Menu
[menu_adv_rtb]
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Разное Рисунки нефертити – Красота царицы Нефертити. Миф или реальность?

Рисунки нефертити – Красота царицы Нефертити. Миф или реальность?

Nefertiti: изображения, стоковые фотографии и векторная графика

Nefertiti: изображения, стоковые фотографии и векторная графика | ShutterstockВы пользуетесь более старым браузером, поэтому использование вами сайта может не быть оптимальным. Рассмотрите возможность обновления. Подробнее.

Войти

Регистрация

Меню

Просмотреть фильтры

3 408 стоковых фотографий, векторной графики и иллюстраций по запросу «nefertiti» доступно без лицензионных платежей (роялти).

nefertiti: стоковые видеоклипыAncient Egypt vector sketches of religion, travel symbols. God Anubis, pharaon pyramids and sphinx, ankh, mummy and Horus eye, scarab, Tutankhamun, black cat, dog and Nefertiti, heron, falcon, camelSet of vase icons such as Pottery, Handicrafts, Flower bouquet, Vase, Parthenon, Greek vase, Clay, Florist, Nefertiti, Ceramic, Dining table, Amphora, Egypt ,

www.shutterstock.com

Тайна личности Нефертити и ее гламурное лицо


В Америке поднят шум: восстановленная по ДНК Нефертити оказалась белой дамой европейского вида. С этим несогласны афроамериканцы.

В 1898 году в египетской Долине Царей европейские археологи обнаружили хорошо сохранившуюся женскую мумию, условно названную «юной дамой». Дело в том, что на момент смерти умершей женщине было не более 25 лет, (мумия хранится в Каирском музее).

Какие только гипотезы не строились вокруг мумии. Обнаруживший её Виктор Лоре считал, что это останки юноши. Египтолог Джоан Флетчер предполагала, что это Нефертити, тогда как Захи Хавасс утверждал, что это Кийа, вторая жена Эхнатона.

В 2010 году при помощи генетико-генеалогической экспертизы (то есть по генам, представляющим собой участки молекул ДНК), было установлено, что юная дама – не кто иная как мать фараона Тутанхамона, жена и одновременно сестра Эхнатона, дочь фараона Аменхотепа III и царицы Тии.

Однако точная историческая личность женщины до сих пор не установлена, поскольку у Эхнатона было несколько как жен, так и сестер (египетские фараоны зачастую сочетались браком с собственными сестрами и дочерями.

Затем при помощи современных технологий трехмерной визуализации художница Элизабет Дэйнс воссоздала первоначальный облик женщины, потратив на это целых 500 часов. В жизнь воплотили лицо королевы, которая, возможно, была матерью короля Тутанхамона, с использованием новейших технологий 3D-обработки изображений, а ювелирные украшения были даже изготовлены дизайнерами из Dior.

В результате получилась довольно необычайная скульптура, которая дает точное описание ее внешнего вида и, кажется, подтверждает теорию о том, что мумия возможной биологической матери короля Тутанхамона, прозванная «Младшая леди», также является королевой Нефертити.

«Это необычно. Чтение генетических данных дает нам действительно захватывающие доказательства того, что мумия младшей леди — это не кто иная, как сама королева Нефертити» — сказал доктор Додсон.

Но вот здесь возникает много вопросов. Восстановленный облик – это оказалась «бледнолицая» женщина вполне европейского вида, а отнюдь не экзотическая смуглая египетская красотка.

Кажется, несмотря на информационный шум, поднявшийся вокруг реконструкции, это не бюст Нефертити и даже не ее родственница. Утверждения об этом совпадении тоже выглядят труднообъяснимыми.

Однако реконструкторы облика «юной дамы» с уверенностью заявляют, что воссоздали лицо Нефертити, а широкая общественность не слишком вдается в исторические подробности. Поэтому образ, продемонстрированный в телепередаче, вызвал гневные язвительные отклики со стороны негритянских активистов, имеющих расовые предрассудки в отношении европеоидов.

«Нефертити не была этой уродливой белой дамой», — написала известная американская стендапистка из Бруклина Акила Хьюджес. Были и другие возмущенные комментарии.

Вместе с тем, эти комментаторы плохо знают историю – если уж говорить о Нефертити, то ее происхождение неизвестно, и среди египтологов преобладает версия о том, что она была иноземкой. Вместе с тем, и вопрос о расовой принадлежности самих древних египтян до сих пор не выяснен даже примерно. Одни ученые считают их продуктом смешения средиземноморских и афроазиатских народов, другие – представителями нубийских народов и даже европейцев.

И на своих прекрасных фресках древние египтяне в подавляющем большинстве изображали мужчин с красноватой кожей, а женщин – с желтой, но никак не черной, их лица также не напоминают представителей негритянской расы.

Так или иначе, подлинный облик «юной дамы»оказался совершенно не похож на традиционные представления о египетских красавицах. Эксперты говорят, что лицо, похоже, согласуется с древними представлениями Нефертити.
Одно можно сказать – Нефертити была совершенной красавицей. Ее бюст сводил с ума романтически настроенных юношей, и многих художников она вдохновила.
Вам кажется этот облик – обликом красавицы, чье имя Neferneferuaten Nefertiti, означает «Красивейшая красавица Атен, Красавица пришла»?

Согласны с тем, что это Нефертити? Пишите, не стесняйтесь.

сайт еще и еще, и здесь

tanjand.livejournal.com

Прекрасная Нефертити и изящные кошки на картинах художницы Галлы Абдель Фаттах

Не так давно я встретила в интернете удивительные картины российской художницы с восточными корнями — Галлы Абдель Фаттах. От этих картин словно веет зноем египетской пустыни, сочные краски создают атмосферу восточных сказок, грациозные кошки и прекрасные женщины проносят нас сквозь века, в далекое прошлое, где жила царица Нефертити.

Галла Фаттах родилась и выросла в России, хотя по происхождению египтянка. Родители Галлы — балерина и кинооператор, переехали жить в Советский Союз, где и появились на свет их дочери — Галла и Геба. Неудивительно, что рожденные в творческой семье, девочки тоже посвятили свою жизнь искусству. Сегодня Геба Фаттах – балерина в Большом театре, а Галла окончила Суриковский институт и стала художницей. Хотя сама Галла не отрицает, что в детстве тоже мечтала заниматься танцами, наверное поэтому на ее картинах так много девушек, которые, кажется, застыли на мгновение в танце, один взмах рукой, и прекрасная танцовщица продолжит движение.

Кроме того, художница признается, что именно творчество ее сестры вдохновляет ее на создание новых картин с элементами некоторой театральности.

К древнеегипетской тематике Галла Фаттах пришла не сразу. Поначалу ее привлекали древние фрески, но они казались Галле неживыми, слишком статичными, а восточный темперамент художницы требовал динамичности, движения. Галле хотелось, чтобы ее картины были живыми, сохраняя цвет и форму древних произведений искусства. Так появился собственный стиль Галлы, в котором сочетаются современная европейская живопись и традиции египетских фресок, золото и лазурь, характерные для древней культуры и яркая сочная палитра красок, актуальная в наши дни, темпераметность юга и сдержанность севера.

Очень часто на картинах Галлы присутствуют кошки — настоящие священные животные Древнего Египта.

Сегодня картины Галлы Абдель Фаттах пользуются популярностью не только на территории бывшего СССР, но и в Европе, а также на родине художницы, в Египте.

www.livemaster.ru

Совершенная красота


Нефертити — знаменитая египетская царица, супруга фараона Аменхотепа IV, легендарная красавица. Ее прекрасное лицо украшало храмы по всей стране, любовь царской четы стала одним из основных сюжетов для египетских художников того времени. О происхождении царицы, ее жизни при фараоне и о секрете мумии царицы расскажет Екатерина Астафьева.

Откуда пришла красавица?

«Прекрасная красота Атона, красавица пришла» — так можно перевести имя Нефертити. И уже отсюда начинаются загадки. Почему красота Атона — понятно, ведь муж Нефертити Аменхотеп (он же Эхнатон) провел значительную религиозную реформу, в ходе которой установил культ малоизвестного божества Атона, олицетворяющего солнечный диск. В честь него фараон выстроил грандиозный храм в Фивах и белокаменный город Ахетатон, куда и перенес столицу.







Эхнатон, Нефертити и их дочери


Но почему же про знаменитую красавицу говорят «пришла»? Некоторые исследователи считают, что на самом деле Нефертити не была египтянкой по крови. Они полагают, что царица являлась миттанийской принцессой, которую прислали ко двору отца ее будущего мужа. У тогдашнего царя Митанни было две дочери — Гилухепа и Тадухепа, которых он отправил в Египет. В некоторых источниках можно найти информацию, что у Нефертити была младшая сестра, которая вышла замуж за одного из фараонов. Но соотнести Гилухепу с Нефертити не вышло в силу разницы в возрасте. А вот Тадухепу, невесту Аменхотепа III, «доставшуюся в наследство» его сыну, некоторые ученые отождествляют с прекрасной царицей. По другой версии Тадухепа — это побочная жена Эхнатона Кийа, которая почти всю жизнь провела в тени Нефертити.


Некоторые исследователи считают, что Нефертити не была египтянкой





Нефертити, приносящая жертву Атону




Тем не менее некоторые ученые придерживаются версии, что Нефертити — дочь знатного египетского вельможи, возможно даже двоюродная сестра Эхнатона. Степень ее родства с Тутанхамоном также доподлинно не установлена. Матерью юного фараона считают сестру Эхнатона, возможно, ей могла оказаться и Нефертити. Но официально детьми царицы считают только 6 дочерей.


Залог плодородия и процветания






В жизни страны Нефертити играла большую роль. Власть ее была огромной. Например, она всегда сопровождала супруга во время жертвоприношений, религиозных праздников. Царица воплощала в себе животворящую силу солнца, была залогом плодородия и процветания всей страны. Ей возносили молитвы, ее изображали на стенах храмов, в честь нее сооружали колоссальные скульптуры. Чаще всего Нефертити изображали в ее любимом синем парике, увитом лентами. Из-за того, что царице не удалось родить фараону наследника, в конце жизни она играла все меньшую роль в жизни Египта и отошла на задний план. К 14-му году правления Этанона исчезают упоминания о Нефертити.




Нефертити не смогла родить фараону наследника






Гранитное изображение Нефертити




Она дышит жизнью



В 1912 году немецкий египтолог Людвиг Борхрадт обнаружил в доме древнеегипетского скульптора Тутмоса знаменитый бюст Нефертити. В тот день Борхардт записал в своем дневнике «Она дышит жизнью… Это невозможно описать словами, это надо видеть». Бюст изготовлен из известняка, и у него не хватает левого глаза. Ученые считают, что это прижизненное изображение царицы и, согласно традиции, второй глаз должны были вставить лишь после смерти, вселив в скульптуру душу умершей. Зрачок «видящего» правого глаза изготовлен из горного хрусталя. Изящный разрез глаз подчеркнут стрелками. Интересно, что недавно с помощью компьютерной томографии обнаружили на бюсте следы «пластической операции». Как утверждают исследователи, первоначально у изображения Нефертити был нос с горбинкой, ямочки на щеках и даже морщины. Надо всем этим поработал неизвестный скульптор, сделав Нефертити идеалом красоты.



Знаменитый бюст Нефертити




Любовь Эхнатона и Нефертити



Некоторые исследователи замечают в лице царицы черты андрогинии: гортань выдается вперед чуть больше, чем у женщин, линии лица прямые и резкие. На некоторых египетских изображениях Нефертити и Эхнатон постепенно становились похожи друг на друга, из-за чего фараон рисовался более женственным, а царица — более мужественной.



В 1912 египтолог Людвиг Борхардт обнаружил бюст Нефертити





Вообще изображений самой царицы существует куда больше, чем фараона — видимо, Нефертити привлекала живописцев своей красотой. Сохранилось также изображение царицы в возрасте: красота поблекла, плечи ссутулились. На некоторых рельефах можно найти довольно откровенные для того времени сцены поцелуя Эхнатона и Нефертити. Они считаются первыми изображениями плотской любви царственных особ.







Изображение Нефертити в возрасте





Бюст в 1913 вывезли в Германию, а с 1924 начали демонстрировать широкой публике в Новом музее на Музейном острове. До сих пор не утихают споры между Германией и Египтом: власти последнего требуют вернуть красавицу-царицу на родину, как, впрочем, и множество других артефактов.




Тайная комната будет открыта



В ноябре 2015 министр по делам древностей Египта Мамдух ад-Дамати заявил, что в знаменитой гробнице Тутанхамона в Луксоре обнаружили потайную комнату, в которой, по предположениям исследователей, может находиться усыпальница Нефертити. С помощью радиологического исследования и инфракрасного сканирования ученые установили, что за северной стеной гробницы располагается свободное пространство.



Ученые: В гробнице Тутанхамона хранится мумия Нефертити




Британский ученый Николас Ривс надеется, что ему удастся обнаружить останки Нефертити, чью мумию до сих пор не нашли. Он выдвинул гипотезу, что гробница Тутанхамона изначально предназначалась царице, но фараон скончался раньше, в 1323 году до н. э. в весьма юном возрасте, из-за чего отдельную усыпальницу ему построить не успели, и пришлось в спешном порядке осваивать уже готовую. Об этом свидетельствует, например, то, что погребальная маска Тутанхамона была, скорее всего, предназначена Нефертити. По мнению Ривса, доказать это можно просто: на золотой маске была найдена ретушированная печать с именем царицы, к тому же мочки ушей на маске проколоты, что было характерно для детских или женских масок.




Говард Картер, открывший гробницу Тутанхамона, исследует саркофаг

распечатать

Обсудить статью

diletant.media

Тайна Нефертити — Скульптура — Изобразительное искусство — Каталог файлов — МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК

Главная супруга древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона, время правления которого ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой. Возможно, дочь одного из сподвижников Эхнатона, вельможи Эйе, впоследствии — царя, и вероятно двоюродная сестра Эхнатона. От Эхнатона она родила шесть дочерей (Анхесенамон и др.). Отсутствие у царицы сына — наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи, любовь которой стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона — столицы Эхнатона и Нефертити. Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов.

Бюст Нефертити. Ныне находится в Берлинском музее.

В 1912 году в Амарте были найдены ее портреты, созданные скульптором Тутмесом. Стройная шея, миндалевидные, даже в камне глядящие томно глаза, мечтательно улыбающиеся губы — эти черты признаны идеально прекрасными, а сама женщина… Имя «Нефертити» означает «красавица грядет». До наших дней сохранилась легенда о красивейшей и счастливейшей египетской царице, любимой и единственной жене фараона Эхнатона. Но раскопки XX века привели к тому, что загадок, связанных с Нефертити стало только больше.

Дочери Нефертити и Эхнатона

Дети Эхнатона.

Однако есть и достоверные сведения о ее жизни, любви и смерти. Нефертити не египтянка, как принято считать. Она происходила из Мессапатамского государства Митанни, страны ариев. Можно сказать, что она явилась в Египет от самого Солнца. Арии поклонялись солнцу. И с появлением на египетской земле 15-летней принцессы по имени Тадучепа пришел и новый бог — Атон.

Эхнатон и Нефертити с семьёй. Staatliche Museen zu Berlin — Preußischer Kulturbesitz, Ägyptisches Museum

Брак Нефертити с фараоном Аменхотепом III был чисто политическим. Юную красавицу обменяли на тонну украшений из золота, серебра и слоновой кости и привезли в египетский город Фивы. Там назвали ее новым именем Нефертити и отдали в гарем фараону Аменхотепу III. После смерти отца юный Аменхотеп IV получил иноземную красавицу по наследству. Любовь фараона вспыхнула не сразу, но она вспыхнула. В результате молодой фараон распустил огромный гарем отца и объявил жену своей соправительницей. Принимая иноземных послов и заключая важные договоры, он клялся духом бога Солнца и любовью к жене.

В историю Египта супруг Нефертити вошел как один из самых гуманных правителей. Иногда Аменхотепа изображают слабым, странным, болезненным юношей, одержимым идеями общего равенства, мира и дружбы между людьми и разными народами. Однако именно Аменхатеп IV провел смелую религиозную реформу. На это не решался до него ни один из 350 правителей, занимавших египетский престол.

Из белого камня был построен огромный храм Атона. Началось строительство новой столицы Египта — города Ахетатон («Горизонт Атона»). Он был заложен в живописной долине между Фивами и Мемфисом. Вдохновительницей новых планов была супруга фараона. Теперь самого фараона называли Эхнатоном, что значит «Угодный Атону», а Нефертити — «Нефер-Нефер-Атон». Это имя переводится очень поэтично и символично – «прекрасная красотой Атона» или, другими словами, «ликом подобная солнцу».

Французские археологи восстановили облик египетской царицы: черные брови, волевой подбородок, полные, изящно изогнутые губы. Ее фигура — хрупкая, миниатюрная, но прекрасно сложенная, сравнивается с точеной статуэткой. Царица носила строгие одежды, чаще всего это были белые прозрачные платья из тонкого полотна. Солнечная красота Нефертити распространялась и на ее душу. Она воспевалась как нежная красавица, любимица Солнца, умиротворявшая всех своим милосердием. Иероглифические надписи восхваляют не только красоту царицы, но и ее божественную способность внушать к себе уважение. Нефертити называли «владычицей приятностей», «умиротворяющей небо и землю сладостным голосом и добротой».

Сам Эхнатон называл свою жену «усладой своего сердца» и желал ей жить вечно. В папирусе, где записано поучение о семье мудрого фараона, повествуется об идеальном семейном счастье царственной четы до самой смерти. Этот миф кочевал во времени от античных греков к римлянам и стал всемирным. Сердечные отношения царя и царицы были запечатлены в десятках и сотнях рисунков и барельефов. На одной из фресок есть даже одна чрезвычайно смелая и откровенная картина, которую мы вполне можем назвать эротичной. Эхнатон нежно обнимает и целует Нефертити в уста. Это первое изображение любви в истории искусства.

Но дотошные археологи выяснили, что в жизни солнцеподобной и счастливой Нефертити была трагедия. И у нее в Древнем Египте при любящем и мудром муже была соперница. Узнать эту тайну археологам помогли все те же иероглифы и изображения на каменных плитах. Царь и царица обычно изображались как неразлучная пара. Они были символами взаимного уважения и государственных забот. Супруги вместе встречали знатных гостей, вместе молились диску Солнца, вместе раздавали подарки своим подданным.

Но в 1931 году в Амарне французы нашли таблички с иероглифами, на которых имя Нефер-Нефер-Атон кто-то тщательно соскреб, оставив лишь имя фараона. Затем появились и более удивительные находки: известковая фигура дочери Нефертити с уничтоженным именем матери, профиль самой царицы с залепленным краской царским головным убором. Это могло быть совершено только по указу фараона. Египтологи пришли к выводу, что в счастливом доме фараона произошла драма. За несколько лет до смерти Эхнатона семья распалась. Нефертити изгнали из дворца, она жила теперь в загородном доме и воспитывала мальчика, предназначенного в мужья ее дочери — будущего фараона Тутанхамона.

Кийа.

Под изображениями царственной четы появилось другое женское имя, вписанное вместо Нефертити. Это имя Киа. Так звали соперницу Нефертити. Подтвердил догадку и керамический сосуд с именами Эхнатона и его новой жены Киа. Нефертити там уже не значилась. Позднее, в 1957 году, нашли изображение новой царицы — юное лицо, широкие скулы, правильные дуги бровей, невозмутимость взгляда. Черты, привлекательные лишь обаянием молодости… Эта женщина не могла стать легендой, хотя сменила женщину-легенду и любящую супругу в объятиях Эхнатона. Она не просто покорила сердце фараона. В последние годы правления он сделал Киа вторым (младшим) фараоном. Для нее был даже изготовлен золотой роскошно инкрустированный гроб. Но за год до смерти Эхнатон отдалил и вторую свою жену.

Нефертити прожила в опале до восшествия на престол Тутанхамона. Умерла она в Фивах. После смерти Эхнатона жрецы Египта вернулись к старому богу. Вместе с богом Солнца Атоном было предано проклятьям имя солнцеподобной Нефер-Нефер-Атон. Поэтому его и не внесли в летописи. Где похоронена Нефертити, до сих пор остается тайной. Видимо, ее захоронение было скромным. Но образ царицы остался жить в сказках и легендах ее народа.

Существует и другая, не менее правдоподобная версия истории жизни Нефертити, где царица предстает перед нами совершенно в другом образе. Это опытная в любви, сластолюбивая и жестокосердная устроительница оргий, постоянно ищущая новые и новые жертвы. Эта Нефертити рассказывала влюбленному в нее несчастному юноше басню о женщине, которая не хотела быть «презренной». Поэтому за свою любовь она потребовала, чтобы возлюбленный ее отдал ей все, что имеет, прогнал жену, убил детей и бросил их тела собакам. Он должен был отдать даже могилу престарелых своих родителей и право на бальзамирование их тел после смерти и погребальные ритуалы. Царица не только рассказывала, она сама воплощала сюжет басни и в конце концов прогнала несчастного, вознаградив его холодным соитием, а не пламенным жаром своего прекрасного тела. Эта Нефертити уже была не жертвой дворцовых интриг, а сама раздувала огонь вражды в своем супруге Эхнатоне, ненавидела его, желала ему смерти. Эта Нефертити — царственная гетера Египта, в украшенных драгоценными каменьями маленьких сандалиях. Каждый год она дарила фараону дочерей, обвиняя его в том, что это он не может иметь сына. Она обладала телом девственно юным и прекрасным, ненасытным и порочным.

Nefertiti, de Edna Kannan

Эти две Нефертити до сих пор спорят друг с другом. Однако Долина Царей еще пока надежно хранит свои тайны.

metod-sunduchok.ucoz.ru

Панно НЕФЕРТИТИ | Страна Мастеров

Мнения насчет происхождения Нефертити до сих пор разнятся. Одни считают ее иноземной принцессой, другие – египтянкой. Сложно сказать, какого же происхождения она была. Конечно, египтологи считают, что раз она главная жена фараона, то она должна быть египтянкой и царских кровей. В любом случае, сколько людей – столько и мнений. Нефертити стала главной женой фараона Аменхотепа IV вопреки всем канонам и традициям древнего Египта. Возможно, именно здесь и хранится ответ на вопрос: как за такой небольшой промежуток времени Нефертити завладела сердцем могущественного фараона. Кстати, правление Аменхотепа IV запомнилось как время «религиозных реформ». Фараон не побоялся выступить против одной из самых мощных каст Египта – жрецов. Эта каста держала в страхе почти всех жителей страны, так как обладала «таинственными знаниями». Они пользовались сложными культовыми обрядами многочисленных богов и таким образом захватывали власть в Египте. Аменхотеп IV был далеко не тем человеком, который отдаст свою власть. Поразмыслив, он объявляет жрецам войну.

Фараон перенес столицу Египта из Фив на новое место. Построил там новые храмы и увенчал их скульптурами нового бога. Он отменил Амона и назначил нового бога – Атона. Фараон даже переименовал себя в Эхнатона, что означает «угодный Атону». Сложно представить, сколько сил потратил фараон на то чтобы переломить и изменить сознание Египта и выиграть войну со жрецами. Разумеется, тут не обошлось без надежного и верного союзника. И кто же им был? Конечно же, его верная жена Нефертити. Никаких сведений о том, как помогала царица мужу — нет, но можно рискнуть и положиться на знание психологии человека.

После свадьбы с Нефертити фараон напрочь забыл про свой гарем. Он никуда не отпускал свою жену. Вопреки всем правила женщина впервые стала посещать дипломатические встречи, приемы. Эхнатон без стеснения и при людях советовался со своей женой. Когда он просто выезжал проверить заставы города, он брал с собой юную Нефертити. Караул докладывал обо всем не только фараону, но и его жене. Величественные изваяния царицы украшали каждый храм. Поклонение перед женой Эхнатона перешло все границы. Не факт, что только благодаря любви и красоте царица могла так сильно влиять на фараона. Быть может, колдовство? Вряд ли, среди более реалистичных версий есть такая – ее мудрость, невероятная преданность мужу и юность. Вот то, что, скорее всего, действовало на Эхнатона. Конечно, многие строили козни, завидовали и не понимали: как может женщина управлять государством и вертеть фараоном как хочет?
Как и во все времена вельможи решили не ругаться с царицей и на Нефертити посыпались горы разнообразных даров и прочего. Однако девушка хлопотала лишь за тех, кто по ее мнению мог принести пользу стране и ее мужу.

Казалось, что все для счастья у Нефертити есть. Увы, беда пришла с той стороны, откуда ее ждали меньше всего. Нефертити родила шесть дочерей, а вот сына не было. Вот тут и обрадовались завистники царицы. Продолжительность жизни египтян в то время была очень коротка. Они жили максимум до тридцати лет. Смерть могла подкрасться к Эхнатону, и тогда прямого наследника не было бы. Нашлись люди, которые познакомили фараона с довольно красивой наложницей по имени Киа. Вроде бы, на этом моменте власти Нефертити должен был прийти конец. Однако не так просто забыть свою прежнюю любовь. Эхнатон бегает туда-сюда, то к наложнице, то к Нефертити. И каждый раз, когда он приходит к Нефертити его ожидает теплый прием. Царица Нефертити оказалась очень самолюбивой и волевой женщиной. Она так и не смогла простить Эхнатона. В один прекрасный день болтовня ни о чем с наложницей Киа вывела из себя фараона. Ее вернули в гарем. Та, разумеется, бесилась и впадала в типичные для женщин истерики. К сожалению, Эхнатон и Нефертити больше не было в таких хороших отношениях. Любовь склеить не удалось.

Нефертити,как женщина умная, решила проблему отсутствия наследника. Конечно, сейчас нам такие поступки кажутся дикими, но все же это был Древний Египет. Так вот, Нефертити предлагает Эхнатону в жены свою третью дочь. Она обучила ее искусству любви, именно той любви, которая зажигала фараона. Увы, через три года Анхесенамон(третья дочь) овдовела. Ей было только одиннадцать лет, но ее снова выдали замуж. На этот раз за Тутанхамона. Столицу вернули в Фивы. Египет опять вернул культ поклонения Амону-Ра. Нефертити осталась в Ахенатоне, бывшей столице, из которой медленно уходила жизнь. Царица умерла, и город совсем запустел. Нефертити была похоронена рядом с Эхнатоном. Только через тридцать три века ее образ восстал из пепла, словно феникс, и заставил задуматься над тем, что же такое настоящая красота?

stranamasterov.ru

История одного шедевра: «Нефертити» Тутмоса


В истории Нефертити загадок больше, чем фактов. Неизвестно ни происхождение царицы, ни судьба после нескольких лет брака, ни причина смерти. Предполагается, что Эхнатон, тогда ещё Аменхотеп IV, и Нефертити поженились незадолго до его восшествия на трон. В браке родилось 6 дочерей. Нефертити была сторонницей проводимых мужем реформ, а по мнению ряда египтологов, еще и их инициатором. На публике супруги всегда появлялись вместе. Тем удивительнее, что к 14-му году правления Эхнатона все упоминания о царице исчезают.



Нефертити и Эхнатон. (wikipedia.org)



Бюст был обнаружен во время раскопок в 1912 году в древнеегипетском городе Ахетатон — столице, основанной Эхнатоном примерно в 1350 г. до н. э. После смерти фараона город опустел, Фивы вернули столичный статус. Экспедицией руководил Людвиг Борхардт, а финансировал предприниматель, второй казначей Германского восточного общества Джеймс Симон. Именно в его доме в течение 7 лет после обнаружения находился бюст, который затем был передан музею.

Для предмета, которому более 3 тыс. лет, скульптурный портрет Нефертити сохранился поразительно хорошо. Утрачен урей, который, очевидно, был надо лбом царицы, повреждены уши и головной убор — вот и все. Красочный же слой находится в оригинальном состоянии и по сей день.

Основа выполнена из известняка и покрыта гипсо-ангидритовой смесью. На бюсте нет надписей, которые говорили бы о том, кому он принадлежит и кто его выполнил. Узнать Нефертити удалось по синему головному убору, который появился ко времени переезда в Ахетатон и служил особым знаком отличия супруги фараона Эхнатона.



Бюст Нефертити. (wikipedia.org)



Артефакт был найден в мастерской Тутмоса, из чего сделали вывод, что этот скульптор (один из немногих древнеегипетских мастеров, чье имя дошло до нас) и был автором.

Скульптурный портрет Нефертити противоречит канонам древнеегипетского искусства. Отсутствие глаза, вертикально обрезанные плечи, общая неустойчивость из-за смещенного центра тяжести — все это расходится с традицией. По одной из версий, это дерзкое поведение Тутмоса связано с религиозной реформой Эхнатона, которая повлекла изменения и в художественной традиции. По другой, бюст был образцом для выполнения последующих скульптурных портретов Нефертити. В пользу этой гипотезы говорит то, что у бюста не обнаружено признаков, которые говорили бы о том, что его планировали в дальнейшем соединить с телом статуи.

Лицо абсолютно симметрично. Правый глаз выполнен из горного хрусталя. Отсутствующий левый глаз — одна из многочисленных загадок бюста. Нет никаких признаков ни того, что в глазнице был камень или красящий пигмент, ни того, что их планировалось добавить позднее. Традиция же древнеегипетского искусства не допускала подобных вольностей. И даже если принять, что это не окончательный вариант, а модель для последующих работ, все же остается неясным суть идеи — оставить Нефертити с одним глазом.



Лицо Нефертити. (NationalGeographic.com)



С момента обнаружения бюст регулярно подвергался опытам. Ученые исследовали материалы, технику. В 2006 году было проведено томографическое сканирование, которое показало, что под раскрашенным слоем идеальной красавицы есть известняковый слой, который показывает Нефертити как изможденную женщину с морщинистым лицом. Не исключено, что сначала Тутмос создал основу, максимально приближенную к «оригиналу», а затем, используя гипс, «вылепил» идеальный образ и раскрасил его.

Однако через несколько лет после проведенного томографического сканирования немецкий Федеральный институт исследования и тестирования материалов заявил, что при обработке данных были допущены ошибки, и потому никакого так называемого реального лица не существует.

Бюст практически не содержит органического материала, а потому определить его точный возраст невозможно. Считается, что он был создан в 1340 г. до н. э. Однако идеальное состояние зародило сомнение в подлинности бюста. Существует версия, что верхний раскрашенный гипсовый слой был создан сразу после обнаружения бюста, то есть в 1912 году.

Выдвинул ее швейцарский историк культуры Анри Штирлин. По его мнению, бюст был изготовлен по заказу Борхардта для демонстрации одного из обнаруженных драгоценных артефактов принцу Иоганну Георгу Саксонскому. Последний прибыл на место раскопок в Ахетатон с супругой именно в тот день, когда, по официальной версии, был обнаружен бюст Нефертити. При демонстрации саксонский принц якобы был так впечатлен бюстом, что чтобы его не расстраивать и не признаваться, что потрет — лишь подделка, было решено назвать бюст оригинальным произведением.

Против этой гипотезы выступают ученые, которые провели анализ материалов. Результаты говорят, что такие же пигменты использовались и в Древнем Египте. При этом о составе амарнской смеси, из которой изготовлен верхний слой, во времена Борхардта еще не было известно, а посему изготовить подобную подделку было невозможно.

распечатать

Обсудить статью

Источники

  1. Фото для лида и анонса: Государственные музеи Берлина

diletant.media

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *