Глаз иероглиф: Глаз 目 Ключевой иероглиф №109
Всевидящее око: символ мировой закулисы или просто удачный логотип?
- Мэттью Уилсон
- BBC Culture
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty Images
Как вышло, что такое, казалось бы, простое изображение — глаз, помещенный в треугольник — стало столь притягательным для любителей разных теорий заговоров, конспирологов по всему миру? Обозреватель BBC Culture разбирается в истории этого противоречивого символа.
Конспирологические измышления подпитываются загадочными символами и тайными знаками. Всевидящее око — один из таких символов, в массовом сознании связанный как с масонством, так и с иллюминатами, членами тайного общества, якобы контролирующего мировой порядок. В общем — с мировой закулисой.
Знак Всевидящего ока притягателен для конспирологов разных мастей еще и потому, что он, кажется, повсюду — на бесчисленных церквях по всему миру, на зданиях масонских лож, на однодолларовой американской банкноте, а также на Большой печати — государственной печати Соединенных Штатов.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
На однодолларовой купюре Всевидящее око изображено на верхушке пирамиды из 15 ступеней, символизирующих первоначальное количество штатов в США
По правде говоря, сейчас для США этот выбор выглядит труднообъяснимым и, откровенно говоря, странным. Ведь отделенный от тела глаз прежде всего ассоциируется со следящим за вами Большим Братом.
А сочетание глаза с пирамидой, на верхушке которой он располагается, будто отсылает нас к какому-то древнему эзотерическому культу.
- Знак доллара как образ золотого тельца: кто его придумал?
- Теории заговора: тайное правительство и Джордж Сорос. Документальный фильм Би-би-си
- 5G, вакцины и «цифровое порабощение»: коронавирус новый, а теории заговора старые
- Зачем молодые британцы становятся масонами?
Каково же происхождение Всевидящего ока и почему оно до сих пор нас так интригует? Связан ли этот символ с масонством или таинственными иллюминатами?
Автор фото, The Uffizi Galleries
Подпись к фото,
Всевидящее око Божие в треугольнике над головой Христа на полотне Якопо Понтормо «Ужин в Эммаусе» (1525 г. , галерея Уффици)
Еще в раннехристианские времена Всевидящее око символизировало собой Бога, а треугольник — Святую Троицу.
Во времена Возрождения художники пользовались этим символом. Один из таких примеров — работа Якопо Понтормо «Ужин в Эммаусе» (1525 г.) Считается, что Око было позже добавлено к оригинальной работе, чтобы замаскировать трехликий символ Троицы, запрещенный Контрреформацией.
В издания сборника духовных символов Iconologia, впервые опубликованного в 1593 году, Всевидящее око было включено как олицетворение «Промысла Божьего», то есть благорасположения Бога к людям, сострадательной божественной бдительности, взирающей на человечество.
На основе прошлого
Невозможно точно сказать, кто именно придумал этот символ, но кто бы ни был, это сделано на основе уже существовавших религиозных мотивов.
Треугольник — древний символ христианской Святой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. В предыдущие столетия Бог даже изображался с треугольным нимбом над головой.
Но из чего родилась идея жутковатого глаза, лишенного тела? Бога раньше изображали разными способами, в том числе в виде руки, протянутой из облака. Но глаз без тела?
Автор фото, University of Basel
Подпись к фото,
В старинном часослове Бог изображен с треугольным нимбом над головой, напоминающим о Святой Троице
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Будет справедливым отметить, что такой глаз сам по себе производит сильное впечатление, демонстрируя власть и в то же время подразумевая сочувственное наблюдение.
Кстати, в природе встречаются животные, которые ухитрились так эволюционировать, что на их теле появились изображения больших страшных глаз — чтобы отпугивать хищников.
Фотограф-сюрреалист Рене Магритт использовал необъяснимую сверхъестественную притягательность глаза, лишенного тела, в своей картине «Фальшивое зеркало» (1928 г.). (На полотне, написанном масляными красками, — человеческий глаз в обрамлении облачного голубого неба. На месте радужной оболочки глаза — облака.)
Но история Ока уходит гораздо глубже в седые века. За три тысячелетия до н.э. древние шумеры, с которыми традиционно связывается возникновение цивилизации, передавали степень священности скульптур божеств их ненормально огромными глазами — чтобы усилить ощущение почтительного бдения в их присутствии.
Автор фото, Metropolitan Museum of Art
Подпись к фото,
Шумеры изображали свои божества с преувеличенно огромными глазами
Но, видимо, изобретателями бестелесного глаза были древние египтяне, которые, например, рисовали два глаза на гробнице, чтобы умерший мог видеть в жизни после смерти.
Один из самых знаменитых древнеегипетских символов — око Гора или глаз Гора, левый соколиный глаз бога Гора, пострадавший в схватке с дядей, Сетом. (Этот глаз, исцеленный богом Тотом, стал потом охраняющим амулетом, который носили фараоны.)
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Око Гора — гибрид человеческого и соколиного глаза — было у древних египтян защитным амулетом
Этот глаз и другие египетские иероглифы, изображающие глаза человека, повлияли на европейскую иконографию периода Ренессанса. В то время ученые и художники подпали под очарование египетского письма. Проблема, однако, была в том, что они его не совсем понимали, и переводы обычно грешили множеством неточностей.
Так, например, в мистическом романе «Гипнэротомахия Полифила» (1499 г.) египетское изображение глаза переводилось как «Бог».
Трудности перевода
Все это произросло из фундаментального непонимания употребления иероглифов. Сейчас мы знаем, что они — письменное отображение фонетики, но в XV-XVI вв. считалось, что у них — чуть ли не мистическое значение.
Иероглифические изображения животных, птиц и абстрактных фигур считались умышленно таинственными, и значение каждого постигалось через вдохновение. Иероглифы, думали тогда, — это загадки со множеством вариантов значения.
- Конспирологи переоценивают Бильдербергский клуб. Это не значит, что у него нет влияния
- Верите ли вы в то, что нашим миром правят инопланетяне?
Такой подход сильно повлиял на европейское искусство, в том числе и на восприятие Всевидящего ока, которому теперь намеренно придавалось эзотерическое значение, которого не существовало раньше.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Жан-Жак-Франсуа Ле Барбье изобразил Всевидящее око наверху Декларации прав человека и гражданина, принятой в августе 1789 в качестве первого шага к созданию конституции революционной Франции
В конце XVIII века символизм Ока расширился на вещи и понятия, к которым до этого он не относился вообще.
Пример первый. В послереволюционной Франции писатель, иллюстратор и живописец французской истории Жан-Жак-Франсуа Ле Барбье поместил Всевидящее око наверху изображения Декларации прав человека и гражданина, и в этом случае бестелесный внимательный глаз олицетворял отеческое благоразумие, надзирающее за нацией, обретшей равноправие.
Пример второй. Джереми (Иеремия) Бентам (1748 — 1832), английский философ и правовед, спроектировал идеальную, с его точки зрения, тюрьму «Паноптикон» (от греческого «видно всё»), символом которой стало Всевидящее око.
«Идеальная тюрьма» позволяла круглосуточно вести наблюдение за каждым заключенным, который не знал, когда за ним наблюдают, а когда нет.
Теперь бестелесный глаз символизировал немигающий пристальный взгляд неподкупного закона — на изображениях его окружали слова «милосердие», «правосудие» и «бдительность».
Автор фото, Public Domain
Подпись к фото,
Тюрьма по проекту Бентама была сконструирована так, чтобы заключенные никогда не знали, наблюдают за ними или нет
Пример третий. За несколько лет до тюрьмы Бентама, в 1782 году, была представлена Большая печать Соединенных Штатов Америки, государственная эмблема, используемая для подтверждения подлинности документов, выпущенных правительством США.
Варианты того, как она должна выглядеть, предлагали и Томас Джефферсон, и Бенджамин Франклин, и Джон Адамс, но в жизнь воплотилась идея Чарльза Томсона, секретаря Континентального конгресса (на котором была принята Декларация о независимости): пирамида со Всевидящим оком на вершине стала одним из элементов печати. В воплощении этой идеи Томсон сотрудничал с молодым юристом и художником Уильямом Бартоном.
Незавершенная пирамида была призвана символизировать «могущество и протяженность во времени», а 13 ее ступеней — 13 штатов, тогда входивших в США. Око было символом Бога, с сочувствием приглядывающего за молодой нацией.
Ни в одном из этих примеров масоны не играли роли при выборе символики.
- Что скрывает история шотландских масонов
- «Нет, мы не правим миром»: чем занимаются масоны в России
Тогда как насчет иллюминатов? Мы довольно мало знаем об Ордене баварских иллюминатов — немецком тайном обществе XVIII века, основанном 1 мая 1776 года и распущенном в 1787 году — и о том, какое значение те придавали знакам и символам.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Большая печать США впервые была использована 16 сентября 1782 года Томсоном для подтверждения подписей на документе, который уполномочивал Джорджа Вашингтона договариваться об обмене заключенными
То, что идеи масонства вдохновляли первых иллюминатов, — правда. Масоны время от времени использовали Всевидящее око в качестве символа Великого Архитектора Вселенной (универсальное и нейтральное обозначение Верховной Сущности, Бога) — как и, впрочем, многие церкви того времени.
Однако масоны широко не использовали это изображение вплоть до, как минимум, конца XVIII века — а к тому времени Ле Барбье, Бентам, Томсон и Бартон уже адаптировали его для своих утилитарных целей.
К несчастью для конспирологов, Всевидящее око на долларовой купюре больше говорит нам об эстетике конца XVIII века, чем о власти тайных элит.
В наше время в использовании символики иллюминатов не раз уличали Мадонну, Jay-Z и Канье Уэста — в том числе и в эксплуатации изображения бестелесного глаза.
Но если это и выдает что-либо, то не связь того или иного исполнителя с тайным обществом правящих миром, а его умение пользоваться броскими визуальными средствами.
Непрекращающаяся эксплуатация изображения Всевидящего ока — неважно, говорим ли мы о Мадонне с Канье Уэстом, о Томсоне с Бартоном или о масонах — не доказательство существования коварного заговора подчинить мир, а наглядное подтверждение непреходящего великолепия Ока в качестве образца дизайна логотипа.
—
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Culture.
Чтение в темноте | ЦКО «Мединвест»
Популярное мнение
Существует мнение, что чтение в темноте, допустим, с фонариком, может привести к появлению близорукости, так как глазные яблоки перенапрягаются. Но никаких опытов и исследований на тему влияния чтения в темноте на зрение или концентрации взгляда в сумерках при чтении не проводилось.
При этом все замечали, если продолжительное время читать перед тем как ложиться спать, глаза начинают уставать. А утром чувствуется сухость в глазах и изображения мы видим размыто. Но это постепенно проходит. Если такая привычка остается годами, зрение будет приходить в норму по утрам значительно медленнее.
Мнение врачей
По мнению врачей, от чтения в темноте, изменений в строении глаз не происходит. Глазные яблоки обретают свою привычную форму, когда причина их напряжения уже исчезла.
Наши глаза подстраиваются под любую степень освещенности. В темноте зрачки расширяются, чтобы пропустить на сетчатку больше света. Но это приводит к перенапряжению и вызывает головную боль. Совсем недавно ученые из Великобритании доказали, что длительная работа с вещами, расположенными близко, способна вызвать миопию у человека. Но ученые подсчитали, что ухудшению способствует не освещенность, а время разглядывания и генетические предрасположенности.
Также важно, что читает человек. Уже доказано, что проблемы со зрением у школьников Юго-Восточной Азии связаны с иероглифами. Они читаются сложнее, чем обычные буквы. Глаза чрезмерно напрягаются, когда разглядывают иероглифическое письмо. На их усталость не влияет, в какой освещенности они читали. В этом регионе болезнь развилась у 90 % учащихся.
Очень влияет на нарушения рефракции наследственность. Если родители ребенка близорукие, вероятность того, что он наследует эту патологию равна 40%. Данные были получены, путем исследования здоровья однояйцевых и разнояйцевых близнецов. Если дети унаследовали склонность к близорукости, то развитие миопии возрастает. Поэтому на зрение влияют не только внешние факторы, но и гены.
Никаких исследований, статей и диссертаций, изучавших влияние чтения в темноте на зрение не проводилось. Но существуют исследования, что игнорирование правил рабочей гигиены вредит здоровью зрительных органов. Есть специальные санитарные нормы по освещенности помещений, в которых находятся школьники и работают взрослые. Нормативы СанПин и ГОСТ регулируют уровни естественного и искусственного освещения на работе.
Книги или интернет?
В основном, люди чаще читают в темноте с телефона, электронных книг или с чего-либо еще, а обычные книги берут редко. Так есть ли реальный вред от чтения в темноте с телефона? Чтобы сохранить хорошее зрение требуется не освещенность, а расстояние до предмета, яркость гаджета, длительность чтения и размер шрифта — это мнение офтальмологов.
Но это еще не все факторы, влияющие на зрение. При чтении, человек находится в статичной позе; появляется напряжение в шее. Если смотреть долго в одну точку, когда человек лежит в кровати и читает с экрана телефона, происходит сильное воздействие на глазные и шейные мышцы. Кровообращение снижается и это влияет на способность хорошо видеть.
На зрение плохо воздействует и само чтение. Неважно, читаете вы текст с монитора или книгу. Глаза разглядывают все на близком расстоянии, из-за этого строение глаза меняется. Глаза приспосабливаются читать с близкого расстояния. Таким образом может развиваться миопия.
Доказано, что люди, которые живут в городе видят хуже, чем деревенские. Это связано не только с экологией и работой за компьютером. Причина в том, что в городе нельзя смотреть вдаль из-за многочисленных высоток. Взгляд постоянно фиксируется на предметах, которые расположены вблизи. Поэтому проявляется близорукость.
Смотреть вдаль очень важно и полезно. Глазные мышцы устроены таким образом, что при взгляде вдаль мышцы расслабляются. А если требуется рассмотреть предмет вблизи, приходится их напрягать. Поэтому любая гимнастика для глаз начинается с упражнения «посмотрите вдаль».
Итог. На здоровье глаз у взрослых, чтение в темноте серьезно не сказывается. Для маленьких детей желательно читать при нормальном освещении, чтобы избежать перенапряжения глаз. Если вы чувствуйте дискомфорт при чтении в темноте, постарайтесь читать в дневное время либо с хорошим светом.
Category:Eye (ir hieroglyph) — Wikimedia Commons
From Wikimedia Commons, the free media repository
Jump to navigationJump to search
ỉr, ỉrỉ , mȝȝ, rs, sp (D4) —(en:Список знаков Гардинера)
Египетский иероглиф: Человеческий глаз: фонограмма jr
- определитель/логограмма сделать; глаз; видеть; смотреть; быть слепым;
- (ỉrỉ): создавать, порождать, делать, строить, делать, действовать, предпринимать действия, достигать, готовить, лечить.
- компонент в:
или ỉRT, DGỉ, šP; bȝẖ (D5) или (D6) Окрашенное верхнее веко: det глаз, смотри, будь слеп .
msdmt, ˁn, prt, mȝȝ; bȝẖ (D7) Окрашенная нижняя крышка: фонограмма an;
- детерминатив нарисуйте глаза, будьте красивыми, смотрите, смотрите.
ˁN, ˁỉn, ˁNW (D8) Внутри овального: -схема в Beautiful; место.
rmỉ (D9) Заплаканный глаз: det/log
1 плач.
- See also:
wḏȝt (D10) Category:Eye of Horus (hieroglyph) and Category:Osiris (hieroglyphs)
Subcategories
This category has only the следующую подкатегорию.
СМИ в рубрике «Глаз (иероглиф)»
В эту категорию входят следующие 55 файлов из 55.
Иероглиф D4.svg
57 × 51; 1 КБЕгипетский-ỉrt.PNG
42×42; 637 байтАбидос-Bold-hieroglyph-D4.png
100 × 31; 1 КБАбидос-Bold-hieroglyph-D5.png
100 × 34; 2 КБАбидос-Bold-hieroglyph-D6.png
100 × 42; 2 КБАбидос-Bold-hieroglyph-D7.png
100 × 37; 2 КБАбидос-Bold-hieroglyph-D8.png
99 × 31; 1 КБАбидос-Bold-hieroglyph-D9.png
94×65; 2 КБЕгипет1987027 hg.jpg
2928 × 5064; 5,46 МБПлотники за работой, Гробница Рехмира MET DP256369.jpg
1985 × 613; 939 КБКарташ Тутмоса III в обелиске Тутмоса III на Константинопольском ипподроме.jpg
2048 × 3072; 3,59 МБДейр эль-Бахари 0537.JPG
2547 × 3025; 3,33 МБEdfu 15 картушных иероглифов decolorized.
jpg
2048 × 1536; 1,99 МБEdfu15.JPG
2048 × 1536; 1,64 МБЕгипетская Лувр 144 hieroglyphes.jpg
2048 × 1356; 1,08 МБЕгипетский — Сидящий лев — Уолтерс 571430 — Bottom.jpg
378 × 900; 197 КБЕгипет-ama.PNG
118 × 44; 2 КБЕгипет-ama2.PNG
82 × 44; 1 КБЕгипет-rs 2.PNG
113 × 42; 960 байтЕгипетский-rs.PNG
61×42; 677 байтЕгипетский-Wsỉr.PNG
61×42; 582 байтаЕгипетский-Wsỉr2.PNG
59 × 42; 2 КБЕгипетский-Wsỉr3.PNG
67×42; 2 КБЕгипетский-Wsỉr4.PNG
42×42; 784 байтаFetekti2.jpg
3299 × 2441; 1,75 МБФрагмент наличника с письменами, гробница Аменемхета Сурера MET 48.105.12.jpg
1250 × 716; 569 КБGD-EG-Alex-MuséeNat046.JPG
1600 × 1200; 451 КБИероглиф, фон Эйнем Шмукбанд гефасст (SM 5276z).
png
5819 × 9112; 62,38 МБИероглифы из гробницы Сети I.jpg
589 × 379; 286 КБСтамбул.Ипподром010.jpg
1536 × 2048; 970 КБКарнак10.JPG
1536 × 2048; 751 КБКом Омбо Портал 01d.jpg
873 × 582; 257 КБЛатеранский обелиск hiero.JPG
1011 × 674; 180 КБMuseu Egípcio Cairo 32.jpg
4032 × 3024; 4,48 МБНахт и семейная рыбалка и охота, Могила Нахта MET DT12059.jpg
3781 × 3530; 3,79 МБОбелиск Феодосия 220.jpg
1047 × 1600; 663 КБОбелиск Тутмоса III, Стамбул, Турция 001.jpg
2703 × 4253; 3,45 МБСаркофааг Лондон.JPG
1600 × 1200; 1,19 МБSFEC-L-KARNAK46 обрезанный.JPG
1641 × 1443; 815 КБТутмос I, копия рельефа, Дейр-эль-Бахари (MMA 30.4.137).jpg
450 × 513; 139КБЕгипетский-ааа.
PNG
113 × 44; 2 КБЕгипетский-aaā2.PNG
119 × 44; 2 КБЕгипетский-ʿn-определяющий.PNG
42×42; 825 байтЕгипетский-ʿn.PNG
81×42; 1 КБЕгипетский-ʿn2-определитель.PNG
40×42; 862 байтаИероглиф D5.svg
57 × 51; 3 КБИероглиф D6.svg
57 × 51; 3 КБИероглиф D7.svg
57 × 51; 2 КБИероглиф D8.svg
57 × 51; 2 КБИероглиф D9.svg
57 × 51; 2 КББруклинский музей WLA известняковая стела 2.jpg
2094 × 2636; 940 КБWLANL — andrevanb — kist uit de 2de eeuw na Chr. — Теурис (5).jpg
2048 × 1536; 820 КБOstracon-ThoughtToDepictSenenmut03 MetropolitanMuseum.png
529× 648; 480 КБГлаз из гроба LACMA 45.23.38.jpg
2100 × 977; 439 КБГлаз из гроба LACMA 45.23.