Полинезия тики: Деревня Тики
Тики культура Полинезия, Тики с, еда, рука, голова png
Тики культура Полинезия, Тики с, еда, рука, голова png
теги
- еда,
- рука,
- голова,
- вымышленный персонаж,
- веб-сайт,
- тики Клипарты,
- тики культура,
- тики-бар,
- дерево,
- тики,
- улыбка,
- общественное достояние,
- полинезия,
- растение,
- организм,
- гавайский,
- свободный контент,
- палец,
- фейсбук,
- искусство,
- png,
- прозрачный,
- бесплатная загрузка
Об этом PNG
Размер изображения
- 410x1200px
Размер файла
- 108.29KB
MIME тип
- Image/png
Скачать PNG ( 108.29KB )
изменить размер PNG
ширина(px)
высота(px)
Лицензия
Некоммерческое использование, DMCA Contact Us
девушка думая, женщина девушка, думая женщина, ребенок, лицо, рука png
1857x2388px
296.29KB
балерина, девушка, балерина, балетная пачка, милая балерина с, ребенок, вымышленный персонаж, девушка png
1199x1205px
153.48KB
Персона Анимация, Человек Мышление, текст, рука, связи с общественностью png
1402x1600px
574.11KB
Предприниматель Женщина, деловой человек, ребенок, лицо, рука png
1795x2400px
288.37KB
тики иллюстрация, тики бар кухня гавайская гавайская, маска, разное, еда, другие png
1122x1211px
286. 79KB
Предприниматель Женщина, думающий мужчина, ребенок, лицо, рука png
1259x2400px
248.88KB
Иллюстрация молитвенных рук, Молитва молитвенных рук, рука, нога, без роялти png
461x550px
64.38KB
счастливая женщина, любовь, разное, ребенок png
519x796px
79.89KB
два красных и три черных кулака арт, кулак уверенности в себе, кулак с, рука, логотип, человек png
600x594px
56.68KB
несколько ручных отпечатков разного цвета, контент Hand Free, раскрашенные руки s, веб-сайт, миниатюра, большой палец png
746x726px
44.33KB
Тюльпан Бесплатный контент, Тюльпаны, компьютерные обои, трава, растение Стебель png
4268x960px
1.26MB
Груша Фруктовая, Груша с, еда, смайлик, без роялти png
653x935px
56.03KB
коричневая тики маска иллюстрации, культура тики гавайский Тики бар, гавайский, Разное, другие, резьба по дереву png
851x1604px
303.1KB
Бесплатный контент Блог, солнечная погода, облако, рука, веб-сайт png
600x571px
34.91KB
Сосна Ель, Ландшафтный с, лист, филиал, монохромный png
474x596px
40.03KB
Медсестра Бесплатный контент, Медсестра с, ребенок, рука, малыш png
700x1116px
169KB
шеф-повар держит поднос с едой иллюстрации, шеф-повар меню ресторана официант, шеф-повар красоты, еда, рука, логотип png
2048x2041px
272.9KB
смайлик из розовой кормы, каваий, каваий с, млекопитающее, еда, позвоночный png
800x800px
104.87KB
Тиранозавр Трицератопс Динозавр, Дино Пик, ребенок, тиранозавр, мультфильм png
800x800px
55.63KB
иллюстрация желтой кукурузы, кукуруза в початках Бесплатное содержимое Кукуруза, осень кукуруза с, еда, растение Стебель, фрукты png
705x945px
252.19KB
Вопросительный знак Смайлик, глупый вопрос с, текст, смайлик, вопрос png
2400x3844px
368.64KB
Soldier Cartoon Бесплатный контент, Cartoon Soldier s, рука, мальчик, армия png
509x1038px
112.1KB
Детская морковь Бесплатный контент Овощной, Бесплатная веб-страница, еда, апельсин, фрукты png
500x500px
19.89KB
Ветер Бесплатный контент, Холодный ветер с, авторское право, вымышленный персонаж, мультфильм png
2400x2313px
553.22KB
зеленый кактус, рисунок Cactaceae Saguaro, Аризона Ковбой с, рука, завод Шток, кактус png
2889x5425px
163.84KB
фиолетовый осьминог иллюстрация, осьминог, милый осьминог, фиолетовый, мультфильмы, авторское право png
1024x1024px
220.34KB
Клифф, Клифф с, угол, дерево, веб-сайт png
2400x2057px
702.99KB
Кулинария Кулинарное искусство, Diner Logo s, кухня, еда, текст png
600x442px
35.25KB
Доктор медицинских наук врач, доктор, ребенок, лицо, рука png
1768x2400px
355.96KB
Пасхальный заяц кролик, милая пасха с, еда, пасхальное яйцо, вымышленный персонаж png
1092x1379px
400.92KB
Куриная ножка, Мультфильм, комиксы, еда, курица Мясо png
723x1024px
85.48KB
Женщина предприниматель, бизнесмен, белый, ребенок, лицо png
1673x2400px
306.17KB
Небо, Голубое Небо, синий, текст, атмосфера png
600x437px
13.2KB
Гавайские тики, тики с, лицо, монохромный, голова png
780x1559px
104.35KB
Монстр Вечеринка Cookie Monster, Mean Monster s, ребенок, лист, трава png
1600x1600px
163.91KB
Пещерный мультфильм, изобретение с, млекопитающее, рука, вымышленный персонаж png
564x640px
169.7KB
Крещение Ангел, Ребенок, младенец, ангел, иллюстрация ангела мужского пола, христианство, ребенок, рука png
572x900px
55.86KB
Всплеск, слизь с, чернила, рука, компьютер png
600x566px
48. 49KB
Карман, нет денег с, рука, вымышленный персонаж, мультфильм png
2000x2630px
261.23KB
Человек мышления, ребенок, лицо, студия png
645x800px
141.12KB
Отдых, Люди Отдых с, фиолетовый, млекопитающее, рука png
2400x1272px
432.51KB
мальчик, пишущий на книжной иллюстрации, сочиняя книгу, ребенок, рука, чтение png
676x758px
1.96MB
иллюстрация шеф-повара, итальянская кухня Chef Cooking, ресторан Chef s, суп, ребенок, еда png
800x1227px
181.02KB
коричневый картофель, картофель, картофель, лицо, еда, фотография png
544x600px
76. 82KB
Цветок Бесплатный контент Блог, Нет цветов с, лист, растение Стебель, мультфильм png
958x1659px
6.07MB
Кустарник Компьютерные Иконки, Кусты с, лист, трава, роялти png
600x442px
40.24KB
белая и черная земля, земля черная и белая, мультфильм земля с, белый, лицо, симметрия png
7629x7765px
804.87KB
Коала, бесплатная веб-страница, млекопитающее, carnivoran, компьютер png
615x664px
92.82KB
Отец Мать Мультфильм, Перегруженный Папой с, ребенок, рука, малыш png
999x2466px
226.91KB
зеленые брызги, значки компьютеров, зеленая краска, акварель, разное, лист png
758x674px
23.5KB
Вслед за солнцем: 75 лет назад началась экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики»
28 апреля 1947 года из перуанского порта Кальяо на побережье Тихого океана отчалил деревянный плот с шестью мужчинами на борту. Во главе команды стоял 32-летний норвежский ученый-естествоиспытатель Тур Хейердал. Он хотел собственным примером доказать, что в древние времена жители Южной Америки доплывали до островов Полинезии. Это была стопроцентная авантюра и многие профессионалы морского дела уже оплакивали безумцев. Так начиналась знаменитая экспедиция на «Кон-Тики».
Выбора нет
Впрочем, началась она много раньше. Даже сам Хейердал, уже сидя на палубе своего судёнышка посреди океана, с трудом вспоминал, когда именно. Очевидно, что сначала было слово. В конце 30-х годов недоучившийся студент-зоолог и отчаянный романтик Тур Хейердал вместе со своей женой Лив отправился в экспедицию на Таити. Вскоре молодые перебрались на самый южный из Маркизских островов Фату-Хива. Именно здесь Тур услышал от вождя местного племени историю о боге и предводителе Тики, который привел предков нынешних полинезийцев из далёкой страны Те Фити на востоке.
В ту пору базовой считалась гипотеза, согласно которой предки полинезийцев попали на острова Океании из Южной Азии. Что было вроде бы логично, если смотреть на карту и сравнивать расстояния. Увлёкшись этнографией, Хейердал обнаружил, что некоторые элементы быта и материальной культуры, включая исторические памятники полинезийцев очень напоминают южноамериканские. Предания инков сохранили нам память о царе-солнце Виракоче, ранее известном как Кон-Тики (бог Кон), верховном вожде исчезнувшего белого народа в Перу. Будучи изгнанным из окрестностей озера Титикака, племя пробилось к побережью Тихого океана и ушло вслед за солнцем полторы тысячи лет назад… Но куда пришли эти люди?
Тур Хейердал. Фото: wikipedia.org/National Library of Norway_Bjørn Fjørtoft
«А там, где останавливается научное познание, начинает свою работу воображение», — ничуть не стесняясь считал пылкий Тур.
Соединив два предания – полинезийцев и инков – он предположил очевидное, но невероятное. Преодолев тысячи километров по бушующему океану, изгнанники оказались на «островах Южного моря».
Свою гипотезу с многочисленными примерами и параллелями Хейердал изложил в многостраничной рукописи. Но вот беда – никто не хотел её печатать. Старый редактор-зануда в нью-йоркском научном издательстве только отмахнулся: «Жители Южной Америки не могли доплыть до островов Тихого океана, потому что у них не было лодок». Когда Хейердал осторожно напомнил, что были плоты, получил колкий ответ: «Ну что ж, попробуйте дойти из Перу до островов Полинезии на бальзовом плоту».
Молодой учёный понял, что иного пути у него нет, нужно брать и плыть.
Плот
Если гипотезу Хейердала можно было назвать упражнением в жанре альтернативной истории, то конструкция плота, которую использовали индейцы Южной Америки, дошла до нас в довольно подробных описаниях конкистадоров.
В основании «Кон-Тики» было девять крупных бревен, из бальзы, уложенных вдоль. Её древесина очень мягкая и лёгкая, напоминающая пробковое дерево. На эту основу поперёк укладывали более тонкие бревна, затем настилали палубу из стволов бамбука. Поверх всего укладывали циновки. Такое судно не могло зачерпнуть воду – она просто выливалась. Посередине плота была установлена треугольная мачта с квадратным парусом. А позади неё находилась «каюта» – по сути, хижина из того же бамбука. Длина плота составила 13,5 метра, ширина – 5,5 метра.
Плот имел килевые доски, закрепленные между нижних брёвен, и рулевое весло на корме. То есть теоретически таким плавсредством можно было управлять. Но главное его преимущество – великолепная плавучесть и способность противостоять большим волнам. Плот просто скользил по ним, как чайка, а будучи плоской конструкцией был чрезвычайно устойчив на воде. Для чистоты эксперимента его строили без единого шипа, гвоздя и стальных тросов, связывая части конструкции канатами.
Плот «Кон-Тики» в одноимённом музее. Фото: wikipedia.org/National Library of Norway
«Наш плот был точной копией древних перуанских и эквадорских плотов, за исключением низкого борта в носовой части, который, впрочем, оказался совершенно ненужным», — не без гордости подчёркивал Хейердал.
Идея штурмовать Тихий океан на таком плавсредстве вызвала всеобщий скепсис среди профессионалов с самого начала.
«Ничего хорошего не обещали нам и эксперты, осматривавшие наш плот. Штормы или ураган смоют нас за борт и разобьют наш низкий и открытый плот, который вообще может только беспомощно дрейфовать кругами в море и будет игрушкой для ветра и волн. Волны будут перекатываться через плот даже при самом легком бризе, а наша одежда будет все время пропитана соленой морской водой; она постепенно разъест кожу на ногах и испортит все, что мы с собой возьмем. Если бы подвести итог всему тому, что посещавшие нас один за другим эксперты считали главным недостатком нашего плота, то на нем не было такого конца, угла, бревна или щепочки, которые не сулили бы нам неминуемой гибели», — отмечал Хейердал. И всё же оставался убежден в собственной правоте.
Соратники
Компанию романтиков (или авантюристов) Хейердалу составили четверо норвежцев и один швед. Со специалистом по холодильным установкам Германом Ватцингером Тур познакомился в столовой Дома норвежских моряков в Нью-Йорке. «Что знал я об этом человеке? Только то, что говорило мне его открытое лицо. А оно говорило многое», — простодушно вспоминал Хейердал.
Другим членом экипажа стал друг детства Эрик Хессельберг, единственный моряк в команде, да и то в прошлом, на тот момент выбравший для себя призвание художника. Это он изобразил на парусе бородатую голову Кон-Тики, скопировав изображение с каменной статуи царя-солнца, найденной в развалинах города Тиауанако в Боливии. Не менее важными качествами своего товарища начальник экспедиции считал умение играть на гитаре и неистощимое чувство юмора.
С Кнутом Хаугландом и Турстейном Робю Хейердал познакомился в годы войны. Оба они были радистами, а главное – отважными мужчинами, героями норвежского Сопротивления.
С последним членом экспедиции, шведским этнографом Бенгтом Даниельссоном, Хейердал встретился уже в Перу. У того как раз закончилась экспедиция, и он тут же с энтузиазмом присоединился к новой.
Не стена, а коридор
Коренное различие в подходах академических учёных и Хейердала состояло в том, что первые видели океан препятствием, а второй – напротив, коридором. Более того, это был не просто путь, но своего рода транспортная лента, поскольку существовали попутные ветры и течения.
По задумке Хейердала, вскоре после выхода в открытое море, плот должно было подхватить Перуанское течение (оно же течение Гумбольдта). Оно проходит вдоль границ континента с юга на север, а затем в районе Галапагосских островов переходит в Южное пассатное течение, почти достигающее Австралии и Новой Гвинеи. Хейердал рассчитал, что в идеальных условиях и при использовании паруса путь длиной четыре тысячи миль займет менее ста дней.
В течение первых же суток плавания члены команды прошли хорошую школу. Как отмечал сам Хейердал, «из сухопутных крыс мы превратились в моряков». В первую очередь, этому способствовали шторма.
Поднявшиеся волны в одну из ночей в начале пути достигали высоты хижины. Об их приближении во тьме наши герои узнавали по нарастающему гулу. Плот, как и предсказывал Хейердал, довольно ловко вползал на гребень волны. Но самые крупные волны все же обрушивались на палубу. От моря её отделяло менее полуметра и, разумеется, никаких перил на плоту не было. В такие моменты каждому из участников экспедиции нужно было цепляться за судно, как за свою жизнь.
Экипаж «Кон-Тики». Слева направо: Кнут Хаугланд, Бенгт Даниельссон, Тур Хейердал, Эрик Хессельберг, Турстейн Робю и Герман Ватцингер. Фото: wikipedia.org/Kon-Tiki Museum, Oslo
Особенно тяжко приходилось рулевому. Человека приходилось обматывать бечевой, чтобы его не смыло в море. Тяжеленное весло бушующее море буквально вырывало из рук. Когда на плот надвигалась особенно большая волна, вахтенные оставляли весло и бросались к торчавшему из крыши хижины бамбуковому шесту, чтобы успеть крепко ухватиться за него. А потом бежали вновь к веслу, чтобы удержать судно на курсе. И так по многу раз, во мраке ночи. Вот тут-то наши герои оценили конструкцию: вода уходила через брёвна, как сквозь сито.
Несмотря на то, что дежурили у руля сначала по два часа, когда приходила смена, человек был уже в полуобморочном состоянии от усталости, ушибов и постоянного стресса. «Мы ползли в бамбуковую хижину, привязывали к ноге веревку и мгновенно засыпали в промокшей от морской воды одежде, не добравшись до спальных мешков; но в тот же момент кто-то дергал за ногу: три часа прошли, как сказка, надо было снова выходить на корму и сменять одного из вахтенных у весла», — вспоминал Хейердал. Так прошли первые 60 часов.
Разумеется, были и другие вызовы. На их фоне приступы морской болезни у некоторых членов экипажа даже не считались проблемой. Когда море успокоилось, и путешественники поняли, куда попали, приуныл Герман Ватцингер. Инженер, он хорошо понимал, что плот, связанный канатной веревкой, может однажды просто не выдержать. А еще некоторые члены экипажа стали замечать, что бальзовое дерево пугающе активно впитывает воду…
Впрочем, по расчетам экипажа, к тому времени, как бревна перестанут держаться на воде, «Кон-Тики» должен был достичь суши. К тому моменту в среднем в сутки плот проходил 55-60 морских миль, а однажды удалось пройти за день 71 морскую милю, то есть более 130 километров!
Между тем выяснилось, что плот, наряду с движением вперед под парусом, сносит к северу. В этот момент экспедиция находилась в течении Гумбольдта, примерно в сотне морских миль от берегов Южной Америки. Угроза состояла в том, что бурные морские течения, создававшие воронки в районе Галапагосских островов, могли здорово потрепать плот. А ещё – утянуть его к берегам Центральной Америки, и – прощай цель. Хорошо, что Эрик Хессельберг, единственный на судне моряк, вовремя это заметил…
Вот с чем не было никаких проблем – так это с провизией. Продовольствия путешественники взяли на четыре месяца. Это был американский «фронтовой паек», со всякими экспериментально упакованными продуктами, и 56 контейнеров, вмещавших 1100 литров кристально чистой воды из высокогорного ручья. Их закрепили между поперечными бревнами, чтобы они всё время омывались морской водой и не сильно нагревались. Кроме того, члены экспедиции прихватили с собой корзины с фруктами и кокосовыми орехами.
Но запасы можно было даже не распаковывать. Вокруг плота было полно самой разнообразной и весьма съедобной живности. А летучие рыбы сами запрыгивали на палубу. Хейердал отмечал, что первой обязанностью кока, когда он просыпался, было обойти плот собрать «урожай»: «Обычно мы находили около полудюжины рыб, а однажды утром собрали 26 штук».
Соседи по океану
Вообще, океанские гости постоянно наведывались на плот. Однажды ночью на свет керосиновой лампы запрыгнула удивительная рыбина. Длиной около метра, она была узкая, как змея, с черными глазами и челюстями, усеянными острыми, словно бритва, зубами, которые к тому же могли отгибаться назад. Турстейн Робю схватил непрошенную гостью, но тут же получил ожог. Оказалось, это макрель-змея, живущая на больших глубинах. Шестеро членов экипажа «Кон-Тики» стали первыми из людей, кто увидел эту редкую рыбу живьём.
Но иногда путешественники видели и вовсе фантастические картины. Где-то на середине пути, темной ночью море начало вдруг ярко светиться. Это был флуоресцирующий планктон. Иногда из глубины появлялись, как рассказывал Хейердал, два круглых светящихся глаза, которые гипнотизирующе смотрели на людей. Возможно, то была глубоководная рыба. А однажды рядом с плотом участники экспедиции увидели три огромных чудища, тоже «с подсветкой». Размером они были со слона. Но реальную опасность представляли собой совсем другие обитатели моря.
«Границы? Никогда не видел их, но слышал, что они существуют в умах большинства людей». Тур Хейердал. Фото: wikipedia.org/Shyamal
Акулы появлялись около плота почти ежедневно, и люди к ним почти привыкли. Пока однажды за плотом не увязалась китовая акула. Такой пугающе безобразной морды никто из наших героев не видел раньше.
«Это была голова настоящего морского чудища, — писал Хейердал. – Огромная и отвратительная, она произвела на нас такое потрясающее впечатление, какого, наверно, не произвел бы и сам морской черт. Широкая и плоская, как у лягушки, голова имела по бокам маленькие глазки и полуметровую жабью пасть, в углах которой свисала и колыхалась бахрома… Чудовище подходило спокойно, плывя за нашей кормой. Оно скалило зубы, как бульдог, и тихонько помахивало хвостом». Зрелище было настолько нереальным, что у путешественников возникло странное ощущение. Они как будто не воспринимали увиденное за происходящее с ними наяву.
Возможно, впрочем, этот феномен изменённого сознания был лишь спровоцирован гигантской акулой. А реальная причина была глубже. За многие дни пребывания в океане, когда синим было все вокруг, и вода, и небо, а линия горизонта неразличима, путешественники буквально слились с природой. С ней не нужно было бороться, она сама помогала экипажу «Кон-Тики» двигаться к цели так же, как в своё время – древним мореплавателям. Даже с плывущими рядом акулами наши герои не то, чтобы подружились, но воспринимали их чем-то вроде домашних животных, позволяя себе некое легкомысленно-панибратское отношение.
Впереди у путешественников были встречи с другими морскими обитателями – рыбами различной формы и окраски, огромными китами, крабами и маленькими прыгучими кальмарами. Случилось два серьезных тропических шторма, в сравнении с которым волнение первых дней было просто рябью на воде. Одно происшествие едва не закончилось трагически.
«Что за борт упало, то пропало – в этом мы не раз убеждались на собственном опыте», – писал Хейердал. Однажды, не удержавшись, в воду свалился Герман Ватцингер. Большие волны не позволяли ему забраться обратно. Несмотря на то, что плот был «тупорыл» и медлителен, двигался он неумолимо вперед и догнать его с каждой секундой становилось всё сложнее. А рядом уже кружили акулы. Ситуация выглядела безнадёжно. И тогда Кнут Хаугланд, схватив спасательный пояс, привязанный к плоту, разбежался и нырнул в море. Он чудом сумел поймать друга, прежде чем бечёвка натянулась, как струна. Вот где пригодился военный опыт Кнута.
«Земля!»
3 июля, когда «Кон-Тики» находился на расстоянии около тысячи морских миль от Полинезии, появились чайки. А 17 июля земля передала путешественникам ещё более отчётливый «привет»: два глупыша (птица из семейства буревестниковых) низко пролетели над мачтой.
30 июля Хейердал и его товарищи увидели землю. Она казалась чёрточкой, проведенную карандашом по краю моря. Это был Пука-Пука, один из островов архипелага Туамоту. Хотя до него было несколько миль, но течение пронесло «Кон-Тики» мимо острова.
Острова Туамоту, вид из космоса. Снимок со спутника «Терра». Фото: wikipedia.org/NASA Earth Observatory/Jeff Schmaltz
Спустя четыре дня показался еще один полинезийских остров – Ангатау. В этот раз течение было благосклонно. Вскоре путешественников заметили с земли его обитатели и даже нанесли визит на «Кон-Тики». Но высадиться и здесь не получилось. К слову, это был 97-й день путешествия. Хейердал ещё до начала экспедиции рассчитал, что именно столько времени понадобится для плавания при идеальных условиях.
Третья попытка оказалась финальной. «Кон-Тики» максимально приблизился к атоллу Раройа. Он был открыт в 1605 году испанским мореплавателем Педро Фернандесом Киросом, но известен также под именем острова Барклая де Толли – такое название ему дала Первая русская антарктическая экспедиция в 1820 году.
Между тем Хейердал и его соратники уже выбрали для высадки самый живописный островок атолла. Но пристать к нему оказалось самой сложной и опасной задачей за всё время путешествия. Раройа был окружён крупным рифом, протянувшимся на десятки километров и шириной несколько сотен метров. Острые, как лезвия, кораллы и сильные прибойные волны делали риск смертельным.
Атолл Раройа. Фото: wikipedia.org
«Что бы ни случилось, мы должны были крепко держаться на плоту, предоставив девяти бревнам принять на себя удар при столкновении с рифом, — писал позже Хейердал. – С нас было достаточно, если мы выдержим удары волн. Прыгать за борт было равносильно самоубийству, потому что мы немедленно стали бы беспомощной жертвой прибоя, который принялся бы швырять нас об острые кораллы. Бессмысленно было бы спасаться и в резиновой лодке, потому что она или будет опрокинута крутыми волнами, или вместе с нами разорвана рифом в клочья. А бревна рано или поздно будут выброшены на берег, а с ними и мы, если ухитримся крепко на них удержаться».
«Кон-Тики» – сам плот или уже Тот, чьим именем он был назван – спас наших героев, приняв на себя сильнейший удар, и уже вскоре путешественники не верили, что остались целы и невредимы. Более того, под ногами был белоснежный песок острова, который, по словам Хейердала, напоминал большую зеленую корзину с цветами…
Так 7 августа 1947 года завершился удивительный эксперимент, сделавший Тура Хейердала знаменитым. За плечами путешественников было что-то около 3770 миль (без малого семь тысяч километров). С момента отправления прошёл 101 день.
Феномен Хейердала
Успешное завершение экспедиции стало мировой сенсацией. Книга, которую написал Тур Хейердал об этом путешествии, была переведена на 50 языков, а общий тираж составил свыше 70 миллионов экземпляров. Между прочим, руководитель экспедиции взял с собой кинокамеру и сумел сберечь её и отснятый материал.
В 1952 году документальный фильм об этой эпопее получил премию «Оскар». Список наград и почётных званий, которыми норвежского путешественника награждали государства, научные академии и университеты, составил бы несколько страниц. В 1964 году он был принят в члены Географического общества СССР, как тогда называлось РГО.
Тур Хейердал (справа) в лектории Географического общества СССР. Ленинград, 1984 год. Фото Научный архив РГО
Несмотря на то, что Хейердал всё же испытал на себе свою гипотезу, нельзя сказать, что окончательно убедил учёное сообщество в правоте лишь своей версии заселения Полинезии. Впрочем, Юрий Сенкевич, который хорошо знал Хейердала по совместным экспедициям, отмечал, что тот и не пытался свергать с пьедестала истины кого-либо, а лишь предположил, что освоение Полинезии проходило в два этапа: сначала сюда явились южноамериканцы, затем малайцы, а потом те и другие смешались.
Но для нас гораздо важнее другое. Тур Хейердал вернул науке живой смысл, в каком-то смысле проветрил её пыльный архив. Он рассказал о путешествии, которое могло бы стать трагической авантюрой, легко и даже с юмором, поскольку был неутомимым оптимистом. Это удивительно совпало с настроением человечества. Выйдя из ужасов Второй мировой войны, оно снова обретало веру в себя и интерес к удивительному миру вокруг…
Татьяна Петренко
Тики, символ Полинезии!
Тики, символ Полинезии! | Путешествие Моаны
Культура
Тики — это скульптура, наделенная важной духовной и символической силой, происходящая с Маркизских островов и обычно изображающая измененного человека. Тики является настоящей эмблемой Французской Полинезии и занимает важное место в местной культуре.
Первая каменная скульптура Тики датируется 13 веком. Родом из Маркизских островов, Тики также присутствуют на большинстве островов полинезийского треугольника. Самыми известными, вероятно, являются «Моаи», монументальные статуи острова Пасхи.
Получеловек, полубог, Тики символизирует мифического персонажа, создавшего людей. Полинезийцы поклонялись и боялись его. Довольно коренастый, его руки обычно лежат на животе, а голова часто непропорциональна по сравнению с остальным телом. Его морда настолько выразительна, что большие глаза создают впечатление, что он смотрит на вас, наблюдая за происходящим вокруг. Рот обычно открыт и позволяет вам кричать. Есть некоторое сходство между тики и позами полинезийских боевых танцев.
Хотя тики традиционно находились возле мараэ (священных мест, построенных под открытым небом и вымощенных камнями), во время вашего пребывания на наших островах вы можете найти их в разных местах.
Скульптура Тикис — искусство, требующее много времени и терпения. Раньше Тики вырезали только из камня, а теперь изготавливают из разных материалов: дерева, кости, нефрита или коралла. Конечно, в зависимости от материала, иногда техники отличаются. Но что, несомненно, объединяет мастеров, так это страсть к своей культуре и желание запечатлеть ее навсегда.
Каждый Тики имеет свое значение. Есть Тики, представляющие силу, знание, мудрость, процветание и многие другие сильные понятия.
Помимо вдохновляющих скульпторов, Тики в наши дни также очень часто представлены в искусстве татуировки. Скульптура и татуировка Тики — оба строгие искусства. Есть также небольшие Тики, обычно сделанные из дерева или камня, для путешественников, желающих уехать с сувениром о наших островах. В дополнение к этим статуэткам есть костяные или коралловые подвески, изображающие Тикис. Многие полинезийцы считают эти драгоценности талисманом на удачу.
Тики сохранил эту духовную и мистическую ценность и то привилегированное положение, которое ему было отведено в прошлом. Он по-прежнему занимает важное положение в обществе, особенно на Маркизских островах. Даже сегодня Тики вызывает уважение у полинезийцев. Считается, что тики, размещенные вне дома, защищают людей и отгоняют плохие энергии. Несмотря на то, что он считается охранником, большая часть местного населения считает, что ему нельзя причинять вред. Говорят, что каждый Тики имеет свою индивидуальность, и что он может быть благожелательным для некоторых, но также и вредным для тех, кто причиняет вред.
Помимо этих верований предков, тики являются ключевым элементом этой очень богатой полинезийской культуры. Откройте для себя Французскую Полинезию, ее жителей, их традиции, а также мифы и легенды, которые являются частью их жизни… Таити и ее острова все еще хранят множество сокровищ, переживших века, и так много прекрасных вещей, которыми можно поделиться.
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить статистику, которая поможет нам сделать наш сайт максимально удобным для вас. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie.
Хорошо
Тики: боги и предки Полинезии
Изображения человеческого тела можно найти в искусстве почти каждой культуры, от изображений древнеегипетских правителей (рис. 1) до изображений Будды из Индии (рис. 2) или европейских икон Богородицы с младенцем (рис. 3). ). Средство, с помощью которого художники и культуры представляют себя, своих правителей, богов, предков, духов или идеалы, изображения иногда реалистично человеческие, с естественными и легко узнаваемыми чертами; в других случаях фигура может быть совершенно абстрактной или стилизованной по форме (рис. 4). Среди народов Полинезии в Океании человеческая форма и производные от нее мотивы чрезвычайно распространены и имеют много общих характеристик. Большинство американцев, вероятно, знакомы с термином тики ; однако очень немногие знают о значении этого термина. Тики может быть как изображением человеческого тела, так и связанных с ним мотивов, от полной фигуры до изображения глаз. Через три фигуры с восемнадцатого по девятнадцатый век мы можем начать понимать использование человеческих форм в искусстве Полинезии, а также в культурах, которые их создали.
Рис. 1-4, по часовой стрелке сверху слева: египтянин. Голова царя Птолемея в образе фараона , 300–100 гг. до н. э. Гранит. Дар Фредерика Стаффорда, Художественный музей Эскенази, Университет Индианы, 59,44; Гандхаран. Голова Будды или Бодхисаттвы , 2-4 вв. Штукатурка со следами пигмента. Завещание Германа Б. Уэллса, Художественный музей Эскенази, Университет Индианы, 2006 407; Арон Бен-Шмуэль (американец, 1903–1984). Пленник (или Мученик, Святой Савастьян) 9№ 0036 , 1932 г. Бронза на деревянной основе. Покупка музеем на средства поместья Германа Б. Уэллса через Мемориальный фонд Джозефа Гранвилля и Анны Бернис Уэллс, Художественный музей Эскенази, Университет Индианы, 2017.63; Германия, Нижний Рейнланд. Богородица с младенцем , конец 15 или начало 16 века. Дуб со следами пигмента. Дар Греты Султан, Художественный музей Эскенази, Университет Индианы, 2009 г. 88
Мировая территория, известная как Океания, включает регионы Полинезии, Меланезии, Микронезии, Австралии и Малайского архипелага. Все эти регионы представлены в коллекции Художественного музея Эскенази. В то время как большая часть Океании находится в тропиках, есть части Австралии, Аотеароа (Новая Зеландия) и Французской Полинезии, которые не являются таковыми, что приводит к более широкому разнообразию ресурсов и более разнообразным художественным практикам.
Учитывая ее доступность с точки зрения путешествий и культуры, Полинезия является захватывающим регионом для американцев, незнакомых с искусством и культурой Океании, для начала изучения. Населенные в настоящее время острова Океании были заселены к 1000 г. н.э.; хотя Полинезия была заселена последней, археологические данные свидетельствуют о том, что ее культурное происхождение можно проследить до лапиты, культуры, существовавшей с 2000 по 650 год до нашей эры.
Полинезия, что в переводе с греческого означает множество островов, включает в себя треугольник островов, образованный Гавайями на севере, Рапа-Нуи (остров Пасхи) на востоке и Аотеароа (Новая Зеландия) на западе. Хотя на широко разбросанных островах Полинезии существует множество различных культур, они разделяют много общих культурных идей.
Среди этих идей — акцент на генеалогии, иерархии и возможности проследить свою родословную. Полинезийские общества сильно стратифицированы, и социальный статус человека во многом зависит от его генеалогии. Высшие слои общества часто ведут свое происхождение непосредственно от богов и мифологических предков.
Такое культурное сходство в Полинезии также распространяется на искусство и подтверждается схожими позами и формами их фигур, включая согнутые колени, инкрустированные глаза, непропорционально большую голову и ощущение динамической энергии.
Рис. 5
Рапа-Нуи (Остров Пасхи). Мужская фигурка, Моаи Кавакава , начало-середина 19 века. Дерево, обсидиан и кость. Коллекция Раймонда и Лауры Вильгус, Художественный музей Эскенази, Университет Индианы, 80.5.1
Эти общие черты, а также симметричная поза спереди и руки со слегка согнутыми локтями, вытянутыми в стороны, видны на этой деревянной фигуре из Рапа-Нуи, известной как 9. 0011 Моаи Кавакава (рис. 5). Один из нескольких типов деревянных фигур Рапа-Нуи, эта форма считается первой деревянной фигурой, вырезанной легендарным предком Туу-Ко-иху.
Хотя мало что известно о функциях таких фигур, Moai Kavakava переводится как «изображение с ребрами». Было высказано предположение, что эти фигуры представляют собой мертвый дух предка, учитывая их истощенные формы. Однако включение бороды также предполагает, что эта фигура представляет человека, который когда-то был жив.
Эта фигурка олицетворяет классический стиль Моаи Кавакава с выступающими бровями, исхудавшей формой, расширенными мочками ушей и бородой, похожей на бородку. Как показано на примере музея Эскенази, голова часто вырезается с узорами и считается важной частью композиции. Некоторые ученые предположили, что эти рисунки могут быть изображением татуировки; однако рисунки не сильно напоминают формы татуировки на голове, используемые на Рапа-Нуи.
Инкрустированные глаза — важная визуальная деталь в искусстве Рапа-Нуи и общая черта полинезийских фигур. Они присутствуют на всех трех резьбах по дереву в музее Эскенази в Рапа-Нуи (рис. 6–7) и созданы из кусочков обсидиана и кости. Завершающим этапом процесса творения является ритуальное открывание глаз. Считается, что глаза были установлены для вызова фигуры, но позже их можно было удалить, когда ритуальная функция фигуры была завершена.
Рис. 6-7: Рапа-Нуи (Остров Пасхи). Фигурка ящерицы, Моко Миро , 19 век. Дерево, кость и обсидиан. Коллекция Раймонда и Лауры Вилгус, Художественный музей Эскенази, Университет Индианы, 2010.24; Рапа-Нуи (остров Пасхи). Нагрудное украшение, Рей Миро , 19 век. Дерево, обсидиан и кость. Коллекция Раймонда и Лауры Вилгус, Художественный музей Эскенази, Университет Индианы, 2010. 23
Представления о мане , силе, содержащейся как в живых, так и в неодушевленных объектах, и тапу , способах обеспечения надлежащего контроля над потоком маны , были — и для многих полинезийцев — до сих пор являются важными культурными постулатами. и многие искусства отражают эти идеи. Все живые и неодушевленные предметы имеют разные уровни маны ; чем больше сумма, тем выше уровень силы, мастерства и уважения. Живое существо рождается с определенным уровнем маны , и любое чрезмерное увеличение или уменьшение маны считается опасным, поскольку создает дисбаланс в обществе. Чтобы обеспечить этот баланс и безопасность сообщества, вводится тапу . Тапу , от которого происходит английское слово табу, являются правилами или способами обеспечения надлежащего контроля потока маны .
Мана может передаваться через физический контакт; таким образом, он может передаваться и через использование орудий при создании предметов и через сами предметы, особенно те, которые имели телесный контакт с человеком. Семейные реликвии особенно ценились за создание связи между живыми и мертвыми, что позволяло маны для передачи через объекты следующему поколению, а также для поддержания важности генеалогии.
Учитывая способность передавать маны через физический контакт с предметами, полинезийские художники и ремесленники исторически относились к знатному классу. Хотя это больше не является твердо установленным правилом, художники и ремесленники по-прежнему очень часто принадлежат к знатному классу и часто являются членами давних семей художников. Этот статус уберег художников от слишком больших потерь маны благодаря их практике, и это также послужило увеличению маны объектов, которые они создали. Эти художники также исторически часто служили специалистами по храмовым ритуалам и устному искусству.
Художники обычно проходили длительное ученичество, чтобы получить подробные знания о своем ремесле. Создание искусства было больше, чем просто визуальное; художники также были обучены пониманию потока маны . В дополнение к развитию практических навыков, ученик выучил молитвы, песнопения и песни, чтобы наполнить объект большим количеством маны . Процесс создания был чрезвычайно важен, потому что движение маны можно было до некоторой степени контролировать.
Подобно греческому пантеону, Полинезия имеет специализированных божеств, в том числе Тане , бога плодородия и покровителя ремесленников. Кроме того, у семей и общин были свои личные божества. В начале девятнадцатого века серьезные изменения в полинезийской культуре и художественной практике произошли с обращением в христианство. Вскоре после того, как первые европейские исследователи прибыли в Тихий океан, за ними последовали христианские миссионеры. Обращение в христианство происходило в разных формах — иногда принудительно, иногда как дополнение к уже существующим верованиям, а иногда принималось добровольно. В результате изображения старых богов считались неуместными, и вместе с предметами, использовавшимися или предположительно использовавшимися в их поклонении, они иногда уничтожались или вывозились миссионерами. Стоит отметить, что когда миссионеры вывозили эти предметы, нередко эти предметы привозили в Европу, где их отмечали, продавали и выставляли на обозрение. Удаление этих предметов из культур, которые их изготовили, использовали и кто их 9В них остается 0011 маны , это постоянная проблема и источник боли для многих полинезийцев.
Форма тики повсеместно распространена в искусстве Маркизских островов, потому что она символизирует связь между живыми и обожествленными предками, которые могли принести удачу или несчастье. Известные как tiki ke’a , маленькие фигурки, такие как рис. 8 использовались во время ритуалов исцеления больных и в качестве подношений по обету. Выпученные глаза этой фигуры, широкие ноги, гендерно-нейтральная форма, широкий рот с видимым языком и раздутые ноздри ясно идентифицируют ее как маркизца. Согнутые колени, руки на животе, большая голова и широкие плечи — эта фигура соответствует более широкой полинезийской эстетике.
Рис. 8
Маркизские острова. Рисунок , 19 век или ранее. Базальт. Коллекция Раймонда и Лауры Вильгус, Художественный музей Эскенази, Университет Индианы, 97.1
Полинезийское искусство имеет несколько слоев значения и может быть лучше понято, когда зритель больше знает о культуре его создателя. Например, широкий или открытый рот американскому или европейскому зрителю может означать счастье или дружелюбное расположение; однако для полинезийского зрителя одно и то же выражение лица сообщает агрессию и силу. В полинезийском искусстве зрителю часто предлагается участвовать в искусстве, а не просто смотреть, чтобы лучше понять объект. Это участие может происходить посредством изучения культуры и роли объекта в ней, танца, пения, произнесения слов, использования объекта, молитв и многого другого.
Для многих культур Полинезии не существует отдельной категории или термина для описания «искусства» как чистой эстетической формы. Полинезийское искусство всегда связано с его культурой и включает в себя изобразительное искусство, а также звуки, слова, танцы и многое другое. Хотя «искусство ради искусства» не является исторической концепцией Полинезии, эстетика была и остается чрезвычайно важной и глубоко рассматриваемой художниками и их сообществами.
Этот рисунок (рис. 9) происходит из группы островов Хаапай в Тонге, которая давно известна своей резьбой по слоновой кости. Такие резные фигурки ценятся как за мастерство их создания, так и за использование слоновой кости, которая считается редкой и драгоценной. Учитывая их предполагаемое изображение предков или божеств, неудивительно, что очень немногие тонганские фигурки сохранились до наших дней, поскольку многие из них были уничтожены во время обращения в христианство. Этот образец — одна из девятнадцати небольших тонганских скульптур, существующих сегодня.
Рис. 9
Группа островов Хаапай, Тонга. Женская фигурка , 18 век? Китовая кость. Коллекция Раймонда и Лауры Вилгус, Художественный музей Эскенази, Университет Индианы, 2010.17
В тонганской эстетике Heliaki , или косвенность, является важным принципом, который выражает неспособность полностью понять объект посредством простого взгляда. Многогранные уровни значения выходят за рамки визуального, и для правильного понимания и оценки этих объектов и их культурного значения необходимо также принимать во внимание полинезийскую эстетику и философию.
Хотя эта фигурка была сделана в Тонге, многие подобные фигурки были найдены на соседнем Фиджи. Между Фиджи, Тонгой и Самоа существует долгая история взаимодействия, включая торговлю, смешанные браки и войны. Фигуры, подобные этой, также почитались на Фиджи, где они представляли богов-предков и хранились в святилищах.
Различия в цвете, которые можно увидеть на этой фигуре, являются результатом внутреннего и внешнего слоев резного китового зуба, формы слоновой кости, которая использовалась. Из-за многократного смазывания фигурка имеет богатую золотую патину. Смазывание маслом было важным аспектом производства и тонганской эстетики, достигаемым путем покрытия фигуры кокосовым маслом и курения над огнем, чтобы сделать предметы более красивыми.
Эта фигура воплощает тонганский идеал красоты. Большая голова — обычная черта изображений людей по всей Полинезии — связана с идеей, что в голове находится обильное количество маны . Приземистые пропорции фигуры, хорошо развитая грудь и зад, широкие плечи, крупные икры и гладкая блестящая поверхность олицетворяют качества тонганской женской красоты. У него также есть другие черты, типичные для полинезийской эстетики, в том числе симметричная фронтальная поза, руки, вытянутые по бокам со слегка согнутыми локтями, и согнутые, согнутые ноги, которые представляют собой ожидаемый прыжок фигуры в движение или танец.
Учитывая акцент Полинезии на генеалогии и происхождении, неудивительно, что человеческая форма встречается повсеместно. Сходства и различия в изображении людей, созданные культурами Полинезии — здесь обсуждались только три из них — позволяют нам начать понимать разнообразные и многослойные культуры, из которых происходят эти фигуры.
Эмма Фульс
Специалист по коллекциям
Эмма получила степень магистра истории искусств в Университете Индианы, специализируясь на искусстве Африки, Океании и искусстве коренных народов Америки. В своей должности в Художественном музее Эскеанзи она работает с коллекцией AOA и проводит исследования.