Музыкальный ключ скрипичный – О музыкальных ключах | скрипачу.рф
О музыкальных ключах | скрипачу.рф
Ключ (в музыке) — это знак, с помощью которого мы можем узнать местоположение определенной ноты на нотоносце.
Для удобства чтения и написания нотного текста (чтобы не писать кучу дополнительных линий) были придуманы разные музыкальные ключи:
Скрипичный ключ
Скрипичный ключ еще называют ключ «соль» — он показывает, что нота соль первой октавы находится на второй линии нотного стана. (Рисовать скрипичный ключ мы начинаем с точки на второй линии — с ноты соль)
Басовый ключ
Басовый ключ — ключ «фа». Он нам показывает, что нота фа малой октавы пишется на четвертой линии нотного стана.
Альтовый и Теноровый ключи
Они встречаются реже чем скрипичный и басовый, но всё же, довольно часто.
Альтовый ключ — ключ «до» показывает, что нота до первой октавы пишется на третьей линии нотного стана.
Теноровый ключ — так же ключ «до». Он показывает, что нота до первой октавы пишется на четвертой линии нотного стана.
Существуют ключи, которые встречаются редко:
Сопрановый, меццо-сопрановый, баритоновый, басопрофундовый.
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Похожее
xn--80apfvdet5a.xn--p1ai
скрипичный ключ 🚩 для чего нужен скрипичный ключ 🚩 Искусство
В современной музыкальной записи – нотации – используется нотный стан, состоящий из пяти линеек. Ноты располагаются и на линейках, и между ними.
Таким способом на нотном стане можно разместить всего лишь одиннадцать нот, не больше. Это меньше двух октав, а музыканты используют гораздо больше. Как же записать все остальные ноты? Правда, используются еще и добавочные линейки сверху и снизу, но если их больше четырех, музыканту уже становится очень трудно ориентироваться. Вот тут и приходят на помощь особые знаки – ключи.
Музыкант, глядя на нотный стан, точно знает, где какая нота находится. Это становится возможным потому, что у него есть точка отсчета: между второй и третьей линейками находится ля первой октавы. Следовательно, на шаг выше – на третьей линейке – будет нота си той же октавы, а на второй – соль и т.д.
Но ведь любая система отсчета весьма условна. Если изменить исходную точку, изменится вся система. Так, не прибегая к большому количеству добавочных линеек, можно оказаться в любой октаве.
Именно поэтому итальянский музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо, заложивший основы современной нотации, придумал особые знаки – ключи. Их назначение – указывать точку отсчета на нотном стане, ту ноту, относительно которой определяются все остальные.
Форма ключей – это видоизмененные латинские буквы. Кроме слоговой системы (до, ре, ми и т.д.) существует и более древняя система обозначения нот – буквенная. В этой системе нота соль первой октавы обозначается латинской буквой G. Именно ее положение на нотном стане указывает скрипичный ключ, его завиток охватывает вторую линейку. Поэтому его еще называют «ключом соль», а форма его – видоизмененная буква G.
Используя скрипичный ключ, можно без особых проблем записывать ноты в диапазоне от соль малой октавы до ми четвертой. Именно в таком диапазоне играют скрипачи, поэтому ключ и называется скрипичным.
Но когда-то существовал и другой скрипичный ключ, для более высокой тесситуры. Его писали на первой линейке, помещая там соль первой октавы. Такой ключ использовали во Франции в XVII веке, поэтому его называют старофранцузским.
Иногда к скрипичному ключу снизу или сверху добавляется маленькая восьмерка. Это значит, что все ноты нужно играть соответственно ниже или выше на октаву.
Кроме скрипичного ключа, существуют и другие: ключ фа (басовый, баритоновый и бас-профундовый) и ключ до (альтовый, теноровый и меццо-сопрановый).
С развитием музыкальной культуры способы записи звуков и композиций менялись. Прошло много веков, прежде чем человечество пришло к единой форме их записи, позволяющей фиксировать звуки на бумаге при помощи специальных условных знаков.
Ноты – это графическое изображение музыкальных звуков. В истории их создания заключается вся суть этого понятия. Найти ответ на вопрос, что представляют собой ноты, можно, только опираясь на исторические факты.
Были времена, когда музыка не записывалась. Напевы и песни передавались на слух, из уст в уста. Но наступил момент, когда люди решили начать их фиксировать, чтобы потомки, владеющие нотной грамотой и имеющие музыкальный слух, смогли исполнить их любимую музыку и песни даже через несколько столетий. Для этого они придумали ноты – знаки, которые показывают высоту и длительность звука.
Многие поколения на разных континентах создавали свои способы для записи музыкальных произведений. Сравнивать их было трудно, т.к. они сильно различались. В Древнем Вавилоне существовала слоговая запись с помощью клинописи. В Древнем Египте мелодии записывались посредством рисунков. В Древней Греции использовали буквы латинского алфавита. Уже в средние века на Руси люди стали пользоваться графическими схемами, состоящими из точек, черточек и запятых, располагавшихся над словесным текстом и обозначавших движения голоса, которые были необходимы для того, чтобы воспроизвести музыкальное произведение. Эти условные схемы легли в основу крюкового или знаменного письма на Руси, что является разновидностью невменной нотной записи – наглядного изображения мелодической линии произведения.
Позднее в Западной Европе музыку стали записывать, используя одну или две горизонтальные линии. Наряду с буквенным, для нот ввели цветовое обозначение. Красный или желтый цвет определял высоту звуков. Так постепенно зарождалась линейная форма нотной записи, объединяя высоту звуков, и наглядность невм.
В XI веке нотную грамоту существенным образом усовершенствовал Гвидо д’Ареццо. Он предложил записывать ноты на нотной строке, содержащей четыре горизонтальные прямые линии, которые были объединены в единую систему. Впоследствии она стала прообразом современного нотного стана, а буквенная символика высот линий трансформировалась в ключи – условные графические знаки, определяющие высоту расположенных нот. Причем их следовало размещать как на самих линиях, так и между ними. Кроме того, Гвидо д’Ареццо – создатель слоговых названий 6 нот – «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля». Но в конце XVI века нот стало семь. «Ут» заменили на «до» и добавили нотный слог для звука «си». Эти названия используются и в настоящее время.
Позднее нотная запись совершенствовалась, претерпевала изменения. Она стала нагляднее, были введены более понятные обозначения для пауз. Ноты из квадратных превратились в круглые, у них появились нотные штили — вертикальные линии, обозначающие длительность звуков. Для этой же цели их либо закрашивали целиком, либо оставляли не закрашенными. Появился нотный стан, состоящий из пяти нотных линий. Наконец нотная запись приобрела современную форму. Но музыка безгранична. С развитием новых музыкальных форм нотная запись меняется и совершенствуется.
Видео по теме
Подбор произведений на слух – одно из многих умений, которыми должен обладать музыкант. Обучение этому навыку происходит на уроках сольфеджио и теории музыки. Благодаря развитию слуха и аналитического мышления на этих занятиях музыкант может легко распознать ноты произведения – отдельные партии или общую гармонию.
Вам понадобится
- — учебник ЭТМ;
- — пособия по сольфеджио;
- — сборники диктантов в 1, 2, 3, 4 голоса;
- — аудиозаписи нот.
Инструкция
Пойте гаммы в разной последовательности. Изучите весь кварто-квинтовый круг и все разновидности тональностей: натуральные, гармонические, мелодические, народные лады. Каждую гамму пойте в удобной октаве. Называя знаки альтерации.
Научитесь петь интервалы в мелодическом и гармоническом расположении (последовательно или одновременно). Для второго варианта пригласите друга-музыканта, который будет петь второй голос. Особенно полезны для этого хоралы Баха и упражнения, представленные в пособиях по сольфеджио (в частности, пособие Ладухина).
Попросите друга наигрывать вам диктанты. Начните с простых одноголосных: мелодия исполняется на фортепиано, а вы пытаетесь ее угадать, повернувшись к инструменту спиной. Не тыкайте пальцем в небо. После нескольких занятий по теории музыки и пении сольфеджио вы уже научились определять ступени гаммы. В мелодии также пытайтесь найти тонику, тяготение к ней, расстояние от нее до исполняемой ноты.
Постепенно усложняйте задачу, увеличивая количество тактов в диктанте от 4 до 12-16. По мере развития слуха усложняйте ритмический рисунок, добавляйте хроматизмы. Дописав диктант и сверив с оригиналом, спойте его.
Развивайте не только мелодический слух (на одноголосных диктантах). Постепенно включайте в занятия двух- и трехголосные диктанты. Маленькая подсказка: в многоголосных упражнениях сначала записывайте не верхний, а нижний голос. Средние и высокие идут следом. После записи также пойте диктанты.
Слушайте любимые песни. Пробуйте записать их таким же образом, как диктанты: много раз повторяйте, затем записывайте бас, а потом аккорд и мелодию. Кстати, в этом деле у вас больше свободы, чем в диктанте: неважно, сколько раз вы проиграете трек. Кроме того, вы можете проверить свои догадки, сыграв ноту на инструменте (гитаре или фортепиано).
Видео по теме
Ноты служат для передачи информации, и подобно буквам алфавита их можно читать. Обозначают они музыкальные звуки. Чтобы определить и прочитать ноты, надо знать, как они располагаются на нотном стане.
Инструкция
Термин «нота» — это символ или графический знак, обозначающий звук, его высоту и длительность. Чтобы уметь распознавать и читать ноты, надо выучить нотную грамоту. Преподается она в музыкальных и общеобразовательных школах на уроках пения. Но можно ей овладеть и самостоятельно.
Прежде всего, запомните названия нот. Их всего семь: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». И располагаются они (подобно буквам в алфавите) в таком порядке.
Пишутся ноты на нотоносце или нотном стане, который представляет собой пять параллельно начерченных линий. Считаются они снизу вверх. Для расширения нотного стана используются дополнительные линии, которые рисуются внизу и вверху нотоносца. Ноты могут располагаться как непосредственно на линейках, так и между ними.
Чем выше на нотном стане написана нота, тем выше ее звучание. За каждой строкой и промежутком нотоносца закреплено порядковое значение ноты. Причем их порядок никогда не меняется.
Если нота «ми» пишется на первой линии, то следом за ней, в промежутке между первой и второй линией, располагается «фа», на второй линейке – «соль» и так далее. Ниже первой линии пишется нота «ре», а для «до» рисуется добавочная линейка внизу. Чтобы определить и прочитать ноту, надо определить ее позицию на нотном стане.
Для определения отправной ноты, относительно которой располагаются все остальные, используют ключи. Чаще всего два: скрипичный и басовый. Первый также называют ключом «соль», а второй — ключом «фа».
Ключи размещаются в самом начале нотного стана (слева) и являются исходной точкой для чтения нот. В скрипичном ключе, как правило, пишется партия для правой руки, а в басовом – для левой.
Завиток скрипичного ключа «соль» начинается на второй линии нотного стана, именно на ней располагается нота «соль» I октавы. Все остальные ноты на нотоносце высчитываются и определяются автоматически относительно нее.
Басовый ключ «фа» начинается на четвертой линейке и указывает, что именно на ней располагается одноименная нота малой октавы. А все остальные располагаются по порядку выше или ниже нее. Название этого ключа произошло от слова bass (низкий мужской голос). В басовом ключе пишутся ноты нижнего регистра.
Чтобы не ошибиться в определении ноты, надо посмотреть на ключ, расположенный в начале нотного стана. Вспомните, что скрипичный ключ берет начало на линии с нотой «соль» I октавы, а басовый – на линейке с нотой «фа» малой октавы. Все остальные ноты располагаются относительно них.
Видео по теме
Обратите внимание
Если на нотном стане не нарисован ключ, то предполагается, что написаны ноты I октавы (или в скрипичном ключе).
Источники:
- Нотное письмо
Иногда услышав красивую мелодию хочется научиться играть ее на каком-нибудь музыкальном инструменте. А лучше записать на ноты, чтобы не забыть. И тут можно столкнуться с проблемой определения высоты мелодии, т.е. ее тональности. Также эта проблема актуальна, когда ноты мелодии у вас уже есть, и нужно придумать к ней аккомпанемент. Отчаиваться не стоит, так как уделив немного времени и прибавив упорства, вы без труда научитесь записывать любимые хиты на ноты и никогда их не забудете.
Содержание статьи
Что же такое представляет из себя понятие «тональность» ? Это звуковая высота песни, ее мелодии и аккомпанимента. Название тональности состоит из ее главной ступени (тоники) и лада (мажор или минор). Например, если мы имеем дело с тональностью «до-мажор»- это означает, её тоникой является нота «до», а лад- мажорный.
Смотрим на знаки при скрипичном ключе в начале мелодии.Это либо диезы в форме решеточек, либо бемоли, напоминающие мягкий знак в русском алфавите. Они всегда располагаются на определенных местах нотного стана, и варьироваться может только их количество. Притом одновременно диезы и бемоли располагаться не могут. Если при ключе диезы, то располагаются они в такой последовательности: фа-до-соль-ре-ля-ми-си. Если бемоли- в обратной последовательности (си-ми-ля-ре и тд).
После того как мы увидели какие знаки стоят при ключе и сколько их, по таблице тональностей можно определить какие тональности существуют с этими знаками. Таких две (мажорная и минорная) у каждой комбинации знаков. Например, если при ключе стоит один бемоль (си-бемоль), мы определяем что это либо либо ре-минор, либо фа-мажор.
Мы приблизились к истине, и теперь остается только исключить одну из двух лишних тональностей. Самые простые способы: 1- определить лад мелодии на слух (грустная или веселая), 2- определить тонику мелодии по последней ноте. Например, если наша мелодия с одним бемолем при ключе, и последняя нота «ре»- тональность «ре-минор».
Если диезов и бемолей вовсе нет- считайте вам повезло. Таких тональностей всего две: «до-мажор» и «ля-минор».
Полная фортепианная клавиатура включает в себя 88 клавиш, но количество звуков, воспринимаемых человеческим ухом и используемых в музыке, достигает ста. Между тем, у нотного стана всего 5 линеек. Чтобы записать все возможные музыкальные звуки, в нотной записи существуют особые знаки – ключи.
Содержание статьи
Музыкальные ключи были изобретены вместе с нотами создателем современной нотации – Гвидо д’Ареццо. Идея была проста: в начале нотного стана помещается особый знак, который указывает положение определенного звука, который и становится точкой отсчета. Все остальные ноты высчитываются относительно этой «нулевой отметки».
Наряду с нотной существует и более древняя система записи музыки – буквенная. Каждой ноте соответствует буква латинского алфавита, и очертания музыкальных ключей представляют собой видоизмененные буквы. В частности, нота соль обозначается латинской буквой G, и именно от нее произошел ключ соль, более известный как скрипичный. Название его связано с тем, что именно в этом ключе пишут ноты для скрипки, впрочем, не только для нее, но и для флейты, гобоя, кларнета, женских голосов, правой руки на фортепиано, баяне и аккордеоне.
Завиток ключа находится на 2-й линейке нотного стана, указывая положение ноты соль первой октавы. Во Франции в эпоху барокко использовался еще один вид ключа соль, который писали на первой линейке. Его называли французским ключом.
Очертания ключа фа происходят от латинской буквы F. Его завиток и две точки указывают положение ноты фа малой октавы – на 4-й линейке нотного стана. В этом ключе пишут ноты для виолончели, фагота и других низких инструментов, а также для басовой партии в хоре, поэтому его называют басовым.
Наряду с басовым ключом существуют еще два вида ключа фа: баритоновый и басо-профундовый. В первом случае фа малой октавы помещается на третьей линейке, во втором – на пятой.
Ключ до представляет собой видоизмененную латинскую букву С и указывает положение ноты до 1-й октавы. Существует 5 вариантов данного ключа. В сопрановом ключе нота до 1-й октавы располагается на 1-й линейке, в меццо-сопрановом – на 2-й, в альтовом – на 3-й, в теноровом – на 4-й, в баритоновом – на 5-й.
К любому ключу может быть добавлена маленькая восьмерка сверху или снизу. Это означает, что все ноты следует играть соответственно на октаву выше или ниже, чем они написаны. Такие ключи применяются для того, чтобы избежать большого количества добавочных линеек или частой смены ключей. Например, на октаву выше реального звучания пишут ноты для гитары, альтовой домры, контрабаса, на октаву ниже – для флейты-пикколо. Возможно подобное перемещение не на одну, а на две октавы, в этом случае к ключу добавляется число 15.
Для записи партии ударных инструментов, не имеющих определенной высоты, используется нейтральный ключ. Он выглядит как длинный белый прямоугольник или как две параллельные друг другу и перпендикулярные нотному стану линии, проведенные от 2-й линейки до 4-й. Высоту нот этот ключ не указывает, он только обозначает нотный стан, где записывается партия ударных.
Источники:
- Музыкальная энциклопедия. Ключ
www.kakprosto.ru
Ключ (музыка) — Энциклопедия Гитармага
Ключ (итал. chiave, от лат. clavis — ключ) в музыкальной нотации — знак, указывающий местоположение ноты (то есть высотной позиции) F, или G, или С на нотном стане. Относительно этой, ключевой, ноты рассчитываются все остальные ноты (то есть высотные позиции) на одном и том же нотоносце.
Различают три основных типа ключей: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до», символ каждого из которых представляет собой несколько изменённое изображение рукописных латинских букв G, F и C соответственно.
Использование ключей
На пяти линейках нотного стана (и между ними) можно разместить 11 различных по высоте нот. Используя добавочные линейки, количество записываемых нот можно довести до 20 и более. С другой стороны, общий диапазон звучания различных голосов и инструментов в музыке составляет около восьми октав (например, на фортепиано — 52 ноты), но диапазон каждого из голосов или инструментов, как правило, гораздо у́же, и ноты удобнее располагать так, чтобы середина диапазона соответствовала центру нотного стана. Следовательно, необходим знак, показывающий используемый диапазон нот для данного голоса (тесситуру).
Центральный элемент ключа указывает на расположение его основной ноты на линейке. В некоторых случаях над или под ключом размещается цифра 8, обозначающая сдвиг вверх или вниз на октаву.
Ключ «соль»
Произошёл от латинской буквы G, обозначающей ноту «соль». Центральная завитушка ключа обозначает размещение ноты «соль» первой октавы.
Скрипичный ключ
Скрипичный ключ является самым распространённым ключом. Скрипичный ключ помещает «соль» первой октавы на вторую снизу линейку нотного стана.
В скрипичном ключе пишутся ноты для скрипки (отсюда название), большинства деревянных духовых инструментов, части медных духовых, ударных инструментов с определённой высотой звука и других инструментов с достаточно высоким звучанием. Для партий правой руки при игре на фортепиано чаще всего тоже используется скрипичный ключ. Женские вокальные партии сегодня также записывают в скрипичном ключе (хотя в прошлые века для их записи применяли особый ключ). Партии тенора записываются также в скрипичном ключе, но исполняются на октаву ниже написанного, что обозначается восьмёркой под ключом.
Старофранцузский ключ
Использовался во Франции в XVII—XVIII вв. (период барокко) в музыке для скрипки и флейты. Другие названия — французский ключ, французский скрипичный ключ. Помещает «соль» первой октавы на первую строку нотоносца.
Этот ключ определяет самую высокую тесситуру среди остальных ключей.
Ключ «фа»
Произошёл от латинской буквы F, обозначающей ноту «фа». Завитушка и две точки (произошедшие от двух перекладинок буквы F) окружают линейку, на которую помещается нота «фа» малой октавы. Обычно понятия «ключ „фа“» и «басовый ключ» используются как синонимы, но в истории существовали и другие ключи «фа».
Басовый ключ
Второй по распространённости ключ после скрипичного. Помещает «фа» малой октавы на вторую сверху линейку нотного стана. Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель, фагот и т. д. В басовом ключе обычно пишется партия левой руки для фортепиано. Вокальная музыка для баса и баритона также пишется обычно в басовом ключе.
Партия контрабаса, записанная в басовом ключе, исполняется на октаву ниже.
Баритоновый ключ
Баритоновый ключ располагает «фа» малой октавы на третьей (средней) линейке нотного стана.
Басопрофундовый ключ
Басопрофундовый, или большой басовый ключ — самый низкий ключ, помещает «фа» малой октавы на верхнюю линейку. В основном применяется в старинной музыкальной литературе и сейчас уже вышел из использования.
Ключ «до»
Произошёл от латинской буквы C, обозначающей ноту «до». Средняя часть ключа между двумя завитками определяет расположение «до» первой октавы.
Альтовый ключ
Альтовый ключ помещает «до» первой октавы на среднюю линейку. В альтовом ключе пишутся партии для альтов и тромбонов, иногда вокальные партии.
Теноровый ключ
Помещает «до» первой октавы на вторую сверху линейку. Используется для фаготов, виолончелей, тромбонов и контрабасов (в сольном исполнительстве).
Меццо-сопрановый ключ
Меццо-сопрановый ключ помещает «до» первой октавы на вторую линейку;
Сопрановый (дискантовый) ключ
Сопрановый , или дискантовый ключ — на первую линейку;
Баритоновый ключ
Баритоновый «до» — на пятую линейку. Ноты в этом ключе совпадают с нотами в баритоновом ключе «фа».
Октавное перемещение ключей
80px
80px
80px
80px
80px
При прибавлении сверху или снизу индексов 8 — октавное перемещение и 15 — двухоктавное перемещение, автоматически вся записываемая музыка переносится на октаву (или две) вверх/вниз.
Нейтральный ключ — Ключ для ударных инструментов
Для ударных инструментов без определённой высоты звучания применяется специальный «нейтральный» ключ. Его назначение отличается от назначения остальных ключей в том смысле, что он не показывает высоту ноты, а просто назначает стан для обозначения партии того или иного ударного инструмента. См. также Ударная установка.
В основном используется для гитар. Табулатура — это схема, в которой мелодия показана на нескольких горизонтальных линиях, соответствующих струнам гитары; ноты обозначены цифрами ладов и расположены последовательно по долям. Существуют табулатуры и для других музыкальных инструментов
guitarmag.net
Запись нот разных октав в скрипичном ключе
Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого музыкальных регистров. В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы. Как выглядит скрипичный ключ, думается, все в курсе. Свое название он получил за то, что в нем удобно записывать ноты из рабочей тесситуры скрипки (от СОЛЬ малой октавы и до самых верхних нот).
Скрипичный ключ имеет второе название – КЛЮЧ СОЛЬ. Так его называют за то, что своим местоположением на нотном стане он привязан ко второй линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы. Поэтому закономерно, что нота СОЛЬ – это главная нота скрипичного ключа, своеобразная точка отсчета на нотном стане. Действительно, ближайшие соседи ноты СОЛЬ – это ФА (снизу) и ЛЯ (сверху), они занимают соответствующее положение по отношению к ноте СОЛЬ и на нотном стане.
Ноты первой октавы в скрипичном ключе
Названия октав и их расположение на клавиатуре фортепиано подробно разбирается в материале Расположение нот на клавиатуре фортепиано. Ноты первой октавы занимают основное пространство (первые три линейки) нотного стана в скрипичном ключе.
- Нота ДО первой октавы пишется на первой добавочной линии.
- Нота РЕ первой октавы пишется под первой основной линией нотного стана.
- Нота МИ первой октавы как бусинка на ниточке насажена на первую линию нотоносца.
- Ноту ФА первой октавы следует писать между первой и второй линиями нотного стана.
- Нота СОЛЬ первой октавы занимает свое коронное место на второй линейке.
- Нота ЛЯ первой октавы располагается в промежутке между второй и третьей линейками.
- Нота СИ первой октавы записывается на третьей линейке.
Ноты второй октавы в скрипичном ключе
Ноты второй октавы занимают вторую, верхнюю половину нотного стана, если записывать их в скрипичном ключе.
- Нота ДО второй октавы занимает промежуток между третьей и четвертой линиями.
- Нота РЕ второй октавы насажена на четвертую линейку нотоносца.
- Нота МИ второй октавы расположена в последнем промежутке – между четвертой и пятой линиями.
- Нота ФА второй октавы, ее место – пятая линейка, она на ней крепко сидит.
- Нота СОЛЬ второй октавы прилипла к пятой линейке, пишется выше ее.
- Нота ЛЯ второй октавы, ее адрес – первая добавочная линейка сверху.
- Нота СИ второй октавы пишется над первой добавочной линейкой сверху.
Ноты третьей октавы в скрипичном ключе
Ноты третьей октавы можно записать двумя способами – либо на добавочных линейках сверху, либо точно так же, как ноты второй октавы, только со специальным знаком – ОКТАВНЫМ ПУНКТИРОМ (пунктирная линия с цифрой восемь).
Октавный пунктир имеет следующее действие: все ноты, которые он собой покрывает, играются на октаву выше. Октавный пунктир является очень удобным средством облегчения нотой записи – во-первых, благодаря ему уменьшается количество добавочных линий, затрудняющих прочтение нот, а, во-вторых, с помощью октавного пунктира нотная запись становится более экономной, компактной, более опрятной.
Если же все-таки ноты третьей октавы написаны без применения октавного пунктира, а с применением добавочных линеек, тогда:
- Нота ДО третьей октавы пишется на второй добавочной линейке сверху.
- Нота РЕ третьей октавы располагается выше второй добавочной линейки.
- Нота МИ третьей октавы занимает третью добавочную линейку сверху.
- Нота ФА третьей октавы помещается над третьей добавочной линией.
- Нота СОЛЬ третьей октавы нанизывается на четвертую добавочную линейку сверху.
- Нота ЛЯ третьей октавы пишется над четвертой добавочной линейкой.
- Ноту СИ третьей октавы следует искать на пятой добавочной линейке сверху.
Ноты четвертой октавы в скрипичном ключе
Если писать ноты четвертой октавы на добавочных линейках, то этих самых вспомогательных линеек будет огромное количество. Это очень неудобно, поэтому так не делают. Когда нужно написать ноты четвертой октавы пользуются октавными пунктирами – простым, если его ставят над нотами третьей октавы, или двойным, если над нотами второй октавы.
Двойной октавный пунктир представляет собой точно такую же пунктирную линию, только с числом 15. Все ноты, которые располагаются, под такой линией, должны исполняться на целый две октавы выше.
Ноты малой октавы в скрипичном ключе
Из малой октавы в скрипичном ключе записываются, главным образом, всего три ноты – СОЛЬ, ЛЯ и СИ. Они пишутся на вспомогательных линейках, добавляемых снизу:
- Нота СИ малой октавы может быть записана под первой добавочной снизу.
- Нота ЛЯ малой октавы в скрипичном ключе пишется на второй добавочной линейке снизу.
- Нота СОЛЬ малой октавы располагается под второй добавочной внизу нотного стана.
В целом, чаще всего на нотоносце со скрипичным ключом записываются наиболее ходовые, часто встречающиеся ноты малой, первой, второй и частично третьей октав. Ноты, для записи которых необходимо большое количество добавочных линеек, встречаются сравнительно реже.
Для лучшего запоминания нот во всех октавах, нужно больше тренироваться в их чтении и переписывании. Например, можно переписывать какие-нибудь мелодии в разные октавы (допустим, дана мелодия в первой октавы, переписать ее в малую, во вторую, в третью и т.д.). Попробуем. Скажем, возьмем простую известную народную песню «Ходит зайка» и перепишем ее мелодию в разные октавы.
Если вы учите ноты с ребенком, то познакомьтесь вот с таким руководством – Как выучить ноты с ребенком? И детям, и взрослым для лучшего усвоения нот скрипичного ключа будет полезно выполнить подборку упражнений из рабочей тетради Г. Калининой. Выполняя задания в простой и увлекательной форме, вы даже и не заметите, как выучите все ноты. Скачать данный комплекс упражнений можно здесь – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ!
Дорогие друзья! Мы надеемся, что данный материал хотя бы немного оказался вам полезен. Если у вас остались вопросы, если есть пожелания по улучшению работы сайта или по улучшению конкретно данной статьи, пожалуйста, отпишитесь в комментариях. Ваше мнение очень важно для нас!
И напоследок, предлагаем вам послушать немного хорошей музыки! Сегодня это будет:
П.И. Чайковский — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
Читайте также на эту тему:
muz-teoretik.ru
Как рисовать скрипичный ключ?
Многие родители в домашнем воспитании своих детей практикуют развивающие музыкальные занятия. Музыку дети изучаются по-разному: они ее слушают, они ее исполняют – играют или поют, наконец, они стараются научиться музыку записывать. И, конечно же, при начале обучения ребенка азам нотной грамоты дело не обходится без изучения скрипичного ключа.
Сегодня мы будем говорить, о том, как рисовать скрипичный ключ. Казалось бы, это такой пустяк, и зачем нужно посвящать этому вопросу отдельную статью? Многие взрослые такой знак напишут без труда, но при этом некоторые из них совершенно не могут объяснить, как они это делают. А детям как раз такие объяснения и нужны. И поэтому мы сейчас подробно расскажем о том, как же все-таки нужно писать скрипичный ключ, а вы, дорогие родители будущих гениев, затем в доступной форме сможете эти объяснения передать своему ребенку.
Секрет скрипичного ключа
Это удивительно, но совсем немногие об этом знают. Считается, что скрипичный ключ – это чисто музыкальный знак, но на самом деле скрипичный ключ в своем первоначальном историческом виде – это буква. Да, это буква G латинского алфавита, которая за многие века преобразилась до неузнаваемости. Впрочем, наблюдательный человек невооруженным глазом вполне может обнаружить очертания этой буквы в этом музыкально-графическом символе.
Причем тут буква G? – скажете вы. Дело в том, что в музыке существует система буквенного обозначения звуков. Так вот, по этой системе буква G латинского алфавита соответствует звуку СОЛЬ! А второе название скрипичного ключа – КЛЮЧ СОЛЬ. Так его называют за то, что скрипичный ключ указывает положение ноты СОЛЬ первой октавы на нотном стане (забегая вперед, скажем, что это вторая линейка).
Как нарисовать скрипичный ключ?
Скрипичный ключ располагается на специальной нотной строчке – нотном стане. Нотный стан состоит из пяти горизонтальных линий, которые пересчитываются снизу вверх, как этажи у любого здания. Скрипичный ключ привязан ко второй линейке, на которой, как уже было сказано, должна разместиться нота СОЛЬ. Скрипичный ключ нужно либо начинать рисовать с точки на второй линейке, либо, наоборот, на этой линейке заканчивать его запись. Таким образом, есть целых два способа по-разному изобразить на бумаге скрипичный ключ. Можно применять любой из них. Разберемся подробнее.
Способ 1 – шаг за шагом
- При первом способы скрипичный ключ начинаем рисовать со второй линейки – на ней ставим точку или ее слегка перечеркиваем штрихом, направленным вверх.
- От первой точки рисуем окружность между третьей и первой линейками. Важно, чтобы ваши линии не выходили за границы указанных линеек, иначе скрипичный ключ получится некрасивый. Также следует избегать другой крайности – рисовать круг слишком маленький.
- Нарисованный круг не замыкаем, а продолжаем по типу спирали дальше, но на втором витке уводим линию вверх и немного влево. Таким вот образом нужно подняться немного выше пятой линейки.
- Выше пятой линейки делается разворот в правую сторону. При движении в обратную сторону, то есть вниз, у вас при пересечении линий должна получиться петля. Подобные петли в письме встречаются часто, например, когда мы пишем в тетрадочке строчную букву В.
- Далее прямой или наклонной линией спускаемся вниз, как бы прокалывая наш скрипичный ключ посередине. Когда мы уже «проткнули» готовый ключ и линия спустилась чуть ниже первой линейки, то можно ее заворачивать – получается крючок. Заворачивать не нужно сильно – достаточно одного изгиба в форме маленького полукруга (как при написании заглавных букв Ф, А и др.).
ВАЖНО! Показывать ребенку нужно несколько раз, причем с каждым разом подробность объяснения должна уменьшаться. Сначала рассказывается все, затем отмечаются только ключевые моменты (КРУГ, ПЕТЛЯ, КРЮЧОК). Последние несколько показов должны быть плавными, то есть все отдельные элементы должны быть соединены в цельную линию, карандаш должен скользить по бумаге, не отрываясь от нее и без остановок.
МОМЕНТ 1. Если ребенку трудно повторить графическую комбинацию сразу на бумаге, тогда можно поработать с ним следующими способами. Во-первых, можно порисовать гигантские скрипичные ключи в воздухе. Ребенок может повторять движения, которые ему будет показывать взрослые. Сначала можно даже взять его руку и несколько раз плавно провести всю комбинацию, когда малыш запомнит движение, пусть работает самостоятельно.
МОМЕНТ 2. Во-вторых, можно применят еще один хороший способ – рисование больших скрипичных ключей мелом на доске. Взрослый может написать скрипичный ключ и попросить ребенка несколько раз обвести контур знака, можно – разноцветными мелками. Утолщенный скрипичный ключ затем можно стереть с доски, а ребенку дать задание – нарисовать все самостоятельно.
Способ 2 – все наоборот
Второй способ рисования проще, чем первый, но первый считается традиционным, а этот – экзотическим. Но обычно при рисовании с крючка скрипиный ключ получается более округлым, красивым.
- Рисовать скрипичный ключ начинаем снизу, с крючка. Поднимаемся прямой или слега наклонной линией вверх, выше пятой линейки.
- Выше пятой линейки начинаем рисовать обыкновенную восьмерку (цифру восемь), но до конца это дело не доводим.
- Наша восьмерка не замыкается, не возвращается к первоначальной точке, а в нужном месте просто заворачивается кругом до второй линейки. Помните да, что круг между первой и третьей линейкой?
Таким образом, теперь мы на второй линейке изображение скрипичного ключа заканчиваем. Еще раз подчеркнем исключительную важность привязки ключа ко второй линейке. На этом месте нотного стана пишется нота СОЛЬ, которая является своеобразной точкой отсчета для всех остальных нот скрипичного ключа.
Рисование скрипичных ключей обычно очень увлекает детей. Для большей крепости и для лучшего качества написанием этого музыкального знака можно позаниматься несколько раз – на доске, в альбоме, в нотной тетради, а также в музыкальных прописях.
Мы предлагаем вам для домашних занятий страницы музыкальных прописей Г. Калининой, которые как раз посвящены скрипичному и басовому ключам. Отработавший этот материал ученик, как правило, уже больше никогда не испытывает никаких сложностей, когда ему нужно поставить ключ вначале нотоносца.
Скачать подборку заданий – СКАЧАТЬ
Конечно, в музыке кроме скрипичного ключа используются и другие – басовый, альтовый и теноровый ключ. Но они вводятся в практику чуть позже, поэтому с их написанием никаких проблем не возникает.
Дорогие друзья, если у вас остались вопросы, на которые вы давно ищете ответы, задайте их в комментариях к данному материалу. Мы также будем рады выслушать от вас пожелания по темам дальнейших наших выпусков.
А сейчас, уставшим взрослым и энергичным ребятам мы предлагаем сделать в жизни музыкальную паузу. Сегодня у нас – музыкальный юмор. Послушайте знакомое с детства стихотворение А. Барто «Болтунья» с музыкой композитора С. Прокофьева. Мы надеемся, что от просмотра этого номера вы получите массу положительных эмоций.
Читайте также на эту тему:
muz-teoretik.ru
𝄞 — Музыкальный символ скрипичный ключ (U+1D11E)
Начертание символа «Музыкальный символ скрипичный ключ» в разных шрифтах
𝄞
Ваш браузер
Описание символа
Музыкальный символ скрипичный ключ. Музыкальные символы.
Связанные символы
Кодировка
Кодировка | hex | dec (bytes) | dec | binary |
---|---|---|---|---|
UTF-8 | F0 9D 84 9E | 240 157 132 158 | 4036854942 | 11110000 10011101 10000100 10011110 |
UTF-16BE | D8 34 DD 1E | 216 52 221 30 | 3627343134 | 11011000 00110100 11011101 00011110 |
UTF-16LE | 34 D8 1E DD | 52 216 30 221 | 886578909 | 00110100 11011000 00011110 11011101 |
UTF-32BE | 00 01 D1 1E | 0 1 209 30 | 119070 | 00000000 00000001 11010001 00011110 |
UTF-32LE | 1E D1 01 00 | 30 209 1 0 | 517013760 | 00011110 11010001 00000001 00000000 |
unicode-table.com
Музыкальные ключи (басовый ключ, скрипичный и т. д.)
Здравствуйте, дорогие друзья. Мы совсем ещё не говорили о видах музыкальных ключей и в этой статье мы исправим это.
На сегодня мы знаем только о том, как записывать ноты в скрипичном ключе. Кстати, скрипичный ключ ещё называют ключом соль.
В нём ноты, как мы знаем, записываются следующим образом:
рис. 1
На рисунке 1 мы начали движение вверх от ноты до первой октавы.
С басовым ключом мы также встречались, например когда разбирали Менуэт Баха:
рис. 2
Басовый ключ также называют ключом фа. Дело в том что середина его (между двумя точками) «указывает» на ноту фа.
Если записать звукоряд с рисунка 1 в басовом ключе, то он будет выглядеть так:
рис. 3
То есть Ля в басовом ключе это до в скрипичном, си в басовом это ре в скрипичном и так далее.
Также существуют ключи системы до.
И если со скрипичным и басовым ключами мы часто встречались, то данный ключ будет для нас возможно чем-то новым.
Ключи данной системы перемещаются вверх вниз. Смысл этих перемещений в том чтобы указать где будет находится нота до первой октавы.
Например, если третья линейка сверху будет пересекать центр ключа, значит на уровне этой линейки у нас будет звук до (это будет называться Альтовым ключом).
Например мы можем записать тот же самый звукоряд, что изображен на рисунке 1 вот так:
рис. 4
В ключах системы до записывают, такие инструменты как альт (на рисунке 4 изображены ноты как раз для этого инструмента), тромбон, виолончель.
gorstorehov.com