Menu
Разное Скульптура мужчины – Matteo Pugliese | C | contemporary art

Скульптура мужчины – Matteo Pugliese | C | contemporary art

Содержание

Скульптура мужских ягодиц вошла в шорт-лист премии Тернера: Искусство: Культура: Lenta.ru

В Великобритании объявлен шорт-лист премии Тернера, одной из самых престижных в области современного искусства. Об этом сообщает в четверг, 12 мая, издание Mashable.

В него вошли четверо претендентов — Майкл Дин (Michael Dean), Антеа Хэмилтон (Anthea Hamilton), Хелен Мартен (Helen Marten) и Жозефин Прайд (Josephine Pryde).

Наибольший интерес критиков вызывает представленная Хэмилтон 5,5-метровая скульптура мужских ягодиц в окружении кирпичной стены, отмечает Mashable. Она была частью выставки Lichen! Libdo! Chastity! в Нью-Йорке и, как утверждает автор, сделана на основе 3D-сканирования тела «хорошо известного художника-графика».

Прайд попала в шорт-лист за калифорнийскую выставку, на которой решила показать отношения искусства и фотографии. Посетители экспозиции могли ездить по залу на сделанной в масштабе 1:10 модели грузового локомотива с двумя вагонами и смотреть на фото женских рук.

Материалы по теме

11:49 — 29 сентября 2015

Мартен объединяет в своих работах различные предметы,которые она находит в разных местах. Ее работы называют «неуловимыми по форме и смыслу: они привлекают и интригуют, но не поддаются толкованию и категоризации», пишет The Guardian. Ее номинировали за выставку в Нью-Йорке и проект на Венецианской биеннале.

Дин — единственный мужчина в шорт-листе. Он создает скульптуры из строительных материалов — бетона, арматуры, железных листов. Газета отмечает, что Дин стал претендентом на премию за персональные выставки в Лондоне и Амстердаме.

Премия Тернера учреждена в 1984 году и названа в честь английского художника Уильяма Тернера. Ее обладателем может стать любой художник младше 50 лет, выставлявший свои работы в Великобритании в последний год. Победитель получает 25 тысяч фунтов (36 тысяч долларов), остальные попавшие в шорт-лист — пять тысяч фунтов (более семи тысяч долларов).

lenta.ru

20 самых эротичных скульптур, достойных восхищения (30 фото)

Женская красота всегда вызывала восхищение. Ее воспевали поэты и музыканты, изображали художники и скульпторы. Последним особенно удавалось передать силу и хрупкость женщины в самых разнообразных материалах…

Луо Ли Ронг (Luo Li Rong) создает невероятно женственные и реалистичные скульптуры. Ее работы элегантны и грациозны. Кажется, что они вот-вот оживут.



Британец Ричард Стейнторп (Richard Stainthorp) на протяжении 20 лет делает скульптуры из металлической проволоки. Особенно ему удаются женские персонажи — плавные линии, красивые силуэты. По словам Ричарда, работа с проволокой напоминает решение головоломки, но результат того стоит.

Эта таинственная, но в то же время чувственная скульптура находится на знаменитом кладбище Стальено в Генуе (Италия). Больше околдованных и не менее прекрасных скульптур можно увидеть здесь.


Жан-Мишель Бихорель (Jean-Michel Bihorel) поразил интернет необычными работами — цифровыми скульптурами женщин из… цветков. Оригинально и фантастически красиво.


Итальянец Витторио Тессаро (Vittorio Tessaro) сумел изобразить женщину с изяществом, которое восхваляли поэты, но в то же время сделал ее образ современным.


«Когда эротичность бронзы зашкаливает» — именно так пишут о работах американского скульптора Бенджамина Мэттью Виктора (Benjamin Matthew Victor). Бенджамину удалось не только вдохнуть жизнь в бездушный материал, но и сделать скульптуры потрясающе реалистичными.

Филип Джексон (Philip Jackson) — шотландский скульптор, каждая работа которого рассказывает свою неординарную историю. Его творения настолько выразительны, что сложно поверить в то, что это всего лишь каменные изваяния, а не настоящие люди.


Массивная скульптура «Экстази» Карена Кусолито (Karen Cusolito) сделана из переработанной стали. Силуэт, жесты, изгибы фигуры и сам материал вместе выражают противоречия, раздирающие не только женскую натуру, но и нашу с вами современность.


Робин Уайт (Robin Wight) — мастер по работе с проволокой. Из столь, казалось бы, неизящного материала он создает удивительно грациозные скульптуры. При взгляде на них создается ощущение, что они сейчас оторвутся от земли и полетят вслед за ветром.



Скульптор Госия (Gosia) из Торонто создает нежные образы, наполненные женственностью и стремлением к самопознанию.


Антонио Коррадини (Antonio Corradini) — венецианский скульптор, живший в XVIII веке, известен невообразимо тонкой работой с мрамором. Созданные им прекрасные женские фигуры, покрытые вуалью, до сих поражают воображение своей реалистичностью.


Адам Мартинакис (Adam Martinakis) создает цифровые скульптуры, восхищающие глубиной затрагиваемых тем и неординарностью исполнения. Адам «говорит» со своими поклонниками с помощью метафоричных образов. Женщины в его работах выглядят наиболее хрупко и уязвимо.
Бонус: «Призрачная девушка»


«Призрачная девушка» — работа британского скульптора Кевина Фрэнсиса Грэя (Kevin Francis Gray) вызывает у многих неоднозначные чувства. Лицо девушки покрыто вуалью из кристаллов, которая символизирует ее нежелание мириться с реальностью.


Источник

ribalych.ru

Необычные памятники (неприличные) : kolybanov — LiveJournal

Необычные памятники (неприличные) часть 40

 

 Н Е П Р И Л И Ч Н Ы Е    П А М Я Т Н И К И

В чём красота и смысл??? Я НЕ ПОНИМАЮ.

Но они есть во многих городах.

Памятники голым мужчинам

  Скульптор Юло Ыуна с сыном в Тарту, Эстония  

   

Голый “Сердитый малыш” в Осло, Норвегия

 

 Голые младенцы  в Праге, Чехия

 

Голый мальчик  напротив бывшего Дома пионеров в Праге, Чехия

 

Голый юноша в Санкт-Петербурге, Россия

 

Голые золотые мальчики в Санкт-Петербурге, Росия 

 

 Голые толстяки,открывающие ворота города Водинборг, Дания

 

Толстяк в Чешских Будеевицах, Чехия  

 

Голый мужчина в  Праге, Чехия

 

Голый мужчина

 

Голый мужчина с детьми в Осло, Норвегия

 

Голый мужчина

 

Голый библейский персонаж Иов  в Нюрнберге, Германия

 

Голые мужчины  в Швейцарии

 

Голый мужчина в Венеции, Италия

Голый мужчина

 

Голый инопланетянин 

 

Голый мужчина

 

Творения Эрика Фукса в Вайблингене, Германия 

  

 

Памятники голым женщинам

Памятник в Евпатории, Россия

 

Голая дама в Осло, Норвегия

 

Голая дама в Осло, Норвегия

 

 

 

Голая дама в Корее

 Голая девушка Маргарита в  Лёвене, Бельгия

 

Голая дама в Лихтенштейне

 

Голые женщины – худая и толстая в г.Векшё, Швеция

 

Голая дама в Швеции

 

Голая дама

 

Голые люди

 

Голая дама во Франкфурте-на-Майне, Германия

 

Голая дама  в  Берлине, Германия

 

 

 

Памятники – части тела

Памятник в аэропорту Осло, Норвегия  

 

Памятник вагине в г. Тюбинген. Швейцария.

 Памятник в Турции  

 

Памятник в Кёльне, Германия 

 

Памятник  в г. Хемниц, Германия

 

Где-то в Крыму. (работа художника Андрея Балюка)  

 

Памятник в Амстердаме, Голландия

 

 

 

 

 

Памятники проституткам

Памятник проститутке в Германии

 

Памятник проститутке в  Амстердаме, Голландия

 

Памятник проституткам в Тбилиси, Грузия

 

Памятники позам

Памятник в Сингапуре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Это в Финляндии

 

Памятник древнему унитазу  в  Кобленце,  Германия

 

Обнаженная Анджелина  Джоли , кормящая грудью близнецов, в США

 

Памятники  непонятные

Венера в штате Невада, США

В Чехии (говорят, что это памятник гомосексуалистам)

 

 

Памятник в Милане, Италия

 

Памятник в Пусане, Южная Корея

 

Памятник “Коню с яйцами” в  Воронеже, Россия

 

Памятник Зигмунду Фрейду в Праге, Чехия

 

 

 

 

 

 

 

Памятник в Нью-Йорке, США

kolybanov.livejournal.com

Почему мужская обнаженная натура не пользуется уважением? | Блогер jewishgirl на сайте SPLETNIK.RU 21 ноября 2012

На протяжении многих веков папы прикрывали интимные части скульптур мужчин в Ватикане. Даже самая известная в истории скульптура обнаженного мужчины – «Давид» Микеланджело – подвергся ограничениям скромности: руководство Лондонского музея распорядилось изготовить большой фиговый листок, который по стратегическим соображениям должен был прикрывать соответствующую часть тела копии статуи, которая стояла в Лондонском музее, после того как она шокировала королеву Викторию.


Именно поэтому организаторов новой выставки под названием «Обнаженные мужчины» («Naked Men»), которая открылась в пятницу в Музее Леопольда в Вене, совершенно не удивило то, что ее экспозиция вызвала немало споров.

«Мы, так же как и общество, не привыкли видеть обнаженных мужчин, – заявил представитель музея Клаус Покорны (Klaus Pokorny), комментируя множество жалоб. – Это проблема нашей культуры, которая отчасти обусловлена религиозными традициями».


В качестве рекламы музей Леопольда разместил на улицах Вены 180 плакатов «Vive la France» – фотографии 2006 года, сделанной французскими художниками Пьером Коммоем и Жилем Бланшаром, на которой изображены трое полностью обнаженных мужчин, позирующих с футбольными мячами.

Некоторые люди жаловались на то, что эти снимки напоминают им о сексе или травматическом сексуальном опыте. Мужская обнаженная натура «к сожалению, до сих пор ассоциируется с сексуальным насилием, чего нельзя сказать о картинах с изображенными на них обнаженными женщинами», – говорит г-н Покорны.

В 16 веке священники храма во Флоренции сняли картину Фра Бартоломео с изображением святого С:)стьяна, после того как несколько прихожанок церкви признались на исповеди, что их стали посещать фантазии с участием этого святого.


Экспозиция «Обнаженные мужчины» начинается с античных статуй, включая статую египетского судьи Снофрунефера, созданную примерно в 2400 году до нашей эры. Однако большая часть работ, представленных на выставке, была создана за последние 200 лет.


19 век стал одним из золотых периодов для мужской обнаженной натуры. Идеалы индивидуальности и разума, которые в конце 18 века исповедовали такие влиятельные мыслители как Вольтер и Эммануил Кант, нашли свое отражение во французской живописи начала 19 века. Обнаженная натура использовалась для того чтобы выделить героев, для которых были характерны независимость и философский склад ума, из серой толпы.


«Мужская обнаженная натура тогда ассоциировалась с независимостью», даже если это заканчивалось героической смертью, как утверждает Даниэла Хаммер-Тугендхат (Daniela Hammer-Tugendhat), профессор истории искусств из Университета прикладных искусств в Вене.


«Несомненно, время от времени художники работали и с женской обнаженной натурой, но в начале 19 века в академических школах было гораздо проще и дешевле использовать моделей-мужчин», – говорит Джеральдина Джонсон (Geraldine Johnson), историк искусств из Оксфордского университета.


На выставке большая картина Жозефа-Дезире Корта под названием «Смерть Ипполита», написанная им в 1828 году, изображает персонажа греческих легенд в тот момент, когда его убивают, а ангел на картине Уильяма Адольфа Бугро «Равенство перед смертью» 1848 года прикрывает крепкое обнаженное тело.


К началу 20 века мужской героизм начал сдавать свои позиции. Индустриализация привела к тому, что сила отдельного человека утратила свое значение. Женщины начали борьбу за свои гражданские права, а Австрийская империя продолжала слабеть.
Многие художники того времени задумались над тем, стоит ли изображать современных мужчин в качестве героев античности.


В этот период Шиле создал множество обнаженных автопортретов, перед тем как он умер от испанки в 28 лет. «Шиле стал первым из художников, которые изображали себя обнаженными», – говорит куратор выставки Тобиас Наттер (Tobias Natter).


Иногда художники начала 20 века изображали себя одетыми и обнаженными в одинаковых позах, чтобы подчеркнуть контраст между их одетой публичной персоной и обнаженной истинной личностью. «Автопортрет с палитрой» Рихарда Герстля 1907 года, который он закончил незадолго до самоубийства, совершенного им в возрасте 25 лет, изображает художника обнаженным и свирепо глядящим на своих зрителей.


Примерно в 1900 году быстрое распространение фотографии дало начало моде на изображения обнаженных бодибилдеров и спортсменов.

В 1970-е годы расцвет движения феминисток и гомосексуалистов привел к росту числа художников среди женщин и мужчин откровенно гомосексуальной и бисексуальной ориентации, таких как Энди Уорхол, которые выражали свои сексуальные фантазии при помощи искусства. На открывшейся выставке этой теме посвящены два графических раздела, где представлены такие работы как «Querelle» Уорхола и автопортреты Урса Люти, в которых он пытается исследовать свою сексуальную ориентацию.


Энди Уорхол, фото Ричарда Аведона


Скульптура Луи Буржуа 1968г

www.spletnik.ru

Мужской портрет и скульптура | Блогер alfa-omega на сайте SPLETNIK.RU 24 февраля 2015

Многие известные художники были весьма симпатичными мужчинами.

Альбрехт Дюрер

Выше – Автопортрет Дюрера. Ниже – тоже Автопортрет, но в образе Христа, 1500

Портрет молодого мужчины.

Не красавец, но, по-моему,  есть в нем обаяние.

Рафаэль

Также был весьма симпатичным мужчиной.

Автопортрет с другом (Рафаэль слева, с длинными волосами)

Сандро Боттичелли

Помимо всем известной “Весны” и “Рождения Венеры”, писал отличные мужские портреты. Вот один из них.

Портрет молодого человека, 1483

Питер Пауль Рубенс

Портрет герцога Букингема, 1625

 

 Автопортрет с Изабеллой Брандт (первой женой)

Тот самый неловкий момент, когда муж красивее жены.

Автопортрет

Тициан

У Тициана много красивых мужских портретов.

Мужской портрет, 1544-1545 (фрагмент)

Вблизи

Юноша с разорванной перчаткой, 1523

Портрет мужчины в красной шапке, 1516

Портрет Ариосто, 1510

Итальянцы часто писали мужчин с горячим взором

Тинторетто

Мужской портрет (Франческо Боссано)

Андреа дель Сарто

Портрет молодого человека, ок. 1517

Аньоло Бронзино

Портрет молодого человека с книгой, 1530

Начитан и интеллегентен либо хочет казаться таковым.

Микеланджело

Тетки у него были страшные (за исключением Пьеты). А вот мужчины – очень даже. Видать, знал в них толк…

Рождение Адама (фрагмент росписи в Сикстинской капелле) (надеюсь, не потрут за пропаганду порнографии)

Умирающий раб (некоторые  утверждает, что он тут явно не умирает…)

Давид (эталон мужской красоты всех времен и народов)

Веласкес

В отличие от итальянцев Веласкес не льстил никому, даже королям. Поэтому всего лишь пара портретов  с неклассическими красавцами, но совершенно замечательными по  исполнению. Их хочется рассматривать.

Мужской портрет, 1635

Франсиско де Риоха, поэт

Антонис Ван Дейк

Автопортрет

Находится в Эрмитаже. Фото не показывает всю красоту картины. Но те, кто видел его вживую, наверняка подтвердят, что Ван Дейк там очень хорош.

На этом фрагменте можно рассмотреть лицо вблизи

Эль Греко

Писал людей с красивыми и выразительными глазами, вытянутыми чертами лица. Мужские портреты не исключение.

Хорхе Теотокопулос (сын художника)

Портрет монаха (фрагмент)

Лоренцо Бернини

Именно он создал множество прекрасных фонтанов по всему Риму и наваял много красивых статуй, которые теперь стоят в музеях. Был весьма привлекательным и, по преданию, пылким мужчиной. За что чуть не угодил в тюрьму.

Автопортрет, 1623

Автопортрет, 1630

Караваджо

Писал миловидных юношей, если только это не были какие-нибудь грешники. Некоторые утверждают, что указанные ниже портреты – автопортреты либо самого Караваджо либо его, гхм, любовника.

“Юноша с лютней (Лютнист)”, 1595

Мальчик с корзиной фруктов, 1593

Голландцы не стремились к приукрашиванию людей. Но уж если им попадались красавцы, они их и рисовали таковыми.

Франс Хальс

Групповой портрет офицеров стрелковой роты св. Георгия. Фрагмент. 1627

Очень напоминает Вениамина Смехова – Атоса из “Д`Артаньяна и трех мушкетеров”

Перенесемся в 19 век

Доминик Энгр

Еще один художник-красавец.

Портрет Энгра кисти Жана-Пьера Коро

Гюстав Курбе

Портрет Поля Варлена

Еще один портрет черноглазого горячего мужчины

Эдгар Дега

Писал в основном женщин во всевозможных ракурсах, но есть у него и весьма привлекательные мужчины

Портрет Леона Бонна (тоже художника)

А это – Леон Бона в собственном исполнении (автопортреты)

Эжен Делакруа

Портрет Леона Рьезенера, 1835

Ну а вот так бы выглядели наши звезды в классическом обрамлении. По-моему, оригиналы все-таки лучше…

Орландо Блум

Марат Башаров

 

www.spletnik.ru

Почему у древнегреческих скульптур маленькие пенисы?

Эллен Оредсон, являющаяся искусствоведом  и ведущая блог об истории искусства How to Talk About Art History, решила ответить на вопрос, который может вам показаться довольно глупым, но волнующим многие поколения поклонников высокого искусства, а также многих ученых  — почему у мужских древнегреческих статуй такие маленькие половые органы?

Проживающая в столице Таиланда Банкоке женщина попыталась ответить на этот столь странный, но довольно интересный вопрос. Она рассказала, что читатель, который обратился к ней в социальной сети, пояснил, что считает его очень глупым. Но девушка объяснила, что не бывает глупых вопросов, поэтому она постаралась на него ответить.

Эллен считает, что существует две причины, почему древние статуи обладают такой физиологической особенностью.

Первая причина — это то, что мужские половые органы на статуях находятся в неэрегированном состоянии.  Вторая причина маленьких половых органов у мужчин — в Древней Греции большие гениталии считались очень комичными.

В те времена о мужской красоте были совершенно другие представления.

Древнегреческий комедиограф Аристофан рассказывал, что символом мужской красоты в те времена считался тонкий и маленький пенис, и это, по мнению греков, — идеальный размер, о котором мечтал каждый мужчина.  Кроме того, символом красоты считалась безволосая грудь, широкие плечи, загорелая кожа, крепкие ягодицы, маленький пенис и маленький язык.

Оредссон также решила обратиться к работе Кеннета Довера «Греческая гомосексуальность».  В его исследовании говорится, что греки очень ценили небольшие пенисы. А вот большие гениталии у этих людей ассоциировались с похотью, глупостью и уродством.

К примеру, многие отрицательные персонажи греческой мифологии, те же сатиры, изображаются в мраморе или в бронзе с огромными эрегированными первичными половыми признаками.

 

Так же выглядит и Приап – бог плодородия, которого, как известно по истории, Гера прокляла и одарила вечной эрекцией с половым бессилием.

У древних греков идеал мужчины – это интеллектуальный, рациональный и уверенный человек. Такого типа мужчины пользовались большой популярностью у дам. Потому мужчины с маленьким пенисом имели частые половые связи.

Многие древние народы переняли этот взгляд на скульптуру, например те же римляне, а вслед за ними и художники эпохи Возрождения.

Одна из самых известных римских скульптур под именем Давид — также с маленьким пенисом — созданная Микеланджело в начале 16 века, показалась многим «с недостатком», так как даже по древнегречиским меркам, пенис Давида очень мал.

Два флорентийских врача опубликовали статью в 2005 году, в которой говорится, что пенис Давида просто сморщен от страха перед схваткой с голиафом. Врачи утверждают, что такие факторы как страх, напряжение, агрессия у любого мужчины вызывает физиологическое сжатие полового органа.

pohnews.org

Самые «безумные» парные скульптуры страны — Наша Russia — Выбирай.ру

РЯЗАНЬ. Самоделкин и его друг

Мать и дитя, рабочий и колхозница, солдат и ребенок, Бивис и Баттхед, Слон и Моська, Адам и Ева, шахтер и шахтер и другие парные сюжеты, ставшие хрестоматийными, нас вдохновили на поиск чего-то другого, малоизученного. Нигде в стране, представьте, не нашлось отца и дитя, пролетарки и колхозника или хотя бы балерины и другой балерины. Современная городская скульптура формирует шаблоны куда более цветистые.

РЯЗАНЬ
Самоделкин и его друг

Желтый человечек чем-то потрясен и напоминает архитектора-ботаника, перемудрившего с планом застройки района и заблудившегося. С собачкой совсем плохо: ей в уши вставлены дудки-слушалки, отчего вид у нее прибабахнутый. В 20 метрах от парочки сообщается о продаже глушителей-стартеров, там нам и рассказали, что варил монумент некий Семен, а в ушах у пса — гудки от старой «Победы», а туловище — из старого глушителя. Ну с Буратино так же было. Крашенные одной краской Самоделкин с другом ещё и связаны одной цепью. Со столбом. Коллекционеры воруют, знаете ли.


Фото: Ольга Георгиеш

ЕКАТЕРИНБУРГ. Тетка и дядька

ЕКАТЕРИНБУРГ
Тетка и дядька

Мы не верим, что это памятник любопытству в чистом его виде. Нам кажется, что если бы создателя интересовала квинтэссенция любопытства, то он изобразил бы её в виде двух теток, втыкающихся в замочную скважину. А так как в памятнике наблюдается амбисексуальность, то произведение все-таки, как ни крути, о взаимоотношениях полов. Даже силуэты участников в подтверждение нашей теории недавно были выкрашены нежной половой краской. И поэтому мы предлагаем использовать их в качестве иллюстрации на обложки таких бестселлеров, как «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» Джона Грея, «Секреты о мужчинах, которые должна знать женщина» Барбары де Анджелис.


Фото из архива редакции «Выбирай-Екатеринбург»

КАЗАНЬ. Рука и кошелек

КАЗАНЬ
Рука и кошелек

Устремленный вверх указательный палец, туго набитый гаманок и циферблат фирмы «ЖБК-7» символизируют тот факт, что деньги все равно закончатся. Или есть ещё версия: это памятник ловкой руке воришки и его добыче и намек — беги быстрее, пока деньги не превратились в тыкву. Однако источники поведали, что сооружение в начале 2000-х годов установили рабочие завода ЖБК по мотивам рисунка Сальвадора Дали. Чем провинился Дали перед рабочими, узнать не удалось. Работники железной дороги уверены, что памятник поставили, когда в этом районе было пущено автобусное движение, и несет в себе послание типа «Мы экономим ваши деньги и время».


Фото: Дмитрий Евсеев

НИЖНЕВАРТОВСК. Красавица и чудовище

НИЖНЕВАРТОВСК
Красавица и чудовище

Ну, скорее всего, это девушка, а не дедушка, несмотря на жесткую линию подбородка. Под легкой не по сезону тканью угадываются некоторые признаки пола, и это смелое художественное решение, если учитывать, что её лепили в 80-х. Мощная девушка как бы противостоит чудищу в латах и каске. Феминистки Нижневартовска между тем уловили в этой композиции сакральные знаки, подтверждающие господство женского начала над мужским. А поклонники ролевых игр в полном восторге от жестов героини. Ее правая рука что-то прячет, левая — гордо простирается над поверженным в пыль э-э… партнером, пробуждая в некоторых нескромные фантазии. В общем, старина Фрейд был бы заинтригован.


Фото: Светлана Нармухаметова

НОВОСИБИРСК. Колбаса и колбаса

НОВОСИБИРСК
Колбаса и колбаса

Ну чему ещё могли поставить памятник в Сибири в 90-е годы? В то самое время, когда из каждого утюга раздавалось «Два кусо-че-ка колбаски у тебя лежали на столе-е…», перед входом на Северо-Чемской рынок установили палку полукопченой в разрезе. Для того чтобы усилить впечатление, ещё и стишки рядом разместили: «Жизнь тяжелая у вас? А кому легко сейчас? Эй, не вешайте носы, ешьте больше колбасы!». О том, кто и по чьей инициативе этот шедевр соорудил, история умалчивает. Кто-то видит в этом фаллическую символику и считает своим долгом, простите, потереть пару палок во имя неувядающего либидо, некоторые с трепетом вспоминают голодные 90-е и предлагают установить рядом скульптурку талона на этот дефицитный когда-то продукт. В любом случае вряд ли где ещё найдется столь концептуальное творение. Ну ежели, конечно, не брать в расчет памятники пельменю в Ижевске, сырку «Дружба» в Москве, картошке с усами в Мариинске или бронзовой банке со шпротами в Калининградской области.


Фото из архива редакции «Выбирай-Новосибирск»

УФА. Профессор и Барс

УФА
Профессор и Барс

В парке Кашкадан не сразу и заметишь парочку в кустах: интеллигентного мужчину и рядом с ним застывшего в позе истукана снежного барса. Эта скульптурная группа неожиданно называется «Одинокий романтик». Жители города первое время вообще не понимали, что забыл в кустах этот дядя: с виду вроде вполне нормальный, в шляпе и в костюме, но почему-то рядом с ним сидит какой-то странный зверь — то ли полукот, то ли полупес. Некоторые, с особенно высшим образованием, уверенно заявляют, дескать, это Воланд и кот Бегемот. На самом деле согласно замыслу авторов М.Р. Халилова и А.Р. Ахуновой композиция символизирует то, что в шумном городе среди снующей толпы можно не заметить тихого, неприметного, но глубоко романтичного и одинокого в душе человека, который только в верном снежном барсе способен найти понимание и эмоциональный отклик. Кстати, у более крупного из героев постамента есть реальный прототип — преподаватель Башкирского государственного аграрного университета. Скульптура барса тоже достаточно своеобразна, но может потому, что редакция в глаза не видела, как в жизни выглядит снежный барс, и также ошибочно приняла животное за собаку. Как бы то ни было, впечатление от этой парочки создается очень нежное и щемящее.


Фото: Айгуль Халилова

ВОРОНЕЖ. Бес и кобыла

ВОРОНЕЖ
Бес и кобыла

Нет, не везет Воронежу на памятники не то что влюбленным парам, а вообще на союзы мужчин и женщин в камне. Старожилы помнят возвышающихся на аттике кинотеатра «Спартак» скульптуры сталевара и скрипачки, выполненные в духе советского монументального классицизма, которые так и не появились после реконструкции кинотеатра. А почему заменили памятник юноши и девушки спортивного телосложения, застывших в позе «Делай раз» у Института физкультуры, на неправдоподобно мускулистого Высоцкого? Совсем уж было отчаявшись, завернули мы за театр кукол и обнаружили скульптурные композиции сказочных героев из произведений Пушкина. Странное выбрано место — сюда мало кто заглядывает, только лишь те, кому нужно путь сократить и дворами пройти. Но по своей абсурдности пришелся как нельзя кстати черт, который тянет кобылу на себе. Ситуация, прямо сказать, двусмысленная. Семейную жизнь напоминает. Бытует мнение, что красота в мужчине не главное. А те в свою очередь стремятся выбрать в жены покрасивие, а через некоторое время стройные газели превращаются вот в таких лошадушек. И все норовят на шею сесть, да ножки свесить. Глаза недоуменные делают, а мужичок пыжится (впахивает на трех работах), лишь бы его любимой хорошо было. Так и хочется сказать словами великого поэта: «Глупый ты бес, куда ж ты… полез!» А напротив ещё сидит Балда и подтрунивает: «И руками-то снести не смог, А я, смотри, снесу промеж ног». Сказка ложь, да в ней намек: не давайте, своим женам садиться на шею и наставлять рога со всякими подобными Балде!


Фото: Аким Свиридов

ИЖЕВСК. Рабочий и колхозница

ИЖЕВСК
Рабочий и колхозница

Озаботившись темой парных архитектурных несварений, мы сделали очень закономерный вывод: если таким скульптурам и быть, то главным образом в окультуренных скверах и парках. Ибо подобные творения исключительно хорошо смотрятся в густой тени берез. Искомый тандем обитает в Летнем саду и являет собой пару из ассортимента «Рабочий и колхозница». Немая сцена дюже многозначна: девушка в предводительствующей позе и оторванный от производства рабочий. Крайне озадаченного юношу (и нас таких же) можно понять: девица в летнем платье и кирзовых сапогах внезапно заносит над его головой руку в нелепом жесте. То ли кулаком машет на подкаблучного мужика. То ли обломком благородного серпа подгоняет резво косить и забивать. А то и вовсе чекушку предлагает за стахановский труд – патриотические порывы так и развевают модное платье пятидесятых. Правда, нежный девичий лик слегка не согласуется с телодвижением. Но это уже на совести безымянного творца — почему брутальный женский портрет подавляет робкие мужские черты. Так или иначе, догадки наши вряд ли подберутся к истокам главной идеи — не всем дано понять социалистический реализм в фигурах. Зато работники парка из года в год усердно подкрашивают эту серую тень прошлого, так что скульптура со дня своего рождения и восхождения на постамент не потускнела и не помялась. Да и замысел автора, если приглядеться, в наши будни не менее актуален. В разных житейских вариациях.


Фото: Дита фон Тюз

ИРКУТСК. Романтики-изыскатели

ИРКУТСК
Романтики-изыскатели

«Не кочегары, мы не плотники, но сожалений горьких нет…» — помните строчки эти, пропитанные советской романтикой. А самая романтическая профессия даже не у монтажников-высотников, а у геодезистов. Высота — это дело такое, главное не боятся, а вот в сибирской тайге при минус пятьдесят по пресловутому Цельсию изыскания проводить — вот это надо по-настоящему нужно любить свою работу. В трех тулупах, с замерзшими ресницами, лес рубить, чтобы потом тут дома были или железные дороги, по которым со всего Союза потянуться молодые специалисты в Сибирь. Ооо, понесло в совковый пафос. Стоп! Это в голову пришло, глядя на монумент паре геодезистов-друзей, который недавно появился на Нижней набережной Иркутска. Памятник людям самой романтической профессии был открыт 28 сентября 2012 года. Скульптор Дружинина Е.Н., архитектор Черепанов И.В. Идея увековечить в металле труд геодезистов-изыскателей пришла в голову красноярскому геодезисту В.Скоробогатову. Её подхватили руководители ОАО «Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие». Фигуры людей выглядит стойкими и не под какими ветрами-снегами-морозами упасть не способные. Один из друзей стоит перед оборудованием, с детства всем напоминающим фотооборудование на штативе. А второй изыскатель загадочно и романтично смотрит в светлое будущее. Все по законам жанра. Символично, что напротив скульптуры высится здание, в котором расположено Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие. В мире, оказывается, есть скульптурные изображения, обелиски, стелы, памятные знаки, посвященные людям нашей суровой профессии. В России, надо сказать, их немного. Так что Иркутск тут опять впереди планеты всей!

КЕМЕРОВО. Памятник героям Пушкина

КЕМЕРОВО
Памятник героям Пушкина

Ох уж эта наука страсти нежной, которую воспел Назон. Всем тем, кто её не постиг, герои Пушкина в помощь. Памятник героям Пушкина — четырехметровый монумент, установленный на площади этого же самого, извините за повтор, Пушкина, — молодой человек и девушка в костюмах девятнадцатого века склонили друг к другу головы, потупили глаза и, в общем, томятся в высоких чувствах. Он кудряв, она потрясающе хороша собой, — оттого кемеровчане склонны узнавать в них самого поэта и Наталью Николаевну; также на городских форумах бытует мнение, что персонажи стелы — это Онегин и Татьяна. Однако создатели романтической конструкции утверждают, что никого конкретно в виду не имели, мол, пусть в этой чете всяк узнает себя и предмет своего обожания, эдакий собирательный образ, если хотите. Впрочем, надо сказать, совсем без великого стихотворца и Гончаровой здесь не обошлось, — на монументе размещены литографии Пушкина и Натальи Николаевны, кроме того, стелу украшают самые любовные строки самой любовной лирики поэта. Все это освещено светом стилизованного фонаря и разноцветной неоновой подсветки. Говорят, ночью смотрится чрезвычайно эффектно, хотя филологи, проходя мимо романтического сооруружения, восторженно вздыхают и в светлое время суток, останавливаются, прочитывают четверостишья, узнают оные и радуются. Но это только филологи. Возлюбленные пары, прогуливающиеся по бульварчику, больше интересуются свободными скамейками, нежели витиеватым монументом. И вот напрасно же: авторы архитектурной композиции утверждают, что для нашего региона она уникальна.

КУРГАН. Памятник родителям

КУРГАН
Памятник родителям

Сия скульптура украсила центральную аллею Горсада в 2007 году. Существенная часть средств на создание памятника была собрана гражданами города. За пять лет скульптуру прочно облюбовали молодожены, старательно натирая яблоко в руке у бронзовой дамы. И, вроде бы, все уже пообвыклись, забыли о спорах, но нарекания-то присутствуют. Людмила Лапердина, автор скульптуры ещё на открытии говорила: «У меня была идея композиции с ребенком, но тогда он бы стал её центром, а проект называется «родители», а не семья». Вот оно, начало дискуссии. Ортодоксы заявляют: что ж это за родители? Так, зачавшие какие-то — девушка-то еле беременна! Ты сперва роди, воспитай, пеленки там, ночи бессонные, вот тогда родителем и называйся. Есть и придирки помельче: отчего ребенок не в браке прижит? Колец-то на безымянных пальцах нету. Почему родители босиком стоят? Это они по лужайке гуляют? Или бедны, как Лазарь? Что за поза? Нормально обняться приличия не позволяют? А, это они в танце замерли! Тогда что за танец такой танцуют наши советские родители: мазурку, вальс или полонез? Кому-то кажется непонятным щемящий символизм скульптуры, кому-то — слишком явным. Кто-то удивлен, что у хрупкой девушки размер ступни ничем не отличается от ножищи её дюжего партнера. Некоторые считают, что место для памятника выбрано неудачно. И кто-то время от времени дает в руки счастливым родителям по сигарете, что весьма кощунственно. Но, согласитесь, на то оно и искусство, чтобы и волновать, и радовать, и возмущать, и вызывать здоровую иронию.

ЛИПЕЦК. Влюблённые страусы

ЛИПЕЦК
Влюблённые страусы

Вот скажите на милость, люди добрые: вы знаете откуда берутся дети? Из капусты? В магазине приобретаются по льготной цене? Аисты грешат? Нет, ну конечно всякие варианты возможны, но именно возле центрального ЗАГСа Липецка, что рядом с Детским парком «Сказка», появился необычный дуэт в виде двух влюбленных… страусов, мастерски сделанный из железа сочинским скульптором Акопом Халафяном. Несмотря на то, что воспроизведены они из металлических конструкций это совершенно не мешает птицам выглядеть милыми и вполне себе влюбленными. Почему страусы, а не те же аисты или, прости Господи, кролики, спросите вы? Было бы как-то символичнее что ли… Вот идут люди по доброй, а иногда и не совсем доброй воле регистрироваться и обязательно устремляют свой взор на этих «голубков». А потом, спустя год, два или больше, мамочки, гуляя с малышами по парку, рассказывают им трогательную историю о том, как сходили с папой вот в этот домик под названием ЗАГС, попросили страусов, и в семье появился малыш. Именно поэтому в Липецке с 2008 года, а именно в этом году у ЗАГСа появились птицы, среди мелкого поколения бытует мнение, что детей раздают страусы. Кстати, уже родились и приметы, мол страусы обладают самой настоящей магической силой, способной притягивать любовь. И если даже не видавшая мужчин пенсионерка погладит по металлическому ожерелью девушку-страуса, то обязательно обретет счастье в личной жизни. А мужскому полу стоит активно жать сильное стальное крыло страуса-мэна, и тогда обязательно найдется вторая половинка. Стоит проверить, что блестит от натирания ярче: крыло или ожерелье…

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ. Шарик и Матроскин

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Шарик и Матроскин

Эта парная композиция на самом деле тройственная, но из-за малых габаритов и второстепенной роли в мультфильме галчонком, пожалуй, можно пренебречь. Не в обиду, как-нибудь о нем поговорим отдельно. А парочка покрупнее, если и не олицетворяет собой идиллическую иллюстрацию ко Дню всех влюбленных, то, по крайней мере, опровергает идиому «живут, как кошка с собакой». Разногласия они, конечно, имеют, но живут в общем-то неплохо. Первый хипстер Страны Советов, спустивший сбережения на кеды и фотоаппарат и предприимчивый смотритель приусадебного хозяйства, умеющий саркастично подколоть. Возможно, потому, что фотографов сейчас расплодилось, а в сети все блещут остротами, и решили установить этим двум героям целый памятник. Эдакий стоп-кадр, в котором восхитительно совпали 70-80-е и 2010-е. Он как бы говорит нам: «будьте проще, ребзя, все мы из одной деревни». Хотя, скорее это мы в редакции страдаем ПГС и везде ищем глубинный смысл, пропуская мимо очевидное — да просто это любимые мульт-герои детей: и советских, и современных. Но, возвращаясь к таинственным глубоким смыслам — не зря ведь Шарик и Матроскин красуются в одном сквере с увековеченными в камне и бронзе работниками ЖКХ? Тут на ум приходит кошачья мудрость из уст Матроскина: «Потому что совместный труд — для моей пользы — он объединяет». Все это увидеть самим, поискать смыслы и пофилософствовать можно на переулке Юности (остановка «Поликлиника», в сторону бассейна Дельфин).

НИЖНИЙ НОВГОРОД. Фотограф с собачкой

НИЖНИЙ НОВГОРОД
Фотограф с собачкой

Эта чугунная скульптурная группа — фотограф, его фотоаппарт и собачка — появилась на Покровке добрых 8 лет тому назад. И тут же повидавшие виды граждане окрестили памятник младшим братом знаменитого фотографа в Питере, на Малой Садовой — такое удивительное у них сходство, разве что нижегородцу зонтика в руках не хватает. Сегодня, к слову сказать, Большая Покровская обросла разными скульптурами, а вот наш фотограф, который появился здесь в числе первых, поначалу был раскритикован некоторыми деятелями культуры города в пух и прах. Говорили, мол, и художественные достоинства здесь не то что невысоки, а просто напросто отсутствуют, и дескать место таким творениям — бульвар или парк, а уж никак не исторический центр города. Однако как показывает день сегодняшний, все эти споры ни к чему не привели — фотограф вместе с позирующей ему собачкой по-прежнему красуются на Покровке. А пару лет назад со скульптурой была связана одна забавная и вместе с тем отчасти смахивающая на преступную история. Как-то раз Русский музей фотографии специально к Российскому фестивалю молодых фотографов попросил поселить композицию рядом в ними. Переселили. Стояла она там себе, никого не трогала. Да только в одно прекрасное утро подъехала к музею грузовая машина с подъёмным краном, да и увезла скульптуру в неизвестном направлении. Сотрудники музея только и смогли, что запомнить номер этой машины. И начались разговоры: «Фотографа украли». Но всё оказалось куда прозаичнее — его просто вернули на прежнее место, объяснив это тем, что предыдущее месторасположение во всех смыслах было не очень удачным.

ОМСК. Парочка аистов

ОМСК
Парочка аистов

Отчего-то у нас в городе если парные памятники, то непременно романтического плана. Видимо, скульпторы мечтают, как под их изваяниями будут назначать встречи влюбленные, а молодожены — фоткаться и млеть. Среди компанейских скульптур — чета княжеских кровей Петр с Февронией и парочка аистов. Стоят они себе в гнезде, обвитые ленточкой, трогательно уткнувшись клювами, и символизируют «Рождение счастья». Умиление, да и только. Даже дети и те не верят в аистов и капусту, не говоря уж об особой публике постарше, для кого, собственно, пернатых-то и посадили на насест. Уж кто-кто, а шастающие тут молодожены кому угодно могут профессионально зачесать про контрацепцию. Но как мы ни подпрыгивали, а счастья в гнезде не обнаружили. То ли скульптор по рассеянности забыл положить его в гнездо, то ли оно ещё не родилось. Да и как ему появиться на свет, если птички не высиживают его совместно, а стоят и, похоже, выясняют отношения, судя по раскрытым клювам и вытаращенным глазенкам. Она ему: гнездо маленькое, прохудилось, а мы ещё ипотеку не выплатили, на работе никакого карьерного роста и вообще ты меня любишь? А он ей: ну сколько можно скандалить, дорогая? Я ж на тебе женился, хотя в молодости перья у тебя попышнее были… Конечно, сразу после ЗАГСа оглушенные счастьем новобрачные этот посыл не улавливают и косяками прут к аистам, чтобы зарядиться, а спустя пару месяцев начинается: «гнездо маленькое, прохудилось…».

ПЯТИГОРСК-КМВ. Остап и стул

ПЯТИГОРСК-КМВ
Остап и стул

Ежели бы товарищ Остап Бендер жил в наши дни, ему наверняка бы впаяли лет восемь по статье 159 УК РФ. И это несмотря на то, что сам он считал, что его сакральные знания четыреста способов отъема денег относятся к сравнительно честным. Несмотря на это, личность Бендера почитается и до сих пор. Памятники великому комбинатору установлены и в Санкт-Петербурге, и в Харькове, и в Чебоксарах, и в Жмеринке, и в Екатеринбурге, и в Бердянске, и в Екатеринбурге. Пятигорский же Остап не одинок – рядом с ним неизменный спутник героя — стул. Композиция намекает одновременно на два аспекта его, Остаповской, личности — мебель тут не просто так, а чтобы показать стремление персонажа найти что-то очень ценное в самом простом предмете. Ну и заодно, чтобы все знали, что некоторые дельцы умудряются брать деньги даже за вход в «Провал» («С целью капитального ремонта Провала. Чтобы не слишком проваливался»). Что характерно, участь памятник постигла соответствующая — на него покусились вандалы, которые буквально разгромили монумент. Причём, как им удалось это сделать — неясно. Весил-то персонаж романа Ильфа и Петрова около тонны! Вот и неясно, то ли это мафиозные разборки (мол, нечего на нашей территории работать, мужик со стулом), то ли наоборот, чьей-то хрупкой душе (явно в могучем теле) не по нраву пришлось, что Пятигорск ассоциироваться будет с каким-то мошенником! Как бы то ни было на самом деле, история весьма поучительная. Есть над чем задуматься. И стул тут, видимо, совсем ни при чём.

РОСТОВ-НА-ДОНУ. Казак и казачка

РОСТОВ-НА-ДОНУ
Казак и казачка

Ростовская редакция долго мучилась, скребла макушки, морщила лбы и поднимала глаза к потолку, надеясь там найти ответ, что в нашем городе есть парного. Озарение пришло, как всегда, внезапно. 11 сентября 2004 года в Ростове-на-Дону был торжественно открыт парк Дружбы на своеобразной перемычке между как бы разными городами Ростовом-на-Дону и Нахичеванью-на-Дону. Так, путем тщательного изучения проблемы, мы обнаружили, что парные фигуры у нас находятся именно там. Фонтанчик «Близнецы» оказался фигурками то ли ампирчиков, то ли просто малышей, одинаковых как с лица, так и с попы. Поговаривают, что в этом фонтанчике скрыт глубокий сакральный смысл, так как астрологический знак Близнецы соответствует водной стихии. Но мы, приверженцы местного колорита, все-таки решили выделить для себя суровые деревянные фигуры донских казака и казачки. На их лицах навсегда застыло выражение глубокого конфликта, а расстояние между фигурками говорит о том, что консенсус невозможен в принципе. Да и о каком примирении может идти речь, когда казак с явным озорством посматривает на идущих мимо девушек, а у казачки так сурово сложены на груди руки, что и подходить к ней боязно. Желающим предлагается сфотографироваться на их фоне, присев на два деревянных чурбана. Продемонстрируйте вы дружбу или полный разрыв отношений — в любом случае получится концептуально. Кстати, не забудьте получившуюся фотографию сразу выложить в Инстаграм!

САМАРА. Мужчина и женщина

САМАРА
Мужчина и женщина

Вообще-то мы хотели написать про кошку и батарею у Самарской ГРЭС, но потом решили, что это-то как раз не странная пара. А вот загадочные фигуры на самарской набережной — без лиц, но с угадываемыми очертаниями пиджака и платья — требуют журналистского расследования. Перефразируя автора «Анны Карениной», все счастливые пары в Самаре счастливы одинаково. И по одной причине: своевременно обнялись в нужном месте — у памятника влюблённым. На самом деле скульптура из когда-то белого (а теперь исписанного маркерами влюблённых вандалов) уральского мрамора называется «Белый танец» — это когда дамы приглашают кавалеров, так что, скорее всего, у этой пары всё сложно.

Автор популярного у самарских молодожёнов монумента — московский скульптор Виктор Королёв, один из пяти участников международного скульптурного симпозиума 1996 года. Тогда, в лихие 90-е, Самара широкими шагами шла к успеху и планировала переплюнуть Нью-Йорк по количеству памятников современного искусства. А местные банки соревновались в щедрости и патриотизме, поддерживая репутацию тогдашнего мэра Олега Сысуева как культурного человека и мецената. На заднем дворе одного из них — ныне канувшего в Лету «Инком-банка» – и были высечены за 50 дней жаркого лета 1996 года пять первых экспонатов «музея пленэрной скульптуры», в который должна была превратиться самарская набережная. На открытии кто-то пошутил, что слившиеся в танцевальном объятии фигуры приносят счастье влюблённым, — и понеслось…


Фото: Алексей Авдейчев

СОЧИ. Пловцы

СОЧИ
Пловцы

Странных скульптурных парочек в родном Сочи — хоть отбавляй. Их ваяли и в идеологически выраженное советское время, ваяют и сейчас. Странными их, конечно, величает народ, тогда как у авторов наверняка имелись все объяснения. Из наиболее выдающихся «парных» работ можно вычленить девушку, ломающую стрелы, в обнимку с конем; человека и дельфина, вдвоем образующих страшный оскал социализма; и штампованных по всей России Петра и Февронью. Впрочем, нашей морально испорченной редакции больше всего пришелся по душе безымянный памятник пловцам, установленный справа от входа на пляж «Ривьера». К сожалению, точной даты происхождения нам не удалось установить, но сквозь холодный железобетон и угловатость фигур четко просвечивают 70-е прошлого века. Скульптор, очевидно, желал выразить напряженную атмосферу плавания, так как лица у пловцов такие, словно они не в море, а у станка. Интересна крестообразная позиция героев памятника. По замыслу скульптора, девушка одухотворенно плывет кролем (видимо, к каким-то трудовым свершениям), а молодой человек (он в маске) заныривает в глубины. Впрочем, если смотреть издалека, ребята, замурованные в круг, сильно напоминают мушку оптического прицела. А если интересоваться индийскими текстами о любви, можно смело углядеть 116-ю позу Камасутры, с той лишь поправкой, что мужчина должен быть сзади. Логично предположить, что на главном пляже главного курорта страны такая интерпретация вполне допустима. Несмотря на всю свою странность.

СУРГУТ. Поэт и муза

СУРГУТ
Поэт и муза

Светоч русской поэзии, гений, основатель русского литературного языка увековечен более чем в двухстах монументах по всему миру. Есть его памятник даже в Мексике. В в Сургуте Александр Сергеевич Пушкин представлен так: весь бронзовый, высотой в 6 метров и весом в одну тонну 200 кг, на постаменте из красного полированного гранита, «рожденного» на знаменитом Дымковском месторождении. И в паре. Не с Натали Гончаровой (что было бы романтично) и даже не с Дантесом (что было бы остроумно). А с музой, что до скучного логично. Поэт и муза занимают самое обоснованное место у парадного крыльца библиотеки… угадайте, имени кого. Вообще, если бы не Александр Сергеевич, то столько бы мест, площадей, улиц и объектов пришлось называть в честь кого попало. Особенно не повезло бы музеям и как раз библиотекам. Сургутского Пушкина ваяли в Санкт-Петербурге сразу три питерских творца: два архитектора и один скульптор. Автором проекта выступил директор Международного центра культуры России Валерий Хуббатуллин, (памятник Основателям Сургута — тоже его рук дело). Выглядит памятник более чем достойно. Даже возвышенно. В монументе можно даже узнать образ поэта: характерные бакенбарды, цилиндр в руке, простертая к небу рука и устремленный вдаль взгляд, затуманенный вдохновением настолько, насколько это можно изобразить в бронзе. Муза с венцом и ещё чем-то неопределенным в руках как бы парит над гением где-то в развивающихся от ветра одеждах за его левым плечом. В целом симпатично. Каждый год в день рождения Пушкина здесь собираются поклонники его таланта и читают стихи с возложением цветов.

ТЮМЕНЬ. Доктор Айболит и собака Авва

ТЮМЕНЬ
Доктор Айболит и собака Авва

Пристрастие к зверям всех мастей в Тюмени видно не вооруженным глазом. Возьмем, к примеру, Сквер сибирских кошек на ул. Первомайской. Не нравятся кошки? Тогда лоси у аккумуляторного завода или жирафы у ночного клуба. Даже слон на Профсоюзной у одного турагентства пасется. Так что нет ничего удивительного, что на этот зоопарк в городе и Айболит нашелся. Скульптура доброго лекаря с его верной собачкой Аввой установлена у Станции ветеринарной помощи по ул. Харьковской. Там таких «айболитов» около 120 трудится. Так что где как не здесь этому монументу быть. Тюменский Айболит получился серебрист, в меру упитан и роста вышел среднестатистического — 1 м 70 см. Зато весит целую тонну. В общем, нутро железобетонное, а характер, как и положено, добрый, мягкий. Из особых примет: пенсне на носу, слуховая трубка в кармане халата и мультяшная физиономия. Между прочим, скульптуру ваяли на средства самой ветеринарной станции, ради «красоты и престижа». Начет престижа не знаем. Но ведь мило получилось! Вполне симпатично. Детям нравится. Они Айболита завидев тут же декламировать начинают: «Приходи к нему лечится и корова, и волчица…». Дальше вы помните. О художественных достоинствах скульптуры судите сами. Лично нам кажется, Айболит как Айболит. По России таких памятников с десяток наберется. И наш не хуже других получился, хоть и под деревом не сидит, как его коллега из Анапы.


Фото: Алексей Сумик

УЛАН-УДЭ. Памятник Сахьяновой и Абашееву

УЛАН-УДЭ
Памятник Сахьяновой и Абашееву

Если топать аккурат мимо площади Советов и засим повернуть к Театру Оперы и Балета, можно узреть монументальное скульптурное творение, посвященное легендарным супругам — бурятской балерине Ларисе Сахьяновой и Петру Абашееву, солисту упомянутого театра. Да вот только при виде сей бронзовой парочки большинство горожан испытывает не культурное благоговение и не эстетический катарсис, а смущение да стыдобушку за собственные пошловатые мыслишки. Ибо поза, в коей запечатлены прародители местного балетного искусства, в их понимании очень уж… кхм-кхм… своеобразна. Прима стоит на одной ноге, раскинув десницы, подобно Роуз из «Титаника», а партнер, пристроившись сзади, крепко держит её за локти. В целом же статуя напоминает люду фрагмент из индийского трактата об интимных отношениях меж полами и, соответственно, зовется… Камасутрой. Сей факт жутко веселит приезжих гостей да обитателей республики, но значительно облегчает им коммуникативный процесс. Ведь назначить хипповские посиделки или романтическое свидание «возле Камасутры» с языковой точки зрения гораздо проще, нежели «возле скульптуры, посвященной Ларисе Сахьяновой и Петру Абашееву» (тут даже у господина Бодуэна де Куртенэ начался бы орфоэпический ступор). Вот и обзывают памятник по-свойски, без всяких там запарок да их изысков. Тем паче и Камасутра, и театр — искусство. Мудрых горожан вокруг пальца не обведешь. И попробуй угадай, какие подспудные смыслы авторы вложили в супружескую скульптуру на самом деле. Непонятно ни черта.

ЧЕЛЯБИНСК. Девушка и коза

ЧЕЛЯБИНСК
Девушка и коза

Этот памятник нашел себе пристанище в Тракторозаводском районе, в детском парке им. Терешковой. Парк разбили после войны, и по тем временам он выглядел вполне сюрреалистично. Не Ильич, не девушка с веслом, и даже не человек с ружьем правили там бал. У входа несли бессменную вахту рукотворные кенгуру, а в кустах сирени прятались полярные олени! От былого великолепия осталась единственная скульптура — это девушка с козой и маленьким козленком на руках. Эту статую тоже не пощадило время. Толстый слой штукатурки обезобразил нежные черты лица юной натуралистки. Козленок на руках превратился в бесформенного поросенка-мутанта, лишь по недоразумению выжившего в аварии на химкомбинате «Маяк». Говорят, что сначала было задумано изваять многофигурную композицию «Девушка и казак», а рядом — «Свинарка и пастух». Но потом не то скульптор запил, не то строители гипс расхитили — короче говоря, казак с пастухом и свинаркой так и остались в проекте. А девушку оставили наедине с мелким рогатым скотом без всякой мужской поддержки. Так и стоит она по сей день — осужденная на пожизненное одиночество, оцепеневшая от незаслуженно горькой доли. Летом к подножию статуи какая-то старушка периодически возлагает букетик скромных полевых цветов. Местные краеведы полагают, что это не просто старушка, а та самая девушка, что послужила скульптору моделью. Она по сей день живет в Чурилово и держит козу, которая дает целебное молоко, излечивающее от поноса, коррупции и нервных припадков.

vibirai.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о