Menu
[menu_adv_rtb]
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Разное Священное изображение буддистов: Изображение Будды, священное изображение буддизма Стоковое Фото

Священное изображение буддистов: Изображение Будды, священное изображение буддизма Стоковое Фото

«Буддийское» тату. Тайны и законы мандалы

https://ria.ru/20190615/1555588130.html

«Буддийское» тату. Тайны и законы мандалы

«Буддийское» тату. Тайны и законы мандалы — РИА Новости, 03.03.2020

«Буддийское» тату. Тайны и законы мандалы

Московские буддисты провели необычный ритуал — построили из песка священную мандалу. Этот сакральный символ давно превратился в визитную карточку религии Будды… РИА Новости, 03.03.2020

2019-06-15T08:00

2019-06-15T08:00

2020-03-03T14:37

религия

москва

тибет

далай-лама xiv (тэнзин гьяцо)

аналитика — религия и мировоззрение

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/155558/79/1555587904_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_d6d1bb85e75349793465f09250aa96a9.jpg

МОСКВА, 15 июн — РИА Новости, Антон Скрипунов. Московские буддисты провели необычный ритуал — построили из песка священную мандалу. Этот сакральный символ давно превратился в визитную карточку религии Будды и приобрел большую популярность в массовой культуре. О том, что такое мандала, можно ли делать татуировки с ее изображением и почему верующие так трепетно к ней относятся, — в материале РИА Новости.»Секретный обряд»Монах в оранжевом облачении аккуратно сыплет на стол белый песок. В руке у него две чакпуры (специальные металлические рога с ребристой поверхностью). Он их усиленно трет друг о друга, словно добывает огонь. Но вместо искры видишь песок. Этой кропотливой работой лама занят почти неделю. Священнодействие происходит в одном из офисных центров на юго-западе Москвы. Там в крошечном помещении находится дацан Буддийской традиционной сангхи России «Легшед Даржалинг».Мандала представляет собой разноцветный ритуальный рисунок, в котором каждый узор, каждый цвет имеет глубокий смысл. И он, в свою очередь, многогранен.В ритуальных целях мандалу создают из песка. Точнее — строят. Потому что это — последовательный процесс со своими тонкостями и обрядами. И совершать его позволено только монахам — людям, отрекшимся от всего мирского ради блага живущих на Земле существ.»До XIX века это был тайный обряд. И только 13-й Далай-лама разрешил верующим приезжать к святыне и приобщаться ее энергии», — объясняет лама Баир Цымпилов, настоятель московского дацана «Легшед Даржалинг».Из глубин вековНикто не знает, как появилась мандала. По одной из версий, ее придумали арии — легендарный и загадочный народ, пришедший в Индию из Средней Азии во втором тысячелетии до нашей эры. Они составили знаменитые «Веды», а также ввели кастовую систему, существующую в Индии по сей день. Как полагают некоторые ученые, арийские жрецы — брахманы — во время обрядов строили нечто вроде «жилища богов», это и стало прообразом мандалы.Другая легенда гласит, что первую мандалу построил в VIII веке один из основателей тибетского буддизма Падмасамбхава, известный еще под именем Гуру Ринпоче. Тогда же оформился и ее графический канон: круги и квадраты, вписываемые друг в друга. Все вместе они символизируют Вселенную. Спустя столетия мало что изменилось: в России сейчас священное изображение формируют аутентичным способом, пришедшим прямиком из Тибета.»В московском дацане «Легшед Даржалинг» мы строим песочную мандалу лишь второй раз. И помолиться возле нее приходит много людей — в основном выходцы из Калмыкии, Тывы и Бурятии (традиционно буддистских регионов России. — Прим. ред.), а также из Читинской области, где тоже много буддистов», — говорит лама Цымпилов.Всего в столице, по его оценкам, около 300 тысяч буддистов. И ни одного полноценного дацана (буддийского монастырского центра) с дуганами (храмами) и большими молитвенными барабанами. Его открытия верующие добиваются уже много лет.»Негатив уходит»»Сейчас идет Месяц благих деяний, поэтому мы по просьбе прихожан и москвичей построили мандалу Зеленой Тары (одно из божеств, достигших просветления. — Прим. ред.). Она считается матерью всех будд — просветленных — которые существуют в прошлом, настоящем и будущем. Ей молятся о семейном благополучии: поиске второй половины, деторождении, здоровье родителей и так далее», — объясняет Батор-лама, держа в руках тюбик с белым песком. Это измельченный мрамор с Байкала.Белый цвет для мандалы — базовый. Еще в качестве основных используются красный, зеленый и синий. Все четыре цвета символизируют стихии, которые, согласно буддийскому учению, являются основой мироздания: земля, огонь, вода и воздух. Поэтому в целом мандала представляет собой художественную модель Вселенной. В центре мандалы, которую возводят Батор-лама с монахами, изображена Зеленая Тара.»Мы, по сути, строим для нее дворец. Сначала идет специальная подготовка, каждое утро в течение всех шести дней мы начитываем священные тексты и мантры. И все это время здесь невидимым образом присутствует богиня Тара, которая приходит сюда из межпространственного мира. Поэтому здесь все освящается, а песок накапливает колоссальную энергию — и весь негатив уходит», — объясняет лама.»Военные просили молиться»Поэтому мандалу возводят в различных жизненных ситуациях — дабы устранились препятствия в осуществлении какого-либо дела. По сути, это буддийский аналог молебна в православной церкви.»Когда в 2013 году в Приморье было наводнение, командование Восточного военного округа выделило помещение, чтобы восемь лам в течение двух недель непрерывно молились и строили мандалу. То есть молились со всем миром за то, чтобы обошлось без жертв», — вспоминает лама Цымпилов.»Подсыпаем в сумки»Буддисты верят, что песок, из которого возводится мандала, обладает целебными свойствами. Поэтому на девятый день для верующих проводят специальный обряд ее разрушения: после специальных молитв конструкция разделяется и стройная картина исчезает. Часть составлявшего ее песка посвящается духам определенной стихии — в этот раз его развеяли над Москвой-рекой. А оставшуюся часть раздают всем желающим. В Бурятии и Калмыкии, например, этим песком посыпают жилища и даже личные вещи.»Например, ребенку в рюкзак немного подсыпают, чтоб учился хорошо», — говорит Цымпилов.Кроме того, у буддистов принято вешать в домах рисованные изображения мандалы. Они «накапливают и распространяют положительную энергию». А в Юго-Восточной Азии и вовсе наносят священный рисунок прямо на тело.В последние десятилетия локальный обычай стал общемировой модой. Мандала — один из самых популярных рисунков, которые наносят на тело. Более того, в различных тату-салонах можно увидеть целую классификацию: для любви, богатства, здоровья и так далее.Получается, татуировки настолько же священны, как и песочное изображение, которое с молитвой возводят монахи?»По этике буддизма, наносить татуировки в виде мандалы нежелательно. Многие люди это делают просто по незнанию — что означает тот или иной символ, насколько он почитаем верующими. Ведь мандала — важная часть обрядовой традиции буддизма. А вот вешать картину с ней можно, но на почетном месте — как православную икону», — заключает лама.

https://ria.ru/20181129/1533722367.html

москва

тибет

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/155558/79/1555587904_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_0c2c25c63ca824399fbb8c6fc407f589.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

москва, тибет, далай-лама xiv (тэнзин гьяцо), аналитика — религия и мировоззрение, россия

Религия, Москва, Тибет, Далай-лама XIV (Тэнзин Гьяцо), Аналитика — Религия и мировоззрение, Россия

МОСКВА, 15 июн — РИА Новости, Антон Скрипунов. Московские буддисты провели необычный ритуал — построили из песка священную мандалу. Этот сакральный символ давно превратился в визитную карточку религии Будды и приобрел большую популярность в массовой культуре. О том, что такое мандала, можно ли делать татуировки с ее изображением и почему верующие так трепетно к ней относятся, — в материале РИА Новости.

«Секретный обряд»

Монах в оранжевом облачении аккуратно сыплет на стол белый песок. В руке у него две чакпуры (специальные металлические рога с ребристой поверхностью). Он их усиленно трет друг о друга, словно добывает огонь. Но вместо искры видишь песок. Этой кропотливой работой лама занят почти неделю. Священнодействие происходит в одном из офисных центров на юго-западе Москвы. Там в крошечном помещении находится дацан Буддийской традиционной сангхи России «Легшед Даржалинг».

Мандала представляет собой разноцветный ритуальный рисунок, в котором каждый узор, каждый цвет имеет глубокий смысл. И он, в свою очередь, многогранен.

Песочная мандала

В ритуальных целях мандалу создают из песка. Точнее — строят. Потому что это — последовательный процесс со своими тонкостями и обрядами. И совершать его позволено только монахам — людям, отрекшимся от всего мирского ради блага живущих на Земле существ.

«До XIX века это был тайный обряд. И только 13-й Далай-лама разрешил верующим приезжать к святыне и приобщаться ее энергии», — объясняет лама Баир Цымпилов, настоятель московского дацана «Легшед Даржалинг».

Из глубин веков

Никто не знает, как появилась мандала. По одной из версий, ее придумали арии — легендарный и загадочный народ, пришедший в Индию из Средней Азии во втором тысячелетии до нашей эры. Они составили знаменитые «Веды», а также ввели кастовую систему, существующую в Индии по сей день. Как полагают некоторые ученые, арийские жрецы — брахманы — во время обрядов строили нечто вроде «жилища богов», это и стало прообразом мандалы.

Другая легенда гласит, что первую мандалу построил в VIII веке один из основателей тибетского буддизма Падмасамбхава, известный еще под именем Гуру Ринпоче. Тогда же оформился и ее графический канон: круги и квадраты, вписываемые друг в друга. Все вместе они символизируют Вселенную. Спустя столетия мало что изменилось: в России сейчас священное изображение формируют аутентичным способом, пришедшим прямиком из Тибета.

© Сергей Мамонтов | Перейти в медиабанкПесочная мандала

© Сергей Мамонтов

Перейти в медиабанк

Песочная мандала

«В московском дацане «Легшед Даржалинг» мы строим песочную мандалу лишь второй раз. И помолиться возле нее приходит много людей — в основном выходцы из Калмыкии, Тывы и Бурятии (традиционно буддистских регионов России. — Прим. ред.), а также из Читинской области, где тоже много буддистов», — говорит лама Цымпилов.

Всего в столице, по его оценкам, около 300 тысяч буддистов. И ни одного полноценного дацана (буддийского монастырского центра) с дуганами (храмами) и большими молитвенными барабанами. Его открытия верующие добиваются уже много лет.

© Сергей Мамонтов | Перейти в медиабанкПесочная мандала

© Сергей Мамонтов

Перейти в медиабанк

Песочная мандала

«Негатив уходит»

«Сейчас идет Месяц благих деяний, поэтому мы по просьбе прихожан и москвичей построили мандалу Зеленой Тары (одно из божеств, достигших просветления. — Прим. ред.). Она считается матерью всех будд — просветленных — которые существуют в прошлом, настоящем и будущем. Ей молятся о семейном благополучии: поиске второй половины, деторождении, здоровье родителей и так далее», — объясняет Батор-лама, держа в руках тюбик с белым песком. Это измельченный мрамор с Байкала.

Белый цвет для мандалы — базовый. Еще в качестве основных используются красный, зеленый и синий. Все четыре цвета символизируют стихии, которые, согласно буддийскому учению, являются основой мироздания: земля, огонь, вода и воздух. Поэтому в целом мандала представляет собой художественную модель Вселенной. В центре мандалы, которую возводят Батор-лама с монахами, изображена Зеленая Тара.

Песочная мандала

«Мы, по сути, строим для нее дворец. Сначала идет специальная подготовка, каждое утро в течение всех шести дней мы начитываем священные тексты и мантры. И все это время здесь невидимым образом присутствует богиня Тара, которая приходит сюда из межпространственного мира. Поэтому здесь все освящается, а песок накапливает колоссальную энергию — и весь негатив уходит», — объясняет лама.

«Военные просили молиться»

Поэтому мандалу возводят в различных жизненных ситуациях — дабы устранились препятствия в осуществлении какого-либо дела. По сути, это буддийский аналог молебна в православной церкви.

© Сергей Мамонтов | Перейти в медиабанкПесочная мандала

© Сергей Мамонтов

Перейти в медиабанк

Песочная мандала

«Когда в 2013 году в Приморье было наводнение, командование Восточного военного округа выделило помещение, чтобы восемь лам в течение двух недель непрерывно молились и строили мандалу. То есть молились со всем миром за то, чтобы обошлось без жертв», — вспоминает лама Цымпилов.

«Подсыпаем в сумки»

Буддисты верят, что песок, из которого возводится мандала, обладает целебными свойствами. Поэтому на девятый день для верующих проводят специальный обряд ее разрушения: после специальных молитв конструкция разделяется и стройная картина исчезает. Часть составлявшего ее песка посвящается духам определенной стихии — в этот раз его развеяли над Москвой-рекой. А оставшуюся часть раздают всем желающим. В Бурятии и Калмыкии, например, этим песком посыпают жилища и даже личные вещи.

«Например, ребенку в рюкзак немного подсыпают, чтоб учился хорошо», — говорит Цымпилов.

Кроме того, у буддистов принято вешать в домах рисованные изображения мандалы. Они «накапливают и распространяют положительную энергию». А в Юго-Восточной Азии и вовсе наносят священный рисунок прямо на тело.

© Сергей Мамонтов | Перейти в медиабанкПесочная мандала

© Сергей Мамонтов

Перейти в медиабанк

Песочная мандала

В последние десятилетия локальный обычай стал общемировой модой. Мандала — один из самых популярных рисунков, которые наносят на тело. Более того, в различных тату-салонах можно увидеть целую классификацию: для любви, богатства, здоровья и так далее.

Получается, татуировки настолько же священны, как и песочное изображение, которое с молитвой возводят монахи?

«По этике буддизма, наносить татуировки в виде мандалы нежелательно. Многие люди это делают просто по незнанию — что означает тот или иной символ, насколько он почитаем верующими. Ведь мандала — важная часть обрядовой традиции буддизма. А вот вешать картину с ней можно, но на почетном месте — как православную икону», — заключает лама.

Древние реликвии в центре Москвы могут скоро исчезнуть

29 ноября 2018, 08:00

Буддизм в 9 вопросах • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Антропология, История

Чем буддизм отличается от индуизма? Как посчитать будд? Действительно ли в мире буддистов много, а в Индии мало? Отвечаем на эти и другие вопросы об одной из крупнейших мировых религий

Автор Людмила Жукова

1.

Кто придумал буддизм?

Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы­. Постер мастера Малигаваге Сарлиса. Шри-Ланка, середина XX векаAmazon.com, Inc.

В отличие от двух других крупнейших мировых религий (христианства и исла­ма), буддизм — нетеистическая религия, то есть отрицающая сущест­вование Бога-творца и вечной души. Основатель буддизма  На санскрите слово «будда» означает «пробужденный». Сиддхартха Гаутама из ро­да Шакья, принадле­жав­ший к варне кшатриев, то есть к сословию вои­нов, родился в северной Индии, предполо­житель­но, в середине VI века до н. э. Его биография очень рано обросла разными леген­дами, а исторический пласт прочно сросся с мифоло­гическим, начиная с обстоятельств его рождения, которые были весьма необычными. Будущей матери принца приснилось, что в ее тело вошел белый слон, и это было истолковано как предвестие прихода в мир великого человека, будущего правителя Вселенной.

Детство и юность Сиддхартхи были безоблачны: он не знал ни болезней, ни горя, ни нужды. Но однажды, выйдя из дворца, он столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.

В возрасте 35 лет во время долгой медитации Сиддхартха достигает просвет­ления, то есть становится буддой, и начинает проповедовать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в четырех благородных истинах. Во-первых, мир несовершенен и полон страданий. Во-вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия. В-чет­вертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и спаситель­ную мудрость. Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удоволь­ствий (которые в конечном счете оборачиваются страданиями).

2. Чем буддизм отличается от индуизма?

Будда (в центре) как аватара Вишну. Барельеф храма Ченнакесава. Соманатапура, Индия, середина XIII века © Jean-Pierre Dalbéra / CC BY 2.0

Буддизм — мировая религия; следовательно, буддистами могут стать пред­ставители любых национальностей. В этом заключается одно из радикальных отличий буддизма от индуиз­ма  Индуизм — религия Индии, которую испо­ведует более 80 % населения страны. В отли­чие от буддизма, индуизм — нацио­нальная религия, принадлежность к которой опреде­ляется по рождению. Индуизм представляет собой совокупность разных тради­ций, кото­рые, как принято считать, объеди­няет при­знание авторитета Вед — главного священ­ного текста индуизма. — национальной и абсолютно закрытой для про­никновения извне религии. Социальная структура индийского общест­ва была образована четырьмя сословиями, варнами, — брахманов (жрецов и ученых), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (ремесленников и наемных работников). Принадлежность к варнам определя­лась исключительно по рождению — так же, как и принадлежность к индуизму в целом.

Буддизм, бывший поначалу одним из многочисленных оппозиционных индуизму течений, стал радикальным реформаторским учением как в интеллек­туально-духовном, так и в социальном отношении. Буддисты поставили этические заслуги человека выше происхождения, отвергнув варновую систему и авторитет брахманов. Со временем у этого небольшого течения появились собственная социальная структура, корпус священных текстов и культовая практика. Став мировой религией, оно распространилось далеко за пределы полуострова Индостан.

Однако в Индии буддизм постепенно пришел в упадок. Сегодня буддистами считают себя менее 1 % индийцев. По численности буддизм занимает лишь пятое место среди религий, распро­странен­ных в Индии, значительно уступая индуиз­му, исламу, христианству и сикхиз­му  Сикхизм — одна из национальных религий Индии, основанная в XVI веке в Пенджабе.. При этом основатель буддиз­ма Будда Шакьямуни почитается в индуизме как одно из воплощений (одна из аватар) бога Вишну. Зато в мировом рейтинге религий буддизм стоит на четвертом месте: его исповедуют 7 % населения земного шара.

3. Что значит быть буддистом?

Будда в окружении последователей. Роспись в буддийском храме в Таиланде Wikimedia Commons

На протяжении нескольких столетий учение Будды передавалось в устной форме, а в I веке до н. э. было записано на пальмовых листьях, которые храни­лись в трех корзинах. Отсюда название буддийского канона — Трипитака («Три корзины»). В буддизме существует несколько направлений и множество школ, но всех буддистов объединяет вера в «три драгоценности» — Будду, дхарму (учение Будды) и сангху (монашескую общину). Обряд вступления в буддий­скую общину предполагает произнесение краткой ритуальной формулы с упо­минанием «трех драгоценностей»: «Я иду под защиту Будды, я иду под защиту дхармы, я иду под защиту сангхи».

Кроме того, все буддисты должны следовать пяти правилам, установленным Буддой: не причинять вред живым существам, не воровать, не прелю­бо­дей­ствовать, не лгать, не употреблять алкоголь и наркотики.

4. Есть ли в буддизме разветвления (как в хрис­тианстве)?

Мандала Васудхара. Непал, 1777 год The Metropolitan Museum of Art

В буддизме существует три направления: тхеравада — «учение старейшин», махаяна — «великая колесница»  Слово «колесница» подразумевает, что учение — своего рода транспортное сред­ство, доставляющее людей к просветлению. и ваджраяна — «алмазная колесница». Тхеравада, распространенная преимущественно в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается наиболее древним направлением, восходящим непосредст­венно к Будде Шакьямуни и кругу его учеников.

С точки зрения последовате­лей махаяны, тхеравада — излишне элитарное учение, которое они презри­тельно называют хинаяной, то есть «малой колес­ницей», — ведь оно предпола­гает, что достичь нирваны можно, только встав на путь монашества. Махаяни­сты же утверждают, что миряне тоже могут достичь просветления. Особую роль для них играет учение о бодхисаттвах — просветленных людях, добро­вольно оставшихся в сансаре, с тем чтобы помочь выбраться из круговорота рождений и смертей другим людям. Так, в тибетской традиции воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары считается духовный лидер тибетцев Далай-лама XIV. Махаяна распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и Южной Сибири.

Наконец, ваджраяна возникла внутри махаяны в конце I тысячелетия н. э., достигнув наивысшего расцвета в Тибете. Последователи этого течения утверждали, что достигнуть просветления можно в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым медитативным практикам. В настоящее время распространена преимущест­венно в Монголии, Тибете, Бурятии, Тыве и Калмыкии.

5. Будда один, или их много?

Будущий будда Майтрейя. Изображение танка (рисунок на ткани), созданное по заказу Далай-ламы VIII в память о его умершем наставнике. Тибет, 1793–1794 годы Norton Simon Art Foundation

В буддизме постулируется существование бесчисленного числа «пробужден­ных» — будд, и Шакьямуни из них самый известный. Однако в буддийских текстах можно найти имена его предшествен­ников — их от 7 до 28. Кроме того, в будущем ожидается приход еще одного будды — Майтрейи  В переводе с санскрита — «любящий, милосердный».. Сейчас, как верят буддисты, бодхи­саттва Майтрейя пребывает на небесах Тушита (то есть в «Саду радости»), а впоследствии появится на земле, достигнет просветления, став буддой, и начнет проповедовать «чистую дхарму».

6. Будда — это бог или нет?

Ханабуса Иттё. Смерть Будды. 1713 год Museum of Fine Arts, Boston

Как уже говорилось выше, буддизм — нетеистическая религия. Однако в буд­дийской мифологии «человеческие» аспекты жизни Будды Шакьямуни сосед­ствуют с описаниями его сверхъестественных способностей, а также явлений космического масштаба, сопровождавших разные этапы его жизнен­ного пути. О нем говорится как о предвечно существовавшем существе, способном созда­вать особые миры — «поля Будды».

Прах Будды воспринима­ется как свидетель­ство его мистического присутствия в нашем мире и окружен особым почита­нием. Согласно преданию, он был разделен на восемь частей и хранился в пер­вых буддийских культовых соору­жениях — ступах (с санскрита это переводится как «макушка» или «земляной холм»). Кроме того, в махаяне появилось учение о вечном «дхарми­ческом теле» Будды, которым он обладал наряду с обычным, физическим телом. Это тело отождествляют как с дхармой, так и с мирозданием в целом. Очевидно, что Будда почитается не только как «великий человек», но и как божество, особенно в махаяне и ваджраяне.

Кроме того, из буддийского пантеона вовсе не изгнаны индуистские боже­ства — просто фигура Будды оттеснила их на второй план. Согласно буддий­скому учению, боги так же, как и все прочие живые существа, подчи­нены круговороту сансары и, чтобы вырваться из него, им надо пере­родиться в мире людей — ведь только в нем рождаются будды. К слову, прежде чем родиться в последний раз, Будда Шакьямуни, согласно легендам, пере­рождался более пятисот раз и побывал и царем, и лягушкой, и святым, и обезьяной.

7. Празднуют ли буддисты Новый год?

Тоёхара Тиканобу. Мать и дочь идут к буддийскому храму вместе с другими паломниками, чтобы отпраздновать Новый год. Не позднее 1912 годаClaremont Colleges Digital Library

В народном буддизме существует множество праздников — весьма популяр­ных, хотя и имеющих весьма отдаленное отношение к религии. Один из них — Новый год, который в разных регионах празднуют по-разному. Вооб­ще, буддийский праздничный цикл основан на лунном календаре (везде, кроме Японии). Одним из главных собственно буддийских праздников можно назвать Весак, с которым в разных странах связывают от одного до трех ключевых со­бытий в жизни Будды Шакьямуни (рождение, просветление, нирвану). Другие праздники — это День сангхи, то есть память о встрече Будды с учениками, и День дхармы, то есть память о первой проповеди Будды. Кроме того, в буд­дийских странах отмечают День всех умерших: добуддийский культ пред­ков очень устойчив и играет огромную роль.

8. Есть ли у буддистов храмы?

Эрнст Хейн. Буддийский храм в Киото. Вторая половина XIX векаPixels

Наиболее известным буддийским культовым сооружением является ступа. Первона­чально ступы строились как реликварии, в которых хранились и по­читались останки Будды Шакьямуни, впоследствии — в память о важных событиях. Существует несколько разно­виднос­тей ступ, и их архитектурный облик во мно­гом зависит от региональных традиций: они могут быть полу­сфериче­скими, квадратными ступенчатыми или иметь форму пагод. Чтобы заработать хоро­шую карму, буддисты практикуют ритуальный обход ступы.

Также существуют храмы в архитектурном отношении еще более разнообраз­ные. Считается, что в них и сосредоточены три сокровища буддизма — Будда (его статуи и другие изображения), дхарма, воплощенная в текстах буддий­ского канона, и сангха, представленная монахами, живущими при храме или монастыре.

9. Буддисты вегетарианцы или нет?

Суджата подает Будде рис с молоком. Живопись танка (рисунок на ткани). Непал© Diomedia

Казалось бы, один из важнейших буддийских принципов — ахимса — пред­полагает отказ от употребления в пищу мяса. Однако в реальности в разных регионах пищевые ограничения обусловлены по большей части местными обычаями. Среди буддистов есть как сторонники, так и противники вегета­рианства, причем и те и другие приводят в подтверждение своей позиции легендарные высказывания Будды. Так, существует буддийская притча об оле­не и тигре, в которой олень попадает в ад за то, что, хвалясь своим вегетариан­ством, он, поедая траву, невольно уничтожал мелких насекомых, а хищник тигр, напротив, очистил свою карму, поскольку всю жизнь страдал и каялся.

другие религии

 

11 вопросов про иудаизм

Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы

 

11 вопросов про ислам

Откуда взялся Коран, чем шииты отличаются от суннитов, что такое шариат и как одеваются мусульманки

 

Частые вопросы о православии

Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки

Изображения: Shakyamuni Buddha with Avadana Legend Scenes. Тибет, XIX век



Rubin Museum of Art



Источники

  • Агаджанян А. С. Буддийский путь в ХХ веке. Религиозные ценности и современная история тхеравады.

    М., 1993.

  • Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм.

    СПб., 1999.

  • Фишер М. П. 12 религий, которые меняют мир сегодня.

    М., 2014.

  • Smith Jo D. The Essence of Buddhism.

    London, 2006.

  • The Story of Buddhism: A Concise Guide to Its History & Teachings.

    Ed. by Donald S. Jr. Lopez. San Francisco, 2001.

Теги

Шпаргалка
Азия
Стыдные вопросы

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Фотография дня

Энциклопедия гримас

Карикатура дня

Граффито Алексаменоса 

Кинохроника дня

Немецкая девушка в последний день войны

Архив

Литература

Фактчек: 13 самых популярных легенд о Шекспире

Великий драматург, актер или необразованный укрыватель зерна?

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Татуировка Будды и другие священные изображения: кощунство?

Фарид Кавиани
in Things & Ink, INKED Australia/NZ, 2

Нажмите здесь, чтобы прочитать Татуировка Будды: кощунство? в блоге Things & Ink.

Этот рекламный щит расположен на главной магистрали Бангкока между аэропортом Суварнабхуми и городом. Противостоя въезжающим в город путешественникам, он осуждает любое декоративное использование Будды, в том числе, в частности, татуировки. На своем одноименном веб-сайте 5000s.org организация, заказавшая публичное сообщение, подробно изложила свою позицию, которую стоит процитировать полностью:

Будда является отцом религии более чем 500 миллионов буддистов по всему миру. Его изображения и статуи ни при каких обстоятельствах не предназначены для украшения или татуировки. Те, кто создает объект с изображениями Будды, намерены вдохновить людей думать о Будде, его учении. Если вы чувствуете, что изображения Будды помогают вам ощутить мир и гармонию, пожалуйста, разместите статую Будды с уважением, поместив статую или изображение на высоком уровне от пола и не используя его символы в качестве украшения. Человеческое тело грязно. Изображение Будды не должно отображаться на чем-то столь нечистом, как человеческое тело, например, с помощью татуировки.

В этот момент, возможно, важно немного глубже изучить значение, которое буддийская иконография имеет в буддизме. Как объясняет академик религиоведения Патрик С. О’Доннелл: «Религиозное значение различных иконографических изображений и символов призвано резонировать с психологическими, философскими и духовными склонностями практикующего и способствовать дальнейшему развитию его способностей, которые со временем должны расширяться и углубляться. . Эта иконография — неотъемлемая черта «живой традиции», а не просто «искусства» в общепринятом смысле и не исключительно исторического или антикварного интереса или любопытства».

Однако сегодня изображение Будды и связанные с ним значки стали пустыми символами модной духовности или превратились в чисто декоративные товары и одежду. Недавно североамериканская сеть магазинов Urban Outfitters вызвала споры о другой религии, выпустив свои носки за 8 долларов США с изображением индуистского божества Ганеша (с тех пор все они были распроданы, хотя гобелены Ганеши за 49 долларов США все еще доступны), что побудило президента Всемирного общества индуизма, Раджан Зед, опубликовать заявление, осуждающее использование религиозного символа: «Господь Ганеша высоко почитался в индуизме и предназначался для поклонения в храмах или домашних святынях, а не для того, чтобы его обвивали вокруг ноги».

Многим может показаться здравым смыслом уважать священную религиозную иконографию, но для других идея адаптировать свою личную одежду, чтобы соответствовать морально приемлемой сфере другой религии, нелепа; кто-то, кто обижается на изображение восьмирукого слона на носке, может быть веской причиной для насмешек. Инвестиции в исследование границ культурного присвоения выходят за рамки этой статьи, но важно помнить, что безудержное культурное присвоение, демонстрируемое западными корпорациями, — это их уникальный способ стереть мир чего-либо священного. Однако для жителей исторически колонизированных стран, таких как Индия и Шри-Ланка, которые продолжают почитать свои религиозные иконы, это Колонизация 2.0.

В апреле этого года правительство Шри-Ланки арестовало и депортировало британку Наоми Коулман из-за татуировки Будды на ее руке, а представитель полиции сослался на преступление «оскорбления религиозных чувств других». И только на прошлой неделе в Мьянме BBC сообщила, что новозеландец и двое местных жителей «не признали себя виновными» по обвинению в оскорблении Будды, изобразив его в наушниках (Шри-Ланка и Мьянма — глубоко религиозные страны; бирманский закон запрещает оскорблять любую религию).

Если вы не намерены сделать политическое или общественное заявление — в этом случае ваша мотивация при посещении принимающей страны выходит далеко за рамки обычного туриста или временного эмигранта — общепринятой нормой является уважение законов и моральных норм страна, в которой вы находитесь в гостях. Например, как бы абсурдно это ни звучало, не водить машину, пока она женщина, но, может быть, не ехать в Саудовскую Аравию, полностью владея женскими репродуктивными органами (на этом предложение можно было бы правдоподобно закончить) и водить машину. Если, конечно, вы не готовы столкнуться с последствиями как для себя (в последнее время от 10 до 150 ударов плетью), так и для дипломатических отношений между суннитской нацией и страной вашего гражданства.

Организация «Знающий Будда» (KBO), управляющая сайтом 5000.org, является самопровозглашенным хранителем Будды, занимающимся повышением осведомленности о уместном и неуместном использовании буддийских символов и образов. В него поступают многочисленные жалобы на «разорение» при кощунственном использовании изображения Будды, например, статуй, украшающих туалеты. KBO сообщили мне, что в настоящее время они работают с Тайским комитетом по религиям, а также с Сенатом Таиланда, чтобы «помочь решить эту постоянную проблему, которая исказила буддизм во всем мире» и провести кампанию за закон, который будет сосредоточен не только на татуировках, мебели и одежды, а установить «праведный эталон» в общественном сознании в целом.

Я вступил в эту зарубежную беседу с организацией «Знающий Будда», используя буддийские учения, указав, что на ее веб-сайте она делится мудростью: «Чтобы очистить ум, Будда учил нас перестать реагировать эмоционально. Это означает просто признать, не реагируя, что требует определенных знаний». Я спросил, считают ли они, что в недавнем случае с Наоми Коулман, практикующей буддисткой, посетившей Шри-Ланку, власти действовали должным образом и в соответствии с этими учениями? Я счел уместным напомнить, что в западной культуре татуировки часто делаются, чтобы напомнить владельцу о важном событии или эмоции, и задаться вопросом, особенно когда на его веб-сайте говорится, что «статуи Будды стали ключевым элементом для большинства буддистов вокруг». мир», через который верующие «напоминают о его сострадании, доброте и его учении и испытывают к нему самое высокое уважение» — не может ли татуировка сыграть эту важную роль вместо статуи?

«Для преданных буддистов татуировки не являются средством спасения. Они не что иное, как ненужный избыток жизни, если кто-то хочет отделить свой ум. Для строго регламентированных буддийских стран, таких как Шри-Ланка, недопустимо видеть Будду и его изображение в каком-либо нечист[ом] контексте, в том числе и на теле. Речь идет не об эмоциональной реакции или переигрывании, а о том, чтобы подавать праведное сознание и хороший публичный пример. [Власти Шри-Ланки] просто продемонстрировали, что такие действия неуважительны».

Когда я попросил КБО разъяснить их возражение против изображения Будды в татуировках, они рассказали мне, насколько наши тела нечисты из-за алкоголя, дефекации и полового акта. Для нас вытатуировать изображение Будды на этом сосуде с нечистотами (я перефразирую) означает прикрепить «самый священный символ чистоты к тому, чего нет» и принизить потустороннее к тому, что мирское. Поскольку Будда учил нас «изолировать наш ум от тела и, в конечном счете, отделить ум от нашего ума, чтобы быть умом без ума», КВО ставит под сомнение импульс «поместить свой образ в такое низкое и нечистое место или [ на] нечто столь же непостоянное, как наши тела».

Боль при виде изображения Будды на непостоянном грязном материале, поясняет КВО, сродни ярому патриоту, наблюдающему, как топчут или сжигают ее национальный флаг. «Будда был самым чистым умом. Он настолько чист, что даже к его изображениям следует относиться [благоговейно] и ставить только [в] высокие[высокие][места]», соразмерно, как предполагается, духовной высоте его праведных дел.

Хотя KBO может считать, что образ Будды слишком выдающийся для таких, как наши разлагающиеся, нечистые тела, я предложил оценить художественную ценность татуировки — лишенной божественного подчинения — которую священная иконография может предложить неверующему.

«Идея оценивать искусство по изображениям Будды ложна с единственной целью и, следовательно, неуместна. Нужно учитывать истинную цель и уважать истинный смысл».*

Опять же, все сводится к тому, готовы ли вы уважать чужие убеждения до такой степени, что вы можете влиять на свой собственный выбор. Всегда приятно видеть, как люди с такими твердыми убеждениями подают пример, поэтому я был озадачен тем, как татуировки сак-янков и буддисты, которые их носят и татуируют, вписываются в это, казалось бы, непреклонное уравнение.

KBO признает Сак Янт одним из многих людей, неправильно понимающих свою религию, даже среди буддистов, утверждая, что их очарование вводит в заблуждение.

«По мере того, как мы углубляемся в суть учения Будды, мы видим неизбежное знание того, что настоящая Дхарма состоит в том, чтобы отделить ум от всего. Сак Янт — это еще одна связь, которая связывает нас с нашими телами и связывает наш разум с желанием обладать и надеждой на любой ожидаемый, экстраординарный результат. У многих истинных буддистов есть Сак Янт, но они больше не [ценят] импорт татуировок или их магические заявления. Они считают своим [спасением] только Будду, его учения и Дхарму».

Было бы интересно изложить это буддистскому ордену Сак Янт, но, может быть, я оставлю это вам, чтобы вы сделали это в свое время, чтобы бросить вызов намерениям татуированного монаха.

* Согласно КБО, «истинная цель» это: «Будда и его учения».


/ Фарид Кавиани

Религия, Тату, Мир

Вещи и чернила, INKED Australia/NZ, 2

Буддизм и буддийское искусство | Эссе | Метрополитен-музей

Пятый и четвертый века до н.э. были временем всемирного интеллектуального брожения. Это был век великих мыслителей, таких как Сократ и Платон, Конфуций и Лао-цзы. В Индии это был век Будды, после смерти которого сложилась религия, распространившаяся со временем далеко за пределы своей родины.

Сиддхартха, принц, которому суждено было стать Буддой, родился в королевской семье Капилавасту, небольшого королевства в предгорьях Гималаев. У него было божественное зачатие и чудесное рождение, при котором мудрецы предсказывали, что он станет всеобщим завоевателем либо физического мира, либо человеческого разума. Это было последнее завоевание, которое произошло. Отказавшись от дворцовых удовольствий в поисках истинной цели жизни, Сиддхартха сначала попробовал путь сурового аскетизма, но через шесть лет оставил его как бесполезное занятие. Затем он сел в йогической медитации под бодхи дерево, пока не достиг просветления. Отныне он был известен как Будда, или «Просветленный».

Его — Срединный Путь, отвергающий и роскошь, и аскетизм. Буддизм предлагает жизнь с добрыми мыслями, добрыми намерениями и праведной жизнью, и все это с конечной целью достижения нирваны, освобождения от земного существования. Для большинства существ нирвана лежит в отдаленном будущем, потому что буддизм, как и другие религии Индии, верит в цикл перерождений. Люди много раз рождаются на земле, каждый раз имея возможность совершенствоваться дальше. И именно их собственная карма — сумма деяний, хороших и плохих — определяет обстоятельства будущего рождения. Будда провел оставшиеся сорок лет своей жизни, проповедуя свою веру и обращая огромное количество людей. Когда он умер, его тело кремировали, как это было принято в Индии.

Кремированные реликвии Будды были разделены на несколько частей и помещены в шкатулки для реликвий, которые были захоронены внутри больших полусферических курганов, известных как ступы. Такие ступы составляют центральный памятник буддийских монастырских комплексов. Они привлекают паломников со всего мира, которые приезжают, чтобы испытать незримое присутствие Будды. Ступы окружены перилами, которые обеспечивают путь для ритуального обхода. Вход в священную область осуществляется через ворота с четырех сторон света.

В I в. до н. э. индийские художники, работавшие с скоропортящимися материалами из кирпича, дерева, соломы и бамбука, широко применяли камень. К ступам добавились каменные перила и ворота, покрытые рельефными скульптурами. Любимыми темами были события из исторической жизни Будды, а также из его предыдущих жизней, которых, как считалось, было 550. Последние сказки называются джатак и часто включают популярные легенды, адаптированные к буддийским учениям.

В самом раннем буддийском искусстве Индии Будда не изображался в человеческом обличье. Вместо этого его присутствие обозначалось знаком, таким как пара следов, свободное место или пустое место под зонтиком.

В первом веке нашей эры человеческий образ одного Будды стал доминировать на художественной сцене, и одним из первых мест, где это произошло, было вдоль северо-западной границы Индии. В районе, известном как Гандхара, художественные элементы эллинистического мира в сочетании с символикой, необходимой для выражения индийского буддизма, создают уникальный стиль. Юные Будды с волосами, уложенными волнистыми локонами, напоминают римские статуи Аполлона; монашеское одеяние, закрывающее оба плеча и сложенное тяжелыми классическими складками, напоминает римскую тогу. Есть также много изображений Сиддхартхи как царственной фигуры, украшенной драгоценностями, до его отказа от дворцовой жизни. Буддизм развил концепцию Будды Будущего, Майтрейи, изображаемого в искусстве и как Будда, одетый в монашеское одеяние, и как царственный бодхисаттва до просветления. Гандхарские художники использовали как камень, так и лепнину для создания таких изображений, которые помещались в нишевые святыни вокруг ступы монастыря. В то же время художники кушанского периода в Матхуре, Индия, создали другое изображение Будды. Его тело расширилось священным дыханием ( прана ), а его цепкое монашеское одеяние было задрапировано так, что правое плечо оставалось открытым.

Третий влиятельный тип Будды развился в Андхра-Прадеше, на юге Индии, где изображения крупных размеров, с серьезными, неулыбчивыми лицами были одеты в мантии, которые создавали тяжелый хабар по подолу и обнажали левое плечо. Эти южные места послужили источником художественного вдохновения для буддийской земли Шри-Ланки, расположенной у южной оконечности Индии, и шри-ланкийские монахи регулярно посещали этот район. Несколько статуй в этом стиле были найдены по всей Юго-Восточной Азии.

Последующий период Гуптов, с четвертого по шестой век нашей эры, в северной Индии, который иногда называют Золотым веком, стал свидетелем создания «идеального образа» Будды. Это было достигнуто за счет сочетания избранных черт из региона Гандхара с чувственной формой, созданной художниками Матхуры. Волосы Будды Гупта уложены крошечными отдельными локонами, а одежда имеет сеть завязок, напоминающих складки драпировки (как в Матхуре) или прозрачные ножны (как в Сарнатхе). Гупта-будды с их нисходящим взглядом и духовной аурой стали образцом для будущих поколений художников, будь то в пост-Гуптской и Пала-Индии или в Непале, Таиланде и Индонезии. Металлические изображения Будды Гупта также были взяты паломниками по Шелковому пути в Китай.

В течение следующих столетий возникла новая форма буддизма, которая включала расширение пантеона и более сложные ритуалы. Этот более поздний буддизм представил концепцию небесных бодхисаттв, а также богинь, из которых самой популярной была Тара. В Непале и Тибете, где производились изысканные металлические изображения и картины, создавались новые божества, которые изображались как в скульптуре, так и в раскрашенных свитках. Свирепые божества были представлены в роли защитников буддизма и его верующих. Изображения более эзотерического характера, изображающие бога и богиню в объятиях, были созданы для демонстрации метафизической концепции, согласно которой спасение является результатом союза мудрости (женщины) и сострадания (мужчины). Буддизм прошел долгий путь от своего простого начала.


Цитата

Дехеджия, Видья. «Буддизм и буддийское искусство». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/budd/hd_budd.htm (февраль 2007 г.)

Дополнительное чтение

Дехеджия, Видья. Индийское искусство . Лондон: Файдон, 1997.

.

Миттер, Парта. Индийское искусство . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2001.

Дополнительные эссе Видьи Дехеджиа