Ницше цитаты на немецком с переводом: Цитаты Ницше на немецком с переводом на русский
Цитаты Ницше на немецком с переводом на русский
Немецкий язык принято считать популярным среди русскоговорящих людей. Именно на нем можно встретить не только смешные высказывания, но и цитаты великого немецкого мыслителя Фридрих Ницше. Выдающийся человек создал свою философскую систему, в которой сомневался в социальных нормах и принципах общества.
В нашей подборке собраны самые лучшие цитаты Ницше на немецком языке, которые помогут создать новый взгляд на жизнь.
Was mich nicht umbringt, macht mich nur stärker. — То, что меня не убивает, делает меня только сильнее.
Ein Leben ohne Musik ist ein totaler Fehler. — Жизнь без музыки — сплошная ошибка.
Es gibt keinen echten Gewinner, der an Zufälligkeit glaubt. — Нет настоящего победителя, который бы верил в случайности.
Wenn Sie sich entscheiden zu handeln, schließen Sie die Türen für Zweifel. — Если вы решили действовать, закройте двери для сомнений.
Es ist unmöglich, frei von dem zu sein, vor dem man flieht. — Невозможно быть свободным от того, от чего убегаешь.
Nur dort, wo es Gräber gibt, verrichten sie die Auferstehung. — Только там, где есть могилы, совершают воскресения!
Wir müssen jeden Tag, an dem wir nicht mindestens einmal getanzt haben, als verloren betrachten. — Мы должны считать потерянным каждый день, в который мы не танцевали хотя бы раз.
Schließlich kann niemand aus den Dingen, auch aus den Büchern, mehr erfahren, als er bereits weiß. — Самые ошибочные умозаключения людей суть следующие: вещь существует, следовательно, она имеет право на это.
Je mehr eine Person schweigt, desto mehr beginnt sie vernünftig zu sprechen. — Чем больше человек молчит, тем больше он начинает говорить разумно.
Letztendlich liebt eine Person ihre Wünsche, nicht das, was sie will. — В конечном счете, человек любит свои желания, а не желаемое.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Цитаты про котов со смыслом.
Die Wahrheit ist ein wenig wörtlich, Worte sind immer nicht genug, um zu lügen. — Истина не многословна, для лжи слов всегда недостаточно.
Du nennst dich frei. Frei von was, oder frei für was? — Ты называешь себя свободным. Свободным от чего, или свободным для чего?
Sei der, der du bist! — Будь тем, кто ты есть!
Viel über sich selbst zu reden ist auch eine Möglichkeit, sich zu verstecken. — Много говорить о себе — тоже способ себя скрывать.
Man sollte nur mit Männern über eine Frau sprechen. — Говорить о женщине следует только с мужчинами.
Wenn die Dankbarkeit vieler zu einem jede Scham wegwirft, entsteht Ruhm. — Когда благодарность многих к одному отбрасывает всякий стыд, возникает слава.
Der Tod ist nahe genug, um das Leben nicht fürchten zu können. — Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.
In einem echten Mann ist ein Kind versteckt, das spielen will. — В настоящем мужчине скрыто дитя, которое хочет играть.
Jede große Liebe will keine Liebe: Sie will mehr. — Всякая великая любовь хочет не любви: она хочет большего.
Musik ist ein allmähliches Abklingen des Klangs. — Музыка есть постепенное стихание звука.
Menschen sind nicht gleich. — Люди не равны.
ИНТЕРЕСНО: Цитаты Пауло Коэльо со смыслом.
Es ist unmenschlich, dort zu segnen, wo man verflucht wird. — Бесчеловечно благословлять там, где тебя проклинают.
Alles, was aus Liebe gemacht wird, geschieht immer auf der anderen Seite von Gut und Böse. — Все, что делается из любви, совершается всегда по ту сторону добра и зла.
Tugend bleibt das teuerste Makel: Möge sie ihnen bleiben! — Добродетель остается самым дорогим пороком: пусть она им и остается!
Den Tieren gehört die Unschuld. — Зверям принадлежит невинность.
Hoffnung ist das schlimmste Übel, es verlängert die Qualen des Menschen. — Надежда — худшее из зол, оно продлевает муки человека.
Die Zukunft beeinflusst sowohl die Gegenwart als auch die Vergangenheit. — Будущее влияет как на настоящее, так и на прошлое.
Wer sein Ideal erreicht, der überwindet es dadurch. — Кто достигает своего идеала, тот этим самым перерастает его.
Sehr kluge Leute beginnen nicht zu vertrauen, wenn sie sie verwirrt sehen. — Очень умным людям начинают не доверять, если видят их смущенными.
Schweigen ist noch schlimmer; Alle schweigenden Wahrheiten werden giftig. — Молчание еще хуже; все замолчанные истины становятся ядовитыми.
Es gibt immer ein bisschen Wahnsinn in der Liebe. Aber auch im Wahnsinn gibt es immer ein bisschen Vernunft. — В любви всегда есть немного безумия. Но и в безумии всегда есть немного разума.
Die ganze Welt glaubt daran, aber was die ganze Welt nicht glaubt! — Весь мир верит в это, но чему только не верит весь мир!
Wenn eine Person ein Warum hat, wird sie jedes wie ertragen. — Если у человека есть зачем, он вынесет любое как.
Jedes Genie trägt eine Maske. — Всякий гений носит маску.
Wir kühlen uns ab zu dem, was wir gelernt haben, sobald wir es mit anderen teilen. — Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими.
Die Frau ist der zweite Fehler Gottes, das weiß jeder Priester. — Женщина — вторая ошибка Бога, это знает всякий жрец.
Eine Sache ist Verlassen, die andere ist Einsamkeit… — Одно дело — покинутость, другое — одиночество…
Groß zu sein bedeutet, eine Richtung zu geben. — Быть великим — значит давать направление.
Lange und große Leiden bringen einen Tyrannen in den Menschen. — Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
Selbst im Kelch der höchsten Liebe ist Bitterkeit enthalten… — Даже в чаше высшей любви содержится горечь…
Blut ist der schlimmste Zeuge der Wahrheit. — Кровь — самый худший свидетель истины.
Keine schöne Oberfläche ohne schreckliche Tiefe. — Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины.
РЕКОМЕНДУЕМ: Цитаты о войне и детях со смыслом.
Was fällt, muss man noch schieben. — Что падает, то нужно ещё толкнуть.
Das Wachstum der Weisheit kann genau durch den Grad der Verringerung der Bosheit gemessen werden. — Рост мудрости можно точно измерить степенью уменьшения злобы.
Die größten Ereignisse sind nicht unsere lautesten, sondern unsere ruhigsten Stunden. — Величайшие события — это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.
Wir lieben das Leben nicht, weil wir es gewohnt sind zu leben, sondern weil wir es gewohnt sind zu lieben. — Мы любим жизнь не потому, что привыкли жить, а потому, что привыкли любить.
Unsere Pflicht ist ein Recht, das andere auf uns haben. — Наш долг — это право, которое другие имеют на нас.
Überzeugungen sind gefährlichere Feinde der Wahrheit als Lügen. — Убеждения более опасные враги истины, чем ложь.
Fakten existieren nicht – es gibt nur Interpretationen. — Факты не существуют — есть только интерпретации.
Von allen Wesen will nur der Mensch die Schwerkraft überwinden, um nicht nach unten, sondern nach oben zu fallen. — Из всех существ только человеку хочется побороть гравитацию, чтобы падать не вниз, а вверх.
Das Glück eines Mannes heißt: Ich will. Das Glück einer Frau heißt: Er will. — Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.
Heldentum ist der gute Wille zur absoluten Selbstbeugung. — Героизм — это добрая воля к абсолютной самопогибели.
Nietzsche zitieren – DW – 08.11.2001
Элизабет Вибе
8 ноября 2001 г.
Наша сегодняшняя передача посвящена великому немецкому философу Фридриху Ницше.
https://p.dw.com/p/1Lc8
Реклама
Его противоречивые, с трудом поддающиеся систематизации идеи оказали влияние на очень разные направления мысли двадцатого века.
«Бог умер (Gott ist tot). И мы его умертвили (haben ihn getötet). – «Я возвещаю вам (verkündige euch) сверхчеловека (den Übermenschen). «Всякая жизнь (alles Leben) есть воля к власти (ist Wille zur Macht). Это написал Фридрих Ницше.
„Gott ist tot. Und wir haben ihn getötet.“ – „Ich verkündige euch den Übermenschen!“ – „Alles Leben ist Wille zur Macht“. Friedrich Nietzsche hat das geschrieben.
Желающие принять участие в лотерее по ходу передачи смогут записать три новых для себя немецких слова на почтовую карточку и отправить её по любому из наших адресов.
20-летний выпускник гимназии Тило вместо службы в армии проходит сейчас альтернативную службу. Он выписал себе для размышления цитаты из Ницше на темы, которые волнуют его лично – взаимоотношения c родителями и воспитателями, поиск собственных жизненных позиций, справедливость.
Тило любит своих родителей, но он не хочет быть на них похожим. У Ницше он выписал:
Родители (die Eltern) неосознанно (unwillkürlich) делают из ребёнка (machen aus dem Kinde) нечто себе подобное (etwas ihnen Ähnliches). Они называют это (sie nennen das) воспитанием (Erziehung).
Die Eltern machen unwillkürlich aus dem Kinde etwas ihnen Ähnliches, sie nennen das „Erziehung“.
Тило – общительный парень, у него много друзей, и каждый друг – в какой-то мере единомышленник. Сходные интересы и взгляды на жизнь сближают людей. Это происходит само собой. Поспорить Тило тоже любит, но цель спора он видит в том, чтобы прийти к одному общему мнению. Однако ему показалось, что стоит подумать над словами Ницше:
«Юношу (einen Jüngling) портят вернее всего (verdirbt man am sichersten) тем, что учат его больше уважать (höher zu achten) думающего так же (den Gleichdenkenden), а не думающего иначе (den Andersdenkenden)».
Man verdirbt einen Jüngling am sichersten, wenn man ihn anleitet, den Gleichdenkenden höher zu achten als den Andersdenkenden.
В математике Тило не силён. Тройку в аттестате ему поставили с натяжкой, хотя он очень старался. А лучший его друг почти без усилий получил оценку «хорошо». Они тогда спорили, справедливо ли это. У Тило так и осталось чувство обиды – то ли на учителей, то ли на жизнь вообще. Но он выписал у Ницше:
Люди не равны (sind nicht gleich), так говорит (so spricht) справедливость (die Gerechtigkeit).
Die Menschen sind nicht gleich: so spricht die Gerechtigkeit.
Тило достаточно часто сталкивается с людьми, которые постоянно раздают другим оценки «хорошо» или «плохо», будто они назначены воспитателями или судьями. У Ницше юноша нашёл фразу о том, что наши деяния встречают не понимание, а лишь похвалу или порицание. Дословно: то, что мы делаем (was wir tun), не понимается (wird nicht verstanden), а лишь хвалится (wird nur gelobt) или порицается (wird getadelt).
Was wir tun, wird nicht verstanden, sondern immer nur gelobt und getadelt.
Тило старается не зависеть от чужих мнений. Как Ницше, который сказал: «Неудачи (Mißerfolg) и презрение (Verachtung) – это хорошие средства (gute Mittel), чтобы стать свободным (um frei zu werden)».
Mißerfolg und Verachtung sind gute Mittel, um frei zu werden.
В 1900-ом году Фридрих Ницше был в Европе кумиром образованной части молодёжи.
В 1932-ом году выдающийся писатель Курт Тухольский не без сарказма отметил: «Скажи мне, что тебе нужно, и я подберу для этого соответствующую цитату из Ницше».
Два года спустя один из главных идеологов нацистской партии Альфред Розенберг сказал о Фридрихе Ницше: «Мы возьмём из его пламенных идей всё то, что может дать нам новые силы и стремления».
Брали, цитировали.
Через пять лет после краха национал-социализма, когда казалось, что имя Ницше никогда больше не будет произноситься без содрогания, запрещённый нацистами поэт Готтфрид Бенн назвал его провидцем «мира выразительных средств» на пути «от содержания к выражению».
Философы-марксисты всегда подвергали ницшеанство резкой критике. В особенности составленную на основе разрозненных записок философа книгу «Воля к власти» („Der Wille zur Macht“). Считать эту произвольную компиляцию произведением Ницше, безусловно, нельзя. В ГДР справедливо полагали, что фальшивка архиреакционной сестры Ницше, оптимально обслуживала потребности империалистической идеологии. Но и в этой части Германии шёл поиск нового подхода к наследию Ницше.
Философ Петер Слотердайк, часто выступающий с провокационными тезисами, заявил недавно, что мы низвели Ницше до уровня фирменного товарного знака: все о нём говорят, мало кто по-настоящему читает, а понимать — вообще никто не понимает.
Фридрих Ницше родился в 1844-ом году в саксонской деревне Рёккен в семье пастора. Отец его рано умер, и мальчик рос в окружении женщин: бабушки, матери и сестры. В мужской народной школе соученикам не нравилась чрезмерная серьёзность Фридриха и его дразнили «маленьким пастором» (der kleine Pastor). Но особая одарённость мальчика была замечена и он получил место в элитарной школе-интернате «Пфорта». О значении школы Фридрих Ницше позже писал: «Я вообще не знаю (ich sehe nicht ab), как человек сможет исправить ошибку (wieder gutmachen), если он упустил (versäumt hat) в нужное время (zur rechten Zeit) пойти в хорошую школу (in eine gute Schule zu gehen). Такой (ein solcher) себя не знает (kennt sich nicht), он идёт по жизни (durchs Leben), не научившись ходить (ohne gehen gelernt zu haben), дряблый мускул (der schlaffe Muskel) выдаёт себя (verrät sich) на каждом шагу (bei jedem Schritt).
Ich sehe durchaus nicht ab, wie einer es wieder gutmachen kann, der versäumt hat, zur rechten Zeit in eine gute Schule zu gehen. Ein solcher kennt sich nicht; er geht durchs Leben, ohne gehen gelernt zu haben; der schlaffe Muskel verrät sich bei jedem Schritt noch…
После окончания школы Фридрих Ницше — чтобы не огорчить мать — поступил на богословский факультет Боннского университета. Но его одолевали сомнения, и в письме к сестре он писал: «Ищем ли мы покоя, мира, счастья (Ruhe, Friede, Glück)? Нет, только правду (nur die Wahrheit), даже если она будет крайне пугающей (abschreckend) и безобразной (hässlich). Здесь пути человеческие (die Wege des Menschen) расходятся (scheiden sich). Хочешь достичь (willst du erstreben) душевного покоя и счастья (Seelenruhe und Glück), тогда верь (so glaube), хочешь быть подвижником науки (ein Jünger der Forschung), занимайся исследованиями (forsche):
„Suchen wir denn bei unserem Forschen Ruhe, Friede, Glück? Nein, nur die Wahrheit, und wäre sie höchst abschreckend und hässlich. Hier scheiden sich nun die Wege des Menschen; willst du Seelenruhe und Glück erstreben, nun so glaube, willst du ein Jünger der Forschung sein, so forsche.
Огромное впечатление произвела на молодого Фридриха Ницше музыка Вагнера. Свою первую встречу с композитором он считал судьбоносной. Другу Вагнеру Ницше посвятил своё первое философское сочинение «Рождение трагедии из духа музыки». У современников его идеи не встретили понимания. Ницше был обвинён в сумасбродстве и мании величия. Окружённый стеной непонимания он всё больше отдалялся и от Вагнера. Об этой прерванной дружбе Ницше пишет: «Ничто не может мне компенсировать (durch nichts kann mir ausgeglichen werden) то, что я за последние годы (in den letzten Jahren) потерял симпатию Вагнера (der Sympathie Wagners verlustig gegangen bin). Между нами (zwischen uns) никогда не было сказано худого слова (nie ein böses Wort gesprochen worden), и ни с кем (mit niemandem), наверное, я столько не смеялся (soviel gelacht). Это теперь минуло (ist vorbei). И что пользы (was nützt es) от моей правоты (Recht zu haben) в некоторых случаях. Разве она может стереть из памяти (aus dem Gedachtnis) утраченную симпатию (verlorene Sympathie).
Durch nichts kann es mir ausgeglichen werden, dass ich in den letzten Jahren der Sympathie Wagners verlustig gegangen bin. Es ist nie zwischen uns ein böses Wort gesprochen worden, und mit niemandem habe ich vielleicht soviel zusammen gelacht. Das ist nun vorbei – und was nützt es, in manchen Stücken gegen ihn Recht zu haben! Als ob damit diese verlorene Sympathie aus dem Gedächtnis gewischt werden könnte.
Печаль от потери постепенно сменилась непримиримой враждой. Глухая стена всеобщего непонимания всё плотнее смыкалась вокруг Фридриха Ницше. Его пророчества воспринимались как плоды больного сознания. Что это за позиция — по ту сторону добра и зла? Как понять то, что говорит у него Заратустра? Кем является его сверхчеловек, бестией или человеком с высокими идеалами? Или просто суперменом? Так американцы перевели немецкое слово Übermensch.
Лучше ли понимают философию Ницше в наше время? Переоценка его наследия продолжается. Интересует он не только философов. Фридрих Ницше стал частью массового сознания. Его афоризмы цитируют во всём мире. В Германии к столетию со дня смерти философа вышла новая книга цитат под названием „Licht wird alles, was ich fasse“ («Светом становится всё, к чему я прикасаюсь»). В ней собрано 2309 афоризмов и не только для удобства тех, кто желает блеснуть оригинальностью и эрудицией. Составитель сборника Йоханн Просслинер хочет дать современному читателю возможность приблизиться к Ницше в трёх его ипостасях – философа, писателя и человека сомневающегося. При каждой цитате есть ссылка на соответствующее место в собрании сочинений.
И удивительная вещь: читаешь эти афоризмы и вдруг начинаешь понимать, что они ведут не к пониманию Ницше, а к пониманию себя самого. «Кто следует Ницше, написано в послесловии, тот неизбежно попадает на непроторённые пути. Ницше – первопроходец, но каждый должен сам заново пройти этот путь, на свой страх и риск, собственными ногами.
Wer ihm folgt, geht unvermeidlich ins Unwegsame. Nietzsche ist „Vorgänger“, und doch muss jeder diesen Gang von neuem gehen, auf eigene Faust, auf eigenen Füßen, auf eigene Gefahr.
Двадцатилетний Тило выписал афоризмы Ницше не в альбом. Для таких записей у него есть своя страничка в Интернете.
Also sprach Zarathustra (R. Strauss)
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Пропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 2
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
Цитаты Фридриха Ницше — Немецкая культура
В любви всегда есть доля безумия. Но и в безумии всегда есть какая-то причина.
Фридрих Ницше, «О чтении и письме»
Но вот что я советую вам, друзья мои: не доверяйте всем, в ком силен порыв наказать!
Фридрих Ницше, также Sprach Zarathustra
Отступления, возражения, удовольствие от насмешек, беззаботное недоверие — признаки здоровья; все безусловное относится к патологии.
Фридрих Ницше, По ту сторону добра и зла
Тот, кто сражается с монстрами, должен быть осторожен, чтобы не стать из-за этого монстром. И если ты долго смотришь в бездну, бездна тоже смотрит в тебя.
Фридрих Ницше, По ту сторону добра и зла
То, что делается из любви, всегда находится по ту сторону добра и зла.
Фридрих Ницше, По ту сторону добра и зла
Сегодня деньги приносят только больная музыка.
Фридрих Ницше, Der Fall Wagner
Человек знания должен уметь не только любить своих врагов, но и ненавидеть своих друзей.
Фридрих Ницше, Ecce Homo
В христианстве ни мораль, ни религия ни в какой точке не соприкасаются с реальностью.
Фридрих Ницше, Антихрист
Что хорошо? Все это усиливает чувство власти в человеке, волю к власти, саму власть. Что такое плохо? Все, что рождается от слабости. Что такое счастье? Ощущение, что сила растет, сопротивление преодолевается.
Фридрих Ницше, Антихрист
Самый верный способ развратить юношу — научить его ценить тех, кто думает одинаково, а не тех, кто думает иначе.
Фридрих Ницше, «Рассвет»
Бог мертв.
Фридрих Ницше, «Веселая наука»
Нравственность — это стадный инстинкт человека.
Фридрих Ницше, «Веселая наука»
Христианское решение считать мир безобразным и плохим сделало мир безобразным и плохим.
Фридрих Ницше, Веселая наука
Находить все глубоким — это неудобная черта. Это заставляет все время напрягать глаза, и в конце концов находишь больше, чем хотелось бы.
Фридрих Ницше, «Веселая наука»
Мы всегда в своей компании.
Фридрих Ницше, «Веселая наука»
Самый коварный способ причинить вред делу состоит в умышленной защите его ошибочными аргументами.
Фридрих Ницше, Веселая наука
Ибо поверьте мне: секрет извлечения из существования величайшей плодотворности и величайшего удовольствия заключается в том, чтобы жить опасно.
Фридрих Ницше, «Веселая наука»
Я не знаю, чем может желать быть дух философа больше, чем хорошим танцором.
Фридрих Ницше, «Веселая наука»
Мыслитель рассматривает свои действия как эксперименты, а вопросы — как попытки что-то выяснить. Успех и неудача для него ответы прежде всего.
Фридрих Ницше, Веселая наука
Из школы войны жизни: Что не разрушает меня, делает меня сильнее.
Фридрих Ницше, «Сумерки идолов»
Благороднее объявить себя неправым, чем настаивать на том, чтобы быть правым, особенно когда ты прав.
Фридрих Ницше, Так говорил Заратустра
Что меня не убивает, то делает сильнее.
Фридрих Ницше, Сумерки идолов
Является ли человек просто ошибкой Бога? Или Бог просто ошибка человека?
Фридрих Ницше, Сумерки идолов
У вас есть свой путь. У меня есть свой путь. Что же касается правильного пути, правильного пути и единственного пути, то его не существует.
Женщины очень хорошо умеют дружить с мужчиной; но сохранить его — для этого, вероятно, должна помочь легкая физическая антипатия.
Фридрих Ницше
Всякий раз, когда я поднимаюсь, за мной следует собака по имени «Эго».
Фридрих Ницше
Выходя замуж, задайте себе вопрос: верите ли вы, что сможете нормально общаться с этим человеком в старости? Все остальное в браке преходяще.
Фридрих Ницше
Когда сто человек стоят вместе, каждый из них сходит с ума и получает другой.
Фридрих Ницше
Мы должны считать потерянным каждый день, в который мы не танцевали хотя бы раз. И мы должны назвать ложной всякую истину, которая не сопровождалась хотя бы одним смехом.
Фридрих Ницше
Мы любим жизнь не потому, что привыкли жить, а потому, что привыкли любить.
Фридрих Ницше
У нас есть искусство, чтобы не умереть от правды.
Фридрих Ницше
Забыть о своей цели — самая распространенная форма глупости.
Фридрих Ницше
Мысли — это тени наших ощущений — всегда темнее, пустее, проще этих.
Фридрих Ницше
В вашем теле больше мудрости, чем в вашей глубочайшей философии.
Фридрих Ницше
Нет фактов, есть только интерпретации.
Фридрих Ницше
Не может быть Бога, потому что если бы он был, я не мог бы поверить, что я не Он.
Фридрих Ницше
Нет вечных фактов, как нет и абсолютных истин.
Фридрих Ницше
Слово «христианство» — это уже недоразумение — на самом деле был только один христианин, и он умер на Кресте.
Фридрих Ницше
Настоящий мужчина хочет двух вещей: опасности и игры. По этой причине он хочет женщину, как самую опасную игрушку.
Фридрих Ницше
Самая распространенная ложь та, которую лгут самому себе; ложь другим является относительным исключением.
Фридрих Ницше
Ложь есть условие жизни.
Фридрих Ницше
Иррациональность вещи не аргумент против ее существования, а скорее его условие.
Фридрих Ницше
Будущее влияет на настоящее так же сильно, как и прошлое.
Фридрих Ницше
Решимость христиан видеть мир безобразным и плохим сделала мир безобразным и плохим.
Фридрих Ницше
Лучшее оружие против врага — другой враг.
Фридрих Ницше
Люди, полностью доверившиеся нам, считают, что имеют право на наше. Вывод ложный, подарок не дает никаких прав.
Фридрих Ницше
Статьи по теме:
Фридрих Вильгельм Ницше: Бурная жизнь Фридриха Ницше
По ту сторону добра и зла | |
. Щелкните здесь, чтобы получить полную информацию об авторских правах и лицензии СодержаниеПролог
В следующем переводе сохранены короткие цитаты и фразы Ницше на языках, отличных от немецкого, и включен сразу после таких фраз английский перевод в тексте, выделенный курсивом в квадратных скобках (например, [английский перевод] ). Если цитата состоит более чем из нескольких слов, английская версия включается в текст, а оригинальная цитата Ницше приводится в примечании в конце перевода. Иногда, когда может быть некоторая двусмысленность в значении слова или фразы в оригинале, этот текст также включает в квадратных скобках термин из немецкого текста Ницше. Концевые сноски, содержащие информацию о лицах или цитатах, упомянутых в тексте, были предоставлены переводчиком. По ту сторону добра и зла , одна из самых важных работ Фридриха Ницше (1844-1900), впервые была опубликована в 1886 году. | 2348 | 11 лет, 11 месяцев назад | |||||
ПрологПредположим, правда женщина, что тогда? Разве не было бы у нас оснований подозревать, что все философы, поскольку они были догматиками, плохо понимали женщин, что ужасная серьезность и неуклюжая напористость, с которыми они до сих пор обычно приближались к истине, были неуклюжими и неуместными способами завоевать над женщиной? Ясно, что правда не дала себя завоевать. И всякая форма догматизма в наши дни стоит в смятении и унынии — если он вообще еще стоит! Ибо есть насмешники, которые утверждают, что они рухнули, что все догматизмы лежат на полу, еще хуже, что они на пороге смерти. Если говорить серьезно, то есть все основания надеяться, что всякий догматизм в философии, как бы торжественно, убедительно и решительно он ни вел себя, мог быть лишь благородной и зачаточной детской игрой, и время, быть может, уже совсем близко, когда люди снова и снова будут понимать всего как мало хватило, чтобы положить камни в фундамент таких высоких и безусловных философских построений, какие до сих пор воздвигали догматики, — всякого народного суеверия невообразимо давнего времени (вроде суеверия души, которое сегодня в виде суеверие о субъекте и Я до сих пор не переставало будоражить), быть может, какая-то игра слов, соблазнение какой-нибудь грамматической конструкцией или дерзкое обобщение очень узкого, очень личного, очень человеческого, слишком человеческого факты. Можно надеяться, что философии догматиков были лишь обещанием, которое длилось тысячи лет, как и астрологи в еще более ранние времена. На их службу люди тратили, пожалуй, больше труда, золота и проницательности, чем до того момента на истинное научное знание. Мы обязаны им и их «сверхземным» притязаниям величественным стилем архитектуры в Азии и Египте. Кажется, что для того, чтобы все великие вещи зарегистрировали свои вечные требования в человеческом сердце, они должны сначала пройтись по земле чудовищно и пугающе искаженными ликами. Такой гримасой была догматическая философия, например, учение Веданты в Азии и платонизм в Европе. Мы не должны быть неблагодарными за это, хотя мы должны также непременно признать, что самым худшим, самым продолжительным и самым опасным из всех заблуждений до сих пор было заблуждение догматика, а именно, изобретение Платоном чисто духовного и хорош как таковой. Но теперь это преодолено, и, поскольку Европа вздыхает с облегчением после этого кошмара и, по крайней мере, может наслаждаться более здоровым сном, мы , задачей которого является бодрствование , являются наследниками всех сил, взращенных борьбой с этой ошибкой. Говорить о духе и добре таким образом, как это делал Платон, означало, конечно, ставить истину с ног на голову и даже отрицать основное условие всей жизни, перспективу . В самом деле, можно было бы, как врач, спросить: «Откуда такая болезнь досталась Платону, прекраснейшему растению древности? Неужели злой Сократ действительно развратил его? Мог ли Сократ все-таки быть развратителем молодежи? заслуживают болиголова?» Но борьба с Платоном, или, говоря более понятным «народу», борьба против тысячелетнего давления со стороны христианской церкви, — ибо христианство есть платонизм для «народа», — создана в Европе. великолепное напряжение духа, не похожее ни на что, существовавшее прежде на земле. С таким напряжённо изогнутым луком мы теперь можем стрелять по самым дальним целям. Естественно, европейский человек переживает это напряжение как чрезвычайное положение. Уже были две попытки в большом стиле ослабить напряжение в луке — первый раз иезуитизмом, второй раз демократическим Просвещением, посредством которого с помощью свободы печати и чтения газет государство можно было бы, в самом деле, достичь того, в чем сам дух не так легко переживается, как «потребность»! (Немцы изобрели порох — честь им! — но они это компенсировали, когда изобрели печатный станок). Но те из нас, кто не является ни иезуитами, ни демократами, ни даже достаточно немцами, мы добрые европейцы и свободные, очень свободные духи — у нас еще есть нужда, вся духовная потребность и полное напряжение ее лука! И, возможно, у нас также есть стрела, работа, которую нужно выполнить, и — кто знает? — цель … Зильс-Мария, | 2623 | 11 лет, 11 месяцев назад | |||||
Часть перваяО предубеждениях философов1 Воля к истине, которая еще будет искушать нас на многие дерзкие подвиги, та знаменитая правдивость, о которой до сих пор говорили все философы уважаемые, какие вопросы эта воля к истине уже поставила перед нами! Какие странные, серьезные, сомнительные вопросы! Это уже долгая история — и все же кажется, что эта история едва началась. Стоит ли удивляться, что в какой-то момент мы становимся недоверчивыми, теряем терпение и в нетерпении своем оборачиваемся, что мы учимся у этого сфинкса задавать себе вопросы? Кто действительно задает нам вопросы здесь? Что в нас действительно хочет «правды»? В самом деле, мы долго останавливались перед вопросом о происхождении этой воли — пока, наконец, не остались совершенно и совершенно неподвижными перед еще более принципиальным вопросом. Мы спросили о значении этого завещания. Предположим, мы хотим правды. Почему бы нам не предпочесть неправду? А неуверенность? Даже невежество? Перед нами встала проблема ценности истины — или мы сами встали перед проблемой? Кто из нас здесь Эдип? Кто такой Сфинкс? 1 Кажется, это свидание между вопросами и вопросительными знаками. И можно ли поверить, что мы, наконец, те, кому кажется, что проблема никогда не ставилась до сих пор, как будто мы были первыми, кто увидел ее, обратил на нее свой взор и осмелился противостоять это? Ибо в этом есть риск — возможно, нет большего риска. 1 . . . . Эдип. . . Сфинкс : В греческой мифологии Сфинкс был монстром, который терроризировал Фивы. Опасность можно было предотвратить, только разгадав загадку. Эдип успешно разгадал загадку и стал царем Фив. | |||||||
Фридрих Ницше | За пределами добра из своей противоположности? Например, истина из заблуждения? Или воля к истине из воли к обману? Или бескорыстное действие из своекорыстия? Или чистый солнечный взгляд мудреца из жадности? Истоки, подобные этим невозможны. Кто о них мечтает,тот дурак,на самом деле кое-что похуже.Вещи высшей ценности должны иметь другое происхождение свойственный им. Их нельзя вывести из этого эфемерного, соблазнительного, обманчивого, тривиального мира, из этого смешения безумия и желания! Их основа должна лежать, напротив, в недрах бытия, в бессмертном, в сокровенных богах, в «вещи в себе» — их основа должна лежать там и нигде больше!» типичный предрассудок, который позволяет нам еще раз узнать метафизиков всех времен. Этот способ установления стоимости стоит за всеми их логическими процедурами. Из этой своей «веры» они борются со своим «знанием», с чем-то, что, наконец, всю торжественность, окрещенную «истиной».0333 вера в противоположность ценностей . Даже самым осторожным из них никогда не приходило в голову возбудить сомнение прямо здесь, на пороге, где такие сомнения, пожалуй, наиболее существенны, даже когда они обещали себе « de omnibus dubitandum » [во всем надо сомневаться] . Ибо мы вправе усомниться, во-первых, в том, существует ли вообще такое противопоставление ценностей и, во-вторых, не являются ли тот народный способ оценки ценности и то противопоставление ценностей, на котором запечатлены печатью метафизики, только оценки, сделанные в передний план, только временные ракурсы, может быть, даже вид из угла, может быть, снизу, как бы лягушачий ракурс, если воспользоваться привычным для живописцев выражением. При всей ценности, на которую может иметь право истинный, подлинный, бескорыстный человек, возможно, что более высокая и более фундаментальная ценность для всего в жизни должна быть приписана видимости, воле к обману, корысти и желанию. Возможно даже, что то, что создает ценность этих прекрасных и уважаемых вещей, существует таким образом, что оно каким-то двусмысленным образом родственно, связано, переплетено, может быть, даже по существу одно и то же с этими нежелательными, кажущимися контрастными вещами. Возможно! — Но кто захочет возиться с таким опасным Возможно? Для этого мы действительно должны дождаться прихода философа нового типа, с каким-то иным вкусом и наклонностями, полной противоположностью прежним философам, во всех смыслах философами опасного Возможно. А если говорить серьезно, то я вижу появление таких новых философов. | ||||||
Фридрих Ницше | За пределами добра острый глаз в течение достаточного промежутка времени, я говорю себе следующее: мы должны рассматривать даже большую часть сознательного мышления среди инстинктивных действий. Даже в случае философского мышления мы должны заново учиться здесь, точно так же, как мы заново учились наследственности и тому, что является «врожденным». Точно так же, как акт рождения не заслуживает особого внимания в процедурах и процессах наследственности, так же мало смысла в установлении «сознания» в каком-либо существенном смысле как чего-то другого.0333 в противоположность к тому, что инстинктивно, — наиболее сознательное мышление философа тайно направляется и направляется на определенные пути его инстинктами. Даже за всей логикой и ее видимым динамическим авторитетом стоят ценностные оценки или, выражаясь яснее, физиологические требования сохранения определенного образа жизни, например, что достоверное более ценно, чем неопределенное, что видимость имеет меньшую ценность, чем «правда». |