Menu
[menu_adv_rtb]
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Разное Фото латы: 565 689 рез. по запросу «Латы» — изображения, стоковые фотографии и векторная графика | Shutterstock

Фото латы: 565 689 рез. по запросу «Латы» — изображения, стоковые фотографии и векторная графика | Shutterstock

9 заблуждений о средневековых доспехах, которые навязывает нам кино

9 октября 2021

Жизнь

Развенчаем порцию мифов о броне, которую не снимали месяцами, кожаной защите, которую якобы любили ассасины, и не только.

Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Миф 1. Воинское приветствие связано с подъёмом забрала

Шлем‑бургоньет со складным наподбродником. Изображение: Palladinus / Wikimedia Commons

О том, почему современные военные «берут под козырёк», приветствуя друг друга, составлено много гипотез.

Одна из самых популярных звучит так. В те времена, когда воины носили доспехи, при встрече они поднимали забрала шлемов, показывая лица. Во‑первых, так они узнавали знакомых из своего сословия. Во‑вторых, поднимая козырёк, рыцарь открывал лицо для ударов, а значит, демонстрировал товарищу своё доверие и добрые намерения. Наконец, шлема касались правой рукой, а значит, в неё нельзя было взять оружия.

Теория звучит складно, но убедительных доказательств у неё нет.

Очень многие типы шлемов с античности и по Средневековье забрала не имели вовсе, и поднимать было нечего. А с 1700 года они вообще практически исчезли с полей сражений в Европе. Кроме того, в ту эпоху все мало‑мальски уважающие себя рыцари имели гербы на своих доспехах и флагах, которыми также отмечали своих подчинённых, и совершенно необязательно было узнавать кого‑то там в лицо.

Григор Клиган приветствует короля Роберта Баратеона. Кадр из сериала «Игра престолов»

Английские записи XVII века указывают, что «формальный акт военного приветствия — снятие головного убора». Однако к 1745 году Колдстримская гвардия упростила процедуру, потому что у них были слишком большие медвежьи шапки. Гвардейцы получили указание «касаться рукой головного убора и кланяться, когда они проходят мимо начальства». Видимо, от британцев эта традиция и разошлась по всему миру.

Миф 2. Под латы следует надеть и кольчугу

Немецкая кольчуга XV века. Изображение: Metropolitan Museum of Art / Wikimedia Commons

Это одно из самых распространённых заблуждений. Якобы полностью экипированные рыцари надевали сначала гамбезон‑поддоспешник, потом кольчугу (железная рубашка из множества скреплённых колец), и только поверх этого всего — латы.

Звучит очень внушительно, вот только носить и кольчугу, и доспех одновременно никакой рыцарь не станет, потому что это очень неудобно. Кольчужным полотном и в самом деле укрепляли уязвимые места в сочленениях. Также юбкой из него прикрывали пах и поясницу.

Но цельную железную рубаху под доспехами не носили. Ни в каких исторических источниках подобный «броневой пирог» не упоминается — это выдумка современных ролевиков и авторов фэнтези.

Миф 3. Кольчуга ни от чего не защищала

Битва при Арсуфе. Гравюра Густава Доре. Изображение: Public Domain

Предыдущий миф идёт рука об руку со следующим — якобы сама по себе кольчуга ни от чего толком защитить не могла. Поэтому средневековые рыцари от неё быстро отказались, перейдя на полный латный доспех.

В фильмах воины в одних только кольчугах — это, как правило, массовка и простолюдины, которые только и способны, что умирать под дождём стрел. Считается, что рубашка из железных колец — штука очень дешёвая и простая, и если на что и годится, то только в комплекте с латами.

В действительности же кольчуга обеспечивала надёжную защиту и от колющего, и от рубящего оружия, и от стрел. Например, в битве при Арсуфе в 1191 году лучники Саладина обстреляли крестоносцев Ричарда I Львиное Сердце.

И что вы думаете — рыцари совершенно не обращали внимания на луки противников.

Мусульманский хронист Баха ад‑Дин ибн Шаддад с ужасом описывал, как крестоносцы, в кольчугах которых торчали по десятку стрел, продолжали сражаться невредимые. В тот день Ричард одержал решительную победу.

Латный доспех со временем заменил кольчугу не потому, что последняя была уязвима. Просто ковать кирасы оказалось быстрее, чем вручную вытягивать проволоку,  нарезать её и изготовить кольца, а потом ещё и сплетать их в полотно.

Миф 4. Доспехи сияли на солнце

Рыцари в кастенбрустовых доспехах. Алтарь собора Святого Бавона в Генте, Жан ван Эйек, 1427–30 годы. Изображение: Public Domain

В фильмах и сериалах, а также на музейных выставках доспехи нередко показывают отполированными до блеска. Недаром, когда мы хотим подчеркнуть (или высмеять) чьё-то благородство и высокие моральные принципы, то называем такого человека «рыцарем в сияющих доспехах».

Однако на самом деле в большинстве случаев средневековая броня не сияла. Очень часто её воронили, то есть покрывали окалиной, или красили, чтобы защитить от коррозии.

Так что смотреться в реальный доспех, как в зеркало, не получилось бы.

Кроме того, поверх брони надевали тканевые плащи и накидки, которые назывались «сюрко». Они позволяли идентифицировать воина, так как на них наносился герб — собственный или сюзерена. Одежда также защищала доспехи от нагрева солнечными лучами, а также от дождя и грязи.

Броня Густава I, короля Швеции, 1540 год. Изображение: Göran Schmidt / Wikimedia Commons

Только примерно с 1420 года броню стали носить без накидок. Это называлось белый доспех. Латы полировали пемзой, чтобы не допустить появления ржавчины, но и они не были ослепительными. «Белый доспех» был очень дорог и требовал серьёзного ухода, так что он служил чаще парадным нарядом, чем военной экипировкой.

Миф 5. У хорошего доспеха должны быть большие наплечники

Кадр из фильма «Варкрафт»

Фанаты вселенной Warcraft хорошо знакомы с этим штампом. В современном фэнтези наплечники, как правило, изображаются совсем уж непропорционально огромными. И совершенно непонятно, как владельцы их носят, будь они хоть трижды мускулистыми орками.

Размеры реальных «нарамников», как ещё называют этот элемент доспеха, были куда скромнее.

Они совершенно не сковывали движений и позволяли неплохо фехтовать, при этом защищая плечи, шею и в некоторых случаях грудь.

В реальной истории любили огромные наплечники только самураи — у японцев, как всегда, своя атмосфера. Вот только они делали свои содэ из гибко соединённых шёлковыми шнурами пластин. При стрельбе из лука или фехтовании они съезжали назад так, чтобы не мешать, и прикрывали руки, только когда те были опущены.

Миф 6. Рыцари носили доспехи не снимая

Вы помните, чтобы Пёс хоть раз снял свой доспех? Кадр из сериала «Игра престолов»

Существует мнение, что надевать рыцарские доспехи очень тяжело и долго. Процесс якобы занимает несколько часов, и воину помогает несколько оруженосцев. После того как они закончат, рыцарь будет в буквальном смысле закован в латы и не сможет избавиться от них самостоятельно.

А значит, всё время в походе благородный шевалье попросту не будет снимать броню недели, а то и месяцы. Из‑за этого от него, естественно, будет дико вонять, а большую и малую нужду придётся справлять прямо в доспех.

В той же «Игре престолов» Пёс и Бриенна Тарт таскают на себе свои кирасы и кольчуги в любой сцене, не переодеваясь никогда.

Однако это вымысел. Реальные боевые латы при помощи оруженосца можно надеть за 5–7 минут. Не верите — посмотрите на это видео.

В одиночку управитесь за полчаса, потому что придётся со шнурками повозиться. Однако существовали и доспехи с минимумом завязок.

У рыцарей и их солдат не было ни необходимости, ни возможности ходить в броне 24/7 — это же всё-таки не скафандр космодесанта со встроенной системой жизнеобеспечения. Если вы посмотрите на средневековые гобелены, то увидите, что на них воины носят обычное платье, когда не сражаются.

Доспехи оперативно надевали непосредственно перед сражением или парадом и снимали, когда они были не нужны. На марше рыцари носили стёганые гамбезоны, которые служили и одеждой, и поддоспешником. Они и сами по себе неплохо защищали от оружия, особенно от режущих ударов. В гамбезоне рассекать куда удобнее, чем всё время таскать на себе 25 килограммов громыхающего железа.

Миф 7. Бронелифчиков не бывает

Выемка под грудь на обтягивающей кирасе. Кадр из фильма «Чудо‑женщина»

Типичной защитой разнообразных амазонок и эльфиек в фэнтези является так называемый бронелифчик — доспех, делающий сильный акцент на груди. Зачастую он снабжён вырезами для демонстрации женских прелестей, а в особо запущенных случаях представляет из себя ни дать ни взять кольчужное бикини.

Наверное, не надо объяснять, почему такой доспех в реальном сражении ни от чего не защитит.

Бывают в фильмах, сериалах и играх и более скромные вариации женской брони, выглядящие как обычные кирасы, только с выступающей грудью. Глядя на них, множество фанатов «реалистичного фэнтези» авторитетно заявляют, что такие доспехи в принципе невозможны и никто не стал бы их создавать.

Вообще, это не лишено смысла. Делать лишние выступы на кирасе — значит уменьшать её прочность. Да и женщины в те времена армиями нечасто командовали и на передовой не сражались.

Но, что удивительно, броня с выступающим бюстом реально существовала. Взгляните на этот экспонат из Художественной галереи Нового Южного Уэльса в Сиднее. Это индийский доспех XVIII века, причём мужской. Женскую грудь на своей броне индийские воины носили в знак приверженности богине Варахи, которой поклонялись.

Латунный нагрудник, Индия, Керала, XVIII–XIX века. Художественный музей Гонолулу. Изображение: Hiart / Wikimedia Commons

Так что «бронелифчики» в некотором роде всё-таки имелись. Другое дело, что в средневековой Европе их и впрямь не зафиксировано. Если бы какой‑нибудь даме захотелось биться в седле на поединке или на турнире (такие случаи редко, но бывали) она без проблем надевала мужскую кирасу.

Даже под самый пышный бюст место там нашлось бы: к телу доспехи прилегают неплотно, чтобы компенсировать заброневое воздействие от всяких боевых молотов.

Миф 8. Вот этот крутой шлем просто незаменим в бою

Немецкий штеххелм, около 1500 года. Изображение: Metropolitan Museum of Art / Wikimedia Commons

Взгляните на эту картинку. Это штеххелм (stechhelm), или «жабья голова». Очень мощная защита для лица и шеи. Шлем прочно крепится к кирасе и полностью закрывает физиономию владельца, делая её практически неуязвимой даже для прямого попадания пикой на скаку.

В различных произведениях «тёмного» фэнтези именно такую штуковину на голове таскают реально плохие ребята, метящие на пост какого‑нибудь Властелина зла. Этот головной убор добавляет владельцу имиджа, знаете ли.

Выглядит «жабья голова» очень зловеще и грозно. Вот только в сражениях она не использовалась.

Это турнирный шлем, который надевали исключительно для конной сшибки. Конструкция штеххелма обеспечивает безопасность, но позволяет смотреть лишь вперёд и только наклонив голову. Допустимо, когда рыцарь скачет по ристалищу — дорожке для турниров с пиками, разделённой вдоль барьером, чтобы всадники не врезались друг в друга.

Но в реальном бою «жабья голова» помешает владельцу смотреть, что там творится по бокам от него, и сделает его практически беспомощным. Это спортивный инвентарь, а не боевое снаряжение.

Миф 9. Кожаная броня лёгкая и удобная

Кожаный наруч XIV века. Изображение: The British Museum / Public Domain

Типичный наряд какого‑нибудь вора или ассасина в компьютерных играх — броня из кожи. В представлении дизайнеров это такая куртка‑косуха, только стрелонепробиваемая и меченепротыкаемая.

Боец в этом наряде порхает как бабочка и жалит как пчела. Перемещается он настолько быстро, что никакая консервная банка на ножках, то есть рыцарь в латах, за ним не угонится. Такая вот лёгкая, но прочная защита.

В реальном Средневековье же кожаные доспехи практически никто не использовал.

Их изредка действительно делали, если железа не хватало и нормальную броню было изготовить не из чего. Только типичный такой доспех состоял из десятка‑другого слоёв шкуры, вываренной в масле и покрытой воском либо смолой, и поэтому очень жёсткий и тяжёлый.

Такая штука была трудной в изготовлении и поэтому дорогой, но защиты давала не больше, чем простой матерчатый стёганый гамбезон. Она легко запревала и быстро портилась. Неудивительно, что ей практически не пользовались.

Однако у кожаной брони было всё-таки единственное преимущество перед стальной. Если вы находитесь в окружённом городе и умираете с голоду, можете её сварить и съесть. По словам историка Иосифа Флавия, во время осады Иерусалима в 70 г. н. э. еврейские защитники города были вынуждены поедать свои кожаные щиты и наплечники. Тут уж не до соблюдения кашрута.

Читайте также 🧐

  • 10 мифов о средневековых сражениях, в которые многие верят. А зря
  • 9 ужасных вещей, которые ждали бы вас в Средневековье
  • 12 заблуждений о Средневековье, в которые все верят совершенно зря

НОЖНЫЕ ЛАТЫ.

Рыцарские доспехи Европы

НОЖНЫЕ ЛАТЫ

Рис. 156—166. Ножные латы

Верхний ряд

156. Латы и сабатон для правой ноги из комплекта доспехов, изготовленных для Карла VI Французского, когда он был еще дофином. Вероятно, Франция, около 1380 г. Музей города Шартр (раньше хранились в соборе). NB. Пунктиром показана утраченная пластина сабатона. Накладной посеребренно-позолоченный бордюр, фрагмент которого сохранился на носке, раньше украшал края всех главных пластин этих доспехов.

157. Латы для правой ноги. Милан, около 1420 г. Чербург (18).

158. Латы для правой ноги с кольчужным сабатоном, из комплекта доспехов члена семейства Матш. Милан (мастерская Мисса-лья). Около 1450 г. Коллекция Скотта, музей Глазго (раньше хранились в Чербурге). См. фото 18.

159. Латы для правой ноги. Северная Италия (вероятно, Милан), около 1500 г. Храм Мадонны делле Грацие близ Мантуи (6). NB. Пунктиром показана утерянная задняя часть пластины поножей.

160. Латы для левой ноги и сабатон. Южная Германия (Инсбрук), около 1460 г. Музей города Вены.

Нижний ряд


161. Латы на правую ногу и сабатон из комплекта доспехов эрцгерцога Зигмунда Тирольского работы Лоренца Хельмшмида из Аугсбурга, около 1480 г. Венский музей оружия (А. 62; А. 58). Поножи и сабатоны, один из которых изображен здесь, теперь заменены теми, что показаны на фото 22.

162. Латы на правую ногу и сабатон, Южная Германия (Инсбрук?), около 1490 г. Чербург (23).

163. Латы на правую ногу из комплекта доспехов Генриха VIII. Изготовлены, вероятно, итальянскими или фламандскими мастерами, работавшими в Англии, около 1512 г. Оружейная палата Тауэра, Лондон (принадлежат комплекту II. 7).

164 (вверху). Правый наколенник с о. Родос, который надевали без поножей, Северная Италия (?), около 1500 г. Оружейная палата Тауэра, Лондон (III. 1133).

165 (внизу). Правый набедренник и наколенник, которые надевали без поножей, Испания (?), около 1500 г. Музей Фицуильяма, Кембридж.

166. Латы для левой ноги и сабатон в «максимилиановском» стиле. Южная Германия, около 1520 г. По рисунку Ганса Балдунга Гри-ена, сделанному, вероятно, в 1524 г. Крепость Весте в г. Кобург (Бавария).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 10 КОНСКИЕ ЛАТЫ

Глава 10
КОНСКИЕ ЛАТЫ
Конские латы, состоявшие из кольчужной накидки,которая почти целиком закрывала лошадь, использовались тяжелой кавалерией в позднеримские времена (тяжелая конница с защищенными чешуйчатой броней конями появилась еще в начале первого тысячелетия до

НОЖНЫЕ ЛАТЫ

НОЖНЫЕ ЛАТЫ
Рис. 167—176. Ножные латы Рис. 177—179. СабатоныВерхний ряд167. Латы на правую ногу и сабатон из комплекта доспехов, выполненных в манере Йорга Зайзенхофера из Инсбрука, датируемые 1549 г. Оружейная палата Тауэра, Лондон (II. 169).168. Латы на правую ногу из комплекта

30k+ фото брони | Скачать бесплатные картинки на Unsplash

30k+ Armor Pictures | Скачать Free Images на Unsplash

  • ФотоФотографии 419
  • Стопка фотографийКоллекции 1.6k
  • Группа людейПользователи 34

человек

рыцарь

одежда

11

10 средневековые

доспехи

оружие

шлем

Кольчуга

Логотип Unsplash

Unsplash+

В сотрудничестве с SJ Objio 9

Ник Шуляхин –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Наташа Грабовац

Сан-Маринорюстунгтвайлайт

йогурт

шлемЛюди изображения и картиныкостюм

Джонатан Кемпер

средневековый мечобувь 9011 Джонатан Кемпер

0 оружиеКоричневые фоны

Логотип Unsplash

Unsplash+

Совместно с Ave Calvar

Unsplash+

Unlock

Текстуры backgroundsartworkwallpapera

ZHENYU LUO

0 Мария 90Lyenko10 Hd 90s1antasy wallpapersfantasy

Hd черные фоткиHd абстрактные картинкиАбстрактные фоны

Michal Matlon

щитскамейки

Martin Zaenkert

Серые обои кольчуга Hd

Henry Hustava

warslovakiaМеталлические фоны

Логотип Unsplash

Unsplash+

В сотрудничестве с Getty Images

Unsplash+

Разблокировка

1

Джонатан Кемпер

средневековая броня

Лука Ди Джовин

vigevanopvitalia

Джонатан Кемпер

knightcastleHd обои из дерева

Kanyapa Dechthanathorn

Серые обои Hd

Логотип Unsplash

Unsplash+

В сотрудничестве с Getty Images co объект всемирного наследия

День памяти изображенийархитектураЗвездные образы

шлемЛюди изображения & обоикостюм

оружиеКоричневые фоны

Hd черный картинкиHD абстрактные картинкиАбстрактные фоны 9Металлические фоны

–––– –––– –––– – –– –– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

историяHd металлические обоиsuite

san marinorüstungсумерки

средневековыймечобувь

Texture backgroundsartworkwallpapera

Hd серые обоифантазия

Hd серые обоикольчуга

шлемодеждачеловек

vigevanopvitalia

Hd серые обои

709 Arm

или

12 фото · Куратор Александр Котелук

Armor OF God

51 фото · Куратор Adriann Downes

Armor

7 фото · Куратор Karlee Lillywhite

День памяти изображенияархитектураЗвездные изображения

средневековыймечобувь

Hd черные обоиHd абстрактные обоиАбстрактные фоны 0010 Texture backgroundsartworkwallpapera

Hd серые обоиfantasy

WarriorslovakiaMetal backgrounds

шлемодеждачеловек

рыцарский замокHd деревянные обои

WeightliftingEffortchallenge

–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –. 12 фото 0

Armor OF God

51 фотография · Куратор: Эдрианн Даунс

Броня

7 фото · Куратор Karlee Lillywhite

vigevanopvitalia

spainávila‎объект всемирного наследия ЮНЕСКО

Просматривайте премиум-изображения на iStock | Скидка 20% на iStock

Unsplash logo

Сделайте что-нибудь потрясающее

Armor Бесплатные стоковые фотографии, изображения и фотографии Armor

Откройте для себя неограниченное количество изображений Armor в высоком разрешении и готовых изображений для коммерческого использования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *