Фото ктулху настоящего: Иллюстрированный справочник «Монстры Мифов Ктулху» — Rovdyr Dreams
Иллюстрированный справочник «Монстры Мифов Ктулху» — Rovdyr Dreams
«Мифами Ктулху» обычно называют мифологию, созданную американским писателем Говардом Филлипсом Лавкрафтом (1890–1937), а также произведения других авторов по мотивам его работ, выдержанные в особом «лавкрафтовском» стиле. В Мифах возможно использование описанных Лавкрафтом богов и существ, героев и мест, древних книг и артефактов; но в бесконечной Вселенной достаточно места и для других богов и чудовищ. Важный элемент Мифов — создание атмосферы сверхъестественного ужаса в столкновении человека с чем-то, что находится за пределами привычного ему мира, с тем, что он не может объяснить. Автор не указывает на что-то конкретное, а предлагает читателю самостоятельно домыслить сущность необъяснимого. Несмотря на то, что Лавкрафт творил в XX веке (а пик его творчества приходится на 1920-е годы), его произведения по стилю ближе к готике XVIII—XIX вв. (принимая во внимание и языковые архаизмы), нежели к нынешним «мастерам ужаса» с характерным для них натурализмом.
Это литературное течение названо в честь Ктулху, фантастического существа, с которым публика впервые познакомилась в рассказе Лавкрафта «Зов Ктулху» в 1928 году:
Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн.
В своем доме в Р’льехе мертвый Ктулху спит, ожидая своего часа.
В иллюстрированном справочнике «Монстры Мифов Ктулху» (скачать) рассмотрены 27 ужасных существ из запредельных реальностей. Автор перевода — Алексей Черепанов, при моем консультировании и редактировании.
Также нами переведен на русский язык опубликованный в 2015 году Справочник «Лавкрафтовские Ужасы» (скачать), который объединил сборники «Монстры Мифов Ктулху» и «Иллюстрированный справочник существ, населяющих Страну Грез и прочие места Иных Измерений». Объединенный справочник содержит много интересных новинок и улучшений текста и графики.
Дополнительно рекомендую ознакомиться с картографией Страны Грез и галереей изображений и краткими описаниями других пространственно-временных континуумов, связанных со Страной Грез.
Обобщенные примеры изображений:
Поделиться ссылкой:
Вселенная Лавкрафта – Ктулху фото (картинки), демон Йог Сотот
Могучее божество Ктулху, фото и картинки с инопланетным демоном. Значение лозунга «Ктулху Фхтагн», мифы и легенды о повелителе миров и властителе человеческого разума. Кому служит Йог Сотот, и чем грозит встреча с этим демоном.
Содержание статьи:
Ктулху – фото галерея демона
Что означает «Ктулху Фхтагн»
Кому служит Йог Сотот
Спрут кракен – прообраз Ктулху?
Вселенная, созданная Говардом Лавкрафтом, мрачна и фантастична. В ней обитает могучий демон Ктулху – властитель миров и верховный жрец исчезнувшей расы Великих Древних, которые прибыли на Землю задолго до появления человечества. Ктулху спит на дне Тихого океана, но даже в таком состоянии демон способен оказывать влияние на разум людей. И однажды, когда звезды на небе примут нужную позицию, спящий пробудится…
Ктулху – фото галерея демона
По понятным причинам фото Ктулху вряд ли получилось бы сделать, даже если бы инопланетный демон действительно существовал. Поэтому «жалким смертным» остается довольствоваться картинками, изображающими морского монстра.
На этом рисунке мы видим Ктулху таким, каким его представлял себе Лавкрафт. Сильные кожистые крылья венчаются острыми когтями, хищный и тусклый взгляд проникает в самую душу человека. И, конечно же, голова нашего героя плавно переходит в классические щупальца осьминога.
На этом фото Ктулху готовится пожрать старинный парусник, которому не посчастливилось оказаться в ненужном месте в неподходящее время. Обратите внимание на массивные руки морского исполина – складывается впечатление, что под водой у него находится неплохо оборудованный спортзал.
Властитель миров поднялся с морского дна, и готов к покорению жалких людишек. По-видимому, он собирается начать с небольшого островного маяка. И как только Ктулху разглядел этот «крошечный» объект?
Вторжение началось, а это значит, что звезды приняли нужное положение и спящий Ктулху пробудился. На этом изображении можно увидеть, что демон располагает не только шипастыми крыльями, но и массивными когтями.
В отличие от обычного осьминога или даже от гигантского спрута кракена, Ктулху довольно неплохо чувствует себя на суше. Интересно, выдержит ли его шкура прямое попадание противотанкового снаряда? Увы, этого не знает даже Википедия.
Что означает «Ктулху Фхтагн»
Как нам известно благодаря Лавкрафту, повелитель миров дожидается своего часа на дне Тихого океана. Пока что он спит и видит сны, но когда-нибудь демон обязательно пробудится. Именно это и символизирует лозунг «Ктулху Фхтагн», который можно перевести, как «Ктулху ждёт».
Кстати, повелитель ждет своего часа не просто так, среди рыб, крабов и прочей водной живности. В глубинах Тихого океана находится целый подводный город Р’льех. Согласно легенде, этот город существует сразу в нескольких измерениях и хранит в себе сокровища знаний, накопленных внеземной расой. Как тут не вспомнить затонувшую Атлантиду!
Лавкрафтовский лозунг «Ктулху Фхтагн» позаимствовали некоторые националистические движения и группировки. Они используют его в качестве своеобразного мрачного намека на разрушительный потенциал копящейся злобы и обид, который однажды неминуемо выплеснется.
Демон Ктулху способен оказывать воздействие на человеческий разум. Однако его колоссальные способности частично блокируются толщей воды, под которой он спит. Поэтому влияние повелителя миров распространяется только на спящих людей. При желании он может насылать кошмарные сновидения на неугодных.
Кому служит Йог Сотот
Это еще один демон, описанный Говардом Лавкрафтом и некоторыми другими писателями-фантастами. Йог-Сотот встречается в рассказе «Ужас в музее», а также в романах Стивена Кинга «Нужные вещи» и «Иерусалимов удел». Йог Сотот обладает уникальной способностью существовать одновременно во всем пространстве и во всех временах. Парадоксально, но при этом он заперт вне видимой Вселенной.
Физическая форма демона заметно отличается от его собрата по пантеону — Ктулху. Йог-Сотот напоминает плавучее солнце, состоящее из множества светящихся шаров. Эти шары образуют беспорядочное нагромождение, они постоянно переливаются и изменяют свою форму. Можно провести параллель с мифических демоном Хермеусом Морой, обитающем во вселенной Тамриэль игровой серии The Elder Scroll.
Согласно Лавкрафту, Йог Сотот служит хранителем или привратником, охраняющим врата между мирами. По своей природе он нейтрален, однако сам вид демона исполнен глубокой космической угрозы.
Спрут кракен – прообраз Ктулху?
Нужно сказать, что Лавкрафт был далеко не первым изобретателем легенды про гигантского морского монстра, обладающего щупальцами и обитающими на дне океана. Википедия полагает, что писатель позаимствовал образ полинезийского божества моря по имени Тангароа. В мифах гавайцев упоминается эта хтоническая сущность, владеющая тайнами колдовства. Тангароа предстает в виде гигантского кальмара либо осьминога.
Впрочем, эта версия не единственная. В средние века суеверные моряки верили в существование гигантского спрута кракена, способного топить корабли. Именно гигантского спрута обвиняли в таинственных исчезновениях кораблей в районе Бермудского треугольника. Считалось, что кракен настолько велик размерами, что его случайно можно принять за небольшой остров.
Между прочим, гигантские осьминоги действительно существуют. Это удалось установить американскому зоологу Эддисону Веррилу. Конечно, обнаруженные им экземпляры не дотягивали до размеров мифического кракена. Тем не менее, зафиксирован случай отлова гигантского осьминога, длина тела которого составила 27 метров.
Ктулху-фетишизм. 13 вещей для настоящего культиста
Не секрет, что «Мифы Ктулху» прочно обосновались в современной массовой культуре. Особенно самое знаменитое божество лавкрафтовского пантеона – Ктулху, Зверь миров, спящий на дне океана. Этому персонажу посвящены веб-комиксы, песни, игры… Однако, кроме всего прочего, существует и настоящая индустрия Ктулху-аксессуаров.
Прежде всего, на ум приходят мягкие игрушки Ктулху. Думается, вы могли видеть нечто подобное. Многие мастерят такие игрушки сами. Зверь миров, правда, превращается, таким образом, во что-то милое и забавное. Впрочем, в этом характерная особенность массовой культуры – «снижение градуса» первоначальных образов или повествований. Отражением данной тенденции являются и веб-комиксы с их шутливой и абсурдистской атмосферой. Превращать страшное и серьезное в смешное и забавное – вот, что хорошо умеет современная массовая культура.
Несомненно, если вас интересуют предметы и вещи с тематикой Мифов Ктулху – вам нужно идти на www.etsy.com, где представляют свои творения различные мастера и интернет-магазины. Там огромный выбор всякой всячины. Поисковик данного сайта по запросу cthulhu выдаёт почти 3 тысячи совпадений.
1. Серия карманных идолов (Cthulhu Pocket Idol от Meatspider Studios). Это настоящие Ктулху-нэцкэ, мастерски выполненные миниатюрные статуэтки, размером около 5 сантиметров. Есть также и бюсты побольше – до 22 сантиметров высотой.
2. Своей сложной великолепной отделкой привлекает каменный диск Cthulhu Plaque, что-то вроде мемориальной доски, ручная работа весом чуть более килограмма и диаметром в 26 сантиметров.
3. Существуют специальные вязанные маски-балаклавы Ктулху. Культисты не должны мерзнуть зимой! А также стильные стимпанк-маски из кожи.
4. Свадебная экспозиция, выполненная из полимерной глины, раскрашенная акриловыми красками – Ктулху-жених и невеста.
5. Особое место следует отвести Ктулхужютерии. Огромное количество брошек, подвесок, сережек из различных материалов на ваш выбор!
6. Распространена также идея шахмат Ктулху. От смешных «милашек» до скульптурной работы над «серьезными» фигурками.
7. Безусловно, привлекает внимание скульптура Ктулху, выполненная с использованием реальных костей животных: енота, бобра и норки.
8. Стоит ли говорить об огромном количестве предметов быта, которые украшаются образами Ктулху. Здесь вам могут попасться и подушки, и ложки, и свеча в виде нашего океанского бога, и даже раскраски по мотивам лавкрафтовской вселенной.
9. Множество футболок с соответствующими принтами. Среди одежды встречаются и весьма любопытные задумки – например, галстуки с изображениями Зверя миров.
10. Если вы любитель стимпанка для вас есть Ктулху-очки. И это настоящее произведение искусства, скажу я вам! Ручная работа по латуни, серебру и меди, возможность замены линз, использование темных или светлых линз, варианты моделей с дополнительными элементами, как то: шестерни, компасы, часы, ключи, замки.
11. Керамические кружки, украшенные лепными фигурками разных чудовищ и надписью «Некрономикон».
12. Еще один любопытный предмет для настоящих творческих натур – тетрадь или скетчбук с объемной обложкой из уретановой резины, гордо именуемый Некрономиконом. Туда вы можете записать слова любимых заклинаний, призывающих Древних Богов.
13. И, наконец, листы из «Некрономикона» – «страницы» из этой книги на пергаментной бумаге с замысловатыми рисунками и надписями. Вы можете повесить их в рамке на стену или использовать в каких-либо других богомерзких целях.
Чего только ни бывает на свете и чего только ни сделают талантливые творческие люди, фанаты и любители творчества Говарда Лавкрафта. Как и любая вымышленная вселенная, обретшая свою армию поклонников, вселенная Мифов Ктулху пустила корни в карго-мире.
Поддержите DARKER!
Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!
Мы на YouTube
80 лет со дня смерти Говарда Лавкрафта – Москва 24, 15.03.2017
Ровно 80 лет назад умер знаменитый писатель Говард Лавкрафт. Его творчество повлияло на различные направления культуры: музыку, литературу, кино и компьютерные игры. Свой отпечаток писатель оставил и в культуре Сети, став фактически автором одного из первых мемов Рунета – Ктулху. В честь знаменательной даты мы решили вспомнить яркие вирусы, распространявшиеся в Сети, включая старичков вроде древнего бога, и новых звезд. Почему между Ктулху и Чаком Норрисом существует пакт о взаимном ненападении? В каком комиксе появится Сердитый котик? Кто такой этот негр с пальцем у виска? Ответы на эти вопросы и приятные воспоминания ищите в подборке сетевого издания m24.ru.
Фото: Zuma/ТАСС/Christopher Drost
Мем – любой контент в интернете, получивший, так называемую вирусную известность и оказавший значительное влияние на культуру Сети и реального мира.
Искренне Ваш, Капитан Очевидность.
Щупальца и не только
Начнем с творчества Лавкрафта и знаменитого Ктулху. В произведениях писателя это злобное божество с головой осьминога и телом, похожим одновременно на драконье и человеческое. Ктулху может управлять человеческим разумом, но его сдерживает толща океана, на дне которого он спит, поэтому влиять бог может только на сны чувствительных людей. Причем кошмары его авторства могут даже свести жертву с ума.
Как персонаж стал мемом, доподлинно не известно. Одна из версий – вирус распространился после того, как в 2006 году «Яндекс» провел голосование о вопросах, которые нужно задать на конференции Владимиру Путину, один из них касался его отношения к пробуждению древнего бога. Он вошел в список самых популярных, но официально задан не был.
Фото: Zuma/ТАСС/Serg Glovny
На самом деле к тому моменту образ Ктулху уже активно тиражировался в интернете. Пользователи вспоминали всемогущее божество и возможность его пробуждения активно и в различных ситуациях. Возвращение Ктулху обычно олицетворяло начало глобальной катастрофы. Поэтому можно сказать, что «нулевой пациент», заразившийся вирусом, нам неизвестен, зато влияние образа на Рунет очевидно.
Гипнобог с тентаклями распространил свое влияние не только в России, он не раз еще появлялся на страницах литературных произведений, образ также использован в творчестве групп Therion, Metallica, Samael и других. В 2006 году вышла еще и игра Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, влияние образа также есть в играх Alone in the Dark, Prisoner of Ice, Cthulhu Saves the World, Sherlock Holmes: The Awakened, Terraria и других.
Кроме того, именем этого божества названа область на Плутоне.
Ктулху – не единственный носитель щупалец в пантеоне Рунета. Еще один мем, а также для некоторых последователей полноценный бог – Летающий макаронный монстр. Этот создатель вселенной появился в 2005 году в Калифорнии. Его придумал Бобби Хендерсон, которому не нравилось преподавание религии в школах как обязательного предмета.
Он основал религию абсурда – пастафарианство. Главным постулатом стала догма: Летающий макаронный монстр с глазами-тефтелями создал наш мир, когда перепил. Это религиозное течение оппонирует традиционным церквям, давая возможность атеистам и агностикам открыто выражать свою точку зрения. В Рунете Летающий макаронный монстр также быстро приобрел широкую известность, изображения этого божества на разный манер активно распространялись и используются до сих пор.
Один автомобилист из столицы даже добился того, что его фото с дуршлагом, религиозным головным убором пастафарианцев, вклеили в водительские права.
Сейчас дело макаронного монстра живет и процветает.
Кото-мемы
Эти животные сами по себе один из главных интернет-вирусов. Культ четвероногих, несмотря на осуждение снобистского сегмента сети, не ослабевает. Сам термин «котики», например, иногда относят к бесполезной развлекательной информации в интернете. Кроме того, это единственные животные, чьи мордочки стали набором эмоджи, идентичных классическим смайликам.
Give your cat some extra treats today, it’s #InternationalCatDay ! 😺 pic.twitter.com/o6wDnTF62T
— NYAN CAT (@nyannyancat) 8 августа 2016 г.
И все же некоторые представители этого вида заслуживают отдельного внимания. Начнем с давних знакомых: Nyan cat он же Нянкот. В 2012 году видео, на котором котэ с телом-печенькой пролетает по космосу, оставляя за собой радужный след, заполонило YouTube. Незамысловатая анимация сопровождалась еще более простенькой песней, текст которой состоял из повторения на разный манер звука «ня» – так, по мнению японцев, разговаривают коты.
Мем – детище трех независимых авторов, японца под ником daniwellP, техасца Криса Торреса и пользователя под ником saraj00n. Первый создал песню «Nyanyanyanyanyanyanya», которая превратилась в саундтрек к нашумевшему видео. Торрес же нарисовал анимацию и разместил ее в интернете в формате gif. А неизвестный saraj00n обработал оригинальную песню, наложив дополнительную дорожку «ня», и приклеил ее к анимации. Через две недели ролик набрал два миллиона просмотров.
Позднее вышли игры с использованием этого персонажа, снимались другие видео о нем, появился даже сайт с бесконечной записью, где каждый может проверить, сколько секунд «няканья» он сможет выдержать. А в одной из версий операционной системы Android есть пародия на этот мем. Больше года Нянкот активно терроризировал Сеть, затем его популярность начала угасать.
Полной противоположностью умильного и радужного Нянкота стал еще один мем – Cердитый котик известный всему миру как Grumpy cat, появившийся в 2012 году. Кошка по кличке Соус Тардар с суровым выражением на мордочке получила вирусную популярность в сети почти сразу после того, как ее фотографию опубликовал брат хозяйки животного.
Множество снимков этого персонажа с различными подписями расходились по лентам соцсетей. Кошка известна своим недовольством по любому поводу, кроме конца света – это событие ей по душе. Но как насчет Нового года?
pic.twitter.com/uxM4iQ8ebq
— Grumpy Cat (@RealGrumpyCat) 1 января 2017 г.
Самой популярной долгое время была картинка, где под фото было написано одно слово – «Нет», или точнее, «No!».
Несмотря на то, что этот мем – практически ровесник Нянкота, его популярность не угасает и по сей день. Более того, в новой серии комиксов про кота Гарфилда также появится Grumpy cat. Недавно в официальном аккаунте животного в Twitter появилась обложка будущего номера.
IT’S OFFICIAL: Grumpy Cat & Garfield Comic Book Series coming Summer 2017https://t.co/CCCdyGfMou pic.twitter.com/zEUpQPJf5J
— Grumpy Cat (@RealGrumpyCat) 17 февраля 2017 г.
Последнее время в Рунете крайне популярен кот, который делает «Вжух!». Это отечественный мем, появившийся из картинки, размещенной в интернете аж в 2014 году, но получившей внезапную вторую жизнь в декабре 2016-го.
На оригинальном изображении толстый котэ в колпачке с серьезным лицом сидит на руках у хозяина. Снимок в таком виде тоже вирусился какое-то время, но не слишком долго. Через два года неизвестный автор дорисовал коту волшебную палочку и цветные линии ее взмаха. Теперь этот четвероногий интернет-волшебник владеет магией времени. Он может вызвать какое-нибудь событие одним только «Вжух!». Особенно популярен этот кот у студентов и школьников.
Скоро экзамены! #вжух pic.twitter.com/5pvfNt0Tyd
— Дипломная работа (@3aFollowMe) 22 февраля 2017 г.
Если не хочется рисовать на картинках, то «Вжух!» можно призвать и так:
.∧_∧
( ・ω・。)つ━・*。
⊂ ノ ・゜+
しーJ °。+ *¨)
.· ´¸.·*´¨) ¸.·*¨)
(¸.·´ (¸.·’ *
Вжух! И ты дочитал этот текст до конца.
Лица и личности
Некоторым людям также удалось стать мемами. Одним из первых и ярких представителей реальных личностей, образ которых стал вирусным, является американский актер Чак Норрис. В качестве мема своей эпичностью и всемогуществом Чак сравним разве что с Ктулху. Например, доподлинно известно, что Норрис может сделать все отжимания, его удар ногой с разворота может поразить противника сквозь пространство и время, а книги сами рассказывают ему нужную информацию, испытывая на себе его тяжелый взгляд.
We needed a little Chuck Norris to motivate us this Wednesday. #chucknorris #hyperhidrosis pic.twitter.com/DPIsUADREa
— RA Fischer (@ra_fischer_co) 8 марта 2017 г.
Мем родился из ролей актера в кино, где он играл невероятных, неубиваемых и со всех сторон эпичных персонажей. Со временем образ стал настолько гипертрофированным, что пользователи Сети, включая Рунет, стали активно подшучивать над ним.
Кстати, в мифологии интернета содержится свидетельство встречи Чака и Ктулху. Легенда гласит, что древний бог «захавал» Норриса, за что тот применил на противнике свой коронный удар ногой с разворота. В результате произошел большой взрыв и родилась наша Вселенная. После этого герой и бог заключили пакт о взаимном ненападении, поскольку повторная их встреча приведет к гибели этого мира.
Вирусный образ жив до сих пор. Шутки о Чаке Норрисе произносил даже сам актер в фильме «Неудержимые 2». А не так давно его упомянул в своем Twitter президент США Дональд Трамп.
Congratulations too our new security advisor Cordell «Cord» Walker. Looks a lot like #chucknorris though. pic.twitter.com/1tEXnSJA8Q
— Donald J. Trump (@reahDonaldTrump) 21 февраля 2017 г.
И еще немного о героях – на этот раз сражающихся на фронтах глупости. Если у вас есть знакомые, которые систематически терпят эпические провалы, то им смело можно присвоить звание «Лииииирооооой Джееенкиииинс». Этому мему уже более 12 лет, и хотя сейчас он не распространяется подобно вирусу в интернете, память о нем жива до сих пор.
Лирой Дженкинс – это имя персонажа игры World of Warkraft. Оно стало мемом после того, как управлявший персонажем игрок Бен Шульц подвел свою партию во время рейда на одно из подземелий игры. Команда долго обсуждала тактику нападения на пещеру, заполненную монстрами, но Шульц в это время отсутствовал – разогревал ужин.
Он вернулся, когда обсуждение уже подходило к концу и, не дожидаясь никаких рекомендаций от товарищей, ринулся в бой с криком «Лиииииирррооооооой Джееееенкииииинс!». Вся партия поспешила за ним вслед, в итоге персонажи игроков в скором времени погибли, так и не зачистив подземелье.
«Подвиг» Шульца был заснят на видео, и раздосадованная поражением команда выложила его в интернет. Вскоре ролик начал активно распространяться и получил широкую известность даже за пределами игрового сообщества. А в игре WoW появилось достижение «Лиииииирррооооооооой?».
Иногда мемом в сети становится не поступок и не образ в целом, а например отдельное выражение лица героя. Последним вирусом в этой категории стал Roll Safe, известный в Рунете как «негр с пальцем у виска». Этот персонаж даст вам лучший из худших советов в жизни.
Оригинальная картинка – кадр из сериала «Hood Documentary» («Документалка на районе») с лицом актера Кайоди Эвуми. В сериале герой в этот момент говорил, что одна из героинь нравится ему не только из-за красоты, но и ума.
В меме же образ используется для раздачи вредных советов. Например, «Тебе не нужно будет убирать комнату, если у тебя нет никакой комнаты» и прочих рекомендаций в том же духе. Сначала вирус захватил западный сегмент социальной сети Twitter, а уже затем начал активно переходить в Рунет. Вирус один из самых актуальных – он пришел к нам примерно с начала февраля 2017 года.
You can’t disappoint your parents if you never made them proud in the first place pic.twitter.com/tPTZ5gcwFs
— RollSafe (@RollSafeMemes) 7 февраля 2017 г.
Неведомые твари
В 2016 году в Рунете стала распространяться картинка с дощечкой, на которой естественный узор напоминает морду неизвестного животного. Под этим «лицом» кто-то подписал приветствие «Дратути!», и мем обрел жизнь.
Правда безоговорочной любви пользователей существо так и не получило. Во-первых потому, что прочтение слов «здравствуйте» в таком формате было заимствованно из стародавней передачи «Городок», а во-вторых – сама картинка, по некоторым данным, тоже не новая. И все же мем пожил в сети какое-то время, некоторые пользователи даже стали искать другие изображения с лицами на неодушевленных предметах.
Куда скидывать деньги на лечение…. pic.twitter.com/WgBW4PLVvL
— 4chan (@rus4chan) 24 июля 2016 г.
Зато другое неведомое нечто по имени Ждун покорило Рунет безоговорочно. Это существо с головой морского слона, телом личинки и руками пожилого человека, которое находится в бесконечном ожидании.
Фотография скульптуры, созданной голландской художницей Маргрит ван Бреворт, заполонила интернет и стала очень популярна в русском сегменте. Художница назвала свое творение Homunculus loxodontus (слоноподобный гомункул). Она отметила, что это собирательный образ людей, ожидающих в больничных очередях. Собственно, и поставили скульптуру в медицинском центре Лейденского университета.
Фото: m24.ru/Никита Симонов
Пользователи Рунета переименовали образ в Ждуна и начали делать различные картинки, обыгрывая ожидание, которое иногда преследует граждан в быту. Некоторые эксперты отмечают, что образ стал известным именно в России, потому что очереди занимают не последнее место среди затрат времени у населения страны.
Мем стал настолько популярным, что уже успешно перекочевал в реальность в виде сувениров. А недавно он даже посетил отделение «Почты России». В МГУ установили импровизированную реплику скульптуры в честь Дня радио. А настоящий собственный памятник Ждуну может появиться в столице, если проект поддержат горожане.
Лучшие игры про Ктулху — божество из Р’льеха
Зловещее божество из книг Говарда Лавкрафта, почивающее на дне Тихого океана (и способное влиять на разум человека) и секта поклоняющихся ему фанатиков давно привлекают игроделов.
Давайте выясним, какие игры про Ктулху самые интересные!
Литературные истоки
«В своем доме в Р’льехе мертвый Ктулху ждет, сны видит…»
Впервые Ктулху появился в рассказе «Зов Ктулху» (The Call of Cthulhu), принадлежащему перу американского писателя Говарда Лавкрафта. Изначально его напечатал бульварный журнал Weird Tales («Фантастические истории») в 1928. Популярность он получил, как и другие произведения автора, уже после смерти писателя. Постоянно переиздавался и был переведен на многие языки.
Рассказ положил начало вселенной, названной «Мифами Ктулху». Помимо самого Ктулху, в ней есть другие чудища, и в целом своя сложная мифология.
В «Зове Ктулху» речь идет о различных людях, которые расследуют дело дьявольского культа, и о сектантах, которые поклоняются таинственному божеству.
Вас когда-то пугали книги?
В последней из трех частей рассказа можно прочитать историю помощника капитана Йохансена. Вместе с другими моряками он совершал рейс на шхуне, пока та не сбилась с курса и не встретилась с пиратской яхтой. Пираты потребовали от моряков чтобы те повернули назад, но моряки ослушались. Они вступили в схватку с пиратами и им удалось победить. Йохансен взял на себя командование яхтой. На ней же моряки нашли жуткую статуэтку странного идола, вызывающего ужас и отвращение.
Моряки причалили к острову-городу, который оказался Р’льехом. Решили осмотреть его из любопытства и набрели на огромную дверь. В проеме появился великий Ктулху, пробудившийся ото сна. Кто-то погиб от страха, кого-то чудище проглотило заживо…
Ктулху готовится к атакеКтулху готовится к атаке
Выжил лишь Йохансен, который описал происшедшее в рукописях. Через время Р’льех ушел под воду. Но Ктулху все равно должен пробудиться.
Злой бог из Р’Льеха
Внешностью Ктулху подобен одновременно осьминогу, дракону и человеку; он принадлежит роду Древних, ровесникам Вселенной, и лежит во сне, на вершине подводного города Р’льех, затерянного посреди Тихого океана. «При верном положении звезд» Р’льех появляется над водой. Тогда Ктулху освобождается.
У него есть множество почитателей, сектантов, а культы существуют во всех уголках Земли. Ктулху способен влиять на разум людей, но из-за своего нахождения под толщей воды ему остается лишь влиять на сновидения особенно чувствительных личностей. Некоторые сны, навеянные Ктулху, способны довести до сумасшествия.
Мемы о Ктулху
Рассказ в дальнейшем экранизировался, а в середине двухтысячных, нежданно-негаданно Ктулху стал интернет-мемом. В 2006 году на пресс-конференции президенту В. Путину даже задавали вопрос, как он относится к пробуждению Ктулху. Популярны в Сети были также фразы «фтагн», «зохавать» и т.п., сопровождавшие веселые картинки с божеством.
Ктулху стал героем множества мемов. Вариация шутки на тему поклоненияКтулху стал героем множества мемов. Вариация шутки на тему поклонения
Как вообще персонаж старого, казалось бы, почти забытого рассказа вдруг стал мемом и даже вновь привлек читателей к первоисточнику? Тем более что как литератора Лавкрафта оценивают по-разному. Сложно сказать. Напишите, что вы думаете об этом в комментарии.
Тематика привлекла внимание разработчиков. На основе историй Лавкрафта стали делать компьютерные игры. Один из первых таких проектов вышел в 1993 году.
1993: Shadow of the Comet
Shadow of the Comet (также известная как Call of Cthulhu: Shadow of the Comet) — классический квест старой школы с пиксель-хантингом и тому подобными милыми особенностями, разработанный и изданный Infogrames.
Старинные страшные дома и жуткие пейзажи прилагаютсяСтаринные страшные дома и жуткие пейзажи прилагаются
Сюжет завязывается самым захватывающим образом. 1910 год. В американский городок приезжает лондонский фотограф Джон Паркер. Его заинтересовали изыскания лорда Болескина, наблюдавшего некую комету. Однажды лорд увидел в телескопе нечто, что буквально свело его с ума. И вот, фотограф Джон Паркер хочет запечатлеть ту самую комету и узнать подробности об этом лорде.
Прогуливаясь по городку, он наталкивается на секту, которая поклоняется Ктулху, а теперь она хочет уничтожить незваного свидетеля.
Для игры существует русский неофициальный перевод — его можно найти в СетиДля игры существует русский неофициальный перевод — его можно найти в Сети
Несмотря на то, что изначально она выпущена в эпоху системы DOS, в нее можно поиграть и сейчас — она доступна в GOG и Steam. Имеется также непрямое продолжение, Prisoner of Ice (1995). Помимо ПК, оно уже попало на консоли, в частности, Saturn и PlayStation; тоже есть в GOG.
1998: Anchorhead
Продолжим рассказ о самых первых играх про Ктулху. Anchorhead — это interactive fiction или текстовый квест. Игры такого жанра были распространены до появления графических квестов, но продолжили появляться и потом. Суть в чтении сюжета и выборе вариантов действия, которые приведут к новым поворотам в истории.
Создал ее всего один человек по имени Майкл Джентри (Michael Gentry): он не только написал код игры, но и сюжет по мотивам книг Лавкрафта.
Иллюстрированное издание игрыИллюстрированное издание игры
Изначально Anchorhead вышла в 1998 году. Позже появилось издание с иллюстрациями, а сейчас ее можно купить в Steam.
2005: Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth
Пришла пора перейти к самому известному и крупному, по меркам своего времени, проекту — Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. «Темные уголки Земли» была разработана британской Headfirst Productions. В России издавалась 1С в полном переводе «Акеллы».
Обитателей городка не назовешь приятными личностямиОбитателей городка не назовешь приятными личностями
Действие разворачивается во вселенной Лавкрафта. Она почти не связана с оригинальным рассказом, зато имеет много общего с двумя повестями писателя — «Тень над Иннсмутом» и «За гранью времен».
Начинается игра с того, что детектив Уолтерс выполняет задание в доме в Бостоне. В подвале он находит странное устройство, которое оказывается порталом в параллельный мир. Находка вызывает умопомешательство детектива. Он попадает в сумасшедший дом на несколько лет. Однако это лишь завязка. Вернувшись к работе, сыщик выйдет на зловещий тайный орден Дагона. Много еще будет мистических событий, много проявится чудищ, также игрока ожидает весьма неординарная концовка.
Есть патч, добавляющий поддержку широкоформатных экрановЕсть патч, добавляющий поддержку широкоформатных экранов
Героя будут сопровождать галлюцинации — фишка проекта. По жанру это приключенческая игра (присутствуют головоломки) с элементами шутера от первого лица. Имеются простые stealth-элементы, когда игроку нужно стараться быть незаметным. Ее неплохо оценили, но критиковали за баги. Любителям приключений все равно стоит попробовать, тем более что игра есть в актуальных системах дистрибуции.
Авторы также разрабатывали два продолжения, Call of Cthulhu: Destiny’s End и Call of Cthulhu: Tainted Legacy. Оба были отменены.
2007: Sherlock Holmes: The Awakened
Sherlock Holmes: The Awakened, в русской версии названная «Шерлок Холмс и секрет Ктулху» — детективная игра от Frogwares.
Играли в игры про Шерлока Холмса от Frogwares?
Знаменитый английский сыщик Шерлок Холмс в один прохладный осенний день откликается на просьбу своего соседа разобраться, куда же пропал его слуга, который и так последнее время вел себя странно. Случайно Холмс и его друг доктор Ватсон выходят на секту почитателей Ктулху.
Локации в The Awakened очень большие и часто открытыеЛокации в The Awakened очень большие и часто открытые
Это прежде всего квест, с головоломками и подчас весьма сложными, однако играется он очень свежо и даже динамично — во многом благодаря виду от первого лица. Странно, но по ощущениям это напоминает подчас шутеры, но главное оружие здесь не автоматы и ружья, а дедукция, смекалка и здравый смысл. Хотя в одном эпизоде придется пострелять.
Улицы Лондона можно разглядывать с видом от первого лицаУлицы Лондона можно разглядывать с видом от первого лица
При этом авторы воплотили даже задачки, полагающиеся на физику. Сюжет очень концентрированный и забросит игрока то на лондонские улицы, то в морской порт и бар «Русалка» со странными посетителями, то в частные владения, куда заведут Холмса дальнейшие попытки разобраться в тайне; заставит оказаться в психиатрической клинике и на темном острове c маяком (где случится развязка).
Можно еще отметить русскую локализацию, в которой особенно удались главные герои (голос Холмса — Борис Репетур).
Квартира Холмса и ВатсонаКвартира Холмса и Ватсона
Позже авторы выпустили новое издание, улучшив графику, добавив помощь в прохождении и дополнительный классический вид «со стороны», как в старых квестах. Именно оно доступно в Steam.
2018: Call of Cthulhu
А это уже новейшая на данный момент игра про Ктулху от французской компании Cyanide, известной по Styx: Master of Shadows и еще добром десятке игр в самых разных жанрах. Полное название, Call of Cthulhu: The Official Video Game имеет такую приставку, потому что ее издатель Focus Home Interactive обзавелся лицензией на оригинальную настольную ролевую игру 80-тых.
За красивую графику здесь отвечает «рабочая лошадка» всех движков — Unreal EngineЗа красивую графику здесь отвечает «рабочая лошадка» всех движков — Unreal Engine
Этот «Зов Ктулху» представлен в жанре приключенческого хоррора. Авторы дополнили ее элементами RPG и даже условным открытым миром.
Дело происходит в 1924. Главный герой — частный детектив Эдвард Пирс, который расследует смерть семьи Хокинсов, погибших в пожаре в своей усадьбе.
Эдварду Пирсу будет нелегко сохранить рассудок, столкнувшись со сверхъестественнымЭдварду Пирсу будет нелегко сохранить рассудок, столкнувшись со сверхъестественным
В дальнейшем Пирс втягивается в попытки разобраться в том, что же вообще происходит в городе Даркуотер, куда его забросила судьба. Вдобавок Пирса преследуют кошмары, которые ему снятся после Первой мировой.
У этих сектантов своя атмосфераУ этих сектантов своя атмосфера
Игра получила положительные оценки. Критики отметили высокую динамику, которой от нее поначалу не ожидаешь, красивые и детализированные локации, умело нагоняемый страх, который чередуется с передышками. Читайте наш обзор игры! Попробовать однозначно стоит всем поклонникам хорроров и приключений.
2019: The Sinking City
Выход The Sinking City должен состояться летом 2019 года. Frogwares уже несколько раз переносила дату выхода, видимо из-за больших амбиций.
Ранее благополучный город совсем обветшалРанее благополучный город совсем обветшал
Главный герой здесь, внезапно, детектив. Чарльзу Риду придется посетить город Окмонт в штате Массачусетс, некогда процветающий, а ныне заброшенный и упадочный. Многократные наводнения совсем разрушили инфраструктуру, превратив его, местами, в кошмарный вариант Венеции. Жители страдают от массового умопомешательства, за которым стоят сверхъестественные силы.
Перемещаться здесь часто придется на моторной лодкеПеремещаться здесь часто придется на моторной лодке
Создатели игры посещали Бостон, с которого списан их город, для того чтобы достоверно смоделировать его в игре; изучали множество описаний близлежащих мест в литературе тех годов, прорабатывали планировку и характерную архитектуру.
Придется проводить расследования, осматривать сцены преступлений и допрашивать подозреваемых. Frogwares решила перейти на новый уровень и воплотить задуманное в форме приключения в открытом мире (мало кто знает, что это не первый open world проект компании — см. 80 Days).
На пути героя встретится много разнообразных личностейНа пути героя встретится много разнообразных личностей
Зная умение разработчиков выстраивать интересные детективные сюжеты, «Тонущий город» однозначно стоит подождать. Остается надеяться, что увлеченность политическими отсылками не сыграет негативной роли в восприятии проекта.
2019: Stygian: Reign of the Old Ones
Еще одна разрабатываемая игра по мотивам мифов Ктулху, чей выход запланирован на 2019 год. Перед нами представитель ролевых с игр с двумерной графикой, отчасти нарисованной вручную.
В постапокалиптическом мире Stygian: Reign of the Old Ones Древние — к которым относится и главный герой статьи — вернулись, поэтому человеческие города охвачены безумием: по ним свободно разгуливают призраки и чудовища, а также довольные пришествием своих богов культисты.
В этом проекте можно создать своего героя и отправиться на борьбу со сторонниками злых боговВ этом проекте можно создать своего героя и отправиться на борьбу со сторонниками злых богов
Предстоит участвовать в сражениях, используя черную магию и подвергать душевное здоровье своих персонажей постоянной угрозе. Хочется верить, что душевное здоровье игроков не пошатнется, ибо градус безумия здесь взвинчен неплохо. Авторы обещают большую вариативность, впрочем утверждают, что их RPG нельзя назвать хардкорной.
В октябре прошлого года у VGTimes состоялся разговор с разработчиками, турецкой студией Cultic Games, в котором они поделились информацией о работе над проектом.
Другие игры про Ктулху
Давайте пробежимся по другим играм, связанным с мифами Ктулху.
Произведения писателя оказали немалое влияние на знаменитые франшизы, такие как серия игр Quake, как ни странно. Финальный злодей в самой первой части, Шуб-Ниггурат — одно из божеств во вселенной Лавкрафта.
Самый подходящий жанр для игр по Лавкрафту?
«Лавкрафтовской» по духу можно смело назвать серию игр Alone in the Dark. Она также содержит отсылки к «Некрономикону».
Какая хоррор-серия лучшая?
В этой серии есть отдельная часть, полностью базирующаяся на истории Ктулху, Alone in the Dark: Illumination 2015 года. К сожалению, она не дотянула до других проектов серии и получила слабые оценки.
Alone in the Dark: Illumination, последняя часть знаменитой серии, получила разгромные оценки, «иллюминаты» в этом случаи оказались беспомощныAlone in the Dark: Illumination, последняя часть знаменитой серии, получила разгромные оценки, «иллюминаты» в этом случаи оказались беспомощны
Две части квеста от турецких разработчиков Zoetrope Interactive, Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder (2007) и The Dark Lineage (2010) — тоже однозначно «лавкрафтовские».
Керосиновая лампа в Darkness Within 2 станет незаменимаКеросиновая лампа в Darkness Within 2 станет незаменима
Как и хорроры Amnesia: The Dark Descent (2010) и Amnesia: A Machine for Pigs (2013). Отсылки к Лавкрафту содержит мистическая Alan Wake (2008) от Remedy.
А в инди-игре Cthulhu Saves the World (2010) и вовсе предстоит сыграть за самого Ктулху, который пытается вернуть себе силы, отобранные у него волшебником.
Хотели сыграть за Ктулху?Хотели сыграть за Ктулху?
Какая из вышедших игр подборки лучше передает дух Лавкрафта?
* * *
Надеемся, игры подборки помогут вам провести мистические часы, а может и здорово напугаться. Остается только предупредить: не пытайтесь пробудить Ктулху самостоятельно.
Фильмы по Лавкрафту про Ктулху, Некрономикон и не только | Кино#
Лавкрафт — один из немногих мастеров хоррора ХХ века, которые смогли придумать нечто по-настоящему страшное. О его жутких мирах хочется не только читать, их хочется увидеть на большом экране, в фильмах, снятых с применением всей мощи современного кино. Однако этот орешек киноделам явно не по зубам. Фантазии не хватает, чтобы экранизировать произведения Говарда Филлипса Лавкрафта.
Единственное прижизненное издание Лавкрафта вышло крошечным тиражом
Сейчас Лавкрафт считается одним из основателей жанра ужасов, мудрости которого должны смиренно причащаться Стивен Кинг и Клайв Баркер. В чём-то это справедливо. Можно сказать, Лавкрафт создал новое направление в литературе ХХ века. Никто до него не сталкивал человека с таким хтоническим непознаваемым ужасом.
За спиной Лавкрафта стоят такие гиганты, как Эдгар По, Артур Конан Дойл, Амброз Бирс и лорд Дансени, но и перечень имён его последователей занял бы не одну страницу: Август Дерлет, Лайон Спрэг де Камп, Роберт Блох, Фриц Лейбер, Брайан Ламли, Колин Уилсон и многие-многие другие.
Почти все его произведения (в том числе принёсшие впоследствии славу «Зов Ктулху» и «Дагон») написаны в период с 1915 по 1935 год. При жизни Лавкрафт не выпустил ни одной книги, его уделом были литературные журналы и периодика. Сборник «Тень над Инсмутом», выпущенный в 1936 году тиражом 150 экземпляров, всё-таки нельзя считать полноценным изданием.
Час Лавкрафта наступил уже после смерти, когда его друг и поклонник Август Дерлет основал издательство Arkham House, чтобы донести до читателей наследие кумира. С 1939 года произведения Лавкрафта начали появляться в книжном виде. Сейчас придуманная писателем мифология зажила самостоятельно, в одном ряду с мифами Египта, Британии, Рима или Шумера. Использующие её современные авторы не всегда знают, что Шаб-Ниггурат, Йог-Сотот, Ктулху и «Некрономикон» возникли из небытия меньше века назад.
По произведениям Лавкрафта сделано 85 фильмов и около десятка видеоигр. Причём большинство работ приходится на XXI век. Внушительное число, хотя и несколько завышенное, потому что львиную долю этих фильмов связывают с Лавкрафтом лишь имена и названия. Например, в «Зловещих мертвецах» Сэма Рейми книга заклятий носит имя «Некрономикон», а в «Городе живых мертвецов» Лучио Фульчи город называется Данвич.
Картин, которые сняты по конкретным произведениям, гораздо меньше. Но даже три или четыре десятка — слишком много, чтобы рассказать обо всех в одной статье. Поэтому ограничимся лишь самыми интересными, оставив читателям и зрителям поле для самостоятельного исследования.
Заколдованный замок (1963)
«Заколдованный замок» — картина о непростых взаимоотношениях отцов и детей
Впервые Лавкрафт попал на экраны в 1963 году. Фильм Роджера Кормана «Заколдованный замок» основан на романе Лавкрафта «Случай Чарльза Декстера Варда» (1927), который считается одним из крупнейших произведений писателя. Сюжет типичен для готического романа: злой колдун, убитый в XVIII веке жителями Аркхэма (Данвич и Аркхэм — придуманные Лавкрафтом города, как Дерри в штате Мэн у Стивена Кинга) пытается снова воплотиться через своего потомка, который чрезмерно увлёкся оккультизмом.
В главной роли — точнее, в двух главных ролях: колдуна Джозефа Кёрвина и его наследника Чарльза Варда — снялся прославленный Винсент Прайс. Другой великий актёр ужасов, Борис Карлофф, которого звали на роль хранителя древнего замка, не смог принять предложение из-за проблем со здоровьем. Но в итоге эту «должность» занял Лон Чейни-младший — так что актёрский состав был поистине звёздным.
В 1992 году на основе этого же романа Дэн О’Бэннон (да, тот самый сценарист, придумавший Чужого) снял картину «Воскресший». Но у него вышел не мистический хоррор, а кровавый трэш с плотоядными зомби и танцующими скелетами.
В версии Дэна О’Бэннона проблема отцов и детей приобрела более современное звучание
Ужас Данвича (1970, 2009)
Дважды экранизировали и «Ужас Данвича» (даже трижды: есть ещё короткометражка 2006 года). В старой версии главную роль исполнил Дин Стокуэлл («Лангольеры», «Квантовый скачок»). Режиссёр Дэниэл Хэллер (за пять лет до этого он уже делал лавкрафтовский фильм — «Умри, монстр, умри!» по рассказу «Сияние извне») достаточно бережно обошёлся с первоисточником, даже атмосфера передана вполне убедительно.
Однако картину это не спасло. Там, где в книге, затаив дыхание, следишь за злоключениями героев, в фильме становится скучно. При переносе на экран сюжет стал предсказуемым, а действие — вялым. Жуткая история «мертворождённого» близнеца снята беспомощно даже для 1970 года: декорации бедны, а нелепые анимационные вставки начисто разрушают мистический настрой.
Ужасы, которые творились в Данвиче в 1970 году, не слишком впечатляют
Телеверсия 2009 года сделана Ли Скоттом, который за последние годы снял более дюжины ужастиков, правда, в основном малобюджетных. Сюжет в ней изрядно обрезан, действие осовременено, вместо брата главного героя — вызванный семейством демон. Но основа сюжета уцелела: таинственный дом, семейство, охраняющее жуткий секрет, и нечеловеческое существо, требующее постоянных жертв.
В целом Скотт сделал типовой ужастик: атмосферы Лавкрафта там поменьше, проверенных временем ходов побольше. Но при этом, как ни парадоксально, фильм производит более сильное впечатление, чем версия 1970 года.
Самым последовательным адептом Лавкрафта в кино стал режиссёр Стюарт Гордон, сделавший по рассказам писателя аж пять фильмов. Наиболее известны три: «Реаниматор» (1985) по повести (точнее, циклу рассказов) «Герберт Уэст, реаниматор», «Извне» (1986) по рассказу «За пределами бытия» и «Дагон» (2001), снятый, как ни странно, не по одноимённой истории, а по «Тени над Инсмутом».
Реаниматор (1985)
«Реаниматор» стал первой киноработой театрального режиссёра. Идея снять подобное кино возникла как противовес многочисленным вампирятникам. Изначально Стюарт хотел экранизировать историю Франкенштейна, а по повести поставить спектакль. Потом сериал. И, наконец, появился полуторачасовой фильм, подготовленный как пилот будущего сериала из 12 частей.
На что только не пойдёт ради науки настоящий реаниматор!
Из истории доктора Уэста взяли только основу — образ безумного учёного, пытающегося любой ценой победить смерть. Действие перенесли в современный Чикаго, а основным наполнением картины стала кровавая расчленёнка. Концентрация трэша зашкаливала настолько, что продюсеры даже не стали представлять результат рейтинговой комиссии. История создания этого фильма очень интересна (для примера: он был снят за 20 (!) дней), но к Лавкрафту, увы, отношение имеет довольно косвенное.
Зато фильм моментально стал «классикой ужасов» и получил два продолжения: «Невесту реаниматора» (1989) и «Возвращение реаниматора» (2003), а на 2010 год запланирована очередная часть: «Дом реаниматора».
Извне (1986)
Вторая работа Гордона по степени безумия как нельзя лучше соответствует первоисточнику. Действие развивается вокруг некой машины, пробившей канал в другие измерения. Однако учёные, создавшие её, не осознавали последствия эксперимента: главному изобретателю попросту отъели голову, а те, кого не покусали пришедшие из-за грани чудовища, начали сходить с ума.
Это одна из немногих экранизаций, где показана любимая Лавкрафтом тема столкновения с неведомым. Хотя иной мир явлен слишком вещественным (монстры, как ни парадоксально звучит, современным зрителем воспринимаются как нечто обыденное), слабость человека, рискнувшего покинуть границы обжитого мира, показана очень удачно.
Мир «Извне» оказался наполнен чудовищами, но при этом почему-то гламурно-розов. Наверное, для маскировки
Дагон (2001)
Третий фильм Гордона считается одной из самых удачных экранизаций Лавкрафта. Зачин традиционный: герои — Пауль и Барбара — попадают на остров, жители которого ведут себя странно. После череды приключений обнаруживается, что всё население города Инсмут — слуги морского бога Дагона, а человеческих женщин они используют в качестве инкубаторов для увеличения популяции. Такая судьба уготована и Барбаре.
Разумеется, весь фильм герои будут пытаться спастись и в конце концов им это почти удастся. Счастливый финал смазывается разве что неожиданными подробностями, касающимися родословной главного героя… И вот тут кроется основное расхождение с первоисточником.
У Лавкрафта рассказчик — наблюдатель. Поддавшись любопытству, он отправляется в таинственный город, но, убедившись, что опасность реальна, сразу же сбегает прочь. И поэтому, когда загадка Инсмута догоняет его через долгое время, это выглядит как неотвратимый и жестокий фатум. В фильме же вмешательство (пусть и невольное) героя в жизнь Инсмута настолько активно, что финал не вызывает никаких особых эмоций: Пауль уже стал частью этой истории.
«Дагон» (2001): одна из самых ярких экранизаций Лавкрафта. Правда, и одна из самых неточных
Стюарт Гордон обращался к Лавкрафту ещё дважды. В 1985 году по рассказу «Изгой» он снял жуткую, полную насилия и крови ленту «Урод в замке», а в 2005-м сделал для сериала «Мастера ужасов» серию по рассказу «Сны в ведьмином доме».
Помимо «Дагона», мотивы «Тени над Инсмутом» можно найти в итальянской картине 1979 года «Остров Амфибий», снятой Серджо Мартино. Но подробного рассказа этот фильм не заслуживает, от Лавкрафта в нём осталась разве что древняя раса рыболюдей.
Гемоглобин (1997)
Фильм Питера Сватека основан на рассказе «Затаившийся ужас». Герой — потомок выродившегося в результате кровосмешения и мутаций рода — приезжает на остров, где находится старый дом его семьи. Юноша умирает из-за генетического заболевания крови и хочет узнать больше о своих предках.
Если чересчур интересоваться семейной историей, семейная история может заинтересоваться тобой. Герой фильма «Гемоглобин» в этом убедился
Как ни странно, «Гемоглобин» — одна из лучших экранизаций Лавкрафта. Не потому, что в ней собрались хорошие актёры — хотя Рутгер Хауэр и Рой Дюпуи играют прекрасно. И не потому, что она буквально следует первоисточнику (атака мутантов, снятая чуть ли не в стиле Ромеро, — мягко говоря, не совсем лавкрафтовский ход). А потому, что, кроме мистической стороны, в фильме отчётливо прослеживается и драматическая. Герой на грани смерти мучительно пытается найти себя в так неожиданно изменившемся мире. Он своим существованием обязан инцесту, омерзительному кровосмешению, так как теперь относиться к себе и к окружающим?
Наличие драматической составляющей — большая редкость для экранизаций Лавкрафта, поэтому если бы существовал рейтинг соответствия, «Гемоглобин» заслуживал бы высокой оценки.
Сокрытый ужас (1994)
Другая вариация на тему этого рассказа — «Сокрытый ужас» Кортни Джойнер. В ней снялся Джеффри Комбс, игравший в «Извне» и во всех трёх «Реаниматорах». Здесь уже нет никакой драмы: крепкий и довольно динамичный боевик, в котором от жуткой атмосферы рассказа не осталось ровным счётом ничего. Просто заброшенное кладбище и пытающиеся вырваться на волю зомби-каннибалы. И не спрашивайте, при чём тут Лавкрафт.
А такими потомки проклятого рода предстали в версии 1994 года
Перечислив игроков «большого дивизиона», нельзя не упомянуть о ежегодном «фестивале лавкрафтовского кино» в Портленде. Фильмы, которые там демонстрируются, достаточно регулярно берут первые места на фестивалях артхаусного и анимационного кино, выходят на DVD-сборниках, однако широкому зрителю остаются неизвестными. Именно эти фильмы и составляют львиную долю лавкрафтовской фильмографии.
Нельзя сказать, что там сплошные шедевры: всё-таки энтузиазм и искренняя любовь не всегда компенсируют отсутствие мастерства и бюджета. Заметная часть короткометражек грешит избыточностью пересказа, то есть сюжет даётся не через действие, а только и исключительно через авторский текст, а видеоряд в это время идёт нейтральный и необязательный. Впрочем, есть и приятные исключения. К примеру, работа голландца Дьи Хан Тунга «Межзвёздное пространство» по одному из незаконченных рассказов, старая, ещё 1980 года «Музыка Эрика Занна» Джона Страйсика, в основу которой лёг одноимённый рассказ, или мультфильм «Р’льех».
Фестивальный мультфильм «Другие боги» по одноимённому рассказу
К слову, «Музыка Эрика Занна» — один из рассказов-чемпионов. Эту историю о старике, в чьё окно смотрела бездна, заставляя его сочинять невиданную музыку, экранизировали четырежды (всё — короткий метр или компиляции), а в 2002-м в США по ней поставили мюзикл. Лучшей — и по объёмности персонажей и по мистической атмосфере — стала, пожалуй, версия американца Джареда Сколника 2009 года. Остальные до неё в разной степени не дотягивают.
Зов Ктулху (2005)
Пожалуй, самой интересной экранизацией за последние годы (считая даже фильмы большого экрана) стал «Зов Ктулху» режиссёра Эндрю Лемана, снятый в 2005 году. Бюджет фильма составил 50 тысяч долларов, а релиз изначально предполагался только на DVD, ни о каком прокате создатели даже не думали. «Зов Ктулху» — почти дословное воплощение одноимённого рассказа, стилизованное под чёрно-белое немое кино двадцатых годов. Вероятно, именно так выглядела бы прижизненная экранизация.
«Зов Ктулху» — самая аутентичная из экранизаций Лавкрафта
Снятое на «цифру» изображение было состарено по специальной технологии, а естественная для немого кино экзальтация актёрской игры восхитительно точно передаёт атмосферу поздневикторианской эпохи, одним из последних представителей которой был Лавкрафт — ведь и по стилю, и по языку он тяготел скорее к XIX веку, чем к XX.
Сводящие с ума своей дикой геометрией пейзажи Р’Льеха, нарочито примитивная анимация самого Ктулху, прекрасный грим героев — все эти нюансы делают «Зов Ктулху» едва ли не лучшей экранизацией Лавкрафта всех времён: сама стилистика фильма стала одним из элементов сюжета, форма подачи оказалась идеально соответствующей содержанию.
Кроме того, этот фильм задал своеобразный канон для экранизаций. Вышедший два года спустя полнометражный «Шёпот во тьме» Мэтта Хандли решён в такой же ретро-стилистике — и снова вполне удачно.
Подробно рассказать об остальных фильмах в одной статье не хватит места. Можно упомянуть пятикратно экранизировавшийся рассказ «Модель Пикмена» о художнике, который рисовал демонов с натуры, — короткометражки 1981 года (режиссёр Кэти Уэлш), 2003 года (режиссёр Рик Тиллман) и 2008 года (режиссёр Гари Фиерро), серия в сериале «Ночная галерея» (1972) и фильм Рикардо Харрингтона «Чилийская готика» 1999 года.
Несколько раз попадал на экраны рассказ «Холодный воздух» — о человеке, который пытался продлить своё существование в уже умирающем теле. Есть дилогия под названием «Невыразимый ужас» по рассказам о Рэндольфе Картере: первая часть снята на основе рассказа «Неименуемое», а вторая — по «Показаниям Рэндольфа Картера».
«Некрономикон: Книга мёртвых». От некоторых «экранизаций» действительно хочется отвернуться
Командой из трёх режиссёров сделан фильм «Некрономикон: Книга мёртвых» (1993, режиссёры — Кристоф Ганс, Шусуке Канеко, Брайан Юзна). Три новеллы, в разной степени соотносящиеся с рассказами «Крысы в стенах», «Холодный воздух», «Шёпот во тьме» и отчасти — «За пределами бытия», объединены в сюжет, где якобы сам автор разыскивает в старой библиотеке древний манускрипт.
А вот стоит ли вносить в фильмографию хентайное аниме «Книга Некрономикона», в котором присутствует, помимо заглавного талмуда, ещё и реаниматор Герберт Уэст, — большой вопрос. Наверное, всё-таки не стоит.
Дополнение Александра Гагинского
Наш рассказ будет неполным без величайшей неснятой экранизации Лавкрафта — застрявшего в производственном аду проекта Гильермо Дель Торо. Режиссёр «Лабиринта Фавна» и «Багрового пика» держит дома статую Лавкрафта, обожает его книги, а одну из них, «Хребты безумия», уже много лет пытается экранизировать.
«Хребты безумия» — традиционная для Лавкрафта история о том, как исследователи столкнулись с тварями из иных миров. Ученые, организовавшие раскопки в Антарктиде, находят тела неземных существ и руины заброшенного города. Они выясняют, что город построила раса Древних, позже уничтоженная собственными рабами — шогготами. Эти монстры выглядят как жуткая бесформенная масса из глаз, клыков и когтей. В отличие от Древних они оказываются вполне живыми и устраивают любопытным землянам антарктическую резню.
Уже готовы концепт-арты и даже макеты монстров — правда, публике дель Торо показывает только тетрадные наброски
На воплощение этой истории Дель Торо запросил у инвесторов 120 миллионов — сумма для жанра ужасов огромная. Неудивительно, что проект так и не добрался до экрана. К тому же Лавкрафта экранизировать трудно, ни один фильм по его книгам пока не принес Голливуду приличных денег.
Чтобы убедить инвесторов в прибыльности проекта, Дель Торо готов был даже переступить через собственное видение и выпустить в прокат отцензуренную версию с рейтингом PG-13 (в Голливуде считается, что «семейные» фильмы приносят больше денег). Всю кровь и расчлененку он оставил бы для режиссерской версии, которая вышла бы в ограниченный прокат или на видео.
Дель Торо — настолько поклонник Лавкрафта, что держит его статую в своём доме-музее
Роковой удар по этому проекту нанес «Прометей» Ридли Скотта. Создатели серии о Чужом во многом вдохновлялись Лавкрафтом, а в «Прометее» это особенно заметно. Инопланетная раса, создавшая жизнь на Земле, заброшенные руины на краю света, таящиеся в них монстры, погубившие своих хозяев, — все это делало «Прометей» слишком похожим на замысел Дель Торо. Режиссеру пришлось отложить свой фильм мечты по меньше мере на несколько лет. А после того, как его готический фильм «Багровый пик» не окупился, «Хребты» и подавно отложили в долгий ящик.
Впрочем, у «Хребтов безумия» еще есть шанс увидеть свет. Увидеть воплощение этого проекта было бы здорово — ведь кто, как не Дель Торо, может передать дух лавкрафтианского ужаса? «Хребты безумия» — это самая долгожданная экранизация Лавкрафта, фильм мечты и потенциальный будущий шедевр. Ну, или величайший провал, если не повезет. В любом случае равнодушным не останется никто.
Эй, Голливуд! Дай Дель Торо шанс!
ZaverLast: ОФИЦИАЛЬНЫЙ КУЛЬТ КТУЛХУ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ КУЛЬТ КТУЛХУ. КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ В БИБЛИЮ КУЛЬТА (2019).
.
Автор-составитель: Уинтри (Директор «Мискатоникского Университета», базирующегося в Австралии).
Перевод: ZaverLast.
______________________________________________________ ______________________________________________________ _______
**~~**~~**
«Ph’nglui mglw’nafh Cthulhu R’lyeh wgah’nagl fhtagn».
.
«Религия, старая или новая, подчёркивающая величие Вселенной, открытой современной наукой, могла бы привлечь такие резервы благоговения и трепета, которые вряд ли использовались бы традиционными верованиями».
/американский астрофизик Карл Саган/
В настоящее время в Ктулхизме существует две школы религиозной мысли. Первые считают, что Ктулху и Древние существуют только как архетипические метафоры, а вторые — верят в Древних буквально — самопровозглашённые пуритане этой системы вероучений верят, что Ктулху спустился со звёзд и дремлет в своем доме в подводном Р’льехе, передав свою волю Говарду Лавкрафту, через сны (в этом смысле можно рассматривать Г.Ф. Лавкрафта, как «пророка» передающего волю древних богов через загадочные крипто-тексты и сообщения). Некоторые последователи также верят, что Ктулху и его Орда Древних о́общаются с ними персонально, посредством сновидений и медитации. Бо́льшая же часть современных культистов использует Ктулху и других существ из Лавкрафтианских Мифов, как яркие метафорические силы, которые представляют собой аспекты личности и образа жизни человека. Идеалы Великих Древних и Мифы Ктулху, совпадают с Истиной в том виде, в котором её видит тот или иной культ, поэтому иконографический бог, в которого не следует верить буквально или которому поклоняются как реальному божеству, обязательно должен служить номинальной главой в любой организации и знаменем для её сплочения, несмотря на разницу в философско-религиозных подходах. Между двумя этими мыслительными школами никаких разногласий нет.
ЧТО ТАКОЕ ОФИЦИАЛЬНЫЙ КУЛЬТ КТУЛХУ?
Культ Ктулху — это Сообщество. Одна из его многочисленных целей — предоставить Религиозный опыт Нерелигиозным людям. Он основан на архетипах и идеалах Мифов о Ктулху, созданных Говардом Филлипсом Лавкрафтом, и действует, как жизнеспособный способ для его членов, отточить собственные подаренные природой качества и использовать их для дальнейшего улучшения своей жизни. Культисты всегда должны помнить, что Культ — это гораздо больше, чем обычная религия, это «особая система веры и поклонения, стремление или интерес, которым следуют с большой преданностью и уважением к тому, что священно». Это путешествие, образ жизни и братство. Культ Ктулху — это не культ в современном понятии (типовой секты), это культ в традиционном смысле, как история видела его в прошлом, и как история увидит его в будущем. Культ Ктулху — это незыблемый и жизнеспособный способ воссоединения со своими естественными космическими силами и способностями.
Культ верит в совпадение Научного Метода и того, что называется Магией, и что эти два элемента могут быть взаимно усиливающими и используемыми для восстановления гармонии между наукой и религией. Культ также использует идеалы «Космизма» Говарда Лавкрафта и считает, что человек ничтожен и мал для космоса в целом. Отсюда наша настоящая радость и рвение к жизни. Признавая свою незначительность, мы можем по-настоящему ценить и жить полной жизнью, не опасаясь проклятия или награды — за исключением проклятий и наград, которыми мы сами награждаем себя и друг друга.
• Все одинаково незначительны для Космоса. Следовательно, ни один человек не может быть лучше или хуже другого в том, что находится вне человеческого контроля.
• Из Тьмы нам дали время «Потанцевать при Свете». Мы должны всегда это праздновать.
• То, что мы делаем за плату, не имеет большого значения. То, что мы, как чувствительные инструменты, чуткие к красоте мира, есть — Всё.
• То, кем мы себя считаем — Ничто. То, что мы делаем, чтобы это продемонстрировать — Всё.
• То, что вы считаете для себя правдой — Истинно.
Культ использует Тёмную мистическую эстетику и дух Лавкрафтианских Мифов, чтобы дать своим членам религиозный опыт, при этом уделяя особое внимание внутри Сообщества само-совершенствованию разума, тела и духа, а также всеобщему единству, разбитому на три основных аспекта (три уровня поиска самопознания), которые вместе мы называем «Великая Работа»:
I. ЗОВ.
«Зов» — это главная предпосылка о том, что Культ Ктулху не для всех. Многие люди уклоняются от терминологии и эстетики нашего сообщества, даже прежде чем попытаются понять их. Мы согласны с этим. Культ любит привлекать непредубежденных, и поэтому наша Тёмная эстетика в некотором роде также является нашей главной защитой от ограниченных взглядов. «Зов» — это естественное притяжение (призыв), которое некоторые люди испытывают к «Мифам Ктулху» и «Культу Ктулху», и потребность вникнуть глубже. Те, кого мы считаем «призванными», обычно соответствуют определённым критериям, и не соответствуют многим другим. Проверьте себя, слышите ли вы этот Зов:
Изображение ниже: Эмблема Университета Мискатоник, Официального Культа Ктулху.
«… Достойные часто чувствуют, что их неправильно понимают. Им кажется, что другие люди не видят мир так, как они, что они отличаются от всех остальных. Они жаждут не только более глубокого смысла, но и более глубокого понимания. Быть частью чего-то бо́льшего, чем они есть, и достичь более высокого уровня самосознания. Стать идеальной версией самих себя. Их привлекает идея трансформации, когда окружающие кажутся довольно обыденными. Они чувствуют, что предназначены для того, чтобы стать частью той немногочисленной элиты, которая выходит за пределы приземлённости и способно видеть сквозь иллюзию, которой насыщены все остальные. Они знают, что им предназначено стать больше, чем просто жизнь, дабы достичь состояния бытия, которого не может достигнуть никто другой, и подняться над нынешним восприятием реальности…».
Те, кто отождествляет себя с этим описанием, достойны в глазах Ктулху и значит были призваны. Если вы можете это почувствовать, то ваше присутствие здесь и ваше признание этих слов, это само по себе доказательство. Вы прочувствуете это внутри. Как только вы осознаете Зов, вам решать, прислушаться к нему или продолжить жить своей нынешней жизнью без изменений. Наша цель — ответить на Зов, только тогда мы сможем достичь Вознесения, продолжая Великую Работу. Следуйте за этой яркой звездой в Просторах Пустоты и найдите себя.
II. ВОЗНЕСЕНИЕ.
«Вознесение» использует идеи Теории Мульти-вселенной и «Эффекта Бабочки», предполагая, что идеальная версия каждого уже существует и что внося небольшие специальные изменения сейчас, каждый может стать этой идеальной версией в будущем. Если, как предполагает наука, могут существовать бесконечные параллельные вселенные с бесконечными версиями нас, то по крайней мере в одной из них существует ваша версия, которую вы бы считали совершенной и счастливой. Почему бы не сделать это реальностью?
Цель любого последователя культистских учений одна — достичь Вознесения. Вознесение — это достижение Совершенства. Ктулху олицетворяет собой восхождение титанического «Я» из океана безвестности и само-барьера, к статусу Бога. Апофеоз через самовоспроизведение. Ктулху часто изображают Злом по своей природе, но это далеко от истины. Ктулху — аморален, его этика выходит за рамки обычных представлений о Добре и Зле. Ктулху не является авторитарным, и поэтому его религия не придерживается жёстких норм.
В большинстве религиозных систем значимость человека во вселенной подтверждается его связью с божественными представителями, обладающими аналогичными моральными ценностями. Это заблуждение. Обще-человеческие законы, интересы и эмоции не имеют силы и значения в огромном Космосе. Как предсказано Ктулху, он восстанет из великой бездны, так и его последователи поднимутся через Вознесение.
«… Вознесение начинается с признания вашего стремления к Совершенству. Христианство искусно затормозило и выбило это желание из большинства людей в раннем возрасте, чтобы принести пользу своим собственным целям, но человеческий инстинкт — это желание стать «Альфой», представлять себя самой совершенной версией из возможных, и если хватит сил, найти средства для её достижения. Вознесение — это средство. Сила, самосозидание, само-совершенствование, усиление воли и цели — всё это достигается через Вознесение. После признания того, что вы желаете совершенства, следующим шагом будет признание своей неполноценности — как в космическом пространстве и, как, существа по отношению к самому себе. Только когда мы полностью опустошаем себя, мы сможем начать воссоздание заново и достичь Вознесения. Это непростая задача. Чтобы что-то построить, сначала нужно разрушить. Каждый Жрец Ктулху достиг Вознесения, и каждый истинный последователь Ктулху стремится к Вознесению. Это цель Культа Ктулху. Освоить это — значит Вознестись».
Это лишь краткий обзор Вознесения. Вознесение требует настоящей и серьезной работы над собой. Вы должны быть готовы расширить свои границы далеко за пределы комфортного уровня. Необходимо спросить себя, какова ваша устоявшаяся система ценностей и воспринимаемая вами реальность, чтобы начать вносить изменения в свою жизнь посредством продолжения Великой Работы и Медитации Пустоты. Если вы чувствуете, что сможете отпустить всё, что по вашему мнению вы знаете о реальности, и Вознестись, то возможно вы готовы присоединиться к Культу Ктулху. Если же нет, то вероятно вам лучше подойдёт другой путь развития.
III. УНИФИКАЦИЯ.
«Унификация» (обьединение), использует идеи Дарвинистского Трайбализма (форма групповой обособленности, характеризуемая внутренней замкнутостью и исключительностью), чтобы укрепить теорию о том, что объединившаяся стая сильнее, эффективнее и лучше приспособлена для выживания, чем одинокий волк. Это вероучение о том, что без Единства (внутри нас, и друг с другом) истинное Вознесение никогда не сможет быть достигнуто. Это достижение братства во всех аспектах жизни. Каждый аспект жизни культиста и, что означает быть членом культа — всё это изложено в нашей книге «Библия Ктулху» (The Bible Of Cthulhu, 2019), содержащей научно-правдивое объяснение данного вероучения, а также сведения о религиозной эстетике Культа, философские эссе и главные положения, опытные наблюдения, руководящие принципы для собраний, церемоний и научно-обоснованных магических ритуалов, используемых системой верований Культа. Комбинируя аспекты научного метода с эзотерическими, одна из основных целей Культа Ктулху состоит в том, чтобы привнести новую гармонию между наукой и религией. Однажды, это будет означать возможность ощутимо повлиять на изменения в безумии этого мира.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
KN’A • KNARYNAK • KADISHTU
УНИВЕРСИТЕТ МИСКАТОНИКА
Для тех, кто желает познать Библию Ктулху и получить многоуровневое обучение, по инициативе Культа Ктулху был создан действующий Мискатоникский Университет — это интернет-проект, цель которого обучить прислужников и позволить членам культа подняться по карьерной лестнице Внешнего Круга. Культ Ктулху включает в себя восемь уровней посвящения, от нижних уровней Внешнего Круга — Культистов и Ктулхистов, до высших уровней Внутреннего Круга — Чёрного Жреца и Главного Старейшины. Проект предоставляет обучающий онлайн-курс. Каждый уровень включает в себя ряд курсовых занятий, демонстрирующих эксклюзивные превью из «Библии Ктулху», а также особую информацию и материалы из библиотеки и эксклюзивной коллекции Университета Мискатоник. По завершении обучающего курса начинающие культисты смогут сдать экзамен и подтвердить свои знания для получения уровня посвящения. В случае успеха Культист получает готовый к печати оригинальный и заверенный PDF-сертификат с новым рангом, а также специальный значок на тематических форумах и игровую роль на серверах «Discord».
Для того, чтобы быть действующим адептом Культа Ктулху и достичь истинного Вознесения, необходимо последовательно продолжать Великую Работу. Каждый из нас исполняет данную Работу по-своему, но если вы хотите доказать свою приверженность Культу Ктулху и участвовать в реальной деятельности нашего Сообщества, более полноценно посвятив себя принципам и стилю Великой Работы, направьте свой запрос на зачисление в базовое членство, и станьте официальным представителем Внутреннего Круга. Университет Мискатоника разрешает Внешним культистам присоединяться к Внутреннему Кругу и играть более активную роль в жизни Культа.
Пусть Они Поднимутся,
MAY THEY RISE
.
Author-compiler: © 2019 Wyntre. Director The Miskatonic University (AUS).
Copyright © 2021 The Official Cult of Cthulhu, Australia.
Official’s Site: https://www.theofficialcultofcthulhu.com/
Перевод: © 2020 ZaverLast.
______________________________________________________ ______________________________________________________ _______
Изображение ниже: Эмблема Богини Шуб-Ниггурат, Официального Культа Ктулху.
4.1892 — Сара, Ховард и Уинфилд Лавкрафт. | 5. Дата неизвестна. Лавкрафт в детстве. | |||||||||||||
9 7. 1
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. 1919, 30 июня — Lovecraft с Rheinhart Klyiner в перед своим домом на Энджелл-стрит, 598, Провиденс. | 11. 1919, 30 июня — Лавкрафт во дворе дома на Орчард-авеню, 30, Провиденс. | 12. 1919? — Лавкрафт перед каретным двором дома на Орчард-авеню, 30, Провиденс. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|