Menu
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Разное Воин на лошади – Боевые кони. Как использовали лошадей во время войны

Воин на лошади – Боевые кони. Как использовали лошадей во время войны

Боевые кони. Как использовали лошадей во время войны

Лошадь издавна служила людям на войне и на охоте. А как только было придумано колесо, появились и первые колесницы. Произошло это примерно в XXVI веке до нашей эры. С изобретением лёгких колёс со спицами колесницы, ставшие более стремительными, начали завоёвывать мир, но только тысячу лет спустя люди хорошо освоили верховую езду. Прошло ещё много веков, прежде чем кавалеристы вытеснили колесницы, ведь первые всадники ездили без сёдел и без стремян, а лошадей тогда не подковывали металлом, поэтому в древности скакать верхом было неудобно. Но боевые кони сопровождали людей на протяжении всей истории.

Всадники древнего мира

И в Древнем Риме, и в Персии воины ездили верхом. Но римляне, хотя и покрывали спину лошади попоной, ещё не знали сёдел, а у персов они уже были. Седло делает удобной верховую езду как для всадника, так и для лошади. Поэтому персы были лучшими кавалеристами, римляне же перед боем спешивались. И хотя пехота римлян была очень сильна, восточные всадники, «выросшие» в седле, представляли для них грозную силу. Однако Древний мир ещё не знал стремян и современных подков.

В Древнем мире стремян не было, и всаднику просто не на что было опереться во время боя. Позднее появились кожаные стремена, а затем и железные. В 580 году император Марк Тиберий издал военный устав, где говорилось о том, что необходимо использовать именно железные стремена.

Гонки на колесницах

В древности лошади, запряжённые в колесницы, принимали участие в различных сражениях. Такие повозки могли перевозить одного или нескольких человек. Возница управлял экипажем, а другие воины стреляли из лука или действовали мечами. Кроме того, лошади, запряжённые в колесницы, участвовали в гонках и других спортивных соревнованиях.

Степные всадники

Жизнь степных народов неотделима от лошади. С помощью этих животных кочевники прошли от границ Китая до Западной Европы — это движение позже стали называть Великим переселением народов. Седло и стремена тоже пришли на Запад из степей. А не будь этих изобретений, вряд ли появились бы и рыцари — эти «броневые машины» Средневековья, которых сложно представить без их верных коней.

В Монголии говорят: «Монгол без коня, что птица без крыльев». Мальчиков здесь сажают на лошадь уже в три года — ведь монгольские лошадки небольшие: высотой примерно 120—147 сантиметров, как крупные пони. Конные состязания очень популярны в этой стране, где лошадей насчитывается несколько миллионов.

Монгольская лошадь — выносливое животное, способное добывать корм из-под снега, не боящееся ни морозов, ни жары, и при этом очень сообразительное. Она сама выбирает правильный аллюр на определённой дороге, поэтому неопытный всадник, даже ребёнок, способен проехать в седле на полном скаку достаточно длинное расстояние (более 30 километров), особенно если учесть, что сёдла в Монголии очень удобные, высокие, с деревянным каркасом. Так что всадник может ей смело довериться.

Рыцари и их верные кони

Тяжеловооружённые всадники в металлических доспехах на лошадях, также защищённых доспехами, существовали ещё в Древнем мире. Но только с появлением железных стремян и подков с гвоздями, и когда обработка металла стала более совершенной, настала эпоха рыцарей. И стремена, и сёдла в Европу принесли конные варвары, сокрушившие Римскую империю. А несколько столетий спустя по дорогам Европы уже поскакали всадники в блестящих доспехах.

Металлические доспехи для лошадей разрабатывались одновременно с рыцарскими. Так, шанфрон закрывал голову животного, а кринет защищал шею. Но полностью защитить лошадь доспехами всё же было невозможно. И часто кони были одеты в обычную попону из ткани, на которой вышивали герб хозяина.

Рыцари в сражениях и на турнирах выступали на скакунах породы дестриэ. Вес этой лошади, которая несла на себе закованного в 40-килограммовые доспехи всадника, доходил до 1 тонны, а рост до 2 метров. Всадник на таком боевом коне мог опрокинуть 10 пехотинцев, стоящих друг за другом. Но эта тяжёлая «боевая машина» не могла совершать прыжки, форсировать реки, двигаться по болоту, да и к тому же часто страдала от метких лучников или пехотинцев, вооружённых алебардами. И всё же прошли века, прежде чем рыцари покинули поле боя, уступив место лёгким кавалеристам и огнестрельному оружию.

Джигитовка — искусство для смельчаков

В русской армии заслуженной славой пользовалась казачья конница. Конный воин должен быть очень ловким: суметь поднять упавшее оружие на скаку, перепрыгнуть с одной лошади на другую, ехать, стоя на скачущем коне, и другое. Так появилось искусство джигитовки (от тюркского «джигит» — «храбрый, умелый всадник»). У казаков джигитовка была обязательной. О её необходимости говорилось и в воинском уставе. Сегодня же джигитовка остаётся отдельным видом конного спорта и искусством для смелых.

Судьба кавалерии

Королевский конно-гвардейский полк. Англия

Появление огнестрельного оружия и сильной пехоты заставило рыцарей на скакунах дестриэ уйти с поля боя. Им на смену пришла тяжёлая и лёгкая кавалерия, которая действовала и в XIX, и в XX веке, хотя к этому времени разница между данными видами давно стёрлась. В Гражданскую войну 1918—1920 годов в России прославилась 1-я Конная армия под командованием С. М. Будённого. Но в 50-е годы прошлого столетия лошадей в армии заменили боевые машины.

Кавалерист почётного эскорта Президентского полка. В Советской армии в 1962 году для участия в киносъёмках был сформирован 11-й Отдельный кавалерийский полк. В 2002 году на его базе был образован Кавалерийский почётный эскорт в составе Президентского полка.
Реконструкция Бородинского сражения между русской и французской армиями в 1812 году, организованная во время его 200-летнего юбилея 1 сентября 2012 года. Бородино, Московская область, Россия.

web-zoopark.ru

Лошади на фронте и их клички

В качестве вводной, статья из интернета.

Все-таки, несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, кони играли в ней немаловажную роль. И в Советской Армии, и в вермахте лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Именно упряжки в шесть лошадей всю войну без всяких жалоб и капризов тянули орудия, меняя огневые позиции батареи.

Так и встают перед глазами кадры фронтовой кинохроники: красноармейцы из всех сил выталкивают застрявшую телегу со снарядами, запряжённую лошадьми. Причина такого широкого использования лошадей весьма проста — по бездорожью (особенно весной и осенью), там, где застревали любые автомобили, могли пройти только эти выносливые животные.

Особенно любили артиллеристы лошадей-тяжеловозов — эти без проблем буксировали даже огромные гаубицы! И здесь особенно отличались владимирские тяжеловозы — гордость отечественного коневодства. Примечательно, что когда во время Великой Отечественной войны наши артиллеристы, использовали трофейных упряжных лошадей, то постоянно удивлялись: вроде здоровые кони, а через несколько дней работы почему-то падают.

Неужели это и есть хваленое немецкое качество? А ларчик на самом деле открывался просто: немецкая лошадь привыкла к тому, чтобы ее регулярно и сытно кормили, а владимирец пол-Европы пройдет, питаясь соломой с крыш.

Однако не только пушки и снаряды были заботой лошадей. Без коня солдата не накормишь — ведь обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Кстати, именно для этих (и некоторых других целей) даже в стрелковом полку по штату полагалось иметь триста пятьдесят лошадей. Невозможно представить себе командиров батальонов и полков без их верных четвероногих помощников. Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу. А сколько раненых обязано своей жизнью этим скромным труженикам войны! Ведь большинство лазаретов и медсанбатов также были "на конной тяге". Нередко бывало и то, что пехота выезжала на позиции не на грузовиках, а на конных подводах. Ну, а перемещения и рейды партизанских отрядов без подобного вида транспорта вообще невозможно представить.

Да и кавалерию, как оказалось, рановато было отправлять в архив. Лошади оказались незаменимы для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий. А все потому, что хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника — и сделает это незаметно.

Только один конный корпус советского генерала Льва Михайловича Доватора во время битвы за Москву сковывал тылы целой армии. И противник не мог ничего поделать с отважными и неуловимыми кавалеристами. Вот что писал в своей докладной записке начальник Генерального Штаба войск вермахта генерал Гальдер: "Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск".

Но иногда советские кавалеристы участвовали и в открытом противостоянии. Так, например, в конце войны кавалерийская дивизия генерала Блинова спасла 50 тысяч военнопленных, заперла дорогу на Дрезден. А 7-й гвардейский конный корпус отличился тем, что взял города Ратенов и Бранденбург. 3-й гвардейский корпус взял Рейнбург и встретил на Эльбе союзников. Так что и здесь кавалерия доказала свою эффективность.

Какие же породы лошадей преобладали в кавалерии во время Великой Отечественной войны? Самые разные. Любая кавалерийская часть располагала в первую очередь породами лошадей, которые были популярны в местах формирования подразделения. Донские казаки отдавали предпочтение донской породе. Лихие джигиты с Кавказа больше всего ценили кабардинских лошадей.

Гордые наездники из Средней Азии обычно восседали на ахалтекинцах. Сибиряки не могли нарадоваться на кузнецкую породу. Но бывало и так, что конные части приходило пополнение из метисов и полукровок. И, надобно заметить, в большинстве случаев они также честно несли службу, как и их "чистопородные" собратья.

Следует заметить, что у противника в начале войны лошадей было меньше, хотя кавалерийские части были и в Вермахте. Однако, попав из Западной Европы на российское бездорожье, немцы быстро осознали преимущества "четвероногой" тяги, и количество лошадей в немецкой армии сильно возросло, в основном за счет оккупированных территорий.

Сохранилось множество свидетельств, что немецкие кавалеристы и ездовые очень тепло и уважительно отзывались об отечественных породах лошадей. Так что наши кони могут гордиться — их и противник уважал (а такое случается не часто).

Сколько же лошадей "проходили службу" в рядах Советской Армии в годы войны? Сложно сказать. По официальным данным штатная численность лошадей в войсках составляла 1,9 миллиона голов. Однако немало из них в "списках не значились".

Кого-то просто не успевали записать на довольствие, ведь жизнь лошади на войне не была особенно долгой. Она, например, не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов. Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений было потеряно более миллиона лошадей. Впрочем, потери среди конского состава были бы несравненно больше, если бы не четко организованная ветеринарная служба, действовавшая на фронте. Подавляющее большинство раненых и заболевших лошадей после лечения возвращались в строй.

Четкость работы ветеринарной службы в годы войны вызывала искреннее восхищение. Раненных лошадей никогда не бросали, а собирали после каждого боя и отправляли в специальные ветеринарные лазареты. Для доставки самых тяжелых раненых и больных во фронтовой тыл использовался автотранспорт, имевшийся в специальных эвакуационных лазаретах. В армейских и фронтовых лазаретах были хирургическое, терапевтическое и инфекционное отделения, которые возглавлялись квалифицированными специалистами. Тяжело раненным лошадям здесь делали операции, а потом много месяцев лечили их и выхаживали до полного выздоровления. Так что раненные лошади были окружены такой же заботой и вниманием, что и бойцы.

Кого-то просто не успевали записать на довольствие, ведь жизнь лошади на войне не была особенно долгой. Она, например, не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов. Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений было потеряно более миллиона лошадей. Впрочем, потери среди конского состава были бы несравненно больше, если бы не четко организованная ветеринарная служба, действовавшая на фронте. Подавляющее большинство раненых и заболевших лошадей после лечения возвращались в строй.


Четкость работы ветеринарной службы в годы войны вызывала искреннее восхищение. Раненных лошадей никогда не бросали, а собирали после каждого боя и отправляли в специальные ветеринарные лазареты. Для доставки самых тяжелых раненых и больных во фронтовой тыл использовался автотранспорт, имевшийся в специальных эвакуационных лазаретах. В армейских и фронтовых лазаретах были хирургическое, терапевтическое и инфекционное отделения, которые возглавлялись квалифицированными специалистами. Тяжело раненным лошадям здесь делали операции, а потом много месяцев лечили их и выхаживали до полного выздоровления. Так что раненные лошади были окружены такой же заботой и вниманием, что и бойцы.
И все-таки очень много лошадей пало на полях сражений. Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений было потеряно более миллиона лошадей. И в отличие от людей, имена этих скромных тружеников фронта практически никому не известны. Погибших лошадей не награждали орденами, не присваивали геройских званий… Выживших, впрочем, тоже.

Однако видимо пришло время воздать должное подвигу этих животных. Я надеюсь, что в скором времени на Поклонной горе по инициативе одного из депутатов будет установлен памятник лошадям-участникам Великой Отечественной войны. Бесспорно, они это заслужили по праву. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.

А вот и имена этих скромных тружеников фронта!

Вроде бы больше было, но пока это нашлось. Сапрон подкинет еще имен.
Если у кого есть такие бирки, прошу поделитесь с

 

smolbattle.ru

Боевые кони — Циклопедия

Боевые кони (также боевые лошади) — романтизированый термин, обозначающий конский состав вооруженных сил.

Вплоть до Второй мировой войны мощь армий определялась не только людским, но и конским составом. Большая часть германской артиллерии перевозилась на гужевой тяге, а в Советской красной армии действовали крупные подразделения кавалерии. Но, если в XX веке лошади на войне сохраняли за собой, как правило, лишь транспортные функции, то в предшествующие эпохи их роль перевозками отнюдь не ограничивалась.

Богатырский конь, наравне с мечом-кладенцом, выступал в качестве вооружения, а не только средства передвижения витязя

[править] Появление кавалерии

Древнейшим способом применения лошадей на войне стали колесницы. Считается, что изобретены они были за 2300 лет до нашей эры в Месопотамии. Там же появилась и первая конница. В X веке до н. э. ассирийцы придумали использовать для разведки и преследования врага воинов, посажёных непосредственно на спины лошадей.

В VIII веке этим способом передвижения овладели племена Северного Причерноморья — киммерийцы и скифы.

Сами ассирийцы держались в седле скверно. Для стрельбы они останавливались, а для рукопашного боя спешивались. Скифы же могли стрелять с коня и в движении. Но и их, по современным меркам, едва ли можно признать мастерами верховой езды . До изобретения стремени всадник вынужден был крепко охватывать бока лошади ногами. Посадка получалась очень плотной — на седалище всадника передавались все колебания, которые претерпевала лошадиная спина в движении. Быстрая езда и взятие барьеров оставались для наездников античности недоступными удовольствиями. В древности популярным видом спорта были гонки колесниц, а не всадников. В коляске в то время можно было ездить быстрее, чем верхом.

Искусство верховой езды распространилось по планете не за один день. Греки сели на лошадей в VI веке до н. э. До Китая эта наука добралась только во II веке до н. э. Во время походов Цезаря галлы юга Франции были лучшими наездниками Европы. В начале нашей эры, в период Иудейской войны, у иудеев конницы не имелось.

[править] Кавалерия античности

Мы (пешие воины) гораздо сильнее каждого всадника, который обязан держаться на хребте лошади в совершенном равновесии. Мы, упираясь твёрдою ногою, поражаем сильнее, и вернее попадаем в цель. У всадника против нас выгода одна: скорее спастись бегством.
Ксенофонт, военный теоретик IV века до н. э.

Скифский всадник располагал коротким луком и сотней стрел с костяными или бронзовыми наконечниками, коротким копьём и кинжалом — акинаком. Защитой ему служили кожаный панцирь и лёгкий щит — тоже кожаный. Противника скифы стремились расстреливать из луков с дистанции 30-40 метров. Кони им требовались для того, чтобы не подпускать врага близко.

Греческие катафракты использовали лошадей более эффективно. «Катафракт» буквально значит «закрытый». Закрытый доспехами всадник мог догнать легковооружённых лучников и пращников, легко убегавших от пеших гоплитов. Мог, правда, и не догнать. Ездили греки ещё не так быстро, как умели бегать. Но прогресс был налицо — лошади стали применяться греками для того, чтобы тяжеловооружённые воины могли оказаться в нужное время в нужном месте. Греческий всадник оказывался слабее пешего. Лошадь помогала катафракту приблизиться к врагу, но сражаться только мешала. Значение кавалерии у греков оставалось ничтожным. Но у македонцев конница стала играть на поле боя не меньшую роль, чем пехота. Македонскому всаднику лошадь уже не мешала. Что и понятно, так как именно лошадью он и дрался — давил ею врагов. Тяжёлая кавалерия Македонии стала атаковать наездом.

Македонцы сумели научить своих коней таранить и опрокидывать вражеских лошадей. Без колебаний врезались македонские лошади и в толпы лёгкой пехоты. Только фаланга ещё не подвергалась лобовым атакам, гетайры лишь стремились вломиться в разрыв фаланги, а там уж «расталкивали варваров конями и поражали их копьями в лицо».

Революционный метод ведения боя обеспечивал гетайрам огромный перевес. Персы сами располагали многочисленной кавалерией, но опасались за свои фланги, и для сражений старательно выбирали места для конницы неудобные. Александр вторгся в пределы державы Ахеменидов, имея всего 1800 гетайров, но и такое их количество представлялось персам неодолимой силой. Так и оказалось.

Слабым местом античной конницы была и её низкая скорость. Передвигалась она только рысью. Македонцы и римляне считали целесообразным поддерживать всадников пешими стрелками, ничуть не беспокоясь, что пехота может отстать. Как уже отмечалось выше, более реальным был риск, что конница не угонится за лёгкой пехотой.

До тех пор, пока лошадь требовалась всаднику только для увеличения мобильности, о том, что ей требуются доспехи, никто не задумывался. Более того, взваливание на неё дополнительного груза было нежелательным. Но в случаях, когда использовалась сила лошади, вопрос об увеличении её живучести вставал. Ведь если всадник вёл ближний бой против пехоты, львиная доля вражеских ударов доставалась коню.

Ещё в V—VI веках до н. э. персы стали бронировать коней, запрягаемых в штурмовые «серпоносные» колесницы. В эпоху греко-персидских войн бронзовые нагрудники и шлемы получили и верховые кони греческих катафрактов. В дальнейшем конские доспехи стали обычным элементом снаряжения тяжёлой кавалерии эллинистических империй.

Наиболее важным считалось защитить грудь, голову и шею коня. Даже в XV—XVI веках чаще всего бока и спина рыцарского коня оставались прикрытыми только многослойной материей.

Обычно доспехи для лошадей делались кольчужными или кожаными. В античности иногда использовалась бронза. Только в средние века для защиты лошадей стали применяться панцири из сплошных металлических пластин.

[править] Настоящие боевые кони

В нашем войске, например, был один курд по имени Камиль аль-Маштуб, человек доблестный, благочестивый и достойный, да помилует его Аллах. У него была черная, стойкая, как верблюд, лошадь. Как-то он столкнулся в бою с франкским рыцарем, и тот ударил его лошадь в шейные связки. Шея лошади свернулась на сторону от силы удара, и копье, пройдя через основание шеи, пронзило бедро Камиля аль-Маштуба и вышло с другой стороны. Но ни лошадь, ни всадник не пошатнулись от этого удара.
...
Лошадь Камиля выздоровела, и он снова участвовал на ней в боях. Он встретился однажды в сражении с франкским рыцарем, и тот ударил его лошадь в лоб и пронзил его. Но лошадь не покачнулась и уцелела и после второй раны. Когда рана затянулась и кто-нибудь накладывал ладонь руки на лоб лошади там, где была рана, ладонь оказывалась одинаковой ширины с этой раной. Вот удивительный случай, происшедший с этой лошадью.
...
Под Тирадом ибн Вухейбом была породистая лошадь большой ценности. Она получила рану в бок, и кишки у нее вывалились. Тирад завязал их ремнем, чтобы лошадь не наступила на них и не разорвала, и продолжал сражаться до конца боя. Лошадь вернулась с ним в ар-Раику и там пала.

Усама ибн Мункыз «Китаб Аль-И'Тибар» («Книга Назидания») — мемуары кавалериста, вовевашего против крестоносцев, а во время перемирий гостившего у Тампильеров, считавших его равным благородному рыцарю

В IV веке до н. э. в Македонии конница вышла из младенческого возраста. В бою стала использоваться не только скорость и выносливость коня, но и его сила и храбрость.

В теории, атака наездом выглядела просто: всаднику всего лишь нужно было гнать лошадь прямо на врага. Вражеской пехоте при этом сразу становилось не до того, чтобы «упираясь твёрдою ногою, вернее поражать цель». В первую очередь, пехотинцу нужно было как-то увернуться из-под копыт. А конь старался не промахнуться. Ведь двигаясь прямо на врага, он подвергал себя меньшему риску, чем если подставлял бок.

Против несущихся лошадей у пехоты долгое время не было приёма. Обороняться от них мечами и копьями было бесполезно. Ведь и мёртвые лошади сохраняли инерцию массы. Пехоту они давили ничем не хуже живых.

Даже если пехотинец уворачивался от коня, он отдавал всаднику инициативу. Всадник всегда успевал ударить первым. В сумме, атака наездом давала ему подавляющее преимущество.

Была только одна проблема — для атаки наездом надо было заручиться согласием лошади. А лошадь может сбросить наездника, не пожелав прыгать через барьер. Логично предположить, что предложение прыгнуть на копья вызовет у неё ещё меньше энтузиазма. Для атаки наездом обычная верховая лошадь не подходила.

Впрочем, специальный конь требовался всаднику уже просто для того, чтобы участвовать в ближнем бою. Лошадь способна отличить настоящую кровь от бутафорской и понимает, когда её жизнь в опасности. А для лошадей естественная реакция на опасность — бежать.

Скифу было достаточно приучить своего коня уворачиваться от стрел. От врага скифский конь стремился убежать, но скифу, в принципе, именно это и требовалось. Греческому катафракту уже нужен был конь, способный равнодушно ступать по лужам крови. Конь, который, когда его попытаются ткнуть копьём, не испугается, а только разозлится и постарается ударить первым. Но и такой конь не пошёл бы грудью на упёртую и ощетинившуюся железом массу двуногих.

Настоящей кавалерии требовались и настоящие боевые кони, в предчувствии предстоящего кровопролития грызущие удила и роющие землю копытом. Кони, полагающие, что все, кто встанут у них на пути, совершат большую ошибку. Этому нельзя было научить.

Породы боевых лошадей — злых и храбрых — выводили специально, с учётом психологических особенностей. Как бойцовских собак.

Нельзя было преодолеть только то, что лошадь ни на кого не нападала по собственной инициативе. Самый свирепый конь рассматривал как врагов только тех, кто смел препятствовать ему двигаться по пути, указанному всадником. Потеряв всадника, конь разом терял и кураж. То же происходило, если всадник не гнал его вперёд. Кавалерия не могла дожидаться вражеской атаки на месте. Она не годилась для обороны — могла только наступать или отступать. Проблема разведения достаточно храбрых коней была решена ещё в античности, но вот с другой составляющей успеха — с силой — дело обстояло хуже.

Древние барельефы и фрески изображают лошадей скифов, греков, македонцев и персов очень мелкими. Александр на Буцефале выглядит немногим более внушительно, чем Насреддин на ослике. Боевые кони античности не отличались от степных скифских лошадей и весили по 250—300 кг. Даже парфянские катафракты использовали коней ростом всего 150 см в холке и весом около 350 кг.

К тому моменту, когда лошади были приручены человеком, они ещё мало напоминали современных скакунов. Настолько мало, что на основании сохранившихся барельефов иногда высказывается мнение, что шумеры запрягали ослов, а не лошадей в свои колесницы.

Создать породы лошадей, которых нельзя было бы спутать с ослами, людям удалось ещё во II тысячелетии до н. э.. Египтяне и ассирийцы в свои колесницы запрягали коней ростом уже 160 см и весом до 500 кг.

Колесничных коней ассирийцы первое время пытались использовать и под седло. Но до тех пор, пока конь не стал применяться для наезда, его рост и сила не давали всаднику преимуществ. Напротив, рост коня создавал чувствительные неудобства. До изобретения стремени залезать на крупную лошадь в тяжёлых доспехах было очень трудно. Кроме того, коротким мечом со спины рослого коня до врага всадник не дотягивался. По этим причинам в древности боевые кони разделились на крупных — колесничных, и мелких — верховых.

Недостаточная сила лошадей, а также низкая скорость движения крайне снижали эффективность атаки наездом. Македонцы не атаковали фалангу в лоб просто потому, что македонский конь не мог сбить с ног восемь рядов нагруженных железом гоплитов. Даже парфянам с трудом и не всегда удавалось «уронить» 10 рядов легионеров.

[править] Средневековая кавалерия Западной Европы

Рыцарь на коне. Современная реконструкция

Звёздный час кавалерии наступил, когда было изобретено седло со стременами. Теперь, приподнимаясь на стременах, всадник мог пускаться галопом и совершать прыжки через препятствия. Получив опору, всадник мог использовать любое оружие и свешиваться с седла для удара. Наконец, поставив ногу в стремя, проще стало садиться на лошадь. Ограничения на рост боевых коней теперь можно было снять. Кроме того, оседлые народы благодаря распространению стремени смогли если не уравнять свои шансы с «природными всадниками» — кочевниками, то по крайней мере уменьшить отставание.

Изобретено стремя было в IV веке нашей эры в Азии. В Европе стремена стали известны в VI веке, проникнув в Византию через Иран либо с аварами, чей каганат находился на территории современной Венгрии. В VIII веке стремена попали к франкам. В X—XI веках это изобретение стало известно в Англии, Скандинавии и на Руси.

Появление стремени, а также распространение таранного копейного удара, решительно изменило соотношение сил между пехотой и конницей и привело к настоящей революции в военном деле. К IX веку франки превратили своих тяжеловозов в гигантских рыцарских коней — дестриэ. С этого времени в Европе пеший перестал считаться воином, но в XI веке пехота еще осталавась основным родом войск на британских островах (до завоевания Англии Вильгельмом), а также в Скандинавии и северной Руси.

Рыцарь — русская транскрипция немецкого слова «риттер» — «всадник».

Рост дестриэ колебался между 175 и 200 см в холке. Весил такой конь, как пара колесничных лошадей античности. Или как четыре скифских лошади. Сидя на спине такого чудовища, рыцарь мог не обращать внимания на пехоту.

Впрочем, уже с XII века пехота стала постепенно возвращать свои позиции. Боевых коней ведь могли себе позволить очень немногие. И те, у кого их не было, не всегда были согласны сдаться без боя тем, у кого они были. Пехота стала вооружаться пиками, прятаться за баррикадами, палисадами и рвами, или занимать позицию на холмах. Если против пехоты пикой активно кололи, то против кавалерии многометровую пику упирали задним концом в землю, что не всегда помогало. Кроме-того, с XVI века между пиками старались поставить аркебузеров, дававших выстрел по кавалерии в упор, что требовало огромной психологической выдержки, чтобы не выстрелить преждевременно, но только выстрел в упор пробивал максимиляновские латы.

На «мелкую» кавалерию рыцари шли сплошной стеной, как и на пехоту. Но, сражаясь друг с другом, два отряда рыцарской кавалерии строились с промежутками — чтобы разойтись со встречной лавиной без лобовых ударов. Лобовое столкновение всадников на равных конях означало неминуемую гибель всех действующих лиц.

Оборотной стороной огромной силы рыцарских коней была их недостаточная выносливость. Дестриэ очень быстро уставали, и своей подвижностью рыцарская кавалерия уступала даже античной.

К противнику рыцари приближались шагом. Только с рубежа 100—200 метров рыцарская кавалерия переходила на галоп. Исход сражения, как правило, решался единственной лобовой атакой. Для преследования противника и фланговых манёвров дестриэ не годились.

[править] Средневековая кавалерия Восточной Европы и Азии

Если в Европе появление стремени привело к резкому увеличению роста лошадей, то лошади кочевников Евразии в средние века совершенно не изменились. Пережить зиму, выкапывая из-под снега прошлогоднюю траву, могла только очень мелкая лошадь.

В Причерноморье половцы, а затем татары продолжали разводить лёгких, стремительных и неутомимых в беге степных лошадок. Татары не только носились, как ветер, на коротких дистанциях, но и проходили за день до 100 километров. Тогда как европейская кавалерия — только 30 километров. С другой стороны, татарские кони не только были слишком слабы для боя, но и быстро уставали под седлом. Даже легковооружённый всадник должен был иметь двух коней.

Монгольские лошади были ещё мельче. Если рост татарских коней составлял 140—145 см, то монгольские лошади имели всего около 130 см в холке. Конечно, большую скорость на своих коротеньких ножках они развить не могли, и всаднику требовалось уже не два, а три или четыре таких коня. Зато в плане выносливости монгольские лошади превосходили татарских в такой же степени, как татарские — европейских. За день монгольская кавалерия иногда проходила 200—240 км. Больше не выдерживали всадники.

Совершенно иначе выглядели лошади арабов. Им-то выкапывать прошлогоднюю траву не приходилось. В Аравии ведь ни снега, ни травы не бывает…

Арабские кони жили в конюшнях, питались зерном, финиками и сушёной рыбой, и предназначались только для войны. Силой и ростом они, конечно, уступали дестриэ, но европейских верховых лошадей даже превосходили. Выносливость же аргамаков вызывала у европейцев приступы самой чёрной зависти. За день арабы проходили те же 100 км, что и татары, но каждый конь нёс двух воинов в доспехах.

Славяне стали использовать лошадей в хозяйстве ещё в VI—VIII веках. Верховая езда на Руси стала известна в IX веке, а с начала XI века стали применяться и стремена. В походы на Византию или хазар русские воины отправлялись либо на ладьях, либо пешком, а в походы на половцев — верхом. Но большая часть русской «конницы» в X—XI веках ездила на низкорослых рабочего типа лошадях без стремян, и для боя спешивалась. Спешивались и князья, с той только разницей, что элитным транспортом в тот период служили быстрые половецкие лошади «фари».

Но уже к концу XI века князья и бояре на Руси пересели на боевых «богатырских коней». А с начала XII века, подобно тому, как это двумя веками раньше произошло в Европе, главной силой на русских просторах стала тяжёлая кавалерия. Лёгкие же половецкие лошади в этот период продолжали использоваться конными лучниками.

В XIV веке ситуация изменилась ещё раз. Необходимость борьбы с татарской конницей привела к стремлению увеличить скорость лошадей даже в ущерб их силе. Ведь для того, чтобы наступать на противника, надо не уступать ему в подвижности. Русские дружинники вынуждены были пересесть на таких же коней, которыми пользовалась панцирная кавалерия татар — уланы. Русские боевые кони стали быстрыми и неприхотливыми, но силой они уступали не только дестриэ и арабским скакунам, но и европейским верховым породам. Недостаточная ударная сила кавалерии способствовала тому, что пехота продолжала сохранять значение на Руси и в средние века.

Лёгкая кавалерия Востока действовала примерно так же, как и скифы в древности. Пехоту татары или монголы осыпали стрелами. Копья, сабли и палицы служили только для боя с конницей. Могла быть предпринята и имитация наезда на пехоту. Но только с целью взятия на испуг. Мелкие степные кони все равно не пошли бы на копья. Другое дело, если пехота обращалась в бегство. Для того, чтобы давить людей поштучно, достаточно велика любая лошадь.

[править] Кони как оружие

«Физически невозможно, чтобы пехотинец устоял против лошади, несущейся на него во весь опор», — так, коротко и ясно, сформулировал в середине XIX века полковник В. Зигман самое важное, что стоит знать о кавалерии.

Лошади — одни из древнейших слуг человека — являлись одновременно и одним из наиболее эффективных видов оружия, доступных в то время практически любому государству.

Ксенофонт утверждал, что «десять тысяч всадников — это только десять тысяч людей». В своё время он был, пожалуй, прав, но уже в середине IV века до н. э. не учитывать коней стало ошибкой. При Херонее македонские гейтары уничтожили лучшую в Греции беотийскую конницу и ударом с фланга и тыла опрокинули греческую фалангу.

В средние века считалось, что один конный стоит десяти пеших. Легко рассчитать, что девятерых брал на себя конь.

Именно от мастерства и умения конного воина на войне сидеть в седле в любой ситуации, управлять лошадью и бить врага на полном скаку, а также самому уворачиваться от пуль, сабель и штыков, берут своё начало такие современные виды конного спорта, как конкур, выездка и, в большей степени, троеборье, джигитовка и вольтижировка.

[править] Кони в наше время

Следует признать, что и в наши дни кавалерия сохраняет немалое значение для силовой машины государства. Вместо борьбы с внешними врагами конники используются для противодействия врагам внутренним. Так, полиция во всех развитых странах активно использует лошадей для патрулирования улиц в тех случаях, когда любой другой вид транспорта был бы попросту бесполезен (парки, скверы, массовые мероприятия и т. п.). Стоит отметить также, что в профессии конной милиции одна голова хорошо, а две — лучше.

 → Седло

В средние века сложились две принципиально различные разновидности сёдел: европейская и азиатская. Европейские сёдла конструировались с целью обеспечения наибольшего удобства для боя на копьях. Азиатские сёдла предназначались для быстрой езды, стрельбы из лука и нанесения ударов саблей.

Для боя на копьях всадник должен был держаться в седле, «как на болтах». Поэтому европейское военное седло имело спинку и высокую луку. Обычно спинка доставала только до поясницы, но у «крылатых гусар» в Польше, например, спинка подпирала и плечи всадника. С коня гусара можно было снести только вместе с седлом.

Впрочем, высокие спинки сёдел польских рыцарей были исключением. Посадка должна была позволять всаднику не только прочно держаться в седле, но и срочно покинуть его, если конь начинал падать. Замешкавшийся всадник мог быть раздавлен упавшим конём.

Европейское седло успешно выполняло задачу придания всаднику максимальной устойчивости при ударах с разных сторон. Стащить рыцаря с коня было трудно даже баграми. Зато рыцарское седло не защищало от толчков снизу. Дестриэ всегда мог избавиться от своего наездника одним движением. Кроме того, седло со спинкой сковывало движения всадника. При нападении сзади рыцарь защищаться не мог.

cyclowiki.org

Кони боевые

С незапамятных времен мощь армии определялась не только людским и техническим, но и конным составом. Лишь после Второй мировой войны конная кавалерия потеряла свой прежний статус, на войне лошади сохранили за собой лишь транспортные функции. Однако в прежние, насыщенные войнами и завоевательными походами времена роль и функции лошади были гораздо значительнее.

Когда же появилась первая конная кавалерия? Предположительно, впервые лошадь в сражении начали использовать восточные народности. В Азию и на Восток лошадь пришла уже одомашненной, поэтому местные жители занялись развитием ее боевых способностей. Не случайно слово «лошадь» на языке шумеров толковалось как «осел из чужой страны». Первые лошади стоили очень дорого. За хорошего коня состоятельные люди отдавали десять гектаров земли или шестерых здоровых рабов. Колесницы, запряженные лошадьми, стали первым военным средством. Считается, что они были изобретены древнейшей цивилизацией на территории Месопотамии около 4-3 тысячелетия до нашей эры.

Золотая эра колесниц началась в Египте. В этой стране лошади принадлежали только знатным и богатым людям. При дворах за лошадьми следили кучера и конюхи, которые были весьма уважаемы в обществе. Появление колесниц произвело настоящую революцию в военном деле. О высокой роли лошадей в Египте говорит такая известная фраза, с которой обращались друг к другу знатные правители: «Я благополучен. Да будет благоденствие тебе, твоим женам и твоим друзьям, твоей стране и твоим вельможам, твоим коням и твоим колесницам».

Лошади, запряженные в колесницы, были главной ударной силой армии, с их помощью вершились судьбы целых государств и народов. Стремительно прорываясь сквозь оборону противника, колесницы косили людей как траву. Отличительными особенностями египетских колесниц были далеко выступающие оси со специальными, остро наточенными ножами. В Малой Азии колесницы делали еще больших размеров, в них помещалось до трех человек.

Итак, лошади в то время играли главную роль в военных сражениях. К примеру, после одного важного, решающего сражения египетский фараон Рамзес II откровенно признался в том, что он обязан спасению своей жизни лошади. В связи с этим лошади получали символичные имена, такие как «Победа у Фив», «Бодрость духа» и т. п.

Некоторое время спустя, в X веке до нашей эры, ассирийцы освоили новый способ езды на лошадях. Они спустились с колесниц и оседлали лошадей. Им потребовалось время, чтобы мастерски овладеть искусством верховой езды. Научившись уверенно сидеть на лошади, ассирийцы все еще не могли стрелять из лука на ходу, поэтому им приходилось останавливаться, а для того, чтобы вступить в бой, они спешивались.

Другие ученые считают, что впервые искусством верховой езды овладели племена Северного Причерноморья — киммерийцы и скифы. Они чувствовали себя гораздо увереннее верхом на лошади, нежели ассирийцы. Скифы сливались в одно целое с лошадью и были практически неуязвимы. К тому же скифы научились стрелять из лука на полном ходу. Оттачивая мастерство верховой езды, скифы смогли стрелять в своих преследователей, развернувшись к ним лицом. Этот способ обороны получил название «скифский выстрел». Благодаря своему мастерскому умению ездить верхом скифы смогли завоевать всю Переднюю Азию. Эта победа символизирует превосходство верховой лошади над упряжной.

С этого времени искусство верховой езды начинает постепенно распространяться по всей планете. Древние греки оседлали лошадей в VI веке до рождества Христова. В Китай это искусство пришло лишь во II веке до нашей эры. Великая Римская Империя, совершившая многочисленные военные походы, обладала лучшими наездниками.

Многотысячная конница, составленная из лучших лошадей и наездников, стала основной и главной ударной силой монголо-татарского войска. Великий полководец хан Батый высоко ценил лошадей, следил за ними и всячески оберегал. Каждый воин имел как минимум трех (максимум пять) запасных лошадей, на которых они пересаживались, как только одно животное выбивалось из сил. Благодаря этому войско Батыя преодолевало огромные расстояния без потерь, появлялось всегда неожиданно, нанося молниеносные удары. Именно лошадь обусловила столь быстрый захват огромных территорий монголо-татарскими войсками.

В то же время в Западной Европе активизировался рыцарский орден. Надо сказать, что первоначально слово «рыцарь» означало не что иное, как «всадник». Рыцаря в тяжелых доспехах с коваными мечами перевозила лошадь. Несладкая доля выпала лошадям, ведь им приходилось тащить на себе порой более 200 кг, к тому же в их бока впивались острые шпоры длиной до 20 см. Первое время шпоры располагались только с одной стороны, однако чуть позже для удобства управления лошадью рыцари изготовили и вторую шпору. Эпоха Средневековья с ее рыцарскими орденами и крестовыми походами оказала огромное влияние на становление внешнего вида лошади. Рыцари нуждались в крупных, сильных и мощных лошадях. С этой целью монахи, нередко занимавшиеся в своих монастырях выведением лошадей, значительно увеличили размеры животного.

В Средние века роль лошадей стала еще больше. Один конь стоил десяти пеших. С развитием военного вооружения, появлением огнестрельного оружия конная кавалерия потеряла свои позиции. Она стала вспомогательным родом войск. Но гусары и уланы, драгуны и кирасиры все еще были незаменимы в сражениях, ведь их высокие, сильные, резвые и выносливые лошади выручали в таких ситуациях, где техника не справлялась. Каждый конный полк имел свой специальный конный завод, где выводили собственную масть лошадей.

В настоящее время на Земле воцарился мир, время гражданских и мировых войн закончилось, необходимость в боевых лошадях снизилась. Теперь боевых лошадей и их мастерство можно увидеть на праздничных мероприятиях, специальных реконструкциях исторических баталий и праздниках, посвященных лошадям. Мастерство военных всадников управлять лошадьми, умение боевого коня преодолевать препятствия, бить врага на скаку породило такие современные виды конного спорта, как конкур и выездка, троеборье и вольтижировка, а также способствовало становлению удивительной конной игры — джигитовки. Такова роль боевых лошадей в истории человечества.

web-zoopark.ru

Лошади на войне

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль…
А. Блок

В оружейной палате человечества кроме клинков и стрел, бомб и гранат, танков и бронетехники важное место занимают животные. Особое место в истории войн играют лошади. Ведь именно они наиболее часто среди всех представителей животного мира привлекались к участию в военных действиях. На протяжении долгого времени решающую роль в бою играла кавалерия и рыцарская конница, уланы и гусары, драгуны и кавалергарды, конногвардейцы и казаки. Лошадь во все времена была главным достоянием государства, ведь отсутствие хороших лошадей — отсутствие побед в войнах. Поэтому забота и уход за лошадьми был первостепенной задачей каждой военной державы. Военная история наглядно иллюстрирует особенности ведения боя, методы выучки, предпочтения и требования к породам и экстерьеру лошадей. Лошади воевали, перевозили пушки и боеприпасы, продовольствие и тяжело раненных солдат, поэтому трудно переоценить их роль на войне.

Предположительно, лошадей стали применять в сражениях еще в древней Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры. Там же в X веке до нашей эры появились первые всадники и колесницы, запряженные лошадьми.

Самой прославленной конницей тех времен обладали ассирийцы. В то время еще не были придуманы седла и стремена, поэтому от всадника требовалось мастерство и ловкость.

Позже и греки стали использовать в боевых действиях конницу. Греческие всадники были вооружены луками и стрелами. Их конница была практически неуязвима, она легко преодолевала пересеченную местность, всадники были быстры, а колесницы маневренны. Лошадь часто ценой собственной жизни спасала всадника. Греки высоко ценили за это свих преданных скакунов. Поэтому они всячески старались беречь своих лошадей. Были созданы специальные лазареты, в которых лечили раненных лошадей и восстанавливали силы после тяжелых травм, чтобы как можно скорее вернуть в строй бравого коня.

В Древнем Риме в 776 году до нашей эры лошади, запряженные в колесницы, впервые приняли участие на Олимпийских играх. Римская конница использовалась преимущественно для курьерской связи, а также для участия в спортивных состязаниях. В состав римских легионов входили прекрасно обученные, талантливые, мастерски владеющие искусством верховой езды всадники. Чаще всего это были наемные наездники из германских и кельтских племен.

В VII веке арабы решили покорить мир. Их быстроногие бравые кони, могли преодолевать огромные расстояния без воды и пищи. Столь мощная и выносливая конница обусловила их многочисленные победы. На Востоке лошади искони были не только средством передвижения, но и верными друзьями хозяина. Резвые скакуны высоко ценились владельцами. За хорошего быстрого коня отдавали целые сокровища.

Начиная с VIII по XI век мавры, подчинившие своей власти всю Северную Америку, совершали завоевательные походы на Иберийский полуостров. Покорить Пиренеи им помогли их резвые скакуны, которые, смешиваясь с местными породами лошадей, значительно улучшали свои и без того ценные качества. Именно эти лошади впоследствии сыграли огромную роль в формировании андалузской породы, которая спустя время стала популярна среди рыцарей и быстро распространилась по всей территории Европы.

В Средние века, когда были особенно распространены крестовые походы, совершаемые рыцарями в тяжелом обмундировании, селекционерам пришлось улучшить качества лошадей. В основном разводились среднетяжелые лошади, которые были способны выдержать вес всадника в доспехах. В среднем обмундирование средневекового рыцаря весило более 150 кг, в связи с этим лошади должны были быть сильными, крупными и выносливыми.

Отлично обученный, натренированный боевой конь не только защищал своего рыцаря на соревнованиях, но и активно помогал ему в ходе боевых действий. Конь всегда приходил на помощь своему господину. Если вдруг он оказывался окружен вражеской пехотой, конь становился на дыбы, для того, чтобы дать наезднику возможность отражать удары, падавшие на него с обеих сторон. Такая фигура получила название «левада». Иногда конь, стоя на задних ногах, совершал несколько резких прыжков вперед, тем самым разрывал кольцо окружения. Подобные прыжки называются «курбетами». Часто оцепление нападавших конь преодолевал с помощью высокого прыжка, при этом он сильно бил копытами. Молниеносные удары обладали сокрушительной силой и были опасны даже для рыцаря в доспехах. Поэтому пешие, пытаясь отстраниться от ударов копыт, рассыпались в разные стороны. Этот пируэт называется «каприола». После приземления он резко разворачивался на задних ногах и неожиданно для противника начинал атаку. Выполнение этих пируэтов столь тяжелым конем кажется нам невозможным. Но и по сей день специально обученные липпицанские лошади выполняют такие трюки.

Необходимо напомнить, что именно благодаря лошадям война приобрела грандиозные масштабы. Человечество от междоусобных, локальных побоищ перешло к охватывающим целые страны военным походам. Ярким тому свидетельством стала Первая мировая война. Однако эта война стала и последней, в которой принимало участие столь огромное количество лошадей и мулов — более миллиона.

Участие в войнах способствовало тому, что лошади достигли современных размеров (в природе лошади достигают в среднем высоты в холке не более 120 см).

Развитие военной техники вытеснило лошадей с поля боя.

web-zoopark.ru

Сонник Воины на лошадях. К чему снится Воины на лошадях видеть во сне

(Смотрите толкование: жеребенок)

Символ лошади (коня) во сне — это почести, отвага и тяжкий труд. Иногда конь во сне может означать неприятеля.

Красивый и статный конь во сне предвещает успех, победу. Красивую и породистую лошадь иметь во сне — знак скорого улучшения благосостояния, такой сон предсказывает, что ваше предприятие принесет доход.

Такой сон также предвещает получение высокого чина и всеобщего одобрения.

Стреноженная лошадь во сне означает, что ваше предприятие принесет доход, а ваша личная жизнь будет счастливой.

Скачущая лошадь, которой вы залюбовались во сне, — знак исполнения желания.

Самому нестись на лошади сломя голову означает, что вы склонны к разного рода авантюрам и азартным играм. Такой сон предупреждает вас о том, что вам следует быть осмотрительнее, чтобы не попасть в беду.

Покупать лошадь — знак добрых надежд на исполнение желания или получение хороших и приятных известий.

Видеть других продающими лошадей означает, что вы войдете в рискованное дело, которое обещает быть прибыльным. Белая лошадь, арабский скакун или лошадь в яблоках во сне означает, что ваши дела уладятся и вас ждет успех и уважение. Женщинам такой сон предсказывает скорое замужество.

Вороная лошадь во сне — знак выгодного дела, результаты которого не по вашей вине будут сведены на нет. Такой сон иногда подсказывает, что для достижения положительного результата вам нужна поддержка со стороны, а иногда просто полезный совет.

Гнедой жеребец во сне — знак удовлетворения собой, ходом дел, успехами в личной жизни. Такой сон особенно благоприятен для женщин. Он обещает им, что они получат желаемое. Ехать во сне на собственной прекрасной лошади — знак выгодной женитьбы.

Ехать на чужой лошади во сне для мужчин означает, что он воспользуется расположением женщины, которая полюбила его для достижения корыстных целей.

Если вам приснится, что кто-то против вашей воли воспользовался вашей лошадью во сне, то приятель попытается завоевать расположение вашей возлюбленной.

Ехать по плохой дороге на непослушном жеребце или упрямой кобыле и удивляться, что лошадь хорошо идет и не спотыкается, означает почет, уважение и достижение желанной цели.

Если вам приснится, что ваша лошадь встала на дыбы, то ждите ссор и скандалов.

Сон, в котором вы увидели, как упала ваша лошадь, предсказывает разорение.

Успешно управляться с беспокойной, горячей лошадью во сне означает всевозможные почести и уважение.

Если вам приснится, что лошадь растоптала вас, то вам угрожает смерть от несчастного случая, каким-то образом связанная с дорогой, автомобилем или другими транспортными средствами.

Иноходца видеть во сне или управлять им означает, что вам предстоит сделать выбор.

Быстро скакать на лошади по многолюдным улицам и видеть, как люди приветствуют вас во сне, — верный знак того, что вы можете стать предводителем группы злоумышленников, которого люди будут проклинать.

Присутствовать на бегах во сне — знак того, что вы часто пускаетесь в рискованные предприятия. Запомните, что случится с вашей лошадью на бегах. Это подскажет вам, чем окончится ваше сомнительное дело в жизни.

То же означает сон о скачках.

Видеть конную кавалькаду с нарядно одетыми дамами и мужчинами или самому быть среди них во сне — знак тщетности ваших усилий из-за недостатка средств и связей.
Такой сон указывает вам, что вы ничего не сможете добиться без посторонней помощи.

Больная, грязная или дохлая лошадь во сне предсказывает позор, убытки, бедность, поражение.

Ехать во сне на прекрасном коне с богатой сбруей — знак побед в любви и в борьбе с неприятелем.

Въезжать на коне в город означает, что окружающие оценят вас по достоинству за ваши дела.

Выезжать на коне из города предсказывает больному смерть, а остальным — бесчестье и неудачи в делах.

Вступить в бой на коне во сне предвещает опасность или семейную ссору. Смотрите, чем кончится бой.

Если вам приснится смирный конь и вы будете спокойно править им, то это знак скорого улучшения благосостояния.

Испугаться коня во сне — знак неожиданного препятствия или получения плохого известия.

Держать коня на привязи или умело править им во сне — знак вашей необыкновенной способности увлекать людей своими идеями, направлять их поступки. Постарайтесь воспользоваться своими способностями в жизни.

Наблюдать во сне вольтижировку лошадей означает, что вы можете попасть в хитро расставленную ловушку.

Сон, в котором вы увидели, что ваша лошадь благополучно провезла вас через опасное место, означает, что в жизни вы столкнетесь с трудностями, которые вам удастся преодолеть только титаническими усилиями воли.

Если вам приснится, что вы верхом взобрались на высокую гору и залюбовались картиной, которая раскинулась у. ваших ног, то сон предсказывает вам большое будущее, почет и уважение окружающих, преуспевание которых во многом будет зависеть от вас.

Слезать с коня или спускаться на коне с высокого места вниз во сне — знак того, что некто отойдет от дел, устранится с вашей дороги, не будет больше мешать вам.

Сон о конюшне предвещает хорошие результаты вашей деятельности, если только она не сгорела во сне или не развалилась.

Конину есть во сне — знак твердости позиции.

Конюх во сне означает помощника.

Видеть во сне, как он чистит лошадь, — знак того, что вы сможете исправить свое незавидное положение, если приложите к этому максимум усилий и проявите несгибаемую волю.

Навоз конский во сне — символ здоровья и преуспевания, если только вы не испачкались в нем или не испортили свою одежду.

Сон, в котором вы увидели конную кавалерию и праздничную обстановку, обещает вам почести, уважение окружающих и успех в делах.

Если вам приснится, что какой-то важный человек скакал на лошади и упал, а вы сели на его лошадь, то возможно, что судьба предупреждает вас о том, что в случае, если с этим важным человеком что-то случится, вы имеете все шансы занять его место и положение.

Сон, в котором вы увидели, что в ваш дом вошла резвая и хорошо оседланная кобыла, то вскоре вы женитесь на прекрасной девушке из богатой семьи. Если же кобыла будет без седла, то жена будет из бедных.

Если вам приснится, что табун черных лошадей вырывается из загона и мчится, сметая все на своем пути, то ждите народных волнений, сопровождающихся кровопролитием. После такого сна не следует исключать и опасность захвата власти в стране.

Табун лошадей видеть во сне — символ толпы. Как поведет себя табун во сне, таких событий и ожидайте в реальной жизни.

Табун лошадей, пасущихся на лугу во сне, означает, что все в вашей жизни идет своим чередом, все налажено и вам нет смысла разрушать эту идиллию каким-то необдуманным поступком.

Стриженая грива лошади во сне означает, что кто-то управляет ситуацией, в которую вы тоже окажетесь втянутым.

Длинный красивый хвост лошади во сне — символ помощи, которая будет вам оказана в трудную минуту.

Хромая лошадь во сне — предвестница препятствий в делах. Хорошо подкованный конь во сне — знак удачного брака для женщин.

Мужчинам такой сон предвещает надежного партнера по бизнесу.

Подковывать лошадь во сне — знак большой удачи и легкой наживы.

Если вам приснится, что лошадь лягнула вас, то ждите пакости от неприятелей.

Сны, в которых вы увидите сказочные персонажи — такие, как конек-горбунок или пегас, — предвещают вам необычные приключения или совершенно неожиданный поворот в каком-то деле, который удивит вас так же, как и появление сказочного коня во сне.

Вообще, такой сон предвещает необычный успех, выигрыш или получение денег, откуда вы и не ожидали.

Видеть во сне снаряжение для лошадей (сбрую) — хомут, узду, подпругу и т. д. — предвещает вам, что вы успешно заведете новые полезные знакомства или дружбу, с кем пожелаете.

Иногда такой сон предсказывает скорое вступление в брак.

Если вам приснится, что на вас накинули узду, то скоро вы окажетесь в незавидном положении и ваше будущее будет зависеть от другого человека.

Влюбленным такой сон предсказывает скорое вступление в брак с вашим возлюбленным.

Если во сне вы оказались в одной упряжке с человеком, который уже умер, то сон предвещает вам скорую смерть.

Испорченное, порванное, негодное снаряжение во сне — знак разрыва отношений и потери близких людей.

Если вам приснится, что вы расседлали лошадь или же она стоит расседланная, то сон указывает вам, что промедление может погубить ваше дело.

Седло во сне символизирует поощрение к действиям, которые могут помочь осуществлению задуманного.

Чем богаче будет седло в вашем сне, тем большую выгоду принесет вам начатое дело, если только вы не погубите его своей медлительностью.

Сидеть в седле во сне — знак успеха в делах. Но выпадать из седла — к большой неудаче и потери.

Смотрите толкование: подковы, бегать, ездить, берейтор, охота, карета, вожжи, вольтижировка, жокей, скачки.

www.sunhome.ru

Сонник Война на лошадях. К чему снится Война на лошадях видеть во сне

(Смотрите толкование: жеребенок)

Символ лошади (коня) во сне — это почести, отвага и тяжкий труд. Иногда конь во сне может означать неприятеля.

Красивый и статный конь во сне предвещает успех, победу. Красивую и породистую лошадь иметь во сне — знак скорого улучшения благосостояния, такой сон предсказывает, что ваше предприятие принесет доход.

Такой сон также предвещает получение высокого чина и всеобщего одобрения.

Стреноженная лошадь во сне означает, что ваше предприятие принесет доход, а ваша личная жизнь будет счастливой.

Скачущая лошадь, которой вы залюбовались во сне, — знак исполнения желания.

Самому нестись на лошади сломя голову означает, что вы склонны к разного рода авантюрам и азартным играм. Такой сон предупреждает вас о том, что вам следует быть осмотрительнее, чтобы не попасть в беду.

Покупать лошадь — знак добрых надежд на исполнение желания или получение хороших и приятных известий.

Видеть других продающими лошадей означает, что вы войдете в рискованное дело, которое обещает быть прибыльным. Белая лошадь, арабский скакун или лошадь в яблоках во сне означает, что ваши дела уладятся и вас ждет успех и уважение. Женщинам такой сон предсказывает скорое замужество.

Вороная лошадь во сне — знак выгодного дела, результаты которого не по вашей вине будут сведены на нет. Такой сон иногда подсказывает, что для достижения положительного результата вам нужна поддержка со стороны, а иногда просто полезный совет.

Гнедой жеребец во сне — знак удовлетворения собой, ходом дел, успехами в личной жизни. Такой сон особенно благоприятен для женщин. Он обещает им, что они получат желаемое. Ехать во сне на собственной прекрасной лошади — знак выгодной женитьбы.

Ехать на чужой лошади во сне для мужчин означает, что он воспользуется расположением женщины, которая полюбила его для достижения корыстных целей.

Если вам приснится, что кто-то против вашей воли воспользовался вашей лошадью во сне, то приятель попытается завоевать расположение вашей возлюбленной.

Ехать по плохой дороге на непослушном жеребце или упрямой кобыле и удивляться, что лошадь хорошо идет и не спотыкается, означает почет, уважение и достижение желанной цели.

Если вам приснится, что ваша лошадь встала на дыбы, то ждите ссор и скандалов.

Сон, в котором вы увидели, как упала ваша лошадь, предсказывает разорение.

Успешно управляться с беспокойной, горячей лошадью во сне означает всевозможные почести и уважение.

Если вам приснится, что лошадь растоптала вас, то вам угрожает смерть от несчастного случая, каким-то образом связанная с дорогой, автомобилем или другими транспортными средствами.

Иноходца видеть во сне или управлять им означает, что вам предстоит сделать выбор.

Быстро скакать на лошади по многолюдным улицам и видеть, как люди приветствуют вас во сне, — верный знак того, что вы можете стать предводителем группы злоумышленников, которого люди будут проклинать.

Присутствовать на бегах во сне — знак того, что вы часто пускаетесь в рискованные предприятия. Запомните, что случится с вашей лошадью на бегах. Это подскажет вам, чем окончится ваше сомнительное дело в жизни.

То же означает сон о скачках.

Видеть конную кавалькаду с нарядно одетыми дамами и мужчинами или самому быть среди них во сне — знак тщетности ваших усилий из-за недостатка средств и связей.
Такой сон указывает вам, что вы ничего не сможете добиться без посторонней помощи.

Больная, грязная или дохлая лошадь во сне предсказывает позор, убытки, бедность, поражение.

Ехать во сне на прекрасном коне с богатой сбруей — знак побед в любви и в борьбе с неприятелем.

Въезжать на коне в город означает, что окружающие оценят вас по достоинству за ваши дела.

Выезжать на коне из города предсказывает больному смерть, а остальным — бесчестье и неудачи в делах.

Вступить в бой на коне во сне предвещает опасность или семейную ссору. Смотрите, чем кончится бой.

Если вам приснится смирный конь и вы будете спокойно править им, то это знак скорого улучшения благосостояния.

Испугаться коня во сне — знак неожиданного препятствия или получения плохого известия.

Держать коня на привязи или умело править им во сне — знак вашей необыкновенной способности увлекать людей своими идеями, направлять их поступки. Постарайтесь воспользоваться своими способностями в жизни.

Наблюдать во сне вольтижировку лошадей означает, что вы можете попасть в хитро расставленную ловушку.

Сон, в котором вы увидели, что ваша лошадь благополучно провезла вас через опасное место, означает, что в жизни вы столкнетесь с трудностями, которые вам удастся преодолеть только титаническими усилиями воли.

Если вам приснится, что вы верхом взобрались на высокую гору и залюбовались картиной, которая раскинулась у. ваших ног, то сон предсказывает вам большое будущее, почет и уважение окружающих, преуспевание которых во многом будет зависеть от вас.

Слезать с коня или спускаться на коне с высокого места вниз во сне — знак того, что некто отойдет от дел, устранится с вашей дороги, не будет больше мешать вам.

Сон о конюшне предвещает хорошие результаты вашей деятельности, если только она не сгорела во сне или не развалилась.

Конину есть во сне — знак твердости позиции.

Конюх во сне означает помощника.

Видеть во сне, как он чистит лошадь, — знак того, что вы сможете исправить свое незавидное положение, если приложите к этому максимум усилий и проявите несгибаемую волю.

Навоз конский во сне — символ здоровья и преуспевания, если только вы не испачкались в нем или не испортили свою одежду.

Сон, в котором вы увидели конную кавалерию и праздничную обстановку, обещает вам почести, уважение окружающих и успех в делах.

Если вам приснится, что какой-то важный человек скакал на лошади и упал, а вы сели на его лошадь, то возможно, что судьба предупреждает вас о том, что в случае, если с этим важным человеком что-то случится, вы имеете все шансы занять его место и положение.

Сон, в котором вы увидели, что в ваш дом вошла резвая и хорошо оседланная кобыла, то вскоре вы женитесь на прекрасной девушке из богатой семьи. Если же кобыла будет без седла, то жена будет из бедных.

Если вам приснится, что табун черных лошадей вырывается из загона и мчится, сметая все на своем пути, то ждите народных волнений, сопровождающихся кровопролитием. После такого сна не следует исключать и опасность захвата власти в стране.

Табун лошадей видеть во сне — символ толпы. Как поведет себя табун во сне, таких событий и ожидайте в реальной жизни.

Табун лошадей, пасущихся на лугу во сне, означает, что все в вашей жизни идет своим чередом, все налажено и вам нет смысла разрушать эту идиллию каким-то необдуманным поступком.

Стриженая грива лошади во сне означает, что кто-то управляет ситуацией, в которую вы тоже окажетесь втянутым.

Длинный красивый хвост лошади во сне — символ помощи, которая будет вам оказана в трудную минуту.

Хромая лошадь во сне — предвестница препятствий в делах. Хорошо подкованный конь во сне — знак удачного брака для женщин.

Мужчинам такой сон предвещает надежного партнера по бизнесу.

Подковывать лошадь во сне — знак большой удачи и легкой наживы.

Если вам приснится, что лошадь лягнула вас, то ждите пакости от неприятелей.

Сны, в которых вы увидите сказочные персонажи — такие, как конек-горбунок или пегас, — предвещают вам необычные приключения или совершенно неожиданный поворот в каком-то деле, который удивит вас так же, как и появление сказочного коня во сне.

Вообще, такой сон предвещает необычный успех, выигрыш или получение денег, откуда вы и не ожидали.

Видеть во сне снаряжение для лошадей (сбрую) — хомут, узду, подпругу и т. д. — предвещает вам, что вы успешно заведете новые полезные знакомства или дружбу, с кем пожелаете.

Иногда такой сон предсказывает скорое вступление в брак.

Если вам приснится, что на вас накинули узду, то скоро вы окажетесь в незавидном положении и ваше будущее будет зависеть от другого человека.

Влюбленным такой сон предсказывает скорое вступление в брак с вашим возлюбленным.

Если во сне вы оказались в одной упряжке с человеком, который уже умер, то сон предвещает вам скорую смерть.

Испорченное, порванное, негодное снаряжение во сне — знак разрыва отношений и потери близких людей.

Если вам приснится, что вы расседлали лошадь или же она стоит расседланная, то сон указывает вам, что промедление может погубить ваше дело.

Седло во сне символизирует поощрение к действиям, которые могут помочь осуществлению задуманного.

Чем богаче будет седло в вашем сне, тем большую выгоду принесет вам начатое дело, если только вы не погубите его своей медлительностью.

Сидеть в седле во сне — знак успеха в делах. Но выпадать из седла — к большой неудаче и потери.

Смотрите толкование: подковы, бегать, ездить, берейтор, охота, карета, вожжи, вольтижировка, жокей, скачки.

www.sunhome.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *