Menu
[menu_adv_rtb]
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Разное Фото фенрир – Фенрир: сивый, волк, скандинавская мифология

Фото фенрир – Фенрир: сивый, волк, скандинавская мифология

Фенрир: сивый, волк, скандинавская мифология

Мало кого из скандинавских богов демонизируют настолько, как представителя рёкков — волка Фенрира. Второй из детей Локи и Ангрбоды вселяет ужас — он олицетворение природной силы.

Значение скандинавских мифов в мировой культуре

Скандинавская мифология — основа мировой культуры. Многим такое высказывает об эпосе древних варягов покажется излишне напыщенным, но эти мифы стали неисчерпаемым источником вдохновения для многих мыслителей древнего мира. Свою актуальность герои скандинавской мифологии не теряют и сейчас.

Эти писания явились основой для формирования большинства этнических и религиозных учений, затронули они и традиции христианства. Так, легенда о Бальдре Прекрасном — прообраз библейского мифа о воскрешении и смерти Христа.

Рождение Фенрира

Локи — распутный бог, хитрый обманщик, не был верен своей супруге Сигюн. Он изменял ей с Ангрбодой, малопривлекательной старой великаншей. Она жила в Железном лесу недалеко от страны великанов, куда к ней из Асгарда часто и приходил Локи. Три страстные ночи закончились беременностью Ангрбоды. Она родила ему необычных малышей: девочку по имени Хель, сивого волка Фенрира и змея Мидгардсорма.

Верховный бог Один, согласно мифам, чувствовал, что эти дети ниспошлют своим появлением на мир только боль, зло и разрушения. Поэтому решил от них избавиться, приказав богу грома Тору доставить их из Железного леса к нему. Он хотел сам вершить их судьбы. Девушку Хель он сделал правительницей царства умерших, Мидгардсорма отправил править океаном, а Фенрира решил держать при себе.

Во время своего путешествия в Асгард, волк рос и постепенно перевоплотился в большого и сильного зверя. Он был настолько ужасающим, что ухаживать за ним отказались все кроме бога храбрости — Тюра.

Фенрир жил в Асгарде, становился все ненасытнее, каждый день ему требовалось всё больше мяса. Богу Тюру после такого общения с гигантским демоническим созданием снились кошмары: оскал волчьей пасти, раздирающей его на куски. Он знал, что это дурной знак, поэтому решил оградить свой народ от чудовища. На скандинавском Олимпе собрали совет, боги постановили сковать Фенрира при помощи цепей.

Игры скандинавского волка с богами

После решения сковать сивого волка боги пришли к нему со специальной, выкованной из редких элементов цепью. Бог Один был умён и решил обмануть Фенрира. Он думал, что небольшая хитрость поможет ему приручить волка навсегда: его закуют в цепи, и он должен будет показать свою неимоверную силу, разорвав их. Волк был молодой и неопытный и сразу же согласился. Недолго радовались боги — Фенрир с лёгкостью разорвал тяжёлые цепи и издал победоносный рык. Неудача не остановила богов, они вновь пришли к волку с цепью из самого прочного металла, но снова проиграли.

Фенрир увидел недовольные лица и удивился, почему никто не радуется его победе над железом. И тогда в его голове зародились сомнения — неужели боги хотят заковать его навсегда.

Глейпнир — пленение волка

Первые попытки заковать Фенрира не увенчались успехом, поэтому боги решили обратиться с работой к опытным мастерам подземелья — альвам. Специально по просьбе богов они сделали самую прочную в мире цепь и назвали её Глейпнир.

В состав входили редкие элементы:

  1. Борода женщин разных возрастов.
  2. Жилы медведей.
  3. Поступь кошки.
  4. Слюна птиц.
  5. Корни гор.

Все запасы в мире из этих редкостей ушли на создание Глейпнира, и более невосполнимы.

Получив желаемое, боги пришли к волку и предложили ему в последний раз испытать его силу. Если Фенрир сивый разорвёт цепь — они нарекут его самым страшным и сильным существом во всех девяти мирах. Если же она не порвётся — боги отпустят его и перестанут бояться.

Но наученный горьким опытом Фенрир, отказался выполнять испытания без гарантий. Он попросил положить кого-либо руку ему в пасть и если всё это обман, расплата телесным увечьем станет ему уроком за ложь. Так и сделали, руку положил Тюр.

Всеми силами старался Фенрир освободиться от оков, но Глейпнир не поддавался. Цепь душила его, он лишь терял силы.

Понял тогда волк, что все попытки его тщетны и сомкнул пасть откусив руку бесстрашному Тюру. Один из богов, увидев это, вонзил меч в нёбо Фенриру и с тех пор он не может закрыть пасть.

Совершив эти деяния, довольные боги стали уходить, а обманутый волк истекал кровью в одиночестве и ждал особенного момента, когда он смог бы отомстить всем обидчикам.

И поклялся волк ужаса: «Когда настанет конец мира, пожру я солнце, и луну, и тебя, Один Всеотец. Великое удовольствие доставит мне твоя смерть».

В этот день наступит Рагнарёк — судный день. И тогда волк убьёт всех богов, съест Солнце и Луну, а сам погибнет от руки Видара.

Дети Фенрира

После таких серьёзных сомнений и испытаний волк озверел, и решил сбежать от богов в те места, где чувствовал себя в безопасности — в Железный лес. Его несколько раз ловили, но ему удалось отыскать родную мать и единоутробных братьев. Мифология умалчивает о том, что произошло с волком Фенриром в родном Железном лесу, но после этого он озверел и ярость овладела им навсегда.

Ярнвида — любовница Фенрира сивого, родила ему двух сыновей Хати и Скёля. Первый сын — волк, пытающийся каждую ночь съесть Луну. Затмения случаются тогда, когда Хати слишком близко приближается к небесному объекту. Его брат-близнец Скёль больше предпочитает Солнце. Ежедневно старается сожрать его. По этой причине возникают солнечные затмения.

Скандинавская провидица Вёльва утверждала, что в день наступления Рагнарёка эти два волка догонят объекты своей страсти и поглотят их. Богов ожидает смерть:

  1. Наступит непроглядная тьма.
  2. Земля всколыхнётся и цепь, удерживающая Фенрира, расколется.
  3. Он вырвется на свободу, будет дышать огнём, глаза его будут гореть.
  4. Фенрир сивый загрызёт Одина и сам погибнет в этом жестоком противостоянии от руки сына владыки.

Смерть сивого волка

В ожидании конца света, боги жили в страхе много лет и следили за тем как ведёт себя прикованный к скале Фенрир. Разрушить многовековой ужас смог сын Одина — Видар. Он вступил в бой с волком и разорвал его чудовищную пасть.

Сами скандинавские боги не убили Фенрира раньше, т. к. боялись осквернить своё священное место обитания кровью врага.

Скандинавская мифология и образ Фенрира оказали сильное влияние на современную культуру: упоминание о гигантском волке встречается во многих книгах и фильмах. На родине эпоса потомки викингов слагают песни и стихи, делая его врагом всего существующего.

А судный день Рагнарёк и история предательства Фенрира легли в основу большинства религиозных учений, доживших до наших дней. И можно сказать, что скандинавский эпос жив и будет жить уже в видоизменённом виде дальше.

duhmaga.ru

Монстр Фенрир это отголосок существования доисторического Ужасного волка? (6 фото)

Фенрир (Fenrir) — в германо-скандинавской мифологии огромный волк, сын Локи и Ангрбоды. Его вначале воспитывали в небесном граде Асгарде.

Впервые увидев его, когда он был еще маленьким, боги решили приручить волчонка. Благородный бог войны Тюр вызвался кормить и дрессировать его. Чудовище росло не по дням, а по часам, и вот оно стало таким огромным, что его открытая пасть простиралась от земли до неба, а клыки были толщиной со ствол крепкого дуба и острые, словно ножи.

Когда зверь разрывал куски сырого мяса, его вой был таким страшным, что все боги, кроме Тюра, не смели подойти к нему, боясь быть сожранными заживо.

Дважды пытались боги приковать волка к скалам, но могучий Фенрир легко разрывал оковы. Тогда карлики-волшебники цверги сделали мягкую, как шелковая нить, и прочную цепь Глейпнир из шести несуществующих вещей: корней горы, шума кошачьих шагов, бороды женщины, дыхания рыбы, медвежьих жил и птичьей слюны.

Желая испытать ее крепость, боги заманили Фенрира на остров в Мировом океане и обманным путем одели на него волшебную цепь.

Перед этим, чтобы чудовище не почувствовало подвоха, бог войны Тюр вложил ему в пасть свою руку в знак отсутствия злых намерений. Фенрир откусил ее, когда понял, что его провели, но было поздно. Он пытался вырваться, сотрясая весь остров, но боги в связанном виде низвергли его в глубь земли, где он продолжал расти дальше.

Мифы рассказывают, что перед концом света Фенрир вырвется из пут и будет участвовать в последней битве богов и великанов, известной как Рагнарек. В кровавом сражении от его клыков погибнет верховный бог Один. Однако Видар, сын Одина, мстя за отца, разорвет чудовище на части.

На древнем норвежском языке «Fenrir» происходит от словосочетания «fen-dweller», которое дословно переводится как «обитатель болотных топей». Фенрира также награждали такими эпитетами, как: Fenrisulfr (от «Fenris wolf»), Hrodvitnir («прославленный волк»), Vanagandr (древненорвежское «чудовище реки Ван»).

Сегодня историкам не остается ничего кроме как предположить, что образ Фенрира возник как олицетворение природных сил, враждебных людям. Хотя помимо этого вывода существует гипотеза, что подобные персонажи возникали в творчестве народов под влиянием конкретных зоологических объектов, например, уцелевших дольше, чем принято считать, доисторических животных, например, пещерных медведей, саблезубых кошек.

И особняком здесь стоит волк Canis dirus, прозванный «Ужасным волком».

Среди ископаемых форм он интересен и загадочен. Его хорошо изученные останки обильны среди находок позднеплейстоценовой фауны ледникового периода, относящейся ко времени наибольшего похолодания, служившего примерно 25—15 тыс. лет назад.

Волки и люди жили рядом в тяжелых условиях позднего ледникового периода, и те и другие охотились группами на одну и ту же добычу, в том числе и на гигантских ленивцев, бизонов и отбившихся от стада молодых мамонтов. Это сходство и послужило развитию будущих взаимосвязей двух видов млекопитающих.

Наибольшее количество хорошо сохранившихся останков было найдено в окаменелостях природного асфальта во Флориде и Калифорнии. По общим пропорциям это череп гигантского экземпляра серого волка (Canis lupus), но на 1/5 длиннее, с более широким небом и особенно широким лбом.

Лоб у Canis dirus был значительно ниже в области глаз, чем у серого. Кроме того, у «ужасного» волка были более массивные зубы — диаметр верхнего зуба достигал 3,5 см!Жил этот удивительный зверь на юго-западе Канады, во Флориде, где было далеко не так тепло, как сейчас, в столь же прохладной тогда Мексике, Перу и, возможно, Аргентине.

Из-за мощного и приземистого костяка хищник не был особенно проворным и быстрым, то есть не обладал качествами, необходимыми для выживания и присущими другим волкам того времени. Вымер ужасный волк после того как вымерла его добыча — крупные травоядные. История этого волка поразительно напоминает историю ископаемого пещерного медведя.

Впрочем, может, и не вымер окончательно или хотя бы «протянул» в Европе дольше, чем прикинули на глазок зоологи, нашедшие его останки в асфальтовых «капканах» во Флориде… Этого времени оказалось достаточно, чтобы он вошел в предания людей в качестве одного из известных нам персонажей мифов. Такова гипотеза. И никто не может ее сегодня опровергнуть.

Крест Торнвальда

Интересно, что образ Фенрира был интересен творческим людям еще в древности: вот так называемый «Крест Торнвальда», найденный на острове Мэн. На нем изображен человек, попирающий огромного волка и направляющий на него копье.

На плече человека изображена птица, что позволило идентифицировать его как Одина. Предполагается, что на кресте изображен последний бой Одина и Фенрира. «Крест Торнвальда» относится к «синкретическому искусству», появившемуся в период смешения языческих и христианских верований, то есть до XI в., помимо этого найдены «Крест Госфорта» и «Камень Ледберга».

На них также высечены некоторые сцены из Рагнарека. Как с натуры. Так может, Фенрир дожил до Средних веков?

nlo-mir.ru

Фенрир

Содержание статьи

  • Фенрир: сколько волка не корми&hellip
  • Волк Фенрир: этимология и анализ образа

Фенрир: сколько волка не корми…

Волк Фенрир – одно из самых узнаваемых хтонических чудовищ германо-скандинавской мифологии, наряду с Ёрмунгандом и Хель. Примечательно, что все трое – дети выдающегося трикстера Локи и воинственной великанши Ангрбоды. Есть версия, что Гарм – тоже сын вышеупомянутой пары, и приходится Фенриру младшим братом (даже в символическом аспекте: старший – волк, младший – пес).

Волк Фенрир был самым младшим (не считая Гарма, происхождение которого все же не столь очевидно) сыном Локи и в отличие от Ёрмунганда и Хель, асы позволили ему остаться в Асгарде. Но Фенрир быстро вырос до ужасающих размеров и единственным, кто отваживался кормить чудовище, был Тюр. Фенрир не проявлял признаков агрессии и, судя по тексту эддических песен, сблизился с Тюром. Однако волк был настолько огромен и могуч, что асы решили перестраховаться.

Согласно «Младшей Эдде» темные альвы выковали из стали неразрушимую цепь («лединг»), но заставить Фенрира по собственному желанию влезть в оковы оказалось не так уж просто (оно и понятно, волк то не дурак!). В итоге асы одолели Фенира хитростью, мол, сильный он, спору нет, но не настолько, чтобы порвать гномью цепь. Однако Фенрир порвал ее, и другую цепь тоже порвал, хотя он была вдвое прочнее первой (вторая цепь называлась «дромми»). На третий раз подземные мастера создали настоящий шедевр – цепь Глейпнир состояла из корней гор, женской бороды, кошачьих шагов, птичьей слюны, дыхания рыбы и медвежьих нервов. Как не трудно догадаться, в этом поэтическом описании скальды заключили вещи и явления, которых, как они полагали, не существует в природе.

Фенрир почуял опасность и не согласился надеть Глейпнир. Но Тюр вложил в пасть волку свою правую руку и сказал, что если Фенрир не порвет цепи, но асы откажутся их снимать, он может смело лишать Тюра того, чем он держит оружие. Так младший сын Локи познал предательство самого близкого друга. Фенрир не сумел разорвать звенья Глейпнира, асы отказались снимать путы, и волк откусил Тюру правую руку.

Затем асы взяли конец Глейпнира и протянули его сквозь неподъемную каменную плиту Гьелль (также называется река, что окаймляет Хельхейм). Плиту закопали в землю, а сверху поставили огромный камень, и камень тоже зарыли. В пасть волку Фенриру вставили меч, да таким образом, что рукоятка уперлась под язык, а острие – в небо. Волк хрипел и рычал, но не мог сжать челюсти, так что из его пасти постоянно бежала слюна, обратившаяся рекой Вон.  В «Прорицании Вёльвы» сказано, что так Фенрир будет лежать до тех пор, пока не наступит Рагнарек. Тогда могучее чудовище разорвет свои путы, проглотит Луну и Солнце и погрузит мир в Фимбульвинтер, вечную зиму. Любопытно, что более ранние мифы описывают момент освобождения Фенрира иначе: волк Хати проглотит Луну, а волк Сколль пожрет Солнце, это вызовет ужасные землетрясения, в результате скала, к которой привязан Фенрир, рухнет и он вырвется на свободу.

Закономерен вопрос: почему Один сразу не убил Фенрира, хотя знал (от все той же вёльвы Хейд), что именно чудовищный волк сразит его в час Рагнарека? В «Старшей Эдде» Всеотец поясняет свое решение: «Так чтили боги святилище свое, что не решились осквернять его волчьей кровью». Весьма интересное замечание, если учесть вероломство асов и их предательство в отношении волка, который фактически никому не желал зла.

Во время Рагнарека волк Фенрир действительно убьет Одина, но за Всеотца отмстит его сын – Видар, он пронзит Фенрира мечом, либо разорвет ему пасть (в эддических текстах параллельно упоминаются обе версии гибели Фенрира от рук Видара). Так преданный всеми волк погибнет от рук безмолвного бога мщения.

Волк Фенрир: этимология и анализ образа

В древнескандинавском языке для обозначения имени Фенрир используются слова «fenrir», «fenrisúlfr» и «hróðvitnir». Fenrir, как не трудно догадаться, представляет имя собственное, Fenrisúlfr переводится как «Фенрир волк», а Hróðvitnir означает «прославленный волк». Также иногда Фенрира именуют Vanagandr, что значит «чудовище реки Вон». Предположительно само имя «Фенрир» происходит от старо-норвежского «fen-dweller» (дословно – «обитающий в топях болот»). Короче, хтоничность образа налицо.

Многие скандинавоведы полагают, что Фенрир был единственным волком-антагонистом в скандинавской мифологии, а Гарм, Сколль и Хати – это лишь другие имена Фенрира, либо его воплощения. Тем не менее, данная версия поддерживается далеко не всеми исследователями. Точное происхождение мифологического образа волка Фенрира неизвестно, зато очевидно его влияние на раннехристианскую культуру: так М. Шапиро пишет о том, что знаменитая «пасть ада» (популярный средневековый иконографический образ) является прямой отсылкой к пасти Фенрира.

Бесспорно, Фенрир оказал огромное влияние на современную культуру, чудовищный волк встречается в книгах, фильмах и даже комиксах. О нем пишут стихи и песни, его образ переделывают в самые удивительные вариации, он выступает то врагом всего сущего, то настоящим героем, то «супер-компьютером» (это уже к Петру Воробьеву). Трудно сказать, что раннесредневековые скальды хотели передать нам через образ волка Фенрира. Изначально он не желал никому зла, но его боялись. Его предали, и он отомстил асам уничтожением мира. В этой интерпретации древний скандинавский сюжет выглядит очень знакомо, не так ли?..

Советуем почитать:

runarium.ru

Фенрир-мифический волк.. Интересные факты. Добавила Юлия Баева — VilingStore.net

Фенрир

Фенрир, в скандинавской мифологии гигантский волк. Он являлся одним из трех чудовищ, которых породила на свет в лесу Ярнвид великанша Ангрбода от Локи.

В текстах «Младшей Эдды» рассказывается о том, что некоторое время Фенрир жил у богов, но он был так велик и страшен, что только отважный Тюр осмеливался подходить к нему. Пророки предупреждали небожителей, что Фенрир рожден на погибель богам, но даже просто посадить его на цепь не удавалось никому.

Первую цепь Лединг, наброшенную ему на шею, Фенрир разорвал, как тонкую нить. Вторая цепь Дроми разлетелась на мелкие части. И только третья, волшебная цепь Глейпнир, скованная по просьбе богов черными карликами-цвергами из шума кошачьих шагов, дыхания рыб, птичьей слюны, корней гор, жил медведя и бороды женщины, смогла удержать страшного зверя.

Набросив на шею Фернира цепь, боги хотели доказать, что она не причинит ему никакого вреда. Ради этого Тюр положил свою правую руку в пасть Фернира. Волк откусил кисть Тюру, однако боги успели приковать чудовище к скале. Пророки предсказывали богам, что перед наступлением конца света Фернир разорвет оковы, вырвется на свободу и поглотит солнечный диск, а в последней битве богов с чудовищами и великанами он проглотит Одина. Через некоторое время за отца отомстит Видар. Сын Одина разорвет ненавистному чудовищу пасть и освободит богов от ужаса, который внушал им чудовищный волк.

В скандинавской мифологии демонический волк Фернир является очень популярным персонажем. Кроме того, многие легенды посвящены и другим волкам, например спутникам Одина, Гери и Фреки. Аналогом Фернира вполне можно считать Гарма — демонического пса, сторожащего пещеру Гнипахеллир.

vilingstore.net

Фенрир — ВикиФур, русскоязычная фурри-энциклопедия

Тема фурри недостаточно раскрыта

Помогите сделать эту страницу более актуальной для ВикиФура. Главное место в ней должна занимать информация об антропоморфных персонажах и связь с фурри-культурой. Другие важные детали должны быть описаны прозрачно и компактно, чтобы человеку, не знакомому с темой, было интересно читать. Все такие статьи

Верховный бог Один и волк Фенрир. Иллюстрация, созданная Дороти Харди

Фенрир — мифологический волк из германо-скандинавского эпоса.

На древнем норвежском языке «Fenrir» происходит от словосочетания «fen-dweller», которое дословно переводиться как «обитатель болотных топей». Фенрира так же награждали такими эпитетами, как: Fenrisúlfr (от «Fenris wolf»), Hróðvitnir (от «fame-wolf» — досл. «прославленный волк»), Vánagandr (древненорвежское «the monster of the river Ván» — «чудовище реки Ван»).
На данный момент предполагается, что образ Фенрира возник как олицетворение природных сил, враждебных людям.

Фенрир появляется в таких текстах, как «Младшая Эдда», в ней он описывается как огромный чудовищный волк, с темно-серой шерстью, становящейся черной на холке и на спине, желтыми светящимися глазами и способностью выть так, что деревья пригибались к земле и птицы падали замертво. Фенрир — это одно из хтонических чудовищ, родившихся в результате связи бога-аса Локи с ледяной великаншей Ангрбодой. Он входит в классическую троицу «чудовищных детей Локи», по преданию, появившихся на погибель богам.

Если следовать истории, рассказываемой в «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде», то волк Фенрир, Йормунгард и Хель были рождены великаншей Ангрбордой в снежных землях Йётунхельма.
[1]

Там они росли и воспитывались какое-то время своей матерью и богом Локи. Боги, услышав пророчество, в котором говорилось, что от детей Локи возникнут бедствия и страдания для всех богов, начали за ними следить, так как предполагали, что великанша Ангрборда и Локи воспитывают своих детей для войны с богами. Через некоторое время верховный бог Один повелел собрать детей Локи и привести их к нему. Когда это было выполнено, то Один взял змея Йормунгарда и скинул его в море, Хель же он отправил в Нифльхейм, дав ей власть в девяти мирах, в которых должны были находиться души умерших.

Лишь один волк Фенрир не был изгнан: боги взяли его с собой в Асгард. В начале волчонок питался молоком священной козы Хейдрун, но очень быстро рос и вскоре стал настолько большим и свирепым, что между богами встал вопрос: кто будет его кормить? Кормить чудовищного волка вызвался бог воинской отваги Тюр. Поскольку Фенрир рос и становился с каждым днем все сильнее, то беспокойство богов возрастало. Боги помнили пророчество о том, что Фенрир является источником больших бед для них[2], но не желали «осквернять свой дом кровью волка», то есть убивать его. Именно поэтому было принято решение сковать волка цепями.

Первыми созданными оковами была волшебная цепь Лединг. Боги взяли эту цепь и направились к Фенриру. Они сказали волку, что хотят проверить, насколько он силен и сможет ли порвать эту цепь. Фенрир согласился на испытание и дал опутать себя этой цепью. Лединг после первого же удара волка лопнула напополам, и Фенрир освободился от оков.

После чего боги создали вторую цепь — Дроми, — которая была прочнее Лединг в два раза. После чего они вновь направились к Фенриру и попросили его испытать свою силу и с этой цепью: они убеждали волка в том, что если он разорвет и Дроми, то они сами будут прославлять его силу и мощь. Фенрир, зная, что его силы растут с каждым днем согласился и на это испытание, дал опутать себя снова и разорвал Дроми на звенья.

По просьбе Одина, народ цвергов (черных карликов) создал самые крепкие оковы в мире, которые были способны удержать Фенрира. Этими оковами была Глейпнир, она была сплетена из шума кошачьих шагов, дыхания рыб, птичьей слюны, корней гор, жил медведя и бороды женщины. Глейпнир описывается в «Эддах» как мягкая и гладкая лента, похожая на шелк, но которую не смог разорвать ни один из богов. Боги направились к Фенриру и солгали о том, что проводят состязание в силе между собой. Они убеждали волка, что поспорили о том, кто может разорвать эту ленту и остался только он, Фенрир, который не участвовал в состязании. Если же Фенрир не сможет справится с этими шелковыми путами, то богам нет причин его боятся и они его освободят.

Фенрир, не уверенный в том, что боги снимут с него оковы, поставил условие: кто-то из богов должен был положить свою руку к нему в пасть, это будет залогом того, что его освободят. Боги приняли условие: бог Тюр положил правую руку в пасть Фенриру, в то время как остальные боги опутывали Глейпнир волка. Как ни силился Фенрир разорвать волшебные оковы, ему это не удалось. Но боги не сняли Глейпнир по его просьбе, после чего Фенрир понял, что его обманули и откусил правую руку Тюра. Не смотря на то, что Тюр потерял руку, остальные боги рассмеялись, взяли шелковые шнуры, прикрепленные к Глейпнир и прикрепили один из шнуров к скале под названием Гийоль (досл. «Плач» или «Крик»), после боги взяли камень Твит (досл. «Обидчик») и прикрепили к нему второй шнур — так они закрепили привязь. Фенрир среагировал очень бурно — он пытался вырваться и укусить сковавших его, но боги воткнули ему в пасть меч. Рукоять меча упиралась в нижнюю десну волка, а лезвие — в нёбо, поэтому Фенрир не мог закрыть пасть. Он ужасно завыл, слюна и кровь потекла из его рта (именно из этого потока слюны возникла река Ван). Фенрир остался прикованным к скале Гийоль, расположенной на острове Лингвэ (др. норвежское «место, поросшее вереском») на озере Амсвартнир, и останется там до начала Рагнарёка.

Перед началом Рагнарёка сыновья Фенрира проглотят небесные светила: волк Сколь поглотит Солнце, а волк Хати — Луну и звезды[3]. Наступит тьма, землю будет трясти, скала, которая служит прикреплением для привязи Фенрира, рухнет и тот вырвется на свободу. Верхняя челюсть Фенрира будет доставать до неба, а нижняя — до земли, глаза его будут гореть и волк будет выдыхать огонь. Фенрир загрызет верховного бога Одина[4], но после, во время великой битвы, будет убит сыном Одина Видаром[5]. Видар наступит на нижнюю челюсть волка, а верхнюю схватит руками и разорвет пасть волка.

В более поздней, упрощенной и сокращенной версии мифа, представленной как совмещение «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды» с упоминанием лишь основных событий, обязанность пожирания Солнца и Луны возлагалась на самого Фенрира после его освобождения.

Часто образ Фенрира связывают с другим хтоническим чудовищем, псом Гармом.

Фенрир появляется в книгах Дороти Харди: «Один и Фенрир» («Odin and Fenris») и «Пленение Фенрира» («The Binding of Fenris»).

Так же Фенрир описывался в книгах Эмиля Доэплера: «Один и волк Фенрир» («Odin und Fenriswolf») и «Порабощенный волк Фенрир» («Fesselung des Fenriswolfe»).

В дилогии Андрея Белянина «Моя жена — ведьма!» главный герой, поэт Сергей Гнедин, во время поиска своей жены попадает в разные временные эпохи и мифологические места, в том числе и в Асгард. В книге подробно описывается сцена пленения Фернира. Андрей Белянин следует древней традиции и описывает Глейпнир именно так, как она описывается в «Младшей Эдде», а именно — как мягкую и тонкую ленту, хоть у большинства современных творцов принято то, что Глейпнир так же была скована из звеньев и была цепью.

Дмитрий Казаков в своем произведении «Верёвка для Фенрира» обыгрывает традиционную историю и подробно рассказывает о Фенрире.

В серии книг «Гарри Поттер» Джоаны Роулинг упоминается оборотень по имени Фенрир Сивый (в некоторых переводах Фенрир Грейбек), который был Пожирателем Смерти, одним из слуг Тёмного Лорда, и считал делом своей жизни превращение людей и магов в ликантропов и кусал их целенаправленно.

Скульптурные изображения[править]

Археологические находки, подтверждающие то, что образ Фенрира был интересен творцам еще в древности:

  • Так называемый «Крест Торнвальда» («Thorwald’s Cross»), найденный на острове Мэн. На нем изображен человек попирающий волка и направляющий на него копье. На плече человека изображена птица, что позволило идентифицировать его как Одина. Предполагается, что на кресте изображен последний бой Одина и Фенрира. «Крест Торнвальда» относится к «синкретическому искусству», появившемуся в период смешения языческих и христианских верований. Находка датируется 10-11 веком.
  • Так называемый «Крест Госфорта» («Gosforth Cross»), найденный в Камбрии (Англия). «Крест Госфорда» датируется 11 веком и так же относится к предметам искусства, созданным в период смешения языческих и христианских верований. На нем высечены различные сцены Срашного Суда и Рагнарёка. На одной из сцен изображен человек с копьем, попирающий чудовищного зверя с раздвоенным языком. Одна нога человека прижимает нижнюю челюсть зверя к земле, одной рукой человек сжимает верхнюю челюсть зверя. Это позволяет определить его как Видара, убивающего Фенрира. Так же христиане толковали это изображение как метафору, описывающую победу Иисуса Христа над сатаной.
  • Так называемый «Камень Ледберга» («Ledberg stone»), расположенный в Швеции. На нем высечены некоторые сцены из Рагнарёка, в том числе и битва Одина и Фенрира. Рунами Младшей Футарк на камне высечена закодированная формула, которую чаще всего описывают как «таинственную». Предполагается, что в надписи содержится некое «мистическое обращение, ранее известное во всем скандинавском мире».

Мифологический Фенрир. Авторская скульптурная миниатюра П. Алекс

  • В современности на острове Аскуай (Норвегия) расположена металлическая скульптура «Фенрир», созданная современным скульптором А. Б. Гуннерудом (A. V. Gunnerud).
  • Скульптором Германом Феоктистовым была создана авторская бронзовая миниатюра, изображающая Фенрира.
  • На данный момент множество художников создает скульптуры, изображающие Фенрира, не из традиционных материалов (таких как бронза, камень, дерево т.д.), а, например, из скульптурного пластика, что позволяет в сочетании с остальными материалами добиться наиболее оригинального и неожиданного результата. Как пример подобных работ можно привести работу П. Алекс (Alex Pribnow) из Великобритании (её работа уникальна тем, что макет был оплетен натуральным мехом с полной имитацией текстур мелких деталей: подушечек лап, зубов, когтей, ушей).
  • Фенрир упоминается в песне английского музыканта Патрика Вольфа (композиция «Песня Волка» из его дебютного альбома «Ликантропия»).
  • Музыкальная группа «Fenrir» назвала себя в честь этого персонажа. «Fenrir» творит в жанрах метал-фолк, кельтик и блэк-металл.
  • Группа «Enslaved» создала и исполнила песню «Fenrir».

В компьютерных играх[править]

В игре «MU Online» фенриры — это волшебные ездовые волки, которых можно использовать не только для быстрого перемещения, но и для атак на противника. Бывают красными, черными и синими.

В игре «Line Age 2» Фенрир является эволюционировавшей формой Великого Волка. Его можно вызвать с помощью Ожерелья Фернира, использовать как ездовое животное, а так же атаковать с его помощью.

В игре «Diggles: The Myth of Fenrir» этот волк — главный противник гномов, которым нужно победить в схватке с ним и заковать в цепи.

В игре «World of Warcraft» упоминается остров Фенрира (Fenris Isle).

В графических историях от компании Marvel Comics:

  • Словом «Фенрир» пользовались наёмники-близнецы Андрэа и Андрэас фон Струкер (Andrea and Andreas von Strucker) в качестве названия своей команды. Дети немецкого аристократа Вольфганга фон Струкера, близнецы были мутантами: Андрэа обладала возможностью ускорять распад материи, а Андрэас мог взрывать предметы.
  • Спецподразделение организации «Гидра» также называлось «Фернир». Это был отряд солдат, использующих специальную броню.

В комиксах от издательства DC Comics упоминалось божество в виде черной волчицы, названное Фенрир (комикс «Anima» # 2).

  • Фенрира вместе с его братом змеем Йормунгардом и сестрой Хель представляют верховному богу Одину.

  • Фенрир откусывает богу Тюру руку.

  • Связанный Фенрир и река Ван, истекающая из его рта. Иллюстрация из манускрипта 17 века.

  • Бой Одина и Фенрира во время Рагнарёка. Художник Лоренц Фрёлих.

  • Камень Ледберга. Попираемый Видаром Фенрир.

  • Видар, удерживающий челюсти Фенрира и замахивающийся мечом, чтобы убить волка.

  • Фенрир из игры «Line Age 2».

  • Фенрир на обложке комикса «Война трех» № 4 (издательство Marvel Comics)

ru.wikifur.com

Монстр Фенрир это отголосок существования доисторического Ужасного волка? | Загадочные существа

Фенрир (Fenrir) — в германо-скандинавской мифологии огромный волк, сын Локи и Ангрбоды. Его вначале воспитывали в небесном граде Асгарде.

Впервые увидев его, когда он был еще маленьким, боги решили приручить волчонка. Благородный бог войны Тюр вызвался кормить и дрессировать его. Чудовище росло не по дням, а по часам, и вот оно стало таким огромным, что его открытая пасть простиралась от земли до неба, а клыки были толщиной со ствол крепкого дуба и острые, словно ножи.

Когда зверь разрывал куски сырого мяса, его вой был таким страшным, что все боги, кроме Тюра, не смели подойти к нему, боясь быть сожранными заживо.

Дважды пытались боги приковать волка к скалам, но могучий Фенрир легко разрывал оковы. Тогда карлики-волшебники цверги сделали мягкую, как шелковая нить, и прочную цепь Глейпнир из шести несуществующих вещей: корней горы, шума кошачьих шагов, бороды женщины, дыхания рыбы, медвежьих жил и птичьей слюны.

Желая испытать ее крепость, боги заманили Фенрира на остров в Мировом океане и обманным путем одели на него волшебную цепь.

Перед этим, чтобы чудовище не почувствовало подвоха, бог войны Тюр вложил ему в пасть свою руку в знак отсутствия злых намерений. Фенрир откусил ее, когда понял, что его провели, но было поздно. Он пытался вырваться, сотрясая весь остров, но боги в связанном виде низвергли его в глубь земли, где он продолжал расти дальше.

Мифы рассказывают, что перед концом света Фенрир вырвется из пут и будет участвовать в последней битве богов и великанов, известной как Рагнарек. В кровавом сражении от его клыков погибнет верховный бог Один. Однако Видар, сын Одина, мстя за отца, разорвет чудовище на части.

На древнем норвежском языке «Fenrir» происходит от словосочетания «fen-dweller», которое дословно переводится как «обитатель болотных топей». Фенрира также награждали такими эпитетами, как: Fenrisulfr (от «Fenris wolf»), Hrodvitnir («прославленный волк»), Vanagandr (древненорвежское «чудовище реки Ван»).

Сегодня историкам не остается ничего кроме как предположить, что образ Фенрира возник как олицетворение природных сил, враждебных людям. Хотя помимо этого вывода существует гипотеза, что подобные персонажи возникали в творчестве народов под влиянием конкретных зоологических объектов, например, уцелевших дольше, чем принято считать, доисторических животных, например, пещерных медведей, саблезубых кошек.

И особняком здесь стоит волк Canis dirus, прозванный «Ужасным волком».

Среди ископаемых форм он интересен и загадочен. Его хорошо изученные останки обильны среди находок позднеплейстоценовой фауны ледникового периода, относящейся ко времени наибольшего похолодания, служившего примерно 25—15 тыс. лет назад.

Волки и люди жили рядом в тяжелых условиях позднего ледникового периода, и те и другие охотились группами на одну и ту же добычу, в том числе и на гигантских ленивцев, бизонов и отбившихся от стада молодых мамонтов. Это сходство и послужило развитию будущих взаимосвязей двух видов млекопитающих.

Наибольшее количество хорошо сохранившихся останков было найдено в окаменелостях природного асфальта во Флориде и Калифорнии. По общим пропорциям это череп гигантского экземпляра серого волка (Canis lupus), но на 1/5 длиннее, с более широким небом и особенно широким лбом.

Лоб у Canis dirus был значительно ниже в области глаз, чем у серого. Кроме того, у «ужасного» волка были более массивные зубы — диаметр верхнего зуба достигал 3,5 см!Жил этот удивительный зверь на юго-западе Канады, во Флориде, где было далеко не так тепло, как сейчас, в столь же прохладной тогда Мексике, Перу и, возможно, Аргентине.

Из-за мощного и приземистого костяка хищник не был особенно проворным и быстрым, то есть не обладал качествами, необходимыми для выживания и присущими другим волкам того времени. Вымер ужасный волк после того как вымерла его добыча — крупные травоядные. История этого волка поразительно напоминает историю ископаемого пещерного медведя.

Впрочем, может, и не вымер окончательно или хотя бы «протянул» в Европе дольше, чем прикинули на глазок зоологи, нашедшие его останки в асфальтовых «капканах» во Флориде… Этого времени оказалось достаточно, чтобы он вошел в предания людей в качестве одного из известных нам персонажей мифов. Такова гипотеза. И никто не может ее сегодня опровергнуть.

Крест Торнвальда

Интересно, что образ Фенрира был интересен творческим людям еще в древности: вот так называемый «Крест Торнвальда», найденный на острове Мэн. На нем изображен человек, попирающий огромного волка и направляющий на него копье.

На плече человека изображена птица, что позволило идентифицировать его как Одина. Предполагается, что на кресте изображен последний бой Одина и Фенрира. «Крест Торнвальда» относится к «синкретическому искусству», появившемуся в период смешения языческих и христианских верований, то есть до XI в., помимо этого найдены «Крест Госфорта» и «Камень Ледберга».

На них также высечены некоторые сцены из Рагнарека. Как с натуры. Так может, Фенрир дожил до Средних веков?

paranormal-news.ru

Жаба.ru : прикольные картинки : Фенрир, Лунный Пёс

Фенрир, Лунный Пёс

Фенрир, сын Локи и Ангрбоды, чудовищный волк, рожденный на погибель богам и всему живому, согласно легендам, до сих пор ожидает наступления Рагнарёка, Битвы Богов, чтобы разорвать оковы, которыми был связан, сразиться с Асами за власть над миром и проглотить Солнце, погрузив мир в вечную тьму…

Один, Отец Богов, и Фенрир, его убийца…

Фенрир и Видар, сын Одина, мстящий Псу за отца.

Отец и сын — Локи и Фенрир…

Фенрир, проглатывающий Одина…

Чтобы связать Фенрира, Тюру, богу воинской храбрости, пришлось всунуть руку в пасть волка — и эту же руку, столько раз кормившую его, и откусил оказавшийся в плену богов Фенрир…

Вне всяких сомнений, древние скандинавы считали этого волка злобным, свирепым существом, которому была уготована лишь одна судьба — смерть… Однако и после Битвы Богов возродится мир. И новые боги займут опустевший Асгард, и вновь расселится по Мидгарду род человеческий…
И новые волки будут петь свои песни в залитых лунным светом лесах.

Спасибо за внимание. Ваша Салантина.

автор: Salantina
обновлено: 2010-10-01 15:00:26

рейтинг:

4.5 (оценок: 27)

оцените:

1

2

3

4

5

10

просмотров: 11090

Комментарии

zhaba.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *