Menu
[menu_adv_rtb]

Череп с – . ?

Содержание

Череп и кости. Символика. — Символика в современном мире

Образ «череп и кости»  прочно ассоциируется у миллионов людей по всему миру с символов пиратов, смерти или яда.
Но в тоже время в большинстве древних культур череп и кости издавна символизировали способность к телесному возрождению, жизненную энергию и силу духа.
Большинство исследователей масонских организаций  связывают этот символ с тамплиерами, ссылаясь на легенду:
Правитель города Сидона любил одну благородную даму из Армении,но никогда не вступал с нею в греховную связь, пока она была жива; однако, когда она умерла и лежала в гробнице, он ночью, сразу после похорон,пробрался на кладбище и тайно совокупился с нею. А потом до него вдруг донесся чей?то голос: «Вернись, когда (ей) придет время родить, потому что ты найдешь (здесь) голову — свое дитя». И вот, по прошествии должного срока этот самый рыцарь вернулся, и в гробнице, мелсду ногами покойной обнаружил человеческую голову. И снова услыхал голос: «Храни эту голову, ибо она принесет тебе немало добра ибо всякий, кто ее увидит, будет тут же уничтожен.»
Финикийский Сидон и Бейрут были центрами поклонения Астарте, где она считалась главным женским божеством, а также являлась богиней земного плодородия, материнства и любви. Сидонские цари являлись её верховными жрецами, а их супруги — жрицами. К Астарте обращались, как к госпоже — владычице царей. Считалось честью и обязанностью выстраивать для неё
храм. В Иерусалимской земле существует долина Ашера, названная в честь богини.

В Финикии она почиталась как главное женское божество. Как «Божественная мать»,дающая жизнь, мать — природа, имеющая десять тысяч имён, у разных народов была связана с плодородием, отсюда почитание Астарты, как дающей жизнь. У финикийцев была связана с луной и Венерой.

Под именем Астарты они представляли женщину с рогами, символизирующую полумесяц во время осеннего равноденствия, после поражения её мужа (Солнца), побеждённого принцем тьмы, и опустившегося в Гадес через семь врат, к которым она спустилась на распростёртых крыльях. Астарта оплакивает потерю своего супруга — Таммуза, который также был её сыном, аналогично, как и Изида, оплакивала своего супруга и брата(Осириса).

Астарта держит в руках крестообразный жезл, обычный крест, и плачет стоя на лунном серпе. Христианская дева Мария очень часто представляется таким же образом, стоящей на луне, окружённой звёздами и оплакивающей своего сына. У финикийцев Астарта была связана с «Утренней звездой» — Венерой, и рассматривалась ими, как вечерняя и утренняя путеводительница. «Глаз своей богини — матери» нельзя было утратить в морском странствии. Укреплённая в виде статуи на носу корабля, Астарта сопутствовала мореплавателям. У сирийцев Астарот Гиеропольская полностью отождествлялась со сверкающей планетой и изображалась как величественная женщина, держащая в одной руке факел, а в другой —изогнутый жезл в форме креста ansata (анх), соответствующей атрибуту египетской Изиды.

Ранее финикийцев, вавилоняне поклоняются Иштар, связывая её культ с Венерой, которая была третьей в астральной триаде Солнце — Луна — Венера. Как вечерняя звезда, она олицетворяла Венеру, а как утренняя называлась Анунит — Люцифер.

Череп с перекрещенными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно преданию, место для распятия Спасителя было промыслом Божиим выбрано как раз там,
где покоились бренные останки, т.е. череп и кости, прародителя рода человеческого – Адама. Поэтому Голгофа именуется еще Краниевским (т.е., впереводе с греческого, буквально: «черепным») или Лобным, местом. По легенде, кровь и вода, истекшие из ребра распятого Христа – «нового Адама» – прободенного копьем римского сотника Лонгина, с целью убедиться в смерти осужденного на крестную муку, пролившись на кости «ветхого Адама», чудесным образом омыли его от грехов, что явилось символическим прообразом последовавшего вслед за тем в течение трех дней – с пятницы до воскресенья – сошествия Христа во ад, с целью вывести оттуда в рай ветхозаветных праведников, начиная с Праотца Адама.


Череп и кости» является детищем старейшего частного американского университета – Йельского, который был основан в 1701 году в городе Нью-Хейвен, (штат Коннектикут). В 1832-1833 учебном году секретарь Йельского университета Уильям Рассел принял решение вместе с 14 единомышленниками организовать новое тайное братство.Тайное братство Рассела первоначальноназывалось «Клубом Евлогии» ( Eulogian Club ), в честь греческой богиникрасноречия. Затем основатели общества в качестве символа своей тайнойорганизации приняли символ смерти и переименовали клуб в «Череп и кости». В 1856 году Уильям Рассел официально зарегистрировал братствопод именем Russell Trust Association .В качестве герба общества был принят символ “death head” — изображение черепа и двух находящихся под ним скрещенных костей. Под эмблемой изображена цифра 322. Существует несколько версий о значении этого числа. Многие исследователи полагают, что таким образом зашифрована дата основания клуба – 1832, а последняя двойка символизирует то, что это братство было основано как филиал немецкого общества. Некоторые же члены «Костей» утверждают, что число означает, прежде всего, дату смерти Демосфена (322 год до н.э.), который основал в свое время греческое патриотическое общество, послужившее прототипом«Черепа и костей».

В 1918 году студент Йельского университета Прескотт Буш, впоследствии сенатор от Коннектикута, дед Буша-младшего, выкопал с двумя другими студентами череп вождя индейского племени апачи Джеронимо на федеральном кладбище Форт Силл в Оклахоме и преподнес его в качестве подарка братству. Утверждается, что в настоящее время череп вождя хранится в специальном
месте на территории Йельского университета и используется в различных ритуалах «Костей». Также существуют слухи, что в могильнике «Черепа и костей» имеется и череп Че Гевары.

Но не могу понять,почему поп звезды также используют этот символ, вроде в нем нет ничего гламурного

bubbakar.livejournal.com

Изображение черепа с костями — многозначный символ

Человеческий череп и скрещенные под ним кости… Все знают этот знак, как и то, что он означает — впрочем с последним, как правило, несколько сложнее. Этот древний символ и религиозный элемент присутствует в культуре разных стран. О хрустальных индейских черепах, ну, кто только не писал, и он тоже имеет свою историю, причем очень древнюю историю.

Череп со скрещенными… саблями!

Казалось бы, что рассказ о «мертвой голове» как символе следует начать с пиратов. Однако они в реальной жизни (кино это совсем другое!) как раз не слишком часто его использовали. Да, многие пираты имели черные флаги, но изображен на них этот знак был далеко не всегда, и от традиционного знака он сильно отличался. Например, у пирата Калико Джека Рэкхама на флаге был череп со скрещенными абордажными саблями, у Томаса Тью — рука с мечом, у легендарной Черной Бороды Эдварда Тича — скелет с копьем пронзающий алое сердце(!), у Эдварда Лоу — красный скелет.

Читайте также: Пираты: кто такой Веселый Роджер

Пират Эммануэль Уин хотя и имел на флаге изображение черепа и скрещенных костей, сам череп у него был нарисован боком и смотрел почему-то слева на право. У Кристофера Кондента черепов со крещеными костями было сразу три, зато у Эдварда Инглэнда «мертвую голову» дополняли песочные часы!

«Адамова голова» — символ армии

В христианской культуре изображение черепа с крестом из костей получило название «Адамова голова». Существует предание, что прах Адама находился на Голгофе, где произошло распятие Христа. И вот когда Христос был распят, его кровь просочилась сквозь землю и омыла череп Адама.

Таким образом, все человечество в его лице освободилось от грехов и получило возможность спасения. Так это было на самом деле или нет, но такова легенда, и вот поэтому-то она и приобрела символическое значение освобождения от смерти и спасения среди христиан. Но этот же символ использовался также и по всему миру, причем… преимущественно в армии.

Причем это отнюдь не были армии каких-нибудь «диких народов», а самых что ни на есть цивилизованных: британской, французской, финской, болгарской, венгерской, австрийской, итальянской и… русской!

«Адамова голова» как элемент военной формы

Впервые «мертвая голова», как элемент военной формы, начала использоваться с середины XVIII века в гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. Форма прусских гусар состояла из чёрных чикчир с белым шитьем (штаны в обтяжку), доломана и ментика, и чёрной шапки-мирлитон с вышитыми серебряным черепом и костями, которые должны были символизировать мистическое единство войны и смерти на поле битвы.

Символика «смерти-бессмертия» в XVIII веке появилась и в британской армии, а именно — в 17-м уланском полку, в память о генерале Вольфе, убитом в Квебеке в 1759 году во время войны с французами. В 1855 году в ходе Крымской войны после самоубийственной атаки британской легкоконной бригады, истреблённой огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных источниках «атакой в долине Смерти») в сражении под Балаклавой, эмблема «мёртвой головы» получила дополнительное звучание.

Череп и кости были наложены на скрещенные уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью » DEAF OR GLORY» -«СМЕРТЬ ИЛИ СЛАВА». Через некоторое время пики с эмблемы были удалены, однако череп и кости остались. Боровшийся против французских захватчиков вплоть до сражения при Ватерлоо в 1815 году «Чёрный легион» герцога Брауншвейгского в качестве эмблемы также использовал «Адамову голову» и она же была эмблемой «гусар смерти» (houssards de la mort) у французов-роялистов, боровшихся против революционного режима во Франции, и числе и в рядах русских войск.

Мертвая голова в Русской Императорской армии как символ бессмертия впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года одним из конных полков Петербургского ополчения, который назывался «Смертоносным» или «Бессмертным» полком. На головных уборах чинов этой части крепился серебряный череп над скрещенными костями. Этот символ, как следует из самого названия полка, использовался не столько как символ смерти, а скорее как символ бессмертия.

Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Государем Императором Николаем II в начале XX века и для одного из регулярных полков русской кавалерии — Александрийского гусарского полка.

«Баклановский значок»

Как пишет «Военная Энциклопедия» Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным в России благодаря своим подвигам на Кавказе, «с оказией» получил неизвестно от кого и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок» (как издавна назывались в русской армии «малые флаги»). На этом значке была вышита белая «Адамова голова» (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». «Этот мрачный значок наводил ужас на чеченцев, — продолжает биограф, — и Бакланов с ним не расставался до конца жизни».

На могиле героя на Новодевичьем кладбище в Петербурге на добровольные пожертвования (генерал умер в бедности и был похоронен за счёт Донского войска) был поставлен памятник. Памятник изображал «скалу, на которую брошена бурка и папаха, а из-под папахи выглядывает этот чёрный «Баклановский» значок».

«Сбил самолет — получи «череп и кости»!»

В русской армии периода Первой мировой войны эмблема с «Адамовой головой» широко использовалась в русской военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую ленту, на которой черепами со скрещенными костями должны были отмечать число уничтоженных самолетов противника: золотыми черепами должны были отмечаться — десятки, серебряными — единицы.

Многие из этих проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме «мёртвой головы», наложенной на пропеллер самолета. Этот символ использовался в ударных частях Русской армии в период революции 1917 года. Причем наибольшую известность получили «Корниловский ударный полк» и «Женская боевая команда (батальон) смерти» Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года. Для их награждения летом 1917 года был учреждён особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте.

Череп и кости в огне революции и гражданской войны

Во время Гражданской войны «мёртвая голова» использовалась обеими сторонами, но чаще белогвардейцами. Белые сочетали в своей символике «череп и кости» с выражением готовности умереть за своё дело. К примеру, на украшенном «мёртвой головой» знамени «Царскосельского батальона смерти» было написано: «Лучше смерть, чем гибель Родины». На знамёнах красногвардейцев «мёртвая голова» встречалась реже, но тоже встречалась, и обычно сочеталась с угрозой уничтожить своего врага («Смерть буржуям», «…врагам трудового народа», «…контрреволюционерам», и т. п.).

Вскоре после окончания первой мировой войны, капитуляции Германии и начала вспыхнувшей там Ноябрьской революции 1918 года, эмблема «мёртвой головы» появилась на форме бойцов добровольческих корпусов, мобилизованных республиканским правительством Фридриха Эберта, Филиппа Шейдемана и Густава Носке на борьбу с немецкими большевиками-спартаковцами.

«Адамова голова» от казаков до байкеров

Во время Второй мировой войны изображение черепа и скрещенных костей использовали бойцы 1-й казачьей кавалерийской дивизии, позднее XV (XIV) казачьего кавалерийского корпуса генерала Гельмута фон Паннвица и других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта, а также войск СС (например, 3-я танковая дивизия СС «Тотенкопф»). И по сей день «мёртвая голова» продолжает оставаться военной эмблемой и используется подразделениями ряда государств. Также череп с костями часто используется наёмниками в различных конфликтах.

Этот символ также используют некоторые современные неонацистские организации. У байкеров череп считается символом, приносящим победу, и символизирует защиту от смерти. Он же является символом Пиратской партии, цель которой — реформа законодательства в области интеллектуальной собственности, патентов и копирайта. Она выступает за свободный некоммерческий обмен информацией и недопустимость преследования за этот обмен по закону, а также за неприкосновенность частной жизни.

Читайте также: Крест и конские удила — что общего?

Ну и конечно, изображение человеческого черепа часто используется в качестве предупреждающего знака о смертельной опасности, например, о токсичных материалах на химическом производстве, высоком напряжении электрического тока. Особенно часто встречается он сегодня на опорах электропередач, где он еще и дополняется надписью: «Не влезай! Убьет!».

Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»

www.pravda.ru

Кости головы (череп): анатомия и строение



Каждый согласится с тем, что голова каждого человека играет в его жизни не менее важную функцию, чем сердце. На самом деле череп человека — сложная система, имеющая очень интересное строение и выполняющая серьезные функции. Кости головы защищают мозг и органы чувств. Между собой они соединяются швами и дают опору пищеварительной и дыхательной системам.

Череп разделяется на лицевой и мозговой отдел. Кости мозговой части образуются полость для мозга и отчасти для органов чувств. Кроме того, они служат основой лица и скелета начальных отделов пищеварительной и дыхательной систем. У некоторых черепных костей есть полости, которые заполнены воздухом. Они соединены с носовой полостью. Благодаря такому строению костей масса черепа не очень большая, но в то же время его прочность не становится от этого меньше. Мозговой череп состоит из восьми костей: две височных, две теменных, лобная, клиновидная, решетчатая и затылочная кости. Некоторые кости лицевого отдела черепа служат основой скелета жевательного аппарата. Другие кости по размеру меньше и составляют полость лицевого черепа. Рассмотрим анатомию этих двух отделов подробнее.

Кости мозгового черепного отдела

Итак, мозговой отдел состоит из восьми костей:

  • лобная;
  • затылочная;
  • клиновидная;
  • решетчатая;
  • две височные;
  • две теменные.

Верхняя часть мозгового черепа зовется его сводом, по-другому, крышей. Нижняя часть – это его основание. Между сводом и основанием есть условная линия, проходящая через затылочный наружный выступ, по выйной верхней линии до основания отростка сосцевидного типа. Затем линия продолжается над слуховым наружным отверстием, по основанию отростка скулового типа и по гребню подвисочного вида главного крыла клиновидной кости. Линия достигает носолобного шва по подглазничному краю.

Анатомия свода черепа предполагает его разделение на несколько костей. По форме он представляет собой половину эллипсоида. Его длинная ось направлена в лобно-затылочную часть. Она соответствует продольному диаметру коробки мозга. Еще две оси проходят вертикально и поперечно. Свод черепа имеет морфо-функциональные области:

  • непарная лобно-теменно-затылочная область;
  • парная височная область.

Они разделяются височными линиями и различаются рельефом, механическим условиям и костной структуре. Кости свода обладают трехслойным строением. Есть внутренняя и наружная компактная пластинки, которые между собой имеют диплоэ, то есть губчатое вещество. В разных областях свода различается соотношение компактных пластинок и толщины диплоэ. Все зависит от индивидуальной изменчивости.

Доказано, что диплоэ хорошо развито в парасагиттальной зоне, где наружная пластинка по сравнению с внутренней толще. Боковые отделы свода имеют обратное соотношение. В височных частях диплоэ меньше.

Структурные особенности костей определяют их прочность. Были проведены исследования, которые доказали, что прочность от сжатия у затылочной и теменной кости больше, чем у лобной кости. Внутренняя пластинка более ломкая. Даже если отсутствуют внешние повреждения, может произойти оскольчатый перелом такой пластинки. Это дало основание называть ее стекловидной пластинкой.

В анатомии костей мозгового черепа важное значение отведено губчатому веществу костей. Там располагаются диплоические каналы. В них находятся диплоические вены. В своде черепа выделяются следующие важные диплоические каналы:

  • лобные;
  • передние;
  • задние височные;
  • затылочные



Диплоические каналы разделяются по функциональному признаку. В связи с этим можно выделить выносящие, депонирующие и коммуницирующие каналы. Они проходят через шовные линии в черепном основании. Они способны разделяться на несколько ветвей. В наружной части черепа рельеф индивидуально варьирует в зависимости от возраста и пола.



Внутренняя черепная часть имеет более сложный рельеф. В разной степени могут быть выражены мозговые возвышения и пальцевидные вдавления. Артериальные борозды, ветвящиеся древовидно, берут свое начало в черепном основании от остистого отверстия. Через него проходит менингеальная средняя артерия. В строении внутренней черепной поверхности можно увидеть ямочки грануляций. Они очень изменчивы. В мелких ямочках есть одиночные разрастания паутинной мозговой оболочки. В крупных ямочках эти разрастания скапливаются.

Основание черепа также имеет две поверхности – внутреннюю и наружную. Внутренняя поверхность, как и в случае с черепным сводом, отражает форму головы. На ней есть углубления и возвышения. Из локализации выделяют три ямки.

  1. Передняя ямка – это ложе лобных долей полушарий мозга. Она образуется глазничными частями лобной кости, частью тела клиновидной кости, решетчатой пластинкой и верхней поверхностью малых крыльев. В середине клиновидного выступа проходит граница между средней и передней ямками.
  2. Средняя ямка. Она образуется телом клиновидной кости, передней поверхностью твердой каменистой части височной области, малыми и большими крыльями и нижней областью чешую височной кости. В средней ямке есть боковые и средний отделы. В боковых отделах располагаются височные доли полушарий.
  3. Задняя ямка. В основном она образуется затылочной костью. Однако в этом принимают участие тело клиновидной кости и каменистые части кости височного типа. В задней ямке находится мозжечок и ствол головного мозга.

В наружном основании черепа есть три отдела.

  1. Передний отдел соединен с лицевыми костями. Он образует носовые полости и крышу глазниц.
  2. Средний отдел. Он берет начало в основании крыловидных отростков и проходит до линии, которая простирается через сосцевидные отростки, а также передний край главного отверстия.
  3. Задний отдел. Он образуется височной и затылочной костями. Имеет три области – сосцевидную, выйную и затылочно-височную.

В основании черепа есть много мелких и крупных артерий. Через них проходят кровеносные и черепные нервы. Толщина кости неодинакова в разных местах. Строение более прочных участков представляет собой систему продольных балок, сходящихся к телу кости клиновидного типа. Они скрепляются перекладинами, идущими поперечно границам между ямками черепа. Углубления черепных ямок имеют хрупкие места. Именно там часто случаются переломы, потому что кость довольно тонкая. В передней ямке травмы образуются, затрагивая решетчатую пластину. В средней ямке переломы поперечно проходят через спинку области, которая имеет название «турецкое седло». В задней ямке переломы затрагивают отверстия, причем отламывается вершина пирамида.



Турецкое седло находится в центре внутреннего основания черепа. Спереди оно ограничено бугорком седла. Над ним нависают наклоненные передние отростки. Сзади оно ограничено спинкой седла. В центре седла есть гипофизарная ямка. Она является вместилищем для гипофиза, то есть эндокринной железы.

Особенности черепного строения

Конечно, строение всего черепа удивительное, однако, главная особенность анатомии черепа являются пневматические кости, содержащие ячейки или воздухоносные пазухи. Большая часть этих пазух сообщается с носовой полостью и играет роль придаточных полостей. Их роль очень важна – они аэродинамические действуют на вдыхаемый воздух, поэтому струя воздуха соприкасается с обонятельными рецепторами, которые расположена в слизистой оболочке носовой полости, точнее, в ее верхней части. Околоносовые пазухи часто подвергаются патологическим процессам, приводящим к внутричерепным осложнениям, таким как абсцесс мозга и менингит.

Выделяется пять главных частей.

  1. Лобная пазуха. Это парная полость, которая разделена перегородкой. Также в этой части располагается средний носовой ход. Пазуха моет располагаться в разных местах, так как ее протяженность варьирует, — в надбровных дугах, лобной чешуе и глазничной части кости лобного типа. Есть однокамерные и многокамерные пазухи.
  2. Клиновидная пазуха. Ее расположение — тело клиновидной кости. В пазухе могут быть добавочные перегородки.
  3. Решетчатые ячейки. Их открытие происходит в среднее и верхнее носовые ходы.
  4. Сосцевидные ячейки. Их сообщение с барабанной полостью происходит через сосцевидную пещеру. Ячейки могут отличаться по размерам. Есть диплоические, компактные, смешанные и пневматические сосцевидные отростки.
  5. Гайморова пазуха. Это самая крупная придаточная полость носа.

Строение лицевого черепного отдела

Строение лицевого отдела связано с развитием челюстей, полости носа, пищеварительной и дыхательной систем. Отпечаток на этот отдел накладывает и речевая функция. Некоторые особенности анатомии нижней челюсти связаны с мышцами, которые участвуют в речи. Лицевой череп включает в себя три основных отдела.

  1. Глазнично-височный отдел. Это глазница, переднее углубление височной ямки, передний отдел черепной средней ямки, крыло-небная и подвисочная ямки.
  2. Носовой отдел. Это околоносовые пазухи, полость носа и сам нос.
  3. Челюстной отдел – скуловые кости, нижняя и верхняя челюсти.

Верхняя челюсть — важная составляющая часть лица и полости носа. В разных частях челюсти неодинаковое соотношение губчатого и компактного вещества. Альвеолярный отросток имеет мощный слой губчатого вещества, откуда оно переходит в следующие отростки. Лобный отросток имеет очень маленькие ячейки губчатого вещества. Губчатое вещество из скулового отростка направляется в подглазничный край, откуда распространяется почти до лобного отростка. Балки губчатого вещества челюсти в основном располагаются под разными углами. Они группируются в латеральную и медиальную системы.

Нижняя челюсть – это твердая основа нижней лицевой области. Именно она в большей степени определяет лицевую форму. Признаки нижней челюсти – это уменьшение ее массивности, увеличение угла ветви, наличие подбородочной ости и так далее. Нижняя челюсть – это единственная подвижная часть скелета лица. В ней прикреплены многие мышцы, особенно жевательные, ведь именно от них зависит конфигурация. Нижняя челюсть характеризуется базальной дугой. Канал, в котором проходят нервы и сосуды, удален о зубных корней, но есть исключения. Подбородочное отверстие – это выход из канала челюсти. Оно может отсутствовать с одной стороны, иногда с двух сторон. С одной стороны могут быть добавочные отверстия. Соотношение губчатого и компактного вещества также неодинаково в разных частях челюсти. Наружная компактная пластинка толще, чем внутренняя.





Также есть височно-нижнечелюстной сустав. Он образуется суставными поверхностями головки челюсти, а также нижнечелюстной ямкой кости височного типа. Эти поверхности покрываются фиброзным хрящом. Есть суставной диск, с помощью которого полость сустава делится на нижнее и верхнее отделение. Он срастается с суставной капсулой.

Это краткая экскурсия в анатомию человеческого черепа. Как мы могли увидеть, голова – это сложная система, состоящая из разных костей, соединений и других элементов. Все очень взаимосвязано, поэтому, если страдает одна часть черепа, это сказывается не только на всем его состоянии, но и на всем организме. Поэтому давайте беречь свою голову от всевозможных травм!




bezperelomov.com

Череп с костями Википедия

Знак Корниловского полка Американские военные позируют с трофейным флагом сандинистов (ок. 1933) Череп как символ превратности Фортуны. Мозаика. Помпеи

Ада́мова глава́ (Ада́мова голова́), Мёртвая голова́ (нем. Totenkopf) — символическое изображение человеческого черепа с двумя крест-накрест лежащими костями. Является как символом смерти, так и бесстрашия перед её лицом. Как правило, изображается белым или серебряным цветом на чёрном фоне.

Источники символизма

Человеческий череп служил знаком смерти и бренности бытия (см. Memento mori) с античных времён. Череп как самостоятельно, так и в составе сложных композиций является одним из распространённых художественных сюжетов.

Христианские корни

Череп с перекрещёнными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, по промыслу Божьему кровь Христа омыла череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле.

Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста, например наносится на православную монашескую схиму.

История военного использования символа

На протяжении человеческой истории эмблема «мёртвой головы» использовалась в британских, французских, финских, болгарских, венгерских, немецких, австрийских, итальянских и русских войсках, преимущественно в кавалерии, авиации, огнемётных, штурмовых и танковых частях, в частях особого назначения армии США и т. д. В германских государствах Пруссии и Брауншвейге издавна существовали кавалерийские и пехотные части с эмблемами в виде черепа и костей на головных уборах. С середины XVIII века символика смерти стала особенно популярной в армиях стран Западной Европы.
Таким образом была заложена основа формы позднейших русских, чешских, германских и прочих «ударных частей».

Прусский гусар

Впервые как элемент военной формы начала использоваться с середины XVIII века в ударных гусарских полках прусской армии Фридриха Великого («гусары с мертвой головой» — «Totenkopfhusaren»). Форма прусских гусар: чёрные чикчиры, доломан и ментик, чёрная шапка-мирлитон (Fluegelmuetze) с серебряными черепом и костями, символизировавшими мистическое единство войны и смерти на поле битвы.

Символика «смерти-бессмертия» появляется примерно в XVIII веке и в британской армии, а именно — в 17-м уланском полку, в память о генерале Вольфе, убитом в войне с французами в Квебеке в 1759 году. В 1855 году, во время Крымской войны, после самоубийственной атаки британской легкоконной бригады, истреблённой огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных источниках «атакой в долине Смерти») в сражении под Балаклавой, эмблема «мёртвой головы» получила дополнительное звучание. Череп и кости были наложены на скрещённые уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью «DEAD OR GLORY» — то есть «СМЕРТЬ ИЛИ СЛАВА» (через некоторое время пики были с эмблемы удалены, но череп и кости остались).

Боровшийся против французских захватчиков вплоть до битвы при Ватерлоо в 1815 году «Чёрный легион» герцога Брауншвейгского имел в качестве эмблемы «Адамову голову» (от которой и ведёт своё происхождение череп с костями «брауншвейгского типа»). «Мёртвая голова» была эмблемой «гусар смерти» (houssards de la mort) французских эмигрантов-роялистов, боровшихся против революционного режима, в том числе в рядах русских войск.

Использование символа в Русской Императорской армии

Знак 5-го Гусарского Александрийского Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полка

В Русской Императорской армии символика «смерти-бессмертия» впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся «Смертоносным» или «Бессмертным» полком. На головных уборах чинов этой части крепился серебряный череп над скрещёнными костями. Этот символ, как следует из самого названия полка, (во всяком случае, применительно к русским войскам) использовался не столько как символ смерти, а скорее как символ бессмертия.

Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Государем Императором Николаем II в начале XX века для одного из регулярных полков русской кавалерии — Александрийского гусарского полка. 1-й эскадрон Её Величества 5-го гусарского Александрийского полка имел значок «весь чёрный с серебряной Адамовой головой (полковой эмблемой), с рамкой из серебряного гусарского галуна»; 2-й эскадрон — значок «весь чёрный, с серебряной Адамовой головой».

«Баклановский значок»

«Череп и кости» украшали также тульи фуражек чинов 4-го гусарского Мариупольского полка и чёрный значок 17-го Донского («Баклановского») казачьего полка. Как пишет «Военная Энциклопедия» Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным в России благодаря своим подвигам на Кавказе, «„с оказией“ получил неизвестно от кого, и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок»[1] (как издавна назывались в русской армии «малые флаги»). На этом значке была вышита белая «Адамова голова» (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». Бакланов с ним не расставался до конца жизни»[1].

На могиле героя на Новодевичьем кладбище в Петербурге на добровольные пожертвования (генерал умер в бедности и был похоронен за счёт Донского войска) был поставлен памятник. Памятник изображал «скалу, на которую брошена бурка и папаха, из-под папахи выдвинут чёрный „Баклановский“ значок»[1].

Использование символа во время Первой мировой войны

В русской армии периода Первой мировой войны эмблема «Адамовой головы» использовалась в русской военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую планку, на которой черепами со скрещёнными костями отмечать число уничтоженных самолётов: золотыми черепами — десятки, серебряными черепами — единицы. Многие из подобных проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме «мёртвой головы», наложенной на пропеллер самолёта.

Этот символ использовался и в ударных частях Русской армии в период революции 1917 года (наибольшую известность получили «Корниловский ударный полк» и «Женская боевая команда (батальон) смерти» Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года), для награждения которых летом 1917 года был даже учреждён особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте.

В германской армии с сентября 1918 года эмблема «Адамовой головы» наносилась на все танки (в том числе и трофейные).

Использование символа во время Гражданской войны в России

Красные матросы с флагом «Смерть буржуям»
Ударный отряд

Во время Гражданской войны «мёртвая голова» использовалась обеими сторонами, но чаще белыми. Белые сочетали в своей символике «череп и кости» с выражением готовности умереть за своё дело. К примеру, на украшенном «мёртвой головой» знамени «Царскосельского батальона смерти» было написано: «Лучше смерть, чем гибель Родины». На знамёнах красных «мёртвая голова» встречалась реже и обычно сочеталась с угрозой уничтожить своего врага («Смерть буржуям», «…врагам трудового народа», «…контрреволюционерам», и т. п.).[источник не указан 2340 дней]

В Белой армии — кроме уже упомянутых корниловцев — было сформировано немало и других аналогичных частей: дроздовцы, марковцы, анненковцы, бойцы Западной Добровольческой Армии генерала князя Авалова (Бермондта), отряды атамана Булак-Балаховича, донские казаки-гундоровцы, чины Железной бригады Чехословацкого Корпуса, ударники генерала Гайды, солдаты Сибирской штурмовой бригады полковника Пепеляева и многие другие. В их символике непременно присутствовала «мёртвая голова» — как символ смерти и воскресения. Причём та же самая идея нередко выражалась и чёрно-белой цветовой «схимнической» гаммой военной формы белогвардейских частей — на погонах, фуражках, папахах, жетонах и нарукавных щитках, наградах, знаменах, перстнях и нагрудных знаках. Для подчёркивания своего «крестоносно-монашеского» характера, белые нередко использовали в своей символике белый православный или мальтийский «кавалерский» («рыцарский») крест, а марковцы даже носили на поясе чёрные чётки-лествицы. Иногда она сочеталась с ликом Христа, как на знамени «Женского батальона смерти» Марии Бочкаревой.

Сотрудники ЧК использовали эту эмблему. Сохранилась фотография демонстрации петроградских чекистов под лозунгом: «Смерть буржуазии и её прихвостням, да здравствует красный террор!». Описывая попытки одесского чекиста вербовать пленных офицеров на советскую службу, старшина Украинской Галицийской Армии Ярич-Запильский описывал:

У него на отвороте тужурки золотой человеческий череп с двумя костями. Это — знак чрезвычайки

На знамени анархо-коммунистов батьки Махно также изображалась «мёртвая голова» и была помещена надпись: «Смерть всiм, хто на пиришкодi добутья вiльностi трудовому люду». («Смерть всем, кто мешает получить свободу трудовому народу»).

Броневик отряда подавления январского восстания в Германии с эмблемой «Мёртвая голова». 1919

Использование символа во время революции в Германии

Вскоре после окончания Первой мировой войны, капитуляции Германии и начала вспыхнувшей там Ноябрьской революции 1918 года эмблема «мёртвой головы» была на форме бойцов добровольческих корпусов, мобилизованных республиканским правительством Фридриха Эберта, Филиппа Шейдемана и Густава Носке на борьбу с немецкими большевиками-спартаковцами.

Использование символа в Италии

В Италии неофициальная символика «мёртвой головы» была у ардити — элитного штурмового подразделения Королевской армии, которое появилось в Первую мировую войну. Причем, изображения символа отличалось от общепринятного. Скрещенные кости под черепом отсутствовали, а сам череп держал в зубах кинжал — основное оружие ардити в ближнем бою и их символ. Иногда череп украшал лавровый венок. Этот же символ перекочевал от ардити к сквадристам (предшественники чернорубашечников). Однако, к середине 20-х символ был практически вытеснен официальными ликторскими фасциями и забыт. Лишь в 1943 году воссоздавая 10-й флотию МАС при Национальной республиканской армии использовалась официальная символика в виде черепа, держащего в зубах розу.

Использование символа во время Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны знак использовали солдаты 1-й Казачьей Кавалерийской дивизии, позднее XV (XIV) Казачьего Кавалерийского Корпуса генерала Гельмута фон Паннвица и других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта, а позднее войска СС (например, 3-я танковая дивизия СС «Тотенкопф»). Так же данную эмблему использовали танкисты панцерваффе, независимо от того, входили они в состав войск СС или нет.

Честно скажем, наоборот, — в начале ее использовала 3-я танковая дивизия СС, а только потом уже все остальные, тем более восточные, соединения.

Череп на киле американского истребителя
Эмблема 3-й танковой дивизии СС

Современное использование символа

Мёртвая голова продолжает оставаться военной эмблемой и используется подразделениями ряда государств. Также череп с костями часто используется наёмниками в различных конфликтах. Этот символ также используют некоторые современные неонацистские организации. У мотогонщиков (байкеров) череп считается символом, приносящим победу, также символизирует защиту от смерти.[источник не указан 1736 дней] Является мировым символом Пиратской партии.

Мёртвая голова как символ опасности

Обозначение опасного материала в системе информации о вредных материалах на производстве
Этикетка с надписью «Яд!», применявшаяся в советских аптеках в 1930-х годах

Изображение человеческого черепа часто используется в качестве предупреждающего знака о смертельной опасности, например, о токсичных материалах на химическом производстве, высоком напряжении электрического тока, в фармацевтике и так далее.

Мёртвая голова в наборах символов

В кодировке Unicode код символа «череп и кости» — U+2620 (☠). Код в HTML — ☠.

Иллюстрации

  • Адамова голова на греческой монашеской схиме

  • Мёртвая голова на германском военном головном уборе. Прусский генерал-фельдмаршал Август фон Макензен.

  • На флаге, музей города Гуляйполе. «Смерть всем, кто мешает получить свободу трудовому народу».

  • 02.12.1918—21.06.1940, Нарукавная нашивка партизанского батальона Ю. Куперьянова, Эстония

  • с 1941, Флаг сербского националистического движения четников. За Короля и Отечество. Свобода или Смерть.

  • Мертвая голова распространённый символ фрайкора, позже перешёл к СС.

  • Шапочный знак «Мёртвая голова» танковых войск до 1945 г., с 1934 до 1945 г. первая версия «СС-Мёртвая голова».

  • Мёртвая голова на фуражке СС

  • Шапочный знак «СС-Мёртвая голова», вторая версия с 1934 до 1945 г.

  • Символика 10-й флотилии МАС

  • Самолёт американской эскадрильи VF-84

  • Предупреждающая табличка для токсичных материалов

  • Табличка, предупреждающая о минах

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Кости черепа человека: какое их строение и расположение, сколько костей в каждом отделе, структура с описанием в схемах

От особенностей строения головы зависит наша внешность. Черепная коробка человека — сложная система, состоящая из разных зон, выполняющая различные функции. Кости черепа дают основу лицу, скелету, начало пищеварительной и дыхательной системам. Далее подробно рассмотрим из каких костей и зон состоит человеческий череп.

Анатомия черепа человека

Череп человека состоит из 29 костей разной формы и размера, соединенных между собой швами. В качестве исключения выделяется нижняя челюсть.

Кстати, форма головы напрямую зависит от строения нижней челюсти.

Некоторые черепные кости полые, они соединены с носовой полостью. Благодаря такому строению черепная коробка не тяжелая, однако очень прочная.

Черепную коробку относят к опорно-двигательному аппарату и костной системе. В нем два больших отдела, которые отвечают за определенные участки — это лицевой и мозговой.

Ниже рассмотрим анатомию этих двух отделов черепа подробнее. А пока посмотрим рисунок со схемой, демонстрирующей атлас черепной коробки человека.

Описание строения костей мозгового отдела человеческого черепа

В состав мозгового отдела входят:

  • пара височных;
  • пара теменных;
  • лобная;
  • клиновидная;
  • решетчатая;
  • затылочная.

Верхняя мозговая часть черепа выполняет защитную функцию, поэтому кости здесь довольно массивные.

Клиновидная и решетчатая соединяют между собой мозговой и лицевой отделы.

Боковую и верхнюю зоны черепной коробки замыкает теменная парная кость, которая имеет вид неправильного четырехугольника с бугром по центру.

Лобная кость черепа непарная, она соединяется с передней теменной частью только швами.

Надбровные дуги расположены на двух лобных буграх, которые считаются частью чешуи — передней зоны.

Глазные ямки и носовая часть расположены на лобной кости. Она охватывает решетчатую вырезку, соединяется с носовыми ходами и одноименной пазухой.

Затылочная кость черепной коробки образует свод, который охватывает его сзади и снизу.

Большое затылочное отверстие имеет четыре границы. Они образуют канал, в который входят нервы, сосуды, спинной мозг.

Внутренний и наружный бугры образуются чешуей затылочной кости.

Основание и боковая часть формируются за счет височной области. В эт

eco-molodost.ru

Череп с костями Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Адамова голова.
У этого термина существуют и другие значения, см. Мёртвая голова.
Не следует путать с «Весёлым Роджером».
Знак Корниловского полка Американские военные позируют с трофейным флагом сандинистов (ок. 1933) Череп как символ превратности Фортуны. Мозаика. Помпеи Новоиерусалимский монастырь в Истре. Старый монастырский некрополь.

Ада́мова глава́ (Ада́мова голова́), Мёртвая голова́ (нем. Totenkopf) — символическое изображение человеческого черепа с двумя крест-накрест лежащими костями. Является как символом смерти, так и бесстрашия перед её лицом. Как правило, изображается белым или серебряным цветом на чёрном фоне.

Содержание

  • 1 Источники символизма
  • 2 Христианские корни
  • 3 История военного использования символа
  • 4 Использование символа в Русской Императорской армии
  • 5 Использование символа во время Первой мировой войны
  • 6 Использование символа во время Гражданской войны в России
  • 7 Использование символа во время революции в Германии
  • 8 Использование символа в Италии
  • 9 Использование символа во время Второй мировой войны
  • 10 Современное использование символа
  • 11 Мёртвая голова как символ опасности
  • 12 Мёртвая голова в наборах символов
  • 13 Иллюстрации
  • 14 См. также
  • 15 Примечания
  • 16 Ссылки

Источники символизма[ | ]

Человеческий череп служил знаком смерти и бренности бытия (см. Memento mori) с античных времён. Череп как самостоятельно, так и в составе сложных композиций является одним из распространённых художественных сюжетов.

Христианские корни[ | ]

ru-wiki.ru

Череп и кости — символика смерти-бессмертия

Череп и кости, как наиболее стойко противостоящая тлению, и в наименьшей степени поддающаяся разрушению органическая ткань, в большинстве древних культур издавна символизировали способность к телесному возрождению, жизненную энергию и силу духа, а не только устрашения, разрушения и смерти.

 

Череп с перекрещенными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, кровь Христа омыла по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле. Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста — зайдя в Лавру, мы видим его на православной монашеской схиме.
Череп, он же Адамова глава, он же Мёртвая голова, он же…

Элемент формы

На протяжении человеческой истории необычная эмблема «мёртвой головы» где только ни использовалась: з британских, французских, финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках, преимущественно в кавалерии, авиации, огнемётных, штурмовых и танковых частях, в частях особого назначения армии США и т.д.

8 германских государствах Пруссии и Брауншвейге издавна существовали кавалерийские и пехотные части с эмблемами в виде черепа и костей на головных уборах. С середины XVIII века символика смерти стала особенно популярной в армиях стран Западной Европы, Таким образом, была заложена основа формы позднейших русских, чешских, германских и прочих «ударных частей».

Впервые как элемент военной формы начала использоваться с середины XVlll века в ударных гусарских полках прусской армии Фридриха Великого («гусары с мертвой головой» — «Totenkopfhusaren»). Даже форма прусских гусар – чёрные чикчиры, доломан и ментик, чёрная шапка-мирлитон (Fluegelmuetze) с серебряными черепом и костями, символизировали мистическое единство войны и смерти на поле битвы.

Символика «смерти-бессмертия» появляется примерно в XVlll веке и в британской армии — в память о генерале Вольфе, убитом в войне с французами в Квебеке в 1759 году. В 1855 году, во время Крымской войны, после самоубийственной атаки британской легко-конной бригады, истреблённой огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных источниках «атакой в долине Смерти») в сражении под Балаклавой, эмблема «мёртвой головы» получила дополнительное звучание. Череп и кости были наложены на скрещенные уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью «OR GLORY» — то есть «(СМЕРТЬ) ИЛИ СЛАВА»; через некоторое время пики были с эмблемы удалены, но череп и кости остались.

Боровшийся против французских захватчиков вплоть до битвы при Ватерлоо в 1815 году «Чёрный легион» герцога Брауншвейгского имел в качестве эмблемы «Адамову голову», от которой и ведёт свое происхождение «особый» череп с костями «брауншвейгского типа». «Мёртвая голова» была эмблемой «гусаров смерти»; так называли французских эмигрантов-роялистов, боровшихся против революционного режима, в том числе в рядах русских войск.

«Чаю воскресения…»

В Русской Императорской армии символика «смерти-бессмертия» впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся «Бессмертным», На головных уборах чинов этой части крепился серебряный череп над скрещенными костями, который, как следует из самого названия полка, использовался не столько как символ смерти, а скорее как символ бессмертия.

Необычный герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Императором Николаем II в начале XX века для одного из регулярных полков русской кавалерии — 1-й эскадрон Его Величества 5-го гусарского Александрийского полка имел значок «весь чёрный с серебряной Адамовой головой (полковой эмблемой), с рамкой из серебряного гусарского галуна»; 2-й эскадрон — значок «весь чёрный, с серебряной Адамовой головой», без галуна.

«Череп и кости» украшали также тульи фуражек чинов 4-го гусарского Мариупольского полка и черный значок 17-го Донского («Баклановского») казачьего полка. Как пишет «Военная Энциклопедия» Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным благодаря своим подвигам на Кавказе, «…» с оказией» получил неизвестно от кого, и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок» (так называли малый флаг. — Авт.). На этом значке была вышита белая «Адамова голова» (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры; «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». «Этот мрачный значок наводил ужас на чеченцев, — продолжает биограф, — и Бакланов с ним не расставался до конца жизни».

На могиле героя в Петербурге на добровольные пожертвования был поставлен памятник, который изображал «скалу, на которую брошена бурка и папаха, из-под папахи выдвинут чёрный «Баклановский» значок».

Белое воинство

В Русской армии периода Первой мировой войны эмблема «Адамовой головы» использовалась в военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую планку, на которой черепами со скрещенными костями отмечать число уничтоженных самолетов: золотыми черепами — десятки, серебряными черепами — единицы. Многие из подобных проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме «мёртвой головы», наложенной на пропеллер самолета.
Этот символ использовался и в ударных частях Русской армии в период революции 1917 года; наибольшую известность получили «Корниловский ударный полк» и «Женская боевая команда (батальон), смерти» Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года — для их отличия летом 1917 года был даже учреждён особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте.

Во время Гражданской войны в Белой армии — кроме уже упомянутых корниловцев — было сформировано немало и других аналогичных частей: дроздовцы, марковцы, анненковцы, бойцы Западной Добровольческой Армии генерала князя Авалова (Бермондта), отряды атамана Булак-Балаховича, чины Железной бригады Чехословацкого Корпуса, ударники генерала Гайды и многие другие. В их символике непременно присутствовала «мёртвая голова» — как символ смерти и воскресения, причем та же самая идея нередко выражалась и чёрно-белой цветовой «схимнической» гаммой военной формы белогвардейских частей — на погонах, фуражках, папахах, жетонах и нарукавных щитках, наградах, знаменах, перстнях и нагрудных знаках. Для подчёркивания «крестоносно-монашеского» подвига русские белые воины нередко использовали в своей символике белый православный или мальтийский «кавалерский» («рыцарский») крест, а марковцы даже носили на поясе чёрные чётки-лествицы — нисколько не опасаясь соседства христианской символики с «черепом и костями».

Вражеское охвостье

И если «белая гвардия» сочетала в своей символике «череп и кости» с выражением готовности умереть ради спасения Родины — поэтому на украшенном «мёртвой головой» знамени «Царскосельского батальона смерти» так и было написано: «Лучше смерть, чем гибель Родины», а нередко — и с ликом Христа Спасителя, то на большевистских знаменах «мёртвая голова» всегда присутствовала в сочетании с непременными призывами уничтожить «мировую буржуазию», «врагов трудового народа», «контрреволюционеров», «прихвостней старого режима», «Красный террор» шёл под знаком черепа с костями. Сохранилась фотография демонстрации петроградских чекистов под лозунгом: «Смерть буржуазии и её прихвостням, да здравствует красный террор!». Описывая попытки одесского чекиста завербовать пленных офицеров на советскую службу, старшина Украинской Галицийской Армии Ярич-Запильский подчёркивал: «У него на отвороте тужурки золотой человеческий череп с двумя костями. Это — знак чрезвычайки».

И наконец, на знамени анархо-коммунистических «підрозділів» батьки Махно также изображалась «мёртвая голова» и была помещена надпись: «Смерть всім, хто на пиришкоді добутья вільності трудовому люду». (Орфография сохранена. — Авт.)

Ответственные за геноцид

После капитуляции Германии и вскоре после окончания Первой мировой войны эмблема «мёртвой головы» появилась на форме бойцов добровольческих корпусов («фрайкоров»), мобилизованных республиканским правительством Фридриха Эберта, Филиппа Шейдемана и Густава Носке на борьбу с немецкими большевиками-спартаковцами.

Во время Второй мировой войны знак использовали солдаты 1 -й Казачьей Кавалерийской дивизии и других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта, а позднее войска СС. Подразделения последних размещались в лагерях на территории Германии, таких, как Дахау и Бухенвальд, в оккупированной немцами Польше — лагерь Освенцим, Маутхаузен в Австрии, а также других многочисленных лагерях смерти.

Независимым подразделением СС со своим собственным штатом и командной структурой было SS-TV . Оно вместе с Главным управлением имперской безопасности и Главным административно-хозяйственным управлением СС и несёт ответственность за массовый геноцид узников лагерей.

Один из лидеров рейха, Гиммлер, учредил необычное наградное кольцо для СС, украшенное, сообразно легендарному кольцу Одина, рунами, дубовыми листьями и мёртвой головой, которое, не будучи государственной наградой, тем не менее высоко ценилось. Их выдавали до 1944 года, и за это время было вручено около 14500 экземпляров.

Зверский Эйке

Особо следует сказать о 3-ей танковой дивизии СС «Тотенкопф», прославившейся особыми зверствами в период Второй мировой войны…
Ферма на окраине французской деревни Ле-Парадиз была последним очагом сопротивления британцев во французской кампании 1940 года. После непродолжительного боя она была окружена немцами. Британцам поступил приказ — продержаться до темноты, однако боеприпасы у них закончились, и командир оборонявшихся норфолкцев майор Райдер приказал сотне выживших сдаться. Командир 14-й роты 3-ей танковой дивизии СС «Тотенкопф» Фриц Кнохляйн отвел пленников через дорогу к ближайшему сараю и двумя пулемётами расстрелял всех пленников. Оставшихся в живых он приказал добить штыками, а спустя час, убедившись, что все британцы мертвы, повёл рогу на соединение с полком. Тем не менее, двум британцам удалось выжить в этой бойне и впоследствии дать свидетельские показания на процессе над Кнохляйном, который по приговору британского военного суда был повешен в 1948 году.

Немецким же командованием Кнохляйну так и не было представлено никаких обвинений, случившееся даже не отразилось на его службе и карьерном росте. Потому что, по мнению командира его дивизии, Теодора Эйке, таким и должен был быть эсэсовец — бесстрашный и ненавидящий своего врага; именно так воспитывал Эйке в концентрационных лагерях.

За содеянное Эйке всего лишь объяснился перед Гиммлером и эпизод был забыт. Эйке отличился ещё в Польше, когда по приказу Гиммлера из трёх полков «Мёртвая голова» сформировал три айнзац-группы, которые вместе с частями СД занимались грабежами и убийствами местных жителей (в первую очередь, евреев).

Впоследствии, уже на Восточном фронте, Эйке, чья дивизия в составе корпуса в одиночку разбила три советские дивизии, за проявленную храбрость был представлен к Рыцарскому кресту. Однако в январе 1943 года «Тотенкопф» была переброшена для участия в сражении за Харьков, 26 февраля 1943 года самолёт Эйке Fieseler Fi 156 Storch, летевший в направлении села Артельное, был сбит пулемётным огнём. Все пассажиры погибли. Эйке был похоронен с воинскими почестями, а один из полков дивизии СС был назван в честь Эйке. 4 марта 1943 года в официальной газете НСДАП «Фёлькишер беобахтер» был опубликован некролог Эйке.

Наши наступали, Харьков был освобожден. Гиммлер велел временно перенести останки Эйке на Хегевальдское кладбище в Житомире, чтобы не дать попасть в руки Советской армии. И все же, когда 31 декабря 1943 года советские войска освободили Житомир, останки шефа «Мертвой головы» эсэсовцам забрать с собой не удалось, Точное местонахождение могилы не известно.

Заключение

Мёртвая голова продолжает оставаться военной эмблемой и используется подразделениями ряда государств. Также череп с костями часто используется наёмниками е различных конфликтах. Этот символ также используют некоторых современные неонацистские организации, а у мотогонщиков (байке ров) череп символизирует защиту от смерти.

Череп по-прежнему остается загадочным символом, пугающим и … притягивающим. Возможно, не зря один из украинских миллиардеров стал совладельцем самого дорогого в мире — бриллиантового, черепа ценой около 50 млн. фунтов стерлингов.

Автор: А.Зюнькин / «Интересная газета. Магия и мистика» №7

Источник 

potustorony.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *