Майя символы и их значение – —
Значения символов майя
Когда-то символы Майя считались неразрешимой загадкой. В последние десятилетия ученым удалось не только расшифровать значения множества символов,
но и узнать важные события из жизни этой цивилизации.
Красный дракон (Инициатива, пробуждение, мужество, взаимодействие с миром через чувства.)
Вы живете настоящим и не хотите думать о прошлом и будущем. В вас есть желание реализовать новые идеи, но вы больше мечтаете, чем действуете.
Возможно, занимаясь каким-либо важным делом — вы не доводите его до конца. Не будьте слишком навязчивы во взаимоотношениях с друзьями и родственниками. Сейчас вам трудно
дать трезвую оценку происходящим событиям. Не игнорируйте неприятные сигналы чтобы не допустить возникновения проблем в будущем.
Размышляйте, не действуйте резко и необдуманно. Уютная домашняя обстановка будет способствовать восстановлению моральных сил.
Проведите время в спокойствии, вдали от толпы — это восстановит внутренний баланс.
Вселенная поможет вам, если осуществляя свою мечту, вы будете действовать исходя из правды и справедливости.
Белый ветер (Дух, божественное дыхание.)
Перемены — главное значение данного символа. Плывите по течению, двигайтесь подобно ветру.
Со стороны ваши действия могут показаться противоречивыми, непоследовательными и неожиданными. Вы слышите зов неизвестности.
Путешествия, новые знания, знакомства, общение — вот что интересует вас больше всего. Кроме того, вы обращаете внимание на эстетику -
стремитесь не только к красивой обстановке, но и пытаетесь украсить жизнь внутренне.
Следуя течению, будьте готовы нырнуть вниз. Возможно, кто-то из вашего окружения не разделяет ваших идеалов, считая их недостижимыми.
Соедините воедино чувства и эмоции. Оставьте роль зрителя и начните влиять на ход собственной судьбы.
Ваши действия станут более решительными, если вы возьмете ответственность за свои поступки. Это приблизит вас к реальности, даст опору и
принесет счастье.
Синяя ночь (Неизвестность, мечты, интуиция, созидание и разрушение. Важность семьи и домашнего очага.)
Ночь предвещает рассвет, сближение нового и старого, смену темноты светом. Основательная подготовка, установка прочного фундамента станут
защитой от проблем и неожиданностей в любом деле. Помните, что внутри вашего сердца есть особое место, которое должно быть скрыто от посторонних глаз.
Со стороны может показаться, что вы держитесь отстраненно от окружающего мира и не стремитесь к новым контактам. Этот символ советует
придерживаться собственных взглядов, и в принятии решений исходить из личного опыта. Решайте задачи рационально и постепенно.
Ночь дает огромную выносливость для завершения дел, вне зависимости от того, сколько времени уйдет для получения нужного результата.
Желтое зерно (Цель, сила, осведомленность.)
Индивидуальность, многогранность, действия на уровне инстинктов, целостность — все это потенциал для зарождения новой жизни.
Представьте, что давние мечты, идеи и планы — это зерна. Их необходимо посадить в плодородную почву, позволить жизненной силе и свету
пробить защитную оболочку. Не стоит думать, что время сеять зерна еще не наступило.
Вы полны энергии, любая физическая активность пойдет вам на пользу. Кроме пользы для здоровья, это поможет сосредоточиться и
разобраться со своими внутренними стремлениями. Доверьтесь интуиции и сделайте первый шаг к своей цели.
Настал тот момент, когда нужно серьезно задуматься о жизни. Внимательно следите за своим окружением, не отказывайтесь от новых знакомств.
Сейчас ваша активность на высоте, вы в состоянии разобраться с любой проблемой. Удача неизбежна, если вы будете действовать
уверенно, в согласии со своими убеждениями. Если вдруг перед вами возникнет преграда — позвольте пламени сердца сжечь ее и высвободить путь!
Красная змея (Борьба, сила, характер, железная воля)
Если вы отправитесь наверх, навстречу свету — вас ждет успех и благополучие. Но если наоборот, вниз — ожидайте беспокойство и убытки.
Сложившаяся гармония и внутренний баланс — не отталкивает, а притягивает внимание окружающих. Это равновесие должно
быть использовано с пользой. Данный период времени способствует интеллектуальной активности. Если ваши мысли заняты вопросами, на которые
вы так и не получили ответы, то самое время их получить. Но не будьте слишком навязчивы. Люди из близкого круга могут пострадать от
вашей излишней любопытности. Кроме того, лучше искать истину не прибегая к агрессии. Стремление к душевной свободе имеет для вас большое
значение. Сейчас ответственности бояться не стоит, иначе вселенная примет решение за вас и оставит тот вариант, который не принесет ничего кроме печали.
Не полагайтесь на то, что видите или слышите. Эти чувства искажают знания, полученные с помощью интуиции.
Белый мир (Милосердие, сила, завершение начатого, новые возможности)
Удачный период времени. После получения необходимых материальных благ, вы стремитесь к познанию неизведанного, поиску новых ощущений.
Наступление поворотного момента может вызвать страх перед неизвестностью. Позвольте новому войти в вашу жизнь, это ускорит процесс перемен.
Расширяя границы своего сознания, вы откроете таинственную дверь ведущую к истине. Не лишними будут сотрудничество, доброжелательность и доверие.
Вы не только сами получите выгоду, но и поможете остальным. Если вы серьезно отнесетесь к этому процессу, результаты не заставят себя ждать.
Возможно, вам не хочется брать на себя роль лидера, но не стоит отдавать всю инициативу другим, иначе результаты вас не устроят. Помните,
что процесс завершения — это не разрушение, а освобождение и соединение отдельных элементов в общую систему.
Синяя рука (Интуиция, знание, совершенствование)
Рука символизирует готовность улучшить окружающий мир, использование навыков для получения желаемых результатов.
Беспокоясь о будущем и существующих проблемах, действуйте спокойно и с полной отдачей. Не бойтесь использовать новые методы.
Не ограничивайте себя одной и той же ролью, экспериментируйте с новыми.
Щедрость, миролюбие, понимание — то, в чем сейчас нуждаются ваши друзья и близкие. Общение с ними даст вам заряд энергии.
Смело высказывайте свое мнение, будьте честны, не бойтесь каких-либо последствий. Возьмите процесс управления в свои руки.
Это пойдет на пользу вам и вашему окружению. Больше активности, данный период времени подходит для веселья и развлечений.
Почувствуйте ритм жизни, отдавайте и получайте взамен. Вас может посетить страх неудачи, но если вы действуете честными методами -
закончите дело с большой выгодой.
Желтая звезда (Красота, элегантность, креативность)
Не нервничайте и не расстраивайтесь, если что-то идет не так. Чрезмерная торопливость тоже не принесет ничего хорошего — вы потеряете цель
из виду. Вы действуете согласно своим давним привычкам. Они стали единственными путями, которые ведут вас по жизни. Признав это, вы сможете
внести полезные изменения. Необходимо добавить динамики в давно сложившейся уклад. Не гонитесь за идеальным результатом,
должно пройти время, перед тем как внесенные изменения принесут свои плоды. Всецело полагаясь на разум, не забывайте прислушиваться к сердцу.
Вы полны энергии, вам хочется бросить вызов неприятностям, сразиться с ними. Возможно, вы неосознанно стремитесь к риску, но не теряйте самообладания!
Сохраняйте гибкость, найдите точки соприкосновения между собственными взглядами и меняющимся миром.
Красная луна (Источник жизни, поток, очищение)
Вы — капля воды в огромном океане наполненным жизнью. Вас пронизывает глубокая энергия. Все, что вы стремитесь сделать сейчас — исходит из
ваших внутренних переживаний. Проявите гибкость, необходимо адаптироваться к той ситуации в которой вы оказались. Не переусердствуйте,
если используете принцип «все или ничего». Проявите стойкость характера, живите сегодняшним днем, будьте готовы изменить направление пути.
Услышьте самого себя. Не сделав это, добиться стабильности будет трудно. Стремитесь к порядку, системности, пусть это станет фундаментом для
вашей самодисциплины. Кроме того, вы можете сделать многое, работая в команде. Воспользуйтесь скрытым потенциалом своего сознания.
Это решит давние проблемы. Главная задача — взять на себя ответственность за все, что происходит в вашей жизни.
Доверьтесь внутреннему голосу. Сейчас есть все необходимое для построения вашего счастья.
Белая собака (Любовь, сердце, преданность)
Этот символ дарует слияние истины, согласия, верности и любви. Он усиляет значимость собственных убеждений и укрепляет веру в них.
Доверяйте себе — только вы знаете, в чем нуждаетесь на самом деле. Сейчас в вас особенно активно чувственное восприятие — обоняние, зрение
и слух. Только определившись с собственными желаниями, вы узнаете желания других. Опасайтесь негативных эмоций, таких как зависть и злоба.
Возможно, перед вами возникла неприятная ситуация, на которую невозможно повлиять и приходится наблюдать за происходящим. Скорей всего,
вы не один, поднимитесь и посмотрите — в вашем окружении есть люди со схожей проблемой. Хороший период для социальной активности — общайтесь,
дарите радость и будьте душой компании. Скоро вы встретите на своем пути человека, который станет вашим другом.
Опасайтесь строго следовать стандартам которые вам навязывают. Слепо верить всему, что говорят — прямой путь к разочарованию.
Синяя обезьяна (Игра, магия, обман)
Вы в конфликте двух уровней желаний. Один из них — дикий, глубокий и эмоциональный. Другой — более осмысленный, направленный
на получение результата. Если вам удастся соединить эти уровни воедино, вы с легкостью сможете совмещать развлечения и важные дела.
Интуитивно, вы чувствуете, что процессы происходящие в вашей жизни — больше напоминают сюжет игры или фильма. Вам хочется быть
в центре внимания. Подобно актеру, вы играете определенную роль — героя или героини. Следуя этой роли,
вы можете не заметить как теряете свое истинное лицо, самого себя. Внутренний голос постоянно напоминает вам о мнении окружающих
и вы стараетесь держать свою репутацию. Скорей всего, вы и сами понимаете, что нынешние проблемы надуманы или несерьезны.
Вы чувствуете свободу, легкость, пытаетесь отыскать время для отдыха. Но будьте осторожны! Это легкое отношение к жизни может вскрыть
ваши внутренние раны.
Желтый человек (Воздействие, свобода, сознание)
Возможность получить доступ к внутреннему Я. Использование своего потенциала.
Вы демонстрируете открытость внешнему миру. Те знания, которые вы получаете сейчас — проходят через ваш разум и искажаются,
теряя свой первоначальный смысл. Возможно, этому способствуют ваши предрассудки, старые привычки, узкий круг интересов.
Используйте свои сильные стороны. Будьте открыты к новым мыслям, людям, расширяйте свой кругозор.
Вы проходите через определенный цикл развития. Подобно побегу, который останавливает рост на зиму, весной вы пробуждаетесь для дальнейшего роста.
Цель будет достигнута, если вы полностью откроетесь жизни и заявите окружающим о своих намерениях.
Если необходимо — восстановите то, что было утрачено в прошлом.
Красный небесный странник (Завершение поиска, сущность, пробуждение)
Необходимость восполнить запас внутренних сил. Данный символ содержит энергию земли, таинственный звездный свет.
Силы природы оказывают вам поддержку. Сейчас вы похожи на тростник: несмотря на хрупкость и гибкость, вокруг вас естественная защита.
Вы окружены единомышленниками. Ваша задача — найти свое предназначение внутри этого круга. Время способствует началу новых дел
и расширению горизонтов. Существует вероятность небольшого конфликта. Придерживайтесь личных взглядов на жизнь, настаивайте
на своем мнении. Удача будет сопутствовать вам в любом деле. Неважно, потребуется ли от вас риск, дисциплина или настойчивость,
— вы четко видите свою цель и осознаете свои намерения. Собравшись с силами, используя свои лидерские качества, вы достигните
нужного результата. Не тратьте данную вам силу понапрасну: не занимайтесь пустыми разговорами и не вступайте в лишние конфликты.
Белый маг (Колдовство, бесконечность, поглощение)
Чтобы обратиться к своим резервам, необходимо освободиться от внутреннего мрака. Вы гонитесь за личной выгодой.
Используйте свои сильные стороны, но будьте осторожны — существует возможность увязнуть в борьбе и потерять близких людей.
Вы горды, полны сил и смелости. Дайте волю своим лучшим качествам, забудьте про эгоизм. Вскоре перед вами возникнет множество
соблазнов, из-за которых вы можете попасть в неприятности. Перед тем как начать путь, составьте план, исследуйте дорогу.
Ваше желание исполнится в том случае, если цель, преследуемая вами, не несет в себе негатив. Вы чувствуете единство с миром.
Не забывайте об окружающих вас людях. Слушайте не только голову, но и сердце. Помните, настоящая магия внутри вас!
Желтый воин (Бесстрашие, спокойствие, уверенность)
Необходимость серьезного отношения к жизни. Вы стоите на краю пропасти и бросаете вызов страху. Находясь под жарой палящего
солнца, вы прощаетесь со своим прошлым. Перед вами сложная ситуация, удача обошла вас стороной. Не печальтесь,
прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Сделайте несколько шагов назад, возьмите передышку. Скоро вы обретете ясное видение
ситуации и узнаете причину неудач. Возможен конфликт с начальством или неким должностным лицом.
Не бойтесь негативных последствий, действуйте обдуманно и терпеливо. Смена обстановки неизбежна.
Перестаньте сравнивать себя и окружающих. Избегайте излишнего осуждения, будьте терпеливы и умейте прощать.
Красная земля (Землетрясение, сила, синхронность, помощь земли и солнца.)
Символ силы и ясности. Переход потока мыслей на высший уровень понимания. Возможность удачно завершить дело, узнать скрытое,
найти ответ. Главная сила — это уверенность в своих действиях. Вы опережаете всех и стремитесь стать лидером.
Это может помочь, а может еще больше запутать дело. Вы стоите на нетвердой земле, постоянно ощущаете толчки и сдвиги.
Ваши взгляды и ценности пошатнулись. Настал период движения и перемен. Не препятствуйте этим процессам. Будьте в потоке
и не зацикливайтесь на конкретных мыслях. Забудьте о прошлом, почувствуйте пульс жизни. Реально лишь то, что происходит сейчас.
Сейчас вы кочевник — наслаждайтесь приобретенной свободой и отправляйтесь туда, куда зовет сердце.
Белое зеркало (Отражение, порядок, жертва)
Способность трезво оценивать свои действия. Сейчас вы либо жертвуйте собой ради счастья других, либо вообще не обращаете
внимание на окружающих. Зеркало позволяет видеть ситуацию с двух сторон. Вы видите поступки других людей, а также собственное
отражение. Вы осознаете необходимость перемен и уже начали проходить сквозь конфликты и беспорядок. Не бойтесь препятствий
которые встают на вашем пути. Неуверенность, сомнения, страх — тянут вас вниз. Единственный способ добраться до истины -
разрушить внешнюю оболочку. Это не легко, но из-за нее вы не видите новые перспективы. Возможно, вы встретитесь с самыми
негативными проявлениями человеческой души. Не поддавайтесь гневу более чем на считанные секунды! Это заблокирует поток вашей
энергии.
Синий шторм (Энергия, поиск)
Ваша жизнь наполнена светлой энергией. Судьба подбрасывает вам препятствия для избавления от иллюзий. Только избавившись
от них, вы ощутите полноту своего существа. Вы притягиваете перемены, и можете ошибочно думать, что начался период неудач.
Взгляните на это с другой стороны, и увидите новые возможности. Необходимо пересмотреть то, что вы считали истиной.
Вы подошли вплотную к своей судьбе. Перемены происходят слишком быстро и вы не успеваете под них подстроиться.
Правила игры постоянно меняются. Вы находитесь в лодке посреди шторма, в вас дует ветер перемен. Плывите по течению,
доверьтесь внутренней силе. Противодействие переменам только усилит силу ветра. Вы — искатель правды. Разрушьте стену иллюзий
и лжи. Все, к чему бы вы не стремились: спокойствие, гармония, счастье — давно находится внутри вас.
Желтое солнце (Свет, энергия, жизнь)
Связь прошлого и будущего. Самый сакральный знак в символике майя. Перед вами возникла лестница, опущенная в материальный
мир и ведущая к высшему сознанию. Будущее и прошлое — неотъемлемые части настоящего. Сейчас вы первопроходец, открывающий
новые горизонты. Работайте над достижением своих целей. Возможно, ваше дружелюбие и спокойствие будут отличаться от настроений
вашего окружения. Высокая требовательность к себе и остальным может привести к разочарованию. Вам нужен журавль, а не синица в
руках. Постарайтесь найти компромисс между желаемым совершенством и реальностью. Прикоснитесь к земле, иногда необходимо
признать свои недостатки. Признайте их, больше они не станут для вас препятствием! Сделайте вдох, позвольте энергии солнца
пройти сквозь вас. Когда вы поймете, что у каждой идеи есть своя ценность, то увидите, что настоящее совершенство заключается
в разнообразии.
casiopeya.ru
Майя: история и значение татуировок древней цивилизации
Цивилизация Майя – одна из самых загадочных на нашей планете. Древнейшая культура Мезоамерики известна благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Началом формирования цивилизации считается примерно 2000 год до н. э. Историки считают, что Майя были очень продвинутой расой, обладающей тайными знаниями и глубоким пониманием различных вещей. Календари Майя до сих пор с интересом изучают и расшифровывают. В настоящее время территории, на которых происходило развитие цивилизации майя, входят в состав государств: Мексика, Гватемала, Белиз, Сальвадор и Гондурас.
История татуировки
Если у вас нет татуировки майя или вы никогда не о ней не задумывались, значит вам не хватает одного из самых модных видов боди-арта. Майя – одна из самых обсуждаемых цивилизаций древнего мира. Согласно историческим текстам, это была очень высокоразвитая раса с богатейшими традициями. Татуировка была одной из их многих форм модификации тела, и существовало убеждение, что нанесение изображений на тело порадует богов.
Помимо татуировок, древние народности расписывали свои зубы, протыкали тело и даже деформировали черепа детей, чтобы создать удлиненную форму головы. Все это было частью культуры Майя. Но татуировки особенно ценились, потому что только отважные люди могли решиться на этот болезненный процесс, который к тому же был весьма опасен из-за высокой вероятности инфицирования раны. Люди с татуировками пользовались особым уважением!
Татуировки Майя были способом угождать богам, а также являлись признаком мужества, храбрости, способности противостоять боли и опасностям. Их носили как мужчины, так и женщины, причём, мальчикам приходилось ждать женитьбы, в то время как девочки разрисовывали верхнюю часть тела с раннего возраста. Некоторые виды татуировок были также символом социального статуса, определяющих старейшин или молодых воинов. Определенные типы рисунков наносились на тело, чтобы показать переход от одной стадии жизни к другой.
Когда майя брали в плен врагов после битвы, их татуировали, дабы никто больше не атаковал пленников. Это был способ демонстрировать мощь и господство над своими врагами. Воры получали постоянный тату-тотем на лбу, чтобы все знали, кто они такие. Современная концепция татуировки майя является относительно новой, и её популярность объясняется различными открытиями в истории цивилизации майя, которые происходили на протяжении многих тысяч лет.
Значение татуировки
Большинство людей делают татуировку майя только потому, что считают её модной, но мало кто знает истинные значения и символику. Эти маркировки тела – одни из самых мощных, которые вы когда-либо делали, поэтому важно провести исследование, изучить вопрос и выяснить, что символизирует тот или иной орнамент.
Хотя значения тату будут варьироваться в зависимости от конкретного тотема, который у вас есть, всё же есть некоторые общие понятия. Преданность – одно из таких понятий, потому что майя всегда демонстрировали глубокую преданность своим богам и культуре.
Другие значения, которые вы можете ассоциировать с символами, будут зависеть от типа тату или конструкции, которые вы выбрали. Если вы предпочитаете сделать основным героем сюжета татуировки ягуара, то это будет означать силу, хитрость и храбрость. Орёл является символом скорости и дальновидности, а пернатый змей олицетворяет мудрость, духовность и бога Кукулькана. Образ демона, дышащего огнём, символизирует жестокость, запугивание, зло и несбалансированность власти.
Хунаб-ку был важным символом цивилизации майя, и именно поэтому он является центром их календаря и колёс времени. Он символизирует Бога-Творца и является центром галактики, непрерывно испускающим энергию. Люди майя видели Хунаб-ку как представление цикла жизни и бесконечной силы.
Майя были одной из немногих цивилизаций древности, разработавшей календарь. Что ещё более интересно, так это то, что он был очень точным и подробным. Встречаются образцы, которые представляют различные небесные тела, звезды и планеты. Шаблоны в календаря также очень сложны и витиеваты, и это делает его отличным выбором для тату-искусства.
Майя очень уважали своего императора и полагали, что сами боги назначили его следить за ними. Татуировка императора в воинской или королевской одежде – знак большого уважения к древней культуре. Если у вас есть хороший тату-художник, который сможет точно изобразить императора, вы можете быть уверены: татуировка станет вашим фантастическим тотемом!
on-tattoo.ru
Культура индейцев майя. Письменность, символы, математика и письменный язык майя, цивилизации, империи.
Более 3 000 лет значение символов майя оставалось загадкой для ученых всего мира. Майя была одной из немногих древних цивилизаций, имеющих собственную систему письма, письменность индейцев майя. Их символы майя и иероглифы оригинальны, большая часть цивилизаций заимствовала систему письма от существовавших ранее империй. Иероглифы были обнаружены Американцем, Джоном Ллойдом Стивенсом, и англичанином, Фредериком Кэтэрвудом в 1839 году. А значение данных знаков удалось расшифровать лишь в 1937 году. Майя язык многофункционален, данные символы могли использоваться как целое слово или как его часть:
Ягуар:
Символ майя силы богословия, и общности во всех вещах – важный атрибут власти для индейцев майя. Ночью, бог майя ягуар управлял потусторонним миром майя, на рассвете он начинал свое путешествие по небу с востока на запад, возвращаясь назад в загробный мир с наступлением темноты. Космические силы дня и ночи попадают в сферу ягуара. Символ неизбежности во всех астрономических вещах.
Орел:
Орел, как и многие другие символы майя, представляет умозрительную мысль. Сосредотачиваясь на этом символе, взываешь к внутренним ресурсам к сакральной мудрости. Его силой является ясность и осознанность – данный символ облегчает тяжелый труд мышления. Орел так же является символом сообщества и всеобщего единства в нашем многообразном бытие.
Летучая мышь:
На майянском языке летучая мышь звучит как — «zotz». Летучая мышь является представителем защитника запределья. Также сомнительный символ, богатый на двойственности, которому поклоняются с наступлением темноты и для защиты от врагов. Символы майя протянули очень тонкую нить в осознании того, что есть добро, а что зло, в нашем мире все кажется гораздо более простым и понятным. У индейцев майя понятия добра и зла смешаны, они единое целое, взаимодействующее с окружающим миром, когда у нас это два противоположных явления разделенных четкой гранью.
Земля:
Эта символика майя — представитель движения и медленных перемен. Этот символ майя напоминает нам о существовании более важных событий и о том, что все перемены в нашей жизни должны сопровождаться терпением. Символ Земли поможет в становлении сосредоточенности, поскольку в каждый миг нашей жизни мы находимся в движении. Изменения станут осознанными, а мысли чистыми и благими.
Ночь:
Символ баланса и становления правильности выбора с целью достижения мира. Символика майя помогает в отчуждении от проблем, до готовности нашего духа встретить и решить эти проблемы. Ночь представляет плащ или тень, сбрасываемые так, чтобы подсознание или внутренний дух мог выполнять свою работу, в то время как все физические действия должны отойти на второй план, в период выполнения действий.
Солнце:
Символика майя подъема, ясности и понимания. Уделенное время этому символу облегчает посвящение. Солнце имело высокую ценность для цивилизации майя. Внутреннее, солнце вызывает философскую производительность. Солнце в символике майя обеспечивает богатое сознание и позволяет нашему богословию цвести. Этот символ известен как Ahau и также имеет интерпретацию «учителя” или “наставника”. В этом случае свет солнца есть не что иное как знание и понимание, пролитое освещенным учителем, или наставником.
Осознайте, что независимо от того, сколько ученые и археологи узнают о древних майя – всегда останутся тайны загадки и секреты. Пути майя являются в значительной степени неизведанными.
По материалам: Гороскоп лунный на сегодня.
Опубликовано
19 Авг 2010 в категории Майя
mayax.ru
Календарь майя (символ) — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
КАЛЕНДАРЬ майя — майя создали календарные системы, довольно сильно отличающиеся от других известных календарей. Важнейшие события жизни они отмечали установкой каменных столбов — стел, на которых особыми иероглифами изображали положения планет и созвездий в момент фиксируемого события, а также дату.
Календарь майя построен по совсем иному принципу, чем все известные нам календари, и тем не менее он самый точный из них. Его структура, если оставить в стороне тонкости, которые и поныне еще далеко не выяснены, выглядит следующим образом. Он состоит из нескольких циклов.
Для религиозных отправлений майя пользовались 260-дневным циклом, в котором повторяются названия дня и числа недели.
Иероглифы 18 месяцев майя
Цикл состоит из 260 дней (суток). Это так называемый «короткий» цикл — цолькин (ацтекское «тоналаматль»). Он делится на 13 месяцев по 20 дней в каждом. Каждый день месяца имеет свое название (20 дней — 20 названий) и, кроме того, обозначаются числами от 0 до 19 (первый день считается нулевым). Неделя — тринадцатидневная; дни недели обозначаются числами от 1 до 13.
Второй цикл — 4-летний, в котором повторяются названия дня и числа месяца.
Год майя — «хааб» — состоит из 365 дней: 18 двадцатидневных месяцев (это 360 дней — «тун») и 5 добавочных дней, отмечавшихся как праздничные. Через 4 года первый день нового года приходится на один и тот же день месяца, но в разные числа 13-дневной недели.
Существовал еще и третий цикл, представлявший своего рода комбинацию «цолькина» и «хааба». Это так называемый «календарный круг» — 52-летний цикл (тринадцать 4-летних). Этот цикл состоял из 18 980 дней; он играл особенно важную роль в жизни майя.
Наконец, майя пользовались и «длинным счетом» по «к’атунам» — «двадцатилетиям», который велся от определенной начальной даты.
Исходная дата майя «4 Ахау, 8 Кумху» соответствует по своему значению дате начала христианского летосчисления — но только по своему значению, отнюдь не по дате.
Пользуясь своим способом летосчисления, настолько разработанного в деталях и сложного, что подробный рассказ о нем занял бы целую книгу, майя превзошли по точности календари всех остальных народов. Даже современный календарь не является самым точным, он лишь несколько лучше
Ацтекский каменный календарь
предшествующих календарей. В 238 году до н. э. Птолемей III несколько исправил древнеегипетское летосчисление; с именем Юлия Цезаря связан так называемый Юлианский календарь, который просуществовал вплоть до 1587 года, когда папа Григорий XIII заменил его новым, так называемым Григорианским календарем. И если сравнить данные о протяженности года всех этих календарей с данными астрономических исчислений, то наиболее точным календарем оказывается именно календарь майя.
Длина года составляет (в днях):
- по Юлианскому календарю — 365, 250000
- по Григорианскому календарю — 365, 242500
- по календарю майя — 365, 242129
- согласно астрономическим исчислениям — 365, 242198
Ученые, вооруженные знаниями иероглифических чисел майя, сумели увидеть, что на всех сделанных из камня и с помощью каменных орудий памятниках древнего народа не было ни одного орнамента, рельефа, фриза или изображения животного, которое не было бы связано с какой-либо датой. Каждое строение майя было окаменевшим календарем.
Случайности здесь не оставалось места: эстетика была подчинена математике. Казавшееся до сих пор бессмысленным нагромождение каменных ликов или отсутствие их приобрело определенный смысл: выяснилось, что все эти звероподобные лики изображали или какую-то цифру, или даже целую календарную схему. Теперь выяснилось, что повторяющийся пятнадцать раз на лестнице иероглифов в Копане орнамент означал количество прошедших циклов времени, а сама лестница, насчитывавшая 75 ступенек, означала число прошедших после окончания цикла дней (15 раз по 5). Другого подобного примера полного подчинения архитектуры и искусства календарю нет нигде во всем мире.
megabook.ru
Иероглифы майя — это… Что такое Иероглифы майя?
Письменность майя (иероглифы майя) — система письма, использовавшаяся цивилизацией майя — крупнейшей цивилизацией доколумбовой Месоамерики.
Самые ранние надписи относятся к III веку до н. э. Письмо непрерывно использовалось до прибытия в XVI веке н.э испанских конкистадоров, а в некоторых изолированных районах, например, в Тайясале, некоторое время после этого.
Письменность майя представляла собой систему из словесных и слоговых знаков. Термин «иероглифы» в отношении письменности майя был применен европейскими исследователями 18-го и 19-го столетия, которые, не понимая знаков, находили их похожими на египетскую иероглифику.
Языки
В настоящее время считается, что кодексы и другие классические тексты были написаны на литературном варианте языка чольти — возможно, что элита майя использовала этот язык в качестве лингва-франка по всему майя-язычному миру.
Существовали тексты, написанные на других майяских языках Петена и Юкатана, в особенности, на юкатекском. Имеются некоторые свидетельства периодического использования письма для записи майяских языков Гватемальского нагорья. Однако, тексты на этих языках обычно записывались писцами, говорящими на чольти, и поэтому подверглись его влиянию.
Происхождение письма
До недавнего времени считалось, что майя могли заимствовать некоторые элементы, а возможно и основу своей письменности от ольмеков или эпиольмеков.
Однако, согласно новым сведениям, эпиольмекское письмо, считавшееся возможным прямым предком письма майя, на несколько веков младше, и, возможно, является его прямым потомком. Другие месоамериканские культуры того времени разработали собственные системы письма, имевшие много общих черт с ольмекской, в частности — двадцатиричную систему счисления, обозначавшуюся системой точек и черт.
Структура письменности
Письменность майя представляет собой хорошо разработанную систему символов, которые кропотливо вырисовывались на керамике и стенах, записывались в бумажных кодексах, вырезались в дереве или камне или выполнялись в технике штукового рельефа. Вырезанные или отлитые символы раскрашивались, однако краска в большинстве случаев не дошла до наших дней. Всего доступно около 7000 текстов.
Сегодня из около 800 известных знаков расшифровано примерно 75 %, что позволяет прочитать с той или иной степенью достоверности до 90 % надписей, а также провести полноценный анализ письменности.
Иероглифы майя чаще всего записывались в колонках по два. В каждой они читались слева направо, сверху вниз
Принцип
Письмо майя было словесно-слоговой (логосиллабической) системой. Отдельные символы («иероглифы») могли представлять слово или слог.
На практике, тот же самый символ часто мог использоваться для обеих целей. Например, календарный знак MANIK’ мог использоваться для обозначения слога chi (логограммы пишутся прописными буквами, транскрипция — курсивом). Существовала и другая неоднозначность: разные символы могли читаться одинаково. Например, полдюжины, по всей видимости, не связанных между собой иероглифов использовались для записи часто встречающегося местоимения третьего лица u-.
Как правило, символы были овальной формы и представляли собой рисунки, связанные с земледелием, изображающие растения, воду и дождь, головы животных, постройки, утварь, орудия труда, части человеческого тела. Некоторые знаки, особенно изображения животных употреблялись исключительно в качестве идеограмм. Существовали комбинации двух или даже большего числа знаков — один знак мог сливаться или вписываться в другой.
Отдельные символы группировались в блоки от одного до пяти (как правило, два-четыре). Внутри блока символы писались слева направо и сверху вниз (система, отдаленно напоминающая корейский хангыль). Каждый блок обычно обозначал существительное или глагольную фразу (например «его зеленая повязка на голову»). Вместо стандартной конфигурации блоков, майя иногда писали в один ряд, колонку, в виде «L», или «T» — такая форма записи чаще всего встречаются там, где она больше подходит поверхности, на которой написан текст.
Фонетическая запись
Как правило, символы, использовавшиеся в качестве фонетических элементов, первоначально были идеограммами, обозначавшими односложные слова, оканчивавшиеся на гласный, слабый согласный (y, w, h) или гортанную смычку. К примеру, иероглиф «плавник» ([kah]) (имевший две формы — изображение рыбьего плавника или рыбы с выделяющимися плавниками), стал обозначать слог ka.
Иероглифы майя
Слоговые символы исполняли две основные функции: они использовались как фонетические дополнения для различения идеограмм, имевших более одного прочтения (как в египетской письменности), и для записи грамматических элементов, в частности — склонения глаголов (как в современном японском). Например, слово b’alam («ягуар») могло записываться как идеограмма BALAM, дополненная фонетически ba-BALAM, BALAM-ma или ba-BALAM-ma, или же писаться полностью фонетически — ba-la-ma.
Фонетические символы обозначали простые слоги типа согласный-гласный, или отдельный гласный. Однако большинство слов майя оканчивалось не на гласный, а на согласный, а кроме того, существовало много сочетаний двух согласных внутри слова, например, xolte’ [ʃolteʔ] («скипетр», соответствует схеме CVCCVC).
Если эти конечные согласные были сонорными (l, m, n) или глоттальными (h, ’), они иногда игнорировались и опускались на письме. Однако, обычно конечные согласные записывались, что приводило к добавлению дополнительного гласного. Он обычно повторял гласный первого слова: например, слово [kah] («плавник») фонетически записывалось ka-ha. В то же время, существует много случаев использования другой гласной. Орфографические правила, регулирующие эти случаи, поняты лишь частично. Некоторые из них:
- Слог CVC писался как CV-CV, где гласные (V) были одинаковыми: yo-po [yop] — «лист»
- Слог с долгой гласной (CVVC) писался как CV-Ci, если долгим гласным не был [i] (в этом случае он писался CiCa): ba-ki [baak] — «пленный», yi-tzi-na [yihtziin] — «младший брат»
- Слог с глоттализованным гласным (CV’C или CV’VC) писался с конечным a, если гласным был e, o, u, или с конечным u если гласным был [a] или [i]: hu-na [hu’n] — «бумага», ba-tz’u [ba’tz’] — «обезьяна-ревун».
Иероглиф-эмблема «Тикаль» — стела в музее Тикаля
Таким образом:
- ba-ka [bak] (краткая гласная)
- ba-ki [baak] (долгая гласная)
- ba-ku [ba’k] or [ba’ak] (глоттализованный гласный)
- ba-ke [baakel] (опускается сонорный гласный l)
Долгота гласных и глоттализация не всегда обозначались в часто встречающихся словах, например местоимении «они».
Более сложным примером фонетической записи может быть ha-o-bo ko-ko-no-ma ([ha’o’b kohkno’m], «они — гвардейцы»).
Иероглифы-эмблемы
Одной из первых расшифрованных категорий знаков стали так называемые иероглифы-эмблемы, обозначавшие титулы. Они содержали слово ajaw (в классическом майя «господин») — неясной этимологии, но хорошо засвидетельствованное в колониальных источниках, а также топоним, предварявший слово ajaw и функционировавший в качестве прилагательного. Иногда титул вводился прилагательным k’uhul («святой», «священный»).
Иероглиф-эмблема мог писаться любым числом слоговых или идеографических знаков, а для слов ajaw и k’uhul, составлявших основу титула, зарегистрировано несколько альтернативных написаний. Термин был введен в обращение Генрихом Берлином для обозначения повторяющихся структурных составляющих майяских текстов.
Расшифровка письменности
Предыстория расшифровки
В раннюю колониальную эпоху еще существовали люди, знавшие письменность майя. По некоторым сведениям, некоторые прибывшие на Юкатан испанские священники успели ее изучить. Однако вскоре епископ Юкатана Диего де Ланда в рамках кампании по искоренению языческих обычаев, приказал собрать и уничтожить все тексты майя, что привело к утрате значительной части рукописей.
Только четыре кодекса майя пережили конкистадоров. Наиболее полные тексты были найдены в посуде в могилах майя, а также на монументах и стелах в городах, заброшенных или разрушенных после прибытия испанцев.
Знание письменности было окончательно утрачено к концу 16-го века. Интерес к ней появился лишь в 19-м веке, после публикации сообщений о разрушенных городах майя.
Алфавит де Ланды
Полагая, что использование миссионерами языка майя ускорит обращение индейцев в христианство, де Ланда решил изобрести свой собственный «алфавит майя» (так называемый «алфавит де Ланды»). При помощи двух знавших письменность индейцев, он составил список соответствий между майяскими иероглифами и испанскими буквами. Де Ланда не знал, что письменность майя была не алфавитной, а логосиллабической, а помогавшие ему майя в некоторых случаях записывали не произношение испанских букв, а их название (например, be, hache, ka, cu).
Результат был по возвращении в Испанию записан де Ландой в своем труде «Relacíon de las cosas de Yucatán» («Сообщение о делах в Юкатане»).
Всего де Ландой было записано 27 знаков (плюс 3 знака в примерах написания слов), которые, по его мнению, соответствовали буквам испанского алфавита. Де Ланда также принимал участие в создании латинской письменности для юкатекского языка — вероятно, первой латинской письменности для месоамериканских индейцев.
Ранние исследования
В 1810 году, Александр Гумбольдт опубликовал первый майяский текст — пять страниц «Дрезденского кодекса». В 1820 году было установлено, что он относится к цивилизации майя, а не ацтеков, как полагали ранее. В 1832—1833 годах ученый Константин Рафинеск выдвинул предположение, что комбинации точек и линий представляют собой цифры, а также настоял на необходимости изучения современных майяских языков для понимания древней письменности.
В 1864 году, французский аббат Брассёр де Бурбур опубликовал рукопись Диего де Ланды, введя её в научное обращение.
К концу 19 века был в общем изучен календарь майя, составлены каталоги рисунков и фотографий, впоследствии активно использовавшихся учеными. Большой вклад в изучение календарной системы майя внес саксонский ученый Эрнст Форстеман.
Надпись в Наранхо, повествующая о царствовании короля Itzamnaaj K’awil, 784—810.
Современный период
Исследователи 19 века и начала 20-го века сумели расшифровать цифры майя и части текстов, связанные с астрономией и календарем майя, однако не смогли понять принцип письма и расшифровать его.
В начале 20-го века конкурировали две гипотезы относительно сущности майяской письменности: американская школа во главе с Сайрусом Томасом считала ее фонетической, а немецкая под руководством Эдварда Селера — идеографической.
Прорыв в расшифровке письменностей майя произошел в середине 20-го века сразу в двух областях — было определено значение отдельных идеограмм и установлено звуковое значение символов.
Семантика
Иероглифы-эмблемы были расшифрованы в 1958 году Генрихом Берлином. Он заметил, что «иероглифы-эмблемы» состоят из больших главных знаков и двух меньших, сейчас читающихся как «K’uhul Ahaw». Меньшие элементы были относительно постоянными, а главный знак менялся от места к месту. Берлин предположил, что главный знак мог обозначать города, их правящие династии или контролируемые территории.
Было отмечено, что распределение таких иероглифов неравномерно. Некоторые, соответствовавшие крупнейшим центрам (Тикаль, Калакмуль) имели уникальный иероглиф-эмблему, часто встречавшийся в текстах. В текстах встречались символы для менее значимых городов. Города среднего размера также имели свои иероглифы, появлявшиеся, однако, только в самом городе. Небольшие города и деревни не имели собственных иероглифов. Впоследствии эта схема была связана с выявленными собственными именами, что привело к расшифровке иероглифов-эмблем.
Важную роль в понимании майяской письменности сыграла американская исследовательница русского происхождения Татьяна Проскурякова. В результате анализа иероглифов Пьедрас-Неграса (Гватемала) она предложила гипотезу, согласно которой надписи майя были посвящны событиям из жизни правителей, а не только мифологии, религии и астрономии, как считалось раньше. Кроме того, она идентифицировала многочисленные глаголы (умереть, родиться и т.д) и другие иероглифы. Благодаря ее исследованиям были получены сведения о династиях Яшчилана, Киригуа, Тикаля и других центров цивилизации майя.
Фонетика
Неточности алфавита де Ланды привели к тому, что он долгое время игнорировался научным сообществом, однако именно ему было суждено стать ключом к пониманию майяской письменности.
Решающую роль в расшифровке сыграл советский лингвист и историк Юрий Валентинович Кнорозов. В 1952 году он опубликовал статью «Древняя письменность Центральной Америки», в которой доказывал, что алфавит де Ланды в майяской части содержал слоговые символы, а не алфавит. Таким образом, он выступил против гипотезы в то время крупнейшего американского майяниста Эрика Томпсона, отвергавшего фонетическую составляющую письменности майя.
Дальнейшее усовершенствование методик расшифровки позволило Кнорозову опубликовать в 1975 году перевод рукописей майя (монография «Иероглифические рукописи майя»).
Прорыв, совершенный Юрием Кнорозовым, привел к расшифровке в последующие годы значительной части символов, и пониманию содержания большинства майянских текстов.
Таблица слогов, для которых в настоящее время (на 2004 год) известен хотя бы один фонетический символ:
(’) | b | ch | ch’ | h | j | k | k’ | l | m | n | p | p’ | s | t | t’ | tz | tz’ | w | x | y | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
a | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | ||
e | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | |||||||||
i | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | |||
o | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | |||||
u | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • | • |
Литература
- Coe, Michael D. (1992). Breaking the Maya Code. London: Thames & Hudson. ISBN 0-500-05061-9.
- Houston, Stephen D. (1986). Problematic Emblem Glyphs: Examples from Altar de Sacrificios, El Chorro, Rio Azul, and Xultun (PDF), Mesoweb online facsimile edition, Research Reports on Ancient Maya Writing, 3., Washington D.C: Center for Maya Research. ISBN B0006EOYNY.
- Houston, Stephen D. (1993). Hieroglyphs and History at Dos Pilas: Dynastic Politics of the Classic Maya. Austin: University of Texas Press. ISBN 0-292-73855-2.
- Kettunen, Harri; and Christophe Helmke (2005). Introduction to Maya Hieroglyphs (PDF), Wayeb and Leiden University. Retrieved on 2006-10-10.
- Lacadena García-Gallo, Alfonso; and Andrés Ciudad Ruiz (1998). «Reflexiones sobre la estructura política maya clásica», in Andrés Ciudad Ruiz, Yolanda Fernández Marquínez, José Miguel García Campillo, Maria Josefa Iglesias Ponce de León, Alfonso Lacadena García-Gallo, Luis T. Sanz Castro (Eds.): Anatomía de una Civilización: Aproximaciones Interdisciplinarias a la Cultura Maya. Madrid: Sociedad Española de Estudios Mayas. ISBN 84-923545-0-X. (Spanish)
- Marcus, Joyce (1976). Emblem and State in the Classic Maya Lowlands: an Epigraphic Approach to Territorial Organization, Dumbarton Oaks Other Titles in Pre-Columbian Studies. Washington D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, Harvard University Press. ISBN 0-88402-066-5.
- Mathews, Peter (1991). «Classic Maya emblem glyphs», in T. Patrick Culvert (Ed.): Classic Maya Political History: Hieroglyphic and Archaeological Evidence, School of American Research Advanced Seminars. Cambridge and New York: Cambridge University Press, pp.19-29. ISBN 0-521-39210-1.
- Saturno, William A.; David Stuart, and Boris Beltrán (3 March 2006). «Early Maya writing at San Bartolo, Guatemala» (PDF Science Express republ.). Science 311 (5765): pp.1281-1283. doi:10.1126/science.1121745. ISSN 0036-8075. PMID 16400112. Retrieved on 2007-06-15.
- Schele, Linda; and David Friedel (1990). A Forest of Kings: The Untold Story of the Ancient Maya. New York: William Morrow. ISBN 0-688-07456-1.
- Schele, Linda; and Mary Ellen Miller [1986] (1992). Blood of Kings: Dynasty and Ritual in Maya Art, Justin Kerr (photographer), reprint edition, New York: George Braziller. ISBN 0-8076-1278-2.
- Soustelle, Jacques (1984). The Olmecs: The Oldest Civilization in Mexico. New York: Doubleday and Co. ISBN 0-385-17249-4.
- Stuart, David; and Stephen D. Houston (1994). Classic Maya Place Names, Dumbarton Oaks Pre-Columbian Art and Archaeology Series, 33. Washington D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, Harvard University Press. ISBN 0-88402-209-9.
Ссылки
По-русски
По-английски
Wikimedia Foundation.
2010.
dic.academic.ru
Статьи. «Символы майа — глифы цифры хунаб ку».
Глифы – это единицы графики, графические образы знаков, магические символы, которые использовались
вместе с литерами и рунами.
Мифы и легенды майянцев скрываются в их текстах, где главные действующие лица – числа и знаки. Трудно поверить, что всю историю человечества можно описать с помощью тринадцати чисел и двадцати символов. Но эти двадцать символов означают нечто большее, чем числа, скрывающиеся под особой формой, именуемой иероглифами. Эти иероглифы несут в себе смыслы и, таким образом, вся наука, мифология, мироздание оказывается вмешенным в матрицу размером 13 х 20.
Священный календарь майя Цолькин основан на сочетаниях тринадцати чисел и двадцати символов, или Священных Знаков, то есть образует 260 возможных перестановок, каждая из которых представляет собой комбинацию одного из тринадцати чисел, одного из двадцати знаков и одного из четырех направлений.
Хосе Аргуэльес (философ, исследователь космической гармонии) делает вывод о том, что Гармонический Модуль представляют собой настоящую клавиатуру резонанса, позволяющую нам набирать на ней галактические частоты и настраиваться на них, поскольку образование соответствующих волн происходит внутри нашего собственного существа.
Резонанс и гармония — это фактически синонимы, ибо явление резонанса тождественно состоянию ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА, когда все компоненты системы слиты в единое целое.
Х. Аргуэльес пишет — «Еще большее разнообразие значений образуется, когда числа сочетаются с двадцатью позиционными символами, которые образуют горизонтальную структуру Ткацкого Станка Майя. Если тринадцать чисел можно назвать пульсациями-лучами, то двадцать Знаков означают диапазоны частот, позволяющие первичным гармоническим структурам возникнуть к существованию».
Х. Аргуэльес сравнивает эти двадцать символов с двадцатью аминокислотами, образующими ДНК, а девятнадцать промежутков между этими символами — с девятнадцатью витками двойной нити ДНК, необходимыми для завершения кодона, одного из 64 шестипозиционных структур, составляющих генетический код. Для условий нашей планеты Майя превратили эти двадцать позиций в двадцать символов, известных также как двадцать Священных Знаков. Если говорить образно, то можно сказать, что число 13 рождает структуры, а символы, характеризуя смыслы образов, формируют в совокупности целостный объект, характеризуемый структурно-функциональным дуализмом.
Позиционная система счисления майя состоит из 13 чисел…
…и 20 знаков. Эти идеографические символы называются Двадцатью Солнечными Печатями. Двадцать Солнечных Печатей описывают этапы развития нашего сознания: от рождения — первая печать (Дракон) до просветления — двадцатая печать (Солнце). Каждая из печатей обладает основными ключевыми характеристиками и определённым цветом, в соответствии с цвето-кодовой константой: красный, белый, синий, жёлтый. Эти цвета, связанные с четырьмя направлениями сторон света (Восток, Север, Запад, Юг), расширяют возможность восприятия значений каждой печати.
1. IMOX (Имокс или Имох) — дракон или большой крокодил. Интерпретируется как нижний мир, поддерживающий и рождающий рептилий, означает также мир чувств, сомнений и желаний, связанных со всем оккультным и тайным, символ трактуется как знак изобилия, магической силы и подсознания. Также связан с темными видениями и снами, которые могут спровоцировать духовное безумие или одержимость.
2. IК (Ик) — ветер. Толкуется как зловещие силы, гнев и ярость, связанны с этим символом. Но эти опасные силы только говорят о неразвитости определенного вида энергии и неумении управлять внутренним потенциалом, поэтому символ несет в себе не только отрицательное значение, но и перемены, изменения. Символ также означает «мистическое дыхание», возможность, при определенных усилиях, изменять или преобразовывать один вид энергии в другой.
3. AK’ABAL (Акхабал) — Ночь. Интерпретируется как «темный» путь шамана, символ связан с психическим состоянием, в котором человек оказывается интуитивно и погружается внезапно. Символ говорит о погружении в самые низшие миры и миры мертвых, чтобы познать себя и свой род, обрести чувство понимания.
www.bazuka-tattoo.com.ua
Иероглифы Майя
Terra Incognita | Иероглифы Майя
Вторник, 01 Марта 2011 г. 15:16
О Древнем Египте и древнеегипетских иероглифах знают почти все. О майя знают немногие. Интересно, что процессу расшифровки иероглифов майя помешало то же самое предположение, которое мешало расшифровать египетские иероглифы, а именно: предполагалось, что каждый символ означает отдельное слово или понятие.
Египетским иероглифам пришлось ждать до начала XIX века, когда ими занялся Шампольон. Иероглифы майя по-настоящему стали читать только в последние десятилетия. Их система во многом походит на систему египетских иероглифов, еще более поразителен тот факт, что ключ к расшифровке иероглифов майя был предоставлен в середине XVI столетия. Монах Диего де Ланда составил список символов майя и испанских звуков, им соответствующих. Когда спустя почти четыре века ученые все-таки расшифровали иероглифы, оказалось, что записи Ланды были верны.
Расшифровка оказалась возможной только благодаря сравнению системы письма майя с египетской системой письма. В ней наблюдаются те же самые принципы:
1) иероглифы майя представляют собой логограммы — символы, обозначающие отдельные слова, и фонограммы — символы, обозначающие отдельные звуки внутри слова;
2) майя использовали детерминативы, хотя в языке майя они не только писались, но и произносились;
3) часто использовались фонетические комплементы;
4) слова записывались в виде прямоугольных блоков, как и в Древнем Египте. Но майя оставляли пространство между блоками, разделяя слова.
Есть и отличия от египетской системы письма:
5) майя читали только слева направо и сверху вниз;
6) майя иногда использовали особый «семантический индикатор», поясняя, что слово используется как логограмма, как фонограмма или как детерминатив;
7) при выражении абстрактных идей майя часто прибегали к метафоре, поэтому ее роль очень велика.
При переводе нужно соблюдать крайнюю осторожность и не придавать буквального значения всем словам и ассоциациям. Метафора может быть использована либо как чистая абстракция, либо указывать на реальную связь одного объекта с другим. Например, ягуар часто служил метафорой власти, но между правителями (царями) и ягуарами была и реальная связь: цари носили шкуры ягуара, сидели на каменном троне в форме ягуара; ягуаров приносили в жертву во время ритуалов, посвященных царю. Людей часто сравнивали с кукурузой или цветами — они также рождены для того, чтобы умереть, но несут в себе семена возрождения. Водяная лилия служила метафорой сотворения земли — предполагалось, что она родилась в первобытном море, поэтому таким чудесным образом появляется из воды;
8) майя никогда не были представителями единой культуры, в отличие, например, от ацтеков, и как следствие, они говорили на разных языках, иные из которых были непонятны даже другим майя! Сами же эти языки были настолько необычными и основанными на чуждом нам образе мышления, что тем, кто не вырос в этой культуре, почти невозможно полностью их понять.
9) все группы майя были поглощены мыслями о времени. Многие из сохранившихся записей и книг майя — записанные на любом из языков — часто повествуют о календаре и генеалогии. Многие из символов, связанных с числами и календарем, были распространены по всему сообществу майя; то есть сравнительно небольшое количество символов часто повторяется.
Использованы материалы: http://liveinternet.ru/community/1825315/post154045829/
www.rgo-sib.ru