Икона иисус христос фото: Картинки иконы Иисуса Христа (100 фото) • Прикольные картинки и позитив
Изображения Бога. Иконы Иисуса Христа. Святые образы
Содержание статьи
- Внешность Христа
- Плащаница
- Христос Пантократор
- Явление Божией славы
- С нами Бог
Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса, но оказывается, что вариантов ее написания не так много. С чем связана эта сдержанность, как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско — богословском институте святого апостола Андрея, автор книг о богословии русской иконы.
Ангел «Благое молчание», Спас «Благое молчание». «Еще более непонятный образ, — считает Ирина Языкова, — Христос, изображенный в виде ангела. Ангела Софии. Можно толковать это как один из доипостасных образов Христа. То есть до Его воплощения. Однако образ настолько сложен, что даже главы Собора говорили, что такие иконы не стоит писать. Икона должна сама объяснять веру, а здесь приходится объяснять икону. Поэтому подобные иконы Вселенские соборы не поощряли. Тем не менее в XVI веке они получают распространение и популярность»
Как изобразить Бога? И можно ли? Этими вопросами задавались богословы до VIII века. Разногласия были так существенны , что приводили к ожесточенным спорам между иконоборцами и иконопочитателями. Отвергая иконы Христа, иконоборцы ссылались на ветхозаветную заповедь , запрещавшую изображать Бога. А иконопочитатели, наоборот, утверждали право изображать Христа как Второе Лицо С вятой Троицы , как Бога , пришедшего во плоти, ведь сказано в Евангелии , что « Слово стало плотью и обитало с нами , полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин . 1: 14). Споры завершились победой защитников иконопочитания в 787 году на Седьмом Вселенском соборе . Но и они подчеркивали, что икона изображает всего лишь человеческую природу Христа , тогда как Его Божественная природа по — прежнему остается неизобразимой .
— Первые иконы Христа, появляются незадолго до иконоборческих споров, — рассказывает искусствовед Ирина Языкова . — Одна из таких икон , сохранившаяся в синайском монастыре Святой Екатерины , — образ Христа Пантократора, написанный в позднеантичной живописной технике энкаустики. Несмотря на непривычный (с точки зрения классической иконографии) реализм живописи , этот иконографический тип выглядит вполне сложившимся, и найденные здесь физиогномические черты будут затем устойчивы на протяжении многих веков, вплоть до XX века. К ранним изображениям Иисуса Христа можно также отнести образ Спасителя в композиции « Преображение » из этого же монастыря ( VI в .), образ Христа Грядущего на облаках из церкви Святых Космы и Дамиана в Риме (VI — VII вв.), поясное изображение Пантократора из церкви Санта Мария в Кастельсеприо ( VII — VIII вв .). Все они достаточно близки между собой и свидетельствуют , что в V — VI веке образ Иисуса Христа в церковном искусстве уже сформировался .
Внешность Христа
Но как изображали Христа до V века, в апостольские времена , ведь, вероятно, апостолы помнили, как именно Он выглядел ?
— Во времена первых христиан, которые были временами гонений на Церковь, преобладали символические изображения , не претендующие на реализм и достоверность, — говорит Ирина Языкова, — чтобы их сакральный смысл, понятный посвященным , оставался недоступным для людей внешних , находящихся вне пределов христианской общины .
Символом Христа нередко становилось изображение рыбы. Слово ΙΧΘΥΣ (по — гречески « рыба») можно прочитать как аббревиатуру: Ἰησοὺς Χριστὸς Θε o ὺ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось , что в крови этой птицы есть противоядие от змеиных укусов и в случае нападения змеи она, разрывая себе грудь, кормит детей своей плотью , чтобы их спасти, что является аналогией Евхаристической Жертвы Христа. Позже появляются изображения Христа в виде юноши с агнцем на плечах, мозаика с подобным сюжетом « Христос — Добрый Пастырь», например, украшает мавзолей Галы Плацидии в Риме ( V в .).
— То была прикровенная проповедь христиан первых веков , — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.) решили отказаться от подобных символических изображений , так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился. Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит.
Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).
Но с годами выработался единый исторический тип, созданный по принципу золотого сечения: гармонические пропорции лица с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы , до плеч (так носили мужчины и в Иудее, и в Греции), с небольшой бородой. Хотя в разных странах этот образ (искусствоведы его называют греко — семитским) несколько меняется: например, эфиопы Его изображают темнокожим, китайцы — узкоглазым, а в рублевское время на Руси Христу придавали славянские черты — русые волосы, светлые глаза. Впрочем, несмотря на все различия, Христа на иконе всегда можно узнать.
Плащаница
Все разговоры о первообразе так или иначе приводят к Нерукотворному образу Спасителя , иконе икон .
— В самом его названии уже заложена концепция любой иконы , в которой важное место всегда отводится тому , что лежит за пределами человеческого творчества , — говорит Ирина Языкова. — Нерукотворный образ содержит веру в Боговоплощение , действительное свидетельство этого воплощения. Веру в то, что невидимый Бог становится видимым. Неслучайно отцы Седьмого Вселенского собора говорили, что иконы — это свидетельство того, что Христос не призрачно, а истинно воплотился .
В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа ( правда , обе прослеживаются только с VI века ): одна из них была распространена на Западе , другая — на Востоке. В первой рассказывается о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом Лик Христа запечатлелся на ткани.
Читайте также — Иконография Рождества Христова
Вторая история повествует о заболевшем проказой царе Авгаре. Христос передал царю холст, на котором запечатлелись Его черты, и царь исцелился, приложившись к нерукотворному образу. Позже произошло другое чудо: оберегая от врагов, полученную от Христа святыню замуровали в стене, однако образ Спасителя проявился на камне . В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа: « Спас на убрусе» , то есть на куске ткани , и « Спас на чрепии» , то есть на черепице или камне.
— Обе истории, вероятно, восходят к Туринской Плащанице , — рассказывает Ирина Языкова, — ткани , на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик , но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. История П лащаницы полна загадок, однако для нас важно то, что она является прототипом иконографической схемы ( и идеи ) Нерукотворного Спаса — самой первой и главной иконы .
Христос Пантократор
Второй, очень распространенный тип иконы Иисуса Христа — образ Христа Пантократора (Вседержителя), творящего Вселенную, держащего все в Своей руке .
— В этой иконографии, — объясняет Ирина Языкова, — выражен уже не догмат Боговоплощения и не тайна вочеловечивания Христова , а идея пребывания Христа на земле как Богочеловека . Поэтому Христа изображают в красно — синих одеждах. Это символ двуединой природы : красная одежда — человеческая природа, а синяя (небесная) — Божественная .
Есть три варианта этой иконографии: изображение фигуры Христа в рост , на престоле и поясное. Самое частое — поясное .
— Обычно такой образ помещали в иконостасе возле Царских врат, — рассказывает Ирина Языкова, — Христос вводит молящегося в Царство Божье. «Я есмь дверь: кто войдет Мною , тот спасется…» ( Ин . 10: 9). Обычно на такой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, так как , подходя к вратам , мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, в день Суда, когда « все тайное станет явным », с Книги Жизни будут сняты печати, и Слово будет судить мир. Но этот принцип не всегда соблюдается, иногда иконы Христа Пантократора в иконостас пишут с открытым Евангелием, хотя обычно такой тип иконографии больше используется в небольших иконах — моленных или келейных.
Явление Божией славы
«Спас в силах» — уже в самом названии этого иконографического образа отражена богословская концепция иконы — явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен . На этой иконе Христос восседает как Царь Царей — иконография показывает Второе пришествие. Обычно этот образ используется как центральный в композиции храмового иконостаса . В его основе лежит явление Господа пророку Иезекиилю: «…а над подобием престола было как бы подобие человека. И видел я как бы пылающий металл , как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше, и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг Него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» ( Иез . 1: 26-28).
Божия слава, виденная пророком, передается на иконе символическими фигурами. Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата , на который последовательно наложены синий круг (овал , мандорла) и красный ромб .
Читайте также — Иконография Сретения Господня (+Иконы)
— На сочетании этих двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция, — говорит Ирина Языкова. — Они символизируют соединение во Христе — милости и истины , божественной и человеческой Его природы, непознаваемости и воплощения .
Красный нижний квадрат означает землю. В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства, и в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов : ангел символизирует евангелиста Матфея, телец — Луку, лев — Марка, орел — Иоанна. Следующая фигура — синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов , как их называет Дионисий Ареопагит . Все, что изображено вокруг фигуры Христа и даже сам престол, — изображения различных небесных сил .
Фигура Самого Христа окружена красным ромбом . В отличие от «нижнего» квадрата, также красного, этот «верхний» ромб обозначает огонь, сходящий с небес , огненную природу Божества — «ибо Господь , Бог твой, есть огонь поядающий » (Втор. 4: 24). Бог говорит с молящимся из среды огня . Обычно Спаситель облачен в одежды красного и синего цвета, но иногда и в золотые , что обозначает сияние Его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу .
— Образ Книги — это и Книга Жизни, в которой вписаны имена спасенных (см. Ис. 32: 32; Откр. 3: 5), и Книга Откровения, написанной внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца (см. Откр . 5: 1-7), это и Книга Завета и Закона (см. Втор . 30: 10) — Библия, и собственно Евангелие — Благая Весть, которую в мир принес Спаситель. И наконец, символ Самого Господа Иисуса Христа , Который есть Слово Божие, пришедшее в мир , — объясняет Ирина Языкова.
С нами Бог
Имя Эммануил появляется в Библии в словах пророчества Исайи ( Ис . 7: 14) и означает «с нами Бог». «Спас Эммануил» — один из самых необычных образов Христа, где Он изображен в виде младенца или отрока. Обычно Младенец держит в руке свиток , символизирующий учение, которое Он приносит в мир, Благую весть . Он изображен как человек, но Его учение в Нем и с Ним , ибо Он — Бог и Спаситель .
— В этой иконографии мы снова видим идею Боговоплощения, — поясняет Ирина Языкова, — Всемогущий Бог умалился до кроткого беззащитного Младенца. И хотя, вероятно, предстоять в молитве естественнее и понятнее перед иконой Нерукотворного Спаса или Христа Пантократора, но в образе «Спаса Эммануила» выражена глубокая богословская идея.
Основные типы иконографии Спасителя этим исчерпываются. Иконы Христа ближе к догматам, чем все другие иконы. Они строже, ближе к самой вере, и в них нет места для фантазии. Существуют и более поздние гимнографические, сложные и заумные образы, такие как «Недреманное Око», например, или «Благое Молчание», но их появление свидетельствует лишь о заимствованиях из других культур, в частности из западноевропейской. Заимствования эти не всегда бывали удачными, осмысленными и оправданными.
Православная аскетическая практика уделяет иконе Христа особое место, чтобы человека вела от видимого к невидимому не собственная фантазия и пустые мечтания, а Слово Божие, «ради слабости понимания нашего» (св. Иоанн Дамаскин) облеченное в образ. Митрополит Филарет Московский писал об этом так: «Чтобы в поисках присутствия Божия ум не впадал в химерические представления, чтобы мысли сосредотачивались и ограждались от рассеянности, святой образ Бога, являвшегося во плоти, представляется одновременно взору чувственному и созерцанию духовному и собирает мысли и чувства, внешние и внутренние, в едином созерцании Божественного» .
Екатерина СТЕПАНОВА
Читайте также:
- Иконография Страшного Суда
- Лазарева суббота (Видео + иконография)
com/embed/QzUQHWDNeCs?list=PLSd2uz6UyW9iFfY_E23mkDg0IY-0q9DRX» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Христос икона — 95 фото
Иисус Христос икона чудотворная
Господь Вседержитель Академическая икона
Икона Иисуса Христа храм Христа Спасителя
Иконы Спасителя Иисуса Христа православные
Икона Господа Иисуса Христа Пантократор
Лик Иисуса Христа икона
8 Век православные иконы
Иисус Христос в терновом венце
Иконы Спасителя Иисуса Христа православные
Господь Господь Иисус Христос икона
Икона Господа Бога Иисуса Христа
Икона Господа Бога Иисуса Христа
Иисус Христос икона православная
Андрей Жаров иконописец
Икона Иисуса Христа Пантократора
Иисус Христос с Евангелием икона
Икона Господа Бога Иисуса Христа
Икона Иисуса Христа Спасителя
Образ Спасителя Иисуса Христа
Зинон иконописец
Икона Иисус Христос Господь Вседержитель
Икона Господа Бога Иисуса Христа
Икона лик Пантократор
Икона Иисус Христос Господь Вседержитель
Иконы Спасителя Иисуса Христа православные
Икона Иисуса Христа Пантократора
Егор Летов Иисус
Иисус Христос Пантократор
Христос на старославянском
Икона Господа Бога Иисуса Христа
Старец Симеон Богоприимец
Спас Нерукотворный икона вектор
Икона Господь Вседержитель аз есмь
Иконы Господа Иисуса Христа православные
Христос благословляющий икона
Роспись храма Господь Иисус Христос
Иисус Христос икона чудотворная
Икона моргающий Иисус (плат Святой Вероники)
Икона Иисуса Христа Пантократора
Икона Иисуса Христа и Божией матери
Чудотворная икона Иисуса Христа Афоне
Иисус Христос икона Греческая
Александр Рудой иконописец
Икона Иисуса Христа и Богородицы
Иисус Христос и дети икона
Иисус Христос икона чудотворная
Икона Господа Иисуса Христа
Господь в терновом венце
Иисус Христос икона православная
Икона Иисуса Христа храм Христа Спасителя
Иисус Христос спас Нерукотворный
Иисус Христос на престоле икона
Иконы Спасителя Иисуса Христа православные живописные
Апостол Иоанн Богослов и Христос
Отреставрировала икону
Иисус Христос икона православная
Иисус Христос икона православная
Икона «Терновый венец»
Икона Господа Бога Иисуса Христа
Икона Иисуса Христа в белом хитоне
Господь Иисус Христос икона
Икона Спасителя Иисуса Христа Вседержителя
Васнецов Христос Вседержитель икона
Спас Нерукотворный на убрусе икона
Храм Христа Спасителя Иисус Вседержитель Православие
Икона Иисуса Христа с Библией
Иисус Христос Пантократор
Джесус на аву
Спас Нерукотворный на убрусе икона
Спас Нерукотворный икона Зинон
Иконы Спасителя Иисуса Христа православные
Равула Самосатский
Господь Иисус Христос икона
Иисус Христос икона чудотворная
Господь Иисус Христос
Икона Иисуса Христа Спасителя
Иисус Христос икона чудотворная
Икона Господа Бога Иисуса Христа
Икона Господа Иисуса Христа
Икона Спасителя Господа Иисуса Христа
Иисус Христос аватарка
Икона Иисуса Христа Вседержителя
Икона Даждь Боже
Иконы Господа Иисуса Христа Вседержителя
Спас Нерукотворный гравюра
Александр Лавданский иконы
Католическая икона Иисуса Христа
Икона Иисуса Христа храм Христа Спасителя
Икона Иисус, размер 6×7
Образ Спаса Нерукотворного в храме Христа Спасителя
Икона Иисуса Христа Вседержителя
Иисус Христос и Бог икона православная
Икона Спасителя моление о чаше
Иконка Иисуса Христа — Etsy.
de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(
1000+ релевантных результатов,
с рекламой
Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.
)
Древнейшие изображения Иисуса Христа
От относительно неизвестного граффито Алексаменоса первого века до знаменитого египетского пантрократора шестого века
Что Бог может сделать в вашей жизни, если в день будет по одному библейскому стиху?
~
Подпишитесь на новую службу Aleteia и получайте по одному вдохновляющему отрывку из Писания каждое утро.
Нажмите, чтобы доставить Слово Божье на ваш почтовый ящик
Как было сказано в недавней статье о реалистичной «внешности» Иисуса, многое из того, что мы знаем о внешности Иисуса, является продуктом художественной условности . Поскольку 90–140 гг. Писание не дает описания того, как выглядел Христос, живописцы и мозаичисты часто прибегали к художественным канонам своего времени для создания визуального образа Назарянина. Это означает, что некоторые из самых ранних изображений Иисуса дают драгоценное представление о разнообразии стилей иконографии мест и людей, которые составляли раннее христианство. Вот список из шести самых древних изображений Иисуса, известных историкам:
1. Граффито Алексаменоса, I век
Это «граффито», изображающее человека, смотрящего на распятого человека с головой осла, было вырезано на гипсе на стене в Риме в I веке. Если вас смущает или оскорбляет его содержание, это потому, что оно было создано не как прославление Иисуса, а как насмешка. В I веке христианство не было официальной религией, и большинство граждан Рима смотрели на его последователей с подозрением и скептицизмом. Это граффити, вероятно, было создано, чтобы высмеять «Александроса», христианина, подразумевая, что он поклонялся Богу с «головой осла». Надпись, сопровождающая изображение, действительно гласит: «Александро поклоняется своему богу». И тот факт, что «Бога Александра» распинают, делает его еще хуже, поскольку в I веке распятие было наказанием, предназначенным для серьезных преступников.
Общественное достояние
2. Добрый пастырь, 3 век
Хотя Евангелия не дают нам физического описания Иисуса, они предлагают множество образных описаний для его описания. Пожалуй, самой яркой из них является метафора «Доброго пастыря». В Евангелии от Иоанна (10:11 и 10:14) Иисус говорит: «Я есмь пастырь добрый… пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Поэтому неудивительно, что многие раннехристианские художники избрали образ пастуха для изображения Христа. И сделали они это в основном за счет включения уже существующих пастушьих мотивов, характерных для греческого и римского искусства. На этом изображении, нарисованном на стенах катакомбы св. Каллисто в Риме, изображен Иисус, несущий на теленка на плече, после культовой фигуры « москофора », буквально «носителя теленок», первое изображение которого в древнегреческом искусстве относится к 570 г. до н.э.
Общественное достояние
3. Поклонение волхвов, III век
Другой образ Христа, представленный в Новом Завете, — это поклонение волхвов, описанное в Евангелии от Матфея 2:1-12. В результате «богоявление» было одним из самых популярных изображений жизни Христа в первые дни христианства. Эта картина с изображением волхвов, поклоняющихся Младенцу, была создана для украшения саркофага III века, который сейчас хранится в Ватиканском музее в Риме.
Джованни Далл’Орто | CCO
4. Исцеление расслабленного, 3 век
Одно из чудес Иисуса, описанное в Евангелиях – от Матфея (9:1–8), от Марка (2:1–12) и от Луки (5: 17–26) — видит, как он исцеляет парализованного в Капернауме, на территории современного Израиля. С тех пор этот эпизод стал постоянной чертой христианской иконографии. Это изображение исцеления расслабленного, относящееся к III веку, было найдено на баптистерии давно заброшенной церкви в Сирии. Это одно из самых ранних изображений Христа, известных историкам.
Художественная галерея Йельского университета
5. Христос между Петром и Павлом, 4 век
На этом изображении Христа, датируемом 4 веком, он изображен между святыми Петром и святыми Павлом. Он был написан в катакомбах св. Марцеллин и Петр на Виа Лабикана в Риме , расположенный рядом с виллой, принадлежавшей императору Константину. Под главными фигурами картины — Иисусом, Петром и Павлом — мы видим Горгония, Петра, Марцеллина и Тибуртия, четырех мучеников, которые были погребены в этих катакомбах и изображены так, как они указывают на Агнца Божия на его небесном жертвеннике.