Menu
[menu_adv_rtb]
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Разное Что обозначает лев: Символика льва в древнерусском искусстве

Что обозначает лев: Символика льва в древнерусском искусстве

Лев

Имеет двойственное значение, неся в себе и солярный, и лунный символизм, олицетворение и добра, и зла. В качестве солярного символа лев олицетворяет жар, блеск и силу полуденного Солнца, принцип огня, великолепие, силу и храбрость, стойкость, справедливость, закон, военную мощь, Царя Зверей.

С другой стороны, лев символизирует жестокость, свирепость, звериный образ жизни. Он — символ войны и является атрибутом богов войны. Олицетворяя лунный принцип, львица сопровождает Великую Мать, либо впряжена в ее колесницу. Символизируя материнский инстинкт, львица часто изображается с девственными богинями войны. Богини Крита, Микен, Фригии, Фракии, Сирии, Ликии и Спарты имели на своем гербе львицу. Она появляется в изображениях рядом с крылатой Артемидой, Кибелой, Фортуной и Горгонами, а в Индии и Тибете — как атрибут Тары и символ земли и материнства.

Лев и единорог символизируют соперничающие солярно-лунные, женско-мужские силы. Лев, убивающий вепря, означает силу Солнца, убивающего вепря Зимы.

Пожирающие друг друга лев и дракон символизируют союз, в котором сохранена личность обоих союзников.

Лев и ягненок символизируют вновь обретенный рай, первоначальное единство, «Золотой Век», а также конец этого мира и всех конфликтов. Солярный герой, убивающий льва — это бог Солнца, умеряющий обжигающий жар полуденного Солнца. У Макробиуса сказано, что львы символизируют Землю, «Мать Богов».

Пара львов означает «дважды сильного» властелина, а также стража дверей, врат и сокровищ, либо Древа Жизни. Часто они поддерживают на изображениях солярный символ и олицетворяют неусыпную бдительность и храбрость.

Крылатый лев или грифон может олицетворять андрогина или союз двух стихий.

Зеленый лев — это символ юного бога зерна перед тем, как он созреет до золотого зерна. Львиная голова, служащая фонтаном, символизирует дневное Солнце, дар воды, извергающейся на Землю.

Трон, стоящий на львах, означает укрощенные силы космоса.

В алхимии красный лев символизирует мужской принцип (сера), а единорог — женский (ртуть). Зеленый лев означает начало работы алхимика, все трансмутирующий эликсир. Два льва представляют стихию Меркурия, философскую ртуть, nous.

В буддизме лев — защитник закона, мудрость Будды, духовное рвение, продвижение вперед и постижение, храбрость, человек просветленный, сам себе властелин. Иногда Будду изображают на троне, стоящем на львах. Львица является атрибутом Тары. Ратнасамбхава скачет на льве. Львенок изображает Боддхисаттву, только что прошедшего инициацию. Лев, изображенный с львенком, находящимся под его лапой, также олицетворяет Будду, правящего миром, и сострадание. Львиный рык олицетворяет Будду, бесстрашно проповедующего Дхарму.

В Китае лев означает мужество, энергию, силу. Лев с шаром — либо Солнце, либо Космическое Яйцо, либо дуализм в природе. Мужчину, состоящего в браке, представляют лев, означающий силу, и конь — символ быстроты; женщину — цветы.

В христианстве символика льва амбивалентна: с одной стороны он означает силу и мощь Христа, его царственное начало как Царя Иудейского, а с другой — способность Христа спасти христиан из пасти «льва рыкающего», то есть дьявола. Считалось, что лев спит с открытыми глазами, и поэтому символизирует неусыпную бдительность, духовную бдительность и крепость. Лев, как часовой, поддерживает устои церкви. Кроме того, существовало поверье, что львята рождаются мертвыми, и жизнь вдыхается в них родителем, поэтому лев является символом воскресения. Будучи зверем-одиночкой, лев означает отшельника и одиночество. Лев — эмблема святого Марка, так как его Евангелие подчеркивает царственную природу и величие Христа. Он является также эмблемой святых Адриана, Евфимии, Иеронима, Марии Египетской, Павла Отшельника, Приски, Феклы. В катакомбных изображениях история о Данииле в логове львов символизирует спасение Господом его подданных.

В египетском искусстве лев олицетворяет защиту и стража; является солярным, когда изображается с солнечным диском, и лунным, когда соседствует с рогатой Луной. Лев с двумя головами, расположенными в разных концах тела, олицетворяет солнечных богов рассвета и заката. Два льва, расположенные спинами друг к другу и изображенные вместе с солнечным диском, означают прошлое и настоящее, вчера и сегодня. Львица является атрибутом Секмета и Богинь-Матерей, символизируя материнство. Но, как и Секмет, она может означать и возмездие. Изображенный вместе с солнечным диском лев означает бога Солнца Ра, ас Луной — Судью Мертвых Озириса. Тефнут имеет голову льва.

В греческой мифологии лев сопровождает Феба, Артемиду, Кибелу, Тихэ, Горгон и, временами, Диониса. Львы запряжены в колесницу Кибелы и Юноны. Львиная шкура — атрибут Геракла, солярного героя, боровшегося со львом (выступающим в этом случае как символ смерти) и преодолевшего смерть.

У евреев лев — символ мощи и жестокости. Крылатый лев — знак Юга, Льва Иудеи.

В индуизме лев символизирует четвертого аватара Вишну, который иногда изображается получеловеком-полульвом; лев Агни. Лев, изображенный вместе со львицей, символизируют шакта-шакти, где лев — это Верховный Властелин, ритм, а львица — сила слова высказанного. Лев является стражем Севера и атрибутом богинь Дэви и Дурги и уничтожителем демонов.

У иранцев это символ царственности, силы Солнца и света.

В исламе лев дает защиту от зла. У японцев лев — это Царь Зверей и появляется на изображениях с пионом — символом Царицы Цветов. Львиный шар обозначает пустоту.

В митраизме лев — солярный символ, означающий четвертый уровень инициации. Кронос, изображенный с львиной головой, — это Зон, время; судьба, пожирающая все; символ Солнца, олицетворяющий огонь. Лев вместе с быком символизируют смерть; лев и олень — момент смерти.

У римлян лев — это солярный огонь, царственность; атрибут Аполлона, Геркулеса и Фортуны; пожирающая сила смерти, но также и победа человека над ней.

В шумеро-семитской мифологии лев -огонь Солнца, высшая власть, сила, храбрость; атрибут бога Солнца Мардука. Богиню Инанну (Иштар) как Великую Мать сопровождают две львицы. Лев с ветвью в лапах или двухголовый лев олицетворяют солярного бога войны Ниниба. Халдеи изображали в виде льва Нергала, бога войны и смерти, олицетворяющего враждебный аспект Солнца, всепожирающий летний зной. Кроме того, две львиных головы, отвернувшиеся друг от друга, представляли бога Солнца и подземного мира. Лев сопровождал Великую Мать Атаргатис.

В даосизме полый «парчовый шар» или «львиный шар» — это пустота, отрешение ума.

Символика льва в древнерусском искусстве

Предыдущая статья

Притчи о животных в Житии Варлаама и Иоасафа

Следующая статья

Символическое значение лошади в древнерусской иконописи

Буцких Н.В.
Основатель Центра. Культуролог.
Автор курса «Визуальные коды в древнерусской литературе».
г. Санкт-Петербург.

В древнерусской культуре образ льва один из самых распространенных, и в то же время противоречивых. В текстах наряду с реалистичными описаниями зверя присутствуют совершенно невероятные предания о свойствах льва. Многочисленные сюжеты, в которых фигурирует лев, заимствованы из совершенно различных источников — библейских текстов, античных легенд и славянских преданий, поэтому сложный образ зверя может трактоваться совершенно противоположными способами: как положительно – образ храброго воина, праведника, Христа, так и отрицательно – неправедного правителя, смерти и даже самого дьявола. Подобная амбивалентность будет характерна и для изображений зверя – это и простодушный веселый львенок, и гордо шагающий царь зверей, и свирепый пожиратель душ человеческих.

Инициал»В» в виде льва. Евангелие Хитрово, XIV в.

Инициал «В» в виде льва. Луцкое Евангелие, XIV в.

Мы почти не встречаем описаний внешнего облика льва в русской литературной традиции. Исключение составляет «Собрание от древних философов о неких собствах естества животных», приписываемое Дамаскину Студиту, чаще называемое «Физиологом Дамаскина Студита». В этом переводном произведении облик хищника описан следующим образом: «Лев — царь всех четвероногих, как орел — всех летающих. Имеет великую грудь, колени крепкие, ноги твердые, взгляд имеет царский и страшный. Шерсть его густая, уста его широкие, ребра его крепкие, бедра его толстые, ноги его великие, походка его гордая, шея его толстая. Кости его не имеют ни пустот, ни мозга, как у других животных». Это описание, весьма условное, рисует нам великого непобедимого зверя, что дополняется некоторыми необычными свойствами, указывающими на царское достоинство льва: «Когда бежит поймать животное, не преклоняет голову свою, но держит ее высоко, как непобедимый царь». Короткое упоминание о рационе льва указывает на то же самое: «Ест много, а пьет мало». Малое количество принимаемой воды имеет символическое значение, которое в статье о льве не упомянуто, однако раскрывается в описании орла – царя всех летающих: «Никогда в жизни своей не пьет воду, поскольку не подобает ему, царю всех птиц, быть рабом плотских желаний». Еще одно предание, описывающее и льва, и орла, утверждает, что когда царь зверей насытится, то оставляет остатки пищи «в сени некоей», и дует на нее, отчего никакое другое животное не смеет приблизиться к еде.

Лев на маргиналии Радзивилловской летописи, XV в.

Лев — царь зверей. Миниатюра Псалтири, XVII в.

В «Физиологах», популярных сочинениях бестиарного типа, где каждой особенности зверя дается религиозно-догматическое или морально-дидактическое истолкование, лев – царь зверей почти всегда имеет положительную символику, часто являясь прообразом Христа – Царя мира. Как правило, «Физиологи» описывают три свойства, уподобляющих зверя Христу.

Первая особенность льва связана с распространенным мотивом оживления детенышей. В древнейшей из сохранившихся рукописей Физиолога александрийской редакции мы читаем: «Когда львица рождает львенка, рождает его мертвым и стережет три дня, до тех пор, пока не придет его отец, дунет в лицо ему, и тот оживет». Оживление на третий день явно отсылает нас к трехдневной смерти Христа. В толковании лев-отец отождествляется с Богом-Отцом, львенок с Христом, образ же львицы толкователь обходит стороной: «Так и Бог Вседержитель, Отец всего, на третий день воскресил первородного Своего Сына и «рожденного прежде всякого творения» Господа нашего Иисуса Христа, да спасет заблудший род людской». Также к статье об оживлении львенка добавлена и цитата из Писания: «Хорошо сказал Иаков: «…и как львенок, кто пробудит его?». Эта отсылка к Книге Бытия о льве Иуды была уже в Апокалипсисе Иоанна Богослова соотнесена со Христом: «И один из старцев сказал мне: не плачь, вот, победил лев, который от колена Иудина, корень Давидов».

Лев оживляет львенка своим дыханием. Миниатюра Физиолога, XV в.

Византийская версия Физиолога излагает то же предание с небольшим дополнением: львица рождает не только мертвого, но и слепого детеныша. При этом кардинально отличается толкование этого сюжета: акцент делается на слепоте детеныша, который уподобляется язычникам, еще не просвещенным благодатью крещения: «Также и о верных народах, ибо прежде крещения они мертвы, после же крещения получают зрение от Святого Духа». Встречается и более редкая версия, где лев-отец также образ Святого Духа, который «дунул, и ожили, и вышли все из ада». Более поздняя версия этого сюжета исключает мотив оживления дыханием, львица рождает льва, и стоит над ним три дня и три ночи, пока он не оживет и не «начнет царствовать над всеми земными зверями». Такая особенность львицы имеет параллели в животном царстве – например, птица струфокамил должна три дня неотрывно смотреть на яйцо, чтобы из него вылупился птенец. Толкование отождествляет львицу с Богоматерью, а льва с Христом, который по воскресении стал царствовать над святыми: «Львица – это пресвятая Богородица, а лев – Христос, умер плотью во гробе на три дня и три ночи, и не воздремал Божеством, сошел в преисподнюю часть земли, и сокрушил вереи вечные, и воскрес на третий день и стал царствовать над всеми святыми».

Лев на заставке Остромирова Евангелия, XI в.

Второе свойство льва заключается в том, что, когда лев спит, его глаза открыты: «Когда спит лев в пещере своей, его очи бодрствуют, ибо его веки подняты, как и Соломон свидетельствует в Песни Песней, говоря: «Я сплю, а сердце Мое бодрствует». Ибо Господь мой плотью на кресте умер, а Божество Его одесную Отца бодрствовало». В подтверждение этого автор добавляет еще одну библейскую цитату: «Ибо не задремает, не уснет Тот, кто хранит Израиль». То же свойство, только в более кратком варианте предлагает и византийская редакция Физиолога, и т.н. «Физиолог Дамаскина Студита». Более последовательное объяснение дает нам встречающаяся в рукописных сборниках статья «О недреманном оке Спасителя»: «Лев спит одним глазом, а другим смотрит. Так и Христос, уснув во гробе плотью, все видел Божеством». Это широко распространенное свойство могло послужить символической основой иконографии «Спас Недреманное Око», на некоторых иконах мы даже можем увидеть льва в ногах у возлежащего на одре Христа.

Спящие львы. Лев в ограде. Миниатюры Псалтири XVII в.

Согласно третьему свойству, лев заметает свои следы хвостом, дабы скрыться от охотников: «Когда идет в гору, хотя поймать добычу, и почувствует запах человека, хвостом своим скрывает следы свои, дабы идущие за ним не нашли его следа и не поймали его». Символика и этой особенности перенесена на Христа: как лев заметает следы, так и Христос, «духовный лев», при воплощении скрыл Свою Божественную природу. Здесь также находится параллель со словами Псалтири, обращенными к Богу: «И стези Твои в водах многих, и следы Твои не познаются». В таком контексте это свойство льва символизирует Божественную непостижимость: «Ибо ни дорога на воде не сохраняется, ни следы льва, ни Божественные пути». Физиолог византийской редакции указывает, что следы заметает львица. Толкование здесь вновь иное. Автор обращается к читателю с моральной сентенцией: «Так и ты, человек, когда творишь милостыню, пусть твоя левая рука не знает, что делает десница, дабы не помешал дьявол воплощению твоих мыслей». Встречается и иное сходное толкование: «Смотри же, человек, что делает (неразумный) зверь, устраивая свое спасение. Ты же, будучи разумным человеком, покрой следы свои, то есть грехи, ради покаяния». Иногда к этому свойству прибавляется и бесстрашие льва, дабы его бегство от охотников не показалось его слабостью: «И заметает следы хвостом, чтобы не выследили его. Когда же они оставят его, он возвращается к ним без страха, и много борется с ними благодаря имеющейся силе».

Образ грозного льва имеет тоже несколько характерных особенностей, так, «когда разъярен, ударяет по ребрам своим хвостом своим», «любит честь, падших пред ним зверей на землю не уязвляет», являясь, таким образом, символом сильных и непобедимых воинов. Также и победа надо львом является выражением силы и смелости человека. Наиболее распространенный образ подобного противоборства относится к пророку Давиду, который, защищая свои стада, умерщвлял льва и медведя. Этот сюжет будет многократно воспроизводиться в русских лицевых Псалтирях и «Христианских Топографиях».

Давил повергает льва. Миниатюра Псалтири XV в.

Давид повергает льва. Миниатюра Псалтири кон. XVI в.

Среди особенностей следует отметить рык льва, который часто упоминается авторами сочинений. Образ рыкающего льва известен еще из библейских текстов: Давид, описывая притеснения от врагов, говорит: «Раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий». В послании Петра в качестве негативного персонажа выступает дьявол, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Подобное рыкание в значении свирепости будет усвоено и древнерусской литературой. Уже в Житии Феодосия Печерского князь «как лев рыкнув на праведного», Мамай в «Сказании о Мамаевом побоище» пошел на Русь «аки лев ревый». В Псковской летописи образ ревущего льва переносится на Ивана Грозного: «Пришел царь… в великой ярости, как лев рыкая, хотя растерзать неповинных людей».

Рыкание льва обладает свойством обездвиживать или даже убивать прочих зверей. Часто эта особенность объединяется со скрытным характером льва, сидящим в засаде. Так, к словам псалма «Подстерегает в потаенном месте, как лев в ограде своей», в толковании Кирилла Александрийского сказано: «Ибо говорят, что львы на горах в своих логовищах почивают, и прячутся, дабы скрытностью своей устрашать прочих животных, которыми они питаются. Когда же увидит лев какое (животное), подошедшее близко, быстро вскочив, громогласно рыкает, и нестерпимо его оглушив, нападает и хватает эту прилучившуюся (добычу), прежде страхом расслабив его жилы». Это толкование, известное на Руси по Толковой Псалтири Максима Грека, заключает, что лев является образом дьявола. О рыкании, обездвиживающем зверей, упоминается и в естественнонаучных сочинениях: «Лев сильным и страшным гласом зверей обездвиживает, которых издалека настигнуть не может». О смертоносном рыкании льва упоминается и в Александрии: «Когда рыкнет один лев, множество зверей погибает». В «Физиологе Дамаскина Студита» есть подобное описание, лишенное, правда, рыкания, но добавляющее иное прочтение образу его «ограды»: «Где будет спать, создает круг хвостом своим, как некое круговидное гумно, и внутри его спит. Дикие же звери снаружи обходят этот круг, и не дерзают войти внутрь. Если же кто приблизится к этому обозначению, лев, тотчас проснувшись, хватает его». Толкование призывает человека обходить удовольствия этого мира, чтобы не впасть в лапы льву, то есть демона.

Лев нападает на праведника. Миниатюра Угличской Псалтири, XV в.

Лев нападает на праведника. Миниатюра Годуновской Псалтири, XVI в.

Зверь нападает на прор. Илию. Миниатюра Апокалипсиса, XVII в.

Неразрывно связан с дьяволом, (князем мира сего, подобно тому, как лев – царь четвероногих) и образ смерти, которая мыслится на Руси как инфернальный персонаж. Поэтому образ льва часто будет обозначать «ищущую кого поглотить» смерть.

Подобная связь появилась еще в раннехристианскую эпоху, когда образ Даниила во рве со львами будет трактоваться как символ воскресения Христа и победы над смертью. В древнерусских сочинениях сам облик смерти нередко сравнивается с яростным зверем. В «Повести о споре жизни и смерти» последняя имеет «страшный облик, подобно ревущему льву». Аллегорией смерти выступает лев в «Притче о богатом от болгарских книг». Это сказание, являясь одним из вариантов «Притчи о временнем сем веце», повествует о человеке, который пытается убежать от разъяренных льва и верблюда. Толкование притчи отождествляет верблюда со старостью (зверь этот считался на Руси уродливым), а льва со смертью. Этот сюжет часто помещался в иллюстрированные Синодики. Образ льва как хищника попадает в иллюстрации Апокалипсиса и в сцены Страшного суда. Изображение земли, которая отдает своих мертвецов, часто сопровождается львами и прочими хищниками, отдающими пожранные ими человеческие останки.

Звери возвращают пожранные человеческие останки. Слово о втором пришествии Палладия мниха, XVIII в.

Закрепляется и прямо противоположная трактовка. Смерть в виде скелета, которая, согласно описанию Иоанна Богослова, едет на худой лошади, в искусстве XVI века восседает уже на льве, вместе с которым желает не вернуть, а, напротив, поглотить человеческие души, что придает ее облику более зловещий характер. Смерть на льве включена и в программу композиции «Единородный Сыне».

Притча о богатом. Миниатюра Синодика.

Смерть верхом на льве. Миниатюра Синодика.

Притча о богатом. Миниатюра лицевого Цветника.

В одном из Сборников смешенного содержания XVIII века имеется любопытное описание иконографии «Благовещение у колодца»: «О Благовещении. Пишется образ святого Благовещения Пречистой Богородицы, а с Ней рабыня, а под ногами колодец, а у колодца лев и кот, и два орла, один багряный, другой облачный». Сама история о Благовещении у колодца, основанная на тексте Протоевангелия Иакова, весьма распространена в иконографии, однако изображения редко включают дополнительные подробности. Толкование подобной необычной иконографии следующее: «Колодцем называется жизнь этого мира, в два орла, багряный – это ангел хранитель, а синий – ангел сатанинский. А лев – это враг (т.е. сатана), который смотрел и рыкал на Чистую Деву до Благовещения. Когда же увидел ангела, упал дьявол как кот». Все образы традиционны для древнерусской притчевой литературы. Так, ров или колодец как метафора этого мира встречается еще в Библии. Две птицы (горлица и ворон) как образы ангела и демона известны по уже упомянутой «Притче о богатом». Изображений такой трактовки Благовещения не встречается, однако элементы такого описания почти полностью совпадают с иллюстрациями к притче о чистой душе, широко распространенной в Синодиках XVII-XVIII вв. Душа в образе крылатой девы льет из кувшина свои слезы и держит цветок. В руке у нее поводок, к которому привязан лев, под ногами змей. Рядом, как правило, темная фигура падающего черта. Аллегорический образ явно восходит к символике Жены, облеченной в солнце из Апокалипсиса, лев и змей отсылают нас к словам Псалтири «Будешь попирать льва и змия». На образ Благовещения сюжет мог быть перенесен, поскольку упомянутую в Откровении Деву нередко толковали как Богоматерь, способствовали этому и традиционные для «Благовещения у колодца» атрибуты: цветок и кувшин.

Лев и змей. Миниатюры XVII в.

Образ льва как свирепого хищника будет почти обязательным элементом искушений святых. Это могут быть и реальные пустынные звери, и демоны, принявшие образы тех или иных зверей для устрашения праведников. В летописном описании жития прп. Исакия так описываются дьявольские козни: «Иной раз пугали его то в образе медведя, то лютого зверя, то вола, то вползали к нему змеями, или жабами, или мышами и всякими гадами». Лютый зверь, то есть просто хищник, как правило, в литературе обозначает льва, как самого характерного и страшного представителя животного царства. Львы могут и не быть упомянуты в текстах житий, но в иллюстративных циклах присутствуют почти всегда.

Искушения святых. Миниатюры XV — XVII вв.

Все тот же хищный зверь в контексте житийной литературы будет выступать и с прямо противоположной символикой – как представитель первозданной природы, где даже самые страшные звери покорялись человеку. Праведник, достигший святости в земной жизни, становится подобен Адаму, еще не преступившему заповедь. Подобные примеры смиренных львов, помогающих монахам, широко распространены. Стоит упомянуть Житие Герасима Иорданского, которому лев, избавленный святым от занозы, служил всю свою жизнь, а также эпизод из Жития Марии Египетской. Преподобный Зосима, будучи стар, не имел физической возможности похоронить святую. Тогда он увидел большого льва и очень испугался. Лев же «начал радоваться старцу, только что не целуя старца». Тогда святой понял, что лев здесь неслучайно, и попросил его когтями своими вырыть яму для погребения, что лев и исполнил. «И тогда отошли оба: лев в пустыню, как овечка, шел, Зосима же в монастырь возвратился, прославляя и хваля Христа, Бога нашего». Такое восприятие покорного хищника, не терзающего добычу, но смиренно сосуществующего с другими представителями животного царства, как было сказано, отсылает нас к райским временам. Поэтому многочисленные иллюстрации жизни Адама и Евы в раю, изгнания из рая, всемирного потопа, как в миниатюре, так и во фресковой живописи будут включать изображения льва, часто возглавляющего шествие зверей, как их правителя. Имеются и литературные параллели таких изображений. В Хронографе 1512 года сцена наречения животных описывается как торжественное шествие зверей для поклонения их владыке: «Были приведены (Творцом к Адаму) лев зияющий, губитель тельцов, медведи грозноокие и пестрейшие леопарды, пестрокожие олени, густохвостые лисицы, слон твердолобый и телец рогобивый» и т.д.

Лев выкапывает могилу Марии Египетской. Житийный сборник, XVII в.

Лев среди зверей в библейских сценах. Миниатюры Синодиков XVII-XVIII вв.

С грозным характером зверя и его образом царя зверей связана и символика правителя, как в положительных трактовках, так и в негативных. Так, старообрядческое «Слово о рассечении человеческого естества» уподобляет образ грозного льва злым правителям. Многочисленные басни и притчи описывают образ трусливого льва, испугавшегося рева лягушки, или мнительного льва, как, например, в «Повести о Стефаните и Ихнилате». Негативный образ льва часто связан с его старостью или болезнью. Есть несколько историй, касающихся подобного состояния. Так, старый лев, в отличие от молодого, нападает на домашний скот, тогда как второй имеет силы ловить диких животных.

Интересно описание старого льва, который омолаживается путем поедания другого животного: «Когда же занеможет, и придет к смерти, не имеет лекарства, как если только съесть обезьяну. Поэтому, когда болен, рыкает, и собираются все животные в его логове, тогда приходит и обезьяна, и тот никакого другого животного не желает, но только обезьяну хватает и съедает». Другое предание говорит о пожирании львом змеи для омоложения, однако в данном случае на зверя перенесена особенность оленя. Среди басен Эзопа, имевших хождение на Руси, встречается немощный лев, как образ правителя, которого мудрый человек избегает: «Некогда лев из-за великого голода стал недужен, и повелел с великим запрещением, чтобы пришли в его логово все звери для обсуждения важных дел. Звери же, боясь нарушить его повеление, во двор его все собрались. Лисица же, подойдя к двору льва, увидев следы многих зверей, во двор льва пришедших, и ни одного ушедших, сказала себе: «Воистину они все безумны, ибо все погибли». Лев же этих зверей всех убил, и пищу себе надолго уготовил». Мораль басни: мудрый человек может убежать от сетей сильных в нужное время, в которые «простой народ сами себя отдают».

Пророк Даниил во рве. «Книгы шестинадесятих пророк». Россия, XV в.

Пророк Даниил во рве со львами. Миниатюра Псалтири, XVII в.

Особой популярностью в изобразительном искусстве лев, наряду с орлом и тельцом, обязан видению пророка Иезекииля. Пророк описывает удивительное существо с четырьмя лицами: человека, льва, орла и тельца. Тех же четырех животных мы встречаем и в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Оставив в стороне изначальную символику тетраморфа, отметим, что уже ранние отцы церкви толковали этих животных аллегорически. Особенно интересно соотнесение четырех животных с самим Христом.

Так, Григорий Богослов относил образ человека к воплощению, тельца – к жертве, льва – к победе над смертью, орла – к вознесению Христа. Со временем преобладающей точкой зрения стало соотнесение животных с евангелистами, основанное, в первую очередь, на тех аспектах жизни Христа, которые в большей степени затрагиваются тем или иным апостолом. На Руси было несколько вариантов отождествлений зверей с авторами евангелий. Первая, отображенная еще в миниатюрах Остромирова Евангелия, соотносит со львом евангелиста Марка, вторая, предложенная Андреем Кесарийским, указывает льва символом евангелиста Иоанна. Толкование Андрея Кесарийского часто будет сопровождать текст Апокалипсиса, а потому лев как символ Иоанна закрепится в старообрядческой традиции. Лев, в данной трактовке, как существо неземное, часто имеет крылья, голова его окружена нимбом, в руках он держит книгу – атрибут евангелиста.

Крылатый лев — символ евангелиста Марка. Никольское Евангелие, XIV в.

При этом широко распространены изображения льва и лишенного крыльев, почти неотличимого от земного зверя, так, например, лев может мирно возлежать у ног евангелиста. Также лев с крыльями может иметь и негативную символику, отсылающую нас к видению пророка Даниила, где звери обозначают нечестивые царства, которые будут повергнуты.

Лев — символ евангелиста Марка. Евангелие Хитрово, XIV в.

Звери из видения пророка Даниила. Онежская Псалтирь, XIV в.

Подобная разнородность представлений о льве почти нивелирует внешний облик хищника, однако можно выделить основные атрибуты изображения царя зверей. Цвет льва может варьироваться от привычного желтого до красного, и даже голубовато-серого. Грива либо привычно окружает голову, либо слегка обозначена на загривке, лев имеет большие когти и хвост, конец которого часто орнаментирован. Стоит отметить, что хвост его часто выходит из-под задней лапы. Такой тип изображений можно рассматривать как указание на свирепый характер хищника, бьющего себя хвостом по бокам. Лапа льва поднята, что отсылает нас к описаниям гордой поступи льва, который «вначале воздвигает левую лапу». Язык льва, как правило, высунут. Подобным образом изображаются и другие хищники – волки и драконы. Этот элемент может как указывать на хищный характер, так и визуализировать рев льва, подобно тому, как и высунутый язык волка – его вой. Часто выделяет льва среди других животных поворот его головы, зверь смотрит прямо на зрителя. Поворот анфас в средневековом искусстве может иметь несколько символических толкований. Это и выделение главного персонажа, что вполне подходит льву – царю зверей, и маркирование негативного персонажа, что в контексте символики льва тоже может быть вполне оправдано. Подобный поворот головы выявляет еще одну необычную характеристику облика зверя: обращенная к зрителю морда обретает человеческие черты, что помогает воспринимать льва не только как представителя животного царства, но и как образ, несущий в себе не всегда легко раскрываемый символический подтекст.

Предыдущая статья

Притчи о животных в Житии Варлаама и Иоасафа

Следующая статья

Символическое значение лошади в древнерусской иконописи

19 Духовное значение льва

Символика льва обычно ассоциируется с гордостью, силой, отвагой и королевской властью. Лев был символом королей, знатных домов и королевской власти во многих культурах на протяжении сотен лет, поскольку животное считается царем равнин и царем зверей.

Вы также можете найти символизм, связанный со львом в христианстве, греческой мифологии и астрологии; и это было бы лишь перечислением некоторых аспектов наших культур, в которых можно найти более глубокий смысл и символику льва.

СОДЕРЖАНИЕ

  • символизация символики Льва
  • Символизм льва в мечтах
  • Символизм льва в различных культурах
  • . часто привлекают символику сильного значения. В случае с символикой льва это проявляется в его способности олицетворять силу, лидерство и мужество.

    1. Лев как символ власти  

    Лев символизирует царственный рост, и многие утверждают, что его связь с гордостью и властью перекликается с чертами короля. Символ власти, связанный со львом, говорит о его могущественном присутствии в природе, а также о его могучем облике.

    2. Лев как символ гордости

    Лев часто символизирует гордость, что также является правильным словом для обозначения группы львов. Гордость иногда рассматривается как отрицательная черта, но лев символизирует другой тип гордости, который говорит об уверенности в человеке и его способности держать голову так высоко, как их вера в себя. Именно поэтому говорят, что знак зодиака Лев самый гордый из всех.

    3. Лев как символ силы

    Лев также является символом силы. Этот символ может применяться как к вопросам тела, так и к вопросам разума. Лев известен своей свирепой чистой силой и грубой силой. Но символ льва также говорит о силе духа, что означает стойкость в трудностях и сохранение грациозности в трудные времена.

    4. Лев как символ мудрости

    Символ великой мудрости часто приходится на льва. Из-за его постоянной связи с царственностью и королевским положением ожидается, что он также будет нести черты лидера. Мудрость — мощная и полезная черта лидера или правителя. Некоторые могут возразить, что символизм льва также включает в себя эту специфическую черту из-за их очень серьезного вида морды, которая выглядит так, как будто они проводят большую часть своего времени в глубоких раздумьях.

    5. Лев как символ защиты

    Львицы часто символизируют защиту. Это связано с их сильным стремлением защитить свои семейные системы в рамках своей гордости, особенно своих детенышей, благодаря чему они тесно связаны с символами воина, защитника слабых и материнства. Многие люди даже предпочитают делать татуировки со львом, например, с коронованным львом, потому что он символизирует многие вещи для многих людей.

    6. Лев как символ семьи

    Из-за сложной семейной системы львов в пределах их прайда они часто символизируют дух семьи. Прайд часто отражает знакомые нам семейные структуры, поэтому символика льва может быть связана с прочным, обоснованным и непоколебимым основанием в вашем близком окружении, семье и королевстве. Львица является универсальным животным тотемом защиты своего львенка, что переводится в мифологии всего мира, такие как индийская мифология, греческая мифология и даже в современной Европе.

    Символизм льва во сне

    1. Что означает видеть во сне льва-самца?

    • Символ мужества

    Сон о льве-самце может символизировать несколько разных вещей. Одно из наиболее распространенных значений этого сна — заглянуть внутрь себя и найти в себе мужество. Львы символизируют мужество и силу, и это может быть посланием для вас в отношении поиска вашей внутренней силы и мужества в вашем сердце. Другими словами, вы можете найти свою личную силу через символ льва.

    • Символ доверия

    Еще одно значение сновидения о льве — это сообщение о большой уверенности. Либо это черта, которая отчаянно необходима в том, с чем вам предстоит столкнуться, либо это уверенность в том, что внутри вас живет уверенность, но вы должны быть храбры, как лев, чтобы проявить ее.

    • Символ мудрого наставника

    Символика льва тесно связана с мудростью, и этот сон может быть посланием к тому, чтобы найти кого-то, кого вы считаете мудрым, и попросить его совета относительно ситуации в вашей жизни. Это также может быть истолковано как знак того, что вы должны искать в себе мудрость, которая поможет вам в ваших начинаниях. Лев всегда будет просить вас искать черты внутри себя из-за его тесно связанного символизма с лидерством и силой.

    2. К чему снится убить льва?

    • Символ воли к победе

    Есть много сказок и религиозных историй о герое, убивающем льва голыми руками. Убийство льва во сне является символом поражения. Это означает, что вы стремитесь победить или одолеть кого-то, с кем вы боретесь, и что вы, вероятно, добьетесь успеха. Это может быть в отношении врага или авторитетной фигуры в вашей жизни или на работе.

    • Символ победы над своими страхами

    Символика льва также часто может быть привязана к самому себе. Следовательно, в этом сценарии победа над львом может быть символом победы над собственными страхами и неуверенностью. Символика льва во многом является синонимом уверенности и настойчивости, поэтому это может быть признаком того, что вы преодолеваете определенные аспекты себя.

    3. К чему снится львиный прайд?

    • Символ семьи

    Прайд символизирует семью. А сон о львином прайде может говорить о ваших семейных узах или близких отношениях с другими людьми. Может быть, вы стремитесь наладить семейные узы или создать новые. В любом случае, этот сон пытается показать вам важность близких отношений в вашей жизни.

    • Символ важности командной работы

    Обычно эти сны говорят о каком-то групповом усилии, будь то в вашей профессиональной или личной жизни. Львиный прайд также является символом командной работы и объединенных усилий и может быть попыткой указать, где вам не хватает этой прочной основы.

    4. К чему снится, что вас преследует лев?

    • Символ переживания агрессии

    Такой сон может быть следствием агрессии в реальной жизни. Возможно, вам трудно общаться с кем-то, и вы были встречены гневом. В последнее время споры, возможно, были более распространены. Все это признаки того, что нужно заглянуть внутрь себя. Если вы агрессор, это означает, что вы пытаетесь убежать от собственных нежелательных чувств.

    • Символ времени для принятия решения 

    Преследование львом также может быть признаком необходимости принять важное решение. Есть проблема, с которой вы столкнулись в своей жизни, вы хотите убежать от нее или разобраться с ней? Иногда лучший способ избавиться от проблемы — оставить все как есть и пойти по прямой дороге.

    Символика льва в различных культурах

    1. Символика льва в Древней Месопотамии

    Символ льва имел большое значение в Древней Месопотамии, и шумеры использовали его как повторяющийся персонаж в обеих историях и как физическое представление своих божеств.

    Символика льва ярко сияет в историях о Гильгамеше, который голыми руками победил льва, и снова как физическое воплощение бога Ламассу.

    Ламассу иногда изображался в виде льва с крыльями и был божеством защиты, представляющим звезды, созвездия и родительские звезды.

    Символ льва также тесно связан с шумерской богиней Инанной, которую часто изображают стоящей на двух львах. Инанна — богиня чувственности и войны, прекрасно сочетающая в себе символику как мужского, так и женского льва.

    2. Символика льва в Африке

    Символика льва в Африке применяется к большому количеству историй, сказок и изображений. Это правда, что даже здесь лев является символом королевской власти, но черты, которые применяются к королям, могут отличаться.

    Во многих народных сказках львы часто изображаются как обманщики, иногда способные быть жестокими и высокомерными. Все эти черты попадают в правильную категорию короля, если он относится к правлению как к привилегии, которую он хочет, а не как к обязанности, которую он должен выполнять.

    В христианстве Даниил победил льва в рве, когда древние египтяне бросили его туда сражаться. Говоря о древнем Египте, самым известным символом является сфинкс, существо наполовину льва, охраняющее дверь пирамид и расставляющее потенциальную ловушку для тех, кто не знает, как разгадать загадку.

    3. Символика льва в Древней Греции

    Символика льва в греческой мифологии широко распространена. Но, пожалуй, одна из самых известных историй, в которых фигурирует лев, — это история о Геракле. В этой истории Геракл убивает льва, который остался непобежденным и не тронутым никаким рукотворным оружием. Итак, Геракл убивает льва голыми руками, как в истории с Гильгамешем.

    Затем Геракл носит львиную шкуру как символ своей силы.

    4. Символика льва в Древнем Риме

    В Древнем Риме символ Льва был связан с королевской властью и рассматривался как эмблема императора. Львов часто выводили на бой с гладиаторами в качестве развлечения для людей. Лев был выбран из-за его известного символа царя зверей, и любой человек, который мог победить льва, был чемпионом большой силы и статуса.

    5. Символика льва в Китае

    Изображение льва можно найти в виде статуй во многих местах Китая. В основном встречается в подъездах зданий. Здесь символ льва является оберегом и призван защищать от негативной энергии и злых духов. Но в Китае также есть такой же взгляд на символику льва, как и во многих других частях мира, где самец льва часто представляет превосходство императора, и его можно увидеть с лапой на шаре. Львица обычно изображается с детенышем на боку, как символ природы. Считается, что оба этих символа льва приносят удачу и защиту.

    Лев как ваше духовное животное

    1. Духовное животное лев как символ вашего мужества тем меньше громких личностей вокруг вас. Вы встречаете все трудности лицом к лицу и не отступаете легко, даже если что-то идет не по плану.

    2. Животное духа льва как символ того, что ваша уверенность заразительна

    Хотя вы часто являетесь душой компании и тем, кто может легко привлечь внимание любой толпы, ваша уверенность не ограничивается только вами. Благодаря вашему живому и выразительному взгляду на жизнь ваша уверенность в себе заразительна для окружающих. Люди естественным образом тянутся к вашему обаянию и харизме, что делает вас прирожденным лидером.

    3. Животное-дух льва как символ природного духа-защитника

    Видя, как лев символизирует лидерство и обычно будучи главой группы, вы, естественно, защищаете тех, кого любите. Это замечательная черта, которая часто выражается в заботе и любви, на которые вы надеетесь, но остерегайтесь чрезмерно защищать окружающих. По-прежнему нормально позволять людям учиться на собственных ошибках.

    4. Животное-дух льва как символ выбора мудрости

    Лев символизирует мудрого правителя, и из-за этой черты окружающие могут обращаться к вам за советом в ситуациях, в которых им трудно ориентироваться. Не забывайте применять мудрость к проблемам других, а также к своим собственным. Мудрость приходит к вам естественным образом, и вы способны глубоко рассмотреть многие аспекты проблемы и прийти к мудрому решению. Вы также наделены творческим потенциалом, примените этот образ мышления к своим навыкам решения проблем, и вы останетесь неудержимы.

    В заключение

    Подводя итог, можно сказать, что лев является очень мощным символом различных вещей в разных культурах. Это общепринятый национальный символ, он встречается в культурах и религиях Шри-Ланки, в китайской культуре и даже в буддизме. Мы можем сделать вывод, что это за существо: лев — сильное животное.

    Все, что вы хотели знать о LinkedIn Open Networkers

    LION в мире LinkedIn означает LinkedIn Open Networker. Львы в основном открыты для общения с людьми, которых они никогда раньше не встречали, и они могут помочь вам добиться успеха на сайте, потому что они соединяют сети закрытых людей, находя потенциальные связи, которые в противном случае были бы проигнорированы.

    Открытые сетевики уникальны для LinkedIn из-за имеющейся у них системы связей.

    Если мы все будем следовать стандартному правилу этой социальной сети и говорить «Не знаю» на все приглашения, которые мы получаем от кого-то, кого мы никогда не встречали лично, то закрытым сетям будет трудно вырасти в каждую других и превратиться в большое сетевое сообщество, которым сегодня является LinkedIn.

    Итак, ЛЬВЫ, как правило, принимают приглашения от кого угодно или, по крайней мере, не дадут вам ужасного «Я не знаю» в ответ на ваше приглашение в LinkedIn. Имея это в виду, относительно безопасно приглашать LION, которого вы нашли в расширенном поиске, в свою сеть, если вы ищете, как получить больше связей LinkedIn.

    Содержание

    1. Как работает открытый сетевой игрок?
    2. Какова политика LinkedIn в отношении участников открытых сетей?
    3. Как развивалось движение участников открытых сетей
    4. Стать LinkedIn LION сегодня

    Как работает программа Open Networker?

    Понимание истории LIONs поможет вам понять, что значит быть открытым сетевиком.

    Я полагаю, что термин «ЛЕВ» был впервые придуман джентльменом, который основал сетевую группу под названием «Логово львов» в The Meta Network (ныне несуществующей), Кристианом Мейо, который сам является ведущим сетевиком и по сей день включает в себя LION как часть заголовка его профиля.

    При этом, LinkedIn не управляется никаким органом (кроме самого LinkedIn, разумеется), и поэтому, если ЛЕВ (кто-то, кто помещает ЛЕВ в своем профиле в заголовке, например) отвечает на приглашение с «IDK », они не наказываются. Ты.

    Я получил IDK от «ЛЬВОВ», которые поставили термин рядом со своим именем в заголовке. Я даже написал им определение из Википедии, что означает LION (примечание: Википедия с тех пор удалила эту страницу) и попросил их пригласить меня в свою сеть, чтобы исправить их «ошибку», но это не помогло.

    В заключение, хотя приглашение LION в вашу сеть относительно безопасно, нет никакой гарантии, что вы не будете получать IDK каждый раз, когда будете это делать. Вот почему важно просмотреть профиль и контактные данные каждого LION, чтобы подтвердить, действительно ли они приветствуют ваше приглашение или нет.

    «Отпугивает ли LinkedIn ЛЬВОВ?» это вопрос, который я получил от многих на протяжении многих лет.

    LinkedIn видимо _изначально_ не любил LION, и именно поэтому они отображают только до 500 подключений на человека, а также ограничивают количество приглашений, которые вы можете рассылать. Я считаю, что они хотели сохранить сообщество профессионалов, состоящее из высококачественных и надежных сетей без спама.

    Я думаю, что некоторые люди, которые просто хотели связаться со всеми в первые дни, или, возможно, какие-то спамеры, возможно, испортили это для других, но я не знаю. LinkedIn хочет, чтобы люди знали друг друга, когда они подключаются, и поэтому они дают вам возможность отправить, казалось бы, невинное «Я не знаю», чтобы отклонить приглашение от других пользователей.

    На протяжении многих лет LinkedIn позволяла группам LION существовать, поэтому они занимали более нейтральную позицию. Фактически, возможность поиска групп LION в разделе групп упростила присоединение к группам LION. Тем не менее, они по-прежнему налагают ограничения на тех, кто имеет большое количество подписчиков и рассылает много приглашений за короткий период времени.

    Итак, в конце концов, я бы сказал, что LinkedIn изначально не поощрял пользователей рассылать большое количество приглашений от людей, которых они не знают, но теперь они более нейтральны по отношению к ЛЬВАМ.

    Как развивалось движение Open Networker

    С тех пор, как я впервые написал пост, движение LION и LinkedIn изменились совсем немного, до такой степени, что многие интернет-маркетологи и коммерческие пользователи просто считают, что стать LION легко. способ получить адреса электронной почты, чтобы продать или включить вас в списки рассылки, на подписку на которые вы фактически не соглашались.

    Из-за этого, а также из-за других способов открытого взаимодействия в социальных сетях с другими людьми, которые развивались с годами, я больше не представляю себя как LinkedIn LION. На самом деле, я считаю, что это движение стало синонимом большого количества спама, и даже призвал положить конец движению LinkedIn LION.

    При этом, в духе открытого общения, если вы 1) персонализируете свое приглашение для меня и 2) объясните цель вашего подключения, я, скорее всего, приму ваше приглашение (нажмите здесь, чтобы открыть мой профиль).

    На самом деле это лучший способ пригласить кого-то, с кем вы не знакомы или тесно связаны.

    Поскольку быть ЛЬВОМ стало чем-то вроде кастинга спама, как упоминалось выше, вы можете отказаться от роли ЛЬВА в настоящее время.

    Все в порядке!

    Хотя статус LION когда-то считался наиболее эффективным способом общения с другими сетевыми пользователями, которые хотели улучшить свои связи честными способами, расширить число людей, с которыми вы общаетесь на сайте, можно другими способами, включая присоединение к группам, и развитие сети с людьми в ваших ближайших кругах и посредством личных встреч и групп.

    Рекрутинг из спама LinkedIn может разочаровать и фактически свести на нет ваши попытки расширить вашу сеть. Вместо того, чтобы использовать термин «ЛЕВ» в своей информации, подумайте о том, чтобы выразить свою заинтересованность в общении другим способом, например, указать, что вы открыты для обмена информацией и общения с людьми, которые находятся рядом с вами, в той же отрасли, что и вы, или через некоторые другие критерии, которые лучше всего подходят вам и вашим потребностям.

    ТЫ ЛЕВ сейчас или был когда-то? Каков ваш опыт работы с открытым сетевым движением? Пожалуйста, отзовитесь в комментариях ниже!

    Ищете дополнительные советы по LinkedIn? Ознакомьтесь с этими рекомендуемыми сообщениями:

    • 5 кратких примеров LinkedIn (и 7 советов), которые помогут вам привлечь больше лидов
    • 7 способов и 12 рекомендаций по использованию опросов LinkedIn для маркетинга (с примерами)

    Главное фото Глена Кэрри на Unsplash

    Практические советы по цифровому/контентному/влиятельному/социальному маркетингу.

    Присоединяйтесь к более чем 12 000 умных профессионалов, которые подписываются на мои регулярные обновления.

    Поделитесь с вашей сети!

    Нил Шаффер

    Нил Шаффер (Neal Schaffer) является ведущим специалистом в области оказания помощи предприятиям посредством цифровой трансформации продаж и маркетинга путем консультирования, обучения и оказания помощи крупным и малым предприятиям в разработке и реализации маркетинговой стратегии в социальных сетях, маркетинге влияния и инициативах по продажам в социальных сетях.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *