Menu
[menu_adv_rtb]
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Разное Фото никто кроме нас: Картинка никто кроме нас, с днем ВДВ

Фото никто кроме нас: Картинка никто кроме нас, с днем ВДВ

«Никто кроме нас!»: история праздника Воздушно-десантных войск

В этот день 89 лет назад родилась «крылатая гвардия», вписавшая немало ярких страниц в военную историю России

Сегодня, 2 августа, в России отмечается день создания Воздушно-десантных войск — наиболее мобильного компонента Российской Армии. Десантники всегда на передовом рубеже. На их счету немало подвигов на полях сражений Великой Отечественной войны и во многих «горячих точках» в послевоенный период. «Голубые береты» достойно представляют Россию в составе миротворческих сил. Военный историк и журналист Алексей Суконкин специально для ИА PrimaMedia подготовил материал об истории праздника ВДВ.

— Ну… началось… — подумает с тоской иной обыватель, увидев 2 августа на главной набережной Владивостока людей в тельняшках и голубых беретах. Это будут и молодые парни, и взрослые мужчины, и даже убеленные сединой великовозрастные старцы и самое главное — удивительной красоты девушки и женщины. Все эти люди тем или иным образом причисляют себя к Воздушно-десантным войскам — кто-то служит сейчас, кто-то проходил службу в прошлые годы, кто-то служил или работал в подразделениях боевого и тылового обеспечения ВДВ. Все они — десантники.

День ВДВ во Владивостоке. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

День ВДВ во Владивостоке. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

День ВДВ во Владивостоке. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Пожалуй, нет в России более неоднозначного праздника, чем День ВДВ. Почему неоднозначный? Да потому, что его можно обходить стороной, его можно осуждать, им можно восхищаться и его можно отмечать. Причём отмечать с таким энтузиазмом, с которым в России не отмечается ни один другой «военный» праздник. Даже праздники моряков и пограничников не дотягивают масштабом и дерзостью, как это получается у десантников.

Звон бокалов и громкое: «За ВДВ! УРА! УРА! УРА!». Это встреча поколений тех, кто в разные годы проходил службу в элите вооруженных сил — ВДВ и спецназе. Люди, у которых суровая служба воспитала железный стержень, в этот день будут вспоминать десантную службу, вспоминать своих друзей, вспоминать тех, кто погиб в бесчисленных войнах, полыхающих на окраинах нашей страны.

Им есть что вспомнить. Есть о чем поговорить. И как бы это не звучало, наверное, стоит им простить маленькую традиционную шалость — купание в фонтане…

День ВДВ во Владивостоке. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

День ВДВ во Владивостоке. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

День ВДВ во Владивостоке. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

День ВДВ во Владивостоке. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Хотя на этот счет у каждого есть своё мнение: десантники постарше осуждают этот поступок, некоторые относятся к этой традиции нейтрально, а отдельные личности не прочь присоединиться к купающимся.

Мэр одного из приморских городов, некогда отслуживший «срочку» в 83-й десантно-штурмовой бригаде, желая сохранить в целостности и сохранности только-только построенный фонтан, приказал засыпать в него синий краситель… но даже эта мера оказалась напрасной — уже в полдень там было полно купающихся «голубых беретов», которые медленно превращались в синие.

Если говорить серьезно, то по традиции празднование Дня ВДВ начнется с возложения венков к памятнику воинам, павшим на службе Отечеству. Затем колонны десантников и членов их семей проследуют на Набережную Спортивной гавани, где и будут проводить время.

Сегодня в Приморском крае существует три части, военнослужащие которых «вправе» отмечать этот «святой» праздник — это десантно-штурмовая бригада в Уссурийске, десантно-штурмовой батальон в бригаде морской пехоты во Владивостоке и «Холуай» на острове Русский.

А теперь о ВДВ серьезно. Как появились эти войска, как они попали в Приморье, чем жили и где воевали…

Идея создания этого вида вооруженных сил витала в умах военных мыслителей еще с середины двадцатых годов — именно тогда появились аэропланы, которые были способны взять на борт не только самого пилота, но и несколько человек в качестве десанта. Да и парашютная техника к тому времени подоспела — изобретенный русским конструктором Глебом Котельниковым ранцевый парашют стал основой для дальнейших работ по развитию этого направления во всем мире.

Парашютист на парашюте Д-10. Фото: Андрей Кармаданов

И вот пришло время экспериментов, которые могли доказать или опровергнуть теоретические выкладки. Во время парашютных сборов среди военных летчиков, которые открылись 26 июня 1930 года на аэродроме под Воронежем, было принято решение попробовать высадить на парашютах вооруженных людей — и посмотреть, что из этого получится. Прыжки на сборах совершались с самолета «Фарман F-62 «Голиаф» 53-й авиационной эскадрильи 11-й авиационной бригады ВВС Московского военного округа, который мог поднять в воздух только семь парашютистов. Стали готовиться. Из числа наиболее опытных инструкторов и курсантов было отобрано двенадцать добровольцев, с которыми было проведено специальное занятие по подготовке оружия к десантированию, определению порядка взлета и выполнения прыжка.Так как грузоподъемность самолета «Фарман F-62 «Голиаф» не позволяла брать на борт более семи человек, было принято решение произвести десантирование в два этапа, для чего группа была разбита на две подгруппы, одну из которых возглавил руководитель парашютных сборов Григорий Минов. Вторую подгруппу возглавил его заместитель Яков Мошковский. Вооружение и боеприпасы было решено выбросить с трех самолетов-разведчиков Р-1 на грузовых парашютах.

2 августа 1930 года в 9 часов утра самолет «Фарман F-62 «Голиаф» с семью десантниками на борту поднялся в воздух. Над хутором Клочково, в пределах прямой видимости с аэродрома, с высоты 500 метров первая подгруппа с интервалом в две секунды десантировалась на площадку размером 600 на 800 метров. Все десантники покинули борт в течение пяти секунд. Яков Мошковский остался в самолете с целью установления точки выброски второй подгруппы.

Парашютные прыжки в десантно-штурмовой бригаде ВДВ. Фото: Виталий Аньков

Парашютные прыжки в десантно-штурмовой бригаде ВДВ. Фото: Виталий Аньков

Парашютные прыжки в десантно-штурмовой бригаде ВДВ. Фото: Виталий Аньков

Десантники были вооружены наганами и ручными гранатами. Практически сразу над точкой выброски прошли три самолета Р-1, которые с высоты 150 метров сбросили два мягких почтовых мешка и четыре полутяжелых короба. В них находились винтовки и два ручных пулемета «Льюис».

Вернувшийся на аэродром «Фарман F-62 «Голиаф» забрал остальных участников десанта, и через несколько минут с высоты 300 метров выбросил вторую подгруппу над площадкой десантирования. Еще через несколько минут десантники собрались вместе, привели оружие в боевую готовность и выдвинулись в назначенный район, где их ждал грузовик, который доставил парашютистов на аэродром. Задача первого воздушного десанта была выполнена полностью. Позже эту дату — 2 августа 1930 года — принято было считать за день создания ВДВ.

Спустя некоторое время под Ленинградом началось формирование первого в мире парашютно-десантного отряда, который через год стал бригадой, а потом началось формирование еще нескольких авиадесантных частей. К началу Великой Отечественной войны ВДВ располагали полностью развернутыми пятью корпусами по три бригады в каждом, еще пятью корпусами в стадии формирования и одной отдельной бригадой на Дальнем Востоке. Во время войны было сформировано много десантных частей и соединений, которые принимали участие в боях в основном в качестве пехоты, за исключением Вяземской и Днепровской воздушно-десантных операций, когда в немецкие тылы выбрасывались не только батальоны, но и целые бригады. В послевоенное время ВДВ достигли высокого уровня боевой готовности и превосходно показали себя в Венгрии в 1956, в Праге в 1968, в Афганистане в 1979-1989, в Чечне, в Югославии. Свой вклад внесли ВДВ и в операцию по возвращению Крыма. Сегодня в составе Российских ВДВ находится четыре гвардейские дивизии, пять гвардейских бригад (одна из них, 83-я, находится в Уссурийске), кроме того, Российская Армия располагает восьмью бригадами и одним полком специального назначения, а также четырьмя частями морского спецназа — все эти части объединены парашютным десантированием, следовательно, имеют полное право с размахом отмечать День ВДВ.

На территории Дальнего Востока первая воздушно-десантная часть появилась в 1933 году, когда вышло постановление РВС о формировании в Отдельной Краснознаменной Дальневосточной Армии отдельного авиадесантного отряда. Сформирован отряд был на аэродроме в Черниговке. В 1936 году он был развернут в 5-й отдельный авиационный десантный полк, командиром которого назначили Н. Тарасова. Численность полка составляла порядка тысячи человек. В то время Черниговка представляла собой настоящий аэродромный узел. В его составе находились несколько аэродромов, на которых базировались бомбардировочные полки, что позволяло в полной мере проводить учебно-боевые прыжки.

К лету 1938 года 5-й полк был переформирован в 211-ю воздушно-десантную бригаду. С началом формирования в 1941 году воздушно-десантных корпусов 211-я бригада в полном составе убыла в Житомир и вошла в состав 1-го воздушно-десантного корпуса Украинского военного округа. Аналогичная ей 202-я воздушно-десантная бригада до 1943 года находилась в Хабаровске, после чего также убыла на запад в счет пополнения кадрами вновь формируемых подразделений ВДВ.

В течение всей войны на территории Приморья не было воздушно-десантных частей, но летом 1945 года на аэродром в поселке Варфоломеевка прибыла группа из 30 офицеров, которым предстояло подготовить несколько десантных отрядов. Базой для создания этих отрядов послужила 20-я моторизованная штурмовая инженерно-саперная бригада. С помощью расположенного на аэродроме 215-го авиационного транспортного полка офицеры провели с личным составом занятия по воздушно-десантной подготовке, и бойцы сформированных десантных отрядов совершили несколько прыжков с парашютом, в том числе ночных и низковысотных — в готовящемся наступлении на Маньчжурию вполне могли потребоваться молниеносные «вертикальные охваты» — для чего и подготовили опытных «инженеров-штурмовиков».

Высадка разведгруппы с вертолета. Фото: Андрей Кармаданов

Десантирование из вертолета . Фото: Андрей Кармаданов

Подготовка к парашютному десантированию. Фото: Андрей Кармаданов

С весны 1945 года на острове Русский был сформирован 140-й разведывательный отряд Тихоокеанского флота, которым командовал Герой Советского Союза Виктор Леонов. В процессе подготовки отряда к боевому применению против японских войск, морские разведчики также освоили и прыжки с парашютом.
Подготовленные в Варфоломеевке десантные отряды к 16 августа 1945 года сосредоточились в районе аэродромов Мучная и Хороль. Начиная с 17 августа самолетами 281-го авиационного транспортного полка были произведены посадочные десанты в Цзямусы, Харбин, Гирин, Далянь, Порт-Артур и других городах Китая, а также в Пхеньяне.

В 1946 году на Дальний Восток, в целях качественного усиления боевых возможностей дальневосточных армий, передислоцируется 37-й гвардейский воздушно-десантный корпус, управление которого было размещено в поселке Монастырище. На станции Мучная (поселок Манзовка, с 1972 года — Сибирцево) была дислоцирована 99-я гвардейская «Свирская» ордена Кутузова воздушно-десантная дивизия, а в селе Покровка — 98-я гвардейская «Свирская» Краснознаменная воздушно-десантная дивизия (почетные наименования «Свирских» эти дивизии получили за исключительное мужество и героизм десантников при форсировании реки Свирь).

С 1950 по 1954 годы 37-ым гвардейским воздушно-десантным корпусом командовал легендарный полководец Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза генерал-майор Василий Филиппович Маргелов, который годы спустя стал Командующим ВДВ и сделал войска по-настоящему элитными.

Генерал Василий Маргелов во время службы в Приморье. Фото: desantura.ru

В период пребывания на приморской земле Василий Маргелов жил в Монастырище и на станции Мучная. Известно, что местные отставные десантники неоднократно поднимали вопрос увековечивания этого события… Даже сегодня современные десантники называют ВДВ не иначе как «Войска Дяди Васи».

Портрет генерала Маргелова Василия Филипповича. Фото: desantura.ru

В 1951 году управление корпуса и 98-я дивизия были выведены из Приморья (сейчас 98-я дивизия стоит в городе невест), и таким образом здесь осталась только 99-я гвардейская дивизия. В 1956 году 99-я дивизия покинула Приморье и была расформирована.

В 1950 году в Советской Армии были сформированы первые части специального назначения. Это были отдельные роты численностью по 120 человек. Три таких роты были сформированы и на территории Приморья. Ими были: в Уссурийске — 91-я отдельная рота спецназа 5-й армии, в селе Боец Кузнецов — 92-я отдельная рота спецназа 25-й армии, в Монастырище — 88-я отдельная рота спецназа 37-го гвардейского воздушно-десантного корпуса. Эти роты занимались интенсивной боевой подготовкой, постоянно участвовали в различных учениях, длительных походах по Приморскому краю с выходом на побережье, с переходом хребтов Сихотэ-Алиня. Парашютной подготовкой спецназовцы занимались на военных аэродромах в Уссурийске, Черниговке и Николаевке — совершая прыжки различных категорий сложности. Однако в 1953 году 88-я рота была расформирована. В 1957 году 91-я рота убыла в Туркестанский военный округ (где стала основой для формирования 61-го батальона), а 92-я рота убыла в Группу Советских Войск в Германии (где была развернута в 26-й отдельный батальон специального назначения).

Таким образом, в течение последующих шести лет на территории Приморского края десантных частей не было. Но в 1963 году в городе Уссурийске была сформирована 14-я отдельная бригада специального назначения, которая на долгие годы стала, пожалуй, главной «парашютной» воинской частью Приморья. В неё стремились попасть служить многие мальчишки, и бригада воспитала не одно поколение десантников-разведчиков.

Афганистан стал местом проверки боевого мастерства воинов бригады, которые все как один желали попасть на эту необъявленную войну, желая проверить себя, свои силы и свой дух.

Службу им пришлось нести в самом «проблемном» 334-м отряде спецназа, который дислоцировался в горном Асадобаде. Первый же боевой выход обернулся настоящей катастрофой. Моджахеды, используя отсутствие боевого опыта у спецназовцев, заманили роту капитана Николая Цебрука в ловушку и практически полностью её уничтожили — выжить удалось лишь двоим. Тогда, весной 1985 года, в Мараварском ущелье погибло 26 разведчиков, прибывших в Афганистан из Уссурийска. Таких больших потерь советский спецназ еще не знал.

Николай Цебрук — командир мараварской роты. Фото: Сайт военной разведки

В ходе боя бойцы роты, понимая, что шансов выжить у них практически нет, проявили массовый героизм и самопожертвование. К примеру, лейтенант Николай Кузнецов, когда его окружили моджахеды, подорвал себя гранатой. За этот поступок посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Этот кровавый бой показал, что война не терпит вольностей и недостатков в боевой подготовке. Всю последующую «афганскую» войну уссурийский спецназ воевал и за себя, и за тех, кто погиб в Мараварах. И воевал очень успешно!

Николай Кузнецов. Фото: Сайт военной разведки

Сполна бригада «хлебнула» и обе чеченские военные кампании, потеряв на этой войне многих своих бойцов и командиров. Но всегда, в каждом бою, каждой стычке, воины 14-й бригады спецназа проявляли образцы мужества и героизма!

В декабре 1979 года в СССР началось формирование отдельных десантно-штурмовых батальонов, которые предназначались для действий совместно с боевыми вертолетами. Два таких батальона были сформированы в Приморье — 1145-й батальон (кадра) в Сергеевке и 1605-й батальон (кадра) в Спасске-Дальнем. Это были некие базы, которые должны были стать полноценными батальонами только в угрожаемый период или в военное время, приняв в себя мобилизованных бывших десантников со всего Приморья. К 1989 году эти батальоны были расформированы.

В середине восьмидесятых годов спецназ Приморья пополнился 344-й отдельной ротой спецназа 5-й армии, которая дислоцировалась на аэродроме в Уссурийске. В девяностых эта рота была расформирована, а личный состав влился в бригаду спецназа. 14-я бригада несколько лет назад была передислоцирована из Уссурийска в Хабаровск.

Машины Владивостока в день ВДВ. Фото: Алексей Суконкин

Еще было несколько десантно-разведывательных рот в разведывательных батальонах мотострелковых и танковых дивизий, дислоцированных в Приморье. Наибольшую известность имела рота, которая была в составе 123-й гвардейской мотострелковой дивизии в поселке Барабаш на юге Приморья. Сейчас подобных частей в армии нет, так как разведывательные подразделения насыщены средствами ведения разведки, которые позволяют не посылать в тыл врага личный состав — например, в каждой мотострелковой бригаде теперь есть подразделение беспилотных самолетов-разведчиков, что позволяет без риска для жизни разведчиков выполнять поставленные задачи.

В составе Тихоокеанского флота также было два парашютно-десантных подразделения — в 55-й дивизии морской пехоты был сформирован десантно-штурмовой батальон, а в подчинении начальника разведки флота находился 42-й морской разведывательный пункт специального назначения, который по долгу своей службы практикует, в том числе, и выполнение особо сложных парашютных прыжков на воду. Оба этих флотских «парашютных» формирования существуют и поныне, правда, теперь под другими именами.

Машины Владивостока в день ВДВ. Фото: Алексей Суконкин

В 1990 году из Польши в Уссурийск была выведена 83-я отдельная десантно-штурмовая бригада. Воины-десантники этого соединения принимали участие в миротворческих миссиях, в составе других подразделений принимали участие в чеченских конфликтах, где с честью пронесли флаг ВДВ.

Сегодня воины соединения постоянно участвуют в самых разных учениях, в ходе которых посадочным и парашютными способом десантировались на Камчатку, Сахалин, Чукотку, вместе с морскими пехотинцами осваивали высадку на необорудованное побережье на тактическом поле Клерк.

25 марта 2015 года Указом Президента России Владимира Путина 83-я десантно-штурмовая бригада получила гвардейское звание, которое присваивается соединению за выдающиеся военные заслуги.

83-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада является достойным продолжателем славных десантных традиций, совершенствует своё боевое мастерство, и готова в любой момент встать на защиту Родины.

Закончить повествование про приморских десантников хотелось бы… Уссурийским суворовским военным училищем.

Десантное орудие НОНА-С перед входом в Уссурийское суворовское военное училище. Фото: Алексей Суконкин

Всем известно, что училище делает из мальчишек стойких и честных, ответственных и мужественных людей — которым предстоит в будущем поступить в высшие военные учебные заведения и стать офицерами — профессиональными защитниками своей страны и хранителями российских воинских традиций. Но мало кто знает, что начальник училища, полковник Анатолий Дмитриевич Рэцой, в прошлом — боевой офицер спецназа (командовал отрядом спецназа при выполнении боевых задач в Чеченской Республике), награжден двумя орденами Мужества и многими другими наградами, а крайней его должностью «в войсках» была должность заместителя командира 14-й бригады специального назначения.

Начальник СВУ полковник Рэцой Анатолий Дмитриевич. Фото: Алексей Суконкин

Именно он привнес в училище «десантный дух», а также пригласил на работу в качестве воспитателей более двадцати бывших офицеров бригады спецназа. Неудивительно, что мальчишки стремятся во всем быть похожими на начальника и воспитателей. В Уссурийском суворовском училище даже создан нештатный «десантный взвод», в котором учатся суворовцы, желающие в будущем поступить в Рязанское воздушно-десантное училище. Каждое лето, по устоявшейся традиции, начальник училища лично вывозит «десантный взвод» в Арсеньев, где суворовцы совершают свой первый прыжок с парашютом. А так как в десанте принято правило «делай как я», то первым борт самолета всегда оставляет начальник училища Анатолий Рэцой, тем самым внушая своим молодым воспитанникам уверенность и бесстрашие!

Полковник Рэцой — первый в строю парашютистов. Фото: Алексей Суконкин

Мы поздравляем действующих и бывших воинов-десантников и всех, кто связан с парашютным десантированием, с этим славным праздником — Днём ВДВ! Чистого неба, мира, добра и здоровья!

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Тысячи «морских душ» скупают жители Владивостока каждый месяц

Современный солдат-срочник из Приморья: здоровее не стал, зато откормился

Разгром милитаристской Японии: через пески Гоби, горы Хингана и равнины Маньчжурии

День ВДВ в России 2 августа 2022 года, фото — 2 августа 2022

День ВДВ — это не только про демонстрацию силы

Поделиться

Раз в год в России проходит такая встреча выпускников, от которой сотрясается вся страна. Мы отправили на нее самых отважных фотокорреспондентов Городских порталов, которые принесли нам сотни фотографий с празднования Дня ВДВ, и выбрали из этих снимков два десятка и одно видео. В них есть всё: и парадные кадры, и традиции, и сила с отвагой, и крепкие мужские слезы — по сослуживцам, которые не вернулись.

Самый большой парад в честь Дня ВДВ устроили в Москве. С него и предлагаем начать нашу фотографическую экскурсию по празднику

Поделиться

Поделиться

После парада — десантники, какими их чаще всего привыкли видеть остальные жители Москвы.

Поделиться

В Новосибирске в честь Дня ВДВ устроили целое шоу с фаерами, показательными выступлениями, огненным представлением и традиционным битьем бутылок.

Поделиться

Поделиться

Поделиться

В Уфе сосредоточились на силовых упражнениях.

Поделиться

Поделиться

Поделиться

В Челябинске десантники взяли гитары и вспомнили аккорды любимых песен.

Поделиться

А в Екатеринбурге День ВДВ для некоторых оказался семейным праздником.

Поделиться

Поделиться

Кто-то нарядил в тельняшку собаку и взял с собой на праздничную прогулку.

Поделиться

Собачью эстафету переняли десантники Санкт-Петербурга.

Поделиться

В Самаре некоторым десантникам не хватило места для наград на груди, поэтому они вешали их на береты.

Поделиться

День ВДВ — это не только демонстрация силы и отваги. Для многих это еще и день памяти. Наверное, единственный день, когда десантники не стесняются своих слез.

Поделиться

Поделиться

Вы думали, этот фоторепортаж обойдется без фонтанов? Как бы не так!

Поделиться

Впрочем, иногда купание в фонтанах на День ВДВ может быть очень романтичным.

Поделиться

В некоторых городах десантников «поздравили» отключенной в фонтанах водой. Служивые даже жаловались в наши редакции на такой произвол. А екатеринбургские вояки не растерялись и поднялись в открытый бассейн на крыше небоскреба. Традиции как-никак надо соблюдать.

Еще чуть-чуть и видео загрузится

Видео: Четвертый канал

Фотография войны, которую никто не опубликует

Global

Когда Кеннет Джарек сфотографировал сожженного заживо иракца, он подумал, что это изменит взгляд американцев на войну в Персидском заливе. Но СМИ не стали публиковать эту картину.

Тори Роуз ДеГетт

Сохраненные истории

Иракский солдат погиб, пытаясь перелезть через приборную панель своего грузовика. Пламя охватило его машину и испепелило его тело, превратив его в пыльный пепел и почерневшие кости. На фотографии, сделанной вскоре после этого, рука солдата вытягивается из разбитого лобового стекла, обрамляющего его лицо и грудь. Цвета и текстура его руки и плеч выглядят так же, как и обожженный и ржавый металл вокруг него. Огонь уничтожил большую часть его черт лица, оставив после себя скелетное лицо, застывшее в последней гримасе. Он смотрит без глаз.

28 февраля 1991 года Кеннет Джарек стоял перед обгоревшим мужчиной, припаркованным среди обугленных тел своих однополчан, и фотографировал его. В какой-то момент, прежде чем он умер этой драматической смертью в середине отступления, у солдата было имя. Он воевал в армии Саддама Хусейна, имел звание, назначение и часть. Возможно, он был предан диктатору, который послал его оккупировать Кувейт и сражаться с американцами. Или он мог быть неудачливым молодым человеком без перспектив, завербованным на улицах Багдада.

Джарек сделал снимок незадолго до того, как прекращение огня официально завершило операцию «Буря в пустыне» — военную операцию под руководством США, в результате которой Саддам Хусейн и его войска были изгнаны из Кувейта, который они аннексировали и оккупировали в августе прошлого года. Изображение и его анонимный сюжет могли стать символом войны в Персидском заливе. Вместо этого он не был опубликован в Соединенных Штатах не из-за военных препятствий, а из-за выбора редакции.

Трудно просчитать последствия отсутствия фотографии. Но очищенные изображения войны, Конор Фридерсдорф из The Atlantic утверждает, что «упростите… принятие бескровных формулировок», таких как ссылки 1991 года на «хирургические удары» или современные термины, такие как «кинетическая война». Война во Вьетнаме, напротив, была известна своим каталогом пугающих и культовых военных фотографий. Некоторые изображения, такие как фотографии резни в Май Лай, сделанные Роном Хеберле, изначально были скрыты от публики, но другие изображения насилия — сцена Ника Ута с детьми, ставшими жертвами напалма, и фотография казни вьетконговца, сделанная Эдди Адамсом, — получили Пулитцеровскую премию и получили огромное признание. влияние на исход войны.

Не каждая ужасная фотография раскрывает важную правду о конфликтах и ​​сражениях. В прошлом месяце The New York Times решила — по уважительным этическим соображениям — удалить изображения погибших пассажиров из онлайн-рассказа о рейсе Mh27 в Украине и заменить их фотографиями механических обломков. Однако иногда отсутствие изображения означает ограждение общественности от неясных и неточных последствий войны, что делает освещение неполным и даже вводящим в заблуждение.

В случае с обугленным иракским солдатом гипнотизирующая и ужасная фотография противоречила популярному мифу о войне в Персидском заливе как о «войне видеоигр» — конфликте, который стал гуманным благодаря высокоточным бомбардировкам и приборам ночного видения. Решив не публиковать его, 9Журнал 0021 Time и Associated Press отказали публике в возможности противостоять этому неизвестному врагу и рассмотреть его мучительные последние минуты.

Изображение не было полностью потеряно. The Observer в Соединенном Королевстве и Libération во Франции опубликовали его после отказа американских СМИ. Много месяцев спустя эта фотография также появилась в журнале American Photo , где вызвала споры, но появилась слишком поздно, чтобы оказать существенное влияние. Все это удивило фотографа, который предполагал, что средства массовой информации будут только рады бросить вызов популярному представлению о чистой, несложной войне. «Когда у вас есть изображение, опровергающее этот миф, — говорит он сегодня, — вы думаете, что оно будет широко опубликовано».

«Он боролся за свою жизнь до самого конца, пока не сгорел полностью», — говорит Джареке о человеке, которого он сфотографировал. «Он пытался выбраться из грузовика».

«Позвольте мне сразу сказать, что я не люблю прессу», — заявил один офицер ВВС, начав брифинг для прессы в январе 1991 года с резкой ноты. Горечь военных по отношению к СМИ была в немалой степени наследием освещения Вьетнама несколько десятилетий назад. К тому времени, когда началась война в Персидском заливе, Пентагон разработал политику доступа, основанную на ограничениях на прессу, которые использовались в войнах США в Гренаде и Панаме в 19-м веке.80-е годы. В рамках этой так называемой системы пула военные объединяли репортеров печати, телевидения и радио вместе с операторами и фотожурналистами и отправляли эти небольшие группы на организованные пресс-конференции под наблюдением офицеров по связям с общественностью (PAO), которые внимательно следили за своими подопечными. .

К тому времени, когда в середине января 1991 года началась операция «Буря в пустыне», Кеннет Джарек решил, что больше не хочет быть боевым фотографом — профессия, по его словам, «доминирует в вашей жизни». Но после вторжения Саддама Хусейна в Кувейт 19 августаВ 90-м году Джареке был невысокого мнения о фотожурналистике, исходящей из «Щита пустыни» — довоенной операции по наращиванию войск и техники в Персидском заливе. «Это одна за другой фотографии заката с верблюдами и танком», — говорит он. Приближалась война, и Джарек говорит, что видел явную потребность в другом виде освещения. Он чувствовал, что может заполнить эту пустоту.

После того, как 15 января 1991 года ООН наступил крайний срок для вывода иракских войск из Кувейта, Джарек, теперь уверенный, что он должен уйти, убедил Время журнала отправить его в Саудовскую Аравию. Он упаковал свои камеры и вылетел с базы ВВС Эндрюс 17 января — в первый день воздушных бомбардировок Ирака.

В поле с войсками, вспоминает Джареке, «любой может бросить вам вызов», пусть даже абсурдно и без причины. Он помнит, как отошел на 30 футов от своего PAO и услышал, как солдат рявкнул на него: «Что ты делаешь?» Джарек возразил: «Что ты имеешь в виду, что я делаю?»

Вспоминая сцену, произошедшую два десятилетия спустя, Джарек по-прежнему раздражен. «Какой-то старший лейтенант говорит мне, знаете, где я буду стоять. Посреди пустыни .

«Это одна за другой фотографии заката с верблюдами и танком».

Когда в начале февраля началась война, PAO сопровождали Джареке и нескольких других журналистов, когда они прикреплялись к XVIII воздушно-десантному корпусу и провели две недели на саудовско-иракской границе, почти ничего не делая. Это не означало, что ничего не происходило — просто им не хватало доступа к действию.

В тот же период военный фотожурналист Ли Коркран входил в состав 614-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США в Дохе, Катар, и снимал их воздушные бомбардировки. Он был там, чтобы делать снимки для Пентагона, чтобы использовать их по своему усмотрению, а не в первую очередь для использования в СМИ. На его изображениях пилоты оглядываются через плечо, чтобы проверить другие самолеты. Бомбы свисают с крыльев самолетов, их резко очерченная темнота контрастирует с мягкими цветами облаков и пустыни внизу. Вдалеке видна кривизна земли. Во время миссий самолет Коркрана часто переворачивался вверх дном на высокой скорости, поскольку пилоты уклонялись от ракет, оставляя в небе серебристые полосы. Силы гравитации увеличили вес его камер настолько, что если бы ему когда-нибудь пришлось катапультироваться из самолета, его оборудование могло бы сломать ему шею. Это была воздушная война, которая составляла большую часть боевой задачи в Персидском заливе той зимой.

Сцены, свидетелем которых стал Коркран, были не просто запрещены для Джареке; они также были невидимы для зрителей в Соединенных Штатах, несмотря на рост количества круглосуточных репортажей во время конфликта. Телевизионное освещение войны в Персидском заливе, как писал в то время Кен Бернс, казалось кинематографическим и часто сенсационным, с «отвлекающей театральностью» и «звучной новой музыкальной темой», как будто «сама война могла быть дочерней компанией, полностью принадлежащей телевидению».

Некоторые из самых популярных кадров воздушной войны были сняты не фотографами, а беспилотными камерами, прикрепленными к самолетам и бомбам с лазерным наведением. Зернистые кадры и видеозаписи крыш целевых зданий за несколько мгновений до удара стали визуальным признаком войны, тесно связанной с такими фразами, как «умные бомбы» и «хирургический удар». Снимки были сделаны на высоте, которая стерла присутствие человека на земле. Это были черно-белые снимки, некоторые с голубоватым или зеленоватым оттенком. Один от 19 февраляНа фото № 91, опубликованном в фотокниге In The Eye of Desert Storm ныне несуществующего фотоагентства Sygma, показан мост, который использовался Ираком в качестве маршрута снабжения. В другом случае черные клубы дыма от французских бомб покрыли базу иракской республиканской гвардии, как чернильные пятна. Ни один из них не выглядел особенно жестоким.

Освещение войны, ориентированное на аппаратное обеспечение, устранило сочувствие, которое, по словам Джареке, имеет решающее значение в фотографии, особенно в фотографии, предназначенной для документирования смерти и насилия. «Фотограф без сочувствия, — отмечает он, — просто занимает место, которое можно было бы использовать с большей пользой».

Сгоревший грузовик, окруженный трупами, на «Шоссе Смерти»

В конце февраля, в последние часы войны, Джарек и остальные его пресс-пулы проехали через пустыню, каждый из них по очереди садился за руль . Они бодрствовали несколько дней подряд. «Мы понятия не имели, где находимся. Мы были в колонне», — вспоминает Джареке. Он задремал.

Когда он проснулся, они уже припарковались, и солнце вот-вот взойдет. Было почти 6 часов утра. Группа получила сообщение о прекращении огня через несколько часов, и Джареке помнит, как другой член его группы уговаривал пресс-атташе покинуть колонну и направиться в Кувейт.

Группа предположила, что они находятся на юге Ирака, где-то в пустыне примерно в 70 милях от Кувейта. Они двинулись в сторону Кувейта, свернули на шоссе 8 и остановились, чтобы сфотографировать и записать видео. Они увидели шокирующую картину: сожженные иракские военные колонны и сожженные трупы. Джарек сидел в грузовике наедине с Патриком Хермансоном, офицером по связям с общественностью. Он двинулся, чтобы выйти из машины со своими камерами.

Хермансону идея фотографирования сцены показалась неприятной. Когда я спросил его о разговоре, он вспомнил, как спросил Джареке: «Зачем тебе это фотографировать?» В его вопросе скрыто суждение: в фотографировании мертвых есть что-то постыдное.

«Меня это тоже не интересует», — вспоминает ответ Джареке. Он сказал офицеру, что не хочет, чтобы мать видела его имя рядом с фотографиями трупов. «Но если я не буду делать такие снимки, люди вроде моей мамы будут думать, что война — это то, что они видят в кино». Как вспоминает Хермансон, Джарек добавил: «Это то, ради чего я пришел сюда. Это то, что я должен сделать».

«Он отпустил меня», — вспоминает Джареке. «Он не пытался меня остановить. Он мог бы остановить меня, потому что это было технически запрещено правилами пула. Но он не остановил меня, и я пошел туда».

«Если бы я подумал о том, как ужасно выглядел этот парень, я бы не смог сделать снимок».

Более чем два десятилетия спустя Хермансон отмечает, что получившаяся картина Джареке была «довольно особенной». Ему не нужно видеть фотографию, чтобы воскресить эту сцену в своем воображении. «Это врезалось в мою память, — говорит он, — как будто это произошло вчера».

Сгоревший мужчина смотрел на Джареке через видоискатель камеры, его почерневшая рука вытянулась из-за края ветрового стекла грузовика. Джареке вспоминает, что он «ясно видел, насколько драгоценна жизнь для этого парня, потому что он боролся за нее. Он боролся за свою жизнь до самого конца, пока не сгорел полностью. Он пытался выбраться из этого грузовика».

Позже в том же году Джарек написал в журнале American Photo , что он «совсем не думал о том, что там было; если бы я подумал о том, как ужасно выглядел этот парень, я бы не смог сделать снимок». Вместо этого он сохранял свою эмоциональную отстраненность, обращая внимание на более прозаические и технические элементы фотографии. Он держался уверенно; он сосредоточился на фокусе. Солнце светило сквозь заднюю часть разрушенного грузовика и освещало его объект сзади. Еще одно обгоревшее тело лежало прямо перед автомобилем, мешая съемке крупным планом, поэтому Джарек использовал на своем Canon EOS-1 зум-объектив с полным 200-мм фокусным расстоянием.

На других снимках той же сцены видно, что солдат не смог бы выжить, даже если бы он вылез из водительского сиденья и вылез через окно. Песок пустыни вокруг грузовика выжжен. Тела свалены позади автомобиля, неотличимые друг от друга. Одинокий обожженный мужчина лежит лицом вниз перед грузовиком, все сожжено, кроме подошв его босых ног. На другой фотографии мужчина лежит распластавшись на песке, его тело обожжено дотла, но лицо почти нетронуто и странно безмятежно. Парадная обувь лежит рядом с его телом.

Группа продолжила свой путь через пустыню, проезжая через другие участки шоссе, усеянные теми же сгоревшими телами и транспортными средствами. Джареке и его бассейн, возможно, были первыми представителями западных СМИ, которые столкнулись с этими сценами, которые появлялись на том, что в конечном итоге стало известно как Шоссе Смерти, иногда называемое Дорогой в ад.

Отступающие иракские солдаты оказались в ловушке. Они застыли в пробке, перекрыты американцами, Мутла-Ридж, минным полем. Некоторые бежали пешком; остальные были обстреляны американскими самолетами, которые пролетали над головой, снова и снова пролетая мимо, чтобы уничтожить все машины. Среди обломков появились молочные фургоны, пожарные машины, лимузины и один бульдозер, а также броневики и грузовики, танки Т-55 и Т-72. Большинство автомобилей проходили в полной комплектации, но ржавели, варианты автоматов Калашникова. По описаниям репортеров типа The New York Times ’ R. W. Apple и The Observer Колин Смит, среди пластиковых мин, гранат, боеприпасов и противогазов, стояла четырехствольная зенитная установка без экипажа, направленная в небо. Личные вещи, такие как фотография детского дня рождения и сломанные мелки, валялись на земле рядом с оружием и частями тела. Количество погибших, кажется, так и не было определено, хотя BBC называет его «тысячами».

«В одном грузовике», — написал Колин Смит в депеше от 3 марта для The Observer , «радио было выбито из приборной панели, но все еще было подключено и слабо улавливало какую-то жалобную арабскую мелодию, которая звучала так отчаянно, что я сначала подумал, что это крик о помощи».

Иракские военнопленные, захваченные американскими военными на пути в Багдад

После прекращения огня 28 февраля, положившего конец «Бури в пустыне», кинопленка Джареке с изображением сожженного солдата попала в Объединенное информационное бюро в Дахране, Саудовская Аравия, где военные координировали и собирали прессу, и где редакторы пула получали и хранили истории и фотографии. На тот момент, когда операция была завершена, фотографии не нужно было проходить проверку безопасности, говорит Марианн Голон, фоторедактор на месте в течение 9 дней.0021 Время в Саудовской Аравии и в настоящее время является главным оператором The Washington Post . Несмотря на явно шокирующее содержание, она говорит мне, что реагировала как редактор в рабочем режиме. Она выбрала его без обсуждения и разногласий среди редакторов пула для сканирования и передачи. Изображение вернулось в редакцию в Нью-Йорке.

Джарек также проделал путь из Саудовской Аравии в Нью-Йорк. Проезжая через аэропорт Хитроу во время пересадки, он купил номер журнала 9 марта от 3 марта. 0021 Наблюдатель . Он открыл его и обнаружил свою фотографию на странице 9, напечатанную вверху в восьми столбцах под заголовком «Настоящее лицо войны».

В те мартовские выходные, когда Редакторы The Observer приняли окончательное решение напечатать изображение, все журналы в Северной Америке сделали противоположный выбор. Фотография Джареке даже не появлялась на столах редакторов большинства американских газет (за исключением номера The New York Times , у которого была подписка на службу фотопроводки, но которая, тем не менее, отказалась публиковать изображение). Фотография полностью отсутствовала в американских СМИ до тех пор, пока она не стала актуальной для наземных репортажей из Ирака и Кувейта. Голон говорит, что ее это не удивило, хотя она решила передать это американской прессе. «Я не думала, что они опубликуют это, — говорит она.

Помимо The Observer , единственным крупным новостным агентством, опубликовавшим фотографию иракского солдата в то время, была парижская ежедневная газета Libération, , которая опубликовала ее 4 марта. Обе газеты воздержались от размещения изображения на первой полосе. , хотя они разместили его на видном месте внутри. Но Эйдан Салливан, фоторедактор британского Sunday Times , сообщил British Journal of Photography 14 марта, что вместо этого он выбрал общий план кровавой бойни: пустынное шоссе, заваленное щебнем. Он бросил вызов The Observer : «Мы думали, что наши читатели догадаются, что в этих машинах погибло много людей. Вы должны показать это им?»

«Я не думал, что они опубликуют это», — говорит редактор, отправивший фотографию Джареке в Нью-Йорк.

«В этом конвое было 1400 [иракских солдат], и все изображения, переданные до тех пор, пока оно не пришло через два дня после события, представляли собой обломки, части оборудования», — сказал Тони МакГрат, редактор изображений The Observer . цитируется в той же статье. «Никакого человеческого участия в этом вообще; это могла быть свалка. Это была какая-то ужасная цензура».

Средства массовой информации взяли на себя обязательство «делать то, чего не делала военная цензура», — говорит Роберт Пледж, глава фотожурналистского агентства Contact Press Images, представляющего Джареке с 1980-х годов. По словам Пледжа, в ту ночь, когда они получили изображение, редакторы нью-йоркского офиса Ассошиэйтед Пресс полностью удалили фотографию из телеграфной службы, не дав ей попасть на столы практически всех редакторов американских газет. Точно неизвестно, как, почему и кем было вынесено решение AP.

Винсент Алабисо, который в то время был исполнительным фоторедактором AP, позже дистанцировался от решения телеграфной службы. В 2003 году он признался в American Journalism Review , что фотография должна была выйти в эфир, и утверждал, что такая фотография должна была выйти сегодня.

Однако реакция AP повторилась в Time и Life . Оба журнала ненадолго рассмотрели фотографию, неофициально именуемую «Хрустящая», для публикации. Фотоотделы даже составили план расположения . Время , которое в первую очередь отправило Джареке в Залив, планировало, что изображение будет сопровождать рассказ о Дороге Смерти.

«Мы боролись как сумасшедшие, чтобы наши редакторы разрешили нам опубликовать эту фотографию», — говорит мне бывший фотодиректор Мишель Стефенсон. Как она вспоминает, главный редактор Генри Мюллер сказал ей: « Time — это семейный журнал». И изображение, когда дело дошло до него, было слишком тревожным, чтобы издание могло его опубликовать. Насколько она помнит, это был единственный случай во время войны в Персидском заливе, когда фотоотдел сражался, но не смог напечатать изображение.

Джеймс Гейнс, главный редактор журнала Life , взял на себя ответственность за окончательное решение не публиковать изображение Джареке на страницах своего журнала, несмотря на то, что фотодиректор Питер Хоу настаивал на том, чтобы сделать его разворотом на две страницы. «Мы думали, что это кошмар», — сказал Гейнс Яну Бьюкенену из British Journal of Photography в марте 1991 года. «У нас есть довольно значительное количество детей, которые читают журнал Life », — добавил он. Несмотря на это, фотография была опубликована позже в том же месяце в одном из 9Специальные выпуски 0021 Life , посвященные войне в Персидском заливе, — нетипичный материал для чтения для начальной школы.

Стелла Крамер, которая работала внештатным фоторедактором в Life над четырьмя специальными выпусками о войне в Персидском заливе, говорит мне, что решение не публиковать фотографию Джареке было связано не столько с защитой читателей, сколько с сохранением доминирующего повествования о добре. , чистая война. Просматривая выпуски 23-летней давности, Крамер выражает явное отвращение к редакционному качеству того, что она помогла создать. Журналы «были очень хорошо продезинфицированы», — говорит она. «Вот почему все эти вопросы в основном просто пропаганда». Она указывает на фотографию на обложке номера от 25 февраля: светловолосый мальчик кажется карликом на фоне американского флага, который он держит. «Что касается американцев, — замечает она, — никто никогда не умирал».

Ассошиэйтед Пресс полностью убрала фотографию, не давая ей попасть на столы практически всех редакторов американских газет.

«Если фотографии рассказывают истории, — говорит мне Ли Коркран, — история должна иметь смысл. Так что, если дело в полном уничтожении людей, которые были в отступлении, и всех обугленных телах… если это ваше дело, то это правда. И пусть так. Я имею в виду, война уродлива. Это ужасно». Для Коркрана, который был награжден Бронзовой звездой за свои боевые фотографии войны в Персидском заливе, такие фотографии, как у Джареке, рассказывают важные истории о влиянии американской и союзной авиации. Даже Патрик Хермансон, офицер по связям с общественностью, который первоначально протестовал против идеи фотографировать место происшествия, теперь говорит, что средства массовой информации не должны были подвергать фотографию цензуре.

Американские военные теперь отказались от системы пулов, которая использовалась в 1990 и 1991 годах, а Интернет изменил способ распространения фотографий. Даже если AP действительно откажется отправить фотографию, интернет-издания, безусловно, будут публиковать ее, и ни один главный редактор не сможет помешать ее распространению на различных социальных платформах или стать предметом обширных статей и комментариев в блогах. Во всяком случае, сегодняшние споры часто сосредоточены на огромном количестве тревожных фотографий и сложности поместить их в осмысленный контекст.

Некоторые утверждают, что неоднократное и сенсационное демонстрирование кровопролития и травм может притупить эмоциональное понимание. Но никогда не показ этих изображений гарантирует, что такое понимание никогда не разовьется. «Попробуйте хотя бы на мгновение представить, каким был бы ваш интеллектуальный, политический и этический мир, если бы вы никогда не видели фотографии», — спрашивает автор Сьюзи Линфилд в книге « Жестокое сияние », посвященной фотографии и политической жизни. насилие. Такие фотографии, как у Джареке, не только показывают, что бомбы падают на реальных людей; они также заставляют общественность чувствовать себя ответственной. Как писал Дэвид Карр в The New York Times в 2003 году, военная фотография обладает «способностью не только оскорблять зрителя, но и вовлекать его или ее».

Как сердитый 28-летний Джарек написал на American Photo в 1991 году: «Если мы достаточно большие, чтобы вести войну, мы должны быть достаточно большими, чтобы смотреть на нее».

Восемь фотографий, демонстрирующих кризис в США

Загрузка

Фотография

(Изображение предоставлено Полом Д’Амато)

Автор: Эндрю Диксон, 3 февраля 2022 г.

Новая выставка объединяет недавние изображения и проект 1969 года, раскрывающий проблемы, стоящие перед США, включая протесты, бедность и расовую несправедливость, – пишет Эндрю Диксон.

W

Внимание! Одно из изображений в этой статье содержит нецензурную лексику.

Осенью 1969 года фотограф Magnum Чарльз Харбутт представил новаторский мультимедийный проект. Задуманный годом ранее — годом убийств Мартина Лютера Кинга и Бобби Кеннеди, углубляющегося хаоса войны во Вьетнаме, кровавых протестов за гражданские права и общегородских беспорядков — его цель состояла в том, чтобы держать зеркало перед США и заставить их граждан противостоять какие-то уродливые бытовые истины. Он состоял из фотовыставки в музее Риверсайд в Нью-Йорке с сопроводительной книгой. Название не вызывало никаких нареканий: оно называлось «Америка в кризисе».

Больше похоже на это:
— Жуткие образы гения-подростка
— Самые яркие изображения 2021 года
— Изображения, изменяющие наше представление об океане

Работая в сотрудничестве с главой Нью-Йоркского бюро Magnum Ли Джонсом, Харбатт обыскал архивы агентства в поисках последних фотографий, которые могли бы говорить о его теме. Репортаж из Вьетнама Дона Маккаллина и Филипа Джонса Гриффитса соседствовал с фотожурналистикой Харбутта и других протестов против войны. В разделе, озаглавленном «Глубокие корни бедности», неустрашимые изображения жизни афроамериканских издольщиков, сделанные Константином Маносом, сюрреалистично контрастируют с фотографиями рекламных съемок и стриптиз-клубов в более благополучных частях страны. На портрете нация, очевидно, разрывала себя на части, если не пожирала себя заживо.

Учитывая бурные события последних нескольких лет, от Covid-19 до беспорядков в Капитолии США, возможно, неудивительно, что лондонская галерея Саатчи решила поставить обновленную версию «Америки в кризисе». Новая выставка представляет подборку изображений с выставки 1969 года в диалоге с изображениями 40 американских фотографов, работающих сейчас — время, омраченное протестами против полицейского насилия и расовой несправедливости, мучительными дебатами о демократии и представительстве, экономическими и социальными беспорядками и ухудшающимися последствиями. климатического кризиса. Фотографы и персонажи могут быть разными, как следует из сериала, но в каком-то смысле США всегда на грани.

Чтобы отметить открытие, со-кураторы Софи Райт и Грегори Харрис из Высокого художественного музея Атланты показали BBC Culture подборку изображений с выставки.

Розовый тротуар, Флорида, 2017 г., из серии FloodZone (Источник: Анастасия Самойлова)

Розовый тротуар, Флорида, 2017 г.

-развитие войны стало главной темой дискуссий. В то время как тема только мимолетно присутствовала в оригинальной Америке в кризисе, в основном в изображениях Брюса Дэвидсона с зараженными водотоками и городами, задыхающимися от разрастания пригородов, по очевидным причинам в версии 2022 года от нее невозможно убежать.

Эта фотография Майами, сделанная русско-американской художницей Анастасией Самойловой, взята из проекта 2017 года под названием FloodZone, в котором показано влияние повышения уровня моря на ее новый штат Флорида. На фотографии показаны последствия урагана Ирма в сентябре, одного из самых разрушительных штормов, когда-либо обрушившихся на штат. По меркам фотографии катастроф это место выглядит странно мирным. Четыре стройные пальмы прислоняются к белым стенам гладких элитных многоквартирных домов, как будто они отдыхают. Кроме россыпи опавших листьев на тротуаре пастельных тонов, почти не видно никаких других признаков повреждения.

Но смысл ясен: учитывая, что большая часть Майами находится всего в нескольких метрах над уровнем моря и подвержена ураганам с постоянно нарастающей скоростью, она так же прочно укоренилась, как эти декоративные пальмы. «Это действительно сильный метафорический образ того, что происходит с Америкой», — говорит Райт.

#FXCK Митинг 4 июля за отказ от несправедливости и жестокости полиции по отношению к женщинам и ЛГБТК+, Атланта, Джорджия, 2020 г. (Фото: Шейла При Брайт)0206

Несмотря на то, что протесты лета 2020 года породили множество образов противостояния, эта фотография афроамериканской художницы Шейлы При Брайт содержит нечто иное и более позитивное. Снятый на митинге в честь Дня независимости в Атланте с призывом положить конец полицейскому насилию в отношении женщин, геев, бисексуалов и трансгендеров, он изображает момент солидарности: один протестующий стоит спиной к камере, подняв правую руку, с небольшой Толпа, собравшаяся впереди, выполняет тот же жест.

Харрис поражен тем, как эта черно-белая фотография, взятая из проекта под названием #1960Now, сознательно перекликается с образами маршей за гражданские права, которые были задокументированы для оригинального проекта «Америка в кризисе» Брюса Дэвидсона и Дэнни Лайона. «В картине есть настоящее чувство вежливости и достоинства, это торжество мирного ненасилия, которое было ключевой частью движения за гражданские права», — говорит он.

Плакат на заднем плане гласит: «4 июля — это НЕ независимость для ВСЕХ», но футболка главного протестующего кажется более оптимистичной в отношении исторического обещания Америки терпимости и свободы для всех: «Мы всегда имели значение», — гласит надпись. .

Женщина на кухне, Рим, штат Миссисипи, 2017 г. (Фото: Мэтт Блэк/Magnum Photos)

Женщина на кухне, Рим, штат Миссисипи, 2017 г. в 1930-е годы Доротеей Ланж, Уокером Эвансом и другими, документировавшими разрушительные последствия Великой депрессии, когда она выплеснулась из Пыльного котла прерий, оставив после себя волну человеческих страданий.

На первый взгляд, это черно-белое изображение похоже на ту эпоху. Мы находимся в жилище, которое кажется не более чем деревянной лачугой, с голыми половицами и влажным потолком. Почерневшие чугунные кастрюли висят на стене над кучей грязных кастрюль, а сразу за ними находится крохотная спальня. В дверях стоит пожилая женщина; это предположительно ее дом. Только одно показывает, что на самом деле это не 1937 лет, но 2017 год, год инаугурации Дональда Трампа: тот факт, что на ней леггинсы с леопардовым принтом и футболка. На футболке написано «Рим» — на самом деле название этого крошечного бедного поселения Глубокого Юга, хотя трудно не думать о всемогущих империях в упадке.

Что касается изображения сельской бедности, то этот образ мрачно универсален, говорит Райт. «Это говорит сквозь время. Раньше мы думали, что история — это прогресс, но, похоже, мы не учимся на ошибках».

Smithville, Tennessee, 2015 (Фото: Stacy Kranitz)

Smithville, Tennessee, 2015

Родившаяся в Кентукки, Stacy Kranitz живет в Аппалачах на востоке Теннесси и создала множество работ, изображающих жизнь в бывшем штате Теннесси. Угольный регион, который часто называют «сельской бедностью в Америке», объясняет Грегори Харрис.

И все же эта фотография кажется совершенно из другого мира. Изображенная белая девочка-подросток — вероятно, возвращающаяся домой или королева красоты — выглядит как принцесса Диснея в своей высокой тиаре и синем бархатном плаще, сидящая на крыше красного кабриолета с прекрасно причесанной женщиной, возможно, ее матерью, за рулем. «В этой картине есть что-то милое и воодушевляющее, — замечает Грегори Харрис. — Но есть и кое-что более тревожное.

Драка на митинге пропрезидента Дональда Трампа и марше в парке Общественного центра Мартина Лютера Кинга-младшего, 4 марта 2017 года в Беркли, Калифорния. митинг, Беркли, Калифорния, 2017 г.

Улицы и площади США в последние несколько лет часто напоминали поля сражений — наиболее печально известный случай произошел в январе 2021 года, когда вооруженная толпа попыталась штурмовать Капитолий. Это изображение восходит к более раннему столкновению, но оно кажется устало знакомым: сторонники и противники Трампа устроили жестокую потасовку в центре Беркли, штат Калифорния. По иронии судьбы, это произошло в парке имени Мартина Лютера Кинга.

Лия Миллис из округа Колумбия снимает для Thomson Reuters, и этот снимок — в первую очередь отличный фотожурналист, как говорит Грегори Харрис, с сильным повествованием и мощным ощущением присутствия в гуще событий. «Она прямо в центре событий; и посмотрите, как ловко она сделала снимок, когда сторонники Трампа справа сражаются с людьми слева».

Что делает его еще более эпическим, так это эпическое качество, которое запечатлел Миллис: эти люди, кажется, искренне верят, что ведут борьбу не на жизнь, а на смерть, особенно сторонник Трампа в кожаной куртке, идущий в бой с тростью. Это выглядит почти как историческая картина 18-го века. «И посмотрите на количество камер в кадре», — добавляет Харрис. «Так много из этого о зрелищности события».

Flight, 2019 (Источник: Zora J Murff/Courtesy of Webber Gallery). , но тема постоянна: мучительные, а иногда и жестокие отношения между цветными людьми и людьми, наделенными властью.

Полет — это кадр из видео, на котором белый полицейский застрелил Вальтера Скотта, безоружного чернокожего мужчину, в Северном Чарльстоне, Южная Каролина, в 2015 году. На кадрах, снятых очевидцем, Скотт убегает от полицейского. Майкл Слагер после остановки из-за сломанного стоп-сигнала. Когда Скотт попытался бежать, Слагер несколько раз выстрелил ему в спину. Позже Слэгер был приговорен за убийство второй степени — одно из длинной череды подобных дел, вызвавших возмущение в стране.

Помимо ужаса самого изображения, названного «Полет», Харрис поражен тем, как изображения мобильных телефонов, нательных камер и видеорегистраторов стали частью дебатов о полиции США, а не просто позволили выявить несправедливость (как в случае с Джорджем Флойдом). дело, когда видео стало доказательством в зале суда), но и представляет собой своего рода иконографию современного американского насилия. «Несмотря на то, что они меняются, фотографии по-прежнему обладают невероятной силой», — предполагает Харрис. «Они создают нарративы».

Lee Square, Ричмонд, Вирджиния, 2020 г. (Источник: Крис Грейвс)

Lee Square, Richmond, Virginia, 2020

Убийство Джорджа Флойда белым полицейским из Миннеаполиса в мае 2020 года спровоцировало протестное движение, бушевавшее тем летом, превратив многие города США в поля сражений между активистами Black Lives Matter, требующими перемен. и сами полицейские силы, обвиняемые в увековечивании насилия в отношении цветных людей. В некоторых местах, особенно на юге, конфликт приобрел еще более глубокий исторический резонанс, когда он привел к длительным дебатам о судьбе мемориалов времен Гражданской войны, многие из которых посвящены солдатам Конфедерации, сражавшимся в защиту рабства.

Эта фотография, сделанная нью-йоркским фотографом Крисом Грейвсом, является частью серии фотографий, сделанных в том же году под названием «Американские памятники». Софи Райт объясняет, что на нем изображено основание огромной неоклассической статуи командующего Конфедерацией генерала Роберта Ли. Самый большой такой мемориал на юге, он был занят активистами Black Lives Matter и покрыт красочными граффити, от ярких сообщений («МЫ ПОБЕДИМ») до кипящих печалью и гневом. «Это акт протеста, но он затрагивает гораздо более важные темы политики и власти», — говорит Райт.

Сама статуя была окончательно демонтирована в сентябре 2020 года и будет установлена ​​в городском Музее черной истории; судьба гранитного постамента остается неопределенной.

Семейное бунгало с последним ясенем, Мидуэй, Чикаго, США, 2018 г. (Источник: Пол Д’Амато)

Семейное бунгало с последним ясенем, Мидуэй, Чикаго, США, 2018 г. (Источник: Пол Д’Амато)

Книга «Америка в кризисе» 1969 года открывалась разделом под названием «Американская мечта», посвященным фотографиям США, какими они традиционно себя изображали: страной изобилия и возможностей, ковбоев, пикников и белых частоколов. Как показала книга, это был идеал, который часто не соответствовал действительности.

Тем не менее, фотография Пола Д’Амато, сделанная в очень разнообразном пригороде Чикаго Мидуэй, намекает на это обещание. Семья латиноамериканцев сидит под деревом на ухоженной лужайке перед своим домом; мужчина подбрасывает в воздух малыша; старшая девочка стоит рядом с матерью. Небо ясное, вечерний свет манящий и теплый. Хотя они не кажутся богатыми, они явно преуспевают, являясь частью расширяющегося латиноамериканского среднего класса Америки. «Американская мечта — это не то, чем она выглядела в 19-м веке.60-х годов, особенно в том виде, в котором они представлены в популярных СМИ, — говорит Харрис. — Это еще один способ показать, как все выглядит сейчас». , который с опаской смотрит в объектив Д’Амато. Он враждебен, потому что мы вторгаемся в эту пасторальную семейную сцену, или беспокоится, что все это может каким-то образом исчезнуть? Другими словами, он живет Мечтой или все еще борется за ее достижение? «Происходит так много разных нарративов, — говорит Харрис, — что от нас зависит, какой из них мы выберем» 9.0003

Америка в кризисе находится в галерее Саатчи в Лондоне до 3 апреля 2022 года.  или напишите нам по телефону   Twitter .

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием The Essential List. Подборка историй из BBC Future, Culture, Worklife и Travel, доставляемых на ваш почтовый ящик каждую пятницу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *