Фото тамплиер – (11 ) » 24Warez.Ru —
Рыцари Христа — тамплиеры | Интересное | Журнал | RETROBAZAR
01, Ноябрь
2012 13:34 | 29 фото | просмотров 25026
Тамплиеры или Бедные Рыцари Христа и Храма Соломона — духовно-рыцарский католический орден, основанный в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Один из первых по времени основания из религиозных военных орденов, наряду с госпитальерами. В XII—XIII веках орден был очень богат, ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему лично папой римским, которому орден непосредственно подчинялся. Орден нередко выполнял функции военной защиты государств, созданных крестоносцами на Востоке, хотя главной целью его учреждения была защита паломников посетивших Святую землю. В 1307—1314 годах члены ордена подвергались арестам и жестоким преследованиям со стороны римско-католической церкви, крупных феодалов и королей, в результате которых орден был упразднtн и распущен папой Климентом V в 1312 году.
По поводу численности Ордена в историографии существует тенденция, которая преувеличивает число его последователей: Вильке считал, что в Ордене около 15 000 рыцарей; Цеклер — 20 000 рыцарей; Мальяр де Шамбюр — 30 000 рыцарей. Все эти цифры слишком велики и не соотносимы с количеством рыцарей, участвовавших в войне Филиппа IV с Орденом: во Франции было арестовано 538 рыцарей, на Кипре — 75 рыцарей, на Майорке — сражались 25 рыцарей, и все были повержены.
Зарождение Ордена Тамлиеров
Известная история Ордена тамплиеров восходит ко временам первого крестового похода, то есть к концу XI века. Представим себе Европу конца одиннадцатого века. Раздробленная на мелкие феодальные государства, она имела только одну общую сплачивающую силу — религию. В какой бы стране ни жил человек, он исповедовал одну религию — христианскую и имел одного идеологического наставника — римского Папу. Его власть была огромной. Он был выше любых государей, поскольку через развернутую сеть церквей и монастырей мог мгновенно довести любое свое решение до каждой деревни, до каждого жителя средневековой Европы. Восточное христианство, оформившееся как православие, не позволяло ему распространить свое влияние на восток Европы — Грецию, Византию, Русь. В 1095 году для властилюбивого и жестокого папы Урбана неожиданно наступил звездный час. Византийский император Алексей, обеспокоенный нарастающим давлением со стороны турок-сельджуков, запросил о военной поддержке. Незадолго до этого сельджуки приняли ислам, и это благотворно сказалось на их развитии, что и встревожило Алексея. Он не знал, что эта скромная просьба обернется кровавой трагедией для десятков тысяч православных христиан, населявших в то время Византию, страны Балканского полуострова и Малой Азии. Урбан мгновенно оценил предоставленный ему шанс, и уже через несколько недель его агенты по всем церквям Европы собирали «воинство» для похода в Священную Землю ко гробу Господню. В Первый крестовый поход двинулось самое мерзкое отребье Европы. Тысячи воров и бандитов, гонимых страстью к грабежам, получили отпущение грехов и прошлых и будущих. Малыми ручейками этот сброд двинулся на восток, по пути собираясь в огромное воинство. Только повозок в этой колонне было более 15 000. Когда император Алексей увидел кто к нему пришел «на подмогу», он ужаснулся, но сделать что-либо было уже поздно. Единственное, что он сумел — организовать переправу этого сброда через Босфор, в малую Азию, где и началась кровавая бойня. Хорошим примером служит город Ликия, в котором не осталось в живых ни одного жителя, включая малых детей. Похожая судьба постигла города Антиохию и Маррат. Резня продолжалась до самой Святой Земли. Наконец, в 1099 году поход достиг своей цели — Иерусалима. В те времена это был процветающий культурный и торговый город, населенный представителями трех религий — православного христианства, иудаизма и ислама. В это время в арабских странах выходило много книг, развивались науки. Богатый и мирный город Иерусалим не имел военной силы. На его защиту встали сами жители. Несколько недель кровожадная толпа дикарей штурмовала город. И город пал. «Освободители» разграбили город до основания и утопили в крови. Так закончился первый крестовый поход. Прошел год другой под тяжестью награбленного «рыцари» понемногу отправлялись домой, где об их «подвигах» уже слагали легенды. Кто остался после них? Паломники. Те наивные и доверчивые, которых обманула религиозная пропаганда. Те, кто и на самом деле поверил, что их долг перед Богом- побывать в Святой земле. При вести об «освобождении» Иерусалима ликовала вся Европа. И в то время, как вооруженные грабители возвращались домой, на их место приходили действительно мирные путешественники. Турки-Сельджуки не простили того, что учинили «освободители». Не имея большой военной силы, они стали действовать малыми отрядами, перехватывая и истребляя группы паломников. Нередко их брали в плен ради выкупа, использовали их и как рабов для продажи на восточных рынках. Месть турок была жестокой. Вот тогда-то для защиты паломников от нападений и были созданы два военно-религиозных ордена — Орден тамплиеров и Орден госпитальеров. Основателем Ордена тамплиеров стал благородный французский дворянин Гуго де Пейн. В 1119 году Орден предложил свои защитные и караульные услуги королю Иерусалимскому Бодуэну первому. Девять человек составили ядро будущей организации: Хуго де Пэйнс, Годфруа де Сент-Омер, Андре де Монбар, Гундомер, Годфруа, Рорал, Жоффрей Бизо, Пэйн де Мондезир, Аршамбо де Сент-Эйнан Своей личной отвагой и мужеством они так быстро снискали уважение и признание. Орден стал расти.
Первые годы Ордена Тамлиеров
Все члены ордена принимали обычные в те годы монашеские обеты и очень скоро Орден был овеян романтическими легендами о бескорыстных и бесстрашных рыцарях, готовых прийти на помощь человеку, попавшему в беду. Такими они и были на самом деле. Многочисленные паломники разнесли весть о этих славных воинах по всем уголкам Европы. Через несколько лет не было в Европе мест, где не восхищались бы подвигами тамплиеров. Очень скоро Орден получил благословение римского Папы, и началось его процветание. Первым шагом стал массовый сбор пожертвований на благо Ордена. Его агенты легко находили доступ к сердцу каждого христианина. Даже самые бедные стремились помочь людям, добровольно принявшим на себя не легкую ношу. Обет «нищеты», строго соблюдаемый членами Ордена, не оставлял никаких сомнений в бескорыстности их намерений. Пожертвования составляли колоссальные по тем временам деньги. Богатые люди, не имевшие наследников, оставляли Ордену имения, замки, поместья. Арагонский король Альфонсо Первый после своей смерти в 1134 году оставил Ордену треть своего королевства на севере Испании. В 1141 году Бретонский герцог Конан оставил Ордену целый остров недалеко от побережья Франции. К середине двенадцатого века многие сотни земельных наделов с замками и поместьями уже были в руках тамплиеров. Каждым управлял назначенный Орденом человек. Орден стал выше, чем любое европейское государство. И в итоге в 1139 году римский Папа Иннокентий вывел Орден из подчинения местным государям. В какой бы стране ни находился узел раскинутой Орденом сети, он не подчинялся местным законам, а действовал по прямому указанию Верховного Магистра или самого Папы.
Расцвет Ордена Тамлиеров
Своего расцвета Орден достиг к концу XII века. Только в Святой Земле он держал 600 рыцарей, 2000 сержантов и более 5000 рядовых всадников. Сражения и стычки происходили чуть ли не ежедневно. Устав Ордена запрещал его членам отступать перед врагом, если по численности враг не превосходил втрое. Об этом знали все. Знали и то, что поднявший руку на тамплиера не найдет себе убежища ни в этом мире, ни в загробном. И постепенно из защитников людей тамплиеры становились защитниками их капиталов. Доверяя свою жизнь тамплиерам, паломник всегда был готов доверить им свой кошелек. Бумажных денег в то время не было, а путешествовать с мешком золота было нелегко и опасно. Так образовалась сеть, которую сейчас называли бы банковской. Поскольку представители Ордена были чуть ли не в каждом городе, стало легко путешествовать по Европе. Сдав деньги в одном городе, человек получал расписку, по которой мог получить их назад в любом другом. Если нужно было перевезти наличные деньги или драгоценности, для этого тоже нанимали тамплиеров. В Европе не было зарегистрировано случаев нападений на обозы, охраняемые тамплиерами. Тамплиеры также взяли на себя финансовые вопросы по выкупу пленных. Если, например, германский рыцарь попадал в плен к сарацинам, не надо было ждать месяцами, пока привезут за него выкуп. В Германии деньги вносились местному Магистру, а в Иерусалиме они выплачивались в обмен за пленника. Перевозились не деньги, а только письма. Обмануть тамплиеров или не выполнить обязательств не смел ни кто. Но самым могучим источником доходов стало ростовщичество. Правда, тамплиеры не давали деньги в долг мелким ремесленникам и крестьянам — это быстро уронило бы их в глазах населения. Они это делали тайно и предоставляли заемные ссуды крупнейшим королевским фамилиям. Много отпрысков знатных родов входило в Орден, и связи у них были. Зато сколько интимных и политических тайн знали тамплиеры! Король Англии, тайно заложивший свою корону для покрытия долгов, становился игрушкой в их руках. К концу тринадцатого века Орден знал все и обо всех. Идеологическая власть над государствами по-прежнему оставалась в руках Папы, но политическую и экономическую власть в Европе имел уже не он, а Верховный Магистр Ордена. Он мог решать, кому когда и с кем воевать, кому где править, а кому подчинятся. Казалось, что не было, силы способной противостоять Великому Ордену. Однако такая сила нашлась.
Разгром ордена Тамлиеров
Самой могущественной из европейских держав в начале XIV века была Франция. Король Филипп IV (Красивый) имел еще одно прозвище — Железный. Что его подвинуло на то, чтобы сбросить оковы Ордена, можно только догадываться. По-видимому, он не желал делить власть в своем государстве ни с кем. Операцию против Ордена он готовил долго и тщательно. Странно, что ее удалось сохранить в тайне, но удар был неотразим. Сначала Филипп поставил «своего» Папу — Клемента Пятого. Затем он добился переноса папского престола из Рима в Авиньон. Так железный король обеспечил поддержку церкви и нанес последний удар. В пятницу 13 октября 1307 года под вечер был исполнен молниеносный рейд по базам Ордена. Сотни тамплиеров были схвачены и брошены за решетку. В Париже был взят замок тамплиеров и арестован Верховный Магистр Жак де Моле. С тех пор день считается особо неудачным, если пятница приходится на тринадцатое число месяца. Все эти аресты были незаконны, поскольку Орден тамплиеров был подотчетен только Папе, но никак не королям. Потребовалось целых пять лет пыток и допросов, чтобы собрать материал, который позволил в 1312 году отлучить Орден от церкви и задним числом оправдать действия Филиппа IV. Полицейская операция, блестяще исполненная королем Франции, еще более удивительна тем, что одновременно был нанесен удар по базам тамплиеров и в других государствах Европы.
Суд над Орденом Тамлиеров
Не имея возможности вершить над тамплиерами суд государства, Филипп передал их суду церковному. Прежде всего, это обвинение в ереси и вероотступничестве. Им инкриминировали и много прочих грехов, в частности идолопоклонничество. Так в материалах следствия и появились сообщения о некоем трехликом идоле — Бафомете, которому якобы тайно поклонялись тамплиеры. Возможно, что идол существовал действительно и кое-кто его видел, ведь среди сокровищ Ордена немало было ценных золотых скульптурных отливок. Возможно также, что за именем «Бафомет» стоит «Магомет». Все-таки тамплиеры почти двести лет были на переднем плане контактов с мусульманскими народами. Арабская культура в те годы была продвинута гораздо дальше, чем европейская, и неудивительно, если образованные люди могли из нее кое-что позаимствовать и даже использовать в обрядах. Большинство тамплиеров сознались под пытками в предъявленных обвинениях. Они были стойкими и закаленными людьми. Почему же они не устояли под пытками? Есть предположение, что признание у них вырвали не из-за личной слабости, а по разрешению Верховного Магистра, рассчитывавшего этой ценой спасти организацию от поголовного уничтожения. Сам Жак де Моле тоже признался в предъявленных обвинениях и был приговорен к пожизненному заточению. Но когда в 1314 году в соборе Парижской богоматери при огромном стечении народа зачитывался приговор, он публично объявил, что все признания были вырваны пытками, являются ложью, а Орден невиновен. Нераскаявшихся тамплиеров ждала виселица на горе Монфокон, а приор Нормандии и Жак де Моле были созжены на костре, на острове посреди Сены. Перед смертью Жак де Моле проклял короля, римского Папу и рыцаря Гийома де Ногарэ: «Папа Климент… рыцарь Гийом де Ногарэ, король Филипп… не пройдет и года как я призову вас на суд божий и воздастся вам справедливая кара! Проклятие! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!..»
Тайны Ордена Тамлиеров
Тамплиеры всегда были личными банкирами французских королей. Есть предположение, что Филипп IV разгромил Орден, чтобы списать свои долги и захватить их несметные богатства. Но здесь-то мы и наталкиваемся на величайшую тайну тамплиеров. Никаких богатств обнаружено не было. И никакими пытками не удалось вырвать у них признания, где же скрыто сокровище. При аресте у тамплиеров нашли подробнейшие карты подземного Парижа. Не исключено, что этим путем вывозилась часть сокровищ. Не последнюю роль, по-видимому сыграл портовый город Ла-Рошель. Он всегда был больше в руках тамплиеров, чем короля, и когда по стране прокатилась волна арестов, солидный флот покинул порт и ушел в неизвестном направлении. До сих пор неизвестно, где же причалили эти корабли. Кстати, любители несколько более поздней истории Франции, в том числе и поклонники «трех мушкетеров» знают, что Ла-Рошель и много лет спустя оставался центром оппозиции, а во времена гугенотских войн был центром протестантства. Сегодня есть много разных гипотез о судьбе сокровищ. Есть предположение о том, что эти деньги были тайно переброшены в Англию и на них финансировалась Столетняя война против Франции. Этим объясняют военные успехи вчетверо более слабой Англии в первые годы войны. Есть предположения, что казна Ордена осела в подвалах итальянских банкиров и на них финансировалась эпоха Возрождения. Какая-то часть этих денег стала основой банковских капиталов тех крупных банкирских домом, которые нам известны сегодня. Но есть предположения и о том, что и после официальной гибели Орден ушел «в подполье» и до сих пор контролирует несметные сокровища.
После Ордена
С одной стороны, Орден тамплиеров пал, но с другой — остался жив. Такие страны, как Португалия и Шотландия, вообще отказались предпринимать действия против Ордена. В Германии, Испании и некоторых других стран процессы против членов Ордена были, но кончились ничем. Их оправдали и реабилитировали, вернув арестованное имущество. Совершенно недостижимой ни для кого была и оставалась главная база Ордена на Кипре. Интересно, что во Франции король не достиг никаких результатов. Сокровища Ордена он так и не нашел, а всю недвижимость Ордена Папа римский передал не королю, а Ордену госпитальеров. Несколько более туманна судьба тамплиеров Англии и Ирландии. Гонения на них были, но им дали возможность уйти, и они закрепились в Шотландии. Их приютил шотландский король Роберт Брюс, сам бывший одним из тамплиеров. Тамплиеры заметно помогли ему и силой и деньгами в вечной войне против Англии. В 1314 году войско Роберта Брюса убедительно разгромило превосходящие силы Англии в сражении у реки Баннокбурн. В тех странах, где отделения ордена сохранились, они сменили названия. Во многих странах тамплиеры слились с другими орденами — госпитальеров и Тевтонским орденом (в Германии). Их дальнейшую судьбу можно проследить до XIX века и до Мальтийского ордена. Роль, которую сыграли тамплиеры в позднем средневековье Европы, — огромна. Можно вспомнить португальского принца Генриха Мореплавателя. Этому прогрессивному человеку с энциклопедическим образованием мы обязаны эпохой Великих географических открытий. Он отправил не один десяток экспедиций на исследование Европы и Африки. Это благодаря ему сложились условия для успешного плавания Васко да Гамы и других мореплавателей. Но факт, что он был Верховным Магистром Ордена, известен мало. Интересно, что через несколько десятков лет после этого Колумб ушел в плавание под парусом, на котором был изображен красный восьмиконечный крест тамплиеров. Еще один Верховный Магистр известен всем нам по школе — это не кто иной, как Исаак Ньютон. Шли века, но всегда у вершины Ордена стояли незаурядные личности, двигавшие вперед прогресс Европы. Особой отличительной чертой Ордена на долгие годы стала ненависть к Франции. Проклятие Жака де Моле, брошенное им с костра королю и его потомкам, на долгие годы стало «проклятием» Франции. Перовой карой была Столетняя война с Англией. Здесь роль тамплиеров видна не вооруженным глазом. Потом были крестьянские войны и гугенотские войны. Историки прослеживают тайную деятельность потомков тамплиеров против Франции вплоть до Французской революции. Некоторые полагают, что стала искуплением злодеяний Филиппа Четвертого, но есть спекуляции и о том, что этим «проклятие» не ограничилось и что тайными ложами финансировался Гитлер, какое-то время объявивший Францию врагом номер один. Особая судьба у тамплиеров в Шотландии. После завоевания Шотландии Англией они ушли в подполье и организовали Братство вольных каменщиков. Отделения этой тайной организации и сегодня можно найти во всех европейских странах.
Финансовая деятельность Тамплиеров
Одним из главнейших занятий Ордена были финансы. По словам Марка Блока, «деньги мало циркулировали». Они были не реальными монетами, но переводными, счетными. «Лишь в самом конце XIII века французские легисты с трудом стали различать ее действительную стоимость и натуральную, то есть ее трансформацию в денежный знак, инструмент обмена», — писал Жак Ле Гофф. Значительно более солидно выглядел на этом поле финансовой деятельности Орден тамплиеров. У него был особый статус — не только светской организации, но и духовной; следовательно, нападения на помещения Ордена рассматривались как святотатство. Кроме того, тамплиеры получили позже у папы право заниматься финансовыми операциями, благодаря чему вели свою деятельность открыто. Другим конгрегациям приходилось прибегать ко всякого рода ухищрениям. Именно тамплиеры являются изобретателями чеков, причем, если сумма вклада исчерпывалась, то ее можно было увеличить с последующим восполнением родственниками. Дважды в год чеки посылали в комтурию выпуска для окончательных подсчетов. Каждый чек снабжался отпечатком пальца вкладчика. За операции с чеками Орден брал небольшой налог. Наличие чеков освобождало людей от необходимости перемещений драгоценных металлов, теперь можно было отправляться в паломничество с небольшим кусочком кожи и в любой комтурии тамплиеров получить полновесную монету. Таким образом, денежная собственность владельца чека стала недоступной для разбойников, число которых в Средневековье было достаточно велико. У Ордена можно было взять ссуду под 10 % — для сравнения: кредитно-ссудные кассы и ростовщики давали ссуды под 40 %. Но со времен крестовых походов папы освободили крестоносцев от «еврейских долгов», тамплиерам же отдавали в любом случае. Орден обладал огромными земельными владениями: в середине XIII века около 9000 мануариев, а к 1307 году — около 10500 мануариев. Мануарием в Средние века называли земельный участок размером 100—200 га, доход с которого позволял вооружить рыцаря. Постепенно тамплиеры становятся крупнейшими кредиторами Европы. В числе их должников все — от крестьян до королей и пап. Банковское дело у них настолько развито, что Филипп II Август доверил казначею Ордена исполнение функций министра финансов: «В течение 25 лет королевская казна управлялась казначеем Ордена Гаймаром, потом Жаном де Милли». При Людовике IX Святом королевская казна находилась в Тампле. При преемнике Людовика она продолжала там оставаться и почти слилась с кассой Ордена. «Главный казначей Ордена стал главным казначеем Франции и сосредоточил финансовое управление страной», — пишет Лозинский С. Г. Не только французские короли доверяли казну государства тамплиерам: еще за 100 лет до того один из ключей от иерусалимской казны также был дан на хранение Ордену. Рыцарям Храма были знакомы бухгалтерский учет и принцип двойной записи, чековые расчеты и сложные проценты; во всём христианском мире не было более опытных и честных экономистов. Орден вел активные строительные работы. На Востоке они по большей части заключались в возведении замков и мощении дорог. На Западе усилиями и за счёт Ордена строились дороги, церкви, соборы и замки. Отдельно следует выделить такой вид деятельности тамплиеров, как строительство дорог. В то время нехватка дорог, множественность «таможенных барьеров» — сборов и пошлин, взимаемых каждым мелким феодалом у каждого моста и пункта обязательного проезда, не считая разбойников и пиратов, затрудняли возможность передвижения. Свои дороги тамплиеры охраняли и на их перекрестках строили комтурии, где можно было остановиться на ночлег. Люди были защищены на дорогах Ордена. Значительной была благотворительная деятельность тамплиеров. Устав предписывал им трижды в неделю кормить бедных в своих домах. Кроме нищих во дворе, четверо ели за столом. Г. Ли пишет, что когда во время голода в Мостере цена меры пшеницы поднялась с 3 до 33 су, тамплиеры кормили 1000 человек ежедневно. В 1291 году Акра пала, и оба ордена перенесли свои резиденции на Кипр. Еще задолго до этого события тамплиеры, используя свои накопления и широчайшие связи, стали крупнейшими банкирами Европы, так что военная сторона их деятельности отошла на второй план. Благодаря прочной сети командорств — в XIII веке их насчитывалось пять тысяч вместе с зависимыми замками и монастырями, — покрывающей почти целиком Европу и Ближний Восток, тамплиеры могли обеспечивать под небольшие ссудные проценты не только охрану вверенных им ценностей, но и их перевозку из одного места в другое, от заимодавца к заемщику или от погибшего паломника к его наследникам. Финансовая деятельность и непомерные богатства ордена вызывали зависть и вражду сильных мира сего, особенно французского короля Филиппа IV Красивого, который опасался усиления тамплиеров и, испытывая постоянную нехватку денег, жаждал прибрать к рукам их имущество.
Список великих магистров ордена
Гуго де Пейен, 1118-1136.
Робер де Краон, 1136-1149.
Эврар де Бар, 1149-1150.
Бернар де Тремеле,1150-1153.
Андре де Монбар, 1153-1156.
Бертран де Бланфор, 1156-1159.
Филипп де Милли, 1169-1170.
Одон де Сент-Аман, 1170-1180.
Арно де Ла Тур Руж, 1180-1184.
Жерар де Ридфор, 1184-1189.
Робер де Сабле, 1191-1193.
Жильбер Эраль, 1193-1201.
Филипп де Плессье, 1201-1209?
Гийом Шартрский, 1209?-1219.
Пере де Монтегаудо, 1219-1232?
Арман Перигорский, 1232-1244? (без вести пропал в битве при Газе)
Гийом де Соннак, 1246?-1250.
Рено де Вишье, 1250-1256.
Тома Берар, 1256 (52?)-1273.
Гийом де Боже, 1273-1291.
Тибо Годен, 1291-1294.
Жак де Моле, 1294-1314.
Легенда о проклятии Тамплиеров
Согласно Готфриду Парижскому, Жак де Моле, взойдя на костер, вызвал на Божий суд Филиппа IV, хранителя печати Ногаре и Климента V. Вроде бы сломленный морально и физически великий магистр неожиданно громким, громовым голосом, так, чтобы слышал народ, произносит:
«Справедливость требует, чтобы в этот ужасный день, в последние минуты моей жизни я разоблачил всю низость лжи и дал восторжествовать истине. Итак, заявляю перед лицом Земли и Неба, утверждаю, хотя и к вечному моему стыду: я действительно совершил величайшее преступление, но заключается оно в том, что я признал себя виновным в злодеяниях, которые с таким вероломством приписывают нашему ордену. Я говорю, и говорить это вынуждает меня истина: орден невиновен; если я и утверждал обратное, то только для прекращения чрезмерных страданий, вызванных пыткой, и умилостивления тех, кто заставлял меня все это терпеть. Я знаю, каким мучениям подвергли рыцарей, имевших мужество отказаться от своих признаний, но ужасное зрелище, которое мы сейчас видим, не может заставить меня подтвердить новой ложью старую ложь. Жизнь, предлагаемая мне на этих условиях, столь жалка, что я добровольно отказываюсь от сделки.»Очевидно, практика вызова на Божий Суд связана с верой в высшую справедливость, перед лицом которой виновные отвечают жизнью. На Божий Суд вызывали в предсмертном состоянии — это было последние желание умирающего. Согласно средневековым представлениям, последняя воля, последнее желание умирающего выполняется. Такая точка зрения не является характерной только для Средневековья. Взгляд этот мы можем встретить в разные периоды истории человечества в абсолютно разных регионах. Отголоски такого рода представлений практически дошли до Нового времени — последнее желание перед гильотиной например, или современная практика завещания — весь смысл которого и заключается в точном исполнении воли покойного. Таким образом, Божий Суд из испытаний раскаленным железом, кипящей водой и судебных поединков в XIV веке превратился в рассмотрение дела перед лицом Бога, где истец — покойник, а ответчики — живы. Практика такого рода судов была достаточно обычной и Г. Ли приводит несколько примеров вызовов на Божий Суд. Нет ничего необычного, таким образом, в вызове великим магистром своих виновников на Божий Суд. Постепенно практика таких судов была забыта, и сознание недобросовестных историков создало легенду о проклятии тамплиеров.
Задыхаясь в языках пламени, Жак де Моле предал анафеме папу, короля, Ногарэ и все их потомство на вечные времена, предрекая, что оно будет унесено великим смерчем и развеяно по ветру. Здесь и начинается самое загадочное. Чуть более чем через месяц (20 апреля 1314 года) от кровавого поноса в ужасных судорогах скончался папа Климент V. Почти сразу же за ним умирает верный соратник короля де Ногарэ. В ноябре того же года якобы от инсульта скончался абсолютно здоровый Филипп Красивый. Судьбу Филиппа разделили и три его сына, которых в народе окрестили «проклятыми королями». На протяжении 14 лет (1314—1328 гг.) они погибли один за другим при загадочных обстоятельствах, не оставив наследников. Со смертью Карла IV, последнего из них, династия Капетингов прервалась. Уже на первых представителей новой династии Валуа, родственной Капетингам, посыпались неслыханные бедствия. Началась широко известная Столетняя война (1337—1453 гг.). В ходе этой войны один из Валуа, Жан Добрый, умер в плену у англичан, другой, Карл VI, сошел с ума. Валуа, как и Капетинги, кончили полным вырождением, при этом все последние представители династии погибли насильственной смертью: Генрих II (1547—1559) погиб на турнире, Франциск II (1559—1560) умер от усердного лечения, Карл IX (1560—1574) умирает от болезни, Генрих III (1574—1589) смертельно ранен монахом-фанатиком.
И Бурбоны, сменившие Валуа в конце XVI века, продолжали испытывать на себе проклятие Жака де Моле: основатель династии Генрих IV пал от ножа убийцы, последний же её представитель при «старом порядке» Людовик XVI погиб на эшафоте в ходе революции. Любопытная деталь: перед казнью этот король был заточен в Тампльской башне, некогда бывшей твердыней тамплиеров. Не меньшие бедствия постигли и «проклятых» пап. Едва кончилось «авиньонское пленение» — началась «схизма»: двое, а то и трое пап, избранных одновременно, в течение почти всего XV века предавали анафеме друг друга. Не успела закончиться «схизма», началась Реформация: сначала Ян Гус, потом Лютер, Цвингли и Кальвин свели на «нет» влияние «апостольских наместников» в центральной Европе, а Великая революция 1789—1799 годов вырвала из-под власти пап и Францию.
retrobazar.com
Символика тамплиеров. Знаки Грааля. | HomoFaber.NET
С символикой тамплиеров не просто разобраться: уходящая в раннехристианские века историческая нить призрачна, и мало источников, проливающих свет на зарождение как самого сообщества, так и отличительных знаков в иерархии Ордена. Издавна истории об ордене тесно пересекаются с историей грааля. Об этом и других символах читайте далее.
Символами власти должностных лиц ордена являлись кошель, из которого раздавалась милостыня, и булла (печать). На сегодняшний день известно около двадцати видов орденских печатей. На одной из них – магистрской печати изображены два рыцаря, скачущие на одном коне с копьями наперевес. Интерпретировать данный сюжет можно с разных точек зрения.
По одной версии изображение этих двух рыцарей едущих на одной лошади представляло их клятву бедности. Члены первоначального ордена, были настолько бедными, что не каждый рыцарь мог позволять себе собственную лошадь. Хотя, для первоначального ордена состоявшего из девяти человек – это возможно было и так, но для ордена в последующем, и во времена правления де Бланшфора в частности, правдой это быть не могло, поскольку орден был очень богат. И это богатство было столь большим, что тамплиеры предоставляли ссуды монархам и в последствии изобрели банковскую систему для работы с большими финансами.
Некоторые теории связывали изображение двух рыцарей на одном коне с практикой гомосексуализма, которая в дальнейшем фигурировала в обвинениях против ордена в 1307 году.
По другим теориям, изображенные на печати два тамплиера на одном коне – это не символ клятвы бедности, а скорее обозначение двойственности или конфликта, который существовал в ордене:
- Они были бедны клятвой, но богаты верой.
- Они занимались самопознанием, но были хорошо сведущие в мирских вопросах.
- Они были монахи с одной стороны, но воины с другой.
По одной из теорий берется Евангелие как источник символического значения печати, и утверждается, что один рыцарь был тамплиером в то время как другой есть изображение Христа.
Пятиконечная звезда (пентаграмма)
Пентаграмма – правильная геометрическая фигура, обладающая пятилучевой симметрией, которая в природе встречается только в живых организмах. Это простейшая форма звезды, которую можно изобразить одним росчерком пера, ни разу не оторвав его от бумаги и при этом ни разу не пройдя дважды по одной линии. Символ известен большинству народов планеты. Имеется предположение, что первыми о нём стали говорить пифагорейцы. Они учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов (Воды, Воздуха, Огня, Земли и Эфира) и избрали пентакль тайным символом принадлежности к своему обществу. Но известны также гораздо более ранние упоминания примитивных пентаграмм, которые датируются примерно 3500 г. до н. э., это нарисованные на глине пятиконечные звёзды, найденные в развалинах древнего города Урука.
Перевёрнутая пентаграмма в начале истории христианства трактовалась как символ Преображения, Христа. Известно, что она стоит на печати римского императора Константина, по сути сделавшего христианство государственной религией.
Первое упоминание пентаграммы в качестве символа зла относится к печально знаменитому тамплиерскому процессу. В документах допросов она упоминается рыцарями как символ, висевший на нее идола по имени Бафомет. Согласно этим документам, Бафомет – золотой. с рубиновыми глазами идол не то демона, не то самого Сатаны, которому впавшие в ересь тамплиеры поклонялись во время “чёрных месс”.
А. Лавей
В судебном процессе против тамплиеров было объявлено, что Бафомет являлся одним из богохульных идолов, которому рыцари ордена поклонялись во время своих магических ритуалов. В судебном деле действительно есть признания некоторых тамплиеров в поклонении Бафомету, однако у историков есть сомнения, что эти показания были получены под пытками и «подсказаны» обвиняемым. Не существует ни одного достоверного свидетельства об использовании тамплиерами символа Бафомета до разгрома Ордена, а само изображение Бафомета появилось лишь в XIX столетии в трудах известного оккультиста Элифаса Леви.
Однако тот “символ бафомета” (перевёрнутая пентаграмма с вписанной в неё мордой козла), который большинство людей считает знаком Сатаны, была предложена и распространена Антоном Лавеем в 1966 году.
В средневековом западном христианстве пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа: от тернового венка на лбу, до гвоздей в руках и ногах. Во времена инквизиции пентаграмма приобрела негативные коннотации, её стали называть «Нога ведьмы».
“Пять” в мистицизме катаров и тамплиеров – знак распыления, диффузии материи.
Что же касается наличия тех или иных алхимических или астрологических символов, присутствующих на некоторых тамплиерских храмах, то они ничем не отличаются от точно таких же символов на храмах и зданиях, к которым Орден не имел никакого отношения – мода на мистику в Средние века была общераспространённой.
Пчела
Это символ возрождения, бессмертия, порядка, чистоты души, трудолюбия. Пчела, которая, как считается, никогда не спит, символизирует у христиан рвение и бдительность. Предполагается, что пчёлы партеногеничны, поэтому ассоциируются с девственностью и целомудрием. Это символ прилежания, стремления к порядку. Недаром христиане часто сравнивают себя пчёлами, а храм – с ульем. Сущность их небесная, а мёд – приношение. Выгравированная на гробнице пчела символизирует бессмертие. Летающая в воздухе – душу, вступающую в Царство Небесное.
Роза
Пожалуй, самый популярный цветочный символ. Согласно легенде, она росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека как напоминание. У христиан роза символизирует мученичество, а также благотворительность. Белая роза – символ невинности, чистоты, целомудрия.
Роза также символ тайны и молчания. В древности роза рисовалась и изображалась барельефом на потолках залов или комнат для совещаний, символизируя, что всё, сказанное sub rosa (“под розой”), является конфиденциальным.
Помимо отождествления с радостью и любовью символ розы был связан с похоронами и смертью в Греции, Риме, Китае, позже в ряде германоязычных стран. Нередко её превращали в цветок загробного царства. С другой стороны, роза на могилах мучеников отсылает к идее воскресения.
Роза символизирует число 5, эта её особенность отражена в католическом обиходе, где чётки и особая молитва по ним называются “Розарий”. “Розарий” соотносится с размышлением о трёх “пятерицах” – пяти “радостных”, пяти “скорбных” и пяти “славных” таинствах жизни Девы Марии, которая и сама почитается как Роза или имеет розу своим атрибутом. В католицизме роза является также атрибутом Христа, Святого Георгия, многих святых, часто символизируя церковь вообще. Роза на кресте – смерть Христа. Шип розы – страдание, смерть, христианский символ греха. Роза без шипов – неблагодарность. венок из роз – небесная радость, награда за добродетель. Также символизирует божественную гармонию мироздания.
Своё мистическое значение получают и части розы: её зелень соотносится с радостью. шипы – с печалью, сам цветок – со славой. Вершиной поэтического и религиозного осмысления этого образа можно считать розу как мистический символ, объединяющий все души праведных, в финале “Божественной комедии” Данте.
С XII века Роза вводится в геральдику, став одним из наиболее устойчивых её знаков. В барочной живописи XVII века (Испания, Фландрия) роза нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты.
Помимо всего прочего, роза стала символом целой войны – Алой и Белой розы. Название «война Роз» не использовалось в течение войны. Розы были отличительными знаками двух враждующих партий. Кто именно их употребил впервые, в точности неизвестно.
Если Белая роза, символизирующая Богородицу, использовалась как отличительный знак ещё первым герцогом Йоркским Эдмундом Лэнгли в XIV веке, то про употребление Алой ланкастерцами до начала войны ничего не известно. Возможно, она была изобретена по контрасту с эмблемой врага. Термин вошёл в использование в XIX веке, после публикации повести «Анна Гейерштейнская» сэром Вальтером Скоттом, который выбрал название на основе вымышленной сцены в I части пьесы Вильяма Шекспира «Генрих VI», где противостоящие стороны выбирают розы различного цвета в Церкви Темпла.
Хотя розы иногда использовались как символы в течение войны, большинство участников использовали символы, связанные с их феодальными лордами или защитниками. Например, силы Генриха в Босворте боролись под знаменем красного дракона, в то время как армия Йорков использовала личный символ Ричарда III — белого вепря. Свидетельство важности символов роз повысилось, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.
Крест
Само название “крест” происходит от общеиндоевропейского корня cru со значением “искривлённый“. Этот корень также прослеживается в русских словах круг, кривой, в латинском – crux – крест. С древних времён индоевропейцы пользовались этим символом, и означал он жизнь, небо и вечность. Равноконечный крест по мнению многих учёных отражает принцип объединения и взаимодействия двух противоположных начал – женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная).
Лапчатый крест — прямой равносторонний крест с расширяющимися концами. Среди прочих объединений, использовался в Средние века рыцарями-храмовниками (тамплиерами). Как таковой строгой формы креста не существовало. Кресты часто изображали на щитах и знамёнах, а также на окрашенных в чёрно-белые цвета шлемах, однако не приходится говорить о какой-либо каноничности.
Цветами знамени тамплиеров были чёрный и белый. Как именно выглядело знамя, точно неизвестно, хотя существует несколько версий:
- две горизонтальные полосы — чёрная сверху и белая снизу. Позже подобная расцветка использовалась на знамени Прусского королевства;
- несколько чёрно-белых полос, чередующихся между собой;
- чёрно-белая клетка, наподобие шахматной доски (полы в ложах направлений современного франкмасонства, считающих себя наследниками тамплиеров, выложены подобным образом).
Красный крест продолжал служить общим символом всех рыцарей, готовых пролить свою кровь ради освобождения Святой земли, а тамплиеры служили как бы образцом и символом всех крестоносцев. Поэтому их одеяния, щиты и флажки на пиках украшали красные кресты. Впрочем, сохранились изображения храмовников со щитами чёрно-белой расцветки и не только.
Считается, что равносторонний крест с расширенными концами пришел в тамплиерскую символику из кельтского эпоса и является символом открытия мира Вселенной. Он обозначает сакральное число четыре: четыре стороны света, четыре апостола, четыре времени года и так далее. Второе название кельтского креста – крест пате. Считается, что этот крест тамплиеров был первым символом Ордена.
Символика Грааля
Меч Грааля
Гнев Божий на колдунов, чародеев, змеев и прочую нечисть, с которой ведут борьбу рыцари Грааля.
Замок Грааля
Замок Грааля назывался “Корбенуа” — “Рог изобилия” – символ Брачного Чертога означающий преизобильную благодать будущего века. Первые хранители Грааля построили замок на высокой горе, а в нём трапезную. Неподалёку стоял дивный колокол, который издавал звук божественных вибраций и звонил сам, когда кого-то невинно обижали. Согласно преданию, рыцари Грааля всегда появлялись там, где творила несправедливость, гонения, клевета.
Копьё Грааля
Символ, означающий кадуцей в руках Премудрости. От удара копья пробивается сердце и изливается кровь. Копьё даёт искупительную силу и наивысшее помазание на земле – агнца, умирающего от любви.
Герб Святого Грааля
В лазоревых, зелёно-синих тонах – знак соединения земли и неба.
Белый лев
Был исключительно распространен в тайных учениях тамплиеров и других рыцарских орденов средневековья. Это символ царского, девственного великодушия. Белый лев – символ небесной власти, данной воину Христову. Белый цвет – знак преображенного нового человечества, в котором действует Христово начало.
Белый голубь
Белый голубь с трепещущими крыльями – знак Святого Духа.
Белая голубица держит в лапах золотую кадильницу, исполненную ароматами всех земных и небесных благоуханий. Когда белая голубица впереди шествия Грааля парит и курит золотой кадильницей, все кругом исполняется благоуханий райского сада.
Каждение есть символ небесной молитвы. Голубица летит впереди шествия, что означает предвосхищенную молитву о Граале.
Белая лебедь
Белая лебедь – символ вечного детства. Она ведёт золотую ладью – церковь пренебесных добродетелей мессианистической династии.
Лоэнгрин приплыл из Грааля на золотой ладье. Есть тайна выплывания из Царствия в этот мир.
В алхимии лебедь является символом второй стадии алхимического процесса — albedo (белое делание). Это стадия очищения: душа освобождается от шлака презренной материи и предстает во всей своей чистоте.
Белый орёл
Важный символ противопоставлявшийся всевозможным монархическим двуглавым орлам.
Белый орел – знак мессианистической божественной монархии или истинной теократии. Знак того, что к власти в стране пришел не король, благословленный батюшкой (так называемый царь-батюшка), а король, в котором Кровь Христа. Левое крыло белого орла – крест. Белый крест белого орла восхищает на небеса. Помазанники знают, что единственный способ восхититься на небо – взять крест на земле. Правое крыло – девство как условие взятия креста. Крылья взаимодействуют одно с другим, воспаряя к небесам. Белый орел – могущество Грааля, сила девства.
Кость перламутровая
Мистическое понятие граалеады. По преданию, первый человек был сотворен из кости Грааля. В духовном смысле – Грааль духовная сфера божественных тайн, которая может овеществляться и олицетворяться разнообразно – от блюда до человека-хранителя Грааля – отсюда, Лоно, Чаша, где возможна встреча и сочетание Бога и человека, образ перламутровой раковины и др.
В целом, мир тамплиеров по сей день окутан мраком. Что из преданий вымысел, что правда, говорить трудно. Но неоспоримым остаётся тот факт, что орден пыцарей Храма Соломона сыграл важную роль в становлении и средневекового, и современного общества.
Больше интересного здесь | Текст подготовлен: Ольга Канн
homo-faber.net
Тамплиеры. История и трагедия знаменитого ордена
История рождения, расцвета и падения рыцарей Ордена тамплиеров, или «рыцарей-храмовников», является, пожалуй, одной из самых романтичных легенд мира, в котором мы живем.
Сколько бы ни прошло времени, сколько бы веков не покрыло седой пылью барельефы на могилах мучеников Ордена, сколько бы не было прочитано книг и сколько бы раз любители истории не произносили имя великого Жака де Молэ – все равно, по-прежнему, романтики и фантазеры, ученые и мистификаторы в разных странах все так же собирают рюкзаки, чтобы отправиться в поход за «золотом тамплиеров». Кто-то всерьез изучает карты рудников и приисков, обыскивает руины замков и расчерчивает пути тамплиеров в Европе, кто-то ищет свое «сокровище» на страницах бестселлеров, стремясь его обрести путем литературной славы.
И никому из нас – ни фантазерам, ни ученым, не дано узнать, «как это было» — на самом деле. Нам остаются лишь исторические хроники и воспоминания современников, документы Инквизиции и по сею пору иногда всплывающие письма и старинные свитки из личных архивов благородных семей Европы.
Кто-то придает истории тамплиеров религиозную окраску, кто-то светскую. Мы же попробуем для себя открыть правду – настолько, насколько это возможно сквозь гущу веков.
Франсуа Мариус Гранье. «Папа Гонорий II, предоставляющий официальное признание ордену тамплиеров».
«Рыцари храма»
Вскоре после удачного исхода Первого Крестового Похода и утверждения на земле Палестины Христианского Иерусалимского Королевства – первого военного государства, населенного, в основном, европейскими рыцарями, на Святую Землю хлынул поток паломников, привлеченных утопической идеей безопасной жизни среди христианских святынь. Орды народа, странствующие «по земле Иисуса», естественно, привлекали к себе не только внимание мусульман, разгневанных захватом исконно своих территорий и городов, но и их месть – страшную и бескомпромиссную. Местность, по которой проходили маршруты паломников, была наводнена грабителями и убийцами. Дорога к Священному городу стала смертельно опасной для пилигримов.
Европейские монархи были довольны исходом Крестового Похода – миссия выполнена, Святая Земля практически очищена. Оставшиеся мусульманские поселения они считали всего лишь досадной помехой на пути светлого христианского мира, и надеялись на то, что рыцари, которым были обещаны щедрые земельные наделы, постепенно эту помеху устранят. А тем временем, Иерусалимское королевство начало потихоньку пустеть – рыцари стремились домой, к своим семьям и родовым гнездам, и никакие награды не могли остановить большинство из них. Как же быть в таком случае с паломниками, ежедневно подвергающимся насилию, разграблению, убийствам?.. Они нуждались в охране.
Первый, в истории Ордена Тамплиеров, Великий Магистр — Гуго де Пейен Вот что пишет об этом в 1119 году епископ Вильгельм Тирский, некоторое время возглавлявший Церковь Иерусалимского Государства: «Некоторые знатные люди рыцарского происхождения, преданные Богу, религиозные и богобоязненные, заявили о своем желании провести всю жизнь в целомудрии, послушании и без имущества, предав себя господину Патриарху на служение по примеру регулярных каноников». Несколько рыцарей высокого происхождения, испросив благословения у Короля и Церкви, вызвались принять на себя заботы по охране паломников и всех христиан, которые в больших количествах передвигались по Святой Земле. Для этого, ими был основан духовно-рыцарский орден «Нищих Рыцарей», светская основа которого была уравнена и гармонизирована с основами церковными. То есть, братья-храмовники, вступая в орден, не принимали на себя монашеского сана, но духовно и физически, по сути, ими становились.
Возглавил Орден один из его основателей, знатный шампанский рыцарь Гуго де Пейен, ставший первым в истории Ордена Великим Магистром. И вот, перед королем и Патриархом Иерусалимским, Гуго и восемь его преданных командиров — Готфрид де Сен-Омер, Андре де Монбар, Гундомар, Годфрон, Рораль, Жоффруа Битоль, Нивар де Мондезир, и Аршамбо де Сен-Эньян принесли клятву защищать христиан, странствующих или нуждающихся в помощи, до последней капли крови, а так же принесли три монашеских обета.
Ради абсолютной исторической справедливости, автору статьи хотелось бы отметить, что, по сути, основание подобного ордена стало явлением Печать Ордена Тамплиеровабсолютно беспрецедентным, на многие века опережавшим свое время. В данном случае, это объединение рыцарей не было еще одним монашеским орденом, не было некой духовной организацией — в сущности, они организовывали первую из знакомых нам сегодня «неправительственных некоммерческих организаций», ради пропаганды идеи и сбора средств. Пропаганда идеи — необходимости существования подобного ордена – состояла в уже осуществляющейся успешной защите паломников, а сбор средств – а как же без этого?.. Ведь сами тамплиеры были необыкновенно бедны – вплоть до того, что на двух рыцарей приходилась одна лошадь. В последствие, когда влияние храмовников распространилось весьма обширно, они создали печать, в память о былых днях Ордена – печать эта изображает двух всадников на одном коне.
В течение долгих десяти лет храмовники вели совершенно нищенское существование, соблюдая устав ордена Святого Августина Блаженного, за неимением собственного. Так бы и продолжалось, если бы Король Иерусалимский Балдуин II «Прокаженный», в некоторой степени, оскорбленный лично таким бедственным положением дел подопечного ему ордена, не отправил бы Гуго де Пейена к Папе Гонорию II с требованием инициировать Второй Крестовый поход, мотивируя его необходимость наглостью мусульманских воинов, продолжавших совершать вылазки на территорию вновь образованного государства.
Балдуин вообще был весьма благосклонно настроен к ордену «бедных рыцарей» — он даже предоставил им, не имевшим никакого собственного имущества, церковь в своем дворце к югу от развалин Храма Соломонова, чтобы они могли там собираться на молитву. Именно этот факт послужил точкой отсчета формирования того ордена, который знаком нам по описаниям сегодня: «Храм» (фр.temple), дал людям повод называть рыцарей «те, что у Храма», «храмовники». Об официальном имени – «Нищие рыцари» никто и никогда больше не вспоминал.
Де Пейен, в сопровождении небольшого количества товарищей, объехал практически всю Европу, не только уговорив государей собрать войска для Крестового Похода, но и попутно взымая немногочисленные и неохотные пожертвования. Кульминацией этой поездки стало присутствие Гуго де Пейена и рыцарей-тамплиеров на Великом Церковном Соборе во французском городе Труа – и присутствие это было обусловлено личной просьбой Папы Римского.
Это было полезно, и Де Пейен, как глава Ордена, понимал всю важность выступления на Соборе – хорошее выступление могло обеспечить поддержку Церкви, а поддержка Церкви – поддержку глав разных стран. Де Пейен говорил долго и красноречиво, завораживая эту избалованную и зашоренную церковную аудиторию картинами прекрасного нового, христианского мира, который возьмет свой исток у трона Иерусалима. Отцы Собора, покоренные его выступлением, обратились к присутсвующему там же Бернарду Клервосскому, который не стал скрывать своих явных симпатий к тамплиерам, с просьбой написать для нового ордена Устав, которым все бы были довольны. Так же отцы Церкви так же оказали рыцарям великую честь, повелев носить всегда белые с черным одежды, украшенные красным крестом. Тогда же, был создан и прототип первого боевого знамени тамплиеров, названного Боссеан.
Аббат из Клерво, принадлежащий к ордену Цистерцианцев, привнес этот воинственный дух и в Устав Храмовников, впоследствии названный Латинским. Бернард писал: «Солдаты Христа ни в малейшей степени не боятся ни того, что совершают грех, убивая врагов, ни опасности, угрожающей их собственной жизни. Ведь убить кого-либо ради Христа или желать принять смерть ради Него не только совершенно свободно от греха, но и весьма похвально и достойно».
В 1139 году Папа Иннокентий II издает буллу, по которой тамплиерам, к тому времени, уже превратившимся в довольно многочисленный, небедный орден, давала им значительные привилегии, такие как учреждение должности капеллана, освобождение от уплаты десятины и разрешение строить часовни и иметь свои кладбища. Но самое главное – желая иметь собственных защитников, Папа подчинил Орден единственному лицу, себе, возложив на магистра и его капитул полную ответственность за политику и управление орденом. Это означало абсолютную свободу для тамплиеров. А абсолютная свобода приносит абсолютную власть.
Это событие открыло перед Нищими Рыцарями все пути мира и стало новой главой в их истории – главой невиданного расцвета.
Золотой век Ордена
Манашеская одежда Ордена ТамплиеровИзначально, вся братия Ордена, делилась, согласно Уставу, на две категории: «рыцари» — или «братья-шевалье», и «служители» — или «братья-сержанты». Сами эти звания говорят о том, что в первую категорию принимались только рыцари благородного происхождения, во вторую же мог поступить любой мужчина не благородного происхождения, без всякой надежды со временем стать «братом-шевалье». Великому Магистру, который не являлся выборной фигурой – каждый Магистр еще при жизни должен был выбрать своего преемника – обладал практически неограниченной властью управления Орденом, которая была дарована Папой. Изначально, тамплиеры были категорически против вступления в ряды братьев священников, но, тем не менее, спустя некоторое количество десятилетий, с момента его образования, в рядах храмовников появился даже некий особый класс братьев-монахов, что было весьма удобно и даже целесообразно: монахи не могли проливать крови, к тому же, отправляли службы в собственных церквях Ордена.
Поскольку к членству в Ордене не допускались женщины, женатых рыцарей в Орден так же принимали неохотно, ограничивая их в выборе цветов для одежды. Так, например, женатые рыцари были лишены права носить белые одежды, как символ физической чистоты и «безгреховности».
Семьи женатых тамплиеров, после вступления ее главы в Орден, ждала незавидная участь по линии наследования. В том случае, если женатый брат отходил в иной мир, все его имущество, согласно «Договору о вступлении», поступало в общее орденское владение, а жена должна была в короткий срок покинуть имение, чтобы не искушать своим видом рыцарей и послушников Ордена. Но поскольку тамплиеры были известными благотворителями, то вдова и близкие члены семьи усопшего, всегда получали полную финансовою поддержку от казначеев Ордена (как правило, светских, «наемных» фигур) до конца жизни.
Благодаря такой политике членства, в скором времени Орден тамплиеров уже обладал огромными владениями не только в Святой Земле, но и в странах Европы: Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, Италии, Австрии, Германии, Венгрии.
Справка : Средневековый замок Тампль (Tour du Temple) сохранился до нашего времени только на страницах исторических документов, на старинных картинах и гравюрах. Парижский «храм» рыцарского ордена был разрушен согласно указу Наполеона I в 1810 году.
Католический орден Бедных Рыцарей Христа в 1119 г. был основан на Святой земле Палестины. После захвата Иерусалима египтянами религиозные члены ордена покинули Палестину. К тому времени они обладали огромными богатствами и обширными землями в Европе. Значительная часть монахов-рыцарей происходила из французских дворянских родов.
В 1222 г. был построен парижский Тампль. Замок, окружённый глубоким рвом, считался неприступным. Внутри крепостных стен возвышались семь башен, стояла готическая церковь с двумя апсидами и стрельчатыми проёмами. Вдоль стен просторного клуатра находились казармы и конюшни.
Весной 1306 г. в Париж прибыл Великий Магистр тамплиеров – убелённый сединами Жак де Моле. Его сопровождали шестьдесят рыцарей Ордена. Процессия въехала в столицу на лошадях и мулах. Священники везли прах магистра-предшественника Моле – Гийома де Боже. Была перевезена в Париж и казна тамплиеров.
Резиденцией Магистра ордена стала Главная башня Тампля. В это мощное сооружение можно было добраться только по подъёмному мосту с крыши казармы. Мост приводился в движение сложными механизмами. В считанные мгновения он поднимался, опускались тяжёлые ворота, падали кованые решётки, и Главная башня становилась недосягаемой с земли. В башне жил Великий Магистр, подотчётный только Капитулу.
Капитул Ордена тамплиеров заседал в замковой церкви. Посреди главного коридора храма была установлена винтовая лестница, ведущая в крипту. Каменные плиты крипты скрывали усыпальницу Магистров; на одном из уровней тайного подземелья хранилась казна Ордена.
Так же, именно тамплиеров принято считать родоначальниками банковского дела – именно казначеям Ордена принадлежит идея обычных и «дорожных» чеков. Самое интересное состоит в том, что такая схема до сих пор является, можно сказать, «классикой» современного банкинга. Оцените ее красоту, простоту и практичность: наличие подобных чеков избавляло путешественников от необходимости перевозить золото и драгоценные камни с собой, ежеминутно опасаясь нападения разбойников и гибели. Вместо этого, обладатель ценностей мог явиться в любую «комтурию» Ордена и внести в ее казну все эти вещи, получив взамен чек, за подписью Главного Казначея (!!!) и отпечатком … собственного пальца(!!!), чтобы после этого со спокойной душой отправиться в путь с небольшим кусочком кожи. Так же, за операции с чеком, Орден брал небольшой налог – при обналичивании ценностей, указанных в чеке!.. Задумайтесь на одну минуту, не напоминает ли это Вам современные банковские операции?.. Если же обладатель чека мог исчерпать свой лимит, но нуждаться в деньгах, Орден выдавал ему таковые, в счет последующего погашения. Существовала и высокоразвитая система того, что сегодня мы бы назвали «бухгалтерским учетом»: два раза в год все чеки отсылались в главную комтурию Ордена, где их детально подсчитывали, подводили казенный баланс и архивировали. Не гнушались рыцари и ростовщичеством, или, если угодно, «банковским кредитованием» — любой обеспеченный человек мог получить ссуду под десять процентов, в то время как евреи-ростовщики или государственные кассы давали ссуды под сорок процентов.
Обладая настолько развитой банковской структурой, в скорости, тамплиеры стали необходимы и Двору. Так, например, в течение двадцати пяти лет, два казначея Ордена – Гаймар и де Милли – надзирали за казной французской монархии, исполняя при этом, по просьбе Филиппа II Августа, функции министра финансов, то есть, практически управляя страной. Когда на престол взошел Людовик IX Святой, Французская казна полностью была перенесена в Тампль, оставаясь там так же и при его преемнике.
Таким образом, «нищие рыцари» в сравнительно короткое время приобрели статус крупнейших финансистов Европы и Стран Востока. В числе их должников ходили абсолютно все слои населения – от простых горожан до августейших особ и отцов Церкви.
Благотворительность
Особенное место в списке дел Ордена занимают так же рационализаторская и благотворительная деятельность.
Поскольку тамплиеры были не только самым богатым из всех существующих орденов, но и самым привлекательным для новых братьев в плане возможностей, под его покровительством работало много выдающихся умов и талантов своего времени.
Тамплиеры, не скупясь, тратили огромные суммы на развитие наук и искусств, на меценатскую поддержку художников, музыкантов, поэтов. Но все же, солдаты остаются солдатами, и основной сферой интересов храмовников было развитие таких областей, как геодезия, картография, математика, физические науки, строительные науки, мореплавание. К тому времени, Орден уже давно располагал собственными, не подконтрольными власти королей верфями, портами, собственным современным и сверх-оснащенным флотом – довольно упомянуть, что на всех его кораблях были магнитные (!!!) компасы. «Морские тамплиеры» активно занимались коммерческими грузо — и пассажироперевозками, перевозя паломников из Европы в Иерусалимское Королевство. За это они получали щедрое вознаграждение и церковную поддержку.
Не менее активно, тамплиеры занимались и строительством дорог и церквей. Качество проезда в Средние века, можно было бы охарактеризовать, как «сплошной грабеж, помноженный на отсутствие дорог» — если Вы паломник, будьте уверены, что Вас ограбят не только разбойники, но и государственные сборщики налогов, имеющие пост у каждого моста, на каждой дороге. И тамплиеры, к неудовольствию властей, эту проблему решили – они занялись активным строительством прекрасных дорог и крепких мостов, которые охраняли их собственные отряды. С этим строительством связан так же и один «финансовый феномен», являющийся, по серкам Средник веков, и вовсе нонсенсом – за проезд рыцари не взимали налогов, ни одной монеты!.. Так же, менее чем за сто лет, Орденом по всей Европе были построены не менее 80 больших соборов и не менее 70 церквей, монахи же, населявшие эти церкви и соборы, полностью состояли на обеспечении тамплиеров.
Простой народ не просто был расположен к храмовникам – люди глубоко ценили благородство этих воинов. В самые тяжелые времена, когда случался голод и цены на меру пшеницы составляла гигантскую сумму в тридцать три су, тамплиеры кормили в одном только месте до тысячи человек, не считая ежедневных трапез для нуждающихся.
Моле, Жак де. Последний Великий магистр ордена
Начало конца
Сцена крестового похода рыцарей Ордена ТамплиеровИ все же, основным призванием тамплиеров, по-прежнему оставалось рыцарство, в особенности – войны с мусульманами, которые продолжались на Святой Земле. На эти войны и уходили основные средства и ресурсы Ордена. В этих войнах, храмовники преуспевали – известно, что тамплиеров и госпитальеров мусульманские воины боялись настолько, что султан Саллах ад Дин даже принес клятву «Очистить свою землю от этих поганых орденов».
Французский монарх Людовик VII, который возглавлял со своим войском Второй Крестовый поход, позже писал в своих заметках, что тамплиеры оказали ему огромную поддержку, и он даже не может представить, что бы ждало его войска, не будь с ними храмовников.
Однако не все европейские монархи были такого высокого мнения о надежности и преданности тамплиеров. Так, например, многие царственные персоны настаивали на том, что с сарацинами должен быть заключен мир, и вот, в 1228 году, Фридрих II Барбаросса этот договор заключил.
Тамплиеры были в ярости – согласно этому договору, сарацины обязывались передать Иерусалим христианам. Великий Магистр Ордена посчитал это огромной стратегической ошибкой – ведь Иерусалим находился практически в блокаже, окруженный мусульманскими территориями. Но Фридрих, который тамплиеров не любил – по многим причинам, и богатство Ордена была не последней из них – предпочел пойти на открытый конфликт, обвинив рыцарей в измене. Тамплиеры ответили ему угрозами, после которых Фридрих пришел в такой испуг, что в ближайшее же время свернул свои войска и покинул Святую Землю. Но отбытие Барбароссы не отменило заключенного договора, и ситуация из плохой прекратилась в бедственную.
Можно сказать, что Седьмой поход, под предводительством неопытного в тактических и политических вопросах короля Франции Людовика Святого, вбил последний гвоздь в крышку гроба христианского Королевства. Людовик, не имеющий опыта в восточном регламенте, со своей стороны расторг договор, который с трудом был заключен Великим Магистром Тамплиеров с султаном Дамаска – основного оплота сарацинов. Последствия этого необдуманного шага тут же стали весьма ощутимы – мусульманская армия, не удержимая ничем, одерживала одну победу за другой, и потери среди иерусалимских рыцарей были огромны. Христиане теряли город за городом, и даже были вынуждены с позором сдать Иерусалим – после длительной осады и жестокого боя.
Весной 1291 года сарацинский султан Килавун со своими войсками осадил город Агра, который являлся на тот момент последний оплот рыцарства в Палестине. По воспоминаниям современников, бой был воистину страшен, а численное превосходство – на стороне мусульман. Сарацины смели защиту и ворвались в город, учинив зверскую резню, в которой погиб Великий Магистр тамплиеров.
Оставшиеся в живых тамплиеры и госпитальеры скрылись в башне своей резиденции, где им удавалось некоторое время оказывать сопротивление врагу, но мусульмане, которые не могли их оттуда «достать», придумали способ решить все разом. Они начали одновременно подкапывать и разбирать башню, что и привело к ее обрушению. Она упала, погребя под собой и рыцарей, и сарацинов.
Все эти события в один момент закрыли эту главу истории христианского рыцарства, поставив точку в повести об Иерусалимском Королевстве.
Филипп IV Красивый (король Франции)
Падение ордена
С падением Святого Королевства, положение тамплиеров стал незавидным. Обладая все той же мощью – и численной, и финансовой, они потеряли главную цель, в которой и была заключена суть его существования: охрана и защита Иерусалима.
Европейские монахи и Церковь, для которых необходимость в Ордене более не была насущной, возлагали на них ответственность за падение христианского королевства – и это не смотря на то, что именно благодаря тамплиерам ему удалось просуществовать столь долго. Храмовников начали обвинять в ереси и предательстве, в том, что они собственноручно отдали Гроб Господень сарацинам и отреклись от Бога, и не смогли сохранить главную ценность христианского мира – землю, по которой ступали ноги Иисуса.
Особенно положение Ордена не устраивало французского монарха Филиппа IV Красивого, который правил страной, как абсолютный тиран и не намерен был терпеть чьего-то вмешательства в дела короны. К тому же, Филипп был обременен огромным количеством долгов Ордену. Вместе с этим, Филипп был умен, и прекрасно осознавал то, что тамплиеры – мощнейшая, богатая военная организация, не подотчетная никому, кроме Папы Римского.
Тогда Филипп решил действовать не силой, но хитростью. Он от своего имени написал прошение Великому Магистру Жаку де Мола, в котором просил принять его в почетные рыцари. Де Мола, считавшийся одним из мудрейших политиков и стратегов своего времени, это прошение отклонил, понимая, что Филипп стремится со временем занять пост Великого Магистра, чтобы сделать казну Ордена своей собственной.
Филипп был взбешен отказом, поклялся любым способом прекратить существование Ордена, раз уж ему не удается его завоевать. И такая возможность ему в скором времени представилась.
Последний Великий Магистр Ордена Тамплиеров Жак де Мола.
Бывший тамплиер, «брат-шевалье», изгнанный тамплиерами за убийство своего же брата, находясь в государственной тюрьме за другие преступления, в расчете на снисхождение, сознался в грехах против веры, которые якобы совершал, будучи в Ордене, вместе с другими братьями.
Король немедленно начал следствие против Ордена, оказывая как можно более агрессивное давление на Папу Римского с требованием отказать тамплиерам во всех привилегиях. Он издал самостоятельный указ, разосланный во все провинции с указанием «тамплиеров всех хватать, подвергать их аресту и отнимать их имущество в казну».
13 октября 1307 года, практически все члены Ордена, не успевшие укрыться или обремененные семьями, были застигнуты войсками Филиппа и подвергнуты арестам, имущество было конфисковано.
Согласно доступным сегодня протоколам допросов Инквизиции, тамплиеров обвиняли в отречении от Господа, оскорблении Креста, ереси, мужеложстве, поклонении некой «Бородатой Голове», являющейся одной из ипостасей демона Бафомета. Подвергнутые страшным пыткам, многие рыцари признались практически во всем, и вот, Папа издал буллу о том, что все европейские монархи должны начать аресты тамплиеров по всем странам, а так же изымать в пользу казны и Церкви имущество – и их собственное, и имущество Ордена, а так же земель. Эта булла положила начало судебным процессам в Германии, Италии, Англии, на Пиренейском полуострове и на Кипре, где находилась вторая по величине после парижской, резиденция Великого Магистра.
После длительного, всеевропейского следствия, пыток и унижений, в 1310 году возле монастыря святого Антония под Парижем, на костер взошли 54 рыцаря, которые нашли в себе силы отказаться от показаний, данных ими под пытками. Филипп Красивый праздновал победу – папской буллой от 5 апреля 1312 года, Орден Храма был официально упразднен и прекратил свое существование.
Приговор Великому Магистру Ордена, Жаку де Молэ, был вынесен лишь в 1314 году – Филипп хотел в полной мере насладиться унижением человека, некогда могущественного настолько, что мог смело игнорировать его пожелания. Перед судом, Великий Магистр, а так же приор Нормандии Жоффруа де Шарне, визитатор Франции Гуго де Пейро и приор Аквитании Годфруа де Гонвиль полностью признали обвинения и покаялись в совершенных злодеяниях, вследствие чего, церковный суд по инициативе Папы, заменил смертную казнь для них на тюремное заключение. Историки считают, что со стороны Магистра это был политический ход – суд над тамплиерами проходил публично. Выслушав приговор, де Молэ и де Шарнэ публично отреклись от предыдущих признаний, вырванных под пытками. Великий Магистр Жак де Молэ заявил, что предпочтет смерть заключению, унижающему его достоинство и гордость воина. В тот же вечер, костер поглотил и их.
И вот так, в кострах и пытках, унижении и клевете, закончилась уникальная история великого Ордена нищих рыцарей Христовых – элефанта, побежденного мышью. Так пал гигант, который не могли сломить войны и поражения, но сломила алчность.
Церковь Ордена Тамплиеров (Темпл), Лондон, Великобритания
ribalych.ru
Символы Ордена
Новости СМИ
Крещение — один из самых главных праздников для православных христиан, доля которых составляет большую часть населения России — 79%
Адвокатские бонзы лишились неограниченного права изгонять из профессии неугодных
Мало кто знает что «простой парень» из Бруклина- Трамп потомок одного из основателей древнего Ордена Тамплиеров- командора Гуго Сальма.
Еще на заре своего создания рыцари Ордена знали, что веру надо защищать всеми возможными способами.
Храмовники из десятка стран от имени всего Верховного Военного Ордена Иерусалимского Храма (Ордена тамплиеров) на днях подписали в Ереване в Музее-институте Геноцида Протокол о признании Геноцида армян.
Около 30 храмовников из 10-ти стран от имени всего Ордена тамплиеров подписали в Ереване Протокол о признании Геноцида армян.
Православный Символ Веры
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребена.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых.
12. И жизни будущаго века.
Аминь.
www.osmthrussia.ru
Великобритания, Лондон, церковь Темпл — тамплиеры здесь были! / Мировые Достопримечательности / Мировые достопримечательности. Фото достопримечательностей, идеи для путешествий. Туристический журнал.
Легче сказать, где не было тамплиеров, чем перечислять места, где они оставили свои следы. Нередко легенды приукрашивают действительность, выдавая за храмы и замки тамплиеров посторонние развалины. Но в лондонском Темпле эти монашествующие рыцари действительно были! Они построили его и здесь же нашли последний приют.
Темпл (Temple) – от англ. «храм» – маленький район Лондона, прилегающий к набережной Виктории между мостом Ватерлоо и мостом Доминиканцев. С севера он ограничен Флит-стрит (Fleet Street), а главной улицей района является упирающаяся в набережную Миддл-Темпл лэйн (Middle Temple lane).
Темпл до XIV века принадлежал тамплиерам, или рыцарскому ордену Христа и Храма Соломона (храмовникам). Основан орден был в 1119 году, а в 1307 году в Париже, где находилось руководство ордена, начались аресты и жестокий судебный процесс. Лондонская резиденция тамплиеров была передана ордену госпитальеров. Сейчас это район с тихими улочками и старинными зданиями, в нем с позднего средневековья находятся учреждения коллегии адвокатов.
Единственным сохранившимся от тамплиеров сооружением в районе является церковь Темпл (Temple Church), находящаяся во дворах неподалеку от Флит-стрит. Форма у нее не вполне обычная, состоящая из двух объемов: круглой церкви, построенной в 1185 году и пристроенной спустя 50 лет прямоугольной алтарной части. Впоследствии церковь неоднократно перестраивали.
Первый храм обязан своей формой круглому храму-мавзолею над Гробом Господним в Иерусалиме, который на средневековых картах был центром мира. Такое устройство создало в нем идеальную акустику – жаль, что мы не можем услышать, как звучали здесь голоса монахов-тамплиеров.
При последних реставрациях церковь Темпл была очищена от декора – во времена тамплиеров убранство было очень богатым: ковры, серебро, росписи, святые реликвии.
Впрочем, сохранилось немало, и обязательно обратите внимание на многочисленные каменные головы или гаргульи с самыми невероятными гримасами, как будто оплакивающие судьбу рыцарей.
Наверное, главное сокровище сегодняшнего Темпла – надгробия рыцарей. Они высечены из камня в боевом облачении, подле отцов лежат сыновья, продолжившие служение. Быть похороненным в круглой церкви значило практически быть похороненным в Иерусалиме, на Святой земле. Именно здесь герои романа Дэна Брауна «Код да Винчи» Роберт Лэнгдон и Софи Невё искали «рыцаря, похороненного папой». Впрочем, не стоить верить всему, что понаписал Браун о Темпле.
Во дворике у южного фасада церкви стоит занятный монумент: колонну венчает конь, на котором сидят два рыцаря. Он напоминает о завете бедности ранних тамплиеров, которым на двоих полагалась одна лошадь. Поздние же храмовники уже имели по три транспортных средства на человека и даже слуг.
Церковь Темпл открыта ежедневно, кроме особенных служб. Если вы сомневаетесь в том, будет ли открыт храм во время вашего визита, позвоните по телефону 020 7353-34-70.
Источник: turj.ru
turj.ru
Храм Темпл (церковь тамплиеров) :: Фото, описание, как добраться
«Лондон, там рыцарь в храме усоп. Гнев понтифика он на себя навлек. Шар от могилы найди, Розы цветок. На плодоносное чрево сие есть намек.»
Эти строки в поисках Святого Грааля привели героев романа «Код да Винчи» в храм Темпл в Лондоне, где находятся каменные надгробия рыцарей ордена тамплиеров.
Мифы и факты
Темпл — небольшая круглая церковь, основанная в 1185 году, названа в честь храма царя Соломона (Solomons Temple), от которого и произошло название средневекового рыцарского ордена тамплиеров (храмовников). Согласно легенде, на этом месте под развалинами старого строения они нашли древние свитки Сангрил, в которых описывалась жизнь Иисуса и Марии, давшие тамплиерам власть над Римом.
Папа римский даровал им особые привилегии, и в XII-XIII веках орден обладал многими землями и стал очень богат. Нередко тамплиеры служили в качестве банкоматов для знати: путешествовать с золотом было опасно в те времена, поэтому богачи охотно пользовались услугами рыцарей – они сдавали золото в ближайшей к ним церкви Темпла, а получали в любой такой же в Европе.
Хотя главной целью ордена оставалась военная защита государств на Востоке. Уходя в крестовые походы, рыцари благородного происхождения передавали все свое имущество братьям ордена. Назад возвращались немногие, поэтому орден богател с неимоверной скоростью. Рыцари Христа возводили готические соборы по всей Европе. За сто лет было построено более 80 соборов и 70 храмов.
К XIV веку влияние тамплиеров было уже больше, чем у самого короля. Растущее могущество вызывало зависть папы и опасения правителей. В 1307 году члены ордена подверглись жестоким преследованиям церковью и, в конце концов, были распущены папой Климентом V в 1312 году.
Небольшой круглый Темпл в Лондоне, больше похожий на римский замок или военную крепость, чем на Божий храм, пережил восемь веков политических баталий, выстоял во время великого лондонского пожара и Первой мировой войны, но сильно пострадала от бомб люфтваффе в 1940 году. После войны здание было полностью восстановлено в прежнем виде.
Что посмотреть
Сегодня храм функционирует как англиканская церковь с регулярными богослужениями. Мрачная атмосфера храма-крепости придает античной таинственности залам, где когда-то проводились тайные обряды тамплиеров. Тем не менее, это прекрасный готический собор из красивого кремового камня.
Одна из наиболее интересных достопримечательностей — десять рыцарских надгробий. На стенах также висят гротескные портреты — человеческие лица и головы горгулий. Неф (продолговатый зал), украшенный красочными витражами, содержит впечатляющий орган и красивый деревянный алтарь, созданный знаменитым архитектором Кристофером Реном.
В Лондоне не забудьте посетить два величайших дворца: Букингемский дворей и Виндзорский замок, которые наряду с знаменитыми замками и крепостями Англии — Лидс, Конви, Харлек, Бомарис — сегодня открыты для туристов и приглашают вас посмотреть роскошный королевский дом.
Храм Темпл (Temple Church) открыт с 12.00 до 16.00 (время меняется в отдельные дни).
Стоимость: туристы — £3,00, до 21 года — бесплатно. Прихожанам, желающим помолититься — вход бесплатный (они будут направлены в восточную часть храма).
Официальный сайт: www.templechurch.com
* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2014-06-11
allcastle.info