Menu
[menu_adv_rtb]
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Идеи для тату Картинки шамана – фото и картинки shaman, скачать рисунки на Depositphotos®

Картинки шамана – фото и картинки shaman, скачать рисунки на Depositphotos®

Shaman Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти


#74353630 — Mans hand with burning natural white sage incense


Похожие изображения


Добавить в Лайкбокс


#37138302 — Portrait of a male shaman in ethnic dress surrounded by fog…


Похожие изображения


Добавить в Лайкбокс

#11260415 — tambourine

Вектор


Похожие изображения


Добавить в Лайкбокс


#38936580 — Woman shaman in ritual garment with hawk


Похожие изображения


Добавить в Лайкбокс

#25331481 — dream carcher black silhouette native american symbol

Вектор


Похожие изображения


Добавить в Лайкбокс


#28028892 — dream catcher on a magical forest


Похожие изображения


Добавить в Лайкбокс


#38936587 — Woman with traditional indian headdress and face paint


Похожие изображения

ru.123rf.com

Картинки девушка шаман, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения девушка шаман

Картинки девушка шаман, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения девушка шаман | Depositphotos®

Meiram

4903 x 2758

Zolotareva123

4368 x 2912

nejron

1732 x 2598

Sonyachny

3000 x 2000

Wassiliy

4368 x 2912

OlenaKucher

5616 x 3744

Zolotareva123

4368 x 2912

Zolotareva123

4368 x 2912

prometeus

5600 x 3733

korabkova

5472 x 5472

nejron

4498 x 3223

Sonyachny

3000 x 2000

Sonyachny

3000 x 2000

Demian

2736 x 4104

korabkova

3648 x 5472

Zolotareva123

4368 x 2912

fxquadro

5678 x 4000

Zolotareva123

2912 x 4368

Sonyachny

3000 x 2000

igor_igorevich

3168 x 4752

Sonyachny

3000 x 2000

Zolotareva123

4368 x 2912

narsil

3000 x 1875

fluenta

3212 x 4703

Healing63

5406 x 3744

Nikolay_Donetsk

5286 x 3522

Bheifpdtplf

5616 x 3744

OlenaKucher

3744 x 5616

fxquadro

4368 x 3584

nejron

3710 x 3264

nejron

3621 x 3264

Selenittt

3000 x 4500

dasha11

3193 x 2599

Nomadsoul1

4771 x 3348

lenanet

2592 x 3888

Zolotareva123

4368 x 2912

Sonyachny

1733 x 2600

ru.depositphotos.com

Лики сибирских шаманов: не смотри в глаза

Автор блога fogelman.ru собрал эти фото, снабдив их краткими сведениями о том, кто и когда был на них изображен. Нам показалось заманчивым попытаться заглянуть в глаза сибирским шаманам. Хотя вообще-то делать это не рекомендуется…

Шамани́зм (также шама́нство) — ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов, сообщает fogelman.

Основой поста послужил альбом автора «Сибирские шаманы». Дополнен и переработан.

Несколько дней собирала подписи к фотокарточкам, искала источники. Хотела сейчас написать, что была проделана большая работа, но что-то мне подсказывает, что все только начинается…

Сибирские шаманы

Валентин Владимирович Хагдаев (род. 27 марта 1959 г.) — легендарная личность, верховный шаман Ольхона.

Публикации: Шаманизм и мировые религии: монография. — Иркутск, 1998

Тувинский шаман Николай Ооржак:

Николай Ооржак. Горловое пение — подборка разного видео.

Программа семинара по горловому пению (сохраню себе на память. Только из описания семинара уже можно составить представление о возможностях горлового пения):

— Стили исполнения горлового пения. Их особенности и различия. Техники гимнастики расслабления со звуком.

— Стиль Хоомей (реветь мотив, настроение).

— Кыргыраа (хрипение, бурление) – мощь гор и степей.

— Сыгыт (свист) – трели птиц Поднебесья.

— Погружение в состояние медитации, используя звук горлового пения.

— Возможные методы управления состоянием сознания звуком Хоомей.

— Использование обертонного пения в целительстве и самоисцелении

Шаманка Башиила, Бурятия (п. Усть-Ордынский):

Шаман, Бурятия. Обряд (тайлган) открытие небесных врат:

Обряды открытия и закрытия небесных врат – два самых крупных события, имеющих большое значение в шаманизме. При этом обряд открытия проводится весной, когда появляется первая трава, а обряд закрытия — осенью, до того, как выпадет первый снег.

Весной просыпается природа, и просыпаются божества, в честь этого и проводится обряд открытия небесных врат. С него начинается проведение всех годовых обрядов. После открытия врат можно проводить родовые обряды, поклоняться духам предков, угощать их и просить счастья, благополучия, здоровья, просить мира для себя, своей семьи и всех людей.

Шаман (рисунок). Автор не нагуглился:

Якутский шаман (я эту картину, кстати, видела в музее в Якутии. Впечатляет!):

Художник Иван Васильевич Попов, 1926 г.

Иван Васильевич Попов (1874-1945) — первый народный и профессиональный художник Якутии, этнограф. Родился в селе Ытык-Кюёль Таттинского улуса Якутии в семье русского сельского священника миссионера. Конечно же, с малолетства был глубоко верующим человеком. Так как он рос среди якутов, то и якутский язык стал ему родным. Изучая в полноте описанные биографию художника и воспоминания его родных, можно обнаружить по крупицам не только весьма интересные и удивительные факты из его жизни, но даже и мистическую составляющую. Собранное все воедино, впечатляет.
Удивительные эпизоды жизни художника И.В.Попова

Фото со съемки фильма «Монгол»:

Ойуун (в переводе с якутского «шаман»):

Эвенкийский шаман:

(фото из коллекции Красноярского краеведческого музея)

Я не знаю [пока] почему, но это фото в интернете используется в качестве иллюстрации к рассказу о загадках Кашкулакской пещеры — например!

Великий эвенкийский шаман Федор Полигус:

Фото 1901 года.

На тему:

— Экспедиции А.А.Макаренко к эвенкам Подкаменной Тунгуски в 1907—1908 гг. — есть несколько слов о шамане

— Выдающийся эвенк: Фёдор Полигус

Рассечение, обряд посвящения в ойууны:

Художник — Тимофей Степанов

Еще работы Тимофея Степанова — перейти!

Загадочный мир в работах Susan Seddon Boulet

Susan Seddon Boulet (1941-1997). Ее картины похожи на легкие сны — мягкие и приглушенные краски, люди со звериными головами и звери, таящиеся внутри людей, реальность, сквозь которую прорываются иные миры также, как и мир, окружающий нас, прорывается подчас в наши собственные сны… Она считается основательницей т.н. «Visionary art» — изображению увиденного в измененном состоянии сознания, медитации или трансе.

Якутский шаман (открытка):

Обратная сторона открытки:


Источник — ebay (открытка продается)

Художник — Азат Миннекаев
Сайт художника

Альбом с работами Азата Миннекаева — перейти!

Бурят-шаман, бьющий в бубен:

Фото конца XIX

Якутский шаман Иванов Михаил Яковлевич:



Фотограф — Айсен Дойду.

Иванов Михаил Яковлевич — аксакал поселка Соморсун Амгинского улуса, отец известной народной певицы Ольги Ивановой. Умер в преклонном возрасте в 80-ых годах. Он был в 20-х и 30-ых годах близким другом и кутуруксутом (помощником в камлании) знаменитого чурапчинского шамана Н.Н.Протасова. В годы войны (40-ые) убежал, скрывался в тайге, потом был амнистирован, вернулся домой.

В середине 70-ых годов я, как член этнографической экспедиции ЯГУ, снимал М.Я.Иванова на фото- и кинопленку. Он камлал в клубе поселка Соморсун, а также в полном облачении шамана (плащ и бубен) исполнил обряд обращения к духу-покровительнице рогатого скота Ынахсыт-Хотун, который называется по-якутски «Ынахсыт тардыыта». М.Я.Иванов знал много старинных преданий и шаманских песнопений.
Источник

Парфенов Никита Алексеевич:



Фотограф — Айсен Дойду.

Парфенов Никита Алексеевич (Куобах ойуун, по-русски Заяц-шаман) — житель поселка Кўндээйэ Сунтарского улуса. Известен тем, что знал шаманские обряды, тайно от властей камлал, ибо имел, по его словам, «ийэ-кыыл» (мать-зверь, дух шаманский). В конце 70-ых для членов экспедиции Общества охраны памятников истории и культуры (руководитель Н.Д.Архипов) он исполнил в полном шаманском облачении обряд камлания в честь духа-хозяйки местности Аан Алахчын-хотун. Поставил сам 9 сэргэ, связанные веревкой-салама.
Источник

Протасов Николай Николаевич (1897—1934 г.г.):



Фотограф — Айсен Дойду.

Протасов Николай Николаевич (1897—1934 г.г.) — родился в Ботурусском улусе (Чурапча), и еще при жизни о нем, как о великом шамане, ходили по Якутии легенды. Эта была личность феноменальная, богато одаренная от природы: лучший певец-импровизатор, плясун, хомусист, иллюзионист, гипнотизер, врачеватель, артист, провидец, силач и бегун, хороший кузнец, психолог и философ. Но личность очень трагическая: в первые годы Советской власти в Якутии, когда везде шла активная борьба коммунистов с «религиозными предрассудками», он, Протасов, первый из «ойунов» публично отказался от шаманства, что в конце концов и привело его к самоубийству.

Н.Н.Протасов послужил прототипом героя драмы П.Ойунского «КыЇыл ойуун» — Красный шаман, и, кстати, сам хотел сыграть эту роль на сцене, но не получилось. Отказались, боясь, что начнет камлать на сцене театра по-настоящему. О нем известный российский писатель Борис Лунин написал книгу «Смерть ойуна», где в духе своего времени рассказал о том, как молодой якутский шаман «перековался» в сознательного тракториста — «стал на путь истинный».

Но жаль, что время (другая «новая эпоха») убило все-таки этого замечательного человека, ибо он, отказавшись от истинной сути своей и призвания, погиб, перерезав себе горло. Так духи шаманов мстят за измену. Вера есть вера!
Источник

Photo of a Sakha shaman from a Russian postcard series from 1961:

Алтайский шаман:

Томская губ., Бийский округ, начало ХХ века. Фонды РЭМ.


Источник фото

asiarussia.ru

Поразительные шаманские атрибуты в исторических фотографиях

Автор:

22 мая 2017 06:00

Согласно религиозным верованиям шаманизма, человек, способный в состоянии транса общаться с духами и излечивать болезни. Шаманское облачение, как и бубен, было индивидуальным, принадлежащим лично шаману культовым предметом, позволявшим осуществлять обрядовые действия и, воссоздавая образ зверя, птицы призван был внушать уважение и ужас.

Индийский шаман

Источник:

Шаманы американских индейцев

Источник:

Источник:

Источник:

Монгольские шаманы

Источник:

Шаманы Африки

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Папуа — Новая Гвинея

Корея

Источник:

Источник:

Источник:

Шаманы Сибири и Аляски

Источник:

Источник:

Источник:

fishki.net

Этнографические фотографии шаманов: zi_nina

Подборка никаким образом не претендует на полноту и всеохватность. Фото собирались для формирования общего визуального образа.

Возможно, подборка будет дополняться.


Шаман из Якутии Петр Колесов, источник фото, по ссылке красивый фоторепортаж

Фотографии из этнографической экспедиции 1900—1901 годов, взяты в ЖЖ humus, всю подборку со ссылками можно посмотреть здесь.
Якутских шаманок называют удаган (удаҕан), мужских шаманов — оюнов (ойуун).


слева: якутский шаман; справа: якутский шаман в окружении якутов


якутский шаман в церемониальной одежде, 1902


слева: якутский шаман в церемониальной одежде, 1902; справа: юкагирский шаман в церемониальной одежде (с бубном), 1902


слева: корякская шаманка с бубном; по середине: якутка шаманка, 1897—1902; справа: шаман тундровых юкагир, 1902


тунгусский шаман с кожаным бубном, 1901


Хакасия, источник фото


Хакасия, источник фото


слева: шаманский костюм, Монголия, Национальный музей Монголии, источник фото; по середине: монгольский шаман, 1909, источник фото; справа: монгольский шаман, источник фото

Описание для левого фото: Это тщательно разработанный костюм шамана. Кафтан из хлопка с тканым геометрическим узором. На груди платья висит никелированное латунное зеркало, чтобы отгонять злых духов. На левой руке кинжал с деревянной ручкой с медными фитингами, а также железным лезвием. В верхней части лопатки, два пучка перьев совы, которые, вместе с треугольниками материала свисают с нижней стороны рукава, символизирует способность летать. Перья орла также находятся в верхней части его головного убора, которая состоит из колпака черной шерсти и красной полосой спереди, украшенной изображением крылатого льва. Лев изготовлен из чеканной меди и имеет, помимо крыльев, лапы птицы. Над красной полосой расположены круглые латунные колокольчики (бубенцы). Шкуры мелких животных, орлиных перьев, и даже когти птиц подчеркивают связь между шаманом и природным миром. Все лицо прикрывается черной шелковой бахромой. По бокам и на задней части головного убора многочисленные змеи из ткани с коралловым глазами, а также воронкообразные железные трещотки. Бубен шамана имеет круглую рамку из двух слоев древесины березы, ручки из кожи, обмотанные шелком и тканью, а над ними проволоку, на которую нанизаны семь монет китайско-маньчжурской происхождения. Снаружи кожа бубна украшена изображением, имеющим буддистскую символику.


корейские шаманы, 1930-е годы; слева: источник фото; по середине: источник фото; справа: источник фото


слева: корейская шаманка, 1930-е годы, источник фото; справа: деталь фото, шаманские колокольчики, используемые в шаманских ритуалах для призыва духов, 1930-е, источник фото

Стоило бы дополнить подборку африканскими шаманами, но оставлю их на возможное «потом».

zi-nina.livejournal.com

Лики сибирских шаманов: philologist

Оригинал взят у fogelman в Сибирские шаманы

Подборка фото шаманов разных традиций, распространенных в Сибири, и немного о том, как шаманизм представлен в современном искусстве

Автор блога fogelman.ru собрал эти фото, снабдив их краткими сведениями о том, кто и когда был на них изображен.


Великий эвенкийский шаман Федор Полигус. Фото 1901 года.

Шамани́зм (также шама́нство) — ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов.

Основой поста послужил альбом «Сибирские шаманы».

Сибирские шаманы. Фото и картины на тему:

Валентин Владимирович Хагдаев (род. 27 марта 1959 г.) — легендарная личность, верховный шаман Ольхона.

Публикации: Шаманизм и мировые религии: монография. — Иркутск, 1998

Тувинский шаман Николай Ооржак:

Николай Ооржак. Горловое пение — подборка разного видео.

Программа семинара по горловому пению (сохраню себе на память. Только из описания семинара уже можно составить представление о возможностях горлового пения):

— Стили исполнения горлового пения. Их особенности и различия. Техники гимнастики расслабления со звуком.
— Стиль Хоомей (реветь мотив, настроение).
— Кыргыраа (хрипение, бурление) – мощь гор и степей.
— Сыгыт (свист) – трели птиц Поднебесья.
— Погружение в состояние медитации, используя звук горлового пения.
— Возможные методы управления состоянием сознания звуком Хоомей.
— Использование обертонного пения в целительстве и самоисцелении

Шаманка Башиила, Бурятия (п. Усть-Ордынский):

Сильная белая шаманка — кузнец счастья живет в Усть-Орде, на земле своих предков.
Башиила уже 30 лет принимает людей. Свое предназначение Башиила видит в формуле: увидеть, исцелить и проповедовать. Родилась эта формулировка в итоге тяжелой шаманской практики и богатого жизненного опыта.
До сих пор Башиила учится, хотя имеет уже несколько образований: художник, медик, педагог. Она окончила сначала Иркутское художественное училище, медучилище в Бурятии, защитила диплом на бурятском отделении в БГУ. Доказав себе самой, что является буряткой, чтобы глубже понять свой народ и его традиции. Затем прошла учебу в Академии нетрадиционной медицины в Агинске, недавно защитила диссертацию на тему «Трансформация архетипа «Великой Матери» в бурятской драматургии 2-й половины ХХ века» на факультете русской филологии БГУ.

За информацию и фотографии спасибо Надежде.

Шаман, Бурятия. Обряд (тайлган) открытие небесных врат:

Обряды открытия и закрытия небесных врат – два самых крупных события, имеющих большое значение в шаманизме. При этом обряд открытия проводится весной, когда появляется первая трава, а обряд закрытия — осенью, до того, как выпадет первый снег.

Весной просыпается природа, и просыпаются божества, в честь этого и проводится обряд открытия небесных врат. С него начинается проведение всех годовых обрядов. После открытия врат можно проводить родовые обряды, поклоняться духам предков, угощать их и просить счастья, благополучия, здоровья, просить мира для себя, своей семьи и всех людей.

Об обряде, прошедшем в 2013 году — читать!
Об обряде, прошедшем в 2014 году — читать!

Шаман (рисунок). Автор не нагуглился:

Якутский шаман (я эту картину, кстати, видела в музее в Якутии. Впечатляет!):
Художник Иван Васильевич Попов, 1926 г.

Иван Васильевич Попов (1874-1945) — первый народный и профессиональный художник Якутии, этнограф. Родился в селе Ытык-Кюёль Таттинского улуса Якутии в семье русского сельского священника миссионера. Конечно же, с малолетства был глубоко верующим человеком. Так как он рос среди якутов, то и якутский язык стал ему родным. Изучая в полноте описанные биографию художника и воспоминания его родных, можно обнаружить по крупицам не только весьма интересные и удивительные факты из его жизни, но даже и мистическую составляющую. Собранное все воедино, впечатляет.
Удивительные эпизоды жизни художника И.В.Попова

Фото со съемки фильма «Монгол»:

Ойуун (в переводе с якутского «шаман»):

Эвенкийский шаман:
(фото из коллекции Красноярского краеведческого музея)

Я не знаю [пока] почему, но это фото в интернете используется в качестве иллюстрации к рассказу о загадках Кашкулакской пещеры — например!

Великий эвенкийский шаман Федор Полигус:
Фото 1901 года.

На тему:
— Экспедиции А.А.Макаренко к эвенкам Подкаменной Тунгуски в 1907—1908 гг. — есть несколько слов о шамане
— Выдающийся эвенк: Фёдор Полигус

Рассечение, обряд посвящения в ойууны:
Художник — Тимофей Степанов
Еще работы Тимофея Степанова — перейти!

Загадочный мир в работах Susan Seddon Boulet

Susan Seddon Boulet (1941-1997). Ее картины похожи на легкие сны — мягкие и приглушенные краски, люди со звериными головами и звери, таящиеся внутри людей, реальность, сквозь которую прорываются иные миры также, как и мир, окружающий нас, прорывается подчас в наши собственные сны… Она считается основательницей т.н. «Visionary art» — изображению увиденного в измененном состоянии сознания, медитации или трансе.

Якутский шаман (открытка):

Художник — Азат Миннекаев
Сайт художника

Альбом с работами Азата Миннекаева — перейти!

Бурят-шаман, бьющий в бубен:
Фото конца XIX

Якутский шаман Иванов Михаил Яковлевич:

Фотограф — Айсен Дойду.

Иванов Михаил Яковлевич — аксакал поселка Соморсун Амгинского улуса, отец известной народной певицы Ольги Ивановой. Умер в преклонном возрасте в 80-ых годах. Он был в 20-х и 30-ых годах близким другом и кутуруксутом (помощником в камлании) знаменитого чурапчинского шамана Н.Н.Протасова. В годы войны (40-ые) убежал, скрывался в тайге, потом был амнистирован, вернулся домой.

В середине 70-ых годов я, как член этнографической экспедиции ЯГУ, снимал М.Я.Иванова на фото- и кинопленку. Он камлал в клубе поселка Соморсун, а также в полном облачении шамана (плащ и бубен) исполнил обряд обращения к духу-покровительнице рогатого скота Ынахсыт-Хотун, который называется по-якутски «Ынахсыт тардыыта». М.Я.Иванов знал много старинных преданий и шаманских песнопений.
Источник

Парфенов Никита Алексеевич:

Фотограф — Айсен Дойду.

Парфенов Никита Алексеевич (Куобах ойуун, по-русски Заяц-шаман) — житель поселка Кўндээйэ Сунтарского улуса. Известен тем, что знал шаманские обряды, тайно от властей камлал, ибо имел, по его словам, «ийэ-кыыл» (мать-зверь, дух шаманский). В конце 70-ых для членов экспедиции Общества охраны памятников истории и культуры (руководитель Н.Д.Архипов) он исполнил в полном шаманском облачении обряд камлания в честь духа-хозяйки местности Аан Алахчын-хотун. Поставил сам 9 сэргэ, связанные веревкой-салама.
Источник

Протасов Николай Николаевич (1897—1934 гг.):

Фотограф — Айсен Дойду.

Протасов Николай Николаевич (1897—1934 г.г.) — родился в Ботурусском улусе (Чурапча), и еще при жизни о нем, как о великом шамане, ходили по Якутии легенды. Эта была личность феноменальная, богато одаренная от природы: лучший певец-импровизатор, плясун, хомусист, иллюзионист, гипнотизер, врачеватель, артист, провидец, силач и бегун, хороший кузнец, психолог и философ. Но личность очень трагическая: в первые годы Советской власти в Якутии, когда везде шла активная борьба коммунистов с «религиозными предрассудками», он, Протасов, первый из «ойунов» публично отказался от шаманства, что в конце концов и привело его к самоубийству.

Н.Н.Протасов послужил прототипом героя драмы П.Ойунского «КыЇыл ойуун» — Красный шаман, и, кстати, сам хотел сыграть эту роль на сцене, но не получилось. Отказались, боясь, что начнет камлать на сцене театра по-настоящему. О нем известный российский писатель Борис Лунин написал книгу «Смерть ойуна», где в духе своего времени рассказал о том, как молодой якутский шаман «перековался» в сознательного тракториста — «стал на путь истинный».

Но жаль, что время (другая «новая эпоха») убило все-таки этого замечательного человека, ибо он, отказавшись от истинной сути своей и призвания, погиб, перерезав себе горло. Так духи шаманов мстят за измену. Вера есть вера!
Источник

Photo of a Sakha shaman from a Russian postcard series from 1961:

Алтайский шаман:
Томская губ., Бийский округ, начало ХХ века. Фонды РЭМ.

Источник фото

http://fogelman.ru/posts/2014/07/10563

philologist.livejournal.com

Визуальные образы мира в Сибирском Шаманизме. Часть 2


ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ МИРА В СИБИРСКОМ ШАМАНИЗМЕ. Часть 2

Оглавление

Часть 1

  • Представления о вселенной
  • Структура вселенной

Шаманский бубен как модель вселенной

  • Конструкция бубна
  • Композиция рисунков
  • Рисунки на бубне
  • Символика элементов бубна
  • Символика изображений
  • Мировое древо
  • Родовое дерево
  • Шаманское дерево
  • Огонь и река как воплощения священной вертикали

Часть 2

  • Космический человек
  • Дух-предок шамана

Шаманский костюм

  • Символика шаманского костюма. Птица
  • Символика шаманского костюма. Животное
  • Символика шаманского костюма. Модель вселенной

Камлание шамана как символическое путешествие по вселенной

  • Ритуальные обязанности шамана
  • Духи-помощники шамана
  • Шаманский бубен как средство передвижения
  • Cимволическое путешествие по вселенной
  • Звуки бубна
  • Шаман как творец вселенной

Космический человек

Ипостасью мирового древа, определяющего пространственную и временную организацию космоса, было изображение космического человека, часто встречающееся в оформлении бубнов. Этот образ обычно занимает центральное место в композиции: он либо нарисован на внешней стороне обтяжки, либо вырезан на вертикально расположенной рукоятке бубна.


Алтайские бубны с внутренней стороны
Алтайский бубен

Разрисовка этого бубна наиболее ярко передает мифологическую идею тождества макро- и микрокосмоса, природы и человека. В верхней части бубна — по сторонам головы — нарисованы солнце, луна, утренняя и вечерняя Венера. Мелкие звезды в виде точек покрывают всю поверхность бубна, что придает ему масштабность мироздания. Две дуги, состоящие из пяти полос, между которыми расположены точки-звезды, изображают радугу (по другим толкованиям — Млечный путь). Поперечная линия на месте рук осмыслялась как тетива лука, а отходящие от нее вниз короткие прямые отростки — как стрелы (о мифологеме лука см. статью: Ерофеева Н.Н. Лук // Мифы народов мира, т.2, с.75-77). Ниже нее помещены антропоморфные фигуры взявшихся за руки и как бы пляшущих «небесных дев» — дочерей светлого небесного божества Ульгеня, которые считались помощниками шамана. Внизу слева нарисован шаман с бубном и колотушкой (на бубне, в свою очередь, тоже нанесена антропоморфная фигура, аналогичная главному изображению). Внизу справа изображено дерево с привязанной к нему жертвенной лошадью, около нее — фигура шамана. Этот образ осмыслялся как дух-хозяин бубна — изображение шамана-предка, избравшего владельца бубна своим наследником и ставшего его покровителем.

На некоторых бубнах алтайцев на рукоятке вырезаны две антиподально расположенные головы.

Верхнее изображение осмыслялось как шаман-предок, а нижнее — как его жена, дочь верховного божества Ульгеня, дающая шаману сакральную силу во время камлания.


Алтайский бубен с двухголовой рукояткой

Дух-предок шамана

Кеты считали фигуру, нарисованную на обтяжке бубнов, изображением шамана-предка, от которого владелец бубна унаследовал свой дар, а также отождествляли с первым шаманом по имени Бангдэхып (Сын земли), женившемся на дочери небесного бога Еся. Ненцы вырезали на рукоятках бубнов семь личин шаманских духов-предков, а ханты — глаза и рот духа бубна. У эвенков сам бубен символизировал голову: верхняя его часть называлась “макушка”, нижняя — “подбородок”, а резонаторы или отверстия под ними — “уши учителя шамана”.

Итак, этот образ наиболее полно выражал идею связи (и в пространственном, и во временном, и в генеалогическом аспектах) камлающего шамана со всем мирозданием через посредничество его мифологических и реальных предков.


Кетский бубен

По другим трактовкам — это изображение легендарного шамана Доха. Глубинный смысл, объединяющий всех этих персонажей, заключается в том, что они играли роль связующего звена между мирами вселенной, а также между предками и потомками, прошлым и будущим.

Так, Бангдэхып, родившийся на земле из деревянной колоды, не имеет ни отца, ни матери (мифологический мотив одиночества первого человека). Его связь с верхним миром выражается в том, что он женится на Дочери неба, спущенной на землю ее отцом; когда она после ссоры уходит от него назад на небо, Бангдэхып отправляется туда и возвращает жену.

Основные сюжеты, в которых фигурирует Дох, также повествуют о его шаманских путешествиях: в верховья (на юг), в теплую страну богини Томам; в низовья (на север), к богине смерти Хоседам; на небо в поисках лучших мест жительства для своих сородичей (Дох считался предком одного из двух родовых подразделений кетов) и т.д. С живущими на земле поколениями кетов Дох остается связан и после своей смерти: он научил людей правилам поведения, сформулировал основные моральные и правовые установления. Как отметил в свое время В.И.Анучин, Доху <<приписывается создание правил енисейского обычного права и многих правил философской и житейской мудрости. В большом ходу у енисейцев полупесни-полупритчи, которые речитативом поют шаманы, и каждая, так сказать, глава такой притчи неизменно заканчивается словами: «Так Дох говорил (рассказывал)»>>

Шаманский костюм

Не только бубен, но и костюм шамана отражал представления народов Сибири о мировом пространстве. Шаманское облачение, как и бубен, было индивидуальным, принадлежащим лично шаману культовым предметом, позволявшим осуществлять обрядовые действия.


Шаманская парка. Вид спереди
Шаманская парка. Вид сзади

Шаманский костюм обычно состоял из парки (кафтана), нагрудника, головного убора и обуви. У энцев, нганасан и кетов, помимо обычного набора, существовали рукавицы.

У нанайцев, удэгейцев и ульчей ритуальная одежда шамана состояла из юбки и рубахи с короткими рукавами; обязательной принадлежностью костюма был головной убор, сплетенный из ритуальных стружек.

Ритуальные стружки, именуемые в этнографической литературе айнским термином «инау», широко применялись в обрядовой практике всех народов бассейна Нижнего Амура. Скорее всего, они попали туда от айнов о. Хоккайдо и Сахалина через нивхов. Инау представляют собой искусно заструженные палочки или длинные стружки, которыми обвязывают священные объекты, черепа животных, головы людей и т.д. Выдающийся российский этнограф Л.Я.Штернберг в статье «Культ инау у племени айнов» считал, что они выполняли роль посредников между людьми и духами. По объяснению одного из сахалинских айну, инау — это «толкующий человек, посол, оратор». Как и выдающиеся по красноречию люди, которые служили «послами и посредниками в делах мести, мира и войны», инау обладал способностью быстро и красноречиво передавать богам потребности человека. Слово «инау» Л.Я.Штернберг этимологизировал как «язык дерева», сопоставляя стружки с «языками» оратора-посла и сравнивая их с языками огня, «с шумным многоязычием его пламени».


Удэгейский шаман в костюме

Символика шаманского костюма. Птица

У многих народов Сибири шаманский костюм символизировал птицу, и не простую, а “чистую”, небесную. Только надев такой костюм, шаман получал возможность летать и таким образом выполнять возложенные на него обязанности посредника между человеческим миром и миром духов. Наиболее ярко этот смысл отражен в семантике бахромы, которой обшивался подол, рукава, а иногда и ворот; бахрома осмыслялась как птичьи перья.


Танец якутского шамана, изображающий полет птицы

Образ костюма-птицы символизировали и фигурные изображения птиц, нашивавшиеся в виде подвесок на кафтан и нагрудник, прикреплявшиеся к головному убору.
Эти изображения обозначали духов-помощников шамана, имеющих вид птиц — гагары, орла, журавля, утки, а также символизировали самого шамана, когда он в образе гагары плыл по мировой реке или в виде орла сражался со злыми духами.


Парка селькупского шамана. Вид сзади. Вид сзади. 1 — крот; 2 — гагара; 3, 5 и 8 — журавли; 4, 6 и 9 — утки; 7- орел
Головной убор нганасанского шамана

Символика шаманского костюма. Животное

Путешествие шамана не всегда осмыслялось как полет к высшим небесным духам, иногда ему приходилось спускаться в мрачный нижний мир, дорога куда пролегала, как считали якуты, через “море бед и несчастий”. Поэтому в шаманском костюме часто сквозь образ птицы явственно проступает образ зверя.

Шаман верхом на медведе спускается в нижний мир. Селькупский рисунок
Это отражено во внешнем виде и семантике головного убора, придававшего шаману черты животного (оленя, лося, медведя), а также обуви, оформлявшейся часто как оленье копыто. Пришивавшийся сзади к кафтану повод, за который шамана держали во время камлания, также воссоздает в костюме образ ездового животного. По представлениям якутов, новый костюм требовалось сначала “объездить”, так как он “не давался” шаману и “бился как лошадь”.

Символика шаманского костюма. Модель вселенной

Камлание, со всеми превращениями шамана из человека в птицу, из птицы в животное, являлось своеобразным описанием вселенной, способом осмысления и моделирования мира. Три шаманские ипостаси — человек, птица, животное, их отражение в костюме, обыгрывание в ритуале выражают идею мироустройства. По аналогии с пространственным членением мифологического космоса можно установить ряд соответствий между определенными космическими сферами и частями шаманского костюма, между тремя классами существ, приуроченных к трем ярусам мирового древа, и расположенными на костюме их изображениями (в виде металлических подвесок, аппликаций и т.д.).

Головной убор нганасанского шамана

В этом плане были важны семантические противопоставления верхней (плечи), средней (пояс) и нижней (подол) частей. Например, шаманские костюмы селькупов делились на верхнюю “светлую” часть и нижнюю “темную”.На светлой части, оформленной мехом оленя, помещались изображения духов верхнего мира; ниже пояса находились изображения духов нижнего мира, а при оформлении использовался мех медведя. У некоторых народов были шаманы, имевшие два костюма: один, сшитый из оленьей шкуры, — для камланий в верхний мир, другой, из медвежьей шкуры, — для нижнего мира. Головной убор шамана часто украшался оленьими рогами — настоящими или их стилизованными изображениями.


Изображения рыб и змей на шаманском костюме эвенков

Подол кафтана сзади удлинялся, образуя мыс в виде хвоста. Иногда такой хвост имел вид утолщенных пестрых жгутов — змей. В этом случае подол был вместилищем хтонических существ, обитателей нижнего мира. На шаманских костюмах якутов на подоле нашивались металлические изображения рыб и змей, символизирующие обитателей “моря бед и несчастий”.
Им были противопоставлены изображения небесных птиц (лебедя, журавля), помещавшиеся на плечах. В других случаях — птицы верхней части костюма противопоставлялись фигурным изображениям зверей (волка, медведя), расположенным на подоле.


Средняя часть костюма — нагрудник — отмечалась особо: на ней были расположены изображения самых главных духов-помощников шамана.
Нагрудник нганасанского шамана

Иногда на кафтанах имелись изображения костей и внутренних органов человека. Их расположение отвечало представлениям о строении человека и соотносилось со схемой мифологического космоса: образ человека накладывался на космос и являл собой их тождество — антропоморфизированный космос. Шаманский костюм был не только вместилищем духов, но и, как и бубен, своеобразной картой вселенной, на которую были нанесены символы шаманского пути.Шаман, в своем облачении и с бубном в руках камлающий над больным или провожающий душу умершего в мир мертвых, являл собой этот антропоморфизированный космос, был медиатором, связующей миры, посредником, обеспечивающим гармонию во всех сферах вселенной.


Шаман камлает.
Селькупский рисунок
(Мифические родовые поселения шаманских духов)Эвенкийский рисунок, изображающий мифические родовые поселения шаманских духов, призываемых шаманом во время камлания
1 — шаман, призывающий своих духов-помощников;
2 — человек, помогающий шаману во время камлания;
3 — шаманский чум;
4 — сородичи шамана, присутствующие на камлании;
5 — мифические шаманские родовые дороги, идущие от шамана к его духам;
6-12 — родовые территории шаманских духов

Камлание шамана как символическое путешествие по вселенной.
Ритуальные обязанности шамана

Наиболее распространенная функция шаманов — врачевание. В круг ритуальных обязанностей шамана также входило добывание у духов-хозяев душ промысловых животных, скота, младенцев для бездетных супругов; шаман добывал удачу для охотника, усмирял непогоду, гадал, провожал души умерших, изгонял проникших к людям злых духов. Во время камлания шаман совершал символическое путешествие по сферам вселенной; при этом он призывал то одного, то другого из своих духов-помощников, вступал в поединки с духами болезней, уговаривал духов-хозяев исполнить просьбы, преподносил им свои дары и, получив искомое (душу больного, охотничью удачу и т.д.), передавал его просителям

Эвенкийский рисунок, изображающий камлание шамана над больным
1 — р. Подкаменная Тунгуска;
2 — ее притоки;
3 — земля рода Момоль;
4 — родовые священные деревья, место совершения обрядов;
5 — дух-хозяйка родовой земли;
6 — дух-покровитель рода Момоль;
7 — мифическая родовая ограда-засека из шаманских духов-сторожей;
8 — земля рода Нюрумналь;
9 — место родового культа членов рода Нюрумналь;
10 — дух-покровитель рода Нюрумналь;
11 — священные деревья рода Нюрумналь;
12 — мифическая ограда-засека рода Нюрумналь из шаманских духов-сторожей;
13 — чум шамана рода Нюрумналь;
14 — шаман рода Нюрумналь;
15 — его помощники;
16 — след шаманского духа — источника болезни, посланного шаманом рода Нюрумналь в род Момоль;
17 — дух болезни, пробравшись незаметно через ограду в род Момоль и превратившись в червяка-древоточца, проникает во внутренности одного из членов рода Момоль и начинает уничтожать его телесную душу;
18 — чум больного члена рода Момоль;
19 — его жена;
20 — чум шамана рода Момоль;
21 — шаман рода Момоль камлает, чтобы узнать о причине болезни сородича;
22 — сородичи, присутствующие на камлании;
23 и 24 — шаманские духи — гусь и кулик, которых шаман посылает к больному с поручением выгнать духа болезни;
25 — дорога шаманских духов;
26 — шаманские духи — расщеп и копье, которые должны поймать духа болезни, когда он выйдет из больного;
27 — шаманский дух-сова, несущий духа болезни к пропасти нижнего мира; 28 — вход в нижний мир;
29 — шаманский дух — двухголовая щука, посылаемая шаманом рода Момоль, чтобы отомстить роду Нюрумналь;
30 — след духа — двухголовой щуки;
31 — чум больного члена рода Нюрумналь;
32 — дух-щука вырывает телесную душу у больного;
33 — дух-щука уносит телесную душу больного;
34 — телесная душа больного человека;
35 — изгородь из духов-листвениц, построенная шаманом рода Момоль в месте прохода чужеродного шаманского духа;
36 — шаманский дух-расщеп, поставленный шаманом рода Момоль над следом чужеродного духа;
37 — подвешенные к идолу шкурки зверей;
38 — шкура оленя, принесенного в жертву божествам верхнего мира

Камлание шамана как символическое путешествие по вселенной.
Духи-помощники шамана

Духов различных рангов символизировали зооморфные и антропоморфные изображения, нарисованные на бубне, вырезанные на его рукоятке или прикрепленные в виде подвесок к бубну и костюму. Часть этих изображений осмыслялась как духи-хозяева соответствующих космических зон, а часть считалась духами-помощниками шамана, вселяющимися во время камлания в свои изображения и помогающими шаману в его путешествии. Когда шаман в ходе камлания попадал в ту или иную сферу, где обитают соответствующие духи и божества, эти персонажи верований как бы оживали и втягивались в происходящее действие.

Луна вытаскивает за лямку шамана, попавшего в беду. Нганасаны

Камлание шамана как символическое путешествие по вселенной.
Шаманский бубен как средство передвижения

Большую роль в путешествиях шамана по сферам космоса играл его бубен. Почти у всех народов Сибири было распространено представление о бубне как о ездовом животном шамана (олене, лосе, коне). Ненцы считали бубен шаманским оленем, переносившем его в верхний мир. У кетов рукоятка бубна осмыслялась как позвоночник оленя; вертикальные железные подвески, располагавшиеся по семь штук с каждой стороны от рукоятки — ребрами; резонаторы на обечайке воспринимались как копыта; отдельные подвески символизировали движение,

6a6a-yaga.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *