Menu
vitalyatattoo.ru — Студия художественной татуировки и пирсинга ArtinMotion Разное Славяне надпись: 17. Древние славянские надписи.

Славяне надпись: 17. Древние славянские надписи.

Содержание

17. Древние славянские надписи.

Старейшими славянскими датированными текстами являются надписи (граффити) на могильных плитах, стенах и т.д., выполненные кириллическими буквами. Добруджанская надпись – надпись на камне, 4 строки, древнейшая (943й год). Надгробие ц.Самуила – 993 год, 11 строк. Битольская надпись на мраморной плите, XI в, первое упоминание о болгарах.

Церковь Симеона в Преславле (IXй век), одна строка глаголица, вторая – кириллица; село Крепче – надгробная надпись; гнёздавская надпись на осколке сосуда; Тмутараканская надпись; куча грамот (более 500). Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы (бересте) — памятники письменности Древней Руси XI-XV веков. Представляют первостепенный интерес как источники по истории русского общества, по изучению повседневной жизни Древней Руси, а также по истории русского языка.

18.Болгарский язык.

Предки болгар были кочевым тюркоязычным народом, пришедшим на Балканы из степей между Волгой и Черным морем. На Балканах они подверглись славянизации и перешли на славянский язык.

Болгарский язык относится к южной ветви славянских языков. Среди них можно назвать, в частности, южный тип неполногласия («блато», «крава» — ср. русск. «болото», корова») и ассимиляцию в сочетаниях типа *tl, *dl (что отличает южнославянские и восточнославянские языки от западнославянских, где такой ассимиляции не произошло).

Еще одна черта, типичная для южнославянских языков в противовес восточно- и западнославянским – это сохранение некоторых архаичных особенностей морфологии и синтаксиса.

Южнославянский язык был широко распространен на Балканах уже в 1-м тысячелетии нашей эры, и именно для этого языка Кирилл и Мефодий создали обе своих азбуки – глаголицу и кириллицу.

Современный болгарский язык весьма отличается от древнеболгарского. Длительное сосуществование с другими языками Балканского языкового союза, а также новая волна тюркизации, связанная с турецким завоеванием, привела к значительным изменениям в фонетике, грамматике и лексике.

Б. язык сохраняет целый ряд архаичных черт древнеславянского происхождения – такие, например, как сохранение редуцированных гласных и употребление старых форм прошедшего времени (аориста и имперфекта), давно утраченных в большинстве других славянских языков. А с другой стороны, в болгарском есть масса новаций, которые заставляют некоторых лингвистов утверждать, что его грамматика – скорее романская, чем славянская.

Это прежде всего утрата именного склонения (падежные формы в болгарском сохранились только у личных местоимений, а у существительных единственным падежом, отличным от именительного, является звательный), появление постпозитивного артикля, который сливается с существительным или с прилагательным, исчезновение инфинитива (вместо него употребляются личные формы глагола с частицей «да»), использование для образования будущего времени глаголов частицы со значением «хотеть» («ще да пиша» — я напишу).

На письме болгарский язык использует кириллицу, при этом в нём отсутствуют буквы «Э», «Ы» и «Ё», а буква «Ъ» обозначает гласный звук, близкий к безударному звуку в русском слове «табор».

В отличие от большинства славянских языков, в болгарском языке падежи почти исчезли, зато используются определённый, неопределённый[1] и так называемый «нулевой» артикли.

Фонетика болгарской речи отличается более редким использованием палатализованных согласных в сравнении с остальными славянскими языками.

В своём историческом развитии он прошёл четыре основных периода:

• предписьменный (до IX века),

• староболгарский (IX — XII века),

• среднеболгарский (XII — XVI века), и

• новоболгарский (XVI век — наши дни).

Начало формирования [письменного] староболгарского (известного также как старославянский и церковнославянский) языка связывается с созданием алфавита глаголицы в 862 Константином (Кириллом) и Мефодием. В конце IX века создаются древнейшие памятники старославянского письма, использующие как глаголицу, так и кириллицу. Болгария становится центром славянской культуры и письменности в конце IX века, когда царь Борис принимает под свое покровительство учеников Кирилла и Мефодия, бежавших от преследований из Моравии.

Сонанты «р», «л» (слогообразующие согласные), существовавшие в староболгарском языке, дали в современном болгарском сочетание санорных «р», «л» и гласного «ъ». Корневой гласный «ъ» может менять своё местоположение и произноситься перед сонорным согласным или после него.

В результате реформы 1 февраля 1945 года буква ять была заменена «е» и «я», вследствие чего корневой согласный в таких словах может быть твёрдым (перед «е») или мягким (перед «я»): млѣко (молоко) перешло в мляко (ед.ч.), млека (мн.ч.), млечен (молочный), также хлѣб (хлеб) → хляб (ед.ч.), хлябове (мн.ч.), хлебен (хлебный).

Гласные звуки современного болгарского языка:

• а [а] — под ударением, в безударной позиции приближается к /Ъ/

• о [о] — и под ударением, и в безударной позиции; в безударной позиции возможно приближение к /у/

• у [у]

• ъ — звук среднего ряда среднего подъёма. «Средний» между /а/ и русским /ы/; похож на произношение в русском языке второй буквы «о» в безударной позиции: окурок

• е — похож на произношение русской буквы «э» в начале слова или после гласных: этот, поэт

• и [и]

• я [ja], [‘а] — после согласных

• ю [ју], [‘у] — после согласных

Как древние славяне отбивали Крым от захватчиков тысячелетия

Вопрос «чей Крым?» намного древнее, чем это может показаться на первый взгляд. Гитлер считал его прародиной германцев. Крымские татары заявляли, что коренной народ в Крыму — они. Но литературные памятники «старины глубокой» говорят о том, что северное Причерноморье было издревле освоено славянами и протославянами. И не только Причерноморье. Некоторые историки всерьёз считают, что славянские поселения в древности распространялись ещё южнее — на Малую Азию. И одним из богатейших славянских городов была легендарная Троя.

Троя — город славян?

Фото © DEA / G. DAGLI ORTI / De Agostini via Getty Images

Этот древний город находился в Малой Азии на берегу пролива Дарданеллы на важных торговых путях. Именно богатство города и привлекло в 1280 году до нашей эры племена греков, жаждущих его разграбить и самим сесть за его стены. Есть ли свидетельства, что Троя могла быть славянской?

Оказывается, есть. Среди её богатств были найдены височные кольца и цепочные височные подвески — неоспоримое свидетельство присутствия славян. Были найдены шейные гривны, идентичные славянским подвески-лунницы, а на серьгах нашли ромбовидные славянские знаки плодородия. Одна из рек, текущая у Трои, носила название Раса или Рса. Даже надпись на могиле предводителя троянцев Энея смогли прочитать только при помощи славянских языков. Сделал это собиратель древностей Тадеуш Воланский, который считал, что надпись сделана на протославянском языке.

Оказалось, в надписи упоминаются древние славянские божества Дим, Вим и Езмень (Ясмень), Лад (божество загробного мира), встречается слово «Россия» и есть слово «хороший», которое сохранилось только в русском. Сами греки называли троянцев пеласгами и уточняли, что пеласги — фракийцы, то есть жители Фракии, с древности заселённой славянами. Среди фракийцев можно было встретить русов и русинов. Жители Фракии так же, как древнерусские князья, носили чубы, бальзамировали покойников, над могилами насыпали курганы, справляли тризну, нанимали плакальщиц и были вооружены более длинными мечами, чем греки.

Более того, Геродот писал, что до греков в Греции жили всё те же пеласги, а страна называлась Пеласгией. Так, может, под стены Трои греки пришли не только за добычей, но и для того, чтобы разгромить врага, земли которого они заняли? Гомер прямо указывает, что на стороне троянцев были даже русы. Их привёл для защиты города сын царя Трои Приама — Антиф.

Имена некоторых троянских царевичей были совершенно славянскими: кроме Антифа у Приама были сыновья Долон, Дий и Троил. Имя Троил и сейчас можно прочитать на Царь-пушке, а имя Дий — встретить в мифологии славян. Игры, которые троянцы проводили меж собой, назывались «трояни люди» (trojani ludi).

Известно, что после падения Трои до Италии добрались следующие племена троянцев: омбричи, опичи, росичи, лаличи и воличи (Ombrici, Opici, Henrici, Rhocci, Lalici, Falisc).

Если ко всему этому добавить упоминание в «Слове о полку Игореве» «трояновых времён», «трояновых троп», «трояновых земель» и предположение о том, что Гомер мог быть легендарным славянским сказителем Баяном, то картина вырисовывается интересная и очень далёкая от официальных теорий.

Ахилл «Иванович» — князь тавроскифский

Фото © Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Согласно «Илиаде», троянцы десять лет выдерживали осаду греков, но пали после того, как в дело вмешались неведомые мирмидоняне. Представьте себе, Троянская война могла быть войной между славянскими народами! Ведь, по одной из версий, герой Ахиллес, сражавшийся с троянцами, был уроженцем Крыма. Этот русоволосый, светлоглазый и быстроногий герой был вождём мирмидонян. Сами греки размещали мирмидонян в Фесалии, где до сих пор не найдено их следов.

Однако трагедия «Андромаха» помещала родину Ахилла на «белый остров» посреди Эвксинского Понта (Чёрного моря). А поэт Алкей называл Ахилла царём скифов.

Страбон писал, что родина Ахиллеса располагалась на берегу Боспора Киммерийского (Керченского пролива). Именно здесь, в районе Керчи, и находился древний город Мирмекий, на гербе которого был муравей! Не отсюда ли пошли мирмидоняне? Ведь название «миромидяне» по-гречески означало «муравьи».

Грек Флавий Арриан прямо указывал, что Ахиллес был тавроскифским князем, которого изгнали из Крыма за жестокость и высокомерие, после чего он поселился в Фессалии. Несмотря на воинственность, он долгое время отказывался участвовать в войне против Трои, что было вполне объяснимо в том случае, если он был славянином. Он согласился вступить в войну лишь тогда, когда троянцами был убит его друг и побратим Патрокл.

Греки описывали мирмидонян без симпатии, как варваров:

Сам Ахиллес же по стану ходил и своим мирмидонцам

Вооружаться приказывал всем. На волков кровожадных

Были похожи они с несказанной отвагою в сердце;

Рвут они жадно на части оленя рогатого, в чаще

Леса поймавши его; их пасти багровы от крови.

Любопытно, что Крым под Керчью славился запасами железа и кузнецами. Именно здесь раньше всех стали ковать железные мечи и доспехи. Не этим ли и объяснялась неуязвимость Ахиллеса? Бронзовые мечи не могли пробить его доспехи и щит, в то время как сам герой с лёгкостью разрубал стальным мечом доспехи врагов. Но есть ли в Крыму реальные свидетельства присутствия Ахиллеса?

Представьте себе, есть! В северо-западной части Чёрного моря в устье Дуная есть остров Змеиный. На этом острове есть развалины храма Ахиллеса, а греческая история гласит, что именно здесь герой учился быстро бегать. В Керчи в Мирмекии были найдены многочисленные надписи AXI, а в 1834 году в акрополе города был найден саркофаг, на котором высечены сцены из жизни Ахиллеса. Среди жителей древнего Боспора царил культ Ахилла, которого отождествляли с богом смерти. Византийский историк Лев Диакон даже доказывал, что князь Владимир был потомком Ахиллеса.

Русский Крым

Фото © ТАСС / Сергей Мальгавко

— Но простите, — спросит искушённый читатель, — это всё о таврах, скифах и пеласгах. А где же русские в Крыму?

Перейдём к русским. Именно с древним населением Крыма — тавроскифами — греческие историки отождествляли славян. Географы древности писали, что скифское племя тавров — это и есть русь, которая издревле заселяла крымские земли. В V веке греки располагали «гавань скифотавров» на юго-восточном побережье Крыма.

Прокопий Кесарийский указывал, что тавры, они же русы, живут в Приазовье. Лев Диакон девять раз называл русов таврами и 21 раз — тавроскифами. Он указывал, что у русских князей были причерноморские владения. Историк Генесий в 854 году писал о скифах из Таврики, которые служат в императорской гвардии. Понятно, что к этому времени скифов в Крыму уже нет, значит, Генесий пишет о славянах.

Про русских в Крыму рассказывает «Житие Георгия Амастридского» IX века, в котором говорится, что русы и тавры — один и тот же народ. Монах Константин Философ, в 861 году приехав в Крым, нашёл там древние Евангелие и Псалтырь, «писанные руськы письмены». Грекам вторили арабы. Географ Аль-Масуди писал, что русские живут на берегу Чёрного моря, оно называется Русским, и никто, кроме русов, не плавает по нему, и они живут на одном из его берегов. Они образуют великий народ, не покоряющийся ни царю, ни закону».

О том, что земли Крыма и Черноморского берега издревле были славянскими, свидетельствуют и топонимы «рос-«, «рус-«, встречающиеся на древних картах. Так, в южной части Тарханкутского полуострова есть топоним Rossofar (Roxofar), а местность южнее называется Rossoca. На западе полуострова есть топоним Росса (Rossa), сейчас это Тендровская коса. Ещё одно название этого места — Ахиллов Бег, или Ахиллов Дром. По легенде, герой гонялся здесь за тавридской девицей Ифигенией.

В Приазовье есть древний топоним Росия, а возле устья Дона — Русия. Развалины Фулл возле Судака ещё недавно именовались «русскими». Но главную точку в исследовании всё же ставит генетика. Недавно учёными были исследованы останки 18 мужчин, живших в Причерноморье с 1900 года до нашей эры до 400 года нашей эры. Оказалось, что 17 из них имеют гаплотип R, причём среди ранних костяков доминирует «арийская» гаплогруппа R1a, которая позже заменяется «германской» гаплогруппой R1b.

Гаплогруппа R1a встречается у 48% современных русских людей. У других славян этот показатель колеблется от 38 до 63%. В древности её обладателями были скифы, киммерийцы, сарматы — то есть всё древнее население Крыма. Причём у них встречался субклад R1a-Z2123, распространённый от Днепра до Урала во II тысячелетии до нашей эры. Сейчас его можно встретить у жителей Луганской области, Кировской области, на Украине, в Польше и в Белоруссии.

В общем, если Ахиллес жил в Крыму в 1280 году до нашей эры, он, скорее всего, имел точно такой же субклад. А значит, шанс стать предком кого-нибудь из русских князей у него всё-таки был. Но, в отличие от историков-любителей, официальная наука не спешит признавать Ахиллеса крымчанином или славянином. Да и само присутствие славян в древние времена в Крыму она ставит под сомнение.

Дохристианская письменность у славян — это… Что такое Дохристианская письменность у славян?

Дохристианская письменность славян (докириллическая, докирилловская письменность) — гипотетическая письменность (возможно, руническая), предположительно существовавшая у древних славян до начала их христианизации в ходе миссии Кирилла и Мефодия и создания глаголицы и кириллицы.

Свидетельства

Страница из «рассказа…» Черноризца Храбра в редакции «Острожского букваря» Ивана Фёдорова с цитатой

На данный момент накоплено относительно большое количество противоречивых свидетельств как в пользу, так и против существования письменности у славян до летописного начала использования кириллицы и глаголицы. Немногочисленные свидетельства, основывающиеся на работах современников того периода, не отличаются особой подробностью и объективностью описаний.

Письменные свидетельства, относящиеся к славянам

  • О существовании каких-то знаков для письма (или счёта) и гадания («черты и резы») у славян-язычников пишет Черноризец Храбр в своем «Сказании о писменех»: «…Прежде убо словѣне не имѣху писменъ (вариант: книгъ), нъ чрътами и рѣзами чьтѣху и гатааху, погани суще…». Глагол чисти значит как «читать», так и «считать»; книгы (мн. ч.) — не только книга в современном смысле, но и вообще письменный текст, запись.
  • Титмар Мерзебургский (976—1018 гг.), описывая западнославянскую крепость-храм Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген, пишет, что на каждом из имевшихся в святилище идоле было вырезано имя божества:
Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид.[1]

Свидетельство Титмара относится к достаточно позднему язычеству (не докирилловской эпохи).

Письменные свидетельства, относящиеся к народу руси

  • В «Житиях Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла», написанных в средние века на основе ранних церковных документов, рассказывается о путешествии в 860-х годах Константина в Херсонес (Крым), где будущий создатель славянской азбуки готовился к церковному диспуту в Хазарском каганате:
В Херсоне Константину удалось найти «Евангелие и Псалтирь роусьскыми письмены писана», а также человека, говорившего этим языком. Константин, беседуя с ним, научился этой речи и, на основании бесед разделил письмена на гласные и согласные буквы и с помощью Божией вскоре начал читать и объяснять найденные книги.

Сомнениям подвергалось как то, что в этом контексте «роусьский» значит «славянский», так и исконность этого чтения в тексте «Жития». До X века византийские авторы разделяли росов (русов), совершавших набеги на Византию, и славян, так что возможно, что так называемые «русские письмена» имели иное происхождение. Учитывая, что уроженец Солуни Кирилл с детства хорошо знал южнославянский язык (о чём говорится в том же «Житии»), ему не было необходимости учиться говорить по-славянски.

К тому же в том же «Житии» прямо говорится об отсутствии у славян письменности. Когда Константин спросил византийского императора Михаила III о буквах на славянском языке, то император ответил, что его дед, отец и многие другие искали, но не нашли их.

Ещё одна гипотеза (о ней упоминает, хотя и не высказывается в её поддержку В. Истрин; её развивал, в частности, А. Вайан) состоит в том, что в тексте была описка или тенденциозное искажение при переписывании — первоначально имелись в виду не «роуськие», а «соурськие» (сирийские) письмена. Проблема разделения гласных и согласных звуков была характерна для всех семитских письменностей, в том числе и для сирийского письма, но совершенно не характерна для любой из европейских письменностей.

Возможно также, что к Константину попали Евангелие и Псалтирь на готском языке, достаточно близком к скандинавскому («роусьскому»), поскольку крымские готы в то время ещё жили в Крыму, недалеко от Херсона.

  • Ибн Фадлан, арабский посол в Волжскую Булгарию в 922 году, рассказывает о нравах и обычаях русов, прибывших по торговым делам в Булгарию. После ритуального сожжения умершего соплеменника русы оставили надпись на могиле:
Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя или берёзы), написали на ней имя [умершего] мужа и имя царя русов и удалились.

К сожалению, Ибн Фадлан не оставил более подробных заметок об этнографической принадлежности «русов».

  • Арабский писатель Ибн ан-Надим в «Книге росписи известий об учёных и именах сочиненных ими книг» (987—988 гг.) сообщает:
Русские письмена. Мне рассказывал один, на правдивость коего я полагаюсь, что один из царей горы Кабк [Кавказ] послал его к царю Русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения, не знаю были ли они слова, или отдельные буквы, подобно этому.
Зарисовка надписи Ибн ан-Надима

Надпись, сохранённая Ибн ан-Надимом, стилизованная под арабское письмо, настолько искажена, что расшифровать её до сих пор не удалось. Предполагается, что белое дерево для письма было просто берёзовой корой. Небрежно срисованная Ибн ан-Надимом «русская» руническая надпись внешне напоминает скандинавскую руническую монограмму[источник не указан 67 дней]. Подобные монограммы изображались, например, на перстнях скандинавских воинов, служивших в Киевской Руси, но приемлемого прочтения таких монограмм не существует[источник не указан 67 дней].

  • Персидский историк XIII века Фахр ад-Дин Мубарак-шах Марварруди:

«У хазар есть также письмо, которое происходит от (письма) русов, ветви румийцев, которая находится вблизи них, и употребляет это письмо, и они(хазары?) называют румийцев „русами“. Хазары пишут слева направо и буквы не соединяются между собой. У них 21 буква: Б, Дж, Д, h, В, З, Х, th, Й, К, Л, М, Н, С, Г, Ф, Q, Р, Ш, Т, S [в оригинале записано арабскими буквами]. Та ветвь хазар, которая пользуется этим письмом, исповедует иудейство»(по переводу В. В. Бартольда).

По мнению С. С. Высоцкого и А. А. Зализняка, в свидетельстве Марварруди речь идёт о кириллице, связанной с греческим («румийским») письмом.

Поздние домыслы и фальшивки

  • Сочинение Клювера[2] излагает рассказ с указанием на диссертацию немецкого историка Конрада Шурцфлейша от 1670 года, в которой доказывалось, что у германских славян были свои школы, где детей обучали рунам. Ту же мысль повторил Клювер относительно германских вендов (славян): «Правда школы у вендов были в плохом состоянии, тем не менее их учителя-священнослужители наряду со своими буквами пользовались руническими письменами следующего облика»[3]. В доказательство приводился образец алфавита, сходного с датскими рунами XIII—XVI веков, но имеющего ряд особенностей (которые обнаруживаются на предметах из Прильвицы, известных по более поздним публикациям).[4][5]
  • Бронзовые изображения богов лютичей, покрытые славянскими «руническими письменами», и ритуальные предметы из Ретринского храма (см. Прилвицкие идолы) были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века и описаны А. Г. Машем.[6] Однако позднее фигурки утрачены, в российской академической науке признаны фальшивками.[7]
  • Одной из самых известных поддельных рукописей, претендующих на докириллические, является созданная в 1950-е годы Велесова книга, письменность которой — деформированная по образцу деванагари кириллица.

Археологические находки

Гипотеза о славянских рунах долгое время не поддерживалась археологическими находками.

  • Древнейшим восточнославянским текстом считается гнёздовская надпись[8] на глиняном кувшине (корчаге), обнаруженном в 1949 году при раскопке кургана возле села Гнёздово под Смоленском. Надпись-слово ГОРОУХЩА[9], обозначающее то ли сосуд для хранения горчицы, то ли имя владельца, выполнено кириллицей и датируется по найденным там же арабским монетам первой четвертью X века.
  • В 1912 году при археологических раскопках церкви Богородицы Десятинной в Киеве была найдена свинцовая печать, на обеих сторонах которой помещены изображения княжеского знака в форме простого двузубца, окруженного фрагментарно сохранившейся греческой или кириллической надписью. Исследователи пришли к выводу, что надпись на печати означает имя Святослав (князь, правивший в 945—972 годах). В обоих случаях это образец использования славянами-язычниками письменности, уже существовавшей у славян-христиан (в частности, болгар).
  • Одна из надписей, которая может претендовать на звание «славянской рунической» — знаки на горшке из села Алеканово под Рязанью (обнаружил археолог С. А. Городцов в конце 1897 года). Горшок датируется X—XI веками и выполнен, по мнению археолога, на месте. Там же в селе Алеканово на обломках посуды было обнаружено ещё несколько подобных знаков. У археологов существуют сомнения по поводу того, являются ли эти знаки надписью или же тамгами (родовыми знаками).
  • Интересную находку сделал в 1985 году вологодский археолог-краевед И. Ф. Никитинский. Он исследовал так называемое Тиуновское святилище, расположенное в Тарногском районе Вологодской области в бассейне реки Кокшеньга. Одним из объектов исследования стал огромный валун с высеченными на нём картинами и надписями. Этот камень местное население считает священным. На камень нанесено много надписей на кириллице. Самые ранние надписи на кириллице относятся либо к XIV либо к XV веку, однако возможно, что некоторые рисунки на камне старше. На камне есть несколько символов, скорее всего являющихся родовыми знаками (тамгами), однако было сделано замечание о их сходстве с руническим письмом. Пока надпись окончательно не расшифрована. Известно, что местное население вплоть до XVII века (и, возможно, позднее) оставалось язычниками, и валун с высеченными знаками может считаться одним из сохранившихся до наших дней языческих культовых камней[10].
  • В 1967 году у села Войсковое Солонянского района Днепропетровской области был обнаружен ритуальный глиняный сосуд, датируемый эпохой Черняховской культуры (II—IV века) Надпись на сосуде состоит из двенадцати позиций и использует 6 знаков. Надпись не была расшифрована, однако схожесть начертания надписи с рунами определенно имеется[11].
  • Также существуют нерасшифрованные знаки на Микоржинских камнях (Познань, Польша) и Ситовская надпись (Ситово, Болгария, обнаружена в 1928), в которых предполагают рунические надписи славян[11]. Есть версия перевода Ситовской надписи на фригийском языке[12].
  • Известны также пространные нерасшифрованные надписи на славянских биконических пряслицах XI—XIII веков, например, из Белоозеро[13] или Волковыска[14]. Также нерасшифрована надпись на сосуде из Археологического отдела бывшего Тверского музея, опубликованная Жизневским в 1888 году[15]. Прорисовки трёх нерасшифрованных надписей — из Белоозеро, Волковыска и Тверской губернии[16].
  • На русском мече, найденном в Киевском уезде и датируемым серединой X века, сохранились надписи — с одной стороны клинка — кириллическая надпись «Слав», полностью не сохранившаяся по причине сломанного меча, она представляла собой имя кузнеца-изготовителя (как и Людоша на мече из Фощеватой). С другой стороны — не расшифрованные символы[17].
  • На обнаруженных в ходе раскопок в Новгороде деревянных «цилиндрах-замка́х» (пломбах) были обнаружены кириллические надписи, сделанные мечниками — сборщиками податей. Так, на одной деревянной пломбе, датируемой концом X века (970-е — 980-е годы), имеется надпись упоминающая реку Тихманьга в нынешней Архангельской области: «Мецъницъ мѣхъ въ Тихъм[ен]гѣ пол[чет]ъвѣръ[та]»[18].

Надписи, принимаемые за памятники «славянских рун», чрезвычайно разнородны по географии и возможной датировке и визуально не представляют собой чёткой единой системы письма. Большое количество подобных надписей впоследствии зачастую оказывались памятниками других, более-менее известных письменностей (например, надписи из хазарского города Саркела, которые И. А. Фигуровский пытался «прочитать» на древнерусском, были определены как памятники тюркского рунического письма).

Любительские трактовки

Тема «славянских рун» чрезвычайно распространена в любительских исторических и лингвистических сочинениях и в массовой культуре (фолк-хистори). Немало надписей, как традиционно рассматривавшихся в ряду славянской докириллической письменности, так и других культур (тексты этрусков или Фестский диск) неоднократно любительски «расшифровывались» как русские и славянские без опоры на научные данные. Такие чтения предлагались В. А. Чудиновым, Г. С. Гриневичем и др.

Однако само по себе существование некой письменности не является принципиально невозможным. Поскольку схожие по начертанию с «рунической» системы письменности отмечались в различных соседствующих с ареалом расселения славян культурах, при явном наличии торгового и культурного взаимодействия между ними, априорное отрицание возможности существования некой «дохристианской» письменности у славян было бы некорректно. Однако на сегодняшний момент общепризнанные образцы такой письменности лингвистике и истории неизвестны, либо носят спорный характер.

См. также

Примечания

  1. Титмар из Мерзебурга. Хроника. 6.23
  2. Kluver. «Beschreibung des Herzogthums Mecklenburg». 1728
  3. Kluver, 1728, 1.75
  4. [Громов Д. В., Бычков А. А. Славянская руническая письменность: факты и домыслы, М.: София, 2005]
  5. Вендский алфавит из книги Г.Клювера
  6. Маш А. Г. Сокровища Ретры. М., 2006. Пер. с немецкого А. А. Бычкова. — М.: ИЦ «СЛАВА!», 2006. § 12. Также : [1]
  7. Академик-археолог Б. А. Рыбаков: «Романтика, которой всегда овеяно углубление в языческую старину, способствовала появлению подделок, выдаваемых за славянских идолов. Исходным материалом для этих фантазий служили исторические источники о храмах и идолах балтийских славян XI—XII вв. (Сефрид, Гельмольд, Саксон Грамматик и др.). Таковы, например, грубые подделки, „найденные“ в 1687—1697 г. в замке Прильвице в земле древних бодричей, породившие целую литературу, или так называемые микоржинские идолы.» («Язычество древней Руси», ч.2, гл.5)
  8. Гнёздовская надпись
  9. Львов А. С. Ещё раз о древнейшей русской надписи из Гнёздово // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. — Т. XXX. Вып. 1. — М., 1971. — С. 47-52
    Прорисовка.
  10. Материалы исследования и зарисовки
  11. 1 2 Кайа А. Руны — М.: «Локид», 1998
  12. Баюн Л. С., Орел В. Э. Лингвистическая и культурно-историческая интерпретация Ситовской надписи // Вестник древней истории 1993, № 1, с. 126—135
  13. Голубева Л. А. Граффити и знаки пряслиц из Белоозера. из сб. Культура средневековой Руси. Л.: 1974, стр. 21, рис 4-7.
  14. Зверуго Я. Г. Древний Волковыск X—XIV вв. Минск. 1975, стр. 124, рис. 38-39.
  15. Жизневский А. К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. М.: 1888, стр. 16, табл. 12.
  16. прорисовки
  17. А. Н. Кирпичников. О начале производства мечей на Руси
  18. В. Л. Янин: Очерки истории средневекового Новгорода

Литература

  • Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси. К. 1988.
  • Громов Д. В., Бычков А. А. Славянская руническая письменность: факты и домыслы, М.: София, 2005.
  • Истрин В. А. История письма, М., 1965.
  • Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки, М., 1963, 1988 (2-е изд.).
  • Утевская П. А. Слов драгоценные клады, М., 1982.

Ссылки

Славянское руническое письмо на Праславянском сайте Игоря Гаршина

Славянское руническое письмо на Праславянском сайте Игоря Гаршина Главная > Славянская руница

Арабскими путешественниками и черноризцем Храбром упоминалось употребление у славян «черт и рез». В Восточной Европе, в землях, где проживали славяне, были найдены надписи неизвестной природы, предположительно ассоциированные с этими «чертами и резами». Такого же типа надписи были обнаружены на артефактах храма Ретры на острове Руяне в Балтийском море, но там знаки несколько другие, причем, в 19 веке без достаточных оснований объявленных подделками. Оба эти типа письмен назвали «славянскими рунами» по их форме, схожей с германскими рунами. Сходство это объясняется материалом — руны и «руны» вырезались на дереве или камне, процарапывались на керамике. Нектороые дилетанты-романтики называют их обобщенно «славянской руницей» (хотя у славян вряд ли было такое название). При этом восточноевропейские «черты и резы» называют восточно-славянскими рунами, а западноевропейские — западно-славянскими. Те и другие имеют, скорее всего, различное происхождение.

Святые Кирилл и Мефодий в описании своего путешествия через славянские земли упоминали, что в некоторых местах славяне уже пользовались своей письменностью. Также имеется свидетельство православного монаха Храбра об упортреблении славянами-язычниками письма, состоящего из «черт и рез«, т.е. рунических знаков, предназначенных для прорезания на деревянных дощечках или процарапывания на керамической поверхности. При решении загадки происхождения глаголицы рассматриваются версии и ее исконности у южных славян (вероятно, предков словаков и словен), а, возможно, и ее связи с «чертвми и резами» (некоторые «славянские» руны напоминают глаголические знаки). Новгородские берестяные грамоты также свидетельствуют о всеобщей грамотности новгородских словен и кривичей.

Славянские руны в скандинавских источниках называют «Venda Runis» — «вендскими рунами«. Мы практически ничего о них не знаем, кроме самого факта их существования. Руны употреблялись для кратких надписей на могильных камнях, пограничных знаках, оружии, украшениях, монетах. Культовые статуэтки с руническими надписями разбросаны по музеям разных стран, и там они по большей части остаются нерасшифрованными. Руническое письмо было первой, предварительной стадией развития письменности, когда особой нужды в ней не испытывали: с новостями посылали гонцов, жили все вместе, знания хранились у старейшин и жрецов, а песни и сказания передавались из уст в уста. Руны употреблялись для коротких сообщений: указание дороги, пограничный столб, знак собственности и т. д. В славянском языческом эпосе [спорная «Велесова книга?»] упоминается о том, что Сварог, бог небес, высек законы для людей на камне Алатырь.

Как только появились первые сообщения о существовании письменности у вендов, они тотчас подверглись суровой критике. И это правильно, ибо наука должна строиться только на совершенно проверенных положениях, иначе ей нельзя будет верить. Но и сама критика бывает разной. Одно дело усомниться в верности интерпретации знака, другое дело поставить под сомнение понимание всего текста, и, наконец, третье — объявить фальсифицированным весь археологический памятник. В первом случае исправление может внести сам эпиграфист, во втором случае придется обратиться к услугам его коллеги, но в третьем случае положение оказывается отчаянным и даже безысходным. Именно такая самая жуткая история и приключилась со «славянскими рунами». (Чудинов В.А. Реабилитация славянских надписей)

Допуская, что славянские племена действительно использовали одно или несколько видов письма, рассмотрим здесь виды рунических письменностей, которые некоторыми исследователями считаются славянскими: западнославянские (фигурки из храма Ретры) и восточнославянские руны (надписи в Болгарии и др.).

Разделы страницы о руноподобной письменности древних славян:


Аргументы о наличии древнеславянского письма

Пеpвые доводы в пользy сyществования славянского pyнического письма были выдвинyты еще в начале пpошлого столетия; некотоpые из пpиводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к «pyнице», некотоpые оказались пpосто несостоятельными, но pяд доводов сохpаняет силy до сих поp.

Так, невозможно споpить со свидетельством Титмаpа, котоpый, описывая славянский хpам Ретpы, расположенный в землях лютичей, yказывает на тот факт, что на идолах этого хpама были нанесены надписи, выполненные «особыми», негеpманскими pyнами. Было бы совеpшенно абсypдно пpедполагать, что Титмаp, бyдyчи человеком обpазованным, мог бы не yзнать стандаpтные младшие скандинавские pyны, если бы имена богов на идолах были бы начеpтаны ими.

Путешественник Массyди, описывая один из славянских хpамов, yпоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан, говоpя о славянах конца I-го тысячелетия, yказывает на сyществование y них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Hедим говоpит о сyществовании славянского докиpиллического письма и даже пpиводит в своем тpактате pисyнок одной надписи, выpезанной на кyсочке деpева (знаменитая Hедимовская надпись).

В чешской песне «Сyд Любyши», сохpанившейся в списке IX века, yпоминаются «дески пpавдодатне» — законы, записанные на деpевянных досках некими письменами.

Hа сyществование y древних славян pyнического письма yказывают и многие аpхеологические данные. Дpевнейшими из них являются находки кеpамики с фpагментами надписей, пpинадлежащей чеpняховской аpхеологической кyльтypе, однозначно связанной со славянами [не однозначно — другие связывают её с готами] и датиpyемой I-IV веками н.э. Уже тpидцать лет томy назад знаки на этих находках были опpеделены как следы письменности. Пpимеpом «чеpняховского» славянского pyнического письма могyт послyжить обломки кеpамики из pаскопок y села Лепесовка (южная Волынь) или глиняный чеpепок из Рипнева, относящийся к той же чеpняховской кyльтypе и пpедставляющий собой, веpоятно, осколок сосyда. Знаки, pазличимые на чеpепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фpагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифpовка надписи.

В целом, кеpамика чеpняховской кyльтypы дает весьма интеpесный, но слишком скyдный для осyществления дешифpовки матеpиал. Так, чpезвычайно интеpесен славянский глиняный сосyд, обнаpyженный в 1967 годy пpи pаскопках y села Войсковое (на Днепpе). Hа его повеpхность нанесена надпись, содеpжащая 12 позиций и использyющая 6 знаков. Hадпись не поддается ни пеpеводy, ни пpочтению, несмотpя на то, что попытки дешифpовки были пpедпpиняты. Однако, следует отметить опpеделенное сходство гpафики этой надписи с гpафикой pyнической. Сходство есть, и не только сходство — половина знаков (тpи из шести) совпадают с pyнами Фyтаpка (Скандинавия). Это pyны Дагаз, Гебо и втоpостепенный ваpиант pyны Ингyз — pомб, поставленный на веpшинy.

Дpyгyю — более позднюю — гpyппy свидетельств пpименения славянами pyнического письма обpазyют памятники, связываемые с венедами, балтийскими славянами. Из этих памятников пpежде всего yкажем на так называемые Микоpжинские камни, обнаpyженные в 1771 годy в Польше.

Еще одним — поистине yникальным — памятником «балтийской» славянской pyники являются надписи на кyльтовых пpедметах из pазpyшенного в сеpедине XI века в ходе геpманского завоевания славянского хpама Радегаста в Ретpе. ( Источник — https://rusichi.info/109-runicheskaja-pismennost-slavjan.html )

Ресурсы о руноподобных надписях у славян



© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012.
Дочерний веб-проект Сайта Игоря Гаршина.
Автор и владелец сайтов — Игорь Константинович Гаршин (см. Curriculum Vitae автора).
Пишите письма ( ).

Страница обновлена 08.10.2021

Наклейка на авто «Славяне»

Доступные опции

Размеры, см — Выберите — 26×4 (110 р.) 31×4 (110 р.) 36×5 (130 р.) 41×6 (140 р.) 46×7 (150 р.) 51×7 (150 р.) 56×8 (160 р.) 61×9 (170 р.) 66×10 (190 р.) 71×10 (190 р.) 76×11 (210 р.) 81×12 (220 р.) 86×13 (250 р.) 91×14 (270 р.) 96×14 (270 р.) 101×15 (290 р.) 106×16 (310 р.) 111×17 (350 р.) 116×17 (350 р.) 121×18 (380 р.) 126×19 (400 р.) 131×20 (430 р.) 136×20 (440 р.) 141×21 (480 р.) 146×22 (510 р.) 151×23 (540 р.) 156×24 (580 р.) 161×24 (590 р.)

Цвет наклейки — Выберите — Белый Черный Розовый Красный Бордовый Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Сиреневый Фиолетовый Бежевый Коричневый Серый

Славянские наклейки (79 фото) » Рисунки для срисовки и не только

Славянский солярный символ Коловрат


Славяне надпись


Славянские Стикеры


Славянская символика Всеславец


Оберёг Сварга


Славянский символ Родовик


Славянские Стикеры


Наклейка медведь


Славянский амулет Свитовит


Сакральные символы славян


Знак живы у славян


Символы славян звезда Лады


Наклейка медведь


Славянские знаки вайга


Наклейка славяне


Славянские Стикеры


Славянский солярный символ Коловрат


Славянский оберег здрабережень


Щит Перуна символ


Символ Марены у славян


Наклейка звезда Руси


Славяне наклейка на авто


Символ Валькирия древний Славянский


Наклейка славяне


Коловрат наклейка


Языческие наклейки на автомобиль


Наклейки с славянской символикой


Наклейка славяне


Машина с коловратом


Славянские символы


Знак славян Коловрат


Коловрат солнце за нас


Славянские наклейки на автомобиль


Славянская свастика Коловрат


Старославянские наклейки на авто


Славянские Стикеры


Солнце за нас


Наклейки с славянской символикой


Славяне наклейка на авто


Быть добру надпись


Славянские надписи


Славянские наклейки на авто


Перунов щит


Славянские нашивки


Славянские символы обереги Валькирия


Слава Руси


Наклейки на авто Коловрат


Наклейки на авто Коловрат


Славянские боги Коловрат


Старославянские символы наклейки


Знак Макоши у славян


Слава Руси наклейка


Славяне наклейка на авто


Духовная сила Славянский символ


Славянский символ зайчик


Коловрат наклейка


Славянские наклейки на авто


Славяне логотип


Коловрат векторное изображение


Славянские Стикеры


Наклейки на авто Коловрат


Славянские Стикеры


Звезда Алатырь (крест Сварога)символ


Славянская символика Валькирия


Коловрат символ Руси


Наклейки на авто Боевая Русь


Наклейка славяне


Звезда Руси звезда Сварога


Варяг наклейка


Славянские символы Перуна


Символы славян Дуния


Славянские обереги наклейки


Славянская свастика Коловрат


Древнеславянские символы


Славяне наклейка на авто


Славянская свастика Коловрат


Коловрат наклейка на машину


Славянские наклейки (79 фото)

Цена полтинник 1924 года, ПЛ, гурт надпись славянской вязью (1922)

633 РПолтинник — Молотобоец. Большая голова. (2 з. 10,5 д. 9 грамм) 1924 года П.Л Буквы: П.Л Состояние: XF Стартовая цена: 1 24.09.2019 http://www.anumis.ru/auc164/id533024/
633 РПолтинник — Молотобоец. Большая голова. (2 з. 10,5 д. 9 грамм) 1924 года П.Л Буквы: П.Л Состояние: XF Стартовая цена: 1 24.09.2019 http://www.anumis.ru/auc164/id533024/
462 РПолтинник — Молотобоец. Большая голова. (2 з. 10,5 д. 9 грамм) 1924 года П.Л Буквы: П.Л Состояние: XF-VF Стартовая цена: 1 24.09.2019 http://www.anumis.ru/auc164/id530931/
462 РПолтинник — Молотобоец. Большая голова. (2 з. 10,5 д. 9 грамм) 1924 года П.Л Буквы: П.Л Состояние: XF-VF Стартовая цена: 1 24.09.2019 http://www.anumis.ru/auc164/id530931/
402 РПолтинник — Молотобоец. Большая голова. (2 з. 10,5 д. 9 грамм) 1924 года П.Л Буквы: П.Л Состояние: XF- Стартовая цена: 1 10.09.2019 http://www.anumis.ru/auc163/id529823/
402 РПолтинник — Молотобоец. Большая голова. (2 з. 10,5 д. 9 грамм) 1924 года П.Л Буквы: П.Л Состояние: XF- Стартовая цена: 1 10.09.2019 http://www.anumis.ru/auc163/id529823/
378 РПолтинник — Молотобоец. Большая голова. (2 з. 10,5 д. 9 грамм) 1924 года ПЛ Буквы: ПЛ Состояние: VF- Стартовая цена: 1 10.09.2019 http://www.anumis.ru/auc163/id526731/
378 РПолтинник — Молотобоец. Большая голова. (2 з. 10,5 д. 9 грамм) 1924 года ПЛ Буквы: ПЛ Состояние: VF- Стартовая цена: 1 10.09.2019 http://www.anumis.ru/auc163/id526731/
394 РПолтинник — Молотобоец. Большая голова. (2 з. 10,5 д. 9 грамм) 1924 года П.Л Буквы: П.Л Состояние: XF-VF Стартовая цена: 1 10.09.2019 http://www.anumis.ru/auc163/id529094/
394 РПолтинник — Молотобоец. Большая голова. (2 з. 10,5 д. 9 грамм) 1924 года П.Л Буквы: П.Л Состояние: XF-VF Стартовая цена: 1 10.09.2019 http://www.anumis.ru/auc163/id529094/
420 РПолтинник — Молотобоец. Большая голова. (2 з. 10,5 д. 9 грамм) 1924 года П.Л Буквы: П.Л Состояние: XF- Стартовая цена: 1 10.09.2019 http://www.anumis.ru/auc163/id529431/
420 РПолтинник — Молотобоец. Большая голова. (2 з. 10,5 д. 9 грамм) 1924 года П.Л Буквы: П.Л Состояние: XF- Стартовая цена: 1 10.09.2019 http://www.anumis.ru/auc163/id529431/
353 РПолтинник — Молотобоец. Большая голова. (2 з. 10,5 д. 9 грамм) 1924 года ПЛ Буквы: ПЛ Состояние: F+ Стартовая цена: 1 10.09.2019 http://www.anumis.ru/auc163/id526728/
353 РПолтинник — Молотобоец. Большая голова. (2 з. 10,5 д. 9 грамм) 1924 года ПЛ Буквы: ПЛ Состояние: F+ Стартовая цена: 1 10.09.2019 http://www.anumis.ru/auc163/id526728/
354 РПолтинник — Молотобоец. Большая голова. (2 з. 10,5 д. 9 грамм) 1924 года ПЛ Буквы: ПЛ Состояние: F+ Стартовая цена: 1 10.09.2019 http://www.anumis.ru/auc163/id526732/

рун из Лани (Чехия) — Древнейшая надпись у славян. Новый стандарт междисциплинарного анализа рунических костей

https://doi.org/10.1016/j.jas.2021.105333Получить права и содержание

Основные моменты

Кость с вырезанными рунами, обнаруженная в раннеславянском контексте это первая письменность у славян.

Находка бросает вызов предполагаемой резкой дикотомии между германскими племенами и ранними славянами в Центральной Европе.

Рунология, радиоуглеродное датирование и СЭМ-микроскопия подтвердили подлинность находки.

Анализ древней ДНК с обогащением мишеней позволил идентифицировать кость как Bos taurus.

Abstract

Когда римская администрация и легионы постепенно ушли из отдаленных провинций после падения Западной Римской империи, они создали вакуум власти, заполненный различными группами. Обычно считается, что последовавший за этим динамичный период миграции закончился, когда германские лангобарды якобы покинули Центральную Европу и были заменены славянами.Однако в настоящее время ведутся споры о том, взаимодействовали ли славянские и германские племена и каким образом. Здесь мы сообщаем о первой прямой археологической находке, подтверждающей контакт: фрагмент кости, датированный примерно 600 г. н.э., высеченный германскими рунами, но найденный в Ланах, Чехия, в поселении того времени, связанном со славянами. Мы задокументировали и подтвердили подлинность этого артефакта, используя комбинированный подход анализа износа с помощью СЭМ-микроскопии, прямого радиоуглеродного датирования и анализа древней ДНК костей животных, тем самым установив новый стандарт исследования рунических костей.Находка представляет собой первую более старую надпись fuþark , обнаруженную в любом негерманском контексте, и предполагает, что предполагаемые предки современных носителей славянского языка столкнулись с письменностью намного раньше, чем считалось ранее.

Ключевые слова

Генетика

СЭМ-микроскопия

Древняя ДНК

Руны

Раннее Средневековье

Славяне

Рекомендуемые статьи

Thes. Опубликовано Elsevier Ltd.

рун, найденных на коровьей кости седьмого века, могут изменить славянскую историю | Умные новости

Историки долгое время считали, что славянские народы не разрабатывали алфавит до девятого века, но новые данные говорят об обратном.Масариков университет

Чешский аспирант обнаружил необычные отметки на кости, которые могут опровергнуть общепринятые представления о славянской истории. Находка также пробуждает националистические настроения в отношении того, как взаимодействовали ранние европейские племена около 1400 лет назад.

Археолог Алена Сламова заметила царапины на коровьей кости седьмого века нашей эры, обнаруженные во время раскопок в Ланах, недалеко от чешского города Бржецлав. Когда исследователи продолжили изучение предмета, они поняли, что маркировка на самом деле была германскими руническими буквами — поразительная находка, поскольку историки ранее считали, что славянские народы не разработали алфавит до девятого века.Выводы команды недавно опубликованы в Journal of Archaeological Science .

«Это было совершенно неожиданно для нас», — говорит Койлин О’Коннор из Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС) ведущий автор Йиржи Махачек, заведующий кафедрой археологии Масариковского университета в Брно.

Никто не знает, кто вырезал буквы на фрагменте кости. Но Махачек и его соавторы подозревают, что это был либо славянин, изучивший немецкий рунический алфавит, либо человек германского происхождения, живший на славянской территории.

Значение открытия отчасти связано с давней напряженностью между славянскими и немецкими народами. Во время Второй мировой войны нацисты преследовали славян Восточной Европы, которых они считали низшими, так же как и евреев континента.

Как рассказал Махачек Эндрю Хиггинсу из New York Times , руническое письмо указывает на то, что две группы «пытались общаться друг с другом, а не просто постоянно ссорились».

Другие ученые не согласны с этой оценкой.Флорин Курта, историк и археолог из Университета Флориды, не участвовавший в исследовании, уверен, что это германские руны, и называет их «очень важным открытием». Но он опровергает утверждение Махачека о том, что их вырезал славянин, рассказывая Times , что их, вероятно, сделал местный житель, говоривший и писавший на древнегерманском языке.

Международная группа чешских, австрийских, швейцарских и австралийских ученых датировала фрагмент коровьего ребра 600 г.Д. с помощью генетического и радиоуглеродного тестирования, сообщает Agence France-Presse (AFP).

Роберт Недома, филолог из Венского университета, идентифицировал надпись как руны Старшего Футарка, которыми пользовались немецкоязычные жители Центральной Европы между вторым и седьмым веками. Алфавит включал 24 символа, последние семь из которых были нацарапаны на сломанной кости.

Аспирант заметил руны, начертанные на поверхности коровьей кости седьмого века.Масариков университет

«Вполне вероятно, что весь алфавит изначально был начертан на кости», — отмечают ученые в заявлении. «На кости не было написано какое-то конкретное сообщение. Наоборот, это похоже на учебное пособие, идея, которой придают вес несколько ошибок в надписи».

Хотя это открытие является потенциально откровением, оно также разжигает националистическую гордость в Европе. Вражда между германским и славянским народами сильна веками; Во время Второй мировой войны историк Пер Андерс Рудлинг рассказал журналу Smithsonian Мейлану Солли в начале этого года, что нацисты вели «войну на расовое истребление» на Восточном фронте.

«Гитлер очень ясно дал понять, что это был конфликт, отличный от того, что они называли европейской «нормальной войной» на Западе», где нацисты были больше озабочены сохранением зависимости завоеванных стран от Германии, чем ведением кампании полного уничтожения, — пояснил Рудлинг.

Как отмечает издание Times , славяне считают руны «особенно ядовитыми», потому что нацистские солдаты СС носили на униформе стилизованные буквы алфавита.

«Если у нас, чехов, есть культура, то ни в коем случае нельзя говорить, что она у нас от немцев, но нужно сказать, что она у нас есть вопреки немцам», — писал «самопровозглашенный патриот» Станислав Ягода в недавней онлайн-дискуссия, организованная чешской газетой, согласно Times .

Историки долгое время считали, что у славян не было алфавита до девятого века, когда христианские миссионеры ввели глаголицу, согласно Британской энциклопедии. Но некоторые ученые утверждают, что славяноязычный мир достиг уровня грамотности раньше. Согласно RFE/RL, эти исследователи цитируют текст болгарского монаха, датированный примерно 900 годом нашей эры, который описывает «штрихи и надрезы», которыми пользовались ранние славяне.

«Наша находка — первая после почти 200 лет дискуссий, позволяющая предположить, что [ранние славяне] могли иметь какую-то письменность», — говорит Махачек Радио Свобода.

Махачек считает, что открытие команды приведет к новым находкам, касающимся рунических надписей. В беседе с Радио Свобода он сказал, что надеется, что это «немного раскроет наш разум, чтобы мы могли подумать о нашей общей истории и культуре» и изменит то, как люди думают друг о друге.

«Никому не было интересно искать надписи на этих костях, потому что мы понятия не имели, что здесь может быть что-то подобное», — говорит Махачек. «Поэтому, возможно, теперь, когда у нас есть эта первая находка, мы и другие коллеги-археологи попытаемся найти еще.

Археология Кости Классные находки Европейская история Германия Язык лингвистика Тайны нацисты Вторая Мировая Война

Рекомендуемые видео

Adelaide Research & Scholarship: Runes from Lány (Чехия)

9011

Элементы в DSpace защищены авторским правом, все права защищены, если не указано иное.

Тип:  Статья из журнала
Название:  Руны из Lány (Чехия) — древнейшая надпись у славян.Новый стандарт междисциплинарного анализа рунических костей
Автор: Махачек, Дж.
Недома, Р.
Дреслер, П.
Шульц, И.
Лагоник, Э.
Джонсон, С.М.
Канакова, Л.
Сламова, А.
Ламас, Б.
Вегманн, Д.
Хофманова, З.
Образец цитирования: Journal of Archaeological Science, 2021; 127: 1-8
Издатель Elsevier
Дата выпуска: 2021
ISSN: 0305-4403
1095-9238
Заявление о
Ответственность:
Иржи Махачека, Роберт Недома, Петр Дреслер, Илектра Шульц, Элиас Лагоник, Стивен М.Джонсон … и др.
Аннотация:  Когда римская администрация и легионы постепенно уходили из отдаленных провинций после падения Западной Римской империи, они создали вакуум власти, заполненный различными группами. Обычно считается, что последовавший за этим динамичный период миграции закончился, когда германские лангобарды якобы покинули Центральную Европу и были заменены славянами. Однако в настоящее время ведутся споры о том, взаимодействовали ли славянские и германские племена и каким образом. Здесь мы сообщаем о первой прямой археологической находке, подтверждающей контакт: фрагмент кости, датированный примерно 600 г. н.э., высеченный германскими рунами, но найденный в Ланах, Чехия, в поселении того времени, связанном со славянами.Мы задокументировали и подтвердили подлинность этого артефакта, используя комбинированный подход анализа износа с помощью СЭМ-микроскопии, прямого радиоуглеродного датирования и анализа древней ДНК костей животных, тем самым установив новый стандарт исследования рунических костей. Находка является первой более древней надписью на фуарке, обнаруженной в любом негерманском контексте, и предполагает, что предполагаемые предки современных носителей славянского языка столкнулись с письменностью намного раньше, чем считалось ранее.
Ключевые слова: Генетика; СЭМ-микроскопия; древняя ДНК; руны; раннее средневековье; славяне
Права:  © 2021 Авторы.Опубликовано Elsevier Ltd. Это статья в открытом доступе по лицензии CC BY (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
doi:
doi: 10.1016 / j.jas.2021.105333
Грант ID: http://purl.org/au-research/grans/arc/aut170100448
появляется в коллекциях: Урожай Авроры 4
Публикации по генетике

Руны как самая древняя письменность у славян, Изучение научной статьи, март 2021 г., Руны из Лани (Чехия)

Уроки из научной статьи, март 2021 г., Руны из Лани (Чехия) — древнейшая надпись у славян. Древние дебаты #археология #славяне С 19-го века ученые-слависты предполагали, что славяне достигли грамотности до Христа. Искусство, Образование, Символы и знаки, Духовность

Неолитическая европейская мудрость, символы и божественные знания из научной статьи, март 2021 г., Руны из Лани (Чехия) — древнейшая надпись среди славян

Древний спор #Археология #Славянская #История.С 19 века славянские ученые предполагали, что славяне достигли грамотности до Христа.

Исследование символов и знаков, проведенное Наташей Пантович

Как и многие экстраординарные открытия, это произошло случайно, совсем недавно, и послужило толчком к многолетнему тщательному научному исследованию.

Чешский археолог Алена Сламова в плановом порядке очищала раскопки от раскопок, когда ее зоркий глаз заметил необычные царапины на поверхности одного фрагмента. Поэтому она решила изучить его вместе со своими коллегами, а не выбрасывать.

«Наша находка — первая после почти 200-летних дискуссий, позволяющая предположить, что [ранние славяне] могли иметь какую-то письменность», — говорит Иржи Махачек, руководитель отдела археологии в Брно, соавтор исследования. отчет.

Руническая кость была найдена недалеко от города Бржецлав на территории современной Чехии

Алена Сламова и Иржи Махачек с фрагментом коровьего ребра, который может изменить многое из того, что мы знаем о древних славянах

Руны — это алфавитное письмо, называемое fuþark, использовавшееся среди германских племен

Ученым нужны абеседарии (пройденные через Европу в качестве сценария).Чем дольше период времени, тем сложнее найти. т.е. много надписей существует в более молодом фуарке, а в более старом фуарке их всего около 430, использовавшихся до 700 г. до н.э., из которых только 17 содержат полные или неполные ацедарии. Менее 100 охватывают диапазон от 300 до 700 AC, создавая то, что известно как южногерманский корпус.

Исследователь может легко представить, что большинство найденных письменностей принадлежало бы могилам наших богатых и влиятельных мужчин (по-балкански читается: германские, османские или византийские).

В течение последних 2000 лет хоронили только королев или святых, а не рабынь.На Балканах, поскольку славяне были рабами, изменение имен, чтобы отразить структуру власть-Бог-Богиня (например, Дионис, или Геродот, или Святой, Которого Христианское Имя) было обычным явлением.

То, что уцелело, произошло от надписей, найденных на металлических предметах в могилах 600 AC, содержащих личные имена. Это типичный пример раннеславянского поселения 6-700 гг. до н.э. Те же самые, которые вы найдете вдоль реки Дунай. Вышеупомянутый фрагмент реберной кости происходит из Бржецлава Ланы в Южной Моравии, Чехия.

Codex Runicus, 1300 AC, содержащий один из старейших и лучше всего сохранившихся текстов сканского закона (Skånske lov), полностью написанный рунами.

«Эта важная находка воспроизводит шесть из восьми последних рун древнего fuþark, что делает ее первой находкой, содержащей последнюю часть древнего fuþark в южногерманских надписях, и единственной, найденной в негерманском контексте».

Первые письменные отчеты о славянах, именуемых славянами как склавинами, и их нападениях на Византийскую, а затем и Османскую империю в период с 600 г. до н.э. по 1500 г. до н.э.Ранние письменные упоминания о славянах включают Склауо в 777AC, 805AC, 822AC, 855AC и т. д.

Этот исписанный рунами фрагмент кости может быть первым археологическим свидетельством прямого контакта между германскими и раннеславянскими племенами в Европе с конца 600 г. до н.э., найденным в любом славянском поселении, говорится в новаторском отчете.

Как часто случается с важными археологическими открытиями, кость Лэни может пролить свет на старые исторические загадки, но также поднять новые вопросы, которые могут открыть заманчивые направления исследований.

Одна интересная загадка, стоящая перед учеными, заключается в том, чтобы выяснить, почему германская письменность оказалась использована в славянской среде. Есть вероятность, что его написали славяне, которые узнали его от германского племени, или германцы узнали его от славян.

Это мучительный вопрос, который, к сожалению, не может быть решен, поскольку ланийская кость на сегодняшний день является единственным вещественным доказательством письменности у ранних славян.

«Никому не было интересно искать надписи на этих костях, потому что мы понятия не имели, что здесь может быть что-то подобное», — говорит Махачек.«Поэтому, возможно, теперь, когда у нас есть эта первая находка, мы и другие коллеги-археологи попытаемся найти больше… Существуют тысячи костей животных, и эта надпись также может быть на некоторых из них».

Глубоко выгравированные рунические надписи, несомненно, подлинные, они подтверждены с помощью оптической и электронной микроскопии.

Тем не менее, традиционный ученый Роберт Недома, специалист по сравнительному литературоведению Венского университета, категорически идентифицировал его как «Старший Футарк», старейшую из известных форм рунического письма, использовавшуюся германоязычными жителями Центральной Европы.

Эта «категорическая идентификация» не может исходить от славянского доктора наук из балканской страны, потому что наше культурное воспитание рабов в германских или османских державах в течение последних 2000 лет вызвало у нас, славян, только очень сильное «сомнение, поскольку научное главный».

Я часто задаюсь вопросом, не разжигает ли эта «научная достоверность» вековой национализм.

Эта древняя система состояла из 24 букв.

Скульптуры, артефакты сербской Винчи (поселение на Дунае, существовавшее 6000 лет в Сербии эпохи неолита) использовали символы в религиозных целях, и они всегда особым образом располагались вокруг головы скульптуры.

Египетское письмо использовало символы для магических целей.

Славяне с их материнской культурой в основном пользовались кремационными могилами, немногочисленными обожженными костями и горшками. Надпись была бы на дереве и сожжена. Махачек предполагает, что открытие кости Лэни может в конечном итоге найти отклик далеко за пределами научных кругов.

«Этот период в самом начале Средневековья — очень важная эпоха, — говорит он. «Это период становления тех наций и государств в Европе, которые существуют до сих пор.Это наши корни, и поэтому это очень чувствительный период».

«Эта тайна рун действительно злоупотреблялась в поздней истории, в Германии нацистами и так далее», — говорит он. «Это очень печальная история, но теперь мы, возможно, можем показать, что этот шрифт и эти руны могли быть более распространены среди разных групп и разных народов. И они, возможно, не только связаны с германской мифологией и германской историей, но могли быть частью общее наследие народов Центральной Европы в целом.»

Махачек говорит, что его команда получила средства от Чешского научного фонда (GACR) для продолжения раскопок в Лани.»

Руны из Лани (Чехия) — древнейшая славянская надпись

По мнению некоторых антропологов, нет никаких доказательств массовой миграции славян через Европу. По мнению многих лингвистов, к 1000 году нашей эры славяне были по всей Европе, переходя с греческого, немецкого или римского на славянский.

«В континентальном масштабе было обнаружено, что современные носители славянского языка имеют больше общих гаплотипов друг с другом, чем с другими европейцами. Первоначально это также интерпретировалось как свидетельство демической экспансии (Hellenthal et al., 2014; Ralph and Coop, 2013), но в равной степени может согласовываться с низкой численностью населения (Al-Asadi et al., 2019; Ringbauer et al., 2017)».

Journal of Archaeological Science, том 127, март 2021 г., Руны из Лани (Чехия) — древнейшая надпись среди славян.Новый стандарт мультидисциплинарного анализа рунических костей.

«Например, в районе центрального Дуная германские, аварские и славянские поселения следовали друг за другом очень близко во времени… Как определил М. Парчевский (2004) на основе находок из Украины и Польши, типичные раннеславянские поселения

i)                   расположены на краю речных долин,

ii)                   разрешено вести самостоятельный образ жизни, и

iii)                 состояли из небольших хижин с утопленным полом и каменной или глиняной печью, построенных в квадратном плане.

iv)                 преобладающим похоронным обрядом была кремация, и

v)                  не существовало хорошо развитых ремесел, кроме рудиментарных изделий из железа и ручной неукрашенной керамики пражского типа».

Возникает интригующий вопрос, почему не найдено других образцов древнеславянской письменности.

Гайя, к сожалению, пережила разрушения гигантских масштабов, 1-й и 2-й мировые войны, потрясшие Европу, Балканы или Польские земли, где были обнаружены именно эти древние славянские руины.Теперь представьте себе, насколько мы должны чтить наших молодых или старых выпускников археологии, работающих в этой области, исследователей, которые полностью понимают, насколько дотошно редкими являются маркировки любого рода. По тому же сценарию, те же дотошные выпускники, копая, исследуя сказали —

«Это было для нас совершенно неожиданно», — говорит Иржи Махачек, руководитель отдела археологии в Брно, соавтор доклада.

По словам Махачека, фрагмент коровьего ребра, гравюры, найденные его учеником, оказались руническими буквами, что может многое изменить в том, что мы знаем о ранних славянах и их поселении.Этот удивительный археологический артефакт был раскопан в раннеславянском поселении, так что это изобретение может в ближайшем будущем изменить некоторые важные научные предположения. Открытие Алены возродило археологические, лингвистические и исторические споры и пролило новый свет на славянское европейское прошлое.

Надпись с использованием шифровальных рун, Старшего Футарка и Младшего Футарка, на руническом камне Рёк IX века в Швеции

Древний спор

Долгое время считалось, что православные сербские (македонские) христианские миссионеры Кирилл и Мефодий ввели систему письма, теперь называемую кириллицей, которая теперь используется только в Греции, Сербии, Македонии и России в 900 г. до н.э.Славяне, обращенные в римско-католическую судьбу и ислам, вместо этого начали использовать глаголицу. Но эта дата примерно через 300 лет после надписи на кости Лани, которая была датирована с помощью генетических и радиоуглеродных методов примерно 600 г. до н.э.

Представление о том, что славяне научились писать раньше, уже давно вызывает споры.

Еще в 19 веке ученые-слависты исследовали идею о том, что славяне уже достигли грамотности в дохристианскую эпоху.

Одним из краеугольных камней аргумента является текст 900 г. н.э., написанный славяно-болгарским ученым/монахом по имени Черноризец Храбар. Храбар по-сербски буквально означает «Мужественный», потому что ему действительно нужна была смелость, чтобы изобразить этот ход мыслей.

Он сослался на систему письма «штрихами и насечками», принятую у ранних славян.

Однако в этой интересной научной сказке есть поворот.

Каким образом «инопланетный алфавит» в 600 г. до н.э. был принят (использовался Жрецами или Царями, ибо только цари или Жрецы имели какую-либо форму образования) этими ранними славянами, если только что произошло так называемое «великое переселение» славянских народов .

Руническое письмо исторически было связано только с германскими племенами.

«Славянизация Европы действительно немного загадка», — говорит Махачек. «И теорию о том, что это связано с миграцией масс людей, не так просто научно продемонстрировать… Наше открытие должно быть небольшой частью этого обсуждения».

Мистика искусства древних миров Эти значки ссылаются на сайты социальных закладок, где читатели могут делиться и находить новые веб-страницы.

Рабство в Древнем Риме | Британский музей

По римскому праву порабощенные люди не имели личных прав и считались собственностью своих хозяев. Их можно было покупать, продавать и подвергать жестокому обращению по желанию, и они не могли владеть собственностью, заключать договор или официально вступать в брак.

Большая часть того, что мы знаем сегодня, происходит из текстов, написанных мастерами.Эти авторы мало интересовались описанием повседневной жизни слуг, и они представляют нам только поляризованные изображения порабощенных людей. Они представлены либо как стереотипные «хорошие рабы», либо, чаще, как «плохие», «нелояльные», «ленивые» и лживые люди. Несмотря на предвзятость текста к элите, мы понимаем, насколько по-разному можно относиться к людям, часто в зависимости от их занятий и навыков.

Одни из худших условий труда были в шахтах и ​​карьерах. Порабощенные люди были вынуждены работать без передышки, в глубоких, темных и узких туннелях.Работа была физически сложной и опасной, поскольку туннели могли обрушиться. Описывая тяжелые условия труда на испанских рудниках, историк Диодор Сицилийский писал в 1 веке до н. э.: 90 009

… рабы, занятые разработкой [рудников], производят для доходов своих хозяев суммы, не поддающиеся веры, но сами они изнашивают свои тела и днем, и ночью в раскопках под землей, умирая в большом количестве. из-за исключительных трудностей, которые они переносят.Ибо в их трудах не дается ни передышки, ни паузы, но, вынужденные под ударами надзирателей терпеть тяжесть своего положения, они таким жалким образом расстаются со своей жизнью […]; действительно, смерть в их глазах более желательна, чем жизнь, из-за величины тягот, которые они должны нести.

– (Диодор Сицилийский 5.38.1)

Порабощенных также использовали для сельскохозяйственных работ. В Трактате о земледелии писатель Колумелла советует владельцам, как обращаться с сельскохозяйственными рабами.Он рекомендует баланс, чтобы достичь наибольшего количества труда, избегая при этом создания таких условий жизни, которые могли бы взбунтоваться суровых слуг. Вероятно, многие мастера, если не большинство, проигнорировали совет Колумеллы и были гораздо более суровыми, если не откровенно оскорбительными.

С другой стороны, философ Сенека, писавший в 55-56 годах нашей эры, рекомендовал гуманное обращение со своим слугой по моральным соображениям.

Похвально, чтобы человек держался в разумных пределах в обращении со своими рабами.Даже в случае с человеческим движимым имуществом следует учитывать не то, насколько можно безнаказанно мучить его, а то, насколько такое обращение допускается природной добротой и справедливостью, побуждающей нас относиться снисходительно даже к военнопленным и купленным рабам. за плату (насколько больше по отношению к свободнорожденным, уважаемым господам?), и обращаться с ними с пренебрежительной жестокостью не как с человеческим имуществом, а как с людьми несколько ниже нас по положению, которые поставлены под нашу защиту, а не приписаны к нам. как слуги.

– (Сенека, Клем. 1.18.2)

Потрясающе сохранившаяся мумия рабыни найдена на кладбище в Помпеях

Останки Марка Венериуса Секундия хранились в запечатанной камере на кладбище в Помпеях. Хотя телу почти 2000 лет, на черепе все еще видны коротко подстриженные волосы и ухо. (Изображение предоставлено Археологическим парком Помпеи/Университетом Валенсии)

Частично мумифицированные останки горожанина Помпеи были обнаружены в гробнице за пределами центра города, воздвигнутой до знаменитого извержения, погребшего город под пеплом.

Согласно надписям на гробнице, покойный был человеком по имени Маркус Венериус Секундио, которому было за 60, когда он умер, и когда-то был порабощен. Позже, после освобождения, Секундио стал состоятельным священником, проводившим ритуалы на латыни и греческом.

Надпись на гробнице, относящаяся к этим греческим ритуалам, является первым прямым свидетельством проведения греческих представлений в итальянском городе.

«То, что представления на греческом языке были организованы, свидетельствует о живом и открытом культурном климате, который характеризовал древние Помпеи», — сказал Габриэль Зухтригель, директор Археологического парка Помпеи, , в заявлении .

Похожие: Фотографии: Кости горы Везувий

Изображение 1 из 5

Красивая урна из синего стекла, найденная в гробнице Марка Венериуса Секундия. Урна, вероятно, содержит кремированные останки женщины по имени Новия Амабилис. (Изображение предоставлено Археологическим парком Помпеи/Университетом Валенсии) Изображение 2 из 5

Каменная гробница Марка Венериуса Секундия в некрополе Порта Сарно. На внешних стенах сохранились слабые следы синей и зеленой краски.(Изображение предоставлено Археологическим парком Помпеи/Университетом Валенсии) Изображение 3 из 5

Надпись на гробнице называет Марка Венериуса Секундио и говорит, что он четыре дня выступал на греческом и латинском языках в качестве священника имперского культа. (Изображение предоставлено Археологическим парком Помпеи/Университетом Валенсии) Изображение 4 из 5

Вид вблизи мумификации Марка Венериуса Секундио. Останки были доставлены в лабораторию, чтобы исследователи могли больше узнать о том, была ли эта мумификация преднамеренной.(Изображение предоставлено Археологическим парком Помпеи/Университетом Валенсии) Изображение 5 из 5

Останки Марка Венериуса Секундия хранились в запечатанной камере на кладбище в Помпеях. Хотя телу почти 2000 лет, на черепе все еще видны коротко подстриженные волосы и ухо. (Изображение предоставлено Археологическим парком Помпеи/Университетом Валенсии)

Мумифицированные останки

Останки Секундио покоятся в прямоугольной каменной гробнице, которая когда-то была расписана изображениями зеленых растений на синем фоне; следы этой краски до сих пор украшают внешние стены гробницы.Частично мумифицированное тело было спрятано в запечатанной нише гробницы со сводчатым потолком. На черепе еще видны коротко подстриженные волосы и ухо. Археологи также извлекли из гробницы Секундио обрывки ткани и две стеклянные бутылки, называемые «unguentaria». Unguentaria часто находят на римских и греческих кладбищах и, возможно, содержат масла или духи для могильных ритуалов.

В гробнице также находились две погребальные урны, в том числе красивая урна из синего стекла, принадлежавшая женщине, чье имя записано как Новия Амабилис («добрая жена»).По мнению археологов, кремация была наиболее распространенным методом захоронения жителей Помпеи в римский период. Непонятно, почему останки Секундио не кремировали. Также неясно, мумифицировало ли его тело естественным путем или оно было обработано для предотвращения разложения.

«Нам все еще нужно понять, является ли частичная мумификация умерших результатом преднамеренного лечения или нет», — заявил археолог Университета Валенсии Льоренс Алапонт.

Многоязычный город

Гробница находится в некрополе Порта Сарно, который находится сразу за городскими стенами у ворот Порта ди Нола.В некрополе был похоронен ряд знатных людей, в том числе городской администратор Маркус Обеллий Фирмус, который жил во время правления императора Нерона года (между 54 и 68 годами нашей эры), согласно ArchaeoSpain , полевой школе, которая координирует стажировки в Помпеях и другие сайты.

То, что известно о жизни Марка Венериуса Секундио, исходит из ранее обнаруженной таблички для ведения записей, принадлежащей банкиру Сесилию Джоконду, а также из надписи, вырезанной на мраморе на могиле Секундио.До освобождения был рабом в храме Венеры, после чего примкнул к священству императорского культа, посвященного прославлению памяти римского императора Августа, правившего с 27 г. до н.э. до 14 г. н.э. Как один из этих «Августалов», Секундио «давал греческие и латинские «луди» на четыре дня», согласно надписям на гробницах. По словам Цухтригеля, «Ludi graeci» — это театральные постановки на греческом языке.

«Это первое явное свидетельство выступлений в Помпеях на греческом языке, о котором ранее предполагалось на основе косвенных признаков», — сказал он.Эти выступления показывают, что Помпеи в первом веке были многоязычным, многоэтническим местом, где сливались культуры Восточного Средиземноморья.

Первоначально опубликовано на Live Science.

Надгробие

показывает, как бывший раб поднялся в социальном рейтинге

  • Надпись на надгробии, обнаруженная в Помпеях, показывает, как далеко зашел в жизни бывший раб.
  • Марк Венериус Секундио, останки которого были найдены на этой неделе, умер как священник и хранитель.
  • Говорят, что останки лучше всего сохранились из когда-либо найденных в древнем городе.
LoadingЧто-то загружается.

Надпись на надгробии, обнаруженная в Помпеях, показывает, как бывший раб поднялся по социальной иерархии и умер как священник и хранитель храма.

Частично мумифицированные останки Марка Венериуса Секундия недавно были обнаружены в гробнице у одного из главных входных ворот древнего города Помпеи, который был погребен в результате извержения Везувия в 79 г. н.э.

Останки Секундио, включая седые волосы, кости и частично видимое ухо, считаются наиболее хорошо сохранившимися из когда-либо найденных на археологических раскопках.

Подробнее: Покупатели жилья в Италии говорят, что пандемия помогла им заключать сделки — 5 человек рассказали, куда они переехали и сколько заплатили

Надписи на камне, найденном рядом с его телом, перечисляют его достижения после освобождения, в том числе становление хранителем Храма Венеры и вступление в коллегию жрецов, отвечающих за поклонение императору.

Как хранитель Храма Венеры, Секундио должен был финансировать и организовывать фестивали, театральные представления, гладиаторские бои и музыкальные конкурсы для горожан, говорят археологи.

«Быть ​​рабом унизительно. Вы находитесь во владении кого-то другого», — сказал Габриэль Цухтригель, директор археологического парка Помпеи, согласно The Guardian. «Итак, здесь мы видим свидетельство трансформации в социальном рейтинге… он показывает, что стал другим человеком, что он добился этого в жизни.»

Первоначально Секундио был рабом, принадлежавшим богатому банкиру по имени Цецилий Юкунд, согласно архивам. Неясно, как Секудио добился свободы, но рабы в то время обычно должны были платить за свое освобождение. 

«Конечно, было много освобожденных рабов, которые не стали богатыми, и поэтому они сформировали низшие и средние классы, став торговцами, ремесленниками или разнорабочими», — сказал Цухтригель, согласно Guardian.«Но потом другие стали действительно богатыми, иногда даже богаче, чем их прежние хозяева».

Высокопоставленный статус Секундио также очевиден, поскольку его останки не были кремированы, а мумифицированы и захоронены.

«Только маленькие дети были похоронены, так что это захоронение в гробнице является чем-то исключительным и может быть признаком важности и богатства, которых он достиг в городе, а также того, насколько хорошо он был интегрирован», — добавил Цухтригель.

Секундио умер примерно в возрасте 60 лет за несколько десятилетий до разрушения   Помпеи.

В следующем году археологи проведут дальнейшие раскопки некрополя Порта Сарно с целью в конечном итоге открыть этот район для публики.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.