Menu
[menu_adv_rtb]

На латыни гений: genius — Викисловарь

genius — Викисловарь

  • 1 Английский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  • 2 Латинский
    • 2.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 2.2 Произношение
    • 2.3 Семантические свойства
      • 2.3.1 Значение
      • 2.3.2 Синонимы
      • 2.3.3 Антонимы
      • 2.3.4 Гиперонимы
      • 2.3.5 Гипонимы
    • 2.4 Родственные слова
    • 2.5 Этимология
    • 2.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Морфологические и синтаксические свойства[править]

ед. ч.мн. ч.
geniusgenii, geniuses

genius

Существительное, нерегулярное.

Корень: .

Произношение[править]

  • МФА (США): ед. ч. [‘ʤiːnɪəs] 
    (файл)

    мн. ч. []

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. мифол. гений, дух ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. гений, одарённость; гениальность ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. гений, гениальный человек ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. дух (времени, нации) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  5. чувства, настроения (связанные с каким-либо местом) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от лат.  genius «гений, дух», далее из gignere «рождать», далее из праиндоевр. *gen- «рождать». Использованы материалы Online Etymology Dictionary Дугласа Харпера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Ном.geniusgeniī
Ген.geniīgeniōrum
Дат.geniōgeniīs
Акк.geniumgeniōs
Абл.geniōgeniīs
Вок.geniegeniī

genius

Существительное, мужской род, второе склонение.

Корень: .

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. мифол. гений, дух ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от gignere «рождать», далее из праиндоевр. *gen- «рождать».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
  • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

Атанасиус Кирхер: универсальный гений

Хранители Ленинки рассказывают о своих любимых книгах

 

Продолжается цикл рассказов о книгах, хранящихся в основном фонде Российской государственной библиотеки. Главный библиотекарь отдела хранения основных фондов РГБ Елена Медведченкова поделилась историей книг Атанасиуса Кирхера.


 


 

Атанасиус Кирхер (1602–1680) в своё время считался универсальным гением, причём не меньшего масштаба, чем Ньютон, Декарт и Леонардо да Винчи.

Кирхер родился в Германии, получил прекрасное образование, был монахом ордена иезуитов. Создал свой собственный музей и написал книги обо всём на свете. Его научные труды касались практически всех областей науки — математики, медицины, геологии, физики, астрономии, алхимии.

Атанасиус Кирхер создавал трактаты по географии, рисовал карту Атлантиды, спускался в кратер Везувия, брал пробы земли, исследовал микроорганизмы, вызывающие чуму, изобретал разные машины, одна из которых стала настоящим прообразом калькулятора.

Про Кирхера говорят, что он знал всё, что можно было знать в XVII веке. Он расшифровывал старые египетские письмена, потому что был уверен: именно там сокрыты тайны бытия. Хотел разгадать загадку жизни и осуществить свою мечту — построить такую модель, которая отвечала бы формуле OMNIA IN OMNIBUS — всё во всём. Тогда, потянув за один рычажок, можно было бы понять, как устроен весь мир, как всё связано и как работает.


 


Фото: Мария Говтвань, РГБ


 

Фонды Российской государственной библиотеки настолько обширны, что некоторые редко спрашиваемые книги могут годами стоять на полках, не привлекая внимания. Так, книга Кирхера была найдена случайно.

Хранители проверяли фонды и расстановку книг, увидели старинные издания с красивейшими гравюрами. Эти книги, написанные на латыни, давно никто не заказывал.

Хранители заинтересовались и стали исследовать вопрос. Оказалось, что их первой «находкой» стала энциклопедия Китая, написанная Атанасиусом Кирхером в 1667 году.

Полное название энциклопедии переводится так: «Памятники Китая, как священные, так и мирские, и к ним различные зрелища, как природы, так и искусства, и о прочих достопамятных вещах разъясняющее рассуждение».

Сам Кирхер в Китае не был. На основе рассказов путешественников он составил карту Китая, записал китайский алфавит, описал жителей, быт, костюмы. Очень интересны и иллюстрации к книге: это гравюры, каждая из которых — произведение искусства.

 

 


 

Однако путешественники, как это часто бывает, порой рассказывали о своих впечатлениях не очень точно, приукрашивали и выдумывали. Поэтому среди гравюр встречаются странные и фантастические — на них изображены животные и растения, которых в действительности не существовало.

«У рассказчиков о Китае было наслоение впечатлений, — говорит Елена Петровна. — Поэтому появились такие звери. Вот написано „гиппопотам“, он живёт на берегу моря, зубастый, питается рыбой. Кто это? Скорее всего, млекопитающее, морское животное, хотя трудно представить, что он плавает.

Или вот „зеленокрылые черепахи“. Их так назвали — и, соответственно, изобразили их летающими, с крыльями. На самом же деле, они — зеленовласые! Были такие водяные черепахи, обрастающие зелёными водорослями, словно волосами. От одной неточности картина полностью изменилась».

Чтобы понять, что художник никогда не видел некоторых из тех существ, которых изобразил в энциклопедии, достаточно посмотреть на изображение летучей мыши, больше похожее на портрет летучей кошки.


 


Изображение летучей мыши. Фото: Мария Говтвань, РГБ


 

Сфера интересов Атанасиуса Кирхера не ограничивалась географическими исследованиями. Другой книгой, обнаруженной хранителями, был трактат учёного по экспериментальной физиологии, включающий описания опытов по физике, химии, оптике, механике, медицине и магнетизму.

Именно Кирхер считается прародителем кинематографа — ведь это он придумал «волшебный фонарь», проектор, с помощью линз которого можно было смотреть на стене увеличенное изображение какой-либо картины.

Хранителям так понравилась эта гравюра с пучком света, что они специально её увеличили и распечатали, и во время Библионочи показывали гостям.

Большинство изобретений Кирхера остались только на бумаге, но изобретения по акустике он применил в своём музее — Кирхераруме, кабинете редкостей, основанном в Риме в 1651 году. Этот музей был полон акустических приборов и подслушивающих устройств: например, находясь в тайной комнате, можно было слышать разговоры гостей.

 

 


 

Ещё одной интереснейшей книгой, которую показала Елена Петровна, был трактат по музыке из личной библиотеки Владимира Фёдоровича Одоевского. На переплёте мы видим его подпись, на форзаце — экслибрис.

В этой книге — потрясающие исследования Кирхера в области музыки и акустики. По иллюстрациям можно понять, что он изучил голосовой аппарат человека, сравнил его с голосовым аппаратом насекомых и лягушек, посмотрел, как издают звуки те и другие. Более того, он записал нотами и длительностями пение петуха, кукушки и перепела.

Сам Владимир Фёдорович Одоевский был одним из основоположников русского музыкознания, директором Румянцевского музея, писателем и мыслителем. В своей книге «4338-й год: Петербургский роман» он описал будущий телеграф, электронную почту и ксерокс. Поэтому присутствие в его личной библиотеке сочинений Атанасиуса Кирхера вполне понятно и объяснимо.

«Когда музей и библиотека переезжали в Москву, Одоевский много сделал для этого, не дал погибнуть библиотеке. И своё личное собрание книг Владимир Фёдорович завещал Библиотеке Румянцевского музея. Так книги Кирхера оказались в Ленинке», — рассказывает Елена Петровна.


 


Трактат Кирхера по музыке из личной библиотеки Владимира Одоевского с его автографом.

Фото: Мария Говтвань, РГБ


 

Стремление Кирхера к систематизации всего и во всём подтверждается каждым его исследованием, во всех научных областях, вызывавших его интерес.

В трудах Кирхера огромное количество чертежей, он находил практическое применение всем своим изобретениям. Если ему не хватало подходящих орудий труда, он сам изобретал эти инструменты, конструировал их и воплощал с их помощью свои идеи.

На гравюрах мы видим, как с помощью звуковых устройств Кирхера можно было оповещать граждан о событиях, передавать важные сообщения.

Каждый читатель Ленинки может получить на руки книги Кирхера и изучить их. Правда, хорошо бы для этого знать латынь.

 

 


 

Хранители фондов считают, что Российскую государственную библиотеку можно сравнить с полноводной и бесконечной рекой. Книги Ленинки таят в себе множество загадок о людях прошлого, об их жизни и открытиях. Обнаружив одну удивительную книгу, потянув за эту ниточку, можно вытянуть целую историю, найти другие книги, связанные с этой, восстановить целостную картину.

«После китайской энциклопедии мы узнаём имя Атанасиуса Кирхера сразу и везде. Если видим где-то его издания — очень радуемся, начинаем внимательно рассматривать книгу, он нам как близкий друг теперь», — делится Елена Петровна.

Мы благодарим её за прекрасный рассказ и за новые знания, которые мы получили о науке и людях средних веков.


 


Главный библиотекарь отдела хранения основных фондов Елена Медведченкова.

Фото: Мария Говтвань, РГБ


Прочитать про коллекцию Румянцева

Прочитать про коллекцию Козьмы Солдатёнкова

Прочитать про коллекцию Николая Рубакина


 

 

Гений | Римская религия | Британика

Марабитти, Игнатий: Гений Палермо; гений

Просмотреть все медиа

Похожие темы:
Римская религия
гений Августи
севири августалес
дух

Просмотреть весь связанный контент →

гений , (лат. «родитель») множественное число Genii , в классические римские времена дух, сопровождающий человека или место.

В своем самом раннем значении в частном культе поклонялись гению римского отца семьи и iuno, или juno, воспитательницы. Это, конечно, не были души супружеской пары, что видно как из их имен, так и из того факта, что ни в одном из ранних документов нет упоминания о гении или юно умершего человека. гений и юно были, вероятно, мужскими и женскими формами семейной или клановой способности продолжать себя путем размножения, которые временно находились во владении глав семей и переходили после смерти к их супругам. преемники. В этом, как и во всех формах его культа, гений часто представлялся в образе змеи, хотя в искусстве он также изображался как молодой человек, обычно занятый жертвоприношением. На каждой свадьбе кровать lectus genialis, изготовлялась для гения и iuno мужа и жены, и ее присутствие в доме было признаком супружества.

Из-за роста индивидуализма, а также из-за преобладания греческих представлений о духе-хранителе, или даймоне, гений утратил свое первоначальное значение и стал своего рода олицетворением естественных желаний и аппетитов человека. Отсюда фразы indulgere ge nio, genium defrudare , означающие, соответственно, вести приятную жизнь и вести скупую жизнь. Однако на этом развитие не остановилось. гений стал рассматриваться как своего рода ангел-хранитель, высшее «я»; и как греческое даймон иногда рационализировалось в характере или темпераменте индивидуума, так и поэт Гораций полусерьезно говорил, что только гений знает, что делает одного человека таким непохожим на другого, добавляя, что он бог, который рождается и умирает вместе с каждым из нас. Каждый человек поклонялся этому индивидуальному гению , особенно в день его рождения. В нескольких надписях даже упоминается гений умершего человека, так как христианские эпитафии иногда говорят о его ангеле.

Выказать почтение чужому гению или поклясться им было знаком глубокого уважения; следовательно, вполне естественно, что гений Августа и его преемников стали объектами народного культа. Таким образом, поклонение гению Августа избегало оскорбления чувства против поклонения любому живому императору, которое оставалось довольно сильным в Италии; ибо, конечно, все гениев были божественными, и им можно было должным образом поклоняться.

Как и в случае с греческим daimones , существовало большое разнообразие genii , или духов-хранителей – духи мест, Genius loci , включая здания ( Genius balneorum и т. д.), и корпораций всех видов, от государства ( Genius populi Romani ) до небольших отрядов войск, гильдий торговцев и т. д. Очень любопытно, что иногда можно услышать о гении бога, даже Юпитера, или о юно богини.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Эми Тикканен.

Этимология, происхождение и значение слова гений от etymonline

Реклама

конец 14 века, «дух-покровитель или нравственный дух», который ведет и управляет человеком на протяжении всей жизни, от латинского гений «божество или дух-хранитель, который наблюдает за каждым человеком с рождения; дух, воплощение; остроумие, талант;» также «пророческое мастерство; мужской дух рода», первоначально «порождающая сила» (или «врожденная природа»), от ПИЕ *gen(e)-yo-, от корня *gene- «родить, порождать», с производные, относящиеся к продолжению рода, семейным и племенным группам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *