Фашистские кресты: История свастики | Энциклопедия Холокоста
История свастики | Энциклопедия Холокоста
- Цитировать страницу
- Share
- Распечатать
У свастики долгая история. Ее использовали по крайней мере за 5000 лет до того, как Адольф Гитлер создал нацистский флаг. Слово «свастика» происходит от санскритского «svastika», что означает «счастье» или «благоденствие». Мотив рисунка (крест с загнутыми концами) предположительно впервые появился в Евразии во времена неолита и, возможно, символизировал собой движение солнца по небу. Свастика до сих пор является священным символом в таких религиях, как индуизм, буддизм, джайнизм и одинизм. Ее часто изображают на храмах и домах в Индии и Индонезии. У свастики есть также древняя история в Европе, где ее обнаруживали на артефактах дохристианских европейских культур.
Этот символ пережил свое возрождение в конце девятнадцатого века, в частности после обширных археологических раскопок, проведенных известным археологом Генрихом Шлиманом. Шлиман обнаружил крест с загнутыми концами на месте древней Трои. Он сравнил его со знаками похожей формы, нарисованными на глиняных изделиях, найденных в Германии, и предположил, что это был «важный религиозный символ наших далеких предков».
В начале двадцатого века свастика широко использовалась в Европе. Этот символ имел много значений, но был наиболее известен как символ удачи и успеха. Однако труды Шлимана вскоре взяло на вооружение народное (нем. völkisch) движение, для которого свастика стала символом «принадлежности к арийцам» и националистической гордости немецкого народа.
Гипотеза об арийском происхождении немецкого народа, вероятно, стала одной из главных причин того, что в 1920 году свастика, или Hakenkreuz (нем. «крест с загнутыми концами»), была официально принята нацистской партией в качестве своего символа.
Нацистская партия, однако, была не единственной партией, использовавшей свастику в Германии. После Первой мировой войны свастика была принята в качестве символа несколькими ультраправыми националистическими движениями. Как символ она стала ассоциироваться с идеей расово «чистого» государства. К тому времени, когда нацисты получили контроль над Германией, значения свастики изменились навсегда.
В книге «Майн Кампф» Адольф Гитлер писал: «Тем временем я после многочисленных попыток определил окончательную форму: флаг с красным фоном, белым кругом и черной свастикой в середине. После долгих попыток я также нашел определенную пропорцию между размером флага и размером белого круга и определил форму и толщину линий свастики».
Изображаемая на флаге, упоминавшемся Гитлером в «Майн Кампф», а также на предвыборных плакатах, нарукавных повязках, медалях и эмблемах военных и других организаций, свастика стала наиболее узнаваемым символом нацистской пропаганды. Могущественный символ был призван вызывать гордость у арийцев, а также внушать ужас евреям и всем остальным, считавшимся врагами нацистской Германии.
Несмотря на происхождение, свастика стала так часто ассоциироваться с нацистской Германией, что ее использование в наши дни часто вызывает разногласия.
Что означают белые кресты на технике ВСУ — мнение историка
Украинские националисты стали наносить на свою технику новую символику — белые кресты, напоминающие знак вермахта в годы Второй мировой войны. О значении символа рассказал «Известиям» военный историк, политолог, эксперт Российского военно-исторического общества (РВИО) Никита Буранов.
Белые кресты на технике ВСУ: история и значение символа
«История символа интересная. Понятно, в честь чего его делают — балкенкройц (опознавательный знак вермахта и различных его подразделений в годы Второй мировой войны). Он был на немецкой бронетехнике времен Второй мировой войны и Великой Отечественной войны», — сказал эксперт.
При этом он призвал не путать название «балкенкройц», которое дословно означает «балочный крест», с балканским крестом с равными прямыми гранями.
«До этого в кайзеровской армии были изогнутые чуть-чуть кресты, больше похожие на железный крест, который сейчас на немецкой бронетехнике, а тактические обозначения на бронетехнике менялись от сражения к сражению, от кампании к кампании», — объяснил Буранов.
По словам историка, впервые кресты вермахта в том виде, в котором их знают, были замечены на немецкой технике в день начала Второй мировой войны.
«В ходе вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года вся немецкая техника была маркирована крупными белыми крестами без черной середины, чтобы в бою отличать друг друга», — напомнил эксперт.
Крест на технике ВСУ выглядит несколько иначе: он не пуст внутри, но имеет те же очертания и сходство с балкенкройцем отрицать невозможно.
«ВСУ копируют этот стиль, ну там никто этого не скрывает», — резюмировал Буранов.
Комментируя новые опознавательные знаки ВСУ, руководитель представительства Луганской Народной Республики в России Родион Мирошник 12 сентября отмечал, что приверженность киевского режима нацизму стала, как никогда, более явной.
«Сначала нацики стыдливо набивали свастику на свои тела, но прятали под одежду, теперь вынесли на технику, дальше — только поднять на флаги», — сказал он.
Мирошник также высказал сожаление по поводу попрания памяти павших в годы ВОВ украинцев.
«Это плевок в сторону могил 8 млн украинцев, убитых фашистами во время Великой Отечественной войны», — указал руководитель представительства ЛНР.
При этом в мае сообщалось, что у боевиков с мариупольского завода «Азовсталь», сдавшихся в плен, были обнаружены схожие с нацистской символикой татуировки.
Символы Z и V на российской технике: значение
Вооруженные силы РФ также наносят на технику особые символы, но значение у них совершенно иное. На большинстве боевых орудий можно увидеть буквы Z и V. В Минобороны России объясняли, что в этих буквах зашифрованы целые фразы: «За победу» и «Сила V (в) правде». Кроме того, V означает «задача будет выполнена». Буквы наносятся на корпус белой краской.
Буква Z в качестве символа специальной военной операции распространена больше, и именно ее используют при организации акций, кампаний и флешмобов в поддержку российских бойцов.
Россия с 24 февраля проводит спецоперацию по защите населения Донбасса. Ключевые цели российских военных — денацификация и демилитаризация киевского режима. В Москве неоднократно подчеркивали, что удары ведутся только по военной инфраструктуре.
Центрально-Восточная Европа Том 37 Выпуск 2-3 (2010)
В недавних дебатах о транснациональных и межкультурных подходах в историографии трансграничные отношения обычно приобретали положительный оттенок для взаимного обогащения вовлеченных сторон. Однако исследования двусторонних отношений между итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом, а также фашистских движений в других европейских государствах показывают, что транснациональный обмен нормативно амбивалентен, то есть он может соответствовать нашим целям, желаниям и ожиданиям или нет. Этот вклад представит доказательства привлекательности итальянского фашизма и немецкого нацизма в Европе в XIX веке.20-х и 1930-х годов. Помимо высокой политики, сотрудничество между фашистами распространилось и на другие области, такие как отдых и связи с общественностью. Тем не менее, фашистские движения и режимы выборочно присваивали иностранные доктрины и политику, чтобы избежать обвинений в копировании иностранных моделей. Они также подчеркнули свои националистические убеждения. Однако гипернационализм глубоко укоренился и в фашистской идеологии. Таким образом, сотрудничеству между европейскими фашистами постоянно мешал взаимный антагонизм. В целом фашистский национализм и транснационализм были взаимосвязаны, а не исключали друг друга. Тем не менее трансграничное сотрудничество между фашистскими движениями не следует недооценивать или сводить к сотрудничеству во время войны.
Заголовок:
Транснациональный фашизм: трансграничные отношения между режимами и движениями в Европе, 1922-1939 гг.
Тип статьи:
научная статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/187633010X534469
Язык:
Английский
Страницы:
214–246
Ключевые слова:
немецкий нацизм;
итальянский фашизм;
приграничное сотрудничество;
транснационализм
В:
Восточно-Центральная Европа
В:
Том 37: Выпуск 2-3
Издатель:
Брилл | Шёнинг
E-ISSN:
1876-3308
Распечатать ISSN:
0094-3037
Предметы:
История,
славяноведение и евразийство,
Современная история,
История
Все время | Прошлый год | Последние 30 дней | |
---|---|---|---|
Абстрактные представления | 1516 | 389 | 25 |
Полнотекстовые просмотры | 424 | 47 | 3 |
Просмотры и загрузки PDF | 508 | 151 | 12 |
В недавних дебатах о транснациональных и межкультурных подходах в историографии трансграничные отношения обычно приобретали положительный оттенок для взаимного обогащения вовлеченных сторон. Однако исследования двусторонних отношений между итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом, а также фашистских движений в других европейских государствах показывают, что транснациональный обмен нормативно амбивалентен, то есть он может соответствовать нашим целям, желаниям и ожиданиям или нет. Этот вклад представит доказательства привлекательности итальянского фашизма и немецкого нацизма в Европе в XIX веке.20-х и 1930-х годов. Помимо высокой политики, сотрудничество между фашистами распространилось и на другие области, такие как отдых и связи с общественностью. Тем не менее, фашистские движения и режимы выборочно присваивали иностранные доктрины и политику, чтобы избежать обвинений в копировании иностранных моделей. Они также подчеркнули свои националистические убеждения. Однако гипернационализм глубоко укоренился и в фашистской идеологии. Таким образом, сотрудничеству между европейскими фашистами постоянно мешал взаимный антагонизм. В целом фашистский национализм и транснационализм были взаимосвязаны, а не исключали друг друга. Тем не менее трансграничное сотрудничество между фашистскими движениями не следует недооценивать или сводить к сотрудничеству во время войны.
Заголовок:
Транснациональный фашизм: трансграничные отношения между режимами и движениями в Европе, 1922-1939 гг.
Тип статьи:
научная статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/187633010X534469
Язык:
Английский
Страницы:
214–246
Ключевые слова:
немецкий нацизм;
итальянский фашизм;
приграничное сотрудничество;
транснационализм
В:
Восточно-Центральная Европа
В:
Том 37: Выпуск 2-3
Издатель:
Брилл | Шёнинг
E-ISSN:
1876-3308
Распечатать ISSN:
0094-3037
Предметы:
История,
славяноведение и евразийство,
Современная история,
История
Все время | Прошлый год | Последние 30 дней | |
---|---|---|---|
Абстрактные представления | 1516 | 389 | 25 |
Полнотекстовые просмотры | 424 | 47 | 3 |
Просмотры и загрузки PDF | 508 | 151 | 12 |
Блог о гуманитарных науках
Интервью
Подкасты
Видео
Гостевые посты
Вклад
Что происходит с фашистской архитектурой после фашизма?
Загрузка
дизайн | Архитектура
Что происходит с фашистской архитектурой после фашизма?
Автор Alex Sakalis18 января 2022 г.
По всей Европе до сих пор сохранилось множество противоречивых памятников. Алекс Сакалис посещает небольшой итальянский городок, который нашел способ контекстуализировать и обезвредить архитектурное наследие фашизма.
O
На первый взгляд Больцано на крайнем севере Италии ничем не отличается от любого другого альпийского города. Расположенный в долине, окруженной крутыми зелеными холмами, усыпанными замками, амбарами и церквями, а также террасами с виноградниками, город представляет собой причудливый снежный шар с извилистыми улочками, домами пастельных тонов и тавернами в стиле барокко.
Но пересечь реку Талфер на западной окраине города, и вдруг это совсем другая история. Уютные улочки сменяются широкими проспектами и большими торжественными площадями, над которыми возвышаются строгие серые дома. Архитектура линейная, однообразная и властная, с портиками высоких прямоугольных колонн и странными петлеобразными арками, которые скачут по проспектам, как виадуки в никуда.
Больше похоже на это:
— Почему крошечный дом идеален на данный момент
— Десять дальновидных идей на будущее
— Необыкновенные церкви Польши
, две мрачные постройки выделяются среди этого ансамбля. Первая — это городская налоговая инспекция, массивный серый блок, украшенный гигантским барельефом, изображающим — на 57 скульптурных панелях — неприступный рост итальянского фашизма, от похода на Рим до колониальных завоеваний в Африке. В его центре изображен Муссолини верхом на коне, правая рука которого вытянута в римском приветствии. Это замечательный образец фашистской агитационной архитектуры — внушающий благоговение, одиозный и озадачивающий одновременно.
Памятник Победы в Больцано называют «первым по-настоящему фашистским монументом». связка палок, символизировавшая фашистское движение. Он имеет неземное, почти призрачное присутствие, возвышаясь, как мираж, над серыми многоквартирными домами и зелеными деревьями, которые его окружают. Вдоль его фриза надпись на латыни гласит: «Здесь, на границе отечества, установлено знамя. С этого момента мы обучаем других языку, закону и культуре».
Построенный в 1928 году, в настоящее время он окружен высоким металлическим забором. Он был местом сбора ультраправых маршей и объектом нескольких попыток его взорвать. Историк Джеффри Шнапп назвал его «первым по-настоящему фашистским памятником».
Тем не менее, сегодня эти две части фашистской архитектурной пропаганды являются центральным элементом смелого художественного эксперимента по обсуждению спорных памятников, который предлагает шаблон для других сообществ, разделившихся по поводу того, сносить или поддерживать памятники с расистскими, империалистическими или фашистские оттенки.
До Первой мировой войны Больцано (или Бозен, как его называют по-немецки — оба названия официальные) был крупнейшим городом в Южном Тироле, гористой провинции в составе Австро-Венгерской империи. И город, и провинция в подавляющем большинстве говорили по-немецки, но на мирной конференции 1919 года они были переданы Италии по соображениям безопасности. Южный Тироль обеспечит Италии естественную северную границу вдоль хребта Альп и предоставит ей контроль над стратегически важным перевалом Бреннер.
Будучи приграничным городом с преимущественно неитальянским населением, он подвергался политике интенсивной итальянизации при Муссолини. Были изменены географические названия, закрыты тирольские культурные учреждения, а немецкий – родной язык 90% провинции — фактически забанен.
Долина Павших в Испании — самое печально известное архитектурное наследие Франко. Новый город был украшен многочисленными памятниками и зданиями, посвященными «славе» фашизма.
После войны итальянское правительство попыталось искупить фашистскую политику, предоставив жителям Южного Тироля высокий уровень автономии. Культурные и языковые права будут соблюдаться, рабочие места на государственной службе будут распределяться пропорционально в зависимости от языка, и 90% налоговых поступлений останется внутри региона.
Однако пейзаж фашистских памятников оставался источником трений. «Для говорящих по-немецки они были символом фашистского процесса итальянизации, который пытался уничтожить их культуру и язык. Они хотели снести памятники», — говорит Андреа Ди Микеле, профессор современной истории в Университете Больцано. «В то время как итальянцы, которые сейчас составляют большинство в Больцано, но окружены преимущественно немецкоязычной провинцией, привязались к Монументу Победы, в частности, как к символу не фашизма, а своей итальянской идентичности в регионе».
Постоянный вандализм и попытки взрывов привели к тому, что вокруг Монумента Победы были возведены большие металлические ворота, а налоговую инспекцию пришлось круглосуточно охранять военной полиции. Два здания использовались как место сбора для соперничающих маршей между итало- и немецкоязычными крайне правыми группами. Частые попытки урегулировать конфликт в конечном итоге рухнули во взаимное непонимание.
Скульптуры нацистской эпохи работы Карла Альбайкера на Олимпийском стадионе в Берлине до сих пор стоят (Фото: Alamy)
Италия — не единственная страна, которая боролась с архитектурным наследием фашистской эпохи. В Испании «пакт о забвении» означал, что фашистские памятники эпохи Франко оставались практически нетронутыми до 2007 года, когда Закон об исторической памяти предоставил правовую основу для их удаления. В 2010 году надпись, прославляющая Франко, была удалена с фриза Испанского национального исследовательского совета, оставив практически чистый лист. Между тем, последняя публичная статуя Франко была снесена в феврале 2021 года, против чего выступила Vox, третья по величине политическая партия Испании.
Здания, которые слишком велики, чтобы их можно было демонтировать, по-прежнему представляют собой проблему. Университет Хихона — крупнейшее здание в Испании, построенное в первые годы правления режима Франко в неоэррерианском стиле и описываемое как имеющее «исключительную архитектурную ценность». Тем не менее, левый совет в регионе неоднократно накладывал вето на попытки внести предложение о признании ЮНЕСКО, заявляя, что «здание, связанное с франкизмом, не может быть объектом всемирного наследия».
Самым известным архитектурным наследием Франко является Долина Павших – гигантский комплекс, включающий базилику, гостевой дом, несколько памятников, огромный крест и мавзолей, в котором покоятся останки более 30 000 человек. Франко задумывал его как памятник национального примирения, а его склеп был освящен Папой Иоанном XXIII в 19 г.60. Но другие считают это возвышением франкизма и сравнивают с нацистским концлагерем. В 2019 году останки Франко были эксгумированы и вывезены, а в 2020 году правительство предложило превратить это место в гражданское кладбище. Но дебаты остались в основном бинарными — удаление или сохранение, с небольшим промежуточным звеном. Оспариваемое наследие гражданской войны в Испании и правления франкистов делает дебаты такими поляризованными и сложными.
Тем временем в Германии трудно найти хоть какую-нибудь архитектуру нацистского периода. Большая часть его была уничтожена во время войны или вскоре после нее в рамках процесса денацификации страны. Уцелевшие фашистские здания были просто перепрофилированы путем стирания свастики и других фашистских символов, особенно на берлинском Олимпийском стадионе. Другие, как 1935 Конгресс-холл в Нюрнберге были выбраны для размещения нацистских центров документации, их монументальность рассматривалась как символ высокомерия и мании величия архитектурных амбиций Гитлера.
Все фашистские символы были стерты с берлинского олимпийского стадиона и со всей немецкой архитектуры нацистской эпохи. Бродя по его жуткому пейзажу, вы наткнетесь на Палаццо делла Цивилта Итальяна (также известный как Квадратный Колизей), фасад которого украшен цитатой из речи Муссолини, объявляющей о вторжении в Эфиопию. К северу от центра Рима находится спортивный комплекс Foro Italico, у входа в который находится обелиск высотой 17,5 м с вырезанными на нем словами MUSSOLINI DUX. Внутри Foro Italico висит картина «Апофеоз фашизма», изображающая Муссолини как своего рода Бога-Императора. Его прикрыли союзники в 1944 за то, что они слишком гротескны, а затем обнаружены итальянским правительством в 1996 году.
«В Италии, которая позволила своим фашистским памятникам беспрекословно уцелеть, риск иной», — пишет историк Рут Бен-Гиат. «Если к памятникам относиться просто как к деполитизированным эстетическим объектам, тогда ультраправые могут использовать уродливую идеологию, в то время как все остальные становятся привычными».
Спорные площади
В 2014 году межобщинная группа историков и художников собралась в Больцано, чтобы обсудить, как разрешить то, что становится все более капризным и эмоциональным спором. Социальная динамика города превратила здания в спорные пространства, создав необходимость и ощущение безотлагательности поиска решения.
«Выбор состоял в том, чтобы либо уничтожить памятники, либо оставить их», — говорит Ханнес Обермайр, профессор современной истории Университета Инсбрука и один из экспертов, которым было поручено найти решение проблемы Больцано. «Но если вы убираете памятники, вы удаляете улики и избегаете иметь дело со сложными слоями истории и идентичности, которые вызывают этот спор. В качестве альтернативы, сохранение памятников без оспаривания их просто нормализует их фашистскую риторику».
Палаццо делла Цивилта — или «Площадь Колизея» — в Риме был задуман Муссолини как архитектурный праздник фашизма. Фото: Getty Images и разрядить напряженность между двумя общинами. Решение заключалось в том, чтобы «реконтекстуализировать» памятники, сохранив их художественную целостность и историческую значимость, одновременно нейтрализовав и ниспровергнув их фашистскую риторику.
«Это была возможность для города честно поговорить о своей истории, — говорит Обермайр. «Споры ведутся не столько о прошлом, сколько о настоящем. Так что же мы за общество сейчас? Мы общество, раздираемое прошлыми идеологиями, или мы демократическое и плюралистическое общество, которое верит в ценности участия, терпимости и уважения к человечества?»
Сначала Монумент Победы, вызвавший сильные эмоции у обеих сторон. Он явно фашистский, превозносящий завоевание и колонизацию Южного Тироля и предполагаемое превосходство латинской цивилизации. Но через сложный палимпсест идеологий и символов он также рассматривается как празднование победы Италии в Первой мировой войне и памятник павшим итальянским солдатам на войне.
Памятник также имеет значительную историческую ценность — как первый фашистский памятник в мире — и художественные достоинства, являясь выдающимся примером итальянского рационализма, движения, которое в настоящее время считается таким же важным для развития современной архитектуры, как французский ар-деко и немецкий. Баухаус. Над памятником работали некоторые из самых важных итальянских архитекторов и художников того времени, в том числе Марчелло Пьячентини и Адольфо Вильдт.
Первое вмешательство состояло в том, чтобы прикрепить светодиодное кольцо вокруг одной из колонн, символически подавляя фашистскую риторику, не нарушая художественной целостности памятника. Затем в склепе под зданием был построен музей, в котором подробно рассказывается о бурной современной истории Больцано, помещается создание памятника в контекст и исследуются дебаты вокруг него.
Затем появился барельеф. Задача выпала на долю двух местных художников, Арнольда Хольцкнехта и Микеле Бернарди. Их идея была проста: взять здание с явно фашистской риторикой и реконтекстуализировать его как антифашистский памятник.
Художники решили разместить на фризе цитату Ханны Арендт «Никто не имеет права подчиняться» на немецком, итальянском и ладинском языках – трех официальных языках региона. Цитата становится еще более разрушительной, если вспомнить, что в настоящее время в здании находится городская налоговая инспекция.
Откровенно фашистская налоговая инспекция в Больцано недавно была реконтекстуализирована. член межобщинной оперативной группы. «Это создает диалог о них и о фашизме в целом и позволяет нам лучше понять сильное городское влияние фашистской архитектуры и далеко идущие масштабы художественных вмешательств. Если вы перенесете их в комнату в музее, вы не сможете понять какое влияние они должны были оказать и оказали на город, на городскую и символическую планировку».
Художественные выступления имели огромный успех и были высоко оценены политиками и представителями гражданского общества из обоих сообществ. Периодически возникают межобщинные трения, но не из-за зданий. Эта глава была закрыта. Им даже удалось нейтрализовать экстремистские митинги, захлестнувшие город.
«Итальянские крайне правые каждый год собирались перед барельефом и исполняли фашистский салют», — говорит Обермайр. «Но с цитатой Арендт они чувствуют себя униженными. Поэтому они перестали приходить. Точно так же ультраправые группы из немецкоязычной общины собирались перед памятником Победы, чтобы сказать: «Посмотрите, как Италия угнетает нас». ‘, но теперь они уже не могут так говорить. Мы, так сказать, уничтожили их игрушки».
Обермайр воодушевлен тем, что модель Больцано может быть успешно воспроизведена в других частях Италии, а также в других странах, борющихся с вызывающим разногласия и сложным фашистским наследием, таких как Испания. Модель также предлагает решение споров о статуях в Великобритании и США. «Конечно, социальный контекст в Больцано важен, и каждое сообщество должно представить свое собственное художественное вмешательство», — говорит Обермайр. «Но основная идея, заключающаяся в том, что мы не должны разрушать памятники, а радикально их преобразовывать, является мощной. Она дает людям инструменты для размышлений об истории, постановки под сомнение идеологии и критического изучения окружающей их застройки. Никакая архитектура не может быть нейтральной. В конце концов, последнее слово должно быть за нами, а не за памятниками».
Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-то еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на нашу страницу Facebook или напишите нам по номеру Twitter .
Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием The Essential List. Подборка историй из BBC Future, Culture, Worklife и Travel, доставляемых на ваш почтовый ящик каждую пятницу.