Menu
[menu_adv_rtb]
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Разное Фенрир это: Фенрир Скандинавская и германская мифология

Фенрир это: Фенрир Скандинавская и германская мифология

Фенрир | это… Что такое Фенрир?

Фенрир отгрызает руку Тюру

Фенри́р (др.-исл. Fenrir, Fenrisúlfr, Hróðvitnir) — в германо-скандинавской мифологии огромный волк, сын Локи и Ангрбоды[1].

Враг богов Фенрир был младшим из детей Локи. Первоначально боги посчитали его недостаточно опасным и позволили жить в Асгарде. Волк вырос среди асов, и стал настолько велик и ужасен, что кормить его отваживался только Тюр, бог воинской храбрости. Чтобы обезопасить себя, асы решили сковать Фенрира цепью, но могучий волк легко рвал самые крепкие цепи (Лединг и Дромми). В конце концов асам хитростью всё же удалось сковать Фенрира волшебной цепью Глейпнир, которую гномы сделали из шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор, медвежьих жил (в древности сухожилиям приписывали свойства нервов), рыбьего дыхания и птичьей слюны. Всего этого больше нет в мире. Глейпнир была тонка и мягка, как шёлк. Но, чтобы волк позволил надеть на себя эту цепь, Тюру пришлось вложить руку ему в пасть в знак отсутствия злых намерений. Когда Фенрир не смог освободиться, он откусил руку Тюра. Асы приковали Фенрира к скале глубоко под землёй, и воткнули меч между его челюстями.

«Рукоять (меча) упёрлась под язык, а острие — в нёбо. И так распирает меч ему челюсть. Дико он воет, и бежит слюна из его пасти рекою, что зовётся Вон. И так он будет лежать, пока не придёт конец света»

В день Рагнарёка, согласно прорицанию Вёльвы, Фенрир разорвёт свои оковы (согласно «Речам Вафтруднира» («Старшая Эдда»)). В финале же битвы Фенрир убьёт Одина и сам будет убит Видаром, сыном Одина.

Несмотря на это пророчество, асы не убили Фенрира, потому что «так чтили боги своё святилище и свой кров, что не хотели осквернять их кровью Волка».

Фенрир в массовой культуре

  • Во вселенной EVE Online Фенрир — Гигантский транспортный корабль (freighter) расы Минматар.
  • В игре Rappelz Фенрир — один из питомцев (в конечной эволюции), а также противник.
  • У фирмы Titan есть модель CPU кулера (для процессора) Фенрир http://www. titan-cd.com/product/showProuniversal_r.asp?ProID=810
  • В серии книг о Гарри Поттере есть персонаж — оборотень по имени Фенрир Сивый.
  • В игре Lineage II есть питомец (ездовой волк) Фенрир.
  • Во вселенной Warhammer 40000 существует планета Фенрис, которая является домом Ордена Астартес Космических Волков. Фактически весь антураж этого Ордена Космодесантников почерпнут из скандинаво-германской мифологии.
  • В игре BattleStar Galactica Online Фенрир — тяжелый корабль перехватчик.
  • В игре Cultures 3 есть миссия в которой необходимо заковать волшебной цепью волка Фенрира
  • В игре MuOnline Фенрир — питомец, доступный для некоторых рас. Бывает нескольких видов, добавляет особое боевое умение. При улучшении добавляет определённый процент к атаке или защите персонажа.
  • В игре Max Payne один из персонажей, Джек Люпино под действием наркотиков считает себя волком Фенриром
  • В игре ace combat X есть самолет невидимка Фенрир.
  • В игре Aion есть цепочка миссий на золотой комплект брони — Клык Фенрира.
  • В игре Final Fantasy IX есть эйдолон — Фенрир.
  • В книге «Герои ниоткуда» Джея Уильямса чудовищный волк Фенрис был создан Уодингом для победы в многолетней войне и захвате власти.
  • В мультсериале «Экстремальные охотники за привидениями» Фенрир появляется как один из призраков.
  • В игре Age of Wonders 2 у расы Фростлингов есть юнит Doom Wolf, представляющий собой огромного волка.
  • В игре Loki: Heroes of Mythology также присутствует огромный ледяной волк.
  • В игре God Eater «Fenrir» — название биохимической корпорации, которая создает оружие God Arc для победы над монстрами Aragami.

Примечания

  1. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. — Санкт-Петербург: Норинт, 1998. — 1456 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85270-160-2, ISBN 5-7711-0004-8

См. также

  • Гарм (мифология)

Фенрир | Bestiary.us

— Послушай. Вначале был Лис, и Волк был ему брат. Лис сказал: «Люди станут жить вечно. Если они умрут, то не навсегда». А Волк сказал: «Нет, люди буду умирать, люди должны умирать, все живое должно умирать, иначе они размножатся и покроют весь мир. Они съедят всех лососей, бизонов и карибу, съедят все тыквы и всю кукурузу». Настал день, и Волк умер и сказал тогда Лису: «Скорей воскреси меня». А Лис ответил: «Нет, мертвые должны оставаться мертвыми. Ты убедил меня». И говоря так, он плакал. Но он это сказал, и это были окончательные его слова. И потому Волк правит миром мертвых, а Лис всегда живет под солнцем и луной и по сей день оплакивает своего брата.

Гейман Н. «Американские боги» (357)

— Я не хочу Рагнарёк, я хочу фыр-фыр-фыр!

Фенрир

Фенрир — гигантский волк из скандинавской мифологии, противник богов, один из трех хтонических сыновей бога Локи (наряду со змеем-драконом Ёрмунгандом и богиней умерших Хель) (2), отец волчьего племени и двух эсхатологических волков — Хати и Сколля — которые в конце времен поглотят Луну и Солнце. С наступлением Рагнарёка Фенрир выступит против Одина и убьет его, но и сам погибнет от руки Видара, сына Одина.

Именно такой может быть краткая словарная справка о самом известном волке германо-скандинавской мифологии. Однако в свете популярности этого образа в современной массовой мифологии (кино и литература в стиле фентези, видео- и компьютерные игры) ограничиваться сугубо словарным знанием как-то не серьезно. Потому обратимся к первоисточникам и попробуем разобраться, кто же он — мистер Фенрир?

Итак, как оно было…

Боги (и мы вместе с ними) узнали о Фенрире из предсказаний пророчицы Вельвы, с которой Один вел долгие беседы о судьбах мира, о его рождении и его смерти. В этих предсказаниях, в той их части, что относятся к концу времен, к Рагнарёку, мистера Фенрира доходчиво описали в качестве врага богов-асов:

С востока в ладье

Муспелля люди

плывут по волнам,

а Локи правит;

едут с Волком

сыны великанов,

в ладье с ними брат

Бюлейста едет.

«Прорицание Вёльвы», ст.51 (532: с.15)

Как видно из текста, во времена Рагнарёка Фенрир будет занимать место не из последних в иерархии противников богов, коль йотуны «едут с Волком», в не Волк едет с кем-то там. Это и понятно, ведь противником самого великого Одина может быть только некто действительно выдающийся. Да, Вёльва прямо говорит, что в день гибели богов именно Фенрир станет судьбой Одина:

Настало для Хлин

новое горе,

Один вступил

с Волком в сраженье…

«Прорицание Вёльвы», ст.53 (532: с.15)

Впрочем, тот день станет последним и для самого Фенрира, которму Видар, мстя за отца своего Одина, пронзив его мечом:

Сын тут приходит

Отца Побед*,

Видар, для боя

со зверем трупным*;

меч он вонзает,

мстя за отца, —

в сердце разит он

Хведрунга* сына*.

«Прорицание Вёльвы», ст.55 (532: с.16)

Великан Вафтруднир уточняет, что Видар натуральным образом «пасть порвет» Фенриру за смерть Одина. Оно не очень ясно — после того, как убьет его мечом, или вместо.

Вафтруднир сказал:

«Фенрир проглотит

отца всех людей,

но мстить будет Видар;

пасть разорвет он

свирепую волчью,

возмездье свершая»

«Речи Вафтруднира», ст.53 (532: с.37)

Участие Фенрира в процессе реализации предсказаний Вёльвы не ограничивается одним убиением Отца мудрости. Ведь помимо прочего, Фенрир станет отцом двух волков, действия которых буквально ознаменуют конец света — поглотят Солнце и Луну:

Сколль* имя Волка,

за солнцем бежит он

до самого леса;

а Хати* другой,

Хродвитнира* сын,

предшествует солнцу.

«Речи Гримнира», ст.39 (532: с.43)

Вот как этот момент уточняется в той части «Младшей Эдды», что называется «Видение Гюльви»:

… молвил Ганглери:

«Быстро мчится дева Солнце, словно чего-то страшится; спасайся она от самой смерти, и тогда не удалось бы ей бежать быстрее».

Тогда отвечает Высокий*:

«Нечему тут дивиться, что она так бежит. Нагоняет ее преследователь, и ей ничего не остается, кроме как убегать».

Тогда спросил Ганглери:

«Кто же желает ее погибели?»

Высокий говорит:

«Есть два волка, и того, что бежит за нею, зовут Обман. Его-то она и страшится, и он настигнет ее. Имя другого волка — Ненавистник, он сын Хродвитнира. Он бежит впереди нее и хочет схватить месяц. Так оно и будет».

«Видение Гюльви» (532: с.305)

Вообще, учитывая эсхатологический, связанный с концом света образ Фенрира, главным источником сведений о нем должно было бы быть конечно «Прорицание Вёльвы». Однако более развернутую информацию о нем мы получаем из «Видений Гюльви», основного раздела «Младшей Эдды», слагающегося из вопросов Ганглери (так представился Отцу богов Гюльви) и развернутых на них ответов Одина. Именно там мы знакомимся с происхождением Фенрира и его особенностями его бытия до Рагнарёка:

Ангрбодой* звали одну великаншу из Страны Великанов. От нее родилось у Локи трое детей. Первый сын — Фенрир Волк, другой — Ёрмунганд, он же Мировой Змей, а дочь — Хель.

«Видение Гюльви» (532: с.318)

Проанализировав предсказания Вёльвы, асы пришли к выводу о необходимости деятельностного участия в судьбе апокалиптических детей Локи и Ангрбоды:

…послал богов Всеотец взять тех детей и привести к нему. И когда они пришли к нему, бросил он того Змея* в глубокое море, всю землю окружающее, и так вырос Змей, что посреди моря лежа, всю землю опоясал и кусает себя за хвост. А великаншу Хель Один низверг в Нифльхейм и поставил ее владеть девятью мирами, дабы она давала приют у себя всем, кто к ней послан, а это люди, умершие от болезней или от старости… Она наполовину синяя, а наполовину — цвета мяса, и ее легко признать потому, что она сутулится и вид у нее свирепый. Волка взрастили асы у себя…

«Видение Гюльви» (532: с.318)

Фенрир рос и мужал, превращаясь в огромного, чудовищного волка с темно-серой шерстью, что становится черной на холке и на спине, с желтыми светящимися глазами и способностью выть так, что деревья пригибались к земле и птицы падали замертво (**). В итоге боги стали его просто бояться. Один лишь Тюр отваживался кормить Фенрира. Страх заставляет шевелиться и придумали асы идею — нейтрализовать Великого Волка. Для того изготовили боги цепь Лединг и стали подначивать Фенрира на предмет испытать той цепью свою силу. Испытал. Порвал. Сделали боги цепь вдвое крепче первой. В гордыне своей и славя стяжая дал Фенрир и ею себя заковать. Асы заковали. Фенрир напрягся — и разлетелись кольца цепи Дромми во все стороны.

Осознали асы открывающиеся перед ними перспективы и обратились к мастерству черных альвов. И сделали им подземные карлики не цепь из металла, но волшебные путы под названием Глейпнир: «Шесть сутей соединены были в них: шум кошачьих шагов, женская борода, корни гор, медвежьи жилы, рыбье дыханье и птичья слюна»(532: с.319). Всего этого больше нет в мире, потому что забрав эти сути из мира, сделали карлики путы — с виду гладкие и мягкие, но никто из богов не мог разорвать их. И на глазах у Фенрира старались они Глейпнир порвать, и подзуживали Волка по всякому, чтоб ленту ту он на себя наложил.

Однако чувствовал Фенрир подвох с их стороны и согласился испытать прочность пут Глейпнир только в том случае, если один из богов положит ему в пасть свою руку. Такая вот была страховка: если, паче чаяния, не порвет Фенрир пут карликов, а асы слово свое нарушат и не снимут пут добровольно, тогда лишится заложник руки. В общем, опять только Тюр осмелился подойти к Фенриру.

Дальше все сложилось по предательскому плану асов — путы выдержали, Фенрир свалился связанный на землю… Только вот Тюр руки лишился совсем незапланированным образом.

Увидев, что волк связан надежно, асы взяли конец пут, прозываемый Гельгья, и протянули его сквозь большую каменную плиту — она называется Гьелль, — и закопали ту плиту глубоко в землю. Потом они взяли большой камень, Твити, и зарыли его еще глубже, привязав к нему конец пут. Волк страшно разевал пасть и метался и хотел всех покусать. Они же просунули в пасть ему меч: рукоять уперлась под язык, а острие — в небо. И так распирает меч ему челюсть. Дико он воет, и бежит слюна из его пасти рекою, что зовется Вон*. И так он будет лежать, пока не придет конец света.

«Видение Гюльви» (532: с.319-320)

Вот так вот поступили боги с плененным Фенриром, убоявшись убить его сразу. Впрочем, Один утверждал, что от убийства Волка их удержали иные причины: «Так чтили боги свое святилище и свой кров, что не хотели осквернять их кровью Волка, хоть и гласят пророчества, что быть ему убийцею Одина».

Таков классический образ Великого Волка, пожалуй, главной апокалиптической персоны скандинавской мифологии — Фенрира, чье имя, кстати, происходит от словосочетания «fen-dweller» и в переводе с древненорвежского обозначает «обитатель болотных топей». Богатые на поэтические обороты Эдды также именуют Фенрира как Fenrisúlfr (дословно с древненорвежского: «Фенрир-волк»), Hróðvitnir (дословно с древненорвежского: «Прославленный волк»), Vánagandr (дословно с древненорвежского: «Чудовище реки Ван»).

К слову, скандинавская традиция кеннигов и прочих эвфемистических эпитетов периодически наводит исследователей на мысль о том, что Волк в рядах противников асов вообще-то мог бы быть в единственном числе — и им был Фенрир. А остальные (Сколль, Хати, Гарм) суть просто имена-эпитеты-функции, принадлежащие тому же самому Фенриру. Такая генерализация образа Фенрира, вероятно, имеет под собой некоторые основания. Ведь фигура связанного, до поры до времени обезвреженного противника главного божества имеет очень древнее происхождение, возможно, даже протоиндоевропейские (Puhvel, Яан). Но это все из пространства гипотетически возможного. А вот что представляется более вероятным, так это предположение о воздействии раскрывшего пасть от земли до неба Фенрира на образ «Пасти Ада», которая появляется в средневековой христианской иконографии. Как в свое время писал Мейер Шапиро:

…the Anglo-Saxon taste for the Hell Mouth was perhaps influenced by the northern pagan myth of the Crack of Doom and the battle with the wolf, who devoured Odin. (***)

…англо-саксонской вкус к «пасти ада» возникает, возможно, под влиянием северного языческого мифа о трубном гласе и сражении с волком, который пожирает Одина…

Теснейшая связь с «одинической», волчьей мифологией, трагичность и драматизм «судьбы» обманутого Волка, его демонически-эсхатологический характер, символизм хаоса и зарождения нового космоса — именно с таким багажом Фенрир и вошел в современную массовую культуру:

Я помнила, кто такой Фенрир. Это был самый жуткий зверь нордического бестиария, главный герой исландской эсхатологии: волк, которому предстояло пожрать богов после закрытия северного проекта. Хотелось верить, что… желтоглазое чудовище — просто недостижимый эстетический идеал, что-то вроде фотографии Шварцнеггера, висящей на стене у начинающего культуриста.

Пелевин В. «Священная книга оборотня» (376)

Практически любое произведение, тематически связанное со скандинавской мифологией и/или темой северного конца света, прямо или косвенно, в роли одного из (анти)героев или просто упоминанием вводит в повествование нашего друга Фенрира. Так, например, в комиксовском мире компании Marwel, где в мире Асгарда есть демонический волк Фенрир, или в дилогии А. Белянина «Моя жена — ведьма!», где Фенрир рисуется также вполне аутентичным образом, соответствующим мифологическим первоисточникам. По сюжету, главный герой, поэт в ходе поиска своей жены и путешествий по разным мифологическим пространствам в числе прочих попадает и в Асгард. Там он как раз и имеет возможность наблюдать процесс и результат спутывания Фенрира цепью Глейпнир. Интересно, что (один из немногих) Белянин описывает Глейпир не как металлическую цепь, но как ленту — вполне аутентично, что редкость.

— А кто такой Фенрир? — тихо наклонился я к Фрейе. — Сегодня уже дважды прозвучало это имя.

— Фенрир — огромный волк, способный проглотить даже луну, — шепотом объяснила она, хлопнув в ладоши. По ее звуку двери распахнулись. — Твою жену-ведьму надо искать в свите Фенрира. Боги хотят заманить его в ловушку, для этого и нужна волшебная цепь карликов. Любую другую он порвет, как девичью ленточку…

Белянин А. «Моя жена — ведьма!» (563)

В русле иной традиции рисуется Фенрир, скажем, в романе М. Фрая «Мой Рагнарек». Здесь Волк скорее символический и демонический персонаж:

А потом я забыл о нем и вообще обо всем на свете, потому что передо мной уже маячила распахнутая пасть Волка. Фенрир вполне мог позволить себе роскошь не поперхнувшись проглотить меня вместе с моим дромадером, ятаганом, щитом и прочими волшебными причиндалами, которые, как выяснилось, были нужны мне не больше чем детские погремушки. Но он не спешил мною пообедать.

Фрай М. «Мой Рагнарёк» (564)

Профессор, кстати, создавая мифологию Средиземья, тоже воспользовался образом Фенрира. Даже в весьма переработанном варианте, пытливый взгляд узнает скандинавского демона-волка, временно обезвреженного богами и откусывающего руки, в морготовском Кархароте:

… Моргот выбрал из потомства щенков Драуглуина одного и сам кормил его живой плотью, и вложил в него свою силу. Волк рос так быстро, что вскоре перестал помещаться в логове и лежал огромный, всегда голодный, у ног Моргота. Огонь и муки ада были вложены в него. Кархорот, Красная Пасть — так именовался он в повествованиях, и еще Анфауглир, Жаждущая Глотка. И Моргот повелел ему лежать без сна перед дверями Ангбанда, чтобы Хуан не вошел туда.

Кархорот увидел пришельцев и сомнения охватили его… внезапная сила, происходящая от древней божественной расы, пробудилась в Лютиен, и она, сбросив свое отвратительное одеяние, встала перед Кархоротом — сверкающая и грозная. Подняв руку, она приказала ему уснуть… И Кархорот свалился, как будто сраженный молнией.

Кархорот очнулся ото сна и стоял в ярости на пороге Ангбанда… дух его вспыхнул страшным пламенем, и, раскрыв пасть, он неожиданно вцепился в руку Берена и откусил у него запястье.

Толкин Р.Р. «Сильмариллион» (24)

По ходу дела образ Фенрира оказался столь привлекательным и узнаваемым, что зачастую оказывается достаточно упоминания одного лишь имени этого Волка в сопряжении с неким, скажем, предметом, дабы этот предмет заиграл новыми, волшебными или колдовскими красками. Понятно, с апокалиптическим уклоном.

Опять же — имя «Фенрир». Северная магия Рагнарёка превращает этот набор звуков в нечто загадочное и зело привлекательное. Потому сим именем зачастую наделяются и человеческие, и нечеловеческие персонажи. Например, Фенрир Сивый (в других переводах Фенрир Грейбэк) в мире Гарри Поттера — оборотень и один из слуг Темного Лорда, который был Пожирателем Смерти и специально кусал людей, чтобы превращать их в ликантропов:

. ..Фенрир Сивый, оборотень, которого Пожиратели Смерти наняли за его зверскую дикость.

Роулинг Дж.»Гарри Поттер и Дары Смерти» (476)

Слово «Фенрир» используется и как имя собственное, и как титул, скажем, в вампирско-оборотническом мире Аниты Блейк, где Фенриром называют вервольфа, выступающего против вожака стаи волков-оборотней:

— Я здесь Ульфрик. Тот, кто с этим не согласен, имеет право вызвать на бой вышестоящего, потом следующего, пока не станет Фреки, а тогда объявить себя Фенриром и бросить вызов мне. Если он убьет меня, то станет Ульфриком, и тогда может устанавливать любые правила, которые ему вздумается. А до того все нахер заткнитесь и выполняйте мои приказы.

Гамильтон Л. «Нарцисс в цепях» (565)

Похоже обстоят дела и в мире компьютерных игр. Здесь образ Фенрира используется и сам, как самостоятельный персонаж, и вводятся в оборот упоминание о нем, и некие артефакты (от клыка до компьютера) или даже планеты, называются в его честь. Так, в частности, в Age of Wonders, God Eater, Dragon Age есть герои, юниты, организации с названием «Фенрир», а во вселенной Мира Тьмы есть целое племя вервольфов-гару, которые зовутся Детьми Фенрира. А во вселенной Warhammer 40000 существует планета Фенрис, которая является домом Ордена Астартес Космических Волков (весь антураж этого Ордена взят из германо-скандинавской мифологии).

Еще одной популярной традицией использования имени Фенрира является называние оным всяческих средств передвижения типа кораблей или самолетов (EVE Online, BattleStar Galactica Online, Ace combat X), а равно как и использования волка (почти стандартных биологических размеров) Фенрира в качестве ездового животного (Rappelz, Lineage II, MU Online). Ну и конечно вызов Фенрира — как духа (Disciples), или как эйдолон* (Final Fantasy IX), или опять же как ездовое животное (MU Online)…

В общем и целом, как враг или соратник, как волк или демон, как имя или как образ, но Фенрир сегодня совсем не забыт, а даже совсем наоборот — известен, популярен, местами даже любим!

Фенрир — Энциклопедия всемирной истории

Фенрир — великий волк в скандинавской мифологии, который вырывается из своих цепей во время Рагнарёка, сумерек богов, убивает Одина, а затем его убивает сын Одина Видарр. Фенрир — сын бога-обманщика Локи и брат Мирового Змея Ёрмунганда и йотуна Хель.

Он также известен как Волк Фенрис (также называемый Фенрис-волк) и Ванарганд («чудовище ван»), обычно означающее «существо ожидания», потому что ему было предсказано участие в уничтожении богов. Его имя произносится Фен — задний, и он родился от союза Локи и великанши Ангрбоды. Пророчество предсказывало, что дети Локи причинят неприятности богам Асгарда, поэтому их забрали из Йотунхейма, земли великанов, где они жили со своей матерью, и привезли в Асгард. Затем Один швырнул Ёрмунганда в море, бросил Хель в глубины королевства Нифльхейм и, в конце концов, приковал Фенрира к скале. Все трое детей отомстят Рагнарёку.

Удалить рекламу

Реклама

История Фенрира, как и вся скандинавская мифология, сохранилась до наших дней через призму христианизации, и трудно сказать, какие аспекты сказок были исходными скандинавскими верованиями, а какие являются более поздними интерпретациями. В скандинавской мифологии упоминается несколько волков (в частности, сыновья Фенрира, Хати и Сколл), но считается, что большинство, если не все, изначально были Фенриром, поскольку некоторые сказки приписывают ему определенные действия, которые позже были совершены Хати и Сколлом.

Полная история Связывания Фенрира дается в поэме XII или XIII века 9.0005 Malshattakvaedi с Оркнейских островов.

Хотя Фенрир понимается как антагонист богов и один из «злодеев» в истории Рагнарёка, из оригинальной истории ясно, что обращение Одина и других богов с великим волком способствовало его переходу на сторону сил хаоса. против них.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Мир мифов

До начала времен существовало только Мировое Древо Иггдрасиль и туманная пустота Гиннунгагап, граничащая с одной стороны с огненным царством Муспельхейм, а с другой — с ледяным миром Нифльхейм. Огонь Муспельхейма в конце концов начал таять лед Нифльхейма, и появился великан Имир вместе с коровой Аудумлой. Аудумла лизнул лед для пропитания и показал Бури, который затем соединился с великаншей Бестлой. Бестла родила Одина, Вили и Ве, первых из богов, а Имир путем самооплодотворения породил великанов.

Воины сражаются с волком и гигантской змеей

Музей Дж. Пола Гетти (общественное достояние)

Один, Вили и Ве напали и убили Имира, чья хлещущая кровь утопила всех остальных великанов, кроме Бергельмира и его жены, которые бежали на плоту и породили новых великанов, которые поклялись в вечной вражде с богами Асгарда. Из тела Имира Один и его братья создали мир Девяти миров:

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

  • Асгард – Царство асов, соединенное с Мидгардом радужным мостом Бифрост
  • Альфхейм – Царство эльфов
  • Хель — Царство тех, кто умер от болезни или старости, а затем и большинства людей
  • Йотунхейм – Царство великанов и ледяных великанов
  • Мидгард – Царство людей между Асгардом и Йотунхеймом
  • Муспельхейм – Царство Огня, огненный гигант Суртр и силы хаоса Сурта
  • Нидавеллир/Свартальфхейм – Царство гномов под землей
  • Нифльхейм – Царство льда, снега и тумана возле Муспельхейма
  • Ванахейм – Царство ванов

Затем они создали первого мужчину (Аск) и женщину (Эмбла) из ясеня и вяза соответственно и окружили царство Мидгард высокой стеной, чтобы защитить беспомощных существ от великанов. После того, как люди были созданы, боги создали животных, а затем Биврёст, радужный мост, который соединил Мидгард с Асгардом. Девять миров будут существовать до дня Рагнарёка, когда все будет уничтожено в великой битве между богами — силами порядка — и силами хаоса, в том числе богом Локи и его детьми.

Персонаж и имя Фенрира

Хотя в наши дни Локи часто представляют как олицетворение зла, он никогда не изображался таким в оригинальных скандинавских сказках. Локи — бог-обманщик, который нарушает установленный порядок, но эти типы божеств (или духов) в любой культуре поощряют изменения и трансформации. Следовательно, Локи не злой; он только серьезно беспокоит богов и человечество, привнося неожиданное — и почти всегда нежелательное или даже трагическое — в упорядоченные миры.

Удалить рекламу

Реклама

Однако

дети Локи не принимали в этом никакого участия и, похоже, были совершенно невиновны, пока не подверглись жестокому обращению со стороны богов Асгарда. Полная история The Binding of Fenrir дается в поэме 12-го или 13-го века Malshattakvaedi с Оркнейских островов и упоминается в Поэтической Эдде , Voluspa и Прозаической Эдде . Ученые обычно утверждают, что волк был выбран в качестве антагониста богов, потому что жители Скандинавии считали волков опасными хищниками, но сама история не подтверждает это, поскольку Фенрир изображается мирно живущим среди богов в качестве их питомца, пока они его не предают. .

В то же время, однако, его имя, как полагают, происходит от существа топи, болота, связанного со злыми духами и опасностью. Ученый Рудольф Симек комментарии:

Значение имени Фенрир до конца не выяснено, но наиболее вероятным объяснением является связь с древнескандинавским fen , «болото, болото»… Таким образом, Фенрир первоначально был «обитателем болот», подходящим названием для такой монстр. Миф о Фенрире связан с эсхатологическим комплексом представлений о Рагнарёке, сложившимся в X веке. Однако на миф могли еще раньше повлиять юго-восточные мысли, такие как кавказские легенды о скованном великане. (81)

«Скованный великан», на который ссылается Симек, — это титан Прометей из греческой мифологии, которого Зевс приковал к Кавказским горам в наказание за то, что он дал человечеству дар огня, который раньше был предназначен только для богов. Прометей не только прикован к скале, но и гигантская птица каждый день налетает вниз и поедает его печень, которая, поскольку он бессмертен, отрастает каждую ночь только для того, чтобы быть вырванной и съеденной на следующий день. В греческой сказке есть кто-то несправедливо связанный и мучимый богами, и скандинавская история о Фенрире перекликается с той же темой.

Удалить рекламу

Реклама

Связывание Фенрира

The Binding of Fenrir начинается с того, что боги узнают, что детей Локи воспитывает их мать Ангрбода в царстве гигантов Йотунхейме. Пророчество сообщает им, что эти трое детей однажды причинят богам большие страдания, и поэтому Один либо посылает за ними, либо возглавляет экспедицию, которая забирает их у матери. Трое детей — волк Фенрир, змей Йормунганд и Хель, богиня, наполовину живая женщина, наполовину синий разлагающийся труп.

Один сражается с Фенриром

Эмиль Доплер (общественное достояние)

Один испытывает отвращение к Ёрмунганду и швыряет его в море. Он отправляет Хель в темное царство Нифльхель (обычно называемое Хель) под ледяным миром Нифльхейм, где ей дается «ответственность за Девять миров», что обычно означает, что она должна руководить душами из тех миров, которые умерли от старости или болезни. Фенрир содержится богами как домашнее животное и воспитывается ими, но он начинает расти с угрожающей скоростью, и только бог Тир достаточно смел, чтобы накормить его, что способствует дружбе между ними.

По мере того, как Фенрир становится все больше и больше, боги вспоминают пророчество и считают, что в их собственных интересах связать волка. Они приглашают Фенрира на состязание в силе, говоря ему, что не верят, что он сможет вырваться из оков, известных как Loeding . Фенрир позволяет заковать себя в цепи, а затем легко разрывает их. Затем боги выковывают более прочную цепь, которую они называют Дроми , и пытаются снова, но Фенрир так же легко разрывает эти цепи.

Удалить рекламу

Реклама

Фенрир остается прикованным на острове Люнгви до дня Рагнарёка, Сумерек Богов.

Один полон решимости связать волка до того, как он станет слишком большим и сильным, чтобы его можно было контролировать — хотя в этот момент истории Фенрир не причинил беспокойства и мирно живет с богами — и посылает посланника, бога Скирнира. , к гномам в их огненных кузнях под Мидгардом, просящих их сделать оковы, которые Фенрир не сможет разорвать. Гномы возвращают цепочку под названием Глейпнир («опутывающий») состоит из шести элементов: кошачьих шагов, женской бороды, горных корней, жил медведя, дыхания рыбы и слюны птицы.

Затем Один и другие боги приглашают Фенрира присоединиться к ним на острове Люнгви посреди великого озера Амсвартнир, чтобы в третий раз испытать свои силы с новой цепью. Увидев новые оковы, Фенрир заподозрил неладное, потому что они похожи на женскую ленту для волос, и не может быть чести освободиться от такой непрочной ленты. Фенрир подозревает какой-то обман и говорит богам, что позволит связать себя только в том случае, если один из них согласится положить руку ему в рот и держать ее там на протяжении всего испытания. Боги медлят с ответом, что делает Фенрира более подозрительным, но его друг Тир вызывается добровольцем, засовывая руку в пасть волка.

Тир и Фенрир

Джон Бауэр (общественное достояние)

Фенрир связан, а затем пытается вырваться на свободу. Однако чем сильнее он борется с лентой, тем туже она становится, пока, поняв, что он попал в ловушку, он не сжимает челюсти, беря Тира за руку. Волк начинает выть от боли и ярости, но боги — за исключением Тира — только смеются над ним, а затем засовывают ему в пасть огромный меч с навершием в нижней челюсти и острием в верхней, удерживая их врозь, чтобы он не мог шуметь больше или представлять какую-либо угрозу. Затем они прикрепляют Глейпнир к большому камню на острове, который закрепляют еще большим камнем, и оставляют там Фенрира, когда возвращаются домой. Два верных сына Фенрира, Хати и Сколл, пытаются освободить его, но ничто не может сломить Глейпнира, и они пойманы в своих попытках и заключены в тюрьму Одином.

Рагнарек

Фенрир остается скованным на острове до дня Рагнарёка, Сумерек Богов, когда Девять Миров будут уничтожены в великой битве. Пока Фенрир рос с богами, Ёрмунганд тоже рос, пока не стал таким огромным, что окружил Мидгард как Мировой Змей. Сын Одина Тор, бог грома, встречает Ёрмунганда в некоторых сказках, но он, как и его брат и сестра, наиболее заметно фигурирует в видении Рагнарека, как оно дано в поэме 9.0005 Волюспа .

Модель Voluspa в ее нынешнем виде датируется ок. 1270 г., но считается, что они существовали в устной или даже в какой-то письменной форме гораздо раньше. Говорящая поэмы — volva , пророчица в скандинавской культуре, которая напрямую обращается к Одину, рассказывая о сотворении мира и его неизбежном разрушении. Среди корней Мирового Древа Иггдрасиля жили Норны – Судьбы, которые незаметно плели судьбы богов, людей и всех сущностей Девяти Царств. Норны провозгласили конец всего сущего в Рагнарёк, и, подобно Трем Судьбам Древней Греции, их решения нельзя было оспорить или отменить. Voluspa описывает начало Рагнарёка и роль Фенрира в нем в стихах 38-40, поскольку вольва обращается к Одину как к Всеотцу:

Я видел нарушителей клятвы

Вброд

Те густые ручьи,

И убийцы,

И тех, кто соблазняет

Чужие любовники.

Там Нитхегг

Сосет трупы павших,

Щелкает ими в челюстях,

Ты уже достаточно выучил, Всеотец?

На востоке сидела великанша в возрасте,

Из железного дерева,

И вот она подняла

Род Фенрира.

Из них

Определенный

Кто кусает луну

В форме тролля.

Мертвецы отдают свою жизнь волку,

Дом богов

Краснеет от крови,

Солнце светит черным

Летом,

Погода никогда не бывает веселой.

Ты уже достаточно выучил, Всеотец?

Иггдрасиль от Финнура Магнуссона

The Public Domain Review (общественное достояние)

Нитхегг — дракон, который грызет корни Мирового Древа, но также был представлен как существо в темном царстве Настронда, которое жевало души убийц, нарушителей клятвы и насильников, высасывая из них кровь и превращая их в армия мертвецов, которые присоединятся к силам хаоса в финальной битве с богами. «Старая великанша», воспитавшая сыновей Фенрира, — его мать Ангрбода, жившая в Железном лесу. В стихах 43, 47 и других описывается, как Фенрир воет у ворот Хель, а она предлагает ему помощь в виде армии мертвых. Ученый Роберт Карлсон описывает остальную часть начала Рагнарёка:

Человеческие узы родства, а также традиционные верования сократятся и исчезнут. Будет развиваться вялая анархия. Затем наступит период времени, известный как Фимбулветр, для которого характерны три зимы с возрастающей суровостью и отсутствие лета между ними. Три петуха пропоют: багровый петух Фьялар пропоет Великанам; золотой петух Гуллинкамби прокукарекает богам; и третий петух воскресит мертвых. Солнце съест волк Сколл, а его брат Хати съест луну, оставив мир во тьме. Землетрясения освободят Фенрира Великого Волка, и он разинет пасть так широко, что его верхняя челюсть захватит небо, а нижняя — Землю, и он будет буйствовать по всем девяти мирам, уничтожая все живое. Великие горы рухнут на свои основания. Моря затопят землю, когда змей Ёрмунганд выйдет на берег. (20)

Корабль Нагльфар, построенный из ногтей мертвых, плывет по волнам, управляемый великаном Хрымом, в то время как второй корабль, предоставленный Хель и управляемый Локи, приносит Суртра и Огненных Гигантов на поле битвы, где Один, боги , и великие герои Вальхаллы готовятся к битве. Радужный мост Бифрост трескается и падает, когда Иггдрасиль сотрясается, и силы порядка и хаоса сталкиваются в финальной битве. Одина убивает Фенрир, которого затем убивает сын Одина Видарр. В битве падают почти все боги, включая Тора и Локи, но выжившие побеждают силы хаоса. Девять Царств падают в огне, но из их пепла возникает новый мир, и порядок в конечном итоге торжествует.

Заключение

После битвы снова нет ничего, кроме Древа Мира и туманной пустоты Гиннунгагапа и начинается другой цикл жизни. Нет никаких описаний того, как будет выглядеть новый мир, но он воспринимался как реальность, поскольку, согласно скандинавским верованиям, вся жизнь циклична. Ничто никогда не было потеряно, даже если казалось, что оно всегда возвращалось в другой форме. Предполагается даже, что память о Фенрире сохранилась в этом новом мире, поскольку Видарр переживает Рагнарёк, и предполагается, что он и другие расскажут историю о последней великой битве и убийстве гигантского волка. Ученый Джон Линдоу комментирует:

Подобно своему отцу Локи и его брату, змею Мидгарда, Фенрир — существо, которое проводит время среди богов, связано или изгнано ими и возвращается в конце текущего мифического порядка, чтобы уничтожить их, только для того, чтобы быть уничтоженным себя как молодое поколение богов, один из которых его убийца, выживает в новом мировом порядке. (114)

Рагнарек, как уже отмечалось, был провозглашен Норнами, но был вызван, по крайней мере частично, действиями самих богов в отношении детей Локи. Одним из самых интригующих аспектов этих историй является вопрос о свободе воли и предопределении. Обращался ли Один с детьми Локи так же плохо, как по собственной воле, или потому, что было написано, что он должен быть норнами, и у него не было другого выбора?

Согласно скандинавским поверьям, судьба человека уже была решена при его рождении, и лучшее, что можно было сделать, — это жить хорошо и надеяться на хорошую репутацию, которая сохранится после смерти. Однако то, что человек делал между рождением и смертью, полностью зависело от человека. Учитывая это понимание, вполне вероятно, что у Одина был выбор в том, как он относился к Фенриру, и он выбрал плохой, тем самым объединив великого волка с силами хаоса, когда он мог бы стать союзником и защитником установленного порядка богов.

Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Фенрир | Бог войны вики

в:
Страницы, использующие повторяющиеся аргументы в вызовах шаблонов, Males, Jötnar,

а также
еще 4

Посмотреть источник

Фенрир

Псевдоним/эс

  • Хродвитнир
  • Величайший враг асов

Пол

Мужской

Место рождения

Неизвестно

Вид/Раса

3/4 Ётун

1/4 Бог

Family Member/s

  • Loki (Father)
  • Angrboða (Mother)
  • Calliope (Aunt) †
  • Hel (Sister)
  • Jörmungandr (Brother)
  • Sköll and Hati (Sons)
  • Kratos (Grandfather )
  • Лауфей (Бабушка) †
  • Деймос (Дядя) †
  • Зевс (Прадед) †
  • Каллисто (прабабушка) †
  • Кронос (прапрадедушка) †
  • Бергельмир (предок по материнской линии)

Текущий статус

Жив

Местоположение

Асгард

Появляется в

God of War (2018) (только упоминание и изображение)

God of War: Ragnarök

Fenrir , также известный как Hróðvitnir (известный волк), является богом-волком-гигантом и считается одним из величайших врагов асов. Ему суждено сразиться и убить Одина во время Рагнарёка. Он отец Скёлля и Хати. Он также является братом Ёрмунганда.

Содержание

  • 1 Скандинавская мифология
  • 2 В серии God of War
    • 2.1 Бог войны (2018)
  • 3 силы и способности
  • 4 Общая информация

Скандинавская мифология

В скандинавской мифологии Фенрир — один из трех детей Локи и женщины Йотунн Ангрбода, его другими братьями и сестрами были Хель и Ёрмунганд. Все они родились в Йотунхейме. Как только боги узнали об их существовании, они начали бояться их, поскольку были предсказания, что эти трое братьев и сестер принесут большое несчастье богам из-за природы обоих их родителей, в частности их отца Локи.

Впоследствии Один приказал другим богам отправиться в Йотунхейм и привести к нему трех братьев и сестер. Когда они прибыли в Асгард, Один бросил Йормунганд в океан Мидгарда и изгнал Хель в Хельхейм, предоставив ей власть над мертвыми. Однако Фенрира держали в Асгарде, но он внушал такой страх богам, что только Тюр был достаточно храбр, чтобы приблизиться к волку и дать ему пищу. Боги заметили, что Фенрир быстро рос с каждым днем, что только усилило их страх перед ним из-за пророчества о том, что волк принесет им большой вред. Таким образом, они решили попытаться заключить Фенрира в тюрьму.

Затем Боги выковали оковы (цепь) Лейдинг. Поднеся волку цепь, асы предложили ему испытать на ней свою силу. Решив, что цепь ему не по силам, Фенрир позволил богам связать себя ею. С первым пинком путы разорвались, и волк вырвался на свободу.

Затем Боги выковали вторую цепь, вдвое более прочную, чем Лейдинг, которую они назвали Дроми. Уверенные, что эта цепь заточит волка, они снова подошли к нему. Утверждая, что он добьется великой славы за свою силу, если волк разорвет эту связь, Фенрир еще раз позволил богам наложить на него оковы, отметив, что цепь действительно очень прочная и что ему нужно рискнуть, чтобы заработать великую славу. Фенрир сильно натянул оковы, в конце концов разбив их на множество кусков, которые полетели вдаль.

Опасаясь, что они не смогут связать Волка-Гиганта, Один поручил нескольким гномам сделать нерушимую связь, от которой Фенрир не смог бы убежать. Затем гномы создали цепочку из шести мистических ингредиентов; поступь кошки, борода женщины, корни горы, сухожилия медведя, дыхание рыбы и слюна птицы. Получившийся переплет был похож на мягкую шелковую ленту и получил название Глейпнир. После того, как его доставили асам, они отвели Фенрира на остров под названием Люнгви, лежащий посреди озера под названием Амсвартнир (черное как смоль). Там боги представили Глейпнир Фенриру, заявив, что, несмотря на то, что цепь похожа на шелковую ленту, даже боги не могут ее разорвать, и продемонстрировали это, изо всех сил потянув за оковы, но они не порвались. Тем не менее, Йотун стал подозрительным из-за обманчивого внешнего вида цепи и отказался позволить себя связать, заявив, что, по его мнению, лента была сделана с искусством и хитростью.

Однако Боги обратились к его самолюбию, заявив, что Фенрир может легко разорвать такую ​​жалкую шелковую полоску, как он разорвал две большие железные узы, сделанные самими Богами ранее. Они также добавили, что если Фенрир не сможет разорвать шелковые оковы, то им будет совершенно ясно, что Фенрир вообще не представляет угрозы, и он будет немедленно освобожден. Фенрир, все еще подозрительный, ответил, что позволит связать себя только в том случае, если один из присутствующих богов положит руку ему в рот в знак доброй воли. Если бы он смог вырваться из цепи, все было бы хорошо, но если бы он этого не сделал, Бог лишился бы их руки.

Услышав это, боги переглянулись между собой, зная, что кто-то должен пожертвовать своей рукой волку, если он хочет быть заточенным навеки, но никто из них не хотел этого делать. Затем Тир молча подошел и сунул правую руку в волчью пасть, после чего Фенрир позволил асам снова связать себя. Пока Фенрир брыкался и брыкался, чтобы освободиться, Глейпнир только становился сильнее и крепче. Увидев, что волк наконец-то заключен в тюрьму, все боги рассмеялись, кроме Тюра, который потерял правую руку из-за разъяренного Фенрира. Затем боги взяли особую веревку, называемую Гелгья (оковы), свисавшую с Глейпнира, и пропустили ее через каменную плиту Гьёлль (Звучащий) и закрепили ее глубоко в земле, после чего они положили на нее еще одну большую скалу Твити (Сокрушитель). выступать в качестве анкерного стержня. В еще большей ярости Фенрир попытался укусить богов, которые затем вонзили меч ему в верхнюю челюсть, так что он не мог закрыть рот.

И там они оставили его, чтобы он оставался связанным, как и его отец, до прихода Рагнарока, когда он вырвется на свободу и присоединится к своей семье в последней битве против асов на поле Вигрид, где он сразится с Одином и убьет его, прежде чем вскоре после этого был убит Видарром.

В серии

God of War

God of War (2018)

Хотя Кратос и Атрей не видели его в своем путешествии, подтверждено существование Фенрира, поскольку он неоднократно упоминается в триптихах и диалогах. В частности, Мимир упоминает его в одной из своих сказок и называет его великим врагом богов асов, хотя он называет волка своим альтернативным именем; Хродвитнир. Когда Кратос и Атрей извлекают мистические ингредиенты из трупа Моцогнира в Конунсгарде, Фенрир упоминается еще раз, когда Атрей выражает недоумение относительно того, как Брок и Синдри могут сделать что-либо из странных ингредиентов, которые они собрали, на что Мимир говорит ему, что гномы очень изобретательны, так как, согласно легенде, когда-то они сделали неразрывную цепь из таких же странных ингредиентов; кошачий шаг и птичья слюна, два ингредиента, используемых для изготовления Гелипнира, цепи, которую асы использовали для заточения Фенрира.

Рассказы Мимира и тот факт, что Скол и Хати уже находятся в небе в погоне за Солнцем и Луной, указывают на то, что Фенрир был заточен очень давно.

Силы и способности

Будучи великаном и одним из предвестников Рагнарока, Фенрир является одним из самых могущественных существ во всех Царствах, обладая достаточной силой, чтобы быть тем, кому суждено убить самого Одина, и казаться неудержимым для объединенных могущество всех мертвых воинов Валгаллы. Асы боялись его за его огромную силу.

  • Огромная сила : Фенрир должен обладать огромным уровнем огромной сверхчеловеческой силы, которая превосходит многих других гигантов, включая его брата Йормунганда и, возможно, даже самого сильного гиганта Старкадра. Его сила достаточно велика, чтобы быть одним из немногих, способных превзойти силу даже самого могущественного из скандинавских богов, поскольку ему суждено быть способным одолеть и поглотить самого Одина, убить его и заставить всех мертвых воинов в Валгалле казаться «слишком мало», чтобы остановить его. Асы очень боятся его силы.
  • Огромная стойкость : Фенрир, как колоссальный волк, обладает огромным уровнем сверхчеловеческой стойкости. Его стойкость, по-видимому, делает его неудержимым для всех мертвых воинов Вальхаллы и позволяет ему выступить против такого могущественного существа, как Один, и в конечном итоге убить его.

Общая информация