Племя мауи: Принцесса маори, которая спасла свой народ от голода и исчезновения
Принцесса маори, которая спасла свой народ от голода и исчезновения
Фотография знатной девочки маори.
Работая над мультфильмом «Моана» о девочке, которую Океан выбрал для того, чтобы спасти мир от разрушения и которая подружилась с полубогом Мауи, сценаристы компании «Дисней» вдохновлялись, изучая мифы Полинезии и её историю. Хотя на самом деле принцессы по имени Моана не известно, создатели мультфильма вдохновлялись многими реальными женщинами Тихого Океана. Среди прототипов Моаны может быть принцесса маори Те Пуэа Херанги.
Девочка из королевской семьи
Маори — народ, который называют иногда «викингами Тихого Океана». Из-за климатических проблем некогда они оказались относительно ограничены в ресурсах, и это привело к развитию у них культуры грабежа, а там — и войны. Маори настолько воинственны и бесстрашны, что во время Второй Мировой показывали настоящие чудеса в битвах, сражаясь в составе британских войск. В наше время они предпочитают направлять агрессию в спорт.
Батальон маори в Египте, 1941 год.
Как и многие другие народы Тихого Океана, маори растут на рассказах о чудесах и проделках, сотворённых шаловливым, любопытным и бесстрашным полубогом Мауи. Одним из самых знаменитых лидеров народа считается принцесса Те Пуэа Херанги, которая, впрочем, никогда не уплывала на лодке в одиночку на неизведанные острова. Её роль была немного другой.
Те Пуэа родилась в самом конце девятнадцатого века. Её дядей по матери был король Махута, создатель системы судов. Увы, но то был его единственный вклад в развитие племени маори под названием вайкато. Народ слаб на глазах. Словно в мультфильме про Моану, земли становилось всё меньше — потому что на том клочке земли, что британские власти оставили маори, людей становилось всё больше. Нищета и голод стали обычным делом.
Матерью принцессы Те Пуэа была Тиахуя, дочь короля Тавхиао, а отцом — Те Тахуна Херанги, сын женщины-маори и британского исследователя Вильяма Сиренка. С самого детства, ввиду немногочисленности королевской семьи, Те Пуэа рассматривали как возможную наследницу трона своего деда, так что её воспитывали как будущую королеву — по особым старым традициям, на легендах и песнях, заставляя учить законы и понимать обычаи.
Девушка маори, фотография 1904 года.
В двенадцать лет к этому обучению добавилось европейское — Те Пуэа отдали в школу-пансион. Если маори хотели выбраться из сложившейся ситуации, понимала королевская семья, старых знаний мало. Надо получить и новые. В школе принцессе пришлось нелегко: английская кровь никак не помогает учить английский язык. Насколько свободно Те Пуэа общалась на языке маори, настолько трудно ей давался язык белого деда.
Принцесса-изгой
Если говорить она научилась довольно быстро, то борьба с правилами чтения и письма отнимала у неё и так небольшие силы: Те Пуэа была очень болезненна и постоянно оказывалась на больничной койки. Возможно, именно на нервной почве: в родных местах она демонстрировала успех и получала постоянную похвалу, в английской школе ей постоянно пеняли на ужасные ошибки в тетрадях. Возможно также, её травили: большая часть учениц были белыми.
Всё это очень испортило характер принцессы. В пятнадцать лет девочку призвали из школы домой — её мать умерла, и Те Пуэа должна была занять место Тиахуи. Но девочка отказалась что-либо делать. Она постоянно ссорилась с родными. Они упрекали её в заносчивости и развязности — она отвечала, что всё равно умирает от чахотки (ей так казалось). Кроме того, Те Пуэа начала прикладываться к бутылке и менять любовников. Она успокоилась только в неполные сорок лет, взяв себе мужа, мужчину по имени Равири Тумокай Катипа.
Молодая Те Пуэа.
Иногда предполагают, что вдали от дома, девочкой, она подверглась не только травле, но и сексуальному насилию, и это повлияло на её поведение. В любом случае, оно не так уж сильно сказывалось на жизни королевской семьи. Главной проблемой по-прежнему был глобальный кризис, который мог привести к вымиранию маори; к тому же, Те Пуэа не могла зачать, так что перепроизводство принцев и принцесс семье не грозило.
Через несколько лет, обнаружив, что никак не умрёт, да и чахотка как будто сошла на нет, Те Пуэа стала интересоваться не только мужчинами и выпивкой. Всё же её самое раннее воспитание было очень крепким, принцесса искренне любила свой народ и страдала, видя его страдания. Она начала собирать и записывать песни, генеалогические истории и другие важные устные тексты, опасаясь, что ассимиляция наступит на её глазах и народ утратит свою память и осознание себя. В двадцать восемь лет она, наконец, согласилась исполнять предназначенную ей роль и начала участвовать в жизни королевской семьи.
Те Пуэа, фотография 1918 года.
За Мауи, против Мауи
Первым эпизодом участия Те Пуэа в политике стала кампания в поддержку Мауи. Не полубога, а одного из своих родственников — Мауи Помаре. Он собирался стать членом новозеландского парламента. Однако он поддерживал идею отсылки солдат маори на передовые Британской Империи. Вероятно, он считал, что так решатся разом две проблемы — имиджа народа и перенаселения. Те Пуэа же рассматривала такую позицию как предательство народных интересов: войны англичан — не войны маори.
Узнав, что Те Пуэа пропагандирует — и очень удачно — против его планов, Мауи с ней, конечно же, рассорился. Шла Первая Мировая, а принцесса помогла скрываться призывникам. И Мауи, и пакеха, и правительство моментально припомнили, что её дед был скорее немцем, чем англичанином, и обвинили принцессу в предательстве. Во многих племенах маори также начали называть родное племя Те Пуэа предателями, и британский наследный принц по время визита в земли маори демонстративно проигнорировал гостеприимство семьи Те Пуэа.
Те Пуэа в национальном костюме.
Всеобщая ненависть — совсем как в недобрые времена в школе — не сломила принцессу. Она продолжала вести переговоры с другими племенами. После войны по Новой Зеландии прошёл страшный грипп — в СССР он также бушевал под именем «испанка». Множество людей погибли. Принцесса собрала под своё крыло сто осиротевших детей, и они стали её личным маленьким воинством. Пошатнулись авторитеты многих поредевших знатных семей маори, и влияние Те Пуэа стало шириться — в том числе потому, что грипп, как верили многие, вернувшиеся солдаты принесли из дальних стран. Получается, принцесса была права, когда требовала не отсылать юношей на передовую.
Политика фермы за фермой
С принцессой также начал дружить новозеландский премьер-министр, а восхищённый её деятельностью по сохранению культуры и воспитанию сирот журналист Эрик Рамсден очень благожелательно освещал каждый шаг принцессы. Премьер-министру Те Пуэа устроила обширнейшую экскурсию по деревням маори, выкошенным болезнью, нищетой и голодом. Чиновник был потрясён зрелищем до глубины души и начал содействовать тому, чтобы маори выдавали землю для обработки.
Те Пуэа заставила премьер-министра увидеть бедственное положение маори.
Интересно, что в прессе Те Пуэа постоянно упоминалась именно как принцесса, и сама она повторяла, что это ошибка. В традиции маори нет такого понятия! Принятие королевского титула её семьёй некогда была большой ошибкой, калькой с Европы, разрушением традиций. «Я не принцесса!» — тот же лозунг, что у Моаны, постоянно слышали от Те Пуэа.
Тем не менее, отсутствие королевского титула не мешало Те Пуэа собирать налог со своих сторонников на поддержку проектов, которые она затевала. Кроме того, она устроила первый в истории фестивали песни и танцев маори, который ей помог собрать ещё денег.
Слава принцессы ширилась, и это привело к неожиданному эффекту. Новозеландские племена, до того отрицательно относившиеся к её родному племени, пошли на контакт с Те Пуэа. Её выслушивали, с ней сотрудничали, её встречали всюду с уважением. Влияние, которое она получила среди маори, отразилось и на общении с европейским населением Новой Зеландии. Она стала постоянной участницей общественных и официальных мероприятий в Веллингтоне. Ей выделили обширный участок земли под ферму — и она смогла дать работу многим маори; питались они тем, что вырастили на этой ферме. По её настоянию премьер-министр просубсидировал постройку общежития для рабочих-маори.
Те Пуэа в европейской одежде.
Однако, когда ещё земли под ферму дал принцессе депутат-маори, его тут же объявили в том, что он «потакает своим» и нечестно распределяет деньги — хотя на этих угодьях точно так же, как и на ферме от премьер-министра, нашли работу и еду многие обнищавшие маори. После того, как расследование показало, что депутат «зря» потратил 500 000 фунтов стерлингов, ему пришлось подать в отставку.
Тем временем за помощь маори работой (на тех самых фермах!), а также спасение сирот принцессу наградили серебряной медалью короля Георга. Ей присвоили ещё и звание командора Ордена Британской Империи. Это поставило принцессу в неудобное положение. Ей не хотелось принимать это «английское» звание — по политическим мотивам, но отказаться от него в те годы означало сильно ухудшить отношение правительства к её народу. В конце концов «командором» принцесса стала. В конце концов, награждали её за объединение маори в общей борьбе с бедностью, за то, что фермы её процветали — и голод, ползущий по землям маори, ей удалось остановить. Не за заслуги перед британской короной, а за работу на свой народ.
Те Пуэа в старости.
Принцесса прожила шестьдесят девять лет. Она основала ещё несколько больших ферм и вывела свой народ из нищеты, поставила диалог между племенами маори на постоянную основу, упрочила имидж племён маори в глазах британцев и сделала много для сохранения родной культуры и изучения её детьми маори наряду с европейскими науками. Но в последние годы жизни разум стал изменять ей. Прежде, чем окружающие поняли, что происходит, она становилась всё капризнее, нетерпимее и страннее в поведении и от неё отвернулись многие былые друзья. После долгой болезни Те Пуэа умерла.
В наше время культуру маори восприняли и белые жители Новой Зеландии. Они исполняют ритуалы совместно с маори, поскольку чтут традиции своей родины. Впечатляющее видео: 200 солдат из Новой Зеландии исполняют ритуальный танец хака.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Маори: Обычные герои
Маори приплыли в страну, которая сильно отличалась от привычных их предкам райских островов остальной Полинезии, где круглый год весна. В Новой Зеландии заметно холоднее, суточные и сезонные перепады температур резче. Огнедышащие вулканы соседствуют с дремучими лесами, а ледники с гейзерами. Здешняя природа невероятно красива и сурова одновременно. Неудивительно, что и сами маори отличались воинственностью, смелостью и прямотой. За это их назвали «спартанцами Полинезии».
Европейцы приплыли сюда в конце эпохи Великих географических открытий — в XVII веке. Сегодня у коренных жителей и потомков колонизаторов прекрасные отношения, но в своё время здесь было пролито немало крови. Новозеландский историк Кейс Синклер сказал как-то: «Европа пришла в Новую Зеландию как чума».
Первым до островов добрался голландский мореплаватель Абель Тасман. Это случилось 13 декабря 1642 года. Он назвал эту страну Землёй Штатов, а спустя сто с небольшим лет английский путешественник Джеймс Кук открыл её заново. В обоих случаях между маори и европейцами происходили вооружённые стычки.
Голландский мореплаватель Абель Тасман и его команда считаются первыми европейцами, достигшими Тасмании и Новой Зеландии
Напряжённость в отношениях росла. В 1762 году французский капитан Жак Сюрвиль сжёг поселение маори, укравших у него ялик — небольшую лодку с вёслами. Не прошло и трёх лет, как в этом же месте высадился капитан Марк-Жозеф Дюфрен с командой. Аборигены помнили о сожжённой деревне и встретили французов с оружием в руках.
В 1840 году острова были объявлены собственностью британской короны. Маори несколько десятилетий вели кровопролитную войну за независимость — и проиграли. К 1891 году коренное население владело всего 17% здешних земель, причём худших.
«Залив убийц» — первый рисунок, на котором запечатлены маори. Автор — голландский художник Исаак Гилземанс, член экспедиции Абеля Тасмана.
Вдобавок к этим бедствиям на островах начались эпидемии завезённых европейцами болезней. Они буквально выкашивали аборигенов, не имевших к ним иммунитета, меж тем количество европейцев в Новой Зеландии, напротив, росло. В итоге к 1896 году маори стали абсолютным меньшинством на своей земле: их численность составляла 6% от всего населения.
Впрочем, помимо смерти и разрушений колонизаторы принесли сюда культуру и цивилизацию, ведь маори не знали ни металла, ни письменности. Уже в 1850‑х годах в стране была учреждена символическая «должность» короля маори, который хоть и не имеет реальной власти, но играет важную роль в общественной жизни, в том числе отстаивает права коренного населения.
Гамильтон-Гарденс — городской парк в Гамильтоне, одна из самых популярных достопримечательностей Новой Зеландии. Ежегодно парк посещает более миллиона человек.
Сегодня маорийский язык признан в стране одним из официальных (наряду с английским и жестовым). В 2004 году была основана Партия маори.
маори | История, традиции, культура, язык и факты
Маори исполняют капа-хака
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Альфред Дометт
Wiremu Kingi
Апирана Нгата
Мауи Помаре
Энн Салмонд
- Похожие темы:
- Новая Зеландия
хака
Хаухау
капа хака
Нгай Таху
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Маори , полинезийский народ Новой Зеландии.
Традиционная история и первый контакт
Их традиционная история описывает их происхождение с точки зрения волн миграции, кульминацией которых стало прибытие «великого флота» в 14 веке с Гавайки, мифической земли, обычно называемой Таити. Этот исторический отчет обеспечивает основу для традиционной социальной организации маори и в целом подтверждается археологическими открытиями, которые датируют прибытие маори в Новую Зеландию примерно 1300 годом нашей эры. Члены каждого племени ( iwi ) признали общее происхождение (которое можно проследить по одному или обоим родителям) и общую верность вождю или вождям ( ariki ). Традиционно на повседневном уровне наиболее важными социальными группами были хапу (подплемя), которое было основной группой землевладельцев и той, внутри которой предпочтение отдавалось браку, и вханау , или расширенная семья.
Этот социальный порядок действовал, когда Абель Тасман, первый европейский контакт, прибыл к побережью Новой Зеландии в декабре 1642 года. Он сражался с группой маори на Южном острове и оставил этот район практически неисследованным. В 1769 г.–70 Капитан Джеймс Кук совершил кругосветное плавание вокруг двух крупных островов и написал об интеллекте маори и пригодности Новой Зеландии для колонизации. Первоначально маори приветствовали китобоев, охотников на тюленей и других европейцев, ищущих прибыль. Однако с появлением мушкетов, болезней, западных методов ведения сельского хозяйства и миссионеров культура и социальная структура маори начали распадаться. К концу 1830-х годов Новая Зеландия была присоединена к Европе, и многие европейские поселенцы высадились на берег.
После того, как в 1840 году британцы официально установили контроль над Новой Зеландией, европейские поселения и правительство начали тревожить маори, особенно на Северном острове. В 1845 году некоторые вожди маори начали опустошать залив Островов и другие районы далекого севера (в ходе того, что иногда называют Первой войной маори), и они не были окончательно подавлены до 1847 года колониальными войсками под командованием губернатора сэра Джорджа Грея. Его победы принесли мир, который продлился с 1847 по 1860 год.
Так называемое Королевское движение было ответом на растущую угрозу земле маори. В 1857 году несколько племен района Вайкато на Северном острове избрали королем Те Уэроуэро, который правил как Потатау I. Помимо избрания короля, они учредили государственный совет, судебную систему и полицейскую организацию, все из которых были призван поддержать решимость маори сохранить свою землю и прекратить межплеменные войны по этому вопросу. Не все маори признали власть короля, но большинство разделяло с Движением короля решимость не продавать землю.
До 1860 года маори по-прежнему владели большей частью земли Северного острова, но значительное увеличение числа иммигрантов в 1850-х годах привело к увеличению спроса на землю со стороны правительства. Многие маори были полны решимости не продавать. В 1859 году Те Тейра, маори из района Таранаки, продал свою землю на реке Вайтара колониальному правительству без согласия своего племени, что спровоцировало Первую войну Таранаки (1860–1861). Только экстремистское крыло Королевского движения присоединилось к Первой войне Таранаки.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Маори против Пакеха
Война состояла в основном из серии в целом успешных осад маори pā s (укрепленных деревень) британскими войсками и ополчением. Британцы потерпели поражение во время атаки (июнь 1860 г.) на Пукетакауэре pā , когда маори предприняли внезапную контратаку, но маори потерпели поражение при Оронгомаи в октябре и Маахетахи в ноябре. Война закончилась перемирием после капитуляции Te Arei 9.0031 pā в конце марта 1861 года. Маори остались во владении принадлежащего европейцам участка земли Татараймака.
Боевые действия возобновились во время Второй Таранакской войны в апреле 1863 года после того, как губернатор Грей построил атакующую дорогу в район Вайкато и изгнал таранаки-маори из квартала Татараимака. В то время как в Таранаки снова бушевали бои, в июле 1863 года началась война Вайкато, и район реки Вайкато, центр племен Королевского движения, стал главной целью европейцев. И снова исход войны решили осады маори pā s, но маори также начали применять партизанскую тактику. Британским войскам помогали канонерские лодки и отряды лесников, состоящие из колониальных добровольцев. Европейцы одержали заметные победы при Меремере в октябре 1863 г. и при Рангирири в ноябре. Падение Оракау pā в начале апреля 1864 г., по сути, положило конец войне Вайкато.
Последняя из войн, известная европейцам как «огонь в папоротнике», а маори как Te riri Pākehā , «гнев белого человека», — велась с 1864 по 1872 год. весь Северный остров. Основными бойцами маори в середине 60-х годов были фанатичные воины Хаухау. Английское правительство хотело заключить мир в 1864 г., но колониальное правительство, желая приобрести больше земель, продолжало войну и брало на себя все большую долю боевых действий. В июле 1865 года Грей возглавил захват Веророа 9.0031 pā на юге Таранаки. Европейские и поддерживающие силы маори (численность которых после 1864 года становилась все более многочисленной) проверяли каждое новое усилие племен Королевского движения. С 1868 по 1872 год к Хаухау присоединились члены нового культа воинов, Рингату, основанного и возглавляемого партизанским лидером Те Кути.
Гавайские племена | Tribalpedia
«E naʻi wale no ʻoukou, i ke kupono aʻole au», что примерно переводится как «Превосходствуй/продолжай мои справедливые дела, они еще не завершены» — последние слова короля Камехамеха своему народу.
King Kamenhameha-Hawwaiian-
История
История ранних поселений на Гавайях до сих пор полностью не решена. Некоторые считают, что первые полинезийцы прибыли на Гавайи в 3 веке, а за ними последовали таитянские поселенцы в 1300 году нашей эры, которые завоевали коренных жителей. Другие считают, что существовал только один продолжительный период заселения.
Единственным свидетельством завоевания островов таитянами являются легенды о Гавайлоа и жреце-мореплавателе Паао, который, как говорят, совершил путешествие между Гавайями и островом Таити и ввел много новых обычаев.
Некоторые гавайцы верят, что существовало настоящее историческое Паао. Ранние историки также придерживались этой теории вторжения на Таити, но более поздние историки просто не упоминают об этом.
Некоторые писатели считают, что на Гавайях были и другие поселенцы, народы, которых вновь прибывшие вытеснили в отдаленные долины. Они утверждают, что рассказы о менехуне, маленьких людях, которые строили рыбные пруды, доказывают существование древних народов, заселивших острова до гавайцев.
Археологи не нашли доказательств того, что более ранние поселения и легенды о менехуне просто не упоминаются и не обсуждаются в современной археологической литературе. История гавайцев делится на четыре основных периода: Древние Гавайи, Королевство Гавайи, Территория Гавайев и Штат Гавайи.
I. Древние Гавайи
Древние Гавайи относятся к периоду истории, предшествовавшему объединению Гавайского королевства Камехамеха Великим в 1810 году.
Язык Гавайев и археологические открытия указывают на то, что Гавайи были заселены двумя отдельными волнами полинезийской миграции: сначала с Маркизских островов пришло поселение еще в 600 или 700 году нашей эры, а затем с островов Общества, еще одна миграция около 1100 года. ОБЪЯВЛЕНИЕ. Они принесли скот, семена, инструменты и продукты, а также богатую культуру, лирический язык и устоявшийся образ жизни. Название «Гавайи» — это форма имени Гавайки, легендарного названия полинезийской родины.
После первых поселений где-то между 300-800 годами нашей эры возникла уникальная культура. Диверсифицированное агролесоводство и аквакультура обеспечивали средства к существованию. Тропические материалы были приняты для жилья, а сложные храмы (называемые хейау) были построены из доступных лавовых камней.
Социальная система с религиозными лидерами и правящим классом организовала значительное население. Организация гавайской культуры была следующей. Сначала был король, который правил вождями. Положение вождя в обществе определялось законностью его генеалогии. Из-за этого некоторые люди были обучены запоминать генеалогию вождя. Эти люди были очень важными среди подданных вождя.
Вожди правили частями земли по прихоти короля, который мог смещать и заменять их в соответствии с системой наград и наказаний.
Ниже вождей стояли кахуна (священники/ремесленники), обладавшие большей духовной силой, чем вожди. Они были специалистами в таких профессиях, как строительство каноэ, медицина, наложение и поднятие заклинаний и т. д. Большинство жителей Гавайев были простолюдинами, подданными вождя, на земле которого они жили. Они выполняли большую часть тяжелой работы: строили стены пруда и дома, ловили рыбу, занимались сельским хозяйством и делали тапа.
Простолюдины платили налоги как королю, так и своему вождю и предоставляли воинов для армии вождя. Эти налоги принимали форму продуктов питания, одежды и других продуктов.
Ниже простых людей находилась небольшая группа людей, известных как «каува» или изгои. Мало что известно об их происхождении или их истинной роли в гавайском обществе, хотя они считались рабами низшего порядка.
Эта древняя социальная структура управлялась системой Кепу. Это означало, что любой, кто нарушал законы, быстро наказывался удушением или забивался дубинками до смерти. Например, простолюдин должен был быть осторожен, чтобы его тень не упала на верховного вождя, и он должен был быстро встать на колени или лечь лицом вниз в присутствии знатных людей. Система Капу пронизывала все аспекты гавайской жизни, включая рождение, смерть и поведение. Многие повседневные действия регулировались Капу.
Гавайские храмы содержали изображения, которые символизировали богов. Четыре главных бога были известны как Ку, Каналоа, Лоно и Кане, которые представляли вселенские силы. Простолюдины совершали свои простые церемонии семейным или личным богам, в то время как сложная религиозная жизнь требовала услуг кахуна в больших храмовых комплексах. В некоторых храмах совершались человеческие жертвоприношения.
II. Королевство Гавайи
Королевство Гавайи было основано в течение 179 лет.с 5 по 1810 г., с подчинением небольших независимых вождеств (Оаху, Мауи, Молокаи, Ланаи, Кауаи и Ниихау) вождеством Гавайев (или «Большого острова») в одно единое правительство. Королевство было свергнуто в 1893-1894 гг.
Серию ожесточенных сражений, продолжавшихся 15 лет, возглавил вождь воинов, впоследствии ставший Камехамеха Великим. Королевство Гавайи было основано с помощью западного оружия и советников, таких как Джон Янг и Исаак Дэвис. Хотя ему удалось атаковать и Оаху, и Мауи, ему не удалось добиться победы на Кауаи, его усилиям помешал шторм. В конце концов вождь Кауаи поклялся в верности Камехамехе. Объединение положило конец древнему гавайскому обществу, превратив его в независимую конституционную монархию, созданную в традициях и манере европейских монархов.
Когда капитан Джеймс Кук прибыл на Гавайи в 1778 году, там проживало, по разным оценкам, от 300 000 до 400 000 коренных гавайцев, канака маоли.
В течение следующего столетия коренное население Гавайев сократилось на 80-90%. Это снижение произошло в значительной степени из-за болезней, занесенных в результате контактов с иностранцами. Эти болезни включали венерические болезни, оспу, корь, коклюш и грипп.
III. Территория Гавайев
Территория Гавайев — территория Соединенных Штатов, существовавшая с 7 июля 1898 года по 21 августа 1959 года, когда она была принята в состав Союза в качестве пятидесятого штата — штата Гавайи.
Конгресс США принял Резолюцию Ньюлендса, согласно которой бывшее Королевство Гавайи, а затем Гавайская Республика присоединились к Соединенным Штатам. Территориальная история Гавайев включает период с 1941 по 1944 год — во время Второй мировой войны — когда на островах было введено военное положение, гражданское правительство было распущено и был назначен военный губернатор.
После свержения королевы Лилиуокалани в 1893 году Комитет безопасности во главе с Лорином А. Терстоном создал Временное правительство Гавайев для управления островами в период перехода к ожидаемой аннексии Соединенными Штатами. Терстон активно лоббировала Конгресс, в то время как монархия, представленная в Вашингтоне, округ Колумбия, принцессой Викторией Каиулани, утверждала, что свержение правительства ее тети было незаконным.
IV. Штат Гавайи (сегодня)
Гавайи — самый молодой из 50 штатов США (21, 19 августа).59) и является единственным штатом США, полностью состоящим из островов. Это самая северная группа островов в Полинезии, занимающая большую часть архипелага в центральной части Тихого океана, к юго-западу от континентальной части Соединенных Штатов, к юго-востоку от Японии и к северо-востоку от Австралии. Природная красота Гавайев, теплый тропический климат, манящие воды и волны, а также действующие вулканы делают их популярным местом для туристов, серферов, биологов и вулканологов. Благодаря своему расположению в середине Тихого океана, Гавайи имеют много североамериканских и азиатских влияний, а также свою собственную яркую местную культуру. На Гавайях проживает более миллиона постоянных жителей, а также множество посетителей и военнослужащих США. Его столица — Гонолулу на острове Оаху.
Лейтенант-губернатор Джеймс Айона-Гавайян
Коренные гавайцы ведут свою родословную от первых полинезийских поселенцев на Гавайях. По состоянию на 2000 год 401 162 человека назвали себя «коренными гавайцами». Большинство аборигенов являются жителями Соединенных Штатов. В основном они расположены в штатах Калифорния, Невада и Вашингтон. Две трети гавайцев живут на Гавайях. Сегодня гавайцы занимают должности в аренде и на курортах из-за большого количества иностранных гостей. Есть места для подводного плавания, парусного спорта, ботинга, вертолетных туров, наблюдения за китами и многого другого. Кроме того, есть вакансии в бухгалтерии, бухгалтерии и т. д.
Вопросы Tribalpedia для понимания и обсуждения
1. Археологи разделили гавайцев на четыре основных периода. Кто они такие?
2. Какое событие произошло на Древних Гавайях в 1810 году?
3. Язык Гавайев и археологические открытия указывают на то, что Гавайи были заселены двумя отдельными волнами полинезийской миграции. Первая группа, Маркизы, прибыла еще в 600 или 700 году нашей эры. Кем была вторая группа и какой вклад они внесли?
4. Когда было основано королевство Гавайи? В каком году было свергнуто Королевство?
5. В какой период времени существовала территория Гавайев? Какой стране принадлежали Гавайи в это время?
6. Гавайи — самый молодой из 50 штатов США. В каком году Гавайи присоединились к другим 49 штатам США?
Гавайские мифы:
Ночные маршеры
Десантники Ночи, также известные как Хуака’и По и Ночные Маршировщики, являются воинами-призраками высокого ранга. В определенные ночи они маршируют, чтобы приветствовать новых воинов или отправиться на старые поля сражений. Они не допускают беспокойства со стороны смертных, и если вы посмотрите им в глаза или встанете у них на пути, они заберут у вас вашу душу, и вы умрете. Их легко узнать по тому, что они бьют в барабаны, несут факелы, поют и их ноги не касаются земли.
Многие говорят, что либо видели факелы Ночных маршей, либо слышали их барабаны. Знаменитое место, где маршируют Ночные марши, находится вдоль шоссе Пали, крутого шоссе, которое проходит вдоль горного хребта Кулау, где произошла знаменитая битва Камехамеха. Старая поговорка гласит: никогда не пересекайте Палийское шоссе ночью, иначе вы испытаете некоторые странные вещи, такие как барабаны или гавайское пение в своей машине. Может ли это быть правдой?
Менехуне
Менехуне — маленькие люди из гавайских сказок. Поскольку они живут в горных лесах и выходят на низменности только ночью, их не часто можно увидеть. Гавайцы описывают их ростом в два или три фута. Менехуне едят бананы, пои, мелкую рыбу и креветок.
Эти маленькие люди работают по ночам. Они работают вместе и в большом количестве. За одну ночь они могут совершить великие дела, такие как строительство дороги, хейау или возведение стены в пруду для разведения рыбы. На рассвете вся работа должна быть остановлена, таков закон менехуне, и работа должна быть закончена за одну ночь. (Мужчины до сих пор указывают на стены, оставшиеся недостроенными, когда утро наступило слишком быстро).
Гавайцы узнали, что если вы недобры к менехуне, они вас накажут. Однако, если вы друг, вы можете быть вознаграждены работой многих, многих рук.
Менехун занимаются спортом, прыгая со скалы в море. Маленькие человечки приносят камни с гор, пока у них не образуется большая куча на скале. Тогда хороший пловец бросает в воду камень и прыгает за ним, стараясь поймать его, когда он тонет.
Однажды, когда они играли в эту игру, на них напала акула. ‘А’ака, одного из мужчин, чуть не поймали. Менехуне собрались в возбужденную группу и вскоре договорились, что собираются убить акулу.
Они кладут вкуснейшее мясо в корзинку-ловушку и бросают ее в море. Вскоре акула почуяла пищу и пошла за ней. Вскоре он оказался пойманным в ловушку из виноградных лоз ипомеи. Акула была убита, но менехуне больше никогда не плавал в той бухте.
Источники:
Гавайские фразы и высказывания
Wikipedia-Nation Гавайоа
Паао
менехуне
Королевство Гавайи
Камехамеха Великий
агролесоводство
аквакультура
002
хейау II. Kingdom of Hawaii
(Oʻahu, Maui, Molokaʻi, Lānaʻi, Kauaʻi and Niʻihau)
Kamehameha the Great
John Young
Isaac Davis
Oʻahu
Maui
Kauaʻi
ancient Hawaiian
III. Территория Гавайев
Комитет безопасности
Лоррин А.