Menu
[menu_adv_rtb]

Кельтский стиль – Кельтское искусство

Кельтский стиль — история и культура кельтов, всё об Ирландии и Шотландии

•Рекомендуем

Символы любви и ве…

Хэндфастинг — старинная европейская и, в том числе, иранская церемония обязательств, которая формально приводит…

Брошь Лакенбут ̵…

В шестнадцатом-восемнадцатом столетии в Шотландии существовало два основных стиля брошек. Одна брошь круглой…

Подменыш, или Брид…

Подменыш – фольклорный мотив, характерный не только для Ирландии, но и для Уэльса, Корнуэлла, Шотландии, Германии,…

Ирландская арфа…

Одна из самых замечательных особенностей Изумрудного Острова – любовь к музыке. Это, наверное, объясняет и то,…

Ирландские танцы…

Ирландский танец — целая группа традиционных танцевальных форм,  возникших в Ирландии,  — подразделяется на бытовые…

Не парадность званых вечеров и приёмов, а простота общения и семейный уют необходимы человеку. Именно такую возможность даёт нам встреча за чашкой чая: собраться с родственниками, друзьями, сослуживцами в непринуждённой…

Благодаря плодородным почвам и мягкому климату, изобилующему дождями, Ирландия обладает завидными природными преимуществами для сельского хозяйства, производства продуктов питания, волокна и топлива. Положительно влияет…

Лондон — крупнейший международный культурный центр, предлагающий потрясающие возможности для тех, кто желает научиться ведению бизнеса по европейским стандартам. Семинары за границей — превосходная возможность совместить…

Приезжая в Ирландию, путешественник возможно мечтает гармонично влиться в ирландское общество и скорее всего существуют какие-то определенные отличия в культуре, о которых интересно было бы узнать.
Ирландцев описывают…

Светильник Джека, фактически главный атрибут Хэллоуина, как известно был придуман в Ирландии. Люди помещали свечи в вырезанную в форме головы тыкву , чтобы держать духов и призраков на расстоянии.
Исторические корни Хэллоуина…

В ирландском фольклоре много историй о демонах, пытающихся высосать кровь у живых людей. Уродливая летучая мышь, скрывающаяся во мраке ночи. Мертвенно-бледные  существа с длинными желтыми ногтями, пурпурными ртами, кислым…

Хантингтонский Замок, также известный как замок Клонгал, находится в деревне Клонгал (графство Карлоу) и очень похож на особняк со страниц произведений Эдгара Аллана По.
Замок был построен в начале 17 столетия для Лоуренса…

Путешествуя по Шотландии, сразу попадаешь под магическое обаяние суровой природы с ее холмами, покрытыми вересковыми зарослями, живописными равнинами и замками, поражающими воображение своей монументальностью и древностью….

Шотландия – это мир, где природа удивляет сочетанием некого аскетизма и скромности с яркостью и глубиной красок. Розовато-лиловые пустоши вереска, растворенные в изумрудной зелени полей, неотрывно связаны с национальным…

celticstyle.ru

Кельтское искусство | Кельтский стиль

Символы |
1 комментарий

Кельтское искусство – искусство, связанное с различными народностями, известными под общим названием КЕЛЬТЫ. Нельзя сказать насколько точно можно проследить происхождение кельтов, но пришли они якобы из земель, расположенных у истоков Дуная.

Уже во второй половине первого тысячелетия до нашей эры эти индоевропейские племена обитали на территории Франции, Бельгии, Швейцарии, юга Германии, Австрии, северной Италии, севера и запада Испании, Британских островов, Чехии, частично Венгрии, Болгарии.

Кельты не уничтожали коренное население, но навязывали свой язык, искусство, традиции. В то же время, заимствуя от этих народов многое в разных важных областях, и в первую очередь в религии. Если говорить об искусстве кельтов, то можно обратиться к искусству народов, говоривших на кельтских языках с самого начала истории до современных времен, но так же и к искусству древних кельтов, язык которых неизвестен, но предполагаются культурные и стилистические связи с кельтами.

В современном мире много областей культуры исследуют и пытаются разгадать, что же является кельтским, но границы между наукой и романтическими предположениями менее ясно отмечены, чем ученые хотели бы допустить, и, скорее всего случиться так, что покров тайны так и не поднимется.

Часто говорят о кельтском узле —  сложном переплетении волнистых линий, разнообразных стилизованных геометрических форм, появляющемся в сегодняшние дни практически повсюду.  Но стиль и художественное оформление фактически принесли в Великобританию в 6 столетии англосаксонские монахи и использовали исключительно для украшения рукописных Евангелий. Саксонцы (не монахи) заимствовали искусство для декоративного оформления своего имущества. Любой узел, включающий формы животных, испытывает влияние скандинавского звериного стиля. И как считают исследователи, интригующий и отличительный стиль художественного оформления «кельтского  узла» все же не является строго кельтским.

В предкельтской Великобритании очень много древних памятников, которые были продуманно, оригинально украшены сложными художественными многообразными стилями. Но они являются работой неизвестных строителей дольменов народа мегалитов, завоеванных кельтами.

Самым влиятельным и известным периодом в кельтском искусстве является Островное искусство (Ирландия и Великобритания в Раннем Средневековье), когда появилась Келлская книга или «Книга Колумбы» и подобные шедевры. Термин Островное Кельтское Искусство обращается и к так называемому кельтскому Возрождению, начиная с 18 века до наших дней включительно, и характеризуется тем, как современные кельты выражают самоидентификацию, патриотизм, в том числе в искусстве и культуре.

Существует три стадии кельтского искусства. Континентальное искусство Железного века, главным образом Латенская культура. Искусство Железного века Великобритании и Ирландии с привлечением традиций с материка и смешение их с отличительными региональными стилями. Кельтский Ренессанс в Ирландии, некоторых частях Великобритании в Раннем Средневековье, то, что принято называть Островное Кельтское Искусство, но это результат многих художественных влияний и его строго нельзя называть кельтским искусством. Но традиция в значительной степени повлияла на формирования современного кельтского возрождения.

Как правило, кельтское искусство абсолютно декоративно. Орнаменты присутствуют практически везде; на поверхности домашней и ритуальной посуды, на оружии, повозках, драгоценных украшениях и т.д. Даже кельтский символ трикветра почти всегда изображается в творческом преломлении — например, как на представленном изображении с тремя рыбами.

Стилизованные и фантастические формы растений, животных, но без всякого подражания естественным формам растительного и животного мира. Использование симметрии в редких случаях, часто с привлечением сложной символики. Замысловатые линии, плотно свитые спирали, выпуклости, декоративные надписи.

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Кельтский стиль при цитировании обязательна.

celticstyle.ru

Кельтский стиль интерьера — «ВекоНика»

В далекие времена обширную территорию Западной и Центральной Европы населяли племена индоевропейского происхождения. Это был воинственный народ, который отстаивал свои права и боролся за землю. Само понятие «кельты» в английском языке появилось в XVII веке. В настоящее время эта народность практически утратила свое существование в чистом виде, а современные кельтские народы составляют ирландцы, валлийцы, шотландцы, бретонцы и корнцы. Именно поэтому кельтский стиль в интерьере достаточно популярен среди жителей Шотландии, Ирландии, Бретани, Корнуолла и Уэльса.

Декор интерьера

Кельтский интерьер достаточно интересен и самобытен. Здесь используется много необычной орнаментики, кованных аксессуаров, витражей, текстиля с ирландским и кельтским узором. Часто в кельтском жилье можно увидеть керамические изделия, покрытые синей, зеленой и серой глазурью, с орнаментом или без.

В интерьере повсеместно присутствует большое количество необработанного дерева. Это и напольное покрытие, и облицовка стен, и обрамление камина и предметов мебели. Одновременно с деревом применяется кружевная ковка. Это особенно касается оконных переплетов, входных дверей или оформления лестничных пролетов.

Кельский дом просто пестрит ирландским текстилем. Шерстяные ковры и льняные скатерти и чехлы для мебели украшают интерьер своим неподражаемым национальным орнаментом. Причем цвет текстильных изделий может варьировать от цвета слоновой кости до насыщенного синего или зеленого.

Отделка кельтского интерьера

Как уже стало понятно, в отделке кельтского дома чаще всего присутствует дерево. Пол в жилых комнатах лучше всего покрывать паркетной доской, изготовленной из дуба или красного дерева. Если вы хотите четко следовать традициям кельтских народов, в гостиной и кухне можно использовать ирландский голубой известняк. А можно применить керамогранитное покрытие, стилизованное под серо-голубой камень. По древнему обычаю в прихожей следует выложить на полу орнамент кельтского медальона. Считается, что он защищает жилье от всякой опасности и приносит в дом удачу.

С мебелью, изготовленной из красного дерева, хорошо гармонируют светло-серые стены или обои с традиционным кельтским рисунком, таким как четырехлистный клевер или кельтские сердца. В ванной и кухне можно оклеить стены керамической плиткой с кельтским орнаментом. Особенно следует уделить внимание раковине, ванне и зеркалу, которые можно обрамить оригинальным фризом под стать всему интерьеру.

Понравилась данная идея? Тогда обращайтесь в компанию «ВекоНика», и мы поможем придать вашему интерьеру очарование кельтского стиля. Наши специалисты изготовят различные декоративные изделия и выполнят мебель на заказ в духе кельтских традиций.

vekonika.ru

Кельтский стиль в интерьере |

В истории кельтами называют племена, на рубеже эр занимавшие обширную территорию в Западной и Центральной Европе. А вот в английском языке появление слова «кельтский» произошло лишь в XVII веке. Оксфордский уэльский лингвист Эдвард Ллуйд обратил внимание на сходства, присущие языкам, на которых говорят в Ирландии, Шотландии, Уэльсе, Корнуолле и Бретани. Он назвал эти языки «кельтскими» — и название прижилось. Слово «кельтский» также используется для описания «завитушного» стиля разнообразных украшений, продающихся в сувенирных лавках Ирландии, а также для стиля в интерьере перечисленных выше народов Великобритании.

Давайте разберемся в чем же заключается кельтский стиль в интерьере:

Покрытие для пола


Пол в жилых комнатах – спальнях, детской в кабинетах покрывают дубовым паркетом или паркетом из красного дерева, что придает полу теплое сияние.

Для гостиной, кухне и прихожей используется ирландский голубой известняк – это светлый серо-голубой камень, символизирующий прохладу и туманность ирландского утра. Альтернативой может быть плитка или керамогранит, стилизованные под голубой известняк.

По древней кельтской традиции в прихожей на полу выкладывается орнамент кельтского медальона, защищающий его владельца от опасностей и приносящий удачу.

 

 

 

 

 

 

 

Стены

Цвет и орнамент стен четко зависит от цвета и материала пола и мебели, а также от размера и общего стиля дома. Самые распространенные варианты решений декорирования стен в кельтском или в ирландском стиле:

  • Покраска стен светло-серой краской, имеющей очень приятный и мягкий оттенок. Он отлично смотрится и в больших светлых помещениях и маленьких темных комнатах. Особенно красиво светло-серый оттенок гармонирует с мебелью из красного дерева.
  • Обои с кельтским традиционным рисунком или нанесенным поверх кельтским орнаментом при помощи трафарета.
  • Кухонный фартук, изображающий кельтский орнамент.
  • Плитка с кельтскими узорами в ванной на стенах или создание акцента вокруг раковины, ванны и душа и зеркала.

Окна и двери

Кельтские витражи на дверях, окнах или шкафах добавляют света и яркости в дом. В качестве узора выбираются традиционно кельтские узоры, такие как четырехлистный клевер или кельтские сердца, или же стекло оставляют простым и однотонным в зеленом, сером, голубом или бронзовом цвете.

Текстиль

Ирландия славится своим текстилем. В кельтском доме или квартире без национального текстиля не обходится ни одна комната – гостиная, спальни, кухня, прихожая. Народные мастера вяжут текстиль из шерсти ирландской овцы или ткут льняные полотна. Цветовая палитра тканей очень широкая: цвет слоновой кости, натуральный, глубокий зеленый, синевато-серый, сине-голубой и многие другие. Текстиль может быть либо однотонный, либо с национальными орнаментами. Из ирландского и кельтского текстиля шьют покрывала и постельное белье, чехлы и покрытия для диванов и стульев, занавески и скатерти.

 

 

Дерево и кованое железо

Дерево, натуральное и окрашенное, гладкое и резное, имеет тяжелые выпуклые формы и используется повсеместно в кельтском доме; и не только в качестве покрытия для пола, но и для обрамления камина, вытяжки, шкафов, перил, стульев, столов, колонн, кроватей и даже для облицовки стен. По желанию хозяев к дереву добавляется кружевная ковка, например, для оформления перил или ворот.

Акценты и аксессуары

Акценты и аксессуары завершают стиль помещения, еще укрепляя, как бы цементируя его. Однако они могут использоваться автономно, то есть в другом стиле интерьера или в нейтральном помещении, как бы придавая легкие штрихи кельтского стиля. Кельтские традиционные аксессуары

  • Фурнитура с кельтскими орнаментами, например, ручки дверей, шкафов;
  • Декоративные светильники с витражами или кельтскими узорами, или светильники, выполненные из дерева;
  • Кельтская керамика, глазурованная в синие, зеленые и серые оттенки, с кельтскими орнаментами или без них;
  • Декоративные подушки, чехлы, сделанные из ирландского вязанного текстиля.

Кельтский стиль: подводя итоги

Итак, основные черты, присущие кельтскому стилю – это кельтские орнаменты, использование красного дерева, кованные аксессуары, витражи, а также ирландский и кельтский текстиль.

 

Очень интересными получились материалы о других этнических стилях, рекомендую, прочитайте!

Колоритный африканский стиль

Тосканский стиль

Ирландский стиль

Скандинавский стиль

Мексиканский стиль

Японский стиль

Похожие статьи

Март 4, 2014   admin

worlds-interior.ru

Искусство Шотландии | Кельтский стиль

Искусство |
Нет комментариев

Искусство на территории Шотландии зародилось не позднее 3 100 году до нашей эры.

Жители поселения Скара-Брейн на Оркни не просто строили свои дома, они вырезали абстрактные рисунки на некоторых камнях устроенных в домах и изящно декорировали керамику. Примеры «украшенных» камней можно обнаружить и в других местах Шотландии.

«Знаки кубка и кольца», выдолбленные на поверхностях скал или камней на большей части Шотландии, классифицируются как примеры искусства периода мегалитической культуры, назначение знаков неизвестно.

Римляне потратили немало времени (80-209) на завоевание южной области Шотландии и оставили художественные замечательные свидетельства в виде резных фигурок, надписей, украшенной глиняной посуды, монет и множества других предметов. Но в это время невозможно говорить о шотландском искусстве в буквальном значении.

В период от 500 года до 1 000 года развиваются две отдельные художественные темы, которые во второй половине указанного периода сливаются воедино.

Речь идёт об огромной достопримечательной коллекции искусства пиктов: резьба на камнях, по металлу и драгоценности.
С принятием христианства начинает также развиваться религиозное кельтское искусство. Оно приняло формы сложных узоров на крестах, могильных плитах, подготавливаясь к исключительному памятнику той эпохи, ирландской Книги Келлс, когда кельтские традиции, первоначально языческие по природе, были экстенсивно включены в христианскую иконографию.

Но два вида искусства постепенно начали сливаться, поскольку пикты обращались в христианство, что иллюстрировалось в том числе вертикальными Пиктскими камнями с вырезанными на них христианскими мотивами.

Полное объединение земель скотов и земель пиктов произошло при шотландском короле Кеннете Макальпине в 843 году.

Вытеснение кельтской Церкви римской Церковью через территории Шотландии, до 1 100 года, вместе с увеличивающимся англо-нормандским влиянием, практически оставило Шотландию без развития оригинальных художественных местных традиций.

В течение последовавших столетий на территории страны было построено огромное количество потрясающих церквей и  аббатств, правда, архитектурные стили замечательных структур не признаются как истинно шотландские, а причисляются к общим стилям, характерным для тех эпох.

Исключения можно встретить только на западе и севере Шотландии, в местах, которые с 800 года находились под влиянием и контролем норвежских викингов. Искусство викингов представлено сложным художественным оформлением предметов в виде стилизованных мифологических существ.

Шахматы с острова Льюис (1150-1200) представляют художественный мир викингов. Шахматные фигуры, изготовленные из великолепно обработанных моржового клыка и китового зуба, изображают королей, королев, епископов в митре (шахм. слон), рыцарей верхом на лошадях (шахм. конь), привратников на страже (ладья), пешек в форме обелисков.

Эпоха Возрождения затронула Шотландию гораздо позже, чем другие европейские страны и ярко не отметила шотландское искусство. Великолепные дворцы стали появляться в правление Стюартов, Якова III, Якова IV и Якова V, которые оценили великую французскую архитектуру; Дворец Линлитгоу, Замок Стерлинг, Фолклендский дворец и в Эдинбурге — Холирудский дворец.

Хотя есть свидетельства родной традиции на стадии становления в скульптуре, особенно в сложных художественных оформлениях Мелроузского аббатства и Рослинской капеллы.

Темные века наступили для шотландского искусства после 1560 года, когда в стране произошла смена религиозной власти.

Завершение Преобразования и учреждение шотландской Кирки в 1560 ускорили распространение антикатолической борьбы с предрассудками, которая началась при Якове V, приводя к систематическому разрушению религиозных художественных работ и церковных зданий, свидетелей 500-летней истории религиозного искусства. Учитывая главенство священных предметов в живописи и скульптуре в предыдущие эпохи, совершенно очевидно, что такого рода борьба явилась сокрушительным ударом по визуальному наследию Шотландии, творческой культуре страны.

Бегство представителей шотландских королевских кровей в Англию в 1603 году не оказало большого влияния на культурную национальную жизнь, как ожидалось. Именно в этот период появляется истинный шотландский и ведущий художник-портретист Джордж Джемезон (1590-1644). Джордж Дэемезон был назначен ответственным за художественные оформления для первого визита Карла I в Эдинбург в 1633 году и написал более ста портретов предков короля. Известны и замечательные автопортреты художника.

Следующее столетие — годы шотландского Просвещения во второй половине 1700-х —  отмечено расцветом художественной жизни нации. На международной сцене искусств стали известны имена многих талантливых шотландских художников и архитекторов. Архитектурным шедеврам Чарльза Кэмерона, Джеймса Гиббса, Уильяма Адама и Роберта Адама по-прежнему не устают восхищаться ценители прекрасного. Дэвид Аллaн, Аллaн Рэмсей, Гэвин Хэмильтон, Дэвид Уилки, сэр Генри Реборн – почитаемые во всем мире шотландские художники.

1800-ые годы называют периодом роста уровня жизни, появления очень богатых людей в связи с индустриализацией центральной Шотландии. В этот период появляются несколько известных замечательных архитекторов, среди которых самый знаменитый Александр «Грек» Томпсон.

В 1826 году была основана Королевская шотландская Академия Искусств. Видные художники этого периода — живописцы сэр Дэвид Вилки и Уильям Йорк Макгрегор.

 

Значительное событие в шотландском искусстве – основание Школы Искусств в Глазго (1845). В конце девятнадцатого века она имела судьбоносные влияния на шотландское искусство. Среди выдающихся представителей Школы Глазго организовался свободный коллектив «Четверка» (Школа Призрака) – живописец, художник прикладного направления искусства Маргарет Макдональд Макинтош, её сестра Фрэнсис, архитектор и художник Чарльз Ренни Макинтош, муж Маргарет, и Джеймс Герберт Макнейр, художник и дизайнер. Кумулятивно эти четверо людей определили Стиль Глазго (синтез синкретического кельтского искусства и японского искусства), который, завоевав признание во всем мире, в значительной степени воздействовал на художественный стиль модерн, творчество Густава Климта и Йозефа Хофмана.

«Глазго Бойс» — свободная группа из представителей мужского пола, расширила каноны импрессионисткой и постимпрессионистской живописи. Художники были примирены друг с другом страстью к реализму и натурализму, и одновременно «бунтом» против традиционной Викторианской сентиментальности. «Глазго Бойс» писали на темы обыденной жизни, обращаясь к образам и сельским сценам вокруг Глазго, свободно, энергично, ярко. Их произведения обладают властью окрасить радостью даже самый мрачный день.

Во время этого периода была создана и другая группа из дипломированных художников женского пола, «Глазго Гёрлс» и надо признать, что девочки произвели на художественные течения даже большее впечатление.

Все эти группы — «Четверка», «Мальчики Глазго» и «Девочки Глазго» — были ответственны за создание отличительного Стиля Глазго.

В 1920-е годы появляются прекрасные шотландские колористы, представлявшие широкое модернистское движение, известное как шотландский Ренессанс.

Послевоенная Шотландия извлекала большие выгоды из процветающих искусств, что привело, в том числе, к созданию Эдинбургского фестиваля в 1947 году.

Известные шотландские художники за прошедшие десятилетия — Эдуардо Паолосси, Иан Хэмильтон Финли, Дуглас Гордон, Люси Маккензи, Кристофер Орр, Джек Веттриэно.

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт Кельтский стиль при цитировании обязательна.

celticstyle.ru

Кельтский стиль в интерьере — Energy

Кельтский стиль в интерьере

Самобытный кельтский стиль в интерьере, как правило, встречается у жителей Британии, но его ценители находятся также по всему миру. Сначала термином «кельты» обозначались племена, которые жили в большей части Европы. Сегодня их не существует, однако данное понятие используется в дизайне интерьеров. В кельтском стиле применяются специфический декор, материалы, мебель, которые делают его особенным.

Пол в кельтском стиле

Для напольного покрытия характерно использование дубового паркета. Как альтернатива дубу применяется красное дерево. В гостиной, кухне и прихожей пол оформляется с помощью ирландского голубого известняка. Вместо него, можно использовать обычную керамическую плитку, имитирующую его.

Чтобы соблюсти древнюю традицию, в прихожей, у самого входа в жилище используется орнамент, напоминающий кельтский медальон. В древности считалось, что он защищает от невзгод и опасностей, щедро одаривает домочадцев удачей.

Декорируем стены, двери и окна в кельтском стиле

Цвета и орнаменты стен подбираются под материалы пола, мебели. Для стен в кельтском стиле используют в основном светло-серую краску, которая делает небольшие помещения более просторными визуально. Стильно смотрятся серые стены вместе с мебелью из красного дерева.

Кельтский стиль можно подчеркнуть, используя обои или плитку с характерным древним орнаментом. Рисунки кельтов — это в основном имитация плетения тканей, корзин, кос. Орнаменты составляются из узлов, которые вместе символизируют жизненный путь, или нить жизни. Еще один распространенный вид орнаментов — это лабиринты. В целом в своих рисунках кельты изображают людей, божеств, животных, растения, абстракции. В них закладывается определенный смысл, который можно прочитать, углубившись в философию и историю данного народа.

Еще один элемент стиля — это кельтские витражи с традиционными узорами. С их помощью оформляют окна, двери и ниши. Символично использовать для создания витражей четырехлистный клевер и узел под названием «кельтское сердце».

Аксессуары в кельтском стиле

Неотъемлемая часть интерьеров в духе кельтов — это немало известный ирландский текстиль, который издавна делали из овечьей шерсти или льна. На нем можно увидеть разнообразные национальные узоры, однако встречаются и однотонные варианты. Ткани выкрашиваются в природные цвета, такие как цвет сочной зелени, синий, коричневый и прочие. Из них изготавливаются накидки, покрывала, скатерти, занавески, обивка подушек.

Помещения, которые оформляются в кельтском стиле, в обязательном порядке содержат декор из металла и дерева. С помощью древесины делают обрамление для каминов, кровати, лестницы. Широко распространено использование кельтской кружевной ковки. Используются металлические ручки дверей, шкафов с орнаментами, светильники с разноцветными витражами.

Помимо кельтского направления в дизайне, вы можете обратить внимание на шотландский стиль в интерьере. Его основа — особый клетчатый орнамент, наполняющий комнату уютом. Любители британских мотивов также по достоинству оценят ирландский стиль в интерьере.

Если вы выбрали, какое направление вам по душе, то за дальнейшей его разработкой рекомендуем обращаться к дизайнеру. Стоимость дизайн-проекта предлагаем посчитать на онлайн-калькуляторе под статьей.

Поделитесь ссылкой

 

Дата публикации:
06.07.2016

energy-systems.ru

Кельтский стиль (общие сведения) | Северные Земли

Мерлин знал о волшебстве больше всех живших до него
И больше, чем люди когда-либо узнают.
(Спенсер)

Кельтская культура — удивительный сплав раннего христианства и языческих верований — окончательно формируется к V веку до н.э. Зона её распространения охватывает Шампань, Баварию, Северную Швейцарию, Чехию. Отсюда, в V — IV веках до н.э. начинается бурное расселение кельтов по просторам Европы. Они мигрируют на запад, во Францию и Бельгию, а оттуда в Испанию и Португалию. Несколько позднее начинается выселение кельтов на Британские острова.

К тому времени кельтская культура и построение общества, а также образ жизни, законы, боевые обычаи и прочее начинают сильно напоминать свои индийские аналоги. Кельтское изобразительное искусство стоит уже очень далеко от примитивности, но в то же время сильнейшим образом отличается, скажем, от греческого искусства своей заметной и явно намеренной и осознанной абстрактностью, парадоксальностью, мрачностью. Практически во все периоды своего отдельного существования кельты заметно выделялись своей религиозностью и сакральностью.

Мировоззрение кельтов
Данные о мифологии континентальных кельтов (а также кельтов доримской Британии) весьма фрагментарны — черпаются преимущественно из археологических источников (статуи, рельефы с изображением божеств, остатки культовых сооружений, надписи с посвящениями, надгробными эпитафиями, монеты). Единственные мифологические системы кельтской мифологии, получившие связное освещение в повествовательных памятниках местных традиций, — ирландская и валлийская (кельтов полуострова Уэльс, Великобритания).

Пространственная картина мира разработана в кельтской мифологии преимущественно плоскостно. В вертикальном же ее членении основную роль играет мировое древо. С мировым древом связан мотив источника, встречающийся в ряде традиций, главным образом ирландской. По одной из них, источник, вытекающий из Сид Нехтан и дающий начало реке Бойн (одной из главных рек Ирландии), относится к потустороннему миру и заключает в себе божественную мудрость. Дерево орешника стоявшее подле него, роняло иногда в источник орехи, которые, попадая в Бойн, давали отведавшему их полноту знания. Стихия воды, воплощенная в источниках, оценивалась безусловно положительно, тогда как стихия окружающего океана (особенно в восточном, северном и северо-западном направлениях) представлялась враждебной, связанной с демоническим началом.

Модель миропорядка, его неизменности, и обряды, необходимые для его поддержания символизируют мировые древа crann bethad и их воплощения — центральные столпы Bruiden.
Кельтскому обществу характерна теснейшая взаимосвязь королевской власти и общего миропорядка, а также большое количество знамений, прямо связанных с этим. В сагах встречается столь характерный для индийской мифологии мотив огромной силы Правды (ирл. fir flatha).Это также в первую очередь касалось именно короля, он был связан этим как никто другой, и в сагах неоднократно встречаются описания несчастий, обрушивающихся на страну в случае нарушения королем этого принципа. С этим напрямую перекликается и другая ирландская традиция — ужасные последствия сатиры друида (ирл. drui),а позже — поэта (ирл. fili),следующей за любым несправедливым решением какого-либо вождя.

Друидские атрибуты кельтской культуры
Друидизм считается общепризнанной религиозной системой древних кельтов. В основе слова «друид» лежит корень «ДР», означающий в некоторых арийских языках дерево, и в первую очередь — дуб.
Считается, что друиды умели предсказывать будущее по знакам и предзнаменованиям. Древние литературные свидетельства говорят о потрясающей власти друидов над стихиями: землей, водой, воздухом, огнем. Друиды были врачами и целителями. Они знали тонкие свойства лекарственных растений, умели лечить музыкой, словом, прикосновением и даже присутствием.

Кельтский крест, иногда называемый крестом Ионы или круглым крестом. Круг символизирует как, так и вечность. Этот крест, который появился в Ирландии до 8 века, возможно, происходит от «Хи-Ро», монограммы из написанных по-гречески первых двух букв имени Христа, что стало предпосылкой распространения креста как символа Христа. Часто этот крест украшается резными фигурами, животными и библейскими сценами, такими, как грехопадение человека или жертвоприношение Исаака.

Одним из элементов друидического культа было почитание священных деревьев: дуба с растущей на нем омелой, тиса, березы, рябины, яблони и др. До сих пор во Франции и Испании есть населенные пункты, которые восходят к древним обозначениям почитаемых кельтами деревьев: на этих местах в древности находились святилища или священные рощи.
Так же широко был распространен культ камней и скал. В некоторых странах до сих пор существуют сохранившиеся с древних времен груды камней (в Ирландии они носили специальное название «карн») и одиночные или парные огромные валуны, поднятые над землей, а также дольмены (древние погребальные сооружения в виде большого каменного ящика, накрытого каменной плитой), менгиры (вертикально врытые в землю камни) и кромлехи (культовые сооружения в виде круговых оград из огромных камней), которые отмечали священное место.
Христианство не восстало против культа камней — точно так же, как не восстала в свое время против него и религия древних кельтов, перенявшая этот культ у местного населения, жившего на территории Галлии еще до переселения туда кельтских племен. Как доказали археологи, дольмены, менгиры, кромлехи и другие мегалитические (от греч. «мега» — «большой» и «литос» — «камень») сооружения были построены еще до заселения Галлии кельтами. До сих пор точно не известно, кем были эти «строители мегалитов», однако исследования показали, что их язык не был близок ни к одному из древних индоевропейских языков и их духовная культура также была весьма своеобразна.
Самые древние сохранившиеся на территории Европы сооружения — Стоунхендж в Англии и Нью-Грейндж в Ирландии, насчитывающие несколько тысячелетий, — были созданы этими неизвестными «строителями мегалитов» и представляют собой храмы Солнца и Луны.

Культура быта
Кельтское искусство на британских островах пышно расцветало именно в то время, когда уже миновала его кульминация на континенте, где оно постепенно приобретало форму массового производства среднего качества.
Не монументальная скульптура и архитектура, а художественное ремесло стало основной отраслью кельтского искусства, которое внесло крупнейший вклад в развитие Средней и северной Европы. Виртуозная техника обработки с самого начала сочеталась с особым тяготением к орнаментике и создавала изделия непреходящей ценности.
Еще перед концом 5 века в кельтском искусстве появляется мотив человеческой маски, иногда увенчанной двулистной короной и сопутствующий ему мотив так называемых «рыбьих пузырей». Мотив маски был, без сомнения, заимствован в Средиземноморье и в кельтской среде прошел различные стадии развития — от форм преувеличенно безобразных к более естественным. Кельтские маски не представляют собою верных изображений богов или героев и не всегда предназначались для человеческого лица. Они скорее символы, служащие культовым целям, сильно стилизованы и часто по размерам гораздо меньше человеческого лица. Кроме того, к нему прибавился мотив «рыбьего пузыря», как очень характерный кельтский мотив, долго потом пользовавшийся популярностью и заимствованный также кельтскими скульпторами.
Кельтское ювелирное дело, чеканка и литье металлов вскоре начали развивать и новые мотивы. С юга были заимствованы некоторые растительные орнаменты, особенно листовидные пальметки, завитки и цветы лотоса, которые позже комбинировались с рисунком в виде буквы S (S-образные), образующим различные лировидные узоры, особенно типичные для кельтского искусства. Эти S-образные узоры, располагаемые рядом или соединенные друг с другом,иногда образуют сплошной ряд, а иногда два S-образных рисунка соединяются и образуют основной мотив S-образной лиры, часто комбинируемый еще с пальметами — так называемые лировидные пальметки.
Равно и спираль чем дальше, тем больше проникает в кельтскую орнаментику. Ею пользуются в различных комбинациях. Она неустанно изменяется, становится массивней, набухает, приобретает пластичность и трубкообразно расширяется. Возникают правовращающиеся и левовращающиеся формы, которые в период расцвета кельтского искусства составляют весьма сложные композиции, иногда плоские арабески, иногда рельефно подчеркнутые членистые формы, вихревые схемы и трех-плечные вихревые узоры (трискелес, трикветрум). Постепенно появляется новая черта в кельтском искусстве: отход от точной симметрии, являющейся наследием галштаттского времени, и переход к свободной соразмерности, а иногда даже к асимметричности.
Кельтская орнаментика постепенно была доведена до необыкновенной виртуозности путем соединения масок различного характера, каплевидных и пузыреобразных узоров, спиралей, лирообразных рисунков и улиткообразных мотивов в продуманные композиции. Одновременно достигают высокого уровня и различные способы художественной обработки металлов, что проявляется не только в литье и чеканке, но и в ажурных и инкрустированных кораллом и эмалью изделиях. И клювовидный кувшин 4 века из Басе-Юте (Мозель), уже является не привозной, а весьма совершенной кельтской работой, одним из лучших изделий кельтской торевтики. Рельеф, пластика и гравировка здесь комбинируются с инкрустацией кораллом и эмалью. Ручке кувшина внизу придана маскообразная форма, вверху — форма звериной, вероятно, волчьей головы. Его узкая форма несколько напоминает клювовидный кувшин из Галлейн-Дюррнберга (Зальцбург), также относящийся к 4 веку, богато украшенный как пузыреобразными мотивами и пальметами, так и человеческими головами и звериными фигурками.
Как сообщает Диодор, кельтский народ любил пеструю одежду, ткани в полоску и клетку. Еще в гальштаттское время шерстяные ткани были высокого качества и с пестрыми узорами. В латенское время женщины любили украшать одежду цветами, а знатные женщины вышивали ее золотыми нитками, как в древние времена.

Письменность
Кельты пользовались огамическим письмом — алфавитным письмом, распространенным на территории Ирландии и Великобритании и употреблявшимся для надписей на древнеирландском и питском языке.
Первоначально огамическое письмо состояло из 20 знаков, позже было добавлено еще 5. Форма письма: короткие и длинные черточки и точки, располагавшиеся по обеим сторонам реальной или воображаемой линии. Изобретено древними ирландцами, по-видимому, под влиянием знакомства с латинским алфавитом.
Буквы огамического письма представляют собой от одной до пяти насечек (длинных для согласных, коротких для гласных), нанесенных по обе стороны от ребра камня.
Так, означает b, d, f, n соответственно; принцип построения знаков огамического письма напоминает современные штрих-коды.
Происхождение огамического письма, как и рунического, не вполне ясно. Возможно, первое развивается из последнего, поскольку рунические и огамические надписи часто встречаются на одном и том же камне, или же обе эти системы представляют собой латинский алфавит, переписанный другими знаками, подобно тому как Брайль переводит его в систему выпуклых точек, а азбука Морзе – в систему точек и тире.
Вместе с христианской религией странствующие монахи-миссионеры распространяли и христианское письмо. Таким путем полуунциальное письмо перешло в VI столетии в Ирландию, а оттуда на Британские острова. Римский курсив был совершенно неизвестен в этих станах, поэтому полуунциальное письмо там имело своеобразную форму, иную, чем на материке.

Ирландско-англосаксонское письмо заимствовало многое и от рун и огамических символов и от греческого капитального письма, поэтому округлые буквы преобразовывались часто в угловатые и надломленные. В слитных буквах – лигатурах, — образованных из букв капитального письма и унциала, замечается смелость выполнения, которая позже наблюдается только в русской вязи.

Орнамент
Историки и искусствоведы отмечают очевидную связь кельтских орнаментов с орнаментами восточных стран (Индии, Тибета) и с узорами славянскими.
Древние кельты верили, что человеческий дух является частицей мирового Духа. Что через множество жизней, смертей и возрождений человек проходит путь к божественному совершенству. Каждый путь — особенный, каждый путь — неповторимое переплетение событий, судеб, испытаний и преодолений. Кельтские орнаменты — это символические карты Пути. Законы кельтов строго запрещали совершенствовать или менять ключевые детали орнаментов, считая, что их дали боги.
Каждый орнамент составлен из отдельных узлов. Каждый узел создается из отдельной нити — нити жизни. Нить жизни, нить орнамента нигде не прерывается, она переходит из одного элемента в другой, а потом, через множество переплетений, возвращается обратно. Это символ непрерывности и связи всех вещей во вселенной.
Не случайно один из самых древних кельтских символов — это лабиринт, символическое отображение человеческого пути. Кельтские лабиринты ведут к центру — духовному началу, которое присутствует во всем. Много позже английские и ирландские монахи использовали такие орнаменты в ранних христианских рукописях , указывая таким наглядным способом дорогу тем, кто идет по духовному пути.
Своим неожиданно ранним расцветом христианское искусство в Ирландии и на многих британских островах обязано местным источникам. В книжных иллюстрациях переплелись геометрический криволинейный орнамент кельтского происхождения с германскими «плетеными» изображениями животных.

Кельтский стиль
Цветовая гамма в кельтском дизайне мрачная и природная – коричневый, темно-зеленый, бордовый оттенки. Светлые цвета – каменно-серый и холодная гамма океана.
В оформлении часто используют мотив живого дерева с широкой кроной и переплетенными ветвями.
Но, безусловно, самым важным элементом дизайна в кельтском стиля является орнамент. Большой круглый орнаментальный элемент часто занимает центральную часть декорируемого объекта. Много места также отводится широкой плетеной рамке, и обязательно красиво выписанными кельтскими углами. Нужно отметить, что если в композиции участвует текст (например, оформление страниц книги), то само оформление зачастую занимает больше площади, чем информация.

Один из наиболее известных в мире современных ирландских художников — Джим Фитцпатрик – автор ряда орнаментированных работ на тему кельтской мифологии.

http://www.olib.grapecms.ru/catalog/hi-tec…-kel-tskiy-stil

www.nordic-land.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *