Картинки шамана – фото и картинки shaman, скачать рисунки на Depositphotos®
Shaman Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#74353630 — Mans hand with burning natural white sage incense
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#37138302 — Portrait of a male shaman in ethnic dress surrounded by fog…
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#11260415 — tambourine
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#38936580 — Woman shaman in ritual garment with hawk
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#25331481 — dream carcher black silhouette native american symbol
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#28028892 — dream catcher on a magical forest
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#38936587 — Woman with traditional indian headdress and face paint
Похожие изображения
ru.123rf.com
Картинки девушка шаман, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения девушка шаман
Картинки девушка шаман, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения девушка шаман | Depositphotos®
Meiram
4903 x 2758
Zolotareva123
4368 x 2912
nejron
1732 x 2598
Sonyachny
3000 x 2000
Wassiliy
4368 x 2912
OlenaKucher
5616 x 3744
Zolotareva123
4368 x 2912
Zolotareva123
4368 x 2912
prometeus
5600 x 3733
korabkova
5472 x 5472
nejron
4498 x 3223
Sonyachny
3000 x 2000
Sonyachny
3000 x 2000
Demian
2736 x 4104
korabkova
3648 x 5472
Zolotareva123
4368 x 2912
fxquadro
5678 x 4000
Zolotareva123
2912 x 4368
Sonyachny
3000 x 2000
igor_igorevich
3168 x 4752
Sonyachny
3000 x 2000
Zolotareva123
4368 x 2912
narsil
3000 x 1875
fluenta
3212 x 4703
Healing63
5406 x 3744
Nikolay_Donetsk
5286 x 3522
Bheifpdtplf
5616 x 3744
OlenaKucher
3744 x 5616
fxquadro
4368 x 3584
nejron
3710 x 3264
nejron
3621 x 3264
Selenittt
3000 x 4500
dasha11
3193 x 2599
Nomadsoul1
4771 x 3348
lenanet
2592 x 3888
Zolotareva123
4368 x 2912
Sonyachny
1733 x 2600
ru.depositphotos.com
Лики сибирских шаманов: не смотри в глаза
Автор блога fogelman.ru собрал эти фото, снабдив их краткими сведениями о том, кто и когда был на них изображен. Нам показалось заманчивым попытаться заглянуть в глаза сибирским шаманам. Хотя вообще-то делать это не рекомендуется…
Шамани́зм (также шама́нство) — ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов, сообщает fogelman.
Основой поста послужил альбом автора «Сибирские шаманы». Дополнен и переработан.
Несколько дней собирала подписи к фотокарточкам, искала источники. Хотела сейчас написать, что была проделана большая работа, но что-то мне подсказывает, что все только начинается…
Сибирские шаманы
Валентин Владимирович Хагдаев (род. 27 марта 1959 г.) — легендарная личность, верховный шаман Ольхона.
Публикации: Шаманизм и мировые религии: монография. — Иркутск, 1998
Тувинский шаман Николай Ооржак:
Николай Ооржак. Горловое пение — подборка разного видео.
Программа семинара по горловому пению (сохраню себе на память. Только из описания семинара уже можно составить представление о возможностях горлового пения):
— Стили исполнения горлового пения. Их особенности и различия. Техники гимнастики расслабления со звуком.
— Стиль Хоомей (реветь мотив, настроение).
— Кыргыраа (хрипение, бурление) – мощь гор и степей.
— Сыгыт (свист) – трели птиц Поднебесья.
— Погружение в состояние медитации, используя звук горлового пения.
— Возможные методы управления состоянием сознания звуком Хоомей.
— Использование обертонного пения в целительстве и самоисцелении
Шаманка Башиила, Бурятия (п. Усть-Ордынский):
Шаман, Бурятия. Обряд (тайлган) открытие небесных врат:
Обряды открытия и закрытия небесных врат – два самых крупных события, имеющих большое значение в шаманизме. При этом обряд открытия проводится весной, когда появляется первая трава, а обряд закрытия — осенью, до того, как выпадет первый снег.
Весной просыпается природа, и просыпаются божества, в честь этого и проводится обряд открытия небесных врат. С него начинается проведение всех годовых обрядов. После открытия врат можно проводить родовые обряды, поклоняться духам предков, угощать их и просить счастья, благополучия, здоровья, просить мира для себя, своей семьи и всех людей.
Шаман (рисунок). Автор не нагуглился:
Якутский шаман (я эту картину, кстати, видела в музее в Якутии. Впечатляет!):
Художник Иван Васильевич Попов, 1926 г.
Иван Васильевич Попов (1874-1945) — первый народный и профессиональный художник Якутии, этнограф. Родился в селе Ытык-Кюёль Таттинского улуса Якутии в семье русского сельского священника миссионера. Конечно же, с малолетства был глубоко верующим человеком. Так как он рос среди якутов, то и якутский язык стал ему родным. Изучая в полноте описанные биографию художника и воспоминания его родных, можно обнаружить по крупицам не только весьма интересные и удивительные факты из его жизни, но даже и мистическую составляющую. Собранное все воедино, впечатляет.
Удивительные эпизоды жизни художника И.В.Попова
Фото со съемки фильма «Монгол»:
Ойуун (в переводе с якутского «шаман»):
Эвенкийский шаман:
(фото из коллекции Красноярского краеведческого музея)
Я не знаю [пока] почему, но это фото в интернете используется в качестве иллюстрации к рассказу о загадках Кашкулакской пещеры — например!
Великий эвенкийский шаман Федор Полигус:
Фото 1901 года.
На тему:
— Экспедиции А.А.Макаренко к эвенкам Подкаменной Тунгуски в 1907—1908 гг. — есть несколько слов о шамане
— Выдающийся эвенк: Фёдор Полигус
Рассечение, обряд посвящения в ойууны:
Художник — Тимофей Степанов
Еще работы Тимофея Степанова — перейти!
Загадочный мир в работах Susan Seddon Boulet
Susan Seddon Boulet (1941-1997). Ее картины похожи на легкие сны — мягкие и приглушенные краски, люди со звериными головами и звери, таящиеся внутри людей, реальность, сквозь которую прорываются иные миры также, как и мир, окружающий нас, прорывается подчас в наши собственные сны… Она считается основательницей т.н. «Visionary art» — изображению увиденного в измененном состоянии сознания, медитации или трансе.
Якутский шаман (открытка):
Обратная сторона открытки:
Источник — ebay (открытка продается)
Художник — Азат Миннекаев
Сайт художника
Альбом с работами Азата Миннекаева — перейти!
Бурят-шаман, бьющий в бубен:
Фото конца XIX
Якутский шаман Иванов Михаил Яковлевич:
Фотограф — Айсен Дойду.
Иванов Михаил Яковлевич — аксакал поселка Соморсун Амгинского улуса, отец известной народной певицы Ольги Ивановой. Умер в преклонном возрасте в 80-ых годах. Он был в 20-х и 30-ых годах близким другом и кутуруксутом (помощником в камлании) знаменитого чурапчинского шамана Н.Н.Протасова. В годы войны (40-ые) убежал, скрывался в тайге, потом был амнистирован, вернулся домой.
В середине 70-ых годов я, как член этнографической экспедиции ЯГУ, снимал М.Я.Иванова на фото- и кинопленку. Он камлал в клубе поселка Соморсун, а также в полном облачении шамана (плащ и бубен) исполнил обряд обращения к духу-покровительнице рогатого скота Ынахсыт-Хотун, который называется по-якутски «Ынахсыт тардыыта». М.Я.Иванов знал много старинных преданий и шаманских песнопений.
Источник
Парфенов Никита Алексеевич:
Фотограф — Айсен Дойду.
Парфенов Никита Алексеевич (Куобах ойуун, по-русски Заяц-шаман) — житель поселка Кўндээйэ Сунтарского улуса. Известен тем, что знал шаманские обряды, тайно от властей камлал, ибо имел, по его словам, «ийэ-кыыл» (мать-зверь, дух шаманский). В конце 70-ых для членов экспедиции Общества охраны памятников истории и культуры (руководитель Н.Д.Архипов) он исполнил в полном шаманском облачении обряд камлания в честь духа-хозяйки местности Аан Алахчын-хотун. Поставил сам 9 сэргэ, связанные веревкой-салама.
Источник
Протасов Николай Николаевич (1897—1934 г.г.):
Фотограф — Айсен Дойду.
Протасов Николай Николаевич (1897—1934 г.г.) — родился в Ботурусском улусе (Чурапча), и еще при жизни о нем, как о великом шамане, ходили по Якутии легенды. Эта была личность феноменальная, богато одаренная от природы: лучший певец-импровизатор, плясун, хомусист, иллюзионист, гипнотизер, врачеватель, артист, провидец, силач и бегун, хороший кузнец, психолог и философ. Но личность очень трагическая: в первые годы Советской власти в Якутии, когда везде шла активная борьба коммунистов с «религиозными предрассудками», он, Протасов, первый из «ойунов» публично отказался от шаманства, что в конце концов и привело его к самоубийству.
Н.Н.Протасов послужил прототипом героя драмы П.Ойунского «КыЇыл ойуун» — Красный шаман, и, кстати, сам хотел сыграть эту роль на сцене, но не получилось. Отказались, боясь, что начнет камлать на сцене театра по-настоящему. О нем известный российский писатель Борис Лунин написал книгу «Смерть ойуна», где в духе своего времени рассказал о том, как молодой якутский шаман «перековался» в сознательного тракториста — «стал на путь истинный».
Но жаль, что время (другая «новая эпоха») убило все-таки этого замечательного человека, ибо он, отказавшись от истинной сути своей и призвания, погиб, перерезав себе горло. Так духи шаманов мстят за измену. Вера есть вера!
Источник
Photo of a Sakha shaman from a Russian postcard series from 1961:
Алтайский шаман:
Томская губ., Бийский округ, начало ХХ века. Фонды РЭМ.
Источник фото
asiarussia.ru
Поразительные шаманские атрибуты в исторических фотографиях
Автор:
22 мая 2017 06:00
Согласно религиозным верованиям шаманизма, человек, способный в состоянии транса общаться с духами и излечивать болезни. Шаманское облачение, как и бубен, было индивидуальным, принадлежащим лично шаману культовым предметом, позволявшим осуществлять обрядовые действия и, воссоздавая образ зверя, птицы призван был внушать уважение и ужас.
Индийский шаман
Источник:
Шаманы американских индейцев
Источник:
Источник:
Источник:
Монгольские шаманы
Источник:
Шаманы Африки
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Папуа — Новая Гвинея
Корея
Источник:
Источник:
Источник:
Шаманы Сибири и Аляски
Источник:
Источник:
Источник:
fishki.net
Этнографические фотографии шаманов: zi_nina
Подборка никаким образом не претендует на полноту и всеохватность. Фото собирались для формирования общего визуального образа.
Возможно, подборка будет дополняться.
Шаман из Якутии Петр Колесов, источник фото, по ссылке красивый фоторепортаж
Фотографии из этнографической экспедиции 1900—1901 годов, взяты в ЖЖ humus, всю подборку со ссылками можно посмотреть здесь.
Якутских шаманок называют удаган (удаҕан), мужских шаманов — оюнов (ойуун).
слева: якутский шаман; справа: якутский шаман в окружении якутов
якутский шаман в церемониальной одежде, 1902
слева: якутский шаман в церемониальной одежде, 1902; справа: юкагирский шаман в церемониальной одежде (с бубном), 1902
слева: корякская шаманка с бубном; по середине: якутка шаманка, 1897—1902; справа: шаман тундровых юкагир, 1902
тунгусский шаман с кожаным бубном, 1901
Хакасия, источник фото
Хакасия, источник фото
слева: шаманский костюм, Монголия, Национальный музей Монголии, источник фото; по середине: монгольский шаман, 1909, источник фото; справа: монгольский шаман, источник фото
Описание для левого фото: Это тщательно разработанный костюм шамана. Кафтан из хлопка с тканым геометрическим узором. На груди платья висит никелированное латунное зеркало, чтобы отгонять злых духов. На левой руке кинжал с деревянной ручкой с медными фитингами, а также железным лезвием. В верхней части лопатки, два пучка перьев совы, которые, вместе с треугольниками материала свисают с нижней стороны рукава, символизирует способность летать. Перья орла также находятся в верхней части его головного убора, которая состоит из колпака черной шерсти и красной полосой спереди, украшенной изображением крылатого льва. Лев изготовлен из чеканной меди и имеет, помимо крыльев, лапы птицы. Над красной полосой расположены круглые латунные колокольчики (бубенцы). Шкуры мелких животных, орлиных перьев, и даже когти птиц подчеркивают связь между шаманом и природным миром. Все лицо прикрывается черной шелковой бахромой. По бокам и на задней части головного убора многочисленные змеи из ткани с коралловым глазами, а также воронкообразные железные трещотки. Бубен шамана имеет круглую рамку из двух слоев древесины березы, ручки из кожи, обмотанные шелком и тканью, а над ними проволоку, на которую нанизаны семь монет китайско-маньчжурской происхождения. Снаружи кожа бубна украшена изображением, имеющим буддистскую символику.
корейские шаманы, 1930-е годы; слева: источник фото; по середине: источник фото; справа: источник фото
слева: корейская шаманка, 1930-е годы, источник фото; справа: деталь фото, шаманские колокольчики, используемые в шаманских ритуалах для призыва духов, 1930-е, источник фото
Стоило бы дополнить подборку африканскими шаманами, но оставлю их на возможное «потом».
zi-nina.livejournal.com
Лики сибирских шаманов: philologist
Оригинал взят у fogelman в Сибирские шаманы
Подборка фото шаманов разных традиций, распространенных в Сибири, и немного о том, как шаманизм представлен в современном искусстве
Автор блога fogelman.ru собрал эти фото, снабдив их краткими сведениями о том, кто и когда был на них изображен.
Великий эвенкийский шаман Федор Полигус. Фото 1901 года.
Шамани́зм (также шама́нство) — ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов.
Основой поста послужил альбом «Сибирские шаманы».
Сибирские шаманы. Фото и картины на тему:
Валентин Владимирович Хагдаев (род. 27 марта 1959 г.) — легендарная личность, верховный шаман Ольхона.
Публикации: Шаманизм и мировые религии: монография. — Иркутск, 1998
Тувинский шаман Николай Ооржак:
Николай Ооржак. Горловое пение — подборка разного видео.
Программа семинара по горловому пению (сохраню себе на память. Только из описания семинара уже можно составить представление о возможностях горлового пения):
— Стили исполнения горлового пения. Их особенности и различия. Техники гимнастики расслабления со звуком.
— Стиль Хоомей (реветь мотив, настроение).
— Кыргыраа (хрипение, бурление) – мощь гор и степей.
— Сыгыт (свист) – трели птиц Поднебесья.
— Погружение в состояние медитации, используя звук горлового пения.
— Возможные методы управления состоянием сознания звуком Хоомей.
— Использование обертонного пения в целительстве и самоисцелении
Шаманка Башиила, Бурятия (п. Усть-Ордынский):
Сильная белая шаманка — кузнец счастья живет в Усть-Орде, на земле своих предков.
Башиила уже 30 лет принимает людей. Свое предназначение Башиила видит в формуле: увидеть, исцелить и проповедовать. Родилась эта формулировка в итоге тяжелой шаманской практики и богатого жизненного опыта.
До сих пор Башиила учится, хотя имеет уже несколько образований: художник, медик, педагог. Она окончила сначала Иркутское художественное училище, медучилище в Бурятии, защитила диплом на бурятском отделении в БГУ. Доказав себе самой, что является буряткой, чтобы глубже понять свой народ и его традиции. Затем прошла учебу в Академии нетрадиционной медицины в Агинске, недавно защитила диссертацию на тему «Трансформация архетипа «Великой Матери» в бурятской драматургии 2-й половины ХХ века» на факультете русской филологии БГУ.
За информацию и фотографии спасибо Надежде.
Шаман, Бурятия. Обряд (тайлган) открытие небесных врат:
Обряды открытия и закрытия небесных врат – два самых крупных события, имеющих большое значение в шаманизме. При этом обряд открытия проводится весной, когда появляется первая трава, а обряд закрытия — осенью, до того, как выпадет первый снег.
Весной просыпается природа, и просыпаются божества, в честь этого и проводится обряд открытия небесных врат. С него начинается проведение всех годовых обрядов. После открытия врат можно проводить родовые обряды, поклоняться духам предков, угощать их и просить счастья, благополучия, здоровья, просить мира для себя, своей семьи и всех людей.
Об обряде, прошедшем в 2013 году — читать!
Об обряде, прошедшем в 2014 году — читать!
Шаман (рисунок). Автор не нагуглился:
Якутский шаман (я эту картину, кстати, видела в музее в Якутии. Впечатляет!):
Художник Иван Васильевич Попов, 1926 г.
Иван Васильевич Попов (1874-1945) — первый народный и профессиональный художник Якутии, этнограф. Родился в селе Ытык-Кюёль Таттинского улуса Якутии в семье русского сельского священника миссионера. Конечно же, с малолетства был глубоко верующим человеком. Так как он рос среди якутов, то и якутский язык стал ему родным. Изучая в полноте описанные биографию художника и воспоминания его родных, можно обнаружить по крупицам не только весьма интересные и удивительные факты из его жизни, но даже и мистическую составляющую. Собранное все воедино, впечатляет.
Удивительные эпизоды жизни художника И.В.Попова
Фото со съемки фильма «Монгол»:
Ойуун (в переводе с якутского «шаман»):
Эвенкийский шаман:
(фото из коллекции Красноярского краеведческого музея)
Я не знаю [пока] почему, но это фото в интернете используется в качестве иллюстрации к рассказу о загадках Кашкулакской пещеры — например!
Великий эвенкийский шаман Федор Полигус:
Фото 1901 года.
На тему:
— Экспедиции А.А.Макаренко к эвенкам Подкаменной Тунгуски в 1907—1908 гг. — есть несколько слов о шамане
— Выдающийся эвенк: Фёдор Полигус
Рассечение, обряд посвящения в ойууны:
Художник — Тимофей Степанов
Еще работы Тимофея Степанова — перейти!
Загадочный мир в работах Susan Seddon Boulet
Susan Seddon Boulet (1941-1997). Ее картины похожи на легкие сны — мягкие и приглушенные краски, люди со звериными головами и звери, таящиеся внутри людей, реальность, сквозь которую прорываются иные миры также, как и мир, окружающий нас, прорывается подчас в наши собственные сны… Она считается основательницей т.н. «Visionary art» — изображению увиденного в измененном состоянии сознания, медитации или трансе.
Якутский шаман (открытка):
Художник — Азат Миннекаев
Сайт художника
Альбом с работами Азата Миннекаева — перейти!
Бурят-шаман, бьющий в бубен:
Фото конца XIX
Якутский шаман Иванов Михаил Яковлевич:
Фотограф — Айсен Дойду.
Иванов Михаил Яковлевич — аксакал поселка Соморсун Амгинского улуса, отец известной народной певицы Ольги Ивановой. Умер в преклонном возрасте в 80-ых годах. Он был в 20-х и 30-ых годах близким другом и кутуруксутом (помощником в камлании) знаменитого чурапчинского шамана Н.Н.Протасова. В годы войны (40-ые) убежал, скрывался в тайге, потом был амнистирован, вернулся домой.
В середине 70-ых годов я, как член этнографической экспедиции ЯГУ, снимал М.Я.Иванова на фото- и кинопленку. Он камлал в клубе поселка Соморсун, а также в полном облачении шамана (плащ и бубен) исполнил обряд обращения к духу-покровительнице рогатого скота Ынахсыт-Хотун, который называется по-якутски «Ынахсыт тардыыта». М.Я.Иванов знал много старинных преданий и шаманских песнопений.
Источник
Парфенов Никита Алексеевич:
Фотограф — Айсен Дойду.
Парфенов Никита Алексеевич (Куобах ойуун, по-русски Заяц-шаман) — житель поселка Кўндээйэ Сунтарского улуса. Известен тем, что знал шаманские обряды, тайно от властей камлал, ибо имел, по его словам, «ийэ-кыыл» (мать-зверь, дух шаманский). В конце 70-ых для членов экспедиции Общества охраны памятников истории и культуры (руководитель Н.Д.Архипов) он исполнил в полном шаманском облачении обряд камлания в честь духа-хозяйки местности Аан Алахчын-хотун. Поставил сам 9 сэргэ, связанные веревкой-салама.
Источник
Протасов Николай Николаевич (1897—1934 гг.):
Фотограф — Айсен Дойду.
Протасов Николай Николаевич (1897—1934 г.г.) — родился в Ботурусском улусе (Чурапча), и еще при жизни о нем, как о великом шамане, ходили по Якутии легенды. Эта была личность феноменальная, богато одаренная от природы: лучший певец-импровизатор, плясун, хомусист, иллюзионист, гипнотизер, врачеватель, артист, провидец, силач и бегун, хороший кузнец, психолог и философ. Но личность очень трагическая: в первые годы Советской власти в Якутии, когда везде шла активная борьба коммунистов с «религиозными предрассудками», он, Протасов, первый из «ойунов» публично отказался от шаманства, что в конце концов и привело его к самоубийству.
Н.Н.Протасов послужил прототипом героя драмы П.Ойунского «КыЇыл ойуун» — Красный шаман, и, кстати, сам хотел сыграть эту роль на сцене, но не получилось. Отказались, боясь, что начнет камлать на сцене театра по-настоящему. О нем известный российский писатель Борис Лунин написал книгу «Смерть ойуна», где в духе своего времени рассказал о том, как молодой якутский шаман «перековался» в сознательного тракториста — «стал на путь истинный».
Но жаль, что время (другая «новая эпоха») убило все-таки этого замечательного человека, ибо он, отказавшись от истинной сути своей и призвания, погиб, перерезав себе горло. Так духи шаманов мстят за измену. Вера есть вера!
Источник
Photo of a Sakha shaman from a Russian postcard series from 1961:
Алтайский шаман:
Томская губ., Бийский округ, начало ХХ века. Фонды РЭМ.
Источник фото
http://fogelman.ru/posts/2014/07/10563
philologist.livejournal.com
ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ МИРА В СИБИРСКОМ ШАМАНИЗМЕ. Часть 2 Оглавление Часть 1
Шаманский бубен как модель вселенной
Часть 2
Шаманский костюм
Камлание шамана как символическое путешествие по вселенной
Космический человек Ипостасью мирового древа, определяющего пространственную и временную организацию космоса, было изображение космического человека, часто встречающееся в оформлении бубнов. Этот образ обычно занимает центральное место в композиции: он либо нарисован на внешней стороне обтяжки, либо вырезан на вертикально расположенной рукоятке бубна.
Разрисовка этого бубна наиболее ярко передает мифологическую идею тождества макро- и микрокосмоса, природы и человека. В верхней части бубна — по сторонам головы — нарисованы солнце, луна, утренняя и вечерняя Венера. Мелкие звезды в виде точек покрывают всю поверхность бубна, что придает ему масштабность мироздания. Две дуги, состоящие из пяти полос, между которыми расположены точки-звезды, изображают радугу (по другим толкованиям — Млечный путь). Поперечная линия на месте рук осмыслялась как тетива лука, а отходящие от нее вниз короткие прямые отростки — как стрелы (о мифологеме лука см. статью: Ерофеева Н.Н. Лук // Мифы народов мира, т.2, с.75-77). Ниже нее помещены антропоморфные фигуры взявшихся за руки и как бы пляшущих «небесных дев» — дочерей светлого небесного божества Ульгеня, которые считались помощниками шамана. Внизу слева нарисован шаман с бубном и колотушкой (на бубне, в свою очередь, тоже нанесена антропоморфная фигура, аналогичная главному изображению). Внизу справа изображено дерево с привязанной к нему жертвенной лошадью, около нее — фигура шамана. Этот образ осмыслялся как дух-хозяин бубна — изображение шамана-предка, избравшего владельца бубна своим наследником и ставшего его покровителем. На некоторых бубнах алтайцев на рукоятке вырезаны две антиподально расположенные головы. Верхнее изображение осмыслялось как шаман-предок, а нижнее — как его жена, дочь верховного божества Ульгеня, дающая шаману сакральную силу во время камлания.
Дух-предок шамана Кеты считали фигуру, нарисованную на обтяжке бубнов, изображением шамана-предка, от которого владелец бубна унаследовал свой дар, а также отождествляли с первым шаманом по имени Бангдэхып (Сын земли), женившемся на дочери небесного бога Еся. Ненцы вырезали на рукоятках бубнов семь личин шаманских духов-предков, а ханты — глаза и рот духа бубна. У эвенков сам бубен символизировал голову: верхняя его часть называлась “макушка”, нижняя — “подбородок”, а резонаторы или отверстия под ними — “уши учителя шамана”. Итак, этот образ наиболее полно выражал идею связи (и в пространственном, и во временном, и в генеалогическом аспектах) камлающего шамана со всем мирозданием через посредничество его мифологических и реальных предков.
По другим трактовкам — это изображение легендарного шамана Доха. Глубинный смысл, объединяющий всех этих персонажей, заключается в том, что они играли роль связующего звена между мирами вселенной, а также между предками и потомками, прошлым и будущим. Так, Бангдэхып, родившийся на земле из деревянной колоды, не имеет ни отца, ни матери (мифологический мотив одиночества первого человека). Его связь с верхним миром выражается в том, что он женится на Дочери неба, спущенной на землю ее отцом; когда она после ссоры уходит от него назад на небо, Бангдэхып отправляется туда и возвращает жену. Основные сюжеты, в которых фигурирует Дох, также повествуют о его шаманских путешествиях: в верховья (на юг), в теплую страну богини Томам; в низовья (на север), к богине смерти Хоседам; на небо в поисках лучших мест жительства для своих сородичей (Дох считался предком одного из двух родовых подразделений кетов) и т.д. С живущими на земле поколениями кетов Дох остается связан и после своей смерти: он научил людей правилам поведения, сформулировал основные моральные и правовые установления. Как отметил в свое время В.И.Анучин, Доху <<приписывается создание правил енисейского обычного права и многих правил философской и житейской мудрости. В большом ходу у енисейцев полупесни-полупритчи, которые речитативом поют шаманы, и каждая, так сказать, глава такой притчи неизменно заканчивается словами: «Так Дох говорил (рассказывал)»>> Шаманский костюм Не только бубен, но и костюм шамана отражал представления народов Сибири о мировом пространстве. Шаманское облачение, как и бубен, было индивидуальным, принадлежащим лично шаману культовым предметом, позволявшим осуществлять обрядовые действия.
Шаманский костюм обычно состоял из парки (кафтана), нагрудника, головного убора и обуви. У энцев, нганасан и кетов, помимо обычного набора, существовали рукавицы. У нанайцев, удэгейцев и ульчей ритуальная одежда шамана состояла из юбки и рубахи с короткими рукавами; обязательной принадлежностью костюма был головной убор, сплетенный из ритуальных стружек. Ритуальные стружки, именуемые в этнографической литературе айнским термином «инау», широко применялись в обрядовой практике всех народов бассейна Нижнего Амура. Скорее всего, они попали туда от айнов о. Хоккайдо и Сахалина через нивхов. Инау представляют собой искусно заструженные палочки или длинные стружки, которыми обвязывают священные объекты, черепа животных, головы людей и т.д. Выдающийся российский этнограф Л.Я.Штернберг в статье «Культ инау у племени айнов» считал, что они выполняли роль посредников между людьми и духами. По объяснению одного из сахалинских айну, инау — это «толкующий человек, посол, оратор». Как и выдающиеся по красноречию люди, которые служили «послами и посредниками в делах мести, мира и войны», инау обладал способностью быстро и красноречиво передавать богам потребности человека. Слово «инау» Л.Я.Штернберг этимологизировал как «язык дерева», сопоставляя стружки с «языками» оратора-посла и сравнивая их с языками огня, «с шумным многоязычием его пламени».
Символика шаманского костюма. Птица У многих народов Сибири шаманский костюм символизировал птицу, и не простую, а “чистую”, небесную. Только надев такой костюм, шаман получал возможность летать и таким образом выполнять возложенные на него обязанности посредника между человеческим миром и миром духов. Наиболее ярко этот смысл отражен в семантике бахромы, которой обшивался подол, рукава, а иногда и ворот; бахрома осмыслялась как птичьи перья.
Образ костюма-птицы символизировали и фигурные изображения птиц, нашивавшиеся в виде подвесок на кафтан и нагрудник, прикреплявшиеся к головному убору.
Символика шаманского костюма. Животное Путешествие шамана не всегда осмыслялось как полет к высшим небесным духам, иногда ему приходилось спускаться в мрачный нижний мир, дорога куда пролегала, как считали якуты, через “море бед и несчастий”. Поэтому в шаманском костюме часто сквозь образ птицы явственно проступает образ зверя. Шаман верхом на медведе спускается в нижний мир. Селькупский рисунок Символика шаманского костюма. Модель вселенной Камлание, со всеми превращениями шамана из человека в птицу, из птицы в животное, являлось своеобразным описанием вселенной, способом осмысления и моделирования мира. Три шаманские ипостаси — человек, птица, животное, их отражение в костюме, обыгрывание в ритуале выражают идею мироустройства. По аналогии с пространственным членением мифологического космоса можно установить ряд соответствий между определенными космическими сферами и частями шаманского костюма, между тремя классами существ, приуроченных к трем ярусам мирового древа, и расположенными на костюме их изображениями (в виде металлических подвесок, аппликаций и т.д.). Головной убор нганасанского шамана В этом плане были важны семантические противопоставления верхней (плечи), средней (пояс) и нижней (подол) частей. Например, шаманские костюмы селькупов делились на верхнюю “светлую” часть и нижнюю “темную”.На светлой части, оформленной мехом оленя, помещались изображения духов верхнего мира; ниже пояса находились изображения духов нижнего мира, а при оформлении использовался мех медведя. У некоторых народов были шаманы, имевшие два костюма: один, сшитый из оленьей шкуры, — для камланий в верхний мир, другой, из медвежьей шкуры, — для нижнего мира. Головной убор шамана часто украшался оленьими рогами — настоящими или их стилизованными изображениями.
Подол кафтана сзади удлинялся, образуя мыс в виде хвоста. Иногда такой хвост имел вид утолщенных пестрых жгутов — змей. В этом случае подол был вместилищем хтонических существ, обитателей нижнего мира. На шаманских костюмах якутов на подоле нашивались металлические изображения рыб и змей, символизирующие обитателей “моря бед и несчастий”.
Иногда на кафтанах имелись изображения костей и внутренних органов человека. Их расположение отвечало представлениям о строении человека и соотносилось со схемой мифологического космоса: образ человека накладывался на космос и являл собой их тождество — антропоморфизированный космос. Шаманский костюм был не только вместилищем духов, но и, как и бубен, своеобразной картой вселенной, на которую были нанесены символы шаманского пути.Шаман, в своем облачении и с бубном в руках камлающий над больным или провожающий душу умершего в мир мертвых, являл собой этот антропоморфизированный космос, был медиатором, связующей миры, посредником, обеспечивающим гармонию во всех сферах вселенной.
Камлание шамана как символическое путешествие по вселенной. Наиболее распространенная функция шаманов — врачевание. В круг ритуальных обязанностей шамана также входило добывание у духов-хозяев душ промысловых животных, скота, младенцев для бездетных супругов; шаман добывал удачу для охотника, усмирял непогоду, гадал, провожал души умерших, изгонял проникших к людям злых духов. Во время камлания шаман совершал символическое путешествие по сферам вселенной; при этом он призывал то одного, то другого из своих духов-помощников, вступал в поединки с духами болезней, уговаривал духов-хозяев исполнить просьбы, преподносил им свои дары и, получив искомое (душу больного, охотничью удачу и т.д.), передавал его просителям Эвенкийский рисунок, изображающий камлание шамана над больным Камлание шамана как символическое путешествие по вселенной. Духов различных рангов символизировали зооморфные и антропоморфные изображения, нарисованные на бубне, вырезанные на его рукоятке или прикрепленные в виде подвесок к бубну и костюму. Часть этих изображений осмыслялась как духи-хозяева соответствующих космических зон, а часть считалась духами-помощниками шамана, вселяющимися во время камлания в свои изображения и помогающими шаману в его путешествии. Когда шаман в ходе камлания попадал в ту или иную сферу, где обитают соответствующие духи и божества, эти персонажи верований как бы оживали и втягивались в происходящее действие. Луна вытаскивает за лямку шамана, попавшего в беду. Нганасаны Камлание шамана как символическое путешествие по вселенной. Большую роль в путешествиях шамана по сферам космоса играл его бубен. Почти у всех народов Сибири было распространено представление о бубне как о ездовом животном шамана (олене, лосе, коне). Ненцы считали бубен шаманским оленем, переносившем его в верхний мир. У кетов рукоятка бубна осмыслялась как позвоночник оленя; вертикальные железные подвески, располагавшиеся по семь штук с каждой стороны от рукоятки — ребрами; резонаторы на обечайке воспринимались как копыта; отдельные подвески символизировали движение, |
6a6a-yaga.livejournal.com