Menu
Разное Что означает колесо сансары – что это значит? Как выйти из колеса сансары?

Что означает колесо сансары – что это значит? Как выйти из колеса сансары?

Содержание

Что значит сансара? Как выйти из круга сансары? Круговорот сансары

Термин «сансара» переводится с санскрита как «процесс прохождения, протекания». Под сансарой подразумевается перевоплощение души из жизни в жизнь, из тела в тело, из одного мира в другой мир, из одного состояния сознания в иное.


Согласно ведическому и буддистскому воззрению, наша реальность – не более чем сон. Все живые (или, в буддистской терминологии, «чувствующие») существа, включая нас, однажды (в незапамятные времена, а может быть, и в безначальные) забыли свою истинную природу, что они все есть одно, а именно Брахман, или Бог, или абсолютная реальность, и затерялись в круговороте смертей и перерождений «чувственного» мира. Всё крепче погружаясь в плотный покров иллюзии (майи), они начали больше цепляться за материальные ценности, за свои страсти, желания и страхи и, цепляясь, стали совершать действия, направленные во вред себе и окружающим. Несмотря на то, что сансара – это сон, в ней есть определённые законы и закономерности, в частности, закон кармы, или причины и следствия. 


Что такое карма? Причинив кому-то вред, существо копит кармические долги по принципу «каждый должен испытать то, что он совершил». Не потому, что где-то есть карающий Бог, а потому, что восприятие причинившего вред меняется таким образом, что в нём поселяется гнев и страх, а они затем формируют вокруг него соответствующую реальность, и существо испытывает агрессию уже по отношению к себе. Или другими словами, и на абсолютном уровне восприятия, раз мы все – одно, то каким образом можно причинить вред кому-то, не причинив вреда себе самому?


С буддистской точки зрения, кармой является любое действие, имеющее результат: физическое действие, вербальное (выраженное только словом) и ментальное (выраженное только мыслью, желанием или страхом).


Таким образом, карма в буддизме — это закон причины и следствия, который распространяется на любое действие. Совокупность всех действий, которые существо совершило за всю жизнь, их общая направленность и энергия, определяют необходимость следующего рождения существа в сансаре и те условия, в которых оно будет рождено, а также то, к чему будет стремиться и сможет ли этого достичь.


Считается, что карма может быть благой или неблагой. В случае благой кармы человек рождается в среде, комфортной для жизни и при этом способствующей его развитию. Ему будут присущи благие устремления и психологические качества, помогающие достичь успеха. В случае неблагой кармы, человек вынужден жить в психически и физически тяжёлой атмосфере. Если в предыдущих жизнях он не посеял в своем уме благие устремления, то и в этом воплощении желания самосовершенствования у него не будет, зато будут пагубные склонности, унаследованные им из прошлых жизней: зависимости, болезненные пристрастия, тяготение к насилию или лени.


Выйти из сансары, или достичь просветления, становится возможным только тогда, когда в течение множества жизней человек накопил достаточно «благих заслуг» — совершал действия на благо других существ, развивал осознанность и умножал на земле добро. В противном случае, если благих заслуг недостаточно, то в новой жизни, исходя из своей старой и новой кармы, человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению, и так замыкается круг.


Таким образом, существо всё больше привязывается к иллюзии, и ему всё сложнее «осознать себя во сне». Оно начинает вращаться в колесе сансары (строго говоря, «начинает» — не совсем подходящее слово, потому что говорится, что у этого процесса нет начала), бесконечно перевоплощаясь из одного тела в другое в одном из шести миров, составляющих это колесо. Каждый мир – мир Богов, асуров, людей, животных, голодных духов и адов – символически отображает состояние сознания, мешающее сбросить туман Авидьи – неведенья – и достичь Мокши – освобождения от сансары, или воссоединения с Абсолютом.


Вот как говорит об этом сутра Бодхисаттвы Кшитигарбхи:


Будда Шакьямуни сказал: «Естественные силы восприятия всех тех, кто ещё не был освобождён от мира Сансары, имеют неустановившуюся природу. Иногда они делают хорошие дела, и иногда они совершают грехи. Они получают в наследство Карму согласно их делам. Они должны перенести рождение и смерть, быть подвержены страданиям непрерывно в различных сферах океана страданий кальпа за кальпой. Они будут всегда в одном из следующих пяти состояний, и, подобно рыбе, они будут захвачены в сети. Они могут быть освобождены в течение некоторого времени, но будут захвачены снова».


Учение о сансаре уходит своими корнями в глубокую древность.


В индуизме сансара впервые упоминается в упанишадах Чхандогья и Брихадараньяка.


В буддизме можно выделить две основные легенды, связанные с колесом перевоплощений. Первая легенда связывает создание изображения сансары с самим Буддой Шакьямуни. Легенда гласит, что ученик Будды, Маудгала, или Мудгальвана (монг. Молонтойон), принял решение найти свою умершую мать, чтобы иметь возможность помочь ей. В своих поисках он посетил все «разделы мира», в которых она побывала в своих перерождениях. Выслушав рассказ Мудгальваны про его странствия, Будда повелел ему изобразить виденное, чтобы на основе этого изображения пояснять суть учения новоприбывшим ученикам.


Другая легенда иллюстрирует ценность и значимость изображения колеса перерождений. Согласно ей, некогда в Индии правил царь Бимбисара, во владениях которого в то время находился Будда Шакьямуни. Царь поддерживал дружественные отношения с другим царём по имени Утраяна. Однажды Бимбисара получил от Утраяны столь богатый подарок, что долгое время не знал, какой ответный дар преподнести.


Когда он обратился за советом к Будде Шакьямуни, тот посоветовал ему вручить Утраяне картину, изображающую Просветлённое Существо и под ним круговорот сансары с написанными внизу строками Прибежища и наставлениями о нравственности. Будда добавил, что этот бесценный дар принесёт Утраяне огромную пользу.


По совету учителя царь заказал такую работу и по её окончании поместил картину внутрь трёх шкатулок из золота, серебра и меди. Бимбисара также отправил вперёд процессии с даром гонцов с посланием о том, что такой дар необходимо встретить со всеми почестями, всем царством, в красивом месте, украшенном цветами, и в присутствии свиты и войска. Полученное от гонцов известие так глубоко оскорбило царя Утраяну, что он уже собирался объявить войну Бимбисаре в ответ на столь надменное предложение встретить его дар. Однако в тот момент, когда царь и его свита увидели изображения Будды, колеса сансары и прочли наставления, которые были под ними написаны, у них зародилась очень глубокая вера. Высоко оценив этот дар, Утраяна принял прибежище в Трёх Драгоценностях и полностью отрёкся от десяти греховных деяний. Он подолгу смотрел на это изображение, размышлял о Четырёх истинах Святого и в конце концов достиг их полного понимания.

Чем же так полезно знание о колесе сансары и как оно может помочь именно нам?


Прежде всего, в колесе перерождений символически отображены главные препятствия на пути к счастью и освобождению, а также возможности преодоления этих препятствий.


В центре круга изображены свинья, петух и змея, что символически отображает три главные причины страдания существ: неведение, привязанность и гнев. Уже здесь внимательный наблюдатель сможет найти как минимум два скрытых указания на путь, ведущий к освобождению: во-первых, осознавать, как и когда эти три качества проявляются в его жизни, а во-вторых, развивать противоположные им добродетели: чистое видение, щедрость и доброту.


Далее во внешнем круге изображены шесть миров Сансары, или шесть преобладающих состояний ума. Они также полны символических объяснений и подсказок.


Мир Богов представляет собой счастливое, довольное, полное эстетического удовольствия состояние ума. Здесь человек не встречает никаких препятствий, всё происходит наилучшим образом и как будто само собой. Такое состояние иногда встречается даже у сильных духовных практиков, когда медитация представляет собой скорее наслаждение, а не работу над собой и соприкосновение с запредельным. Православным мистикам также известно такое состояние, описываемое ими как «впасть в прелесть».


Не прикладывая никаких усилий, человек только «сжигает» свою благую карму и не движется вперёд. Слишком тепличные условия существования не способствуют глубоким изменениям и быстрому личностному росту. Таким образом, несмотря на господствующие здесь приятные эмоции, эту сферу бытия нельзя назвать оптимальной для развития. Для каждого мира, или состояния сознания, существуют свои методы развития, которые символически отражены в виде разных Будд, являющихся каждому миру различным образом. Будды проявляются в каждом мире, сияя разным цветом и с различными предметами в руках, отображающими искусные средства освобождения.


Перед миром Богов предстает белый Будда, держащий в руках лютню. Будда играет на ней мелодию непостоянства. Вспомните, когда вы в наилучшем расположении духа и наверху влюблённости или счастья, будете ли вы слушать лекции о правильной жизни? Поэтому Будда здесь не читает проповедей, он лишь напоминает о том, что всё хорошее когда-нибудь кончается, и никакие наслаждения не смогут заменить высшего блаженства нирваны – освобождения.


Второй мир, или второе состояние сознания – это мир асуров, или полубогов. Асуры находятся в постоянной вражде и неудовлетворенности по причине зависти, ревности и страсти. Они изображены борющимися с богами за обладание древом исполнения желаний. В этом мире уже есть активные действия, но энергия расходуется не в правильном направлении, а именно на бесконечное улучшение своего материального благополучия, увеличение своего влияния и власти и другие способы потакания своему эго. Перед миром асуров предстаёт зелёный Будда с пылающим мечом запредельной мудрости в руках. Это означает, что состояние безудержной активности, вызванной неудовлетворенностью, должно быть уравновешено пробуждением анализа, или «холодной головы».


Говорится, что в природе запредельной мудрости присутствует такое же стремление разрушить и убить, как и в состоянии гнева: убить всё то, что нереально и иллюзорно; мудрость уничтожает всё, что встает у неё на пути, всё, что не истинно, отлично от состояния Будды. Таким образом, важно лишь перенаправить эту энергию разрушения в созидательное русло.


Третьим миром является мир «претов», или голодных духов. В этом состоянии ума преобладает жадность, или непомерное желание получить что-то в таком объёме, в котором это невозможно переварить. Здесь также доминирует состояние неудовлетворённости, но оно проявляется не в попытках контроля и превосходства, как в мире асуров, а в чрезмерных желаниях и привязанностях, болезненных зависимостях.


В мире голодных духов проявляется красный Будда. Он вручает им ту пищу, которую те в состоянии потребить. Это означает, что, будучи в состоянии крайнего желания получить то или иное, нам следует прислушаться к себе и осознать, какую истинную глубокую потребность на самом деле замещает это желание. Может быть, к примеру, нам нужно столько есть, чтобы почувствовать себя в безопасности, и тогда следует позаботиться о реальном обеспечении своей безопасности вместо того, чтобы невротически заедать свой страх.


Четвертый мир – это мир ада. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал состояние настолько острой душевной или физической боли, что ощущал себя подобно мученикам в аду. Состояние, настолько острое, что из-за нервного срыва или болевых ощущений терял всякую осознанность и связь с этим миром, полностью погрузившись в эти тяжёлые ощущения. Что же может предложить Будда существам, находящимся в таком положении? В адском мире проявляется Будда дымчатого цвета, который протягивает мученикам нектар, амриту. С одной стороны, это действие Будды можно трактовать как то, что после таких мучений существам просто нужна передышка, что и символизирует нектар. С другой стороны, амрита, как отмечает в своем толковании Санкхаракшита, во многих буддистских текстах является синонимом нирваны: «Будда дымчатого цвета подаёт существам ада не только амброзию, но и нирвану. Это означает: когда мы находимся в состоянии острого страдания, следующей ступенью будет достижение нирваны, то есть наши страдания ничего не оставляют нам более, как погрузиться в нирвану. У нас нет другой опоры, все мирские надежды потонули.


Существует словно сродство между интенсивным душевным страданием и возможностью высокого духовного достижения». Этот парадокс духовной жизни мы ещё рассмотрим подробнее ниже.


Пятым миром является мир животных. В этом мире преобладают примитивные потребности поиска пропитания, безопасности и продолжения рода. Удовлетворивший потребности пребывает в сытом довольстве, а сталкивающийся с препятствиями на пути к их достижению ведёт себя как зверь – прячется или впадает в ярость.


Синий Будда предстает перед миром животных, держа в руках книгу. Диким существам нужно, прежде всего, стать цивилизованными, обретя какие-то знания, впитав основы этики и нравственного поведения. А уже потом постепенно задумываться о духовной жизни.


И, наконец, последний мир — это мир людей. Мир людей находится в некотором роде посередине колеса, это некая точка баланса всех вышеперечисленных миров. В подлинно человеческом состоянии человек не опьянён экстазом, как в мире Богов; не подчинён ярости и попыткам контроля и завоевания, как в мире асуров; не мучается непереносимыми страданиями адских миров и не вожделеет с жадностью, как в мире голодных духов. Он также не пребывает в бессмысленно-чувственном восприятии окружающей действительности подобно животным.


В этом состоянии человек не настолько погружён в страдания, чтобы потерять всякую осознанность, и в то же время не настолько счастлив, чтобы не понимать, что следует стремиться преодолеть свою ограниченность. И именно в этом состоянии возможно духовное развитие – хотя парадокс в том, что многие люди переживают это подлинно человеческое состояние сознания редко или даже практически не переживают вовсе.


Миру людей является Будда шафранно-оранжевого цвета. У него в руках чаша для подаяния и посох с тремя кольцами — атрибуты монаха и духовной жизни. Это означает, что, когда мы достигли человеческой стадии, следующей нашей ступенью должно стать посвящение себя полностью задаче духовного развития.


Буддистские тексты красочно подчёркивают ценность человеческого рождения, преимущества которого ни в коем случае не следует упускать:


Цогьял, необходимо практиковать учение, которое даёт освобождение от сансары! Если этого не делать, будет чрезвычайно трудно снова обрести такое же тело, наделённое свободами и достоинствами. Трудно ли обрести подобное человеческое тело? Найти его столь же трудно, как горошине, бросаемой в стену храма, прилипнуть к ней; столь же трудно, как черепахе просунуть голову в ярмо, плавающее в океане; столь же трудно, как бросить горчичное зерно сквозь ушко стоящей иглы.


Итак, мы коснулись ценности человеческой жизни и некоторых шагов к освобождению из цикла Сансары.

Как выйти из круга сансары – основы методов, предложенных буддизмом и йогой для достижения просветления, будут рассмотрены ниже.


Как отмечает исследователь ламаизма Кочетков А.Н., колесо, у которого нет ни конца, ни начала, великолепно характеризует принцип абсолютности движения в нашем иллюзорном мире, где всё постоянно меняется. Однако есть в сансаре и нечто неизменное, а именно – неизбежность перемен, а значит, неизбежность разрушения и смерти, и здесь находится ещё одна лазейка для достижения освобождения.


Лама Цзонкаба считал, что именно отсутствие ясного понимания неизбежности смерти препятствует овладению открытыми буддизмом «законами спасения». Каждый из нас вытесняет мысли о непостоянстве и смерти, подсознательно полагая, что с ним не случится внезапной смерти, что такое возможно только с кем-то другим. В свою очередь, такая обманчивая надежда на долгую, а то и вечную, жизнь направляет ум к привязанности, к наслаждениям, накоплению, зависти, гневу и подобным чувствам. Здесь можно вспомнить истории смертельно больных людей, которые вдруг остро осознавали, что им осталось жить несколько месяцев или лет, и в большинстве случаев эти люди отмечали, что словно заново родились, начали воспринимать жизнь ярче, жить проще и счастливее. Таким образом, чёткое осознание и напоминание себе о неизбежности смерти отвращает ум от временного и одновременно даёт больше душевного спокойствия.


Это время можно уподобить одному обеду, выпавшему за сотню дней, – не веди себя так, будто у тебя избыток времени! Настало время, когда один миг лености будет иметь долгие [дурные] последствия – радостно посвяти себя духовной практике! Настало время, когда один год упорной практики принесёт счастье на все грядущие жизни – постоянно пребывай в практике Дхармы! Я постоянно испытываю жалость к существам, которые покидают эту жизнь с пустыми руками!


(Наставления Падмасамбхавы)


Кроме осознания непостоянства, существуют ещё два пути, которые мы немного затронули вначале при обсуждении изображения центра колеса. Как Вы помните, в него помещены трое животных, символизирующих гнев, привязанность и невежество, на которых держится вся сансара.


Первый путь состоит в том, чтобы осознавать проявления этих трёх эмоций в нашей повседневной жизни или на коврике для йоги, или в медитации. Любое ощущение, которое мы испытываем, провоцирует в нас ответную реакцию, будь-то радость (и тогда мы стремимся повторить его, и зарождается привязанность), отвращение (и следующее за ним страдание при невозможности его остановить) или нейтральный эмоциональный фон. Внимательно наблюдая за тем, как ощущение переходит в реакцию, мы, во-первых, перестаём реагировать и жить автоматически (как, к сожалению, живём большую часть времени жизни), что ведёт к более осознанной и счастливой жизни свободного человека, а не человека-автомата, а во-вторых, получаем шанс постепенно или внезапно испытать самадхи.


Как мы можем следовать первому пути в нашей повседневной жизни? Если какое-то обстоятельство или некий человек выводят нас из ровного состояния, следует несколько мгновений просто побыть в этом, прежде чем реагировать – «застыть, подобно древу», по рекомендации Шантидевы:


«Когда в уме возникнет привязанность или гнев, воздержись от деяний и слов и застынь [неподвижно], подобно древу».


За эти несколько мгновений можно поймать, какая из негативных эмоций сейчас одержала верх, и проанализировать, отчего она возникла и оправдано ли её переживание в этой ситуации. Это – момент творческого созидания своей жизни, когда мы не бездумно и эмоционально реагируем первым попавшимся и привычным способом, а сознательно выбираем, какую реакцию выдать в ответ. Стоит отметить, что здесь важно осознавать первоначальную эмоцию, например, гнев – проговорить про себя: «Я злюсь на это и на то». Потому как простое замалчивание и вытеснение негативных эмоций ведёт к нечестности перед собой и другими, хроническому напряжению и болезням.


Заметим также, что если в начале такой практики реакция на внешний раздражитель происходит автоматически и настолько быстро, что мы не успеваем её отследить, не то что трансформировать, то постепенно, прикладывая усилия, можно заметить, что время между ощущением и реакцией увеличивается всё больше и больше, предоставляя нам возможность осознавать этот процесс и воздействовать на него.


В курсах длительной медитации, подобных Випассане, именно наблюдение за своими ощущениями при сохранении неподвижности тела является основой для практики. Многие практикующие знакомы с таким феноменом, как исчезновение болевых ощущений в ногах при долгом сидении, когда обращаешь на боль своё внимание и просто безучастно наблюдаешь за ней в течение длительного времени. То же происходит и со страстными желаниями, и с яростным возмущением, если дать им некоторое время развернуться во внутреннем пространстве психики и свернуться обратно, в небытие.


В этом месте можно добавить, что, строго говоря, существуют два пути достижения освобождения от сансары, или, технически выражаясь, недопущения того, чтобы вслед за ощущением у нас появились реакции-желания или отвращения, и чтобы колесо жизни не совершило очередной цикл. Есть «постепенный путь» замедления колеса сансары через развитие осознанности, накопление добродетелей и наблюдение за собой, а есть «внезапный путь», обычно при помощи просветлённого мастера, когда колесо одним махом разбивается вдребезги.


Часто «внезапный путь» открывается перед людьми, у которых не осталось «зацепок» в этом мире – опустошённых, всё потерявших и испытывающих острое горе. Такие люди могут всецело предаться практике и достичь высоких результатов за небольшой промежуток времени. «Внезапный путь» возможен также для тех, в ком зародилось глубокое доверие к учению и учителю, кто больше не тратит энергию на сомнения и другие возможности, а сконцентрирован только в одном направлении.


Многие тексты подчеркивают значимость развития веры для успешной практики:


Цогьял, чтобы вырваться из сансарного бытия, нужно обладать верой в путь освобождения.Вера же рождается не сама собой, а вследствие причин и условий. Вера возникает, когда ты всем сердцем воспринимаешь непостоянство. Вера появляется, когда ты помнишь о причине и следствии. Вера рождается при чтении глубоких сутр и тантр. Вера рождается, когда тебя окружают верующие. Вера рождается, когда следуешь учителю и наставнику. Вера рождается, когда переживаешь горе. (…) Вера рождается, когда видишь страдания других существ. Вера рождается, когда размышляешь об изъянах сансарного бытия. Вера рождается, когда читаешь близкие тебе священные учения. Вера рождается, когда прозреваешь достоинства возвышенных существ. Вера рождается, когда получаешь благословение от своего учителя. Вера рождается, когда соберёшь особые накопления. Мой совет, никогда не отходи от причин возникновения веры!


Развитию и укреплению веры тексты приписывают многие ценные результаты на пути:

Вера подобна неисчерпаемой сокровищнице: она обеспечивает все потребности и нужды. Вера подобна человеческим рукам: она собирает корни добродетели. Вера подобна быстроногому скакуну: она несёт к цели – освобождению. Вера подобна слону, способному нести огромную поклажу: она ведёт всё выше и выше. Вера подобна сверкающему ключу: она проявляет изначальную пробуждённость.  Если из глубины твоего сердца забрезжила вера, – все благие качества станут огромной горой!


(Наставления Падмасамбхавы)


Однако, существует мнение, что для западного человека «внезапный путь» гораздо менее характерен. Во-первых, в силу большего упования на интеллектуальную составляющую опыта, мы будем сомневаться до тех пор, пока не прочувствуем всё на себе, а некоторые продолжат сомневаться даже в случае переживания непосредственного опыта запредельных состояний, спишут всё на изменённое состояние сознания, повышенную внушаемость и ошибки восприятия.


Во-вторых, в нашей культуре силён индивидуализм: нам ценна наша личность и её история, и мы не готовы обесценивать весь свой многолетний путь творческого приспособления к социуму, полный боли и радости, ради далёкого и несколько абстрактного просветления.


В-третьих, западным людям может быть сложнее достичь того ровного и спокойного состояния ума, с которого, собственно, все практики только начинаются, и на это тоже есть несколько причин. Одной из причин, несомненно, является особенность современного мира, представляющая собой высокоинформативную действительность и нашу жизнь, проходящую в чрезвычайно плотном поле идей, чувств и ощущений, в котором не так-то просто замедлиться. Другой причиной является обилие психологических проблем и психических травм, тянущихся уже из детства, которые отвлекают на себя внимание и забирают большую часть энергии. Сложно сидеть и медитировать, если все мысли заняты только тем, как на вас смотрят окружающие, или если всплывают травматические эпизоды прошлого каждый раз, когда вы закрываете глаза.


Кроме того, при нерешённых личностных трудностях, есть опасность погрузиться в духовность, чтобы избежать решения этих трудностей. Например, при страхе и неумении адаптироваться в социуме, человек может поселиться в ашраме, где кормят и предоставляют крышу над головой, не требуя от человека решения сложных задач и взятия на себя ответственности за свою жизнь. В буддистских монастырях учитель всегда беседует с каждым учеником и направляет его на пути с тем, чтобы он развивался, а не ускользал от решения своих проблем. Учитель может посоветовать особенные практики для каждого, соответствующие его уровню понимания и особенностям характера. В нашем обществе и в наше время далеко не каждый может быть в таких отношениях с учителем, поэтому хорошо, когда есть кто-то со стороны (желательно беспристрастный и с чистым видением), кто может наблюдать за вашим ростом и давать обратную связь по происходящему с вами на пути – наставник, которому вы доверяете, мудрые друзья из вашего духовного сообщества. «Постепенный путь» реализуется посредством постепенной подготовки своего тела, ума и уровня энергии к более спокойному и находящемуся на более высоких вибрациях существованию и, шаг за шагом, к достижению освобождения.


В йоге «постепенный путь» наиболее целостно изложил Патанджали в Йога-сутрах, в предложенной им восьмеричной системе саморазвития:


Посредством асан достигается стабильный уровень энергии в теле, прорабатываются наиболее грубые загрязнения и блоки в физическом и эмоциональном плане. Посредством пранаям, дыхательных упражнений, очищается тонкое тело практика. Соблюдение ямы и ниямы, этических предписаний, согласно которым рекомендуется развивать добросердечность, честность, чистоту, щедрость, удовлетворённость, регулярно практиковать и мысленно отдавать всё достигнутое на благо всех существ, не привязываясь к плодам своих действий – энергия направляется в правильное русло и очищается негативная карма в уме, а также формируется новая благая карма.


Важность развития добродетелей, или парамит, отмечается многими авторами:


Совершенствуй эти безмерные парамиты: 

Щедрость, нравственность, терпение, усердие, дхьяну и мудрость. 

И преодолев океан сансары, 

Стань Владыкой Победителей!

Муни назвал небеспечность основой бессмертия (т.е. Нирваны), 

А беспечность источником смерти (т.е. сансары). 

Потому постоянно будь усерден и предан, 

Дабы развить свои добродетели (благие качества). 


(Сухрилекха. Послание к другу)


В буддистских текстах особенное место среди добродетелей, способствующих освобождению, отдаётся Бодхичитте – развитию такого состояния ума, в котором мы, прежде всего, заботимся о благосостоянии других, а затем уже о своих нуждах и потребностях:


Да буду я защитником для беззащитных,

Проводником – для странствующих.

Да буду я мостом, лодкой или плотом

Для всех, кто желает оказаться на том берегу.

Да стану я островом для жаждущих увидеть сушу

И светочем – для ищущих света.

Да буду я ложем для изнурённых

И слугой – для нуждающихся в помощи.

Это – всесильное снадобье,

Исцеляющее мир от болезней.

Это – древо, у которого отдыхают все существа,

Уставшие блуждать по дорогам бытия.


Если вдуматься, то только человек, находящийся в подлинно человеческом состоянии сознания, способен на такое: проявить глубокое сочувствие к другому существу и оказать ему помощь, даже в том случае, если ему самому приходится нелегко – «отдать последнюю рубашку». Именно на это качество и следует, в первую очередь, опираться в практике и в движении к просветлению.

Выход из сансары. Для чего?


Говорят, что Будда – это тот, кто уже через всё прошёл, поэтому ему не интересны больше мытарства сансары, и он может сконцентрироваться на достижении освобождения. Вероятно, что многие из нас сейчас не на таком уровне и ещё надеются получить от обусловленного мира свой кусочек простого человеческого счастья.


Так что, если это сейчас про вас, то Бог с ним, с просветлением, просто будьте людьми в высшем смысле этого слова, и не когда-нибудь, а здесь и сейчас, чтобы не пришлось покидать этот мир «с пустыми руками».


Невероятно трудно обрести драгоценное рождение –

Средство достижения высшей цели человека.

Если теперь я не воспользуюсь этим благом,

Когда оно встретится снова?

Как молния вспыхивает на мгновение

В непроглядном мраке облачной ночи,

Так и благая мысль, силою Будды,

Лишь на миг появляется в мире.


Литература

  1. buddhayana.ru/
  2. Джон Корнфилд: «Путь с сердцем»
  3. Кочетков А.Н. Ламаизм: неумолимое «колесо перерождений»
  4. Колесо Сансары. Пратитья Самутпада
  5. Наставления Падмасамбхавы: «Побуждение к духовной практике»
  6. Сангхаракшита: «Буддизм. Основы пути»
  7. Сутра Бодхисаттвы Кшитигарбхи. Глава IV. Недобродетельные действия и возмездие кармы для людей мира сансары
  8. Сухрилегха: «Послание к другу»
  9. Йога-сутры Патанжали
  10. Шантидева: «Путь бодхисаттвы»

www.oum.ru

Круг сансары – что это такое и как из него выйти?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Каждый, кто изучал или хоть как-то соприкасался с культурой Индии и религиозными течениями, которые там зародились – буддийским, индуистским, сикхистским, джайнистским — наверняка слышал о сансаре, и невольно задумывался: круг сансары – что это такое?

Сегодняшняя статья ответит на этот вопрос доступным языком. Вместе мы узнаем о понятии сансары, его краткой истории, об изображении в искусстве. Сколько существует кругов, какие животные символизируют главные недостатки живых существ, как выбраться из подобного круговорота – все это в статье ниже.

Содержание:
Понятие
Немного истории
Изображение
Выход из круга сансары
Заключение

Понятие

Сансара, или, как ее иногда называют, самсара – санскритское слово, которое означает «блуждание», «непрерывное движение». В буквальном смысле это череда постоянных перерождений, воплощений души в новом теле, беспрерывный круговорот жизней и смертей. Обычно эти циклы изображаются как круг или колесо.

Сансара неразрывно связана с законом кармы. Человек, совершая любые поступки, действия и даже допуская определенные мысли, ощутит на себе их последствия в будущем: плохие или хорошие. Так работают причинно-следственные связи: все, что мы сейчас имеем – результат поступков прошлого, а все, что нас ждет в будущем, зависит от настоящего момента.

Карма может распространяться и на следующие жизни. Когда человек умирает, он реинкарнирует в другое тело: снова в человека, животного, существа из высшего или низшего мира. 

Это зависит от того, хорошая или плохая карма у человека. Праведный образ жизни, добрые поступки, благостные мысли порождают накопление кармы, а грехи, страсти, причиненное зло, наоборот, становятся причиной плохой кармы. Окончательное решение, согласно буддийской философии, выносит повелитель смерти – Яма.

Живое существо всегда пребывало и пребывает в круге сансары, этом непрекращающемся пути изменений и перерождений.

Великий Учитель и основоположник буддизма Будда Шакьямуни говорил: «Странствование (сансара) существ имеет своё начало в вечности. Нельзя найти того мгновения, начиная с которого создания, заблудившиеся в невежестве, скованные жаждой бытия, пускаются в свои странствования и блуждания».

Круг сансары также известен под названием бхавачакра. Именно он, заключающий в себя страсти, привязанности, постоянные воплощения, является причиной страданий. Главная же цель каждого буддиста – избавиться от страданий, а значит – разомкнуть круг сансары. Выход из него влечет за собой полное освобождение, которое называется нирваной.

Немного истории

Про сансару начали говорить еще в Древней Индии, еще до зарождения буддийской мысли. Первые ее упоминания относятся к VIII-VII веку до нашей эры, когда на Востоке господствовал брахманизм в сочетании с идеями ведической культуры.

Буддистская мысль позаимствовала идеи о цикле вечных перевоплощений. Однако именно благодаря ей сложилось четкое понимание сансары, которое понятно каждому и актуально в наши дни. Сансара сейчас – непреложный, основной закон существования всего сущего в картине мира буддизма, индуизма, сикхизма и джайнизма.

Изображение

При входе во многие буддистские и индуистские храмы можно заметить интересную картину, лепнину или резьбу, изображающую колесо из 4 окружностей с разными образами. Это и есть колесо сансары, которое являет собой воплощение не просто жизненного цикла одного человека, а всего мироустройства в целом, жизни всего сущего.

Предание гласит, что Будда Шакьямуни посоветовал царю Магадхи подарить такую картину правителю Утраяне, что в итоге вызвало у него доверительное и уважительное отношение к Учению.

В центре часто изображаются животные, которые олицетворяют три яда, которым подвержены многие люди:

  • свинья – неведение, алчность;
  • петух – привязанность,  страсть;
  • змея – злость.

Эти яды заставляют жить людей в мире, полном иллюзий.

Следующий круг рисует слева монахов и мирян, живущих правильно, в благости, добродетели, а справа – существ, погрязших во грехе. Они противопоставляются друг другу: первым уготовано удачное перерождение, а вторым – несчастное существование.

Третий круг состоит из шести частей – в соответствии с уровнями сознания, или мирами в буддийской мысли:

  • небеса;
  • боги и божества;
  • люди;
  • несчастные духи низших миров;
  • животные;
  • ад, пылающий пламенем и льдом.

Картину обязательно сопровождает Будда, который способен помочь абсолютно всем спастись в освобождении.

Четвертый круг, который обрамляет колесо, иллюстрирует 12 связей, которые складывают карму и приводят в движение маховик колеса, заставляют его делать все новый и новый оборот. Это своеобразные 12 ступеней, сопровождающие человека всю жизнь на пути к смерти:

  • невежество;
  • стимул — сила, заставляющая двигаться;
  • сознание;
  • форма;
  • органы чувств;
  • прикосновения;
  • чувства;
  • желания;
  • привязанности;
  • развитие;
  • рождение;
  • старение;
  • умирание.

Выход из круга сансары

Многие, понимая, что колесо сансары – причина наших страданий, задумываются о том, как выйти из него. Самое главное – избавиться в первую очередь от трех ядов, которые отравляют жизнь и сознание, которые все сильнее втягивают в круговорот: неведение, злость и страх.

Разорвать круг можно только будучи в человеческом обличии. Человек, который чист в действиях и мыслях, соблюдает каноны буддийского учения, придерживается восьмеричного пути, имеет все шансы на освобождение. Зачастую на пути к обретению свободы может помочь бодхисаттва, который пожертвовал своим пробуждением ради освобождения других людей.

Можно дать несколько практических советов, соблюдение которых может привести к выходу из самсары:

  • Спасать жизни, проявлять милосердие и сострадание к людям, животным, всему живому;
  • Проявлять щедрость – не скупиться на советы, поддержку, материальную и духовную помощь;
  • Соблюдать верность друзьям, любимым, супругу, родным в действиях и в мыслях;
  • Не лгать;
  • Следить за речью, употреблять только добрые слова, стараться приводить конфликте к примирению;
  • Чувствовать благодарность за все, что есть в жизни;
  • Учиться новому, самосовершенствоваться, развиваться духовно;
  • Любить окружающий мир.

Эти прописные истины помогут обрести гармонию, наполнить свой внутренний мир, сеять добро вокруг и приблизиться к заветной цели – освобождению.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Поддержите блог — делитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать истину вместе.

o-buddizme.ru

Колесо Сансары – что это такое, как оно делает оборот и можно ли из него выйти

Тема запутана, туманна и не раскрыта полностью.
Разбираемся, что такое Колесо Сансары, 
исходя из новейших откровений Духа последних лет.

Оглавление

  1. Что такое Колесо Сансары – новый взгляд
  2. Ангелы – прорабы Вселенной
  3. Что значит Колесо Сансары дало оборот
  4. Эволюционная структура Душ как второй вариант понимания того, что же такое Колесо Сансары

 

Что такое Колесо Сансары – новый взгляд

Вся изложенная информация получена путём метафизического метода познания.

Принимаем аксиомы:

  • Душа делает определённую работу от -∞ до + ∞;
  • всеми аспектами воплощения Души управляет Ангел;
  • у Ангела в распоряжении 12 Душ с разными форматами Колёс Сансары;
  • Души приходят в плоть циклично;
  • Сансара – череда воплощений Души;
  • Колесо Сансары – определённая цикличность воплощений Души;
  • Паспорт Души – количество воплощений Души в каждом цикле.

 

 

Душа “попала” в Колесо Сансары

Душа – сложно структурированная энергия, одухотворяющая плоть.
Это такой “рабочий муравей”, прибавляющий,
приращивающий от жизни к жизни энергию Вселенной.
Улучшающий её вибрации.

Душам необходимы испытания негативными эмоциями.
Для добычи негативных эмоций организуются особые условия (уроков, страданий).

Чем больше пройдено Уроков совокупностью воплощённых на Планете Душ, тем сложнее организовано сообщество разумных существ Планеты.

 

Ангелы – прорабы Вселенной

Ангелы – Творцы всего Сущего. Каждый по своей специализации творит минералы, растения, животных, людей. Это материальные объекты, в которые Ангел после материализации “вдыхает” сущность из своей группы – собственно Душу. 

Животный мир имеет сущности, отличающиеся лишь количеством чакр – своей энергетической структурой. У мухи две чакры, у собаки – пять. Пирамиды опыта воплощений у них нет.

 

 

 

Ангелы 4-6 ступеней могут отправлять Души своей группы на воплощение.

Ангелы вечные.
Они неизменно выполняют служебную работу по своей специализации.

 

Что значит Колесо Сансары дало оборот?

 

Таково обобщённое представление о Колесе Сансары.

Дух детализирует представление о цикличности воплощений Душ – ключе Колеса Сансары – как происходит оборот Колеса, каковы разновидности “Колёс Сансары” для разных групп Душ – в зависимости от Паспорта Души.

 

 

 

Столбики диаграммы – уровни набранной Кармы (от min в первом воплощении цикла до max в последнем).

  • В первом воплощении цикла Душа начинает копить Карму с нулевого уровня. Человеку живётся легко и бесхлопотно, без трудностей и сложностей. Но он всё равно не доволен чем-то… И с каждой негативной реакцией, с каждым недовольством любого рода (за которые отвечают ментальное тело ауры вкупе с эмоциональным) он набирает Карму – Силу разрушения.
  • К концу первого воплощения (первой спицы Колеса Сансары) Душа набирает какой-то процент Кармы,
  • к концу второго и последующих – прибавляет новые и новые проценты, набирая всё более сложный и объёмный негатив от каждого прожитого воплощения с тем, чтобы
  • к последнему воплощению цикла прийти с max своей Кармы и отработать её так, как примет решение, воспользовавшись Свободным Выбором, сам человек.

От первого воплощения до последнего в цикле Колесо Сансары дало оборот,
что значит – вся положенная Душе в цикле Карма набрана и в полном объёме отработана. 

  

Max число воплощений Души в цикле 9. И Души разбиты, таким образом, на три группы по характеру “паспортов, ключей”, в соответствии с которыми набор и отработка ими Кармы происходят за разное количество воплощений в Колесе Сансары:

  1. Колесо Сансары с одной, двумя или тремя “спицами”.
  2. 4, 5 или 6 реинкарнаций за один оборот Колеса Сансары.
  3. От семи до девяти воплощений в цикле (большое медленно вращающееся Колесо).

Чем больше воплощений в цикле предстоит пройти Душе (до девяти реинкарнаций в одном обороте цикла Сансары), тем большую кармическую мощность она набирает и отрабатывает в последнем воплощении.

Сравним условия кармических имплантов в разных “габаритах” Колеса Сансары:

 

 

 

 

На диаграмме изображён формат трёх оборотов Колеса Сансары с тремя “спицами”.

Первые два воплощения человек только наращивает Карму. Не отрабатывает, только набирает. Лишь на последнем воплощении она падает до min, отрабатываетcя.

Новый цикл стартует с min Силой Разрушения.

 

На диаграмме 2 представлен цикл из шести воплощений. Всего два цикла – два оборота Колеса Сансары. Здесь аналогичная картина – Душа накапливает свою Карму все воплощения, кроме последнего.

Сравним мощности Силы последних воплощений в разных циклах. Набранная мощность Кармы в Колесе Сансары из 9 воплощений в одном обороте – это max возможная Карма вообще.

У Души вождя пролетариата цикл (один оборот Колеса Сансары) из 9 воплощений. И воплощение Души в том виде, в котором мы его знаем как Ленина (Ульянова), было последним.

Эту Карму последнего в обороте Колеса приравняем к 100% – предельно возможный max. Относительно него Карма последнего воплощения в цикле:

  • из 6 воплощений = 66,66% (диаграмма 1).
  • из 3 воплощений = 33,33% (диаграмма 2).

Ленин родился с max возможной Кармой. И отработал ее до min – первого в следующем цикле нового воплощения – до 11%. Супер-молодец! Для отработки такого количества энергии Кармы им забарбатурено грандиозное глобальное разрушение – революция и Гражданская война. Но этого было недостаточно. Не вся Карма истратилась на диктатуру пролетариата. Её остатка хватило подорвать здоровье Ильича и сильно сократить продолжительность его жизни.


 

Характеристики Душ в разных “весовых категориях” Колеса Сансары


  • Первая группа

Души с короткими циклами получают много не особо драматичных, но эффективных испытаний, касающихся взаимоотношений с ближними. Такие люди очищаются от негативных событий прошлого, связанных с жестоким обращением. Частые обороты маленького колёсика Сансары – череда серьёзных непрерывных проблем с партнёрами по Уроку.

Это крестьяне, представители патриархального уклада. Либо горожане – разнорабочие и мелкие служащие. Своим трудом они лишь добывают пропитание. Амбиции им не присущи.


  • Вторая группа 

К семейным дрязгам добавляется отработка социальных моментов. Человек может стать жертвой насилия либо насильником. Жестоко манипулировать партнёрами по Уроку, отправлять людей в газовые камеры и тому подобное. В этой группе работники/менеджеры/управляющие среднего звена.

 

С момента дарования Духом амнистии Кармы в 2003 году все обнулившие свою Земную Карму начинают отрабатывать следующую за ней Карму Планетарную.

 


  • Третья группа

Тяжелы и сложны судьбы этих людей с ключами Колеса Сансары “Семёрка, “Восьмёрка” и “Девятка”. Насильственная смерть для них – обычное дело. Их преследует огромный страх, обуславливающий их неуравновешенность. Эта группа мировых лидеров. Энергетика их Уроков весьма высока и Сила приносимого ими в мир Разрушения тоже.

 

Почему Сансару принято рассматривать как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти? Как выйти из Колеса Сансары? Вышел из него тот же самый Ленин или Учитель Иисус?

 

   

Отработка Лениным свой огроменной Кармы в ХХ веке обернулась горем и страданиями народов Российской империи, Карма которых возросла через испытанный людьми разнообразный негатив.

Возьмём две Души с разными циклами. Первая в семье Уроки проходит, другая – мировой лидер. Обе девять раз реинкарнировали. У Души с коротким циклом Колесо Сансары (маленькое) сделало три оборота, а у Души с длинным (в три раза большее Колесо) только один оборот. Однако же мощность Кармы отработана этими Душами одинаковая. Какая-то Душа отрабатывает чаще Карму небольшой мощности, а другая – реже, но гораздо мощнее.

Большое Колесо Сансары (9 воплощений в цикле) сделало в три раза меньше оборотов, чем маленькое колёсико (из только трёх воплощений в цикле), но путь (набора и отработки Кармы – по мощности) они при этом прошли одинаковый.

Души всякие нужны. Души всякие важны.

Цикличность воплощений Души (количество спиц в Колесе Сансары, его ключ) постоянно.

Все варианты эволюции Душ гармоничны и нужны Мирозданию.

Когда Колесо Сансары дало оборот

В последнее воплощение цикла Душа приходит с max Кармой и может обнулить её тремя способами:

  • Сила разрушения вовне – агрессия в социум;
  • Сила разрушения внутрь – развитие болезней, несчастный случай;
  • Прохождение Урока и сброс Кармы – без какого-либо разрушения.

При прохождении Урока, снятии блокировок центрального канала, стирании негативных событий мы открываем как бы кран для свободного сброса всей Кармы в Землю без разрушительных последствий.

Так что значит Колесо Сансары?
Как Душе выйти из непрерывного круговорота перерождений,
проживая оборот за оборотом циклы прохождения Уроков?

 

Эволюционная структура Душ как второй вариант понимания того, что же такое Колесо Сансары

По уровню опыта, Мастерства, количества пройденных Уроков, Души подразделяются на шесть групп в виде условной Пирамиды. Нижние группы – малоопытные земляне, но их много. В XIX – XX веках земное население удвоилось. Откуда вновь прибывшим набраться опыта?

У каждой планеты своя пирамида Душ.
На вновь заселяемую планету Ангелы
командируют первопроходцами опытные Души.

На картинке изображена пирамида воплощённых на Земле Душ.

  • 1-2 классы – это Души неопытные. В жизни такие люди мыслят бесхитростными категориями: друг/враг, хорошо/плохо, белое/чёрное. Из них набирают вояк. Врага в их понимании должно безжалостно убивать. За эту кровавую работу они и берутся. Религиозные фанатики, солдаты, убийцы – контингент нижних этажей Пирамиды.

 

  • Чем опытнее Душа, чем больше оборотов Колеса Сансары она пробежала, тем более она толерантна (опыт набрала немалый, её Колесо Сансары во всех мыслимых условиях обороты крутило в пределах своего ключа).

Поэтому её восприятие мира становится всё более цветным и объёмным, в нём нет однозначности и прямолинейности, она понимает уместность и своевременность любых событий.

  • 70 миллионов человек на Земле – старые Души (верхний этаж Пирамиды).

Сравнительная таблица по трём странам (соотношение молодых и старых Душ):








Группы ДушКНДРРоссияШвеция
180%60%10%
210%10%30%
35%20%40%
42%5%8%
51%2%6%
62%3%6%

Чем выше в Пирамиде группа, тем меньшее число Душ до неё добирается.
Имеется эволюционное движение Душ вверх по пирамиде, но эта Пирамида конечна, Душам 6 группы уже некуда расти.

Души верхушки пирамиды для финального воплощения цикла назначают себе весьма тяжелые испытания, при прохождении которых возможен соблазн для Души “уйти в никуда”. Воспользовавшись всевозможной наркотой. Опыт воплощений нужен ведь для чего-то?

Уже однажды пройденные испытания нет смысла повторять. Нужно организовывать новые. Откуда их брать? Земное общество для их организации всё более усложняется от века к веку. Во всё усложняющихся условиях отформатированная Душа опять берётся за всё те же Уроки. А в её Паспорте сохраняется весь накопленный ею опыт.

Сущности (Души) из групп Ангелов, которые создают людей, имеют такую пирамиду воплощений – чем больше успешно пройденных оборотов Колеса Сансары удалось сделать Душе, тем на более высокую ступень она взойдёт. Тем более сложные условия Урока в человеческом социуме сама себе в будущем задаст.

Все Души – Работники Света.
Производящие для Мироздания Энергию –
Маяки.

После форматирования Душа-неудачник попадает в группу молодых Душ. С любой ступеньки пирамиды можно сорваться, не справиться с испытанием. И тоже получается – Колесо Сансары.

Кто с какого “этажа” сорвался, таков и радиус прокрученного им Колеса – обретённого Душой опыта от первого вхождения в цикл воплощений (в низ пирамиды) до момента срыва вниз.

 

Души никуда не исчезают, они бессмертны.
Нет необходимости сотворять новых.
Душе не справившейся на каком-то этапе, застрявшей в своих Уроках,
стирается память и она начинает всё сначала.

Что значит Колесо Сансары дало оборот, мы подробно со всех сторон разглядели.

Как выйти из бесконечно вращающегося Колеса Сансары?
Выйти куда и зачем?

Если Душе есть возможность остаться жить в этом теле,
раскрыв тайну его исцеления и омоложения.

 


 

akulizm.ru

Колесо сансары — что это такое и как его покинуть

В нашей жизни полностью все действия, даже кажущиеся на 1-ый взор незначимыми, оказывают определенное воздействие на наше будущее. Мы сами создаем свою действительность с помощью наших поступков, мыслей, целей и выражений.

Обширно известное понятия «сансара» либо «колесо сансары» достаточно популярно в восточной философии и буддизме. Под ним понимается процесс бессчетного воплощения одной души в различных телах.

Как работает колесо сансары

Некие учения говорят, что наши души могут перерождаться лишь в человечьих телах, а по неким остальным в круге воплощений учавствуют также звериные с растениями и даже минералами. Сам термин «сансара» тесноватым образом переплетается с учением о карме.

Понятие сансары относится сразу и к философским учениям, и к разным религиям – буддизму, индуизму, джайнизму, сикхизму и иным.

Конкретно законы Кармы определяют человека в этот круговорот, происходит это тогда, когда были нарушены определенные Духовные Законы, человек не совладал со своими уроками, не выполнил поставленные перед ним задания.

Выходит, что основная задачка круга сансары состоит в том, чтоб человек отработал свои кармические наказания, искупил долги из прошедших воплощений. Если привести наиболее понятное сопоставление, то это весьма похоже с тем, когда ученика оставляют проучиться очередной год в том же классе, до того времени, пока он не подтянет свои отметки.

Круг сансары является кармическим и энергетическим механизмом, который не допускает перехода людской Души на наиболее высочайший уровень развития, пока не будут решены задачки, относящиеся к предшествующим уровням.

Почти всегда для каждой личности можно выделить собственный набор слабостей, который спровоцировал ее попадание в круговорот воплощений. И чем большее количество подобных промахов и ошибок совершает человек, тем больше колесо раздается вширь, душа плотно прикрепляется к скопленным прегрешениям и тем труднее в предстоящем будет покинуть его.

Вы могли слышать такое выражение, как «заколдованный круг», которое предполагает, что с человеком часто случаются похожие неблагоприятные происшествия, он обязан решать одни и те же задачи и никак не может привести свою жизнь в порядок. Это как раз-таки и есть проявление колеса сансары.

Узнайте больше о работе колеса сансары в последующем видео

Примеры работы колеса сансары

Человек успел «провиниться» в собственных прошедших жизнях несдержанным поведением: ему постоянно было тяжело управляться со своими чувствами, он вел себя жестко по отношению к остальным людям либо, может быть, был мощным эгоистом, ставил собственные интересы выше интересов окружающих. Что все-таки произойдет с ним в истинной жизни?

Он будет обязан отработать свою нехорошую карму и стопроцентно рассчитаться со всеми людьми, которых оскорбил либо которым причинил вред. Весьма нередко в таковых ситуациях люди абсолютно изменяются ролями – убийца становится жертвой, тиран – беззащитным человеком, жадный богач – оказывается в безденежье и так дальше.

И придется такому человеку испытать все, изготовленное им в прошлых воплощениях, на своем опыте, чтоб осознать, как тяжело и больно приходилось окружающим и чтоб прийти к выводу, как можно, а как недозволено поступать.

Души попадают в колесо сансары по весьма разным причинам:

  • когда плохо относятся к окружающим людям;
  • злоупотребляют вредными привычками;
  • попадают под воздействие окружающих;
  • нерационально обращаются с вещественными средствами;
  • проявляют насилие;
  • совершают злодеяния;
  • отрешаются решать свои кармические задачки и так дальше.

Очередной броский эталон колеса Сансары – это любовный треугольник. Души, которые в него попали, в прошедших жизнях плохо обращались со своими возлюбленными, разрушали чувства остальных людей, уводили жена/супругу из семьи и делали много остальных негативных действий.

Сейчас им приходится на протяжение почти всех воплощений вновь и вновь встречаться вместе, принимая на себя различные роли и искупляя свою вину друг перед другом и перед Всевышним. Соответствующий признак – человек не может обрести личное счастье, пока не искупит все свои прегрешения.

Можно ли покинуть колесо сансары

Если заниматься своим духовным развитием, то это полностью реально, хотя и востребует определенных усилий.

  • Во-первых, человеку необходимо будет понять, за какие деяния, поступки либо слова он оказался в колесе сансары. Без помощи других сделать это навряд ли получится, потому стоит обратиться за помощью к духовному доктору либо отличному астроному.
  • 2-ой шаг – это выяснение критерий, которые необходимо исполнить, чтоб освободиться от круга воплощений и перейти на наиболее высочайший уровень. Принципиально часто заниматься своим духовным развитием, плюс не игнорировать и личностный рост.
  • Выполнить нужные деяния: извиниться перед тем, кого оскорбил, возвратить долги, также заняться своими переменами (следует повсевременно работать над устранением собственных недочетов, производить внутри себя нужные свойства).
  • Человек выполнил все обозначенные выше условия – тогда колесо сансары быть может снято Силами Кармы. Нередко при всем этом приходиться проводить особый обряд (тут опять придется обратиться за помощью к духовному доктору).
  • Лишь покинув колесо сансары, рассчитавшись со всеми своими должниками, возвратив назад чужую энергию, человек сумеет стать по истинному счастливым, осознанным, достигнуть высшей степени гармонии и блаженства. Такие люди стают духовными учителями и их миссия на Земле – учить и наставлять на верный путь наиболее юные и наименее бывалые души.

    Источник: tayniymir.com

    potokudach.ru

    Колесо Сансары – Дом Солнца

    Ущербность круга перерождений

    Это можно объяснять, опираясь на три пункта:

    1) Причина круга перерождений;
    2) Места, где происходят перерождения;
    3) Почему это называется “Колесом Сансары”.

    ПРИЧИНА ПЕРЕРОЖДЕНИЙ

    Существуют две такие причины. Это наши действия – карма и разрушительные эмоции – клеши, и из них разрушительные эмоции подобны корню. Эти разрушительные эмоции можно свести к трем основным: к страсти, гневу и неведению. Неведение является корнем страсти и гнева, поэтому именно оно является первичной причиной сансары. Для того чтобы показать это, в центре “Колеса Сансары” изображены курица, свинья и змея. Курица символизирует страсть, змея – гнев, а свинья – неведение.

    Хотя существует множество типов кармы, накапливаемой с помощью разрушительных эмоций, их можно свести к двум типам: благая и неблагая карма. Благая карма ведет к перерождению в высших мирах, а неблагая – к перерождению в низких формах жизни, и, чтобы показать это, второй круг “Колеса Сансары” разделен на черную и белую половины. Это символ того, что обитатели высших миров пришли туда, следуя белому пути, а обитатели низших форм существования пришли к своему состоянию, следуя черному пути. Таким образом Арьи увидели эту истину о причине всех страданий и неудовлетворенности.

    МЕСТА, ГДЕ ПЕРЕРОЖДАЮТСЯ

    Ады, голодные духи и животные называются низкими формами жизни, а небожители, асуры и люди – это обитатели высших миров, которые образуют шесть измерений. Если объединить небожителей и людей, то все можно свести к пяти измерениям существования. Для того чтобы показать это, “Колесо Сансары разделено на пять или шесть секций.

    ПОЧЕМУ ЭТО НАЗВАНО “КОЛЕСОМ САНСАРЫ”

    Только благодаря собственным деяниям и разрушительным эмоциям живые существа перерождаются из высших миров в низкие формы существования и обратно, и, так как этот процесс повторяется снова и снова, его называют “Колесом сансары”. Перерождаясь в аду, живое существо испытывает страдания холода и жары, в сфере голодных духов страдает от голода и жажды, в сфере животных – от собственной глупости и неведения. Кроме этого, обитатели высших миров, небожители и люди тоже подвержены страданиям низких миров, хотя их ситуация, тела и возможности намного лучше, но мы видим, что и они испытывают много страданий от рождения, старости, болезни и смерти. Кроме того, мы накапливаем много неблагой кармы из-за страха встречи со страданием и расставания с приятным, что неминуемо приводит к необходимости вкусить страдания низких форм жизни. Говоря вкратце, это означает, что кем бы мы ни рождались в шести мирах живых существ, мы нигде не будем свободны от природы страдания в силу наших собственных действий и разрушительных эмоций. Арьи увидели эту истину о природе страдания, присутствующую во всех мирах, во всех телах и во всем, чем обладают живые существа, и назвали это истиной о страдании.

    Как мы перерождаемся

    Это возможно понять, занимаясь созерцанием двенадцатичленной формулы взаимозависимого происхождения явлений в прямом и обратном порядке. Эта формула такова:

    1) неведение,
    2) формирующий импульс,
    3) возможности сознания,
    4) распознавание воспринимаемых объектов,
    5) шесть врат и шесть объектов чувств,
    6) контакт органов чувств с объектами,
    7) переживаемые ощущения,
    8) влечение и отвращение,
    9) стремление удержать приятное,
    10) готовность к бытию,
    11) рождение,
    12) старость, болезнь и смерть.

    Следующие три элемента являются проявлениями разрушительных эмоций: первый элемент – неведение, восьмой – влечение и отвращение и девятый – стремление удержать приятное. Второй и десятый элементы – это проявления кармы или истина о причине страданий. Оставшиеся семь звеньев – это истина о страдании, которая учит нас истинному закону причины и следствия. Например, три элемента проявления разрушительных эмоций порождают два элемента кармы, а два элемента кармы порождают остальные семь элементов, которые в свою очередь снова порождают три элемента разрушительных эмоций, и таким образом все это вращается подобно колесу. Внутри внешнего круга “Колеса Сансары” изображена слепая старуха, бредущая на ощупь, – это символ первого элемента – неведения. Далее, по часовой стрелке, расположены символы остальных элементов, заканчивающиеся изображением старика, несущего труп, который символизирует старость, болезнь и смерть.

    Все “Колесо Сансары” находится в объятиях устрашающего и злобного существа – это символ того, что никто из рожденных в этих мирах не избегнет смерти. Это напоминание о непостоянстве и смерти.

    БЛАГИЕ КАЧЕСТВА ОБРЕТЕНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ

    Таким образом, поняв ущербность сансары, если мы не желаем вкусить эти страдания, то мы должны осознать истину об их прекращении. Необходимо осознать неведение как коренную причину, порождающую эти страдания, и затем методически практиковать отказ от неблагих деяний и разрушительных эмоций. Для того чтобы достичь этого, нужно опираться на истину о пути. Прежде всего, упражняйте ум в осознании непостоянства и смерти, затем тщательно проанализируйте все действия с точки зрения благого и дурного, и, постепенно продвигаясь по пути, в конце концов, мы достигаем осознания отсутствия в сансаре цели, достойной обладания, и всепроникающую природу неудовлетворенности и страдания. На основе чувства отречения, порожденного этим осознанием, мы совершенствуемся в практике нравственности. Успокоив таким образом грубые, внешние отвлечения, мы совершенствуемся в практике созерцания, умиротворяя тонкие, внутренние отвлечения. Затем, для освобождения своего сознания от внутренней несвободы, мы совершенствуемся в практике различающей мудрости, прямо познающей значение отсутствия самосущей природы индивидуума и явлений. Постепенно исчерпывая все разрушительные эмоции, такие как неведение и прочее, в конце концов, мы освобождаемся от всех форм неудовлетворенности и страдания, обретая мир и свободу. Всему этому спонтанно учит символ “Колесо Сансары”.

    Кроме того, ниже изображения даны два четверостишия, а сверху мы видим Будду, указующего перстом на полную луну, – символ истины о пути. Сама луна – символ истины о прекращении страдания. Таким образом, и сверху, и снизу мы видим указания на благие качества обретения освобождения.

    Разъяснения символа “Колесо Сансары” Еше Лодой Ринпоче.

    www.sunhome.ru

    Колесо сансары – что это такое и как его покинуть

    В нашей жизни абсолютно все события, даже кажущиеся на первый взгляд незначительными, оказывают определенное влияние на наше будущее. Мы сами создаем свою реальность при помощи наших поступков, мыслей, намерений и высказываний.

    Широко известное понятия «сансара» или «колесо сансары» довольно популярно в восточной философии и буддизме. Под ним понимается процесс многочисленного воплощения одной души в разных телах.

    Как работает колесо сансары

    Некоторые учения утверждают, что наши души могут перерождаться только в человеческих телах, а по некоторым другим в круге воплощений принимают участие также животные с растениями и даже минералами. Сам термин «сансара» тесным образом переплетается с учением о карме.

    Понятие сансары относится одновременно и к философским учениям, и к различным религиям – буддизму, индуизму, джайнизму, сикхизму и прочим.

    Именно законы Кармы определяют человека в этот круговорот, происходит это тогда, когда были нарушены определенные Духовные Законы, человек не справился со своими уроками, не выполнил поставленные перед ним задания.

    Получается, что основная задача круга сансары заключается в том, чтобы человек отработал свои кармические наказания, искупил долги из прошлых воплощений. Если привести более понятное сравнение, то это очень похоже с тем, когда ученика оставляют проучиться еще один год в том же классе, до тех пор, пока он не подтянет свои отметки.

    Круг сансары является кармическим и энергетическим механизмом, который не допускает перехода человеческой Души на более высокий уровень развития, пока не будут решены задачи, относящиеся к предыдущим уровням.

    В большинстве случаев для каждой личности можно выделить свой набор слабостей, который спровоцировал ее попадание в круговорот воплощений. И чем большее количество аналогичных промахов и ошибок совершает человек, тем больше колесо раздается вширь, душа плотно прикрепляется к накопленным прегрешениям и тем сложнее в дальнейшем будет покинуть его.

    Вы могли слышать такое выражение, как «заколдованный круг», которое подразумевает, что с человеком регулярно случаются похожие неблагоприятные происшествия, он вынужден решать одни и те же проблемы и никак не может привести свою жизнь в порядок. Это как раз-таки и есть проявление колеса сансары.

    Узнайте больше о работе колеса сансары в следующем видео

    Примеры работы колеса сансары

    Человек успел «провиниться» в своих прошлых жизнях несдержанным поведением: ему всегда было трудно справляться со своими эмоциями, он вел себя агрессивно по отношению к другим людям или, возможно, был сильным эгоистом, ставил собственные интересы выше интересов окружающих. Что же произойдет с ним в настоящей жизни?

    Он будет вынужден отработать свою негативную карму и полностью рассчитаться со всеми людьми, которых обидел или которым причинил вред. Очень часто в таких ситуациях люди кардинально меняются ролями – убийца становится жертвой, деспот – беззащитным человеком, алчный богач – оказывается в безденежье и так далее.

    И придется такому человеку испытать все, сделанное им же в предыдущих воплощениях, на собственном опыте, чтобы понять, насколько тяжело и больно приходилось окружающим и чтобы сделать вывод, как можно, а как нельзя поступать.

    Души попадают в колесо сансары по очень различным причинам:

    • когда негативно относятся к окружающим людям;
    • злоупотребляют вредными привычками;
    • попадают под влияние окружающих;
    • нерационально обращаются с материальными средствами;
    • проявляют насилие;
    • совершают преступления;
    • отказываются решать свои кармические задачи и так далее.

    Еще один яркий образец колеса Сансары – это любовный треугольник. Души, которые в него попали, в прошлых жизнях плохо обращались со своими возлюбленными, разрушали чувства других людей, уводили супруга/супругу из семьи и делали много других негативных действий.

    Теперь им приходится на протяжение многих воплощений вновь и вновь встречаться друг с другом, принимая на себя разные роли и искупляя свою вину друг перед другом и перед Всевышним. Характерный признак – человек не может обрести личное счастье, пока не искупит все свои прегрешения.

    Можно ли покинуть колесо сансары

    Если заниматься своим духовным развитием, то это вполне реально, хотя и потребует определенных усилий.

    1. Во-первых, человеку нужно будет осознать, за какие действия, поступки или слова он оказался в колесе сансары. Самостоятельно сделать это вряд ли получится, поэтому стоит обратиться за помощью к духовному целителю или хорошему астрологу.
    2. Второй шаг – это выяснение условий, которые нужно исполнить, чтобы освободиться от круга воплощений и перейти на более высокий уровень. Важно регулярно заниматься своим духовным развитием, плюс не игнорировать и личностный рост.
    3. Выполнить необходимые действия: извиниться перед тем, кого обидел, вернуть долги, а также заняться собственными изменениями (следует постоянно работать над устранением своих недостатков, вырабатывать в себе нужные качества).
    4. Человек выполнил все указанные выше условия – тогда колесо сансары может быть снято Силами Кармы. Часто при этом приходиться проводить специальный ритуал (здесь снова придется обратиться за помощью к духовному целителю).

    Только покинув колесо сансары, рассчитавшись со всеми своими должниками, вернув обратно чужую энергию, человек сможет стать по настоящему счастливым, осознанным, достичь высшей степени гармонии и блаженства. Такие люди становятся духовными учителями и их миссия на Земле – учить и наставлять на правильный путь более молодые и менее опытные души.

    Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро “Карта дня”!

    Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

    Как будете готовы – тяните карту:

    tayniymir.com

    Сансара Колесо жизни

    Сансара

    Колесо жизни (бхавачакра на санскрите, или сансара для других) часто встречается на наружных стенах монастырей, по обе стороны главного входа. Сансара является синонимом слова жизни “Колесо” также сансара означает “цикл” или “вращение”.

    Смысл Бхавачакра

     

    Сансарой (бхавачакра) говорят о всех существах, которые обусловлены неведением, страданием и необъяснимым потоком времени, часто представленными, как яма держащая руль жизни. Нирвана с другой стороны, представляет мир в противоположности негативных эмоций, который, является, природой истинного счастья.

    Понятие вращения или цикла, объясняется тем, что люди или существа, не занимают стабильное место в Сансаре, но в зависимости от их Кармы они проходят от одного типа бытия к другому.
    3 яда- топлива для сансары 3 яда колеса жизни

    3 Позиция сансары
    Под колесом жизни

    Трех ядов или трех фундаментальных страданий (я имею в виду три вещи, от которых мы страдаем каждый день и каждый час, пока мы не достигнем нирваны) занимают центр колеса жизни, так как он выступает в роли “топлива”, давая импульс “колесу”.

    3 яда сансары

    Желание : в лице петуха.
    Ненависть/ревность : в лице змея.

    Невежество : в лице свиньи.
    Бардо: между смертью и повторным рождением.
    Следующий круг из колеса жизни называется – Бардо и показывает душы которые утянули вниз демоны (справа). И учеников дхармы ведет вверх, вступив в борьбу, чтобы преодолеть 3 яда, и негативную Карму, которую он принес. Термин Бардо не имеет прямого перевода, а своими корнями он уходит саму в концепцию перерождения, которую считаю относительно новой для “Запада”.
    Сансара начинается на подсознательном состоянии Бардо, продолжается с рождения и заканчивается в момент смерти, таким образом, изображен дословный перевод : колесо жизни.

    6 миров колеса жизни

    Сансара – рука об руку с кармой В процессе формирования кармы, она оказывается в соответствующем ей мире.
    Если личность имеет сходство с подобными Кармами, их сознательно испытывают, через восприятия, идентичного мира. Люди, например, все имеют одинаковые органы чувств, которые дают им доступ к одному и тому же миру. Буддизм, однако, допускает множественность проявлений, действующих в параллельной “Вселенной”.
    Существует 6 миров : Богов, титанов, людей, животных, голодных духов и ад. Мы способны воспринимать только 2 мира наш и животный миры. С буддийской точки зрения, мы не можем воспринимать другие миры, но это не отрицает их существование и не доказывает, тот факт, что мы не ослеплены, что мы можем увидеть, потрогать, услышать, попробовать и понюхать. Существование шести миров показали многочисленные просветленные существа, у которых есть способности, которые намного превосходят наши.

     

    2 основные группы : сущность сансары
    6 миров колеса жизни разделены на 2 группы:
    1. Три верхних мира, которые объединяют богов, титанов и людей, в котором они имеют больше счастья, чем страдание.

    2. Три нижних мира, которые объединяют животных, голодных духов и ад, в котором страдания больше, чем счастья.

    Колесо жизни 6 миров сансары :
    1. Боги – высшее положение в пределах Колеса Жизни
    Боги (déva), в течение очень долгих лет жизни, получают удовольствие от всего. Их страдание приходит в конце жизни, где отвергается их общество, и проблеск в мире, в котором они переродятся, по определению, будет меньшим миром. Этот мир, осушает достоинства, колотые купаются в большей роскоши на протяжении веков и о которых, мы можем только мечтать.
    Гордость, связанная с большими количествами положительной кармы, может приводить вас к перерождению в этой части Колеса Жизни.

    Мир титанов

    Титаны (assoura) или Деми-боги очень могущественные существа, чье главное занятие это страдание, суть которых быть постоянно вовлеченными в конфликты и споры.
    Легенда гласит, что Древо жизни растет в этом мире, но плод вечной жизни, которую оно несет, попадает в мир богов. Который существует позади природы их ревности и постоянных конфликтов с богами.
    Ревность, связанная с какой-нибудь хорошей Кармой приводит к перерождению в этом царстве колеса жизни.

    Мир людей

    3 – люди – наша часть колеса жизни

    Люди (mansuya)страдают главным образом от: рождения, старения, болезни и смерти, однако также многих других страданий и трудностей. В отличие от других миров, в этом мире – это возможность получить духовное учение, что не характерно для случая с другими мирами.

    Мир животных
    4 – Животные – Повседневной Сансары

    Животных (tiryanca) страдает от холода, голода, болезни, каннибализм, порабощения и эксплуатации людей. Они также страдают от ограниченного интеллекта.
    Негативная Карма, связанная с невежеством приводит к перерождению в мире животных.

    Мир голодных духов
    5 – голодных духов – начало колесо жизни “ад”

    Голодные духи страдают от голода и жажды, которая никогда не угаснет и не удовлетворяли редких случаев, они находят пищу или воду.
    Жадность и негативная Карма, связанные с ней, приведет к перерождению в этом царстве колеса жизни.

    6 – Проклятый – Ад в Колесе Жизни

    Проклятый (Нарака) те, кто живет в буддийском аду, имеет сильные страдания и чрезвычайно долгую жизнь. Существо, которое оказываются там могут пытать огнем и льдом и многочисленными другие страдания.
    Отрицательная Карма, связанна с ненавистю, приведет к перерождению в Сансаре ад.

    Будда для каждого мира: Сансары

    Понимание колеса жизни, не было бы полным без этой жизненно важной информации: человеческий мир, благодаря балансу добра и зла, духовная практика легче выполнима и следовательно одобряется Буддами. Но это не потому, что они выступают за наш (человеческий) мир, они вмешиваются только в то чтобы уменьшить бремя страданий и дать возможно привести на путь освобождения (просветления).

    Есть 6 групп Будд, которые действуют в каждом мире:
    “Жертвенное с сторицей” – белого цвета, для Богов
    “Великолепное одеяние” – зеленого цвета, для титанов.
    “Небесный лев” – желтого цвета, для человеческого мира.
    “Незыблемое Лион” – зеленого цвета, для животного мира.
    “Яркий Рот” – красного цвета, для мира голодных духов.
    “Король Дхармы” – черного цвета, ад.


    Как вы можете видеть из списка выше,нет не одного забытого мира и просветление возможно в любом из миров, но, как объяснено выше, баланс между добром и злом, существующих в мире, дает нам больший потенциал, чтобы возможно после многих часов медитации, мы наконец-то защитить себя от тисков яма.

     

     

    ukrezo.com.ua

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о