Знак маски театра – Вы человек? — ClipartLogo.com
Что такое маска — 8 Мая 2015
Маска — это накладка на лицо с прорезями для глаз (и иногда для рта) или вид грима. Форма маски изображает «чужое лицо», поэтому в русском языке у слова «маска» есть старинный аналог — «личина».
Впервые театральные маски появились в древней Греции и Риме и использовались по двум причинам: выразительная, легко узнаваемая маска позволяла актёру изображать определённое лицо, а особая форма прорези рта существенно усиливала звук голоса, как рупор. Вспомним, как огромны были древние театры! Под открытым небом, перед лицом огромной толпы звук обычного голоса был бы не слышен. Да и мимика актёра была совсем не видна.
Иногда маски бывали сдвоенными или строенными. Такую маску актёры двигали во все стороны и быстро преображались в нужных героев.
Две древнегреческие маски, плачущая и смеющаяся, являются традиционным символом театрального искусства.
Одновременно с развитием театральных масок появляется театральный грим на Востоке. Изначально гримировались, раскрашивая лицо и тело, воины перед походом. А потом обычай перешел и на народные представления.
Со временем цвета грима стали играть символическую роль. В китайском театре, например, красный цвет обозначал радость, голубой — честность. В японском театре Кабуки актёр, изображающий героя, рисовал красные линии на белом фоне, а актёр, играющий злодея, изображал синие линии на белом. Белые лица свойственны властным злодеям.
В то же время в японском театре Но использовался не грим, а маска. Носить маски мог только главный (ведущий) актёр. Остальные актёры играли без париков и грима.
Актер в маске Иши-О-Йо (духа старого вишневого дерева)
С исторической точки зрения интересны также маски итальянского театра дель Арте (итальянской комедии городских площадей). Помните сказку, которую смотрел в театре Буратино? Арлекин, Пьеро, Мальвина — это герои, вышедшие как раз из итальянской комедии. Арлекин и Коломбина (сестра нашей Мальвины) изображаются, как правило, в клетчатых костюмах. А это были всего лишь заплатки, говорящие о бедности персонажей.
Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин.
Эти герои, а также маски, маскарады, карнавалы, были долгое время популярны в Европе. Они стали частью образа жизни, а в Венеции начал ежегодно проводится самый знаменитый из всех балов-маскарадов. Символом Венецианского карнавала является полумаска.
Литература:
Театральные маски. Википедия.
Грим в китайской опере.
Пахомова А.В. Японский театр. Введение.
Петраудзе С. Детям об искусстве. Театр. М.: Искусство-XXI век, 2014. (Купить в «Лабиринте»)
Школьников С.П. Маски в истории театра.
Задания
1. Развиваем мелкую моторику и творческую фантазию с помощью раскрасок.
1.1. Раскрась озорную Коломбину (Скачать в полном размере)
1.2. Раскрась венецианские маски (Скачать в полном размере)
2. Сделайте маску сами. Распечатайте шаблон, вырежьте его и украсьте. Прикрепите веревочку — маска готова. (Скачать в полном размере)
www.mir-teatra.org
Театральные маски Векторы, фото и PSD файлы
Категории
Векторы
Фотографии
Psd
Иконки
Лицензия
Бесплатно
Premium
Сортировать по
Популярное
Недавнее
Тип
Ресурсы
Коллекции
Отобразить настройки
Дата публикации
ЛюбойПоследние 30 днейПоследние 3 месяцаПоследний год
Люди
Исключить
Включить
Ориентация
Пейзаж
Портрет
Квадрат
Панорама
ru.freepik.com
Картинки про театральные маски (38 фото) ⭐ Забавник
Под театральными масками подразумеваются специальные накладки на лицо с дырками для глаз. Их одевали актеры Греции и Рима с античных времен. Цель масок сродни цели современных смайликов — передача публике определенной эмоции или характер исполняемой роли.
Белые театральные маски.
Маска шута.
Белая и черная театральные маски.
Белая и черная театральные маски.
Красивые маски для маскарада.
Театральные маски.
Грусть и радость.
Грусть и радость.
Желтые театральные маски.
Театральные маски с лентами.
Желтые театральные маски.
Желтые театральные маски.
Печаль и грусть — театральные маски.
Маска для шута.
Маски шахматной расцветки.
Белые маски лежат на красной ткани.
Красивые маски.
Маска шута.
Маска для маскарада.
Маски на красном фоне.
Черные маски.
Маски про эмоции человека.
Маски про эмоции человека.
Театральные маски.
Театральные маски на цепочке.
Маска герцогини.
Красная и синяя маска.
Маски.
Маска дедули.
Маска, украшенная голубыми камнями.
zabavnik.club
МАСКА ТЕАТРАЛЬНАЯ • Большая российская энциклопедия
В книжной версии
Том 19. Москва, 2011, стр. 271-272
Скопировать библиографическую ссылку:
Авторы: А. В. Шестакова
Маски античного театра: 1 – трагическая маска; 2 – маска гетеры; 3 – маска крестьянина.
МА́СКА ТЕАТРА́ЛЬНАЯ, специальная накладка, надеваемая на лицо или голову актёра. Предшественниками являются ритуальные маски. Применение масок в театре Древней Греции восходит к мистериальной практике дионисийских культов, где маска была непременным атрибутом иерофанта – верховного жреца, изображавшего божество. Гораций в «Науке поэзии» называет изобретателем М. т. Эсхила. Наряду с культовыми истоками использование маски в античном театре было обусловлено значит. размерами театрального здания: покрывавшая не только лицо, но и голову, она увеличивала рост актёра и укрупняла черты лица, придавая им типизиров. и гиперболизиров. выражение; для усиления голоса актёра маску оснащали металлич. резонаторами. В театре Древней Греции различали трагич. маски, выражавшие тревогу, ужас, страдание, скорбь и т. п., обладавшие удлинёнными пропорциями (нередко снабжённые онкосом – выступом надо лбом) и имевшие величавый вид, подобающий богам, царям и героям; комич. маски, изображавшие социально-бытовые типы (горожан, крестьян, купцов, рабов, гетер, параситов, стариков и старух, молодых людей и т. п.) или реальных историч. лиц (обладавшие портретным сходством маски древнеаттич. комедии) и имевшие карикатурный вид. Помимо этого существовали маски звериные и зооморфные, а также маски сатиров (см. Сатировская драма). Облик М. т. со временем трансформировался: застывшее, отрешённое от эмоций выражение архаической М. т. в классич. эпоху сменилось исступлённым выражением страсти, в эпоху эллинизма облагороженным и сублимированным сообразно новому эстетич. идеалу.
Актёры рим. театра, не имевшего непосредств. связи с религ. культом, долгое время обходились без масок. Первоначально М. т. применялись только в ателлане. Введение масок в широкий театральный обиход в рим. театре 1 в. связывают с именем комич. актёра Квинта Росция. Комические маски рим. театра отличает утрированная выразительность; трагические – особое «поющее» выражение. Маски актёров пантомима (сольного драматич. танца) отличались закрытым ртом. Римская М. т. имп. эпохи допускала элемент индивидуализации: так, по свидетельству Светония Транквилла, маски богов и героев, предназначенные для трагедий с участием охотно подвизавшегося на театре Нерона, обладали портретным сходством с императором и его окружением. Античные М. т. изготавливались из дерева или полотна, которое натягивали на каркас, покрывали гипсом и раскрашивали. По ходу действия актёр мог менять неск. масок в связи с переходом к изображению др. персонажа или изменением душевного состояния своего героя.
В ср.-век. представлениях применение М. т. носило спорадич. характер. Как правило, в масках выступали аллегорич. (напр., Фортуна) и отрицательные персонажи: так, в мистерии маска была атрибутом дьявола и его приспешников – чертей и бесов. В эпоху Возрождения маска стала популярным игровым элементом комедии положений (см. Комедия), в сюжетах которой большую роль играл мотив переодевания с целью не быть узнанным. Во 2-й пол. 16 – сер. 18 вв. М. т. переживала расцвет в рамках комедии дель арте, возникшей в среде венецианского карнавала, который наделил социально-бытовые типы нар. комедии инфернальными и гротесковыми чертами. В комедии дель арте за каждым персонажем была закреплена определённая маска, со временем ставшая обозначением самого персонажа; маски изготавливали из кожи. В 20 в. режиссёры нередко прибегали к маске комедии дель арте в качестве своего рода цитаты: В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, Н. Н. Евреинов, Д. Фо, Э. Де Филиппо, А. Мнушкина, Дж. Стрелер и др.
Маски японского театра но: 1 – маска девушки; 2 – маска мужчины. 18 в.
В япон. театре но объёмные, вырезанные из дерева маски изображают человеческое лицо, с присущей ему естеств. выразительностью, застывшее в типизиров. выражении осн. эмоции персонажа. Иск-во актёра заключается в сочетании неподвижной маски и сдержанной пластики с эмоц. напряжённостью и интенсивностью ритма игры. Таким образом достигается эффект вариабельности выражения лица (т. н. полувыражения), что позволяет актёру передавать тончайшие нюансы душевного состояния его персонажа. Как правило, в маске выступает только один, ведущий в данной сцене актёр, а также исполнители женских ролей; лица остальных участников действия, включая находящихся на сцене музыкантов, покрывает маскообразный грим. Маскообразный грим применяется также в Пекинской опере (см. Цзинцзюй), япон. театре кабуки, инд. театре катхакали и др. театральных традициях Востока. Представление о театре как о ряжении способствовало утверждению маски в качестве универсальной эмблемы сценич. иск-ва (атрибут Мельпомены в греч. мифологии).
bigenc.ru
Театральные маски. Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга]
Театральные маски
Если, фигурально выражаясь, архитектура — это музыка и поэзия в камне, декоративное убранство, развивая это сравнение, — игра воображения, сокровище интеллекта, умение мыслить и чувствовать ассоциативно, стало быть — это театр! А какой же театр без театральной маски?
Написал и подумал, что современный европейский театр, пожалуй, от театральных масок не ближе, чем свист на бересте от игры большого симфонического оркестра. В смысле, не то чтобы уж совсем обходится — все-таки на фасадах театров, на театральных билетах и программках маски присутствуют в качестве эмблемы, но из театрального атрибута, коим была маска в Древней Греции, она давно превратилась в общепринятый символ, знак театрального искусства. Скажем, как лира, под которую когда-то распевались стихи «Илиады» и «Одиссеи», и гусиное перо, коим еще совсем недавно скрипела вся пишущая братия.
Но в архитектурном убранстве театральная маска существует полноправно с прочими маскаронами античных богов.
Так почему же древнегреческая маска, оставаясь всем понятным символом, ушла с театральных подмостков? Театр с античных времен изменился настолько, что, попади мы на тогдашнее представление даже известной нам трагедии Эсхила, Софокла или Еврипида, без специальной подготовки поняли бы не более, чем в китайской опере.
Нынешний театр, в своей основе, при всех режиссерских изысках и любви сценографов к театральной условности, по выражению К. С. Станиславского — «реальная жизнь без четвертой стены». Античный же театр соотносился с бытовой реальностью весьма отдаленно.
Наб. р. Фонтанки, 3
Пл. Островского, 2В
Тогдашний театр был балетом, оперой и литературой в одном лице. Великие произведения классической древности декламировались-распевались актерами, стоящими на котурнах, задрапированных в покрывала — цветом, соответствующим их роли (царь — пурпур, идущий на смерть — в белом, желтая тога — злодей или предатель и т. п.), и в масках, прошедших долгий путь от древней ритуальной обрядности до театральных подмостков.
Театральная пл., 3
Театральная пл., 3
Изготовлялись они чаще всего из холста, форму которому придавали оттиски от предварительно сделанных гипсовых масок. Маски схематично трактовали лицо и изображали полюсные настроения — комическое и трагическое. Актерами были только мужчины. Они не имели права выходить к публике без маски. Женский персонаж отличался от мужского цветом маски: белый — женский, темные цвета — мужской. Настроению, характеру и состоянию здоровья соответствовали маски, окрашенные в разные цвета: раздражительности — багровый, хитрости — цвета рыжих оттенков, болезни — желтый. Разноцветные маски были хорошо видны с дальних рядов, что помогало зрителю различать персонажи. Комическая маска имела сходство с традиционной головой Силена. В ней до смешного утрировались черты лица: курносый нос с большими ноздрями, огромный открытый рот, оттопыренные уши, выпуклые глаза и большой лоб с резко выступающими надбровными дугами. На трагической маске закругленные края большого открытого рта были опущены вниз, что придавало ей соответствующее выражение. Театральные маски были обнаружены в Греции при раскопках Древней Спарты. Масками, наподобие этих, и сейчас украшены фасады театров, цирков и дворцов культуры Петербурга[125].
Кронверкский пр., 23
Театральная пл., 3
В пору моего обучения в Ленинградском театральном институте нашей преподавательницей истории искусства профессором Формаковской было сделано серьезное открытие: мало того что в масках имелось устройство — «рупор» для усиления голоса, маска «меняла выражение лица». То есть актер мог часть маски прикрыть покрывалом или, наоборот, обнажить ее во всей трагической или комической силе воздействия на зритетей. Кроме того, на протяжении представления актер менял маски, выражавшие разные чувства или разные, соответствующие развитию пьесы состояния. Так что с масками все весьма не просто, в том числе с театральными маскаронами.
Есть маски, в той или иной степени копирующие древние образцы, а есть такие, которые уж никак к древности не относятся и являются плодом воображения и творчества художника. Чем же они так привлекали архитекторов? Каждая маска — гротеск! То есть преувеличенное, утрированное изображение персонажа, что как нельзя лучше подходит к архитектурному образу здания или целого ансамбля.
Появились первые маскароны — театральные маски в архитектуре в эпоху барокко и классицизма как атрибут изваяний покровительниц театра муз Терпсихоры, Мельпомены и самого Аполлона-мусагета (музоводителя).
Театральные маски как часть декоративного убранства зданий полностью следовали стилевым изменениям, что и вся архитектура, поэтому маска времен барокко сильно разнится с маской того же содержания в стиле модерн.
С театральными масками на фасадах все же попроще, чем с маскаронами и статуями богов и героев, — за ними нет ни мифов, ни сказаний, а угадать, какая маска «в каком спектакле была занята» 2000 лет назад, — не просто сложно, но и невозможно. Да, я уверен, и сами-то ваятели, возносившие их на фасады зданий, этого не знали и это их нисколько не интересовало. А вот в две цели театральные маски попадают со снайперской точностью — усиливают эмоциональное восприятие всего архитектурного произведения и, уж конечно, служат апотропеями, не уступающими по силе горгонионам и горгулиям.
Гороховая ул., 4
* * *
Гороховая ул., 4, бывшее здание страхового общества «Саламандра» (1908- 1909 гг., арх. М. М. Перетяткович, Н. Н. Верёвкин).
Казанская ул., 13, доходный дом (1878–1880 гг., арх. В. М. Некора).
Каменноостровский пр., 14 (1934 г., арх. Д. Г. Фомичев).
Кронверкский пр., 23 (1911–1912 гг., арх. Е. Л. Морозов).
Невский пр., 7, здание Торгового дома Вевельберга.
Садовая ул., 21, бывшее здание Ассигнационного банка (1783–1788 гг., арх. Дж. Кваренги).
Театральная пл., 3, здание Консерватории (1891–1896 гг., арх. В. В. Николя).
Наб. р. Фонтанки, 3, цирк Чинизелли (1875–877 гг., арх. В. А. Кенель).
design.wikireading.ru
Театральные маски
Маска – это специальная накладка на лицо из какого-либо материала, надеваемая с целью не быть узнанным или для защиты. Происходит от французского слова «masquе», в русском языке слову «маска» соответствует слово «личина». Форма маски обычно повторяет человеческое лицо, в ней имеются прорези для глаз, иногда еще для рта и носа. Маска призвана изображать чужое лицо или представлять «безличность», «безымянность, скрывая часть лица или лицо полностью.
Маски начали использовать с древних времен в церемониальных, практических и эстетических целях. Их изготавливают из разнообразных материалов: папье-маше, дерева, гипса, металла, кожи, ткани, бумаги.
В мировой театральной традиции с древних времен маски играют важную роль и являются атрибутом театрального действия. Театральные маски появились из обрядовых. Особенное значение маскам уделялось в восточных культурах. Их использование в театральной среде сохранилось до настоящего времени, хотя маски и претерпели изменения формы и выразительных средств. Традиционная форма маски бывает в виде накладки на лицо, что было присуще древнегреческому театру, буддистскому мистериальному театру, итальянской комедии дель арте (прообраз современных клоунов) и другим. Форма маски в виде грима присуща японским театрам Кабуки и Но.
На европейской территории использование масок в театральном искусстве вначале широко было представлено только в древнегреческом и древнеримском театре. Общеизвестный символ театрального искусства – две маски, плачущая и смеющаяся, берет начало в театре древней Греции.
Греческие маски обычно имели широко открытый рот, в связи с чем они еще выполняли роль рупора, потому что помогали актерскому голосу достигнуть дальних трибун в амфитеатре. Их часто изготавливали из бронзы.
В средние века носить маску во время выступления полагалось по мистическим соображениям. Много представлений было из жития святых, поэтому, изображая богов, актеры должны были надевать серебряные или золотые маски.
Расцвет в использовании масок приходится на эпоху Возрождения. Огромное количество маскарадов, карнавалов, балов и других представлений, происходящих прямо на улице или в дворцовой обстановке формировало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла. Популярности маскам добавило искусство балета, где артисты часто использовали маски.
Театральная маска позволяет актеру сыграть обобщенный, не индивидуализированный образ или с ее помощью отобразить универсальную эмоцию. Эмблематика маски дает возможность распознавать различные группы персонажей. К примеру, в театре Древней Греции, смеющаяся и плачущая маски являются знаками комических и трагических персонажей.
В ХХ веке снова появляется интерес к театральным маскам. Это можно увидеть у В. Мейерхольда, Е. Вахтангова, Н. Евреинова, Дж. Стрелера и других. В это время в спектаклях стали активно использовать маски старинного театра и создавать новые, например, театральные опыты экспрессионистов, кубистов, дадаистов. Это было связано, прежде всего, с отказом от эстетики натуралистического театра.
В современном театре маска подчеркивает выразительность подвижного тела актера (контраст со статичностью маски), также это помогает актеру освободиться от всевозможных запретов (в том числе от социальных и сексуальных) и добиться сценического гротеска. В нынешней театральной практике нередко используется прием публичного «надевания» и «срывания» масок, что делает саму ситуацию «перевоплощения», «изменения», «трансформации» актера видимой для зрителя. Этим самым достигается отстранение исполнителя от персонажа, подчеркивается граница между игрой и жизнью. Также в наше время маски часто используют в кукольных театрах и цирковых представлениях.
Многие театры используют маски, сделанные профессионалами из Венеции, где уже несколько веком проходят театральные фестивали и карнавалы. Но театральные маски можно сделать и самому.
Как самому сделать театральную маску
portal-etud.ru