Символ медведь что означает – Медведь — символ и тотем
Тотемное животное белый медведь – характеристика и значение
Очень часто в своей жизни человек сравнивает своих близких с тем или иным животным, находя определенное сходство во внешности или в характере с данным представителем животного мира. И древние иранцы придерживались похожего мнения и составили зороастрийский календарь. По нему определяли тотем покровителя животного в зависимости от года рождения. Человек, рожденный в определенный год, наделялся качествами характера и внешностью тотемного животного, под покровительством которого он находится. У каждого тотема имеется свой противоположный знак — антитотем.
Новый год в зороастрийском календаре начинается 21 марта. Людям, дата рождения которых приходится на период с января по март, свойственно иметь в своем характере и внешности признаки своего и следующего за ним года.
Покровитель (Изед)
Изедом Белого медведя принято считать Анграоша. Это Бесконечный свет, который льется с неба на всех, озаряющий души и их сокровенные тайны.
Символика знака
Символикой этого тотема являются жестокость и пагубное влияние.
Года тотема
Это двадцать шестой год зороастрийского цикла фиолетового цвета. Год Белого медведя следует за годом Осла. Люди, рожденные в 1931, 1963, 1995, 2027, 2059 года, находятся под покровительством тотема Белого медведя. Символом зодиакального знака является свет, озаряющий душу и ее сокровенные тайны.
Характеристика года
Отличительной чертой этих лет является начало значимых событий. В эти годы возможны перевороты в государстве. Для людей это сложные испытания в жизни, своеобразная проверка на выносливость. Очень часто в это время совершаются непоправимые ошибки, влияющие на всю дальнейшую жизни и меняющие ее кардинально. Из событий, происходящих в эти годы, закладывается фундамент будущих изменений.
В этот год все тайное становится явным. Люди подвержены в эти года ненависти, которой нет объяснения. В год Белого медведя с усиленной силой процветает магия и целительство. Те, кто достойно перенес происходящее в это время и не понес значимых потерь, приобретают кармическую память и могут предвидеть будущие события.
Характер человека
Положительные черты
В зороастрийском гороскопе считается, что люди, рожденные под этим тотемом, отличаются честностью, щедростью и доброжелательностью. Белые медведи – это благородные, страстные, любвеобильные и сильные натуры. Такие люди очень терпеливы, но испытывать их терпение не стоит: это как дразнить настоящего медведя.
Белый медведь добрый и строгий одновременно. Не умеет лукавить, открыт душой и не агрессивен. Люди этого знака поспешат на помощь в трудную минуту своим близким и знакомым. Не участвуют в интригах и не распускают сплетни. Друзья ценят в них доброту и искренность.
Белый медведь не способен на предательство и не терпит его в других людях. Заботится о своих близких, бывает суровым по отношению к ним, но всегда справедливым. Детей никогда не наказывает, но и не балует, всегда готов стать на их защиту.
По своей натуре медведь игрив. Но в момент игры бывает агрессивен и способен причинить вред, так как не рассчитывает свою силу. Если что-то начинает делать, то, как и в потехе, выполняет все с огромнейшим размахом. Если веселится, то и здесь не знает границ.
Недостатки характера
На изъяны характера существенное влияние оказывает антитотем знака. К отрицательным качествам этого тотема относят вспыльчивость. В ситуации, при которой люди неправы, Белый медведь становится агрессивным по отношению к ним. Но из-за своей быстрой отходчивости в скором времени будет раскаиваться и просить прощения. Для представителей этого знака присуща наивность.
Отдых
Веселый Белый медведь не любитель пассивного отдыха. Он также изобретателен в развлечениях, как и в работе. Люди этого тотема предпочитают экстремальные виды спорта и расслабления, любят проверять себя на прочность и выносливость.
В работе
Это надежные партнеры в бизнесе и оптимисты по жизни. В работе такие люди организованны и деятельны. Это помогает им двигаться по карьерной лестнице и добиваться успеха в своих начинаниях. Люди Белого медведя владеют качествами организатора, умеют вести команду за собой и имеют очень много необходимых знакомств для продвижения в бизнесе.
Внешность
Внешность характеризуется крупным телосложением, движения рук размашисты. Облик говорит об обладании физической силой.
Женщины и мужчины тотема
Женщин, рожденных в год Белого медведя, считают образцом для подражания в качестве жен и матерей. Их дом всегда открыт для гостей. Всегда верны своему мужчине и никогда не предают свою любовь.
Мужчины этого тотема проявляют свои рыцарские качества по отношению к женщине. Любят преподносить приятные неожиданные сюрпризы, будут долго ухаживать и одаривать подарками свою женщину. Партнерше никогда не будет скучно с таким мужчиной. Мужчина Белый медведь, так же как и женщина этого тотема, рад видеть в своем доме гостей.
Совместимость
Белый медведь замечательно уживается с медведями, волками и с теми, чей тотем наделяет их большой силой.
Антитотем
Антитотемом Белому медведю является Бурый медведь. Бурый медведь всегда живет под маской двойной жизни. Для всех эти люди предстают дружелюбными и милыми, но под этой личиной скрывается агрессивность, неумение сдерживать свой гнев, наглость и зачастую склонность к садизму.
Антитотем оказывает влияние на Белых медведей в проявлении и такого качества, как обидчивость. И приведет к тому, что они будут мстить и придумывать коварные планы, проникать в чужие дела и рушить их.
Бурый медведь может выявить и качество мелочности, садизма в этих людях, если они будут подвержены его воздействию.
Знаменитости
Под тотемом Белого медведя рождены: Рафаэль Санти, Исаак Ньютон, Эрнест Хемингуэй, Мигель Сервантес, Альфред Джозеф Хичкок, Фёдор Иванович Тютчев, Николай Александрович Добролюбов, Исаак Осипович Дунаевский, Владимир Владимирович Набоков.
Защита тотема Белого медведя
Обращаются к защите тотемного животного Белого медведя и люди, рожденные и в другие года зороастрийского календаря. Рекомендуется просить покровительство в тех случаях, когда в жизни человека грядут серьезные события, связанные с переменами. Помощь тотема получают и в том случае, если:
- Подвержены постоянным страхам. Тотем позволит чувствовать себя спокойно и уверенно в своей безопасности.
- Потрачено много сил и энергии, человек как выжатый лимон. Белый медведь научит рационально расходовать энергию и восстанавливать силы.
- Индивид исполняет роль посредника между духовным и материальным мирами.
- Необходим учитель, помогающий развиваться духовно.
Белый медведь, под покровительством которого находятся люди, напоминает, что они полны силы и мужества. Выбрав тотем животного, надо быть убедительным и уверенным в общении и в своих поступках. Пред выполнением определенной задачи следует остановиться, и взвешенно все обдумать, и только после этого решительно действовать.
Прямодушный и благородный Медведь нередко наделен способностями мага — целителя. При данных обстоятельствах тотем предается по роду. Чаще всего это свойственно северным народам.
Белый медведь в истории и мифологии
Белый медведь является одним из символов берсерка. Это воины-викинги, которые посвящают себя богу Одину и приводят себя в ярость перед началом битвы.
Берсерки обладают нечеловеческой силой, быстрой реакцией и способностью не чувствовать боль, наделенные безумием. Во время поединка берсерки сражались в одних рубахах или вовсе выходили обнаженными по пояс.
Полагали, что особым дарованием берсеркерства является способность превращаться во время сражения в белого медведя. Медведь — это символ кшатрийской касты. При перевоплощении в белого медведя берсеркер воссоединяется с абсолютным кшатрием (первокшатрием). Название воинов берсеркер говорит о таинственной связи с этим животным, так как корень ber в индоевропейских языках имеет значение медведь.
Также созвездия Малой и Большой медведицы в большинстве древних верований принимались за колесницы. В иранском языке индийское слово кшатрий звучит как rata-estha и переводится как стоящий на колеснице. В кельтском языке медведь — это арктос, отсюда и слово Арктика и имя Артур. Король Артур является эквивалентом кельтского Короля Мира. Таким образом белый медведь относится к символом Севера.
Выбор тотема
Тотемы делятся на два типа: Лунные и Солнечные. Не подразделяются на мужские и женские. Но утверждают, что женщина обладает более развитой интуицией и большей восприимчивостью и это дает ей возможность обретать любой тотем. При выборе тотема надо помнить, что любое тотемное животное обладает положительными и отрицательными качествами, способностями и талантами. И все это сказывается на человеке, который выберет тот или иной тотем.
Большинство культур считает, что животное само определяет покровителем кого стать. Это происходит во время рождения человека или в один из трудных моментов его жизни. Человеку не стоит этому противиться, а просто пойти навстречу символическому животному.
Тотемное животное может покровительствовать над человек всю жизнь или только в какой-то определенный отрезок его жизни. Все будет зависеть от степени духовного развития человека, а также от происходящих изменений в его внутреннем мире. Тотем не только выполняет функцию защиты и помощи, но и приводит к переходу на более высокий уровень духовного развития, которое позволит более тесно взаимодействовать со своим животным-тотемом. Это происходит не всегда, а только тогда, если человек работает над собой и открывает необходимость в обладании такими чертами характера, как благородство, храбрость, предприимчивость.
Множество людей находятся под защитой одного тотема, но более развитым духовно личностям даруется возможность быть под защитой двух или трех тотемов.
Определение своего тотема
Самое важное — правильно определиться с тотемом. Не забывайте об одном очень значимом правиле: никогда не шутите над своим покровителем, не обижайте их телесных представителей, в доме не должно быть его чучела и не употребляйте в пищу его мясо.
Существует три основных способа определения своего тотема:
- календарно-числовой;
- аналитический;
- медитативный.
Календарно-числовой метод
В зависимости от даты рождения человека оберегает определенное животное. В наличии несколько старейших тотемных астрологических календарей. Найдены такие календари у таких народов, как кельты, тюрки и зороастрийцы.
Медитативный
В данном способе помогает медитация. Это возможность услышать свое внутреннее «Я» и контактировать со своим животным покровителем.
Для этого успокойтесь, ни с кем не разговаривайте, оставьте приглушенный свет и расположитесь так, чтобы было удобно. Желательно выбрать время, когда никого не будет дома и выключить телефоны. Дыхание должно быть медленным. Выполняйте вдох и выдох в одном ритме. Это позволит открыться сердечной чакре и взаимодействовать с энергетическими потоками.
Теперь закройте глаза и обратитесь за помощью к Высшим силам. Представьте себе то место, где наиболее комфортно находиться (желательно, чтобы это был природный уголок), почувствуйте тепло и свет, льющийся с неба. Прислушайтесь к звукам природы или звучащей тишине и мысленно отправьтесь на прогулку.
Через небольшой промежуток времени навстречу выйдет тотем. Запомните, откуда появилось животное. Все это имеет значение и поспособствует в выборе тотема.
Следующим шагом будет контакт с животным. Поговорите с ним, погладьте или понаблюдайте за действиями с его стороны. Затем поблагодарите и позвольте ему уйти.
В течение следующих трех дней ожидайте знаков или сообщений от животного.
Если во время медитации не произошло желаемой встречи, то могут помочь сны. Вспомните, какое животное чаще всего приходит во снах, пытается ли помочь или предостеречь. Это и будет животным-покровителем.
o-sebe.com
Как медведь был связан с богами? Символика образа | Культура
Связь с высшими божествами
В древних культурах медведь фигурировал в качестве атрибута богов Верхнего мира. У бога викингов Тора их была даже пара: медведица Альта — мать всех существ женского пола — и медведь Альти — породитель мужского. Кельты признавали его священным животным весьма почитаемой богини Артио, которая и сама иногда изображалась в виде медведицы. А Меркурия этот народ называл «медвежьим».
И в античной Греции была богиня, принимавшая образ медведицы: Артемида, охотница и воительница. А спутница ее, нимфа Каллисто, была обращена в медведицу и отправлена Зевсом в космические дали в виде созвездия Большой Медведицы.
При храме Артемиды положено было содержать прирученного медведя. Дикого же полагалось приносить ей в жертву. По весне в честь этой богини проводился праздник Комоедицы, приуроченный к окончанию медвежьей зимней спячки (аналогичный имелся и у славян). В Аттике ее жрицы во время праздника облачались в медвежьи шкуры и исполняли культовую пляску, являя собой медвежат.
«Медвежьи пляски» для связи с богами были традиционными и у сибирских народностей, и у североамериканских индейцев. В ряде случаев участниками этих ритуальных действ могли быть лишь члены особых «медвежьих» обществ. И в традиции славян было широко распространено ряжение под медведя, в частности, на Коляду.
Медвежьи черты часто усматриваются в облике высших богов, творцов вселенной у народов Севера: Торнгарсоака у лабрабодских эскимосов; Нум у ненцев и т. д. Высший бог Нуми-торум обских угров отправил на землю в медвежьем обличье своего сына для покровительства людям. Согласно поволжским преданиям, Бог мог принимать образ медведя, если хотел показаться людям.
Представление о том, что медведь когда-то был небожителем, бытует и у бурят. Часть их племен считает, что на земле его цель — карать грешников, другая — что он сам был наказан за попытку испугать Бога. Ханты также думают, что медведь ослушался Бога, потому и оказался низвергнутым с небес.
В ряде традиций медведь участвует в Творении мира. Илимские эвенки полагают, что он помогал Ворону создавать вселенную, затем провинился и в наказание был поставлен присматривать за людьми. Коми-пермяты считают медведя Оша создателем земного рельефа: плоскую и ровную почву он расцарапал когтями, и в результате образовались горы и болота.
Подобные мифы сохранились у селькупов и коми-зырян, но там за компанию трудился мамонт. И здесь тоже фигурирует сюжет о провинности медведя, который, будучи сыном верховного божества Ена, глянул с небес на землю, заинтересовался половинкой горошины, оброненной женщиной, слез и полакомился ею, за что был лишен родителем права вернуться домой.
Связь с загробным миром
На Руси в стародавние времена с медведем соотносился бог Нижнего мира Велес, который был хозяином Подземного царства. Отголоски этих представлений сохранились, например, в сказке о медведе, которому охотник отрубил заднюю лапу и отдал старухе варить, а зверь, соорудив себе протез из липы, пришел и стал требовать вернуть ее:
Скрипи нога, скрипи, липовая. И вода-то спит. И земля-то спит. И по селам спят. Одна бабка не спит. На моей коже сидит. Мою шерстку прядет. Мое мясо варит. Мою кожу сушит.
В позднейших вариантах эта история заканчивается благополучно, а вот в более ранних финал трагичен: медведь убивает семейную пару и утаскивает с собой. В другой сказке — «Ивашка Медвежье ушко» — медведь отвозит героя в тридевятое царство, т. е. в иной мир.
Древнерусские названия Плеяд — «Власожелищи», «Волосыни» — также связаны с богом Волосом-Велесом и медведем. В русских поминальных плачах в качестве метафоры смерти упоминаются окна, занавешенные медвежьей шкурой.
У древних германцев медведь связывался с Одином, у которого было воинство из погибших героев, перенесенных валькириями в Вальхаллу. Они назывались эйнхериями и облачались в медвежьи и волчьи шкуры, оборачиваясь этими зверями, обретая их силу.
В Пермской культуре медведь представлен как сторож мира мертвых. В сохранившихся изображениях он или находится в самом низу композиции (над ним или на нем — человеческий череп), или же идет против хода солнца и несет на спине фигуру человека со свертывающейся спиралью на груди.
Связь медведя с загробным миром прослеживается в верованиях относительно того, что его кости символизируют смерть и могут негативно воздействовать на судьбу человека. В частности, подбрасывание их под остов строящегося дома сулило несчастья хозяину на всю его жизнь.
В общем, с разными богами знались мишки…
Кем медведь приходился древним людям? Символика образа
shkolazhizni.ru
ЭСКИЗЫ ТАТУИРОВКИ С МЕДВЕДЕМ | tatufoto.com Почему медведь – символ России?По всей территории России символ медведя неизменно присутствует в сказках и поверьях. Прирученные скоморохами медведи всегда участвовали в народных гуляниях, известны упоминания о кровавой забаве – кулачном бою человека и медведя. Это животное было культовым, оно являлось тотемом многих племен, причем не только у западных и восточных славян, но и у народом Сибири, где медведь неразрывно связан с шаманической традицией (в тенгрианстве и во многих других местных верованиях он воплощает дух предка, помогает шаману в его странствиях, защищает его). Учитывая глубокую связь этого образа с культурой и традицией народов, исконно населяющих территорию нашей страны, нет ничего удивительного в том, что медведь – символ России. Но почему медведь – символ России в контексте европейского взгляда? Откуда пошла эта традиция? Дело в том, что шведский ученый и исследователь Олаус Магнус на своей «Морской карте» (1539 год) обозначил территории славян стилизованным символом медведя. А еще раньше, в 1526 году барон Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о московитских делах» указал, что зимой медведи, гонимые голодом и холодом, нередко приходят в русские города и села. Безусловно, его описание было преувеличенным, однако именно оно легло в основу прочной связи между образом России и медведя, ставшего «национальным символом» нашей страны. Нужно сказать, что медвежий культ, бытовавший у славян с глубокой древности, в отдельных регионах сохранялся вплоть до XX века. В Белоруссии до середины минувшего столетья праздновали Комоедицу, день пробуждения медведя (а кое-где празднуют до сих пор). По всей территории Украины, а также у представителей народа мордва символ медведя был широко распространен не только в фольклоре, но и в народной праздничной традиции до конца XX века. На сегодняшний день обширный пласт этой традиции сохранен и в отдельных районах реализуется до сих пор в практически неизмененном виде. Фактически культ медведя среди славянских племен являлся, вероятно, одним из древнейших (наряду с культом волка). С течением времени (особенно под влияние процесса христианизации) истоки культа видоизменились, из тотемного животного и атрибута бога Велеса медведь стал сугубо фольклорным персонажем и на данный момент у нас практически нет сведений о том, как это животное славяне воспринимали изначально (в средневековье и еще раньше). Тем не менее, символ медведя действительно неразрывно связан с мифами, легендами и традициями нашей страны. Так что называть медведя символом России справедливо и исторически закономерно.
P.S. Любопытно отметить, что известный швейцарский психиатр Карл Густав Юнг видел в образе медведя отражение (или воплощение) наиболее опасной, инстинктивной и необузданной части человеческого подсознания.
simvolic.ru Медведь очень часто встречается в символике практически всех народов. Даже в наше время этот символ можно найти на флагах, гербах городов и государств. Это грозное животное во все времена вызывало у людей страх и уважение, поэтому ему часто приписывали магические свойства. ezolan.ru Откуда взялись игрушечные медведи, почему их все так любят и с искренней радостью дарят и принимают в подарок? Почему розовые зайки и милые собачки при всем желании не могут конкурировать с армией медведей? В чем причина того, что медведи живут вместе с нами с самого раннего детства? Может, из старых сказок, быличек, загадок, поверий, заговоров и песенок? Из историй про Винни-Пуха Алана Милна или про мишку по имени Паддингтон Браун, придуманного Майклом Бондом? Из шварцевского «Обыкновенного чуда», где главный персонаж – благородный и добрый медведь, превращенный в человека? А может, с конфетных оберток кисти Шишкина? ПРОТИВОРЕЧИВАЯ НАТУРА В символическом смысле медведь – очень многоплановый и неоднозначный персонаж. Практически нет народа, в преданиях которого нет медведей. В героических мифах он – солнечный символ, у алхимиков средних веков – первоматерия, у американских индейцев – олицетворение сверхъестественной силы, выносливости, у кельтов – воинского начала, у китайцев – храбрости. У древних греков медведица входила в свиту богини Дианы и была ее священным животным, а у японцев медведь означает мужество и силу. В северо-европейской традициии именно медведь, а не лев – настоящий царь зверей. И даже учитель, научивший людей обращаться с огнем, плавить железо, охотиться, сеять хлеб и ловить лосей. Его появление весной из берлоги вместе с медвежонком – символ воскресения и жизни. Медведи всюду: на гербах государств, регионов и городов, медведи – символы и эмблемы олимпиад и партий. В христианстве почему-то медведю отвели роль злого, жестокого и жадного существа, но мне как-то понятнее и ближе понимание медведя в греческом и латинском мире, где медведица ассоциировалась с положительными материнскими качествами. У древних египтян беременная медведица служила символом ребенка. Она рождает его, преображает, согревает на груди и завершает превращение, облизывая его. Этот процесс подобен творению. Тому же, что и нам предписан. Получается, что в детстве игрушечные медведи – наши родители, оберегающие и защищающие нас, а позже – наши маленькие дети, нуждающиеся в ласке и доброте. Но в этом то и парадокс, что мы меняемся, а плюшевый мишка – нет. И часто медведь, который всю жизнь с нами, – символ нашей связи с прошлым и будущим, удивительное переплетение времен и воспоминаний, самый близкий друг, который выслушает, не осуждая, поддержит, поймет и простит. Кто больше любит игрушечных медведей – взрослые или дети? Вопрос спорный. Но я склоняюсь ко второму варианту и не потому, что с удовольствием зашиваю пушистого медведя, нещадно поюзанного сначала мной в детстве, а теперь моей дочкой. А потому, что нам, взрослым, часто не хватает понимания, теплоты и ласки. НАШИ МЕДВЕДИ ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ Опубликовано в журнале Магия Cosmo #02 2007 «Маленькие дети Большой Медведицы» anchiktigra.livejournal.com Adblock |
gadanie.life
Почему медведь — символ России. История России.
Возросший интерес к культуре России, широкое использование образа медведя как символа России в СМИ, как зарубежных, так и отечественных, в речи современных политиков, в повседневной жизни поясняет актуальность необходимости ответа на вопрос: «Почему медведь является символом России?». Объяснению причин становления устойчивого стереотипа «Русского медведя» посвящали свои труды А.А. Россомахин, В.М. Успенский, Д.Г. Хрусталев, А. Леонтьев, М. Леонтьева, Ю.А. Кошкарова, В.С. Житенёв и другие.
Для тщательного раскрытия проблемы требуется как рассмотрение истории почитания этого животного в России на протяжении веков, так и анализ генезиса восприятия образа “Русского медведя” в самой России и за рубежом.
Культ медведя существовал во многих частях мира еще в Каменном веке. Древние люди придавали медведю особое значение, о чем свидетельствуют находки древнейших памятников культуры. Так, особую ценность для археологов представляет «Монтеспанский медведь», найденный в пещере Монтеспан (Франция)- глиняная статуя медведя, к которой ориентировочно 35-30 тыс. лет до н.э. был прикреплен настоящий череп медведя. Ученые предполагают, что эта статуя служила охотничьей мишенью для человека палеолита, который верил, что «убийство» макета будет благоприятствовать реальной охоте.
«Монтеспанский медведь», Франция, Монтеспан.
Женщина-медведица (неолит)1
В мифологическом представлении человека Каменного века медведь представлял священное животное, о чем свидетельствуют наскальные рисунки палеолита, мезолита и неолита. Многочисленные петроглифы изображают не только охоту на медведя, но и отдельные рисунки этого животного, что говорит об особой роли медведя для древнего человека, его причастности к загробной жизни.2 В своем труде «Культ медведя в палеолите Европы», Житенёв В.С. утверждает, что «Культ по отношению к медведю — один из самых древних проявлений зоолатрии», и выражался он в организации медвежьих костных комплексов, а также в изготовлении подвесок из медвежьих зубов и костей. По мнению Б.А. Рыбакова, культ медведя, возможно, является самым первым в истории человечества.3
Два медведя, Хйеммелюфт, Альта-фьорд, Норвегия
Гравированный рисунок медведя, пещера Пешь-Мерль, Франция
Пещерный медведь, пещера Шове, Франция
Гравированные морды медведя и лошади, Кресвел, Англия
В мифологии Северного полушария образ медведя является одним из самых распространенных. Так, особое отношение к медведю существует в скандинавских сагах. Некоторые герои саг имеют предка-медведя, что является пережитками тотемизма. Интересным в этой связи представляется упоминание в скандинавских сагах воинов-берсерков (berserkr в переводе со старонорвежского переводится как «медвежья шкура» или «без рубашки»). Это были свирепые и агрессивные воины, которые предваряли боевые действия, приводя себя в «особого рода боевой транс».4 Берсерки носили медвежьи шкуры, как бы превращаясь в этого сильного, агрессивного, непобедимого животного.
Бронзовая пластинка 8 века
На территории России в каменном веке также существовали свидетельства особого отношения к медведю. Памятники наскального искусства с изображением этого зверя имеются во многих местах России. Например, на камнях Балабан I и II, расположенных на берегу реки Тагил, на родине манси, у которых медведь считался князем лесов, присутствуют изображения медведей. «Эти находки могут быть отнесены к петрогромской культуре и датированы концом I – началом II тысячелетия»5. Здесь изображены окружности, в центре которых находится фигура медведя, при этом, по словам Д.П. Шорина, «его изображение обведено двумя кругами как окружались имена фараонов в египетских иероглифах»6
Панорама Камня Балабана I, 2010 год7
Эти и другие находки свидетельствуют о существовавшем у древних народов России культа медведя.
Определение культу медведя дает Ю.А. Кошкарова в своем исследовании «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России».8 Под культом медведя «понимается поклонение медведю, проявляющееся в особом отношении к этому животному и реализации комплекса обрядов, связанных с охотой, поеданием туши и захоронением его костей, основанных на синтезе тотемизма, анимизма, анимализма, промысловых и родовых (племенных) культов, посредством чего достигается «расположением» медведя к человеку»9.
Зародившись в мустьерской культуре, просуществовав до середины XX века и сохранив некоторые элементы в культуре некоторых народов современной России, культ медведя является одним из наиболее устойчивых.
В представлении древних народов России медведь представлял предка человека, имел «кровную связь» с ним. Об этом свидетельствуют и эвфемизмы, которыми иносказательно называли медведя — «старик», «дед», «дедушка», «дядя», «бабушка», «большая старуха»10 и т.д.
Следует отметить причастность этого животного к божественному. Древнерусский языческий бог мудрости и плодородия Велес имеет образ медведя. При этом, вероятно, Велес — Волос, был древнейшим из всех славянских божеств, корни представлений о котором восходят к медвежьему культу мустьерских неандертальцев. Примечательно, что «древнерусские волхвы носили одежды, вывернутые наизнанку, либо звериные шкуры, как правило, медвежьи»11. По мнению Ю.В. Кривошеева12, медведь, в представлении волхвов, уносил их в иной мир.
Божественная ипостась медведя в представлении древних народов России породила создание многих эвфемизмов для замены табуированного имени этого животного, таких как «лесная или горная женщина» у манси, «шерстной человек» (кеты), «князь зверей» (якуты), «царь-человек» (буряты), «маленькое дорогое божественное создание» (айны)13. Само слово «медведь» означает «поедающий мёд» (трактовка «ведающий мёд» является ошибочной), и впоследствии само стало заменяться эвфемизмами: «косолапый», «бурый», «старый», «тихий», «мохнатый».
Постепенно медведь из предка трансформируется и приобретает образ хозяина, царя леса, князя зверей.
Особое восприятие медведя древними народами породило «медвежий праздник» — охотничий культ, связанный с представлениями древних охотников о перерождении животных после смерти. Убийство, поедание и похороны медведей сопровождались ритуальными действиями и «медвежьими песнями» с целью умилостивить и расположить убитого медведя, «помирить душу медведя с добывшим его охотником»14
«Медвежья присяга» у остяков и вогулов также являлась подтверждением особого отношения к животному. По традиции этих народов обвиняемый мог прибегнуть к «медвежьей присяге» для доказательства своей невиновности. Как пишет Н. Харузин, «Очистительная клятва медведем считается одной из наиболее сильных, и лицо, согласившееся воспользоваться этим видом судебного докзательства, освобождается от подозрения в совершении проступка или преступления»15.
Таким образом, в сложном образе медведя для древнего человека соединялись три ипостаси: божественная, человеческая и животная.
Медведь, в представлении древних славян, обладал целым рядом уникальных свойств. Он был способен снимать злые чары, напущенные на скот, и поэтому считался покровителем скотоводства16.
В языческой символике медведь олицетворял умение быть хозяином мира, ”хорошим семьянином, учителем, воспитателем… схоронником (хранителем запасов), купцом”17. Поэтому чаще всего этот символ изображался на мужских талисманах. Знак “медвежьи уши”- символ внимательности в язычестве, а “след медведя”, как символ охотника, вышивали на мужских рубахах.
Следы тотемизма просуществовали вплоть до середины ХХ века. Сибирские старожилы еще в конце ХIХ века продолжали звать медведя «хозяином». Сохранились различные поверья, например, в леса не брали беременных: если ей встретился медведь, он обязательно ее изорвет, убив в утробе будущего охотника. Сохранились и приметы: «если зверь долго не залезает в берлогу, то зима будет длинной»18, а также особенность этого животного подчеркивалась связью с календарем: половину зимы медведь спит на одном боку, половину — на другом. Сохранилось поверье, что «хозяин тайги» имел человеческое происхождение, ввиду того, что имел глаза, ступни и пальцы как у человека. По народному поверью, медведь даже постится весь Рождественский пост — сосет лапу19. Охотники обосновывали человеческое происхождение медведя тем фактом, что собака одинаково лает на человека и медведя.
Ряженый-медведь продолжал быть частью свадеб у русского народа, так как оставался символом многодетности и плодородия, богатства молодых20. В связи с этим невеста и жених сидели на шкурах этих животных. Более того, на Масленицу вплоть до Великой Отечественной войны водили живых обученных медведей.
Медведь является персонажем русских народных сказок, анализ которых раскрывает картину образа медведя в сознании русского народа.
Сказочный образ медведя в русской сказке неоднозначен. Где-то он является сильным и справедливым защитником слабых («Медведь и собака»), где-то легкомыслен, ограничен и простодушен («Мужик и медведь», «Медведь и лиса»). Также он имеет “роль помощника и дарителя”21.
В некоторых сказках медведь является похитителем, испытанием для героев. В сказке «Маша и медведь» зверь похищает девочку, заставляет ее работать. Другие сказки, например, «Медвежье ушко», которая повествует о рождении героя от человека и медведя, выражают «брачную» роль медведя, который иногда может превращаться в человека. В подобных сказках медведь выполняет роль испытания для девочки, которая, преодолевая трудности, становится «красной девицей», то есть девушкой на выданье. Например, в сказке «Про медведя и трех сестер» медведь требует демонстрировать способности к ткачеству: «Девица, девица, садись за красеньци. Выткёшь — замуж возьму, не выткёшь — голову отсеку»22. Медведь как символ плодородия, помогает женщинам развивать свою женскую природу, становиться женами и матерями.
После принятия христианства отношение к медведю как к сакральному животному стало вытесняться в связи с искоренением язычества на территории Руси. Однако, отношение христианства к медведю не столь однозначно.
Для полного понимания этого вопроса К. Войцеховска в статье «Лютый зверь и образец заботливости: образ медведя в Библии и апокрифах»23 делает попытку истолковать библейский образ медведя. В Библии медведь (речь идет о сирийских медведях) упоминается не часто: несколько раз в Ветхом Завете, и один — в Новом Завете. Одним из таких упоминаний является 4 Цар 2:23-24, где пророк Елисей проклинает детей, которые насмехнулись над ним, и тогда вышли два медведя и растерзали их. Здесь медведи предстают как орудие суда Божьего. Медведь в видении пророка Даниила (Дан 7:1 и посл) описан так: «И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!» (древнееврейское слово dob, «медведь», может обозначать и самку, и самца, из чего некоторые исследователи делают вывод, что это животное объединяет диаметрально противоположные качества, например, божественную и демоническую силы). Исследователи предполагают, что в данном случае медведь — одно из агрессивных животных-врагов Божьего народа, и олицетворяет Мидо-Персию. В этом контексте, К. Войцеховска отмечает, что персидский царь Кир изображался на иконографии верхом на медведе. В Откровении Иоанна Богослова «медвежьи лапы» также являются частью «зверя».
Однако не только хитрость и жестокость олицетворяет медведь. В книге пророка Исайи медведица — олицетворение спокойствия: «И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому». Во 2 книге Царств медведица, с одной стороны, раздражена, а с другой — готова защищать своих детенышей, что может служить примером положительной символики, в связи со сравнением ее с Богом: «И продолжал Хусий: ты знаешь твоего отца и людей его; они храбры и сильно раздражены, как медведица в поле, у которой отняли детей, и отец твой — человек воинственный; он не остановится ночевать с народом». В дальнейшем, медвежата, выходящие из пещеры, стали символом воскресения Христа.
В русской православной церкви изображение медведя присутствует на иконах. В житии святого Серафима Саровского, жившего в конце ХVIII- начале ХIХ вв., повествуется, что не раз видели, как старец из рук кормил огромного медведя, служившего ему.
«Одна монахиня пришла к святому Серафиму и увидела, что он сидит близ своей кельи на обрубке дерева, и подле него стоит огромный медведь. Она так и обмерла от страха и закричала во весь голос: «Батюшка! Смерть моя!” и упала. Старец Серафим, услышав её голос, ударил медведя легонько и махнул ему рукой. Тогда медведь, как разумный, тотчас пошёл в ту сторону, куда показал о. Серафим, в густоту леса. Монахиня, видя всё это, трепетала от ужаса. Старец Серафим подошёл к ней и сказал: “Не ужасайся, не пугайся!” Она все-таки продолжала кричать: “Ой, смерть моя!” На это старец отвечал: “Нет, матушка, не смерть, и смерть от тебя далеко. А это радость!” И затем он повёл её к той самой колоде, на которой сидел прежде. Помолившись, он посадил монахиню на колоду и сам сел. Не успели они сесть, как вдруг тот же самый медведь вышел из чащи леса, подошёл к св. Серафиму и лёг у его ног. Монахиня, видя такого страшного зверя вблизи себя, была сначала в большом страхе и трепете. Отец же Серафим обращался с ним без всякого страха, как с кроткой овечкой, и даже стал кормить его из своих рук хлебом. Тогда и монахиня стала мало-помалу приободряться. Лицо великого старца было в это время особенно чудно. Оно было светло, как у ангела, и радостно»24.
Этот сюжет стал распространен как олицетворение христианской любви и милосердия, способных «приручить» даже опасного зверя.
В житии святого Сергия Радонежского на медведе также проявляется милосердие и любовь святого. Однажды святой пожалел огромного медведя, слабого от голода и принес ему хлеба. Медведь мирно съел угощение и стал навещать святого Сергия с этих пор, а потом стал ручным.
Юность Преподобного Сергия. Нестеров М.В.
Несмотря на неоднозначное отношение церкви к образу медведя, элементы культа медведя сохранились в обрядах, приметах, творчестве славян и после Крещения Руси.
На Руси верили, что нечистая сила не может принимать облик медведя. «Медведь от Бога»,- говорили крестьяне Олонецкой губернии. А в украинской легенде «старый дед» обращает человека и делает его сначала богом, потом медведем. Интересным представляется шуточное название медведя крестьянами: «Лесной архимандрит».
Сохранилось поверье, что медведь снимает порчу с дома и со скота. Поэтому, в некоторых русских деревнях существовал «обряд вождения медведя вокруг деревни, направленный на очищение полей и, соответственно, на обеспечение хорошего урожая»25.
Медведя воспринимали как символ здоровья и силы, и наделяли его продуцирующей силой. Поэтому медведь был важным образом на свадьбах. Жениха и невесту нередко в песнях звали «медведь» и «медведица». Молодых часто сажали на шкуры медведей, а также они могли провести первую брачную ночь на шкурах этого животного.
«Свекор батька говорит;
«К нам медведицу ведут»
свекровь матка говорит
«людоедицу ведут»
На празднестве мордвы ряженый медведь играл важную роль и помогал «запустить находящийся в покое потенциал репродуктивности, обеспечивающий рабочие руки»26, нередко бегая с толкушкой и заигрывая с девушками и женщинами. Также, по приметам, девушке медведь снился к жениху, свадьбе или прелюбодеянию. «Видеть во сне медведя — ожидать сватов».27
Медведь. Охотничий идол. Тарногский район. Кон. ХVII в.
О хозяине тайги продолжали говорить иносказательно. Само слово “медведь” произошло вследствие замены табуированного неизвестного названия этого животного и создания эвфемизма от «поедающий мёд» (*medu-/medv- «мёд», + *ěd- «есть, принимать пищу»). Медведя изображали пчелиные ульи в соответствующей форме и деревянные скульптуры охотничьих идолов, корни которых уходят во времена тотемизма.
Улей в виде медведя. Россия, ХIХ век28
Также сохранился элемент «медвежьего культа» в традициях. Например, в Белоруссии до середины ХХ века каждую весну отмечали пробуждение медведя. «Комоедицы»- так назывался медвежий праздник, который отмечался 23 марта перед Благовещением.
Однако закрепилось и негативное отношение к медведю как к символу жестокости, чревоугодия и лени. В большей степени это было результатом приручения медведя, когда царь тайги стал веселить народ на праздниках. Среди ряженых медведь был важным участником на Масленицу или Святки. Именно образу, а не человеку под маской, хозяева, к которым приходили колядовать ряженые, давали угощения, «задабривая» тех ради покровительства над скотом и урожаем. Иногда ряженые инсценировали вождение ряженого медведя на поводке, а иногда, чаще на Масленицу, настоящий обученный медведь развлекал народ.
Х.Г. Гейслер. Ряженые. 1800-е
Ф.Н. Рисс «Скоморохи в деревне» 1857 г.
П. Ф. Каверзнев «Ряженые». Вторая половина XIX века.
Все же медведь был близок российской культуре, поэтому фигура медведя распространена в и русской геральдике. Медведь изображен на гербах трех городов России и на гербе Хабаровского края.
История герба Великого Новгорода начинается еще в XVI веке, когда по приказу Ивана Грозного была изготовлена печать новгородского наместника, которая стала прообразом герба Новгорода, утвержденного в 1781 году Екатериной II. На гербе изображены два медведя, выполняющие функцию стражей места.
Печать новгородского наместника с Большой государственной печати Ивана Грозного
Герб Великого Новгорода
По мнению ученых, изображение медведя на гербе Ярославля связано со «Сказанием о построении града Ярославля», в котором говорится о том, что Ярослав Мудрый победил секирой «некоего люта зверя и псов», которых напустили язычники. Предполагается, что «лютый зверь» был медведем, т.к. в Верхнем Поволжье был распространен медвежий культ, а тот факт, что медведь стоит на задних лапах может отсылать к мифу о подобии человека и медведя. В этом сказании медведь символизирует язычество, искорененное православием.
Герб Ярославля
Герб Перми, изображающий медведя с Евангелием на спине, также символизирует победу христианства, усмирения им язычества, просвещения неверных, обращения их в православие.
Герб Перми
В связи с тем, что медведь является символом Перми, в центральной части города поставили скульптуру «Легенда о пермском медведе» или «Идущий медведь». Последнее название связано с самой идеей памятника, так как по представлениям иностранцев, по улицам уральских городов обязательно должны ходить медведи.
Скульптура «Легенда о пермском медведе». Пермь
На гербе Хабаровского края изображен гималайский медведь, что символизирует мощь и предусмотрительность29. Коренные народы этого края считали, а некоторые народы до сих пор считают медведя своим предком. Они обращались к нему с уважением, как к пожилому человеку. Охота на медведя сопровождалась медвежьим праздником, захоронение костей этого животного.
Герб Хабаровского края
Однако особое отношение к медведю предков, сохранение пережитков тотемизма, изображение медведя на гербах, сохранение в сказках, приметах не стало главной причиной становления образа медведя как символа России.
Большую роль, по мнению исследователей, например Д.Г. Хрустелева, в этом сыграл Запад.
Считается, что первыми сочинениями иностранца, в которых присутствуют записи о медведе в России стали «Записки о московитских делах»30 Барона Сигизмунда Герберштейна (1486—1566). Записи о зиме 1526 года здесь, возможно, преувеличены, но имеют реальные основания. Он пишет: « … медведи, подстрекаемые голодом, покидали леса, бегали повсюду по соседним деревням и врывались в дома; при виде их толпа поселян убегала от их нападения и от холода погибала вне дома жалкою смертию»31. Впоследствии этот рассказ был скопирован другими авторами, например, Александром Гваньини в произведении XVI века «Описание Московии», и стал основанием для анекдотов о медведях, гуляющих по городам России.
Примечательно, что медведь присутствует на одной из самых ранних карт Северной Европы («Carta Marina»), составленной Олафом Магнусом и напечатанной в 1539. Зверь изображен на территории Московского княжества.
«Carta Marina», Олаф Магнус
Также не позднее 1633 г. Исаак Масса составил карту «Северная и Восточная части России, называемой Московия». Здесь можно наблюдать два фрагмента, изображающих медведей.
Первый лист карты из Атласа Блау, выходившего многими изданиями с 1635 по 1672 гг.
В XVIII веке Запад выбрал медведя в качестве героя своих карикатур для изображения России, и таким образом около 300 лет назад зародил устойчивый стереотип.
Первое изображение России в образе медведя было напечатано в 1737 г. в серии английских гравюр под названием «The European Race»(Европейская гонка). С этого момента, как заявляют А.А. Россомахин, В.М. Успенский и Д.Г. Хрусталев — исследователи, изучавшие эту тему в рамках проекта «Россия как медведь» (2006 г.), в течение ста лет было выпущено более ста сатирических гравюр, на которых образ России представлен в виде медведя (иногда в ошейнике, наморднике, на привязи или с оружием). При этом, Василий Успенский32 приводит факты, доказывающие, что этот образ имеет английское происхождение. Для популярной в Англии XVI века медвежьей травли, специально привозили русских белых медведей, которые стали впоследствии «эталоном качества». Этот образ стал основанием для многих карикатур XVIII-XIX вв. Например, сцена травли изображена на карикатуре 1801 года (илл. 2), где Наполеон держит цепь, к которой прикован медведь. Иллюстрация 4 показывает Наполеона, который надевает «ошейник независимости».
1. «The European Race», 1737 г.
2. Неизвестный гравер (изд. Уильям Холланд). Безумный Павел. 1801 г.
Раскарашенный офорт. Библиотека Брауновского университета
3. Чарльз Уильямс. Северных медведей учат танцевать. 1801 г. Раскрашенный офорт.
4. Чарльз Уильямс. Взаимные почести в Тильзите, или обезьяна, медведь и орел. 1807 г. Раскрашенный офорт
5. Исаак Круншенк. Бруин становится посредником. 1803 г. Раскрашенный офорт.
Также медведя на карикатурах изображали в качестве военного. Например, на листе Джеймса Гиллрея «Союзные державы разувают Эгалите33 1799 г. (илл. 6) лишь Россия не наделена национальными признаками, как Пруссия, Турция, Голландия, Англия, Франция, а изображена в виде зверя.
6. Джеймс Гиллрей. Союзные державы разувают Эгалите. 1799 г. Раскрашенный офорт.
Медведь изображался и в образе казака. Например на листе 1828 г. «Высадка Великого медведя, или мусульмане в затруднительном положении» Уильяма Хита (илл.7).
7. Уильямс Хит. Высадка Большого Медведя, или мусульмане в затруднительном положении. 1828 г. Раскрашенный офорт
Очевидно, что английские гравюры XVIII — первой трети XIX вв. выражали образ России через изображение медведя, показывая ее «дикость, кровожадность, мощь, порабощенность или глупость»34 и были доказательством «незнания англичанами подлинной российской действительности»35. Однако появление медведя на карикатурах, которые являются сильным средством убеждения, зародило стереотип Русского медведя, который продолжал использоваться в дальнейших карикатурах разных стран и используется до сих пор.
В ХХ веке «русский медведь» был особенно популярен в американских СМИ. В период Холодной войны, когда накал в отношениях между СССР и Западом был велик, метафора жестокого, кровожадного медведя широко использовалась западными СМИ как олицетворение политики СССР этих лет. Например, в 1980 году в Reader’s Digest вышла статья «Standing up to the Russian bear», содержащая «призыв проявить жестокость против СССР»36.
Такие приписываемые медведю качества как смелость, упорство, сила являются приоритетными для любого спортсмена, поэтому в 1980 году Мишка стал талисманом ХХII Олимпийских игр в Москве. Более того, образ был близок СССР стремлением защищать слабых, справедливостью, миролюбием, что в годы холодной войны могло сыграть на руку советской пропаганде.
В XXI веке медведь стал символом правящей партии «Единая Россия», он стал появляться в речах политиков. Например, в 2014 году президент В.В. Путин в ответ на призывы США вернуть Крым заявил: «Есть древняя пословица: «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Но медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. И тайги своей не отдаст. К нам не лезьте и не корчите из себя вершителей судеб мира»37
Данная фраза служит примером сравнения России с медведем как сильной, независимой державы. Однако образ «Русского медведя» до сих пор имеет разную семантику в мире.
В 2009 году группой исследователей было проведено социологическое исследование с целью определения восприятия образа медведя как символа России в самой России и за рубежом, а именно в США, г. Вашингтон. Результаты исследования были опубликованы в статье Т. Рябовой «Медведь как символ России: социологическое измерение”.38 В процессе опроса выяснилось, что среди американских респондентов медведь стоял первым в списке символов России (41,6 %), среди которых были “Красная площадь” (39,0%), “Кремль” (28,6%), “АК-47” (28,6%), “Матрешка” (23,4%) и др. В списке символов России российских респондентов “медведь” (20,0%) занял четвертую позицию после таких маркеров, как “Двуглавый орел” (56,0%), “Кремль” (38,0%), “береза” (23,0%).
Ответы на вопрос об интерпретации образа «русского медведя» были различны у представителей двух стран. Так американские респонденты выделили “агрессивность” (76,6%) главным качеством «русского медведя», за ним шли “сила” (63,6%), “жестокость” (50,6%), “варварство” (26,0%). Напротив, российские респонденты на первое место поставили “силу” (58,0%), далее “отсталость” ( 43,0%), “неуклюжесть” (37,0%), “агрессивность” (25,0%).
Отрицательные качества символа, выбранные респондентами разных стран, но одновременно частое использование образа в российских СМИ побудили исследователей задать другой вопрос: «Если бы вы сравнивали Россию с медведем, то какими качествами вы бы ее наделили?». Ответы были следующие: «сила» — 81 %, «добродушие» — 41%, «бесхитростность» — 13%, «неуклюжесть» — 12%, «отсталость» — 6%, «глупость» — 6%, агрессивность — 4%.
Проанализировав эти данные можно сделать вывод, что американец видит скрывающуюся за силой «русского медведя» агрессивность. В то же время, в восприятии россиянина, сила «русского медведя» дополняется добродушием и бесхитростностью, что показывает положительную окраску данного символа в России. Возможно его близость русскому народу имеет общее с менталитетом русского человека: долгая зимняя спячка и короткое лето медведя схожи с жизнью русского крестьянина с его коротким летним периодом сельскохозяйственных работ и долгими зимними вечерами. Это и двойственность в русском характере, которая может проявляться во вспыльчивости и быстрой отходчивости, в справедливости наказания виновных и неравнодушной защитой страдающих.
Таким образом, зародившийся еще в каменном веке культ медведя сохранил свои элементы в культуре русского народа вплоть до середины ХХ века: его образ присутствует не только в обрядах, приметах и фольклоре, но и в русской геральдике. Однако Запад сыграл главную роль в становлении медведя как символа России. В ХVI веке хозяин тайги появляется на картах как маркер России, а уже в XVIII веке в карикатурах Великобритании медведь олицетворяет Россию, говоря о ней, как о варварской стране с агрессивной политикой. Во времена Холодной войны США продолжили использовать образ медведя в СМИ как инструмент информационной войны. Переходным моментом в становлении «Русского медведя» становятся ХХII Олимпийские игры в Москве, талисманом которых стал Олимпийский Мишка как обладатель силы, справедливости, миролюбия. В начале ХХI века медведь был выбран как символ правящей партии «Единой России», а сегодня его образ часто используется в речи российских и зарубежных политиков, что еще более закрепляет итак устойчивый стереотип о сильной, независимой, как медведь, России.
1 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян(текст)/ Б.А. Рыбаков. — М. Наука, 1981 г., с. 105.
2 Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. – Екатеринбург: ООО «Грачёв и партнёры», 2010. — с. 216
3 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян(текст)/ Б.А. Рыбаков..- М. Наука, 1981 г.
4 Акунов В.В. «Берсерки. Воины-медведи древнего Севера/ В.В. Акунино.- М.: Вече, 2014.- с. 320
5 Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. – Екатеринбург: ООО «Грачёв и партнёры», 2010. — с. 115
6 Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. – Екатеринбург: ООО «Грачёв и партнёры», 2010. — с. 115
7 Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. – Екатеринбург: ООО «Грачёв и партнёры», 2010. — с. 114
8 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01 — Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 213
9 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01 — Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 32
10 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01. — Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 80
11 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01. — Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 29
12 Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси( текст)/ Ю.В. Кривошеев. Л.: Знание, 1988 с. 38
13 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01. — Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 26
14 Материалы V Югорских чтений “Медведь в культуре обско-угорских народов”: Сборник научных статей/ Под ред. Т.А. Молдановой, А.Д. Каксина.- Ханты-Мансийск: ГУИПП “Полиграфист”, 2002.- с. 3
15 Харузин Н. Медвежья присяга: тотемические основы культа медведя у остяков и вогулов — М., 1899
16 Пахомова А.В. Семантика изобразительного ряда на предметах быта славян: Дис. … канд. культурологических наук : 24.00.01 : Москва, 2004 c. 189
17 Никитина А. «Узорочье». «Словарь символов и знаков, встречающихся в вышивке, чеканке, литье» Серия “Кладезь Рода” Санкт-Петербург: Издательство АРТЕЛЬ “ВОРОЖЕЯ”, 2013 г. с. 47
18 Елена Фурсова «Пережитки культа медведя в верованиях крестьян Сибири и трансформации», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 72
19 Краткая энциклопедия славянской мифологии: ок.1000 статей/ Н.С. Шипарова- М. ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Русские словари”, 2003. с. 353-354
20 Елена Фурсова «Пережитки культа медведя в верованиях крестьян Сибири и трансформации», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 72
21 Ивона Жепниковска “Медведь в русской волшебной сказке: эскиз исследования проблемы” «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 62
22 Пинежские сказки/собр. и зап. Г.Я. Симиной. Архангельск, 1975. с. 89-91.
23 К. Войцеховска «Лютый зверь и образец заботливости: образ медведя в Библии и апокрифах», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 11
24статья «Преподобный Серафим и дети / Серафим кормит медведя.» дата обр. 09.07.16
25 Русская мифология. Энциклопедия.- М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006, с. 268
26 Рогачев В.И. “Свадьба мордвы Поволжья: обряд и фольклор: историко-этнографические, региональные, языковые аспекты», Дис. … д-ра филол. наук : 10.01.09 : Казань, 2004 — c. 396 РГБ ОД, 71:05-10/164.
27 Морозов И.А. Женитьбы добра молодца: происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы»/ “женитьбы»- М. Государственный республиканский центр русского фольклора: издательство «Лабиринт», 1998.- с. 352, 249
28 Славянская мифолоогия. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар.отношения, 2011.- с. 295
29 Медведь на гербе Хабаровского края/ Хабаровск. Изд. дом «Приамурские ведомости» 2014.
30 Герберштейн С. “Записки о Московии: в 2 т./Сигизмунд Герберштейн; Российская акад.наук, Ин-т славяноведия: Москва: Памятники ист.мысли, 2008
31 Бар. Сигизмунд Герберштейн Записки о московитских делах — Санкт-Петербург, А.С. Суворин, 1908, с. 98
32 Василий Успенский «Типология изображений «русских медведей» в европейской карикатуре ХVIII-первой трети XIX века», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 87
33 Василий Успенский «Типология изображений «русских медведей» в европейской карикатуре ХVIII-первой трети XIX века», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 95
34 Василий Успенский «Типология изображений «русских медведей» в европейской карикатуре ХVIII-первой трети XIX века», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 103-104
35 Василий Успенский «Типология изображений «русских медведей» в европейской карикатуре ХVIII-первой трети XIX века», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 103-104
36 Олег Рябов, «В лесу есть медведь» медвежья метафора как оружие холодной войны» «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 175
37Топ-10 цитат Путина на заседании «Валдая»: клопы, медведь и управляемый хаос. Дата обращения: 15.07.2016
38 Татьяна Рябова «медведь как символ России: социологическое измерение”. «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 338
Просмотров: 23388
statehistory.ru в ЖЖ:
statehistory.ru
Символ России. Почему медведь?
Медведь в России — больше, чем медведь, тем более, сейчас… Культ медведя как тотемного животного был распространен среди многих народов, населяющих Россию, однако было бы преувеличением считать его образ древним, объединяющим и мобилизующим на коллективные действия символом, с которым россияне отождествляют себя и свое государство. Таким символом была ‘Родина-мать’, о чем свидетельствует, например, советская пропаганда времен Второй мировой войны.
В качестве символа России медведь появился, безусловно, на Западе, в XVIII веке. Он отражал варварство, агрессию, лень. Европейскость — символ цивилизации — это лишь его внешняя маска: для Готфрида Лейбница русские были ‘крещеными медведями’. Как правило, с медведем отождествляется вся империя, хотя порой он становится символом только архаичной и отсталой России, которую безуспешно пытается реформировать просвещенная власть . Это вызывает у европейцев чувство собственного цивилизационного превосходства, но также страх (как бы не разбудить опасную бестию!), а порой — желание приучить ее или хотя бы посадить на цепь.
Гимн, герб и флаг – важнейшие символы России. Медведь выбран символом-животным нашей страны. Сделано это не случайно, ведь косолапый на российских просторах всегда считался царем леса. Значительно позже из южных стран пришла мода царем зверей называть льва. Наш бурый мишка с виду кажется неповоротливым увальнем, способным лишь реветь да ульи разорять. На самом деле это умный зверь, которому в северных широтах нет равных по силе. Недаром именно медведя почитали древние русичи. Они изготавливали множественные тотемы в виде медведя и верили, что такой оберег обязательно защитит их от врагов, даст силу в бою. В России и других северных странах существовал культ медведя. Охотники стремились не только заручиться помощью лесного владыки, но и связать его дух со своим собственным. Для них силу, мужество и благородство олицетворял именно медведь. Символ зверя также становился защитником всего рода.
В общем над медведем легко смеяться пока его нет рядом, но это символ нашего народа, а не чей-то личный, партии или человека.
fishki.net
Значение тотемного животного Медведь | По ту сторону реальности
Поделиться сайтом:
Медведи символизируют целительство, божественность, неуязвимость, духа-помощника, защиту, самоанализ, правду, женскую восприимчивую энергетику, пророчество, выносливость, гармонию, терпение, защиту, месть, трансформацию, интуицию, ответы из Мира Снов, благожелательность, силу и храбрость. Они связаны с Артемидой, Зевсом, Каллисто, Dea Artia, Тором, Одином, Фрейей и скандинавскими богинями луны и воды.
Символизирует воскресение (появление весной из своей зимней берлоги с медвежонком), новую жизнь, а значит, инициацию и ритуалы, связанные с переходом.
В героических мифах медведь — солярный символ. В мифах о потопах он превращается в лунного, ассоциируясь с богинями Луны Дианой и Артемидой. Является эмблемой Королевства Персии и России. Алхимический смысл: nigredo от первоматерии.
В традиции американских индейцев означает сверхъестественную силу, выносливость, крепость, смерч.
У кельтов принадлежит к лунным силам; атрибут богини Берн.
У китайцев олицетворяет силу и храбрость.
У японцев медведь символизировал доброжелательность, мужество и силу.
У айнов медведь является культурным героем и божественным посланником.
У тевтонцев он посвящен Тору. Медведица Атла олицетворяет женский принцип, а медведь Атли — мужской. Для шамана медведь — посланник лесных духов.
Медведь связан с луной символикой, а следовательно — с подсознанием и сферой бессознательного. В алхимии он символизировал нигредо — первоматерию, первоначальное состояние вещества. Поэтому он связан с начальным этапом любого дела с первобытными инстинктами.
Медведь в качестве тотема может научить черпать необходимые для выживания ресурсы из внутренних запасов энергии. Он даст доступ по всем внутренним источникам энергии — даже к тем о которых ты не подозреваешь. Медитируя на этот тотем и работая с ним, ты сможешь найти ответы на волнующие тебя вопросы, погрузиться в самые глубины своей души. Если медведь твой тотем ты должен задать себе несколько вопросов. достаточно ли ты справедлив? Не грешат ли против справедливости окружающие тебя люди? Способен ли распознавать благоприятные возможности, которые тебе жизнь? Не слишком ли ты критичен по отношению к себе и окружающим? Быть может ты смотришь на мир сквозь розовые очки? Волшебство медведя научит тебя погружаться в глубины собственной души и принимать соответствующие решения.
Если медведь твой тотем, помни о том, что в глубине твоей души живет медвежонок. Время от времени лазей по деревьям — хотя бы для того, чтобы сменить точку зрения на окружающее.
Всем кто связан с силой медведя, важно не прятаться от жизни и не впадать в беспрерывную спячку.
Те, кто связан с медведем свойственна потребность погружаться в глубины собственного »я», отгораживаться от внешнего мира на определенный период. А по истечении этого срока они снова возвращаются в мир и приносят новые идеи и проекты.
Если медведь твой тотем, то привычка к зимнему уединению станет для тебя очень естественной.
Все медведи любят мед — символ сладости жизни. Обычно они находят его в дуплах деревьев, где обитают дикие пчелы. Это еще одно подтверждение тесной связи между медведями и деревьями. Люди, связанные с этим тотемом должны погружаться в глубины своего «я» и пробуждать внутреннюю силу, однако вкус к жизни они почувствуют лишь после того, как выведут эту силу на свет и найдут ей практическое применение.
www.magicspb.com
Почему символом России стал медведь?
Фото: Русская Правда
Медведь — издавна один из самых популярных символических образов в России. Поэтому он просто не мог не оказаться на гербах. На Руси медведя почитали как хозяина леса, он был одним из главных персонажей фольклора. Существовала традиция хождения с медведями по селам и городам, он был участником скоморошьих потех.
Возможно, из-за этого у европейцев и сложилось представление, что в России медведи не только запросто гуляют по улицам, но и трудятся, веселятся и участвуют в общественно-политической жизни вместе с людьми, даже водку в кабаках пьют.
В XVI-XVII веках при активном развитии дипломатических и торговых отношений Московского царства с европейскими странами, там и саму Россию часто видели в образе свирепого зверя. Хотя в самой Европе медведь был тоже популярен на гербах и в названиях
В русской геральдике и народном творчестве медведи всегда занимали важное место. Их геральдические образы были зафиксированы на двух земельных эмблемах в композиции Большой государственной печати Ивана Грозного в конце 1570-х годов.
Окончательный вид русские гербы приобрели в «Титулярнике» — рукописной книге 1672 года, иллюстрированной портретами монархов и эмблемами земель. Гербов с медведями там было три. Ещё один появлялся на печати, но потом герб изменили. Все медведи — разные, различны также причины их появления на гербах и значение символов.
Медведи на страже
Самый старый из геральдических медведей — новгородский. Он появился на печати новгородского наместника в 1565 году.
Иван Грозный «велел зделати печать нову в Великий Новград Ноугородским наместником печатати грамоты перемирные с Свейским королем Новугороду о перемирии и грамоты посылные печатати о порубежных и о всяких делех к Свейскому королю; а на ней клейно: место, а на месте посох, а у места с сторону медведь, а з другую сторону рысь, а под местом рыба; а около печати подпись: «царьского величества боярина и Великого Новагорода наместника печать».
Центральное положение занимало изображение места или степени — ступенчатого помоста, на котором восседал новгородский посадник. Упомянутая в документе рыба, должна была указывать на расположение Новгорода на берегах реки Волхов вблизи озера Ильмень. Медведь и рысь по сторонам степени символизировали ее стражей.
Такое изображение — и на Большой печати Ивана Грозного конца 1570-х. Только рыб стало две — они плывут навстречу друг другу.
При первых Романовых изображение снова изменилось. Степень поддерживали не медведь и рысь, а два медведя. На эмблеме Новгородской земли в «Титулярнике» место превратилось в трон. Медведи и рыбы сохранились.
Медведь с секирой, ей же убитый
Второй медвежий герб — ярославский. В «Титулярнике» ярославский герб — уже медведь, стоящий на задних лапах и держащий на плече протазан (колющее оружие, разновидность копья). Очень забавно зверь назван в описании ярославской печат: медведок стоячей. В XVIII веке вместо протазана появилась секира.
В сказании об основании Ярославля он был заложен Ярославом Мудрым в землях языческих. Жители приволжского селища Медвежий угол поклонялись Волосу — Велесу. Когда Ярослав прибыл сюда с духовенством, мастеровыми и воинами, язычники «испусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут князя и сущих с ним».
Ярослав убил зверя секирой («а пси, яко агнцы, не прикоснуся никомуждо от них»), и привел местных жителей в смятение. На следующий день он основал город, названный в его честь.
На ярославском гербе медведь изображен стоящим на задних лапах, уподоблен человеку. Схватка князя с медведем символизировала победу христианства над язычеством.
Культ медведя был характерен для этих земель, особенно финно-угорских племен. Отразился он в топонимике, у чуди был город под названием Медвежа Глава. И сейчас есть Медвежьегорск. А особенно много по всей России названных в честь этих зверей озёр.
Белый медведь с Евангелием на спине
Христианский подтекст ярко выражен на медвежьем гербе Перми. Он носит исключительно мирный характер. Медведь там идет с Евангелием, увенчанным крестом, на спине.
Это отражает процесс христианизации, проходивший во времена Стефана Великопермского. Также отличие от остальных медведей на земельных эмблемах: он — северный, белый.
Медведя сменила райская птица
Медведь серебряный идущий в красном поле на смоленском гербе появился ещё в начале XV века.
После присоединения города к Московскому государству в 1514 году эмблема сохранилась и была включена в Большую государственную печать Ивана Грозного. Но в конце XVII века Смоленск получил новый герб — пушка с сидящей на ней райской птицей.
Поэтому русских земельных эмблем с медведями осталось три.
В качестве символа медведь хорошо известен и в Западной Европе. Он выполняет и функцию гласной эмблемы, указывающей на происхождение названия местности или города. Таковы, геральдические медведи германской столицы Берлина, швейцарской Берна и целого ряда городов и территорий.
Но всё таки весь мир знает, что медведь — русский.
Еще по теме:
И герб, и флаг. Для храбрых медведей с чистыми помыслами
Логотип «Единой России» глазами профессионала
Почему полярный медведь живет только на севере
www.glavtema.ru