Menu
[menu_adv_rtb]
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Разное Надпись татарин: Татарские надписи на памятниках в Москве, на татарском языке, примеры

Надпись татарин: Татарские надписи на памятниках в Москве, на татарском языке, примеры

Татарские надписи на памятниках в Москве, на татарском языке, примеры

Татарские надписи на памятниках – что можно высекать в камне, а что нельзя, вы узнаете если дочитаете статью до конца. В нашей стране по соседству в дружбе и согласии проживают люди разных национальностей, вероисповеданий. У каждого народа свои традиции, культура. Это касается и ритуальных обрядов, правил захоронения усопших. Для православных считается нормой красочность похоронных обрядов, дорогие надгробные комплексы, пышность и помпезность.

Надписи для татарских памятников 1

Для мусульманина, строго соблюдающего свои традиции, каноны Ислама – роскошь в похоронах запрещена. Смерть – это неизбежное событие, когда душа праведника возносится в Рай, к Аллаху. Красивые и богатые надгробия удерживают душу на земле, вызывают раздор среди душ усопших, отвлекают от райского наслаждения и благоденствия, дарованного Аллахом.

КАНОНЫ ИСЛАМА

Татарская нация самая ревностная, в вопросах исполнения канонов ислама, поэтому татарские надгробные камни не принято богато украшать. Запрещали раньше гравировать портреты покойников. Из позволенного – надписи на памятники на татарском языке. Разрешены цитаты, взятые из мусульманских сур, на арабском языке. А вот по поводу гравировки надгробных памятников выдержками из Корана, мнения расходятся.

Одни считают это допустимым, а другие – нет. Мнения разделяются потому, что Святые Слова, написанные на могильном камне, находятся на уровне земли и на них могут наступить люди или животные – что недопустимо. А огораживать могилки, также запрещено. Следовательно, лучше не писать на камнях цитаты из Корана, в знак уважения к Слову Аллаха. Например, в Ханафитском мазхабе уверены, что писать что-либо на памятной стеле можно лишь затем, чтобы обозначить место могилки на кладбище, а иные надписи нежелательны. Как видите, в этом вопросе нет единого мнения. Поэтому каждый сам решает, нужно писать эпитафию (надпись) на памятнике усопшему родственнику, или нет.

А чтобы узнать, какой вариант захоронений является верным, следует посетить старинные татарские (мусульманские) кладбища. На них, в основном, памятник в виде каменной глыбы, обработанная с лицевой стороны. Без портрета, указаны предки до пятого колена и выбита философская надпись на татарском языке. На некоторых камнях надписи на арабском.

ТАТАРСКИЕ НАДПИСИ НА ПАМЯТНИКАХ

В основном, если татары заказывают гравировку эпитафии на памятник, то это молитва за душу покойного. Мольба о том, чтобы Аллах был милостив к нему и не строго наказывал за грехи.

Надписи 2

Не допускаются на могилах мусульман скорбные слова. После смерти мусульманин возвращается к Аллаху, которому принадлежит, выражать скорбь по этому поводу в эпитафии на памятнике — непристойно.

Примеры надписей на татарских памятниках:

  • Смерть тебя известит о сроке, а могила есть предел деяний…

  • Из мира бренного, в мир вечности переселился…

  • Сказал Пророк, мир над ним: Верующие не умирают, но переходят из мира, тленного в мир вечный.

  • Сказал пророк: – Да приветствует Аллах его и род его…
    Смерть – чаша и все люди пьют из неё…
    Могила – врата и все люди войдут в неё…

  • День, когда ты взошёл на землю рая…

Надписи 3

Сейчас меняется жизнь кругом. Затронули изменения и ритуальные традиции разных народов. Одни возвращаются к своим истокам, после ста летнего перерыва, а другие отходят от строгих правил и канонов.

Татарская эпитафия на памятнике габбро

Сегодня на татарских кладбищах Москвы, можно увидеть дорогие памятники с портретами, скульптурами, оградами. Уже не столь заметно строгих различий между могилами людей разных конфессий.

Молодое поколение не слишком строго придерживается ритуальных правил.

ЗАКАЗАТЬ ЭПИТАФИЮ НА ТАТАРСКОЕ НАДГРОБИЕ

Наша компания, «Постамент.ру», выполняет заказы на гравировку надписей, полумесяцев, минаретов, арок с мечетью, на мусульманские стелы, надгробия. Допускается украшение лицевой стороны надгробной плиты национальным орнаментом в сдержанном стиле. На женской плите допускается гравировка цветов, по количеству детей. Фото наших работ, по оформлению мусульманских памятников размещены на сайте.

Татарский памятник

Для заказа нанесения надписи:

  • Оставьте заявку дежурному специалисту;

  • Позвоните нам +7 495 201 3227;

  • Закажите обратный звонок, мы перезвоним в удобное для вас время;

  • Напишите в онлайн-чат внизу правого угла экрана;

  • Напишите нам на почту — [email protected].

Наши менеджеры свяжутся с вами, в течение нескольких минут. В онлайн-чате можно спросить цену на гравировку. Она зависит от того, какое гравировальное оборудование применят для нанесения эпитафии на обелиск (вручную, лазерным или пескоструйным станком), от количества строк, оформления надписи (краска, золото, серебро, бронза).

Каталог изделий

в наличии

Памятник с мечетью мусульманский

Памятник 10004

15 300 Р

мусульманский памятник

Памятник 10400

12 400 Р

памятник ислам

Памятник 10401

12 400 Р

Памятник мусульманский с пиками и колоннами

Памятник 18547

35 860 Р

Памятник мусульманский с месяцем из гранита

Памятник 18548

26 100 Р

Полумесяц со звездой на мусульманский памятник

Полумесяц со звездой 97002

400 Р

Мечеть с полумесяцем на исламский памятник

Мечеть с полумесяцем 97007

800 Р

Гравировка на памятник полумесяц

Гравировка полумесяц 97014

400 Р

Надпись на мусульманский памятник

Надпись мусульманская 97018

800 Р

Мусульманская молитва на памятник

Мусульманская молитва 97022

400 Р

молитва для оформления мусульманского памятника

Молитва на памятник мусульманский 97026

800 Р

Мусульманская символика из бронзы на памятник

Мусульманская 82164

2 000 Р

5 Октября 2019

Оформление

Татарские надписи на памятниках – что можно высекать в камне, а что нельзя, вы узнаете если дочитаете статью до конца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мусульманские татарские надгробия: особенности оформления

Исключительный внешний вид

Традиционная религия подавляющего большинства татар – ислам. Эта вера строго регламентирует не только устои жизни каждого правоверного мусульманина, ритуал его погребения, но и то, как должен выглядеть надгробный памятник на месте его последнего пристанища. Так, ислам трактует смерть как естественную неизбежность и долгожданную для каждого правоверного возможность предстать перед Всевышним в его Раю. Поэтому надгробье не должно выражать излишней и неуместной скорби. Кроме того, религия запрещает как-то по-особенному украшать памятники, чтобы души на Небесах не имели повода для зависти или ссор. Поэтому эстетика мусульманских памятников по преимуществу лаконична.

Оформление татарского памятника не предполагает вычурности, форма стелы – это сдержанный прямоугольник. Единственное отступление от строгости абриса заключается в возможности придать верхушке обелиска сходство с минаретом или куполом мечети. При этом, строго запрещены изображения на поверхности плиты каких-либо живых существ, а тем более – портрета усопшего. Подобные рисунки, согласно шариату, есть великий грех, ведь творить сущности может лишь Аллах. Зато приветствуется символ ислама – полумесяц, который располагают обычно в верхнем левом углу камня. Правда, в последнее время строгие запреты пошатнулись, так как исламский мир понемногу видоизменяется под влиянием европейской культуры. Поэтому на некоторых татарских памятниках появились фотографии. Иногда встречаются и роскошные надгробия. Но большинство правоверных татар остаются верны устоям шариата и заказывают на надгробьях соответствующие гравировки.

Разрешается, например, поместить на стеле имя усопшего с годами его жизни, а также эпитафию: слова из Корана или поучений Пророка Мухаммеда, выполненные обязательной арабской вязью.

Не возбраняется и скупой орнамент. На мужских памятниках он обычно геометрического характера, а на женских растительного. В последнее время мужские татарские памятники также могут быть украшены изображением мечети или минарета. Монументы на татарских кладбищах сделаны в основном из камня. Наиболее популярным является темный гранит, из которого сделаны все элементы захоронения, украшенные исламской символикой. На таких участках обычно захоранивают представителей одного рода, сооружая целые семейные мемориальные комплексы, гармоничные, выдержанные в едином эстетическом стиле.

Устанавливают мусульманские памятники таким образом, чтобы они своей лицевой стороной были обращены строго на восток, туда, где находится священная Мекка. Это очень строго соблюдаемый закон, нарушение которого неизменно порицается мечетью.

когда увидал на майке надпись «татарин» , Мем Пацан с крестом

Мем Пацан с крестом

когда увидал на майке надпись «татарин» Мем Пацан с крестом

Создать мем

Анонимус 14.7.16 в 00:07

«увидал» ты с деревни?

Прокомментируй, будь мужиком, блеать!

Имя (необязательно)
Запостить

Похожие картинки:

В Казани судят «Правых татар», разжигавших вражду к русским и евреям

В Вахитовский районный суд столицы Татарстана передано дело двух жителей республики, обвиняемых в нанесении в 2014—2015 годах целой серии ксенофобных граффити. Обвиняемых — Мансура Мусина 1973 года рождения и Эмиля Камалова 1986 года рождения — следствие считает членами националистического объединения «Правые татары» (Tatar Bozqurd), действующего в регионе с 2011 года. Обвинение подсудимым предъявлено по ст. 280 («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности») и 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») УК РФ.

Казань ныне город весьма спокойный в плане межнациональных отношений, хотя пятнадцать лет назад здесь были весьма многочисленны татарские национал-сепаратисты, в октябре 1991 года избивавшие сторонников пребывания Татарстана в составе России и сотрудников милиции, а затем попытавшиеся взять штурмом парламент республики. Эксперты даже сравнивали эти события с попыткой осуществить в Казани «грозненский сценарий» — по образцу захвата дудаевцами Верховного Совета Чечено-Ингушетии 6 сентября 1991-го.

— В начале 90-х в Татарстане, откуда я родом и где живу и работаю, был короткий период разгула татарских националистов, — вспоминает адвокат Павел Чиков. — Молодёжь с криками «Азатлык!» («Свобода!») и зелёными повязками на голове требовала суверенитета от Москвы. Лидеры их, такие как Рафис Кашапов и Фаузия Байрамова, призывали русских из республики выгнать, а детей от смешанных браков (у меня отец русский, а мама татарка) уничтожить. Мне было 12—13 лет, родители в какой-то момент сильно переживали за мою безопасность.

И вот летом 2014 года на окраине исторической Татарской слободы, на пересечении улиц Ахтямова и Тукая возле ДК меховщиков на заборе неизвестные написали с помощью аэрозольного распылителя крупными буквами «Смерть русским». Эта выходка стала первой в целой череде граффити, буквально захлестнувших потом Казань.

14 декабря 2014 года в центре города на колоннах и стенах храма-памятника русским воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году, появились бросающиеся в глаза надписи «1552», «1552 — никто не забыт, ничто не забыто», «Татар уян!» («Татарин, пробудись») и «Азатлык!» («Свобода»).

 20 декабря 2014 года на стене дома 93 на улице Декабристов было обнаружено граффити: «Батырша, вернись! Спаси свой народ!» Батырша (мулла Габдулла Галиев) — предводитель татаро-башкирского восстания против царской России в Поволжье в 1755—1756 годах.

27 марта 2015 года на стенах подземного перехода между Центральным стадионом и Казанским Кремлём были найдены надписи «Свободу Рафису Кашапову!» (арестован 28 декабря 2014 года, осуждён 15 сентября 2015 года на 3 года тюрьмы за возбуждение ненависти и вражды и призывы к сепаратизму), «Смерть оккупантам!», «Долой московско-чекистскую хунту!» и «Свободу татарскому народу!»

В начале апреля 2015 года на набережной озера Нижний Кабан у Татарского академического театра имени Галиаскара Камала появились надпись «Свободу Кашапову и Савченко! Путина — в Гаагу!» В том же месяце на здании бойлерной у здания второго корпуса Казанского федерального университета неизвестные написали «Русские свиньи, уезжайте».

 

10 июля 2015 года на Ленинской (Кремлёвской) дамбе у стен Казанского Кремля была найдена крупная надпись «Слава Украине! Героям слава!» (несколькими месяцами ранее скандирование этого лозунга украинских националистов произошло на трибунах казанского «Рубина»).

17 июля 2015 года на здании дома 37 по улице Щапова (рядом с центром города) нанесены надписи «Свободу Рафису Кашапову!» и «Путина — в Гаагу!»

3 августа 2015 года на заборе Казанского национального исследовательского технологического университета появилась надпись «Смерть [оскорбительное название евреев] и русне, слава булгарской весне!» (намек на «русскую весну» в Донбассе).

Наконец, 28 ноября 2015 года на здании бойлерной напротив дома 78 по проспекте Ямашева (рядом с крупными торговыми центрами и стадионом «Татнефть Арена») — надпись «Умрите, русские ублюдки!»

Для Татарстана, руководство которого постоянно подчёркивает «уникальный опыт толерантного сожительства различных народов и религий» среди прочих субъектов Федерации, такого рода выходки стали шокирующими. Тем более что правоохранительные органы оказались не способны их оперативно пресечь да и, как можно понять, не слишком пытались.

— Храм-памятник Спаса Нерукотворного воздвигнут в честь похороненных здесь русских православных воинов, поэтому у этой выходки был очевидный умысел уязвить русское и православное население Татарстана, — отметил Лайфу председатель Общества русской культуры Республики Татарстан Михаил Щеглов. — После того как в декабре 2014 года вандалы осквернили этот храм, мы около месяца ждали, думали, что будет возбуждено уголовное дело. Реакции не было. В январе 2015 года я обратился в прокуратуру, началась переписка с сотрудниками этого ведомства, в процессе которой в Казани продолжали появляться и другие подобные надписи. При этом мне из прокуратуры отвечали, что в том, на что я указываю, нет состава преступления. В конце концов я «достучался» до Генеральной прокуратуры Российской Федерации, и в мае 2015 года мне сообщили, что уголовное дело всё-таки возбудили.

— В августе 2015 года занимавшийся этим делом сотрудник Следственного комитета по Республике Татарстан сообщил мне, что нашли тех, кто писал эти граффити, — продолжает Щеглов. — Но что-то более конкретное я узнал только в мае этого года, когда был вызван давать показания как свидетель на начавшийся суд. На суде я узнал, что обвиняемый Мусин с августа прошлого года находится в СИЗО (то есть, очевидно, о нём и шла речь ранее. — Прим. Лайфа).

В публикации, вышедшей 18 июня в «Российской газете» со ссылкой на данные пресс-службы УФСБ по Республике Татарстан (в это ведомство также обращался в прошлом году с жалобами Щеглов, и, судя по всему, поэтому оно оказалось задействовано в расследовании) утверждается, что задержанные Мусин и Камалов являются участниками движения «Правые татары».

Изначально «Правые татары» — это популярный паблик в соцсети «ВКонтакте», открытый 16 декабря 2011 года и всего за полгода набравший около 5 тыс. подписчиков (первичный паблик в конце 2013 года был заблокирован правоохранительными органами, но открыт дублирующий, имеющий в настоящий момент около 3 тыс. подписчиков). В марте 2013 года на улицах и на станциях метро Казани появились многочисленные стикеры с символикой и рекламой интернет-ресурса.

А 11 октября того же года представители «Правых татар» вышли в офлайн, приняв участие со своими флагами в ежегодной акции татарских националистов, посвящённой взятию Казани.

В том же году председатель (именно так) этого движения Айрат Зиганшин заявил в интервью: «Правые татары» являются всетатарским надорганизационным движением. Несомненно, «Правые татары» — это коллектив и, более того, коллектив с чёткой структурой и идеологией. Наш паблик «ВКонтакте», также как наши паблики и страницы в других социальных сетях, является информационным ресурсом нашего движения».

На интернет-ресурсах «Правых татар» присутствуют появлявшиеся в надписях на улицах Казани лозунги «Татар уян» (Татарин, пробудись»), а также аналогичная ксенофобная терминология — например, выражение «русня» по отношению к русским. Тиражируются и уничижительные заявления о русских как о «рабах»  Золотой Орды, которые вновь ждут «вкуса сабли хана Батыя».

Подобные апелляции вообще популярны в татарском националистическом движении. Например, упомянутая Фаузия Байрамова в 1991 году сравнила формирующуюся татарскую «национальную гвардию» с воинством Батыя и издавала затем газету «Алтын Урда» («Золотая Орда»). В январе 2013 года лидер Союза татарской молодёжи «Азатлык» Наиль Набиуллин объявил о праздновании «года Батыя», выйдя в центр Казани с плакатом «Это были лихие 1200-е… Мы завоевывали, как могли».

Как утверждало в 2013 году издание Kazanfirst, «Правые татары» были основаны двумя активистами «Азатлык», один из которых перед этим даже пытался оттеснить Набиуллина от руля Союза татарской молодежи. Однако у нового движения есть ряд существенных новаций.

— Изначально выбор пал на название «Правые татары» с прицелом на то, чтобы сломать стереотип, согласно которому в России только русские могут быть правыми, националистами, — заявил в 2013 году Зиганшин.

Несколько бессмысленное заявление (националисты были широко представлены в Татарстане уже с 1991 года), если не отметить тот момент, что символика нового движения откровенно копирует шаблоны (пожатие «вена в вену» за предплечья, использование стилизованного рунического алфавита и прочее), принятые в «правой» субкультуре, например, у футбольных фанатов. Кстати, по внешнему виду и стилю одежды вышедшие в 2013 году на митинг активисты «Правых татар» сильно походили на футбольных ультрас, отличаясь этим от прочих татарских националистов.

—Что касается движения «Правые татары», то есть подозрения, что оно было инициировано «сверху», откуда-то из коридоров местной власти (в которой есть латентные националисты, и которой в целом есть выгода существования татарских националистических группировок, чтобы Москву пугать и с одновременно заверять, что они-то здесь всё контролируют и не дают разрастаться), — говорит Щеглов, — ввиду недовольства тем, что футбольные фанаты казанского «Рубина», где много татар, скандируют «Русские, вперёд!», как это принято в других фанатских движениях. И возникла идея отколоть от общения движения фанатов «Рубина» вот этих «Правых татар».

— Интернет-сообщество «Правые татары» в течение нескольких лет занималось насаждением антироссийских и откровенно русофобских настроений среди татар в Мировой паутине, — в свою очередь, отмечает живущий в Казани эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. — Но, как это нередко бывает, длительная виртуальная пропаганда требует от слов перейти к делу, чтобы выразить свои взгляды.

При этом глава Общества русской культуры Республики Татарстан высказал сомнения в том, что на скамье подсудимых оказались реальные представители «Правых татар». Тем более что у Эмиля Камалова (конкретно его следствие обвиняет в нанесении граффити, считая Мусина идейным вдохновителем этих акций) оперативно обнаружилась, как сообщил Щеглову адвокат Мусина, даже справка о невменяемости.

Иначе говоря, могли быть задержаны опосредованно относящиеся к «Правым татарам» люди (как сообщила 22 июня татарская редакция Радио «Свобода», Мусин комментировал в группе «Правые татары» во «ВКонтакте», причем один из его комментариев правоохранители сочли экстремистским), а актив оформляющегося праворадикального русофобского движения, активно выражающего симпатии Турции и радикальным исламистским движениям, остался не затронут.

О татарском влиянии на жизнь русского народа Часть 5 — Реальное время

Из книги востоковеда-татарофила о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 5

Три года назад известный российский востоковед-тюрколог, доктор исторических наук, профессор РАН Илья Зайцев подготовил к изданию книгу Сергея Аверкиева (1886—1963) под названием «Влияние татар на жизнь русского народа», которая вышла в Казани тиражом всего 100 экземпляров. Автор книги, историк-энтузиаст и «татарофил», до начала Первой мировой войны работал в Палестине (сначала в Дамаске учителем русской школы, позже в Назарете помощником инспектора начальных школ Императорского Православного Палестинского общества). Затем он был интернирован в Россию, где в итоге осел в Нижнем Новгороде. Аверкиев считал, что почти все русские государственные институты, явления и понятия являются по происхождению татарскими — и в его книге можно найти множество соответствующих примеров. В 50-е годы историк-любитель отправлял свою рукопись в московский Институт истории, но там ее, конечно же, немедленно «сослали» в архив, где она благополучно пролежала до середины 10-х годов XXI века. С разрешения Ильи Зайцева «Реальное время» публикует фрагменты этой монографии. Предыдущие части: 1, 2, 3, 4.

II. Влияние татар на административное управление, финансы и военное устройство русских княжеств

3. Деньги. Печати. Меры веса и длины. Бумага. Счеты

В казне княжеской наряду с «иной всякой рухлядью» хранились также и деньги. Слово деньги (старинное «деньга») филологи производят от татарского слова «тамга». Такое словопроизводство впервые, кажется, было предложено академиком Френом, но казанский профессор Эрдман, вопреки мнению Френа, указал, что слово «деньга» в его современной татарской форме «танка» существовало в Азии уже с древнейших времен и имело то же значение, что и гривна. Тюркское слово «танка», несомненно, происходит от персидского слова «дангь», означающего 1/6 часть диргема, слова, которое в этом значении было заимствовано у персов и арабами (данык, данак, данек). Современная татарская «танка» означает рубль и вообще золотую и серебряную монету.

Чеканка русских монет, существовавшая в Киевском княжестве и прекратившаяся в древней Руси вследствие княжеских усобиц, возобновилась не раньше двух последних десятилетий XIV века в княжение Дмитрия Донского в Москве, а затем стала производиться и в других княжествах. По словам проф. Любавского, татары обязали русских князей чеканить серебряные «деньги» с ханским штемпелем и тамгою. И, действительно, мы видим на монетах Дмитрия Донского и последующих московских князей вплоть до Василия Темного наряду с русскими надписями также и татарские, что убедительно говорит о татарском влиянии на русское монетное дело. В княжение Василия Темного (1425—1462) татарские надписи на монетах заменяются лишь подобием восточного шрифта, но при Иоанне III (1462—1505) они снова появляются в неискаженном, правильном виде. Татарские надписи помещались также и на монетах вел. княжества Суздальско-Нижегородского, а в вел. княжестве Рязанском просто использовали золотоордынскую монету, надчеканивая на них тамги и штемпеля с именем великого князя или с одним его титулом. На монетах княжеского периода изображались, кроме фигур князя и сцен охоты, также фигуры фантастических животных, заимствованных с Востока.

Вскоре после начала чеканки серебряных денег под влиянием татар стали чеканить и медные пулы. Слово «пул» или «пуло» восходит к греческому «фоллис», которым у древних греков называлось как медная монета, так и кожаный мешок, в котором пересылалось жалованье войскам. Фоллис у арабов превратился в фильс (множественное: фулюс), а в Золотой Орде он звучал как «пул». От слова «фильс» (фулюс) или «пул» и произошло русское «полушка».

Рубль, как счетная единица, появился в древней Руси при татарах в XIV веке, по словам Карамзина, в первый раз он упоминается в летописях в 1321 году. Карамзин, ссылаясь на иностранцев, говорит, что древние рубли представляли из себя продолговатые куски серебра без надписей и изображений и весили от 22 до 24 золотников. Хотя и существует объяснение, что слово «рубль» произошло от глагола «рубить», так как большие куски серебра якобы разрубались на соответствующие мелкие части, но такое объяснение представляется крайне сомнительным и наивным. Вероятно, слово «рубль» заимствовано с Востока, из Индии, где издавна ходили под именем рупий серебряные монеты. Санскритское слово «рупия» означает «серебро», «серебряная монета». Стоимость рупии в Ост-Индии в конце XIX века равнялась 96 копейкам.

Татары обязали русских князей чеканить серебряные «деньги» с ханским штемпелем и тамгою. Фото libma.ru

Обычно принято считать название монеты «копейка» чисто русским словом, и производят его от «копья», которое якобы можно видеть в руках всадника, изображенного на старинных русских серебряных монетах — «копейках». Однако в 1830 г. уже упомянутый казанский профессор Ф. Эрдман предложил другое объяснение происхождения названия «копейка». Он указал на существование у татар во времена Тимура (1370—1405) монет с изображением собаки. Так как собака по-татарски называется «копек», то монеты с изображением собаки и назывались по-татарски «динари-копеки», т. е. собачьими монетами, или просто «копеки», т. е. «собаками», и при счете денег говорили: сколько-то «собак» («копеки») или столько-то «собачьих монет» («динари-копеки»). Первое упоминание о копейках, по словам Эрдмана, находится в «Истории Тамерлана» под 789 (1387) годом.

К концу XIX столетия объяснение проф. Эрдмана или забылось, или было признано неудовлетворительным, так что среди известных языковедов того времени, проф. Брандта и акад. Соболевского, произошло разногласие относительно правописания этого слова: через букву «ять» от предполагаемого слова «капея» или через букву «е» от «копья», которое держит в руке изображенный на монете всадник. По поводу этого спора один из учеников проф. ориенталиста Мухлинского снова привел объяснение проф. Эрдмана о татарском названии слова копейка. Хотя Эрдман и был близок к истине, указывая на тюркское происхождение названия «копейка», но только оно связано было не с собакой, а с именем хана Кебека (1318—1326), что разъяснил акад. В.В. Бартольд. При этом джагатайском хане была введена серебряная монетная система, которая раньше была у персидских монголов. Прежним названием золотой монеты динар стала называться крупная серебряная монета, весившая 2 золотника; шесть более мелких дирхемов, весивших 1/3 золотника, составили динар. Эти серебряные монеты по имени хана и получили на Востоке название «кебеков».

Современное название 15 копеек — «пятиалтынный» — до сих пор сохраняет в себе татарское слово «алтын», которым обозначалась стоимость шести «денег», равная 3 копейкам. По-татарски «алты» означает шесть, таким образом, слово пятиалтынный указывает, что по своей стоимости эта монета соответствовала шести старинным алтынам. До Петра I алтыны не чеканились, на них только велся счет. Само татарское слово «алтын» сложное образовавшееся из двух слов: «алты тийн» — «шесть белок».

Татарское влияние сказалось не только в области русской нумизматики в XIV и XV столетиях; значительно позже, в XVI и XVII веке, мы можем наблюдать восточное влияние и на русскую сфрагистику. Среди печатей, прилагавшихся к древним грамотам и актам, встречаются печати с восточными надписями. По исследованиям специалистов, все они оказываются копиями или подражаниями татарским или персидским подлинным печатям или монетам. Если к заимствованию монетного дела у татар побуждала русских необходимость, то наличие печатей с восточными надписями у лиц, принадлежавших к правящему классу, говорит нам о моде на все восточное, широко распространенной в верхах русского общества.

От татар русскими были позаимствованы и следующие меры веса и длины: анасырь, безмен, батман, контарь и аршин.

Анасырь в конце XVI в. был мерой веса двух родов: «анасырь бухарский» и «анасырь нынешний». «Анасырь бухарский» древнее «нынешнего»; очевидно, в древней Руси он существовал очень долго. Он восходит к вавилонской мине, которая употреблялась арабами для взвешивания серебра при чеканки серебряных диргемов и от арабов перешла к другим мусульманским народам. «Бухарский анасырь» весил ровно 128 золотников (546 гр.), или, по старинному выражению, «пол три гривенки малыя (48+48+24=120) и 8 золотников». «Нынешний анасырь» был равен 96 золотникам и соответствовал иракскому ратлу, который употребляли арабы при чеканке своей золотой монеты — динаров. Вес иракского ратла и «нынешнего анасыря» соответствовал дореволюционному фунту, т. е. 409,51 грамма.

Монеты Золотой Орды. Фото izhig.ru

Безмен (от тюркского «батман») был не только орудием для взвешивания, но и мерой веса. Как мера веса он равнялся приблизительно 21⁄2 гривенкам, т. е. двум с половиной фунтам или, приблизительно, одному килограмму. Батман упоминается в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина (XV в.). В Московском государстве он был в употреблении преимущественно у финских и турецких народностей, хотя и не входил в состав русского веса. Величина батмана была разная: в обыкновенном батмане считалось 10 фунтов, а в большом — около пуда. В царской России в XIX столетии в Казанской и соседних губерниях батманом называлась мера зернового хлеба в 41⁄2 пуда весом.

Арабская мера веса «кынтар», содержавшая в себе сто иракских ратлов, была позаимствована у арабов персами, а от последних, вероятно, через посредство татар перешла к русским в форме «контарь». Русский контарь заключал в себе 100 фунтов или 2,5 пуда (40,95 кг.), т. е. вполне соответствовал арабскому кынтару. (В современном арабском кынтаре тоже 100 ратлов, но современный ратл почти вдвое легче старинного — иракского: всего 2564 г).

Аршин (от перс. «арш», «араш» — локоть, рука от кисти до локтя), заимствованный у турецких народов, до Алексея Михайловича представлял из себя меру различной длины, что и явилось поводом к созданию пословицы: «каждый купец на свой аршин меряет». Окончательная длина аршина была установлена при Петре I: в подражание английскому ярду, делимому на 16 нейлей, он стал делиться на 16 вершков.

В дореволюционной России бумага продавалась стопами, стопа состояла из 20 дестей по 24 листа в каждой дести. Слово «десть» персидское (даст — «рука», «раз», «прием»), указывающее на то, что русские познакомились с бумагой на Востоке. Бумага была изобретена в Китае еще за 2 столетия до нашей эры. Вырабатывалась она китайцами из шелка и бамбуковых волокон. Настоящей родиной тряпочной бумаги, т. е. бумаги, сделанной из хлопка, Н.П. Лихачев считает Туркестан, откуда она распространилась по Сирии и Египту и перешла в Южную и Западную Европу. Само слово «бумага» производят или от слова «бамбук», или от монгольского «пумбук», что означает хлопок. Интересно отметить, что слово «бумага» имеет в русском языке двоякое значение: материала для письма (писчая бумага) и хлопчатобумажной ткани. По словам И.Т. Малкина, первая бумага была завезена на Русь татарами.

Счеты, употребляемые русскими счетоводами и бухгалтерами для механического воспроизведения четырех арифметических действий при помощи шариков, надетых на проволоку, в странах Западной Европы совершенно неизвестны. До изобретения счетных машин все арифметические действия обычно производились там на бумаге путем умственного подсчета. Поэтому принято было думать, что счеты являются чисто русским изобретением. Однако это, по-видимому, не так.

Голландский географ Витзен в своем капитальном труде Noorden Oost Tartarye, вышедшем в 1692 г. и составленном в части, касающейся Сибири, преимущественно по русским источникам, говорит, что счеты привез с собою из Золотой Орды при Дмитрии Донском татарский князь, принявший христианство, а вместе с ним и русское имя Спиридона. Поступив на службу к московскому князю, Спиридон вынужден был принять участие в сражении с бывшими своими единоплеменниками, был взят ими в плен и изрублен ими на мелкие куски, причем его тело «будто бы строгали». Поэтому его сын, родившийся в России после смерти своего отца, получил прозвище Строгонова. Это фамильное прозвище было усвоено и последующим его потомками, жившими в Великом Новгороде. После взятия Новгорода великим князем Иваном III Васильевичем в конце XV века многие жители Новгорода переселились на р. Двину, в том числе, по-видимому, и Строгоновы, так как эта фамилия перестала встречаться в Новгороде и стала упоминаться в Устюге и Соли Вычегодской, где Строгоновы завели соляные варницы, обратили на себя благосклонное внимание московского правительства, затем сосредоточили в своих руках громадные земли по Каме и на среднем Урале.

Карта из книги Николааса Витсена. «Северная и Восточная Тартария», выпуск 1692—1705 г. (earth-chronicles.ru)

Известие Витзена о счетах, привезенных Строгоновыми от татар при Дмитрии Донском, повторяет и русский историк XVIII века академик Г.Ф. Миллер в «Описании Сибирского царства».

В 1813 г. в «Вестнике Европы» (ч. 71, No 17, с. 75.) была помещена статья митрополита Евгения, подписанная одною буквою Е., «О старинной славяно-русской арифметике», в которой автор отнес введение счетов в России от татар к потомку Спиридона Анике Строгонову, умершему в 1570 году. О позаимствовании русскими уменья считать на счетах от татар, которые сами, в свою очередь, научились этому немудреному искусству у китайцев, говорил и Рихтер в 1825 году в своем «Исследовании о влиянии монголо-татар на Россию». В 1892 году некто Д. Бик обратился к читателям «Библиографических записок» (№3, с. 247.) с вопросом о происхождении счетов, но ответа на свой вопрос ни от читателей, ни от сотрудников этого журнала не получил.

Таким образом, существовавшее в старину мнение о русском происхождении счетов не было никогда никем доказано, а версия о позаимствовании счетов с Востока через посредство татар никем не отрицалась и должна быть признана наиболее вероятной, как основанная на древних свидетельствах.

Продолжение следует

Сергей Аверкиев

Справка

С.С. Аверкиев

ВЛИЯНИЕ ТАТАР НА ЖИЗНЬ РУССКОГО НАРОДА

Казань — 2015

СЕРИЯ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ»

Составитель доктор исторических наук И.В. Зайцев

Ответственный редактор кандидат исторических наук И.М. Миргалеев

© Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015

© Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова, 2015

© Институт российской истории РАН, 2015

© Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, 2015

© Издательство «ЯЗ», 2015

ОбществоИстория

Текст песни ТАТАРИН (Tatarin) + Транслитерация

Я даю тебе слово,

Что домой не водила никого,

Пока тебя нет, даю слово,

Что домой не водила никого.

Я даю тебе слово,

Что домой не водила никого,

Пока тебя нет, даю слово,

Что домой не водила никого.

 

Ни того красавчика с рисунками на теле без души, ну и

Ни того надежного состоявшегося мужчину и

Ни того загнатого колесами-вопросами торчка,

Ни того румяного самонадеянного мальчика,

 

Я даю тебе слово,

Что домой не водила никого,

Пока тебя нет, даю слово,

Что домой не водила никого.

Я даю тебе слово,

Что домой не водила никого,

Пока тебя нет, даю слово,

Что домой не водила никого.

 

Про то, что я

под одеждой голая,

Все знают только понаслышке,

Никому-никому не расстегивала никакие такие штанишки,

Никому-никому кроме тебя не давала себе улыбаться,

Потому-потому что думала, вдруг ты будешь ругаться!

 

А мой парень непростой —

Он сидит уж год шестой,

У него пуля в пушке

Для твоей черепушки,

 

А мой парень – татарин,

В любви – авторитарен.

У него пуля в пушке,

Ты у него на мушке.

 

Не пускала-пускала-пускала никого повеселиться,

Потому-потому что думала, вдруг ты будешь-будешь злиться,

Не пускала-пускала никого со мной вечерком расслабиться,

Потому что не знала, вдруг ты придёшь и надумаешь с нами расправиться.

 

А мой парень непростой —

Он сидит уж год шестой,

У него пуля в пушке,

Ты у него на мушке,

 

А мой парень очень злой —

Он придёт с бензопилой:

«Я, сәлам, матур малай, (Ну, привет красивый мальчик,)

Мин бүләм нәкъ урталай!» (Я делю/членю ровно пополам!)

 

«Я, сәлам, җаным, сәлам, (Ну, привет, душа моя, привет,)

Үпкәлисең — мин көләм, (Ты дуешься — а я смеюсь,)

Син биклисең — мин бәрәм, (Ты запираешь — я выбиваю,)

Син карыйсың — мин күрәм, (Ты смотришь — я вижу,)

Җаным, сәлам, җаным, сәлам, (Душа моя, привет, душа моя, привет,)

Син уйлыйсың — мин беләм, (Ты думаешь — я знаю,)

Син ачасың — мин ябам, (Ты открываешь — я закрываю,)

Син качасың — мин табам» (Ты прячешься — я нахожу)

 

Ммм, мой парень – татарин,

Мой парень – татарин,

Мой парень – татарин,

В любви – авторитарин.

 

Мой парень – татарин,

Мой парень – татарин,

Мой парень – татарин,

В любви – авторитарин.

 

«Син качасың — мин табам (Ты прячешься — я нахожу)

Син качасың — мин табам (Ты прячешься — я нахожу)

Син качасың — мин табам (Ты прячешься — я нахожу)

Син качасың — мин табам» (Ты прячешься — я нахожу)

 

90000 Tatar | people | Britannica 90001 90002 90003 Tatar 90004, also spelled 90003 Tartar 90004, any member of several Turkic-speaking peoples that collectively numbered more than 5 million in the late 20th century and lived mainly in west-central Russia along the central course of the Volga River and its tributary, the Kama, and thence east to the Ural Mountains. The Tatars are also settled in Kazakhstan and, to a lesser extent, in western Siberia. 90007

90002 Read More on This Topic 90007
90002 Russia: Tatar rule 90007
90002 After a brief attempt to revive the ancient centres of Bulgar and Crimea, the Jucids (the family of Jöchi, son of Genghis Khan, who inherited… 90007

90002 The name Tatar first appeared among nomadic tribes living in northeastern Mongolia and the area around Lake Baikal from the 5th century ce. Unlike the Mongols, these peoples spoke a Turkic language, and they may have been related to the Cuman or Kipchak peoples. After various groups of these Turkic nomads became part of the armies of the Mongol conqueror Genghis Khan in the early 13th century, a fusion of Mongol and Turkic elements took place, and the Mongol invaders of Russia and Hungary became known to Europeans as Tatars (or Tartars).90007 90002 After Genghis Khan’s empire broke up, the Tatars became especially identified with the western part of the Mongol domain, which included most of European Russia and was called the Golden Horde. These Tatars were converted to Sunnite Islām in the 14th century. Owing to internal divisions and various foreign pressures, the Golden Horde disintegrated late in the 14th century into the independent Tatar khanates of Kazan and Astrakhan on the Volga River, Sibir in western Siberia, and Crimea.Russia conquered the first three of these khanates in the 16th century, but the Crimean khanate became a vassal state of the Ottoman Turks until it was annexed to Russia by Catherine the Great in 1783. 90007 90002 In their khanates the Tatars developed a complex social organization , and their nobility preserved its civil and military leadership into Russian times; distinct classes of commoners were merchants and tillers of the soil. At the head of government stood the khan of the foremost Tatar state (the Kazan khanate), part of whose family joined the Russian nobility by direct agreement in the 16th century.This stratification within Tatar society continued until the Russian Revolution of 1917. 90007
Get exclusive access to content from our тисяча сімсот шістьдесят вісім First Edition with your subscription.
Subscribe today
90002 During the 9th to 15th centuries, the Tatar economy became based on mixed farming and herding, which still continues. The Tatars also developed a tradition of craftsmanship in wood, ceramics, leather, cloth, and metal and have long been well known as traders. During the 18th and 19th centuries, they earned a favoured position within the expanding Russian Empire as commercial and political agents, teachers, and administrators of newly won Central Asian territories.90007 90002 More than 1.5 million Kazan Tatars still live in the Volga and Urals regions, and they constitute about half the population within the republic of Tatarstan. They are now known as Volga Tatars and are the wealthiest and most industrially advanced of the Tatar groups. Almost a million more Tatars live in Kazakhstan and Central Asia, while the Siberian Tatars, numbering only about 100,000, live scattered over western Siberia. 90007 90002 The Crimean Tatars had their own history in the modern period.They formed the basis of the Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic, which was set up by the Soviet government in 1921. This republic was dissolved in 1945 року, however, after Soviet leader Joseph Stalin accused the approximately 200,000 Crimean Tatars of having collaborated with the Germans during World War II. As a result, the Crimean Tatars were deported en masse to Uzbekistan and Kazakhstan, where their use of the Tatar language was forbidden. They regained their civil rights in 1956 under the de-Stalinization program of Nikita Khrushchev, but they were not allowed to return to Crimea, which had been incorporated into the Ukrainian S.S.R. in 1954. It was not until the early 1990s that many Crimean Tatars, taking advantage of the breakup of the Soviet central government’s authority, began returning to settle in Crimea after nearly five decades of internal exile. In the early 21st century, they numbered about 250,000. 90007.90000 Tawjihi.ma 2020 طريقة التسجيل للولوج الى المدارس العليا 90001 Tawjihi.ma 2020 توجيهي طريقة التسجيل الصحيحة للولوج الى المدارس العليا EST و FST و ENSA و ENSAM و ENSAD و ENCG, tawjihi ma inscription منصة معلوماتية وطنية موحدة لتدبير ولوج المؤسسات ذات الاستقطاب المحدود قامت بتطويرها وزارة التربية الوطنية والتكوين المهني والتعليم العالي والبحث العلمي برسم الموسم الجامعي 2021/2020. 90002 Tawjihi.ma 2020 توجيهي طريقة التسجيل للولوج الى المدارس العليا 90003 90004 لقد تم انطلاق التسجيل في المدارس الوطنية للعلوم التطبيقية ENSA المدارس الوطنية للتجارة والتسيير ENCG والمدرسة الوطنية العليا للفن و التصميم ENSAD والمدارس الوطنية العليا للفنون والمهن ENSAM وكليات العلوم والتقنيات FST والمدارس العليا للتكنولوجيا EST والترشيح فقط عبر الإنترنت.90005 اعلان ولوج المدرسة الوطنية للتجارة والتسيير 2020 ENCG 90005 اعلان ولوج المدرسة الوطنية للعلوم التطبيقية 2020 ENSA 90005 اعلان ولوج المدرسة الوطنية العليا للفنون والمهن ENSAM 2020 90005 اعلان ولوج المدرسة الوطنية العليا للفن و التصميم ENSAD 2020 90005 اعلان ولوج كليات العلوم والتقنيات FST 2020 90005 اعلان ولوج المدارس العليا للتكنولوجيا EST 2020 90011 90004 بلاغ إخباري بشأن الترشيح لولوج المؤسسات الجامعية العمومية ذات الاستقطاب المحدود عبر منصة القبول الالكتروني www.tawjihi.ma. 90005 90011 90004 يفتح التسجيل والترشيح عبر هذه المنصة لفائدة المرشحين الراغبين في ولوج السنة الأولى ما بعد البكالوريا بالمؤسسات الجامعية العمومية ذات الاستقطاب المحدود.وتضم هذه الفئة: 90005 — المرشحين الأحرار والتلاميذ والتلميذات المسجلين في السنة الثانية لشهادة البكالوريا المغربية أو الحاصلين على هذه الشهادة; 90005 — المرشحين المغاربة المسجلين في السنة الثانية لشهادة البكالوريا الأجنبية أو الحاصلين على هذه الشهادة; 90005 90019 اولا للترشيح قم بالدخول على هذا الرابط 90020: Tawjihi.ma 90005 90005 90005 90024 90025 90011 90002 معلومات حول منصة توجيهي Tawjihi.ma 90003 90004 90019 تسعى هذه المنصة إلى تحقيق هدفين أساسيين: 90020 90005 — تدبير مسطرة ولوج حاملي شهادة البكالوريا للمؤسسات الجامعية العمومية ذات الاستقطاب المحدود منذ التسجيل القبلي على الخط إلى غاية التسجيل النهائي بالمؤسسات المعنية; 90005 — توفير دعامة للإعلام والتوجيه لفائدة المترشحين الراغبين في مواصلة دراساتهم العليا بالمؤسسات الجامعية ذات الاستقطاب المحدود.90005 90019 وهكذا, تمكنكم المنصة من ولوج عدة معلومات تهم: 90020 90005 — الإجراءات المتعلقة بكيفية ولوج الفضاء المخصص لترشيحاتكم بالمنصة; 90005 — المؤسسات الجامعية المعنية بمسطرة الترشيح وعروض التكوين بها; 90005 — شروط الولوج وعدد المقاعد المتاحة بكل مؤسسة جامعية معنية; 90005 — المسطرة المتبعة للترشيح والجدولة الزمنية لذلك; 90005 — الوثائق المكونة لملف التسجيل النهائي. 90005 يتعين على المترشحين زيارة فضاءاتهم الخاصة بالمنصة الوطنية الموحدة توجيهي tawjihi بصفة منتظمة وذلك للاطلاع على معلومات أدق وأوفى حول إجراءات الترشيح ومقترحات الولوج المقدمة والآجال المحددة لكل مرحلة من مراحل الترشيح.90011 90002 معلومات يجب الانتباه لها قبل التسجيل في منصة توجيهي Tawjihi 90003 90004 1 تجنب إستعمال الهاتف أثناء الشاشة الضبابية قم بتنظيفها حتى تتضح الرؤيا والمعلومات 90005 2 يجب قراءة التعليمات بتمعن قبل الضغط على زر Suivant ou Valider 90005 3 مراجعة المعلومات قبل المصادقة على مطبوع المعلومات 90005 4 التوفر على صبيب انترنت كاف تجنبا لتوقف التسجيل 90005 5 بعد التسجيل, للبحث عن رسالة تأكيد التسجيل يجب الاطلاع داخل Boite de réception او Spam او Courrez indésirable 90011 90004 اعتماد الانتقاء عبر استعمال منصة tawjihi.ma عوض الانتقاء الأولي والمباراة الكتابية المعمول بهما. 90005 ويأتي هذا القرار الذي اتخذ بتشاور وتنسيق مع المؤسسات المعنية في إطار خطة وزارة التعليم العالي والبحث العلمي, لتبسيط و رقمنة مسطرة ولوج المؤسسات ذات الاستقطاب المحدود من خلال منظومة معلوماتية مندمجة تكرس مبدأ الشفافية وتكافؤ الفرص. 90005 وسيتم الاعلان عن المسطرة التفصيلية وتواريخ انطلاق طلبات الترشيح عبر هذه المنصة في وقت لاحق. 90005 الوزارة من خلال بلاغها يتضح أنها سوف تعتمد في الولوج للمدارس العليا على نقطة الامتحان الجهوي والوطني, وسيتم الاستغناء عن الامتحان الكتابي.90011 Dernière mise à jour: 25 juin, 2020 року — Notre Équipe.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *