zahnradfabrik Friedrichshafen AK 7-200, двигатель Maybach HL 230 с системой охлаждения, металлические опорные катки со стальными бандажами и внутренней амортизацией. Кроме того, предполагалось, что гусеницы «Пантеры 2» шириной 660 мм можно будет использовать как транспортные гусеницы для «Тигра».

Что касается башни, то её проектирование поручили компании Rheinmetall. Предварительное обсуждение прошло 18 февраля 1943 года на встрече представителей отдела испытания танкового вооружения управления вооружений сухопутных войск и инженеров фирмы Rheinmetall. Первоначально предполагалось, что новая башня во многом будет похожа на башню «Пантеры» Ausf.G, но будет собираться из более толстых бронелистов. Вооружение оставалось прежним — 75-мм пушка KwK 42 L/70 и пулемёт MG 34.

По первоначальным предварительным планам, разработанным ещё в январе 1943 года, начать производство «Пантеры 2» планировалось уже в сентябре. При этом речь шла о выпуске крупных партий машин сразу несколькими заводами разных фирм. Изготовление машин установочной партии (для отработки технологии) не предполагалось. Компания DEMAG, которую планировалось подключить к изготовлению «пантер» в сентябре 1943 года (вместо фирмы Henschel), должна была сразу же собирать «Пантеры 2», не начиная изготовления обычной «Пантеры».

29 апреля 1943 года, на совещании в рейхсминистерстве Шпеера по поводу обсуждения производства «пантер» и самоходок на их базе, принимается решение о том, что в качестве шасси для истребителя танков (позднее известное как «Ягдпантера») надо использовать «Пантеру I». Также было принято решение о продолжении выпуска обычных «пантер» ввиду задержки с разработкой «Пантеры II» (в апреле 1943 года обозначение «Пантера 2» было изменено на «Пантера II». — Прим. автора). Вместе с тем предполагалось продолжить опытно-конструкторские работы по проекту «Пантера II».

Одной из проблем при проектировании последней стали металлические катки с внутренней амортизацией (кстати, их конструкцию немцы заимствовали с советских КВ). Использование таких катков позволяло экономить резину, но одновременно и увеличивало массу танка. Так, в ходе предварительных расчётов и испытаний выяснилось, что применение таких катков на «Пантере II» утяжеляет её примерно до 52,5 тонн (для «Пантеры 1» с такими катками масса составляла 46,5 тонн). Кроме того, проведённые исследования показали, что использование стальных катков будет приводить к быстрой поломке траков гусениц, которые в тот момент находились в производстве. В результате потребовалась разработка траков новой конструкции. Но, несмотря на эти проблемы, отдел испытания танкового вооружения высказался за продолжение работы по таким каткам и проведение их дальнейших испытаний.

В мае 1943 года в компании MAN прошло несколько совещаний с участием представителей рейхсминистерства вооружений и отдела испытания танкового вооружения. В результате обсуждений было принято решение о том, что переход на выпуск «Пантеры II» в ближайшем обозримом будущем невозможен, и необходимо продолжать производство «Пантеры I». Вместе с тем рекомендовалось использовать в конструкции последней ряд усовершенствований, разработанных для «Пантеры II».

1 ноября 1943 года отдел испытания танкового вооружения (Wa.Prüf.6) представил в рейхсминистерство вооружений отчёт о ходе проектирования «Пантеры II», в котором приводилась таблица сравнительных характеристик по бронированию последней в сравнении с «Пантерой» Ausf.А (см. таблицу 4).

В отчёте указывалось, что башня для «Пантеры II» всё ещё разрабатывается, и углы наклона бронелистов для неё не указывались.

Лишь шесть дней спустя, 7 ноября, компания Rheinmetall представила первые эскизные проработки башни с 75-мм орудием KwK 42. Башня имела более узкий передний броневой лист (schmale Blendenausführung). Это отражало существовавшую в тот период времени тенденцию уменьшить лобовую проекцию башни для уменьшения вероятности попаданий вражеских снарядов. Кстати, данный проект башни не имел ничего общего с проектами так называемой «узкой» башни «Schmalturm», разработанной в 1944 году для танка «Пантера» Ausf.F (о нём будет рассказано ниже). А утверждения некоторых авторов о том, что «Пантера II» получила «Schmalturm», да ещё и с 88-мм пушкой KwK 43 L/71, не соответствуют истине и не подтверждаются документами.

Наиболее вероятный облик «Пантеры II», если бы она была целиком изготовлена в металле.

Башня для «Пантеры II» так и не была изготовлена — компания Rheinmetall представила только эскизные проработки, но так и не закончила проект. Тем не менее на основе имевшихся проработок можно восстановить примерный вид башни для танка «Пантера II».

4 января 1944 года состоялось совещание «танковой комиссии» с представителями отдела испытания танкового вооружения и рейхсминистерства вооружений, посвящённое вопросам стандартизации агрегатов танков «Пантера II» и «Королевский тигр». В ходе обсуждения отмечалось, что организация производства нового варианта «Пантеры» неизбежно приведёт к снижению выпуска танков. Поэтому «танковая комиссия» предложила отложить серийное изготовление «Пантеры II», для которой требовалось организовать выпуск новых бронекорпусов и башен.

Вместе с тем отмечалось, что если снижение производства, вызванное стандартизацией, будет признано возможным, в «Королевском тигре» и «Пантере II» возможно использование следующих общих агрегатов: двигателя Maybach HL 230 с системой охлаждения, трансмиссии (AK 7-200 или Olvar В), механизма поворота Tiger II Lenkgetriebe, бортовых редукторов Tiger II Seitenvorgelege и опорных катков со стальным бандажом и внутренней амортизацией (конструкция балансиров и торсионных валов предусматривалась различной). Правда, расчёты показали, что для установки на «Пантеру II» механизма поворота и бортовых редукторов с «Королевского тигра» потребуются изменения конструкции её бронекорпуса.

В результате на заседании было принято следующее решение: «В настоящее время стандартизация „Пантеры II“ и „Королевского тигра“ не может быть осуществлена, так как в результате этого произойдёт снижение выпуска танков, что сейчас недопустимо».

Однако параллельно с таким решением компании MAN рекомендовалось продолжить работы по стандартизации, для чего ей выдали заказ на изготовление двух опытных образцов «Пантеры II».

В 1944 году удалось изготовить только одно шасси без башни, к выпуску второго образца так и не приступили. Кстати, некоторые авторы пишут о том, что на «Пантеру II» смонтировали башню от «Пантеры» Ausf.G, что не соответствует действительности. На самом деле для проведения испытаний на корпусе установили дополнительные грузы, доведя шасси до расчётной массы «Пантеры II».

Вывоз неопознанного шасси американцами летом 1945 года. Вероятно, это и есть шасси «Пантеры II». Можно сказать, что шасси повезло, если бы оно оказалось в руках советских военных, с большой долей вероятности оно было бы расстреляно на НИИБТ полигоне в Кубинке. В СССР испытывалось значительное число немецкой бронетехники, большая часть которой была уничтожена на полигонах в процессе испытаний или отправилась на переплавку. То, что сохранилось в Кубинке — едва ли не треть от имевшегося добра.

Шасси «Пантеры II» на полигоне в Абердине, США

Шасси «Пантеры II» в музее Паттона в Форте Нокс. Там шасси находилось до 2013 года, ныне находится на хранении в связи с реорганизацией музеев в Абердине и Форте Нокс.

Именно в таком виде шасси «Пантеры II» попало в руки американцев, и после войны было отправлено на Абердинский испытательный полигон. Позже, вместе с этими дополнительными грузами на корпусе шасси передали для испытаний в Детройт. А вот уже после возвращения оттуда снова на Абердинский полигон на шасси «Пантеры II» смонтировали башню с «Пантеры» Ausf.G (шасси № 121447). В таком виде «двушка» поступила в музей Паттона в Форт-Ноксе, где её ещё раз «отреставрировали», использовав для этой цели элементы башни с другой «Пантеры» Ausf.G (шасси № 121455). Таким образом, представленный образец «Пантеры II» является корпусом последней с башней и некоторыми другими «не родными» элементами от «Пантеры» Ausf.G.

Вот такая вот интересная история. Получается, что уже в мае 1943 года от этого проекта отказались, потом вспомнили снова в связи с началом серийного производства танка Tiger II, провели попытку стандартизации этих конструкций, в результате чего появилось опытное шасси, но в итоге проект снова закрыли. Уже осенью 1944 года проект «Пантера II» был похоронен наглухо. Было ясно, что ни о какой стандартизации в текущих условиях речи быть не может, не говоря уж о каком-либо серийном производстве нового танка. Даже облик той машины был далек от предлагающегося модельной и игровой индустрией, а «привычная» нам «Пантера 2» не более чем фантазия «немцефилов» из этих отраслей. Тем не менее, у нас есть еще одна «Пантера» — модификация Ausf. F, машина куда более реальная, нежели «Пантера 2». О ней — в продолжении.

bobbie-hamilton.livejournal.com

Тяжелый танк Pz.V «Panther II»

История создания тяжелого танка Pz.V «Panther II»

Уже в 1942 году становилось ясным, что новый немецкий тяжелый танк Pz.V «Пантера» несет слишком легкую броню, которая не может эффективно защитить танк от противотанкового оружия, которое появится в распоряжении Красной Армии в следующем году. Попытки усилить броню с помощью навески дополнительных листов столкнулись со значительными трудностями. Фактически, в последний момент возникла серьезная необходимость едва ли не спроектировать новую «Пантеру», несущую более толстую броню!

Проект нового танка называли «Пантера I», а в апреле 1943 года название сменили на «Пантера II». 3 января 1943 года Гитлер во время совещания со Шпеером заявил, что новый танк должен иметь лобовую броню толщиной 100 мм и бортовую броню 60 мм. До тех пор, пока новый танк не будет спроектирован, надлежало выпускать старые «Пантеры».

Тяжелый танк Pz.V «Panther II»

Как можно узнать из рапорта от 22 января 1943 года новая «Пантера» отличалась от старой только толщиной брони и, соответственно, большей массой. Никаких других отличий не предусматривалось.

10 февраля 1943 года в Нюрнберге д-р Вибике (начальник конструкторского бюро MAN) заявил, что в нынешнем виде «Пантера» не отвечает тем требованиям, что предъявляются к танкам, действующим на Восточном фронте. Конструкцию «Пантеры» следовало коренным образом переработать, по возможности использовав узлы, позаимствованные у «Тигра», в том числе рулевое управление, бортовые передачи и др. Ходовую часть и башню также следовало переработать. Новый танк получил обозначение «Panther II», Масса танка должна была возрасти с 35 тонн до 50 тонн и более. Фирма MAN должна была передать сборщикам чертежи в апреле-мае 1943 года. По возможности от дальнейших изменений «Пантеры» следовало воздержаться, чтобы сконцентрироваться на доработке «Пантеры II».

От утяжеления брони к радикальной переработке танка

17 февраля 1943 года во время встречи со Шпеером было решено стандартизовать многие узлы танков «Tiger II» («Konig Tiger») и «Panther II». Порше полагал, что рулевое управление с фиксированным радиусом будет эффективно работать на обоих танках. Сразу после наладки крупносерийного выпуска рулевого управления с двойным радиусом (Zweiradienlenkgetriebe) планировалось ставить на танки именно его. О готовности к серийному выпуску нового рулевого управления должен был доложить директор Блайхер. Новые «Тигр» и «Пантера» должны были оснащаться трансмиссией Zahnradfabrik Friedrichshafen AK 7/200, двигателем Maybach HL 230 и опорными катками с резиновым бандажом. «Пантера II» получала семь опорных катков, а «Тигр II» — девять. Рычаги подвески у «Пантеры» и «Тигра» были разными. Боевые гусеницы «Пантеры» шириной 660 мм следовало также использовать на «Тигре» в качестве транспортных гусениц.

На встрече 18 февраля 1943 года между представителями WaPrüf 6 и Rheinmetall обсуждалась конструкция башни «Пантеры II». Было решено, что радиус основания башни не будет превышать 1570 мм. Подрезав углы башни радиус основания можно было сократить до 1565 мм, таким образом, имелся запас в 15-20 мм. Этот запас не давал башне цепляться за люки механика-водителя и стрелка-радиста. Чтобы открывался люк двигательного отделения, расстояние от середины башни до задней стенки не должно было превышать 1240 мм.

Тяжелый танк Pz.V «Panther II», модель. Как видно, танк в этой модификации больше напоминает не оригинальную «Пантеру», а скорее «Королевский тигр»

Чертежи 021 Gr50201 — 021 Gr50248 использовались для создания шасси «Panther II». Новые опорные катки (Gummisparende Laufrolle) устанавливались не только на «Panther II», но и на отдельные экспериментальные экземпляры PzKpfw V Ausf. G, а также на «Королевские Тигры» и «Тигры», начиная с машины Fgst.Nr.250822.

В рапорте WaPrüf 6 от 1 ноября 1943 года приводятся значения и углы расположения бронеплит «Пантеры II» в сравнении с «Пантерой» Ausf. D.

На чертеже №. H-Sk A 86176, датированном 7 ноября 1943 года изображено крепление спаренного с пушкой пулемета для «Panther II». Пушка размешалась в зауженной маске (schmale Blendenausfuehrung). Новая маска для «Пантеры» потребовалась потому, что старая часто вызывала рикошет снарядов вниз, в сторону крышек люков механика-водителя и стрелка-радиста.

В рапорте от 22 января 1943 года сообщалось, что выпуск танков «Panther II» предполагалось начать в сентябре 1943 года. 10 февраля 1943 года приняли решение начать производство новых танков без предварительной серии, сразу приступив к крупносерийному выпуску. В соответствии с требованиями Munitionsministerium сборочные цеха фирмы Demag должны были начать подготовку к выпуску «Panther II», не начиная выпуска обычных «Пантер».

29 марта 1943 года д-р Блайхер приказал всем производителям «Пантер» продолжать выпуск танков на протяжении 1943 и 1944 годов. В конце 1944 года следовало переключить производство на выпуск «Panther II». В сентябре 1943 года завод Krupp-Gruson должен был приступить к выпуску «Panther II», производя 3 в сентябре, 15 в октябре, 30 в ноябре и 45 в декабре 1943 года. Фирма Werk Falkensee в январе-феврале 1944 года должна была начать выпуск танков «Panther II», а фирма Nibelungenwerke должна была присоединиться к программе в середине 1944 года.

5 апреля 1943 года г-н Йегер из WaPrüf 6 выяснил, что на последней встрече членов танковой комиссии с представителями MAN было решено определить срок поставки первой экспериментальной «Panther II» на середину августа.

На встрече, состоявшейся 29 апреля 1943 года в резиденции Шпеера, было решено использовать шасси танков «Пантера» для выпуска истребителей танков Jagdpanther наряду с выпуском стандартных танков. Работы над «Panther II» еще не завершились. Защиту бортов «Пантеры» удалось значительно повысить, прикрыв борта юбкой из мягкой стали (Schuerzen). Благодаря юбке нижняя чисть борта уже не пробивалась советскими 14.5-мм противотанковыми ружьями.

Рассматривалась возможность оснастить «Пантеру» новыми опорными катками без резинового бандажа и с внутренней амортизацией (gummisparenden Laufrollen). Если бы установить новые опорные катки на танк не представлялось возможным, то серийный выпуск «Пантеры II» был бы предрешен. Руководство WaPrüf 6 настаивало на проведении скорейших ходовых испытаний. «Пантера», оснащенная новыми опорными катками, весила 50 тонн, что было на 3.5 тонны больше, чем предполагалось. «Panther II» с новыми катками имела расчетную массу 52,5 тонны. Окончательно вопрос актировалось разрешить в мае 1943 года на совместном заседании танковой и автомобильной комиссий.

Тяжелый танк Pz.V «Panther II». Самое явное отличие прототипа «Пантера II» от оригинала — конусообразная маска пушки.

Лучше — враг хорошего: отказ от «Panther II»

4 мая 1943 года появилось заключение о нецелесообразности развертывания серийного выпуска «Panther II». Весь опыт, полученный при работе над «Panther II», был учтен в конструкции серийной «Пантеры».

3 июня 1943 гола руководство фирмы Henschel получило уведомление о том, что развертывание серийного выпуска «Panther II» отменяется. Одновременно было решено, что все фирмы, которые должны были выпускать «Panther II», обязывались организовать выпуск обычных «Пантер».

После войны не раз возникали вопросы о том, участвовали ли прототипы «Panther II» в боях. Руководство фирмы MAN ответило на один из запросов так: «Было заказано только два прототипа «Panther II». Мы выпустили одно шасси. Есть вероятность, что этот единственный прототип участвовал в боях.»

Единственное шасси «Panther II» с башней Ausf. G после войны попало в руки американцев и было отправлено в Штаты на Абердинский полигон. Позднее машину передали танковому музею в Форт-Ноксе, где она и находится в настоящее время.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в т.ч. книги: Пантера лучший танк Panzerwaffe. Часть 1, Военно-техническая серия.— Киров.: Кировское общество любителей военной техники и моделизма.

armedman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *