Menu
[menu_adv_rtb]
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Разное Нефертити фото голова: Дело о царицыной голове Нефертити продолжает будоражить умы: Культура: Lenta.ru

Нефертити фото голова: Дело о царицыной голове Нефертити продолжает будоражить умы: Культура: Lenta.ru

Дело о царицыной голове Нефертити продолжает будоражить умы: Культура: Lenta.ru

Немецкий журнал Der Spiegel рассказал 10 февраля о письме, проливающем новый свет на обстоятельства многолетних споров вокруг бюста царицы Нефертити. Оказывается, самый знаменитый экспонат берлинского Египетского музея был хитростью выманен у египтян. Последние до сих пор не знали об этом факте, хотя уже лет 70 усердно борются за возвращение домой женской головы из раскрашенного известняка. Теперь у них в руках оказался новый, но трудно разыгрываемый козырь.

Бюст Нефертити обнаружил в 1912 году немецкий археолог Людвиг Борхардт, стоявший во главе экспедиции Германского Восточного общества (Deutsche Orientgesellschaft, DOG). Борхардт с 1907 года раскапывал южные и северные окраины Ахетатона, столицы фараона-реформатора Эхнатона. Экспедиции DOG в Амарне невероятно повезло даже по меркам богатой на сенсационные находки египтологии рубежа XIX и XX веков: они наткнулись на мастерскую придворного скульптора Тутмоса. В ней они нашли и пресловутый разноцветный бюст Нефертити, и гипсовые портреты других членов семьи Эхнатона. Находки из мастерской Тутмоса осели в трех местах — в Каирском музее, в нью-йоркском музее Метрополитен и в Египетском музее в Берлине.

Берлинцам достались такие превосходные работы из мастерской Тутмоса, как изображения Кии, младшей жены Эхнатона, и Аменхотепа III (отца фараона), известняковая статуэтка Нефертити и два ее портрета — из гипса и гранита. Оба этих изображения царицы замечательно хороши, но, кажется, всем на свете, археологам и почтеннейшей публике, больше нравится разноцветный бюст, самое маньеристское из всех изображений Нефертити. Не стоит забывать, что эта скульптура была явлена европейцам во время, когда они только-только усвоили художественные приемы ар-деко (югендштиля, Сецессиона), и бюст египетской царицы казался тогда невероятным именно своей современностью. Так он превратился в визитную карточку искусства Амарны и в одну из главных достопримечательностей берлинского музея.

Прежде чем вернуться к эпопее с отправкой Нефертити в Германию в 1913 году, напомним одно обстоятельство из истории охраны древнеегипетских памятников. В 1858 году правитель Египта Исмаил-паша создал должность главного смотрителя древностей, причем создал ее специально под одного человека: одаренного, удачливого и крайне энергичного французского археолога Огюста Мариета. Мариет был настоящим фанатиком Древнего Египта: именно он убедил своего покровителя ввести жесткий контроль над вывозом ценностей из страны, начать охранять раскопки и уже открытые памятники. Кроме того, Мариет основал Каирский музей и заложил основы его коллекции и библиотеки.

Гранитная голова Нефертити. Фото Keith Schengili-Roberts для wikipedia.org

Lenta.ru

Франко-египетская археологическая дружба продлилась до начала Первой мировой войны. На посту главного хранителя Мариета сменил еще один талантливый администратор и удачливый археолог — Гастон Масперо.

При Масперо порядок вывоза археологических ценностей был в общих чертах таким: инспектор из службы охраны древностей лично проверял все, что экспедиция посчитала достойным музея, но в любом случае половина из найденного оставалась в Египте. (Примерно по такой же схеме действовали с конца XIX века и другие экспедиции, работавшие на территории Османской империи.) Даже если не вдаваться в подробности конкуренции между египтологическими школами европейских стран, понятно, что сложившееся положение в области охраны памятников, то есть доминирование французов, не могло не привести к конфликту интересов.

Когда Борхардт нашел бюст Нефертити в мастерской Тутмоса, он записал в дневнике: «Он дышит жизнью… Его невозможно описать словами, его надо видеть». Если верить найденному журналом Der Spiegel письму, отдавать голову царицы археолог не собирался, поэтому он показал инспектору Гюставу Лефевру, выдающемуся египтологу, чей учебник по грамматике древнеегипетского языка до сих пор используют во Франции, неубедительный снимок, снятый при плохом свете. По-видимому, Лефевра не заинтересовала и написанная немецким ученым справка, в которой говорилось, что бюст — гипсовый (на самом деле он сделан из известняка). Во всяком случае, не похоже, чтобы Лефевр видел его своими глазами, хотя у него была такая возможность: ящики с находками были открыты для инспектора. В 1920 году бюст был подарен берлинскому музею спонсором экспедиции Борхардта.

В 1898 году французский археолог Виктор Лоре нашел мужскую мумию без правой руки и занес ее в свой каталог за № 61072. В 1907 году работавший в Каире медик Графтон Элиот Смит не только обнаружил недостающую руку, но и указал на то, что мумия вообще-то женская. В 2003 году Джоан Флетчер, археолог из Великобритании, опубликовала научно-популярную статью, в которой доказывала, что № 61072 — это забальзамированное, пострадавшее от вандалов тело Нефертити. Некоторые доводы исследовательницы звучали весьма убедительно, но нарушение негласного протокола, то есть публикация без ведома Захи Хавасса, сыграло злую шутку с Флетчер. Ее работа была безжалостно раскритикована, а репутация испорчена; в результате доступ к мумии закрыт для всех ученых. Хавасс же несколько раз брался утверждать, что № 61072 — это вообще юноша. Подробности этой трагикомической истории описаны в статье Ричарда Гирлинга «King Tut tut tut».

В 1920-х годах помешательство европейцев и американцев на египетских древностях достигло апогея, чему, конечно, очень способствовала находка гробницы Тутанхамона Говардом Картером. В начале 1930-х, когда страсти вокруг фараонов перекочевали еще и в области кино и беллетристики, египетские власти всерьез озадачились тем, что множество знаменитых экспонатов находятся где угодно, только не в Каире. Тогда были сделаны первые попытки вернуть такие ценные, а главное, единственные в своем роде, предметы, как бюст Нефертити и Розеттский камень, на историческую родину.

Надо сказать, что ни одна из таких попыток успехом до сих пор не увенчалась, хотя в последние годы у тысячелетних древностей появился защитник покрепче и поголосистее многих: Захи Хавасс, глава Верховного совета древностей. В 2005 году он потребовал сразу от четырех стран возвращения знаменитых артефактов: Розеттского камня (Британский музей), бюста Нефертити, потолка из храма Дендеры (Лувр), статуи зодчего Хемиуна (музей Ремер-Пелицаус, Германия), статуи Хафраанха (Музей изящных искусств, Бостон). Получив отказы везде, Хавасс не сложил оружия. В 2007-м он снова обратился к берлинцам с требованием предоставить Нефертити для выставки, которая планируется в 2012 году. Отказ музея («после трех тысяч лет царица устала от путешествий») разозлил Хавасса настолько, что он пригрозил прекратить обмен экспонатами между музеями Египта и Германии.

После огласки истории с хитростью Борхардта немецкая сторона сразу заявила о том, что никакие претензии на голову Нефертити не будет считать законными. Египетская сторона пока молчит, но, надо полагать, это затишье перед бурей. Захи Хавасс не тот человек, который может упустить возможность вновь заявить о правах на знаменитый музейный экспонат.

Юлия Штутина

В Берлине отмечают «возвращение» Нефертити – DW – 12.08.2015

Фото: picture-alliance/dpa

Наталия Королева

12 августа 2015 г.

Ровно 10 лет прошло с тех пор, как на Музейный остров после долгой «ссылки» вернулась ослепительная древнеегипетская красавица-царица, точнее, ее знаменитый скульптурный портрет.

https://p.dw.com/p/1GDb7

Реклама

Высокие скулы, прямой тонкий нос, красиво очерченные губы… Эта легендарная египетская царица, «главная супруга» правившего в Древнем Египте примерно в 1353-1336 годах до нашей эры фараона-реформатора Эхнатона, до сих пор считается одной из самых красивых женщин, когда-либо живших на Земле. С древнеегипетского ее имя можно перевести как «прекрасная пришла» — Нефертити.

Всемирно известный бюст красавицы, которому уже свыше 3300 лет, занимает почетное место в экспозиции Нового музея на знаменитом Музейном острове в Берлине. После продолжавшейся шесть десятков лет вынужденной «ссылки» он вернулся на берега реки Шпрее ровно десять лет назад — 12 августа 2005 года. При транспортировке бесценного экспоната соблюдались беспрецедентные меры безопасности.

«Именно этот день является для нас окончанием послевоенного периода», — сказал тогда, выступая на торжествах в связи со знаменательным событием, Дитрих Вильдунг (Dietrich Wildung), занимавший в то время пост директора Египетского музея.

Музейный остров в БерлинеФото: Fotolia/fhmedien_de

Бесценная находка

Прекрасно сохранившаяся скульптура из раскрашенного известняка была обнаружена немецкими археологами 6 декабря 1912 года в Тель-эль-Амарне. Под эгидой Германского восточного общества они проводили там раскопки древнеегипетского города Ахетатона, который построил фараон XVIII династии Аменхотеп IV, позднее принявший имя Эхнатон. При виде находки члены экспедиции потеряли дар речи — так она была хороша.

«Цвета настолько яркие, словно краску только что нанесли. Совершенно великолепная работа. Но описывать бесполезно, ее нужно увидеть своими глазами», — написал тогда в своем дневнике руководитель археологической группы, немецкий ученый-египтолог Людвиг Борхардт (Ludwig Borchardt), получивший известность как «первооткрыватель Нефертити».

На новой родине

При распределении находок археологической экспедиции египетская Служба по охране древностей включила бюст Нефертити в число артефактов, которые немецкие археологи могли вывезти из Египта, и в 1913 году бюст царицы был привезен в Германию. Он хранился в Берлине — на вилле крупного немецкого предпринимателя и мецената еврейского происхождения Джеймса Симона (James Simon), который финансировал раскопки в Египте.

Семь лет спустя Симон передал творение в дар Музею Передней Азии в Берлине. А в 1924 году бюст Нефертити был впервые выставлен в экспозиции Нового музея, специально построенного под египетскую коллекцию. Он и должен был стать постоянным «домом» египетской царицы. Все изменила Вторая мировая война. Именно из-за нее началась новая, затянувшаяся на долгие годы одиссея уникального произведения искусства. Новый музей закрыли, а бюст Нефертити вместе с другими ценными экспонатами поместили на хранение в бункер, затем — в банковский сейф, а незадолго до окончания военных действий артефакты перевезли в соляную шахту «Кайзерода», находившуюся в 300 километрах от немецкой столицы.

В 1945 году, после окончания войны, бюст Нефертити был перемещен в центральный пункт сбора произведений искусства, созданный в Германии американцами, а затем его вывезли в Висбаден. Возвращение красавицы в Берлин состоялось лишь в 1956 году. Она снова была выставлена на всеобщее обозрение. Свое место Нефертити заняла в экспозиции Египетского музея, расположенного в западной части города неподалеку от дворца Шарлоттенбург.

На Музейный остров царица вернулась 12 августа 2005 года. «Красивейшая и популярнейшая представительница Египта в Германии», как назвал ее египетский посол Мухаммед аль-Ораби, временно вошла в собрание Старого музея, а в 2009 году окончательно переехала на свое первоначальное место — в Новый музей, реконструированный по проекту знаменитого британского архитектора Дэвида Чипперфилда. И, само собой разумеется, теперь это главный его экспонат. Для прекрасной Нефертити даже отведен отдельный купольный зал. Официально скульптурный портрет царицы принадлежит Фонду прусского культурного наследия. Но немцы воспринимают его как национально-культурное достояние страны.

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Nefertiti Stock-Fotos und Bilder — Getty Images

  • CREATIVE
  • EDITORIAL
  • VIDEOS

Beste Übereinstimmung

Neuestes

Ältestes

Am beliebtesten

Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum

Lizenzfrei

Lizenzpflichtig

RF und RM

Durchstöbern Sie 1.229

nefertiti Stock-Photografie und Bilder. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.

büste von nofretete — nefertiti stock-fotos und bilderFront View of Limestone Bust of Queen Nefertitiägyptische antike papyrus — nefertiti stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleBust of Nefertitibüste von nofretete — nefertiti stock-fotos und bilderБюст Нефертити великой королевской жены египетскому фараону Эхнатону. Нефертити и ее муж были известны религиозной революцией. Они… Бюст Нефертити, царицы и жены древнеегипетского фараона Эхнатона. Нефертити правила с 1353 по 1336 год до нашей эры. Она была сторонником набора икон Эхнатона … египетской линии путешествий — nefertiti stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole20-го века гипсовый бюст египетской царицы Нефертити в главной галерее коллекции Wellcome в Лондоне, Великобритания, 24 марта 1973. Это копия… Нового музея на берлинском Музейном острове. На фото туристы у всемирно известного бюста богини Нефертити, которому около 3000 лет. Бюст Нефертити, ок. 1350 г. до н.э. Находится в коллекции Государственного музея в Берлине. Бюст Нефертити, великой царственной жены египетского фараона Эхнатона. Нефертити и ее муж были известны религиозной революцией. Они…nahaufnahme einer бронза farbigen nofretete-büste, mit gips gemacht. — nefertiti stock-fotos und bilderAkhenaton, Нефертити и их дети, ок. 1350 г. до н.э. Найден в коллекции Государственного музея в Берлине. Около 1300 г. до н.э. Бюст царицы Египта Нефертити, жены фараона Амонифиса IV, в Берлинском музее. часть выставки «Царицы Нила»… Коронованная голова Нефертити, жены Эхнатона. Скульптура выполнена известным скульптором Тутмосом и найдена в его мастерской. Египет….Египетская цивилизация, Новое царство, XVIII династия. Бюст царицы Нефертити.Nefertiti bust_ägyptische antike papyrus — nefertiti stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleСтела, изображающая Эхнатона с Нефертити и их дочерьми, несущими подношения Атону, известняк, из Телль-эль-Амарна. Египетская цивилизация, Новая… Нефертити египетская царица, супруга царя-еретика Эхнатона. Скульптурная голова найдена в Амарне 1912. Берлинский музейГолова Нефертити. Египетская скульптура, 18-я династия, около 1340 г. до н.э. Берлин. BPA 2nofretete — nefertiti stock-fotos und bilderПодробный вид Hatsjepsoet, найденного в могильном инвентаре Хатшепут, выставленного на выставке «Царицы Нила», проходившей в Национальном музее… Американская певица и актриса Барбра Стрейзанд в костюме Египетская царица Нефертити позирует рядом с бюстом Нефертити на съемках своего телевизора. .. Рельеф королевской четы в стиле Армана; фигуры по-разному приписывались Эхнатону и Нефертити, Сменхкаре и Меритатону или… Реплика бюста Нефертити стоит перед копией головы Сфинкса в Мастерской реплик Национального музея Берлина, в .. .Бюст Нефертити из собрания Агиптского музея в Берлине, в настоящее время находится в Новом музее. Neferneferuaten Нефертити, египетская царица и… бюст Нефертити на базаре Хан аль-Халили Египет…. Новый музей на Музейном острове в Берлине. На фото туристы у всемирно известного бюста богини Нефертити, которому около 3000 лет. Известняковая голова царицы Нефертити, жены Эхнатона, из Эль-Амарны, Египет. В настоящее время находится в Египетском музее в Берлине. Подробный обзор произведений искусства или восстановленных произведений, выставленных частично в постоянной египетской коллекции, а также на выставке «Царицы Нила» … Бюст Нефертити из коллекции Египетского музея в Берлине, в настоящее время находится в Новый музей. Нефернеферуатон Нефертити, египетская царица и. .. Известняковая голова царицы Нефертити, жены Эхнатона, из Эль-Амарны, Египет. Сейчас находится в Египетском музее в Берлине. Королева Дании Маргрете II внимательно рассматривает бюст 3400-летней египетской красавицы-королевы Нефертити 10 сентября 2014 года в Берлине, Германия….schöne nofretete frau — nefertiti stock-fotos und bilderNefertiti , египетская царица и супруга Эхнатона, 14 век до н.э. Расписная скульптурная голова, найденная в Амарне в 19 г.12. Нефертити царствовала из… Королева Дании Маргрете II пристально смотрит на бюст 3400-летней египетской красавицы королевы Нефертити 10 сентября 2014 года в Берлине, Германия…. Реинкарнация. На снимке изображена мисс Э. К. Батт, которая, как утверждается, является реинкарнацией знаменитой царицы древнего Египта, царицы Нефертити… Внутренний гроб Кекое частично выставлен в постоянной египетской коллекции, а также является частью «Цариц Нила». ‘ Выставка проходила в…horus und «nefertiti» — nefertiti stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleКоронованная голова Нефертити, жены Эхнатона. Скульптура была сделана знаменитым скульптором Тутмосом и была найдена в его мастерская. Египет…. Творческая иллюстрация. Древнеегипетская цивилизация. Жена Фароне играет в шахматы с рабом. Древний Египет был цивилизацией древних… Рельеф Эхнатона и Нефертити в лучах бога-солнца Атона, Египетский музей, Каир. Реплика бюста Нефертити, оформленная в стиле Джорджио Армани, выставлена ​​в Мастерской реплик Национального Музеи Берлина в Берлине… gyptische montage — nefertiti stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleКоролева Дании Маргрете II внимательно рассматривает бюст 3400-летней египетской красавицы королевы Нефертити 10 сентября 2014 года в Берлине. Германия….ägyptische antike papyrus — nefertiti stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleГолова дочери Эхнатона. Считается, что она представляет принцессу, дочь Эхнатона и Нефертити. Найдена в мастерской главного … статуя фон рахотеп и нефрет — нефертити стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символыЭнтони Рот Костанцо в роли Эхнатона и Кэти Стивенсон в роли Нефертити с артистами труппы в постановке Филиппа Английской национальной оперы . ..Понедельничная уборка в музеях Берлина: Уборка витрины с бюстом НефертитиНовый музей на Музейном острове Берлина. На фотографии изображены туристы у всемирно известного бюста богини Нефертити, которому около 3000 лет. .Подробный обзор произведений искусства или восстановленных предметов, частично представленных в постоянной египетской коллекции, а также на выставке «Царицы Нила»… Творческая иллюстрация. Древнеегипетская цивилизация. Похороны фараона, в гробнице пирамиды с саркофагом. Древний Египет был… Около 1350 г. до н.э. царь Эхнатон и его королева Нефертити поклонялись Атону или Атону, богу Солнца. Первоначально названный Аменхотепом IV, царь изменил свое имя на… ägyptische collage — nefertiti stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole von 21

Описание бюста Нефертити


Бюст Нефертити, Египет, Телль-эль-Амарна, Новое царство, 18-я династия, ок. 1351–1334 гг. До н.э., подарен Джеймсом Саймоном.

© Staatliche Museen zu Berlin, Ägyptisches Museum und Papyrussammlung / Sandra Steiß

«Раскрашенный бюст королевы в натуральную величину, высотой 47 см. С голубым париком с плоской стрижкой, который также перевязан лентой на полпути. Цвета как будто только что нанесли краску. Работа абсолютно исключительная. Описание бесполезное, надо смотреть. Аналог бюста царя со с. 39. Повреждены только уши и часть правой стороны парика».

Эта цитата из дневника раскопок 1912 года является первым известным описанием бюста Нефертити. Он был написан Людвигом Борхардтом, руководившим раскопками в Телль-эль-Амарне, и часто цитировался, прежде всего, из-за краткого отрывка: «Описание бесполезно, его нужно увидеть».

Описание на самом деле полезно

Хотя Борхардт справедливо подчеркивал, что красоту бюста можно оценить только при непосредственном наблюдении, он сам предпринял его описание для первой подробной публикации произведения в 1923, через 11 лет после его обнаружения. Даже с нашей сегодняшней точки зрения его слова все еще можно считать авторитетными. Борхардт сначала повторяет известную позже запись в своем дневнике «описание бесполезно, надо видеть», а затем продолжает:

Сегодня я хотел бы написать то же самое еще раз, так как убежден, что мои слова не могут передать оставшееся впечатление. этим произведением искусства, и что даже цветопередача […] не иллюстрирует ясно живость и тонкость оригинала, а лишь намекает на них. […]

Сохранность поразительно хорошая. Прямостоячая часть кобры отломана, как и два небольших кусочка острого верхнего края парика справа и слева; с левой стороны отслоился больший участок штукатурного покрытия; оба уха повреждены, справа несколько фрагментов сейчас пришиты. Вкладка отсутствует на левом глазу; поскольку, однако, в глазнице не было обнаружено следов связующего вещества, а фон гладкий и никоим образом не утоплен для размещения вкладки, можно с уверенностью сказать, что левый глаз никогда не заполнялся вставкой. На правом плече тоже откололся небольшой кусочек; кроме того, кое-где едва заметные царапины на лице, носу и т. д. В нескольких местах следы нечистой влаги, вероятно, от дождевой воды, которая стекала загрязненной через уже прохудившуюся крышу и попадала на еще стоящий на полке бюст. […]

Мышцы затылка и боковых сторон шеи прорисованы так тонко, что кажется, будто они напрягаются под нежной кожей, нарисованной в здоровом оттенке.

Египетские скульпторы почти никогда не пытались выразить какие-либо эмоции на лицах своих произведений […], но это лицо — воплощение безмятежности и хладнокровия. Если смотреть спереди, то она обладает полной зеркальной симметрией, и тем не менее зрителю будет совершенно ясно, что он смотрит здесь не на какой-то сконструированный идеал, а на стилизованный, но тем не менее вполне узнаваемый образ конкретного человека с ярко выраженным характером. эффектный внешний вид.

Последующие описания деталей рта, носа и глаз королевы также ярко раскрывают энтузиазм Борхардта по поводу красоты бюста.

Несмотря на то, что реконструкция Борхардтом модельного зала и цель, для которой были сделаны бюсты, открыты для новых дискуссий с современной точки зрения, его заключительный комментарий к бюсту остается понятным и по сей день: «В любом случае законченный и красочный портрет — лучший и самый искусный из всех, что я знаю».

Бюст Нефертити, Египет, Телль-эль-Амарна, Новое царство, 18-я династия, ок. 1351–1334 гг. до н.э., г.  высота: 49 см; ширина: 24,5 см глубина: 35 см; материал: известняк, расписная лепнина, кварц, воск; исх. нет. АМ 23100; дата находки: 06.12.1912; дом П 47.2; комната 19, дар Джеймса Саймона © Staatliche Museen zu Berlin, Ägyptisches Museum und Papyrussammlung / Sandra Steiß

Структура и материалы бюста

Сердцевина бюста состоит из известняка, поверх которого нанесен слой штукатурки различной толщины для окончательного моделирования. Консистенция известняка, а также толщина и послойное нанесение штукатурки были задокументированы с помощью компьютерной томографии, сделанной в 2006 году в сотрудничестве с Институтом визуализации Charité – Siemens. Эти новые сканы предоставили несколько деталей, которых не было на предыдущих изображениях, созданных в 1992 в Вирховской клинике Шарите.

Египетская лазурь, пчелиный воск и горный хрусталь

Что делает бюст таким необычным, так это, прежде всего, его яркие цвета, которые уникальны в своем состоянии сохранности и придают бюсту необычайную реалистичность. Без росписи и инкрустированного глаза бюст по-прежнему считался бы шедевром мастерства, но производил бы совершенно иное впечатление.

Краски, используемые здесь, соответствуют хорошо известному спектру древнеегипетских натуральных пигментов, включая красную охру, желтый аурипигмент, зеленую фритту и сажу, а также искусственно полученную «египетскую лазурь», применяемую в различных оттенки, например, для создания тона кожи королевы. Многослойное нанесение краски было с высочайшей точностью подтверждено бесконтактными испытаниями, проведенными Rathgen-Forschungslabor Государственного музея Берлина в 2009 г..

Бюст Нефертити (фрагмент)  © Государственный музей в Берлине, Египетский музей и папируссаммлунг / Сандра Штайс

тонкие отдельные волоски бровей, нанесенные перекрестными штрихами. Однако также примечательно, что максимальное внимание уделялось достижению совершенства лица, в то время как воротнику уделялось более поверхностное внимание.

Радужная оболочка и зрачок правого глаза были изготовлены из пчелиного воска, окрашенного в черный цвет, покрыты тонким кусочком полированного горного хрусталя в качестве роговицы.

Бюст Нефертити (фрагмент)  © Staatliche Museen zu Berlin, Ägyptisches Museum und Papyrussammlung / Sandra Steiß левый глаз. В своей первоначальной публикации 1923 он отмечает:

[…] и в левом глазу отсутствовала вкладка. Обломки, даже те, которые уже были убраны, тут же обыскали, а часть просеяли. Обнаружено еще несколько фрагментов ушей, но не глазной вкладки. Только много позже я понял, что его никогда не существовало.

Определенность именно этого последнего замечания сегодня является предметом критической дискуссии. Тем не менее, мы можем с уверенностью предположить, что глазная вставка, если она когда-либо существовала, отсутствовала во время открытия, как и накладки из сусального золота с бюста Эхнатона, найденного в той же комнате, или пропавшего урая из той же комнаты. скульптура.

Непереносимый

Вышеупомянутые исследования, проведенные Rathgen-Forschungslabor, и компьютерная томография показывают, что бюст чрезвычайно хрупок: между известняковым ядром и нанесенной штукатуркой есть воздушные карманы, которые были определены как очень уязвимые места. . Части расписного украшения также чрезвычайно хрупкие.

Кроме того, вставка из горного хрусталя должна считаться высокочувствительной. Поэтому с кураторской и консервационной точки зрения бюст, как и многие другие предметы в коллекции музея, теперь классифицируется как «непереносимый».

Бюсты в Древнем Египте

Хотя мы часто сталкиваемся с бюстами как жанром портретной живописи от классической античности до раннего Нового времени, в Древнем Египте они встречались редко. Одной из причин этого может быть то, что бюст, как объемный портрет человека, который обычно заканчивается на середине туловища, является «обрезанным» и потому неполным изображением. Однако в Древнем Египте было чрезвычайно важно, чтобы изображения выглядели целыми и неповрежденными.

Тем не менее, существует небольшое количество скульптур, которые можно назвать бюстами, в основном из области поклонения предкам. Помимо нескольких примеров из Старого царства (около 2570–2400 гг. До н.э.), бюсты относительно часто появляются с периода Амарны до конца Нового царства (около 1350–1100 гг. До н.э.). Большинство из них можно отнести к области частного поклонения предкам в домашней сфере или в контексте захоронений, и поэтому они часто напоминают египетские посмертные маски или верхнюю часть саркофагов в форме человека.

Бюсты королевской четы

К немногим известным королевским образцам относится бюст Нефертити, который, как уже совершенно справедливо заметил археолог Людвиг Борхардт, невозможно представить без своего аналога, бюста ее мужа. Бюст Эхнатона был найден в той же комнате, что и бюст королевы, но уничтожен иконоборцами.

Бюст Эхнатона, Египет, Телль-эль-Амарна, Новое царство, 18-я династия, ок. 1351–1334 гг. до н.э. , исх. нет. ÄM 21360, подаренный Джеймсом Саймоном © Staatliche Museen zu Berlin, Ägyptisches Museum und Papyrussammlung / Sandra Steiß

Вероятно, изначально он был даже более сложным, чем у Нефертити: наряду с росписью украшения также были задокументированы свидетельства наложения сусального золота, а вставка головы урей был сделан из драгоценных материалов. Оба бюста, конечно, не предназначались для погребального контекста, а вместо этого, вероятно, служили для почитания королевской четы в храме или дворце.

Модель скульптора или готовая работа?

Интерпретация Людвигом Борхардтом бюста королевы как «модели скульптора» преобладала среди египтологов с момента публикации 1923 года и лишь изредка подвергалась сомнению. Борхардт пишет:

О назначении бюста вряд ли нужно что-то говорить. […]. Его огранка указывает на то, что он не должен был быть отдельной частью большой статуи. Левая глазница, для которой никогда не нужно было делать вкладку, потому что работа была лишней, поскольку она была бы зеркальным отражением глазницы в правом глазу, остается пустой; короче, все ясно показывает, что это модель.

Помимо того, что Борхардт не смог представить себе скульптурную форму бюста как самостоятельное произведение искусства, он перечисляет неокрашенные стороны плеч как важнейшее указание на то, что это произведение задумывалось как модель. Однако остается открытым вопрос, можно ли считать его последний аргумент, отсутствующий глаз, убедительным доказательством этой гипотезы. Недавние расследования не предоставили убедительных доказательств.

Загадка остается неразгаданной

Поскольку использование бюста в качестве самостоятельного скульптурного жанра задокументировано в Древнем Египте, сам по себе способ изображения не может служить аргументом в пользу того, что бюст Нефертити был создан в качестве модели. Сравнение с другими гипсовыми слепками, найденными рядом с портретами Нефертити и Эхнатона в двойной камере R. 18/19, дает дополнительные доказательства. Эти 23 портрета, девять из которых изображают членов королевской семьи, остались неокрашенными, за исключением минимальных черных и красных контурных линий, и на них явно можно идентифицировать модели скульптора. Два рассматриваемых королевских бюста, напротив, кажутся почти полностью законченными.

Кроме того, для мастера того периода идеальное нанесение краски, как видно на бюсте Нефертити, вероятно, не считалось необходимым для модели. Цветовая палитра для корон, ошейников и тона кожи соответствовала стандартным нормам, а это означало, что не было необходимости в шаблоне. Таким образом, ни одна из возможных интерпретаций явно не перевешивает другую, и тайна того, был ли бюст Нефертити задуман как модель или был (почти) законченным произведением искусства, остается неразгаданной.

Бюст Нефертити, Египет, Телль-эль-Амарна, Новое царство, 18-я династия, ок. 1351–1334 гг. до н.э., дар Джеймса Саймона © Staatliche Museen zu Berlin, Ägyptisches Museum und Papyrussammlung / Sandra Steiß

Бюст Нефертити

  • Обзор
  • Королева — кем была Нефертити?
  • Находка — Где и кем был найден бюст?
  • Бюст — Что делает это произведение искусства таким исключительным?
  • Презентация — Как бюст оказался в Новом музее?
  • Прием — Как Нефертити стала иконой красоты?
  • Реплика — Как 3D-сканирование и традиционное мастерство дополняют друг друга?

 

Каталог выставки «В свете Амарны», 2012 г.


Другие ссылки

  • В свете Амарны — Фильм для выставки, 2012
  • Фильм: Сон Эхнатона о новой столице, 2012
  • Фильм: Дворец Нефертити, 2012
  • Фильм: Место находки Нефертити , 2012
  • Фильм: «Hingeschaut! Домашний алтарь с изображением Эхнатона, Нефертити и трех их дочерей под солнечным Атоном»
  • Музей и город: „Wer war Nofretete? Die schöne Königsgattin im Neuen Museum» в блоге Staatliche Museen zu Berlin (только на немецком языке)
  • 360° фото бюста Нефертити в зале Северного купола в Google Street View
  • Интернет-выставка «Аудиенция у королевы Нефертити» в Google Arts & Culture
  • Фридерике Сейфрид, «Die Büste der Nofretete — Dokumentation des Fundes und der Fundteilung 19»12/1913“ в: Jahrbuch Preußischer Kulturbesitz 2010, Bd. XLVI, Берлин, 2011 г. (PDF, 5,26 МБ)
  • Мартина Длугайчик, «Serien-Star Nofretete. Neue Quellen zur 3D-Rezeption der Büste vor der Amarna-Ausstellung von 1924», in: Casting.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *