Символы морские – Символы на морскую тему — Таблица символов Юникода®
Символы на морскую тему — Таблица символов Юникода®
На этой странице собраны значки из Юникода на морскую тематику. Символы, как-то связанные с морем.
♆ ♒ ≈ ~ ☼ ≋ ⚓ ⎈ ⚑ ⚐ ⚙
В разделе представлены символы из морской тематики. Каждый значок – это комбинация цифр, букв и иных обозначений, которые воспроизводятся в любой операционной системе в виде закодированного изображения. Каждый элемент связан с морем. Категория включает в себя следующие значки:
- символ Нептуна – древнеримского бога потоков и морей;
- водолей – один из знаков зодиака;
- морские волны;
- незакрашенное солнце с лучами;
- якорь;
- штурвал;
- закрашенный и незакрашенный флаг.
Символы идеально подходят для создания ярких, эмоциональных и живых постов в социальных сетях. Одна из возможных тем – путешествие, морской круиз, публикация про водный транспорт. Как воспользоваться иконками? Достаточно скопировать значок с нашего сайта и вставить в свое сообщение.
Пользователи успешно применяют символы в качестве иконок при разработке сайта. Это хорошее средство для выделения важной информации или форматирования списка без использования тяжелого медиа-контента. Подобный прием особенно актуален в условиях дефицита свободного дискового пространства.
Набор символов с морской тематикой – простой и быстрый способ придать сообщению в мессенджере и на форуме ярких красок, оживить пост в социальных сетях.
Знак планеты Нептун, восьмой, самой дальней от Солнца. По совместительству Нептун подрабатывает богом моря. Плавает всегда со своим трезубцем – символом силы и «плодородия» вод. Если в кране нет воды, возможно виноват водолей. Математический оператор примерно равно и тильда могут изображать морские волны. Значок «Не закрашенное солнце с лучами» похож на штурвал. А Символ штурвала ещё больше похож на штурвал. Конструкция для удержания плавающего объекта на месте называется якорь. Символ якоря тоже включён в Юникод. Вот он ⚓.
Другие подборки тоже содержат значки связанные с морем. В символах животных много рыб. А в маленьких буквах мало рыб, но есть буква «м».
Этот текст также доступен на следующих языках:
English;
unicode-table.com
Навигация — знаки и маяки
Пятая (завершающая) статьи из цикла «Навигация для чайников«. Автор — Федоров Алексей. Взято отсюда: Урок 5, часть 1. часть 2. Темы уроков: навигационные знаки и маяки.
Навигация для «чайников». (Урок 5, часть первая)
Международная система навигационных ограждений.
Инструкция к применению.
Для ограждения навигационных опасностей и обозначения безопасных проходов (фарватеров) и указаний особых участков акватории большинство стран мира использует общепринятую систему знаков навигационной обстановки. Стандарты таких знаков разработаны и поддерживаются международной организацией IALA – (International Association Lighthouses Authorities). Они нанесены на морские карты и помогают проводить судно вблизи различных опасностей. Акватория мирового океана условно разделена на два больших региона: регион А и регион В. К региону В принадлежат районы Северной и Южной Америки, Корея и Филиппины. Сегодня мы рассмотрим регион А, в котором мы, собственно, и находимся и к которому относятся Европа, Азия и Африка.
Все знаки навигационной обстановки имеют следующие характеристики: форму, цвет, характеристики огней и звуковых сигналов. Зная эти параметры, можно надежно идентифицировать любой знак, увиденный в море и на морской карте.
Рис. 1 |
I. Латеральные знаки (lateral marks) (рис. 1)
С помощью латеральных знаков обозначают фарватеры (безопасные проходы). В регионе А это выглядит так: для судна, следующего в порт со стороны моря по фарватеру, по левому борту от него будут знаки красного цвета, а по правому борту – зеленого.
Рис. 2 |
Если направление буя неочевидно, то на карте оно обозначено следующим образом – рис. 2. Это значит, что если судно следует по фарватеру курсом в направлении, указанном на карте, то красные буи должны быть у него по левому борту, а зеленые – по правому.
Латеральные знаки могут быть в форме вехи, пирамиды с широким основанием, конуса или трапецеидальных буев. Латеральные знаки левой стороны фарватера, кроме красной окраски, в качестве верхней фигуры имеют усеченную трапецию и в условиях ограниченной видимости – красный проблесковый огонь.
Рис. 3 |
Знаки правой стороны фарватера, окрашенные в зеленый цвет, характеризуются треугольной формой верхней фигуры и в условиях ограниченной видимости светятся зеленым проблесковым огнем. На рис. 3 можно увидеть, как на картах изображаются латеральные знаки и направление буя.
II. Кардинальные знаки (cardinal marks) (рис. 4)
Рис. 4 |
Кардинальные знаки ограждают навигационную опасность и указывают, с какой стороны ее можно безопасно обойти. В данном случае опасность – это отмели, подводные или надводные камни, затонувшие на малой глубине корабли и т. д. Кардинальные знаки проассоциированы с основными направлениями компаса по частям света и отличаются друг от друга окраской, формой верхней фигуры и характеристиками огней.
1. Северная кардинальная марка (north cardinal mark) (рис. 5)
Рис. 5 |
Эта марка говорит моряку о том, что ее необходимо обойти с севера. Она имеет черно-желтую раскраску (сверху-вниз). Форма верхней фигуры – два черных треугольника, идущие вершинами вверх. Характеристики огня: быстро мигающий белый. На карте изображается, как на рис. 6.
Рис. 6 |
2. Восточная кардинальная марка (east cardinal mark) (рис. 7)
Рис. 7 |
Этот знак говорит моряку о том, что ее необходимо обойти с востока. Раскраска (сверху вниз): черный-желтый-черный. Форма верхней фигуры – два черных треугольника, направленные вершинами друг от друга. Характеристики огня: быстро мигающий белый группами по три вспышки. На карте изображается, как на рис. 8.
Рис. 8 |
3. Южная кардинальная марка (south cardinal mark) (рис. 9)
Рис. 9 |
Говорит моряку о том, что её необходимо обойти с юга. Раскраска (сверху вниз): жёлтый-черный. Форма верхней фигуры – два черных треугольника вершинами вниз. Характеристики огня: быстро мигающий белый группами по шесть вспышек плюс одна длинная вспышка. На карте изображается как на рис. 10.
рис. 10 |
4. Западная кардинальная марка (west cardinal mark) (рис. 11)
Рис. 11 |
Этот знак следует обходить с запада. Раскраска (сверху вниз): желтый-черный-желтый. Форма верхней фигуры – два черных треугольника, направленные вершинами навстречу друг другу. Характеристики огня: быстро мигающий белый группами по девять вспышек. На карте изображается, как на рис. 12.
Рис. 12 |
Если марка дополнительно оборудована каким-то звуковым сигналом на случай тумана, например колоколом или свистком, то это отмечено на карте рядом с маркой.
Знак изолированной опасности (isolated danger mark) (рис. 13)
Рис. 13 |
Знак изолированной опасности ставится непосредственно на месте опасности. Он может предупреждать об одиночной скале, надводной или подводной опасной отмели и т.д. Раскраска (сверху вниз): черный-красный-черный. Форма верхней фигуры – два черных шара. Световая характеристика: группа из двух белых вспышек.
Как выглядит знак изолированной опасности на карте, смотрите рис. 14.
Рис. 14 |
Safe water mark (рис. 15)
Рис. 15 |
Красно-белая марка обозначает обычно начало безопасных проходов (фарватеров). Световая характеристика: цвет белый, периодичность может быть различна и обозначена на карте. На карте выглядит следующим образом – рис. 16.
Рис. 16 |
Специальные марки (Special marks) (рис. 17)
Рис. 17 |
Эти марки обычно обозначают какие-то особые зоны в акватории – например, зоны, где идут подводные кабели, полигоны субмарин, а также зоны, отведенные для воднолыжников и гидроциклов. В любом случае если на карте какая-то зона ограничена специальными марками, то там же, на карте, всегда есть объяснение, что именно они ограждают (рис. 18). Специальные марки окрашены в желтый цвет, форма верхней фигуры – косой крест. Световая характеристика: желтые вспышки.
Рис. 18 |
Навигация для «чайников». (Урок 5, часть вторая)
Маяки
В специальной литературе маяк (lighthouse) – это навигационный ориентир в виде башни или здания отличительной формы и окраски, устанавливаемый на материке, острове или непосредственно на мелководье, оснащенный осветительным устройством с большой оптической дальностью видимости. А плавучий маяк (lightship) – это судно, оборудованное маячным огнем и устанавливаемое в районе удаленных от берегов опасностей.
Итак, маяк – это крупное сооружение, оборудованное огнем в верхней точке, с характеристиками, которые являются индивидуальными для каждого маяка. По крайней мере в радиусе сотни морских миль вы не найдете двух маяков с одинаковыми световыми характеристиками. Многие маяки оборудованы звуковыми сигналами (как правило, ревунами), по которым можно идентифицировать этот маяк в условиях ограниченной видимости, например в тумане. Также большинство маяков оборудовано источником характерного радиосигнала, который позволяет кораблям с помощью радионавигационного оборудования в условиях ограниченной видимости определять свое местоположение.
Правила, необходимые для маяков:
• местонахождение каждого маяка должно быть точно нанесено на карту;
• он должен быть хорошо виден и днем и ночью;
• огонь маяка не должен приниматься за любой случайный огонь на берегу;
• маяк должен иметь надежную туманную сигнализацию. В зависимости от места установки маяки делятся на береговые и морские.
Береговые маяки, как правило, возводят на высоких, выдающихся в море мысах материка или на больших островах, морские – на расположенных вдали от берега естественных или искусственных островках или просто на подводной скале. По своему назначению береговые маяки бывают опознавательными (указательными) и створными.
Первые, как видно из названия, обычно служат приемными знаками при входе в какой-либо порт или канал, поворотными знаками там, где проходящие суда обычно меняют свой курс, и предостерегающими знаками, указывающими на определенную навигационную опасность. Створные маяки ставят для облегчения прохода судов в узких местах или у входа на рейд, в гавань или порт.
Итак, маяки имеют двойное назначение: помогают морякам определить свое местоположение в море и предостерегают от опасности.Чтобы использовать маяк как навигационный ориентир ночью, мы должны, во-первых, увидеть его свет, а во-вторых, идентифицировать. На навигационных картах маяки обозначены символом, похожим на восклицательный знак цвета маджента (фиолетовый), и/или обведены фиолетовой окружностью. Основные идентификационные характеристики огня маяка, такие как цвет, период и фаза, нанесены на карту около него.
Цвет огня маяка может быть белым, зеленым или красным. Зеленому огню соответствует обозначение G (green), красному – R (red), голубому Bu (blue), фиолетовому – Vi (violet), желтому – Y (yellow). В случае если ни один из этих символов не указан, мы имеем дело с огнем белого цвета.
Для того чтобы научиться идентифицировать маяки различных типов, рассмотрим несколько примеров.
Рис. 1 |
Пример 1. На морской карте (рис. 1) мы видим маяк Berry Head, имеющий следующее обозначение – Fl (2) 15s 58m 14M. Давайте разберемся, что же мы увидим в темноте, находясь вблизи него. Fl (2) обозначает фазовую характеристику огня маяка и расшифровывается как группа вспышек (group flashing). Цифра 2 в скобках указывает количество вспышек в группе, а 15s (секунд) – период. Таким образом, этот маяк последовательно дает 2 вспышки и после перерыва – снова 2 вспышки и т.д. Чтобы убедиться, что мы видим именно тот маяк, который обозначен на карте и имеет вышеприведенные характеристики, надо взять секундомер, запустить его, как только мы увидим первую вспышку в группе, отследить 2 вспышки, перерыв и в момент первой вспышки в следующей группе остановить отсчет времени. Если это действительно маяк, обозначенный в этом месте на карте, то отсчитанный секундомером период составит 15 секунд (15s).
Как вы думаете, какого цвета вспышки вы будете наблюдать? Совершенно верно, белые, ведь в обозначении маяка отсутствуют символы G или R. Окружность вокруг маяка и буквы RG цвета маджента обозначают род радиосигнала, который излучает этот маяк. Следующие за периодом символы в обозначении маяка – 58m – это его высота над уровнем моря, а загадочные 14М говорят нам, что в хорошую погоду ночью с высоты капитанского мостика среднего корабля его свет виден с расстояния в 14 морских миль.
Рис. 2 |
Пример 2. Маяк на Eddystone Rocks (рис. 2) имеет следующее обозначение: Fl (2) 10s 41m 20M & F.R. 28m 13M Horn (3) 60s. Fl (2) 10s – группа из двух проблесковых вспышек с периодом в 10 секунд. Так как цвет не указан, значит, он белый. 41m 20M – его высота – 41 м, видимость в хорошую погоду – 20 морских миль. Символ «&» означает «и», далее идут символы: F.R. 28m 13M. Это означает, что маяк оборудован дополнительным постоянно горящим красным огнем (F.R. – fixed red), установленным на высоте 28 м (28m), и видимостью в хорошую погоду на 13 морских миль (13 M). Если мы внимательно посмотрим на карту, то увидим обозначенный сектор этого огня (arc of visibility of F.R. lt). То есть если мы идем таким курсом, что видим красный огонь, то мы идем на опасность (7-метровую отмель). Символы Horn (3) 60s говорят нам о том, что маяк оборудован ревуном, который дает 3 гудка с интервалом в 60 секунд. Символы Racon (T) (3&10cm) относятся к радиосигналу, излучаемым этим маяком.
Рис. 3 |
Пример 3. Обратите внимание на два одинаковых огня, расположенных в верхней части рис.3 и обозначенных символами F.G. 6M. Теперь вы легко расшифруете эти огни как постоянно горящий зеленый (Fixed Green) и то, что их видимость в хорошую погоду составляет 6 морских миль (6М). Эти огни расположены на одной прямой, направление которой обозначено на карте как 352º45´, – естественно, что это указан истинный пеленг. Смысл этих огней состоит в том, что если вы, заходя ночью в Holcombe Bay на якорную стоянку, будете держать эти два зеленых огня «в створе», т.е. на одной прямой, то будете следовать истинным курсом 352º45´ и войдете в бухту, избежав опасностей. Такие огни называются «створными», или leading lights.
Для идентификации фазовых характеристик огней используйте Адмиралтейский буклет 5011. Его полное название – Symbols and abbreviations used on Admiralty charts 5011. Также у вас на борту должна быть книга List of lights для вашего региона. По ней всегда можно верно идентифицировать маяки, которые встретятся на пути.
pod-parusom.livejournal.com
Символ Море. Воспоминания — Символизм древних культур
Этот символ — один из 24-х, представленных на выставке «Лабиринт. Дракон. Единорог. О чем говорят символы».
Вернуться к статье обо всех символах >>
1. Море — Вечность, Праматерия, Великая Матерь, источник Жизни.
Во многих культурах море — первичный источник жизни — не имеющий формы, безграничный, неистощимый.
В Библии море — это то, что осталось от праматерии после сотворения Мира.
Вавилонская богиня Тиамат (Вселенские воды) — мать всех других богов, из ее тела образовались Земля и Небо.
Великие богини матери — египетская Изида, вавилонская Иштар — «властительницы вод», «звезды моря», «царицы морей». Афродита Анадиомена «Рожденная из моря» богиня любви и красоты одновременно была и покровительницей побережий. К ней обращались, прося щедрости у моря. В христианской символике Матерь Божия называется Mari magno — «Великая морская».
Из моря рождается и в нем умирает Солнце. Вернуться в море — возвратиться в материнское лоно значит умереть. По мифам: в мировом океане на китах, черепахах, столпе или горе покоится наша Вселенная. И в него она вернется на закате времен.
Вода возвращает к жизни и дает новую жизнь, отсюда крещение водой или кровью в обрядах инициации. Погружение в морскую воду символизирует возврат к первоначальному состоянию чистоты, смерть в старой жизни и возрождение в новой.
2. Море — постоянная переменчивость, символ времени.
Море — это непрерывное движение, постоянная смена образов, жизнь и смерть. Нет ни одного мгновения похожего на другое, ни одной волны точно повторяющей другую. «Море несёт хлеб и смерть, плоды и гибель».
Море вечный даритель и вечный похититель.
3.Море символ силы.
Море растворяет, уничтожает, очищает, смывает и восстанавливает.
В космогониях Востока и Запада только богам под силу утихомирить море, грозное даже для них.
«И встав Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина» (Евангелие от Марка 4: 39).
В русском фольклоре водяной — морской царь — властвовал над водной стихией
4.Море — хранитель тайны
Нырнуть в море — значит искать секрет жизни, ее бесконечную тайну.
В Древней Руси вода считалась первоосновой всех вещей. Чистая вода олицетворяла честность, правдивость («Вывести на чистую воду»). Баламутная, нечистая — нечестность, изворотливость («Ловить рыбку в мутной водице»).
Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:
- < Назад
- Вперёд >
www.symbolizm.ru
Морские символы : stomaster — LiveJournal
Гальюнная фигура — носовое украшение на парусном судне. Фигура устанавливалась на гальюн (свес в носовой части парусного судна). На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях. Тщательно продуманные резные декоративные работы из дерева, известные как носовые фигуры, были весьма популярны с шестнадцатого по девятнадцатый век.
Вверху: резное украшение «Кати Сарк», 1896 год, фото Алексея Сулоева
Носовая фигура этого судна была первоначально датирована периодом викингов, но в настоящее время ее происхождение определяют периодом с 350 по 650 год, когда германские племена распространялись по Европе после распада Западной Римской империи (левая фотография внизу).
Несколько столетий спустя суда викингов часто демонстрировали устрашающие головы драконов во время своих набегов, приблизительно между 800 и 1000 годами нашей эры (средняя и правая фотография сверху).
Голландские носовые украшения: слева и посередине – линейный корабль 1787 года «Саелэнд». Справа: корабль 1811 года «Финикс»
Тем не менее, общая практика использования носовых украшений достигла рассвета в 1500-ых годах, с развитием галеонов, которые могли пересекать океан. Как и вывески для трактиров, которые использовались для рекламы во времена, когда большинство людей не умели читать, носовые фигуры часто служили для обозначения имени судна для наименее грамотных слоев общества. Они также использовались для демонстрации богатства и социального положения владельца судна, а на военных кораблях олицетворяли могущество и силу страны.
Голландские и российские носовые украшения 1739-1741-ых годов:
Носовые фигуры также служили своего рода приносящим удачу талисманом для команды корабля. В Германии, Бельгии и Голландии считалось, что носовые украшения заключали в себе духа по имени Кабоутермананкес. Этот дух защищал судно и команду от жестоких штормов, предательских ветров, неотмеченных на карте скал, немочей и болезней и, в конечном счете, в случае если судно тонуло, этот дух проводил души моряков в загробную жизнь. Если бы моряки потеряли свои жизни в море без такой защиты, считалось, что их души обречены скитаться по морю вечно.
Носовые фигуры, почти полностью исчезнув к 1800-ым годам, вновь приобрели популярность после наполеоновских войн. Но они были меньшего размера в сравнении с полноразмерными фигурами, популярными в предыдущих столетиях.
Вот носовая фигура флагмана адмирала Нельсона «Виктория» начала девятнадцатого века (слева).
Британский фрегат с поразительным украшением «Единорог» был спущен на воду в 1824 году (на фото вверху справа).
Слева: принц Генри Мореплаватель украшает нос «Сагреша Второго» Португалия, 1937 год.
Справа: носовое украшение фигура монаха с «Америго-Веспуччи», 1931 год.
Клиперы, которые плавали под парусами по торговым маршрутам всего земного шара в середине девятнадцатого века обычно имели полноразмерные носовые фигуры, но их делали не столь сложными в исполнении. До того как отправиться на реставрацию, чайный клипер «Кати Сарк» в Лондонском Гринвиче хранил огромное количество носовых фигур:
У первых пароходов иногда были носовые фигуры, но носовые украшения в большинстве своем вымерли с упадком парусного судостроения.
Корабль королевского флота Великобритании «Родни», спущенный на воду в 1884 году, был последним британским линкором украшенным носовой фигурой, хотя некоторые суда меньших размеров продолжали украшаться ими до первого десятилетия двадцатого века. Украшение носа британского корабля «Воин» той же эпохи (фото слева):
Германский океанский лайнер «Император» спущенный на воду в 1912 году использовал большого бронзового орла в качестве носовой фигуры (фото вверху справа). Он придавал дополнительные футы длины кораблю и обеспечил возможность признать «Император» самым длинным судном того времени, победив британский корабль «Олимпик», того же типа что и «Титаник».
Носовые украшения обычно изображали людей, но здесь есть лев (внизу слева)… И даже король морей Нептун собственной персоной (фото посередине), чье лицо кажется полностью идентичным носовому украшению «Аякса», построенным в 1809 году и участвовавшим во многих боях во время длительного конфликта с Наполеоном (внизу справа).
Вырезанная из дерева голова морского дракона, расположенная в ванкуверском парке «Стенли» — точная копия носового украшения корабля «Императора Японии», который плавал туда и обратно от западного побережья Канады до восточной оконечности Азии с начала 1890-ых до 1922 года.
И раз уж разговор зашел об Азии, вот примеры носовых фигур из Таиланда. Они украшают баркас королевской семьи. Первая датируется серединой шестнадцатого столетия.
Сегодня образцы продуманно украшенных носовых фигур, найденные в музеях и коллекциях, остаются не более чем захватывающим напоминанием об ушедших эпохах…
stomaster.livejournal.com
Море в русской мифологической картине мира — Славянская культура
Вероятно, корни реалионима море уходят в индоевропейский праязык. Основа * тог-/* таг- была широко распространена в древнеевропейских диалектах, ср.: арм. mawr — «болото», др.-исл. тагг, др.-англ. теге — «море, озеро», слав. тоуе — «море», в ряде русских говоров (олонец., онежск.) море — «озеро», укр. диал. мороква — «болото».Таким образом, праязыковой аналог слова море обозначал не только собственно море, но и озеро, болотистое озеро, болото.
В то же время лексема море, по нашему мнению, этимологически соотносится с именем языческой богини смерти Моры (Мары), известной всем славянским народам (ср.: зап.-слав. Моряна — богиня смерти; полесск. Марушка — мифологический персонаж-устрашитель, которым пугали детей; севернорус. Мара — «мифологический персонаж-устрашитель, которым пугали девушек» и подоб.) и типологически во многом сходная с русалкой, Мокошью, — также традиционно женский персонаж.
Став нарицательным, существительное Мора получило различные значения по славянским языкам: укр. мора — «нечистый дух», болг. мора — «ночной кошмар», с.-хорв. мора — «домовой, кошмар», польск. тога, тага — «кошмар» и тага, гтога — «ходячий покойник» и т.п. В то же словообразовательное гнездо входит рус. умора ( от уморить), белорус. моркі — в белорусских проклятьях эвфемистическое название болезни, специально насылаемой на человека.
Следовательно, корень *тог-, с одной стороны, соотносился с общим именованием водоемов, а с другой — актуализировал мифологему смерти как перехода через водную преграду. Исходя из данного положения, и.-е. корень *тог- может быть рассмотрен как синкрета: «вода»+«смерть». Соответственно мифоним Мора, основа которого в архетипе членится на корневую морфему и детерминатив со значением адепэа — действующего субъекта, может быть реконструирован как «умерщвляющая», а лексема море могла обозначать смерть как локус (ср. слово смерть (др.-рус. съмьрть) с приставкой присоединения (съ-), отражающее в протозначении присоединение к области нахождения мертвых).
Следует отметить, что значение слова море в фольклорных текстах не тождественно современному, поскольку древние славяне не имели связи с реальным морем, как и с мореплаванием, так как жили достаточно далеко от морей [Ковалев 2000: 86 и след.]. Историки полагают, что мореходство на Руси имеет не столь давние традиции, а потому море для русича — образ не столько реальный, сколько фантастический, мифологизированный. Поскольку в языках всегда «разработано» то, что близко, понятно, знакомо и значимо, можно утверждать, что славяне не «наблюдали» море вблизи. Так, фольклорное море мало похоже на настоящее. Его цветовая гамма бедна: оно почти всегда синее (синий
— это изначально «черный, блестящий»). Исходя из этого, внутренняя форма общеславянского слова море не связывалась ни со значением солености, ни со значением большого количества воды.
Как указывает В.Н. Топоров, море связано с архетипом воды и символизирует царство смерти и царство сновидений [Топоров 1995: 581]. Легендарный Харон пользовался водным путем для перевоза усопших в страну мертвых. По мнению Ю.С. Степанова [1997: 191], нем. die Mare (тоже женского рода) — «природный дух, который, по народным германским представлениям, может являться людям в виде ночных кошмаров, когда «нечто душит человека»» — и славянское Мора — «богиня смерти, соотносимая с морем как локусом небытия» — родственны и.-е.*mer- — «душить, давить». Это позволяет допустить, что и.-е. основа *mor-/*mar-/*mer- родственна *mor-t(h)-o- — «умирать» (ср.: смерть, мор, мертвый, мары (курск., судж.) — «носилки, на которых носят хоронить мертвых» и т.д.).
Отсюда сказочное лукоморье — буквально «излучина моря» — это «иной», неведомый мир. Буян, остров, упоминаемый в русских сказках и наделенный фантастическими чертами «потустороннего» мира, также находится далеко за морем. В заговорах Буян — место пребывания мифологических персонажей, помощь которых придает заклинательную силу. Название этого острова происходит от прилагательного буйный, родственного др.-инд. bhuyisthas — «самый сильный, очень сильный» [Фасмер I: 234], и, видимо, семантически и этимологически связано с др.-рус. боуи — «кладбище» (на возможность такой связи указывали А.А. Потебня и А.Г. Преображенский). Следовательно, остров Буян эквивалентен раю в его языческом представлении (слово рай было перенято христианством у язычников). Рай у древних славян «знаменовал расплывчатое широкое понятие о загробном мире вообще, отделенном от мира живых водной преградой» [Трубачев 1997: 40]. В этом контексте заслуживает внимания непопулярная, по мнению М. Фасмера, этимология слова рай, согласно которой слав. *rj родственно рой, река (аналогично край: кроить), что позволяет восстановить протозначение лексемы рай как «море, течение» [Holub, Kopecny ESJC: 309 — Цит. по: Фасмер III: 436].
На наш взгляд, данная точка зрения имеет не только лингвистические основания, но и поддерживается культурологическим фоном. Аналогом общеславянского рая в фольклоре восточных славян выступает Вырий, или Ирий, — сказочная теплая страна, в которую на зиму улетают птицы; потусторонний мир. Локализация Ирия в некоторых фольклорных произведениях на берегах Черного моря позволяет, по мнению В.Н. Топорова [1994: 131], сопоставить эту страну с готским Ойумом. Наиболее вероятной этимологией слова В.Н. Топоров считает возведение его к и.-е. корню *ur-ьіь от *ur — «вода», может быть, «море» (ср.: балт. jura — «море», откуда Юрмала), свидетельствующему о том, что поверхность воды ассоциировалась с областью смерти. В этой связи представляют интерес гидронимы Вырь, Вир — названия, репрезентирующие концептуальную связь воды с «тем светом» (ср.: диал. вир — «глубокое место в болоте, реке», где живет вировник — «черт»). Об этом свидетельствуют также общеславянские поверья о воде как месте зимнего пребывания некоторых персонажей нечистой силы и мифологизированных животных.
Известно, что смерть, по представлениям древних, не столько конец жизни, сколько переход в иную реальность (отправиться на тот свет, переселиться в иной мир; ср.: полесск. на дорозе — «быть при смерти»). Такой «иной реальностью» в русской мифологической картине мира и оказывается море. При этом концептуально «Море» репрезентируется фреймами «край света, конец реального простора», «путь до неведомой, далекой, чужой земли». Понимание моря как пути имеет типологические параллели и в других языках и мифологиях. Например, в греческом языке море — %o>vxaq (ср.: рус. путь, ст.-сл. пжть). Толкуя значение древнеиндийского panthah, родственного словам путь, pontos, Э. Бенвенист [1974: 339] писал, что ближайшим эквивалентом здесь будет скорее «переход, преодоление», нежели «дорога». Неслучайно жрец в Древнем Риме назывался pontifex — «строитель моста», поскольку он представлялся строящим переход, переправу между миром мертвых и миром живых. Однако следует отметить, что в праславянском > рус. дорога также имело отличное от современного значение и означало ««быстрина, узкий залив», то есть ««путь по воде» [Филин 1984: 97]. Таким образом, реки воспринимались славянами как пути в иной мир, в то время как море — это уже собственно локус небытия, место нахождения персонифицированной смерти — Моры (Мары).
Н.И. Костомаров, а вслед за ним А.Т. Хроленко отмечают, что в этнографических и фольклорных записях море — символ неизвестности и погибели. Как полагает А.Т. Хроленко, фольклорное сочетание «синее море» содержит в себе семантический нюанс «далеко»; следовательно, концептуальная оппозиция ««Суша» — ««Море» накладывается на противопоставление ««Близкий» — Далекий». В то же время словосочетание «синее море» ассоциируется с существительным корабль — конкретно-образным символом дали (уплывающий далеко) [Хроленко 1992: 101-102].
Наш материал показал, что в контексте концептуального параллелизма «Вода» — «Путь» выстраивается синонимический символьный ряд лодка — гроб — корабль, непосредственно связанный с понятийным комплексом «море». Так, корабль — устойчивый, традиционный фольклорный образ. При всех семантических расхождениях данного слова по разным славянским языкам здесь везде выявляется архисема «скрытый, укрытый», ср.: болг. «центральная часть здания», «корабль», «большой деревянный чан для перевозки винограда», чеш. «корабль», др.-рус. «корабль», «ковчег», при этом ковчег — это «ларец», «сундук», «ящик», одним словом, «хранилище». Ковчегом, в свою очередь, называли также раку, гробницу, и корабль ветхозаветного Ноя. Следовательно, корабль на уровне символа также соотносится с концептуальным комплексом «Смерть». Полагаем, что исходное значение слова корабль в славянском («вместилище, хранилище», «гробница», «укрытие» и подоб.) концептуально связано не с морем как «частью Мирового океана», а с морем как «царством мертвых», потусторонней областью.
Косвенным доказательством здесь могут служить этнографические сведения. Так, по свидетельству одного из арабских путешественников, в кораблях, установленных на суше, русичи сжигали своих покойников, то есть корабль служил в похоронном обряде домовиной, «домом мертвого». Возможно, такая обрядовая практика наследуется русичами от варягов. По свидетельству историков, скандинавы, появившись на Ладоге еще в середине VIII века, в IX-X веках оставляют небольшой некрополь в урочище Плакун, содержащий несколько трупосожжений в ладье: ладья (рус. лодка) — важнейший для «руси-гребцов» социальный и ритуальный символ. Однако, по нашему мнению, подобная обрядность у славян имеет автохтонное происхождение и знаменует изменение похоронного обряда (сплавление по воде > кремация). Так, по мнению В.М. Мокиенко, древнейшее представление о погребении в ладье, устойчивая связь перехода в «тот свет» с плаванием позволяет связать известный славянский мифоним Навь (первоначально — божество смерти древних славян; ср. в др.-рус.: навь, навьи — умершие предки, покойники, мертвецы) с др.-греч. nao — «плыву», naut§s — «пловец», nautilus — «моряк», лат. navis — «корабль», так как славянский Навь обеспечивал переправу усопших в иной мир [Мокиенко 1990: 104-105]. Такая этимологическая связь подкрепляется мифологической концептуализацией морского пути как дороги в иной мир.
По-видимому, подобную символику, но другой направленности, несла и колыбель, по форме — та же лодка (в которой человек «приходит» в «этот» мир из небытия). Существительное колыбель, характерное только для восточнославянского ареала, образовано от глагола колыбать «качать, укачивать», родств. колебать; то есть в названии отразился характер движений раскачивающейся колыбели, причем движений, по ощущениям напоминающих раскачивание на волнах (ср. аналогичное соответствие: качка — о колебательных движениях судна, укр. качка — «утка» — и качка (диал.) — колыбель на изогнутых опорах, позволяющих качать ребенка; а также отмеченное в словаре-дневнике Ричарда Джемса колыбка — «волны, качка»).
Представляется, что образ бочки, плывущей по волнам («куда вынесет»), почерпнутый А.С. Пушкиным из фольклорного источника, уходит корнями в область архаических народных представлений. Бочка, в которой «не по дням, а по часам» растет князь Гвидон, — та же колыбель, выносящая его в жизнь (ср. с символически тождественным образом корзины, в которой приплывает младенец в некоторых русских сказках). У восточных славян известны присловья, в которых говорится о том, что младенца приносит вода (речная, озерная, болотная, дождевая). Особенностью украинских вариантов является при этом то, что обнаруживает детей в воде почти неизменно некая баба, часто именуемая Марийкой (просматривается связь с Марой — С.К.) [См. об этом: Виноградова 2000: 352]. При этом колыбель связывают с моделями повозок, лодок. Этнографические данные свидетельствуют, что колыбели других народов также изготовлялись в форме лодки. Архетипическое значение нарицательного лодка (с учетом межъязыковых соответствий) реконструируется как «корыто» [Фасмер II: 510]. Обратим внимание, что гроб (данное слово знаменует утверждение более позднего обряда собственно погребения, ингумации; при этом в корне наблюдается чередование гроб-/греб-), — также имеет форму лодки-плоскодонки, что, вероятно, идет из глубокой древности и является реминисценцией старшей похоронной обрядности.
Выводы
В русской мифологической картине мира море выступает не столько в качестве географического локуса, сколько оказывается «иной реальностью». При этом концептуально «Море» репрезентируется фреймами «край света, конец реального простора», «путь до неведомой, далекой, чужой земли». Понимание моря как пути имеет типологические параллели и в других языках и мифологиях. Сравнительный анализ семантики разноязыковых лексем, этимологически родственных слову море, позволяет допустить, что и.-е. основа *mor-/*mar-/*mer- родственна *mor-t(h)-o- — «умирать»
Наши рассуждения позволяют заключить, что корабль, колыбель и лодка выступают в мифологической картине мира как символический комплекс, где колыбель — лодка, в которой человек приходит в мир, приплывает; а корабль — лодка, уносящая его в небытие. Таким образом, море в русской мифологической картине мира последовательно концептуализируется как «иной мир».
Проведенный анализ свидетельствует, что информация культурного характера о национально-культурной картине мира, актуальной для того или иного хронологического этапа, может быть извлечена из лексической семантики.
Список литературы
1. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Под ред., с вступ. ст. и коммент. Ю.С. Степанова. — М.: Прогресс, 1974. — 448 с.
2. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. — М.: Индрик, 2000. — 432 с.
3. Залевская АА. Введение в психолингвистику. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. — 382 с.
4. Ковалев Г.Ф. Роль ономастики и этимологии в изучении славянских народов и их языков // Русский язык вчера, сегодня, завтра. — Воронеж, 2000. — С.85-88.
5. Лурия А.Р. Язык и сознание. — М.: МГУ, 1998. — 336 с.
6. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. — М.: Высшая школа, 1990. — 160 с.
7. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 824 с.
8. Топоров В.Н. Из индоевропейской этимологии // Этимология 1991-1993.- М.: Наука, 1994. — С.126-164.
9. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического.
— М.: Изд. группа «Прогресс» — «Культура», 1995. — 624 с.
10. Трубачев О.Н. В поисках единства. Взгляд филолога на проблему истоков Руси. — М.: Наука, 1997. — 281 с.
11. Уфимцева АА. Роль лексики в познании человеком действительности и формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке : Язык и картина мира. — М.: Наука, 1988. — С.108-140.
12. Фасмер — Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.1-4.- М.: Прогресс, 1986-1987.
13. Филин Ф.П. Историческая лексикология русского языка. — М.: Наука, 1984. — 174 с.
14. Хроленко А.Т. Семантика фольклорного слова. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1992. — 140
Автор : Кошарная С. А.
Похожие статьи:
Музыка → Октай (Тува) – Старообрядческий духовный стих
Музыка → Русский духовный стих
Музыка → Музыкальный эпос русского севера
Музыка → Сергей Калугин – Nigredo (1994)
Праздники → В глухой пермской глубинке состоялся этнофестиваль
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Нательный крест на Руси называли “Тельник”, нательную рубаху
Нательный крест на Руси называли “тельник”
Вот такой утерянный теперь у всех революцией «Тельник» спасал наших прадедов выходивших в море.
Один из древнейших на Руси крест с андреевским крестом сверху. Очень Хочу такой древний русский тельник. Теперь их уже нет.
Вообще крест и ношение крестика пошло от Моряков и от морского якоря. Поэтому первые храмы строили именно русские моряки — храмы Николая Чудотворца — морские соборы в полосочку как тельняшка — тельник.
Такой крестик, как и морские символы Вера, Надежда, Любовь носили на голе тело, как и тельняшку, которую изобрели русские и она так и носит исконно русское название — тельняшка.
telnyashka
Тельняшка, в просторечии тельник — это древнейшая флотская нательная фуфайка.
«Своя рубаха ближе к телу» — гласит русская поговорка. И именно тельняшка связанная руками любимого человека с вплетенными любовью и теплом спасали отважных воинов и моряков с незапамятных времен.
Тельники — обереги русским морякам любимые вязали именно полосатыми, чтобы не только отличаться от волн и ночью и днем и были заметны вахтенному, но и помнили, что жизнь у нас всегда полосками и за любой черной полосой обязательно наступит светлая полоса жизни. Главное верить в это. Восточная ж страна и Инь- Ян никто не отменял.
Крест и полукружие под крестом пришедшие от якоря теперь так и означают — якорь спасения, якорь нашей надежды, якорь упокоения в Небесном Царстве
И до сих пор вы можете встретить этот элемент якоря на всех храмах.
Крест в форме русской буквы X подчеркивающий и имя Христа называется “Андреевским” — именно на таком кресте был распят Святой Апостол Андрей Первозванный и в 1694 году император священной римской Империи Петр Великий приказал поместить изображение Андреевского креста на русском военно-морском флаге, который с этих пор называется “Андреевский” флаг.
И икона Андрея Первозванного осталась в Морском Соборе Андрея Первозванного. Сфоткаю — покажу- у нас не просто так поклонный крест остался в морском флаге.
30 Сентября — День моряков и морских святых и всем морякам желаю Веры, Надежды и Любви!
Позже придумали легенду, что существовали три морские покровительницы: Вера, Надежда, Любовь которые спасали наших предков вышедших в море и стали изображать всегда на очень несимпатичных иконах, чтобы отвратить моряков от церкви и теперь моряков в храм и не загонишь. Всем девочкам, рожденным в этот день выбирали эти имена и моряки женились именно на женщинах с этим именем и свадьбы играли именно в этот день — в этот день заканчивался пахотный и уборочный сезон и моряки начинали собираться в дальние походы к южным берегам.
Восьмерка в крестах тельниках осталась от Полярной Звезды, которая светила и над Россией и русской Америкой
Полярная Звезда — жетон.
Русские люди пользовались крестом с восемью лучами, который спасал в самый тяжелый момент и значение морскому кресту придавали совершенно иное, чем сейчас. Для предков это был символ надежды на прочное земное существование с верой в счастливое будущее. Поэтому русская Русская восьмерка в военно морском флаге — символична
В Древней Руси нательный крест считался обязательным. Его носили на льняном шнурке на уровне сердца и зажимали в кулаке в случае опасности в Море.
Русские кресты–тельники VI–XIX веков были уничтожены и переплавлены после утроенной нам англичанами революции направленной на уничтожение Страны. Но мы не только выжили, а мы поверили, что это действительно благо, ведь у русских что не происходит — всё к лучшему. Русские приняли это переворот и неспроста многие моряки с погонами переходили в красные морские бригады и поэтому у нас и остался самый мощный русский флот в Мире и не весь ушел на Запад но уже под чужими флагами.
В разных областях бытовали свои характерные формы тельников, связанные с местными, поситаемыми в данном месте крестами. Так прототипом ажурных крестов с сомкнутыми концами, получивших распространение в новгородских и северных землях, послужил знаменитый новгородский Людогощенский крест 1359 года. Древнейшие кресты VI–XII веков, найденные на территории Херсонеса, древней русской столицы Киеве и других городов, имели простую равноконечную форму. В XIX веке этот тип крестов получил название «корсунского». Они изготовлялись из камня и украшались металлическими наконечниками, соединенными спиралевидной проволокой.
Для моряков якорь, крестообразный по форме, становится постепенно под влиянием церкви -или Собора символом надежды на крепчайший плод Креста — Царствие Небесное, на то, что Церковь — как корабль — доставит всех достойных в тихую пристань жизни вечной, а недостойных бросит в пучину Вод. Каждый может “взяться за предлежащую надежду, то есть крест, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий” (Еврейская библия, 18’—19). «Этот якорь, символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, и есть наша крепкая надежда.»
Обереги Вера Надежда и Любовь прижились на западе, а у нас были исключены революцией и ведением атеизма в СССР и уничтожением прежде всего морских соборов и крестов с якорями.
Жетоны одеваемые на шнурок были введены в обиход первыми в мире именно русскими моряками, но именно у русских моряков теперь их нет вообще. А какие красивые жетоны были в Царской России. Этому посвящу целую отдельную тему.
У нас можно было только одевать изнутри булавку от сглаза и которая спасает моряка от судороги в холодной воде, куда русские женщины умудрялись прикалывать морякам и сердечко и крестик и якорь -это древние русские обереги — вера, надежда, любовь.
Теперь мало кто носит эти наши древние обереги и тельники, а зря. Есть очень красивые, но теперь их днем с огнем не сыщешь.
А что стоит сделать крест с лучиками в перекрещенье?
Древнерусские нательные кресты с чернью, XI-XIII вв
Крест с 8 лучиками в виде штурвала.
Ещё одна разновидность древнего нательного креста русских моряков, который они позже брали в Море.
Крест Константиновский теперь называется Просфорный.
Этот крест, по форме напоминающий древний русский крест или его называют “мальтийский” крест Крест Павла I или крест Александра Невского, имеет по четырем сторонам слова по древнерусски на латыни: “IC.XC. NIKA”, что означает— “ Иисус. Христос — Победитель”. Nika — Это Виктория — Победа.
Остался только в Просфорах, чтобы не напоминать наш крест который был на всех кораблях. Очень похож на крест кораблей Колумба.
Впервые эти слова были написаны золотом на трех больших крестах установленных в Царьграде Равноапостольным Императором Константином”. Теперь Морской собор Николая Чудотворца не заметен — утопает в Мечетях.
Спаситель, Победитель ада и смерти в константинопольском русском морском соборе говорит: “Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его” (Апок. 3, 21). Именно этот крест с прибавлением слов “IС.ХС. НИКА” печатается , по древней традиции, теперь только на просфорах.
Парус — Купольные русские храмы именно от паруса.
Неоднократно русские пытались себе вернуть эти древние святыни.
Но туркам всегда на помощь приходят англичане которые боялись что русские опять выйдут в Дарданеллы. В Крымскую войну объединенным фронтом со всей Европой у русских отобрали право выходить через Босфор в Средиземное море к нашим морским святыням — к месту, где захоронен главный морской святой Николай Чудотворец.
и купола напоминают морские Паруса
Морской собор Николая Чудотворца в Кронштадте, ранее Софийский Собор в честь морских покровительниц Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии. Софийский Собор встречал русские корабли возвращающиеся из дальних странствий золотом куполов в Кронштадте и служил маяком, как и Софийский Собор в Константинополе, теперь заставленный мечетями, чтобы было и не узнать.
Первые изображения христианских крестов с полумесяцем снизу относятся к доисламскому времени. Крест на стене монастыря Св. Екатерины (VI век) на Синае обозначал Якорь, а не полумесяц, как сейчас взял себе Ислам. Символов тьмы не было у русских в Крестах — там всегда было только солнце.
Такие кресты уничтожала католическая Инквизиция как и сейчас вы вряд ли найдете настоящий морской оберег.
Собственно, и сам крест был известен во многих культурах мира задолго до возникновения христианства. У язычников он символизировал солнце, а у христиан, восславляющих Спасителя как Солнце Правды, приобрел дополнительный смысл, но все обереги и защиты шли так или иначе от русского морского якоря.
Но именно русские моряки и построили первый храм.
Русская Лодья на которой можно выплыть из любых передряг и из любого шторма выйти сухим их бурного моря житейских проблем.
Вера — Надежда — Любовь
И сейчас надо иметь вот такой крест
Якорь — Древний русский символ ещё с Визинтийской поры Символ Веры Во Спасение.
Символ, найденный в Камарге. Висел непосредственно над кроватью в номере маленькой семейной гостинницы.
Вера, Надежда, Любовь. Charity в русском переводе — послание к Римлянам — любовь.
В Камарге этот символ очень распространен, его так и называют: «Croix Camargue».
Крест символизирует веру, якорь — надежду, а сердце — милосердие (charity).
Великая Греко-Российская Восточная Империя — Священная Римская Империя и наследница -Россия- до сих пор самая огромная Страна, до сих пор всем отколовшимся покоя не дает. но у них нет намоленного эргрегора в 7524 года.
viktoriiako.livejournal.com
Символы рыб, морских животных и обитателей воды: их значение (семиотика)
Значения знаков и символов. Рыбы и обитатели воды.
РЫБА
Рыба имеет множество значений, отражающих существенные аспекты ее природы, как в духовном, так и в материальном планах, она считалась посредником между небом и землей, «птицей земли». Была также символом жертвы. Почиталась священной в разных традициях. У многих азиатских народов запрещалось употребление рыбы в пищу.
В Вавилоне, Финикии, Ассирии и Китае была символом духовной плодотворности. Позднее стала символом углубленной внутренней жизни, скрывающейся под поверхностью вещей, а также знаком поднимающейся жизненной силы.
Иной смысл несла в себе рыбная символика в Египте. Здесь она ассоциировалась со злосчастием, олицетворяла преступление, страх, домогательство.
Рыба олицетворяет проникающее движение, наделенное «повышающей», в отношении низких стихий, силой.
Демиургическая функция Рыб проявляется в двух вариантах — активном, когда Рыба приносит со дна первозданного океана ил, из которого и создаётся земля, и пассивном, когда Рыба (кит, три кита, дельфин и т. п.) является опорой земли.
Рыба выражает творческий аспект жизни, плодородие и сексуальную гармонию. Изображения гигантской Рыбы, пожирающей рыбную мелочь, трактуются как иносказание о неумолимости и верховной мощи Природы.
Рыба была одним из первых символов Христа, что объясняется использованием на заре христианства для зашифровывания имени Христос первых двух букв слова «ихтиос».
Христианская символика использует этот астрологический символ в своём преломлении. Три рыбы, переплетённые между собой или имеющие одну голову, обозначают Троицу, явленную тем, у кого открыто духовное зрение. Многочисленны изображения Рыб на печатях, медалях, гробницах раннехристианской эпохи.
Рыба может символизировать не только плодородие, плодовитость, изобилие (мифопоэтически отмеченным является и образ рыбьей икры), сексуальную силу, мудрость, но и скудость, скупость, равнодушие, сексуальную индифферентность (в связи с особенностями размножения рыб), глупость.
В Закавказье магическое значение имел «рыбный» орнамент, использовавшийся в женских одеждах.
В буддизме символ рыбы означает свободу от желаний и привязанностей.
В Средневековье рыбы как символы использовались в эмблемах сравнительно редко, так как больше символизировали безгласие и не могли служить образцом других ярких качеств.
Некоторые из видов рыб выделены особо.
Форель
– используется в эмблематических изображениях наиболее часто под свои именем, в отличие от многих других видов, которые обозначают рыбу в общем смысле. Форель – это знак живости, живучести, энергичности, подвижности; так называемая «играющая форель» и одновременно символ щепетильности, поскольку этот биологический вид не выносит засоренности, нечистоты водной среды обитания.
Лосось
символизирует изобилие, знание, вдохновение. Среди американских индейцев и финно-угорских народов распространено мнение, что во внутренностях лосося находится огонь.
Карп
почитается в Китае и Японии за красный цвет (можно сравнить это с русским мотивом золотой рыбки) и символизирует силу и храбрость, а также упорство в борьбе.
Акула
— образ опасности, зла, смерти. В японской мифологии акула — посланец божества; божественная акула «саме
» помогает тем, кто её почитает.
Сёмга
в кельтской мифологии ассоциируется с пророчеством в связи с её способностью находить места, где она метала икру. Ловля рыбы означала изобилие и мудрость.
Различные виды рыб также служат для обозначения рыболовства или обилия рыб в эмблемах стран, городов, компаний и мест с соответствующими корректировками содержания изображения, использованием распространённых видов. В русской геральдике в виде эмблемы рыбы изображаются чаще всего осетры
, наделённые наиболее характерными внешними чертами и обозначающие именно русскую рыбу.
Интересно, что змеевидных рыб — угря и вьюна
— славянская традиция относит к гадам, считает их погаными, нечистыми, родственными змеям. Например, вьюна называют «змеев брат» и считают змеей в двенадцатом поколении.
В одном ряду с рыбами фигурируют в мифопоэтических представлениях и другие обитатели водной среды, которые к рыбам не относятся.
КИТ
Кит связан с глубоким образом акта проглатывания, засасывания, мотивом поглощения жизненной силы жертвы.
В христианской традиции кит означает дьявола, причем открытая пасть — аллегория врат ада,
а желудок — вместилище самого ада.В Библии кит символизировал многострадального пророка Иону, которого люди принесли в жертву морю, чтобы успокоить бурю. Три дня и три ночи Иона находился в мрачном чреве, после чего кит изрыгнул его обратно. Это знамение трактуется как символ преображения и трансформации.
Моряки воспринимают изображение кита как знак коварства. В романе Мел-вилла «Моби Дик» кит оборачивается то Богом, то дьяволом, то одновременно и тем и другим.
В русской традиции известен чудо-юдо рыба-кит. Первоначально полагалось, что Земля была основана на семи китах. Потом отяжелела от человеческих грехов и четыре кита ушли в пустыню Эфиопскую. После всемирного потопа туда уплыли все киты. Так что древнерусский человек связывал конец мира с
символом кита.
В космологическом контексте дно желудка кита может означать космическое дно, крайнюю степень падения, откуда невозможно услышать голос попавшего туда. Это положение может также означать и спасение.
КРОКОДИЛ
В египетской традиции крокодил, подобно солнцу, родился из воды и является божеством одновременно хтоническим и солнечным. Некоторые американские индейцы верили в то, что крокодил, живущий в предвечных водах, был творцом мира,
другие считали, что он несет мир на своей спине. В христианском искусстве
крокодил иногда ассоциируется с драконом.
В современном восприятии крокодил — символ хищности, прожорливости, зубастости. Журнал «Крокодил» — нацелен на беспристрастную критику негативных аспектов социальной жизни
РАКОВИНА
Двустворчатая раковина — символ женского водного начала, вселенской матки, порождающей все живое.
Раковина моллюска — символ Вишну как властелина вод. Раковина морского гребешка — эмблема паломников к гробу св. Иакова и нефтяной компании «Шелл» («Раковина»). Первоначально символом этой компании была раковина мидии. Изображение морского гребешка появилось в ее символике в 1948 году, а в 1971 году, благодаря стараниям дизайнера Раймонда Лоеви, приобрела свой нынешний завершенный вид. По мнению экспертов, это один из самых удачных визуальных образов современной рекламы.
Раковина скрывает в себе жемчужину — уникальную драгоценность, обладающую весьма богатой символикой. Считалось, что жемчуг в раковине возникал под воздействием утренней росы. Отсюда раковина, способная родить жемчужину из одной небесной росы — символ решения, которое ищется в самом себе и нигде больше.
Изображение морской раковины, закрывающей створки, означает самопознание.
Спиральная раковина воплощает два принципа бытия — и духовное, и материальное. Она совмещает несовместимые пространства внутреннего и внешнего, свободу и риск.
ДЕЛЬФИН
Изображение дельфина применялось в эмблемах с древнейших времён, но использовалось исключительно для выражения термина «рыба» и связанных с этим термином различных смысловых понятий.
Образ дельфина символизирует море, морскую силу, свободу, благородство, любовь, удовольствие. Дельфин рассматривается как царственная рыба, благожелательная к людям. Он приходит на помощь тонущим, предупреждает мореплавателей об опасности и т. п.
В христианской символике дельфин связывается с Иисусом Христом как творцом и спасителем, с воскресением и спасением. Изображения дельфина часто встречаются на талисманах и широко используются в геральдике.
В 20 веке дельфины стали применяться в изображениях как самостоятельная эмблема со значением высшей чуткости (обозначения локационных устройств, компаний, их производящих и т.п.)
Дельфин символизирует жизненную живость, энергию и используется как эмблема, указывающая на овладение водным пространством или на военное превосходство в морских просторах.
mirznanii.com