Menu
[menu_adv_rtb]
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Разное Буддийские иероглифы и их значение: Символы буддизма — основные знаки и их значение

Буддийские иероглифы и их значение: Символы буддизма — основные знаки и их значение

Символы буддизма — основные знаки и их значение

26.06.2019

114168

Своими корнями буддизм уходит в IV–VI вв. до н. э. – период, когда Сиддхартха Гаутама стал популяризировать в Индии собственную религию об испытаниях, достижении Нирваны и духовном возрождении. Сиддхартха не приветствовал использование своего образа, и для того чтобы проиллюстрировать свое учение, применял разные знаки. Существуют особые символы этой религии, которые Будда получил в дар от Бога после своего просветления. О том, что означает каждый важный символ буддизма, мы расскажем в данной статье.

Символизм буддизма и изображения Будды

Сиддхартха Гаутама выступал против того, чтобы последователи и почитатели ему поклонялись. Поэтому как его собственные образы, так и образы его учений не относятся к периоду его жизни. Однако Гаутама метафорично излагал свои мысли в проповедях и использовал определенные образы, например, когда беседовал с учениками на тему поворота колеса Дхармы.

Об основных символах буддизма и их значении стало известно уже после смерти Гаутамы. По большей части, это были образы, отражающие его философию жизни. Самые ранние священные знаки буддизма – ступа и колесо Дхармы.

По мере того, как религия распространялась и делилась на разные учения, символов буддизма становилось все больше. Эта религия понемногу заимствовала элементы культур, с которыми она соприкасалась.

Для изображения Просветленного в разные периоды по большей части применялись следующие символы буддизма:

  • Колесо с 8 спицами, или Дхармачакра. Символизирует поворот Просветленным Колеса истины и изменение судьбы.

  • Бодхи. Это дерево – символ буддизма. Считают, что Гаутама стал Просветленным сидя под ним.

  • Следы Будды. По легенде, он оставил отпечатки ступней на камне, чтобы напоминать потомкам о своем присутствии в их материальном мире.

  • Пустой Трон. Напоминает о королевском происхождении Гаутамы и несет в себе идею духовного владычества.

  • Чаша для подаяний. Знак отказа Будды от всех материальных благ. Также чаша символизирует образ жизни монаха.

  • Лев. Один из сильнейших символов. По традиции лев олицетворяет права правителя, силу и власть.

Намного позже появился символ «Глаза Будды», который сейчас часто можно встретить в Непале. Просветленный смотрит во все четыре стороны, что означает его всевидящий ум.

Читайте также: Философия буддизма и ее основные положения

8 благих символов буддизма

Одна тибетская легенда гласит, что когда Будда достиг Совершенного Пробуждения, ему преподнесли 8 благоприятных символов. Сегодня эти благие символы буддизма распространены как в Тибете, так и в странах, куда это учение пришло с севера. Истоки их уходят в древние времена, и, помимо буддизма, они также присутствуют в индуизме и джайнизме. Кроме того, их можно увидеть на стенах буддийских храмов и, конечно, в домах приверженцев учения Гаутамы.

Термином «аштамангала» (по-тибетски «Наши Тагъе») называют 8 нарисованных вместе знаков. Их изображают на стенах и дверях домов, в монастырях и храмах. Некоторые основные символы буддизма объединены в группы, но иногда встречаются и по отдельности. В первую категорию входят 8 знаков удачи. Приведем эти символы буддизма и их значение с картинками. Некоторые символы – священные знаки буддизма – трактуют по-разному.

1. Золотые рыбы (матсья).

Этот символ буддизма означает приход в Нирвану и преодоление Океана Сансары. В буддийских сурах приход в Нирвану означает то же самое, что и достижение Того Берега. Как это понимать? Для ответа на данный вопрос нужно уточнить значение противоположного понятия «Этот Берег». В буддизме это Мир Страстей, состоящий из 6 путей. Наше подсознание тесно связано с Миром Форм и напрямую относится к перерождению (Океану Сансары). Люди, плывущие по этому «океану», все время попадают в Мир Страстей. Так и происходит перерождение.

Где находится Тот Берег? Это Мир Без Форм. Человеку, имеющему мирские желания, очень сложно попасть туда. Мирские желания подобны волнам, которые мешают плыть. Если же человек победил их, то с легкостью преодолевает океан. Из этой философии родилось еще одно значение символа «Золотые рыбки», которые начали олицетворять победу над мирскими желаниями. Рыбы не боятся океана и плывут в любом направлении. А золотой цвет символизирует заслуги, обретенные благодаря духовной практике.

У вас возникнет вопрос: почему рыбок две, а не одна? Надо полагать, это подсказка, означающая, что в ходе духовной практики нужно не только учиться жить добродетельно, но и становиться мудрее.

Есть и иные интерпретации (символ буддизма «Рыба» имеет несколько значений). По мнению историков, «Золотые рыбы» олицетворяют собой две реки Индии: священный Ганг и его самый протяженный и полноводный приток – Ямуну. Так объясняли этот знак до появления буддизма. В то время эти реки символизировали левый и правый канал в эфирном теле человека. При этом в древних текстах двух «золотых рыбок» образно сравнивали с глазами Спасителя.

2. Лотос (падме).

Главный символ буддизма в Индии. Олицетворяет полное очищение тела, речи, сознания. Белый цвет – символ чистоты в буддизме, стебель – буддийские практики, возвышающие разум над земной жизнью.

Конечно же, среди знаков аштамангалы обязательно присутствует лотос. Индийский, или священный лотос, – очень популярное растение с округлыми листьями. Его заросли часто можно увидеть в водоемах Юго-Восточной Азии. В индийских храмах и странах Юго-Восточной Азии можно увидеть изображения разных божеств, восседающих на огромном лотосе. Так, лепестками этого цветка часто окружен сидящий принц Гаутама – основоположник буддийского учения.

Здесь лотос – символ (буддизм) творческой силы, точка ее зарождения. Буддийский рай нередко изображают как место, где люди восседают на цветах лотоса. Согласно одному из мифов, лотос образуется из тела бога Вишну, и его лепестки дают начало горам, рекам и долинам. В индийской мифологии бога Браму нередко изображали сидящим на лотосе. На этом цветке индийская богиня плодородия Лакшми переплывала океан.

В Японии изображение лотоса часто используют в ювелирном искусстве. Хрустальный лотос, согласно учению фэн-шуй, приносит удачу и любовь. Его прозрачные лепестки пропускают через себя всю негативную энергию ша, превращая ее в ци и равномерно распределяя по комнате. Этот цветок – символ буддизма, а потому амулет с его изображением часто хранят в домах, считая, что он приносит здоровье всем членам семьи.

3. Благой зонт (чхатра).

Считается, что этот символ веры буддизма защищает от помрачений сознания и страданий. Является знаком благих поступков, которые совершаются с целью защиты всего живого от болезней и неудач, а также ограждения трех низших и трех высших миров от печалей. Здесь можно провести аналогию с обычным зонтом, который защищает от дождя и зноя. А драгоценный зонт защищает от неудач и бед сансары.

Традиционно зонт символизирует благородное происхождение и защиту, богатство и королевскую власть. Его тень оберегает от палящих солнечных лучей, а прохлада олицетворяет защиту от мучительного жара страданий, желаний, неудач, болезней и пагубных сил.

Кроме того, зонт означает благородное происхождение и исключительное богатство, а также указывает на положение в обществе. Чем больше зонтов несет окружение, тем выше статус. По традиции 13 зонтов соответствовали королевскому статусу, а раннее буддийское учение в Индии заимствовало эту цифру как символ верховного положения Будды, которого считали «вселенским монархом» или Чакравартина. 13 колес в форме зонтов объединены в конические шпили ступ, символизирующие основные события в жизни Будды, и включают в себя его реликвии.

Зонт над головой – знак славы и уважения, и именно поэтому он стал одним из основных символов в раннем буддизме. Однажды драгоценный белый зонт Будде подарил повелитель богов Махадева, в качестве украшения на голову. Считалось, что такой зонт защищал от недугов, воздействия темных сил, страданий, глупости, гнева, гордости и зависти в этой и в последующих жизнях.

Другая версия гласит, что король Нагов подарил Просветленному зонт, инкрустированный драгоценностями с колокольчиками по краям. Зонт был изготовлен из золота, рукоятка – из сапфира, а камни по краям выделяли нектар.

На изображениях нередко можно увидеть крупный белый зонт над головой Просветленного. Позднее он преобразовался в богиню Ваджраяны Дукар. «Белый зонт» является одной из самых сложных йидамов Ваджраяны с тысячей рук, ног, голов, с «тысячей миллионов глаз».

Ее двурукую форму часто изображают как держащую белый зонт над сидящим Буддой. Традиционно зонт в буддийском учении включает в себя длинную белую или красную сандаловую рукоятку или ось, украшенную сверху маленьким золотым лотосом, вазой и драгоценным наконечником. Его остов в форме купола покрыт шелком белого или желтого цвета, а складки шелковой бахромы вместе с разноцветными шелковыми подвесками и оборками прикреплены по краям. Среди украшений для зонта также можно увидеть павлиньи перья, ожерелья из драгоценных камней и подвески из хвостов яка.

Диаметр церемониального шелкового зонта, как правило, чуть менее 1,5 м. За счет этого нести его можно на расстоянии как минимум метра над головой. Нередко можно встретить изделия квадратной и восьмиугольной формы. Большие зонты красного или желтого цвета часто подвешивают над троном главного ламы, а также над изображением центрального йидама в монастырях и храмах.

Зонт из шелка белого или желтого цвета означает духовное владычество. При этом изделие из павлиньих перьев – символ мирской власти. Купол зонта – знак мудрости, а его свисающие по краям оборки из шелка – разные проявления сострадания. Белый зонт, подаренный Будде, в большей мере означает его защиту всего живого от страхов и заблуждений.

4. Драгоценная ваза (бумпа).

Символизирует неисчерпаемое богатство, доступное в буддизме, процветание, долгую жизнь и все мирские блага.

Легенда гласит, что бог Шадана подарил Просветленному вазу как шейное украшение. Как и другие священные символы буддизма, этот предмет – знак достатка и богатства по всех сферах жизни.

Помимо всего прочего, драгоценная ваза является неиссякаемым источником изобилия, помогает исполнять желания и достигать поставленных целей. Эти силы помогают и в реализации духовного намерения покинуть бесконечный цикл перерождений и прийти в Нирвану.

По традиции вазу изображают в форме золотого кувшина для воды с украшениями:

  • крышкой, инкрустированной драгоценностями;

  • лепестками лотоса, которые опоясывают сосуд в разных частях;

  • россыпью драгоценностей по всей вазе;

  • широкой шелковой лентой, обвязывающей горлышко.

Драгоценную вазу часто используют в буддийских ритуалах. Этот сосуд считают неиссякаемым, поскольку дары в нем никогда не заканчиваются. Что в нем находится? Есть несколько предположений на этот счет. Согласно одному из них, в вазе – сладкий нектар, отведав который, каждый может обрести бессмертие. Другая версия гласит, что сосуд содержит в себе нескончаемый источник драгоценностей.

Надо понимать, что драгоценности в понимании буддистов – это, в первую очередь, божественное просветление и мудрость. А напиток бессмертия, по их мнению – ясное и непрерывное сознание, благодаря которому можно познать легкость бытия и взять этот опыт с собой в последующую жизнь после реинкарнации. Следовательно, каждый буддист должен не только совершать благие дела, но и укреплять терпение и стойко переносить возвращающуюся негативную карму за прошлые грехи.

Согласно некоторым толкованиям, горлышко сосуда запечатано корнями дерева желаний. Такую вазу, наполненную драгоценностями и запечатанную корнями, размещали (или закапывали) в священных землях, местах поклонения, водоемах и тропах в горах. При этом, размещенная на горных тропах, она умиротворяла духов, которые там присутствовали.

5. Раковина (шанкха).

Как и прочие буддийские знаки, у нее есть своя интерпретация. Белая раковина со спиралью, закрученной вправо, символизирует просветление Будды. Кроме того, это благая весть всему живому о возможности достичь просветления.

В древние времена раковина представляла собой музыкальный духовой инструмент. Поэтому нет ничего удивительного в том, что она символизировала звук, который распространялся повсеместно. Так же и буддийское учение передается по всем направлениям с призывом всему живому проснуться от сна неведения.

В природе, как правило, встречаются раковины с закрученной влево спиралью. Раковины, спираль которых закручена вправо, – явление редкое. Именно их люди воспринимали как священные знаки. По направлению их спирали связывали движение небесных светил: звезд, планет, включая солнце и луну.

6. Бесконечный узел (шриватса).

Иначе этот символ буддизма называют тибетским узлом. Символ узла изображен как бесконечная переплетенная лента, изогнутая под прямыми углами. Сегодня можно встретить китайские сувениры с очень искусно переплетенными шнурами, похожими на «бесконечный узел».

Считается, что прототип узла – древний знак в виде клубка с переплетенными змеями, ассоциирующимися с энергией кундалини и ее движением по правым и левым каналам тела человека. В традиционных индийской, китайской, тибетской и монгольской культурах у «бесконечного узла» своя трактовка, в соответствии с которой это символ бесконечности. Буддизм рассматривает узел как бесконечный жизненный круговорот и сложную связь противоположных начал, а также мудрость Будды, неотделимую от его сострадания. Существуют и другие интерпретации, связанные с течением жизни и сложными духовными исканиями.

7. Колесо дхармы (Дхармачакра).

После достижения Будды просветления, Брахма передал ему колесо дхармы и попросил обучать других этой религии. На флаге Индии изображено колесо. Такие же колеса, с 6–8 спицами есть в старинных индийских храмах. Как символ буддизма Колесо Сансары означает непрерывный круговорот: рождения и смерти, в котором душа ищет пути обретения свободы.

Слово «дхарма» произошло от санскритского dhar («поддерживать»). В широком понимании означает религию, помогающую действовать правильно, по нормам морали.

Колесо состоит из трех частей: ступицы, обода, спиц. Эти буддийские знаки символизируют ключевые положения этой веры. Ступица – символ веры буддизма, означающий моральную дисциплину и стабилизирующий состояние ума. Обод – концентрация, за счет которой движется колесо. А 8 спиц означают мудрость и благой восьмеричный путь Будды.

Это элементы пути, по которым нужно идти для избавления от переживаний и обретения душевного покоя:

  • правильное мышление;

  • правильное воззрение;

  • правильное поведение;

  • правильная речь;

  • правильный образ жизни;

  • правильное осознание;

  • правильное усилие;

  • правильное созерцание.

Человек, желающий достичь такого состояния, должен научиться мыслить иначе, изменить свои цели, поведение и жить по-другому. Когда он сможет концентрироваться, изменит свое мышление и научится правильно излагать мысли, то освободится и избавится от кармы – груза неправильных поступков, совершенных его предками.

В индийской иконографии в форме круга, напоминающего колесо, изображают и бхавачакра. Этот знак связан и с дхармачакрой – все тем же непрерывным колесом жизни. Сувенир в виде такого колеса говорит о намерении улучшить жизнь, наполнить ее светом и духовностью. Это пожелание избавиться от негативных мыслей и стать свободнее духовно.

8. Знамя победы (дхвая).

Символизирует победу буддийского учения над смертью, невежеством, дисбалансом и всем негативом земной жизни. На крышах монастырей в Тибете часто устанавливают флаги всех размеров и модификаций. Также такой стяг находится на вершине горы Меру (Сумеру).

Победный флаг Просветленному преподнес бог Кришна в качестве телесного украшения в форме цилиндрической многоярусной фигуры.

Флаг означает победу над врагами и преградами, над демонами, марой и приверженцами ложного мировоззрения.

Дхвая (дхваджа) – это санскритское слово, означающее эмблему, знамя. Изначально являлось боевым флагом в древнеиндийском воинском искусстве. Он служил украшением задней части колесницы великого война. Устанавливали его позади королевского зонта.

Каждый флаг был украшен определенной эмблемой короля или воина. На колеснице Кришны, к примеру, присутствовал флаг с гарудой, а Арджуны – флаг с обезьяной. Но чаще всего дхваджа выступала в качестве эмблемы Шивы, великого бога смерти и разрушения, на стяге которого был изображен трезубец. Данный трезубец был символом победы Шивы над тремя мирами или «тремя городами» на земле, под землей и на небе.

В воинском искусстве Индии армейский стяг нередко принимал страшные формы, чтобы пугать противника. Он мог быть изображен в виде, к примеру, головы, насаженной на кол, или содранной с противника или жертвы кожи. Нередко использовались головы и шкуры диких и опасных зверей, таких, как тигр, волк, бык, крокодил. Кроме того, на стяг помещали крупные изображения других страшных животных или насекомых: гаруды, ворона, змеи, скорпиона.

Остов дхваи выполнен из драгоценных камней. На верхушке красуются месяц и солнце, а свисающий тройной флаг – из трех видов шелка разного цвета. Украшают его «три победоносных гармоничных существа».

В соответствии с тибетской традицией, 11 вариантов флага соответствуют 11 определенным способам преодоления завес. Множество вариаций знамени можно увидеть на крышах монастырей и храмов: четыре флага, как правило, расположены в углах крыши и означают победу Просветленного над четырьмя марами.

Самый традиционный вид флага – это цилиндрический стяг на длинном деревянном столбе. Верхушка знамени – повторение формы маленького белого зонта, а сверху расположена драгоценность исполнения желаний. Это знамя в виде купола щедро окантовано золотой крестовиной с хвостами макары на концах, с которых волнами свисает желтый или белый шелковый шарф.

Основание флага в форме цилиндра задрапировано несколькими вертикальными слоями шелковых складок разных цветов и подвесками из драгоценных камней. Кроме того, нижнюю часть украшает волнистый шелковый фартук с развевающимися лентами. Верхнюю нередко декорирует обод из тигровой шкуры, что символизирует победу Будды над злом и агрессией.

У многих буддийских фигур в руках расположено знамя победы, означающее силу и богатство. Среди таких фигур – к примеру, Вайшравана, великий Король и защитник Севера.

Кроме того, в буддийской религии присутствуют 8 драгоценных элементов, которые приносят удачу. Как правило, их соотносят с элементами Благородного Восьмеричного Пути:

  1. Зеркало, преподнесенное Будде богиней формы, для удачного преодоления преград и получения удовольствия от учений Дхармы. Это символ правильного размышления, раскрывающего главный смысл, подобно зеркалу, которое отражает различные формы.

  2. Гхиванг – медицинский камень, также подаренный Просветленному. Это желудочный камень волшебного слона, имеющий большую целительную силу и призванный облегчить страдания всего живого. Является символом хорошей памяти, защиты ума и устранения страстей, злости и невежества.

  3. Простокваша, которую Просветленному преподнесла деревенская девушка Суджата, для поддержания его тела на пути в Нирвану. Знак правильного образа жизни и удовлетворенности любым имуществом, нажитым праведным путем.

  4. Трава куша, подаренная Будде на долгую жизнь и сохранение здравого рассудка. Знак правильного усилия, необходимого для стремительного достижения Нирваны.

  5. Древесное яблоко билва, которое Просветленному подарил бог Брахма на исполнение всех желаний. Символ правильного поведения для культивации добродетели и борьбы с порочным образом жизни.

  6. Раковина, поднесенная Будде богом Индрой, для успешного распространения учения Дхармы. Знак правильной речи, излагающей учение без усилий, подобно звуку, который издает раковина.

  7. Красный порошок синдхура. Чаще всего – символ власти. Его Будда получил от святого аскета для превосходства над всем миром. Знак правильного созерцания, помогающий достичь всеведения и всемогущества.

  8. Белые горчичные зерна, полученные Буддой от Ваджрапани. Символ успешной борьбы с препятствиями и правильного воззрения, разрушающего любые преграды.

Читайте также: Истины буддизма

Другие символы буддизма и подношения

В буддизме, помимо 8 благоприятных символов и драгоценных предметов, есть и другие знаки:

  • Триратна. Ядро буддийского учения, включающее в себя три столпа – Будду, Дхарму (его учения) и Сангхи (монахов и монахинь), тесно связанные друг с другом. Трирату изображают в виде трех драгоценных камней.

Триратна значит, что без исторического Будды Шакьямуни не существовали бы Дхарма и Сангхи. Не будь у него своего духовного учения, Просветленный не стал бы великим, не сформировалась бы буддийская религия. Без Сангхи эту традицию не передавали бы через столетия.

  • Ом. Священный звук, корни которого уходят в индуизм. Символ ом в буддизме – знак единства всего в мире, в том числе, земли, небес и подземной жизни. Согласно другой теории, это представление трех богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы. Ом – это одна из самых сильных мантр, которую воспевают в течение вот уже многих тысячелетий.

  • Свастика означает следы духовного правителя. Также это символ солнца в буддизме. Нередко ее используют, чтобы обозначать начало текстов. В современном буддийском учении на Тибете этот солнечный круг используют в качестве украшения для одежды. По мере того, как распространялась религия и ключевые символы буддизма, свастика стала элементом китайской и японской иконографии, в которой использовали знак плюрализма, изобилия, процветания и долгих лет жизни.

  • Цикличная система существования – это еще один символ буддизма, Колесо Сансары. Возникла в Индии задолго до появления Будды. Ее изображали как круг, поделенный на 6 секторов-царств с множеством подразделений в каждом.

Несмотря на то, что последователи Дхармы могут следить за существованием людей и смотреть, как они идут на поводу своих чувств, сами они не хотят жить в этом мире, поскольку понимают связанное с ним рабство. Они хотят прекратить цикл перерождений, покинуть Колесо Сансары, помочь другим достичь Нирваны и проникнуться природой Будды.

В художественной интерпретации в этом круге Небеса располагаются наверху, окруженные Асурами с одной стороны и Царством людей с другой. Внизу находятся два ада, один из которых населен призраками, другой – животными.

Есть также священные символы буддизма, при помощи которых в этом учении делают подношения.

Совершение подношений – частое явление в странах Востока. На Тибете символ пожертвований – маленькие чаши с водой, цветами, ладаном, свечами, едой и благовониями. Связан такой формат с древней традицией приема важных гостей.

Кратко расскажем об основных дарах:

  • Вода для очищения рта или лица – символ всех благоприятных причин и условий, которые ведут к благоприятным результатам.

  • Вода для омовения ног, в которую добавляют ладан или сандаловое масло, – очищает, избавляет от плохой кармы и печали.

  • Цветы – означают щедрость и открытое сердце.

  • Благовония – символ концентрации и дисциплины, настойчивости или радостного усилия. Выступают в качестве посредников в общении человека и Будды и помогают приблизиться к просветлению.

  • Свет – символизирует ясность и стабильность, а также красоту, рассеивающую невежество.

  • Пища с множеством различных вкусов – это самадхи, нектар или амброзия, которая «напитывает» ум.

  • Музыкальные инструменты – имеют природу мудрости, благоприятную для слуха Будды, Бодхисаттвы и всех просветленных существ. У всех явлений – характер взаимозависимости причин и условий, однако звук понять проще всего.

Читайте также: Тибетские поющие чаши и их позитивное воздействие на человека

Где найти символы буддизма

Учение о чакрах, медитация, фен шуй, Книга Перемен — каких только чудес и драгоценных знаний не подарил нам Восток! Если вы тоже, как и мы в «Ведьмином Счастье», очарованы восточными традициями, загляните к нам в каталог.

Мы собрали для вас оригинальные восточные благовония, книги о прорицании и духовных учениях Востока, инструменты для медитации, восточные символы, приносящие удачу. Словом, в «Ведьмином Счастье» есть всё, что может понадобиться упорному искателю, планирующему погружение в тайны восточной мистики и духовности.

Не нашли, что искали? Пишите на [email protected] или звоните по тел. 8-800-333-04-69. А еще мы всегда на связи в Telegram и VK.

«Ведьмино Счастье» — магия начинается здесь.


КУПИТЬ ТИБЕТСКИЕ БЛАГОВОНИЯ

Автор: Редакция сайта «Ведьмино счастье»

ПоделитьсяПоделитьсяПодписаться на обновления

26.06.2019

114168

Символы буддизма и их значение

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Без сомнения, символы играют важную роль в нашей жизни. Мы пользуемся ими в повседневной жизни, порой уже не замечая этого. Зеленый свет для перехода через дорогу, поднятый вверх большой палец в качестве одобрения, сердечко в конце любовного послания.

Символы издревле делают жизнь человека более значимой. Поэтому они стали неотъемлемой частью всех религий. Подобно другим основным верованиям, у буддизма тоже свои символы, тесно связанные между собой. В этой статье мы кратко изучим значение и важность некоторых из них.

Содержание:

Изображения Будды

Восемь благих символов

Другие символы

Подношения

Заключение

Изображения Будды

Сиддхартха Гаутама не поощрял поклонение или почитание от своих последователей, и образы как его самого, так и его учений не относятся ко времени его жизни. Однако просветлённый использовал метафоры и образы в своих проповедях, например, беседуя с учениками о повороте колеса Дхармы.

Основные символы буддизма и их значение стали известны уже после смерти Просветлённого, и в основном представляли собой образы, отображающие его учения. Самыми ранними священными знаками были ступа и колесо Дхармы.

Символизм буддизма расширялся по мере его распространения и деления на разные традиции. Его обогащали культуры, с которыми религия вступала в контакт.

 

Для изображения Будды на ранних этапах в основном использовались следующие символы:

  • Колесо с восемью спицами. Другое название – Дхармачакра. Означает поворот Буддой Колеса истины и изменение хода судьбы.
  • Дерево Бодхи. Считается, что именно под ним Гаутама достиг просветления.
  • Следы Будды. Согласно легенде, правитель духовного мира оставил отпечатки своих стоп на камне, что напоминало бы о его присутствии на Земле.
  • Пустой Трон. Отсылка к королевскому происхождению Сиддхартхи Гаутамы и идея духовного царствования.
  • Чаша для подаяний. Символизирует отказ Просветлённого от всех материальных ценностей. Кроме того, чаша указывает на образ жизни монаха.
  • Лев. Один из самых мощных символов. Традиционно лев ассоциируется с королевскими правами, силой и властью.

Гораздо позже появилось изображение глаз Будды (чаще всего на ступах), которое часто встречается в Непале. Очи смотрят во всех четырех направлениях, олицетворяя всеведущий разум духовного правителя.

Восемь благих символов

Этот комплекс очень популярен на Тибете, и известен на санскрите как «Аштамангала». Его также знают последователи Буддизма во всем мире. В него включают следующие символы:

  • Зонтик (чхатра) олицетворяет понятия богатства или королевской власти. Также символизирует защиту от вреда (солнца), такого как болезнь, препятствия, и удовольствие от пребывания в прохладной тени.
  • Золотые рыбки (матсья) изначально символизировали реки Ганг и Ямуна, но стали представлять собой удачу в целом. К тому же, олицетворяют собой живых существ, практикующих дхарму, не боящихся утонуть в океане страданий, свободно перемещающихся, то есть меняющих свою судьбу.
  • Ваза с сокровищами (бумпа) является воплощением неисчерпаемого богатства, доступного в буддийских учениях, долгой жизни, процветания и всех преимуществ этого мира.
  • Лотос (падма) – главный символ в Индии и Буддизме. Относится к полному очищению тела, речи и ума. Белый цвет означает чистоту, стебель – практику буддийских учений, которые поднимают разум над земным существованием.
  • Раковина (шанкха) символизирует глубокий, далеко идущий и мелодичный звук учения, доходящий до всех учеников, пробуждающий от невежества, помогающий достичь благополучия.
  • Бесконечный узел (шриватса) – это геометрическая диаграмма, воплощающая природу реальности, где все взаимосвязано и существует только как часть кармы. Также олицетворяет мудрость Будды, ее союз с состраданием, иллюзорный характер времени и долгую жизнь.
  • Знамя (дхвая) ассоциируется с победой учения Будды над смертью, невежеством, дисгармонией и всеми негативными аспектами этого мира. Крыши тибетских монастырей часто украшают флаги разных форм и размеров.
  • Колесо Дхармы (Дхармачакра). Когда Сидхарта Гаутама достиг просветления, Брахма передал его ему и попросил Будду учить других.

Другие символы

Триратна – это ядро Буддизма, состоящее из трех столпов Будды, Дхармы (его учения) и Сангхи (монахов и монахинь). Тесно взаимосвязаны между собой. Триратна изображается как три драгоценных камня.

Триратна означает, что без исторического Будды Шакьямуни не было бы Дхармы и Сангхи. Без своего учения Гаутама не имел бы большого значения, не существовало бы духовного сообщества. Без Сангхи эта традиция никогда бы не передавалась через века. 

Ом – священный звук, духовный знак, уходящий корнями в индуизм. Олицетворяет собой единство всего творения, включая небеса, землю и подземный мир. По другой теории, это представление трех индуистских богов, Брахмы, Вишну и Шивы. Ом считается одной из самых мощных мантр, ритуал воспевания которой известен на протяжении тысячелетий.

Свастика в буддийской традиции символизирует следы духовного правителя и часто используется для обозначения начала текстов. В современном тибетском буддизме этот круг солнца используется как украшение для одежды. С распространением буддизма свастика перешла в иконографию Китая и Японии, где использовался знак плюрализма, изобилия, процветания и долгой жизни.

Система цикла существования или Колесо сансары появилась в Индии задолго до Будды. Изображалась как круг, разделенный на 6 секторов-царств, у каждого из которых множество подразделений.

Хотя практики Дхармы могут наблюдать, как люди живут и наслаждаются возбуждением всех чувств, они сами не жаждут этого мира, осознавая связанное с ним рабство. Они стремятся прекратить цикл перерождений, выйти из Колеса сансары, освободиться от страданий, привести других к Нирване и проникнуть в природу Будды.

В художественном изображении в этом круге Небеса помещаются сверху, в окружении Асуров с одной стороны и Царства людей – с другой. В нижней части располагаются два ада – в одном Призраки, в другом – Животные.

Подношения

Совершать подношения – распространенная практика на Востоке. На Тибете их символизируют маленькие чаши, наполненные водой, цветами, ладаном, свечами, благовониями и пищей. Это связано с древней традицией приёма дорогих гостей. Дары бывают следующими:

  • Вода, чтобы очистить рот или лицо. Это означает все благоприятные причины и условия, которые приносят положительные эффекты.
  • Вода для омовения ног. Ее смешивают с ладаном или маслом сандалового дерева. Символический смысл – очищение, избавление от негативной кармы и омрачения.
  • Цветы. Олицетворения щедрости и открытого сердца.
  • Благовония символизируют дисциплину и сосредоточение. Являются посредником в общении человека с Буддой. Также означают настойчивость или радостное усилие. Благодаря этому качеству человек приближается к просветлению.
  • Свет – символ стабильности и ясности, красоты, которая рассеивает невежество.
  • Пища, которая имеет множество разных вкусов, означает самадхи, нектар или амброзию, которая «накормит» ум.
  • Музыкальные инструменты. Их природа – это мудрость, благодатная для ушей Будд, Бодхисаттв и всех просветленных существ. Все явления имеют характер взаимозависимости, причин и условий, но звук особенно прост для понимания.

Заключение

Уважаемые читатели, хотя в этом материале представлена лишь малая доля сведений о символах Буддизма, вы наверняка узнали что-то новое. Не забудьте поделиться этим в соцсетях. Давайте соблюдать добрую традицию передачи знаний вместе!

Также подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи про буддизм и культуру восточных стран себе на почту!

До новых встреч!

Буддизм в Древнем Египте и Мероэ – верования, раскрытые в древних письменах

Существовал ли буддизм в Верхнем Египте и Нижней Мероитской империи? Похоже, что да. Именно в Мемфисе английский египтолог и археолог У. М. Флиндерс Петри обнаружил свидетельства существования буддийской колонии.

Портрет сэра Уильяма Мэтью Флиндерса Петри, 1903 г. ( Public Domain ) ). Он написал:

«справа вверху — тибетская монголка, внизу — арийка из Пенджаба, а внизу — сидящая фигура в индийской позе с шарфом на левом плече. Это первые остатки Индейцы известны на Средиземноморье До сих пор не было никаких материальных свидетельств той связи, о существовании которой заявляют, ни посольствами из Египта и Сирии в Индию, ни великой буддийской миссией, посланной Ашокой далеко на запад, в Грецию и Кирену. Кажется, теперь мы коснулись индейской колонии в Мемфисе, и мы можем надеяться пролить больше света на эту связь, которая, по-видимому, имела столь важное значение для западной мысли»9.0003

Если датировка Петри верна, это помещает буддистов в Египет за двести лет до того, как Ашока послал буддийских миссионеров в Египет.

Рельеф I века до н. э. из Амаравати, Андхра-Прадеш (Индия). Фигура в центре может представлять Ашоку. ( CC BY-SA 3.0)

Ашока был королем Индии, поклонявшимся буддизму. Ашока разослал указы по всей своей империи, призывающие людей принять буддизм как образ жизни, написанные на разных языках.

Надпись на скале Ашоки

Ашока построил храм в Сарнатхе, который называется Львиная столица Ашоки. В буддизме львы представляют бодхисаттв, «сыновей Будды». бодхисаттв — это существа, достигшие высокой степени духовного развития.

Львы Ашоки в Сарнатхе, 1911 год. ( CC BY 2.0 )

В Филострат: Жизнь Аполлония Тианского разъясняется, что Гимнософист жил в Верхнем Египте и Меройской империи. Гимнософисты были буддистами. Исторические свидетельства ясно показывают, что, вероятно, было две миграции буддийских гимнософов в Египет и Мероитскую империю.

Ашока был сторонником буддизма. Захариас П. Танди в «Будда и Христос » поясняет, что указы Ашоки (около 274–236 гг. до н. э.) указывают на то, что этот правитель отправлял миссионеров в Египет для проповеди буддийской Дхармы.

Главный скальный указ Ашоки в Джунагадхе содержит надписи Ашоки (четырнадцать указов Ашоки), Рудрадаманы I и Скандагупты. ( CC BY-SA 3.0 )

Двуязычная надпись (греческий и арамейский) царя Ашоки из Кандагара. ( Public Domain )

Танди утверждает, что существуют археологические свидетельства существования сообщества индийских мудрецов, живших в Мемфисе еще в 200 г. до н.э. Мы знаем, что потомки этих миссионеров все еще находились в Египте более двухсот лет спустя, потому что их посетил Аполлоний Тианский.

  • Ашока Великий: от жестокого царя до благожелательного буддиста
  • Нубия и могущественное королевство Куш его указы. Буддисты также использовали эту систему письма для записи своих писаний. Это означает, что гимнософы имели давнюю традицию использования Харости для передачи своих идей. Гимнософисты, вероятно, пользовались большим уважением среди мероитов, а некоторые мероиты, вероятно, знали буддийские учения и были грамотными.

    Появление Blemmyae

    Некоторые мероиты, возможно, играли важную роль в буддизме, поскольку Blemmyae, видная группа в мероитском Судане, упоминается в палийском тексте Типитака.

    Доктор Дерретт писал, что в раннем палийском тексте «у нас есть Блеммья (африканец) в первых рядах буддийских текстов очень почтенного возраста. Буддийский текст, в котором упоминаются Блеммии, очень стар. Виная Питака датируется четвертым веком до нашей эры.

    Если Блеммия упоминается в буддийских текстах, мы можем быть уверены, что мероиты (древнее царство Куш) не были в неведении о Харости. Это объясняет, почему многие меройские символы согласуются с харости. Они согласны, потому что некоторые мероиты, вероятно, уже были грамотными в Харости из-за влияния буддизма в Мероитской империи.

    Кажется, через много лет после того, как Ашока отправил миссионеров в Египет, произошла вторая миграция буддистов в Мероитскую империю. Эти мигранты прибыли в Мероитскую империю после того, как их король был убит.

    Гимнософы распространяют буддизм в долине Нила

    Флавий Филострат, автор Vita Apollonii , Vol.1, утверждал, что гимнософы Мероэ родом из Индии. Тот факт, что кушаны раньше правили Индией примерно в то время, когда меройская письменность была введена в кушитскую цивилизацию, привел к гипотезе о том, что предками гимнософистов могли быть кушанские философы. Исторические свидетельства того, что кушаны правили Индией, сделали классические ссылки на индейцев, гимнософистов в Мероэ, важным источником для построения альтернативных теорий о возможном местонахождении родственного меройскому языку.

    Есть внешнее свидетельство, подтверждающее мою теорию о том, что гимнософы распространили буддизм в долине Нила, а мероиты приняли Хрости в качестве образца для меройского письма. Теория объясняет наблюдаемые явления и обладает предсказательной силой. Я предположил, что это связано с утверждениями классических писателей о том, что некоторые мероиты пришли из Индии. Согласно Филострату Житие Аполлония Тианского , индийскими мероитами прежде руководил царь Ганга, который «отбил скифов, вторгшихся в эту землю [Индию из] через Кавказ». Филострат также дал понять, что индейцы Мероэ пришли в эту страну после того, как их царь был убит.

    • Скрытые верования, покрываемые церковью? Воскресение и реинкарнация в раннем христианстве
    • Катманду: как религия и торговля проникли в древнюю заполненную водой долину
    • Какое отношение Александр Македонский имеет к буддийским образам?

    Наличие этой традиции об индийском царе индейцев-мероитов, завоевавшем скифов, предсказывает, что индийская литература должна зафиксировать этот исторический эпизод. Это предсказание подтверждается джайнским текстом под названием «9». 0007 Kalakeharya-Kathanaka, , в котором сообщается, что, когда скифы вторглись в малва, царь малва по имени Викрамадитья победил скифов. Этот царь Викрамадитья может быть Гангом, упомянутым в Жизни Аполлония . Подтверждение истории Ганга поддерживает свидетельства классической литературы о том, что существовали индианизированные мероиты, которые могли познакомить мероитов с тохарским торговым языком.

    Деревянная табличка с надписями на тохарском языке. Куча, Китай, V–VIII вв. ( Общественное достояние )

    Помимо классического упоминания об индейцах, поселившихся в Мероэ, и указе Ашоки об отправке миссионеров в Египет, у нас также есть множество кушанских монет, которые были найдены на полу пещеры в настоящее время. Монастырь-блеск в Дебра-Демо в современной Эфиопии в 1940 году. Кушаны были буддистами, жившими в Средней Азии и Индии.

    В Мероэ, пирамиды кушитских правителей. ( CC BY-SA 1.0 )

    Если в Верхнем Египте и Мероитском Судане существовали общины гимнософов, то должны быть свидетельства буддийского влияния в регионе.

    Мероитский львиноголовый бог

    Важным свидетельством буддизма в древнем Мероэ или Куше является мероитская иконография и мероитское письмо.

    Большая часть буддийского влияния связана с меройским богом Апедемаком. Апедемак был богом-львом мероитов, которому поклонялись многие.

    Бог с головой льва Апедемак. На обороте написано имя царя Тантамани мероитским письмом. Около 100 г. до н.э., песчаник. ( CC BY-SA 2.0 fr )

    Мероитские храмы, посвященные Апедемеку, были найдены в Мероэ, Мусавварат-эс-Суфра и Нака. В храме Нака мы видим ряд примеров буддийского влияния. Здесь Апедемак изображался в виде трехголового львиного бога с четырьмя руками и в виде змеи, выходящей из лотоса с львиной головой.

    Апедемак изображен в виде трехголового львиного бога с четырьмя руками. (Общественное достояние)

    Апедемак изображен в виде змеи, выходящей из лотоса с головой льва. (Общественное достояние)

    В Индии гимнософы использовали для написания своих писаний тохарский и кхаростиский шрифты. Отсюда становится ясно, что тохарский и харостский языки были важным средством общения для этого мероитского населения. Таким образом, тохарский язык, вероятно, был основным языком в мероитском Судане.

    Тохарский язык написан письмом кхарости. Этот сценарий использовался для написания буддийского текста Гандхарара. По словам Гласса, письмо кхарости кажется полностью развитым в ашокских надписях Шахбазгархи и Мансехры. Эти надписи датируются третьим веком до нашей эры. Его продолжали использовать в Гандхаре, Кушане и Согдиане.

    Гласс свидетельствует о том, что письменность кхарости восходит к первым надписям брахми в Индии. Тот факт, что письменность использовалась Ашокой в ​​Индии для составления наскальных указов, показывает, что Хасроти использовался задолго до того, как в Куше появилось мероитское письмо.

    Письмо мероитов напоминает многие знаки кхаорсти. Некоторые исследователи утверждают, что мероиты не переняли систему письма кушанского / тохарского народа, которой была харости. Хотя это их мнение, сравнение символов мероитов и харости показывает, что обе системы письма имеют много родственных знаков.

    Обин сравнил мероитский и кхаротский языки и обнаружил, что 34 из 42 знаков, или 81 процент, совпали.

    Обин (2003) Сравнение меройтских и хароститских знаков

    Поскольку тохарский язык был написан на харости, знание между харости и меройтом весьма интересно и показывает некоторую связь между этими письмами. Это также предлагает дополнительную поддержку тохарскому происхождению мероитского письма, учитывая аналогию между знаками.

    Не будем забывать, что Уэлсби в книге Королевство Куш отмечает, что «только четыре из [мероитских] букв напоминают эквивалентные египетские демотические знаки». Но, как вы можете видеть из вышеизложенного, существует более четырех знаков кхарости, которые соответствуют мероитскому, и еще больше этих знаков соответствуют кхарости.

    Внешний вид храма, изображающий Апедемака в виде змеи, выходящей из лотоса с головой льва. (Общественное достояние)

    История языка

    Кроме того, помимо гимнософских/буддийских общин в Верхнем Египте и Куше/Мероэ в Египте жили и другие индийцы. Например, в Кусейр аль-Кадиме проживала большая индийскоязычная община. Эти индейцы были в Египте и писали сообщения на своем родном языке примерно в то время, когда мы наблюдаем переход от египетских иероглифов к системе письма мероитов. Все это поддерживало классические традиции мероитов, говорящие о знании кушан/индейцев среди мероитов.

    Свидетельство того, что классические ссылки на индийско-мероитского царя, победившего скифов, подтверждаются индийской литературой, обеспечивает внешнее подтверждение традиции, что некоторые из мероитов были индийского происхождения.

    Присутствие индийских торговцев и поселенцев в Мероэ (и Египте) делает почти невозможным отрицание возможности того, что индийцы, знакомые с тохарским торговым языком, не представили эту письменность мероитам, которым нужен был нейтральный язык для унификации разнообразные этнические группы, составлявшие мероитское государство. Что касается истории языковых изменений и двуязычия, было бы ошибкой полагать, что лингвистический перенос должен был иметь место, чтобы мероиты использовали тохарский язык, когда этого не произошло, когда мероиты писали египетскими иероглифами.

    Очевидно, что в Мероитской империи или Куше поклонялись буддизму. Это подтверждается 1) присутствием кушитов в Африке и Азии; 2) Ашока отправил в Египет множество буддийских миссионеров, которые написали свои писания на харости и тохарском языке; 3) блеммия — уроженец Меройской империи, упоминается в многочисленных буддийских палийских текстах; 4) присутствие в Индии кушанских мудрецов, которые, возможно, мигрировали в Мероэ; 5) наличие буддийской колонии в Мемфисе, Египет, 6) буддийская иконография в храме Нака в Апедемеке и 7) классические ссылки на буддистов в Египте и Меройской империи доказывают, что буддизм практиковался в Египте и Куше.

    Исторические свидетельства ясно показывают, что мероиты, вероятно, не были чужды письменности кхарости, поскольку гимнософы жили в Верхнем Египте и меройских империях за сотни лет до того, как мероиты изобрели меройское письмо.

    Верхнее изображение: Производный; Пирамида Хеопса за Хефреном, Гиза, Египет ( CC BY 2.0 ), надпись из Кандагара ( Public Domain ) и Будда ( CC по 2,0 )

    от доктора Клайда Уинтерса

    Обновлен 15 декабря 2021 года. 71: стр. 129-130.

    JDM Derrett, (2002) A Blemmya in India, Numen 49:460-474

    FC Конибер, Филострат: Жизнь Аполлония Тианского (стр. 45), 1950.

    Х. Кульке и Д. Ротермунд, История Индии (Лондон, Рутледж: 1990, стр. 73.

    Гласс, А. (2000). Предварительное исследование палеографии рукописей Харости , (магистерская диссертация.

    Вашингтонский университет) стр. 20-21

    Обин , P. (2003). Доказательства раннего нубийского диалекта в мероитских надписях: фонологические и эпиграфические соображения. Мероитский информационный бюллетень , стр. 16-39. , Журнал Американского восточного общества , (1991) стр. 731-736; и Р. Саломон, Приложения, Журнал Американского восточного общества , (1993) стр.593.

    Клайд Уинтерс, Мероитское письмо и литература. Createspace, 2013.

    Египетские символы и значения | Полное руководство | Bastet Travel

    Древнеегипетские символы представляли собой слияние их идей и их существования, которое приняло форму того, чего желали древние египтяне , которые были очень творческими и организованными, поскольку каждый символ имел свою форму и значение, исходящее из их собственных жизни. Каждый символ играл определенную роль в их жизни и часто был связан с такими идеями, как жизнь, смерть, рождение, возрождение, сила, любовь, защита, исцеление, слабость, ненависть и многое другое. Эти древнеегипетские символы сыграли жизненно важную роль в передаче культуры от одного поколения к другому, поскольку они были написаны на стенах храмов и обелисках и использовались в магических и религиозных ритуалах как для живых, так и для мертвых. Египетские символы изображались в виде иероглифов и трактовались как «Слова богов», которые использовались для документирования наиболее важных событий в истории Древнего Египта.

    Религия в Древнем Египте была полностью интегрирована в повседневную жизнь людей. Боги присутствовали при рождении, на протяжении всей жизни, при переходе от земной жизни к вечной, и продолжали свою заботу о душе в загробном мире Тростникового поля. Духовный мир всегда присутствовал в физическом мире, и это понимание символизировалось через образы в искусстве, архитектуре, в амулетах, скульптурах и предметах, используемых знатью и духовенством при исполнении своих обязанностей.

    Символы в в значительной степени неграмотном обществе служат жизненно важной цели передачи наиболее важных ценностей культуры людям из поколения в поколение, и так было в Древнем Египте. Крестьянин-фермер не был бы в состоянии читать литературу, поэзию или гимны, рассказывающие истории о его богах, царях и истории, но мог бы смотреть на обелиск или барельеф на стене храма и читать их там через используемые символы. .

    Египетская мифология включает в себя замечательные истории, которые вы можете открыть для себя, вы можете купить и увидеть эти памятные символы, заказав незабываемые пакеты туров по Египту или наслаждаясь невероятным круизом по реке Нил, чтобы увидеть величественные храмы египетских фараонов и исследовать мифы о богах и богинях.

    Каждый из древнеегипетских символов был отражением силы и мудрости богов, играл определенную роль в их жизни и часто был связан с такими идеями, как Жизнь, Смерть, Рождение, Возрождение, Истина, Вера, Плодородие, Символы Власти, Богатства, Удачи, Фараонов были многочисленны в жизни древних египтян и различались по своим символам, ритуалам и использованию. Кроме того, необходимо было рассмотреть творчество египтян в изготовлении и символах, а также полагаться на них в различных аспектах своей жизни и сферах, будь то социальные, религиозные, культурные или развлекательные, и поскольку эти символы имеют важное значение в истории фараонов.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *