Menu
[menu_adv_rtb]
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Разное Фото мертвые души – «Гоголевские типы». Персонажи «Мертвых душ» в иллюстрациях Боклевского из журнала «Пчела» 1875 года

Фото мертвые души – «Гоголевские типы». Персонажи «Мертвых душ» в иллюстрациях Боклевского из журнала «Пчела» 1875 года

Содержание

Мертвые фотографии — Хроники — ЖЖ

 

Помните «Других» с Николь Кидман, тот эпизод, где она рассматривает фотографии покойников? Это вовсе не фантазия режиссера. Традиция делать посмертные фотографии (postmortem), причем нередко открывая покойникам глаза и усаживая их в привычные для живых позы, существовала довольно долго. Считалось, что именно в посмертной фотографии теперь и будет жить душа умершего. Postmortems редко показывают посторонним, но они существуют, и их количество исчисляется тысячами…

 

Какой ужас! Вовсе нет. С давних пор с покойников снимали гипсовые маски и делали портреты. Конечно, это было доступно не всем. В 1839 г. Луи Дагер изобрел дагерротип, это были маленькие фото на полированом серебре. Дагерротип могли себе позволить и не очень богатые люди, но только один раз, а именно после смерти…

Традиция посмертных фото сложилась в викторианской Англии, оттуда распространилась в США и другие страны, в том числе в Россию….

Существуют различные виды postmortems. На большинстве посмертных фотографий викторианской эпохи покойный изображается мирно спящим…

Фотографии умерших детей были особенно драгоценны для родителей, потому что при жизни их почти не снимали или не снимали совсем. А так у родителей хоть что-то оставалось…

Многих из них усаживали и окружали игрушками, чтобы они были похожи на живых детей…

 

Нередко братья и сестры позировали вместе с умершим ребенком…

И очень часто позировали родители…

Можно было получить множество отпечатков с одного негатива, поэтому семьи могли посылать фотографию другим родственникам.

 

Такие фотографии считались скорее памятными по-дарками, чем тревожными напоминаниями о недавней смерти.

 

 

Сегодня существует большое количество постоянно пополняющихся коллекций посмертных фотографий викторианской эпохи. Томас Харрис, нью-йоркский коллекционер, так объясняет свою страсть. «Они (фотографии) успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни»…

Одной из наиболее известных коллекций посмертной фотографии является архив Бёрнса. Всего там содержится более четырех тысяч фотографий. Снимки именно из этого архива были использованы в фильме «Другие»…

Тогда таких фото никто не боялся, они никого не отталкивали, даже очень маленькие дети не боялись не только фото, но и самих покойных родственников…

 

Существовал обычай фотографировать усопшую женщину и срезать локон ее волос. Этот снимок вместе с локоном помещали в медальон и носили на груди.  Снимки делали в доме, где лежал усопший, в похоронном бюро и на кладбище…

В последнее время посмертная фотография считается тяжелой для восприятия. Стараются избегать подобных снимков…

В наши дни зачастую фотографирование умерших воспринимается как странный викторианский обычай, однако оно было и остается важным, если не признанным явлением  жизни, причем, не только американской…

Наряду с надгробными камнями, похоронными открытками и другими изображениями смерти, эти фотографии представляют собой способ, которым люди попытались сохранить свои тени, память о себе…

Так, американцы снимают и используют фотографии покойных родственников и друзей вопреки общественному мнению о неуместности таких снимков…

Посмертная фотография по-прежнему интересует людей, в том числе и следователей по уголовным делам…

Особенно много детских фотографий. Это объясняется, в частности, очень высокой детской смертностью в те годы…

Уже в 20–30 годы XX века ученые начали исследовать феномен посмертных фотографий. Тогда появилось выражение «фотография  – это маленькая смерть». Щелчком камеры фотограф будто убивал мгновение и одновременно делал его вечно живым…

Так вечно живыми оставались на карточках мертвецы, которых снимали в привычной для них обстановке  – за чтением газет, в любимом кресле, с друзьями и родными. Особо смелые даже делали снимки мертвецов, смотрящихся в зеркало. Вот это смело! Но таких фото я не видела…

Серия таких снимков составляла книгу мертвых. В дни эпидемий в этих мрачных книгах собирались целые семейные альбомы. Для родственников все это были милые сердцу лица…

Когда на смену дагерротипу пришла дешевая фотография, фотографа приглашали на каждое значимое событие: свадьбу, крестины, покупку дома или машины, дни рождения и праздники. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду. Но главное – таким образом люди старались запечатлеть последний миг родного человека…

И, между прочим, когда родственников спрашивали про такие фотографии, они всегда вспоминали не смерть усопшего, не его муки, не свое горе, а то, каким он был при жизни. Вспоминали только хорошее…

Нередко постмортемы оказывались и на надгробных памятниках…

В деревнях съемки всегда были событием, по значимости сопоставимым с похоронами. Часто эти два события совмещали. На траурную фотосъемку собирались всей деревней…

Традиция снимать мертвых детей сохранилась в нашей стране еще и после Отечественной войны.  Посмертные фото стали исчезать только в 60-е годы…

Практически в каждой семье в России были такие снимки, но потом их стали уничтожать, теперь почти не найдешь. Рвали и выбрасывали картинки с мертвецами потому, что уже не помнили этих людей, а семейные ценности, например, память рода – уходили в прошлое…

Значимее стало внешнее проявление близости. Именно поэтому в Советском Союзе появилось уникальное явление – съемки похорон. Если в других странах ограничивались одним-двумя траурными кадрами, то у нас снимали всю процессию…

Сейчас фотографии с мертвецом вытеснены фотографиями с могилой. До сих пор фотографы работают на кладбищах во время похорон. Хотя и этот обычай постепенно отмирает…

Предваряя вопросы, хочу сказать, что меня эти фото не пугают и не отталкивают. Историки смотрят на подобные вещи, как на свидетельства эпохи. И еще очень грустно и немного трогательно…

Посмертные изображения великих Вас не пугают?.. Чувствую, что огорчила, ладно, в следующий раз развеселю…

Ссылок не даю, потому что тема очень популярная, при желании вы можете найти массу текстов, картинок и видео…

автор статьи riminamarina

 

Написано Shinatama Прочитать цитируемое сообщение

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

sneznybars.livejournal.com

Мертвыя души — Вымышленная многозначительность — ЖЖ

В середине XIX века по дорогам России колесит некто Павел Иванович Чичиков. Путешествует не просто так, а с вполне конкретной целью: накупить мёртвых душ у помещиков, заложить их в ломбард, приобрести вес в обществе, profit.

Такую хитрую авантюру придумал Николай Гоголь (предок знаменитого генерала Анатолия Гоголя) с подсказки Александра Пушкина, поставщика сюжетов.  Свой роман Гоголь по неизвестным причинам называет поэмой, про сожжённый второй том знают все, планировался ещё и третий, но остался ненаписанным.

 Литография с рисунка Э.А. Дмитриева-Мамонова. 1852 год

Поэма приобрела статус «читать всем». Национальными становятся строчки про птицу-тройку, которая мчится куда-то вдаль. Цитаты уходят в народ и не возвращаются «- Давненько не брал я в руки шашек…»
Если читать всем, то и смотреть тоже. Посему, в синематографе роман экранизировали довольно быстро.

Мёртвые души
Россия, 1909 год.
Режиссер: Петр Чардынин
Производство: А.ХАНЖОНКОВЪ
В ролях:: Иван Камский (Чичиков), Пётр Чардынин (Собакевич).

Последующие события отложили следующую постановку, которая состоялась только в 1960 году.
Мёртвые души
СССР, 1960 год.
Режиссер: Леонид Трауберг
В ролях: Владимир Белокуров (Чичиков), Борис Ливанов (Ноздрёв), Алексей Грибов (Собакевич), Борис Петкер (Плюшкин), Михаил Яншин.

Следующей экранизацией стал фильм-спектакль ленинградского телевидения.
Мёртвые души
СССР, 1969 год.
Режиссер: Александр Белинский
В ролях: Игорь Горбачёв (Чичиков), Олег Басилашвили (Манилов), Павел Луспекаев (Ноздрёв), Юрий Толубеев (Собакевич), Александр Соколов (Плюшкин), Николай Боярский (зять Мижуев).

А вот и мультфильмы.
Похождения Чичикова: Манилов
Похождения Чичикова: Ноздрев

СССР, 1974 год.
Режиссёр: Борис Степанцев
Голоса: Юрий Яковлев, А. Попов, Г. Шпигель, В. Кубацкий.

Большое произведение никак не хотело укладываться в 1,5-2 часа, посему большое полотно из 5 серий.
Мёртвые души
СССР, 1984 год.
Режиссер: Михаил Швейцер
В ролях: Александр Калягин (Чичиков), Александр Трофимов (писатель Гоголь), Юрий Богатырёв (Манилов), Тамара Носова (Коробочка), Виталий Шаповалов (Ноздрёв), Иннокентий Смоктуновский (Плюшкин), Вячеслав Невинный (Собакевич).
Вячеслав Невинный в спектакле МХАТа (1979 год)  играл Чичикова (см. титульный кадр).

И куда же без сериалов?
Дело о «Мертвых душах»
Россия, 2005 год.
Режиссёр: Павел Лунгин
В ролях: Константин Хабенский (Чичиков), Павел Любимцев (Манилов), Леонид Ярмольник (Плюшкин), Александр Абдулов (Ноздрёв), Александр Семчев (Собакевич).
По мотивам.

Вот и всё с душами. Про «Ревизора» снимали больше, но об этом как-нибудь потом.

goodwine.livejournal.com

История одной книги: «Мёртвые души» | Актуальная классика | Культура

24 февраля 1852 года Николай Гоголь сжёг вторую, окончательную редакцию второго тома «Мёртвых душ» — главного произведения в своей жизни (первую редакцию он также уничтожил семью годами ранее). Шёл Великий пост, писатель практически ничего не ел, а единственный человек, которому он дал прочитать свою рукопись, назвал роман «вредным» и посоветовал уничтожить ряд глав оттуда. Автор же бросил в огонь сразу всю рукопись. А наутро, осознав, что натворил, пожалел о своём порыве, но было уже поздно.


Но первые несколько глав от второго тома читателям всё же знакомы. Через пару месяцев после смерти Гоголя были обнаружены его черновые рукописи, в числе которых и четыре главы ко второй книге «Мёртвых душ». АиФ.ru рассказывает историю обоих томов одной из самых известных русских книг.



Титульная страница первого издания 1842 года и титульный лист второго издания «Мёртвых душ» 1846 года по эскизу Николая Гоголя. Фото: Commons.wikimedia.org

Спасибо Александру Сергеевичу!


На самом деле сюжет «Мёртвых душ» принадлежит вовсе не Гоголю: интересную идею своему «коллеге по перу» подсказал Александр Пушкин. Во время своей кишинёвской ссылки поэт услышал «диковинную» историю: оказалось, что в одном местечке на Днестре, если судить по официальным документам, уже несколько лет никто не умирал. Никакой мистики в этом не было: имена умерших просто присваивали беглым крестьянам, которые в поисках лучшей жизни оказывались на Днестре. Вот и выходило, что город получал приток новой рабочей силы, у крестьян появлялся шанс на новую жизнь (причём полиция не могла даже вычислить беглецов), а статистика показывала отсутствие смертей.


Немного видоизменив этот сюжет, Пушкин рассказал его Гоголю — произошло это, скорее всего, осенью 1831-го. А через четыре года, 7 октября 1835-го, Николай Васильевич отправил Александру Сергеевичу письмо с такими словами: «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон». Главным героем у Гоголя стал авантюрист, который выдаёт себя за помещика и скупает умерших крестьян, которые в переписи ещё значатся как живые. А полученные «души» он закладывает в ломбард, стремясь разбогатеть.


Три круга Чичикова


Свою поэму (а именно так автор обозначил жанр «Мёртвых душ») Гоголь решил сделать трёхчастной — в этом произведение напоминает «Божественную комедию» Данте Алигьери. В средневековой поэме Данте герой путешествует по загробному миру: проходит все круги ада, минует чистилище и в конце концов, просветлившись, попадает в рай. У Гоголя сюжет и структура задуманы похожим образом: главный персонаж, Чичиков, путешествует по России, наблюдая за пороками помещиков, и постепенно меняется сам. Если в первом томе Чичиков предстаёт как ловкий махинатор, который способен втереться в доверие к любому человеку, то во втором он попадается на афере с чужим наследством и чуть не отправляется в тюрьму. Скорее всего, автор предполагал, что в заключительной части его герой попадёт в Сибирь вместе с ещё несколькими персонажами, и, пройдя через ряд испытаний, все вместе они станут честными людьми, образцами для подражания.





Въезд Чичикова в губернский город. Автор Александр Агин. 1847 год. Фото: www.russianlook.com

Но к написанию третьего тома Гоголь так и не приступил, а о содержании второго можно догадываться лишь по четырём уцелевшим главам. Причём записи эти рабочие и неполные, а у героев «разнятся» имена и возраст.


«Священное завещание» Пушкина


В общей сложности Гоголь писал первый том «Мёртвых душ» (тот самый, который нам сейчас так хорошо известен) шесть лет. Работа началась ещё на родине, затем продолжилась за границей (туда писатель «укатил» летом 1836-го) — кстати, первые главы писатель прочитал своему «вдохновителю» Пушкину как раз перед отъездом. Автор трудился над поэмой в Швейцарии, Франции и Италии. Затем короткими «набегами» возвращался в Россию, читал на светских вечерах в Москве и Санкт-Петербурге отрывки из рукописи и снова уезжал за рубеж. В 1837 году до Гоголя дошла потрясшая его новость: Пушкина убили на дуэли. Писатель посчитал, что теперь закончить «Мёртвые души» — это его долг: тем самым он исполнит «священное завещание» поэта, и ещё усерднее взялся за работу.


К лету 1841-го книга была дописана. Автор приехал в Москву, планируя издать произведение, но столкнулся с серьёзными трудностями. Московская цензура не захотела пропускать «Мёртвые души» и собиралась запретить поэму к печати. По-видимому, цензор, которому «досталась» рукопись, помог Гоголю и предупредил его о проблеме, так что писатель успел вовремя переправить «Мёртвые души» через Виссариона Белинского (литературного критика и публициста) из Москвы в столицу — Санкт-Петербург. Заодно автор попросил Белинского и нескольких своих влиятельных столичных друзей помочь пройти цензуру. И план удался: книгу дозволили. В 1842 году произведение наконец вышло — тогда оно называлось «Похождения Чичикова, или Мёртвые души, поэма Н. Гоголя».





Иллюстрация Петра Соколова к поэме Николая Гоголя «Мёртвые души». «Приезд Чичикова к Плюшкину». 1952 год. Репродукция. Фото: РИА Новости / Озерский

Первая редакция второго тома


Невозможно сказать наверняка, когда именно автор приступил к написанию второго тома — предположительно, это произошло в 1840-м, ещё до того, как была опубликована первая часть. Известно, что Гоголь работал над рукописью снова в Европе, а в 1845 году, во время душевного кризиса, бросил все листы в печь — это был первый раз, когда он уничтожил рукопись второго тома. Тогда автор решил, что его призвание — служить Богу на литературном поприще, и пришёл к выводу, что он избран для того, чтобы создать великий шедевр. Как Гоголь писал своим друзьям, работая над «Мёртвыми душами»: «…грех, сильный грех, тяжкий грех отвлекать меня! Только одному неверующему словам моим и недоступному мыслям высоким позволительно это сделать. Труд мой велик, мой подвиг спасителен. Я умер теперь для всего мелочного».

По словам самого автора, после сожжения рукописи второго тома к нему пришло озарение. Он понял, каким на самом деле должно быть содержание книги: более возвышенным и «просветлённым». И вдохновлённый Гоголь приступил ко второй редакции.


«Теперь всё пропало». Вторая редакция второго тома


Когда очередная, уже вторая рукопись второго тома был готова, литератор уговорил своего духовного учителя, ржевского протоиерея Матфея Константиновского прочитать её — священник как раз гостил в то время в Москве, в доме приятеля Гоголя. Матфей вначале отказывался, но, ознакомившись с редакцией, посоветовал уничтожить из книги несколько глав и никогда не публиковать их. Через несколько дней протоиерей уехал, а писатель практически перестал есть — причём произошло это за 5 дней до начала Великого поста.





Портрет Николая Гоголя для матери, написанный Фёдором Моллером в 1841 году, в Риме.

Согласно легенде, в ночь с 23 на 24 февраля Гоголь разбудил своего слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести портфель, в котором хранились рукописи. На мольбы испуганного слуги писатель ответил: «Не твоё дело! Молись!» — и поджёг в камине свои тетради. Никто из ныне живущих не может знать, что тогда двигало автором: недовольство вторым томом, разочарование или психологическое напряжение. Как потом объяснял сам писатель, он уничтожил книгу по ошибке: «Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё. Как лукавый силён — вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил… Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь всё пропало».


После той роковой ночи классик прожил девять дней. Умер он в состоянии сильного истощения и без сил, но до последнего отказывался принимать еду. Разбирая его архивы, пара друзей Гоголя в присутствии московского гражданского губернатора через пару месяцев нашли черновые главы второго тома. К третьему он не успел даже приступить… Сейчас, спустя 162 года, «Мёртвые души» по-прежнему читают, а произведение считается классикой не только русской, но и всей мировой литературы.


«Мёртвые души» в десяти цитатах


«Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».


«И какой же русский не любит быстрой езды?»


«Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».


«Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит».


«Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!»


«Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины».


«Часто сквозь видимый миру смех льются невидимые миру слёзы».


«Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории».


«Весьма опасно заглядывать поглубже в дамские сердца».


«Страх прилипчивее чумы».





Иллюстрация Петра Соколова к поэме Николая Гоголя «Мёртвые души». «Чичиков у Плюшкина». 1952 год. Репродукция. Фото: РИА Новости / Озерский

aif.ru

Актеры фильма «Мёртвые души» тогда и сейчас!

Добро пожаловать, друзья! Если вы попали на эту страницу, то вас интересует, как в наше время выглядят актеры фильма «Мёртвые души», вышедшего в 1984 году.

Трейлер фильма «Мёртвые души»

Если вы вдруг забыли или не видели этот фильм, рекомендуем посмотреть трейлер.

Как выглядят актеры фильма «Мёртвые души» в наше время!

Кадры из фильма «Мёртвые души».

Александр Калягин (Чичиков)

На фото справа Александру Калягину – 76 лет.

Александр Трофимов (Автор)

На фото справа Александру Трофимову – 66 лет.

Алексей Сафонов (Прокурор)

На фото справа Алексею Сафонову – 80 лет.

Валерий Малышев (Михей)

Валерий Малышев умер 29 ноября 2006 года в возрасте 66 лет.

Виктор Сергачёв (Мижуев)

Виктор Сергачёв умер 26 февраля 2013 года в возрасте 78 лет.

Виктор Шуляковский (Губернатор)

На фото справа Виктору Шуляковскому – 73 года.

Виталий Шаповалов (Ноздрёв)

Виталий Шаповалов умер 14 ноября 2017 года в возрасте 78 лет.

Вячеслав Невинный (Собакевич)

Вячеслав Невинный умер 31 мая 2009 года в возрасте 74 лет.

Елизавета Никищихина (Жена Собакевича)

Елизавета Никищихина умерла 28 октября 1997 года в возрасте 56 лет.

Иннокентий Смоктуновский (Плюшкин)

Иннокентий Смоктуновский умер 3 августа 1994 года в возрасте 69 лет.

Лариса Удовиченко (Манилова)

На фото справа Ларисе Удовиченко – 63 года.

Тамара Носова (Коробочка)

Тамара Носова умерла 25 марта 2007 года в возрасте 79 лет.

Юрий Богатырев (Манилов)

Юрий Богатырев умер 2 февраля 1989 года в возрасте 41 года.

aftis.ru

Гоголь мертвые души фото — Поэты и писатели

по поэме «Мёртвые души»

Иллюстрации П.М.Боклевского* к поэме Гоголя

К портретам персонажей «Мёртвых душ» Боклевский приступил, по-видимому, в середине 50-х годов, когда началось его сближение с кружком Островского. Публикация гоголевских типов из «Мёртвых душ» началась в 1875 году с журнала «Пчела». В 1882 году впервые появился в печати «Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского». Иллюстрированию Гоголя художник посвятил всю свою жизнь. Наиболее полно представлены рисунки П.М.Боклевского в Полном собрании сочинений Н.В.Гоголя, вышедшем в 1912 году под редакцией Овсяннико-Куликовского1.

Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.

В многочисленных портретах Чичикова Боклевский сумел передать и мягкую вкрадчивость Павла Ивановича и твёрдость его характера, скрытого под этой кажущейся мягкостью. Круглое лицо, цветущие щёки, полный подбородок, волосы, гладко и аккуратно зачёсанные, почтенные, лысеющие височки говорят о степенности благонамеренного человека. Плавные, круглые линии овала лица Павла Ивановича находятся в контрасте с острыми, косыми штрихами, резко вычерчивающими хищный нос, тонкие брови, хитрые глаза Чичикова. На губах «херсонского помещика» застыла заученная, любезная улыбка. Так художник создаёт образ осторожного хищника, человека, ведущего двойную игру.

Приторную любезность отъявленного плута замечательно передает эскизный портрет Чичикова во весь рост. Павел Иванович идет на зрителя. Он склонился в почтительном полупоклоне, на лице улыбка, в знак приятности он снял картуз и держит его в левой руке. Правая – у сердца, причем мизинец жеманно отставлен, так как Павел Иванович не чужд изящных манер. Коварные замыслы Чичикова выдают только походка да глаза в узких щелках. Павел Иванович едва переступает, он крадется, соблюдая осторожность вора. Его глаза, окруженные сетью морщинок, явно смеются над простаками, которые так легко доверяются ему.

Манилов представлен художником отдыхающим в послеобеденный час. Распустив галстук, расстегнув жилет, с неизменной трубкой с длинным чубуком, он нежится в мягком кресле. Манилов – деликатный, образованный барин. Поэтому пуховики располагают его к мечтательности. Он завёл глаза, запрокинул голову – унёсся фантазией под облака. Однако с подушек он не поднимается, пребывает в полной праздности, и зрителю ясно, что фантазии Манилова так же эфемерны, как дым, выходящий из его трубки.

Собакевич – помещик-кулак. В соответствии с фамилией художник придал его физиономии угрюмую свирепость цепного пса. Из-под нависших бровей на нас подозрительно глядят маленькие звериные глазки. Губы сложены в брюзгливую гримасу. Таков Собакевич в ряде погрудных изображений. Акварельный же портрет Собакевича в коричневом костюме с ногами, повёрнутыми носками внутрь, заставляет вспомнить о сходстве нашего героя с «медведем средней величины».

Коробочка – «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов». Акварельный портрет Коробочки представляет добродушную старушку небольшого роста, в чепце и капоте, в смешных вязаных башмачках. Круглая, мягкая фигура Настасьи Петровны, с какой-то тряпкой, повязанной на шее, удивительно напоминает плотно набитый куль или мешок – немаловажный атрибут домовитой помещицы. Боклевский часто придаёт гоголевским персонажам наружность, сходную с тем или иным животным. Это создаёт у зрителя дополнительные ассоциации, которые способствуют лучшему пониманию сущности образа. Так, не случайно Собакевич похож на медведя, а Чичиков – на хитрую лису. Коробочка Боклевского заставляет подумать о ком-либо из небольших грызунов, заботливых, домовитых зверьков, которые всё, что ни увидят, тащат в свою норку. В самом деле, у неё круглые, удивлённые глазки, треугольником поднятая верхняя губка, обнажающая резцы, и, наконец, коротенькие ручки, простодушно сложенные поверх выступающего брюшка, совсем как лапки мыши.

Плюшкин изображён у Боклевского высохшим, беззубым стариком с запавшим ртом, провалившимися щеками, одетым в лохмотья. Вместе с тем художник сумел придать фигуре скупца нечто грозное и зловещее. Это воплощение бесчеловечной, мертвящей алчности. Плюшкин живёт отшельником, в каждом человеке видит вора. На всех рисунках Боклевского он повёрнут спиной к зрителю, смотрит искоса, через плечо, брови настороженно подняты, мышиные глазки сверлят собеседника. Лучше всяких слов эта поза и этот взгляд рассказывают об отчуждённости от людей «заплатанного». Линии крючковатого носа и выступающего подбородка у Плюшкина почти сливаются. Это придаёт его физиономии нечто колдовское, страшное.

*Пётр Михайлович Боклевский (1816, Рязань – 1897, Москва) – русский художник-иллюстратор. Автор остросатирических литографий «Бюрократический катехизис» (1863, на темы «Ревизора» Н.В.Гоголя) и «Альбома гоголевских типов» (1882).

1. Н.В.Гоголь. Мертвые души. – Полн. собр. соч. в 8-ми томах, т. V, М.: «Печатник», 1912.

rus-poetry.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *