Значение ноты: Что такое ноты — определение и буквенное обозначение, ноты в музыке
Что такое ноты — определение и буквенное обозначение, ноты в музыке
Благодаря условному графическому знаку – ноте – определенные частоты получают не только свое выражение на письме, но и делают процесс создания музыкальной композиции понятным.
Определение
Ноты в музыке – это инструменты для моментальной фиксации на письме звуковой волны конкретной частоты. Такие предопределенные записи формируют целый ряд, из которых составляется музыка. Каждая нота имеет свое название и определенную частоту, диапазон которой составляет 20 Гц – 20 кГц.
Чтобы назвать конкретную частоту, принято использовать не конкретные цифры, поскольку это сложно, а наименование.
История
Идея упорядочить названия нот принадлежит музыканту и монаху из Флоренции Гвидо д’Ареццо. Благодаря его стараниям нотная грамота появилась в XI веке. Причиной стало затрудненное обучение певчих монастыря, от которых монах не мог добиться слаженного исполнения церковных произведений. Чтобы разучивать композиции было проще, Гвидо обозначал звуки специальными квадратиками, которые позже стали называть нотами.
Названия нот
Каждая музыкальная октава состоит из 7 нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Идея назвать первые шесть нот принадлежит Гвидо д’Ареццо. Они дошли до наших дней, практически не изменившись: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Монах взял по первому слогу с каждой строки гимна, который католики исполняли в честь Иоанна Крестителя. Гвидо сам создал это произведение, что называется «Ut queant laxis» («Чтобы в полный голос»).
UT QUEANT LAXIS – NATIVITÀ DI SAN GIOVANNI BATTISTA – B
Ut queant laxis resonare fibris
Mira gestorum famuli tuorum,
Solve polluti labiis reatum,
Sancte Joannes.
Nuntius celso veniens Olympo,
te patri magnum fore nasciturum,
nomen, et vitae seriem gerendae,
ordine promit.
Ille promissi dubius superni
perdidit promptae modulos loquelae;
sed reformasti genitus peremptae
organa vocis.
Ventris obstruso recubans cubili,
senseras Regem thalamo manentem:
hinc parens nati, meritis uterque,
abdita pandit.
Sit decus Patri, genitaeque Proli
et tibi, compar utriusque virtus,
Spiritus semper, Deus unus,
omni temporis aevo. Amen
Со временем название первой ноты изменилось с Ut на Do (по-латыни слово «Господь» звучит как «Dominus»). Появилась седьмая нота си – Si от словосочетания Sancte Iohannes.
Откуда это взялось?
Существует буквенное обозначение нот с помощью латинского музыкального алфавита:
- C;
- D;
- E;
- F;
- G;
- A;
- B.
Белые и черные
У клавишных музыкальных инструментов есть черные и белые клавиши. Белые клавиши соответствуют семи основным нотам – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Немного выше их находятся черные клавиши, сгруппированные по 2-3 единицы. Их названия повторяют имена белых клавиш, расположенных поблизости, но с добавлением двух слов:
- диез – это приставка к наименованию черной клавиши справа от белой;
- бемоль – дополнительное имя черной клавиши, которая находится слева от белой.
На две белые клавиши приходится одна черная, поэтому она называется двойным именем. Рассмотрим пример: между белыми до и ре находится черная клавиша. Она будет одновременно и до-диез и ре-бемоль.
Ответы на вопросы
1. Что такое ноты? | Нотами называется обозначение звуковой волны конкретной частоты. |
2. Какой диапазон частот у нот? | Он составляет 20 Гц – 20 кГц. |
3. Кто придумал ноты? | Флорентийский монах Гвидо д’Ареццо, который занимался музыкой и обучением певчих церковным песнопениям.![]() |
4. Что означают названия нот? | Наименования современных нот – это первые слоги каждой строчки гимна в честь святого Иоанна, придуманного Гвидо д’Ареццо. |
5. Когда появились ноты? | В XI веке. |
6. Есть ли разница между черными и белыми клавишами? | Да. Если белые клавиши обозначают тона, то черные – полутона. |
7. Как называются белые клавиши? | Они именуются как семь нот. |
8. Как называются черные клавиши? | Так же, как белые, но в зависимости от расположения относительно белых клавиш, они носят приставку «диез» или «бемоль». |
Интересные факты
История музыки накопила немало информации о развитии нотной грамоты, использовании нот, написании с их помощью музыкальных произведений. Ознакомимся с некоторыми из них:
- До изобретения Гвидо д’Ареццо нот музыканты пользовались невмами – специальными знаками, напоминающими точки и черточки, которые записывались на папирусе.
Черточки служили прототипом нот, а точки обозначали ударения. Невмы использовались вместе с каталогами, куда заносились пояснения. Эта система была очень неудобной, поэтому при разучивании песен церковные хористы запутывались.
- Самой низкой частотой, воспроизведенной человеческим голосом, является 0,189 Гц. Это нота соль на 8 октав ниже, чем у фортепиано. Обычный человек воспринимает звуки на минимальной частоте 16 Гц. Чтобы зафиксировать этот рекорд, пришлось использовать специальные приборы. Звук воспроизвел американец Тим Стормс.
- Клавесин – это инструмент, у которого на месте черных клавиш находятся белые.
- У первого клавишного инструмента, изобретенного в Греции, были только белые клавиши, а черные отсутствовали вовсе.
- Черные клавиши появились в XIII веке. Их устройство постепенно совершенствовалось, благодаря чему в западноевропейской музыке появилось множество аккордов и тональностей.
Вместо вывода
Ноты – основная составляющая любой музыки. Всего существует 7 нот, которые на клавишных инструментах распределяются на черные и белые.
Подробнее про ноты
Как читать ноты для пианино
На прошлом уроке нашего Самоучителя мы научились ориентироваться на фортепианной клавиатуре, познакомились с понятиями: интервал, тон, полутон, гармония, тональность, гамма.
Однако если вы собираетесь серьёзно заниматься игрой на фортепиано, то вам необходимо уметь читать ноты. Согласитесь, что если вы, к примеру, свободно разговариваете на иностранном языке, но не умеете читать или писать на нём, то ценность ваших знаний будет значительно более малой. Да, не буду вам врать — это не самые простые в освоении знания, и сначала вам придется тратить какое-то время, чтобы понять, какая нота на какой линии что обозначает, придётся осваивать местный аналог пунктуации: знаки пауз, длительности и тому подобное. Но, опять же, результат не заставит себя ждать.
В итоге вы сможете свободно разбираться в нотной грамоте и впоследствии, просто положив перед собой ноты, вы будете читать их, как книгу на русском языке, и так же спокойно будете мгновенно воспроизводить на инструменте музыкальные произведения любой сложности. А с фортепиано без них будет действительно сложно. У гитаристов есть палочка-выручалочка, так называемые табулатуры, где наглядно показывается, какой лад и на какой струне нужно зажать, чтобы воспроизвести тот или иной звук, но, если честно, это достаточно примитивная система, и профессиональные гитаристы, да и вообще любые музыканты пользуются нотами.
Посмотрите внимательно на картинку ниже, на ней показано все настолько наглядно, насколько это только возможно. Первое, что вы увидите, – клавиатуру пианино и надписи над ней.
Октава – это разделённый на равные части звукоряд, одна октава начинается с ноты До и заканчивается также нотой Си, следующая после Си нота До будет относиться уже к следующей октаве.
Ниже вы видите скрипичный ключ – пока вы в основном будете работать с ним. Иначе он зовётся ключом Соль – нота, изображенная рядом с ним, как раз, как не трудно догадаться, Соль, важный нюанс – это соль первой октавы. Это самый распространённый из всех видов ключей, используется для высоких нот, подходит также не для каждого инструмента. На пианино записанные в этом ключе ноты вы будете играть, в основном, правой рукой. Помимо пианино в этом ключе пишутся ноты для скрипки (откуда и название), для большинства духовых, для гитар и вообще для инструментов, воспроизводящих ноты с малой октавы и выше.
Второй используемый для фортепиано ключ – басовый,или ключ Фа (нота расположена рядом с ним). Он применяется реже, чем скрипичный, и на первых порах вы не будете его активно применять, однако впоследствии, с усложнением партий, вам придется играть басовые линии, которые будут располагаться ниже малой октавы (субконтроктава → контроктава → большая октава → малая октава).
Бас – низкий звук, поэтому ключ используется инструментами с низким по высоте звучанием, такими, как бас-гитара, контрабас, фагот.
Важно: отличия в данном случае не просто косметические – на нотном стане ноты в басовом ключе будут писаться и располагаться по-другому, придётся запоминать их отдельно, но коснёмся басового ключа мы позже.
Одна из важнейших особенностей нот заключается в том, что они изображают не только то, какая нота играется, но и то, какая у неё длительность. Все ноты, что вы видите выше, являются целыми, то есть они идут на протяжении всего такта.
Такт – отрезок в произведении между двумя тактовыми чертами, расставляемыми перед так называемыми сильными долями в музыке.
Так изображается тактовая черта в середине произведения:
А так изображается последняя тактовая черта, на котором произведение завершается:
Сильная доля – кульминационный момент в отдельно взятом такте, он выделяется тем, что нота более громко сыграна, самое главное в ней то, что музыкант её подчеркивает и слушатель, пусть даже неосознанно, поймет, где завершился отрывок. Вы ведь ловили себя на том, что во время прослушивания музыки непроизвольно отстукиваете ритм ногой, тихо похлопываете по столу ладонью, киваете в такт музыке головой. Каждый ваш кивок или удар ногой – это и есть доля в такте (если вы, конечно, не страдаете аритмией, а я в этом сомневаюсь).
Касаемо длительностей нот – их изображение будет гораздо проще запомнить, чем информацию, которую вы уже успели получить.
Продолжать можно при желании ещё очень долго. Сейчас вы имеете поверхностное представление о том, как выглядят ноты с разными длительностями, сейчас попробуйте вникнуть в самую суть…
Названия длительностей, как вы видите, являются самой большой подсказкой. Весь круг, нарисованный выше – это целая нота, она звучит на протяжении всего такта. Половинная нота, соответственно, в два раза меньше.
Половинная = ½ целой
Четвертые = ½ половинной = ¼ целой
Восьмая = ½ четверти = ¼ половинной = 1/8 целой
Соответственно в такте может поместиться ровно столько нот, сколько может поместиться в этом круге: в нём не может быть, к примеру, двух половинных и одной восьмой, не может быть пяти четвёртых. Сумма не может превышать единицы, то есть целой ноты. Все остальное будет уже ограничиваться только вашей фантазией:
Целая = Половинная + Восьмая + Восьмая + Восьмая + Восьмая
Целая = Четвёртая + Восьмая + Половинная + Восьмая…
Как я уже писал, длительности не будут ограничиваться восьмыми или шестнадцатыми. 32е, 64е, даже 128е и далее (хотя это уже, скорее, из области фантастики).
Думаю, что вы уловили смысл.…
Внутри каждого такта может располагаться определенное число ритмических долей.
Такты – это как вагоны поезда, в которые может поместиться только определенное количество пассажиров, например 4 взрослых или 8 детей (размер 4/4). То какое их количество может поместиться в такте указывает размер.
Итак, у нас остался один завершающий штрих – размер такта.
Ещё раз взгляните на схему выше. Если бы не было больше никаких факторов, влияющих на создание музыки, то мы жили бы в мире, где сильная доля всегда была бы одинаковой во всех песнях, в мире, где не было бы танцевальной музыки, и вообще ритмика бы очень сильно обеднела.
Цифры, которые записываются после ключа, обозначают, каков размер такта, то есть как часто и в какой позиции вы будете слышать сильную долю.
Верхняя цифра размера — означает сколько в такте долей, а нижняя — какие они по длительности.
Параметры нижней цифры:
- 1 – целая
- 2 – половинная
- 4 – четвертная
- 8 – восьмая
- 16 – шестнадцатая
- 32 – тридцать вторая и т.д.
4/4 – это наиболее часто встречающийся размер, он принят эталонным. Когда я говорил о длительностях нот, то речь шла именно о размере 4/4х. Эти цифры означают, что в такте 4 доли и по длительности они четвертные.
Но помимо него есть и другие, причем достаточно нестандартные. Но пока не буду сильно вас перегружать, на первое время (а оно будет достаточно долгим) вам хватит этих трёх:
Чтобы было проще понять, то вот, к примеру, как выглядит в диаграмме такт в 2/4:
Как видите, весь такт является ½ от 4/4 и, соответственно, он в 2 раза меньше целой ноты, т. е. максимальным размером в ней будет половинная:
2/4 = 1 половинная = 2 четвертых = 4 восьмых
Сильной долей будет считаться каждый 2-й удар.
В ¾ все будет чуть-чуть сложнее:
¾ = 1 половинная + 1 четвертая = 3 четвёртых = 6 восьмых
Между прочим, в этом размере играется вальс! Но это не более, чем к вопросу о танцевальной музыке. Те, кто занимались танцами, меня поймут, да и вообще многие, думаю, не раз слышали эту, уже ставшую стереотипной, фразу: «Раз, два, три! Раз, два, три!». Да-да, это и есть ¾.
Но такой счет можно встретить и в размере 3/8, и здесь мы будем считать не четвертными, а восьмыми. Потому что верхняя цифра говорит нам о том, что в такте 3 доли, а нижняя, что по длительности они не четвертные, а восьмые.
Партия не всегда должна заполнять такт целиком и полностью, иногда должны появляться и пустые места, паузы, если быть точным. Для их обозначения также существуют специальные знаки, которые, никуда не деться, но придётся запомнить. Запомните также, что если рядом с нотой стоит жирная точка, то это означает, что длительность продлена наполовину!
Надеюсь, вы еще помните первый урок, где я рассказывал, как играются гаммы.
Мы разбирали До мажор (C dur), Фа мажор (F dur), Соль мажор (G dur). Теперь, получив новые знания, давайте посмотрим, как будут выглядеть эти гаммы (обойдёмся только без До мажора – там и так всё очевидно).
Фа мажор (F dur)
Соль мажор (G dur)
Бемолями и диезами обозначены те ноты, которые вы будете играть на чёрных клавишах…. Впрочем, вы и так должны всё знать, вы ведь играли гаммы? Ведь играли же, правда? Учтите, я в вас верю!
Давайте подведём итог и посмотрим, что вы смогли усвоить:
Это простейшая песенка из детского сада: «Каравай-каравай, кого хочешь, выбирай!».
Включим дедукцию:
- В самом начале песни всегда ставится ключ, в данном случае, это — скрипичный ключ.
- После ключа стоят 2 диеза. Знаки альтерации показывают, в какой тональности играется произведение. В данном случае диезы на нотоносце стоят на линейках До второй октавы и Фа второй октавы. Из этого делаем вывод, что песня играется в тональности Ре мажор (вам простительно пока этого не знать, эту гамму на уроках я пока не затрагивал).
- 2/4 – вы видите размер такта, на который вы должны ориентироваться и не превышать его пределов. Каждая сильная доля – вторая.
- Значок четвертной паузы – первая четверть песни должна пройти без сопровождения фортепиано.
- Две восьмые ноты Ре первой октавы.
- Тактовая черта.
- Начало следующего такта: 2 «восьмушки» ноты Соль первой октавы, 2 восьмые Си первой октавы.
Если ваши мысли совпали с вышеописанным, то спешу вас поздравить, вы двигаетесь в верном направлении. Если же у вас не все сразу получилось, то не расстраивайтесь – этот материал достаточно сложен для освоения с нуля…. Но, как говорится, главный способ чему-то научиться – это практика. Для начала играйте по нотам простые песни, и, что важно, старайтесь пропевать читаемые вами ноты. Желательно при этом, чтобы рядом с вами был человек со знаниями и хорошим слухом, ибо если вы будете «лажать», то это будет только вам во вред. Если вы уверены в собственном слухе, то тогда дерзайте… В крайнем случае вы можете ориентироваться на ваше пианино — оно не даст вам соврать голосом.
Постепенно, если вы будете петь и играть даже те же самые гаммы, ваш профессиональный уровень поднимется на куда более высокий уровень, и вы будете читать ноты гораздо увереннее. Вы ведь помните, что самое главное в здании – это фундамент. Насколько крепко вы его заложите, настолько вам будет проще жить в будущем. А пока… Терпения вам, друзья мои, терпения!
Сегодня в качестве бонуса предлагаю вам потренироваться на определение нот с помощью вот этой обучающей программы на знание нот.
Наш следующий, третий урок, будет посвящен гаммам, интервалам и другим понятиям, о которых будущему пианисту необходимо знать.
Значения нот в нотах с примерами
Теперь, когда мы изучили представление нот в нотах, пришло время изучить значения нот. Как мы можем узнать время/длительность каждой ноты или аккорда в нотах? Изучив значения обратите внимание на ! См. их ниже:
Стоимость банкнот
Хорошо, но какова продолжительность каждой из этих цифр на практике? Мы увидим это сейчас. Прежде всего, знайте, что мы только что показали цифры по порядку, используя следующую логику: каждая показанная цифра длится половину времени предыдущей цифры . Другими словами, половинная нота длится половину времени целой ноты. Четвертная нота длится половину времени половинной ноты и так далее.
Приведем пример: если бы мы присвоили этим цифрам какое-либо значение, скажем, например, что значение четвертной ноты равно 1, мы бы получили следующее:
Мы выбрали значение 1 для четвертной ноты здесь просто для справки. Теперь давайте сделаем это более практичным, перенеся его в реальную жизнь. Допустим, стоимость четвертной ноты составляет 1 доллар США. Это будет означать, что:
- Восьмая банкнота стоит 0,50 доллара США
- Половинная банкнота стоит 2 доллара США
- Шестнадцатая банкнота стоит 0,25 доллара США
и т. д.
Этот пример был важен для представления идеи о том, что четвертная нота может содержать 2 восьмых, 4 шестнадцатых или 8 тридцать вторых и т. д. Пожалуйста, обратите внимание ниже:
Примечание: обратите внимание, что цифры быстрее чем четвертная нота кажется связанной, образуя блоки, соответствующие одной четвертной ноте. Например, две восьмые, одна рядом с другой,
связаны следующим образом:
На этой диаграмме легко увидеть, как фигуры вписываются друг в друга. Обратите внимание, что 32 тридцатисекундных ноты могут поместиться в ноте Whole. Следовательно, если 32-я нота соответствует 1 секунде, целая нота будет соответствовать 32 секундам.
Отлично, этот пример служит для обучения, но откуда мы знаем реальное время (в секундах), которое представляет каждая цифра? Как узнать, например, стоит ли Тридцатисекундная нота 1 секунды? Есть ли какое-то определение на этот счет?
Да, есть. Очевидно, что нам нужна ссылка на время, чтобы эти цифры имели смысл . Эта ссылка будет предоставлена самой песней.
Допустим, вы скачали ноты из Интернета. Где-то на нотах будет указана длина той или иной цифры (обычно сообщается значение четвертной ноты) и длительность остальных цифр, которые вы узнаете путем вывода.
Эта длина дается в ударах в минуту (ударов в минуту), то есть, если написано:
= 120
это означает, что четверть соответствует 120 ударам в минуту.
Сказать «120 ударов в минуту» означает сказать, что длина каждого удара или ноты такова, что 120 из них могут уместиться в минуту. Поскольку в одной минуте 60 секунд, это то же самое, что сказать «2 удара в секунду». Идя дальше, мы можем сделать вывод, что доля/нота в данном случае длится полсекунды.
Хорошо, но почему бы нам не сказать, что четвертная нота стоит полсекунды, вместо того, чтобы сказать, что она стоит «120 ударов в минуту»? Это потому что 9Метрономы 0003 работают со скоростью ударов в минуту. Лучший способ сыграть песню с нот — это иметь рядом с собой метроном, где вы можете установить длину ударов.
В примере, который мы только что привели, вы должны установить метроном на 120 ударов в минуту и использовать это время (прослушивание метронома) для каждой четвертной ноты песни на нотах. То есть, пока играет метроном, интервал между одной долей и другой на метрономе представляет длину четвертной ноты (это длина, которую должна звучать нота). Если бы какие-либо ноты появлялись с цифрой восьмой, вы бы оставили эту ноту звучащей вдвое дольше четвертной.
Советы по практике с метрономом
Поэтому важно тренировать (с метрономом) следующее: Установите медленный темп, например, 30 ударов в минуту (в данном случае удар длится две секунды). Начните играть по одной ноте за раз, то есть играйте на своем инструменте, хлопайте в ладоши, щелкайте пальцами, постукивайте ногой, делайте все, что вам удобно, каждый раз, когда метроном отыгрывает такт.
Затем играйте по две ноты за раз, то есть хлопайте каждый раз, когда играет метроном, а также хлопайте в промежутке между одной и другой долей метронома. Так вы удвоите скорость хлопков. Затем сделайте то же самое, играя по 4 ноты за раз (хлопайте 4 раза каждый раз, когда метроном играет один раз через равные промежутки времени). Повторите это упражнение для других движений (40 ударов в минуту, 50 ударов в минуту и т. д.) и отработайте другие фигуры. Это отличное упражнение.
Немного потренировавшись, вы будете готовы автоматически определять длину определенной цифры при чтении нот. Ниже мы дадим вам другие советы по упражнениям, но перед этим давайте узнаем немного больше о символах в нотах.
Как связать цифры вместе
Мы уже видели, что цифры быстрее, чем четвертные ноты (такие как восьмые, шестнадцатые и т. д.), появляются соединенными в блоки, когда в последовательности есть две или более таких цифр. Однако часто появляются разные цифры в разной среди них последовательности, например: 2 шестнадцатых ноты и 1 восьмая нота. В этом случае мы знаем, что целый блок (эквивалентный четвертной ноте) будет состоять из 4 шестнадцатых или 2 восьмых нот. Обратите внимание:
4 шестнадцатых:
2 восьмых:
Но поскольку 2 шестнадцатых равны 1 восьмому, блок может быть также образован двумя шестнадцатыми + 1 восьмым. И как будет выглядеть представление этого блока? Обратите внимание:
Обратите внимание, что две шестнадцатые ноты соединены с восьмой, образуя блок из 3 нот, который эквивалентен четвертной ноте.
Хорошо, а теперь давайте навести беспорядок в этом блоке. Представьте, что у нас по-прежнему 2 шестнадцатых и 1 восьмая, но теперь шестнадцатые не стоят рядом друг с другом. Допустим, порядок: шестнадцатое примечание – восьмое примечание – шестнадцатое примечание вместо шестнадцатое примечание – шестнадцатое примечание – восьмое примечание . В этом случае представление будет выглядеть следующим образом:
Обратите внимание, что первая нота соединена со второй нотой половиной символа шестнадцатой ноты и половиной символа восьмой ноты:
Это означает, что первая нота должна играться как шестнадцатая нота, а вторая как восьмая нота. Идея та же самая для последней ноты, которая должна быть сыграна как шестнадцатая нота:
Отлично, вот как мы представляем смешанные блоки (с разными цифрами). Теперь, когда мы знаем значения нот, длину каждого из них и представления различных комбинаций этих нот, пришло время узнать, что такое такт.
Перейти к: Музыкальные такты и тактовый размер
Вернуться к: Справочник по нотам
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
длительность ноты (музыка) относительная продолжительность музыкальной ноты
63″>денежная оценка имущество, имеющее материальную ценность
Местный падуб, низкий раскидистый вечнозеленый кустарник из южной Австралии с треугольной или несколько сердцевидной листвой и оранжево-желтыми цветками, за которыми следуют плоские крылатые стручки
нейтрофил главный фагоцитарный лейкоцит
наступление ночи время суток сразу после захода солнца
примечание к оплате вексель, обещающий выплатить определенную сумму денег в определенное время
82″>модальное значение наиболее часто встречающееся значение случайной величины
обесценивание ниже стоимости или качества
по необходимости существенным образом
значение времени (музыка) относительная продолжительность музыкальной ноты
заметный способный быть обнаруженным
примечательный, достойный внимания или интереса
нейтрофил главный фагоцитарный лейкоцит
заниженное значение присвоить слишком низкое значение
необходимый необходимый для помощи или снабжения