Menu
[menu_adv_rtb]
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Разное Помни о смерти: Memento mori- помни, что ты смертен — Почитать на DTF

Помни о смерти: Memento mori- помни, что ты смертен — Почитать на DTF

Memento mori- помни, что ты смертен — Почитать на DTF

Утро доброе, DTF! Последние три года смерть плотно засела в информационном потоке, поэтому решил немного отрефлексировать эту не самую приятную тему и взглянуть на нее в эдаком философском ключе. Поэтому принес вам лонгрид про самое хайповое выражение на латинском языке, а все потому, что Lingua latina non penis canis est!

4171
просмотров

Надгробная надпись (1746 г.). Эдинбург . Кладбище Святого Катберта

Выражение на латинском языке “Memento mori”, что переводится как “помни о смерти” или “помни, что ты смертен”, прочно вошло в нашу культуру. Если оставить за скобками, что оно стало довольно распространенным вариантом партака в наши дни, все же оно остается важным наследием латыни, которое помогает раскрыть тему отношения к смерти в разных исторических эпохах и контекстах. По которым мы сейчас и пройдемся по порядку.

Оглавление

  • Античность
  • Христианская традиция
  • В других культурах
  • Новое время
  • А что сегодня?

Античность

До нас дошли некоторые записи о церемонии “Триумфа”. Триумфом называли торжественное празднование победы, одержанной в битве или войне, римского военачальника во славу Римской империи. В ходе данной процессии к такому триумфатору был приставлен раб, который время от времени произносил заветную фразу, чтобы напомнить победителю том, что, несмотря на всю свою приобретенную славу, он остается таким же смертным человеком, что и до нее. И что никакая слава, какой бы великой она ни была, не наделяет тебя статусом бессмертного божества.

Согласно Тертуллиану, известному раннехристианскому богослову, полная фраза раба могла звучать так:

Respice post te! Hominem te esse memento! Обернись! Помни, что ты — человек!

Тертуллиан

Карл Верне — Триумф Эмилия Паулюса

Отдельно стоит поговорить о толковании “Memento mori” римскими стоиками, так как тема отношения к смерти и ее места в жизни каждого человека является важной частью философии стоицизма. Например, философ-стоик, Луций Сенека, собрал сборник из личных писем “Нравственные письма к Луцилию/Epistulae morales ad Lucilium”, где приводит высказывание Эпикура, древнегреческого философа, «Meditare mortem», что переводится как “размышляй о смерти”, а в английском варианте meditate on death:

«Размышляй о смерти!» — Кто говорит так, тот велит нам размышлять о свободе. Кто научился смерти, тот разучился быть рабом. Он выше всякой власти и уж наверное вне всякой власти. Что ему тюрьма и стража, и затворы? Выход ему всегда открыт! Есть лишь одна цепь, которая держит нас на привязи, — любовь к жизни. Не нужно стремиться от этого чувства избавиться, но убавить его силу нужно: тогда, если обстоятельства потребуют, нас ничего не удержит и не помешает нашей готовности немедля сделать то, что когда-нибудь все равно придется сделать.

Эпикур

Сенека Младший, Письма, Флоренция

Такая вот своего рода медитация по Сенеке. Как мы видим, римский стоик находил в размышлениях о роскомнадзоре некий способ быть истинно свободными в независимости от окружающих тебя обстоятельств. И призывал быть готовым полностью контролировать ход своей жизни, готовя себя мысленно к этому, так как в любом случае это неизбежное событие. Спорное заявление, но куда нам до мудрых бородачей древности.

А вот, например, Плиний младший, видный государственный деятель в Римской империи, обращается через свои письма к поэту Руфу Актавию и адресует ему “Habe ante oculos mortalitatem”, что можно перевести как “Держи перед глазами свою смертность”. Полная цитата:

Habe ante oculos mortalitatem, a qua adserere te hoc uno monimento potes; nam cetera fragilia et caduca non minus quam ipsi homines occidunt desinuntque.

Держи перед глазами смертность. Единственное, что вырвет тебя из ее власти, это твои стихи; все остальное, хрупкое и тленное, исчезает и гибнет, как сами люди.

Плиний младший

Видимо, Плиний в данном случае обращается к вечной теме хрупкости и конечности человеческого бытия и в то же время бессмертности его творчества и искусства, как бы подталкивая к идее, что через них можно обуздать смерть, оставив навсегда свой след в истории.

Вот поэтому надо писать лонгриды.

Христианская традиция

Христианство впитало в себя много элементов античной культуры. “Memento mori” не стало исключением, а очень даже наоборот, удачно вписалось в религиозный контекст при непосредственном участии христианских богословов. Разумеется, религиозная интерпретация отличалась от античной.

В первую очередь, смерть перешла с персонифицированного уровня на общественный. Это не событие отдельно взятой жизни, а то, что происходит со всеми, от крестьянина до епископа, и поэтому уравнивает и объединяет всех нас. Такой ход мысли даже породил отдельный жанр в искусстве времен средневековья под названием “пляска смерти”:

Танец Смерти, часть реплики фрески 15 века, национальная галерея Словении

Во-вторых, “Memento mori” имеет скорее морализирующую функцию в рамках христианской традиции. Смерть служит напоминанием о бренности бытия, о пустоте и мимолетности земных удовольствий, а значит, нужно позаботится о том, что ждет тебя в загробной жизни по итогам жизни земной.

Одним из близких по смыслу к “Memento mori” было высказывание Софрония Иеронима, одного из отцов церкви (высоко почитаемых церковных деятелей):

Memento mortis tua et non peccabis. Помни о своей смерти и не греши.

Софроний Иероним

Примерно в такой смысловой интерпретации и закрепилось “Memento mori”в христианстве вплоть до наших дней.

Пляска смерти: смерть и отшельник. Ж.-А. Шовен

Говоря об использовании “Memento mori” различными монашескими орденами, стоит отметить, что вокруг этой темы существует множество теорий, которые зачастую опровергаются современными адептами этих орденов. Так, например, часто можно встретить предписывание “Memento mori” ордену траппистов (от названия монастыря в Ла-Траппе во Франции) в качестве приветствия и прощания среди монахов.

Однако сами современные трапписты это отрицают, ссылаясь на то, что среди траппистов всегда было принято молчаливое приветствие, а подобные практики скорее относятся к французским монахам-паулинам из ордена святого Павла отшельника, именовавшихся в 17 веке как “Братья смерти”. Что ж, Средневековье вегда будет прекрасной базой для вселенной Вархаммера.

В других культурах

В Буддизме есть медитация под названием Маранасати. По смыслу это слово очень близко к “Memento mori”. Если разобрать его на составляющие, то получится следующее: марана- смерть, а сати- осознание. В сущности, эта медитативная практика заключается в том, чтобы всегда напоминать себе, что смерть может наступить в любой момент.

Маранасати

Согласно одному из Буддийских канонов такая медитация может принимать форму визуализации и созерцания кладбища, где представлены девять стадий разложения человеческого трупа. При этом медитирующий должен мысленно проговаривать «Это тело имеет ту же природу, оно будет таким же, оно не избежит этой участи».

Не обошолся без “Memento mori” и путь самурая. В японском духовном и практическом руководстве воина “Хагакурэ” содержится следующее:

Путь самурая обретается в смерти.

Когда для выбора имеются два пути, существует лишь быстрый и единственный выход — смерть. Это не особенно трудно. Будь твёрд в своей решимости и иди вперёд. Рассуждения о том, что умереть, не достигнув своей цели, значит умереть собачьей смертью, — это досужая болтовня себялюбивых людей. Когда ты стоишь перед необходимостью выбрать жизнь или смерть, то достигнешь ты своей цели или нет, уже не важно.

Каждый из нас хочет жить. И по большей части мы строим свои рассуждения в соответствии с нашими предпочтениями. Но не добиться своей цели и продолжать жить — это трусость. Здесь нельзя ошибиться. Умереть, не достигнув цели, — это действительно собачья смерть и фанатизм. Но в этом нет бесчестья. В этом суть Пути самурая. Если, укрепляя своё сердце решимостью каждое утро и каждый вечер, человек сможет жить так, словно тело его уже умерло, путь будет для него свободен. Вся его жизнь будет безупречна, и он добьётся успеха на своем поприще.

(перевод А.Боченкова)

Я встречал разные интерпритации философии, представленной в Хагакурэ. Важно отметить, что ее изначальные смысла имеют очень сильное контекстуальное значение, ибо Хагакурэ было написано в начале 18 века, во времена, когда люди с большой охотой потрошили друг друга, и поэтому заигрывает с опасными темами. Однозначно можно сказать только одно- жизнь самурая всегда была на волоске от скоропостижной кончины и для такого пути требовалась сильная философская подоплека, которую не стоит натягивать на жизнь современную.

Новое время

Примечательным витком в истории “Memento mori” стало его переосмысление немецкой школой философии конца 18, начала 19 века, в эпоху, когда разум человека вновь устремился к идеям гумманизма, когда мир еще не пережил две самых жестоких и беспрецедентных по количеству жертв мировых войны. В Германии распространилось выражение “Memento vivere”, предтечей которого стало выражение на немецком “Gedenke zu leben!”, что переводится как “Помни о жизни!”, из романа «Годы учения Вильгельма Мейстера» за авторством немецкого философа, Иоганна Гете:

Напротив двери была изваяна из мрамора статуя почтенного мужа, который покоился на великолепном саркофаге, опершись на подушку. Перед собой он держал свиток и как бы углубился в него с безмолвным вниманием. Свиток был расположен таким образом, чтобы каждый свободно мог прочитать начертанные на нем слова, они гласили: «Помни о жизни!»

Книга восьмая, глава пятая

Этот покойный почтенный муж при жизни говорил, что “ежели бы я смолоду не старался побороть себя самого, не стремился к широкому всестороннему развитию своего ума, из меня вышел бы самый ограниченный и пренесносный человек”, но при этом сознавался, что “не мог бы жить и дышать, если бы время от времени не давал себе поблажки и не наслаждался вволю тем, что не всегда сам счел бы извинительным и похвальным”.

Вот так Гете уже в 19 веке буквально утирает нос современным инфоцыганам, помешанным на ежедневной эффективности, напоминая, что жизнь она здесь и сейчас, и нет ничего зазорного в том, чтобы наполнять ее мирскими удовольствиями.

Коллега Гете по цеху, немецкий философ Фридрих Шиллер был полностью с ним согласен и писал в своих письмах:

Надпись: «Помни о жизни!» превосходна, тем более что она напоминает о проклятом “Memento mori” и чудесно торжествует над ним.

Фридрих Шиллер

Мы видим, что провозглашается торжество жизни над смертью, акценты смещаются. Можно предположить, что в ту пору это становится некоторым противовесом преставлениям о жизни согласно ортодоксальному христианскому укладу.

А что сегодня?

Мы живем в эпоху поиска смыслов. Средняя продолжительность жизни находится на своих пиковых значениях и увеличивается от года к году. И все мы ищем свой собственный путь, который бы отвечал нашим запросам на долгую и счастливую жизнь, либо давал ощущение, что каждый день прожит не зря. Естественно, что в водовороте нашей бурной жизни, нам только и остается, что изредка отдышаться и продолжать свое участие в гонке с очень высоким темпом, где одно событие тут же сменяет другое.

Мысль о смерти является явно нежеланным гостем в таких контекстах, как будто перетягивая на себя все наше внимание. Где-то она может принимать форму ежегодного праздника, как в Латинской Америке, а где-то принимает форму сухих цифр статистики. Но, как говорил Булгаков устами Воланда в романе “Мастер и Маргарита”:

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!

Михаил Булгаков

Поэтому было бы неплохо хотя бы время от времени напоминать себе, что век наш не вечен, дабы ощущать вкус этой жизни на полную катушку.

Всем спасибо за прочтение, надеюсь, вам зашло, или вы хотя бы почерпнули что-то новое для себя. Буду рад видеть в моей телеге, там бывают рецензии на книги, на странный голливудский артхаус и, в целом, туда получается писать немного чаще 🌚

Memento mori- помни, что ты смертен — Почитать на DTF

Утро доброе, DTF! Последние три года смерть плотно засела в информационном потоке, поэтому решил немного отрефлексировать эту не самую приятную тему и взглянуть на нее в эдаком философском ключе. Поэтому принес вам лонгрид про самое хайповое выражение на латинском языке, а все потому, что Lingua latina non penis canis est!

4171
просмотров

Надгробная надпись (1746 г. ). Эдинбург . Кладбище Святого Катберта

Выражение на латинском языке “Memento mori”, что переводится как “помни о смерти” или “помни, что ты смертен”, прочно вошло в нашу культуру. Если оставить за скобками, что оно стало довольно распространенным вариантом партака в наши дни, все же оно остается важным наследием латыни, которое помогает раскрыть тему отношения к смерти в разных исторических эпохах и контекстах. По которым мы сейчас и пройдемся по порядку.

Оглавление

  • Античность
  • Христианская традиция
  • В других культурах
  • Новое время
  • А что сегодня?

Античность

До нас дошли некоторые записи о церемонии “Триумфа”. Триумфом называли торжественное празднование победы, одержанной в битве или войне, римского военачальника во славу Римской империи. В ходе данной процессии к такому триумфатору был приставлен раб, который время от времени произносил заветную фразу, чтобы напомнить победителю том, что, несмотря на всю свою приобретенную славу, он остается таким же смертным человеком, что и до нее. И что никакая слава, какой бы великой она ни была, не наделяет тебя статусом бессмертного божества.

Согласно Тертуллиану, известному раннехристианскому богослову, полная фраза раба могла звучать так:

Respice post te! Hominem te esse memento! Обернись! Помни, что ты — человек!

Тертуллиан

Карл Верне — Триумф Эмилия Паулюса

Отдельно стоит поговорить о толковании “Memento mori” римскими стоиками, так как тема отношения к смерти и ее места в жизни каждого человека является важной частью философии стоицизма. Например, философ-стоик, Луций Сенека, собрал сборник из личных писем “Нравственные письма к Луцилию/Epistulae morales ad Lucilium”, где приводит высказывание Эпикура, древнегреческого философа, «Meditare mortem», что переводится как “размышляй о смерти”, а в английском варианте meditate on death:

«Размышляй о смерти!» — Кто говорит так, тот велит нам размышлять о свободе. Кто научился смерти, тот разучился быть рабом. Он выше всякой власти и уж наверное вне всякой власти. Что ему тюрьма и стража, и затворы? Выход ему всегда открыт! Есть лишь одна цепь, которая держит нас на привязи, — любовь к жизни. Не нужно стремиться от этого чувства избавиться, но убавить его силу нужно: тогда, если обстоятельства потребуют, нас ничего не удержит и не помешает нашей готовности немедля сделать то, что когда-нибудь все равно придется сделать.

Эпикур

Сенека Младший, Письма, Флоренция

Такая вот своего рода медитация по Сенеке. Как мы видим, римский стоик находил в размышлениях о роскомнадзоре некий способ быть истинно свободными в независимости от окружающих тебя обстоятельств. И призывал быть готовым полностью контролировать ход своей жизни, готовя себя мысленно к этому, так как в любом случае это неизбежное событие. Спорное заявление, но куда нам до мудрых бородачей древности.

А вот, например, Плиний младший, видный государственный деятель в Римской империи, обращается через свои письма к поэту Руфу Актавию и адресует ему “Habe ante oculos mortalitatem”, что можно перевести как “Держи перед глазами свою смертность”. Полная цитата:

Habe ante oculos mortalitatem, a qua adserere te hoc uno monimento potes; nam cetera fragilia et caduca non minus quam ipsi homines occidunt desinuntque.

Держи перед глазами смертность. Единственное, что вырвет тебя из ее власти, это твои стихи; все остальное, хрупкое и тленное, исчезает и гибнет, как сами люди.

Плиний младший

Видимо, Плиний в данном случае обращается к вечной теме хрупкости и конечности человеческого бытия и в то же время бессмертности его творчества и искусства, как бы подталкивая к идее, что через них можно обуздать смерть, оставив навсегда свой след в истории.

Вот поэтому надо писать лонгриды.

Христианская традиция

Христианство впитало в себя много элементов античной культуры. “Memento mori” не стало исключением, а очень даже наоборот, удачно вписалось в религиозный контекст при непосредственном участии христианских богословов. Разумеется, религиозная интерпретация отличалась от античной.

В первую очередь, смерть перешла с персонифицированного уровня на общественный. Это не событие отдельно взятой жизни, а то, что происходит со всеми, от крестьянина до епископа, и поэтому уравнивает и объединяет всех нас. Такой ход мысли даже породил отдельный жанр в искусстве времен средневековья под названием “пляска смерти”:

Танец Смерти, часть реплики фрески 15 века, национальная галерея Словении

Во-вторых, “Memento mori” имеет скорее морализирующую функцию в рамках христианской традиции. Смерть служит напоминанием о бренности бытия, о пустоте и мимолетности земных удовольствий, а значит, нужно позаботится о том, что ждет тебя в загробной жизни по итогам жизни земной.

Одним из близких по смыслу к “Memento mori” было высказывание Софрония Иеронима, одного из отцов церкви (высоко почитаемых церковных деятелей):

Memento mortis tua et non peccabis. Помни о своей смерти и не греши.

Софроний Иероним

Примерно в такой смысловой интерпретации и закрепилось “Memento mori”в христианстве вплоть до наших дней.

Пляска смерти: смерть и отшельник. Ж.-А. Шовен

Говоря об использовании “Memento mori” различными монашескими орденами, стоит отметить, что вокруг этой темы существует множество теорий, которые зачастую опровергаются современными адептами этих орденов. Так, например, часто можно встретить предписывание “Memento mori” ордену траппистов (от названия монастыря в Ла-Траппе во Франции) в качестве приветствия и прощания среди монахов.

Однако сами современные трапписты это отрицают, ссылаясь на то, что среди траппистов всегда было принято молчаливое приветствие, а подобные практики скорее относятся к французским монахам-паулинам из ордена святого Павла отшельника, именовавшихся в 17 веке как “Братья смерти”. Что ж, Средневековье вегда будет прекрасной базой для вселенной Вархаммера.

В других культурах

В Буддизме есть медитация под названием Маранасати. По смыслу это слово очень близко к “Memento mori”. Если разобрать его на составляющие, то получится следующее: марана- смерть, а сати- осознание. В сущности, эта медитативная практика заключается в том, чтобы всегда напоминать себе, что смерть может наступить в любой момент.

Маранасати

Согласно одному из Буддийских канонов такая медитация может принимать форму визуализации и созерцания кладбища, где представлены девять стадий разложения человеческого трупа. При этом медитирующий должен мысленно проговаривать «Это тело имеет ту же природу, оно будет таким же, оно не избежит этой участи».

Не обошолся без “Memento mori” и путь самурая. В японском духовном и практическом руководстве воина “Хагакурэ” содержится следующее:

Путь самурая обретается в смерти.

Когда для выбора имеются два пути, существует лишь быстрый и единственный выход — смерть. Это не особенно трудно. Будь твёрд в своей решимости и иди вперёд. Рассуждения о том, что умереть, не достигнув своей цели, значит умереть собачьей смертью, — это досужая болтовня себялюбивых людей. Когда ты стоишь перед необходимостью выбрать жизнь или смерть, то достигнешь ты своей цели или нет, уже не важно.

Каждый из нас хочет жить. И по большей части мы строим свои рассуждения в соответствии с нашими предпочтениями. Но не добиться своей цели и продолжать жить — это трусость. Здесь нельзя ошибиться. Умереть, не достигнув цели, — это действительно собачья смерть и фанатизм. Но в этом нет бесчестья. В этом суть Пути самурая. Если, укрепляя своё сердце решимостью каждое утро и каждый вечер, человек сможет жить так, словно тело его уже умерло, путь будет для него свободен. Вся его жизнь будет безупречна, и он добьётся успеха на своем поприще.

(перевод А.Боченкова)

Я встречал разные интерпритации философии, представленной в Хагакурэ. Важно отметить, что ее изначальные смысла имеют очень сильное контекстуальное значение, ибо Хагакурэ было написано в начале 18 века, во времена, когда люди с большой охотой потрошили друг друга, и поэтому заигрывает с опасными темами. Однозначно можно сказать только одно- жизнь самурая всегда была на волоске от скоропостижной кончины и для такого пути требовалась сильная философская подоплека, которую не стоит натягивать на жизнь современную.

Новое время

Примечательным витком в истории “Memento mori” стало его переосмысление немецкой школой философии конца 18, начала 19 века, в эпоху, когда разум человека вновь устремился к идеям гумманизма, когда мир еще не пережил две самых жестоких и беспрецедентных по количеству жертв мировых войны. В Германии распространилось выражение “Memento vivere”, предтечей которого стало выражение на немецком “Gedenke zu leben!”, что переводится как “Помни о жизни!”, из романа «Годы учения Вильгельма Мейстера» за авторством немецкого философа, Иоганна Гете:

Напротив двери была изваяна из мрамора статуя почтенного мужа, который покоился на великолепном саркофаге, опершись на подушку. Перед собой он держал свиток и как бы углубился в него с безмолвным вниманием. Свиток был расположен таким образом, чтобы каждый свободно мог прочитать начертанные на нем слова, они гласили: «Помни о жизни!»

Книга восьмая, глава пятая

Этот покойный почтенный муж при жизни говорил, что “ежели бы я смолоду не старался побороть себя самого, не стремился к широкому всестороннему развитию своего ума, из меня вышел бы самый ограниченный и пренесносный человек”, но при этом сознавался, что “не мог бы жить и дышать, если бы время от времени не давал себе поблажки и не наслаждался вволю тем, что не всегда сам счел бы извинительным и похвальным”.

Вот так Гете уже в 19 веке буквально утирает нос современным инфоцыганам, помешанным на ежедневной эффективности, напоминая, что жизнь она здесь и сейчас, и нет ничего зазорного в том, чтобы наполнять ее мирскими удовольствиями.

Коллега Гете по цеху, немецкий философ Фридрих Шиллер был полностью с ним согласен и писал в своих письмах:

Надпись: «Помни о жизни!» превосходна, тем более что она напоминает о проклятом “Memento mori” и чудесно торжествует над ним.

Фридрих Шиллер

Мы видим, что провозглашается торжество жизни над смертью, акценты смещаются. Можно предположить, что в ту пору это становится некоторым противовесом преставлениям о жизни согласно ортодоксальному христианскому укладу.

А что сегодня?

Мы живем в эпоху поиска смыслов. Средняя продолжительность жизни находится на своих пиковых значениях и увеличивается от года к году. И все мы ищем свой собственный путь, который бы отвечал нашим запросам на долгую и счастливую жизнь, либо давал ощущение, что каждый день прожит не зря. Естественно, что в водовороте нашей бурной жизни, нам только и остается, что изредка отдышаться и продолжать свое участие в гонке с очень высоким темпом, где одно событие тут же сменяет другое.

Мысль о смерти является явно нежеланным гостем в таких контекстах, как будто перетягивая на себя все наше внимание. Где-то она может принимать форму ежегодного праздника, как в Латинской Америке, а где-то принимает форму сухих цифр статистики. Но, как говорил Булгаков устами Воланда в романе “Мастер и Маргарита”:

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!

Михаил Булгаков

Поэтому было бы неплохо хотя бы время от времени напоминать себе, что век наш не вечен, дабы ощущать вкус этой жизни на полную катушку.

Всем спасибо за прочтение, надеюсь, вам зашло, или вы хотя бы почерпнули что-то новое для себя. Буду рад видеть в моей телеге, там бывают рецензии на книги, на странный голливудский артхаус и, в целом, туда получается писать немного чаще 🌚

Напоминание, в котором мы все отчаянно нуждаемся

фронт, стоические упражнения и многое другое

«Давайте подготовим наши умы, как если бы мы подошли к самому концу жизни. Не будем ничего откладывать. Давайте каждый день балансировать книги жизни. … У того, кто каждый день вносит последние штрихи в свою жизнь, никогда не бывает мало времени». Сенека

Во время триумфа римлян глаза большинства публики были прикованы к победоносному полководцу на передовой — одно из самых желанных мест во времена Римской империи. Лишь немногие заметят помощника сзади, сразу за командиром, шепчущего ему на ухо: «Помни, ты смертный». Какое напоминание услышать на пике славы и победы!

Это напоминания, подобные этому, в которых мы отчаянно нуждаемся в нашей собственной жизни — мысль или идея, которую мы предпочли бы игнорировать, делать все возможное, чтобы избегать, и притворяться, что это неправда. Чаще всего наше эго убегает от всего, что напоминает нам о реальности, которая противоречит удобному нарративу, который мы для себя построили. Или мы просто боимся смотреть на жизненные факты такими, какие они есть. И есть один простой факт, о котором большинство из нас совершенно боятся медитировать, размышлять и смотреть в лицо: мы умрем. Все вокруг нас умрут.

Такие напоминания и упражнения являются частью Memento Mori — древней практики размышлений о смертности, восходящей к Сократу, который сказал, что надлежащая практика философии заключается «ни в чем ином, как в смерти и смерти». В ранних буддийских текстах широко используется термин маранасати, который переводится как «помнить о смерти». Некоторых суфиев называли «людьми могил» из-за их практики посещать кладбища, чтобы размышлять о смерти и собственной смертности.

На протяжении всей истории напоминания Memento Mori принимали разные формы. Некоторые, как помощник генерала, были там, чтобы смириться. Другие были придуманы, чтобы пробуждать интерес к жизни. Эссеист Мишель де Монтень, например, увлекался древним египетским обычаем, когда во время празднеств выносили скелет, а люди кричали: «Пей и веселись, потому что, когда ты умрешь, ты будешь выглядеть вот так».

Нам, современным, это кажется ужасной идеей. Кому хочется думать о смерти? Но что, если вместо того, чтобы бояться и не желать принять эту истину, мы поступали наоборот? Что, если размышление над этим фактом и размышление над ним было простым ключом к полной жизни? Или что это был ключ к нашей свободе — как выразился Монтень: «Практикуть смерть — значит практиковать свободу. Человек, который научился умирать, разучился быть рабом».

В своих «Размышлениях» — по сути, собственном личном дневнике — Марк Аврелий писал: «Вы можете уйти из жизни прямо сейчас. Пусть это определяет, что вы делаете, говорите и думаете». Это было личное напоминание о необходимости продолжать жить добродетельной жизнью СЕЙЧАС, а не ждать. Французский художник Филипп де Шампейн выразил подобное чувство в своей картине «Натюрморт с черепом», на которой показаны три основы существования — тюльпан (жизнь), череп (смерть) и песочные часы (время). Оригинальная картина является частью жанра, называемого Vanitas, формы произведений искусства 17-го века с символами смертности, которые побуждают к размышлениям о смысле и мимолетности жизни.

Размышление о своей смертности угнетает, только если вы упускаете суть. На самом деле это инструмент для создания приоритета и смысла. Это инструмент, который поколения использовали для создания реальной перспективы и срочности. Относиться к нашему времени как к подарку и не тратить его на тривиальное и напрасное. Смерть не делает жизнь бессмысленной, а скорее целенаправленной. И, к счастью, нам не нужно почти умирать, чтобы воспользоваться этим. Простое напоминание может приблизить нас к той жизни, которую мы хотим. Неважно, кто вы и сколько дел вам еще предстоит сделать, машина может сбить вас на перекрестке и вонзить зубы обратно в череп. Вот и все. Все может закончиться. Сегодня, завтра, когда-нибудь скоро.

Стоик находит эту мысль воодушевляющей и смиряющей. Неудивительно, что одна из биографий Сенеки называется «Умирать каждый день». В конце концов, именно Сенека призывал нас говорить себе «Вы можете не проснуться завтра», когда ложитесь спать, и «Вы можете больше не уснуть», когда просыпаетесь, как напоминание о нашей смертности. Или, как призывал своих учеников другой стоик, Эпиктет: «Каждый день держите перед глазами смерть и изгнание вместе со всем, что кажется ужасным, — так у вас никогда не будет ни низменной мысли, ни чрезмерного желания». Используйте эти напоминания и медитируйте на них ежедневно — пусть они станут строительными блоками вашей жизни на полную катушку и не будут терять ни секунды.

Монета Memento Mori

Мы рады сообщить, что Daily Stoic теперь выпускает свой собственный Memento Mori — «помни, что ты умрешь» — медальон в виде физического воплощения, который можно носить с собой повсюду.

Каждая монета изготавливается вручную в Соединенных Штатах на специальном монетном дворе, работающем в Миннесоте с 1882 года. На том же самом монетном дворе в 1973 году сотрудником Биллом Вестманом были созданы знаковые юбилейные медальоны AA. Вестман хотел создать что-то, что можно было оставить людям, с которыми он общался в группах восстановления, и отметить их достижения в трезвости. Чтобы напомнить им о посланиях АА и помочь им на пути к выздоровлению. Вестман советовал: «Носи это в кармане или сумочке, а когда искушение велико, засунь руку в карман, пощупай медальон и вспомни, как ты боролся, чтобы зайти так далеко».

Узнайте больше и купите медальон memento mori, нажав здесь.

Подробнее

Татуировки и вдохновение Memento Mori. Мы обратились к читателям, чтобы узнать, как они помнят смертность с помощью перманентных татуировок. Ниже представлена ​​коллекция некоторых татуировок Memento Mori и историй, стоящих за ними.

История Memento Mori. В этой статье мы рассмотрим историю этой, казалось бы, запоминающейся, но на самом деле вдохновляющей фразы, а также ее происхождение и значение. Мы покажем вам, как он развивался благодаря многочисленным формам практики и интерпретации в литературе, искусстве, моде и современной популярной культуре

Memento Mori – В погоне за истиной

Искать:

Нажмите Enter/Return, чтобы начать поиск.

Получить обои для телефона или компьютера

Ты умрешь.

В тот момент, когда вы рождаетесь, вы начинаете умирать.

Вы можете умереть через пятьдесят лет, через десять лет, может быть, завтра или даже сегодня.

Но когда бы это ни случилось, смерть ждет каждого человека, будь то богатый или бедный, молодой или старый, верующий или неверующий.

Итак, вы должны подготовиться.

Memento mori — это не сиюминутная тенденция, а древняя практика, поощряемая Писанием, Иисусом, Отцами Церкви и многими святыми.

Memento mori или «помни о своей смерти» — это фраза, которая долгое время ассоциировалась с практикой воспоминания о непредсказуемом и неизбежном конце своей жизни. Духовная практика memento mori и связанные с ней символы и высказывания были особенно популярны в средневековой церкви. Но традиция помнить о своей смерти восходит к самому началу истории спасения.

После первого греха Бог напоминает Адаму и Еве об их смертности: «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Слова Бога продолжают звучать в Еврейских Писаниях, напоминая читателям о краткости жизни и призывая их помнить о своей смерти.

Книга Сираха призывает: «Во всем, что ты делаешь, помни о конце твоей жизни, и тогда ты никогда не согрешишь» (7:36). Псалмопевец молится: «Научи нас считать дни наши, чтобы нам приобрести мудрое сердце» (Пс. 90:12).

В Новом Завете Иисус увещевает своих учеников ежедневно брать свой крест и помнить о своей смерти, когда они следуют за ним к Лобному месту: «Если кто хочет стать Моим последователем, пусть отречется от себя и возьмет свой крест каждый день и следуй за Мною» (Лк 9:23).

Память о своей смерти является абсолютно необходимым аспектом христианской жизни не только потому, что помогает нам жить хорошо, но и потому, что помогает нам помнить, что Христос сделал для нас. Иисус растоптал смерть!

Размышление о смерти — это не болезненное занятие, это здоровая и часто исцеляющая практика, которая помогает нам принять неизбежное с надеждой. Практика, однако, может вывести на поверхность сложные эмоции. По этой причине важно вдумчиво интегрировать memento mori в свою духовную жизнь.

По мере того, как вы будете интегрировать memento mori в свою жизнь, вы найдете больше плодов в своей практике, если сможете общаться с теми в церковном сообществе, которые находятся на том же пути.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *